Развитие внимательности и наблюдательности у сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки. Понятие психологической наблюдательности

Наблюдение играет важную роль в осуществлении профес-сиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. 33

Оно позволяет выявлять преступную деятельность лиц, пред-ставляющих для органов внутренних дел оперативный интерес, их связи, личностные качества, места хранения и сбыта похи-щенного, выявлять факты, относящиеся к расследуемым собы-тиям и т.п. Умелая организация процесса наблюдения, конечно в совокупности с другими способами организации профессио-нальной деятельности, во многом способствует своевремен-ному предупреждению, быстрому раскрытию, полному рассле-дованию преступлений, розыску скрывшихся преступников.

Под наблюдением в психологической науке понимается преднамеренное, планомерное, целенаправленное восприятие, предпринимаемое с целью изучения предмета, явления. Целена-правленность и организованность при наблюдении не только по-зволяют воспринимать наблюдаемый объект как нечто целое, но и дает возможность распознавать в нем единичное и общее, раз-личать детали предмета и устанавливать некоторые виды его связей с другими объектами. Иными словами, наблюдение - не простая сумма отдельных элементов, изолированных друг от друга, а сочетание чувственного и рационального познания.

Профессиональное наблюдение - это целенаправленное и специально организованное восприятие сотрудником органов внутренних дел значимых для решения оперативно-служебных задач явлений и процессов. К числу последних относятся преж-де всего проявления личности (правонарушителей, лиц, со-стоящих на профилактическом учете, осужденных, потерпев-ших, свидетелей и др.), ее состояния, действия, различные объ-екты, изучение которых имеет значение для раскрытия и рас-следования преступлений, деятельность самого сотрудника и пр.

Психологическая природа профессионального наблюдения весьма многогранна. Наблюдение - наиболее развитая форма преднамеренного восприятия. Сотрудник при этом воспринима-ет не все из того, что бросается ему в глаза, а вычисляет наи-более важное, необходимое, интересное. Это обусловлено це-лями, задачами, планом, которые обычно лежат в основе на-блюдения. Наблюдение всегда опирается на активную работу органов чувств. Для сотрудника органов внутренних дел это, в первую очередь, зрение и слух. Особенно важную роль в на-блюдении играет внимание, выступающее его регулятором.

Через внимание, как направленность и сосредоточенность соз-нания на определенных предметах, реализуются цели и план наблюдения. Наблюдение всегда связано с переработкой ин-формации и невозможно без активной работы мышления. Нако-нец, наблюдение определяется и особенностями личности само-го сотрудника.

Наблюдение в деятельности сотрудников органов внутрен-них дел характеризуется эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Его условия определяются психологическими особенностями деятельности сотрудников. В связи с этим на-блюдение, как способ деятельности сотрудников органов внут-ренних дел, должно удовлетворять следующим психологиче-ским требованиям.

Во-первых, сотруднику необходимо предварительное зна-ние особенностей личности тех лиц, в отношении которых он проводит наблюдение (например, характера и направленности их преступной деятельности, преступного опыта, их склонно-стей, интересов и т.п.).

Во-вторых, он должен полно и точно фиксировать путем запоминания или иным путем (в необходимых случаях и с ис-пользованием технических средств) конкретные действия и по-ведение объекта наблюдения.

В-третьих, он должен сопоставлять фиксируемые факты с ранее полученными данными о наблюдаемом и оперативно анализировать результаты этого сопоставления с целью пред-видения действий объекта наблюдения.

Успех наблюдения в конечном счете предопределяет ин-теллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность этапов наблюдения и использует его результаты. По мнению проф. Ратинова А.Р., для организации эффективного наблюдения сотруднику органов внутренних дел необходимо помнить ряд общих правил:

До наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;

Определить цель, сформулировать задачу, составить (хотя бы мысленно) план или схему наблюдения;

Искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому; 35

Расчленить предмет наблюдения и в каждый момент на-блюдать одну из частей, не забывая о наблюдении целого;

Следить за каждой деталью, стараясь подметить наиболь-шее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;

Не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;

Подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсцени-ровкой;

Ставить вопросы "почему" и "что это значит" относи-тельно каждого элемента наблюдения, продумывая, предпола-гая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;

Сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи;

Сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ра-нее известно об этом предмете, с данными науки и практики;

Ясно формулировать результаты наблюдения и фиксиро-вать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;

Привлекать к наблюдению различных специалистов, срав-нивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллега-ми;

Помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом на-блюдения1.

Наблюдение как психический процесс и определенная фор-ма профессиональной деятельности сотрудника органов внут-ренних дел вырабатывает у него такую важную черту личности, как профессиональная наблюдательность - комплексное свой-ство личности, выражающееся в возможности подмечать про-фессионально-значимые, характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности оперативной об-становки, людей, предметов, явлений и их изменений (которые могут иметь впоследствии значение для дела). Основа профес-сиональной наблюдательности сотрудника - устойчивый инте-рес к людям, их внутреннему миру, психологии, видение их под углом зрения профессиональных задач, своеобразная психоло-гическая "повернутость" к ним.

Что необходимо для обеспечения высокого уровня наблю-дательности сотрудника?

Во-первых, установка на восприятие информации, имеющей значение для решения профессиональных задач со-трудника. Эта установка помогает преодолеть усталость, апа-тию, брезгливость (например, при осмотре разлагающегося тру-па).

Во-вторых, специфическое концентрирование внимания именно на тех объектах и их свойствах, которые могут дать не-обходимую информацию, имеющую значение для решения тех задач, которые стоят перед сотрудником.

В-третьих, длительное сохранение устойчивого внимания, обеспечивающего готовность сотрудника к восприятию в нуж-ный момент необходимой исходной информации (особенно при длительных обысках, осмотрах мест происшествия и допросах).

Важнейшее направление развития профессиональной на-блюдательности - овладение сотрудником техникой профессио-нального наблюдения, которая включает в себя приемы и спо-собы его осуществления, основанные на соответствующих пси-хологических закономерностях.

Тренировки на развитие внимания полезно разделить на три формы.

Общая внимательность. Не давая себе никакого предвари-тельного задания, выясняете, что осталось замеченным от впе-чатлений, с которыми столкнулись.

Направленная внимательность. Дается задание на вни-мательное рассматривание названного объекта. После чего спрашивается о чем-либо, относящемся к этому объекту, о том, что можно было уловить при рассмотрении, хотя заранее пред-мет вопроса не был известен.

Целевая наблюдательность. Дается задание наблюдать определенные детали некоторого явления, и лишь затем пока-зывается это явление.

Одним из распространенных приемов развития профессио-нальной наблюдательности является следующий: всмотревшись

в кого-нибудь из окружающих, следует отвести от него взгляд и представить его затем в памяти, стараясь описать мысленно его приметы, после чего проверить себя, посмотрев вновь на этого человека. Или следующее упражнение: посмотрите в тече-ние некоторого времени на стоящий поблизости дом и отвер-нувшись попробуйте мысленно описать, сколько окон, балко-нов, где окна открыты, где висит белье, где в квартирах нахо-дятся люди и т.п. При этом необходимо учитывать, что знать, сколько окон или балконов в доме, - еще не значит проявить на-блюдательность: число их неизменно. Но заметить, когда от-дельные окна открыты или где включен свет, - уже результат наблюдательности, пристального внимания, способности улав-ливать связи и подмечать зависимости. Другое упражнение - наблюдение за каким-либо событием. В данном случае не име-ется ввиду какое-либо уличное происшествие, привлекающее всеобщее внимание. Это может быть и обычная совокупность действий одного или нескольких человек, которые преследу-ют определенную цель. "Почему этот человек здесь находит-ся?", "Чего он ожидает?", "Как он сейчас поступит?" - ответы на эти вопросы позволяют развить в себе способности психоло-гического наблюдения за людьми, умение прогнозировать по-ведение человека, что очень важно в деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Внимание и наблюдательность в процессе упражнений раз-виваются весьма успешно. Высшей степенью развития наблю-дательности надо считать такой ее уровень, когда она становит-ся не только чертой личности сотрудника, но и чертой его ха-рактера, когда она проявляется во всех видах его деятельности. Наблюдательный сотрудник именно тем и характеризуется, что он ничего не упустит, все своевременно подметит и сделает со-ответствующие выводы.

Понятие и значение психологического наблюдения. Самый доступный и наиболее широко применимый путь получения психологической информации о человеке, представляющем профессиональный интерес для работника юридического органа, - путь наблюдения за ним, наблюдения со стороны, при разговоре, при профессиональном контакте. Это реализуемо при психологическом наблюдении - особом психологическом действии, которым работнику-профессионалу юридического дела следует владеть.

Психологическое наблюдение - особое психологическое действие, обслуживающее решение правоохранительных задач и предназначенное для изучения психологических особенностей людей, с которыми профессионалу юридических органов приходится иметь дело. 1 Его значимость - в широкой доступности и оперативности (возможности быстро получить хоть какую-то информацию о человеке и его психологии). Все зависит практически от самого работника, его желания и его профессионализма. Психологическое наблюдение реализуется с помощью специальных психологических приемов, отвечающих его назначению, и конкретизирующих их правил. Упрощением бы было связывать его успех только с некоторой техникой работы. Его реализация требует наличия у профессионала особой устойчивой внутренней установки на психологическое наблюдение, наличия определенных психологических знаний, а также повышенной психологической чувствительности (чувствительности к внешним проявлениям психологии человека). Все эти компоненты взаимосвязаны. Само применение приемов психологического наблюдения нуждается в актуальной установке, в желании и стремлении профессионала использовать их. Обратная зависимость - практика использования приемов развивает и укрепляет установку и психологическую чувствительность, возникает профессиональная привычка, формируются соответствующие навыки и умения, накапливается опыт, совершенствуются знания.

Психологическое наблюдение дает информацию о человеке, но переоценивать ее достоверность не следует. Человек как объект психологического наблюдения весьма сложен и неоднозначен. Многое в нем содержит психологическую информацию: как вошел в комнату, как подошел, как сел, куда дел руки, какую фразу и почему произнес, почему на одном вопросе задержался, другой обошел, почему опустил глаза, когда дрогнули веки, на кого и в какой момент посмотрел и многое другое. Все это составляет язык внешних проявлений психологии человека (рис. 8.3). Его значения вероятностны и, тем не менее, профессионалу следует понимать их. Этот язык скажет профессионалу больше, чем человек сам о себе. Есть граждане-«артисты», пытающиеся маскировать свои действительные мысли, отношения, качества, состояния, что, конечно, в известной мере затрудняет понимание языка внешних проявлений, прочтение последних. Однако подлинный профессионал достаточно уверенно отличит наигранное от действительного, искреннее от лживого. Дело в том, что «артист» живет двойной внутренней жизнью: демонстрируемой, рассчитанной на показ, и действительной, «для внутреннего пользования». Постоянные переходы от одной к другой в процессе общения так или иначе обнаруживают это раздвоение в многочисленных признаках противоречивости. Даже если профессионалу не удается составить отчетливого психологического портрета человека, то по результатам психологического наблюдения у него возникают неудовлетворенность, предположения, подозрения, побуждающие его к дополнительным проверкам и в конечном счете - установлению истины.


Рис. 8.3. Наблюдаемые признаки психологии человека

Прием избирательности и надежности психологического наблюдения. Интерес работника органов правоохраны в наблюдении - не праздное любопытство, он всегда конкретен. Эта конкретность выражается в интересе к составлению психологического портрета (который, как уже отмечено выше, в юридической деятельности всегда избирателен, акцентуирован) или отдельным психологическим феноменам (например, искренности или лживости).

Правило избирательности и целеустремленности рекомендует со вниманием относиться к определению задач наблюдения в каждом конкретном случае, пользоваться рекомендациями по составлению психологического портрета, уточнять, какие внешние проявления, выступая признаками подлежащих оценке психологических феноменов, подлежат наблюдению и фиксации.

Правило комплексности предупреждает о недопустимости категорических! психологических оценок на основе единичной фиксации каких-то признаков; Надо перепроверять информацию, усиливая наблюдение за повторными проявлениями их. Кроме того, учитывая целостность психики, следует собирать максимально широкий круг информации, отвечающей структуре психологического портрета. Это позволит более достоверно оценивать и отдельные проявления.

Правило устойчивости к социально-психологическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения. К ним относятся эффекты «первого впечатления», «первой информации», ореола, инерции. В условиях правоохранительной деятельности особенно сильно и негативно сказывается предварительная или имеющаяся у сотрудника информация о человеке, с которым он встречается. Они автоматически формируют у него установку на поиск, восприятие во внешних данных и поведении человека того, что подтверждает имеющуюся информацию, полученную от других лиц или из документов. Правило требует всегда быть объективным, не поддаваться первым впечатлениям, быть самостоятельным, судить о человеке только по непосредственно наблюдаемым и проверенным фактам, перепроверять свои впечатления, критично походить к выносимым оценкам о нем и его качествам.

Прием выявления в наблюдении качеств личности. По внешности, мимике, пантомимике, продуктам деятельности, словам, речи можно судить о ряде качеств человека. Правила:

по словарному запасу, построению речи, изложению мыслей, ответам на вопросы судить о его образованности, культуре, профессиональной принадлежности, умственном развитии, находчивости, криминализованности, правовой осведомленности, особенностях правовой психологии и т.п.;

по произношению оценивать его национальную и региональную принадлежность, возможное место рождения и длительного жительства, образованность;

по темпу речи, интонациям, жестикуляции, выразительности мимики и экспрессивности речи оценивать его тип темперамента, эмоциональную уравновешенность, умение владеть собой, силу воли, самомнение, культурность, систему ценностных приоритетов. Так, человек с холерическим темпераментом быстр, темп речи у него устойчиво высок, мимика выразительна, характерны в поведении порывистость, нетерпеливость, несдержанность;

по вещам и предметам, принадлежащим человеку, - см. §8.3.

Прием выявления в наблюдении криминально значимых признаков. Для работника правоохранительных органов значимость таких признаков особенно велика.

Правило оценки признаков криминализации речи. Засоренность речи словечками из криминального жаргона характерна для некоторых категорий современной молодежи. Производное от их представлений о «модности», «современности» такого языка, - это определенная психологическая характеристика. Заслуживают оценки обращения типа «гражданин начальник», «командир», слова и выражения, свойственные «блатной музыке» и умению «по феньке ботать». Чем их больше, чем точнее их словоупотребление (что может оценить знакомый с уголовным жаргоном работник), тем достовернее оценки.

Правило обращения внимания на татуировки. В большинстве своем они не просто украшения и проявления извращенных вкусов, а несут смысловую нагрузку, выдающую отношение его носителя к закону, работникам правоохранительных органов, преданности криминальному миру, статусу в криминальной среде, говорят о планах на будущее, характере преступной деятельности, числе «отсидок» и др. Расположенные нередко на видимых частях тела человека (кистях, пальцах, ушах, носу и пр.), они не должны остаться незамеченными и не интерпретированными психологически.

Правило наблюдения за жестами, движениями, деталями одежды, привычками поведения. В недалеком прошлом опытные сотрудники очень четко подмечали людей, имеющих (или имевших) отношение к криминальному миру по короткой стрижке, несколько старомодной одежде, приверженности к ношению ватников или кожаных курток, отсутствию галстука («удавки»), наброшенному на плечи пиджаку, манерной походке и др. Ныне большинство этих примет устарело, но некоторые сохранились. Характерны интенсивная жестикуляция, выразительные движения кистью и пальцами (в преступном мире, в местах лишения свободы жесты используются для безмолвного обмена информацией и связи), определенная манера входа в помещение, походка, поведение при общении, сидение на корточках у стены, симуляция болезней, способ хранения некоторых вещей, особенности ожидания (три шага в одну сторону, три в другую), обращение к некоторым людям и к нему самому по кличке, неумение в столовой пользоваться ножом и вилкой, привычка смешивать разные блюда в одно, наличие дорогих перстней на пальцах и др. Конечно, не каждую из этих примет можно истолковать однозначно, но в совокупности они делаются определеннее. Есть свои характерные привычки и приметы у шулеров, карманных воров и ряда других преступных «специализаций». Разработка комплекса примет заслуживает дальнейшей разработки юридической психологией.

Прием выявления в наблюдении признаков лица, занимающегося преступной деятельностью. Сегодня, правда, в большинстве случаев не трудно судить о том, кто ведет преступный образ жизни; основная трудность в получении доказательных материалов. Все же бывает важным понять это, ибо лица, занимающие высокие места в преступной иерархии, предпочитают нередко держаться в тени.

Правило слежения за признаками противоречивости личности. Нередко такими признаками выступают: несоответствие обнаруживаемых качеств тому облику, который пытается придать себе человек (например, неожиданное обнаружение острого ума, наблюдательности, изощренности в возражениях и ответах на вопросы, обстоятельных и точных знаний в какой-то области, которых трудно ожидать, например, у «простого», малоприметного, ведущего тихий и скромный образ жизни, занимающего рядовую должность человека); демонстративное обнаружение «кристальной» честности, порядочности, бескорыстия, благотворительности и пр.; повышенная готовность к самозащите, острая настороженность, обостренная реакция на подозрения и подозрительность к другим, жесткий самоконтроль и др.

Правило слежения за признаками поведения лиц, собирающихся совершить или совершивших преступление, особенно значимо для сотрудников милиции, несущих службу на улицах и в общественных местах, вневедомственной охраны и др. Заслуживают внимания:

Настороженность, повышенная напряженность, нервозность, неестественная веселость или развязность человека, особенно когда он замечает сотрудника милиции или последний подходит к нему для проверки документов;

Торопливая или излишне напряженная походка, выдающая как бы желание не обратить на себя внимание;

Тревожное, порывистое оглядывание назад («нет ли слежки») и по сторонам;

Применение приемов отрыва от слежки (вход в последний момент в автобус, метро и такой же выход, многочисленные пересадки на транспорте и др.);

Наличие предметов, узлов, чемоданов в руках в ночное время или в местах, где люди редко бывают с ними;

Несоответствие возраста, одежды и того, что несет человек в руках, и др.

Характерна для этих лиц, как, впрочем, и для тех, кто имеет большой преступный опыт, привычка не допускать, чтобы кто-то шел за ними сзади. Они либо ускоряют шаг, либо пропускают идущего сзади.

Усиливает продуктивность обнаружения человека, собирающегося совершить преступление, и знание сотрудником правоохранительных органов способов совершения тех или иных преступлений. Например, такое знание используется оперуполномоченными оперативных групп, занимающихся розыском и задержанием карманников. Они знают, где и когда их искать, как их выделить из толпы, в какой момент брать с поличным.

Правило учета психологических особенностей опознания лиц, находящихся в розыске. Розыск осуществляется на основе использования различных портретов (фотографий, рисованных портретов, словесных портретов и др.), однако успех зависит от учета возможностей человеческой памяти лицами, осуществляющими ориентировку и инструктаж сотрудников милиции, выходящих на службу. Запомнить данные даже о пяти человеках трудно, если инструктаж не сопровождается раздачей копий портретов. Многое зависит от тренированности профессиональной памяти сотрудников, умения осуществлять припоминание сведений, сличение портрета и реально наблюдаемого человека, проверять документы, удостоверяющие личность.

Прием выявления и оценки психического состояния человека. Взволнованность, страх, радость, тревога, напряженность, расслабленность, злость, растерянность, даже спокойствие могут многое сказать наблюдательному юристу.

Правило наблюдения за внешними признаками психических состояний. Такими признаками выступают: интонации голоса, изменения его темпа, пауз, тембра; выражение глаз и направление взгляда; цвет лица и выступление пота; жесты, прза (в состоянии напряжения, например, поза несколько неестественна, пальцы на руках могут дрожать или напряженно сжиматься в кулак), движение рук (в состоянии волнения человек берет что-то в руки, начинает вращать, ускоряет вращение). Как верно сказал один опытный юрист: «Надо вглядываться не только в Уголовный кодекс, но и в глаза человека». Трудно вообще судить о человеке, ни разу не взглянув пристально, изучающе ему в глаза. Наблюдение улучшается в условиях хорошей освещенности.

Правило контроля за изменениями психического состояния. В ходе раскрытия и расследования преступлений, задержания преступников, пресечения нарушений общественного порядка и в других случаях сотруднику полезно, а то и необходимо знать, в каком психическом состоянии находится правонарушитель, потерпевший, свидетель. Успокоение или возникновение тревожности, страха, повышение напряженности и появление пота в какие-то моменты встречи и разговора говорят о значимости момента, его опасности или уходе от опасности. На этом, в частности, строится и диагностика лжи и скрываемых обстоятельств (см. § 8.12).

Прием психологического зондирования. Опытный юрист не ждет пассивно, когда интересующее его лицо само проявит свою психологию. Он активно выявляет ее с помощью этого приема и его правил.

Например, в квартире одного из подозреваемых проводился обыск, но он не давал результатов. Тогда руководитель группы распорядился вывести подозреваемого в другое помещение, а в этой комнате переставить всю мебель. Когда подозреваемого вновь ввели в комнату, за ним наблюдали. Тот, увидев перестановки, быстро обежал комнату беспокойным взглядом, задержав его на некоторое время на напольных часах, и успокоился, улыбнувшись. Из них и извлекли вещественные доказательства, которые были там тщательно запрятаны. Подозреваемый выдал себя своей реакцией.

Прием контроля за информативно значимыми психологическими реакциями по ходу выполняемого сотрудником следственного или иного профессионального действия:

Движения глаз;

Появление растерянности, задержки с ответом. Молчание может сказать больше, чем ответ;

Уход от прямого ответа, перевод разговора на другие вопросы;

Изменение психического состояния;

Внезапное покраснение и появление пота на лице, постукивание пальцем, усиление манипулирования предметом в руках (ручкой, карандашом, спичечной коробкой, пуговицей, пепельницей и пр.), закуривание сигареты и др.;

Непроизвольное расширение зрачков глаз;

Естественность (наигранность реакций) и др.

Прием «качания». Всем известна с детства игра «горячо - холодно».

Этот прием схож с ней. Когда допрос, разговор, перемещение приближаются к опасным для человека, знающего свою вину, но проявляющего неискренность и скрытность, теме, вопросу, месту, факту, его внутреннее напряжение возрастает, когда удаляются - снижается. Эти внутренние реакции непроизвольны, сдержать «выплескивания их наружу» практически невозможно, а попытка не проявить их внешне оказывается еще более заметной, так как неестественна.

От опытного, психологически наблюдательного юриста не укроются психологические проявления, и любые попытки виновного обмануть его, как правило, оказываются безуспешными. Язык внешних проявлении всегда более искренен, чем слова.

"См.: О"Коннор Джозеф и Гриндер Джон. Введение в нейролингвистическое программирование: Пер. с англ. - Челябинск, 1997; Человеческий фактор в правоохранительных системах. Языки мозга и тела человека: проблемы и практическое использование в деятельности органов внутренних дел. - Орел, 29 мая - 2 июня 1995 г.; Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. - Киев, 1992; Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Бегунова Л.А. Значение поведенческих реакций подозреваемого для экспресс-оценки его психологических особенностей. - М., 1995; Куприянов В.В., Стовичек Г.Р. Лицо человека. - М., 1988.

Психологическая техника профессионального наблюдения

Нужную для работы информацию профессионал часто собирает в процессе наблюдения. Профессиональное наблюдение - это преднамеренное, избирательное и планомерно осуществляемое с помощью органов чувств выявление и сбор информации об окружающем, необходимой для решения профессиональной задачи. Его осуществлению способствует такое комплексное качество (оно связано с мотивацией, работой органов чувств, знаниями и мышлением), как профессиональная наблюдательность - развитая способность подмечать характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности обстановки, людей, предметов и их изменений, имеющие или могущие иметь значение для решения профессиональной задачи. Наблюдательность и наблюдение связаны с владением соответствующей техникой - психологическими приемами и правилами.

Прием обеспечения интенсивности наблюдения. Наблюдение эффективно, если «луч» внимания ярок и силен. Достигается это активизацией личностных зависимостей наблюдения.

Правило самостимулирования внимания. Внимание усиливается, делается интенсивным, когда профессионал наблюдает, а не глазеет, когда ищет, а не случайно находит, когда стремится добыть нужную информацию, чувствуя ответственность за своевременность и полноту ее.

Правило бдительности. Подлинный профессионал знает, что обстановка всегда чревата внезапными угрожающими осложнениями. Спокойствие ее бывает обманчивым и не должно убаюкивать.

Правило волевого самонапряжения. Следует постоянно помнить о том, что профессиональное наблюдение - это своевременное выявление обычно малозаметных, трудно обнаруживаемых признаков. Надо заставлять себя присматриваться, прислушиваться, по необходимости - принюхиваться, не спешить, разглядывать («ощупывать» взглядом) детали, приближаться.

Правило уяснения цели и задач наблюдения. Наблюдение более успешно, если наблюдатель знает, за чем наблюдать, что обнаруживать, за какими признаками следить. Общая установка типа «Наблюдайте лучше, постарайтесь не пропустить, глядите в оба» в силу психологических механизмов хуже сказывается на интенсивности наблюдения, чем конкретная.

3.1. Понятие о наблюдательности

Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности, «Вос­питание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написана Б. Г. Ананьевым еще в 1940 г. Но, к сожалению, разработка путей развития этого свойства сенсорной организации людей до сих пор отстает от таких направле­ний практической психологии, как тренинг общения, сенситивности, памяти и др. В то же время есть основания утверждать, что это свой­ство является профессионально важным для большой группы профес­сий.

Наблюдательность - это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии. Благодаря наблюдательности человек раз­личает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, заме­чает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изме- -пившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Как свойство сенсорной организации наблюдательность связана с различными психическими явлениями. Прежде всего она опосредова­на ощущениями и условиями их протекания. Наблюдательность пред­полагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолют­ную и относительную чувствительность.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Па­устовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:

«Хороший глаз - дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зре­нием. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать краска­ми. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже fie надо будет понуждать себя к этому» {Паустовский К. Золотая роза: Повести. - Кишинев, 1987. - С. 596).

Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.

Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобре­тает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, име­ющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.

Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема име­ющихся у человека представлений и понятий о соответствующих яв­лениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включе­нию его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и со­ставляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходит не только систе­матизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вер­бальный уровень, а значит - обобщение.

Н. В. Тимофеев-Ресовский -- биолог, ставивший в своих исследо­ваниях наблюдение так же высоко, как эксперимент, - подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если ты знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интере­сы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впе­чатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.

Значит, профессиональные знания, а также мыслительные процес­сы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и пони­мать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания вос­принимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и поня­тий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт.

Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть опреде­ленный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это

Значит или к чему это относится? Как известно, это задачи на система­тизацию или классификацию. Интересная попытка в этом отношении предпринята Я. Хинтика и М. Хинтика*, которые проанализировали наблюдения Шерлока Холмса как процесс решения задач. В данном случае процесс наблюдения предстает как поиск и извлечение инфор­мации, необходимой для решения мыслительной задачи. При этом про­исходит некоторая абсолютизация мышления при наблюдении, но тем не менее взаимосвязи восприятия и мышления для понимания и осо­знания наблюдаемых фактов становятся еще более очевидными.

Итак, наблюдательность, как и любое психическое явление, - эле­мент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные много­уровневые связи с различными сторонами психической жизни челове­ка. С одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с другой - особенностями памяти и мышле­ния и в то же время включена в целостную структуру психики челове­ка через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпо­чтения.

В нашей работе речь идет о проявлении наблюдательности в отно­шении людей, к тому же существует тип профессий «человек-чело­век», где наблюдательность рассматривается как профессионально важное качество (Е. А. Климов). Попытаемся выделить специфиче­ские особенности проявления наблюдательности в профессиях этого типа.

В психологии сложилось целое направление по изучению возмож­ности раскрыть психологическую сущность человека через его наблю­дение и восприятие. В работах, например, Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, была показана диалектика внешне­го и внутреннего в проявлениях психики. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития на­блюдательности стало важным знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.

Итак, первая специфическая особенность наблюдательности в про­фессиях типа «человек-человек» состоит в том, что нужно во внеш­нем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутрен­ние, психические, состояния или свойства.

* Хинтика Я., Хинтика М. Шерлок Холмс против современной логики: К теории поиска информации с помощью вопросов // Языки и моделирование социального вза­имодействия. - М.: Прогресс, 1987. - С. 265-281.

Вторая особенность наблюдательности в этой сфере заключается в необходимости дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне. Необходимо развитие как абсолютной, так и от­носительной чувствительности именно к этим признакам, так как они раскрывают динамические характеристики человека, сформировавши­еся в процессе его онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его / настоящей жизни - с другой. Динамика онтогенетического изменения может быть выражена через физиогномическую маску, осанку, поход­ку; психические явления, протекающие в настоящем времени, выра­жаются через мимику, жесты, позы.

Прекрасными наблюдателями являются писатели и поэты. Их на­блюдательность не перестает удивлять и восхищать. Многие яркие картины человеческих образов даны ими на основе наблюдения и ви­дения тончайших изменений в поведении людей. Вспомним зарисовку С. Цвейга:

«Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела - мне даже страшно стало - две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схват­ке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха... меня пугала их взволнованность, их безумно страстное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею» (Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины: Новеллы. - Минск, 1987.-С. 190).

Третья особенность наблюдательности, проявляющейся в сфере «человек-человек», связана с интересом именно к человеку как объек­ту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Направленность, как правило, связана с профессиональным интересом, который определя­ет структуру профессиональных знаний. Данные наблюдения включа­ются в нее и в то же время, исходя из особенностей профессиональных знаний, могут быть поняты и истолкованы.

Любое наблюдение включается в контекст содержания той или иной профессиональной деятельности. Для наблюдений педагога важ­ным становится знание возрастных особенностей проявления и пере­живания чувств, возрастных особенностей соотношения эмоций и по­знавательной деятельности, проявления эмоций детей во взаимоотно­шениях со сверстниками, родителями и т. п. Для врача или медсестры значимыми становятся знания о внешних признаках человека, име­ющего то или иное заболевание, об особенностях поведения людей при

Разных болезнях, о возрастных особенностях, проявляющихся у боль­ного в отношении к себе и постигшей его болезни, и т. п. Контекст на­блюдений, проводимых следователем или инспектором по делам несо­вершеннолетних, совсем иной. В его наблюдения включаются знания о соотношении между типом личности и типом правонарушения, ти­пом нарушений и типом семьи и взаимоотношений в ней, об изменени­ях социальной среды в микрорайоне и т. п.

Профессиональные знания составляют ту основу, которая не толь­ко влияет на целенаправленность восприятия и способствует разви­тию дифференцировки воспринимаемых признаков, но прямо влияет на понимание наблюдаемых объектов и процессов.

Все перечисленные особенности наблюдательности можно отнести к перцептивным и понятийным.

Четвертая особенность наблюдательности, специфичная для про­фессий типа «человек-человек», определяется тем, что содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей. А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во взаимоотношениях друг с другом. Можно сказать, что наблюдательность в этом случае предпо­лагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные.

Эмпатия характеризуется способностью к отражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствует пониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает «эмоциональную сопричаст­ность». Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдатель­ность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точ­ку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состо­яний - вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательности здесь способствует определенный строй личности, при котором развиты та­кие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.

Развитие взаимосвязи между перцептивным, понятийным и эмпа-тийным компонентами наблюдательности способствует ее совершен­ствованию, возникновению способности не только видеть и чувство­вать другого, но и предвидеть его поведение.

Этот уровень наблюдательности прекрасно описал О. де Бальзак.

«Моя наблюдательность приобрела сторону инстинкта: не пренебре­гая телесным обликом, она разгадывала душу - вернее сказать, она так

Метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала в его внут­ренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого» (Мо-руа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. - М., 1968. - С. 72).

Таким образом, наблюдательность, проявляющаяся в профессиях типа «человек-человек», связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения.

3.2. Индивидуальные особенности наблюдательности

В процессе наблюдения за людьми, явлениями окружающего мира проявляются индивидуальные особенности наблюдателя, которые придают процессу наблюдения особую окраску и делают наблюдение индивидуально-своеобразным. Индивидуальные характеристики про­цесса наблюдения проявляются в его динамике, глубине, особенностях эмоциональной окраски.

Первым фактором, определяющим индивидуальные особенности наблюдательности, могут быть различия в строении и функциониро­вании зрительного анализатора, влияющие на остроту зрения. Неоди­наковая наблюдательность определяется различной степенью разви­тия остроты восприимчивости людей по отношению к различным сто­ронам окружающей их физической и социальной среды. Один человек обладает тонкой восприимчивостью по отношению к цветам, их оттен­кам и слабо дифференцирует звуки, речь, интонацию голоса, другой лучше воспринимает движения, где бы они ни проявлялись, а третий имеет высокую чувствительность к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо дифференцирует изменения, происхо­дящие с техникой. Более низкие пороги чувствительности в одной мо­дальности и более высокие - в другой, выделение ведущего вида чув­ствительности характеризуют индивидуальные особенности наблюда­ющего человека. Они формируются в деятельности и определяют ее успешное выполнение.

Вторым фактором, определяющим индивидуальные особенности наблюдательности, может быть сенсорная организация, характеризу­ющаяся объединением разных модальностей в комплексы и выделени-

Ем ведущей чувствительности. Одной из характеристик сенсорной организации является тип восприятия: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический, эмоциональный. Выделение этих типов ос­новано на установлении сенсорной организации с мыслительными и эмоциональными процессами. Для наблюдателей синтетического типа характерно обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не видят их.

Люди с аналитическим типом восприятия выделяют при наблю­дении прежде всего детали, частности, такие люди нередко затрудня­ются понять общий смысл явлений. Общее представление об объекте, событиях они часто подменяют тщательным анализом отдельных по­ступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить глав­ное.

Люди эмоционального типа восприятия стремятся выделить не сущность явления, а выразить свои переживания, вызванные наблю­даемыми явлениями. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, прежде всего замечает то, что воздействует на его эмоцио­нальную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.

Наблюдение не бывает чисто пассивным, созерцательным актом. На процесс наблюдения оказывают влияние и уровень развития мыш­ления, и чувства, и интерес, и опыт взаимодействия с наблюдаемым объектом. С. Л. Рубинштейн по этому поводу писал: «Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой чело­век, и в его восприятия всегда в той или иной мере сказывается весь человек, его отношение к воспринимаемому, его потребности, интере­сы, желания и чувства» {Рубинштейн С. Л. Основы общей психоло­гии. - М.: Учпедгиз, 1946. - С. 253).

Индивидуальные особенности наблюдательности складываются под влиянием воспитания. Если в процессе взаимодействия с развива­ющимся человеком взрослые предоставляли возможность ребенку са­мому наблюдать за миром и делать открытия, то можно ожидать, что уже к подростковому периоду наблюдательность может сформиро­ваться как свойство сенсорной организации. Если в процессе взросле­ния человек был лишен необходимости или возможности наблюдать, то и соответствующее свойство не развивается. Поэтому есть взрослые, которые настолько ненаблюдательны, что не видят, например, в своей квартире вещей, которые там уже давно находятся, или тех существен­ных изменений, которые произошли во внешнем облике близких род­ственников. Для развития наблюдательности значим не столько воз­раст, сколько тренировка.

3.3. Система упражнений для развития наблюдательности

В этом разделе предложена система упражнений для развития наблю­дательности. Ее основу составляет тот теоретический материал о на­блюдении и наблюдательности, который изложен в предшествующих главах.

Определение наблюдательности как психического свойства и рас­крытие ее связей с различными сторонами психики, а также с содержа­нием деятельности позволяют ответить на вопрос: что значит трениро­вать наблюдательность? Самый общий ответ сводится к тому, что нужно тренироваться в наблюдении, а поскольку под наблюдением понима­ется процесс целенаправленного восприятия, упражнения в нем со­ставляют основу для тренировки наблюдательности.

Более конкретный ответ на поставленный вопрос заключается в том, что необходимо упражняться в технике наблюдения, с одной сто­роны, а с другой - развивать каждый из выделенных компонентов на­блюдательности (перцептивный, понятийный, эмпатийный, прогно­стический). Это и есть два основания для подбора и создания системы упражнений. Эти основания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Упражнения, развивающие, например, чувствительность к динамиче­ским движениям лица, могут иметь направленность на отработку од­ного из элементов наблюдения.

Имея в виду эту взаимосвязь, мы осуществляли подбор упражне­ний и построение тренинга в целом.

Упражнения первого раздела направлены на знакомство с челове­ком как объектом наблюдения. Это необходимо, чтобы знать, что нуж­но видеть, во что всматриваться, что различать, наблюдая человека. Здесь предусмотрены следующие виды упражнений: тело человека как объект наблюдения, голова человека как объект наблюдения, внешние проявления психических процессов, состояний и свойств человека (позы, осанка, жесты, мимика и т. п.).

Второй раздел тренинга посвящен отработке отдельных элементов наблюдения как основы развития наблюдательности. Начинается на­блюдение с постановки цели, затем на основе работы зрительного ана­лизатора и свойств восприятия идут анализ наблюдаемой информации и ее переработка. Следовательно, нужны упражнения на отработку целе­направленности и развития соответствующих перцептивных свойств. В этом разделе предусмотрены такие виды упражнений: цели наблю­дения и их влияние на его результат, дифференцирование наблюдае-

Мых признаков, характеризующих психические состояния человека, отработка избирательности и осмысленности восприятия.

В профессиональной деятельности наблюдение - не самоцель, а средство или условие успешного решения профессиональных задач. Поэтому в тренинге нужны упражнения, которые включали бы реше­ние подобных задач. Для выполнения таких упражнений потребуется опора на навыки, выработанные через предшествующие упражнения. В профессиях типа «человек-человек» есть общие для разных специ­альностей задачи, успешность решения которых основана на наблюда­тельности. Это задачи на понимание через наблюдение процессов, про­исходящих при взаимодействии людей (выводы, умозаключения из наблюдений, их объяснение и интерпретация). Другой вид задач - предвидение развития ситуаций, поведения людей, их взаимоотноше­ний также через наблюдение. Решение этих задач формирует как по­нятийный компонент наблюдательности, так и эмпатию. В третьем раз­деле тренинга содержатся следующие виды упражнений: умозаключе­ния на основе наблюдения, понимание и интерпретация наблюдаемых поступков людей по их внешним проявлениям, предвидение развития движений, действий, поведения человека на основе наблюдения.

Таким образом, тренинг содержит три раздела, направленные на развитие перцептивного, понятийного и эмпатийного компонентов. наблюдательности.

Для оценки эффективности тренинга предусмотрен ряд контроль­ных заданий, которые предлагаются участникам дважды: на первом занятии и на последнем. Поскольку задания одинаковые, появляется возможность сравнить результаты, а следовательно, оценить эффек­тивность тренинга.

При подборе заданий для контроля нами было принято во внима­ние следующее обстоятельство. Если результатом наблюдения считать понимание и предвидение поведения людей, то его эффективность бу­дет зависеть от полноты и точности информации, которая была до­ступна наблюдателю при восприятии. Чем больше объем такой инфор­мации, тем меньше необходимость видеть детали, всматриваться, диф­ференцировать малоразличимые признаки. Задания в соответствии с объемом информации, необходимой для понимания и предвидения наблюдаемого, могут быть ранжированы следующим образом: наблю­дается ситуация и человек в ней; наблюдается человек вне ситуации; наблюдаются только элементы внешности, несущие информацию о человеке, его состоянии и ситуации; наблюдаются только элементы каждого из средств выражения состояния (например, рот как вырази­тель мимики, глаза или жест). Поэтому в контрольных упражнениях сознательно регулируется объем информации о наблюдаемом человеке

И его внешних проявлениях. Мы избрали самый жесткий критерий, т. е. при контроле предлагается по элементам тех или иных выразительных средств дать характеристику психических состояний.

Приводимые упражнения адресованы преподавателям, ведущим практические занятия по психологии и ставящим перед собой задачу формировать через свой предмет у студентов профессионально важ­ные качества, в том числе и наблюдательность. Эти упражнения с успехом могут выполняться на практических занятиях по любой из психологических дисциплин, где им можно отводить 15-20 минут.

Программа и содержание тренинга

Первый раздел тренинга включает два вида упражнений. Одни из них направлены на знакомство с общими и индивидуальными особен­ностями внешности (телосложение, строение" головы, особенности

Лица и т. п.), другой - на знакомство с теми средствами, через которые в облике выражается психическое состояние или свойство (жест, ми­мика, пантомимика, поза и т. п.).

Упражнения этого раздела основаны на материалах, которые накоп­лены в практической психологии и изложены в работах А. А. Бодале-ва, А. В. Викулова, Ф. Лезера, А. Штангля, П. Экмана и др. Если веду­щему занятия окажется недостаточно разъяснений, данных в настоя­щей главе, можно обратиться к соответствующей литературе (см. список в конце книги).

На занятиях предлагается материал, который призван познакомить с теми или иными особенностями внешности людей. Здесь же преду­смотрены упражнения на запоминание и актуализацию этой инфор­мации. На других занятиях информационный материал не имеет само­стоятельного значения, поэтому включен в упражнения.

Упражнения построены в следующей последовательности:

  • типы телосложения людей;
  • общие и индивидуальные особенности телосложения;
    ® голова и лицо человека;
  • общие и особенные признаки строения головы и лица человека;
* упражнения на дифференциацию общих и отличительных призна­
ков телосложения, строения головы, лица человека;

» упражнения на запоминание общих и отличительных признаков телосложения, строения головы, лица человека;

  • жесты, позы, осанка, мимика, физиогномическая маска;
  • упражнения на «чтение» выразительных движений человека.
Занятие 1

Цель: познакомить с внешним обликом человека как объектом наблю­дения; провести один срез для оценки эффективности тренинга. Необходимый материал: рте. 1-22.

Проведение занятия

После знакомства с группой, выяснения профессиональных инте­ресов, а возможно, и мотивов прихода на тренинг ведущий должен до­статочно подробно и доступно рассказать о наблюдательности как про­фессиональном свойстве человека. При этом необходимо показать связь этого свойства как с сенсорными процессами, так и с памятью и

Мышлением, с интересами и эмоциональными свойствами человека. Здесь уместно привести примеры проявления наблюдательности в обыденной жизни людей и в их профессиональной деятельности (учи­теля, таможенники, следователи, врачи, продавцы, родители и т, д.). Все эти примеры должны показать, что понимание и перцептивное предвидение поведения других людей в ситуациях недлительного или единичного контакта во многом зависят от развития наблюдательно­сти. Множество примеров можно заимствовать у Конан Дойля. Вот один из них.

Холмс задает вопрос доктору Ватсону:

  • Интересно, что Вы можете сказать на основании внешности этой де­
    вицы. Опишите мне ее.
  • Ну, на ней была серо-голубая соломенная шляпа с большими поля­
    ми и с кирпично-красным пером. Черный жилет с отделкой из черного
    стекляруса. Платье коричневое... с полоской алого бархата у шеи и на ру­
    кавах. Серые перчатки, потертые на указательном пальце правой руки.
    Ботинок я не разглядел. В ушах золотые сережки в виде маленьких круг­
    леньких подвесок. В общем, эта девица вполне самостоятельная и несколь­
    ко вульгарная, добродушная и беспечная.
  • Никогда не полагайтесь на общее впечатление, друг мой, сосредо­
    точьте внимание на мелочах. Я всегда сначала смотрю на рукава женщи­
    ны. Когда имеешь дело с мужчинами, пожалуй, лучше начинать с колен
    брюк. Как Вы заметили, у этой девицы рукава были обшиты бархатом, а
    это материал, который легко протирается, поэтому хорошо сохраняет сле­
    ды. Двойная линия немного выше запястья, в том месте, где машинистка
    касается рукой стола, видна великолепно. Ручная машинка оставляет точ­
    но такой же след, но только на левой руке, и притом на наружной стороне
    запястья, а у мисс... след проходил через все запястье. Затем я посмотрел
    на лицо и, увидев следы пенсне, сделал заключение насчет близорукости и
    работы на пишущей машинке, что ее очень удивило (Конан Дойль А. При­
    ключения Шерлока Холмса. - Пермь, 1979. - С. 59).
Ведущий может проанализировать приведенный пример, выясняя разницу в восприятии у двух действующих лиц. Специально нужно подчеркнуть, что оба они делают умозаключения, которые основыва­ются на наблюдении, проведенном за короткий отрезок времени.

В тех же случаях, когда человека знают долго или имеют возмож­ность знакомиться с различными аспектами его жизни, механизмы по­нимания этого человека и предвидения его поведения совершенно иные. Это может быть анализ поведения в прошлом, сравнение пове­дения данного человека с поведением различных эталонных групп, за­поминание типичных для данного человека реакций и форм поведе­ния в той или иной жизненной ситуации и т. п.

Ведущий может познакомить с основными разделами программы и сформулировать цели тренинга: научиться дифференцировать мало­заметные изменения в протекании психических состояний, понимать и предвидеть поведение людей на основе наблюдения их внешних, вос­принимаемых проявлений.

Если после разъяснений появятся заинтересованность и желание добиться высоких результатов, можно предложить помимо упражне­ний, проводимых на занятиях, выполнять домашние задания. Преду­смотренные домашние задания намного расширяют поле наблюдений, позволяют в реальной жизни проверять результативность отдельных

Занятий.

Последнее замечание, которое должен сделать ведущий, состоит в том, что все участники занятий, включая ведущего, будут выступать объектами наблюдения и понимания. Если это сообщение не вызовет возражений, то на занятиях можно использовать и группу как модель для выполнения тех или иных упражнений.

После такой вступительной беседы можно перейти непосредствен­но к содержанию занятия.



Похожие статьи