Методология и методы социальной работы. Формы и методы социальной помощи

Социальная помощь: что это?

Определение 1

Социальная помощь является одной из форм организационно-правовых мер, которые направлены на поддержку отдельных категорий населения, которые оказались в затруднительной жизненной ситуации, касающейся отсутствием достаточного уровня доходов для ведения полноценной жизнедеятельности.

Наиболее распространенной является государственная социальная помощь. Она является одним из видов социальной помощи, которая предусмотрена в нашей стране на законодательном уровне. Государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, а также отдельным категориям граждан в виде социальных выплат: пенсий, пособий, субсидий, льгот. Помимо этого, социальная помощь со стороны государства может предоставляться в виде разного рода социальных услуг, а также в виде жизненно-необходимых товаров, которые направлены на поддержание жизнедеятельности граждан (еды, одежды, лекарств).

По своей сути социальная помощь выступает в качестве важнейшего направления деятельности, которая осуществляется в современном государстве. Она возможна при сотрудничестве с государственными организациями, государственными службами и фондами.

Замечание 1

В России на сегодняшний день основной государственной организацией, которая представляет социальную помощь, является отдел социальной защиты исполнительного комитета (районного или городского исполкома). Безусловно, в каждом регионе есть свои определенные нормы и правила по предоставлению социальной помощи, но все они подчиняются непосредственно единому законодательству.

Формы социальной помощи

Направления и формы по предоставлению социальной помощи малоимущим гражданам достаточно разнообразны. Все они подчинены задачам, которые необходимо решить для уменьшения уровня бедности в стране:

  1. Установление ускоренного роста заработной платы различных категорий населения;
  2. Становление и укрепление среднего класса, его стабильность;
  3. Сокращение межрегионального неравенства (в особенности в доходах населения, проживающего в сельской местности с доходами населения, которое проживает в крупных городах и мегаполисах);
  4. Разработка комплексных, федеральных и региональных программ, которые направлены на снижение бедности, повышение уровня и качества жизни населения.

Формы социальной помощи могут быть двух видов: прямые и косвенные. К прямым формам социальной помощи относятся государственная социальная помощь (предоставление социальных пособий, доплат к пенсии, субсидий и льгот тем категориям населения, которые относятся к наиболее нуждающимся и менее благополучным); денежные выплаты, которые могут предоставляться в виде социальных пособий, единовременных выплат. Их особенность заключается в том, что эти выплаты, как и иные формы социальной помощи, являются безвозмездными.

Также к прямым формам социальной помощи относятся натуральная помощь (в виде топлива, одежды, продуктов питания и необходимых средств медицинской помощи тяжелобольным), социальное пособие (безвозмездное предоставление денежной суммы за счет средств конкретного бюджета или определенной бюджетной системы, которая действует на территории Российской Федерации), субсидия (полная или частичная оплата предоставляемых социальных услуг, которые необходимы гражданину и его семье в определенный промежуток времени), социальная доплата к пенсии (может предоставляться и как денежная выплата, и в натуральной форме, в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации).

Косвенные формы социальной помощи могут быть следующими:

  • Единые наборы потребления как по Российской Федерации, так и в зависимости от уровня доходов отдельных регионов;
  • Средние цены по Российской Федерации и регионам, которые демонстрируют заметное неравенство и дифференциацию населения и его уровня жизни;
  • Индекс потребительских цент и тарифов на товары и социальные платные услуги, предоставляемые населению. Этот индекс характеризует изменение во времени общего уровня цен, а также тарифов на товары и услуги;
  • Прожиточный минимум, а также потребительская корзина. Прожиточный минимум представляет собой оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (например, оплата ежемесячных коммунальных услуг). Потребительская корзина – это набор продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения полноценной жизнедеятельности гражданина, а также для сохранения его здоровья;
  • Снижение ставки налогообложения для отдельных категорий граждан (малоимущие, пенсионеры, инвалиды, сироты, многодетные семьи).

Основные методы социальной помощи

Методы социальной помощи идентичны методам социальной работы, поскольку оба этих направления преследуют единую цель – предоставление помощи отдельным категориям населения, их обеспечение и защиту. Во-первых, очень важна мотивационная характеристика всей совокупности способов воздействия на личность и социальную группу, которым необходима социальная помощь. Предоставляя ее, есть возможность открыть человеку новую деятельность, которая позволит обеспечивать себя и своих близких без обращения в службы социальной поддержки и защиты.

Во-вторых, методы социальной помощи неоднородны, так как различаются по следующим направлениям:

  • Социально-экономические методы социальной помощи;
  • Организационно-распределительные методы социальной помощи;
  • Психолого-педагогические методы социальной помощи.

Благодаря данным методам происходит воздействие на материальные, национальные, семейные и иные интересы и потребности гражданина. Материальная и социальная мотивация у граждан, которые испытывают потребность, реализуется в форме натуральной или денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий, компенсаций, а также организация патронажа и бытового обслуживания для отдельной категории лиц.

Методы социальной психологии являются в известной мере междисциплинарными и применяются в других науках, например в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходят неравномерно, что определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки (Андреева, 1972, 2000; Ядов, 1995). Однако существуют и другие классификации методов. Например, в одной из широко известных классификаций выделяются три группы методов, а именно: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия (Свенцицкий, 1977). Причем выделение и классификация методов социально-психологического воздействия особенно важны для методологии социальной психологии. Значение последних связано с усилением роли социальной психологии в решении социальных проблем.

Наиболее часто в социальной психологии используют следующие методы сбора эмпирических данных.

Метод наблюдения - это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Классификация наблюдения производится по различным основаниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдения, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики. Нестан-дартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее ) и невключенное (простое ) наблюдения. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри». Существуют разные виды включенного наблюдения в зависимости от степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя (Андреева, 1972; Ершов, 1977; Семенов, 1987). Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия (Петровская, 1977).

Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя (его восприятие и анализ) ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпретации данных. Типичные ошибки: сокращение впечатлений и их упрощение, банальное их истолкование, реконструкция событий к среднему, выпадение «середины» событий и др. Кроме того, вызывают серьезные затруднения трудоемкость и организационная сложность данного метода.

По условию организации методы наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят: речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т. п.); физические действия, т. е. касания, толчки, удары, совместные действия и т. п. (Лабунская, 1986). Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тенденции его поведения, например доминирование, подчинение, дружелюбие, аналитичность, экспрессивность и т. д. (Бейлз, 1979).

Вопрос о содержании наблюдения всегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена. Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения - определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую «схему наблюдения».

Сложность или простота схемы наблюдения влияет на надежность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков. Надежность схемы наблюдения обычно проверяют с помощью контроля данных со стороны других наблюдателей, а также иными методами (например, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдением.

Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распространены следующие способы регистрации данных наблюдения: фактологический, предполагающий фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения; оценочный, когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы интенсивности и шкалы времени (например, длительность акта поведения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации.

Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, с минимизацией эффекта присутствия наблюдателя и зависят от тренировки, опыта исследователя (Ершов, 1977; Семенов, 1987).

Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью метода анализа продуктов человеческой деятельности. Он впервые в социальной психологии применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении феномена социальной установки (Андреева, 1972; Ядов, 1995).

Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (Ядов, 1995). Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные). Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные документы. Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места документов в общей программе исследований. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.

Метод опроса. Суть этого метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных типа: а) опрос «лицом к лицу» - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Пионерами его применения в социальной психологии являются С. Холл, Г. М. Андреева, Э. Ноэль. Область применения опроса в социальной психологии: а) на ранних стадиях исследования для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария; б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической информации. Источником информации при опросе является устное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации. В них отражены алгоритмы определения представительности выборки и мотивации участия в опросе, конструирования вопросов и композиции вопросника, процедуры проведения опроса (Андреева, 1972; Свенцицкий, 1977; Ядов, 1995).

Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании - стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избежать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания.

Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др.

Выделяют также другие виды интервью, например фокусированное и терапевтическое. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется определенными ограничениями, обусловленными целями его применения и характером получаемой информации (Андреева, 1972; Свенцицкий, 1977; Ядов, 1995).

Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) - в ходе интервью должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) - интервью обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст - интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового, опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством их заполнения, возможность использования только очень простых по структуре и по объему анкет.

Выбор типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, что может привести к искажению объективности и надежности информации.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы (Морено, 1958). Измерение предполагает опрос каждого ее члена с целью выявления тех членов группы, с которыми он предпочел (выбрал) или, напротив, не захотел бы участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы: а) определение варианта (числа) выборов (отклонений); б) выбор критериев (вопросов) опроса; в) организация и проведение опроса; г) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Лидером часто считают того, кому преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» члены малой группы.

Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истинных чувств. Гарантией откровенности испытуемого могут выступать: личностно значимая мотивация участия в исследовании, выбор значимых для членов группы критериев опроса, доверие к исследователю, добровольный характер тестирования и др.

Устойчивость социометрического измерения подтверждают, как правило, методом параллельного теста и взаимной корреляцией результатов. Установлено, что стабильность социометрических результатов обусловливается динамичной природой социально-психо-логических явлений, в частности межличностных отношений, и с течением времени снижается. Для определения валидности социометрического метода применяют сравнение результатов измерения с внешним критерием, обычно - с мнением экспертов. Социометрический метод должен быть дополнен другими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных членами группы, их ценностных ориентаций, содержания и типа осуществляемой совместной деятельности.

Наиболее существенными недостатками метода принято считать трудность выявления мотивов межличностных выборов, возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты, и наконец, социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Метод групповой оценки - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров (Чугунова, 1986). Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др.

Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей в процессе общения. На методическом уровне ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений (образов), фиксируемая в форме оценок. Психологическая сущность метода определяет границы его практического применения как приема фиксации некоторых отраженных свойств личности, уровня проявления качеств личности оцениваемого лица в конкретной группе.

Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Содержание оценки, т. е. совокупность оцениваемых качеств, зависит от цели использования полученных данных. Число качеств варьирует у разных исследователей в широком диапазоне: от 20 до 180. Качества могут группироваться в отдельные смысловые группы (например, деловые и личные качества). Применяют и другие основания разделения (Чугунова, 1986; Журавлев, 1990). Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах 7-12 человек. Адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от трех моментов: познавательных способностей субъектов оценки (экспертов); от особенностей объекта оценки; от позиции (уровня, ситуации) взаимодействия субъекта и объекта оценки.

Тесты. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные или межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в общей психологии, справедливы и для социальной психологии (Андреева, 1995). С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как о самостоятельном средстве эмпирического исследования (Семенов, 1977; Кроз, 1991). Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых. Главную методологическую проблему измерения в социальной психологии с помощью тестов составляет определение нормативной (базовой) шкалы оценки при диагностике групп. Она связана с системной, многофакторной природой социально-психологических явлений и их динамичностью.

Классификация тестов возможна по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений) (Ядов, 1995).

Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают являющиеся важным инструментом изучения и методики (шкалы) измерения социальных установок прогнозирования социального поведения личности (Анастази, 1984). Они предназначены для количественного измерения направленности и интенсивности поведенческих реакций человека по отношению к различным категориям социальных стимулов. Шкалы установок используются для различных целей. Наиболее известны следующие направления их применения: изучение общественного мнения, потребительского рынка, выбор эффективной рекламы, измерение отношения к труду, к другим людям, к политическим, социальным, экономическим проблемам и т. п.

Установка часто определяется как готовность благоприятно или неблагоприятно реагировать на определенные социальные стимулы. Особенностью проявления установок является то, что они не могут наблюдаться непосредственно, но могут быть выведены из особенностей внешнего поведения, в частности из ответов человека на специально отобранную совокупность суждений, высказываний (шкалу установки), в которой фиксируется мнение относительно определенного социального объекта или стимула, например отношение к религии, войне, месту работы и т. д. Шкала установок, в отличие от опроса мнений, позволяет измерить установку как одномерную переменную, определить специальную процедуру ее построения и предполагает единый суммарный показатель.

Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой испытуемых) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента (Жуков, 1977).

Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов (Панферов, Трусов, 1977).

Можно сказать, что с проникновением эксперимента в исследование человеческих отношений связано становление социальной психологии как науки. Ставшие классическими исследования В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др. заложили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в теоретических прикладных исследованиях, совершенствовалась его техника (Жуков, 1977).

Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения. Теоретический этап - определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, так как эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов (Кэмпбелл, 1980; Панферов, Трусов, 1977). Экспериментальный этап - проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т. е. входящими в число изучаемых факторов. Аналитический этап - количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи - научные и практические; по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты. Иногда выделяют естественно-научный эксперимент и эксперимент «экс-пост-факто» (Андреева, 1972).

Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е гг. к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации (Жуков, 1977). Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.

Как уже отмечалось, наряду с методами сбора и обработки психологической информации социальная психология располагает арсеналом методов социально-психологического воздействия. Это и методы социально-психологического тренинга, и социально-психо-логическое консультирование и т. д. Весьма удачная классификация методов социально-психологического воздействия (табл. 1.1), причем в виде, удобном для использования схемы, предложена А. Л. Журавлевым (1990).

Таблица 1.1. Классификация социально-психологических методов воздействия

Цель воздействия

Название группы методов

Оптимизация

Оптимизирующие

Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплектование совместимых групп

Интенсификация (стимулирование, активизация)

Интенсифицирующие

Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп

Управление

Управляющие

Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп

Развитие, формирование

Развивающие

Групповая подготовка, обучение и воспитание

Предупреждение

Профилактические

Способы коррекции психологических свойств индивида и группы

Диагностические

Аттестация, самоаттестация

Информирование

Информирующие

Психологическое консультирование

Методика исследований в социальной работе

ВВЕДЕНИЕ

Модуль 1. Методика исследований в социальной работе

Тема 1. Социальные методики, их сущность

Тема 2. Типы методик в социальной работе

Тема 3. Методы социальной работы

Контрольная точка 1

Модуль 2. Программа социологического исследования

Тема 4. Специфика социологического подхода в социальной работе

Тема 5. Программа социологического исследования

Тема 6. Сбор социологической информации, ее анализ и интерпретация

Контрольная точка 2

Модуль 3. Социологические исследования в социальной работе

Тема 7. Основные методы исследования

7.1. Метод анализа документов

7.2. Метод наблюдения

7.3. Метод опроса

7.4. Метод экспертной оценки

7.5. Метод эксперимента

7.6. Обработка результатов исследования

Тема 8. Системный анализ объекта социологического исследования

Контрольная точка 3

Модуль 4.

Тема 9. Определение генеральной и выборочной совокупностей

Модуль 5.

Тема 10. Социальная статистика и ее виды

10.1 Суть социальной статистики

10.2 Отрасли социальной статистики

Приложение 1. Отчет о проведенном социологическом исследовании «Отношение преподавателей ТПУ к девиациям в среде студентов ТПУ»


ВВЕДЕНИЕ

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная работа вошла в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственной и негосударственной помощи человеку, семье или группе лиц, направленной на повышение их уровня жизни.

Данный курс рассматривает один из аспектов социальной работы – методику исследований в социальной работе. Представлены виды социальных исследований и методики их проведения. Особое внимание уделено социологическим методам исследования проблем социальной работы. Предложены способы обработки результатов исследования, интерпретации данных и практического применения выводов исследования. Отдельно в курсе рассмотрен статистический метод и его применение в социальной работе. Подробно изложены виды социальной статистики и варианты их графического оформления.



В целом, курс призван научить студентов получать первичную социальную информацию, интерпретировать ее, делать соответствующие выводы, а также использовать полученную информацию по назначению.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Модуль 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Тема 1. Социальные методики, их сущность

Профессиональная деятельность социального работника представляет собой осуществление ряда функций. Прежде всего, это научно–познавательная, исследовательско–аналитическая функция, для реализации которой необходимо знать методику исследования социальной реальности. Известен ряд этапов исследовательского процесса, направленного на социальную реальность:

1. Процесс исследования социальной реальности, социальных феноменов начинается с определения предмета познания, его внешних границ.

2. Постановка исходных проблем – вопросов, с помощью которых исследователь (исследовательский коллектив) определяет наиболее актуальные аспекты предмета исследования.

3. Выяснение причинно – следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации.

4. Формулировка рабочих гипотез исследования

5. Проведение основных исследовательских мероприятий, использование соответствующих методов (социологических методов исследования, методов статистического анализа).

6. Анализ полученной информации.

Социальная методика обычно трактуется как способ применения теоретических выводов при решении практических задач.

Термин “социальные методики” используют для обозначения совокупности приемов, методов, способов и воздействий, применяемых для решения социальных проблем.

Выделяется две формы социальных методик:

· программы, содержащие процедуры и операции (т. е. способы и средства деятельности);

· сама деятельность, построенную в соответствии с программой.

Многообразие социального мира, социальной жизни детерминировало разнообразие социальных методик. Это обусловило необходимость классификации социальных методик. Классификация социальных методик может быть осуществлена по различным основаниям. Она базируется на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, объектов, поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия в целях их оптимального функционирования и развития.

Можно выделить социальные методики глобального характера, социальные методики применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям.

Специалисты социальной работы выделяют методики поиска стратегии управления, социального моделирования, диагностирования, прогнозирования.

Можно выделить информационно - внедренческие, обучающие, инновационные методики прошлого опыта.

По характеру решаемых задач различают методики универсальные и частные. Целесообразно также выделить методики социального развития отдельных стран, регионов, территорий и т. д.

Социальные методики существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим кратко содержание наиболее важных социальных методик, что поможет более подробно рассмотреть специфику методик в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяются глобальные социальные методики. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Их внедрение прями или косвенно касается жизни людей, их жизнедеятельности, социальной защищенности.

Инновационные социальные методики представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

В отличие от инновационных методы воздействия на социальные процессы, предусмотренные рутинными социальными методиками, отличаются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам изменениям.

Региональные социальные методики направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерных ее изменений.

Одной из разновидностей универсальных методик является методика глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Интеллектуальные социальные методики направлены на развитие и стимулирования мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Исторические методики предполагают осмысление исторического опыта, исторического знания как условия политического, духовного, социального диагностирования.

Демографические методики нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т. д.

Социальные методики согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия.

К этому типу примыкают социальные методики разрешения конфликтов , в частности социально - этнических.

Политические методики как вид социальных методик представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществление политической деятельности.

Среди управленческих методик особую важность имеют административно-управленческие методики как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Этот вид методик напрямую связан с осуществлением задач социальной работы.

Психологические методики - это способы воздействия на психологические процессы, качества, явления и отношения, методы воздействия на установки, характер, реакцию, волю личности, межличностные взаимодействия.

Психофизиологические методики направлены на изменение параметров процессов, происходящих внутри человека при возмущающих факторах. Данные методики используют при оказании медико-социальных услуг.

В главе раскрываются теоретические и содержательные аспекты методов социальной работы, рассматриваются их основные классификации и обосновывается их научный характер. Изучение данной главы позволит сформировать представление о способах осуществления практики социальной работы.

1. Методология социальной работы и ее значение

2. Методы социальной работы как области научного знания

3. Методы социальной работы как практической деятельности

Ключевые слова: научный метод, методология, методы познания метод деятельности, объект и предмет науки, общенаучные методы познания, частные научные методы, метод социальной работы, индивидуальная социальная работа, социальная работа с группой, социальная работа с сообществом, индивидуальный менеджмент, создание сетей поддержки.

Социальная работа является относительно новой для нашей страны областью научно-практической деятельности и многие ее аспекты в теоретическом плане остаются пока дискуссионными. Поэтому не случайно проблемы определения методов социальной работы, их классификация и содержательная характеристика часто становиться предметом обсуждения ученых и практиков.

Метод в общенаучном смысле представляет из себя способ построения и обоснования системы философского и научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Своими генетически корнями метод восходит к практической деятельности человека, приемы которой должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. Развитие и дифференциация метода мышления в ходе познания привели к учению о методах – методологии. Методологией называется система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Научный метод - способ построения и обоснования системы научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

В основе методологического знания лежит учение о методе как способе получения знания и реализации практической деятельности. Методологический анализ призван дать принципиальные ответы о том, как возможно получить знание об объекте, какие методы обеспечивают достоверность знания и обоснованность выводов об объекте, какие процедуры получения знания адекватны природе объекта. (Философский энциклопедический словарь. М., 1989).

В настоящее время социальную работу можно рассматривать с трех точек зрения:

1) социальную работу как науку;

2) социальную работу как вид практической деятельности;

3) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин).

Очевидно что, в каждом из этих аспектов социальная работа предстает в разном качестве, требует использования разных методов и подходов. Если главной целью социальной работы как научной дисциплины является познание социальной реальности, то как практическая деятельность она связана с преобразованием этой реальности. В рамках данного пособия мы сосредоточимся на первых двух аспектах социальной работы, учитывая тот факт, что анализ проблемы обучения социальной работе и методов формирования профессиональной компетентности специалиста мог бы занять весь объем данного пособия.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

Методологический анализ в науке предполагает выделение объекта и предмета науки, определение общих закономерностей и понятийно-категориального аппарата, методов и принципов организации исследований. Объект и предмет науки определяет границы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук. Под объектом той или иной науки понимается, та сторона реальности (природная и социальная), на изучение которой данная наука направлена.

Вместе с тем ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте в силу различных причин. В связи с этим конкретная наука вынужденно ограничивает сферу своих интересов. Кроме того, любая наука ограничена в своем подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем понятийным аппаратом, тем языком, который в ней сложился, теми средствами анализа и исследований, которые в ней доминируют, и т. д. В связи с этим от объекта науки отличают предмет, т. е. то, какими сторонами представлен в науке изучаемый объект. В настоящее время общепринятым является понимание предмета любой науки как результата выбора объективно существующего явления с целью изучения его под определенным углом зрения. Определение предмета науки зависит от многих факторов: от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики и т.д. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий

Таким образом, выбор объекта и предмета науки влияют на содержание теории и практики социальной работы. Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к их выделению. В Словаре-справочнике по социальной работе (2000) отмечается, что « … объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе”.

В учебном пособии «Основы социальной работы» (1999) объектом социальной работы названы люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании и многие другие.

Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой – влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы. Несмотря на различные формулировки объекта, и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.

Методы научного познания – это обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний, отвечающие критериям эмпирической проверяемости (т.е. проверке на опыте) и опровержимости.

Методы, которые используются в социальной работе для целей объективного научного познания и формирования представлений об объекте исследований, аналогичны методам, применяемых в других науках.

В науке, вообще, очень строгое отношение к способам получения знания. Они достаточно жестко регламентированы. Это делается для того, чтобы полученные данные удовлетворяли строгим требованиям научной обоснованности и объективности. Более того, в науке не существует знания вне метода: если нет научного метода для изучения явления – значит, нет и научного знания о нем.

Современная система научных методов столь же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. В связи с этим существуют различные классификации методов в зависимости от признаков, положенных в основание классификации: степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и т.п.

Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы (В.И.Курбатов и др., 2003).

1. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины 19 века начал все больше вытесняться диалектическим. Метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности, является в настоящее время единственным всеобщим методом. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Они имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровня научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях природы путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. В науке принято выделять два основных общенаучных эмпирических метода: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение . Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого, относительно самостоятельного от всех других метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию). В социальной работе под наблюдением понимают метод изучения особенностей индивидов или социальных систем на основе фиксации проявлений их поведения.

Эксперимент . Ведущий метод научного познания, в том числе социальных и психологических исследований. Он направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым измерением этих условий. В отличие от наблюдения эксперимент – активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет ответить на вопросы «Как? Каким образом это происходит?», то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода – «Почему это происходит?».

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям.

Среди общенаучных теоретических методов можно выделить (Зайнышев и др., 2002):

- метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;

- метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину
о социальном процессе;

- метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;

- единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;

- исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;

- метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, категориях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;

- единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития.

К общенаучным методам, можно отнести и стоящие несколько особняком статистические методы . Эти методы позволяют с помощью математических процедур статистического анализа проверять эмпирические гипотезы и устанавливать достоверность полученных данных.

3. Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.

Как отмечают И.Г. Зайнышев (2002) ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие - техникой, третьи - процедурой или методикой, а иногда - методологией.

Известный социолог В.А. Ядов так раскрывает эти термины: метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных; техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода; методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь; процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.

Например, при изучении общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. Далее, в силу различных причин, часть вопросов он формулирует в открытой форме, а часть - в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция респонденту представляют собой в этом случае методику.

С помощью научных исследований специалисты-практики могут выяснить, работают ли их методы, достигают ли цели программы. Исследование может проводиться как самими социальными работниками, так и другими специалистами (например, социологами), однако социальные работники-профессионалы все больше осознают значение проведения исследования своими собственными силами. Исследование помогает установить, какие типы практического вмешательства и при каких обстоятельствах наиболее эффективны (Зайнышев и др., 2002).

Поскольку социальная работа возникла и развивается как междисциплинарная область знаний, возникавшая на стыке многочисленных дисциплин естественнонаучного (медицина, биология и т.п.) и социально-гуманитарного направления (таких, например, как социология, психология, антропология), в каждой из которых применяется широкий арсенал частных методов, то для своих целей она аккумулирует множество конкретных методов, методик и техник. В качестве примеров таких частных методов можно назвать интервью, анкетирование, контент-анализ, экспертные методы (метод экспертных оценок), метод фокус-групп, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д. За не именем возможности уделить их анализу и представлению сколь либо подробное внимание, мы ограничимся здесь лишь их кратким упоминанием, отсылая читателей за более подробной информацией к первоисточникам в той предметной области, где данный метод возник и развивается.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Классификация методов социальной работы с точки зрения практической деятельности представляет собой сложную и пока мало разработанную проблему. Классификация методов профессиональной деятельности - важный компонент научной организации социальной работы. Однако необходимо отметить, что описание и анализ методов, их содержательная дифференциация в специальной литературе находится лишь в стадии становления. Если анализ социальной работы как научной системы знаний может опираться на уже отработанную методологию гуманитарного познания, то попытка методологического обоснования практики деятельности социальных работников нуждается в иных подходах.

Как мы уже указывали выше, проблема метода в любой научно организованной теории и практике является одной из ключевых в при методологическом анализе: в науке принципиально важно четко определить обоснованные нормированные способы осуществлении познания и достижения целей профессиональной деятельности. И если методы научного познания, используемые в социальной работе, принципиально не отличаются от методов используемых в смежных областях научного знания, по методы деятельности имеют качественно иной характер и содержание. Именно профессиональные цели и способы их достижения придают социальной работе статус самостоятельной профессии.

В науке метод деятельности рассматривается как способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Человечеством накоплено множество методов деятельности. Но непрерывное усложнение задач и появление новых требуют постоянного обновления методов их решения. Сказанное имеет прямое отношение и к социальной работе.

Метод деятельности - способ осуществления деятельности, который ведет к достижению поставленной цели.


Похожая информация.


Классификация методов социальной работы.

Большинство методов можно рассматривать как упорядоченный комплекс операций, применяемых для достижения одной или нескольких целей, как свод принципов, которыми руководствуются при любом организационном исследовании.

Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов:

– методы сбора информации и её обработки;

– методы эмпирического исследования и теоретического моделирования;

– общенаучные методы и специфические методы конкретных наук и тд.

Проблема классификации методов СР также является пока во многом дискуссионной.

К основным методам сбора информации относятся анкетирование, интервью, опрос, наблюдение, тестирование. К ним также относят диалог – взаимодействие клиента и специалиста.

В настоящее время многие методы, используемые в социальных науках, являются междисциплинарными. Например, социометрия, групповая дискуссия, включенное наблюдение рассматривают как социально-психологические методы исследования. Как характерные для социологии обычно рассматривают анкетирование, экспертный опрос, контент-анализ текстов и др.

Один из методов преимущественно СР – метод написания «социальных биографий» или биографический метод (изучение личных документов). В России этот метод оценивается сдержанно. Недостатки этого метода – отсутствие репрезентативности, субъективная окрашенность воспоминаний и др. Этот метод позволяет более отчетливо зафиксировать социальную включенность субъекта в происходящие события, увидеть «разрывы» в индивидуальной траектории развития. Эти разрывы могут быть как деструктивными, так и инновационно-творческими.

Французские исследователи предлагают в виде нового инструментария использовать биографический метод – метод «история семей». Изучение истории семей позволяет выявлять становление и реализацию жизненных сил человека. Семья обладает спектром жизненных ресурсов, которые затем обусловливают различия в образе жизни и реализации субъектности человека. Существую различные формы биографического метода: свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиография и т.д.

Среди методов, используемых в теории СР особая роль принадлежит такому методу, как «комплексное психосоциальное моделирование». Моделирование – символическая схема какой-либо реальности.

Метод - от греческого «methodos» - путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).Освоение человеком окружающей действительности, накопление опыта, знаний привели к появлению системы знаний, новых способов, методов изучения в различных сферах общественной жизни.

Метод стал применяться как способ рационального исследования и преобразования действительности, как средство кратчайшего пути достижения цели. Существует множество методов, но в области социальной работы классификация методов осуществляется по степени общности, которая обуславливается теорией и практикой социальной работы.

Выделяют следующие методы:

1) всеобщие (философские);

2) общенаучные;

3) частные специальные.

1. Всеобщий или философский метод – единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности.

2. Общенаучные методы применяются в различных областях знаний и социальной практики. В отличие от всеобщего метода они определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а некоторые их аспекты. К таким методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование и т.д.

3. Специфические методы – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущий конкретной системе знаний, составляют специальные методы.

Основой для классификации методов социальной работы служит мотивационная характеристика способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности.

Поведение человека, группы обусловлено разнообразием мотивов. Для достижения целей в социальной работе необходимо использование различных по своей направленности способов воздействия социального работника на клиента.

Выделяют три основных группы методов социальной работы:

1) социально-экономические;

2) организационно-распорядительные;

3) психолого-педагогические.

I группа. Группа социально-экономических методов объединяет все способы, с помощью которых социальные работники оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций.

II группа. Организационно-распорядительные методы ориентированы на осознанную необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и находятся в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб. Организационно-распорядительные методы имеют прямой характер воздействия, так как опираются на регламентирующие и нормально-правовые акты.

Организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определяемых положениями и инструкциями.

Распорядительные методы осуществляют оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач с целью своевременного устранения недочетов.



Данные методы связаны с организационными методами, придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.

В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия основными организационно-рас­порядительными методами являются: регламентирование, нормирование, инструктирование.

Регламентирование – жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (прика­зы, типовые положения, должностные инструкции и т.д.). Такие методы используются органами управления социальных служб.

Нормирование – менее жесткий способ организационного воздействия в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания). Важно определить, где, для каких видов социальной помощи, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование.

Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия. Заключается в объяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента и т.д. В социальной работе инструктирование имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

III группа. Психолого-педагогические методы – характеризуются косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.

Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов, норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.

Главным методом развития духовного мира личности является убеждение . Этот метод в практике социальной работы используется в различных формах : разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов.

С помощью убеждения достигается осмысленное освоение научных знаний, этических и эстетических эталонов.

В практике социальной работы педагогический инструментарий используется в единстве с социально-психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием условий жизнедеятельности и собственного жизненного опыта.

От социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические явления в жизни человека. Это достигается социально-психологическими методами воздействия, изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся следующие методы: социологические исследования, наблюдение, социально-психологи­ческий диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда, быта, расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности.

Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Многие методы взаимосвязаны между собой, применение одного из них требует одновременного применения других, подтверждая необходимость комплексного подхода как принципа использования методов социальной работы. Методы в социальной работе подвижны, могут варьироваться в зависимости от изменения социальных условий при одних и тех же принципах.

Связь методов социальной работы с принципами невозможно рассматривать в отрыве от целей и задач социальной работы. Если цель предопределяет совокупность способов ее достижения, то принципы социальной работы позволяют выбрать для достижения пели из всей совокупности методов наиболее эффективные в данных условиях



Похожие статьи