Компоновка арматы. История и предпосылки создания нового танка “Армата”

Вопроса

Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.

Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.

Танки с традиционными решениями, такие как «Объект 255» и «Объект 480» не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой (Объект 450) требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.

Данные работы подробно описаны в материале ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова. Часть 2.

В конце 70-х и на протяжении 80-х годов харьковское КБ было выбрано головным по теме создания перспективного танка 90-х. Данные события рассмотрены с точки зрения одного из разработчиков танка, ответственного за его электронную составляющую - Последний рывок советских танкостроителей (дневник участника разработки танка «Боксер»). Варианты рассматриваемых в 80-е компоновок рассмотрены в материале - Танки "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477).

Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.

Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский Объект 299 (ОАО "Спецмаш"), который обладал весьма смелой компоновкой. Которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.

Омский Объект 640 «Черный орел» также был проектом с весьма неоднозначными преимуществами, поэтому и был выбран для демонстрации (ВТТВ 1997) и даже продвигался за рубеж.

Нижний Тагил (УКБТМ) имел проект эволюционного развития Т-72 который не давал существенных причин для замены в производстве Т-72, так как заложенные в нем решения могли быть реализованы и в ходе модернизации.

С улучшением экономической ситуации работы активизировались. Здесь, как и в 70е реализовывались два проекта, один из них с высоким техническим риском, другой с традиционными и менее рискованными решениями. Первый – Нижнетагильский Объект 195 "Т-95" (ОАО "УКБТМ") и второй Омский проект Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ").

В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов.

Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстве так и не будет создан.

Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» - танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО.

С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным и выдумывал несуществующие недостатки.

Компоновка

Схема с сосредоточением экипажа в передней части корпуса, требует максимальной автоматизации управления , установленным в боевом отделении, создавая ряд трудностей технического порядка. Такая схема представляет интерес вследствие больших возможностей усиления защиты экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшением условий взаимодействия личного состава.

При размещение 3 членов экипажа плечом к плечу, как это сделано, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом
железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

Кроме того такая схема не обеспечивает хороший круговой обзор командиру танка, что в ряде стран, несмотря на развитие средств технического зрения считается важным качеством. Подробнее - Разработки перспективного танка в США.

Такая схема не однократно рассматривалась, начиная с 70-х годов в разных странах, но применения в танкостроении за исключением экспериментальных макетов, таких как американский FTTB не нашла.

Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.

Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ) установленный на танке предназначен для замены стрелочных контрольно-измерительных приборов и обеспечения решения задач управления, контроля функционирования, оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси и выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.

Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображение с тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.


видеосмотровое устройство и блок кнопок управления


Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа


Мониторы ПМФ-5.0 с ЖК-панелями высокого разрешения из серии многофункциональных панелей «5».

Слева на фото пульт наводчика.

Изделия ПМФ-5.0 (5.1) имеют расширенный набор интерфейсов, в том числе сенсорную панель с функцией мультитач и пр.
Разработка конструкторского бюро приборостроения (УКБП) которое входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Информационно управляющая система выводит на дисплее информацию о состоянии систем вооружения, защищенности, подвижности и пр.
Информационные сообщения выводится на экран ниже, красным показаны критические сообщения, желтым важные, белым штатные.


Вид на места командира и наводчика. Панели командира (3) правая часть фото.

На них выводится видеоинформация от внешних источников, синтезированная видеоинформация устройств (ТВ камеры, прицельные комплексы), обмен информацией, выдача навигационной картографической информации, а также ввод и передачу информации для управления основными системами танка. Пульты управления установлены под панели, наводчик и командир обладают аналогичными устройствами


Устройства производятся в РФ и унифицированы для всей линейки перспективных наземных машин («Армата», «Курганец», «Бумеранг»).

Производство и сборка устройств все еще происходит вручную, но надежность их растет.

Именно на этих устройствах основано управление танком.

Место командира. Визуальный обзор местности осуществляется через три смотровых прибора. Основную информацию предполагается получать через расположенные по периметру танку ТВ камеры и многоканальный панарамический прицел-прибор наблюдения.

Такое решение можно назвать весьма смелым, особенно для наземной техники, где условия намного более жесткие, чем в авиации. Справа пульт управления АВСКУ-Е (аппаратура внутренней связи, коммутации и управления). Под пультом - оптический датчик системы противопожарного оборудования (ОД1-1С). Установка оптических датчиков и быстродействующих баллонов в боевом отделении обеспечивает обнаружение пожара и выброс огнетушащего состава за время не более 150 мс. Такие датчики установлены по всему периметру капсулы


Вид на заднюю часть капсулы экипажа. Видны системы вентиляции и кондиционирования воздуха


Несмотря на множество цифровых новинок некоторые традиции в постсоветском танкостроении незыблемы, например не очень аккуратные сварочные швы.

Удобные сидения – большой шаг вперед в сравнении с танками прошлого поколения


Вид на боковую часть капсулы экипажа с места наводчика. Сидения экипажа имеют широкий диапазон регулировок, обеспечивая удобство экипажа

Защита

Компоновка «Арматы» аналогична отработанной на «Объект 195». Повышение защищенности экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в башне, в высокозащищенный носовой модуль корпуса, масса защиты которого может быть увеличена на величину уменьшения массы защиты башни, вследствие уменьшения ее габаритов и внутреннего объема, предназначавшегося для рабочих мест экипажа.

Повышение защищенности и выживаемости экипажа в модуле достигается уменьшением суммарной площади внутренних поверхностей модуля управления (по сравнению с обитаемым отделением танков классической компоновки).

Модуль вооружения отделен от модуля управления поперечной перегородкой, что уменьшает вероятность поражения экипажа в модуле.

Пожаровзрывобезопасность модуля и выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест экипажа от загерметизированного объема топлива и от боекомплекта.


Схематическое изображение общей компоновки
танка Т-14 «Армата» (аналогичная Т-95)

Указанное авторами патента преимущество, наряду с вышеперечисленными, обладает и еще одним недостатком – недостаточной защитой башни. К этому вопросу придут, как пришли и разработчики перспективного танка советских времен – «Молот», «Нота».

Комплекс защиты танка включает комбинированную и динамическую защиту, установленную в обеспечивающую защиту передней части корпуса с капсулой экипажа.

Также динамическая защита устанавливается на бортах корпуса (до моторно-трансмиссионного отделения). Спереди гусеничные ветви перекрыты ДЗ, что особенно важно при размещении экипажа в корпусе. В передней части борта корпуса блоки ДЗ выполнены откидными для простоты обслуживания ходовой части. В целом решения по установке ДЗ напоминают ее установку на танке «Нота» (ХКБМ).

Сверху динамической защитой прикрыта башня, также ДЗ устанавливается для защиты капсулы, включая люки. Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.


ДЗ прикрывает как верхнюю так и нижнюю деталь носового узла корпуса.

Внешне ДЗ аналогично устанавливаемому на Т-95. рабочая поверхность метаемой плиты значительно увеличена

Технические требования к перспективному танку заданные еще во времена СССР требовали обеспечения защиты сверху от кумулятивных боеприпасов с бронепробивной способностью 250- 300 мм. Несмотря на небольшой габарит крыши и люков, что прекрасно видно на фотографиях, можно предположить, что это требование выполнено.

Важнейшей особенностью танка является применения комплекса средств для защиты от высокоточного оружия. Включают они комплекс активной защиты, обеспечивающий прикрытие в диапазоне 120° по направлению башни танка и комплекс постановки многоспектральных завес и комплекс индикаторов лазерного и УФ излучения установленный по периметру башни.

Чтобы выстреливать ложные ИК и РЛ цели быстро и точно в направлении средства нападения откуда бы оно не подлетало, без поворота башни, требуется использование быстро поворачиваемых гранатометов.

Таким образом, от атакующих в горизонтальной проекции боеприпасов защиту обеспечивает КАЗ и комплекс постановки помех (в двух поворотных установках на башне). А от атакующих сверху – комплекс постановки помех (в двух фиксированных установках направленных верх).

Также устанавливается система противоминной электромагнитной защиты.

Комплекс защиты танка от ВТО

По периметру башни размещены индикаторы лазерного облучения и ультрафиолетового излучения (система обнаружения пуска ракеты).

Под передними индикаторами облучения и пуска ракет размещены РЛС с ФАР обнаружении и целеуказания КАЗ. На крыше башни система пуска многоспектральных помех в поворотных и в фиксированных установках


Индикаторы облучения и пуска на фото и в ходе демонстрации на параде прикрываются заслонками. Рядом с блоком индикаторов ТВ камеры переднего и бокового обзора

Под блоком РЛС установлены пусковые установки КАЗ. КАЗ «Афганит» является развитием системы «Дрозд». Эта разработка ЦКИБ СОО берет свое начало еще в 80-х. Отличием от «Дрозда» является возможность коррекции отстреливаемого контрбоеприпаса по азимуту (~0,5 м) и по вертикали (±4°). Комплекс обладает возможностью поражения противотанковых ракет атакующих цель на пролете, но от атакующих сверху не защищает


Для снижения заметности танка на башне устанавливается легкий кожух с геометрическими характеристиками оптимальными для снижения заметности в РЛ диапазоне длин волн

Вид сбоку на Т-14 армата, в центральной трети корпуса установлены блоки ДЗ оптимизированные для защиты от кумулятивных БЧ при угле попадания близком к нормали


Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.
Видны крепления бочек для топлива. На параде в Москве «Арматы» были без них. Видимо считают, что не модно

Огневая мощь

На танке установлена 125мм пушка повышенного могущества 2А82-1М. Судя по патентам пушка, может использовать как штатные выстрелы, так и вновь разрабатываемые с увеличенным пороховым зарядом. Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания, 8 - возимый). Идеология АЗ сохранена от «Объекта 195», но малый боекомплект 152 мм увеличен до приемлемого значения.

7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке на совмещенной с панарамическим прицелом-прибором наблюдения платформе. Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте.

Отсутствие спаренного с пушкой пулемета решение странное и несомненно неправильное. Это приведет к повышенному расходу боекомплекта наводчиком на не соответствующие снарядам 125 мм цели, к отвлечению командира от наблюдения за полем боя при применении единственного пулемета. Какое-то оправдание этому может быть в виде увеличенного на 10 выстрелов по сравнению с Т-72 автоматизированному боекомплекту. Автоматическая пушка калибра 30 мм как было на «Молоте» и Т-95, тоже отсутствует.


Схема АЗ необитаемой башни.

Снаряды и заряды располагаются вертикально.

Конвейер поднят над днищем корпуса для исключения заклинивания при прогибе днища (подрыв на мине).

Идея установки такой пушки возникла давно, еще в конце 70-х (Д-91Т) и продолжалась в дальнейшем, включая «Объект 187». По своему потенциалу она на 30% превосходит штатную.

Известно, что выстрелы повышенного могущества 3ВБМ22 с БПС 3БМ59 «Свинец-1» и 3ВБМ23 с БПС 3БМ60 «Свинец-2» с L=740 мм обладают повышенной по сравнению с штатным (3БМ44 «Манго» - 440 мм) бронепробиваемостью на 100- 150 мм. Усовершенствованные БПС разработанные для «Арматы» вероятно, достигнут уровня более 800 мм (450/60°). Обеспечивается возможность использования как штатных боеприпасов, так и вновь разработанных боеприпасов повышенного могущества.

Правда достигнут ли вопрос открытый, все эти темы ведутся уже больше двух десятилетий. Так те же «Свинец-1» и «Свинец-2» в формально в составе боекомплекта модернизированных Т-72БА, Т-80УА, Т-80УЕ1 еще с 2004 года.

Для борьбы с пехотой разработан выстрел 3ВОФ128 «Тельник»-1 (Завершение выполнения ОКР - 2014 г.) В снаряде реализован траекторный разрыв на подлете к цели (в упрежденной точке) с поражением цели осевым потоком ГПЭ; траекторный разрыв над целью с поражением цели круговым полем осколков корпуса; ударный наземный разрыв с установкой на мгновенное (осколочное) действие; ударный наземный разрыв с установкой на осколочно-фугасное действие (малое замедление); ударный наземный разрыв с установкой на проникающе-фугасное действие (большое замедление).

Стабилизатор вооружения 2Э58 - электромеханический с электрическим приводом вертикального и горизонтального наведения. Обладает пониженным энергопотреблением, повышенной точностью и меньшей пожароопасностью.

Приемо-передатчик УУИ-2 устанавливается у основания ствола. Обеспечивает автоматическое измерение изгиба ствола в процессе стрельбы.
Датчик ветра и давления (ДВД). Датчик емкостного типа обеспечивает измерение продольного, поперечного ветра и атмосферного давления.

Подвижность


«Армата» оснащена 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом 2В-12-3А. Механизм поворота с ГОП

Мощность двигателя 1200 лошадиных сил. По заявлениям разработчиков существуют возможности форсирования до 1500- 1800 л.с. в перспективе.

Общая емкость топливной системы танка 2015 литров с двумя подключенными бочками. Из них во внутренних и наружных топливных баках танка 1615 литров, топливо частично размещено внутри корпуса (816 литров), остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.

Трансмиссия механическая с планетарной центральной коробкой передач с автоматическим переключением. Встроенный реверс может обеспечивать равное количество передач переднего и заднего хода, что является важным при унификации шасси с задним и передним расположением МТО. Привод вентиляторов охлаждения двухступенчатый управляемый.

Жесткость подвески составляет 167…206 кН/м, а сопротивление гидравлического амортизатора на прямом и обратном ходах не превышает 55 кН и 120 кН, соответственно.

торсионный вал имеет уровень рабочих напряжений более 147·104 кН/м2 и допустимый угол закрутки более 80°.

Демпфирующая характеристика гидроамортизатора является скоростной, то есть представляет собой зависимость усилия сопротивления от скорости на рычаге. Кинематическое соединение гидроамортизатора с подвеской выполнено с возможностью обеспечения передаточного отношения вертикальной скорости опорного катка гусеничного движителя гусеничной машины к скорости перемещения рычага гидроамортизатора 0,15…3,5 с увеличением в конце хода опорного катка.

Достигается повышение прогрессивности характеристики подвески системы подрессоривания и плавности хода гусеничных машин массой до 55 т.


1 - направляющее колесо; 2 - гусеницы; 3 – опорные катки; 4 - поддерживающие катки;
5 - торсионный вал; 6 - балансир; 7 - гидроамортизаторы; 8 тяги


Изображена прогрессивная характеристика подвески, в сравнении с характеристикой подвески танка «Леопард 2»

Оценка проекта

Позитивная сторона проекта в том, что он все же был осуществлен, в большей степени, чем любой из существовавших проектов перспективного танка на постсоветском пространстве после создания танка Т-64.

Позитивным для отрасли в РФ является освоение новых технологий (сенсорные панели), новая элементная база в системах управления танком (ИУС, СУО и пр.), освоение которых может стать серьезным толчком в развитии электронной промышленности.

Уделено достаточное внимание комплексной защите танка – КОЭП, КАЗ, ДЗ и пр.

Эргономика соответствует современным требованиям.

Негативные особенности танка вытекают из выбора его компоновки, это невозможность обеспечения достаточного габарита бортовой брони капсулы из за размещения экипажа плечом к плечу, уязвимость башни от огня современных автоматических пушек, отсутствие визуального канала прицелов командира и наводчика, невозможность обеспечения кругового обзора с места командира. Выхлоп на оба борта повышает ИК заметность танка.

Из устранимых недостатков можно отметить отсутствие спаренного с пушкой пулемета. И прицела-дублера наводчика.

И главное, что можно еще добавить, танк проходит испытания, выпущено их на данный момент небольшое количество. Большинство систем, устанавливаемые в «Армате» еще достаточно не освоены, несомненно потребуется большое время чтобы вылечить «детские болезни». Так что быть или не быть «Армате» покажет время.

Третьего поколения, и активно применяемые армиями различных стран мира.

Российские инженеры активно разрабатывают новую конструкцию, получившую предварительное название Т-99 "Универсальная Боевая Платформа" и позже утверждённую как танк Т-14 Армата.

Разработка

Новый российский ОБТ Армата имеет некоторые общие черты с проектом Т-95 (Объект 195) , который аннулирован в мае 2010 года.

Впервые Т-14 был замечен незадолго до парада, его первая фотография появилась в 2014 году, одновременно с видео.

Точные характеристики назвать сложно. Танк весит около 50 тонн, имеет гладкоствольную пушку и необитаемую башню. Ожидается, что эксплуатация начнётся после 2016 года, а поступление на вооружение - в 2020 году. Предположительный заказ составляет 2300 единиц и призван постепенно заменять устаревший парк техники советских времён.

Конструкция

Армата создавался как танк нового поколения, поэтому сохранил мало сходств с предшественниками. Прежде всего он обзавёлся бронекапсулой, объединяющей экипаж из 3 человек в одном помещении. Этот отсек отделён от боекомплекта и топливных баков, благодаря чему люди в нём хорошо защищены от возможных возгораний и легко могут общаться друг с другом.

Обитаемое помещение стало значительно просторнее и комфортнее. Танк рассчитан на суточное нахождение и работу экипажа внутри. Это достигается значительно улучшенной эргономикой и комфортными креслами. Например, механик-водитель получил штурвал вместо привычных рычагов, педали газа и тормоза, ручку управления автоматической коробкой передач. Есть регулировка положения штурвала.

Рабочие места оснащены мониторами, на которые выводится изображения с наружных камер. Даже наведение и стрельба производятся подобно компьютерной игре или симулятору и требуют от наводчика совместить прицел на дисплее с целью с помощью джойстика.

Корпус и башня

Т-14 Армата должен стать отлично защищённым ОБТ, поскольку не только имеет новую компоновку и производится с использованием новой броневой стали, но и обладает 4 системами защиты.

Первая ступень начинается с окраски и внешнего покрытия танка, созданных по стелс-технологии. Благодаря этому снижается видимость танка для радаров и систем наведения.

Дальше в действие вступают активные средства, КАЗ Афганит, уничтожающий вражеские ПТУР на подлёте с помощью своих зарядов и способный распылять дымометаллическое облако при облучении танка лазером. Также имеется система борьбы с минами с электромагнитными взрывателями.

Традиционно для современных ОБТ есть встроенная динамическая броня, но конструкторы пошли дальше и прикрыли не только ВЛД, башню и борта. НЛД Арматы, крыша и люки также защищены ей, благодаря чему серьёзно повышаются шансы против существующих и перспективных крышебойных боеприпасов.

Вооружение

Гладкоствольное орудие 2А82-1М калибра 125 мм, а, при необходимости, другое 152 мм, может использоваться в качестве пусковой установки для управляемых ракет. Такие пушки давно используются на советских и российских ОБТ, еще со времен Холодной войны, и доказали на практике эффективность. Для поражения пехоты и легко бронированных целей предназначен пулемёт в дистанционно управляемой установке.

Т-14 получил БПС Вакуум-1 в качестве штатного снаряда, длина которого составляет 900 мм, а автомат заряжания способен использовать ещё более длинные боеприпасы. Автомат заряжания нового типа вместе с отделенной от экипажа боеукладкой уберет недостаток российских ОБТ в виде уязвимости боекомплекта и поражения экипажа при его взрыве.

Двигатель, трансмиссия, ходовая часть

Танк Армата получил Х-образный дизельный двигатель мощностью до 1500 л.с., управляемый электроникой. В данный момент мощность составляет 1200 л.с., поскольку признана оптимальной. Выхлоп выведен по бокам МТО, газы смешиваются с забортным воздухом для уменьшения заметности. Электроника отвечает и за реверсивную коробку передач, обладающую 8 ступенями переднего хода и таким же количеством заднего, вместе с механизмом поворота, однако остаётся возможность полностью механического управления.

Ходовая состоит из 7 обрезиненных опорных катков, благодаря её удлинению и мощности двигателя, Т-14 имеет отличный потенциал для дальнейшей модернизации, сейчас говорят о том, что запас по весу составляет 15 тонн. По бокам расположены экраны со встроенной защитой, а МТО прикрыт противокумулятивными решётками.

Двигатель вместе с трансмиссией объеденены в один модуль, благодаря чему в полевых условиях силовой блок меняется за несколько часов.

Дополнительные системы

Применены стандартные устройства для современных танков- кондиционер, система ночного видения и защита от оружия массового поражения. Из уникальных дополнений планируется радар самолетного типа, не имеющий аналогов в мире и позволяющий захватывать до 40 динамических и 25 аэродинамических целей.

Т-14 получил цифровые системы управления, что позволит увеличить скорость любых выполняемых операций и связать Армату с любой другой техникой, оснащенной цифровым оборудованием. Так же это даст возможность засекать любые угрозы и противодействовать им с помощью встроенной динамической брони или успевать выстрелить первым при встрече с вражескими силами даже на ходу.

Машины на универсальной платформе

В настоящий момент программа предусматривает разработку единого шасси, которое в будущем сформирует целое семейство специализированных машин на своей базе:

  • боевые машины;
  • машины боевого управления;
  • машины артиллерийского и ракетного вооружения;
  • машины войсковой ПВО;
  • машины тылового обеспечения.

Инновационный подход и унификация, как считают разработчики, существенно облегчат создание необходимых конфигураций и позволит гибко подстраивать под требуемые условия.

В 2015 году на военном параде в Москве, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, широкой публике была представлена новейшая российская разработка - танк Т-14 «Армата», которая должна кардинальным образом повлиять на оснащенность сухопутных армий России и определить концепцию их применения на ближайшие десятилетия. Этот танк, позиционирующийся как танк 4-го поколения, вызвал большой интерес как у нас в стране, так и во всем мире. В этой статье мы рассмотрим историю и предпосылки создания танка «Армата», его отличительные черты и технические характеристики, а также перспективы применения в реальных боевых действиях.

История и предпосылки создания нового танка «Армата»

Другой путь

На рубеже 2000-х годов в России разрабатывалось 2 проекта перспективного основного боевого танка, которые должны были бы стать заменой нынешнему российскому ОБТ - Т-90. Один из них - «Объект 460» или (см. фото выше) - был разработкой Омского конструкторского бюро. Он имел удлиненную модифицированную ходовую от танка Т-80У, в которой к шести каткам был добавлен еще один, а также зауженную башню новой конструкции, вооруженной уже зарекомендовавшей себя стандартной гладкоствольной 125 мм пушкой. Предполагалось, что масса танка будет порядка 48 тонн, а оснащаться он будет 1500-сильным газотурбинным двигателем, что давало бы ему удельную мощность более 30 л.с./т и делало одним из самых динамичных танков в мире.

Второй проект - «Объект 195» или (см. фото ниже) - был разработкой Уральского конструкторского бюро и корпорации «Уралвагонзавод». Это был «убертанк» для своего времени, в котором также на семикатковое шасси устанавливалась необитаемая (безэкипажная) башня, вооруженная грозным 152 мм гладкоствольным орудием. Экипаж танка (всего из 2-х человек) размещался в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса. Вес танка был не маленьким - около 55 тонн, и его предполагалось оснастить дизельным двигателем мощностью 1650 л.с., что также давало бы ему неплохие динамические характеристики.

Предполагалось, что кинетическая энергия снаряда, выпущенного из 152 мм гладкоствольного орудия «Объекта 195», так велика, что в случае попадания в башню танка противника попросту ее отрывала.

Но в 2009-2010 годах оба проекта пришлось свернуть по нескольким причинам. Во-первых, разработка обоих танков велась не слишком активно и за время проектирования и испытаний (а это порядка 15-20 лет) они просто морально устарели. Во-вторых, переход на использование таких супертанков как Т-95 - достаточно дорогих и ресурсоемких в производстве - это был бы в какой-то мере переход на немецкий путь развития танкостроения времен Второй Мировой войны, т.е. абсолютно не оправдавший себя «путь королевских тигров и маусов». Нам же нужен был танк универсальный, массовый, с лучшем соотношением цены и качества, как знаменитая наша Т-34. Ну и, в-третьих, оба эти танка не совсем соответствовали концепции сетецентрической войны.

Концепция сетецентрической войны

Сетецентрическая война - это современная военная доктрина, ориентированная на увеличение боевой эффективности различных военных соединений, участвующих в вооруженных конфликтах или современных войнах, за счет объединения всех боевых и вспомогательных единиц в единую информационную сеть и как следствие достижения инфокоммуникационного превосходства над противником.

Т.е. получается, что за счет объединения и практически мгновенной коммуникации средств управления, разведывательных средств, а также средств уничтожения и подавления, достигается более ускоренное управление силами и средствами, повышение эффективности поражения сил противника и живучести своих собственных войск, а каждый участник боевых действий получает полную и своевременную информацию о реальной боевой обстановке.

Танковые соединения также должны быть адаптированы к современным реалиям сетецентрической войны, для этого сами танки должны иметь возможность подключаться к единой информационной сети и уметь практически мгновенно передавать в нее информацию, получаемую танком извне за счет своих собственных «обзорных» модулей. По сути это практически одно из требований к танкам нового 4-го поколения.

Танк 4-го поколения

«Объект 195» в представлении художника.

Классификация танков по поколениям на самом деле не официальна, очень условна и выглядит примерно так:

К первому поколению относятся танки 1950-1960 годов, такие как советские т-44 и т-54, немецкая «Пантера», английский «Центурион» и американский «Першинг».

Второе поколение связывают с появлением так называемых основных боевых танков (ОБТ). К нему относят танки 1960-1980 годов, такие как советский Т-62, американский М-60, английский «Чифтен», немецкий «Леопард» и французский АМХ-30.

К третьему поколению относят последние современные танки, такие как советский Т-80 и российский Т-90, американский «Абрамс», французский «Леклерк», английский «Челленджер», украинский «Оплот», южнокорейская «Черная Пантера», израильская «Меркава», итальянский «Ариете» и немецкий «Леопард-2».

Понятное дело, что более поздние поколения танков отличались более прочной броней, более совершенной защитой и более грозным вооружением. Это относится и к 4-му поколению танков, появление которых уже давно назрело. Но кроме этого, как уже говорилось выше, танки 4-го поколения должны быть максимально приспособлены к сетецентрической войне, а также по возможности соответствовать еще ряду требований:

— иметь необитаемую башню и автомат заряжания;
— экипаж должен быть изолирован в бронекапсуле;
— танк должен быть частично роботизирован.

Кстати, полностью роботизированный безэкипажный танк можно считать танком 5-го поколения.

Примерно с таким списком требований подошли к разработке нового танка наши конструкторы, когда в 2010 году после свертывания проектов «Объект 195» и «Объект 640» они получили задание в максимально сжатые сроки спроектировать танк нового поколения.

Платформа «Армата»

Заказ на проектировку, испытания и производство нового танка получила государственная корпорация «УралВагонЗавод», расположенная в Нижнем Тагиле и занимающаяся разработкой и производством различной военной техники. При разработке нового танка в Уральском Конструкторском Бюро, привязанном к «УралВагонЗаводу», активно использовались уже готовые перспективные наработки по разрабатывавшемуся уже здесь «Объекту 195», а также по проекту Омского конструкторского бюро - «Объекту 640». Оба закрытых проекта в немалой мере помогли нашим конструкторам достаточно быстро справиться с поставленной задачей.

Но самое главное это то, что в этот раз наши конструкторы (а также наше военное руководство) видело проблему постройки нового танка более широко, и было решено разработать не просто танк 4-го поколения, а универсальную платформу на гусеничном ходу, которая бы могла применяться для конструирования самой разнообразной военной техники, что решало бы описанную выше проблему универсальности, массовости и соотношения цены и качества.

Таким образом «Уралвагонзаводом» была спроектирована и реализована так называемая унифицированная боевая тяжелая гусеничная платформата «Армата», на основе которой предполагается создание порядка 30 самых разных наименований военной техники . Причем общими для них будет не только платформа, но и общая система управления боем, общая система связи, общая система активной защиты и многие другие узлы и модули.

Универсальная тяжелая боевая платформа «Армата» имеет три варианта компоновки двигателя: спереди, сзади и посередине . Это позволяет использовать платформу для конструирования практически любых видов военной техники. Для танка, например, используют заднее размещение двигателя, а вот для БМП - наоборот переднее.

На данный момент наша оборонка уже получила первые единицы техники на основе новой платформы - это бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ Т-16 (пока только в качестве проекта), и конечно же основной боевой, который мы уже могли лицезреть на параде Победы в Москве.

Танк Т-14 - это новейший российский танк 4-го поколения на универсальной боевой тяжелой гусенечной платформе «Армата». Индекс «14» танк получил как обычно по году реализации проекта - 2014. На стадии проекта танк имел обозначение «Объект 148».

Считается, что танк Т-14 «Армата» - это первый в мире танк 4-го поколения, первый танк в рамках концепции сетецентрической войны и что он вообще не имеет аналогов. В общем, по оценкам многих наших и зарубежных специалистов на сегодняшний день «Армата» - это лучший в мире танк.

Для начала давайте вкратце посмотрим, что же представляет из себя этот новый танк «Армата», какие конструктивные решения воплотили в нем наши инженеры-конструкторы, какими главными особенностями он обладает:

Главные особенности танка Т-14 «Армата»

— Танк обладает необитаемой башней. На ней установлена уже зарекомендовавшее себя дистанционно управляемое 125 мм гладкоствольное орудие с автоматом заряжания.

— Конструкция танка позволяет установить на него 152 мм орудие, уже испытанное на «Объекте 195».

— Экипаж танка располагается в изолированной бронекапсуле, выдерживающей прямое попадание всех существующих современных противотанковых снарядов.

— Бронекапсула с экипажем надежно отделена от боекомплекта и топливных баков.

— Активная подвеска позволит танку вести точную прицельную стрельбу на скорости до 40-50 км/ч.

— Предполагается, что активная подвеска позволит танку двигаться со скоростью до 90 км/ч не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

— Используемый в танке новый вид комбинированной многослойной брони на 15% прочее, чем использовавшаяся в отечественных танках 3-го поколения. Эквивалент толщины брони - около 1000 мм.

— Все модули танка контролируются новейшей танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая в случае обнаружения какой-либо неисправности оповещает об этом экипаж соответствующим голосовым сообщением.

— В радиолокационном комплексе «Арматы» используются радары с активной фазированной решеткой, способные вести на расстоянии до 100 км порядка 40 наземных и 25 воздушных целей.

— В случае обнаружения летящего в танк снаряда комплекс активной защиты «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы встретить его более мощной лобовой броней и быть готовым нанести встречный удар по противнику, выпустившему этот снаряд.

— Дальность поражения 125 мм орудия - до 7000 м, в то время как у лучших западных образцов этот параметр составляет 5000 м.

— В танке «Армата» применено большое количество эффективных стелс-технологий, которые делают его практически невидимым или же трудноопределимым для многих видов вооружений.

ТТХ танка Т-14 «Армата»

Инфографика и распложение модулей в танке Т-14

Хорошая инфографика танка Т-14 с расположением модулей была сделана агенством «РИА Новости»:

Видео-обзор «Многоцелевой танк Т-14 на гусеничной платформе Армата»

К 80-летию «Уралвагонзавода» был выпущен интересный мини-видео-обзор о танке Т-14 «Армата»:

Радиолокационный комплекс

Т-14 - первый танк в мире, на котором используется радиолокационный радар на активной фазированной антенной решётке (АФАР-радары). Радары такого же типа ставят на новые российские многоцелевые истребители пятого поколения Т-50, которые должны прийти на смену СУ-27. В отличие от радаров с пассивной решеткой АФАР-радары состоят из большого числа независимо регулируемых активных модулей, чем значительно повышается следящая способность и надежность, так как в случае выхода из строя одного из модулей радара мы получим лишь незначительное искажение «картинки». Правда и стоимость таких радаров несколько выше.

В «Армате» используется 4 панели АФАР-радаров, расположенные по периметру башни (см. фото выше). Они защищены пуленепробиваемыми и противоосколочными экранами, но, тем не менее, легко могут быть заменены в полевых условиях (на фото видны пластиковые петли для извлечения панелей радаров).

Радиолокационный комплекс танка Т-14 может одновременно отслеживать до 40 наземных движущихся и до 25 воздушных аэродинамических целей, что делает его одним из ключевых элементов на поле боя в рамках концепции сетецентрической войны. Дистанция ведения целей - до 100 км.

Если же в целях маскировки основной обзорный радар танка выключен, то на близкой дистанции его заменяют два радара сверхбыстрой реакции, которые также используются для срабатывания разрушающих элементов активной защиты против выпущенных по танку снарядов.

Комплексы обнаружения целей в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне

На башне Т-14 на одной оси с пулеметной установкой установлен панорамный прицел, служащий для определения координат целей, полученных различными обзорными модулями, при этом вращается он на 360 градусов не зависимо от пулемета.

Панорамный прицел включает в себя камеру в видимом диапазоне, камеру в инфракрасном диапазоне и лазерный дальномер. При захвате каждой новой цели радаром панорамный прицел автоматически поворачивается в ее сторону для определения точных ее координат. Полученная информация выводится на мониторы экипажа танка в виде тактической карты с координатами зафиксированных целей, причем в случае надобности можно нажатием пальца по изображению на сенсорном экране уточнить координаты той или иной цели.

Помимо панорамного прицела танк Т-14 оборудован шестью автономными камерами высокой четкости, которые позволяют экипажу следить за обстановкой вокруг танка по всему периметру. Эти камеры позволяют танкистам получать оценивать обстановку при выключенном радаре и в условиях ведения противником радио-электронной борьбы, а также фиксируют лазерные указки, направленные на танк.

Кроме того, эти HD-камеры могут видеть сквозь дымовую завесу (в инфракрасном спектре), давая значительное преимущество «Армате», использующей данный вид маскировки. При этом приводится следующий пример:

При окружении танка Т-14 пехотой противника он может поставить вокруг себя дымовую завесу, сделавшись невидимым для вражеских гранатометчиков, и расстрелять их из пулеметной установки по данным инфракрасных HD-камер.

Комплекс активной защиты «Афганит»

И радиолокационный комплекс из 4-х АФАР-радаров и 2-х высокоскоростных радаров, и инфракрасные HD-камеры входят в состав комплекса активной защиты танка, которая служит не только для разведки целей, но и для своевременного обнаружения угроз для танка и их ликвидации. Вот какими особенностями обладает устанавливаемый на «Армату» комплекс активной защиты «Афганит»:

— При выявлении подлетающего в сторону танка вражеского снаряда «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы с одной стороны встретить его более мощной броней, а с другой стороны - чтобы быть готовым нанести встречный удар по объекту, выпустившему этот снаряд.

— При выявлении подлетающих к танку снарядов «Афганит» автоматически управляет пулеметной установкой для их уничтожения.

— В случае необходимости повышенной маскировки «Афганит» может действовать в пассивном режиме с выключенным радаром, ориентируясь на данные HD-камер.

— «Афганит» безопасен для своей пехоты, находящейся вблизи танка, так как для противодействия ракетам противника использует в большей степени средства радио-электронной борьбы и дымометаллических завес.

— Кроме того по последним данным «Афганит» успешно противостоит современным бронебойным снарядам с сердечниками.

Комплекс активной защиты «Афганит» способен поражать снаряды, подлетающие к танку со скоростью до 1700 м/с. Но нашими конструкторами уже разрабатывается новая активная защита - «Заслон», которая сможет перехватывать снаряды, подлетающие со скоростью до 3000 м/с.

Комплекс динамической защиты «Малахит»

На танке Т-14 установлен также и комплекс динамической защиты «Малахит». Вот какими особенностями он обладает:

— «Малахит» успешно противостоит не только различным кумулятивным снарядам, но и способен разрушать новейшие натовские подкалиберные снаряды, которые были специально сконструированы для пробивания таких предшествующих «Малахиту» динамических защит, как «Реликт» и «Контакт-5».

— «Малахит» значительно лучше противостоит самым передовым противотанковым ракетным комплексам (ПТРК).

— За счет снижения количества взрывчатого вещества в динамической защите «Малахит» практически исключен вариант поражения собственной пехоты и повреждения обзорных приборов танка.

Вооружение танка Т-14

Система управления огнем танка Т-14 связана с комплексом активной защиты «Афганит» и его радио-оптическими модулями. С их помощью производится наведение вооружения танка на обнаруженные цели. Кроме того, при прицеливании используются данные, поступающие со следующих датчиков:

— гироскопические датчики угловой ориентации танка в пространстве;
— датчик температуры и влажности воздуха;
— датчик направления и скорости ветра;
— датчиком изгиба ствола от нагрева.

Свои же собственные координаты танк получает с помощью спутниковой системы GLONASS.

Как мы уже писали выше, танк Т-14 может оснащаться как стандартным 125 мм орудием, так и 152 мм пушкой. В стандартной комплектации на «Армату» ставят уже зарекомендовавшее себя 125 мм гладкоствольное орудие 2А82-1C, которое обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучший образцы западных устанавливаемых на танки орудий.

Также следует отметить, что дальность поражения из этого орудия составляет около 7000 м, что превышает показатели зарубежных танковых орудий у большей части которых дальность поражения не превышает 5000 м. Это опять же дает «Армате» значительное преимущество - именно нашему танку будет принадлежать право «длинной руки», т.е. он сможет расстреливать танки противника, даже не сближаясь с ними на их дальность поражения.

Кроме того, орудие 2A82 имеет возможность стрелять боеприпасами до 1 метра длиной (например, такими как подкалиберные бронебойные снаряды повышенного могущества «Вакуум-1»). На Т-14 устанавливается автомат заряжания на 32 снаряда, за счет чего достигается скорострельность в 10-12 выстрелов в минуту.

На некоторую часть танков «Армата» собираются ставить 152 мм орудие 2A83, у которого бронебойность подкалиберных снарядов больше 1000 мм, а их скорость составляет 2000 м/с, что не оставляет никаких шансов всем известным современным танкам. Кроме того, как заявляют руководители корпорации «Уралвагонзавод», кинетическая энергия снаряда 152 мм орудия такова, что чаще будет просто отрывать башню поражаемого вражеского танка.

Оба орудия позволяют использовать свой ствол для запуска управляемых ракет. Предполагается, что для 152 мм орудия могут использоваться ракеты с бронебойностью до 1500 мм и дальностью действия до 10000 м, которые могут поражать как наземные, так и воздушные цели.

Часть экспертов при этом указывают на возможность использования на вооруженных 152 мм орудием танках Т-14 управляемых активно-реактивных снарядов с дальностью действия до 30 км, что превращает такую «Армату» в танк огневой поддержки с использование как против вражеской пехоты, так и против сильно защищённых объектов противника.

Из пулеметного вооружения на «Армату» ставится крупнокалиберный 12,7 мм пулемёт «Корд», управляемый экипажем дистанционно и входящий в комплекс активной защиты «Афганит», а также 7,62 мм пулемёт Калашникова, спаренный с танковым орудием. Причем для перезарядки «Корда» имеется специальная автоматизированная система, не требующая участия членов экипажа.

Бронирование танка Т-14

Как мы указывали выше, одной из главных особенностей танка «Армата» является наличие специальной изолированной бронекапсулы, отделенной от остальной части танка бронированными перегородками и служащей для размещения в ней всего экипажа с компьютерами управления. Кроме того, бронекапсула защищает от оружия массового поражения и имеет систему кондиционирования и систему пожаротушения. Все это значительно повышает и живучесть экипажа, и живучесть самого танка. Заявляется, что максимальная длительность непрерывного пребывания экипажа в бронекапсуле составляет около 3 суток.

При производстве танков «Армата» используется новый вид бронестали с керамическими вставками, которая имеет повышенную бронестойкость. Это позволило при той же толщине брони добиться меньшей массы танка, а соответственно лучшей динамики. Тем не менее ожидается, что в фронтальной проекции Т-14 имеет эквивалент брони более 1000 мм против подкалиберных снарядов и около 1300 мм против кумулятивных снарядов. Это делает танк устойчивым к попаданию в лоб любых современных боеприпасов и способным противостоять таким грозным противотанковым средствам, как американский тяжёлый и американский переносной .

Башня Т-14

Устройство башни является засекреченной информацией, тем не менее, предполагается, что она состоит из внешнего противоосколочного кожуха, под которым скрывается основная броня башни. Противоосколочный кожух при этом выполняет несколько функций :

— защита приборов танка от осколков, фугасных снарядов и пулевых пробитий;
— снижение радиозаметности для противодействия ПТУР с радиолокационным наведением;
— экранирование внешних электронных полей, что делает приборы башни устойчивым к разного рода магнитным импульсам.

Ниже представлено видео с возможным устройством башни танка Т-14:

Стелс-технологии

Еще одной значительной особенностью Т-14 является использование различных стелс-технологий, которые кардинальным образом снижают заметность танка инфракрасном, радиолокационном и магнитном спектрах наблюдения. Вот какие стелс-средства применены в «Армате»:

— уникальное GALS-покрытие, способствующее отражению широкого диапазона волн и защищающего танк от перегрева на солнце;

— плоские отражающие грани корпуса, снижающие заметность танка в радиодиапазоне;

— система смешивания выхлопных газов с окружающим воздухом, снижающие заметность танка в инфракрасном диапазоне;

— теплоизоляция на внутренней стороне корпуса, также снижающая заметность Т-14 в ИК-диапазоне;

— тепловые ловушки, искажеющие «сигнатуру» (визуального образа танка) в инфракрасном диапазоне;

— искажение собственного магнитного поля, затрудняющее определение местонахождения танка для магнитометрического оружия.

Все это вызывает значительные затруднения у противника при обнаружении «Арматы», при определении ее координат и вообще при идентификации его как танка.

Многие эксперты считают, что Т-14 «Армата» - это первый в мире стелс-танк.

Двигатель

Танк Т-14 оснащается многотопливным 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом (12Н360), который был спроектирован в Челябинске и производится там же - на Челябинском тракторном заводом. Двигатель имеет переключающуюся мощность с 1200 до 1500 л.с., но на серийной технике предполагается установка двигателя с максимальной мощностью в 1800 л.с. Это обеспечит танку отличные динамические характеристики - так максимальная скорость по шоссе будет достигать 90 км/ч. К тому же этот четырехтактный двигатель намного экономичней старых двухтактных, за счет чего обеспечивается дальность хода без дозаправки в 500 км.

Коробка на Т-14 автоматическая роботизированная с возможностью переключения на ручное управление.

Также следует отметить, что выхлопные газы выводятся через трубы, проходящие через дополнительные топливные баки. Это обеспечивает их дополнительно охлаждение и в конечном итоге снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне. Сами баки прикрыты бронелистами и противокумулятивными экранами, а от возгорания они защищены открытоячеистым наполнителем.

Двигатель и трансмиссия объединены в отдельный модуль, что позволяет произвести замену вышедшего из строя силового блока менее чем за час.

Активная подвеска

Если раньше на российских танках применялась 6-катковая ходовая, то у платформы «Армата» она 7-катковая, что позволяет строить на ее базе технику с максимальной массой до 60 тонн. Поэтому у танка Т-14 остается огромный потенциал для всякого рода модернизаций.

Используемая в танке Т-14 подвеска - активная, то есть она способна по датчикам определять неровности под гусеницами и автоматически регулировать высоту катков. Эта особенность не только повышает скорость танка по пересеченной местности, но и значительно (примерно в 1.5 - 2.0 раза) повышает точность прицеливания в движении. Высокоточная стрельба во время быстрого перемещения по полю боя - это еще одно неоспоримое преимущество «Арматы» при возможно «встрече» с такими довольно вероятными противниками как или , в которых до сих пор используется неуправляемая гидропневматическая подвеска, разработанная больше 30 лет назад.

Танковая информационно-управляющая система

На «Армату» устанавливается одна из лучших танковых информационно-управляющих систем (ТИУС), которая в режиме реального времени ведет контроль над всеми модулями танка и автоматически проверяет их на предмет неисправности. В случае же выявления каких-либо неполадок ТИУС-система в голосовом режиме информирует об этом экипаж и дает рекомендации по их устранению.

Заказ «оборонки»

На параде в Москве в 2015 году публике были представлены Т-14 из первой опытно-промышленной партии (в 20 танков). Серийное производство «Арматы» начато в 2016 году и к его концу намечено выпустить еще около 100 машин, которые будут активно использоваться в разного рода испытаниях и учениях для выявления недостатков и определения необходимых улучшений.

Всего же к 2020 году планируется ввести в строй 2300 танков Т-14 «Армата». Именно так государственный заказ был представлен Министерством Обороны РФ госкорпорации «Уралвагонзавод». Причем отдельно было указано, что серийное производство танков «Армата» не будет прекращено даже в условиях жесткого экономического кризиса.

Кстати, руководством «Уралвагонзавода» указывается стоимость танка в 250 млн. рублей (это порядка 4-5 млн. долларов). А значит, вся партия Т-14 в 2300 танков обойдется нашему государству в 10 млрд. долларов.

Другие боевые машины на платформе «Армата»

Боевая машина пехоты (БМП) Т-15 «Армата»

Кроме танка Т-14 на унифицированной тяжелой боевой гусеничной платформе планируется выпускать бронированную боевую машину пехоты Т-15, первые экземпляры которой были также продемонстрированы на параде Победы в Москве. Надо сказать, что это первая тяжелобронированная БМП в российской армии. Ее танковый уровень бронирования - непробиваемый для современных ПТУР калибром до 150 мм и БОПС калибром до 120 мм, а также наличие активной защиты «Афганит» позволяет ей действовать в одной тактической группе вместе танками Т-14 и делает ее «сетецентрической» боевой машиной.

Масса БМП Т-15 составляет порядка 50 тонн, экипаж - 3 человека, кроме того сзади у нее располагается десантный модуль на 9 человек.

Универсальность и модульность платформы «Арматы» позволяет иметь БМП Т-15 несколько боевых конфигураций:

— Основной вариант с боевым модулем «Бумеранг-БМ», вооружение которого включает противо-танковый ракетный комплекс «Корнет-ЭМ», 30 мм автоматическую зенитную пушку 2А42 и 7,62-мм пулемет ПКТМ, позволяет ей успешно противостоять различным наземным и воздушным целям на дистанции до 4 км (универсальная ПВО-конфигурация).

— Вариант с боевым модулем «Байкал», вооружение которого включает в себя модифицированную корабельную 57 мм зенитную установку с более высокой огневой мощью и дистанцией поражения до 8 км (дальнобойная ПВО-конфигурация).

— Вариант со 120 мм тяжелым минометом (противопехотная конфигурация).

Ниже представлена инфографика с ТТХ по БМП Т-15 «Армата»:

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Т-16 «Армата»

Выше представлено фото бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1М, созданной на базе шасси танка Т-72 и предназначенной для эвакуации повреждённой или застрявшей техники в боевых условиях. На базе универсальной тяжелой платформы «Армата» предполагается выпустить новую БРЭМ под индексом Т-16, которая будет оснащаться более мощным грузовым краном и целым комплексом различного специального оборудования.

Самоходная артиллерийская установка (САУ) «Коалиция-СВ»

Дабы включить в одну группу с танками Т-14 и БМП т-15 технику с мощной и дальнобойной огневой поддержкой планируется перенести на тяжелую боевую платформу «Армата» и новейшую нашу самоходную артиллерийскую установку 2С35 «Коалиция-СВ», пришедшую на смену устаревшим САУ 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста-С». Разработанная ЦНИИ «Буревестник» и выпускаемая на заводе «Уралтрансмаш», также входящего в корпорацию «Уралвагонзавод», 152 мм самоходная гаубица имеет самый разнообразный спектр целей: от уничтожения тактических ядерных средств противника и разрушения его фортификационных сооружений до противодействия его живой силе и технике.

При проектировании «Коалиции-СВ» также придерживались принципа модульности и универсальности поэтому эта гаубица может устанавливаться практически на любую платформу, в том числе и на корабельную.

Главной особенностью новой САУ является дальность ее действия - до 70 км, что значительно превосходит по этому параметру все известные зарубежные аналоги. Боекомплект «Коалиции-СВ» составляет 70 снарядов, скорострельность - 10-15 выстрелов в минуту.

Кроме того, на базе универсальной платформы «Армата» предполагается также построить следующие виды техники:
— Боевая машина огнемётчиков (БМО-2)
— Тяжёлая огнемётная система (TOС БМ-2)
— Многоцелевая инженерная машина (МИМ-А)
— Транспортно-заряжающая машина тяжёлой огнеметной системы (ТЗМ-2)
— Минный заградитель (УМЗ-А)
— Плавающий транспортёр (ПТС-А)
— Мостоукладчик (МТ-А)

Перспективы применения танка «Армата»

Как мы уже писали выше танк Т-14 «Армата» разработан в рамках сетецентрической концепции, поэтому он предназначен для ведения боевых действий в составе тактической группировки, включающей технику и системы самого разного характера: другие танки «Армата» или же модернизированные для сетецентрической войны танки Т-90С, несколько БМП Т-15, батарею САУ «Коалиция-СВ», ударные вертолеты КА-52 «Аллигатор» и другая техника. При этом Т-14 «Армате» в этой группе отводится одна из ключевых ролей, а именно роль разведчика, целеуказателя и командирского танка, управляющего боем посредством единой системы управления.

Заключение

Все это хорошо, что в части военных проектов мы не отстаем, а где-то и опережаем другие ведущие военные державы мира, и разработка и внедрение универсальной тяжелой платформы «Армата» должны значительно подтянуть обороноспособность нашей страны на случай большой (третьей мировой) войны. Вопрос только какой она будет эта большая война и вообще можно ли будет из нее выйти победителем?

P.S. Ниже представлено видео о новейшей истории наших танковых войск, представленное Министерством Обороны на День танкиста, в котором можно наблюдать и героя нашего обзора - танк Т-14 «Армата».

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Танк на универсальной платформе "Армата"

Танк Т-14 на универсальной платформе "Армата" уже проехал по Красной площади, но всё равно пока остается загадкой. Характеристики танка известны отрывочно, но даже по этим данным можно утверждать, что новое слово в танкостроении в мировом понимании.

Основные прогнозируемые тактико-технические данные танка т-14 Армата :

  • Общая максимальная масса - 48 т.
  • Членов экипажа - 3 чел.
  • Боекомплект пушки - 48 шт.
  • Боевая скорострельность - 12 выс./мин.
  • Мощность двигателя - 1200-1500 л.с.
  • Скорость движения до 90 км/час
  • Запас хода - свыше 500 км
  • Дальность обнаружения цели - 5 км
  • Дальность поражения цели - 8 км
  • Время, необходимое для замены двигателя - 0,5 час.

Главная особенность танка Т-14 - это необитаемая башня. Экипаж может управлять орудием дистанционно, находясь в изолированной бронекапсуле, защищающей людей в случае попадания. Однако и подбить "Армату", по оценкам специалистов, будет очень и очень сложно.

Танк начинён самой современной радиоэлектронной техникой, в том числе уникальной радиолокационной станцией, которая может одновременно контролировать до 40 наземных и 25 воздушных целей в радиусе 100 километров. Система активной защиты отслеживает выпущенные по танку снаряды и способна перехватить их ещё на подлете. На полигонных испытаниях эта система уже зарекомендовала себя на твердую пятёрку - поразить танк не удалось.

Новшества есть и в броне танка "Армата" - она разработана с применением нового сорта стали, керамических и композитных прослоек. Такой слоёный "пирог" способен выдержать попадание любого из существующих и даже перспективных боезарядов. Дополнительный плюс в том, что эта броня может эксплуатироваться в самых сложных климатических условиях.

По предварительных оценкам военно-технический уровнь танка Т-14 почти в четыре раза превышает показатели Т-72Б, а его тактическая эффективность на 25-30% превосходит зарубежных конкурентов. Вся информация о боевой обстановке поступает экипажу на мониторы в защищенную капсулу с лазерных, телевизионных и тепловизионных датчиков, а панорамный обзор позволяет командиру и наводчику видеть поле боя на все 360 градусов. Кроме того, "Армата" может обмениваться данными с другими танками и командным пунктом. Все это значительно улучшает координацию действий и сокращает время, необходимое на поиск и уничтожение цели.

Видео того как «Армата» ведет огонь: съемка из боевого отделения:

Планируемые ТТХ Т-14


Основным вооружением Т-14 должна стать 125-мм гладкоствольная пушка 2А82 с боеприпасами различного типа. В качестве дополнительного вооружения будет использоваться модернизированный пулемет Калашникова калибра 7,62 и роботизированный крупнокалиберный пулемет "Корд", но заложенная в основу танка модульность позволит гибко менять вооружение и дополнительное оборудование в зависимости от решаемых задач.

Броня

При производстве танка будет использоваться новая облегченная броневая сталь марки 44С-св-Ш. Применение этой марки стали позволит снизить вес машины на несколько сот килограмм.

Твердость стали составляет не менее 54HRC, но пока ее пластические характеристики остаются на уровне серийных сталей, имеющих твердость 45-48HRC. Это сочетание позволяет снизить на 15% толщину и вес брони без снижения защитных характеристик и живучести при низких температурах.

Двигатель

В качестве силовой установки для Арматы выбран турбопоршневой четырехтактный, Х–образный, 12–цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха двигатель А-85-3А (альтернативные обозначения 2А12-3, 12ЧН15/16 и 12Н360) с моторесурсом не менее 2000 часов с номинальной мощностью 1500 л.с. Но предполагается, что для увеличения моторесурса мощность будет понижена до 1200 л.с. Двигатель 12Н360 прошел весь ряд ресурсных и ходовых испытаний в 2011 году.

Масса агрегата составляет около 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3.

Производство и эксплуатация

Планируется, что 9 мая 2015 года на брусчатку Красной площади на Парад в честь 70-летия Дня Победы выедут 12 новых танков Армата, которые затем отправятся на испытания в войсковые части. Серийное производство Т-14 планируется начать в 2016 году.

Первые фотографии "живого" танка Армата появились в сети

Сравнение проекций Т-14 с танком Т-90

Сравнение проекций Т-14 с танком Abrams

После первого появления Арматы на улицах Москвы танк был оценен очень высоко, но появились и первые претензии:

1. На люках нет динамической защиты нет и один из люков открывается в сторону таким образом, что может помешать повороту орудия.

2. КАЗ не имеет возможности обеспечивать защиту от боеприпасов атакующих сверху и танк оказывается беззащитен перед американскими Джавелинами и другими боеприпасами по схеме "ударного ядра". В проекцию "сверху" становится опасным и РПГ-7 60-х годов.

3. Нет спаренного с пушкой пулемета что находят достаточно странным.

4. При попадании в нижнюю часть ствола и башни снаряд может нанести урон экипажу, т.к. в этой зоне не замечено достойное горизонтальное бронирование.



Похожие статьи