Фанатик идеи. Фанатизм как психологический феномен - виды и признаки

м. франц. немецк. изуверство; грубое, упорное суеверие, замест веры; преследованье разномыслящих именем веры. Фанатик, изувер. Фанатическое гоненье.


Смотреть значение Фанатизм в других словарях

Фанатизм — фанатизма, мн. нет, м. Образ мыслей и действий фанатика, крайняя нетерпимость. Религиозный фанатизм. Он ослеплен фанатизмом.
Толковый словарь Ушакова

Фанатизм
Политический словарь

Фанатизм — -а; м. [франц. fanatisme]
1. Образ мыслей и действий фанатика (1 зн.). С фанатизмом следовать чему-л. Дикий ф. Религиозный ф. Ф. коллекционера.
2. Страстная преданность чему-л.,........
Толковый словарь Кузнецова

Фанатизм — основанная на слепой вере, крайняя степень приверженности субъекта к определенной идее или образу мыслей с резко выраженной пониженной самокритичностью.
Юридический словарь

Фанатизм — (от лат. fanaticus - исступленный) -..1) доведенная до крайнейстепени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям,нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный........
Большой энциклопедический словарь

Фанатизм — - исступленный - доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к инакомыслию. Страстная преданность чему-либо. ФАНДАНГО........
Исторический словарь

Фанатизм — (от лат. fanaticus - исступленный),
Сексологическая энциклопедия

Фанатизм — (‹ лат. fanurn храм, жертвенник) - полная поглощенность какой-нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии. (Словарь, с. 299)
Психологическая энциклопедия

Фанатизм — (от лат. fanaticus - исступленный) - англ. fanaticism; нем. Fanatismus. 1. Страстная преданность своим убеждениям, соединенная с крайней нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям.........
Социологический словарь

Фанатизм — (лат.-исступленный): страстная привязанность к какомулибо мнению, как правило, религиозному или политическому, нравственная позиция, для которой характерны: некритическое........
Философский словарь

Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность . «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. . Слова подвижнические . Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств ).

Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. . ).

Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель . ).

Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком…

Священное Писание научает нас с великой ответственностью относится к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено () (Св. прав. . Моя жизнь во Христе).

Религиозный фанатизм

игумен Игнатий (Душеин)

Религиозный фанатизм. Еще недавно это понятие ассоциировалось лишь со школьным курсом истории времен СССР. Но что-то изменилось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь словами “экстремизм”, “фанатизм”, “фундаментализм” пестрят все газеты, а каждый второй политик говорит о “терпимости” и “толерантности”.

Однако очень часто одни и те же понятия для разных людей могут означать совсем разные вещи. Что же такое религиозный фанатизм?

Для нерелигиозного человека проявлением религиозного фанатизма может казаться любое проявление религиозности вообще. Пошел в и стал соблюдать посты – фанатик; говорит о том, что аборты – грех – экстремист; ну а если помянул добрым словом Царскую Россию – то просто великодержавный шовинист.

Таким образом, для людей нецерковных понятия “верующий” и “фанатик” практически тождественны. Напротив, для православного человека обвинение в фанатизме звучит по меньшей мере оскорбительно.

Что означает само слово “фанатизм”? “Фанатикос” – с латинского переводится как “исступленный”. Воспитанные на западных фильмах современные россияне именно такими и представляют верующих – нетерпимыми, исступленными, запостившимися, с горящими от нездорового экстаза глазами.

Однако подобное состояние с точки зрения православной аскетики может оцениваться только отрицательно. Православие – вообще религия трезвости. Трезвости духовной. Оно не зовет человека к возвышенным духовным состояниям, не приглашает взлетать с помощью воображения или эмоций в заоблачные дали для общения с ангельскими чинами и ликами святых угодников. Напротив, от таких “полетов” оно категорически предостерегает.

Православие всего лишь предлагает человеку трезво, без розовых очков взглянуть на себя. Присмотреться внимательно к тому, что внутри, в сердце. Увидеть то, что там реально происходит.

Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. В Православии есть понятие о “ревности по Боге”. Пример людей, проливших свою кровь за веру – мучеников – всегда был и остается славой и похвалой Церкви. Не есть ли это проявления фанатизма?

Ведь во всех народах и во все времена прославлялись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближнего. Да и вообще, если у человека в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это означает лишь то, что он еще не возвысился над уровнем только животного состояния.

Вопрос в другом: человек сам готов умереть за свою веру, или он готов за это убить других людей, пусть даже ценой своей жизни? И вот здесь христианин и видит границу между готовностью к самопожертвованию и фанатизмом.

Для христианина неприемлема сама мысль о насилии над чужой свободой. Это органически вытекает из христианского учения о Боге: Бог Сам по отношению к людям не допускает со Своей стороны никакого насилия. Христианин будет защищать свою свободу, в том числе и с оружием, но он никогда не будет посягать на свободу другого. Фанатизм же как раз и стремится путем насилия утвердить во всем мире свои “истины” .

Фанатизм равнодушен к духовному совершенствованию человека, его цели находятся в этом, “земном” измерении. Совсем не то в Православии. Духовная жизнь православного человека вся направлена внутрь себя. Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” , и там, в глубине сердечной, под завалами грехов и страстей скрыто то сокровище – Царство Божие – ценнее которого нет ничего в мире. В этом главное отличие “религиозного рвения”, “духовной ревности” от фанатизма.

Это не означает, что все происходящее вокруг абсолютно не беспокоит православных. Просто главный фронт борьбы за спасение души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апостол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” . А духи злобы не угрожают нам автоматами или “поясами шахидов”, они врываются в наши сердца вместе с гневом, ненавистью, гордостью, похотью, алчностью, другими страстями.

Там, где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба не с духами злобы, не с собственными страстями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и возможно возникновение религиозного фанатизма.

Возможны ли такие явления в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Именно поэтому исторические примеры религиозного фанатизма мы находим не только в иных религиях, но и во многих христианских сообществах, отпавших от полноты Православной Церкви.

Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем покорил пол мира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров .

Для Православия же наоборот характерно терпимое отношение к людям другой веры. Твердо настаивая на том, что именно Православная Церковь обладает полнотой Истины, Православие не призывает уничтожать тех, кто так не считает. Православная Россия за тысячу лет освоила огромные территории, но нигде не пылали костры с язычниками, буддистами или мусульманами . Многие народы обратились в Православную веру, но всегда силой проповеди, а не силой оружия. Те же народы, которые вошли в состав Российской империи со своими верованиями, никогда не притеснялись по религиозному признаку. Более того, из казны Православной Империи строились мечети, содержались ламы и муллы.

Когда хотят обвинить православных в фанатизме, то обычно вспоминают старообрядческий раскол XVII -го века. Действительно, трагические события, связанные с расколом, произошли не без вины высших иерархов. Но можно ли рассматривать старообрядческий раскол как явление органически характерное для Православия? Скорее наоборот. Отсутствие элементарного духовного образования у народа, излишнее обрядоверие, пристрастие к мертвой букве и к преданиям человеческим – все это искажения, а не нормальное состояние Церкви. А ведь именно это послужило причиной раскола. Репрессии против старообрядцев осуществляло правительство, а не Церковь. Достаточно вспомнить, что протопопа Аввакума казнили тогда, когда сам

Допустим, при разгадывании кроссворда вам попалось такое определение: «преданность чему-либо» – и в наличии только восемь букв. В такой ситуации первое, что приходит на ум, это слово «фанатизм». И вы будете правы, так как это верный ответ.

Фанатичность. Кого можно считать фанатиком

В настоящее время большинство людей употребляет понятие «фанатик». Многие догадываются, что означает это слово, но лучше уточнить. В психологии дается такое значение слова фанатизм – это зачастую безосновательное и плохо осознаваемое убеждение в каком-либо предмете или явлении.

Очень часто именно эти характеристики фанатизма ведут к ошибочным, необдуманным действиям. К сожалению, в истории можно найти большое количество примеров, которые доказывают это.

Психология отмечает, что фанатизм – это серьезное психическое заболевание. Правда, в разных странах психологи не одинаково определяют его границы. Например, в Соединенных Штатах Америки вас посчитают фанатиком, если вы хотя бы чуть-чуть отклонитесь от стандарта психически здорового человека. И эту болезнь незамедлительно начнут лечить методами, которые предусматривает психология.

К данному моменту известны виды убеждений, которые связаны со следующими отраслями жизни общества:

  • Религия.
  • Спортивная деятельность.
  • Искусство.
  • Политика.
  • Здоровье.
  • Научная деятельность.

Как ни удивительно, но именно первые три вида из вышеприведенных на данный момент являются самыми распространёнными.

У каждого вида фанатизма есть свои определенные признаки. Но если постараться, то можно найти и общие черты и характеристики данных признаков. Психология выделяет следующие характеристики:

  • Фанатик чересчур тяжело переносит всё то, что переживает тот, кому он поклоняется. Самой крайней формой является самоубийство. Очень часто человек приходит к этому в тот момент, когда его герой либо умирает, либо заканчивает свою профессиональную деятельность.
  • Большую часть своих сбережений фанатик расходует на то, чтобы преследовать объект своего подражания. Он ездит за ним повсюду, ходит на каждое его выступление, покупает все, что хоть как-то связано с его героем, и так далее.
  • Человек зациклен на чем-то одном. Он все время говорит об одном и том же. Все время пытается показать, что он убежден в идеальности объекта поклонения.
  • У молодых людей часто сужается круг интересов. Их перестает интересовать то, что до этого увлекало. Все отходит на второй план. Все внимание переходит на объект поклонения.

Но нужно отдать должное людям. У многих фанатизм является временным явлением, которым большинство «переболевает» в подростковом возрасте. Но у любого правила есть исключения, и иногда все же встречаются люди с крайними формами проявления болезни.

Говоря про фанатизм, стоит рассмотреть и такое понятие, как фанатичность. Фанатичность – это характерные убеждения, которые присутствуют у фанатичной личности. Фанатичный человек всегда имеет какие-то свои особенные взгляды на то, что происходит вокруг.

Теперь, когда мы более или менее разобрались с тем, что такое фанатизм и кто такие фанатики, поговорим о самых распространенных формах фанатизма – это идейный и религиозный фанатизм.

Распространенные формы убеждения

1. Религиозное убеждение – это наиболее выраженная форма заинтересованности в религиозной сфере деятельности, с сотворением из нее культа поклонения и созданием группы людей с одинаковым мышлением.

Относительно недавно это понятие встречалось исключительно в учебниках по истории. Оно относилось ко временам СССР. Но сейчас жизнь людей изменилась, и мы слышим о религиозном фанатизме чуть ли не каждый день.

Человеку, который абсолютно никак не связан с религией, может показаться, что любой религиозный человек – это носитель радикальных религиозных убеждений. Но для верующих людей сравнение их с фанатиками является по меньшей мере оскорбительным.

Почти всегда религиозное убеждение основано на том, что святая жертва приносится во имя Бога. Основой данного убеждения является вера. Вот тут следует быть аккуратнее. Не нужно путать веру и фанатизм. Вот отличия этих двух явлений:

  • У верующего человека спокойное, не агрессивное поведение, а у фанатика всегда бьют ключом эмоции, он не в силах сдерживать себя.
  • Верующие люди никогда не желают другим зла. Фанатик может быть агрессивным в своих действиях, и очень часто.
  • Обычно чтобы доказать свою точку зрения, фанатик пытается перекричать своего оппонента. Верующий человек старается спокойно, умиротворенно донести свои мысли до других.

В общем и целом разница понятна. Один спокоен, другой агрессивен. Фанатизм тесно связан с религией. Но не нужно забывать, что религия в первую очередь подразумевает неподдельную веру.

2. Идейное убеждение также часто называют политическим фанатизмом. Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что с ним мы встречаемся каждый день. Идейный фанатизм связан с борьбой людей за свои политические убеждения, с достижением определенных политических целей и выражением взглядов на режим и власть, с помощью которых ведется управление страной.

Как пример проявления такого фанатизма можно привести большое количество терактов, которые совершены ради захвата власти. Также сюда можно отнести восстания, государственные перевороты и так далее.

Психологи отмечают, что источником политических убеждений зачастую выступают желание власти и жажда подчинить себе как можно больше людей любой, возможной и невозможной, ценой. Именно поэтому самые непримиримые политические фанатики так или иначе обращались к методам, которые позволяют захватить власть.

Причины фанатизма

Разобравшись в основном с темой фанатизма, мы хотим рассмотреть сейчас самое главное – причины данного явления. Итак, основными причинами фанатизма на данный момент являются:

  • Неудовлетворенность своим личным или социальным статусом.
  • Избегание неприятных ситуаций, посредством полного воодушевления чем-то другим.
  • Реализация своего эго.
  • Желание управлять кем-либо или чем-либо.
  • Стремление к уходу от проблем, из реального мира.

У фанатиков всегда есть определенные признаки. Вот примеры некоторых из них:

  • Флаг, гимн, специальная одежда.
  • Плакаты, баннеры, вывески.
  • Безосновательные всплески агрессии.
  • Объединение в группы.
  • Одинаковый образ жизни.
  • Зацикленность на объекте подражания.

Каждый человек «фанатеет» от чего-либо, ну, или от кого-либо. Главное – не забывать, что фанатизм - это болезнь. Не нужно сломя голову гнаться за тем, что вам нравится. Здраво оценивайте ситуацию и никогда не доводите фанатизм до крайней стадии. А лучше всего переболеть этой болезнью в подростковом возрасте. Автор: Ольга Морозова

Фанатизм

Когда мы заявляем, что православие - это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся учениками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна, ибо делает нас жёсткими и жестокими, но, к сожалению, очень удобна, ибо освобождает от необходимости думать, выбирать и брать на себя личную ответственность за принятие тех или иных решений. Я уже не говорю о том, что она истину просто и сразу убивает, ибо истина может быть только свободной.

Современные христианские фанатики

См. также

Примечания

  1. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. - М: Русский язык, 1989. - С. 531. ISBN 5-200-00408-8
  2. Santayana, George. Life of Reason: Reason in Common Sense. (New York: Charles Scribner’s Sons)
  3. Thorne, Scott; Bruner, Gordon C. (2006). «An exploratory investigation of the characteristics of consumer fanaticism ». Qualitative Market Research: An International Journal 9 (1): 51-72. DOI :10.1108/13522750610640558 . ISSN 1352-2752 .
  4. Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине / «Человек», № 9, 1997.
  5. Г. П. Чистяков - филолог, историк, богослов. Был священником Храма Св. Космы и Дамиана в Москве и настоятелем храма Покрова Богородицы в Детской республиканской клинической больнице, членом Правления Российского Библейского Общества и Международной Ассоциации по изучению отцов церкви, ректором Общедоступного Православного Университета, основанного протоиреем А. Менем, заведующим кафедрой истории культуры МФТИ. Лекции в МФТИ по истории христианства и богословской мысли читал с 1985 г.
  6. Чистяков Г. Откуда эта злоба?
  7. Бердяев Н. А. О Судьба России: Самопознание / Ростов-на-Дону; Феникс, 1997. С. 263.
  8. Религиозный экстремизм
  9. Современный терроризм: мифы и реальность
  10. Мексиканские террористы захватили самолёт
  11. В США судят группу христианских террористов, готовившихся развязать войну с правительством
  12. Оптические прицелы для Пентагона «закодированы» Новым Заветом
  13. Морпехи США стреляют из винтовок с библейскими кодами

Литература

  • В. Ким. Некоторые аспекты формирования фанатизма: на примере религий // Международный сборник научных трудов. Вып 10 / ВолгГТУ. - Волгоград, 2006, с. 29-35
  • Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине/ «Человек», № 9, 1997 г.
  • Священник Георгий (Чистяков). Философские и психологические основы фанатизма
  • Хоффер Э. Истинно верующий: Мысли о природе массовых движений

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фанатизм" в других словарях:

    Фанатик: любой человек, который с жаром говорит о вещах, нам безразличных. Лоренс Питер Фанатик это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему. Уинстон Черчилль Фанатик: человек, который делает то, что, по его мнению,… … Сводная энциклопедия афоризмов

    фанатизм - а, м. fanatisme m. 1. Образ мыслей и действий фанатика; исступленная преданность своей вере и нетерпимость к иным верованиям, инаковерующим. БАС 1. Естьли буеверие (фанатисм) частию еще существует, то сие приписывать должно тем глубоким кореньям … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр., от лат. fanaticus иступлённый, изувер; от fanum капище, храм). Изуверство, грубое суеверие, преувеличенное религиозное усердие, преследование разномыслящих именем веры; чрезмерная привязанность к какой либо партии. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

    Фанатизм - Фанатизм ♦ Fanatisme «Фанатизм, – писал Ален, – это опасная любовь к истине». Фанатик любит только свою истину. Фанатизм есть исполненный ненависти и готовый к насилию догматизм, слишком уверенный в себе и своей вере, чтобы проявить… … Философский словарь Спонвиля

    фанатизм - (от лат. fanum жертвенник) непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении. Ф. сопряжен с готовностью к жертвам; преданность идее сочетается с… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. fanaticus исступленный) ..1) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный фанатизм)2)] В переносном смысле страстная преданность чему либо … Большой Энциклопедический словарь

    ФАНАТИЗМ, фанатизма, мн. нет, муж. Образ мыслей и действий фанатика, крайняя нетерпимость. Религиозный фанатизм. Он ослеплен фанатизмом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Неистовство, ярь, раж, фанатичность, нетерпимость, умоисступление, преданность, ярость, приверженность, буйство, изуверство, исступление Словарь русских синонимов. фанатизм сущ., кол во синонимов: 12 буйство (20) … Словарь синонимов

Фанатизм как качество личности – склонность слепо, неосознанно, не признавая никаких аргументов, безальтернативно следовать определенным представлениям и убеждениям; проявлять крайнюю нетерпимость к любым иным мировоззрениям .

Если хотите постичь истину, идите во-о-о-он к тем скалам, - показал вдаль рукой Учитель. - И проверьте, что крепче - камень или ваши головы. Через несколько дней ученики вернулись из утомительного путешествия. Тем, кто пришёл с безучастным выражением лица, Учитель гневно сказал: - Уходите, вы не слушаетесь меня. Вы не дошли до скал. Тем, кто пришёл просветлённым, Учитель лишь улыбнулся, промолчав. У тех же, у кого лбы были разбиты в кровь, а глаза горели фанатичным огнём, он спросил тихо: - Да разве же я вас об этом просил?

Человеческий разум выполняет ряд функций – понимание истины, способность запоминать, заблуждаться и сомневаться. Сомнение – это совесть разума, заставляющая его еще раз возвращаться к пониманию того или иного вопроса, анализировать его со всех сторон. Поиск истины сопряжен сомнениями. Ее любимцы твердо знают, что нужно все подвергать сомнению, прежде чем дать отмашку на согласие, при этом не делать исключения и для себя. Когда в разум впечатлительного, эмоционального, неуверенного в себе человека поступает информация, сильно волнующая его ум и чувства, а в разуме атрофирована функция сомнения, он слепо принимает ее. В таком алгоритме зарождается фанатизм, как помешательство, безумие, исключительная увлеченность, глупая доверчивость и слепое поклонение. Как всякий нейтрализатор разума, фанатизм неуклонно ведет человека к деградации.

Фанатик – это инвалид разума, у которого атрофирована функция сомнения, и, в силу этого обстоятельства, он слепо следует любой идее, всколыхнувшей и взволновавшей его впечатлительный, эмоциональный ум. Беда фанатизма состоит в отсутствии пытливого ума и сомневающегося разума, в лени и нежелании искать истину. Ему сказали: «Во всех твоих несчастьях виноваты кавказцы», мысль взволновала неопытный ум своей простотой и ясностью, и он поверил, не анализируя, не проверяя, не сомневаясь. Фанатик говорит: «Пусть лошадь думает — у нее голова большая. Мне нечего думать и так все ясно». Так работает лень и нежелание искать истину при ампутированной функции разума на сомнение. Фанатика стоит пожалеть, ибо он слеп как андабат, и становится жертвой этого своего недуга. Андабатами в Древнем Риме называли гладиаторов, чье лицо закрывал щиток с узкими прорезями, отчего воин почти ничего не видел. Отчаянно размахивая мечом, андабат старался восполнить этот недостаток, но чаще всего поражал воздух, тогда как подкравшийся противник набрасывал сеть и наносил ему смертельную рану.

Итак, алгоритм фанатизма прост: поступление входящей информации (раздражитель) – впечатлительное, эмоциональное восприятие без тени сомнений в ее истинности, доверчивость – принятие как руководство к действию – усугубление реакции – зацикливание. На последних двух стадиях фанатизм получает энергетический заряд. Человек повторно пропускает через ум ту же самую идею, только в других интерпретациях, возникает цепная реакция, когда мозг все время возвращается к одной и той же мысли. Гитлер не способен был более десяти минут не говорить о евреях. Неуверенный в себе человек, вооружившись фанатизмом, например, сотворив себе кумира, находит в нем своего рода компенсацию за свою закомплексованность.

Фанатик постоянно находится под прессом стресса. У нормального человека за сутки ум может пропустить десятки тысяч мыслей. «Болтовня ума» сопровождается свободным полетом мыслей. Фанатик – это человек одной доминантной мысли. Его заставляют обстоятельства жизни на секунду переключаться от доминантной мысли на текущие потребности дня, но он делает это машинально, в полусне, не теряя контакта с фанатичной идеей. Недаром слово “фанатизм” происходит от латинского fanaticus - “исступленный”. А то, в свою очередь, от fanum - “храм”. В Древнем Риме фанатиками называли храмовых жрецов, выказывавших особое религиозное рвение.

Фанатизм нельзя смешивать с религиозностью. Дело не в религии, а в том, как человек верит. Фанатик, в отличие от верующего, говорит: «Мой Бог лучше» и агрессивно относится к представителям других духовных традиций. Религия его не учит ненависти к инаковерующим. Если учит, значит, это не религия, а секта. Вспомните подпоручика из «Бесов» Достоевского: он разбил все иконы, затушил все свечки и тут же вывесил в красном углу портреты философов-атеистов и… снова благоговейно зажег свечи.

Парадоксально, но фанатику безразлично, какому культу служить. Был бы культ, а фанатики найдутся. Фанат получает «кайф» не от кумира, а от служения ему. То есть, кумир – это ширма фанатизма, по-настоящему он ценит не Пресли, Мерлин Монро или Аллу Пугачеву, а свое «бескорыстное» служение им. Иными словами, фанатизм – это самообслуживание впечатлительного ума удовольствием от процесса служения кумиру либо какой-то идее.

Фанатизм вечно недоволен и неудовлетворен внешним миром. Исповедуя принцип: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас», он с юношеским максимализмом стремится раскачать политическую ситуацию в своей стране. Не случайно «темный попутчик» фанатизма пробуждается в переходные для страны периоды. Это золотое время для оголтелых фанатиков, когда можно разрушить общественное здание до основанья, а отстраивать будут другие. Фанатизм – это всегда разрушение, горе, слезы и кровь. Это заразная болезнь для обезверенных и обесчеловеченных особей, цепляющая их на крючок целеустремленности и искренности. Оскар Уайльд справедливо подметил: «Самое непростительное в фанатике – это его искренность». Твердолобый юнец завистливо смотрит на блеск глаз фанатика, его подкупает убежденность и жертвенность, отчаянная решимость и романтика его жизни. Стремясь подражать кумиру, он пополняет армию фанатиков.

Внутренний мир фанатика окрашен в черный и белый цвет. Никаких полутонов. Если враг не сдается – его уничтожают. Кто не с нами, тот против нас. Фанатизм нуждается во враге, как наркоман в дозе. Как писал Николай Бердяев, «фанатизм всегда делит мир… на два враждебных лагеря. Это есть военное деление. Фанатизм не допускает сосуществования разных идей и миросозерцаний. Существует только враг. Это страшное упрощение облегчает борьбу… Подобно ревнивцу, всюду видит лишь одно: лишь измену, лишь предательство, лишь нарушение верности единому, - он подозрителен и мнителен, всюду открывает заговоры против излюбленной идеи».

Надо понимать, что фанатик, обладая разумом, не способным к сомнениям, испытывает состояние детской беспомощности. Ему нужна «мама», а еще лучше вместе с папой и мощными братьями, которые всем «покажут», если кто-то замыслит его обидеть. Когда нет «семейной» поддержки, неуверенный в себе человек с низкой самооценкой тревожится от своей беззащитности в окружающем враждебном мире. Вот он и тянется под крылышко стаи, пытается влезть под крышу сильных мира сего. Михаил Веллер пишет: «Когда буйная энергия юности концентрируется в одной точке - пробивная сила развивается страшная. Фанатики, достигающие порой вершин, получаются именно из ребят, чем-то природой обделённых: робких, слабых, некрасивых, бедных, - всё их стремление к самоутверждению принимает единое направление, в котором они могут превзойти других, компенсируя свою ущербность». В окаянные дни переворотов, фанатик испытывает, по мнению Э. Эриксона, острое желание «поддаться тоталитарной и авторитарной иллюзии целостности, заданной заранее, с одним лидером во главе единственной партии, с одной идеологией, дающей простое объяснение всей природе и истории, с одним безусловным врагом, который должен быть уничтожен одним централизованным карательным органом, - и с постоянным направлением на внешнего врага бессильной ярости, копящейся в этом государстве».

Фанатизм и любовь также далеки друг от друга, как добро и зло. Любовь предпочитает единение, сокровенность, слияние родственных душ. Третий лишний и прочие подсматривающие ей ни к чему. Фанатизм – стадное чувство, он «любит» кумира коллективно и прилюдно. Главное сбиться в кодлу, самоутвердиться за счет массовости, а кумир и идеи до лампады. К футбольным фанам не случайно липнет всякое отребье, которая и правил игры не знает. Есть такой фанатский анекдот: “Пацан говорит бывалому фану, что они с корешами решили организовать фан-группу. «А сколько вас?» - спрашивает фан. - “Двадцать. Только половине футбол до лампочки!»

Фанатизм – это возвеличивание абстрактного, оторванного от жизни мнения, не сомневающегося разума, в ущерб и разрушение конкретных жизней ни в чем неповинных людей. Политические и религиозные фанатики пренебрегают жизнями окружающих людей. А это уже серьезнейшая проблема, с которой человечество столкнулось в лице «идейных» террористов. Как бы они себя не называли, суть одна – фанатики. Исследуя психологию фанатиков на примере убийцы германского министра иностранных дел В. Ретенау (данный инцидент произошел в 1922 г.) Керна, Э. Фромм приводит следующее его высказывание: «Я бы не вынес, если бы расколотое на куски поверженное отечество снова возродилось в нечто великое… Нам не нужно “счастье народа”. Мы боремся, чтобы заставить его смириться со своей судьбой… На вопрос о том, как он, кайзеровский офицер, смог пережить день революции, он отвечает: “Я не пережил его. Я, как приказывала мне честь, пустил себе пулю в лоб 9 ноября 1918 г. Я мертв, то, что осталось во мне живого, это - не я. Я не знаю больше своего “Я” с этого дня… Я делаю то, что должен. Поскольку я должен был умереть, я умираю каждый день. Все, что я делаю, есть результат одной единственной мощной воли: я служу ей, я предан ей весь без остатка. Эта воля хочет уничтожения и я уничтожаю… а если эта воля меня покинет, я упаду и буду растоптан, я знаю это”». Э. Фромм отмечает: «Мы видим в рассуждениях Керна ярко выраженный мазохизм, который делает его послушным орудием высшей власти. Но самое интересное в этой связи - всепоглощающая сила ненависти и жажда разрушения, этим идолам он служит не на жизнь, а на смерть. … И когда мы анализируем психическую реальность таких людей, то убеждаемся, что они были разрушителями… Они не только ненавидели своих врагов, они ненавидели саму жизнь. Это видно и в заявлении Керна, и в рассказе Соломона (один из сподвижников Керна - В. И., М. К.) о его ощущениях в тюрьме, о реакции на людей и на саму природу. Он был совершенно неспособен к положительной реакции на какое-либо живое существо».

Петр Ковалев 2013 год



Похожие статьи