Гвоздика самоходная артиллерийская. Самоходные гаубицы «Гвоздика» и «Акация

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

4 июля 1967 года Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №609-201 было задано начало разработки 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». Головным предприятием был назначен Харьковский тракторный завод имени С. Орджоникидзе. Этим же заводом ранее был разработан артиллерийский тягач МТ-ЛБ, использованный в качестве базы. Однако из-за недостаточной устойчивости, а также возросших нагрузок, в ходовую часть шасси был добавлен ещё дополнительный опорный каток.

С 1967 по 1972 годы в ОКБ-9 были изготовлены и прошли испытания две опытные гаубицы Д-11 и Д-12 калибра 122-мм. По результатам испытаний был выбран вариант Д-12, которому после доработок был присвоен внутризаводской индекс Д-32 (Индекс ГРАУ — 2А31).

С августа 1967 года опытная партия из четырёх самоходных гаубиц 2С1 поступила на полигонные испытания. На этапе Государственных испытаний выявился серьёзный дефект: при стрельбе возникала сильная загазованность боевого отделения. В целях устранения замечания, было проработано около 10 возможных вариантов решения этой проблемы.
11 декабря 1967 года по приказу Министерства оборонной промышленности СССР для снижения загазованности были начаты разработки модифицированных гаубиц для 2С1 и 2С3. На базе гаубицы Д-32 была разработана гаубица Д-16 с полуавтоматическим затвором с пластинчатым обтюратором. Однако из-за низкой эффективности такого решения в 1972 году работы по проекту Д-16 были прекращены. Проблема была решена применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией.
После завершения всех видов испытаний и устранения замечаний 14 сентября 1970 года Постановлением ЦК КПСС и Совет министров СССР №770-249 самоходная гаубица 2С1 была принята на вооружение.

Самоходная гаубица САУ 2С1 Гвоздика предназначалась для замены буксиру-емой гаубицы Д-30 в артиллерийских дивизионах мотострелковых полков. Будучи самым легким образцом из всех, она должна была обладать со-поставимой с танками и БМП мо-бильностью и обеспечивать постоян-ную огневую поддержку наступаю-щих мотострелковых и танковых подразделений. 122-мм самоходная артиллерийская гаубичная установка предназначена для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств пехоты, разрушения полевых укреплений, проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях, а также для борьбы с артиллерией, минометами и бронетехникой противника.

Основное вооружение самоходной артиллерийской установки — 122-мм гаубица Д-32 (2А31), установленная в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой полуавтоматический. Подъемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновещивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

На 2С1 «Гвоздика» установлен перископический прицел ПГ-2, обеспечивающий ведение огня, как с закрытых позиций, так и прямой наводкой. ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, параллелограмного привода и электроблока.
Возимый боекомплект САУ 2С1 составляет 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания — снаряд и гильза с зарядом. Также могут использоваться осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия, химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими элементами снаряды.

Стрельба осколочно-фугасным снарядом может вестись на максимальную дальность до 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда дальность увеличивается до 21900 м. Для стрельбы кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 используется специальный заряд Ж-8 весом 3,1 кг, придающий снаряду начальную скорость 740 м/с. Дальность стрельбы — до 2000 м. Бронепробиваемость под прямым углом составляет 180 мм, под углом 60° — 150 мм, под углом 30° — 80 мм. Параметры бронепробиваемости от расстояния не зависят.
Скорострельность при стрельбе снарядами бортового боезапаса — 1-2 выстрела в минуту. «С земли» — 4-5, при этом подача их внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортирующего устройства через дверь в кормовой части корпуса САУ.
Ходовая часть каждого борта состоит из семи опорных катков, ведущего переднего колеса и направляющего заднего. Гусеница поддерживающих роликов не имеет. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, могут заменяться более широкими (670 мм) для повышения проходимости по снегу и заболоченным участкам. С двигателем сблокирована механическая трансмиссия. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе.

В качестве силовой установки используется дизельный двигатель ЯМЗ-238 мощностью 300 л.с., позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч. 2С1 «Гвоздика» — плавающая. Скорость движения на плаву — 4,5 км/ч. При высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/сек машина способна преодолевать водные преграды шириной 300 м. Движение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц.
Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение — в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева — наводчик орудия, за ним — командир установки и справа от орудия — заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Бронирование САУ противопульное и обеспечивает защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.

Экипаж — 4 человека.

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» состоит на вооружении сухопутных войск стран СНГ и бывшего Варшавского договора, Алжира, Анголы, Йемена, Ливии, Сирии и Эфиопии. После объединения Германии 374 установки переданы бундесверу. Помимо СССР гаубица производилась по лицензии в Болгарии и Польше.

В 2001 году была проведена глубо-кая модернизация 2С1 «Гвоздика», получившая индекс «М». Орудие 2АЗ1 было заменено полуав-томатическим 122-мм орудием 2А80, имеющим систему охлаждения ство-ла. Применение унитарных выстрелов и автоматическое восстановление на-водки повысили прицельную скоро-стрельность до 7—9 выстр./мин, а введение в боекомплект более мощ-ных боеприпасов от новой пушки по-высило эффективность поражения целей. В последнее время в целях со-вершенствования установки для нее был разработан снаряд с лазерным наведением — «Китолов-2». Этот сна-ряд может с высокой степенью веро-ятности поражать неподвижные и движущиеся цели. По мнению веду-щих специалистов ОАО «Мотовилихинские заводы», после модерниза-ции эффективность боевого примене-ния САУ 2С1М «Гвоздика» возрастает не менее чем в 3 раза.

Работы над самоходной артиллерийской установкой второго поколения 2С1 «Гвоздика» начались в ОКБ-9 завода Уралмаш согласно постановлению Совета Министров № 609-201 от 4 июля 1967 года. И уже в 1969 году на полигонные испытания поступил ее опытный образец. В 1971-м САУ 2С1 была принята на вооружение. Скорость разработки и изготовления установки легко объяснима. В качестве шасси конструкторы использовали известный тягач МТ-ЛБ, на который установили еще более известную гаубицу Д-30. Д-30 в гусеничном варианте подвергли небольшим конструктивным доработкам и присвоили ей наименование Д-32 (индекс 2А31).

2С1 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков, оснащенных боевыми машинами пехоты. Предназначение «Гвоздики» - уничтожение и подавление живой силы и огневых средств пехоты, разрушение укреплений полевого типа, проделывание проходов в минных полях и проволочных заграждениях, борьба с артиллерией, минометами и бронетехники противника. Обычный возимый боекомплект - 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания - снаряд и гильза с зарядом. Разработана широкая номенклатура снарядов - осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия, химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 году была предпринята попытка создания на базе Д-32 для «Гвоздики» гаубиц с картузным заряжанием - Д-16 и Д-16М. Но в серию не пошли.

Компоновка 2С1 «Гвоздики» в основном аналогична 152-мм САУ 2С3 «Акация». В передней части корпуса находится кабина водителя и моторное отделение, а сзади - боевое отделение. В башне размещаются еще три члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир. Башня поворачивается посредством электрического или ручного привода на 360 градусов. Гусеницы у САУ - резинометаллические, опорные катки - с индивидуальной торсионной подвеской. Первое и седьмое колеса, кроме торсионов, имеют еще и гидравлические амортизаторы. Корпус герметичен. С помощью перемотки гусениц САУ плавает со скоростью 4.5 км/час и способна преодолевать водные преграды шириной 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0.6 м/сек. При этом на борту установки должно быть не более 30 выстрелов. «Гвоздика» авиатранспортабельна, то есть ее можно перевозить на самолетах Ан-12, Ил-76, Ан-124. Для уменьшения высоты САУ опорные катки со второго по седьмой при перевозке могут с помощью специальных устройств приподниматься и закрепляться. Самоходка имеет противопульное бронирование, которое «держит» 7.62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. В стенках обоих бортов корпуса размещены по три последовательно соединенных между собой топливных бака общей емкостью 550 литров. В качестве двигателя у 2С1 использован V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 11 передних скоростей и две задние.

Бортовой боекомплект расположен следующим образом: 16 снарядов в вертикальном положении вдоль боковых стенок корпуса и 24 - вдоль боковой и задней стенок башни. Для облегчения заряжания гаубицы применен механизм досылания электромеханического типа. При стрельбе снарядами, складированными на земле, их подача внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Наведение орудия производится с помощью прицела ПГ-2 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Ствол гаубицы имеет углы вертикальной наводки от -3 до +70 градусов. Максимальная дальность стрельбы - 15.200 м, минимальная - 4070 м. Скорострельность гаубицы не очень высока. При стрельбе снарядами с «земли» - 4-5 выстрелов в минуту, бортовым боезапасом - 1-2.

Самоходная артиллерийская установка (САУ) или в разговорном языке просто самоходка появилась вместе с первыми танками. По современной классификации первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон» танками и не являются. Это обычные полевые пушки, поставленные на самоходные шасси и защищенные тонкой броней. Отличие танка от САУ в том, что на танк ставится свое, разработанное именно для данного танка орудие. Кроме того САУ, как правило, дополнительным вооружением (пулеметами, минометами, зенитными установками и т.д.) не оборудуется.

Первые САУ появились еще до Первой мировой, однако полномасштабного распространения не получили. Настоящий расцвет САУ наступил во время Второй мировой. Но речь пойдет о САУ «Гвоздика», которая была принята на вооружение в 1970-м и до сих пор не снята с боевого дежурства.

История создания

Штурмовые и противотанковые САУ появляются на вооружении армии СССР в 1940-х годах. Нельзя сказать, что они внесли решающий вклад в победу (первенство все же за танками), но для поддержки пехоты и наступающих танков они были очень эффективны. С началом Холодной войны у потенциального противника появились совершенные артиллерийские системы калибра 105 мм, которые по многим показателям превосходившие советские САУ.

Но доктрина у СССР была нацелена на применение ракет и самоходки не получали развития. После ухода с поста Хрущева среди трезвых умов появилась доктрина о том, что глобальная ядерная война невозможна. Слишком велика возможность уничтожения не только врага, но и самого себя. А вот использование разрушительного оружия в тактических целях вполне вероятно. В этом смысле использование САУ было одним из самых лучших способов доставить тактический ядерный заряд в нужное место.

Исходя из этого утверждения, разработкой новой самоходки, получившей название САУ 2С1 «Гвоздика», занялись, учитывая возможность использования подобных зарядов.

Решением Коммунистической партии и постановлением правительства Союза с 1967 г. началась разработка артсистемы калибра 122 мм.

Это решение было основано на исследовательской базе ВНИИ-100. Именно эти исследования определили базовые характеристики будущей самоходной гаубицы.

Исследовательский институт предложил три варианта шасси: «БМП-1, МТ-ЛБ тягач и «Объект-124». Выбрали тягач, на основе которого и конструировалась самоходка «Гвоздика».Тракторному заводу в Харькове поручили разрабатывать новую систему.

1969 г. начало испытаний четырех опытных образцов 122 мм «Гвоздики» и 152 мм 2С3. Выбор был остановлен на «Гвоздике».1970 г. правительство СССР, после годовых испытаний и необходимых доработок, принимает на вооружение самоходку «Гвоздика».

Новая самоходка начала поступать в военные части, а экипажи постепенно осваивать эту систему. Серийное производство окончательно освоено в 1971 г. Выпускалась в Польше (с 1971г.) и в Болгарии (с 1979г.). В 1991 г. самоходку перестали выпускать. Всего с 1970 г. было выпущено около десять тысяч машин.

Конструкция

Компоновка корпуса этой артсистемы была выполнена по башенной схеме. Все сварено из листов катаной стали. Сам корпус абсолютно герметичен, а толщина броневых листов 20 мм. Это достаточно надежная защита от осколков и пуль, но не от снарядов. Моторный отсек находится с правой стороны, здесь расположено и место водителя-механика.

Боевое отделение находится в средней части и корме. На корпусе размещена башня, а в ней орудие. В башне с правой стороны заряды и заряжающий. Слева наводчик и прицел для точной наводки. Место командира за наводчиком. У командира собственная поворотная башенка с люком для визуального контроля. В нише самой башни размещаются кумулятивные снаряды и заряды к ним. Остальные боеприпасы находятся на корме.

У САУ 2С1 есть специальный люк, через который возможен прием снарядов прямо с грунта.

Ходовая часть. В основе модифицированные шасси МТ-ЛБ. Его хорошо переработали, установив пару опорных катков дополнительно. А вот число обрезиненных катков увеличилось до семи пар. В задней части находятся направляющие колеса, в передней ведущие. Гусеница собрана из звеньев (траков). Звенья довольно мелкие (350*111), соединены металлическими пальцами.

При ширине трака 350 мм и массе 15,7 тонны, машина чувствует себя уверенно на любом грунте. У артсистемы «Гвоздика» подвеска на торсионах, индивидуальная. Гидроамортизаторы установлены на седьмом и первом опорных катках.


Двигатель и трансмиссия. На машине установлен двигатель ЯМЗ-238Н мощностью в 300 л.с. Работает на дизельном топливе. Двигатель V-образный, 8-цилиндровый четырёхтактный с жидкостным охлаждением. Наддув газотурбинный. Что касается трансмиссии, то она двухпоточная и механическая. Механизмов поворота два и они планетарно-фрикционные. Передних передач шесть при одной задней.

Вооружение. 122 мм нарезная гаубица это основа огневой мощи установки.

Тормоз дульный, эжектор, казенник и труба соединены в ствол, длинной больше 4 метров. Внутри ствола 34 нареза. Используется в этом орудии вертикально-клиновой затвор. Имеется полуавтоматический механизм повторного взведения.

Чтобы снаряд не выпадал в случаях, когда ствол находится на высоких углах возвышения, установлен специальный лоток с устройством удержания.

У противооткатного устройства установлен специальный гидравлический тормоз, тип его веретенный. Также есть пневматический накатник с заправкой воздухом или же азотом. На тормозе отката установлен компенсатор.

Средства наблюдения и связи. ТКН-3Б, прицел, который находится на командирском месте. Прицел ОУ-3ГА2 установлен для того чтобы осуществлять ночное наблюдение за местностью. ТНПО-170А, прицел перископического, призменного типа, а 1ОП40 панорамного типа, оба расположены в месте наводчика. ОП5-37, для ведения огоня из укрытия. МК-4 вращающегося типа размещен с правой стороны башни. У механика есть прибор ТНПО-170А для наблюдения днем и для ночного наблюдения ТВН-2Б.


На месте водителя-механика устроено стекло с броневой крышкой для непосредственного наблюдения за местностью. Р-123М радиостанция с помощью, которой осуществляется внешняя связь. Она работает на УКВ волнах, радиус действия до 28 км. Для связи экипажа между собой в самоходке установлен аппарат Р-124.

ТТХ «Гвоздики» и зарубежных аналогов

Тактико-технические характеристики установки более всего оцениваются в сравнении с другими самоходками аналогичного типа.

ТТХ САУ 2С1 «Гвоздика» М-108
(США)
Тип-86 (Япония) АМХ-105В (Франция)
Год выпуска 1970 1962 1974 1960
Масса, т 15,7 21 16,5 17
Экипаж, чел 4 5 6 5
Калибр, мм 122 105 122 105
Боезапас, высДальность стрельбы, кмтрелов 40 86 40 37
Дальность стрельбы, км 15 11,5 15 15
Скорость, км/ч 60 56 60 60

Как видно из показателей ТТХ «Гвоздика» ничем не уступала своим зарубежным аналогам. Как видно из таблицы у сил самообороны Японии аналогичная машина появилась только спустя 4 года.

Модификации «Гвоздики» и машины на базе

На основе машины созданы следующие варианты:

  • 2С15 «Норов», с 100 мм орудием предназначалась для борьбы с танками, но когда в 1983 г. был создан опытный образец, а необходимость в таком типе самоходок отпала;
  • 2С17 «Нона-СВ», самоходка с орудием 120 мм, до серийного производства не дошла;
  • 2С8 «Астра», это самоходный миномет, его разработка велась в 1970-е годы, но все работы были закрыты по этому миномету в 1977 г., так как переключились на создание артсистемы 2С17 «Нона-СВ»

Из модификаций этой системы наиболее известны следующие установки:

  • Raad-1, самоходка, разработана, в Иране в этом варианте используется шасси БМП, калибр орудия 122 мм;
  • 2С34 «Хоста» создана в 2003 г. в России установлена на ней гаубица 2А80-1 и пулемёт ПКТ в командирской башенке, принята на вооружение ВС РФ в 2008 году;
  • 2С31«Вена», 120-мм самоходное артиллерийское орудие, ходовые испытания в 2007 году, принята на вооружение ВС РФ;
  • Rak-120, польский вариант самоходки 2009 г., в котором вместо гаубицы используется 120 мм миномет;
  • Model 89, это румынский вариант «Гвоздики»;
  • 2C1T Goździk, польская переработка классической модели советской самоходки, в ней используется автоматическая система для управления огнем.

В 2015 году на Украине планировали усовершенствовать «Гвоздику», установив на нее двигатель «Volvo», а также более совершенные системы управления и связи.

Боевое применение

Самоходка прошла через несколько локальных конфликтов, первый из них это Афганистан. В этой войне, как правило, САУ применялись для подавления огня противника прямой наводкой, это значительно снижало потери в войсках. Самые успешные операции с применением установке были проведены в период захвата Шингара, Хаки-Сафеда, а также в 1986 г., в период наступления на Кандагар.


В Чечне в обеих военных компаниях во время боевых операций «Гвоздика» использовалась активно и успешно справлялась с поставленными задачами.

Самоходка использовалась в Приднестровском конфликте, в Югославии, на юго-востоке Украины, причем обеими противоборствующими сторонами. Во время ирано-иракской войны 2С1 и 2С3 применялись иракской армии.

В период гражданской войны в Ливии 2010–2011 гг., правительственные войска активно применяли установку против мятежников.

Война в Сирии выявила применение этой установки практически всеми противоборствующими сторонами, как правительственными войсками, так и различными террористическими группировками, в том числе ИГИЛ. Установка используется хуситами в Йемене в борьбе с интервентами, вторгшимися в страну.

При всей своей массе и величине самоходка способна плавать, однако разработчики гарантируют преодоление водной преграды шириной 300 м при волне не более 15 см, при этом машина развивая скорость до 4,5 км/ч. Все это благодаря герметическому корпусу и гусеницам, которые в данном варианте перемещения выполняют роль лопастей.


Гаубица для стрельбы использует большое разнообразие снарядов, помимо кумулятивных, осколочно-фугасных, могут использоваться также дымовые, химические, снаряды с радиоэлектронным противодействием и со стреловидным поражающим элементом. И даже осветительные и агитационные.

Относительно небольшой вес позволяет перевозить самоходку на самолетах Ил-74, Ан-12.

А также на десантных морских кораблях. «Гвоздика» состояла на вооружении всех армий стран, которые входили в объединение Варшавского договора. Во многих из них она и до сих пор находится на вооружении.


Для этой артсистемы был разработан специальный снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», который способен попадать в цель с высокой точностью используя головку самонаведения. Снаряд высокоточный, только вот цель должна подсвечиваться лазерным лучом с самой артустановки или корректировщиком огня.

Хорваты разработали заряд «super charge», благодаря которому снаряды «Гвоздики» улетали на 17,1 км.

В 1997-м для «Гвоздики» был разработан и опробован осколочно-фугасный активно-реактивный снаряд. Дальность стрельбы увеличилась почти до 22-х км.

Видео

122-мм самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика" предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по постановпению Совета Министров СССР №609-201 от 4 июля 1967 г. Артиллерийская часть САУ была создана в ОКБ-9 (-Уралмаш-) на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила то же внутреннее устройство ствола, баллистику и боеприпасы. Новая гаубица получипа заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ 2А31. Шасси САУ 2С1 разработано специалистами ПО "Харьковский тракторный завод" на базе многоцелевого бронированного тягача МТ-ПБ. Первые четыре опытных образца 2С1 «Гвоздика» были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение самоходка 2С1 «Гвоздика» принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство.

Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение - в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева - наводчик орудия, за ним - командир установки и справа от орудия - заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Бронирование САУ противопульное и обеспечивает защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.

Основное вооружение САУ 2С1 «Гвоздика» - 122-мм гаубица Д-32, размещенная в башне кругового вращения, которая установлена в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекциониого устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подьемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диалазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновещивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» оборудована перископическим прицелом ПГ-2 (индекс 10П40), предназначенным как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, паpaллелограмного привода и электроблока.

Возимый боекомплект САУ 2С1 «Гвоздика» обычно состоит из 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм, под углом 60° - 150 мм, под углом 30° - 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м. Также для нее был разработан снаряд с лазерным наведением "Китолов-2". Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

На самоходке установлен 210-киловаттный дизельный двигатель ЯМЗ-238, позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, С двигателем сблокирована механическая трансмиссия. Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» состоит, применительно к одному борту, из семи опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, поддерживающих роликов нет. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.

Подвеска 2С1 «Гвоздика» состоит из четырнадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.

САУ 2С1 «Гвоздика» имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 4,5 км/ч. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов.

Боевая масса 2С1 «Гвоздика» не превышает 16 т, что позволяет транспортировать ее самолетами военно-транспортной авиации. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии. Ирака. Иемена, Ливии. Польши. России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.

Тактико-технические характеристики 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»
Боевая масса, т 15,7
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм"
длина с пушкой вперед 7265
длина корпуса 7265
ширина 2850
высота 2285
клиренс, мм 400
Бронирование, мм: 20, круговая защита от бронебойной пули Б-32 с дистанции 300 м
Вооружение 122-мм гаубица Д-32
Боекомплект 40 выстрелов
Скорострельность, выстр./мин 4-5
Двигатель ЯМЗ-23а, V-образный, 4-х тактный двигатель жидкостного охлаждения, мощность 210 кВт
Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,4
Удельное давление на грунт. Мпа 0,047
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
на плаву 4.5
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0.70
ширина рва. м 2,75
глубина брода, м плавает



Похожие статьи