Политическая власть. Политическая власть и политическая система

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти . Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал .

Общепризнанным источником власти является сила . Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Рассмотрим основные понятия и признаки политической власти . Власть – непременнейший и важнейший элемент любого общества. Она является объектом соперничества сословий, групп, классов, партий, отдельных личностей. В то же время власть – неотъемлемое условие организованности и порядка человеческого общества. Вопрос о власти выступает ключевым в социальных революциях и в процессах модернизации общества.

Понятие и основные параметры политической власти

В политической науке отсутствует единый теоретико-методологический подход к анализу власти, к содержанию данного понятия, но все исследователи отмечают сложность и многоплановость проблемы власти, многообразие ее носителей (субъектов) и разновидностей. Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений , присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и организации.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры: масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти – это характеристики значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти представляет собой количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или властного органа. Время власти – это период функционирования данной власти или властного органа. Пространство власти определяется площадью, территорией, регионами, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует. Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Признаки политической власти в обществе

Отличительными признаками политической власти являются:

  • верховенство, то есть обязательность ее решений для всего общества;
  • право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;
  • наличие единого центра принятия решений;
  • выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных социальных групп;
  • обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;
  • целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определенного общественного мнения.

Политическая жизнь общества включает в себя деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени их вовлеченности в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъект власти – это ее обладатель, носитель. Субъектом власти может быть: правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов). Объектом власти могут быть: отдельный гражданин, социальная группа, общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти. Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом власти.

Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы. Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.

Механизмы и способы властвования

Механизм власти представляет собой социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Способы властвования могут быть: демократическими (при участии исполнителей в принятии решений), авторитарными (неограниченная власть, но не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом) и прочее.

Легальность и легитимность власти

Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность. Политическая легитимность – это общественное признание власти и ее права на управление. Легальность власти – это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенная в соответствующих государственных документах. С первым понятием отождествляют ее оценочный, этический характер, со вторым – юридический. Само понятие легитимности возникло в начале XIX века во Франции и обозначало политическое движение, которое ставило своей целью восстановление власти короля как единственно законной в отличие от власти узурпатора Наполеона. Легитимная власть характеризуется как правомерная и справедливая, так как связана с верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для страны. Выделяются следующие источники легитимности :

  • Участие граждан в управлении, которое создает общую причастность людей к политике, позволяет гражданам чувствовать себя ее субъектами.
  • Технократическая легитимность, то есть легитимность посредством экономической, военной, образовательной и тому подобной деятельности власти. В данном случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов этой деятельности (например, Япония, Сингапур, Южная Корея).
  • Легитимность через принуждение. Формы принуждения различны и проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Сила – последний аргумент, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.

Разделение властей и основные тенденции властных отношений

Невозможность осуществлять власть из единого центра и единым властвующим субъектом привела в демократическом государстве к разделению властей. Власть реализуется как по вертикали, так и по горизонтали. Разделение власти по вертикали – это разделение между субъектами государственного управления различного уровня, прежде всего общенационального (центра) и местного. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например, региональный уровень. В этом случае регион (область, город, край) наделяется властью, которая защищена от посягательства центра конституцией. Такая система власти называется федеральной (США, Индия, Россия). Региональный уровень власти может отсутствовать или быть зависимым от центра. Такая система власти называется унитарной, например, в Дании, Франции. Разделение власти по горизонтали реализуется между субъектами государственного управления, которые находятся на одном и том же уровне. Власть в этом случае распределяется между тремя властными органами: законодательным, исполнительным и судебным.

Исследователи выявили основные тенденции властных отношений . Первая - укрепление государственной, национальной и бюрократической власти. Политическая практика показывает, что государственные органы и бюрократический аппарат стремятся расширить свою власть и функции, используя для этого все имеющиеся средства. Вторая состоит в смещении политической власти от нижних ее звеньев и уровней в сторону центральных, общенациональных правительств. Это характерно для всех цивилизованных стран. Данная тенденция связана со сложностью самого современного общества, так как такие проблемы, как экономический спад, инфляция, экология и другие можно решить лишь на общенациональном уровне. Третья - перемещение власти от законодательных органов к исполнительным. Законодательная инициатива и принятие решений всегда находились в руках исполнительной власти, которая служила противовесом, совершенствуя или отвергая исходящие от законодателей предложения.

«Власть» является базовым понятием политологии, многие исследователи рассматривают политологию как науку о власти, роль власти в общественных отношениях сравнивается с ролью денег в экономике или энергии в физике. Широкое использование термина «власть» в различных науках и повседневной речи затрудняет его однозначное понимание. Дискуссии о том, что такое «власть», отчасти объясняются трудностью непосредственного наблюдения данного явления, поскольку не существует власти самой по себе, а есть конкретно фиксируемые действия, которым приписывается статус властных. В различных сферах жизни сформировались многочисленные выражения властных отношений: «власть денег», «власть судьбы», «власть красоты», «власть над собой», «власть природы», «власть закона», «власть толпы», «власть идеи», «власть времени», «власть нужды».

Популярны цитаты и афоризмы о власти: «Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти» (Ф. Ницше); «Разделяй и властвуй» (приписывается разным авторам); «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон); «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Апостол Павел); «Моя истинная любовница - это власть» (Наполеон Бонапарт); «Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» (М. Вебер). Как можно определить понятие «власть»?

В Толковом словаре В.И. Даля приводится следующее определение власти: «Власть - право, сила и воля над чем-либо, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники». Производные значения от существительного «власть» толкуются Далем так: «Властный, кому дана власть, сила, право и воля чем-то распоряжаться. Властитель - господин, владетель, владелец, кто держит власть, право и силу над чем-то, кто повелевает, управляет, владеет. Властвование, владение, управление, в значении действия; господствование» . Таким образом, «власть» можно рассматривать как волевое действие, которое опирается на влияние авторитета или угрозу наказаний, осуществляется активным субъектом в рамках его полномочий.

Принято выделять две группы концепций, по-разному объясняющих феномен власти: 1) секционная концепция, основы которой были заложены в работах Т. Гоббса и М. Вебера, и 2) несекционная концепция, наиболее известная по работам Т. Парсонса, X. Арендт и М. Фуко.

Секционная концепция при анализе власти прежде всего обращает внимание на неравенство отношений субъекта и объекта, конфликт интересов субъекта и объекта, навязывание воли субъекта с угрозой санкций. М. Вебер понимал под властью вероятность реализации субъектом своей воли в социальном отношении вопреки сопротивлению объекта, независимо от того, на чем основана вероятность. В понимании X. Лассуэла и Э. Кэплэна власть представляет собой влияние на деятельность других людей, принятие решений, а в случае сопротивления субъекту власти используются негативные санкции. Похожая трактовка власти представлена Р. Далем в схеме: власть субъекта над объектом выражается в том, что субъект имеет возможность (или способность) заставить объект сделать нечто, что объект сам бы делать не стал. Российский исследователь В.Г. Ледяев определяет власть как способность субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями.

С точки зрения Э. Гидденса, любая деятельность вносит изменения в ранее существовавшее положение дел или ход событий, осуществление этой деятельности подразумевает наличие власти. Власть представляется в качестве обычного элемента поведения во взаимоотношениях людей, где субъекты независимы в своих действиях, а объекты зависимы.

Несекционная концепция рассматривает власть в качестве коллективного ресурса общества и не акцентирует внимание на таких элементах, как конфликт, навязывание воли субъекта, игнорирование интересов объекта. Т. Парсонс рассматривал власть в политической сфере и определял ее как способность обеспечить выполнение элементами системы своих обязанностей, которая легитимизируется тем, что направлена на достижение коллективных целей и предполагает в случае неповиновения применение негативных санкций. По X. Арендт, власть - коммуникация субъектов, в которой одни субъекты наделяют других властью для достижения общего блага, поэтому на первый план выходит согласование интересов для достижения коллективных целей, а не насилие, подавление, господство или зависимость.

В концепции М. Фуко «власть» понимается как механизмы, техники, действия, проявляющиеся в отношениях людей в каждый момент их существования. Власть выражается в «дисциплинирующих техниках» в армии, школе, больнице, тюрьме, на фабрике. Власть создает знание, данные понятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Власть не является привилегией государства, оно способно только овладеть уже существующей системой властных отношений.

Оригинальную концепцию власти предложили представители теории обмена (П. Блау, Дж. Хомане, Р. Эмерсон). Основным постулатом этой теории является неравное распределение различных ресурсов между индивидами, которое порождает необходимость получения дефицитных ресурсов, а, следовательно, зависимость получателей от их владельцев. Причем отношения «власть - зависимость» не остаются неизменными, а определяются балансом распределения ресурсов в данный момент. По определению Р. Эмерсона, власть - это уровень потенциальных издержек, которые один действующий субъект способен заставить другого принять, зависимость - это уровень потенциальных издержек, которые действующий субъект согласен взять на себя во взаимоотношении.

Если обобщить компоненты власти, рассматриваемые различными авторами как существенные при определении понятия «власть», то получится следующий перечень из шести структурных компонентов власти:

  • 1) актор, субъект, объект, агент;
  • 2) способность, возможность, потенциал, право, сила, воля;
  • 3) источники, ресурсы, основания, средства, инструменты, позиция;
  • 4) отношения, влияние, господство, подчинение, зависимость, руководство, манипуляция, контроль, воздействие, принятие решений, распределение, конфликт, сопротивление, санкции, обмен;
  • 5) интересы, блага, ценности, выгоды, желания, намерения;
  • 6) результат, достижение цели, следствия, последствия, изменения.

Придерживаясь различий в понимании власти между представителями секционной концепции, несекционной концепции, теории обмена, можно предложить три определения власти, собранные из структурных компонентов. Власть - это:

  • 1) способность, возможность, потенциал, право субъекта, опираясь на различные ресурсы и занимаемые позиции, осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ для достижения своих целей и изменения поведения зависимого объекта;
  • 2) коллективный ресурс социальной группы, который передается отдельным индивидам для осуществления общего блага в форме признания авторитета руководителей, наделения их правом управлять обществом и применять санкции;
  • 3) способность и возможность агента, обладающего ресурсами и испытывающего ресурсный дефицит, произвести обмены ресурсами с обладающим ресурсами и испытывающим ресурсный дефицит агентом, с распределением выгод и издержек в свою пользу.

Большинство исследователей соглашаются с тем, что в политической сфере (или в более узком понимании - в государстве) властные отношения проявляются наиболее ярко. В типологизации власти одно из первых мест занимает именно политическая власть.

Чтобы отграничить политическую власть от иных видов власти, необходимо прояснить содержание понятия «политика». Это позволит очертить круг субъектов и объектов власти, решаемых ими вопросов, используемых ресурсов властных отношений.

Слово «политика» впервые было употреблено Аристотелем для названия своего произведения, посвященного государству и управлению, поэтому закрепилась тесная связь терминов «политика», «государство», «управление».

Можно согласиться с мнением политологов, которые жестко не закрепляют за политикой определенную предметную сферу отношений, допускают возможность перехода в область политики любой проблемы (свойство политики проникать во все сферы общества). Какие характеристики позволяют отделить политические отношения от неполитических отношений? Во-первых, это непосредственная связь с государственным управлением, во-вторых, решение важных общественных проблем, которые затрагивают интересы больших социальных групп.

Государственные институты, основываясь на праве издавать и исполнять законы, применять легальное насилие, собирать налоги, принимают обязательные для исполнения решения по наиболее важным общественным проблемам, разрешают конфликт интересов различных групп общества.

Наряду с государственными институтами существуют субъекты, которые обладают политической (но не государственной) властью или другими видами власти. Они оказывают значительное влияние на принятие решений по важным общественным проблемам и также разрешают конфликт интересов социальных групп. К таким субъектам можно отнести разнообразные организации гражданского общества - оппозиционные партии, профсоюзы, церковь, ассоциации бизнеса, лоббистские группы, местное самоуправление. Значительное влияние на принятие политических решений оказывает крупный бизнес в лице ТНК, которые являются основными производителями, налогоплательщиками, работодателями, инвесторами. Крупные корпорации преследуют в политике прежде всего экономические цели создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности компаний. Однако прямое и косвенное взаимодействие корпораций с государственными органами чаще всего выходит за рамки узкоэкономических интересов и превращает хозяйствующих субъектов в активных участников большой политики.

Поэтому в узком смысле политическую власть можно ассоциировать с государственной властью, в широком смысле политическая власть включает также всех субъектов, способных воздействовать на принятие общезначимых решений, не опираясь на государственные ресурсы. Следует отметить, что политическая власть в широком понимании, как правило, связана с разнообразными формами отношений с государственными институтами: легальными и нелегальными, мирными и насильственными. Претендующие на политическую власть негосударственные структуры, например террористические группы, незаконные вооруженные формирования, мафия, могут приобрести настолько сильное влияние в обществе, что для борьбы с ними приходится использовать ресурсы нескольких государств.

Политическая власть понимается двояко. Либо как неотъемлемое, естественное свойство общественных отношений. Такой точки зрения придерживались Т. Парсонс, П. Блау, Ю. Хабермас, М. Фуко и др. Либо под политической властью понимается деятельность субъектов, направленная на достижение групповых интересов за счет использования ресурсов и политических институтов. Данная позиция обоснована М. Вебером, Г. Лассуэллом. Российский политолог А.И. Соловьев предлагает следующее определение: политическая власть - это система нормативно закрепленных общественных отношений, в которой доминирующая группа использует государственные институты для распределения общественных ресурсов в своих интересах. Таким образом, политическая власть рассматривается как совокупность взаимоотношений по поводу распределения (обмена) ресурсов с использованием институтов государственной власти. С подходом А.И. Соловьева сочетается подход В.Г. Ледяева, который предложил определять понятие «политическая власть», отталкиваясь от определения «политики» - любые проблемы, наделенные статусом политических, порождают политическую власть.

Исходя из вышеуказанной связи власти и политики можно дать следующее определение политической власти.

Политическая власть - это способность, возможность, право субъекта, опираясь на различные ресурсы, в том числе государственные, осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ, оказывающие существенное воздействие на большие группы людей и затрагивающие жизненно важные интересы социальных групп.

Как государство является ядром политической системы, так государственная власть считается ядром политической власти. Государственная власть обладает рядом только ей присущих признаков, связанных с признаками государства как политического института:

  • монополия на законное использование силы и принуждения в территориальных границах государства. Использование силы и принуждения негосударственными субъектами расценивается как противозаконное и подлежит наказанию;
  • обязательность решений органов государственной власти для всех жителей государства. Решения авторитетных и обладающих значительными ресурсами негосударственных субъектов могут быть объявлены незаконными и отменены;
  • публичность государственной власти означает право государственных субъектов выносить свои решения от имени всего общества и адресовать их всем жителям страны. Негосударственные субъекты выносят решения от своего имени и не могут претендовать на выражение мнения всего общества;
  • широкий набор ресурсов государственной власти, применяемый для достижения цели. Негосударственные субъекты, взятые сами по себе, не обладают сравнимым с государством объемом ресурсов или вообще лишены возможности на законном основании использовать определенные типы ресурсов;
  • единый центр принятия решений, интегрирующий различные уровни государственной власти в единую вертикаль. Негосударственные субъекты власти не обладают подобной высокой степенью централизации и соподчинения низших уровней высшим уровням иерархии.

Субъектами политической и государственной власти могут быть: государство в целом (это особенно ярко проявляется во внешней политике), политические институты (законодательные, исполнительные, судебные, партии), политические элиты (небольшие группы, оказывающие решающее влияние на принятие решений), политические лидеры (государственные и негосударственные).

В качестве объектов политической власти выступают отдельные индивиды, социальные группы, население страны.

В политической науке существует два подхода к определению, кто конкретно осуществляет власть. Первый подход утверждает, что в конечном счете власть реализует определенный индивид. За властным действием стоит воля и интересы лидера, руководителя, который при этом учитывает мнение своего окружения. Второй подход уделяет основное внимание не воле и интересам индивида, а социальному статусу и ресурсному потенциалу индивида как элемента общественной системы. Властное действие изначально заложено в функцию статуса и роли, индивид осуществляет его по закону системы. Э. Гидденс предложил синтетический подход, который объединяет активного субъекта и систему социальных статусов: социальная структура не существует без действий индивидов, сами действия создают социальную структуру и роли. Таким образом, получается, что непосредственно властные отношения реализуются конкретным индивидом в им самим создаваемой системе социальных ролей. Объект власти становится таковым в момент взаимодействия с субъектом и исполнения социальной роли подчиненного.

Субъектами политической власти могут быть также отдельные индивиды и коллективы людей (группы, элиты, партии, организации). При коллективном осуществлении власти необходимы согласованные действия субъектов. Малочисленные группы осуществляют власть над гораздо более многочисленными группами благодаря наличию ресурсов, организации и координации действий.

Наряду с политической властью (государственной властью в узком понимании) в обществе существуют другие виды власти. Наиболее часто в зависимости от основного ресурса и сферы функционирования выделяют экономическую, социальную, культурную власть. Их определения можно вывести из общего определения власти, ограничив сферу распространения конкретной предметной областью. Так, экономическая власть предполагает право, способность и возможность на основе обладания экономическими ресурсами осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ в процессе хозяйственной деятельности. Социальная и культурная власть - это право, способность и возможность на основе обладания социальными и культурными ресурсами осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ в социальной и культурной сфере.

Таким образом, каждой сфере жизни общества соответствует свой тип власти, базирующийся на определенных ресурсах. Как сферы общественной жизни взаимосвязаны и тесно переплетены друг с другом, так и разные виды власти дополняют, перекрывают друг друга, переходят друг в друга. В истории политической мысли существовали концепции, которые выделяли доминирующие типы власти. Марксисты отдавали приоритет экономической власти, сторонники цивилизационного подхода А. Тойнби ставили на первое место культурную власть, М. Вебер подчеркивал важность социальной власти.

На протяжении истории наблюдается эффект накопления власти (кумулятивный эффект), когда обладание одним видом власти дает возможность приобрести другой вид власти. В частности, это проявляется в активном влиянии субъектов экономической власти на политику и значительном воздействии субъектов политической власти на экономику. При этом возникает проблема соблюдения баланса во взаимоотношениях разных видов власти, поскольку они «говорят на разных языках». Политическая власть далеко не всегда ориентирована на прибыль и эффективность производства, а экономическая власть, как правило, не рассчитана на достижение общего блага и предотвращение конфликтов различных социальных групп.

Можно классифицировать типы власти по следующим критериям:

  • в зависимости от масштаба деятельности субъектов властных отношений: международная, национальная, региональная, местная;
  • в зависимости от типа социальных институтов: государственная, партийная, церковная, профсоюзная, семейная;
  • в зависимости от функции в государственном устройстве: исполнительная, законодательная, судебная.

Под источниками власти понимаются «первопричины», обеспечивающие отношения господства-подчинения. К ним относят авторитет политического лидера, силу (прежде всего военную), нормы закона, экономические блага (богатство), выдающиеся качества (харизма), интерес (в форме принятия идеологии). К источникам власти можно отнести научные и сакральные знания, которыми обладают субъекты.

  • 1ЖБ: http://slovardalya.ru (дата обращения: 01.09.2017).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

1. Определение власти и особенности политической власти.

2. Структура политической власти.

З. Проблемы легитимности власти.

1 Определение власти и особенности политической власти

Понятие “власть” в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества, естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти, психологи – о власти человека над самим собой, родители – о семейной власти и т.п. Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Уже античные мыслители Платон, Аристотель и др. пытались проникнуть в сущность социальную природу политической власти. В средние века и Новое время к проблемам власти большой интерес проявляли Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кант и мн. др. Существенный вклад в разработку теории власти внесли Г. Моска, В. Паретто, Р. Михельс, М. Вебер.

Вопросы власти находятся в центре внимания современной политологии и социологии. Но, не смотря на пристальное внимание ученых к проблемам власти, многие зарубежные исследователи пишут об ореоле мистики и таинственности, которые окружают власть, о том, что понятие власть “смутно”. Французский ученый Шевалье писал, что реальная власть всегда манила больше к себе, чем рассуждения о ней. Н. С. Хрущев в своих мемуарах высказался о власти так: “Можно пресытиться всем: едой, женщинами …, нельзя пресытиться только властью, ее хочется все больше и больше”.

Так что же такое власть?

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждении в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего или просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения.

Таким образом, властные отношения объективно присуще общественной жизни. Они необходимы для поддержания целостности и единства общества, для организации общественного производства.

В политологии существует несколько направлений или школ научной мысли, отражающих различные методологические подходы к изучению власти, ее сущности, природы и т.п. Основные это:

-телеологическая , характеризующая власть как устойчивую способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов с помощью других людей;

-бихевиористская , рассматривает власть как особый тип поведения. При котором одни люди командуют, а другие подчиняются (английское словоbehaviorозначает “поведение”);

- инструменталистская, трактует власть как возможность использования определенных способов, в том числе насилия;

- структурно-функционалистская, рассматривает власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения;

- реляционистская, рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго.

Помимо названных, существуют и другие подходы к проникновению в сущность власти.

С учетом многоаспектности власти можно дать лишь самое общее ее определение. Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью различного рода средств – права, авторитета, принуждения, убеждения, насилия .

Выделяют следующие виды власти: экономическую, политическую, социальную, культурно-информационную, принудительную и др.

Объектом политологии является не всякая власть, а только власть публичная, политическая, под которой понимается способность класса, группы или индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, организаций, законов, политических отношений.

Политическая власть - это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она так или иначе связана с государством и государственным регулированием, но не обязательно является государственной властью.

Следует отметить, что политическая и государственная власть, во многом совпадая, в то же время не тождественны. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной. Содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является центральным институтом.

Политическая власть в отличие от других форм власти имеет свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

    верховенство , обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

    всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

    легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

    широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

2. Структура политической власти.

Основными компонентами власти являются ее источники, субъекты, объекты, ресурсы и процесс, являющийся результатом взаимодействия всех ее компонентов и характеризующийся, прежде всего механизмом, обеспечивающим стабильность всего процесса властвования. (См. схему)

Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знания, социальный и политический статус,

Источники власти:

Знания, закон, харизма и т.д.

Субъекты власти: Объекты власти:

государство и его ВЛАСТЬ индивид, социальная

институты, полити- группа, класс, обще-

ческие партии, элиты, ство и т.д.

лидеры, народ

Ресурсы власти:

Утилитарные, принудительные,

нормативные.

Экономические, социальные,

культурно-информационные,

харизма и т.д. Американский футуролог О. Тоффлер в книге “Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге ХХIвека” подробно анализирует три основных источника, питающих власть. Согласно Тоффлеру, сила, богатство и власть связаны в единую систему, в определенных условиях взаимозаменяемы и в совокупности нацелены на поддержание власти. Каждый из этих источников сообщает власти определенное качество: сила или угроза ее применения способны лишь на грубое принуждение, функционально ограничены и свойственны лишь власти низшего качества. Богатство является источником власти среднего качества, которая может иметь в своем распоряжении как негативные, так и позитивные средства стимулирования. Знания лежат в основе власти высшего качества, наиболее эффективной. Тоффлер утверждает, что в современном мире знания (в различных формах: информации, науки, искусства, этики) в силу своих преимуществ – бесконечности (неисчерпаемости), общедоступности, демократичности – подчинили силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти.

Субъекты власти – носители власти, активная действующая величина, в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания.

Субъекты власти, взятые в ином отношении, могут быть и являются сами объектами для вышестоящей власти.

Объекты власти – явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми по закону или подзаконным актам направлена деятельность властей.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации. Субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.

Таким образом, субъектом власти может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Непосредственным субъектом власти обычно выступают те люди, что концентрируют в своих руках огромное влияние и доверие, финансовое могущество, мощные рычаги воздействия на других людей.

Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагает власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредовано через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом – это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа – это прежде всего представительная демократия, народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, премьер-министр).

Власть невозможна без подчинения объекта. Субъект всегда стремится, не исключая средств принуждения, подчинить своей воли объект. Готовность объекта к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор – погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от уровня покорности населения нашло свое практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире, в том числе и в Украине, как средство ненасильственной борьбы.

Важной социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти очень многообразны. Они могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Американский политолог А.Энциони выделяет утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы.

Утилитарные – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть может “покупать” не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (уменьшение зарплаты, лишение социальных льгот и т.п.)

Принудительные – это меры административного и общественного порицания или наказания. Они используются тогда, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные – это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и номы поведения человека. Они призваны убедить объекты политики в общности интересов с их субъектом, обеспечит одобрение действий субъекта власти принятие их требований.

Существует классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические, социальные, культурно-информационные, силовые.

Экономические – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т.п.

Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и международного характера. С помощью экономических средств, политическая власть может стимулировать инвестиции в национальную экономику, стимулировать структурную перестройку хозяйства, не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями, замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу и мн.др. Для достижения указанных целей политическая, государственная власть использует прежде всего средства государственного бюджета.

Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, одновременно характеризуют и социальный статус. Вместе с тем, социальные ресурсы включают такие показатели, как должность, престиж, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

В тех странах, где высокий уровень развития социальных программ, благодаря чему населению предоставлены широкая система страхования, высокий уровень пенсий, развитая система благотворительных организаций и т.п., большинство граждан заинтересовано в сохранении существующей политической власти.

Культурно – информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Контроль над знаниями и информацией обычно прямо связан с обладанием экономическими ресурсами, имеющими первостепенную значимость. Вместе с тем, в современном мире достаточно отчетливо проявляется тенденция повышения роли культурно-информационных ресурсов как источника власти. Речь идет, в первую очередь, о средствах массовой информации. Информационные ресурсы способны служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положению в обществе, но и манипулированию – управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.

Силовые ресурсы – это армия, полиция (милиция), различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, решающим источником власти. Его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества – высших ценностей. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случая ослабления своей силы, мощи и влияния на общество.

Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.

В современных условиях политическая власть использует различные методы своего функционирования:

Установление позитивных стимулов, убеждение;

Принуждение;

Приманивание (различного рода обещания, чаще всего невыполняемые, установление льгот и т.д.);

Блокирование нежелательных последствий (устройство помех конкурентам в борьбе за власть, запугивание негативными последствиями и т.д.);

Прямой и косвенный информационный контроль (навязывание рекомендаций, предложений, создание определенного имиджа и т.д.).

Доминирующим принципом механизма функционирования политической власти есть принцип ее разделения. Основоположниками теории разделения власти считают английского философа Дж. Локка и французского просветителя, правоведа. Философа Ш. Л. Монтескье. Согласно этой теории, для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти. Это создает систему” сдержек и противовесов” против усиления одной ветви власти, сосредоточения власти в одном центре, злоупотребления ею. Способствует продуманности, выверенности, балансу в принятии решений, а значит действенности политического руководства и управления. Соответственно формируется особый механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивида, его защиты.

Носителем законодательной власти выступает высший представительный государственный орган – парламент; исполнительная власть – президент, правительство, министерства и ведомства, государственно-административные учреждения; судебная власть – независимые суды, подчиняющиеся только закону.

Впервые принцип разделения властей нашел свое юридическое оформление в Конституции США (1787), затем в Конституционных актах Великой Французской революции. В современном мире в подавляющем большинстве стран Конституциями закреплено разделение властей, в том числе и в Украине.

3. Проблемы легитимности власти .

Признание обществом законности, правомерности официальной власти обозначается в политологии понятиемлегитимность . Данное понятие указывает на общественное признание власти, на то, что общество, народ оказывает ей доверие и поддержку, а не на правовое, юридическое закрепление политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия “легитимность власти” (общественное признание ее законности) и “легальность власти” (правовое, формальное ее закрепление).

Формирование убежденности людей в правомерности и эффективности существующей политической власти может достигаться различными способами. Немецкий социолог М. Вебер выделил три типа легитимного господства. (См. схему)

Первый тип – традиционный , это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывалась на праве престолонаследия, на признании божественного характера власти монарха. Сама власть опиралась на традицию населения подчиняться. Традиционный тип легитимности сохранился в странах с монархической формой правления (Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт и др.) и примитивных обществах.

Второй тип - харизматический. Термин “харизма”в переводе с греческого означает “божественный дар”. Первоначально смысл термина имел религиозный характер. К носителям подлинной харизматической власти М.Вебер относил пророка Моисея, царя Давида, Магомета, Будду. В современном обществе наличие у той или иной личности руководителя исключительных качеств напрямую не связывают с Богом. Однако в общественном сознании существует представление, что этот человек не такой как все, что у него есть что-то такое, необычное, сверхъестественное, что он пользуется покровительством каких-то высших сил. Среди известных исторических деятелей харизматическими качествами наделялись Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Мао-Дзе-Дун и др. Харизматический тип власти характеризуется абсолютным доверием населения к лидеру в силу его выдающихся качеств. Следовательно, легитимность в харизматическом типе власти опирается на веру населения в исключительные способности лидера. Обычно харизматический тип власти возникает в переходных и нестабильных обществах. Этот тип власти сохраняет свое значение и в развивающихся странах.

Третий тип – рационально-легальный. Он основан на вере в правильности формальных правил, по которым формируется власть: свободные выборы, верховенство закона, равная ответственность власти и граждан перед законом и т.д. Данный тип легитимности характерен для демократических стран.

Однако, на практике эти идеальные типы М.Вебера причудливо перемешаны. Так, даже в промышленно развитых и демократически стабильных странах, например в Великобритании, легитимность власти опирается на традиции (институт монархии) и признание результатов свободных выборов.

Легитимность власти – это не постоянное, застывшее состояние, а довольно подвижная переменная. Легитимность власти на каких-то этапах ее существования может возрастать, на каких-то падать. В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимизации и делигитимизации власти. Легитимизация – это процесс роста общественного признания лидеров и институтов политической власти. Делигитимизация – процесс падения авторитета лидера и институтов политической власти.

Признаками падения легитимности власти являются:

Рост степени принуждения;

Ограничение прав и свобод;

Запрещение политических партий и независимой прессы;

Рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами;

Низкая экономическая эффективность власти.

Последний признак – наиболее существенный показатель делигитимизации власти.

Нелигитимность власти может оспариваться ее противниками как открыто, так и скрытно. Крайней точкой падения легитимности власти являются революции, государственные перевороты.

В целом легитимность власти находится в прямой зависимости от ее эффективности, т.е. степени выполнения властью своих задач и функций. В идеале это означает гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений с наименьшим уровнем принуждения, минимальными затратами и издержками. Необходимым условием для этого являются достаточность оснований власти и эффективность использования ее ресурсов.

Важным показателем эффективности власти являются четкое взаимодействие всех ее ветвей, рациональность вертикальных и горизонтальных структур.

Не меньшее значение в отношении к власти со стороны граждан имеет их экономическое благосостояние, обеспечение уровня и качества жизни, признаваемого в данном обществе в качестве нормального.

В общем, власть признается эффективной, а значит, и легитимной, если ей удается обеспечит устойчивость, определенность, порядок. Власть, не способная предотвратить крупные политические конфликты, гражданские и межнациональные войны, противостояние законодательной и исполнительной власти, центра, региональных и местных органов, теряет свою легитимность.

В современном обществе выработаны многообразные средства легитимизации власти: политические, идеологические, экономические и т.д. К политическим средствам относятся, прежде всего поиск поддержки, расширение социальной базы власти. Важным инструментом этой формы легитимизации являются демократизация общественной жизни, расширение участия граждан в управлении. Это создает ощущение общей причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам в определенной степени чувствовать себя ее субъектом.

Ощущению причастности к власти могут способствовать пропаганда проводимого политического курса, идеологическая обработка масс.

Самым действенным средством легитимизации власти является успешное осуществление государственной политики и экономических программ, устойчивый рост доходов населения и в целом уровня жизни.

Типология легитимного господства по М. Веберу

ЛЕГИТИМНОЕ

ГОСПОДСТВО

Традиционное Харизматическое Рационально-

легальное

ОСНОВАНИЯ

Традиции, Вера в Подчинение

обычаи, необыкновенные закону, принципам

привычки качества лидера правового порядка

Вопросы и задания:

1.В чем сущность власти?

2.Охарактеризуйте основные подходы к определению власти.

3 Назовите отличительные признаки политической власти.

4. Что представляет собой структура власти? Каковы ее основные элементы?

5. В чем разница понятий легитимность и легальность власти?

6.Какова связь между политикой и властью?

А) политика – цель и средство власти;

Б) власть – цель и средство политики;

В) политика и власть не имеют ничего общего;

Г) политика и власть полностью совпадают.

7. Для чего используется принцип разделения властей?

А) для преодоления кризиса власти;

Б) как инструмент разрушения государства;

В) для достижения консенсуса;

Г) для повышения эффективности функционирования политической системы.

8. Политическая власть включает в себя:

А) экономическую власть;

Б) семейную власть;

В) законодательную власть;

Г) духовную власть;

Д) исполнительную власть.

9. Что такое харизматическое господство?

А) это властные отношения, основывающиеся на признании за лидерами особых качеств;

Б) разновидность рационального господства;

В) ориентация на внешнеполитическую поддержку;

Г) управление государством в интересах узкой группы лиц.

10 Рационально-легальное господство это:

А) форма власти, основным субъектом которой выступает наиболее богатый слой общества;

Б) тип господства, который характеризуется отношением к политическому лидеру как к особому, сверхординарному существу;

В) тип господства, опирающийся на освященные обычаем нормы;

Г) тип господства, основанный на добровольном признании установленных юридических норм.

Власть - центральное организационное и регулятивно-контрольное начало политики, средство ее осуществления. Борьба за овладение властью и се использование является одним из важнейших аспектов политической жизни общества.

В политической науке существуют следующие основные интерпретации власти.

Натуралистическая. Исходит из того основания, что человек)" как природному существу свойственны стремление к власти, жажда подчинения и возвышения одних индивидуумов над другими. Этот подход использовался Н. Макиавелли и нашел отражение в договорной теории Т. Гоббса. Обстоятельное обоснование теории власти под утлом зрения природы человека, его влечений, страстей и склонностей принадлежит А. Гельвецию.

Бихевиористская. Исходит из понимания власти как особого типа поведения людей, одни из которых командуют, а другие подчиняются. Согласно Г. Лассуэллу, первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Политическая власть складывается из столкновений многих воль к власти как их баланс, как равновесие политических сил.

Психологическая. Основывается на бихевиористском понимании власти как результата поведения индивидов, но делает акцент на раскрытии субъективной мотивации этого поведения, выявлении его корней в сознании и подсознании людей. По мнению создателя теории психоанализа 3. Фрейда, власть возникает как взаимодействие воли к ней у одних людей и готовности к подчинению у других.

Системная. В противоположность бихевиористской и психологической трактовкам основывается на понимании власти не как производной взаимодействия индивидуальных воль, а как способности социальной системы реализовывать коллективные цели, обеспечивать собственную стабильность (Т. Парсонс, Д. Истон и др.).

Структурно-функционалистская. Характеризует власть как способ социальной организации, основывающийся на целесообразном разделении функций управления и исполнения. Согласно этому подходу, в иерархически устроенном обществе с многообразием социальных ролей власть позволяет контролировать ресурсы и средства влияния, воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания.

Реляционистская. Рассматривает власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать определяющее воздействие на других, направлять или изменять их поведение. Трактовка власти в реляционистском аспекте, т. е. как отношения, - характерная черта веберианской традиции, предусматривающей возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие.

В важнейших трактовках власти делается акцент на различных сторонах и проявлениях этого феномена. С учетом этих трактовок власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на их деятельность, используя авторитет, право, насилие и другие средства.

Смысл, исторически закрепившийся за понятием власть , фиксируется в таких терминах, как господство , влияние , подчинение , насилие, авторитет. Эти термины указывают на отдельные функции и формы власти, на доминирование тех или иных их признаков.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры - масштабы, объем, время и пространство. Источник власти - то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упорядоченности общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, воля монарха и т. п. Масштабы власти - это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти - это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти - это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти - это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.

Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Отличительными признаками политической власти являются:

  • верховенство, т. е. обязательность ее решений для всего общества;
  • всеобщность, т. е. функционирование на основе права от имени всего общества;
  • моноцентричность. т. е. существование общего государственного центра принятия решений;
  • многообразие ресурсов - экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.

Основные компоненты структуры власти - это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования.

Субъект власти - это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).

Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.

Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическим режимом народ является только объектом политической власти.

Границы отношения объекта власти к ее субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера предъявляемых ему требований, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта.

Качества объекта политической власти во многом определяются политической культурой населения. Так, патриархальный и подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, готового нести ответственность за страну; а нс покорного слугу властей предержащих.

Ресурсы власти - средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.

Социальные ресурсы - группы и слои общества, на поддержку" которых может рассчитывать власть в проведении политики.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.

Демографические ресурсы - наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы - оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.

Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.

Процесс властвования характеризуется механизмом и способами властвования.

Механизм власти - это социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Существуют два главных подхода к властвованию:

  • 1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту,
  • 2) обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.

Используемые способы властвования позволяют выделить различные типы политических режимов: демократические (при участии исполнителей в принятии решений); авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными); тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом); деспотические, тиранические (всевластие и произвол).

При классификации способов властвования нередко учитывается столь поведения правителей. Так, Н. Макиавелли рахличал среди них «львов» (приверженцев откровенного прямолинейного господства, склонных к применению насилия) и «лис» (властителей гибких). Эти психологические характеристики впоследствии были использованы известным итальянским ученым В. Парето, исследовавшим роль элит в процессах оптимизации власти.

В истории политической мысли видное место занимает проблема оптимальной организации структуры власти и предотвращения злоупотреблений ею.

Механизм функционирования власти в рамках закона в XVII в. был разработан Дж. Локком. Его проект предусматривал разделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Согласно этому проекту, власти по функциональному признаку делились на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями.

В XVIII в. Ш. Монтескье создал теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая легла в основу конституций конца XVIII-XIX вв. Впоследствии эта схема была дополнена еще одним субъектом высшей власти, который мог выступать в качестве координатора и арбитра в конфликтах между вышеназванными тремя ветвями, - монарх или президент.

Принцип разделения властей необходим, во-первых, в силу потребности в их специализации и, во-вторых, для поддержания в обществе определенного баланса власти. Последнее обстоятельство отражает тот факт, что в деле управления государством нельзя опираться лишь на благие намерения и добродетели правителей. Возможность неограниченной власти способна превратить в тирана даже мудрого лидера.

Конституционным правом демократических государств разработана эффективная система сдержек и противовесов во взаимоотношениях трех ветвей власти. Так, законодательная деятельность парламентов контролируется институтами конституционного надзора; представительные органы не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность правительства; исполнительная власть может наложить вето на некоторые законы. В свою очередь, исполнительная власть нередко наделяется полномочиями издавать нормативные акты законодательного характера, которые, однако, могут быть заблокированы представительной властью при условии квалифицированного большинства в две трети депутатских голосов. В то же время глава государства - президент может быть отрешен от должности при соответствующей санкции Конституционного суда.

В настоящее время особую и чрезвычайно важную роль высшего арбитра в отношениях между властью и обществом играет Конституционный суд. Он призван определять отношение всех инстанций власти, общества и его членов к праву, закону и прежде всего к Конституции.

Особенности различных элементов атасти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия используются в качестве оснований для ее типологии. В зависимости от су бъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая (господство крупных собственников) и самоуттравлен- ческая (власть всех членов группы или организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и пр. По функциям ее органов - на законодательную, исполнительную и судебную, по способам воздействия субъекта на объект - на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По широте охвата выделяются:

  • мегавласть - международное сообщество и его организации (ООН, НАТО и др);
  • макровласть - центральные государственные институты;
  • мезовласть - учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненные центру;
  • микровласть - уровень власти в малых группах, самоуправление.

В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее

классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

Экономическая власть - контроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределения материальных благ.

Социальная власть , частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть - прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распределения. Этот вид власти способен служить не только распространению объективных сведений, но и манипулятивным целям - управлению сознанием и поведением людей в интересах субъекта. Особенно широко политическое манипулирование применяется в условиях кризисов, дезинтеграции общественной жизни и вызываемой ими дезориентации граждан.

Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовых ресурсов.

Общественные власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль. Вместе с тем многие политологи, прежде всего марксистского направления, считают важнейшей власть собственников средств производства и других общественных богатств.

Слияние политической, экономической, социальной и культурноинформационной власти при определяющей роли политики характерно для тоталитарных государств. Демократ!тческий строй предполагает разделение властей и каждой из них. В политике оно осуществляется путем разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые поддерживают определенный баланс между собой, а также между основными институ тами политической системы. В экономике разделение власти осу ществляется благодаря наличию множества конкурирующих центров влияния. В культурноинформационной сфере имеет место плюрализм средств массовой информации и других источников знания.

О характере и содержании власти можно судить по ее функциям и эффективности. Функции власти - крут ее деятельности: организация, упраатение, контроль, воспитание, прогнозирование, достижение общественного согласия. Эффективность власти - ее способность выполнять свои задачи функции с наименьшими затратами и издержками в максиматьно короткие сроки.

Критерии эффективности власти таковы:

  • достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;
  • рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
  • действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;
  • организационно-техническое и кадровое обеспечение улета и анализа властных распоряжений;
  • наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжений властных структур;
  • действенность системы самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.

В современных демократических государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются наличие общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий, как показывает и опыт России, способно вызвать ожесточенное противостояние ветвей власти, которое усугубляет раскол общества и может вести к смуте и беспорядкам.

Деятельность конструктивной оппозиции, анализирующей решения власти, позволяет выявлять их слабые стороны и формулировать содержательные альтернативы. Конкурентная смена президента, парламента и правительства способствует гибкой корректировке политического курса в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Важная характеристика политической власти - ее социальная база. Любая власть зависит от социальных интересов и выражает таковые. Во всей предшествующей истории политическая власть слу"- жила интересам господствующих классов.

В современном западном обществе политическая власть стремится к национальному консенсусу и поэтому" во многом ориентируется на так называемый средний класс. В странах постиндустриального типа на его долю приходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие, фермеры, интеллигенция, служащие.

Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.



Похожие статьи