Вертолёт Eurocopter Tiger. Технические характеристики

Eurocopter Tiger (Airbus Helicopters Tiger ) — двухдвигательный ударный вертолет, созданный в начале 1990-хх и введенный в строй в 2003 году концерном Eurocopter. В Германии называется Tiger, во Франции — Tigre.

История Tiger

В 1984 году Вооруженные силы Франции и Германии представили официальные требования к перспективному многоцелевому боевому вертолету. Разработка и создание новой машины была поручена совместному предприятю Aerospatiale и MBB. Однако, уже в 1986 году проект был отменен из-за непомерно высокой стоимости вертолета, который должен был быть создан с нуля, а так же сомнений в необходимости их закупок. ВС Германии посчитали более эффективной и дешевой закупку ограниченной партии вертолетов AH-64 Apache американского производства.

Однако, к 1987 году после реоганизации совместного концерна и оптимизации с целью снижения издержек, проект был возобновлен. Уже к 1989 году был готов совместный эскизный проект будущей машины.

В 1989 году было создано пять прототипов на заводах в Мариньяне и в Донауверте, которые были выбраны производственными площадками. Три прототипа не имели вооружений, еще два отрабатывали бортовое оружие. Первый прототип взлетел в 1991 году.

В 1992 году совместное предприятие Aerospatiale и MBB было реорганизовано в Eurocopter Group. Большая часть проектов обеих фирм были внесены в состав нового концерна, в том числе Tiger.

После летных испытаний проект затормозился. Холодная война окончилась и военные бюджеты стран Европы стали резко урезаться. Однако, проект Tiger продолжил развиваться, хоть и не избежал сокрещний и растягивания длительности работ. Теперь немцам был нужен не только противотанковый вертолет (советские ударные армии уже не угрожали), но и разведчик, эскорт и вертолет поддержки. Лишь в 1999 году Франция и Германия разместили официальные заказы на 160 вертолетов. В 2005 году первые серийные машины начали поставляться в войска.

В 1990-хх главными потенциальными заказчиками экспортных вертолетов Tiger должны были быть Великобритания и Нидерланды. Eurocopter уделял много внимания этим странам, но, с сокращением военных бюджетов и затягиванием работ по выводу вертолетов в серийное производство, обе страны отказались от модели в пользу . В дальнейшем, уже в 2000-хх после начало поставок в армии Франции и Германии, свои заказы на эти вертолеты разместили военные из Испании и Австралии. Планируется заключение контрактов на поставки в Южную Корею, Бразилию, Малайзию и Катар.

Описание: демонстрационные полеты вертолетов Eurocopter Tiger

Конструкция Tiger

Eurocopter Tiger создан по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом

При его создании применялись самые новейшие технические достижения: композиционные материалы, нашлемный прицел, цифровые радиоэлектронные системы, нашлемные индикаторы для летчиков и др. Наличие прочных конструкций шасси, силового набора и бронирование кресел позволяют экипажу в аварийных ситуациях выдерживать посадку со скоростью до 11,5 м/с. Кабина экипажа двухместная с ударопоглощающими бронированными сидениями, расположенными тандемом на разном уровне: пилот впереди, а оператор сзади.

Фюзеляж, полностью выполненный из композиционных материалов, может выдерживать попадания снарядов калибра до 23 мм. Форма кабины экипажа со сдвижным фонарем из бронестекла сводит к минимуму отражения светового и радиолокационного излучения.

В конструкции четырехлопастного несущего винта использованы эластомерные подшипники. Для лопастей разработаны новые аэродинамические профили: концы лопастей стреловидные и отогнуты вниз для улучшения характеристик на режиме висения.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей Turbomeca Rolls-Royce MTR390 мощностью по 1285 л.с., установленных рядом. Трансмиссия снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, избыточная прочность дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль.

Вертолет PAH-2 Tiger является первым серийным вертолетом, на приборной доске которого установлены дисплеи на жидких кристаллах, что позволяет читать показания при любом освещении. Имеется также бинокулярный нашлемный прицел для наведения оружия; система управления с двумя каналами резервирования (механическая и электродистанционная).

Модификации

  • UH Tiger (от Unterstützungshubschrauber — вертолет поддежки) — средний многоцелевой вертолет непосредственной поддержки, созданный для Бундесвера (ВС Германии). Вертолет оснащается ракетами PARS 3 LR (выстрелил и забыл), противотанковыми ракетами HOT3, а так же 70-мм неуправляемыми ракетами. Для борьбы с воздушными целями вертолет может оснащаться ракетами AIM-92 Stinger. На вертолет могут быть подвешены 12,7-мм пушки.
  • Tiger HAP / HCP (Hélicoptère d’Appui Protection — вертолет поддежки и эскорта, а так же Hélicoptère de Combat Polyvalent — многоцелевой боевой вертолет) — средний вертолет для борьбы с наземными и воздушными целями, созданный для ВС Франции. Оснащается 30-мм пушкой, 68-мм неуправляемыми ракетами SNEB, 20-мм подвесными пулеметами, а так же ракетами воздух-воздух Mistral.
  • Tiger HAD (Hélicoptère d’Appui Destruction или Helicoptero de Apoyo y Destrucción на испанском) — модификация, изначально аналогичная версии HAP, но более адаптированная для непосредственного боя в условиях активного противодействия. Форсированный двигатель MTR390 имеет на 14% большую тягу, а конструкция лучше защищена от пулевых обстрелов. Создавался для ВС Испании. Оснащается ракетами Hellfire II и Spike ER.
  • Tiger ARH (Armed Reconnaissance Helicopter — боевой разведывательный вертолет) — модификация, созданная для Армии Австралии для замены OH-58 Kaiwa и UH-1 Iroquois. Tiger ARH модернизированная версия Tiger HAP, с установленными лазерными целеуказателями и системами наведения для ракет Hellfire II. Вместо стандартных неуправляемых ракет, вертолет оснащается 70-мм ракетами бельгийской фирмы FZ (Forges de Zeebrugge).

П оступающий с 2005 г. на вооружение сухопутных войск бундесвера ударный вертолет «Тигр» оценивается военно-политическим руководством Германии, как одна из систем вооружений, существенно повышающих боевые возможности этого вида вооруженных сил.

Оперативная характеристика

Командование СВ Германии рассматривает «Тигр», как универсальную защищенную боевую систему, пригодную для выполнения широкого спектра задач в интересах CВ и ВМС в рамках операций национального и международного характера.

Считается, что в качестве независимого маневренного боевого элемента вертолет «Тигр» способен действовать в районах, труднодоступных для наземных систем оружия (например, из-за условий рельефа или инфраструктуры), быстро достигать боевой зоны, успешно закрывать бреши в боевых порядках, а также значительно усиливать огневые возможности взаимодействующих подразделений.

Ударный вертолет «Тигр» предназначен для поражения значимых наземных и воздушных целей, пунктов управления, бронированных и других защищенных объектов, а также огневых средств в глубине территории противника. Способность вертолета к гибким и высокоманевренным действиям на широких пространствах, высокая огневая мощь определяют его высокую боевую и оперативную значимость.

Вертолет «Тигр» – болезни роста

Вместе с тем, поступление этого вида авиационной техники в войска сопровождали значительные проблемы.

Согласно итогам комплексной инвентаризации основных проектов новых вооружений, регулярно проводимой Федеральным ведомством по вопросам вооружений, информационным технологиям и использованию бундесвера (далее BAAINBw), изложенным в докладе министерства обороны немецкому парламенту в марте 2018 г., превышение общих сроков реализации программы «Тигр» от плановых по времени составило более 80 месяцев, а по стоимости более 934 млн.евро (+22%).

Начало разработке и поставкам боевых вертолетов по проекту «Тигр» дало в 1984 г. межправительственное соглашение, подписанное между Германией и Францией. Другими партнерами стали Испания и Австралия, как страна-экспортер.

В рамках проекта работы проводятся как на международном уровне под эгидой «Совместной организации сотрудничества по вопросам вооружений» (Organisation Conjointe de Cooperation en matiere d’Armement, OCCAR ), так и в национальном масштабе под контролем BAAINBw. При этом проект получил обозначение «вертолет поддержки «Тигр» (Unterstützungshubschrauber Tiger, UHT ). Главным подрядчиком проекта является компания «Эйрбас Хеликоптер» (Airbus Helicopters, или EUROCOPTER ).

Изначально в 1984 г. для ВС Германии планировалось закупить 212 машин. После изменения ситуации на рынке и переоценки характера угроз в 1994 г. правительство Германии приняло решение вместо противотанкового закупать многоцелевой вертолет поддержки. Договор о приобретении UH «Тигр» подписан в июне 1999 г. Причем особенностью немецкого варианта конструкции стал прицел, размещенный на мачте над несущим винтом машины.

Организация поставки

Разработка и поставка вертолетов для бундесвера проходила в несколько этапов и сопровождалась многочисленными изменениями и дополнениями первоначального проекта. Первые шесть вертолетов «Тигр» поставлены Германии в 2005 г. в так называемой предсерийной версии. Она не могла использоваться в боевых действиях, а предназначалась для обучения пилотов и техников. Вся партия поступила в распоряжение франко-германского учебного центра в Ле Люк (Le Luc).

Следующие пять вертолетов продвинутой предсерийной конфигурации (т.н. базовый уровень, версия 002) бундесвер получил в 2008 и 2009 гг. Эти машины в значительно большей степени соответствовали серийному статусу. Первые серийные образцы ударного вертолета «Тигр» начали поступать в войска с 2010 г. с шестилетним опозданием и в небольших количествах.

На фоне начатого 4 октября 2011 г. бывшим министром обороны ФРГ Томасом де Мезьером и установленных ограничений на основные системы вооружений потребность в закупках вертолета была пересмотрена и сокращена до 80 машин. Позднее, в марте 2013 г., МО и подрядчик подписали очередное соглашение (т.н. «немецкий курс») о сокращении общего количества поставляемой техники до 68 единиц. Кроме того, предусматривалось, что подрядчик выкупит 11 ранее поставленных «Тигров» и не станет продавать бундесверу запасные части для последних 10 вертолетов.

Согласно упомянутому выше докладу, по состоянию на февраль 2018 г. Германия получила 65 вертолетов «Тигр». Поступление в войска оставшихся машин ожидалось до конца 2018 г. Из общего числа, 68 вертолетов, 45 «Тигров» предназначены для сухопутных войск. Из них, 32 машины направляются в 36 полк ударных вертолетов «Курхэессен» (Kampfhubschrauberregiment 36 «Kurhessen» ), г. Фрицлар (Fritzlar).

Особенности оснащения версии UHT

Ударный вертолет «Тигр» в серийном варианте (обозначение Мк I) на рубеже 2005 г. характеризовался значительным набором инноваций. В частности, машина получила дублирующую компоновку критически важных систем, систему предупреждения об облучении вражескими РЛС, лазерными и другими системами прицеливания. На фюзеляже вертолета монтировалось оборудование дезориентации вражеских управляемых ракет с ИК и радиолокационными головками самонаведения.

Радиоэлектронное оснащение командира-стрелка включает мачтовый прицел OSIRIS с дневным черно-белым каналом, тепловизор и лазерный дальномер.

В состав оснащения кабины пилота входят система бокового обзора (Pilot Sight Unit, PSU ), прогнозирующая ИК-система поддержки управления полетом (Forward Looking Infrared-Flugführungsunterstützungssystem, FLIR ).

В шлемы обоих членов экипажа интегрированы приборы ночного видения. Оснащение немецкого варианта «Тигр» позволяет в условиях ночного полета почти без задержки проводить переключение между прибором ночного видения и FLIR, а также между системой усиления остаточного света и тепловидением.

Средства связи вертолета включают УКВ радиостанцию с частотной модуляцией (F М ), комбинированный ОВЧ/УВЧ (VHF / UHF ) передатчик, а также радиостанцию ВЧ (HF ) диапазона. Кроме того, «Тигр» оснащен установкой оперативной поддержки с системой управления полем боя (Battlefield Management System ). Система позволяет по радиоканалу обмениваться данными с наземным командным пунктом относительно изменения обстановки и боевых задач.

Вооружение

Крылья (пилоны) вертолета имеют четыре узла подвески оружия. На два внешних узла крепятся по две ЗУР «Стингер» с дальностью стрельбы 5 км. Два внутренних узла подвески позволяют устанавливать один из следующих образцов вооружения:

  • 12,7 мм спаренный пулемет GunPod HMP с дальностью стрельбы до 1500 м (боекомплектом 400 выстрелов);
  • пусковой контейнер 70 мм НУР (16 ракет, дальность поражения 6 км), либо ПУ ПТУР «Хот» (4 ракеты, дальность – 4 км);
  • ПУ ПТУР PARS 3 (4 ракеты, дальность – 6000м).

Развитие боевых возможностей

Вместе с тем, по оценкам специалистов, тактико-технические характеристики модели «Тигр» Мк I по мере поступления в войска перестали удовлетворять изменившимся требованиям боя и возможностям систем защиты современных образцов бронетанковой техники. В частности, 12 вертолетов, направленных в Афганистан в интересах выполнения миссии МССБ были модифицированы до специально разработанной для этого версии «Асгард» (Afghanistan Stabilisation German Army Rapid Deployment Full , ASGARD F ).

Модификация включала повышение баллистической защиты экипажа и надежности программного обеспечения, а также установку многополосной радиостанции с функциями SatCom/TacSat и песчаных фильтров для двигателей. Кроме того, получила реализацию возможность записи хода выполнения боевого задания (как юридическое требование).

В период до 30 июня 2014 г. вертолеты версии «Асгард» совершили 260 боевых вылетов (1860 часов полета) и получили в целом положительные оценки.

Опыт эксплуатации варианта «Асгард» в Афганистане и предложения из войск послужили основой для определения мероприятий, направленных на повышение боевых возможностей вертолета в рамках пакета требований для ударного вертолета «Тигр» в версии Мк II.

Дальнейшее улучшение ТТХ вертолета должно включать:

  • повышение точности стрельбы 70 мм ракетами за счет их оборудования лазерной головкой самонаведения;
  • возможность использования на внешней подвеске 70 мм УР «Тop» (Tiger Helicopter Outer Rockets,THOR );
  • противолазерную защиту от смешанных и инфракрасных лазеров для экипажа;
  • увеличение боевой дальности за счет установки дополнительного топливного бака (Combat Fuel Tank );
  • установку командирского лазерного указателя (Commanders Laserpointer ) для упрощения взаимодействия с наземными силами;
  • дальнейшее улучшение баллистической защиты для экипажа.

При этом, предусматривается приведение 40 машин СВ к способности использовать комплект оборудования «Асгард», а количество таких комплектов увеличить до 24 единиц. Такое перевооружение планировалось начать в 2018 г. и завершить к 2024г.

Борьба с устареванием и дальнейшее развитие

Поскольку утрата боевого потенциала вертолета к середине 2020-х годов из-за устаревания его систем неизбежна в 2012 г. запущена «Программа гарантии боевых возможностей вертолета «Тигр» (Tiger Capability Assurance Program, TCAP ). Руководство программой осуществляет рабочая группа (Tiger-Capability Assurance Working Group,TCG ), членами которой являются страны-участницы проекта «Тигр».

Целью является сохранение боевых возможностей вертолета и, где возможно, расширение его боевого потенциала в рамках существующей концепции. Многонациональный подход, как считается, дает надежду на достижение максимального синергетического эффекта, а ключевыми методами должны стать управление устареванием систем и своевременная их замена новыми перспективными образцами.

Перспективный вариант вертолета получил обозначение «Тигр» Мк III. В интересах группировки характеристик модификации Мк III, которые уже сейчас выходят далеко за пределы текущих возможностей вертолета, в рамках рабочей группы разработаны специальные таблицы требований (Tiger Update Requirement Sheets, TURS ). Таблицы сгруппированы по более, чем 50 показателям, включая: вооружение, связь, радиолокационное оборудование, системы управления и навигации, программное обеспечение, РЭБ, интерфейс человек-машина, взаимодействие с БПЛА, архитектура авионики, ремонтопригодность и другие.

Таблицы требований стали основой для стартовавшего в июле 2015 г. 18-ти месячного совместного исследования военных и представителей промышленности. Исследование призвано было обеспечить общее представление о возможностях модернизации существующей архитектуры вертолета, рисках программы, технологических вызовах, допусках и стоимости.

Со стороны бундесвера активное участие в работе над Mk III принимает управление по развитию СВ (Amt für Heeresentwicklung ) . Начало поставок вертолета «Тигр» в версии Мк III планируется на 2024 г. Предполагается, что новый вариант машины будет соответствовать будущим вызовам и требованиям к боевым возможностям ударных вертолетов бундесвера на обозримый период до 2040 г.

Таким образом, поступающий на вооружение CВ Германии вертолет «Тигр» обладает высокими боевыми характеристиками. Имевшие место задержки поставок вертолетов вызваны многочисленными усовершенствованиями первоначального проекта. Поставки машин версии Мк I бундесверу завершены в 2018 г. Общее количество вертолетов – 68 ед.

Командование ВС Германии рассчитывает в период до 2024 г. модернизировать «Тигр» до версии Мк II, а с 2024 г. ожидает поступление перспективного вертолета «Тигр» Мк III. Последний вариант, согласно оценкам экспертов, позволит удовлетворить требования СВ бундесвера на период до 2040 г.

По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

Вертолет PAH-2 Tiger разработан консорциумом Eurocopter, в который входят германская фирма MBB и французская Aerospatiale. Согласно принятому в 1987 году представителями ФРГ и Франции соглашению, велась разработка двух вариантов боевого вертолета - противотанкового, единого для обеих стран и получившего в ФРГ название PAH-2, а во Франции - HAC, и вертолета сопровождения и огневой поддержки только для Франции, названного HAP. Первый полет опытного образца вертолета PAH-2 состоялся 27 апреля 1991 года.

Особенностью боевого вертолета PAH-2 являются: способность выполнять боевые задачи круглосуточно и в сложных метеорологических условиях, высокие маневренность, боевая живучесть и эксплуатационная технологичность, качественно новый уровень автоматизации управления бортовыми системами и вооружением, а также широкое применение композиционных материалов.

Все варианты вертолета PAH-2 основываются на единой базовой конструкции (фюзеляж, двигатели, гидравлические, топливные и электрические системы и т.д.), а также на модульной конструкции специального оборудования. В основу базовой конструкции положена схема одновинтового вертолета с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехстоечным шасси с хвостовым колесом.

Вертолет PAH-2 имеет фюзеляж, самолетного типа, выполненный примерно на 80% из композиционных материалов, что не только уменьшает массу конструкции вертолета, но и способствует снижению стоимости жизненного цикла и трудоемкости эксплуатации. В передней части фюзеляжа находятся расположенные по схеме "тандем" кабины летчика и летчика-оператора. Кабина летчика находится впереди, а кабина летчика-оператора - сзади и несколько выше. Основные органы управления дублированы и размещены в обеих кабинах, так что в случае необходимости летчик-оператор может взять управление вертолетом на себя. Конструкция фюзеляжа в целом и шасси выполнены с учетом требований к безопасной повреждаемости конструкций и систем. Для обеспечения безопасности экипажа в случае аварийной посадки в нижней части фюзеляжа имеются панели с сотовым наполнителем, обладающие способностью поглощать кинетическую энергию. Такая конструкция обеспечивает безопасное для экипажа приземление с вертикальной скоростью до 10,5 м/с. Значительную часть энергии в случае аварийной посадки принимают на себя также кресла пилотов и шасси.

Вертолет PAH-2 имеет крыло с размахом 4.5 м, концевые части которого опущены вниз. На крыле предусмотрены четыре узла подвески вооружения или дополнительных топливных баков. Силовая установка состоит из двух турбовальных газотурбинных двигателей MTR 390 с мощностью на максимальном взлетном режиме 958 кВт. каждая. Силовая установка управляется электронно-цифровой системой, обеспечивающей оптимальную работу двигателей на всех режимах. Для уменьшения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне сопла двигателей оборудованы устройствами для смешивания выхлопных газов с воздухом. В случае отказа одного из двигателей продолжение полета возможно посредством вывода другого двигателя на чрезвычайный режим. Общая емкость топливных баков составляет 1360 л. Топливные баки оборудованы системой предотвращения взрыва газовоздушной смеси в надтопливном пространстве.

Вертолет PAH-2 снабжен четырехлопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов изготовлены из композиционных материалов. Все варианты вертолета оснащены разведывательно-прицельной аппаратурой, навигационным оборудованием и системами управления , обеспечивающими их боевое применение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав прицельного комплекса входят: телевизионная камера, инфракрасная система ночного видения, лазерный дальномер-целеуказатель и нашлемные прицелы. Прицельно-навигационная информация может отображаться на нашлемных индикаторах, на лобовом стекле и цветных многофункциональных дисплеях на жидких кристаллах в кабинах членов экипажа.

Вооружение противотанковых вертолетов должно состоять из 8 ПТУР "Hot-2" или 8 новых ПТУР "Trigat" и 4 ракет "Mistral" или "Stinger" класса "воздух-воздух". Вертолеты сопровождения и огневой поддержки вооружаются встроенной 30-мм авиапушкой на турельной установке, пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм и 4 ракетами "Mistral".

Eurocopter Tiger – боевой французский вертолёт, разработанный инженерами компании «Eurocopter Group, и выпускаемый с 1991 года.

Начало разработок военного боевого вертолёта Eurocopter Tiger было инициировано французскими и немецкими военными командованиями в 1984 году, и только после обоснованности всех принимаемых решений, в 1986 году, начались первые разработки этого летательного аппарата.

Фото Eurocopter Tiger

Проект будущего боевого вертолёта создавался немецкими инженерами при поддержке французских дизайнеров, при этом, свой первый полёт это воздушное судно осуществило лишь в 1991 году, в то время, как официально представлено оно было только в 2003. Протяжённые разработки были связаны с рядом препятствий, в частности, на первых этапах авиастроителям из «Eurocopter Group» удалось создать хорошее по своим боевым качествам военное воздушное судно, однако, его скоростные характеристики явно оставляли желать лучшего – предельная скорость полёта варьировалась в пределах 195-198 км\ч., в то время, как максимальная дальность полёта не превышала 450 километров, что не являлось целесообразным.

Eurocopter Tiger фото

В конечном счёте, конструкцию боевого вертолёта Eurocopter Tiger удалось в значительной мере оптимизировать, удачно совместив боевые параметры с лётно-техническими характеристиками.

Вертолёт Eurocopter Tiger обладает различным вооружением, позволяющим вести эффективную борьбу с практически любыми наземными целями, будь то единичные вооружённые отряды противника, либо же большие подразделения, включающие в себя бронированную технику и танки. Здесь используется автоматическая 30 мм. авиационная пушка, управляемые и неуправляемые ракеты, средства для борьбы с воздушными целями, включающие в себя самонаводящиеся ракеты и т.п.

Вертолёт Eurocopter Tiger

Силовая установка вертолёта Eurocopter Tiger включает в себя два турбовальных авиадвигателя MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390 способных развивать в совокупном объёме мощность в 2610 л.с., что в свою очередь является весьма значимым показателем для боевого вертолёта. Максимальная скорость полёта этого военного летательного аппарата составляет 315 км\ч., в то время, как сам вертолёт может беспрепятственно осуществлять перелёты на дистанциях до 1300 километров (при наличии дополнительных топливных баков).

Вертолёт Eurocopter Tiger выпускается в нескольких различных модификациях, среди которых:

  • Eurocopter UH Tiger – многоцелевой вертолёт огневой поддержки разработанный по заказу немецких вооружённых сил;
  • Eurocopter Tiger HAP – многоцелевой ударный вертолёт, разработанный для нужд вооружённых сил Франции;
  • Eurocopter Tiger HAD – модифицированный вариант с двигателями Enhanced MTR390 мощностью в 1340 л.с. каждый;
  • Eurocopter Tiger ARH – специальная модификация разработанная для вооружённых сил Австралии.

По данным на середину 2015 года, французскими авиастроителями было выпущено 232 вертолёта этой модели, при этом, спрос боевые воздушные суда продолжает расти даже несмотря на достаточно высокую стоимость одной единицы.

Технические характеристики Eurocopter Tiger.

  • Экипаж: 2-3 человека;
  • Вместимость: отсутствует
  • Длина вертолёта: 14,08 м.;
  • Высота вертолёта: 3,83 м.;
  • Диаметр несущего винта: 13 м.;
  • Масса пустого вертолёта: 3060 кг. (В зависимости от модификации);
  • Максимальный взлётный вес: 6000 кг. (В зависимости от модификации);
  • Крейсерская скорость: 270 км\ч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная скорость полёта: 315 км\ч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная дальность полёта: 1300 км. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная высота полёта: 4000 м.;
  • Силовая установка: 2 × MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390 (В зависимости от модификации);
  • Мощность: 1305 л.с. (В зависимости от модификации).

Вертолетная площадка будет использоваться против советского наземного вторжения в Западной Европе. В течение его длительного периода развития страны на Советский Союз распался , но Франция и Германия решили продолжить с Тигром, развивая его вместо того, чтобы в качестве многоцелевых ударных вертолетов. Он достиг эксплуатационной готовности в 2008 году.

Тигр имеет честь быть первым все-композит вертолет разработан в Европе; даже самые ранние модели также включают другие дополнительные функции, такие как стекла кабины , технологию стелса и высокую маневренность для повышения ее живучести. Усовершенствованные варианты с тех пор был введен в эксплуатацию, оснащены более мощными двигателями и совместимы с более широким диапазоном оружия. С введением этого типа по обслуживанию, тигры были использованы в боевых действиях в Афганистане , Ливии и Мали .

развитие

Происхождение и раннее развитие

В 1984 году французские и западногерманские власти издали требование о продвинутом многофункциональности поле боя вертолета . Совместное предприятие, состоящее из Аэроспасьяль и МОВ впоследствии было выбрано в качестве предпочтительного поставщика. В 1986 году программа развития была фактически отменена из - за увеличивающихся затрат; она была официально вычислила, что снабжение немецких войск с эквивалентным количеством США производства McDonnell Douglas AH-64 Apache вертолетов было бы значительно более дешевой альтернативой приступить к разработке Тигра. Согласно заявлениям французского министра обороны Андре Жиро в апреле 1986 года совместные усилия стали более дорогими, чем отдельная национальной программа и также прогнозируют, займут больше времени, чтобы закончить. В июле 1986 года отчет правительства в проект утверждается, что развитие стало дистанцировались от требований и предпочтений своих военных заказчиков.

Франция и Германий реорганизовали программу, включая такие шаги, принятие срочных контрактов, размещенных больший финансовый риск на частные фирмы, участвующих. Thomson CSF также принял на себя большую часть работы по развитию электронной Тигра, такие как визуальные системы и датчики. Несмотря на проблемы раннего развития и политической неопределенности в период между 1984 и 1986, программа была официально возобновлена в ноябре 1987 года; именно в этот момент, что больший акцент на атаку вертолета противотанковых возможностей произошло. Большая часть организационной структуры проекта быстро перестроено в период с 1987 по 1989 год; такие как установка франко-германского вертолет Управления действовать в качестве исполнительного органа программы в мае 1989 года.

В ноябре 1989 года Eurocopter подписали соглашение о том, что финансово обеспеченного большинства развития вертолета вплоть до серийного производства, в том числе механизмы для двух линий сборки, которые будут построены на Мариньяна плоскости Аэроспасьяль и MBB в Donauwörth объекта. Этот же механизм также включал производство пяти Tiger прототипов. Трое из них были действовать в качестве безоружных испытательных полигонов два других, как вооруженных боевых прототипов с одним для французского варианта вертолета эскорта, а другими для немецкого варианта противотанковых. Первый прототип взял первый полет тигра 27 апреля 1991 года, которое длилось в течение 30 минут.

дизайн

обзор

Тигр способен проводит широкий круг боевых задач, в том числе вооруженной разведки и наблюдения, противотанковых и непосредственной авиационной поддержки, сопровождения и защиты дружественных активов; и может работать в течение дня и ночи во всех погодных условиях, и был разработан, чтобы включать в себя операции по ликвидации последствий ядерного, биологического или химического оружия . Тигр может также использоваться в морской среде, способным работать с палуб кораблей, включая фрегаты и в экстремальных погодных условиях. Среди примечательных качеств Тигра, он обладает очень высоким уровнем маневренности, большая часть которых приписаны к конструкции его 13-метровый четыре-лопастным бесшарнирной основного ротора; Тигр может выполнять полные циклы и отрицательные г маневры. Питание обеспечивается парой FADEC контролируемая MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390 турбовальные двигатели.

Тигр в полете, 2012

Тигр имеет тандем-сиденье « стекло кабины » и управляется двумя людьми экипажем; пилот находится в переднем положении, с стрелком сидящего позади. Любой из членов экипажа может управлять системами оружия или первичного управления полетом, переключение ролей, если необходимость; в дополнение к полету самолета, пилот Тигра, как правило, быть под контролем систем самообороны и коммуникаций, а также некоторые функции вторичного оружия. В то время как некоторые из оружия используют специальные интерфейсы управления, такие как противотанковый Trigat ракеты класса " воздух-воздух " оружие можно управлять с помощью элементов управления на оба наборах коллективных и циклических палочек.

Экипаж новый для Тигра должен пройти существенное переобучение из-за отличия от старых платформ, в частности, в области высшего управления рабочих нагрузок и дополнительные возможностях, предоставляемых по типу; один из основных изменений от предыдущих штурмовых вертолетов являются гораздо более высокой степенью автономности. По словам Эндрю Уорнер, главный летчик-испытатель в процессе разработки Тигра, это «самый простой обработки самолетов я когда-либо летал».

Стоимость системы (вертолет, вооружение, поддержка) и стоимость единицы варьируется между вариантами; Австралия Tiger ARH имеет цену за единицу A $ 68 млн, последний Tiger HAD варианта оценивается в сумме US $ 44-48 млн.

выживаемость

Тигр является первым все-композит вертолет разработан в Европе. Фюзеляж Тигра изготовлена из 80% Углепластиков и кевлара , 11% алюминия и 6% титана. Все хвостовые части выполнено из композиционных материалов, в том числе одной секции хвостовой балки. Роторы состоят из композиционного материала волокна пластикового способнога выдерживать боевые повреждения и удары птиц . Структура Tiger также включает в себя защиту от ударов молнии и электромагнитных импульсов с помощью встроенной меди / бронзы и меди сетки склеивания фольги.

Конструкция Tiger включает в себя высокую степень аварии достоинства; многие из бортовых систем имеют избыточность и отделены, чтобы свести к минимуму эффект повреждения. Компоненты двигательной системы, такие как роторы и приводной вал, были преднамеренно разработаны для большей баллистической толерантности, чем традиционные конструкции; коробка рассчитана на возможность 60-минутного сухого хода, если смазка теряется. Топливо содержится в двух основных внутренних топливных баков, а еще два небольших резервуаров размещены внутри заглушки крыльев. Топливные баки имеют самогерметизирующуюся возможность уменьшить уязвимость. В суровых условиях театра Афганистана, Тигр был сообщили эксплуатационную готовность 90%.

Авионика и вооружение

Форвард кабины тигра ГАП

Среди ключевых особенностей авионики самолета являются управление EUROGRID поле боя и картографических систем отображения, интегрированные коммуникации (HF / VHM / FM радио и спутниковых) и ссылки передачи данных, цифровая автоматическая система управления полетом высокой власти, и избыточные данные MIL 1553 Автобусы. Два резервных компьютеров миссии управления оружием, датчики и функции таргетинга. Навигационный люкс Тигра включает в себя GPS , Дублированное инерциальное реферирования, доплеровский радар , разделенные блоки данных воздуха, радиовысотомер и распределенные датчики скорости воздуха. Выделенный нос установлен перспективный ИК - датчик (FLIR) используется пилотом для ночного времени полета.

Каждый член экипажа имеет пару многофункциональных дисплеев жидких кристалла данных на их станции управления, как правило, используется для отображения внутренней информации систем и сенсорных данных, а также взаимодействовать с высшими системами самолета. Дополнительная система отображения доступна для обоих экипажа в виде нашлемной дисплей (HMD). ГМД используется летающий пилот - сигнала, чтобы отобразить основные данные полета с цифровой обработке оптики, например, ночного видения или инфракрасного изображений от датчиков, наложенных друг на друга против; наводчик может использовать HMD для взаимодействия и управления бортовыми системами оружия и данные представления ориентации.

Мачта выше ротора головки с системой Osiris.

Возможно, наиболее важная система одиночных авионики установлены на тигре является МТП Осирис прицел / датчиком; это включает в себя оптический телевизор и тепловые камеры, лазерный дальномер / трекер / целеуказатель, а также несколько гироскопов для стабилизации. Осирис выступает в качестве главного датчика для наблюдения и целевого приобретения, обеспечивающая стрельбу и ориентациями данных с помощью компьютера оружия; Осирис также позволяет полностью пассивное приобретение цели, которые будут осуществляться и был разработан, чтобы максимизировать возможности Trigat ракеты противотанковых развивался параллельно с самим тигром. Альтернатива оптической системы Осирис установлена на крыше самолета при некоторых вариантах.

Тигр может быть оснащен различным вооружением, включая ракеты, пушки, а также ряд воздух-воздух и воздух-поверхность ракету, управляемый посредством выделенного управления вооружения компьютера. Боеприпасы для анти-наземной войны включают нос монтажа 30мм NEXTER башни; ассортимент внешних пушечных контейнеров, противотанковых ракет, и до четырех пусковых установок для 70мм и 68мм ракеты могут быть установлены на окурка крыльев Тигра. При развертывании ракет, таких как Mistral , Тигр способен воспользоваться возможностями вне оси проекции боеприпаса в. Управляемая ракета 70мм будет разработана для Тигра на основе Roketsan Cirit .

Эксплуатационная история

В декабре 2008 года, окончательная квалификация вариантов HAP и UHT Тигра была завершена, маркировка готовности платформы для оперативных обязанностей за рубежом. В мае 2009 года Тигр участвовал в испытаниях готовности берегов Тулона , чтобы очистить тип для активного корабельного развертывания. В ноябре 2009 года, около 50 тигров были доставлены клиентам и флот во всем мире скопилось более 13000 летных часов.

В июле 2009 года три французских Tiger HAP вертолетов 5 - го вертолетного полка прибыл в международный аэропорт Кабула в Афганистане, отмечая первое активное развертывание тигра в активной зоне боевых действий. Вертолеты проводили вооруженные разведки и огневой поддержки миссий, выступающих в поддержку коалиции сухопутных войск, сражающихся с талибами повстанцев. Тигры имели свою оперативную сертификацию в Афганистане в начале августа 2009 года; один французский офицер описал роль тигра в театре, как «найти, нападение, подавить, захватить, рейд, и поддержка». В июле 2010 года было сообщено о том, что отряд Тайгер составил в общей сложности 1000 оперативных часов в Афганистане. С 4 февраля 2011 года, французский тигр разбился во время работы в ночное время около 30 миль к востоку от Кабула, и оба члена экипажа пострадал легкие ранения.

В августе 2009 года немецкий журнал Der Spiegel сообщил, что десять оперативных Tigers в немецкой армии были пригодны только для подготовки пилотов, в то время как другие не были приняты из - за дефектов. В мае 2010 года Германия приостановила поставки более «серьезных дефектов, особенно с проводкой»; в ответ Eurocopter заявил, что «Корректирующие меры, связанные с проблемами проводки были разработаны, согласованы заказчиком и реализуются», и что два исправленные вертолет вскоре будет передан немецкой армии.

В течение 2011 года военной интервенции в Ливии , Франция развернула французское судно Тоннер перевозчика десантный вертолет, несущий ряд вертолетов Tiger на борту, чтобы побережья Ливии для ведения военных действий на военные цели в Ливии. С 4 июня 2011 года, французские тигры, наряду с британской армией Apache вертолетов, начали боевые действия в Ливии.

В декабре 2012 года, в общей сложности четыре немецких Tiger UHTs были развернуты в Афганистане. В UHTs действовал с авиабазой Мазари-Шариф на территории Афганистана, осуществляющий разведку, наземную поддержку и обязанность по защите конвоя. Все тигры развернутых в зону ранее прошли модернизацию в рамках программы Асгарда; модификации включают в себя добавление новых защитных систем, песочные фильтры для MTR390 двигателей, и усовершенствований пакета связи. Немецкая армия получила последний из ASGARD-модернизированных тигров в марте 2014 г. В марте 2013 года, Испания также развернуты три тигра HADS в регион, чтобы работать в поддержку испанских сухопутных войск. С 30 января 2013 года по 30 июня 2014 года, немецкие Тигры в Афганистане пролетел 1,860 часов более 260 миссий с поддержкой сухопутных войск НАТО, афганские силы безопасности, а также операции по оказанию гуманитарной помощи после наводнения. Ни один из четырех развернутых Тигров Германии не выстрелил в бое, который Бундесвер приписываемого психологического воздействия вертолета через показы силы, достаточными для противодействия угроз.

В январе 2013 года в рамках вмешательства Франции в северной части Мали конфликта , небольшое количество тигров было развернуто для боевых действий в театре. Как сообщалось, в начале производства Tiger HADS, известный как блок 1, были развернуты в театре в ноябре 2014 после того, как считается боеспособной. В марте 2017 года два немецких Тигров были развернуты в Мали в поддержку многомерные Интегрированной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали , освободив AH-64 апачей на Королевской нидерландской ВВС , еще с двумя тиграми из - за присоединиться к ним. 26 июля 2017 года, один из двух немецких Тигров на пути к поддержке миссии войск ООН разбилась в пустыне в 70 км к северу от Гао по неизвестным причинам. Оба пилота погибли в результате аварии.

Варианты

UH Tiger

УВТ (от Unterstützungshubschrauber Тайгер немецкий для «поддержки вертолета Tiger») является средним весом многоцелевой вертолет огневой поддержки, построенный для бундесвера (немецких вооруженных сил). В соответствии с соглашением между правительством Германии и Eurocopter , сделанное в марте 2013 года, в общей сложности 57 Tiger UHS должны быть закуплены.

УВТ может нести PARS 3 LR «огонь и забыть» и / или HOT3 противотанковых ракет, а также 70 мм (2,8 дюйма) Hydra 70 воздух-земля огневой поддержки ракеты из Бельгии производителя Форж де Зебрюгге . Четыре AIM-92 Stinger ракеты (два на каждой стороне) установлены для воздушно-воздух боя. В отличие от ГАП / версии HCP он не имеет интегрированный орудийной башни, но 12,7 мм (0,50 дюйма) gunpod могут быть установлены при необходимости. Конфигурация оружия была разработана, чтобы быть многоцелевыми и легко конвертируемыми охватить весь спектр возможных сценариев миссий и быть эффективными против широкого спектра целей. Другим отличием является использование МТП зрения, которая имеет второе поколение инфракрасных и ПЗС - телекамеры (диапазон 18 км).

Tiger HAP

Tiger HAP / HCP (Hélicoptère d"Appui Защита , французский язык для «поддержки и Escort Вертолет» / Hélicoptère де Combat Polyvalent французского для «многоцелевой боевой вертолет») является средним весом боевой и огневой поддержки вертолетов класса " воздух-воздух ", построенный для французская армия. Он оснащен подбородок монтажа GIAT 30 мм орудийной башней и может нести 68 мм SNEB неуправляемых ракет или 20 мм станковых пушек на роль огневой поддержки, а также Mistral ракеты класса " воздух-воздух " . Франция 40 НАР были поставлены в 2012 году по цене € 27й / единиц (~ US $ 36m) в 2012 году цен. В декабре 2015 года, Франция решила обновить свой весь существующий флот Tiger к HAD стандарта к 2025 году.

Tiger HAD

Tiger HAD (Hélicoptère d"Appui Destruction , на французском или Helicoptero де Апойо у Destrucción на испанском языке для «поддержки и уничтожения вертолетов») версия, по существу, идентична версии ГАП, но лучше всего подходит для работы в горячих средах, с 14% больше двигателя доступная мощность благодаря модернизированной Enhanced MTR390 двигателям (+1092 кВт / 1464 л.с. при нормальной эксплуатации; 1322 кВт / 1774 л.с. в режиме питания в чрезвычайных ситуациях), максимальный взлетный вес увеличен до 6,600 кг, сюита связи расширяется с Up Link и вниз Link спутниковая антенна и лучше баллистическую защиту, в результате конкретных запросов, сделанных испанской армии . Он оснащен Hellfire II и Шип ER ракет бронебойных. Он подходит для атаки, сопровождения, поддержки наземного огня, вооруженной разведки, воздух-воздух боевых ролей.

Он был выбран испанской армии и французской армии легкой авиации (ALAT) решил обновить большинство своих вертолетов НАР в HAD варианте. В декабре 2004 года Испания заказала 24 HAD варианты и Франция заказала 40 HADS. Франция 40 HAD будет стоить € 35.6m / блок (~ US $ 48m) в 2012 году цен. Французская армия относится к тем Тиграм модернизированных в HAD варианты, как Тайгер Mk2 .

В январе 2016 года было объявлено, что Франция работали с Австралией, Германией, Испанией и определить предлагаемое дальнейшее повышение Тигра HAD, упоминается как Тайгер Mk3 . Ключевой аспект этой модернизации, которые планируются провести около 2023, должно быть принятия общей ракеты противотанковых, а также других улучшений в таких областях, как системы связи.

Tiger ARH

Tiger ARH (Armed Reconnaissance Helicopter) является версией по заказу австралийской армии , чтобы заменить его OH-58 кайова и UH-1 Ирокез -На боевые вертолеты «бушрейнджер». Тайгер ARH представляет собой модифицированный и обновленная версия Tiger HAP с улучшенными MTR390 двигателей, а также лазерный целеуказатель включены в виде Strix для стрельбы из Адского II ракет воздух-земля. Вместо SNEB неуправляемых ракет, то ARH будет использовать 70 мм (2,75 дюйма) ракеты от бельгийского разработчика, Форжи де Зебрюгга (ФЗ). Двадцать два варианта были заказаны в декабре 2001 г. Большинство вертолетов будет осуществляться в 1 - й авиационный полк , основанного на Robertson Barracks в Дарвине . Вертолет был отправлен в Австралию в части формы и местной сборки в аэропорту Брисбена по Австралии Aerospace.

Первые два вертолета ARH были доставлены в Австралию на 15 декабря 2004 года поставки были репродуктивного здоровья подростков будут завершены к июню 2010 года с полной работоспособности запланирован на декабрь 2011 года.

В 2012 году после трех инцидентов с кокпитом испарениями, которые подвергаются угрозе летному, летчики проголосовали не летают, пока все проблемы безопасности не были решены.

В августе 2014 года Силы обороны Австралии и BAE Systems Australia успешно опробован в Advanced Precision убить оружие системы лазерного наведения комплект для использования с 70мм FZ неуправляемых ракет арх в.

2016 обороны Австралии White Paper заявил, что вертолеты Tiger будут заменены другими вооруженными самолетами-разведчиками в середине 2020-х годов. Проблемы цитируемые включают в себя отсутствие общности с другими вариантами Tiger, высокой стоимостью обслуживания двигателей и временем доставки отправки частей в Европу для ремонта и ремонта.

Австралийская армия Tiger ARHS достигла своего конечного рабочего потенциал на 18 апреля 2016.

операторы

Австралия
  • Австралийская армия
Франция
  • Французская армия
Германия
  • немецкая армия
Испания
  • испанская армия

Технические характеристики (Тайгер ГАП)

Тигр пролетел прямо над головой

Внешнее видео
Eurocopter Tiger рекламный ролик
Eurocopter Tiger Air Display на ILA Berlin Air Show 2012
Французский Тигр стреляющие ракеты в Мали

Данные Уилсона, McGowen



Похожие статьи