Тарифные и нетарифные методы государственного регулирования торговли. Нетарифное регулирование внешней торговли

  • Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
  • 3. Международная специализация производства
  • 4. Международная кооперация производства
  • Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
  • Отраслевая структура
  • Воспроизводственная структура
  • Демографическая структура
  • 4. Природно - ресурсная структура
  • Тема 4. Международная экономическая интеграция
  • Сущность и факторы развития экономической интеграции
  • 3. Главные интеграционные группировки мира
  • Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
  • 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
  • 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
  • 3. Промышленно развитые страны
  • 4. Развивающиеся страны
  • 5. Страны с переходной экономикой
  • Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
  • Глобальные проблемы мировой экономики
  • Глобализация мировой экономики
  • Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
  • Тема 7. Сущность международных экономических отношений
  • 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
  • 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
  • 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
  • 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
  • Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
  • 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
  • 2. Структура и классификация мировых рынков
  • Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
  • 1.Сущность и формы международной торговли
  • Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
  • Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
  • Тема 10. Основные теории международной торговли
  • 1. Меркантилистская теория международной торговли
  • 2. Классические теории международной торговли
  • 3.Неоклассические теории международной торговли
  • Тема 11. Ценообразование в международной торговле
  • 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
  • 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
  • Тема 12. Внешний рынок основных товаров
  • Структурные изменения в производстве обработанных товаров
  • 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
  • 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
  • Тема 13. Международная торговля услугами
  • Сущность и способы международной торговли услугами
  • Виды услуг в международной торговле
  • Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
  • Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
  • 1. Мировой рынок услуг связи
  • Мировая транспортная система
  • Тема 15. Международный технологический обмен
  • Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
  • 2. Мировой рынок технологий
  • 3. Типы технологий и основные способы их передачи
  • 4. Международное регулирование технологического обмена
  • Тема 16. Балансы международных расчетов
  • 1. Виды и балансы международных расчетов.
  • 2. Сущность и структура платежного баланса
  • Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
  • Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
  • Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
  • 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
  • 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
  • Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
  • Основные формы международного регулирования мировой торговли
  • 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
  • 3. Структура и условия вступления в вто
  • Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
  • 1. Международная миграция рабочей силы
  • Основные направления международной миграции рабочей силы
  • 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
  • 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
  • Мировой рынок труда
  • Тема 20. Международная миграция капитала
  • Сущность и предпосылки вывоза капитала
  • 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
  • 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
  • Основные направления регулирования движения капитала между странами
  • Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
  • Сущность мирового рынка капиталов
  • 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
  • Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
  • 1. Сущность и типы международных корпораций
  • 2. Транснационализация банковского капитала
  • 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
  • 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
  • Тема 23. Свободные экономические зоны
  • Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
  • 2. Классификация свободных экономических зон
  • 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
  • Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
  • Международные валютные отношения и их участники
  • 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
  • 3. Валютный курс и факторы его определяющие
  • 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
  • 5. Валютная политика государства
  • Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
  • Международный валютный фонд и его функции
  • Группа Всемирного банка
  • 4. Региональные финансово-кредитные организации
  • Раздел III. Внешнеэкономические связи России
  • Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
  • 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
  • 2. Внешнеэкономическая политика
  • 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
  • Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
  • Особенности переходного периода в России
  • Природно-ресурсный потенциал России
  • Промышленно-производственные комплексы России
  • Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
  • 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
  • Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
  • Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
  • Россия и Европейский союз
  • Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
  • 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
  • 4. Россия и Содружество независимых государств
  • Россия в субрегиональном сотрудничестве
  • Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
  • Россия и международная торговля товарами
  • Россия и международный рынок труда
  • Россия в международном движении капитала
  • Содержание
  • 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Инструменты (методы) государственного регулирования внеш­ней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Такая клас­сификация инструментов впер­вые была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 60-х гг. XX в.

    Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в мень­шей мере) экспортных пошлин.

    Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тариф (ИТТ), который представляетсобой:

    Систематизированный перечень (или номенклатуру) ввози­мых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами;

    Совокупность методов определения их таможенной стоимо­сти и взимания пошлин;

    Механизм введения, изменения или от­мены пошлин;

    Правила определения страны происхождения товара.

    ИТТ базируется на принимаемых в различных странах зако­нодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономиче­ский климат в ней и оказывает существенное воздействие на мно­гие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

    Основная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, являю­щихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза ино­странного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

    В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее - экспорт­ные и транзитные.

    В соответствии со способом установления различают следующие ставки таможенных пошлин:

    1. Адвалорные ставки, которые являются наиболее распространенными в международной торговле. Они устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

    2. Специфические пошлины, исчисляются в установленном размере за определенную единицу измерения (вес, объем и т.д.) облагаемого товара.

    3. Комбинированные - это ставки, которые сочетают в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения, например, 25 % от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг.

    Существенное значение при установлении таможенных пошлин приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени об­работки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

    Другим важным моментом являются правила определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин на товары тех стран, в отношении которых у данной (ввозящей то­вар) страны действует режим наибольшего благоприятствования.

    Этот режим предполагает обязательство стран, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования, устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стране.

    В соответствии с заключенными соглашениями и сложив­шейся к настоящему времени практикой в отношении развива­ющихся стран действуют ввозные пошлины в два раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благоприятствова­ния, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в два раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран вво­зятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

    Основные нетарифные меры (методы) государ­ственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют собой совокупность экономических (кроме тамо­женного тарифа), административных и других мер, оказы­вающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают:

    Контроль таможенной сто­имости;

    Валютный контроль;

    Финансовые меры (связанные с суб­сидиями, санкциями и др.);

    Защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенса­ционные, специальные);

    Дополнительные таможенные обложе­ния (акцизы, НДС, другие налоги).

    Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицен­зирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

    Таким образом, государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью семи основных нетарифных методов.

    1. Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностран­ных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, спе­циальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, НДС и акцизы.

    Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внут­реннем рынке страны и защищают отечественные товары от ино­странной конкуренции.

    В некоторых странах используются весьма специфичные фор­мы паратарифных платежей:

    Сбор в фонд развития экспорта (в Австрии),

    Сбор на охрану окружающей среды (в Дании),

    Сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.

    Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные по­шлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

    2. Меры контроля над ценами - это, во-первых, меры борьбы с искусствен­ным занижением цен на импортируемые в данную страну това­ры (антидемпинговые меры). Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых това­ров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечествен­ному производителю страны-импортера.

    Во-вторых, меры, направленные против экспортных субсидий, представляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).

    3. Финансовые меры, которые, как правило, связаны с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешне­торгового обмена, например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых опе­раций.

    4. Меры количественного контроля (квотирования) связаны с ус­тановлением странами соответствующих количественных огра­ничений на ввоз и вывоз конкретных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или органичен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность данного товара. Эти меры применяются практически всеми странами.

    5. Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том,что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требу­ется получение соответствующего документа (лицензии). С вве­дением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюде­ние) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мони­торинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает вве­дение таких мер в случае необходимости. Практика автоматичес­кого лицензирования является достаточно распространенной.

    6. Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различ­ные периоды отдельные государства устанавливают свою моно­полию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах моти­вируется их руководством соображениями поддержания обще­ственной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фар­мацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

    7. Технические барьеры во внешней торговле. Они связаны с осуще­ствлением контроля импортных товаров с точки зрения их со­ответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

    Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспорт­ной продукции, требований производства, защита жизни и бе­зопасности людей, животных и растений, а также защита окру­жающей среды и обеспечение требований национальной безопас­ности.

    Таким образом, таможенные полшины можно классифицировать:

    а) по объекту обложения: импортные, экспортные, транзитные;

    б) по характеру: сезонные, антидемпинговые, компенсационные;

    в) по способу взимания: адвалорные, специфические, комбинированные;

    г) по типам ставок: переменные, постоянные;

    д) по происхождению:

    Автономные – вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

    Конвенционные, т.е. договорные как на базе двустороннего так и многостороннего соглашения;

    Преференциальные – имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом;

    е) по способу вычисления:

    Номинальные - на основе таможенного тарифа;

    Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

    Государственное регулирование внешнеторговой деятельности посредством использования таможенных пошлин обеспечивает выполнение следующих функций:

    Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются статьями доходной части государственного бюджета;

    Протекционистскую, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, устанавливаемым с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров.

    Однако влияние таможенных тарифов на экономику страны не однозначно. Имеются аргументы в пользу тарифов, которые обеспечивают защиту и стимулируют национальное производство, являются важным источником бюджетных доходов и т. д., и аргументы против тарифов, так как они замедляют экономический рост, косвенно подрывают экспорт страны, приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, нередко приводят к торговым войнам и т.д.

    Введение

    1 Методы государственного регулирования внешней торговли

    1.1 Тарифные методы регулирования

    1.2 Нетарифные методы регулирования

    2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе

    3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложение

    ВВЕДЕНИЕ

    Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.

    Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

    Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.

    Объект изучения работы – способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь.

    В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи. При создании второго и третьего раздела применялись в основном статьи по данной тематике, а также монографии по проблеме государственного регулирования.

    МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

    Тарифные методы регулирования



    C развитием мировой экономики и международных экономических связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

    В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.

    Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

    Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:

    импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции ;

    экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование.

    транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей.

    Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:

    адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;

    специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);

    смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов.

    Адвалорная пошлина может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB – free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины.

    Существуют также особые пошлины, которые применяются страной либо в одностороннем порядке в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств. Наиболее распространенными особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые и компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

    Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения.

    Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

    Несомненной тенденцией современной мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Так, с конца 40-х тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%. . Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами . Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

    2. Нетарифные методы регулирования

    Степень воздействия государства на внешнюю торговлю в последние годы возросла во многом благодаря нетарифным ограничениям. Эти ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.

    Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

    o во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;

    o во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

    o в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю.

    Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

    Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

    Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование – ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю.

    Лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в этом случае лицензия выдаются в форме разовой, генеральной, глобальной или автоматической. Основными способами распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально размерам структуре спроса со стороны национальных импортеров.

    «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а именно: переключаются на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей.

    Наряду с количественными методами торговой политики существенную роль в настоящее время играют разнообразные методы скрытого протекционизма. По некоторым оценкам существует несколько сотен скрытых методов, с помощью которых страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Наиболее распространенные из них:

    · технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и многое другое;

    · внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;

    · политика в рамках государственных закупок – требование от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;

    Другими примерами скрытых методов ограничения торговли могут служить требования о содержании местных компонентов или получение «статуса страны с рыночной экономикой».

    К финансовым методам регулирования торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности.

    Экспортная субсидия – это льготы и бюджетные выплаты экспортерам для расширения вывоза товаров. Правительство может также субсидировать отрасли, конкурирующие с импортом. Благодаря субсидиям экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Однако, увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Кроме того, субсидии увеличивают расходы бюджета; в конечном результате, потери страны превышают прибыли.

    Скрытое субсидирование экспортеров выражается через предоставление льгот по уплате налогов, через льготные условия страхования и различные виды экспортного кредитования.

    Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг, заключающийся в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, или даже ниже издержек. Демпинг может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию.

    Как экспортные субсидии, так и демпинг в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Национальные антидемпинговые законодательства многих стран позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта преднамеренного демпинга.

    Наиболее жесткой формой ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-либо товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам – иногда даже несмотря на то, что это наносит ущерб самой стране-инициатору.

    Особым режимом таможенно-тарифного регулирования является Общая система преференций. Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Система призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран.

    Тарифные и нетарифные методы воздействия государства на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Для обоснования этих методов сторонники протекционизма приводят ряд доказательств, многие из которых, однако, могут быть опровергнуты.

    Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей и сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Но с другой стороны, ограничивая конкуренцию, создаются условия для сохранения неэффективного производства. Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности, которым требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. Однако определить действительно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны достаточно трудно. Кроме того, протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, и в результате становление отрасли может затянуться.

    Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета; эта практика популярна в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Но поступления в бюджет будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене, и, следовательно, чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут доходы государства при ослаблении защиты.

    Другим отрицательным последствием протекционизма является закономерная ситуация, когда такая политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны других, что усиливает конъюнктурные колебания на мировом рынке.

    Тарифные меры приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифов вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

    Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

    Наиболее распространенной формой государственного регулирования внешнеторговой деятельности является тариф, однако, в настоящее время наблюдается усиление значения и появления новых разнообразных форм нетарифного ограничения импорта и стимулирования экспорта. Несмотря на то, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации, все страны мира применяют те или иные торговые ограничения. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

    МТ – это система взаимных торговых связей всех стран мира, выросшая на основе МРТ и сложившаяся на этой основе многосторонней системы торгово-политического регулирования, включающей и национальные компоненты (совокупность внешней торговли всех стран мира).
    Тарифные и нетарифные ограничения
    Инструменты государственного регулирования международной торговли
    1. тарифные - система таможенных тарифов, затрудняющая ввоз в страну и вывоз из страны определенных товаров.основанные на использовании таможенного тарифа. Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.
    2.нетарифные - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.
    Часто к ним также относят финансовые методы – субсидии, кредитование, демпинг. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт либо форсировать экспорт.
    В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:
    1.Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
    2.Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
    3.Выполнение международных обязательств
    4.Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
    5.Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
    6.Защита общественной морали и правопорядка
    7.Защита культурных ценностей
    8.Обеспечение национальной безопасности
    Цели таможенной политики:интеграция страны в МЭ; защита и стимулирование экономического развития страны; укрепление платежного и торгового баланса;рост доходов государственного бюджета; укрепление торгово-политических позиций;противодействие дискриминационным акциям со стороны иностранных государств/ группировок;
    К ним относятся: квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, экспортные субсидии, административные и технические барьеры и др.
    Квотирование внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени. Выделяются квоты: Общая квота определяется для государственных нужд; Естественная квота - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;Исключительная квота - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств. Тарифная квота разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам;Экспортная квота ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза. Импортные квоты ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.
    Лицензирование (licensing) представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара.
    Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, называется добровольным ограничением экспорта.Под экспортной субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.
    ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ (таможенные тарифы, целями использования которых являются, получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
    Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможней при движении товара через таможенную границу
    Виды пошлин:
    Импортные пошлины, Экспортные пошлины. Цель - получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. Экспортные пошлины применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара.
    Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешне-торговой деятельности:
    Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная - для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная или преференциальная ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагается таможенными пошлинами..
    Тарифное регулирование отдельных государств регламентируется нормами международного права, в первую очередь ГАТТ/ВТО.
    Величина действительной ставки таможенной защиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие.

    2.4 Платежный баланс

    4.2. ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА И МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЕГО СТАТЕЙ

    Составление платежного баланса как отражения международных расчетов страны предназначено для выполнения как учетных, так и аналитических задач, тесно связанных между собой. Круг участ­ников внешнеэкономических операций многообразен: отдельные страны и их группировки, национальные, иностранные и трансна­циональные корпорации, компании и банки, различные нацио­нальные и международные организации и учреждения, частные лица, государственные валютные органы и т.д. Это приводит к необходимости учета, обработки большого числа данных, посту­пающих не только из национальных, но и из иностранных источ­ников. Отсюда основным требованием становится единство содер­жания и методов исчисления однородных показателей. На до­стижение такого единства, придающего универсальный характер применяемым показателям и возможность проводить их сопостав­ления, направлены рекомендации, содержащиеся в Руководстве Международного валютного фонда (МВФ) по составлению пла­тежного баланса.

    Сегодня данные рекомендации положены в основу со­ставления платежных балансов стран - членов МВФ. При всем этом отдельные страны вносят в правила составления платежных балансов ϲʙᴏи элементы, обусловленные особенностями их эконо­мики, внешнеэкономического положения, принятой системы наци­онального счетоводства. По϶ᴛᴏму сопоставление показателей пла­тежных балансов отдельных стран всегда содержит определенную долю условности и неточности, избежать кᴏᴛᴏᴩых невозможно. По ϶ᴛᴏй причине вытекающие из подобных сопоставлений выводы указывают в первую очередь на масштабы анализируемых явле­ний, основные направления протекающих процессов и их послед­ствия, но не могут претендовать на абсолютную полноту и точ­ность оценок.

    Разные определения платежного баланса. Обратимся к определе­нию платежного баланса в зарубежной экономической литературе. Анализ проводимых в различных работах определений показыва­ет, что все они ϲʙᴏдятся к прагматическому толкованию платеж­ного баланса как формы статистического представления данных о внешнеэкономической деятельности страны.

    В фундаментальной работе американских экономистов Не стоит забывать, что вассермана и Уэйра по проблемам платежного баланса дается следу­ющее определение: «Платежный баланс можно определить как статистическое представление экономических операций, кᴏᴛᴏᴩые имели место в течение данного периода между резидентами дан­ной страны и представителями остального мира, т. е. другой страны, группы стран или международных организаций». В методичес­ких указаниях МВФ говорится: «Платежный баланс представляет собой таблицу статистических показателей за данный период, показывающую: а) операции с товарами, услугами и доходами между данной страной и остальным миром; б) смену собствен­ности и другие изменения в принадлежащих данной стране моне­тарном золоте, специальных правах заимствования (СДР), а также финансовых требованиях и обязательствах по отношению к оста­льному миру и в) односторонние переводы и компенсирующие записи, кᴏᴛᴏᴩые необходимы для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций и изменений, кᴏᴛᴏᴩые взаимно не покрыва­ются». В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с такими указаниями в платежный баланс рекомендуется включать не только данные о совершенных опера­циях, но и искусственно составленные показатели для балансиро­вания операций.

    Во французских официальных публикациях дается следующее определение: «Платежный баланс страны представляет собой ре­гулярно составляемую статистическую ведомость, содержанием кᴏᴛᴏᴩой будет отражение в форме расчетных показателей пере­мещения совокупности реальных и финансовых потоков между резидентами и нерезидентами в течение определенного периода». В одном из исследований платежного баланса ФРГ его определе­ние формулируется следующим образом: «Обычно под платеж­ным балансом понимают систематизированное, разбитое на опре­деленные рубрики статистическое представление в форме баланса всех экономических сделок, кᴏᴛᴏᴩые имели место в течение опре­деленного периода между отечественными и всеми зарубежными хозяйственными субъектами».

    Понятие резидента. Поскольку внешнеэкономические операции страны крайне важно отделять от внутрихозяйственных операций, при составлении платежного баланса важное значение приобрета­ют понятия резидента и сделки, трансакции, подлежащей учету. Внешнеэкономические операции совершаются конкретными орга­низациями, фирмами или частными лицами, кᴏᴛᴏᴩые с точки зрения международных платежных отношений выступают либо резидентами данной страны, либо нерезидентами. Этот простой, казалось бы, вопрос трансформируется в сложную проблему в со­временных условиях, когда усиливается интернациональное пере­плетение капиталов, приобрела огромный размах деятельность ТНК, в широких масштабах происходит миграция рабочей силы и действуют другие подобные процессы в мировом хозяйстве.

    Руководство МВФ дает следующее определение: «Экономика страны рассматривается как совокупность хозяйственных единиц, более тесно связанных с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной территорией. Платежный баланс данной страны бу­дет отражать либо операции данных хозяйственных единиц с остальным миром, если указанные хозяйственные единицы рассматрива­ются как резиденты данной страны, либо операции данных хозяй­ственных единиц с данной страной, если хозяйственные единицы рассматриваются как нерезиденты по отношению к данной стра­не». Вследствие применения системы двойной записи, указывается далее в Руководстве МВФ, в случае ошибки не произойдет наруше­ния баланса, но может возникнуть искаженное представление о со­вершенных операциях. Для его избежания необходимы выработка универсального определения резидента и его повсеместное пра­вильное применение.

    В США резидентами считаются все правительственные учреж­дения, национальные компании и граждане, постоянно прожива­ющие в стране. Что касается американских граждан, прожива­ющих за границей (кроме государственных служащих), то отнесе­ние их к числу резидентов США зависит от длительности их пребывания за пределами страны и других факторов. Заграничные филиалы американских корпораций и дочерние компании счита­ются для США иностранными фирмами. Аналогичная практика имеет место и в других ведущих странах.

    В ФРГ резидентами с позиции платежного баланса счита­ются «физические и юридические лица, предприятия и т.д., для кᴏᴛᴏᴩых центр их хозяйственных интересов находится в данной стране независимо от их национальной принадлежности». В силу ϶ᴛᴏго к резидентам в ФРГ ᴏᴛʜᴏϲᴙтся не только лица германского происхождения, но и иностранные предприниматели, обосновав­шиеся в ФРГ.

    В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с принятой во Франции методикой термин «резидент» означает физических лиц французской национальности, находящихся во Франции или за границей менее двух лет, а также иностранцев, находящихся во Франции более двух лет, за исключе­нием иностранных служащих. Резидентами считаются также юри­дические лица во Франции, за исключением дипломатических и ко­нсульских представителей, работающих во Франции.

    В Российской Федерации в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Законом «О валют­ном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. резидентами будут:

    а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в т.ч. временно находящиеся за ее пределами;

    б) юридические лица, созданные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законода­тельством РФ, с местонахождением в РФ;

    в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ, с ме­стонахождением в РФ;

    г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;

    д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах б) и в).

    Список используемой литературы

    1. 250 недель развития капитализма в России: 2013:

    2. Лучшие материалы журнала "Эксперт". М., 2012.

    3. Агапова Т.А., Серегина Ф.С. Макроэкономика. М., 2012.

    4. Архитектор макроэкономики: Джон Мейнард Кейнс и его макроэкономическая теория. Ростов н/Д:,2009.

    5. Базылев Н.И. и др. Макроэкономика. М., 2008.

    6. Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов-на-Дону, 2008.

    7. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика: Европейский текст. СПб,2008.

    8. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). М., 2008.

    9. Вечканов Г. С. , Вечканова Г.Р. Макроэкономика: СПб, 2014.

    10. Гальперин В.М. и другие. Макроэкономика. Спб, 2014.

    11. Ю.Дадаян B.C. Макроэкономика для всех. М., 2012.

    Существуют два основных метода ограничения внешней торговли:
    тарифные ограничения (таможенные пошлины);
    нетарифные ограничения.
    Тарифные ограничения - это особый налог, которым облагается импортируемая или экспортируемая продукция. Различают импортный и экспортный тарифы. Тарифные ограничения на импорт применяются с целью увеличения доходов государственного бюджета, а также уменьшения недобросовестной конкуренции (демпинга). Экспортный тариф призван ограничить вывоз некоторых видов продукции из страны (например, сырья, используемого при производстве вооружения).
    К нетарифным ограничениям относятся следующие:
    1. Квоты - это количественные ограничения, которые устанавливаются на импорт или экспорт каких-либо товаров (например, разрешение ввозить за год не более 10 тыс. автомобилей заграничного производства).
    2. Лицензирование предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций.
    3. Эмбарго - это абсолютный и полный запрет на проведение экспортно-импортных операций.
    4. Субсидии - различные пособия, выделяемые в денежной форме из средств государства. Обычно предоставляются следующим субъектам:
    отечественным производителям в целях защиты их от конкуренции со стороны более дешевых импортных товаров;
    производителям экспортной продукции с целью стимулирования ее поставок на зарубежные рынки.
    5. Административные барьеры - это различного рода ограничения, касающиеся качества импортных товаров, условий их производства и реализации.
    Эффективность введения импортного тарифа проявляется в следующим:
    отечественные производители выигрывают за счет снижения конкуренции со стороны импортных товаров;
    отечественные потребители проигрывают, так как цены на импортный товар растут, а следовательно потребление его сокращается;
    государство выигрывает, так как получает в бюджет дополнительный доход за счет взимания таможенной пошлины.
    48. Понятие мировой валютной системы и этапы ее развития

    Важнейшей составной частью всемирного хозяйства являются международные валютные отношения, через которые осуществляются платежные и расчетные операции в мировой экономике. Совокупность форм организации валютных отношений и составляет международную валютную систему. Основой международной валютной системы (МВС) являются национальные валюты. Сюда также входят национальные и коллективные резервные валютные единицы, международные ликвидные активы, валютные паритеты и курсы, условия взаимной обратимости валют, международные расчеты и валютные ограничения, валютные рынки и мировые рынки золота и т.д.
    Исторически МВС сложилась к концу 19 в., когда в большинстве развитых стран получила распространение твердая золотая валюта, применяемая и для обслуживания международных расчетов и платежей. Был введен золотой стандарт, предусматривавший в международных расчетах обязательное использование золота определенного веса и чистоты, свободную чеканку монет и их обмен на другие валюты, поддержание паритета бумажно-кредитных денег с золотом и т.д.
    При системе золотого стандарта (СЗС) основой валютного курса являлся золотой монетный паритет, т. е. соотношение золотого содержания различных национальных денежных единиц.
    В эпоху золотого стандарта валютные курсы были фиксированными.
    Причинами распада СЗС явились следующие:
    1. Усиление государственного регулирования экономики требовало более гибкого денежного обращения, не привязанного к золотому запасу страны.
    2. Циклическое развитие экономики порождало необходимость влияния на изменение количества денег в обращении в зависимости от фазы цикла. Для этого надо было, чтобы количество бумажно-кредитных денег не зависело от количества золота.
    3. Рост военных расходов в ходе первой мировой войны вызвал отток золота из запасов воюющих стран, увеличение дефицитов государственных бюджетов, что сделало невозможным фиксацию валютных курсов ввиду невозможности сохранить неизменными золотое содержание национальных денежных единиц.
    4. Постепенно золото изымалось из обращения и заменялось неразменными кредитными деньгами. Все чаще курсы национальных валют стран Западной Европы устанавливались через их отношение к американскому доллару.
    С началом 1-ой мировой войны эта система прекратила свое существование и возобновилась лишь в 1922 г. после Генуэзской конференции, где было достигнуто соглашение о золотодевизном стандарте, когда основным инструментом регулирования международных расчетов становятся заменители золота (девизы), в качестве которых выступают некоторые национальные и коллективные валюты. В 30-е гг. все развитые страны отошли от золотого стандарта.
    2.Бреттон-Вудская валютная система (система золотодолларового стандарта)
    В 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) была принята новая мировая валютная система - система золотодолларового стандарта.
    Основные черты и принципы Бреттон-Вудской валютной системы следующие:
    1. Функции мировых денег в равной степени законодательно закреплялись за золотом и американским долларом. Они являлись главными мировыми резервными и платежными средствами.
    2. США обязались обменивать доллары на золото для иностранных правительственных учреждений и центральных банков по фиксированному курсу 35 долл. за тройскую унцию (31,1 г золота).
    3. Валютные паритеты стран-участниц данной валютной системы, выраженные в золоте и долларах США, фиксировались МВФ, были стабильными и служили основой фиксированных валютных курсов.
    4.Существовала жесткая привязка валют к доллару. Отклонения от фиксированного по отношению к доллару валютного курса не допускались более чем на 1 %.
    5. Предусматривалась полная конвертируемость валют стран-участниц МВФ.
    6. МВФ являлся главной международной валютно-финансовой организацией, регулирующей международные валютные отношения.
    С конца 60-х гг. стали проявляться следующие тенденции, приведшие к распаду Бреттон-Вудской валютной системы:
    1. В США в связи с большими военными расходами (войны в Корее и Вьетнаме) и сокращением золотых резервов происходило инфляционное обесценение доллара, что приводило к несоответствию курсов, фиксированных МВФ, и реальных валютных курсов, определенных по отношению к американскому доллару.
    2. В результате экономического роста происходило укрепление национальных валют стран Западной Европы и Японии, что подрывало позиции американского доллара как главного международного резервного и платежного средства.
    3. Бреттон-Вудская система оказалась не в состоянии своевременно приводить официальные валютные паритеты в соответствие с изменяющейся покупательной способностью национальных валют стран-участниц МВФ.
    В итоге сформировался «черный» валютный рынок, что порождало сильные спекулятивные тенденции на международных валютных рынках.
    В начале 70-х гг. США отказались от обмена долларов на золото, провели несколько девальваций (официального обесценения) доллара, заморозили централизованные запасы золота.
    Валюты ведущих западных стран перешли к режиму самостоятельного или группового плавания курсов.
    На современном этапе мировая валютная система опирается на так называемое Ямайское соглашение 1978 года. Система плавающих валютных курсов Основными принципами его являются следующие.
    1. Золото исключается из расчетов между МВФ и его членами.
    2. Международным платежным средством признаны СДР (СДР – это не существующая в материальной форме счетная единица. Оценка СДР осуществлялась на базе «корзины» валют, включающей: доллар – 40%, французский франк и фунт стерлингов – по 11%, марка – 21%, Йена японская – 17%.), на основе чего страны определяют параметры своих валют.
    3. Валютные курсы могут быть либо стабильными по отношению к СДР либо плавающими.
    4. Приоритетное право межгосударственного регулирования отводится МВФ.
    В Ямайской системе была по сути закреплена роль международного платежного средства за долларом США, на долю которого приходится более 60% официальных валютных резервов.
    С 90-х годов происходит процесс создания экономического и валютного союза в Европе с постепенным введением банкнот и монет EURO.

    Тарифное регулирование - один из важнейших факторов выстраивания государством эффективной внешнеэкономической политики. Какова специфика участия российских властей в данном направлении деятельности? Каковы особенности правовых норм, регулирующих торговлю РФ с другими странами?

    Сущность тарифного регулирования

    Тарифное регулирование, согласно распространенному определению - это одна из форм государственного участия во внешнеэкономической деятельности, которая применяется с целью оптимизации процессов на уровне экспорта и импорта. Власть, задействуя данный инструмент, реализует свое право на установление тех или иных пошлин и тарифов с тем, чтобы впоследствии зачислить денежные средства, поступаемые в счет оплаты данных сборов, в бюджет, или же решить некоторые задачи в рамках защиты национальной экономики. Поскольку в процессе импорта и экспорта тот или иной товар, как правило, пересекает границу, рассматриваемый вид деятельности имеет прямое отношение к таможенным структурам. То есть термин «тарифное регулирование», как правило, употребляется в контексте коммуникаций с иностранными государствами.

    Разумеется, есть также и иные интерпретации данного явления. Так, термин «тарифное регулирование» в узком смысле (хотя данный формат его употребления встречается реже, чем в контексте таможни) может отражать деятельность неких структур, связанных с установлением государственных цен на тот или иной вид продукции или сервисов. Так, в частности, деятельность Федеральной службы по тарифам может характеризоваться как имеющая отношение к рассматриваемой интерпретации термина. В компетенции ФСТ, таким образом - внутренние тарифы на различного рода товары или услуги.

    В свою очередь, во многих регионах есть Комитет тарифного регулирования, например в Волгоградской области - структура в рамках вертикали исполнительной ветви власти, подотчетная ФСТ. При этом названия ее аналогов, в зависимости от субъекта федерации, могут меняться. Например, в Томской области функционирует Департамент тарифного регулирования. Однако следует отметить, что ФСТ и подчиненные ей структуры к работе таможни прямого отношения не имеют. Существуют другие государственный органы, в компетенции которых собственно таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (или ВЭД). Речь идет прежде всего о Федеральной таможенной службе. Также есть сведения о том, что данное ведомство, возможно, будет объединено с ФНС.

    Таким образом, тарифное регулирование может пониматься по-разному, в зависимости от контекста. Важный критерий здесь - значение термина «тариф». Существует традиционное его понимание, которое предопределяет его прямую связь с таможенными процедурами. Вместе с тем в правовой практике РФ сформировалось понимание тарифа как синонима расценки вообще - как на уровне права, так и в аспекте источников, которые не являются нормативными актами, однако встречаются повсеместно - например, каталоги тарифов операторов сотовой связи. Так или иначе, основной контекст, в котором чаще всего употребляется рассматриваемый термин - это таможенно-тарифное регулирование. Рассмотрим особенности данного явления и его российской модели.

    Регулирование тарифов и таможня

    Итак, основной контекст, в рамках которого используется изучаемый нами термин - это тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Какова специфика данного процесса? Как мы уже отметили, главную роль в нем играют компетентные государственные структуры. Тарифы на таможне - один из ключевых элементов участия властей во внешнеторговой политике. Основные цели таких активностей: пополнение бюджета, осуществление протекционистских мер, фискализация, стимулирование развития тех или иных отраслей.

    Таможенно-тарифное регулирование предполагает, что государство, устанавливая те или иные пошлины и сборы, например, с импортируемых в страну товаров, содействует повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства. Дело в том, что сборы, уплачиваемые на границе, включаются в дальнейшем в стоимость товара, которая может оказаться выше, чем если бы покупатель приобретал их внутри страны у местного производителя. В то же время фискальная функция отражает задачу по сбору тарифных поступлений в государственный бюджет. В частности, если говорить о российской модели соответствующего направления государственной политики, то подобные выплаты играют важнейшую роль в пополнении государственной казны.

    Власть, осуществляя таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, также может способствовать повышению динамики национального экспорта. На практике это, как правило, достигается посредством снижения соответствующих ставок или же их обнуления.

    Нетарифные методы

    Существует тарифное и нетарифное регулирование таможенных процессов. Какова специфика активностей второго типа? К нетарифным методам относится прежде всего выдача различных лицензий, выработка тех или иных стандартов качества, которые могут осложнить ввоз товаров из-за границы. Как полагают многие эксперты, данные методы используются главным образом в процессе применения государством как раз-таки протекционистских мер. Власть может, таким образом, определив формальные барьеры для импорта тех или иных товаров, создать более благоприятные условия для национального производителя.

    Эксперты отмечают ряд недостатков, которыми сопровождаются подобные методы регулирования торговли. Прежде всего, если государство использует нетарифный инструментарий, то это может сопровождаться серьезным ростом цен внутри страны на тот или иной вид продукции. Причин тому две - возможный дефицит продукции в силу того, что национальные производители не удовлетворяют объем спроса, или же спекулятивные явления, когда поставщик товаров устанавливает завышенные цены на монопольных началах, по причине отсутствия иностранной конкуренции.

    Эксперты ООН классифицируют нетарифные методы на следующие основные типы: лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, а также антидемпинговые меры. Конкретные виды ограничений могут быть разными. В числе самых распространенных - установление чрезвычайно сложных процедур таможенного оформления, формирование неоправданно строгих технических (экологических, санитарных) стандартов, а также ужесточений требований к упаковке, цвету, форме товаров и т. д.

    В дополнение к методам нетарифного регулирования также могут практиковаться различные ограничения на валютные и финансовые операции (связанные, к примеру, с обналичиванием прибыли иностранных компаний), определение льготных условий по капиталообороту для узких групп предприятий и т. д.

    Каковы основные механизмы, посредством которых нетарифные методы применяет российское государство? В числе базовых, что присутствуют в практике таможенного регулирования в РФ, - квоты и лицензии. Ключевое ведомство, которое принимает участие в задействовании соответствующих инструментов, - Министерство экономики.

    В РФ применяется два основных инструмента в рамках собственно таможенного регулирования "классического" типа - это тарифы, а также пошлины. Рассмотрим специфику каждого из них.

    Чем отличается тариф от пошлины

    Таможенная пошлина - это сбор, взимающийся с товаров, которые проходят через государственную границу. Пошлины могут быть как импортными, так и экспортными. Также данные два их вида дополняют в ряде случаев транзитные. Отмеченные инструменты призваны выполнять прежде всего налоговую функцию. Величина пошлин устанавливается на уровне общенациональных законов.

    В свою очередь таможенные тарифы, принятые в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - это реестры товаров, которые облагаются установленными в отношении них таможенными пошлинами. Таким образом, два рассматриваемых инструмента - это фактически части единого. При этом, в зависимости от контекста и правовой традиции, принятой в том или ином государстве, он может называться «тарифом» или «пошлиной». В РФ, как считают некоторые эксперты, чаще употребляется второй термин в отношении того самого «общего» инструмента.

    То есть если в том или ином контексте речь прямо не идет о «тарифе» в основном значении («реестр товаров, подлежащих обложению сбором»), то допустимо употреблять термин «пошлина» как обозначающем единый инструмент, с помощью которого осуществляется тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

    Классификация тарифов и пошлин

    Таким образом, таможенные тарифы и пошлины - это фактически две взаимосвязанные части единого инструмента. Вместе с тем они, как мы определили выше, не являются синонимами, если говорить о понятийном аппарате в рамках релевантных правовых актов и норм. Более того, тарифы и пошлины бывают очень разными. Рассмотрим, на какие основные типы они подразделяются.

    Что касается тарифов, то оснований для классификации их может быть несколько. В зависимости от количества ставок, тарифы могут быть простыми (в которых присутствует одна ставка) или сложными (две и более). По признаку правовой природы тарифы делятся на автономные и конвенционные. Первые предусматривают, что ставка для них определяется на базе национальных правовых актов, а не международных. А конвенционные тарифы устанавливаются с учетом норм, принятых государством в процессе сотрудничества с другими странами. Хотя на практике в чистом виде они, если говорить о российской модели, встречаются редко. И потому многие эксперты считают, что корректнее называть их автономно-конвенционными.

    Пошлины могут подразделяться на следующие типы: специальные, антидемпинговые, а также компенсационные. Относительно первых можно сказать, что тарифное регулирование ВЭД российского образца применяет их в качестве защитной меры в тех случаях, когда ввозимый товар способен нанести явный ущерб интересам национального производителя. Антидемпинговые пошлины задействуются, если зарубежный поставщик собирается ввозить в РФ товары с более низкой ценой, чем они доступны внутри государства. Компенсационные типы сборов используются, если речь идет о ввозе товаров, которые выпускались при условии субсидирования.

    Вместе с тем базовым критерием классификации пошлин считается направленность потока товара. То есть данного типа сборы подразделяются прежде всего на экспортные и импортные. Рассмотрим специфику обоих типов пошлин в рамках российской экономической модели.

    Специфика импортных пошлин в РФ

    Таможенно-тарифное регулирование ВЭД, осуществляемое российским правительством, предполагает выделение нескольких уровней импортных пошлин - тех, что устанавливаются в отношении сырья, т. е. взимающихся с поставщиков материалов, а также тех, которые взимаются с бизнесов при импорте готовых изделий или полуфабрикатов. Также важна фактическая природа ввозимых товаров - это влияет на ставки для такого типа сборов. Так, например, если речь идет об импорте оборудования, продуктов питания, продукции текстильной промышленности, то в отношении данных категорий товаров пошлина может достигать 30% и более. В свою очередь, ставки для сырья и полуфабрикатов могут быть в несколько раз ниже. Некоторые виды товаров и вовсе могут быть освобождены от пошлин - например, лекарства или детское питание.

    Специфика российского экспорта

    Тарифные меры регулирования, используемые развитыми странами, подразумевают в достаточной мере ограниченное задействование экспортных пошлин. Данный подход в целом близок российской модели участия государства во внешней торговле. Экспортная пошлина на большинство вывозимых из РФ товаров не взимается. Однако это правило не действует, в частности, относительно ключевого предмета российского экспорта - нефти, а также продуктов ее переработки. Вывоз «черного золота» из РФ облагается существенными сборами.

    Например, что касается сырой нефти, то российские экспортеры сейчас должны уплачивать за нее пошлину в расчете 105,8 долларов США за тонну. В среде финансовых аналитиков высказываются предположения о том, что данное значение может вырасти в ближайшее время еще на 30 долларов. Вместе с тем есть также сведения о том, что для тех компаний, которые ведут добычу нефти на некоторых месторождениях, расположенных в Восточной Сибири, на Каспии, а также на Приразломном, что принадлежит «Газпрому», экспортная ставка может быть на некоторое время обнулена.

    Что касается высоковязкой нефти, то в отношении нее пошлина намного ниже, чем для обычной. Например, сейчас это 13,3 долларов за тонну. Если речь идет об экспорте бензина, то в отношении него пошлина составляет 89,8 долларов за тонну. Которая, как отмечают эксперты, также может вырасти. Отметим, что пошлина, установленная для сжиженных газов, сейчас нулевая. Ставка для светлых нефтепродуктов сейчас - 50,7 долларов, для темных - 80,4%. Пошлина на экспорт кокса - 6,8 долларов. По мнению аналитиков, соответствующие значения для каждого из отмеченных нефтепродуктов, вывозимых из РФ, в обозримом будущем могут вырасти.

    Кроме нефти и продуктов на ее основе, экспортной пошлиной в РФ облагаются некоторые виды металлов, сортов рыбы, зерновые, лесоматериалы. Вместе с тем очень большой спектр товаров, выпускаемых российскими предприятиями, не облагается сборами данного типа. Можно отметить, что особые условия в аспекте государственной тарифной политики РФ функционируют при организации товарооборота со странами ЕАЭС - Арменией, Белоруссией и Казахстаном.

    Определение размера пошлины

    В рамках каких формул тарифное регулирование внешней торговли российского образца определяет величину пошлин? Как правило, размер соответствующих сборов зависит от практики выстраивания политических и экономических отношений между конкретными государствами. Также может иметь значение международный статус той или иной страны. В ряде случаев, например, государства, причисляющиеся, согласно принятым на уровне мировой политики критериям, к развивающимся, могут получать преференции в виде пониженной ставки, возможности выплатить сбор в рассрочку или позже, а то и вовсе освободиться от соответствующего обязательства.

    Эксперты отмечают: степень доверия и стремления к выстраиванию компромиссной модели в торговле между государствами непосредственно зависит от уровня их политической интеграции. Проще говоря, если страны дружат, то и экономические отношения между ними выстраиваются конструктивные - различного рода ставки ниже, барьеров меньше, и в целом условия для сотрудничества предприятий создаются благоприятствующие.

    Роль таможенных пошлин

    Тарифное регулирование торговли - важнейший компонент международной политики любого государства. Дело в том, что посредством соответствующего типа инструментов власть регулирует коммуникации между внутренним и международным рынками. Некоторые эксперты считают, что наибольшее значение с точки зрения наполнения государственной казны и положительного влияния на национальную экономику имеют импортные пошлины. Это касается также и российской модели участия государства в таможенно-тарифной политике. Выше мы отметили, что для РФ важны также и некоторые виды пошлин, установленных для вывозимых товаров. Особенно те, которыми облагаются нефть и продукты на ее основе.

    Как считают многие экономисты, тарифные методы регулирования торговли в случае их неоправданно частого применения могут привести к кризисным явлениям в экономиках торгующих государств. Так, например, увлечение различными антидемпинговыми и иными мерами может привести, как мы уже отметили выше, к дефициту товаров или же к снижению конкуренции - в обоих случаях есть вероятность значительного роста потребительских цен. Также можно отметить, что высокие импортные пошлины в отношении конкретных государств могут негативным образом повлиять на перспективы развития торговли с ними. Правительства тех стран, в отношении которых тарифные меры регулирования характеризуются чрезмерной строгостью, могут сами устанавливать слишком завышенные требования к партнерам. Которые, в свою очередь, могут терять в выручке из-за ограничения объема экспорта.

    Международный правовой аспект

    Тарифное регулирование - это, таким образом, часть внешней политики государства. Правительства стран мира могут взаимодействовать как в ходе непосредственных коммуникаций, так и в процессе образования структур, предполагающих участие большого количества стран, объединенных по территориальному, культурному или идеологическому признаку.

    Есть торговые объединения мирового масштаба - например, это ВТО. Также важна роль Конференции ООН по вопросам торговли и развития, таких объединений, как ГАТТ, или, например, Брюссельская конвенция по вопросам товарной номенклатуры. Активное международное взаимодействие правительств может предопределять некоторую унификацию национальной правовой базы, моделей выработки стандартов и норм в отношении производства товаров, подходов к выстраиванию политики тарифного регулирования на таможне.

    Деятельность международных структур призвана прежде всего облегчать взаимопонимание стран, выстраивающих партнерские отношения. Чтобы, например, министерство тарифного регулирования и аналогичная ему структура в другом государстве использовали схожий понятийный аппарат для корректного составления договоров и определения путей совместного развития.

    Национальный правовой аспект

    В правовых системах большинства стран мира присутствуют также и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся тарифного регулирования. Это могут быть как отдельные законы, в которых прописываются положения, отражающие процессы таможенной политики государства, так и самостоятельные кодексы, имеющие статус базовых правовых документов.

    Возможен вариант, при котором национальное законодательство, касающееся таможенного регулирования, постепенно заменяется актами, принятыми на уровне международных коммуникаций. Так, например, до 2010 года в РФ действовал собственный Таможенный кодекс. Однако он был заменен соответствующим документом, действующим на уровне стран Таможенного союза - структуры, которая предшествовала ЕАЭС.

    Сейчас Кодекс, который устанавливает правила и нормы торговли для России, Армении, Белоруссии и Казахстана, продолжает действие, однако есть сведения о том, что в 2016 году его сменит полностью обновленный документ. В нем, как предполагается, будут отражены положения, значительно упрощающие ведение торговли между участниками ЕАЭС.



    Похожие статьи