Международные механизмы контроля за соблюдением прав человека. Универсальный механизм международного контроля за соблюдением прав и свобод человека Органы международного контроля за соблюдением прав человека

Универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека функционирует в рамках системы ООН и состоит из внедоговорных (институциональных) и договорных (конвенционных) контрольных органов. Основное отличие между этими двумя группами заключается в их компетенции: компетенция конвенционных органов распространяется только на те государства, которые ратифицировали соответствующее международное соглашение, в то время как внедоговорные контрольные механизмы применяются ко всем государствам - участникам ООН, вне зависимости от ратификации ими той или иной конвенции.

Внедоговорные контрольные органы ООН в этой области можно подразделить на две категории, к одной из которых относятся главные органы этой организации, а к другой -- специальные, работа которых сосредоточена исключительно на вопросах, относящихся к правам человека. Наиболее значительными полномочиями во второй категории обладают Совет по правам человека, Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление Верховного комиссара по делам беженцев.

Среди главных органов ООН наибольшее отношение к вопросу о контроле за правами человека имеют Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Секретариат во главе с Генеральным Секретарем.

Генеральная Ассамблея ООН выполняет несколько функций в отношении прав человека. Она организует исследования и делает рекомендации в целях «...содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 13, п. lb, Устава ООН). Исследования по проблемам прав человека по поручению Генеральной Ассамблеи проводятся, как правило, ЭКОСОС, Генеральным Секретарем и специализированными учреждениями ООН. Генеральная Ассамблея принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Третий комитет (по социальным, гуманитарным и культурным вопросам) готовит проекты таких документов, принимаемые ГА ООН в конце ее очередной сессии.

ГА ООН проводит и специальные сессии, посвященные тем или иным вопросам прав человека (например, в 2000 г. она провела специальную сессию по проблеме защиты женщин, а в 2002 г. - специальную сессию по положению детей в мире). Кроме того, для осуществления своих функций в области прав человека ГА ООН на основании ст. 22 Устава ООН может создавать различные вспомогательные органы. Так, в 1946 г. ею был учрежден Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), занимающийся защитой детей и их прав.

Совет Безопасности ООН играет важную роль в отношении защиты прав человека, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности (ст. 24 Устава ООН). Поскольку массовые и грубые нарушения прав человека создают угрозу миру и безопасности и являются международными преступными деяниями, то Совет Безопасности на основе главы VII Устава ООН может и должен предпринимать меры для ликвидации таких нарушений. В этой связи Совет Безопасности применял экономические санкции в отношении Родезии (Зимбабве) (1966), Югославии (1991), Ливии (1992), Анголы (1993), Сьерра-Леоне (1997), Афганистана (1999), Кот-д"Ивуара (2004), принимал решения о применении вооруженной силы против Ирака (1990), Сомали (1992), Гаити (1994) . Решения Совета Безопасности о применении санкций для пресечения преступных нарушении прав человека обязательны для всех членов ООН.

В последние годы Совет Безопасности уделяет значительное внимание вопросам привлечения к ответственности физических лиц, виновных в совершении военных преступлений и преступлений против человечества. В 1993 г. он учредил Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии (резолюции 808 и 827), а в 1994 г. - Международный трибунал по Руанде (резолюция 955).

Экономический и Социальный Совет ООН может предпринимать исследования, делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав и свобод человека. По вопросам, входящим в его компетенцию, ЭКОСОС уполномочен подготавливать проекты конвенций (для представления Генеральной Ассамблее) и созывать международные конференции (ст. 62 Устава ООН). В соответствии со ст. 68 Устава ЭКОСОС может создавать комиссии «в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека». Так, им были созданы Комиссия по правам человека (прекратила свою деятельность в 2006 г.) и Комиссия по положению женщин в качестве функциональных органов в области прав человека.

Генеральный Секретарь ООН имеет право информировать Совет Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности, в том числе связанные с нарушениями прав человека. Он может назначать специальных представителей по странам и учреждать тематические мандаты (Специальный представитель в Сомали, Специальный представитель по вопросу о влиянии вооруженного конфликта на детей). Генеральный Секретарь оказывает добрые услуги с целью содействия решению проблем в области прав человека.

Среди специальных органов наиболее значительными полномочиями во второй категории до недавнего времени обладала Комиссия по правам человека, созданная ЭКОСОС в 1946 г. В марте 2006 г. в целях повышения эффективности деятельности ООН в области прав человека резолюцией Генеральной Ассамблеи 60/251 было принято решение создать вместо Комиссии по правам человека Совет по правам человека. Совет, состоящий из 47 государств-членов, является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи. Члены Совета избираются большинством государств - членов ООН прямым тайным голосованием на основе принципа справедливого географического распределения: группа африканских государств имеет 13 мест; группа азиатских государств - 13 мест; группа восточноевропейских государств - 6 мест; группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна - 8 мест и группа западноевропейских и других государств - 7 мест. Члены данного органа исполняют свои полномочия в течение трех лет и не имеют права на немедленное переизбрание после двух следующих друг за другом сроков.

Согласно резолюции ГА ООН 60/251 Совет имеет право:

Содействовать эффективной координации и интеграции деятельности, касающейся прав человека, в рамках системы ООН;

Рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и делать по ним свои рекомендации;

Содействовать посредством диалога и сотрудничества предотвращению нарушений прав человека и быстро реагировать на чрезвычайные ситуации в области прав человека;

Проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека;

Содействовать просветительской деятельности в области прав человека, а также деятельности по оказанию консультационных услуг и предоставлению технической помощи и др.

Ежегодный доклад о своей деятельности Совет представляет Генеральной Ассамблее. Совет должен собираться на сессии не менее трех раз в год. Совет также имеет возможность проводить, при необходимости, специальные сессии, в том числе для рассмотрения вызывающих обеспокоенность ситуаций с правами человека в отдельных странах.

Согласно п. 6 резолюции ГА ООН 60/251 Совет по правам человека в течение года с момента начала своей работы должен был выполнять и анализировать все мандаты, процедуры, функции и обязанности Комиссии по правам человека в целях совершенствования, рационализации и сохранения системы специальных механизмов, процедур, экспертных консультаций и процедуры подачи жалоб.

На своей пятой сессии в июне 2007 г. Совет принял резолюцию 5/1 «Совет по правам человека Организации Объединенных Наций: институциональное строительство» , в которой продлил мандаты всех специальных процедур (за исключением Беларуси и Кубы), установил механизм универсального периодического обзора по соблюдению и обеспечению государствами прав человека, учредил Консультативный комитет Совета по правам человека в качестве своего экспертно-аналитического центра, реформировал процедуру рассмотрения жалоб на основе резолюции ЭКОСОС № 1503.

Универсальный периодический обзор Совета по правам человека является новым правозащитным механизмом по рассмотрению положения в области прав человека в странах. Его главная задача состоит в оценке хода выполнения всеми государствами - членами ООН их обязательств в данной сфере и выявлению позитивных изменений и проблем, стоящих перед государством. В рамках данной системы каждое государство- член периодически становится объектом обзора, что должно способствовать реализации государством своих обязательств в этой области и укреплению его потенциала в деле защиты прав человека.

Процедура универсального периодического обзора состоит из следующих этапов:

Подготовка государством и другими заинтересованными сторонами соответствующих документов и информации;

Диалог с государством в рамках рабочей группы УПО и принятие рабочей группой доклада, посвященного обзору страны;

Принятие Советом итогового документа УПО;

Последующие меры и исполнение их государством и другими заинтересованными сторонами.

В рамках Совета по правам человека также продолжают функционировать специальные механизмы и процедуры по контролю за соблюдением прав человека, созданные в свое время Комиссией по правам человека. Они подразделяются на тематические механизмы, в рамках которых расследуется какой- либо определенный тип нарушений прав человека по всему миру (например, Специальный докладчик по вопросам продажи детей, детской проституции и детской порнографии, Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям), и механизмы по расследованию нарушений прав человека в отдельных странах - механизмы по странам (например, Специальный докладчик по правам человека в Камбодже, Независимый эксперт по ситуации с правами человека в Судане).

Данные механизмы создаются либо в форме рабочих групп, состоящих из нескольких экспертов, либо назначается один эксперт: Специальный докладчик или представитель. Все они действуют в личном качестве и не являются представителями своих государств. Основная форма работы заключается в проведении исследования по поставленному перед ними вопросу и вынесении заключения по нему. Для этого они собирают соответствующую информацию из различных источников, могут организовывать выезды в страны (с их согласия), где нарушаются права человека (миссии по установлению фактов), делать запросы и уточнения у правительств по информации, касающейся законодательства или правовой практики. Главной целью этих процедур является налаживание диалога и сотрудничества с государствами. Хотя в их компетенцию не входит рассмотрение отдельных жалоб о нарушении прав человека, само их существование, а также их доклады повышают внимание к нарушению тех или иных прав. Все специальные докладчики и рабочие группы представляют ежегодные отчеты о своей работе учредившим их органам. С целью повышения эффективности системы специальных процедур Совет по правам человека принял Кодекс поведения мандатариев специальных процедур.

Совет по правам человека может рассматривать жалобы, на достоверно подтвержденные грубые нарушения прав человека, которые носят систематический характер и совершаются в любом районе мира и при любых обстоятельствах. Согласно данной процедуре Совет рассматривает сообщения, если они поступили от лица или группы лиц," которые утверждают, что они являются жертвами нарушений прав человека, или от лиц и неправительственных организаций, обладающих непосредственными и достоверными сведениями об этих нарушениях.

С целью доведения до сведения Совета систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушений прав человека учреждаются две рабочие группы: Рабочая группа по сообщениям и Рабочая группа по ситуациям. Данная процедура носит конфиденциальный характер. Основным следствием является неблагоприятное мнение о государстве, где происходят такие нарушения прав человека, которое может сложиться у мирового сообщества, и прекращение или приостановление контактов с ним. Поэтому государства предпочитают не находиться под расследованием этой процедуры.

Пост Верховного комиссара по правам человека был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. (резолюция ГА ООН 48/141 от 20 декабря 1993 г.). Комиссар назначается Генеральным секретарем на четырехлетний срок и несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека. К его функциям относятся поощрение и защита прав человека во всем мире, усиление международного сотрудничества в этой области, координация всех программ Организации в сфере защиты прав человека, обеспечение тесного сотрудничества между различными органами ООН в целях повышения эффективности их деятельности, оказание по просьбе государств консультативных услуг, технической и финансовой помощи с целью поддержки мер и программ в области прав человека, налаживание диалога с правительствами с целью обеспечить уважение прав человека и др. Одним из направлений деятельности Верховного комиссара по правам человека является также быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации, возникающие в связи с массовыми и грубыми нарушениями прав человека. Верховный комиссар ежегодно через ЭКОСОС представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее.

Генеральная Ассамблея не наделила Верховного комиссара полномочиями по рассмотрению жалоб отдельных лиц на нарушение их прав и свобод. Такими полномочиями уже наделены ряд договорных и внедоговорных органов системы ООН. Верховный комиссар лишь координирует эту работу и принимает меры в случае невыполнения государствами решений органов, занимающихся рассмотрением частных жалоб. Кроме того, Управление Верховного комиссара по правам человека тесно сотрудничает со специальными докладчиками или независимыми экспертами, посылаемыми в отдельные страны Советом по правам человека с целью установления фактов серьезных нарушений прав человека. В настоящее время Верховный комиссар практикует посещение регионов, характеризующихся нарушениями прав человека, для прекращения насилия и обращения внимания правительства на происходящие нарушения прав человека либо уполномочивает своего представителя на проведение их расследования.

Действующая в настоящее время система универсальных конвенционных органов по правам человека состоит из 8 комитетов, созданных на базе соответствующих конвенций по правам человека:

1) Комитет по правам человека;

2) Комитет по ликвидации расовой дискриминации;

3) Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;

4) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;

5) Комитет против пыток;

6) Комитет по правам ребенка;

7) Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей;

8) Комитет по правам инвалидов. После вступления в силу Конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. будет создан еще один комитет -- Комитет по насильственным исчезновениям.

Комитеты состоят из экспертов (количеством от 10 до 23), действующих в своем личном качестве и обладающих признанной компетенцией в области прав человека. Процедуры контроля, используемые этими органами, осуществляются в следующих формах: изучение докладов государств, ратифицировавших международные соглашения по правам человека; рассмотрение межгосударственных и индивидуальных жалоб по поводу нарушений положений соответствующих конвенций.

Все комитеты имеют право исследовать доклады государств - участников соответствующих международных договоров. Для этого государства через определенные периоды времени должны предоставлять доклады о принятых ими мерах по имплементации прав, закрепленных в этих договорах, и о прогрессе, достигнутом в этой области. На основе изучения этих докладов комитеты выносят в адрес государств-участников заключительные замечания, в которых указываются факторы и трудности, препятствующие осуществлению той или иной конвенции о правах человека, формулируются вопросы по проблемам реализации договора, а также предложения и рекомендации о путях дальнейшего совершенствования мер по его выполнению. Следует подчеркнуть важность руководств по написанию докладов и замечаний общего порядка, толкующих те или иные положения соответствующего договора, которые издают комитеты для содействия государствам в подготовке своих сообщений.

В настоящее время шесть комитетов обладают компетенцией рассматривать индивидуальные жалобы:

Комитет по правам человека (ст. 1 Факультативного протокола I к Пакту о гражданских и политических правах);

Комитет по ликвидации расовой дискриминации (ст. 14 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации);

Комитет против пыток (ст. 22 Конвенции против пыток),

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (ст. 1 Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин);

Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (ст. 77 Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей);

Комитет по правам инвалидов (ст. 1 Факультативного протокола к Конвенции о правах инвалидов).

Однако эта функция комитетов действительна лишь в случае специального признания этих статей государством - участником соответствующего соглашения. Кроме того, чтобы тот или иной Комитет принял индивидуальную жалобу к рассмотрению, она должна соответствовать определенным критериям: не должна быть анонимной, не должна рассматриваться в соответствии с другой международной процедурой, должны быть исчерпаны все внутренние средства правовой защиты и др.

Республика Беларусь ратифицировала Факультативные протоколы к Пакту о гражданских и политических правах (в 1992 г.) и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (в 2004 г.), что дает право ее гражданам обращаться с индивидуальными жалобами в Комитет по правам человека и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в случае нарушения Беларусью прав, закрепленных в этих договорах.

Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей могут рассматривать межгосударственные сообщения о нарушениях обязательств по соответствующему договору (на основании ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 11 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, ст. 21 Конвенции против пыток, ст. 76 Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей). Для этого также требуется специальное признание указанных статей со стороны государства. До настоящего времени данная процедура ни разу не использовалась на практике.

Кроме вышеуказанных функций, три комитета - Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам инвалидов - по своей инициативе могут проводить расследование, если получат достоверную информацию о систематическом нарушении соответствующих прав на территории какого-либо государства - участника той или иной Конвенции (ст. 20 Конвенции против пыток, ст. 8 Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ст. 6 Факультативного протокола к Конвенции о правах инвалидов). При этом, в отличие от процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, Комитеты могут использовать соответствующую информацию из любых источников. С согласия государства-участника при проведении расследования Комитеты могут посещать его территорию. Вся процедура является конфиденциальной.

После вступления в силу Факультативного протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах 2008 г. за Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам будет закреплено право рассматривать индивидуальные и межгосударственные сообщения, проводить процедуру расследования по информации о систематическом нарушении соответствующих прав на территории государства (ст. 2, 10, 11 Факультативного протокола).


Правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека, можно рассматривать в качестве определенных международно-правовых стандартов. Государства не могут посягать на эти права и свободы. Они обязаны создать такой правовой, социальный и политический режим, который бы обязывал и гарантировал предоставленные человеку права и свободы.
Обеспечение взятых государствами обязательств в сфере прав и основных свобод человека достигается внутригосударственными и международно-правовыми мерами, что является механизмом контроля за соблюдением прав и свобод человека.
  1. Внутригосударственные и международно-правовые меры в сфере защиты прав и свобод человека К внутригосударственным мерам обеспечения обязательств по правам человека в первую очередь относятся закрепленные в Конституции РФ и Законах РФ основные права и свободы человека.
Законодательство государства должно воспринять требования международно-правовой нормы и приспособиться к ней. «Перевод» требований международно-правовой нормы в требования национального права получил название имплементации норм международного права. Имплементация этих норм в сфере прав человека тесно связана с конституционным урегулированием деятельности государства по обеспечению и реализации данных прав. Именно конституция, прежде всего, определяет основы взаимоотношений личности и государства.
В Конституции РФ нашли отражение многие общепризнанные права и свободы человека, закрепленные международным правом, о чем мы уже говорили выше.
К международно-правовым мерам обеспечения обязательств по правам человека в первую очередь относятся:
- международные процедуры - наиболее распространенный способ обеспечения обязательств в сфере прав человека. Он связан с разнообразными мерами и действиями государств. Это, прежде всего: рассмотрение компетентными органами, предусмотренными международными договорами (ООН, Комитет по правам человека, МОТ1), касающихся прав человека, докладов государств о выполнении ими своих обязательств, рассмотрение этими органами жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп на нарушение их прав; изучение, расследование ситуаций, касающихся нарушения прав человека;
  • международный контроль - может быть предусмотрен международным договором для проверки того, как государство выполняет взятые на себя обязательства. В случае нарушения этих обязательств государству указывается на такое нарушение, и оно обязано принять меры по их устранению;
  • международные программы содействия обеспечению прав отдельных категорий физических лиц - могут приниматься в рамках международных организаций и направлены на улучшение положения отдельных категорий граждан. Например: Программа развития ООН для прогресса трудящихся женщин - 1968 г., Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Программа действий по рассмотрению вопросов беженцев (в рамках СНГ);
  • деятельность международных должностных лиц в сфере защиты прав человека (например, Верховный комиссар ООН по правам человека);
  • международная уголовная ответственность физических лиц за грубые нарушения норм о правах человека - предусмотрена в соответствии с Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников, заключенного 8 августа 1945 г. На основе Соглашения утверждался Международный военный трибунал для суда над военными преступниками. Совет безопасности ООН учредил 22 февраля 1993 года Международный военный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения.
Для выполнения внутригосударственных мер - обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Конституцией России 1993 г. был учрежден институт Уполномоченного по правам человека в РФ, чей статус регулируется Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Еще по теме Механизм контроля за соблюдением прав человека:

  1. N 1. Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил безопасности труда
  2. ТЕМ А I СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТЬ ПРЕДМЕТА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
  3. ТЕМА 23 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
  4. ТЕМА 27 ОБЩЕСТВЕННЫЕ (НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ) ОРГАНИЗАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
  5. Деятельность воинских должностных лиц по соблюдению основных прав человека в Вооруженных Силах Роль и значение международных правовых актов в защите прав военнослужащих
  6. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИЯХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ) Т. В. Сычевска

Международная система защиты прав человека - это разветвленная система международных органов по правам человека с разным объемом компетенции, основной целью деятельности которых является защита прав человека.

Универсальные органы по правам человека имеют компетенцию, которая распространяется на значительное количество государств мира и, как правило, исключительно на те государства, которые являются участниками соответствующего универсального международного договора о правах человека (Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка и др.). Универсальные органы по правам человека могут быть квазисудебными и конвенционными. К квазисудебных относятся органы, образованные на основании международных договоров для осуществления контроля за соблюдением этих договоров государствами-участницами и действуют по процедуре, что напоминает судебную (Комитет по правам человека). В конвенционных относятся органы, образованные на основании международных договоров для осуществления контроля за соблюдением этих договоров государствами-участницами (Комитет по правам ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и т.д.) Конвенционные органы имеют преимущественно политико-правовой характер.

Особое место занимает Комиссия по правам человека - универсальный орган, полномочия которого не связаны с участием государства в международных договорах о правах человека. Основана на основании решения ЭКОСОС в 1946 г. Комиссия состоит из представителей 53 государств - членов ЭКОСОС, избранных на три года. Она имеет широкие полномочия по контролю за соблюдением прав человека, проводит исследования в сфере защиты прав человека и предоставляет рекомендации и предложения ЭКОСОС, готовит проекты международных документов по правам человека и сотрудничает с другими международными органами в этой области. Комиссия вправе создавать собственные вспомогательные органы. Одним из них является Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.

Комитет по правам человека создан в 1977 г. в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Комитет по правам человека наделен полномочием рассматривать жалобы отдельных лиц или групп лиц о нарушении прав, указанных в Пакте, если такие нарушения произошли под юрисдикцией государств, которые ратифицировали Факультативный протокол. Решение Комитета является рекомендациями.

ООН создает свои институциональные структуры для изучения положения прав человека, по сути, осуществляет надзор в сфере выполнения государствами своих обязательств в сфере уважения прав человека. Такую деятельность осуществляет Совет Безопасности ООН, который рассматривает споры и ситуации в сфере прав человека, которые представляют угрозу всеобщему миру и безопасности. Решения и заключения по вопросам прав человека принимает Международный Суд, Генеральный секретарь ООН, а также Верховный комиссар по правам человека, должность которого была создана в 1994 г. На него возложена ответственность за деятельность ООН в сфере прав человека в рамках общей компетенции, полномочий и решений ГА ООН, ЭКОСОС и Комиссии по правам человека.

Роль неправительственных организаций в международном защите прав человека. За последние десятилетия существенно возросла роль международных неправительственных организаций в защите прав человека. Среди наиболее влиятельных организаций можно назвать Международный Хельсинский Комитет, Международную Амнистию, Врачей за мир и др. Среди основных направлений их деятельности: мониторинг состояния прав человека в отдельных государствах; мониторинг законодательства о правах человека в отдельных государствах; составление докладов о состоянии дел в области защиты прав человека; обнародование таких докладов для ознакомления общественности и предоставления их международным межправительственным органам по правам человека; участие в разработке международных договоров по правам человека, а также другая деятельность.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

А.О. Гольтяев

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается становление и развитие международных контрольных механизмов в деле обеспечения прав и основных свобод человека. В ней освещаются концептуальные и нормативные основы международного контроля за обеспечением государствами прав человека, закрепленные в международных актах, принятых в рамках ООН, ОБСЕ и Совета Европы. Основное внимание уделяется деятельности правозащитных механизмов ООН, таких как Совет по правам человека, Универсальные периодические обзоры (УПО), Специальные процедуры Совета ООН по правам человека, договорные органы системы ООН по правам человека.

Ключевые слова: международный контроль, обеспечение прав человека, Совет ООН по правам человека, Универсальный периодический обзор, Специальные процедуры Совета ООН по правам человека, договорные (контрольные) органы по правам человека системы ООН.

Соблюдение прав человека и обеспечение верховенства права является важным фактором безопасности и стабильности в демократических обществах, а также стимулом для устойчивого развития и экономического прогресса. Сегодня уже не подвергается сомнению утверждение о том, что права человека стали элементом нашей цивилизации, частью повседневной жизни. Стандарты и принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и закрепленные в универсальных международных договорах, регулирующих вопросы соблюдения прав человека и основных свобод, нашли отражение в региональных правовых системах и в законодательстве государств.

Очевидно, что создание и совершенствование на уровне государства эффективной системы поощрения и защиты прав человека, которая не только гарантирует соблюдение обязательств по соответствующим международным договорам, но и предотвращает нарушения прав человека, обеспечивает пострадавшим от них доступ к средствам эффективного восстановления в правах и способствует максимально полному осуществлению всех категорий прав для всех и каждого, представляет собой достаточно долгий и трудоемкий процесс.

От его участников требуется четкое понимание задач и приоритетов, а также знание внутрисистемных проблем. Это, в свою очередь, требует детальной и непрерывной оценки работы системы с целью своевременного внесения в нее корректив. Иначе говоря, контроля.

Система международного контроля в области прав человека складывалась постепенно. Связано это, прежде всего, с тем, что на универсальном и региональном уровне отсутствует надгосударственная власть, которая могла бы контролировать осуществление всех норм и принципов международного права, включая принуждение к их исполнению и санкции за их . Ни один международный орган не может осуществлять обеспечение и защиту прав человека в полном объеме. Соглашение государств на любой внешний (в том числе международный) контроль над исполнением обязательств в области прав человека носит сугубо добровольный характер.

До Второй мировой войны даже заявления о том, что в других государствах нарушаются права человека, могли быть расценены как посягательство на суверенитет и вмешательство во внутренние дела. В Статуте Лиги Наций права человека не упоминались, да и в целом соблюдение прав человека не являлось в то время императивом внутренней и внешней политики государств.

Без преувеличения можно сказать, что качественный скачок в процессе становления международного контроля в области прав человека произошел после Второй мировой войны. Из Устава ООН вытекает обязанность всех государств уважать права человека и основные свободы для всех без каких-либо различий по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных воззрений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или другого статуса (ст. 1 (3), 55 Устава ООН). Вместе с тем Устав ООН не предполагает какого-либо отдельного контроля над соблюдением прав человека, возлагая основную ответственность за него на государства.

Зачатки международного контроля в области прав человека появились еще до войны . Так, в Конвенции о рабстве , вступившей в силу 9 марта 1927 г., споры, возникающие между высокими договаривающимися сторонами относительно толкования или применения положений Конвенции «...будут передаваться на решение Постоянной палаты международного правосудия» (ст. 8 Конвенции). В Конвенции о принудительном труде (Конвенции МОТ № 29) , вступившей в силу в 1932 г., предусмотрены ежегодные доклады ратифицировавших ее государств о мерах по претворению ее положений в жизнь и конкретных вопросах, связанных с применением принудительного труда (ст. 22 Конвенции). Однако эти спорадические действия отличались и эффектом, и масштабом от шагов, предпринятых международным сообществом во второй половине XX - начале XXI в.

Поступательное развитие контрольных механизмов в области прав человека на универсальном и региональном уровнях происходило одновременно с разработкой и принятием международно-правовых актов, устанавливающих

обязательства государств в сфере соблюдения основных прав и свобод человека. В мониторинг соблюдения прав человека активно вовлекались международные организации - ООН, ОБСЕ, Совет Европы. Большинство универсальных и региональных договоров в правозащитной сфере предусматривают в своем тексте и соответствующие контрольные процедуры.

Безусловно, стоит признать, что на универсальном уровне лидирующая роль в области контроля в сфере прав человека принадлежит ООН. В той или иной степени в контроль вовлечены Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет и его функциональные комиссии, а также подразделения Секретариата, в первую очередь Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ).

Отдельно стоит отметить контрольные полномочия Совета ООН по правам человека. В его рамках функционируют процедура универсального периодического обзора (УПО) ситуации с правами человека в государствах - членах ООН, система специальных мониторинговых процедур и конфиденциальная процедура индивидуальных жалоб на грубые и систематические нарушения прав человека.

Бурное развитие международного контроля объясняется рядом факторов. Глобализация, усиление взаимозависимости государств, рост числа и масштаба проблем, носящих трансграничный характер, обусловили тенденцию к тому, что вопросы, ранее относившиеся к сугубо внутренней компетенции государств, стали регулироваться и международным правом . Свою роль сыграли и появление современных средств распространения информации, и усиление активности неправительственных организаций и институтов гражданского общества, и развитие международных организаций.

Последовательный контроль за работой системы обеспечения прав человека обеспечивает точную информацию, которая позволяет государству - основному гаранту соблюдения прав человека и основных свобод - находить и устранять лакуны в обеспечении прав человека, создавать условия для более полной их реализации, определять приоритеты направления ресурсов на цели укрепления существующих институтов поощрения и защиты прав человека или создания новых.

Основная цель контроля в области прав человека состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение внутри государств применимых международных норм и стандартов в области прав человека. Контроль является инструментом, который позволяет оценить качество и уровень их соблюдения, обозначить проблемы, получить представление об эффективности мер, принимаемых для их решения, а также предложить дополнительные меры по исправлению недостатков.

Контроль за существующей в государстве системой поощрения и защиты прав человека подразумевает интегрированный подход, который учитывает работу всей системы в целом, ее отдельных элементов и взаимосвязей между ними. Так, правоохранительные органы, суды, адвокаты, пресса, национальные

правозащитные учреждения, структуры гражданского общества, различного рода надзорные органы и механизмы играют самостоятельную роль в обеспечении прав человека, но эффективность их функционирования существенно повышается при налаженном взаимодействии с другими институтами в этой сфере. Если же отдельный институт не справляется со своими функциями, вся система может дать сбой. Весьма важно, чтобы контроль учитывал не только трудности, существующие на отдельных направлениях работы по обеспечению прав человека, но и их влияние на систему в целом.

Для того чтобы определить, в какой степени в том или ином государстве соблюдаются международные нормы и стандарты в области прав человека, необходимо в первую очередь провести анализ существующего законодательства. Независимость судебной власти, свобода слова, собраний и прессы, надлежащее отправление правосудия, запрет на дискриминацию по признаку пола, расы, социального происхождения и имущественного положения, механизмы восстановления в правах, защита уязвимых групп населения - все это составляет основу соблюдения прав человека и должно быть закреплено законом. Контроль призван определить полноту внутренних законов, наличие в них лакун, могущих потенциально привести к нарушению прав человека или их несоблюдению, соответствие национального законодательства международным стандартам, возможность прямого применения последних и т.д.

Не менее важна и оценка правоприменительной практики. Как показывает история, наличие даже самого прогрессивного и всеобъемлющего законодательства не является достаточным условием соблюдения прав человека, а от нарушений не свободна ни одна страна в мире. Поэтому контроль должен быть направлен на мониторинг реального состояния дел с соблюдением прав человека, выявлять тенденции к нарушениям прав и предлагать способы их исправления.

Еще одной важной стороной контроля является необходимость оценки функционирования системы поощрения и защиты прав человека в динамике. Контроль должен не только давать всеобъемлющую картину сильных и слабых сторон работы системы защиты прав человека, но и оценивать ее изменения, влияние на нее политических мер, реформ и других внешних и внутренних факторов.

Базовыми критериями, в соответствии с которыми осуществляется контроль, являются универсальные и региональные договорные нормы в области прав человека. Кроме того, используются нормы международного обычного права и внедоговорные нормы. В зависимости от статуса, мандата и практики работы той или иной контрольной процедуры развиваются и дополнительные критерии.

Так, в деятельности конвенционных органов по правам человека ведущее место занимают замечания общего порядка, которые толкуют и развивают положения соответствующих международных договоров. Хотя эти замечания не носят юридически обязывающего характера, они принимаются во внимание и

В работе Европейского Суда по правам человека важную роль играет прецедентная практика. По схожим случаям нарушения прав, закрепленных в Европейской конвенции о правах человека, принимаются «типовые» решения.

В компетенцию универсального периодического обзора, проводимого Советом ООН по правам человека, входят не только договорные обязательства государств, но и Всеобщая декларация прав человека, которая per se является сводом норм обычного права, и применимые нормы международного гуманитарного права, и добровольные обязательства . Поэтому спектр выносимых в рамках УПО рекомендаций чрезвычайно широк.

Специальные процедуры Совета ООН по правам человека действуют в рамках установленных резолюциями Совета мандатов. Их рекомендации обычно носят практический характер и часто опираются на одобренные на межправительственном уровне внедоговорные нормы - различного рода декларации, руководящие принципы и т.д.

Если контроль носит периодический характер, важное место в нем занимает оценка исполнения вынесенных ранее рекомендаций.

Процесс контроля предполагает несколько стадий - сбор информации, ее анализ, вынесение рекомендаций и контроль над их исполнением. Очевидно, что ключевой элемент в нем - вынесение рекомендаций, в которых указываются пути реального решения выявленных проблем в обеспечении прав человека. Рекомендации должны быть четкими, понятными, конструктивными, объективными и ориентированными на достижение конкретного результата. Вместе с тем они должны быть достаточно широкими, чтобы не только учитывать все аспекты проблемы, но и оставлять государствам определенный «оперативный простор» для их осуществления.

Рекомендации могут иметь как обязывающий (1), так и необязывающий (2) статус. При этом необходимо отметить, что рекомендации, принятые проходящим контроль государством, автоматически приравниваются к добровольным обязательствам и при последующем контроле рассматриваются как таковые.

Формат и характер рекомендаций варьируется в зависимости от полномочий контрольного органа и широты рассматриваемой проблемы. Они могут предлагать приведение внутреннего законодательства в соответствие с международным правом, введение дополнительных средств правовой защиты, инициативы по изменению государственной политики, создание дополнительных структур и должностей, учреждение механизмов обеспечения профессиональной этики и ответственности сотрудников государственных структур, административную поддержку, конкретные меры по устранению нарушений, внедрение образовательных программ и механизмов правовой помощи, проведение пропагандистских и информационных кампаний и др.

ные ассоциации, неправительственные организации). Некоторые рекомендации предполагают совместную работу правительственного и неправительственного сектора, иногда - привлечение потенциала международных организаций и стран-доноров (3).

Практика показывает, что рекомендации должны быть максимально приближены к реальным условиям, учитывать приоритетные потребности государства и, что особенно важно, последствия их исполнения. Так, обеспечение запрета на пропаганду расовой, национальной или религиозной розни может повлечь за собой неоправданные ограничения свободы слова, а введение жестких мер по противодействию торговле людьми - нарушение прав на свободу передвижения. Должны приниматься во внимание и финансовые последствия их осуществления.

В этом контексте сложно переоценить значение объективной и полной информации о ситуации в конкретном государстве. В процессе контроля важно принимать во внимание не только существующие международные нормы и информацию государства об их исполнении, но и реальную ситуацию. Не случайно в договорных органах укрепилась практика «альтернативных» докладов, представляемых неправительственными организациями и институтами гражданского общества. В универсальном периодическом обзоре информация из альтернативных источников рассматривается наравне с докладом государства (4). При этом, однако, необходимо учитывать, что косвенная информация менее надежна, чем прямые свидетельства, а также делать поправку на реальную ситуацию в государстве, социальные и культурные особенности общества, уровень экономического развития и т.д.

Анализ должен обеспечивать целостное и точное представление о системе защиты и поощрения прав человека со всеми ее недостатками и преимуществами. Инцидент с нарушением прав человека может указывать на существующую системную проблему (например, общую слабость и неэффективность механизмов исполнения судебных решений), но может и быть следствием неправомерных действий конкретного должностного лица (судьи, следователя, прокурора). Попытки представить отдельные, пусть и резонансные случаи как систему могут привести к политизации и подрыву доверия к контрольному органу.

Следует отметить, что большинство универсальных механизмов международного контроля в области прав человека занимается именно системными проблемами. Полномочия рассматривать индивидуальные сообщения о нарушениях закрепляются отдельно - в тексте соответствующего договора (5) или в факультативном протоколе (6). Функционирующая в рамках Совета ООН по правам человека процедура подачи жалоб рассматривает исключительно сообщения о «систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушениях всех прав человека и всех основных свобод» .

В целом же мерилом эффективности контроля являются как точность и глубина анализа, так и полезность и практическая применимость рекомендаций.

Ключевую роль в процессе контроля играет мандат контрольного механизма. Обычно он устанавливается или международным договором или решением одного из органов ООН - Генеральной Ассамблеи, Совета безопасности, ЭКОСОС, Совета по правам человека. При необходимости он должен быть подтвержден или конкретизирован в национальном законодательстве или же закреплен путем меморандума или иного соглашения с ответственной структурой на уровне государства. Это особенно важно в случаях, предполагающих доступ контролеров в определенные учреждения (например, места содержания под стражей), присутствие на судебных заседаниях или ознакомление с информацией.

Важнейшим фактором является уровень квалификации контролеров, их честность и беспристрастность. Не случайно соответствующие положения включены в тексты международных договоров (7) и других документов, регулирующих деятельность контрольных процедур (8). От объективности и надежности выводов, сделанных контролирующим органом, зависит не только уровень доверия к этому органу, но и общая отдача от его деятельности.

Очевидно, что международный контроль не может подменять собой существующую на уровне государства систему обеспечения прав человека, особенно если это касается отдельных нарушений. Контрольные механизмы в рамках своего мандата могут влиять на рассмотрение отдельных дел и предписывать временные меры, однако таковые отнюдь не всегда помогают укреплению системы поощрения и защиты прав человека в целом. Нередки, например, попытки изменить «несправедливое» судебное решение, что противоречит принципу независимости и беспристрастности судебной власти и подрывает доверие к контрольному механизму.

В целом же практика показывает, что международный контроль стал одним из важнейших инструментов обеспечения соблюдения прав человека всеми государствами мира. С учетом того, что права человека приобретают все больший вес в глобальной политике, вполне можно ожидать, что институты международного контроля будут развиваться, а спектр подконтрольных прав и свобод - расширяться. В ближайшей перспективе на универсальном уровне ожидается появление еще одного договорного органа - Комитета по защите всех лиц от насильственных исчезновений (9). Кроме того, не исключено, что в ходе обзора деятельности и функционирования Совета ООН по правам человека несколько изменятся его контрольные полномочия.

ПРИМЕЧАНИЯ

стконфликтного восстановления, для которых характерна неустойчивость и слабость институтов государственной власти.

(4) Пункт 15 Документа по институциональному строительству СПЧ устанавливает, что УПО «будет проводиться на основе следующих документов: (...) дополнительной заслуживающей доверия и надежной информации, представленной другими заинтересованными сторонами для проведения универсального периодического обзора, которую Совет также должен принимать во внимание».

(5) Так, ст. 14 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации указывает, что государство-участник «может в любое время заявить о том, что оно признает компетенцию Комитета [по ликвидации расовой дискриминации] в пределах его юрисдикции принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц и групп лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством участником каких-либо прав, изложенных в Конвенции».

(6) Например, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах предусматривает компетенцию Комитета по правам человека рассматривать индивидуальные сообщения о нарушениях государствами-участниками протокола своих обязательств в рамках пакта.

(7) Например, ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах постановляет, что в состав Комитета по правам человека входят «лица... обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека».

(8) Так, ст. 41 Документа по институциональному строительству Совета ООН по правам человека предусматривает, что кандидаты на посты держателей мандатов специальных процедур Совета должны быть «высококвалифицированными специалистами, обладающими признанной компетенцией, соответствующими экспертными знаниями и обширным профессиональным опытом в области прав человека».

(9) Хотя Конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений уже вступила в силу, выборы в данный комитет пока не состоялись.

ЛИТЕРАТУРА

Док. ООН. A/HRC/RES/5/1. Приложение 1.

Конвенция (№ 29) о принудительном труде 1930 г. // Права человека: Сб. международных договоров. Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк и Женева, 2002. - Т. 1. - С. 600-609.

Конвенция о рабстве 1926 г. // Док. ST/HR/1/Rev.6.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. // Док. ST/HR/1/Rev.6.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Док. ST/HR/1/Rev.6.

Общая теория прав человека / Под ред. Е.А.Лукашевой. - М.: Норма, 1996.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/60/251.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. // Док. ST/HR/1/Rev.6.

Weissbrodt D. Anti-Slavery International. Abolishing Slavery in Its Contemporary Forms. - Geneva, Office of the High Commissioner for Human Rights, 2002.

INTERNATIONAL CONTROL AND OBSERVANCE OF HUMAN RIGHTS

The Department of International Law Peoples" Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The thesis is devoted to analysis of process of standing and development of the international control in the field of human rights. The conceptional and normative bases of international control on human rights witch set up in the framework of the UN" system, OSCE and CE are analyzed in this work. The special attention is given to analyses of activities of the existing of the UN"s human rights mechanism, such as HRC, UPR, special proceeding, treaty bodies.

Key words: international control, insuring of human rights and fundamental freedoms, the UN"s Human Rights Council, Universal Periodic Review (UPR), Special Procedures of the UN" Human Rights Council, Treaty bodies on human rights.

1. инсти­тут международной защиты прав человека- система международных органов и процедур универсального и регио­нального характера, функционирующих в направлении разработки меж­дународных стандартов в области прав и свобод человека и осуществле­ния контроля за их соблюдением государствами.

В структурном отношении институт международной защиты прав че­ловека состоит из международных органов, созданных в рамках между­народных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ОАГ, Африканский Союз), и конвенционных органов, созданных на основе универсальных и региональных соглашений по правам человека.

К функциям международной защиты прав человека относится: разработка деклараций-рекомендаций; кодификационная деятельность (разработка международных стан­дартов по правам человека); контроль за соблюдением государствами международных стандар­тов по правам человека.

Функции международной и национальной защиты прав человека разграничены следующим образом: на международном уровне разра­батываются международные стандарты (обязательства) в области прав человека и действуют органы контроля за их соблюдением, на нацио­нальном уровне государства приводят свое законодательство в соответ­ствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.

Под международным контролем понимается согласованная деятель­ность государств или международных организаций по проверке соблю­дения государствами принятых на себя обязательств с целью обеспече­ния их выполнения. Цель международного контроля состоит не в принуждении или применении санкций к государствам, а лишь в проверке соблюдения положений междуна­родных соглашений. Одна из основных задач органов контроля - ока­зание содействия и помощи государствам в выполнении ими между­народных обязательств путем принятия соответствующих решений и рекомендаций. Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека характеризуется наличием специальных международных контрольных механизмов и процедур за соблюдением прав и свобод человека. Кон­трольные механизмы представляют собой определенные организацион­ные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т. д.), а процедуры - порядок и методы изучения соответствующей ин­формации и реагирования на результаты такого изучения.

Контрольные механизмы имеют различную юридическую природу:

Конвенционные, т. е. такие международные контрольные механиз­мы и процедуры, которые учреждаются на основе международных со­глашений по правам человека;

Внедоговорные - создаются и функционируют в рамках ряда меж­дународных организаций (ООН, МОТ, ЮНЕСКО и др.). Последние, в свою очередь, подразделяются на уставные (предусмотренные учреди­тельными актами организаций) и специальные.

По территориальной сфере действия международные контрольные механизмы и процедуры подразделяются на универсальные и региональные. Исходя из формы осуществления контроля, все международные ор­ганы можно разделить на судебные иквазисудебные. По юридической силе принимаемых решений (заключений, резо­люций) все международные контрольные органы подразделяются на те, чьи решения обязательны для государства, которо­му они адресованы (решения судебных контрольных органов), и орга­ны, заключения которых носят рекомендательный характер (комитеты, комиссии, вспомогательные органы междуна­родных организаций).

Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека осуществляется в следующих формах: рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области; рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нару­шения таких обязательств; рассмотрение индивидуальных жалоб от отдельных лиц, групп лиц, неправительственных организаций на нарушения их прав со стороны государства; изучение ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека (специальные рабочие группы, докладчики).

Универсальный механизм международного контроля в области прав человека, рассматриваемый в рамках данной темы, представляет собой совокупность внедоговорных и договорных (конвенционных) органов международного контроля.



Похожие статьи