Социальная сфера жизни общества как объект социальной политики. Особенности социальной сферы как объекта государственного регулирования

Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, - это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента - возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория - это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома - многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других - обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные четвёртых охраняют все - от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии - это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом - но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы... Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей - производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности - это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей - это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на "точечную" и "линейную", где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём - взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), - словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, - говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению - республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка - высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны - их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

Социальная сфера – одна из основных подсистем общества, сложный, интегрирующий объект требующий правильного понимания и представления. Соц. сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных потребностей и интересов: материальных, духовных, интеллектуальных. Кроме жизненных интересов и потребностей, человек реализует и свое жизненное предназначение, что обуслав­ливает наличие, окружающих его предметов, вещей, являющихся также составляющими соц. сферы.

Для характеристики соц. сферы используются различные термины: общественное благо, качество жизни, уровень жизни и др. Общественное благо наряду с материальной составляющей включает и нематериальные компоненты: личное счастье, благополучие, удовлетворение работой и др. Качество жизни характеризует, с одной стороны субъекта общ. жизни и потребностей человека (продолжительность жизни, образования, культурного и интеллектуаль­ного потенциала), а с другой – комфортность, удобство жизненных условий, состояния и среды обитания людей. Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Совокупность процессов и организаций соц. сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупнено выделить объекты государственного регулирования:

Население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;

Политика доходов, уровень и качество жизни населения;

Социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование; - развитие отраслей соц. сферы (здравоохранение, образование, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм).

Весь спектр задач и направлений развития социального комплекса находят отражение в социальной политике государства.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

· компенсаторная, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

· элективная, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

· кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.8. Национальные проекты как объект государственного управления.

Приоритетные национальные проекты - ближайшие цели, которые не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья, а являются первым периодом в реализации общей государственной стратегии России.

На формирование общего подхода к ПНП оказали влияние следующие факторы:

Появление значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных в разных формах государством (Стабфонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.д.);

Сокращение государственной внешней задолженности;

Превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию.

Приоритетный национальный проект «Образование» включает в себя следующие направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах и развитие системы профессиональной подготовки в армии».

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» включает четыре направления: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования»; «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»; «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».Основным механизмом реализации является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо согласно имеющимся межправительственным договоренностям, отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов. По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным целевым показателем является увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6%.

Национальные проекты по своему стратегическому, глубинному содержанию - это концентрация финансовых, административных и общественных ресурсов страны на наиболее приоритетных направлениях развития потенциала человека. Это дальнейший шаг, логическое продолжение курса на модернизацию страны. Роль приоритетных национальных проектов в реализации государственной стратегии развития России состоит в том, что они являются основой формирования нового гражданского общества и будущей модели экономики знаний и новых технологий.

Приоритетные национальные проекты предназначены для формирования обновленного механизма деятельности государственных органов власти и должны быть реализованы всем обществом, так как «по вертикали» они "относятся ко всем уровням власти - федеральной, региональной, местной, а «по горизонтали» - ко всем институтам гражданского общества и бизнесу.

Целью реформирования экономики РБ является построение социально ориентированной рыночной экономики. Экономическая система республики перестраивается, ориентируясь на развитие социальной сферы. Социальная сфера - одна из основных подсистем общества, сложный, интегрирующий объект требующий правильного понимания и представления. Часто соц. сферу с ее очень важной, но все-таки составной частью - совокупностью учреждений непроизводственных отраслей народного хозяйства: образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Однако, совокупность данных отраслей является соц. инфраструктурой. Понятие соц. сферы значительно шире. Соц. сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных потребностей и интересов: материальных, духовных, интеллектуальных. Кроме жизненных интересов и потребностей, человек реализует и свое жизненное предназначение, что обуславливает наличие, окружающих его предметов, вещей, являющихся также составляющими соц. сферы.

Следовательно, соц. сфера - это вся система жизнеобеспечения человека с момента его рождения до его погребения. Соц. сферу рассматривают как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле слова соц. сфера отражает и включает в себя все то, что связано человеком, его жизнью, удовлетворением его самых разнообразных жизненных потребностей и интересов. В узком смысле - соц. сфера отражает ту совокупность деятельности людей, ее форм и видов посредством которых они удовлетворяют свои материальные и духовные потребности в определенных условиях и в определенном отрезке времени. Для характеристики соц. сферы используются различные термины: общественное благо, качество жизни, уровень жизни и др.Общественное благо наряду с материальной составляющей включает и нематериальные компоненты: личное счастье, благополучие, удовлетворение работой и др. Качество жизни характеризует, с одной стороны субъекта общ. жизни и потребностей человека (продолжительность жизни, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой - комфортность, удобство жизненных условий, состояния и среды обитания людей. Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Совокупность процессов и организаций соц. сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупнено выделить объекты государственного регулирования:- население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;- политика доходов, уровень и качество жизни населения;- социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование;- развитие отраслей соц. сферы (здравоохранение, образование, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм).Весь спектр задач и направлений развития социального комплекса находят отражение в социальной политике государства.

1.2 Социальная политика государства: понятие, принципы формирования, механизмы регулирования

Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика.

Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.

Социальная политика - это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, нациями, отдельными социальными группами населения, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе - на повышение эффективности функционирования экономики страны.

Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле - социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества.

Социальная политика вузком смысле - это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние.

Социальную политику государства отличает ряд особенностей.

Она имеет дело непосредственно с человеками ориентирована на него. Социальная политика связана со сферой распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства, но распределительные отношения, будучи относительно автономными, могут тормозить либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения общественной производительности труда. В то же время специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и умножение материального богатства.

Отсюда следует, что так же, как социальная сфера общества неотделима от экономики, социальная политика государства неотделима от экономической политики, они тесно связаны между собой. Их диалектическая взаимосвязь объясняется тем, что цель экономической политики - регулирование деятельности людей по созданию материальных благ и услуг как важнейшего условия роста народного благосостояния, асоциальная политика воздействует на отношения между людьми в потреблении ими материальных благ и услуг, направлена на улучшение условий жизни и всестороннее совершенствование всех членов общества, исходя из принципа социальной справедливости. Другими словами, то, что для одной политики является итогом, для другой - исходным пунктом.

Социальная политика государства строится на основе принципов: целенаправленности, учета возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности.

Принцип целенаправленности предполагает ориентацию социальной политики на достижение поставленных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, определяющих развитие социальной сферы в отмеченной перспективе.

Принцип учета возможностей основан на том, что при формировании социальной политики государства необходимо учитывать, с одной стороны, собственные возможности и способности людей решать свои социальные проблемы, а с другой - возможности государства. Важность этого принципа заключается в том, что недооценка роли человека как субъекта решения своих проблем обрекает социальную политику на провал, ведет к социальному иждивенчеству, деформации социального статуса человека. Примером может служить «застойное» советское общество, когда человек был поставлен в условия, что от него самого мало зависел его социальный статус. Возможности государства зависят от ресурсно-экономического потенциала, обеспечивающего решение социальных проблем.

Принцип реальности социальной политики тесно связан с принципом учета возможностей: народу можно обещать лишь то, что государство в состоянии выполнить.

Принцип открытости предполагает, что основные положения социальной политики должны быть известны всем членам общества.

Принцип адекватности требует от социальной политики быть адекватной целям развития государства и общества, условиям жизни людей, исходить из складывающейся структуры жизненных интересов и проявлений человека.

Принцип целостности предполагает, что все звенья и направления социальной политики должны быть тесно взаимосвязаны.

Принцип всеобщности и адресности ориентирует социальную политику на то, чтобы, во-первых, она охватывала все слои и социальные группы общества, все организации, учреждения и институты социальной сферы, а во-вторых, содержала конкретные адресные меры в отношении каждой социальной структуры общества.

В зависимости от направлений, субъектов и объектов, уровня и видов различают общегосударственную социальную политику, региональную и отраслевую, политику в области рынка труда и занятости населения, доходов и заработной платы, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также политику в области здравоохранения, образования, культуры и искусства, жилищную, пенсионную, семейную, молодежную, женскую, политику в области материнства и детства.

Проводя объективно обусловленную социальную политику, государство для ее реализации использует разнообразные действия, формы и методы регулирования: поддержание общественного порядка, исполнение законов, справедливое распределение доходов, рациональное налогообложение и др. Безусловно, государственное регулирование является частичным вмешательством в жизнь людей и во многих случаях влечет за собой некоторое ограничение их свободы. Но это вмешательство осуществляется в интересах и во благо людей.

Государственное регулирование не следует рассматривать как систему жесткого, командного воздействия на социальную сферу. Эта система построена на самых разнообразных по своей сущности методах: экономических, административно-распорядительных, социально-психологических, воспитательных, правовых.

В системе государственного регулирования особо следует выделить правовые методы, совокупность которых лежит в основе правового регулирования. Правовое регулирование обеспечивает целенаправленное воздействие на поведение, деятельность людей, а через них - на общественные отношения. Основными элементами правовых методов являются юридические нормы, государственные предписания и акты применения права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей.

Право является продуктом общества в целом и гражданского общества в частности. Оно устанавливает позитивные правила поведения, организует общественные отношения, координирует социальные взаимосвязи. Идеальным можно назвать вариант, когда обществом управляют не люди, а легитимные, правовые законы, но такой вариант в полной мере практически недостижим. В жизни право указывает каждому члену общества то поведение, которому он должен следовать, и то поведение, которого он должен избегать, то есть регулирует его поведение. В результате право способствует установлению официального обязательного для всех общественного порядка. Осуществляется это путем, во-первых, установления каждому члену общества прав и обязанностей, т.е. кто и на что имеет право (может делать) и что обязан делать; во-вторых, через механизм государственного воздействия, выступающий как основа власти. Правовые средства регулирования общественных отношений, в свою очередь, подвергаются влиянию социальных и иных факторов.

Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе и включает:

  • * бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств;
  • * развитие договорных отношений в регулировании доходов населения;
  • * налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан;
  • * создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и иных доходов;
  • * декларирование сверхвысоких доходов граждан;
  • * тарифные соглашения между работодателями и наемными работниками;
  • * непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки;
  • * совершенствование пенсионного обеспечения;
  • * использование и повышение роли социального страхования и страховых выплат в социальной защите населения, упорядочение участия пенсионеров в производстве;
  • * постепенное увеличение возраста выхода на пенсию;
  • * повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);
  • * усиление децентрализованного начала в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а также местный уровень;
  • * постепенное увеличение платности в социальной сфере. В системе государственного регулирования используются в качестве инструментов социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные регуляторы. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства, обеспечивающая жизнедеятельность общества. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, регламентирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством.

Особую роль в системе государственного регулирования социальной сферы играют социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в области развития социальной сферы.


В обществоведческой отечественной литературе последних лет принято различать- четыре сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную и духовную. Такая стратификация общественной жизни правомерна и не вызывает возражений. Тем не менее, очевидна и ее относительная ценность для науки и практики, поскольку в реальной жизни людей все сферы общества взаимосвязаны, переплетены, взаимно проникают друг в друга настолько, что установить грань между ними не всегда удается. Экономическая деятельность и экономическое сознание ограниченно переплетены между собой и не может быть экономикивне связи с экономическим сознанием. Социальная сфера, в свою очередь, имеет условные границы, но на практике представить ее вне экономической реальности крайне трудно, так как экономические проблемы человека это его жизненные проблемы, т.е. проблемы социальные.
Стратификационный анализ общества не может быть сведен к проблеме дифференциации сфер жизни людей. Он предполагает и изучение характера зависимости между ними. Известно, что экономическая сфера самая важная и фундаментальная. Но экономическая деятельность это на самоцель, а средство для решения каждым человеком и обществом в целом своих жизненных интересов, для расширения свободы выбора. По мнению Б.А. Вороновича «... в этом плане социальная сфера является смыслообразующей субстанцией всего того, что делает общество. При таком подходе к проблеме социальная сфера уже не является простой производной от экономики. Она обретает статус фундамента общественной структуры, решающей детерминанты жизни людей...». ,
Идея решающей роли социальной сферы в жизни и развитии общества не должна содержать в себе недооценку экономики. В реальной жизни людей экономика также необходима, как и социальная сфера. «Концепцию социального детерминизма, как и концепцию экономизма, можно считать лишь идеальным типом определенного философско-социологического подхода, никогда не реализуемого в чистом виде, ибо в действительности экономика определяет социальную жизнь в такой же мере, в какой жизненные интересы человека определяют уровень экономического развития общества»."
Функционирование общества в рамках рыночных отношений предопределяет необходимость содержательного определения понятия социальная сфера. Это понятие широко употребляется как в научной литературе, представляющей различные отрасли знания (философия, социология, статистика, экономика), так и на практике всех уровней управления. Понятие трактуется либо слишком узко (в таких случаях обычно речь идет об отдельных отраслях социальной сферы - здравоохранении, образовании, науке, культуре и спорте), либо слишком широко, когда, например, в статистические сборники, специально посвященные развитию социальной сферы, без всякого объяснения включаются все показатели социально- экономического развития.

Е.А. Елисеев считает, что такой широкий диапазон и неясность в трактовке содержания социальной сферы существует потому, что до настоящего времени не предложены критерии, с помЛдью которых можно было бы зафиксировать не только содержание понятия «социальная сфера», но и определить его границы.
По некоторым оценкам аналитиков и ученых социальная сфера - это вся система жизнеобеспечения человека, начиная от родильных домов и заканчивая культурой погребения". Сутью общественных отношений в социальной сфере является процесс воспроизводства человека со всей совокупностью его способностей и потребностей. Иными словами, социальные отношения - это те же экономические отношения, но рассматриваемые по затратам и результатам с точки зрения производства и развития личности человека. Е.А. Елисеев выделяет три стадии данного процесса.
Стадия производства- это отношения по поводу рождения, охраны здоровья, воспитания, образования, социальной защиты, физического и духовного развития человека. Данная стадия образует часть социальной сферы, которая обеспечивает эти отношения - здравоохранение, все формы образования и воспитания, науку, культуру, социальную защиту, физическую культуру и спорт. Отношение общества к указанным сферам как к непроизводственным далеко небезобидно: оно подспудно стимулирует пренебрежение и так называемый остаточный принцип финансирования.
Стадия распреоеления - это отношения по поводу регулирования использования человеческого потенциала для производства как материальных благ, так и для производства и потребления «человеческого капитала». На этой стадии возникает отрасль социальной сферы, которая представлена службами, способствующими рациональному использованию накопленных людьми знаний, навыков, умения и способностей.
Стадия потребления - это область экономических и социальных отношений, где осуществляется многообразная трудовая деятельность людей. Важнейший результат потребления - вещное богатство страны в виде созданных материальных благ и услуг, что в свою очередь является единственным источником удовлетворения разнообразных потребностей общества. Кроме того, стадия потребления способностей людей не исчерпывается решением задачи достижения благосостояния, а представляет собой огромный потенциал для дальнейшего развития творческих способностей людей, заложенных на стадии производства.
Уместно заметить, что деление процесса воспроизводства человеческой личности на отдельные стадии в известной степени условно - они тесно взаимосвязаны, являются частью друг друга: стадия потребления способностей личности есть одновременно процесс подготовки необходимых материальных условий для решения ряда задач стадии производства. Более того, стадия потребления есть одновременно процесс производства и развития новых способностей человека, а именно тех, которые служат удовлетворению более высоких потребностей.

Социальная сфера - это сложный комплекс различных отраслей, который выполняет ряд задач по обеспечению жизни и деятельности человека.
Эти задачи группируются по признаку содержания (качества) удовлетворяемых индивидуальных потребностей.
¦ К первой-группе относятся задачи по обеспечению жизнедеятельности человека на уровне его простейших биологических и социальных потребностей. Международные организации связывают обязательное удовлетворение такого рода потребностей с соблюдением прав человека. Речь идет о таких аспектах, как жилищный фонд (его наличие и содержание), производство и потребление необходимых товаров и услуг, медицинское обеспечение и санитарное состояние, дошкольное воспитание и образование, социальное обеспечение, охрана общественного порядка, работа транспорта, организация торговли.
Ко второй группе относятся задачи по обеспечению условий жизнедеятельности того уровня, который соответствует социальному стандарту «нормальной жизни» и воспринимается большинством как состояние комфорта, как состояние «блага». Данный уровень способствует созданию предпосылок для развития творческой деятельности личности и общества, для политической и социальной стабильности. Речь идет о деятельности тех же отраслей социальной сферы, но на более качественном уровне их содержания. Создание возможности человеку самому выбрать жилище, место, уровень и качество необходимой ему медицинской помоши; доступность и реализация возможности для большинства членов общества приобретать товары и услуги, удовлетворяющие не низшие потребности, а в достаточной степени и утилитарные на социально сбалансированном (не отсекающем большинство населения) рынке - таковы основные критерии реализации данной группы задач. Сюда можно отнести и уровень потребления духовных услуг - развитие телевидения, сети культурных учреждений, обеспечивающее высокий уровень потребностей личности, развитие информационной инфраструктуры, помогающей населению определить свой выбор в потреблении материальных и духовных благ и услуг.
Третью группу составляют задачи отраслей социальной сферы, позволяющие перевести их деятельность на уровень воспроизводства человека как творческой личности. Человек, как субъект отношений, при реализации данной группы задач выступает уже не как потребитель, а как созидатель. Решение этого класса задач и есть та установка, которая выступает в качестве высшей цели социально ориентированной рыночной экономики, является стратегической целью реализации социальной политики.
Рассмотрение социальной сферы жизни общества в качестве объекта социальной политики дает основание считать, что социальная политика - это целенаправленная деятельность структур государственной и общественной власти по управлению социальной сферой. Деятельность отраслей социальной сферы, направлена на удовлетворение всех фундаментальных, жизненных, базовых потребностей человека, к которым в равной степепи относятся как биологические (материальные), так и духовные (социальные) потребности. В таком смысле социальную политику можно рассматривать как политику государственного воздействия на
всю сферу удовлетворения жизненных интересов людеП, целенаправленную деятельность органов государственной власти по регулированию социальных отношений в обществе, теорию, практику и искусство выдвижения человека с его жизненными интересами в центр внимания этой деятельности.
Главный императив социальной политики - забота об уровне и качестве жизни каждого человека. Практическая реализация данного императива должна основываться на некоторых положениях, которые можно определить как основополагающие. Без таковых социальная политика превращается в некую схоластическую деятельность, не приводящую к ожидаемым результатам.

Анализируя стр-ру общ ученые пришли к выводу о целесообразности сферного пхда т.е. выделение опред сфер в стр-ре общ.~ Сферный пхд охватывает всю ж/д-ть общ и все ф-ции гос-ва, причем ряд элементов в рамках такой стр-ры яв-ся «пограничными», лежат на стыке соц сф и смежных обл д-ти. Классиф сф в науч сообществе даются различ. Один из пхдов предстн у Уледова А.К.: J^ мат-производствен сф (в осн-нии лежат отн-я ч-ка и рез-та его труда); 2. соц-политич сф (в осн-нии отн-я ч-ка и общ); 3. семья и быт (отн-я ч-ка с домом бытом); 4. духовная (отн-я ч-ка с к-рой) Вслед за Уледовым, Афанасьев предложил ев классиф, чем разукрепил классиф Уледова: 1. экон. 2. полит. 3. дух. 4. соц. 5. сем-быт.

Руткевич М.Н. б. против выделения соц сферы , он считал, что социальное аспект всех названных сфер. Наиболее признанной т. зр. в научном сообществе является т. зр. Ядова В.А. Он выделяет 3 сф: 1. экон. - отн- произ-ва. 2. полит - отн-я власти (захват, удержание, использование). 3. соц- воспроиз-во (семья, основной институт воспроизводства) В понимании соц сферы т/же сущ разногласия: 1. с т. зр. экономистов соц сф это непроиз-венная сф, т.е. мат Ot-ы удовл-ния соц потр-тей. 2. соц сф это все общ группы, из к-ых сост общ и все отн-я м/ду ними. 3. (почти по Руткевичу) соц сф это St-вный аспект экон, полит и др сф.

Выд. специфику каждой сф: - специфика экон сф это производство; - полит это отн-я власти; - соц это воспроизводство населения. Воспроизводство (в узком понимании) это специальн отрасль жизни, которая не исчерпывается мат-произв деятельностью человека и стоит в стороне от полит деят-ти. Воспроизводство (в шир понимании) это восстановление сил предметов обихода, накопление знаний, потребление информации, поддержание коммуникаций, обеспечение в жилье, укрепление здоровья, рождение и воспитание в семье оказание помощи старикам и инвалидам. Соц сфера (в узк понимании ) это пространство воспроизводства повседневной жизни. Соц сфера (в шир поним) специфич. область связей и отношений складывающихся между субъектами обществен жизнедеятельности. Она включ в себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство обществен групп и индивидов (Осадчая Г.)



Показатели соц сферы (хар-ки, индикаторы):

1. величина прожит min . ФЗ «О прожит min» (1995). Опред правила устан-ния величины прожит min для несов детей, нетрудоспос и трудоспос членов семьи. Величина прожит min устан 1 раз в квартал. Потребит корзина: 60-70% от прожит min. Величина прожит min не равна min. зарплате. 2. величина поляризации доходов (норматив деления на богатых и бедных 10-100). 3. ур образованности в стране (опр-ся по числу получивших проф. образ-ние к числу получивших среди образование). 4. доля населения за порогом бедности. 5. перечень мед услуг , доступных всему насел. 6. доля безр-тных в общей числ-ти насел . 7. ср продолжит жизни в стране (ж. 61,62, м. 56,57). 8. детская смертность и рождаемость . 9. ср жилплощадь на ч-ка . 10. состояние соц з-ты в стране .

Основные задачи соц сферы:

1. соц сф призвана обеспечить достоин с т. зр. общ развития, благосост, доступность осн жизненных благ для бол-ва насел.

2. соц сф д. обеспечить справедливую диф-цию доходов насел и равные стартовые возм-ти для всех граждан

З.соц сф призвана созд уел для соц мобильности - своб перехода людей из одного слоя в др, с учетом частных инициатив

4. соц сфера должна обеспечить свободу выбора, способы и формы приложения способностей людей.

5. соц сф призвана гарант-ть соц з-ту тех граждан и слоев, к-ые не м. выжить самост, т.е. предоставлять соц гарантии.

Ot-м соц п-ки яв-ся практически все насел страны (с акцентом в наш стране на соц з-ту малообеспеч категорий насел, нах-хся в тжс.

Закон соц неравенства . В отечественной науке во времена СССР не разрешалось рассматривать мат диф-цию т.к. официально считалось что все равны и рассматривали в обществе лишь ту стр-ру, которая не вызывала беспокойства (по полу, образованию, классавой принадлежности). Тогда как ученые мира пришли к выводу, что неравенство всегда было и будет существовать в обществе на любой стадии его развития. Весь мир, все общественные науки изучали + и - соц нерав-ва. В России это раскрывалось Сорокиным до 1922 г. Нерав-во это условие при котором люди имеют неравный доступ к таким соц благам, как - престиж, деньги, власть. Нерав-во тесно связано с понятием стратификация. Нерав-во уровня жизни ведет к существованию разл соц групп. Эту ситуацию можно назвать «слоеным пирогом» где представлены различные соц группы (по ур-ню мат жизни) Нерав-во это не какое-то временное явление, а неотъемлемая черта любого развивающегося общества. Если оно преодолевается, то тут же возникает вновь. Природа нерав-ва. Дюркгейм указал 2 причины нерав-ва: 1. нерав-во вдов деят-ти (во всех обществах по-разному оценив-ся виды деят-ти. 2. люди в разной степени талантливы, (в процессе обучения талант усиливается. Наиболее талантливые в здоровом об-ве попадают на самые важные виды деят-ти.) Нерав-во это способ отбора. Оно позволяет об-ву на самые важн посты выдвигать самых талантливых и умных. Мех-мы для этого: 1. сильная мотивация. 2. конкурсы отборы Нерав-во это мощный стимул для экон и соц развития. Действует закономерность: там, где обеспеч больший разрыа в ур-не доходов, там выше стремление к проф совершенству т.е. овладению профессий более престижных.

Пути предупреждения гос-вом и об-вом негат. последствий последствий действия з-на соц нерав-ва: 1. отказ от большого разрыва и всех потянуть к среди доходу (в директивном порядке свести разрыв к нулю). Уравниловка, отсутствие стимула к сов-ву и соц-экон развития. 2. «махнуть рукой на тех, кто не может заботится о себе самостоятельно». Гос-во не может позволить себе этого т.к.: а) в об-ве где много малообеспеч не развив нт прогресс во всех сферах жизни. Низк ур-нь культуры, грамотности, спроса на товары, а это приводит к сдерживанию производства; б) усиливаются криминогенные факторы; в) соц напряженность в об-ве из-за малообеспеченных; г) политич спекуляции. 3. позволить макс, нерав-во в ур-не доходов, задав рамки макс возможного нерав-ва. Вопрос, который здесь возникает как установить верхний предел. Недопустимость перехода за верхний лимит создается с помощью налогов. Здесь возникает необходимость обоснования появления соц защиты. Соц защита это инструмент развития об-ва снимающий негативн последствия нерав-ва, работающий на защиту от перегибов нерав-ва на низшем ур-не. Т.о. соц поддержка это важнейшая часть мех-ма регулир-ния соц сферы. Субъективн. смысл соц защиты несомненно существует. Не отрицается восприятие соц защиты через чувство долга, милосердия, благотворительности.



Похожие статьи