Международная правосубъектность государственно-подобных организаций. Государствоподобные образования Государственноподобные образования как субъекты международного права

Как субъекты международного права

Государственно-подобные образования

Определœенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Οʜᴎ наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым ста­новятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные до­говоры.

В их числе были т.н. «вольные города», Западный Берлин. К данной категории субъектов относятся Ватикан, Мальтийский орден и Святая Гора Афон. Поскольку данные образования боль­ше всœего походят на мини-государства и имеют почти всœе признаки государства, они получили название «государственно-подобных формиро­ваний».

Правоспособность вольных городов определялась соответствую­щими международными договорами. Так, согласно положениям Вен­ского трактата 1815 ᴦ. вольным городом был объявлен Краков (1815 – 1846 гᴦ.). По Версальскому мирному договору 1919 ᴦ. статусом «сво­бодного государства» пользовался Данциг (Гданьск) (1920 – 1939 гᴦ.), а в соот­ветствии с мирным договором с Италией 1947 ᴦ. предусматривалось создание Свободной территории Триест, которая, впрочем, так и не была создана.

Особым статусом, предоставленным четырехсторонним соглаше­нием по Западному Берлину 1971 ᴦ., обладал Западный Берлин (1971 – 1990 гᴦ.). В соответствии с этим соглашением западные секто­ры Берлина были объединœены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т.д.), кото­рым была передана часть полномочий, к примеру, издание норматив­ных актов. Ряд правомочий осуществлялся союзными властями дер­жав-победительниц. Интересы же населœения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консуль­скими должностными лицами ФРГ.

Ватикан – государство-город, расположенный в пределах столи­цы Италии – Рима. Здесь находится резиденция главы католической церкви – Папы Римского. Правовое положение Ватикана определœено Латеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 ᴦ., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим доку­ментом Ватикан пользуется определœенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Вати­кан активно принимает участие в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства (представительство Ватикана есть и в России), возглавляемые папскими нунциями (послами), принимает участие в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирова­ние с административным центром в Риме. Мальтийский орден активно принимает участие в международных отношениях, заключает договоры, обме­нивается представительствами с государствами, имеет миссии наблю­дателœей в ООН, ЮНЕСКО и ряде других международных организа­ций.

Святая Гора Афон (Афон) - ϶ᴛᴏ самостоятельное монашеское государство, расположенное на полуострове в Восточной Греции, в районе Халкидики. Оно находится во владении особого православного монашеского объединœения. Управление осуществляют сообща представители каждого из 20-ти монастырей. Органом управления Афоном является Священный кинот, в который входят представители всœех 20-ти монастырей Афона. А высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в византийскую эпоху. Въезд на территорию государственно-подобного образования запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. Паломникам для посœещения Святой Горы Афон крайне важно получить специальное разрешение – «диамонитирион». В последние годы Европейский Совет неоднократно требовал от греческого правительства открыть доступ на Афон всœем желающим, в том числе и женщинам. Православная церковь резко выступает против этого в целях сохранения традиционного монашеского уклада жизни.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает, по моему мнению, основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова.

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различен объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

Международная правосубъектность государств

Необходимо учитывать, что международной правосубъектнос-тью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций — нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности она свою задачу выполнила.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами международного права и, в частности, с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех (!) наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

Международная правосубъектность международных организаций

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права .

Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов , Amnesty International и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций в отличие от уставов межгосударственных организаций не являются международными договорами . Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории , иных атрибутов государства . Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права , а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных организаций следующие:

  • право участвовать в создании международно-правовых норм;
  • право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;
  • право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;
  • право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

Международная правосубъектность государствоподобных образований

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. В их числе были т.н. «вольные города», Западный Берлин. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден. Поскольку данные образования больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства , они получили название «государствоподобных формирований».

Правоспособность вольных городов определялась соответствующими международными договорами . Так, согласно положениям Венского трактата 1815 г. вольным городом был объявлен Краков (1815— 1846 гг.). По Версальскому мирному договору 1919 г. статусом «свободного государства » пользовался Данциг (1920—1939 гг.), а в соответствии с мирным договором с Италией 1947 г. предусматривалось создание Свободной территории Триест, которая, впрочем, так и не была создана.

Особым статусом, предоставленным четырехсторонним соглашением по Западному Берлину 1971 г., обладал Западный Берлин (1971—1990 гг.). В соответствии с этим соглашением западные секторы Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой , судом и т.д.), которым была передана часть полномочий, например, издание нормативных актов . Ряд правомочий осуществлялся союзными властями держав-победительниц. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ.

Ватикан — государство-город, расположенный в пределах столицы Италии — Рима. Здесь находится резиденция главы католической церкви — Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 г., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим документом Ватикан пользуется определенными суверенными правами : имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Ватикан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства (представительство Ватикана есть и в России), возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование с административным центром в Риме. Мальтийский орден активно участвует в международных отношениях, заключает договоры, обменивается представительствами с государствами, имеет миссии наблюдателей в ООН , ЮНЕСКО и ряде других международных организаций.

Международно-правовой статус субъектов федерации

В международной практике, а также зарубежной международно-правовой доктрине признано, что субъекты некоторых федераций являются самостоятельными государствами , суверенитет которых ограничен вхождением в состав федерации. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральным законодательством рамках.

Международная деятельность субъектов зарубежных федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности некоторых международных организаций.

Возникает вопрос, имеются ли в международном праве нормы о международной правосубъектности субъектов федерации?

Как известно, важнейшим элементом международной правосубъектности является договорная правоспособность. Она представляет собой право непосредственно участвовать в создании международно-правовых норм и присуща любому субъекту международного права с момента его возникновения.

Вопросы заключения, исполнения и прекращения договоров государствами регулируются прежде всего Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Ни Конвенция 1969 г., ни другие международные документы не предусматривают возможности самостоятельного заключения международных договоров субъектами федерации.

Вообще говоря, международное право не содержит запрета на установление договорных отношений между государствами и субъектами федераций и субъектов между собой. Однако международное право не относит эти соглашения к международным договорам, так же как не являются таковыми и контракты между государством и крупным иностранным предприятием . Для того чтобы быть субъектом права международных договоров, недостаточно быть участником того или иного международного соглашения. Необходимо еще обладать правоспособностью заключать международные договоры.

Возникает вопрос о международно-правовом статусе субъектов РФ .

Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Однако процессы суверенизации, охватившие новые независимые государства, поставили вопрос о правосубъектности бывших национально-государственных (автономные республики) и административно-территориальных (области, края) образований. Особую значимость эта проблема приобрела с принятием новой Конституции РФ 1993 г. и заключением Федеративного договора . Сегодня о своей международной правосубъектности заявили некоторые субъекты Российской Федерации .

Субъекты РФ пробуют самостоятельно выступать в международных отношениях, заключают соглашения с субъектами зарубежных федераций и административно-территориальными единицами, обмениваются с ними представительствами и закрепляют соответствующие положения в своем законодательстве. Устав Воронежской области 1995 г., например, признает, что организационно-правовыми формами международных связей области являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров (соглашений) межгосударственного уровня. Принимая участие в международных и внешнеэкономических отношениях самостоятельно или с другими субъектами РФ, Воронежская область открывает на территории иностранных государств представительства для представления интересов области, которые действуют в соответствии с законодательством страны пребывания.

Нормативные акты некоторых субъектов РФ предусматривают возможность заключения ими международных договоров от своего имени. Так, ст. 8 Устава Воронежской области 1995 г. устанавливает, что частью правовой системы области являются международные договоры Воронежской области. Нормы аналогичного содержания зафиксированы в ст. 6 Устава Свердловской области 1994 г., ст. 45 Устава (Основного закона) Ставропольского края 1994 г., ст. 20 Устава Иркутской области 1995 г. и др. уставах субъектов РФ, а также в конституциях республик (ст. 61 Конституции Республики Татарстан).

Более того, в некоторых субъектах РФ приняты нормативные акты, регулирующие процедуру заключения, исполнения и прекращения договоров, например, принят закон Тюменской области «О международных соглашениях Тюменской области и договорах Тюменской области с субъектами Российской Федерации» 1995 г. Закон Воронежской области «О правовых нормативных актах Воронежской области» 1995 г. устанавливает (ст. 17), что органы государственной власти области вправе заключать договоры, являющиеся нормативно-правовыми актами, с органами государственной власти РФ, с субъектами РФ, с иностранными государствами по вопросам, представляющим их общий, взаимный интерес.

Однако заявления субъектов РФ о своей международной договорной правоспособности еще не означают, по моему глубокому убеждению, наличия этого юридического качества в действительности. Необходим анализ соответствующих норм законодательства.

Федеральное законодательство не решает пока этого вопроса.

Согласно Конституции РФ (п. «о» ч. 1 ст. 72), координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Однако Конституция прямо не говорит о возможности субъектов РФ заключать соглашения, которые являлись бы международными договорами. Не содержит таких норм и Федеративный договор.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. также относит заключение международных договоров РФ к ведению РФ. Установлено, что международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов Федерации, заключаются по согласованию с соответствующими органами субъектов. При этом основные положения договоров, затрагивающих вопросы совместного ведения, должны направляться для внесения предложений в соответствующие органы субъекта федерации, которые, однако, не имеют права вето на заключение договора. О договорах субъектов Федерации в законе 1995 г. ничего не говорится.

Следует учитывать и тот факт, что ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации » от 21 июля 1994 г. не закрепляют норм о проверке конституционности международных договоров субъектов Федерации, хотя в отношении международных договоров РФ такая процедура предусмотрена.

В ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., устанавливающей компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов РФ, в числе правовых актов, которые могут быть предметом рассмотрения в этих судах, международные договоры субъектов РФ также не названы.

Пожалуй, единственная норма федерального законодательства, свидетельствующая о наличии у субъектов РФ элементов договорной правоспособности, содержится в ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г., согласно которой субъекты РФ имеют право в пределах своей компетенции заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Однако положения о признании за субъектами РФ некоторых элементов международной правосубъектности закреплены во многих договорах о разграничении полномочий.

Так, Договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» предусматривает, что органы государственной власти Республики Татарстан участвуют в международных отношениях, устанавливают отношения с иностранными государствами и заключают с ними соглашения, не противоречащие Конституции и международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и настоящему Договору, участвуют в деятельности соответствующих международных организаций (п. 11 ст. II).

В соответствии со ст. 13 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области от 12 января 1996 г. Свердловская область вправе выступать самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции РФ, федеральным законам и международным договорам РФ, заключать соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств.

Что касается практики обмена представительствами с субъектами иностранных федераций, то это качество не является главным в характеристике международной правосубъектности, однако заметим, что ни в Конституции, ни в законодательстве РФ данный вопрос пока никак не урегулирован. Указанные представительства открываются не на основе взаимности и аккредитуются при каком-либо органе власти субъекта зарубежной федерации или территориальной единицы. Эти органы, являясь иностранными юридическими лицами , не имеют статуса дипломатических или консульских представительств и на них не распространяются положения соответствующих конвенций о дипломатических и консульских сношениях.

То же самое можно сказать и о членстве субъектов РФ в международных организациях. Известно, что уставы некоторых международных организаций (ЮНЕСКО, ВОЗ и др.) допускают членство в них образований, не являющихся независимыми государствами. Однако, во-первых, членство в этих организациях субъектов РФ пока не оформлено, и, во-вторых, этот признак, как уже говорилось, далеко не самый главный в характеристике субъектов международного права.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: хотя в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми элементами международной правосубъектности, тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права налицо. На мой взгляд, этот вопрос требует решения в федеральном законодательстве.

Международно-правовой статус физических лиц

Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Западные ученые уже довольно давно признают за индивидом качество международной правосубъектности, аргументируя свою позицию ссылками на возможность привлечения индивидов к международной ответственности, обращения индивида в международные органы за защитой своих прав . Кроме того, физические лица в странах Европейского Союза имеют право обращаться с исками в Европейский Суд . После ратификации в 1998 г. Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. физические лица в России также могут обращаться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека.

Советские юристы по идеологическим соображениям долгое время отрицали наличие у индивида международной правосубъектности. Однако в конце 80-х гг. и в отечественной международно-правовой литературе начали появляться работы, в которых индивиды стали рассматриваться как субъекты международного права . В настоящее время число ученых, разделяющих эту точку зрения, постоянно увеличивается.

На мой взгляд, ответ на вопрос, является ли индивид субъектом международного права , зависит от того, какими характеристиками этот субъект, по нашему мнению, должен обладать.

Если считать, что субъект международного права — это лицо, на которое распространяется действие международно-правовых норм , которое эти нормы наделяют субъективными правами и обязанностями, то индивид, безусловно, является субъектом международного права. Существует множество международно-правовых норм, которыми напрямую могут руководствоваться физические лица (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г., Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и т.д.).

Однако понятия и категории международного права, как уже отмечалось, не всегда идентичны понятиям внутригосударственного права. И если мы считаем, что субъект международного права не только обладает правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм, но и является коллективным образованием, и, самое главное, принимает прямое участие в создании норм международного права, то индивида к субъектам международного права относить нельзя.

ГПО – это особая политико-религиозная, историческая или политико-территориальная единица, которая на основе международного акта или международного признания имеет относительно самостоятельный международно-правовой статус. Общие термины (обобщающие понятия) для обозначения ГПО – это вольные города или вольные территории, свободные территории или зоны.

ГПО являются полноправными субъектами международного права, по свою международную правосубъектность они получают по прямому волеизъявлению государств. Это самоуправляющиеся образования, которым международноправовой статус предоставлен на основе договора. ГПО вправе участвовать в международных публичных правоотношениях. Высший юридический акт для ГПО – это международный договор или акт международной организации, который определяет его особую международную правосубъектность.

Создание ГПО предопределено объективными факторами международного порядка. Как правило, это один из наиболее эффективных способов замораживания территориальных претензий. По существу, ГПО представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Может иметь собственную конституцию, государственные органы, вооруженные силы (но исключительно оборонительного характера). Создатели ГПО обычно разрабатывают механизм контроля за соблюдением его статуса. На международном уровне ГПО представляет либо заинтересованное государство, либо международная организация. Такое представительство не является обязательным – ГПО вправе самостоятельно участвовать в заключении международных соглашений, обмениваться официальными представительствами с другими государствами, предъявлять международные претензии. В международных организациях и на международных конференциях обычно имеют статус наблюдателей.

В старом международном праве существовало довольно большое количество вольных городов с особым международным статусом: Венеция, Новгород, Псков, Гамбург, Краков. Современное международное право демонстрирует тенденцию к сужению круга подобных субъектов. В 1918–1945 гг. статус ГПО имел вольный город Данциг (ныне – Гданьск) – спорная территория между Польшей и Германией. Данциг получил статус ГПО в целях замораживания территориальных претензий в соответствии с положениями Версальско- Вашингтонской договорной системы. В 1945 г. по итогам Второй мировой войны отошел к Польше.

В 1947–1954 гг. статус ГПО имела свободная территория Триест – предмет территориальных споров между Италией и Югославией. Создана на основе Мирного договора с Италией 1947 г. Находилась под защитой СБ ООН. В 1954 г. мирным путем была поделена между Италией и Югославией.

В 1945–1990 гг. единственный в своем роде особый международно-правовой статус имел Западный Берлин (на основе Соглашения между Великобританией, СССР, США и Францией 1971 г.). Эти государства имели особые права и несли особую ответственность относительно статуса Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на международных конференциях, осуществляло консульское обслуживание его граждан. В 1990 г. после объединения Германии действие Соглашения 1971 г. было прекращено, поскольку Западный Берлин стал частью территории ФРГ.

В 1947 г. была принята резолюция ГА ООН, предусматривавшая режим вольного города для Иерусалима, однако это решение не выполнено по сей день. В 2005 г. Ватикан призвал мировое сообщество наделить Иерусалим специальным статусом города, находящегося под международной защитой.

В настоящее время основным ГПО со специфическим международно-правовым статусом является Ватикан (Святейший Престол). Ватикан – это город-государство, резиденция, административный центр католической церкви. В качестве города-государства и субъекта международного права признан с 1929 г. (на основе Договора с Италией). Имеет специфическую международную правосубъектность – это правосубъектность именно Святейшего Престола, а не католической церкви в целом.

Ватикан обладает почти всеми внешними атрибутами государства – территорией, населением, гражданством, имеет собственные органы власти и управления. Однако это не государство в смысле социального механизма управления обществом. Это именно административный центр католической церкви. Ватикан поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе и с Российской Федерацией). В ООН Ватикан имеет статус наблюдателя, является членом многих специализированных учреждений ООН (МАГАТЭ, МОТ, ВПС, ФАО, ЮНЕСКО). Участвует во многих универсальных многосторонних конвенциях и в двусторонних договорах с государствами (конкордаты – соглашения о статусе католической церкви в каком-либо государстве).

Ватиканский паспорт приравнивается к дипломатическому. Чтобы получить его, нужно стать кардиналом или легатом Папы Римского. Граждане Ватикана либо постоянно живут и работают в самом Ватикане, или находятся за границей с дипломатической миссией по делам католической церкви. Привилегия быть гражданином Ватикана зависит от прямых и постоянных отношений с папским престолом. Когда связь прерывается, ватиканское гражданство утрачивается. Только один человек не может прервать эту связь до самой смерти: Папа Римский. У него паспорт с номером один, он абсолютный правитель в государстве Ватикан и единовластный авторитет католической церкви.

Святой Престол активно участвует в международной жизни, в борьбе за права человека. В 1965 г. была принята Nostra Aetate – Декларация Ватикана об отказе от обвинения евреев в ответственности за распятие Христа. В 2005 г. состоялся визит главы Израиля в Ватикан, в 2006 г. – ответный визит Папы Римского в Израиль. На VII конференции по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия (2005 г.) Постоянный представитель Ватикана при ООН отметил, что страны, обладающие ядерным оружием, не соблюдают своих обязательств о полном разоружении; растет подпольное производство ядерного оружия, которое рискует попасть в руки террористов.

Мальтийский орден является еще одним действующим ГПО в современном мире. Это официальное историкорелигиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Мальтийский орден, сначала носивший название ордена Сан-Хуана, был создан в 1050 г. в Палестине для оказания помощи странникам, посещавшим Святую Землю. После изгнания крестоносцев в 1187 г. мальтийские рыцари вынуждены были скитаться по странам Средиземноморья, пока испанский монарх не подарил им остров Мальту. Мальтийский орден был признан субъектом международного права и сувереном на международных конгрессах в Аахене в 1818 г., в Вероне в 1822 г., на переговорах с Грецией в 1823–1828 гг. и с Италией в 1912– 1922 гг. Официальная цель Мальтийского ордена – благотворительная и историко-архивная деятельность. Имеет дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе с Россией). Папа Римский Бенедикт XVI является членом Мальтийского ордена.

В настоящее время Орден состоит из шести Великих приорств: в Риме, Венеции, Сицилии, Австрии, Богемии и Англии; трех суб-приорств (объединенного Силезии и Рейна-Вестфалии, Ирландии и Испании) и 54 национальных ассоциаций и орденских организаций (в том числе в России). Орден насчитывает более 10 тыс. членов и осуществляет более 150 проектов в 35 странах мира. При Великом магистре Ордена создана Вспомогательная комиссия но оказанию медицинской и гуманитарной помощи. Несколько сотен больниц и госпиталей Ордена размещены по всему миру (Орден является одной из крупнейших госпитальерских организаций). В ООН имеет статус наблюдателя. Представители Ордена участвуют в работе Комиссии ЕС, Совета Европы, ЮНЕСКО, ФАО, ИАТА, ЮНИДО и других международных организаций.

В 2004 г. состоялось подписание договора между правительством республики Мальта и Суверенным Мальтийским орденом о предоставлении Ордену одной из крепостей на территории Мальты в качестве экстерриториальной штаб-квартиры. Получив свою собственную территорию, Мальтийский орден стал самым маленьким в мире городом- государством (после Ватикана).

Государствоподобные образования не являются типичными субъектами международного права, поскольку их число нестабильно и часто имеют место ситуации, когда такие образования отсутствуют на международной арене. Однако это не исключает возможности появления новых ГПО в современном мире, прежде всего, в целях мирного разрешения территориальных разногласий. Представляется, что в настоящее время существует целесообразность придания такого статуса Южным Курилам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Правосубъектность государственно-подобных образований»

Введение

Глава 1. Правосубъектность государственно-подобных образований, частично признаваемых государствами

1.1 Ватикан

1.2 Мальтийский орден

1.3 Вопрос о международном признании Южной Осетии и Абхазии

Глава 2. Правосубъектность образований с сомнительным статусом

2.1 Силенд

Заключение

Список литературы

Введение

В международных отношениях могут участвовать особые политико- территориальные образования (иногда их называют государство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью.

Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституционное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы.

Данная тема является актуальной в силу того, что в современном мире имеется достаточно большое количество таких субъектов, как известных широкой публике, так и незнакомых. К первым можно отнести Южную Осетию, Абхазию, Приднестровье, Ватикан. Ко вторым Силенд, Свободный город Христианию.

Целью данной работы является изучение правосубъектности государственно-подобных образований. Для выполнения этой цели следует выполнить ряд задач:

1) Дать определение государственно-подобным образованиям

2) Изучить государственно-подобные образования по категориям и конкретным примерам.

Временные рамки, которые освещает данная работа, ограничены настоящим временем и описывают правосубъектность образований, существующих на момент написания работы, однако, для того, чтобы исследовать состояние данных субъектов, мы будем прибегать к историческому методу и изучать прошлое рассматриваемых объектов.

международное признание статус государственное образование

Глава 1. Правосубъектность государственно-подобных образований, частично признаваемых государствами

1.1 Ватикан

Ватикамн (лат. Status Civitatis Vaticanж, итал. Stato della Cittа del Vaticano, также встречается использование названия Государство-город Ватикан) -- карликовое государство-анклав (самое маленькое государство в мире) внутри территории Рима, ассоциированное с Италией. Своё название государство получило от названия холма Mons Vaticanus, с латинского vaticinia -- «место гаданий». Статус Ватикана в международном праве -- вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви. Суверенитет Ватикана не является самостоятельным (национальным), а проистекает из суверенитета Святого престола. Иными словами, его источник -- не население Ватикана, а именно папский престол.

Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства, аккредитованные при Святом Престоле, ввиду малой территории Ватикана, размещены в Риме (включая и посольство Италии, которое, таким образом, находится в её собственной столице).

Святой Престол (не Ватикан) является постоянным наблюдателем при ООН с 1964 года, сотрудничая с организацией с 1957 года. В июле 2004 года права миссии Святого Престола при ООН были расширены. Кроме того, с августа 2008 года Ватикан начал сотрудничество с Интерполом на постоянной основе.

История Ватикана насчитывает почти две тысячи лет, несмотря на то, что официально государство Ватикан существует с 1929 года. Так как Ватикан является вспомогательной суверенной территорией Святого Престола, то его история напрямую связана с историей папства. В античности территория Ватикана («ager vaticanus») была не заселена, так как в Древнем Риме это место считалось сакральным. В 326, после приходахристианства, над предполагаемой гробницей святого Петра была воздвигнута базилика Константина и с тех пор это место стало заселяться. Образовавшееся позднее Папское государство охватило большую часть Аппенинского полуострова, но в 1870 году было ликвидировано Итальянским королевством. В результате возник так называемый «Римский вопрос». Летом 1926 года между Папским престолом и правительством Бенито Муссолини начались переговоры для разрешения «Римского вопроса». Со стороны Папы переговоры вёл государственный секретарь Гаспарри; важную роль в серии переговоров, состоявших из 110 заседаний и длившихся три года, играл также юрист Франческо Пачелли, брат будущего папы Пия XII.

Три документа, составивших Соглашение между Италией и Святым престолом, были подписаны 11 февраля 1929 года в Латеранском дворце государственным секретарём Гаспарри и Муссолини. Латеранские соглашения остаются действующими. Италия признала суверенитет Папского престола над Ватиканом (Stata della citta del Vaticano) -- восстановленным Церковным государством площадью в полтора квадратных километра. Ватикан и Италия взаимно обменялись послами. Конкордат в 44 статьях также регламентировал отношения между государством и Церковью в Италии: обеспечивал полную свободу Церкви и объявлял католическую религию государственной религией. Святой престол имел право устанавливать отношения с духовенством и со всем католическим миром. Представители церкви освобождались от военной службы. Назначение епископов -- прерогатива Святого престола (при отсутствии со стороны государства политических возражений). Святой престол признавал произведенную к тому времени секуляризацию церковного имущества. Церковное имущество освобождалось от налогов.

Конкордат был дополнен финансовым соглашением, согласно которому Италия обязалась выплатить Святому престолу 750 миллионов итальянских лир наличными и одновременно ассигновать пятипроцентный итальянский твердый государственный заём на сумму в один миллиард итальянских лир. Ватикан согласился оказывать поддержку Бенито Муссолини, вернулся в общественную жизнь, запрещал разводы. 7 июня 1929 года была опубликована конституция государства-города Ватикан. В 1984, после успешных переговоров с Италией, были изменены некоторые устаревшие пункты Соглашений, в основном касающиеся государственного статуса Католической Церкви в Италии.

Ватикан расположен на Ватиканском холме в северо-западной части Рима, в нескольких сотнях метров от Тибрa. Общая длина государственной границы, проходящей только по территории Италии, составляет 3,2 километра, хотя Латеранские соглашения дали Ватикану некоторую экстратерриториальность (некоторые базилики, куриальный и диоцезиальный офисы и Кастель Гандольфо). Граница в основном совпадает с оборонительной стеной, построенной для предотвращения незаконных пересечений. Перед собором Святого Петра границей является край овалообразной площади (обозначен белыми камнями в мощении площади). Ватикан имеет некоммерческую плановую экономику. Источники доходов -- в первую очередь пожертвования католиковвсего мира. Прибыль в 2003 году составила 252 миллиона долларов, расходы -- 264. Кроме того, большие доходы приноситтуризм (продажа почтовых марок, ватиканских монет евро, сувениров, плата за посещение музеев). Бомльшую частьрабочей силы (обслуживающий персонал музеев, садовники, дворники и так далее) составляют граждане Италии. Бюджет Ватикана составляет 310 миллионов долларов США. Ватикан имеет собственный банк, более известный под названием «Институт религиозных дел».

Практически всё население Ватикана -- подданные Святого Престола (подданства Ватикана не существует), имеющие паспорт (данный паспорт обладает дипломатическим статусом Святого Престола, указывает на принадлежность к обитателям Апостольской Столицы (Ватикана) и выдаётся Государственным Секретариатом) и являющиеся служителями Католической Церкви.

На 31 декабря 2005 года из 557 подданных Святого Престола 58 -- кардиналы, 293 человека имеют статус духовенства и являются членами Папских представительств, 62 человека -- другие представители духовенства, 101 -- член швейцарской гвардии, а остальные 43 -- миряне. В 1983 году в Ватикане не зарегистрировано ни одного новорождённого. Немногим менее половины, 246 граждан, сохранили свое первое гражданство. Гражданство в Ватикане не наследуется и не может быть приобретено в силу рождения в государстве. Оно может быть получено только на основе служения Святому Престолу и аннулируется в случае прекращения трудовой деятельности в Ватикане.

Статья 9 Латеранского договора 1929 года между Ватиканом и Италией гласит, что если лицо перестает быть гражданином Ватикана и не имеет гражданства, какого бы то ни было другого государства, ему предоставляется итальянское гражданство. Этнически большинство из них итальянцы, за исключением членов швейцарской гвардии. К «дневному» населению Ватикана относятся также около 3000 работающих там итальянцев, но они живут за пределами государства. В 2005 году в Ватикане было зарегистрировано 111 браков.

Сам Ватикан не устанавливает дипломатических отношений, не участвует в международных организациях и не заключает международные договоры, поскольку является суверенной территорией Святого Престола, и суверенитет первого прямо проистекает из суверенитета последнего. Кафедра Римских епископов признаётся суверенным субъектом международного права с раннесредневековых времен. И в период между 1860 годом до заключения Латеранских соглашений 1929 года суверенитет Святого Престола признавался не только католическими державами, но также Россией, Пруссией и Австро-Венгрией.

Дипломатические отношения Ватикана и Святого Престола находятся в ведении Секции отношений с государствами Государственного секретариата. Секцию возглавляет Секретарь по отношениям с государствами в сане архиепископа -- в настоящее время Доминике Мамберти, титулярный архиепископ Сагоны.

Святой Престол поддерживает дипломатические отношения со 174 странами мира, в которых он представлен папскими послами (нунциями). Также Ватикан поддерживает дипломатические отношения с ЕС и с Организацией освобождения Палестины и является членом 15 международных организаций, в том числе ВОЗ, ВТО, ЮНЕСКО, ОБСЕ и ФАО.

В начале 1990-х Ватикан установил дипломатические отношения со странами Восточной и Центральной Европы, которые ранее находились под управлением коммунистических партий, а также с рядом государств бывшего Советского Союза.

Ватикан активно выступает за сохранение мира и урегулирование международных конфликтов. В 1991 он предостерегал от войны в Персидском заливе. Католическая церковь играла видную роль в прекращении гражданских войн в Центральной Америке. Во время поездок в этот регион папа призывал к прекращению гражданской войны в Гватемале, примирению в Никарагуа, утверждению «новой культуры солидарности и любви».

Святой Престол -- старейший (1942 год) дипломатический союзник Китайской Республики и ныне является единственным суверенным субъектом международного права в Европе, формально признающим Китайскую Республику. В 1971 году Святой Престол заявил о своём решении придерживаться Договора о нераспространении ядерного оружия, дабы «предоставить моральную поддержку принципам, которые служат основой самого Договора». В 2007 году Святым Престолом были установлены дипломатические отношения с Саудовской Аравией.

1.2 Мальтийский Орден

Мальтийский орден (Суверенный военный орден рыцарей-госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты, Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты) -- рыцарский религиозный орден римско-католической церкви. Старейший в мире рыцарский орден.

Мальтийский орден имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами, поддерживаемые при помощи большого количества послов. По международному праву Мальтийский орден является государственно-подобным образованием, при этом сам орден позиционирует себя как государство. Суверенитет Мальтийского ордена рассматривается на уровне дипломатических миссий, но не как суверенитет государства. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдает автомобильные номера. Великий магистр ордена несет службу в качестве папского вице-короля, предоставляя дипломатам Ватикана процессуальную поддержку при подаче ходатайств, при внесении предложений о поправках, а также при необходимости принятия решений в сфере международной дипломатии. Претензии ордена на суверенитет оспариваются некоторыми учёными.

Предтечей ордена был основанный в Иерусалиме в 1080 году амальфийский госпиталь, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После завоевания христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода религиозно-военный орден со своим собственным уставом. На орден была возложена забота и защита Святой земли. Вслед за захватом Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на Родосе, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии. После захвата Наполеоном Мальты в 1798 году российский император Павел I предоставил рыцарям убежище в Санкт-Петербурге. В 1834 году орден учредил новую штаб-квартиру в Риме. Долгое время Орден владел лишь комплексом особняков вРиме, но в 1998 году правительством Мальты Форт Сант-Анджело был передан рыцарям в исключительное пользование сроком на 99 лет, при этом строению был предоставлен статус экстерриториальности и назначен В настоящий момент Итальянская республика признаёт существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, а также экстерриториальность его резиденции в Риме (Мальтийский дворец, или Магистральный дворец на виа Кондотти, 68, резиденция, и Магистральная вилла на Авентине). С 1998 года Орден также владеет фортом Сант-Анджело, также имеющим экстерриториальный статус в течение 99 лет с момента заключения договора с правительством республики Мальта. Таким образом, Орден формально имеет территорию, над которой осуществляет собственную юрисдикцию, однако вопрос о фактическом статусе этой территории (собственная территория Ордена или территория дипломатического представительства, временно переданная под его нужды) является предметом для абстрактных юридических дискуссий. Фактически Орден является крайне влиятельной структурой, и его политические позиции таковы, что вопрос об уточнении статуса его штаб-квартиры вряд ли встанет в ближайшее время.

По данным ордена его членами являются 13 тысяч человек, также в структуре ордена присутствуют 80 тысяч волонтёров и более 20 тысяч медицинских работников. Имеется около 10,5 тысяч подданных Ордена, имеющих его паспорт. Паспорт Мальтийского ордена признаётся многими странами, его обладатель имеет право безвизового въезда в 32 страны.

Согласно Конституции члены Ордена разделяются на три класса. Все члены должны вести примерный образ жизни в соответствии с учением и заповедями Церкви и посвятить себя работе Ордена по оказанию гуманитарной помощи.

Члены Первого класса -- Рыцари Справедливости, или Признанные Рыцари, и Признанные Монастырские Капелланы, которые дали обеты «бедности, целомудрия и послушания, ведущие к совершенствованию по Евангелию». Они считаются монахами по Каноническому праву, но не обязаны жить в монашеских общинах.

Члены Второго класса, давшие обет послушания, должны жить по христианским принципам и возвышенным нравственным принципам Ордена. Они подразделяются на три категории:

Рыцари и Дамы Чести и Преданности в Послушании

Рыцари и Дамы Милости Господней и Преданности в Послушании

Рыцари и Дамы Милости Магистра и Преданности в Послушании

Третий класс состоит из светских членов, которые не давали религиозных обетов и клятв, но которые живут в соответствии с принципами Церкви и Ордена. Они подразделяются на шесть категорий:

Рыцари и Дамы Чести и Преданности

Монастырские Капелланы ad honorem

Рыцари и Дамы Милости Господней и Преданности

Магистральные капелланы

Рыцари и Дамы Милости Магистра

Донаты (мужчины и женщины) Преданности

Требования к принятию в различные классы и категории определяются Кодексом.

Согласно 5 статье Конституции Мальтийского Ордена основными правовыми документами являются:

1). Конституция, Кодекс Ордена и в качестве приложения Каноническое Право;

2). Законодательные акты Великого Магистра согласно статье 15, второму параграфу, пункту 1 настоящей Конституции;

3). Международные соглашения, одобренные согласно принципам, изложенным в статье 15, во втором параграфе, пункте 8 настоящей Конституции;

4). Традиции и привилегии Ордена;

Один из самых древних манускриптов с правилами и Кодексом Ордена датируется 1253 г.

На протяжении истории непрерывно шёл процесс развития трех основных документов. Следует отметить, что на протяжении всего своего существования документы, как и все источники базировались на Каноническом Праве Римской Католической Церкви. Его принципы закладывались в основу всех правовых актов Ордена. Таким образом, изменения в главном документе Церкви влекли за собой соответствующие изменения документов Ордена. В качестве примера можно привести изменения Кодекса Канонического права 1917, 1983 гг. Также в 1969 г. Орденские Уставы отреагировали на предписания декрета Второго Ватиканского Собора об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям" «Perfectae Caritatis» и апостольского письма «Ecclesiae Sanctae». Помимо документов перечисленных в Конституции также действуют «обычаи Ордена, все привилегии, дарованные и признанные папами. <…> Следует особенно выделить Конституцию Папы Бенедикта XIV „Inter illustria“ 1753 г. Права, обычаи и привилегии действительны, пока они остаются в силе в соответствии с нормами канонического права, Конституции Ордена и Кодекса».

17 сентября 1919 г. великий Магистр совместно с Орденским Советом утвердил «Органические нормы Суверенного рыцарского Ордена Мальты» (Norme organiche del sovrano Ordine militare di Malta). Затем их заменил Временный Устав или Временные Статуты, после 1921 г.они обрели законную силу. По настоянию Ватикана, 5 мая 1936 г. был принят обновленный Устав Мальтийского Ордена, в котором подчеркивалось подчинение Орденского права новому общецерковному праву. Папскому престолу это было необходимо, чтобы остановить тенденцию превращения Мальтийского Ордена в чисто светскую организацию. «Таким образом, именно с этого момента можно уже однозначно говорить о превращении Мальтийского Ордена в чисто «папский», и окончательном закреплении власти Ватикана над Орденом». В 1961 г. Святой Престол утвердил Конституцию Ордена, а в 1966 г. -- Устав и Кодекс Ордена.

Что касается последних изменений в Конституции, то они были внесены решениями Чрезвычайного заседания Генерального Капитула, проходившего в Италии в 1997 г. Новый текст был одобрен Ватиканом и опубликован в «Официальном Бюллетене» Ордена 12 января 1998 г. Так отозвался о Конституции Иоанн Павел II: «Она основывается на фундаментальных ценностях милосердия и благотворительности, что беспрестанно вдохновляли Орден сквозь века».

Орден имеет дипломатические отношения с 104 государствами. Имеет статус наблюдателя при ООН. Суверенный статус ордена признан множеством международных организаций, членом которых он является. Помимо Организации Объединённых Наций, признан другими организациями. Несколько государств не признают мальтийского паспорта и не имеют с ним дипломатических отношений: Нидерланды, Финляндия, Швеция, Исландия и Греция.

Отношения Мальтийского ордена с Россией неоднократно изменялись. Император Павел I установил с ним тесное сотрудничество, приняв статус великого магистра и протектора Ордена. Орденская система России и самого Мальтийского ордена были частично интегрированы.

Однако, после убийства Павла I довольно быстро отношения с Орденом были разорваны и отсутствовали до конца существования Российской империи. Российские приорства Ордена были ликвидированы в период 1803--1817 гг.

Якобы осуществлявшееся закулисное взаимодействие Ордена и СССР в период правления Горбачева стали предметом многочисленных спекуляций, однако достоверных документов на этот счёт так и не было опубликовано.

Официальные отношения с Россией были восстановлены в 1992 Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и ныне осуществляются на уровне официальных представителей в ранге послов с аккредитацией в государствах -- местах представительств (Рим). Интересы России представляет Представитель Российской Федерации при Ватикане. Чрезвычайный и Полномочный Посол Мальтийского ордена в Российской Федерации -- господин Джанфранко Факко Бонетти (с22 апреля 2008 года).

1.3 Международное признание Южной Осетии и Абхазии

Верховный Совет Республики Южная Осетия (РЮО) провозгласил независимость республики 29 мая 1992 года, в ходе вооружённого конфликта с Грузией. Абхазия провозгласила независимость после войны с Грузией 1992--1993 гг. Её конституция, в которой республика объявлялась суверенным государством и субъектом международного права, была принята Верховным Советом Республики Абхазия 26 ноября 1994 года. Провозглашение независимости республик не вызвало широкого международного резонанса, до второй половины 2000-х эти государства были никем не признаны. В 2006 году Абхазия и Южная Осетия признали независимость друг друга; кроме того, их независимость была признана непризнанным Приднестровьем.

Ситуация с международным признанием изменилась после войны в Южной Осетии в августе 2008 года. После конфликта независимость обеих республик была признана Россией. В ответ парламент Грузии принял постановление «Об оккупации Российской Федерацией территорий Грузии». После этих событий последовала реакция других стран и международных организаций.

20 августа 2008 года парламент Абхазии обратился к России с просьбой признать независимость республики. 21 августа 2008 года это обращение поддержал всенародный сход Абхазии. 22 августа 2008 года аналогичное обращение поступило от парламента Южной Осетии. 25 августа 2008 года Совет Федерации России принял обращение к Президенту Дмитрию Медведеву о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. За обращение проголосовали 130 членов Совета Федерации, при отсутствии воздержавшихся и голосовавших против. В тот же день Государственная дума 447 голосами «за» при отсутствии голосовавших против (воздержались -- 0, не голосовали -- 3) приняла аналогичное обращение к Президенту России. Дума направила обращение парламентам государств-членов ООН и международным парламентским организациям, в котором призвала их поддержать признание независимости Абхазии и Южной Осетии в качестве самостоятельных, суверенных и независимых государств.

26 августа 2008 года последовало международно-правовое признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Это решение в своём обращении огласил Президент Дмитрий Медведев: «Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии». 29 августа 2008 года Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. 9 сентября 2008 года Россия официально установила дипломатические отношения с Абхазией и Южной Осетией. 15 декабря 2008 года первый посол России в Абхазии Семён Григорьев вручил копии верительных грамот министру иностранных дел республики Сергею Шамба. На следующий день, 16 декабря 2008 года, президент Абхазии Сергей Багапш принял верительные грамоты Семёна Григорьева. В тот же день президент Южной Осетии Эдуард Кокойты принял верительные грамоты первого российского посла в Южной Осетии -- Эльбруса Каргиева. 16 января 2009 года президент России Дмитрий Медведев принял верительные грамоты первых послов Абхазии и Южной Осетии в России -- Игоря Ахбы и Дмитрия Медоева. В феврале 2009 года было открыто российское посольство в Южной Осетии. 1 мая 2009 года в Сухуме было открыто посольство Российской Федерации. 17 мая 2010 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия посольства Абхазии. 7 апреля 2011 года Дмитрий Медведев подписал закон, ратифицирующий Соглашение с Абхазией и Южной Осетией о взаимных безвизовых поездках

Сразу же после признания Абхазии и Южной Осетии Российской Федерацией в СМИ появились предположения (например, Леонида Слуцкого, заместителя председателя комитета Государственной думы России по международным делам) о том, что признать Абхазию и Южную Осетию могут и другие государства-члены ООН. Назывались такие страны, как Венесуэла(признала 10сентября 2009), Куба, Белоруссия, Иран, Сирия, Турция. В июле 2009 года президент Абхазии Сергей Багапш выразил надежду, что независимость Абхазии и Южной Осетии признает Белоруссия, а не Папуа-Новая Гвинея или Зимбабве, также он заявил, что по-прежнему не отказывается от идеи создания некоего нового «союзного государства», куда войдёт его республика и Южная Осетия вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном

Официальные лица некоторых государств мира (Белоруссия, Венесуэла, Иран, Армения, Ливан) выразили поддержку действий России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, либо их право на самоопределение. 27 апреля 2011 года стало известно о предстоящим признании Абхазии тремя государствами и одним Южной Осетии.

Между тем, заявление, сделанное послом Сомали в РФ, который заявил, что в ближайшее время правительство Сомали собирается признать независимость Абхазии и Южной Осетии было опровергнуто генеральным директором Министерства внешних отношений и международного сотрудничества Сомали Мухамед Джама Али.

Нынешний президент Украины Виктор Янукович в свою бытность оппозиционером заявлял, что Украина должна признать независимость Абхазии и Южной Осетии и поддержать волю народов непризнанных республик. При этом он отмечал: «Признание Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии -- это логичное продолжение процесса, который был запущен западными странами в отношении признания независимости края Косово». Однако, став президентом, Янукович, заявил, что не имел в виду то, что готов признать независимость Абхазии и Южной Осетии, а исключительно выступал против двойных стандартов, когда большое количество стран признали независимость Косова

Заместитель министра иностранных дел Грузии Гига Бокерия заявил: «Признание является скрытой аннексией территорий, которые являются частью Грузии». Президент Грузии Михаил Саакашвили в своём обращении к народу заявил: «Действия Российской Федерации являются попыткой военной аннексии суверенного государства -- государства Грузии. Это прямо нарушает международное право и ставит под угрозу систему международной безопасности, которая гарантировала мир, стабильность и порядок на протяжении последних 60 лет. Сегодняшнее решение России подтверждает то, что её вторжение в Грузию было частью более широкого, заранее обдуманного плана по изменению карты Европы. Сегодня Россия нарушила все договоры и соглашения, которые были ранее подписаны. Действия России были осуждены самым строгим образом всем мировым сообществом, которое подтвердило свою поддержку территориальной целостности Грузии. Правительство Грузии благодарно за всемирную поддержку. Согласно международному праву регионы Абхазии и Южной Осетии находятся в границах Грузии».

Глава госканцелярии Грузии Каха Бендукидзе в интервью журналу Русский Newsweek так ответил на вопрос корреспондента «Как вы думаете, вы потеряли Южную Осетию и Абхазию или нет?»: «Нет. Я думаю, что существование Абхазии и Южной Осетии из одной плоскости перейдёт в другую. Раньше это был в каком-то смысле междусобойчик, такая дискуссия с российским сопровождением. Теперь это международный спор. Была непонятная загадка: Россия являлась и стороной, и миротворцем. Она была спонсором одной из сторон и признавала на словах территориальную целостность Грузии. Теперь эта картина стала гораздо более четкой»

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что российское решение «является прямым нарушением многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН в отношении территориальной целостности Грузии, тех резолюций, которые одобрила сама Россия. Действия России в последние недели ставят под сомнение её приверженность к миру и безопасности на Кавказе. НАТО твердо поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии и призывает Россию соблюдать эти принципы».

27 августа Совет НАТО на уровне послов, обсудив отношения НАТО с Россией и Грузией в связи с признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, осудил это решение и призвал его аннулировать, выразив полную поддержку принципу территориальной целостности Грузии: «Решение России нарушает многие резолюции, принятые Советом Безопасности ООН в отношении территориальной целостности Грузии, и оно несовместимо с фундаментальными принципами ОБСЕ, на которых базируется стабильность в Европе».

Совет НАТО, заявив, что решение России поставило под вопрос её приверженность миру и безопасности на Кавказе, призвал Россию, с целью обеспечения безопасности и стабильности Грузии, «уважать территориальную целостность Грузии и выполнить свои обязательства в рамках соглашения из шести пунктов, подписанного президентами Саакашвили и Медведевым»

Глава 2. Правосубъектность образований с сомнительным статусом

2.1 Силенд

Княжество Силенд (англ. Principality of Sealand, по-английски буквально «морская земля»; также Силандия) -- виртуальное государство, провозглашённое в 1967 году британским отставным майором Роем Бейтсом. Претендует на суверенитет над территорией морской платформы в Северном море в 10 километрах от побережья Великобритании. Бейтс провозгласил себя монархом (князем) Силенда, а свою семью -- правящей династией; они и лица, считающие себя подданными Силенда, ведут деятельность по созданию и развитию атрибутики этого княжества, аналогичную атрибутике государств мира (флаг, герб и гимн, конституция, государственные должности, дипломатия, выпускаются коллекционные почтовые марки, монеты и т. п.).

Силенд -- конституционная монархия. Глава государства -- князь Рой I Бейтс и княгиня Иоанна I Бейтс. С 1999 года непосредственную власть осуществляет наследный принц-регент Михаил I. Действует конституция, принятая 25 сентября 1975 года, состоящая из преамбулы и 7 статей. Распоряжения суверена оформляются в виде декретов. В структуре исполнительной власти три министерства: внутренних дел, иностранных дел и по делам телекоммуникаций и технологий. Юридическая система основывается на обычном британском праве.

Физически территория Силенда возникла в ходе Второй мировой войны. В 1942 году ВМС Великобритании соорудили на подступах к побережью серию платформ. Одной из них был Рафс-Тауэр (англ. Roughs Tower). Во время войны на платформах размещались зенитные орудия, и находился гарнизон из 200 человек. После окончания военных действий большинство башен было разрушено, но Рафс-Тауэр, будучи за пределами британских территориальных вод, остался нетронутым.

В 1966 году отставной майор британской армии Пэдди Рой Бэйтс и его друг Ронан О"Рэйлли выбрали платформу Рафс-Тауэр, к тому времени давно заброшенную, для строительства парка развлечений. Однако через некоторое время они поссорились, и Бейтс стал единственным хозяином острова. В 1967 году О"Рэйлли попытался завладеть островом и использовал для этого силу, однако Бейтс оборонялся при помощивинтовок, дробовиков, бутылок с зажигательной смесью и огнемётов, и атака О"Рэйлли была отбита.

Рой не стал строить парк развлечений, но выбрал платформу для базирования своей пиратской радиостанции Britain"s Better Music Station, однако эта радиостанция ни разу не вещала с платформы. 2 сентября 1967 года он объявил о создании суверенного государства и провозгласил себя князем Роем I. Этот день отмечается как главный государственный праздник.

В 1968 году британские власти попытались занять платформу. К ней подошли патрульные катера, и Бейтсы ответили предупредительными выстрелами в воздух. До кровопролития дело не дошло, но против майора Бейтса как британского подданного был начат судебный процесс. 2 сентября 1968 года судья Эссекса вынес постановление, которому сторонники независимости Силенда придают историческое значение: он признал, что дело находится вне британской юрисдикции. В 1972 году Силенд начал чеканить монету. В 1975 году вступила в силу первая конституция Силенда. Появились флаг и герб.

В августе 1978 года в стране произошёл путч. Ему предшествовало возникновение напряжённости между князем и его ближайшим соратником, премьер-министром страны графом Александром Готфридом Ахенбахом (Alexander Gottfried Achenbach). Стороны расходились во взглядах на привлечение в страну инвестиций и обвиняли друг друга в антиконституционных намерениях. Воспользовавшись отсутствием князя, который вёл в Австрии переговоры с инвесторами, Ахенбах с группой голландских граждан высадился на острове. Захватчики заперли молодого принца Майкла в подвале, а затем вывезли его в Нидерланды. Но Майкл бежал из плена и встретился с отцом. При поддержке лояльных граждан страны свергнутым монархам удалось разбить узурпаторов и вернуться к власти.

Правительство действовало в точном соответствии с нормами международного права. Пленные иностранные наёмники были вскоре отпущены, так как Женевская конвенция об обращении с военнопленными требует освобождения узников после завершения военных действий. Организатор переворота был смещён со всех постов и осуждён за государственную измену в соответствии с силендскими законами, но он имел второе -- германское -- гражданство, поэтому его судьбой заинтересовались власти ФРГ. Британский МИД отказался вмешиваться в этот вопрос, и немецким дипломатам пришлось вести переговоры непосредственно с Силендом. На остров прибыл старший юрисконсульт немецкого посольства вЛондоне доктор Нимюллер, что стало вершиной фактического признания Силенда настоящими государствами. Князь Рой потребовал дипломатического признания Силенда, но в итоге, учитывая бескровный характер неудавшегося путча, согласился на устные заверения и великодушно отпустил Ахенбаха.

Проигравшие продолжали настаивать на своих правах. Они образовали правительство Силенда в эмиграции (ФРГ). Ахенбах утверждал, что является председателем силендского Тайного Совета. В январе 1989 года он был арестован властями ФРГ (естественно, не признавшими его дипломатический статус) и передал свой пост министру по экономическому сотрудничеству Йоханнесу Зайгеру (Johannes W. F. Seiger), который вскоре сталпремьер-министром. Переизбран в 1994 и 1999 годах.

Положение Силенда выгодно отличается от положения прочих виртуальных государств. Княжество имеет физическую территорию и располагает некоторыми юридическими основаниями на международное признание. Требование независимости базируется на трёх аргументах. Самым фундаментальным из них является тот факт, что Силенд был основан в нейтральных водах до вступления в силу конвенции ООН по морскому праву 1982 года, запрещающей строительство искусственных сооружений в открытом море, и до расширения суверенной морской зоны Великобритании с 3 до 12 морских миль в 1987 году. На основании того, что платформа Рафс-Тауэр, на которой располагается Силенд, была заброшена и вычеркнута из списков британского Адмиралтейства, её занятие рассматривается как колонизация. Обосновавшиеся на ней поселенцы считают, что имели полное право учредить государство и установить форму правления по своему усмотрению. Согласно международным нормам, размер государства не может являться препятствием для признания. Например, признанное британское владение остров Питкэрн насчитывает всего около 60 человек населения.

Вторым важным аргументом является решение британского суда 1968 года об отсутствии юрисдикции Великобритании над Силендом. Ни одна другая страна также не заявила о своих правах на Силенд.

В-третьих, имеется несколько фактов признания Силенда де-факто. Конвенция Монтевидео гласит, что государства имеют право на существование и самозащиту независимо от официального признания. В современной международной практике молчаливое (недипломатическое) признание -- достаточно распространённое явление. Оно возникает тогда, когда какой-либо режим не имеет достаточной легитимности, но осуществляет фактическую власть на своей территории. Например, многие государства не признают Китайскую Республику дипломатически, но де-факто рассматривают его как суверенную страну. В отношении Силенда имеется четыре подобных свидетельства:

1. Великобритания не платит князю Рою пенсию за тот период, когда он находился в Силенде.

2. Суды Великобритании отказались рассматривать иски против Силенда 1968 и 1990 года.

3. МИД Нидерландов и ФРГ вступили в переговоры с правительством Силенда.

4. Бельгийская почта некоторое время признавала силендские марки.

Теоретически позиции Силенда весьма убедительны. В случае признания княжество стало бы самой маленькой страной мира и 51-м государством Европы. Однако согласно учредительной теории, более распространённой в современном международном праве, государство может существовать лишь постольку, поскольку признаётся другими государствами. Поэтому Силенд не может быть принят ни в одну международную организацию, не может завести собственный почтовый адрес, доменное имя. Ни одна из стран не установила с ним дипломатические отношения.

Силенд пытается добиться признания независимости каким-нибудь крупным государством, но не пытался добиться независимости через ООН.

Заключение

Мы изучили правосубъектность государственно-подобных образований на примере наиболее типичных представителей. Мы изучили правосубъектность образований, которые признаются государствами только некоторым кругом других государств, таким образом, являясь, как бы квази-государствами. Также мы изучили, на примере Княжества Силенд, субъекты, которые вообще не признаются государствами, однако, де-факто играют в международных отношениях такую роль, более того, имеют собственные территорию, юрисдикцию, налогообложение, таким образом, как бы имея внутреннюю легитимность, сложившуюся исторически.

Мы увидели актуальность данной темы, которая состоит в том, что международные отношения не находятся в статическом состоянии, а постоянно изменяются и развиваются, в связи с этим возможно появление новых субъектов, относящихся к теме исследования. Также появление новых субъектов возможно в силу обстоятельств, не зависящих от международной политики. В данном исследовании мы увидели, что события, связанные с указанными субъектами происходит и в наши дни, например вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии до сих пор нерешён.

Выработка путей решения данных вопросов - важная задача для международного права и международного сообщества. В данное время, когда декларируется предпочтение мирному разрешению подобных конфликтов, необходимо иметь правовую опору для этого. Не стоит забывать, что если такое образование представляет из себя сообщество, образованное по этническому или национальному признаку, то данный вопрос лежит в сфере наций на самоопределение или граничит с ним.

Список литературы

2. Конституция Республики Абхазия // http://www.abkhaziagov.org/ru/state/sovereignty/index.php

3. Конституция Мальтийского Ордена // http://www.orderofmalta.int/орден-и-его-организация

4. Lateran Pacts of 1929 // http://www.aloha.net/~mikesch/treaty.htm

5. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2011 г. N 54-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Южная Осетия» // Российская газета. - 2011. - № 5451. - 7 апр.

6. УКАЗ Президента РФ от 26.08.2008 N 1260 «О признании республики Абхазия» // http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=47559

7. УКАЗ Президента РФ от 26.08.2008 N 1261 «О признании республики

8. Южная Осетия» // http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=47560

9. Манхэттен А. История Ватикана. Власть и Римская курия. - М.: Монолит-Евролинц - Традиция, 2008. - с.450

10. Виноградов В.А. Основы государственного устройства Государства Города Ватикана //Журнал российского права. 2002. №9.

11. Захаров В.А. История Мальтийского ордена. XI - XX века. - М.: SPSL - «Русская панорама», 2008. - с 464.

12. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

13. Официальный сайт государства Силенд [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sealandgov.org

14. Акт провозглашения независимости республики Южная Осетия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://osinform.ru/1646-akt_provozglashenija_nezavisimosti_respubliki_juzhnaja_osetija_5032.html

15. Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву о признании независимости Южной Осетии и Абхазии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2008/08/item7997.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и признаки муниципального образования как одного из публичных субъектов гражданского права. Правоспособность и дееспособность муниципальных образований, их гражданско-правовая ответственность и участие в вещных и обязательственных отношениях.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2013

    Юридические свойства субъектов правоотношений. Оформление гражданской правосубъектности государства и других публично правовых образований в различных правовых системах. Правосубъектность физических и юридических лиц. Пять групп дееспособных граждан.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Муниципальное образование как носитель гражданской правосубъектности. Специальная правоспособность органов местного самоуправления. Особенности правомочий и гражданско-правовая ответственность муниципального образования как собственника имущества.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Субъект публичного права - носитель прав и обязанностей, способный участвовать в международном правотворческом процессе. Международная правосубъектность белорусско-российского союзного государства и сложных государств и межгосударственных образований.

    реферат , добавлен 21.02.2011

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Особенности возникновения правосубъектности юридического лица, ее видов, специфики возникновения специальной правоспособности, в том числе связанной с лицензированием его деятельности. Правовой статус и правила совершения гражданско-правовых сделок.

    реферат , добавлен 10.03.2011

    Предпосылки для возникновения правоотношения. Субъекты права и участники правоотношений. Понятие правового статуса. Правосубъектность физических и юридических лиц, их правоспособность и дееспособность. Содержание правоотношения. Юридические факты.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Гражданская правосубъектность высшего учебного заведения, ее социально-экономическая сущность. Юридическая способность быть субъектом правовых отношений. Разграничение между общей и отраслевой правосубъектностью. Понятие гражданской правоспособности.

    учебное пособие , добавлен 09.04.2009

    Категории "человек", "личность" и гражданская правосубъектность. Гражданская правосубъектность, его сущность, значение, содержание и элементы. Неотчуждаемость правоспособности и невозможность ее ограничения. Юридическая природа дееспособности граждан.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2010

    Теоретико-правовой анализ "правового статуса" и правосубъектности. Влияние социальных и биологических факторов на правосубъектность физических лиц. Правосубъектность в правовых актах. Соотношение категорий "субъект права" и "субъект правоотношений".

Правосубъектность международных (межправительственных) организаций и государственно-подобных образований

Международная межправительственная организация представляет собой объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов.

При исследовании правотворческой роли международных организаций следует учитывать особенности их правосубъектности. В международном праве не сразу сформировалась единая позиция относительно международной правосубъектности международных организаций. В настоящее время практически все юристы-международники, занимающиеся исследованием деятельности международных организаций, придерживаются мнения о наличии у них международной правосубъектности. Однако, поскольку международные организации относятся к вторичным субъектам международного права, лни обладают специфической правосубъектностью. Например, С.А. Малинин считает, что правосубъектность международных организаций, сфера их действий, функции и полномочия зависят от воли государств-учредителей и ограничены рамками учредительного акта. Отсюда, по его мнению, можно сделать ряд общих выводов о нормотворческой деятельности международных организаций: установление в отношении всех их конкретного объёма полномочий по участию в нормотворческом процессе не представляется возможным; конкретные степень и формы такого участия определяются государствами-учредителями применительно к данной организации в каждом конкретном случае в момент её создания и в итоге зависят от выполняемых ею функций, поэтому объём полномочий, предоставленных данной международной организации в области правотворчества, можно выяснить лишь на основе тщательного анализа её учредительного акта.

Любая межправительственная организация является субъектом международного права. Международная правосубъектность межправительственной организации проявляется в её правовом положении, в объёме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию и от характера которых сама организация в дальнейшем может (или не может) приобретать другие права и обязанности.

Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют своё гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. Таковыми, в частности, являются вольные города и Ватикан.

Вольным городом называется гогсударство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью. Например, статус вольного города Данцига (в настоящее время Гданьск) был определен в ст. 100-108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в польско-данцигской Конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других соглашений.

Объем международной правосубъектности вольных городов определялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Вместе с тем они подчинялись только международному праву. Для жителей вольных городов создавалось специальное гражданство. Многие города имели право заключать международные договоры и вступать в межправительственные организации. Гарантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации (Лига Наций, ООН и др.).

В 1929 г. на основании Лютеранского договора, подписанного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было искусственно создано «государство» Ватикан. Создание Ватикана диктовалось стремлением итальянского фашизма и его внутренней и внешней политике заручиться активной поддержкой католической церкви. Главная цель Ватикана - создать условия независимого правления для главы католической церкви. Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право представлять государство принадлежит главе католической церкви-папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.



Похожие статьи