Самостоятельная работа студентов: ее роль и место в учебном процессе. Цели самостоятельной работы

Роль самостоятельной работы довольно велика:

  • Позволяет сформировать у учащихся навыки самообразования и самореализации личности;
  • Обеспечивает непрерывное образование в ходе всей жизни человека;
  • Регулярное и систематическое обновление любых аспектов образования, которые отражают перемены в области культуры, экономики, науки,техники и пр.

Самостоятельная работа не нацелена на то, чтобы давать знания. Она направлена на обучение студентов правильному самостоятельному поиску этих знаний.

Основная цель самостоятельной работы

Образовательная система несовершенна. Существует огромный разрыв между тем, что должен знать студент, и тем, что, по мнению преподавателя, он действительно знает и умеет.

Вот почему перед образованием стоит противоречивая задача: с одной стороны использовать любые ресурсы в нашем распоряжении, чтобы развить познавательные процессы у студента и помочь ему достигнуть нового уровня знаний, с другой – сделать преподаваемый материал как можно доступнее.

Как можно решить эту проблему? Путем составления грамотных, тщательно продуманных и систематизированных, логических заданий и упражнений для самостоятельной работы. Получается, что при последовательном решении каждой задачи студенты активно и осознанно усваивают какие-то знания, а также учатся творчески использовать эти знания в жизни.

Дополнительные цели самостоятельной работы

Существует ряд второстепенных целей, которые призвана достигнуть самостоятельная работа:

  • Систематизировать и закрепить теоретические знания и практические умения учащихся;
  • Углубить и расширить теоретические знания;
  • Сформировать навыки использования учебной литературы для поиска ответов на поставленную задачу;
  • Развить познавательную активность студента, их творческую инициативу, организованность и ответственность;
  • Выработать самостоятельность мышления, выявить способности к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию;
  • Сформировать практические навыки и умения;
  • Способствовать развитию исследовательских умений;
  • Помочь выработать навыки продуктивной самостоятельной профессиональной работы на уровне общепризнанных мировых стандартов;
  • Сформировать умения и навыки обобщения и выделения частного;
  • Научить выделять общие признаки, сравнения этих признаков и создания обобщений на основе полученных данных;
  • Научить сравнивать по общим и отличительным свойствам;
  • Научить выстраивать доказательства на базе главных признаков.

Все это характерно как для выполнения самостоятельных работ в СПО, так и для вузов.

Но все же главной задачей этого вида работ является создание у учащихся потребности изучать и познавать.

Вы обратили внимание, что каждый раз задания в самостоятельных работах становятся все сложнее и сложнее? Так преподаватель пытается стимулировать у вас познавательный интерес, активировать и развивать ваши мыслительные процессы, сформировать научное мировоззрение и коммуникативные навыки и умения.

Методы самостоятельных работ учащихся

В литературе с методическими указаниями по выполнению самостоятельных работ студентов можно найти следующую классификацию видов этого вида работ:

  • Наблюдение за учащимися;
  • Сравнительно-аналитические наблюдения;
  • Собственно сами занятия;
  • Решение профессиональных и учебных задач;
  • Работа с разными источниками информации;
  • Исследовательская деятельность.

Структура самостоятельной работы

В самостоятельную работу входят следующие типы работ:

  1. Подготовка к аудиторному занятию (лекция, семинар, лабораторная работа, практическое занятие) и выполнение заданий к нему.
  2. Самостоятельное прорабатывание отдельных тем предмета согласно учебно-тематическому плану.
  3. Подготовка к практике и выполнение заданий к ней.
  4. Создание письменных контрольных и , презентаций.
  5. Составление схем, диаграмм, графиков.
  6. Подготовка к любым видам работ.
  7. Подготовка к итоговой аттестации, написание выпускных квалификационных работ.
  8. Работа на семинарах, в кружках, научных сообществах.
  9. Участие в симпозиумах, конференциях, конгрессах и другие виды деятельности.

Что касается времени для процесса выполнения самостоятельной работы вне аудитории, то об этом говорит преподаватель. Также вы можете почитать рабочий учебный план по выбранной дисциплине. Как правило, это не менее 30% всего времени всего очного обучения.

Типы самостоятельной работы

Прежде чем приступить к указаниям к выполнению самостоятельной работы, следует определить тип работы. Итак, различают следующие типы этого вида работ:

Репродуктивная (или воспроизводящая) самостоятельная работа

Эта работа подразумевает выполнение заданий по алгоритму – аналогично описанной ситуации (заполнение таблиц, черчение схем и пр.). В ходе этого вида работы развиваются осмысление, запоминание, узнавание. Все это помогает укрепить знания и сформировать умения.

Реконструктивная самостоятельная работа

Здесь речь идет об использовании накопленных знаний и использовании известного вида действия, только условия слегка изменены. В ходе этой работы происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотаций и пр.

Частично-поисковая (эвристическая) самостоятельная работа

Состоит в накоплении нового опыта и его применении в нестандартных ситуациях.

Творческая самостоятельная работа

Помогает развить способности к исследовательской деятельности у учащихся. Здесь необходимо применение анализа проблемных ситуаций и получения новых данных. При этом рекомендации по выполнению самостоятельных работ студентами говорят о том, что учащийся должен по возможности самостоятельно искать средства и способы решения задачи.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Самостоятельная работа: целевые направления

Разные виды самостоятельной работы (например, чтение, сбор материала к докладу, работа с конспектом и т.д.) призваны развивать разные навыки и умения. Вот табличка, которая поможет понять, для чего служат те или иные виды самостоятельной работы:

Основа самостоятельной работы: средства-помощники студента

Существует множество средств обучения студенту в помощь для его оптимальной самостоятельной работы:

  1. Дидактические средства (документы, первоисточники, сборники, журналы, газеты, таблицы, карты, фильмы). Они сами по себе могут быть источником приобретения знаний.
  2. Технические средства (аудио- и видеоаппаратура, компьютеры). Это средства предоставления учебной информации.
  3. Разные руководства самостоятельной работой (методички, карточки и пр.).

Виды самостоятельной работы

Работа с учебниками

Чтобы помочь студентам максимально полно усваивать материал, нужно учитывать не только сложность предмета, но индивидуальные особенности. Преподаватели могут предложить следующие виды работы с учебниками:

Ведение конспекта;

Разработка плана текста;

Составление тезисов;

Составление аннотаций;

Определение проблемы и поиск путей ее решения;

Доведение до автоматизма алгоритмов практических действий (схем, планов).

Ведение опорного конспекта

Обычно преподаватель предоставляет материал последовательно, от пункта к пункту, тема за темой. И только в самом конце пытается связать воедино изложенный материал. Хотя куда разумнее было сделать это на вводном уроке, дав затем студентам опорный конспект, по которому они могли бы повторять и изучать темы. Такой конспект пригодится не только слабым учащимся, но и отличникам. С опорным конспектом хорошо учиться в данный момент, нет необходимости повторять вчерашнее и готовиться к завтрашнему.

Опорный конспект дается в процессе изучения нового материала и оказывает неоценимую помощь в повторении пройденного. С его помощью легко можно обобщить изученное. А преподаватель выигрывает время, ведь отпадает необходимость тратить время на повторения.

Тестирование

Студенты относятся к тестам более дружелюбно, воспринимая их скорее как своеобразную игру. Это помогает устранить массу психологических проблем (стресса и страхов, которые сопровождают привычные виды контроля знаний).

Самое большое преимущество тестов для студентов – простота и скорость выполнения, а для преподавателя – скорость оценки уровня знаний по изученной тематике. Их часто используют для определения готовности учащихся к итоговому контролю или для корректировки определенных элементов темы.

Различают тесты двух уровней:

  1. Тесты 1-го уровня – выбор одного или нескольких верных ответов из преложенных:
  • Для проверки качества усвоенных знаний и их применения на практике (выберите один из перечисленных ответов…);
  • Для соотнесения (найдите схожести и отличия в изученных объектах…);
  • Для проверки рефлексии (установите соответствие…).
  1. Тесты 2-го уровня – задания с применением собственных знаний:
  • На подстановку: выбор и дополнение фраз, формул, графических рисунков, схем и пр. (определение с пропущенным словом);
  • На конструирование ответа (заполните таблицу, схему, график, напишите формулу);
  • На решение конкретных ситуаций.

При составлении тестов должны быть учтены ряд требований:

  • Типичность заданий для данного предмета;
  • Возможность выполнения задания за определенный временной отрезок (не больше часа);
  • Посильность для выполнения учащимися по структуре и сложности для студентов на данном этапе обучения;
  • Наличие только одного правильного эталона ответа на ответ;
  • Равномерное повышение сложности по мере обучения и овладения профессией;
  • Понятность формулировки и ее соответствие поставленной задаче.

Самостоятельная работа – это тяжелый труд. Зато овладев этими навыками, вы сумеете добиться в будущем невероятных высот. Ведь навыки грамотной самостоятельной работы очень пригодятся в жизни. Впрочем, не все преподаватели могут в достаточной степени обучить этому мастерству. А если вам очень нужно выполнить какую-то работу, но не хватает для этого ни времени, ни сил, ни ресурсов, обращайтесь к тем, кто готов оказать вам в любое время дня и ночи.

Школа должна дать детям не только определённую сумму знаний, но и привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно – технической информации. Если в процессе начального образования эффективно использовать методы, приёмы и формы самостоятельной работы, то можно повысить интерес к образовательному процессу, выработать способность к самооценке, самоконтролю, самоорганизации, самообучению.

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д. Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся – один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны “ по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал”.

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возможностей, это главный путь воспитание самостоятельности.

Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в потоке научной информации.

Самостоятельная работа занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала.

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Переход с одного уровня на другой должен осуществляться при условии, когда учитель будет убежден, что ученик справится со следующим уровнем самостоятельности, иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме.

Особенности самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и, таким образом, будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.

3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.).

4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

Виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Проведение самостоятельной работы на уроках вошло в практику начальной школы.

В своей работе я стараюсь использовать самостоятельную работу на всех уроках.

С первых дней пребывания детей в школе я вырабатываю у них навыки самостоятельной работы. С этой целью практикую разнообразные виды заданий типа “Объясни”, “Докажи”, ставить вопрос “Почему?”

Например, списывание с подчёркиванием изучаемых орфограмм. Дописывание слогов. На доске прикрепляю рисунки, под рисунками написана часть слова; дети, добавив другую часть, записывают слова в тетрадь. Например, конь….., дети пишут коньки.

Большое место в преподавании русского языка занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи.

Заслуживает внимания такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как диктант с элементами творчества. Сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами. Приведу пример такой работы.

При подаче нового материала стараюсь включать детей в самостоятельное познание или выведения способа вычисления или формирования нового правила, орфограммы, на основе жизненного опыта детей, где постоянно стараюсь учить детей делать выводы, концентрирую внимание на главном в материале урока.

Большими возможностями для организации самостоятельной работы обладают уроки литературного чтения.

Говоря о самостоятельной работе, я выделяю такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование и т.д.

Наиболее яркий пример этого – пересказ. Рассмотрим, одинакова ли степень самостоятельности учащихся при подготовке к различным видам пересказа.

  1. Подробный пересказ
  2. . Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя, в этом случае работает в основном память.
  3. Выборочный пересказ
  4. . Теперь ученикам предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.
  5. Краткий пересказ
  6. – новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное в произведении, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.

То же самое можно сказать и о других формах работы, будь то составление плана, словесное рисование или ответы на вопросы учителя. Таким образом, работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности.

На уроках математики предлагаю различные задания для самостоятельного выявления закономерностей.

  1. Продолжи ряд чисел 3, 5, 7, 9, 11….
  2. Сравни выражения, найди общее и сформулируй новое правило 5+4-4 10+7-7 52+13-13

Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.

Применяю приёмы классификации на уроках математики, она содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы. Например: распредели самостоятельно выражения в два столбика по какому-нибудь признаку, обоснуй свой ответ:

40-8 34+5 44+3 80-9 56+20

70-8 90-6 45+50 30-6 72+10

Подобная работа активизирует интерес к предмету, создает условия для совместной деятельности детей.

При работе с уравнениями предлагаю такое задание: “Составьте различные уравнения с числами 3, 6, 4, 2, Х, 12 и решите их”. Получив для самостоятельной работы такое задание каждый ученик индивидуально подходит к его выполнению. Учащиеся составляют, например, уравнения:

4 х Х = 12, 12 х Х = 2, Х х 4 = 12. Деятельность учащихся носит поисковый, творческий характер, так как для выполнения задания необходимо не только умение решать уравнения, но и понимать взаимосвязь между компонентами и результатом действий.

В своей работе применяю исследовательские самостоятельные работы. Пользуясь накопленными знаниями и умениями, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах. Так, например, на уроке знакомства с окружающим миром дети выдвинули предположение о зависимости состояния воды, воздуха, растений от удалённости от автомобильной дороги. Затем, работая в группах, должны были сравнить на практике качество воздуха, состояние воды, растений вблизи от дороги и на отдалённом участке, обобщить результаты своих наблюдений и сделать выводы, подтвердить или опровергнуть свои предположения.

Для повышения эффективности самостоятельной работы предусматриваю специальные памятки, которые помогают учащимся работать осмысленно, целенаправленно и способствуют более успешному ее выполнению.

Развитие самостоятельной деятельности процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее, исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом её выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.

Систематическая работа по выполнению самостоятельных работ оказывает существенное влияние на развитие творческого подхода к выполнению заданий, способствует проявлению индивидуальных особенностей ученика и тем самым, формирует самостоятельность как черту личности, помогает каждому ученику поверить в свои возможности и совершенствовать их в процессе обучения.

Литература

1. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся в школе. - М.: Просвещение, 1973.

2. Научно-практический журнал “Завуч” №4/2004 г.

3. Журнал “Начальная школа” №5 1994 г. “Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики”.

4. Журнал “Начальная школа” № 8/2002 г. “Самостоятельная работа при закреплении материала на уроках русского языка”.

5. Журнал “Начальная школа” №3/1999 г. “Самостоятельная работа на уроках математики”.


Введение………………………………………………………………….……….. ...3

    Самостоятельная работа как вид учебной деятельности.

1.1. Понятие самостоятельной работы. Анализ различных подходов…………...5

1.2. Дидактические принципы организации самостоятельной работы………...11

1.3. Значение самостоятельной работы для развития познавательных способностей учащихся……………………………………………………………16

2. Классификация видов и форм самостоятельных работ……………………….17

2.1. Домашняя учебная работа учащихся………..………………………………..19

2.2. Работа с книгой….………….………………………………………………….22

2.2.1. Традиционные формы работы с книгой……………………………………23

2.2.2. Нетрадиционные формы……………………………………………………28

2.3. Упражнения – как самостоятельный вид учебной деятельности………….32

Практическая часть…………………………………………………………...37

Заключение…………………………………………………………………….46

Литература…………………………………………………………………….48

Приложения

Введение

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Целью данной квалификационной работы является изучение организации самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы выдвинули следующие задачи:

Проанализировать различные направления в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении,

Ознакомиться с множеством определений и выяснить, какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности,

Апробировать некоторые виды самостоятельных работ на практике.

Гипотеза: Применение различных видов самостоятельной работы на уроке информатики формирует умения учащихся самостоятельно овладевать знаниями и применять их в практической деятельности.

Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника. Предметом – условия ее реализации.

1. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности.

      Понятие самостоятельной работы. Анализ различных подходов.

Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что существует несколько определений понятию самостоятельной работы. П.И. Пидкасистый дает такое определение самостоятельной работы.

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

По определению А.И. Зимней самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

На мой взгляд, это определение является наиболее расширенным и затрагивает как деятельность ученика, так и учителя.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Таким образом, самостоятельной работе можно дать следующее определение: самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.

Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

Однако, существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

Первая группа:

2)оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

3)результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

Вторая группа:

2)процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

3)мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.

Педагогическая практика включает в себя огромное количество важных для умственного развития школьников элементов. Это и разъяснение материала в виде лекций, и домашние задания, и различные практические занятия. Также очень важным элементом является и самостоятельная работа, которая, к слову, имеет двойной смысл.

Многогранность понятия

Интересно разобраться в самом понятии. Итак, что же такое «самостоятельная работа?» Кто-то скажет, что это желание ученика без чьей-либо помощи постигать знания, а кто-то просто вспомнит очередное задание на уроке, когда помощи просто ждать неоткуда и необходимо в одиночку излагать полученные знания на бумаге. Оба ответа могут считаться верными. Рассматривать данное понятие можно с нескольких сторон.

О самостоятельности

Стоит отметить, что самостоятельная работа - важный элемент каждого школьника. Ведь от того, насколько ученик заинтересован в познании нового материала, от желания постигать новые знания зависит не только отличная успеваемость, но также и умственное развитие ребенка. Но как заставить ученика самостоятельно учиться? Сделать это довольно-таки тяжело, ведь в первую очередь нужно огромное желание со стороны учащегося. Но можно попробовать заинтересовать класс тем или иным предметом. Это уже зависит от мастерства и профессионализма каждого отдельного учителя. Нужно не только обещать поощрения в виде отметок за отличную самостоятельную работу вне школьных стен, но также привить желание к самому познанию, к стремлению узнавать что-то новое. Очень важно практически на каждом уроке не давать детям ответов на все вопросы, а оставлять толику неизвестности для самообразования. Работать по шаблону намного легче, но и не так продуктивно, как хотелось бы. Нужно заставить ребенка самостоятельно искать ответ, вот тогда от этой деятельности будет положительный, желаемый результат. Стоит отметить, что такая самостоятельная работа еще во время школьного образования очень поможет ребенку в будущем, во взрослой жизни, и даст возможность каждому не падать духом перед тяжкими испытаниями, просто подыскивая вариант решения проблемы.

Проверка знаний

Помимо вышесказанного, не менее важными являются также самостоятельные и контрольные работы, которые призваны проверять наличие знаний у учеников по пройденному материалу. Таким образом можно отследить, что осталось непонятным из пройденного и над чем еще стоит поработать со школьниками. Так, очень важными для школьного обучения являются самостоятельные работы по алгебре (8 класс и выше), физике, химии и иным, довольно тяжелым дисциплинам. Свою пользу приносят и индивидуальные работы по гуманитарным предметам, давая возможность учителю контролировать протекание учебного процесса и успеваемости учеников. Но такая форма обучения полезна и ученикам, когда большинство знаний приобретают очертания, и становятся ясны и видны пробелы в полученной на уроках и из учебников информации.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что самостоятельная работа в любом своем виде исключительно полезна для умственного развития каждого школьника. Не стоит ограничиваться обычной домашней работой, глубокое постижение предмета - вот залог крепких знаний.



Похожие статьи