Законодательная база российской федерации. Законодательная база российской федерации Политики рф на период до

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года


В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Федеральным органам исполнительной власти, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года при решении задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации ежегодно, начиная с 2017 года, не позднее 20 декабря, представлять Президенту Российской Федерации доклад о результатах реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года.

4. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 23, ст.2756).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются принципы, цели, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации (далее - государственная политика регионального развития).

2. В настоящих Основах используются следующие основные понятия:

а) государственная политика регионального развития - система приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

б) макрорегион - часть территории Российской Федерации, включающая в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке и реализации документов стратегического планирования;

в) регион - часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации.

3. Факторами и условиями регионального развития, оказывающими влияние на формирование и реализацию государственной политики регионального развития, являются:

а) федеративное устройство Российской Федерации и самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своих полномочий;

б) размер территории Российской Федерации и протяженность ее государственной границы, количество приграничных государств;

в) географические, природно-климатические, демографические и социокультурные особенности регионов;

г) значительные различия в уровне социально-экономического развития регионов, неравномерное размещение производительных сил и расселение населения на территории страны;

д) недостаточная инфраструктурная обеспеченность ряда регионов и городов, низкий уровень их экономического взаимодействия, высокая степень износа транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры.

4. Государственная политика регионального развития реализуется с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных на федеральном уровне в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования.

II. Принципы государственной политики регионального развития

5. Государственная политика регионального развития реализуется в соответствии со следующими принципами:

а) обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства Российской Федерации;

б) обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации на всей территории страны;

в) соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения;

г) реализация стимулирующих мер государственной поддержки регионов и муниципальных образований при условии самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своих полномочий, установленных и федеральными законами;

д) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основе субсидиарности;

е) дифференцированный подход к реализации мер государственной поддержки регионов и муниципальных образований в зависимости от их социально-экономических и географических особенностей;

ж) обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение уровня конкурентоспособности их экономики на международных рынках.

III. Цели, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики регионального развития

6. Целями государственной политики регионального развития являются обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач.

7. Для достижения целей государственной политики регионального развития необходимо решение следующих приоритетных задач:

а) инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации посредством:

выявления и анализа экономической специализации и перспективных конкурентных преимуществ регионов и муниципальных образований с учетом международного, межрегионального и межмуниципального разделения труда;

определения основных направлений изменения пространственной структуры экономики Российской Федерации и разработки на этой основе взаимосвязанных стратегии пространственного развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

утверждения планируемого размещения федеральной, региональной и муниципальной инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры с учетом определенных документами стратегического планирования перспективных направлений развития пространственной структуры экономики Российской Федерации с внесением при необходимости изменений в утвержденные документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

утверждения и корректировки (на основе документов стратегического планирования, разработанных на федеральном уровне в рамках целеполагания, планирования и программирования) государственных программ Российской Федерации, предусматривающих развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы, а также инвестиционных программ, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием. При этом следует предусматривать определение размера бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств федеральных инфраструктурных компаний, необходимых для строительства (реконструкции) объектов инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры федерального значения на период до 2025 года, а при необходимости определение размера бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых для стимулирования реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по строительству (реконструкции) инфраструктурных объектов регионального и местного значения. Приоритетными направлениями государственных программ должны являться: снятие инфраструктурных ограничений для опережающего развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития и высокой плотностью населения; инфраструктурное и социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием экономического потенциала; сдерживание оттока населения с важных в геополитическом отношении территорий, не имеющих в обозримом будущем перспектив динамичного экономического развития, путем создания благоприятных социальных условий; увеличение количества точек роста экономики как необходимое условие технологического развития, повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на международных рынках; реализация мероприятий по улучшению экологической ситуации и развитию в крупных городских агломерациях транспортной инфраструктуры, обеспечивающей экономическую связанность городов с прилегающими к ним территориями, а также городских агломераций между собой; сокращение различий в качестве жизни в городах и сельской местности;

утверждения на период до 2025 года в целях социально-экономического развития макрорегионов (в границах федеральных округов, предусмотрев при необходимости возможность изменения границ федеральных округов) программ территориального развития, обеспечивающих взаимосвязь государственных программ Российской Федерации, которые направлены на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы по территориальному принципу. При этом необходимо определить администраторов указанных программ, обеспечивающих в том числе контроль и координацию деятельности в данной сфере федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и федеральных инфраструктурных компаний;

б) привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях посредством:

формирования по инициативе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приоритетных инвестиционных проектов соответственно федерального, регионального и местного уровней, определения (уточнения) мест размещения особых (свободных) экономических зон, индустриальных и технологических парков, иных зон с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности с учетом прогнозов социально-экономического развития регионов и планов по инфраструктурному и социальному обустройству территорий, предусмотренных государственными и муниципальными программами развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы, а также инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

установления (уточнения) на период до 2025 года на федеральном, региональном и местном уровнях льготных налоговых, таможенно-тарифных и иных условий деятельности частных инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты и (или) осуществляющих деятельность в зонах с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности;

проведения конкурсов (аукционов) на право заключения соглашений о реализации приоритетных инвестиционных проектов, в которых определяются права, обязанности и ответственность частных инвесторов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов естественных монополий по синхронизированному строительству (реконструкции) объектов инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры и соответствующих коммерческих объектов, а также устанавливаются гарантии финансирования взаимных обязательств сторон на период действия указанных соглашений;

заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче полномочий по управлению зонами с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности, для развития которых были предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета и (или) в которых предусмотрены льготы по уплате федеральных и (или) региональных налогов и сборов, с определением мер финансовой ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за неисполнение обязательств по достижению конкретных результатов работы по управлению указанными зонами;

обеспечения взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, в том числе установления в программных документах, включая инвестиционные программы субъектов естественных монополий, целей, задач и целевых показателей с учетом прогнозируемых параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также внедрения механизмов гарантированного финансирования предусмотренных этими документами мероприятий по созданию отдельных видов производственной инфраструктуры, оказывающей определяющее воздействие на формирование и реализацию региональных и местных программ экономического развития, инвестиционных программ хозяйствующих субъектов;

в) совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции посредством:

стимулирования внутренней миграции с учетом прогнозируемых потребностей регионов и муниципальных образований в трудовых ресурсах за счет организационной и финансовой поддержки социально-бытового обустройства граждан, включая предоставление налоговых льгот, а также за счет опережающего развития рынка доступного арендного жилья;

содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, и квалифицированных иностранных специалистов в регионы и муниципальные образования, имеющие перспективы экономического роста и дефицит трудовых ресурсов;

сдерживания массовой внешней трудовой миграции в регионы и муниципальные образования, располагающие избыточными трудовыми ресурсами;

стимулирования развития крупных городских агломераций, способных успешно выдерживать конкуренцию на мировых рынках, путем создания благоприятных условий для привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы;

г) совершенствование механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала посредством:

совершенствования системы формирования, распределения и предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации в бюджет другого уровня, в том числе путем: ежегодного определения в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период перечня приоритетных расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих софинансированию из федерального бюджета, с обязательным указанием на то, что софинансирование иных, не включенных в названный перечень расходных обязательств не допускается; сокращения количества целевых межбюджетных трансфертов исходя из необходимости объединения различных видов указанных трансфертов, предоставляемых на одинаковые или близкие цели, создания дополнительных стимулов для их получения при одновременном повышении самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в выборе способов достижения поставленных целей при использовании целевых межбюджетных трансфертов; совершенствования условий предоставления межбюджетных трансфертов. При этом следует предусматривать в качестве одного из важнейших условий предоставления межбюджетных трансфертов обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по проведению единой государственной политики в соответствующих отраслях экономики, наращиванию собственного экономического потенциала в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на период до 2025 года, а также по выполнению социальных обязательств перед гражданами;

эффективного применения мер финансовой ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и персональной ответственности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований (глав местных администраций) за невыполнение принятых при получении межбюджетных трансфертов обязательств по эффективному использованию бюджетных средств и достижению конкретных результатов в развитии соответствующих отраслей экономики и социальной сферы;

предоставления грантов из федерального и региональных бюджетов соответственно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, достигающим наиболее высоких темпов наращивания собственного экономического потенциала и снижения уровня дотационности территорий;

частичного зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов от отдельных налогов и сборов, подлежащих зачислению соответственно в федеральный и региональные бюджеты, которые были дополнительно начислены на соответствующей территории в результате деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по наращиванию экономического потенциала территорий;

д) уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового обеспечения и организация эффективного исполнения указанных полномочий (с максимальным привлечением населения к участию в государственном и муниципальном управлении) посредством:

мониторинга расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, анализа их фактического исполнения, определения минимально необходимых для исполнения таких обязательств объемов финансирования для учета потребности в финансировании указанных обязательств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне и предоставляемых организациям неэффективных льгот по региональным и местным налогам и льгот по федеральным налогам, часть которых зачисляется в региональные и (или) местные бюджеты, имея в виду переход к адресной поддержке приоритетных для конкретных регионов экономических специализаций и инвестиционных проектов, а также к поддержке инфраструктурных компаний;

оптимизации системы и укрепления материально-технической базы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, полномочия которых не переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, повышения уровня материального и социально-бытового обеспечения их работников (сотрудников) при условии установления мер ответственности за конкретные результаты работы по социально-экономическому развитию территорий;

внесения в законодательство Российской Федерации изменений, исключающих возможность установления федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти обязательных требований к порядку и условиям исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по определению объемов расходов региональных и местных бюджетов, имея в виду, что такие требования могут быть установлены в качестве условия предоставления субсидий из федерального бюджета либо предусмотрены в методических рекомендациях, применяемых на добровольной основе;

введения дополнительных механизмов привлечения граждан Российской Федерации к участию в государственном и муниципальном управлении, повышения их гражданской ответственности при решении вопросов социально-экономического и политического развития территорий, а также механизмов учета мнения населения при решении указанных вопросов.

IV. Ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития

8. Результатами реализации государственной политики регионального развития должны стать:

а) сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности;

б) сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов;

в) достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий Российской Федерации;

г) дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности развитие крупных городских агломераций, как необходимое условие обеспечения экономического роста, технологического развития и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках;

д) повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

9. Успешная реализация государственной политики регионального развития сформирует дополнительные условия для достижения целей государства в области национальной безопасности, развития межнациональных и межконфессиональных отношений.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.

«Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года»

Обсуждение «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года»

Федеральное агентство по делам молодежи вынесло на общественное обсуждение проект «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года»

В октябре 2013 г. Росмолодежью был презентован доклад «Молодежь России 2000-2005: развитие человеческого капитала». В докладе проанализирован опыт реализации молодежной политики в России в 1992-2012 гг., а также отражен опыт реализации молодежной политики в ряде зарубежных стран - Бразилии, Индии, Китае, США и Японии. Определены цели, задачи и приоритеты молодежной политики в средней и долгосрочной перспективе, разработаны прогнозные сценарии развития человеческого капитала молодежи и проведена его оценка для каждого сценария. Предложена новая модель государственной молодежной политики на период до 2025 г. и организационно-экономический механизм ее институциализации.

Доклад стал фундаментальной основой для разработки основных элементов проекта Стратегии государственной молодежной политики до 2025 года. Стратегия должна стать базовым документом для целой череды системообразующих нормативных документов, включая закон о молодежи, которые обозначат рамки сферы молодежной политики и определят вектор ее развития.

Необходимость создания новой стратегии обоснована экспертными оценками, прогнозирующими, что через 10 лет количество молодых людей сократится на 10 млн. человек. Поэтому основной задачей, которая стоит перед государством при реализации стратегии, добиться, чтобы 25 млн. молодых людей к 2025 году умели делать больше, чем 35 млн. человек сегодня.

16 декабря 2013 г. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) опубликовало текст проекта Стратегии государственной молодежной политики до 2025 года и обратилось к министерствам правительства и губернаторам регионов, общественным молодежным организациям – региональным молодежным палатам, парламентам, студенческим советам с предложением принять активное участие в обсуждении документа и представить свои предложения в течение полутора месяцев.



Правительство РФ Постановлением от 29 ноября 2014 г. №2403-р утвердило «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Документ закрепляет принцип вертикали взаимодействия центра и регионов, согласно которой можно будет решать задачи в едином правовом и информационном пространстве.

В работе над документом приняло участие более 5500 человек. Во всех 10 федеральных университетах прошли обсуждения готовящегося текста документа. Было учтено множество рекомендаций и поправок, как профессионального сообщества, так и самих молодых людей.

Целью документа является создание долгосрочных ориентиров молодежной политики, а также параметры инвестиций в молодежные программы, проекты, общественные молодежные объединения и в инфраструктуру молодежной политики.


Цели демографической политики Российской Федерации до 2025 года:

  • стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек
  • создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек
  • повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет

Достижение целей демографической политики Российской Федерации зависит от успешного решения задач социально-экономической политики:

  • обеспечение стабильного экономического роста,
  • роста благосостояния населения,
  • снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам,
  • развитие человеческого капитала
  • создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения),
  • рынка доступного жилья,
  • регулирование рынка труда,
  • улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки.

Основные задачи демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года:

  • сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
  • увеличение продолжительности здоровой активной жизни;
  • создание условий и формирование мотивации ведения здорового образа жизни;
  • существенное снижение заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;
  • улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  • Повышение уровня рождаемости (увеличение СКР в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  • Привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Основные направления демографической политики:

  • Снижение смертности и повышение продолжительности жизни.
  • Развитие материально-технической базы лечебных учреждений. Финансовые вложения, новейшее оборудование, обеспечение населения всех регионов специализированной, высокотехнологичной помощью на основе внедрения новых медицинских технологий.
  • Развитие экстренной медицинской помощи, оснащение скорой помощи реанимобилями, аппаратами.
  • Усиление профилактической направленности, предотвращение болезней за счет постепенного введения всеобщей диспансеризации.
  • Обеспечение здоровых условий труда, учебы, жизни (включая дороги, экологию)
  • Пропаганда и обеспечение мотивации здорового образа жизни (алкоголизм, курение - Закон о борьбе с курением. Ратифицировали рамочную Конвенцию ООН о борьбе с курением (реклама, цены, запрет в общественных местах).
  • Строительство спортплощадок «шаговой доступности», спортивных сооружений, детский спорт.

Повышение рождаемости и укрепление семьи

  • Развитие системы пособий семьям с детьми
  • Усиление стимулирующей роли материнского капитала, расширение возможностей его использования, а также доступного рынка жилья и образовательных услуг
  • Развитие системы дополнительной поддержки семей, особенно семей с детьми, молодых, студенческих, многодетных, неполных, бедных, с детьми - инвалидами, взявших на воспитание детей, семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
  • Развитие детских дошкольных учреждений, системы воспитания (институт нянь, мини-детских садов, неполного пребывания и т.д.)
  • Повышение доступности жилья для семей с детьми - молодых, бедных, с несколькими детьми, приемных семей через систему кредитов на льготных условиях.
  • Содействие занятости женщин, имеющих маленьких детей, многодетных женщин (гибкие формы занятости, организация переобучения).
  • Пропаганда семейных ценностей. Организация системы консультационной помощи вступающим в брак или при решении сложных семейных проблем.
  • Защита прав женщин и детей от насилия в семье. Создание института Уполномоченного по правам ребенка во всех субъектах РФ.

В области миграции:

  • Содействие добровольному переселению соотечественников в Россию (?);
  • стимулирование возвращения эмигрантов, привлечение квалифицированных специалистов (прежде всего из СНГ), особенно окончивших наши учебные заведения. Сначала - стажировка. Затем льготное получение гражданства;
  • предотвращение «утечки умов» за счет дополнительной к основному заработку системы грантов;
  • совершенствование миграционного законодательства;
  • Программы адаптации мигрантов, интеграции в российское общество (обучение языку, истории, традициям). Пропаганда толерантности, борьба с национальной нетерпимостью.

Первый этап (2007 - 2010).

Развитие существующих мер и принятие нормативных документов, организационная подготовка

Второй этап - к 2016 году:

  • стабилизировать численность населения 142 - 143 млн. человек;
  • увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 70 лет;
  • увеличить в 1,3 раза (по сравнению с 2006 г.) суммарный коэффициент рождаемости (до 1,6);
  • уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в РФ соотечественников из-за рубежа, квалифицированных и молодежи, обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

Третий этап - к 2025 году:

  • увеличить численность населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 - 146 млн. человек;
  • снизить уровень смертности в 1,6 раза (до 10%о); увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
  • увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости (до 1,9);
  • миграционный прирост - более 300 тыс. человек ежегодно

Вопрос 57. Типология семей и домохозяйств в россии.

Семья и домохозяйство

Семья - совокупность лиц проживающих совместно, связанных родством, свойством и общим бюджетом

Домохозяйство - лицо или группа лиц, объединенных с целью обеспечения всем необходимым для жизни, то есть объединенных совместным ведением хозяйства

Типология домохозяйств.

Частные домохозяйства

Средний размер частных домохозяйств - 2,72,7 2, 2,7

Частные домохозяйства

Состоящие из одного члена - 22 %

Семейные домохозяйства - около 77 %

Более двух членов, не состоящих в родстве

Домохозяйства бездомных

Домохозяйства, не имеющие крова; члены этих домохозяйств носят свои пожитки с собой, спят где придется - на улицах, в подъездах или любых других случайных местах

Средний размер домохозяйств бездомных - 2,1

Коллективные домохозяйства

Коллективные домохозяйства - (институциональное население) включают население, проживающее в детских домах, домах-интернатах для инвалидов и престарелых, больницах для лиц с хроническими заболеваниями, казармах, монастырях, местах лишения свободы и тому подобных специализированных учреждениях

Демографические характеристики семьи (домохозяйства)

размер семьи

возраст семьи (продолжительность брака?)

число поколений

число семейных ядер (вертикальных, горизонтальных)

наличие и число детей

поло-возрастная структура (пол и возраст членов семьи)

семейный и брачный статус членов семьи

Социально-экономические характеристики семьи (домохозяйства)

тип поселения (город, село)

региональное размещение

доходная характеристика

имущественная и жилищная характеристика

особенности потребления домохозяйства и его расходные характеристики

наличие производства (или производственного потенциала) внутри домохозяйства

профессиональный статус и история занятости членов домохозяйства

образовательный статус членов домохозяйства

особенности использования социальных услуг и услуг здравоохранения

Типология семей.

Подробная демографическая типология семей

  • * Брачная пара без детей
  • * Брачная пара с детьми
  • * Брачная пара без детей и с родителем одного из супругов
  • * Брачная пара с детьми и с родителем одного из супругов
  • * Брачная пара без детей, с родителем одного из супругов и с другими родственниками
  • * Брачная пара с детьми, с родителем одного из супругов и с другими родственниками
  • * Брачная пара без детей и с обоими родителями одного из супругов
  • * Брачная пара с детьми и с обоими родителями одного из супругов
  • * Брачная пара без детей, с обоими родителями одного из супругов и с другими родственниками
  • * Брачная пара с детьми, с обоими родителями одного из супругов и с другими родственниками
  • * Женщина или мужчина с детьми
  • * Женщина или мужчина с детьми и с одним из родителей
  • * Женщина или мужчина с детьми, с одним из родителей и с другими родственниками
  • * Женщина или мужчина с детьми и с обоими родителями
  • * Женщина или мужчина с детьми, с обоими родителями и с другими родственниками
  • * Три и более брачные пары с детьми
  • * Три и более брачные пары без детей
  • * Прочие семьи

Каждый исследователь может сам формировать типологию семей

в зависимости от целей и средств исследования. Госкомстатом при проведении последних переписей населения использовалась следующая типология:

  • * одна брачная пара с детьми и без детей;
  • * одна брачная пара с детьми и без детей и с другими родственниками;
  • * две и более брачных пар с детьми и без детей и другими родственниками;
  • * мать (отец) с детьми;
  • * мать (отец) с детьми и с другими родственниками;
  • * прочие семьи.

Более краткая типология, представленная госкомстатотом:

  • · одна брачная пара с детьми и без детей
  • · одна брачная пара с детьми и без детей и с другими родственниками
  • · две и более брачных пар с детьми и без детей и другими родственниками
  • · мать (отец) с детьми
  • · мать (отец) с детьми и с другими родственниками
  • · прочие семьи

Вопрос 58. Закон роста миграционной подвижности населения

В.И. Ленин в работах рубежа ХIХ-ХХ вв. выдвинул ряд положений, воплотившихся в закон подвижности населения и закон роста миграционной подвижности.

В. Ленин отмечал, что «без создания подвижности населения не может быть и его развития». И далее, уточняя это положение, писал, что «крупная машинная индустрия необходимо создает подвижность населения; торговые сношения между отдельными районами громадно расширяются; железные дороги облегчают передвижение... Крупная машинная индустрия создает ряд новых индустриальных центров, которые с невиданной раньше быстротой возникают иногда в незаселенных местностях, --явление, которое было бы невозможно без массовых передвижений рабочих», что «капитализм необходимо создает подвижность населения, которая не требовалась прежними системами общественного хозяйства и была невозможна при них в сколько-нибудь широких размерах».

Рассматривая данные положения, как «закон подвижности населения», можно сделать вывод о том, что миграция «становится необходимостью» развития не только капиталистического общества но и последующего развития более высоко развитых человеческих формаций, что и объясняет его закон роста миграционной подвижности по мере развития самого общества.

Необходимо подчеркнуть, что В.И. Ленин считал очень важным изучение миграционного движения населения в России, которое, по его мнению, играет огромную роль в экономическом развитии. «Быстро развивающиеся в промышленном отношении страны, -- писал В.И.Ленин -- вводя больше машин (а в век НТР, высоких технологий и новых промышленных производств -- это особенно значимо -- В.И.), вытесняя отсталые страны с мирового рынка, поднимают заработную плату выше среднего и привлекают наемных рабочих из отсталых стран. Сотни тысяч рабочих перебрасываются таким образом за сотни и тысячи верст». Данный вывод получил обоснование и в другой работе В.И. Ленина -- «Империализм, как высшая стадия капитализма». В ней он, выделял как новую черту монополистического капитализма изменения в направлениях движения капитала и международных переселений рабочей силы, подчеркивал, что «к числу особенностей империализма, которые связаны с описываемым кругом явлений необходимо должен поставить вопрос: какое именно влияние оказывают переселения в России?». Думается, что данный вопрос еще более актуален для современной России, все более активно вовлекаемой в мировые миграционные процессы. Большое внимание непосредственно международной миграции населения В.И. Ленин уделил в таких работах, как «Капитализм и иммиграция рабочих», «Критические заметки по национальному вопросу», «Империализм, как высшая стадия капитализма» и др., где он сформулировал ряд очень важных закономерностей, определяющих этот процесс на более высокой уже ступени развития человеческого общества. «Капитализм создал особый вид переселения народов» -- написал В.И. Ленин в самом начале очень насыщенной по содержанию работе «Капитализм и иммиграция рабочих»1, а именно -- международную миграцию рабочей силы, ставшей определяющей в современных мировых миграционных процессах. Здесь же он обращает внимание на появление так называемой «новой» иммиграции, куда включает и Россию. Используя данные из книги, эмигрировавшего в 1889 г. из России в США, И.А. Гурвича «Иммиграция и труд», В.И. Ленин делает интересный вывод о том, что «Россия все более отстает, отдавая загранице часть лучших своих рабочих; Америка все быстрее идет вперед, беря со всего мира наиболее энергичное, способное к труду рабочее население». Написано в 1913 г., но данную закономерность в еще большей степени можно отнести к дню сегодняшнему, причем не только применительно к России, но и ко многим другим странам, все более отстающим от развитых государств мира в своем развитии, чему в немалой степени способствует, в частности, отток из них высококвалифицированных кадров.

Судебная практика и законодательство - "Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (утв. Президентом РФ)

Миграционные проблемы макрорегиона целесообразно решать с учетом мероприятий Концепции государственной миграционной политики России на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. Планом реализации первого этапа Концепции (2012 - 2015 годы) предусмотрена разработка мероприятий по повышению привлекательности территории макрорегиона с целью создания необходимой для переселения российских граждан социальной и транспортной инфраструктуры, снижения транспортной оторванности от регионов центральной России. Намечены также мероприятия по совершенствованию образовательной (учебной) миграции и академической мобильности, в том числе системы стажировок и стимулирования трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в восточных районах России. В то же время необходимо форсировать действия, нацеленные на прекращение миграционного оттока населения макрорегиона, который в соответствии с концепцией предполагается остановить только к 2021 году. Особую значимость будут иметь также мероприятия, направленные на содействие адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом. Сальдо миграции на территории макрорегиона должно стать положительным уже в 2014 году.



Похожие статьи