Факторы размещения предприятий пищевой промышленности. История российской пищевой промышленности

Развитие и размещение пищевой промышленности

Пищевая промышленность - совокупность перерабатывающих отраслей аграрно-промышленного комплекса, производящих продукты питания из сырья растительного и животного происхождения (зерно, картофель, молоко, мясо и т.д.). Это самая социально значимая отрасль обрабатывающей промышленности. Каждый регион заинтересован в развитии производства продуктов питания и обеспечении населения продовольственными товарами собственного производства. В настоящее время в отрасли насчитывается свыше 50 тысяч предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Пищевая промышленность в условиях рынка не только сохранила, но отчасти и приумножила свой потенциал. Способствовали этому быстрый оборот капиталов в отрасли, значительные иностранные инвестиции и, что важно, географическая привязка многих производств к местным (локальным) и региональным рынкам сбыта.

Географический рисунок размещения отдельных отраслей и производств в составе пищевой промышленности определяется их технико-экономическими особенностями (табл. 69). В целом, ее предприятия имеются повсеместно в пределах основной зоны заселения. Для большинства городов характерен стандартный набор пищевых производств: хлебопекарное и кондитерское, молокоперерабатывающее, мясоперерабатывающее, производство безалкогольных и алкогольных напитков, пива.

В развитии отрасли наблюдается так называемая историческая унаследованность. Например, Троицк и Верхнеуральск – центры уездов, уже в дореволюционный период выделялись значительным развитием отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырьё, Челябинск – с конца 19 в. выдвинулся в ряд крупнейших центров мукомолья и сохраняет за собой эту характеристику, большинство современных спиртовых и ликёроводочных заводов области основаны во второй половине 19 в. и т.д.

Таблица 69

Группы отраслей пищевой промышленности

Другая не менее важная черта, оформившаяся в советский период – административная приуроченность предприятий, т.е. преимущественное их размещение, особенно крупных перерабатывающих мощностей, в социально-хозяйственных административных центрах. Причём, чем больше центр, тем более мощно, как правило, представлена в нём пищевая индустрия. Для России в целом характерен сдвиг перерабатывающих мощностей к крупным городам и их пригородным зонам.

Сложившаяся география размещения отрасли в последние годы претерпевает кардинальные изменения: наблюдается явление деконцентрации (рассредоточения) её производственных мощностей. Особенно ярко это видно на примере тех отраслей, продукция которых более всего востребована: хлебопекарной, молочной и мясоперерабатывающей. Как в городах, так и в сельской местности, что особенно важно, появились десятки перерабатывающих цехов, чутко реагирующих на рыночную коньюктуру и составляющих конкуренцию крупным комбинатам и заводам. Явление это вполне закономерно и обозначившаяся тенденция, несомненно, сохранится в перспективе до тех пор, пока не будет достигнуто определённое равновесие на рынке продовольствия между спросом и предложением. Ещё одна особенность – наличие крупных внутриотраслевых и межотраслевых объединений в пищевой промышленности (например, «Макфа» - 30 % российского производства макаронных изделий), призванных координировать работу отдельных предприятий, формировать цепочки «сырьевая база – переработка сырья – торговля готовой продукцией». Тесное сопряжение размещения предприятий пищевой промышленности с географией размещения населения, отражает только один принцип оптимизации её территориальной организации. Другой, не менее значимый принцип, заключается в устранении региональных диспропорций между производством отдельных сельскохозяйственных продуктов и мощностями по их переработке, длительному хранению без потери качества и др.

Рис. 20. Пример тяготения перерабатывающих мощностей к сырью

В отечественных учебниках стыдливо замалчивается тот факт, что по объемам производства, чистой прибыли и рентабельности производства у нас на первых ролях предприятия, выпускающие алкогольную продукцию и пиво. На это следует обращать внимание.

По выпуску алкоголя традиционно лидируют такие регионы как: Московская область, Кабардино-Балкария, Северная Осетия. До 40 % рынка занимает так называемая «палёнка» - некачественная продукция, от употребления которой ежегодная смертность превышает 80 тыс. чел. Её производят не только на нелегальных кустарных «заводах» (по некоторым данным их общее число превышает 1 600!), но и на государственных предприятиях.

Темпы развития пивоваренной промышленности таковы, что если в 1990 году общий объем выпуска составлял только 336 млн. декалитров, то в 2008 году было произведено уже 838 млн. декалитров. Важная географическая деталь: большую часть пивоваренного солода Россия импортирует из Германии и некоторых других стран. Отечественное сельское хозяйство пока не в состоянии вырастить качественный ячмень.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Специализация в сельском хозяйстве складывается посредством сочетания отраслей растениеводства и животноводства, в которых создаётся основная часть товарной продукции . Отрасль, от которой получают наибольшую часть товарной продукции, принято называть главной , а все прочие – дополнительными . В разных сельских местностях главными становятся те отрасли, для которых имеются наиболее благоприятные сочетания природных и социально-экономических условий.

Агроклиматические условия оказывают существенное, но фатальное воздействие на развитие сельского хозяйства. Так в Европейской части страны природные условия улучшаются от зоны тундры к лесостепным и степным зонам (табл. 70). Рассмотрим зональные черты сельского хозяйства в России.

В зонах тундры и лесотундры, северной тайге, земледелие в открытом грунте практически невозможно. Главная отрасль - оленеводство: весной и летом оленей пасут в открытой тундре, а зимой – в лесотундре. Дополнительные отрасли – охота (на пушных зверей и водоплавающую птицу) и рыболовство, собирательство. В целом, данные ландшафты составляют зону северного оленеводства и промыслового хозяйства, отвечающую традиционному природопользованию коренных народов Севера.

Таблица 70

Агроклиматические условия природных зон Европейской части России

Природная зона Сумма t выше + 10º Коэффициент увлажнения Преобладающий тип почв Тип водного режима Вероятность засушливых лет, %
Тундра, лесотундра 400 - 1200 1,5 – 1,8 глеевые мерзлотный, застойный -
Таёжная зона 1200 - 1600 1,4 подзолистые промывной -
Смешанные леса 1600 - 2200 1 – 1,2 дерново-подзолистые промывной 5 - 10
Лесостепь 2200 - 2800 0,9 серые лесные и чернозёмы периодически промывной 10 - 30
Степь до 2900 0,6 – 0,7 чернозёмы непромывной 15 - 30
Сухие степи, полупустыни 3400 - 4000 0,3 – 0,5 светло-каштановые и солонцы непромывной, засушливый 20 - 30
Субтропическая 1,5 краснозёмы и желтозёмы промывной -

Северная граница массового распространения земледелия в России близка к рубежам перехода от южно-таёжной подзоны на дерново-подзолистых почвах к подзоне средней тайги на подзолистых почвах, где сумма активных температур (выше 10º) составляет менее 1 600º.

В среднетаёжной подзоне европейской части страны (Нечерноземье) сельскохозяйственные угодья приурочены преимущественно к землям долинного комплекса крупных рек, а водоразделы заняты таёжными лесами и болотами. На заливных лугах развивается молочное и молочно-мясное животноводство. Земледелие носит очаговый характер (ранние овощи, серые хлеба).

В подзоне южной тайги и смешанных лесов европейской части страны (Нечерноземье) под земледелие в значительной мере освоены водоразделы, где пашни перемежаются с природными кормовыми угодьями, массивами лесов и заболоченных земель. В целом, на сельскохозяйственные угодья здесь приходится свыше 1/3 всей площади (выборочный характер земледелия). Пашни занимают несколько большие площади, по сравнению с сенокосно-пастбищными угодьями. Наиболее высокая земледельческая освоенность характерна для ополий . В посевах преобладают картофель, овощи, лён, серые хлеба (ячмень, рожь, овёс, кормовые культуры). Развивается молочное и молочно-мясное животноводство. В зоне хвойно-широколиственных лесов Дальнего Востока – пшеница, кукуруза, соя, молочно-мясное скотоводство, пантовое оленеводство.

В зонах лесостепи и степи под пашнями находится почти ¾ всей площади (сплошной характер земледелия), что обусловило значительное развитие эрозионно-дефляционных процессов , особенно в ландшафтах возвышенных равнин с расчленённым рельефом. В лесостепной зоне европейской части страны, на севере черноземной зоны преобладает растениеводство – зерновые и технические культуры (пшеница, рожь, овёс, картофель, сахарная свёкла, подсолнечник, кукуруза, кормовые корнеплоды); мясо-молочное скотоводство и свиноводство развиваются на полевых кормах. В лесостепи Западной Сибири – молочно-зерновое хозяйство. В степях европейской России главные культуры – пшеница, кукуруза на зерно и подсолнечник на семена; мясо-молочное животноводство и овцеводство. В степных районах Западной Сибири выращивают яровую пшеницу и разводят крупный рогатый скот молочно-мясных пород, в более засушливых районах – овцеводство.

В сухих степях и полупустынях (Поволжье, Калмыкия, Дагестан) земледелие носит очаговый характер и возможно только при условии искусственного орошения (бахчевые культуры, пшеница, просо, горчица). Естественные кормовые угодья представлены летними и зимними пастбищами. Развито отгонно-пастбищное овцеводство., коневодство, мясо-молочное скотоводство.

Зона сухих и влажных субтропиков занимает ограниченную территорию вдоль Черноморского побережья Краснодарского края. Это район выращивания теплолюбивых культур (цитрусовые, чай, фрукты, табак).

ТРАНСПОРТ

География транспорта исследует закономерности пространственной организации транспорта на земной поверхности, с целью выработки рекомендаций по оптимизации транспортной сети и минимизации транспортных издержек. Главная функция транспорта – перемещение грузов и пассажиров на близкие (до 100 км), средние (100 – 500 км) и дальние (свыше 500 км) расстояния с минимальными экономическими издержками, в том числе и с точки зрения затрат времени.

По типу географической среды, в которой происходит перемещение людей и грузов, транспорт разделяется на сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой); водный (морской и речной); воздушный.

По назначению выделяют транспорт общего пользования, ведомственный, промышленный, рекреационный и городской. Иногда к транспорту относят передачу электроэнергии на расстояния.

Разные виды транспорта, взаимодействуя друг с другом на одной территории, образуют транспортные системы. По числу развитых видов транспорта различают мономодальные (или одновидовые) транспортные системы (развит один вид транспорта, который доминирует над остальными видами, которые развиты слабо) и полимодальные (или многовидовые; развито несколько видов транспорта, но в разной степени). Полимодальные транспортные системы бывают полными (развиты все виды транспорта), неполными (нет какого-либо вида транспорта), неполными усеченными (нет 2 – 3 и более видов транспорта).

Транспортные системы включают в себя линейную и узловую инфраструктуру (пути, транспортные линии, сеть этих линий; транспортные узлы и центры), транспортные средства (подвижной состав), транспортные потоки. Эти элементы связаны друг с другом транспортно- географическими отношениями пространственно-функциональными свойствами и связями), которые обозначают термином «транспортно-географический процесс». Основными транспортно-географическими отношениями являются: транспортное тяготение; транспортная близость или удаленность; транспортная доступность; транспортная связность; транспортная проходимость (проницаемость) территории; пространственная неравномерность (поляризация, концентрация и дисперсия) в распределении транспортных узлов, линий и потоков; транспортно-географическое положение; транспортное освоение территории.

Важнейшим видом транспортно-географических отношений является транспортная доступность , которая представляет собой пространственный резерв маневрирования транспортными связями. Она – не рядовое свойство территориальной транспортной системы, а специфический территориальный ресурс и важнейшее условие развития экономики конкретной территории. Одной из задач географов является проведение экономической оценки транспортной доступности, а также анализ ее влияния на эффективность хозяйства.

Доступность можно рассматривать как совокупность реальных и потенциальных возможностей данного места для социально-экономической деятельности, а также как источник высвобождения свободного времени, уменьшения трудности сообщения и увеличения производительности труда. Транспортная доступность подобно доходам, отражающим уровень жизни, характеризует условия жизни в том или ином месте. При улучшении доступности (средняя скорость перемещения увеличивается в r раз) в r 2/3 раз уменьшается число центров тяготения.

Важным видом территориальных ресурсов являются диспозиционные ресурсы, которые представляют собой особые условия в регионе, создаваемые взаимоположением объектов хозяйства и природы. Эти условия могут быть выгодными (благоприятными) и невыгодными, приводящими к дополнительным издержкам, как в экономике, так и в социальной сфере. К диспозиционным ресурсам относятся транспортно-географическое положение и его аналоги, в частности, интегральная транспортная доступность, в основе которой лежат разнообразные конфигурации транспортных сетей.

Интегральная транспортная доступность – это вероятность достижения любого пункта (поселения) территории из любого другого с заданной скоростью или в заданный отрезок времени. Интегральность транспортной доступности проявляется в том, что последняя выступает не как удобство связи до какого-то одного или нескольких пунктов (транспортных узлов), а показывает возможность маневрирования грузовыми и пассажирскими связями одновременно для всех транспортных пунктов и узлов. Таким образом, интегральная транспортная доступность отражает позиционно-техническую надежность социально-экономических связей в регионе и является характеристикой его транспортно-географического положения.

При географическом анализе региональных территориальных транспортных систем следует проводить рейтинг административных единиц (районов) по качеству их транспортно-инфраструктурного обслуживания, уровню сложности пространственной структуры и технического состояния транспортной сети. При этом выделяются зоны с лучшей (прицентровые территории) и худшей транспортной доступностью (периферийные территории). Для любой территории характерны географические контрасты между центром и периферией, которые становятся причиной возникновения и воспроизводства территориального неравенства, социальной территориальной несправедливости. Последнюю, можно рассматривать и как неравенство транспортных возможностей потребления благ социально-гарантированного минимума. Для нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы места деятельности людей, учреждения бытового и культурного обслуживания, зоны отдыха были досягаемы из мест проживания.

Состояние транспортной отрасли и уровень ее развития в России нельзя считать удовлетворительными. Транспортная проблема в целом и отдельные ее аспекты создают угрозу ограничения экономического роста и реализации социальных программ развития страны. Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.

Низкая скорость движения транспортных средств и грузов, непроизводительные затраты на складирование и перегрузку, другие проблемы в системе товародвижения приводят к тому, что Российская Федерация теряет ежегодно до 2 % ВВП. Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам. Слаборазвитая дорожная сеть стала оказывать негативное влияние на экономику страны, сдерживая мобильность населения и развитие целого ряда богатых природными ресурсами регионов.

Рис. 21. Сеть федеральных автомобильных дорог России

Основными характеристиками территории, влияющими на пространственную организацию транспортных систем, являются система расселения, уровень освоенности территории (в первую очередь уровень сельскохозяйственной освоенности), экономико-географическое положение.

50% территории России имеет либо низкий уровень транспортной освоенности, либо не имеют круглогодичного сухопутного транспорта вообще. Максимальна доля таких территорий в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, северные районы которых почти не освоены в промышленном и сельскохозяйственном отношении. Наиболее обеспечены транспортом Центрально-Черноземный, Центральный и Северо-Кавказский экономические районы с высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного освоения.

В целом уровень транспортной освоенности территории уменьшается по направлениям запад – восток (в масштабе всей страны), центр – периферия (в ее Европейской части) и юг – север (в Азиатской части).

При выявлении закономерностей пространственной организации локальных транспортных систем можно использовать несколько основных показателей. В первую очередь это показатель плотности (густоты) автодорожной сети . Второй показатель – плотность автодорожной сети, рассчитываемый с учетом численности сельского населения по формуле Энгеля: .

Из табл. 71 видно, что только 5% территории страны имеет высокий уровень транспортной освоенности территории.

Таблица 71

Уровни транспортной освоенности территории России

Экономический район Уровень транспортной освоенности территории
Высокий Средний Низкий Без сухопутных путей сообщения
Центральный 58,5% 41,5%
Северный 69,7% 24,6% 5,7%
Северо-Западный 31,1% 68,9%
Волго-Вятский 31,3% 68,7%
Уральский 10,3% 89,7%
Центрально-Черноземный 74,9% 25,1%
Северо-Кавказский 46,8% 53,2%
Поволжский 6,3% 93,7%
Западно-Сибирский 74,7% 25,3%
Восточно-Сибирский 37,5% 20,0% 42,5%
Дальневосточный 21,5% 34,4% 44,1%
Россия в целом 4,9% 45,1% 23,5% 26,5%

Контрольные вопросы к теме 9:

1. Как эволюционировал топливный баланс России в ХХ веке?

2. Перечислите важнейшие топливные базы России.

3. По каким принципам размещаются станции централизованного теплоснабжения?

4. К каким субъектам федерации приурочена крупнейшая железорудная аномалии?

5. Почему ¾ российского алюминия выплавляется в Восточной Сибири?

6. Какие ключевые отрасли образуют оборонно-промышленный комплекс России?

7. Какие варианты размещения машиностроения вам известны?

8. Почему первые предприятия по производству подвижного железнодорожного состава были построены в Центральной России, а не на Урале?

9. Как сырьевой фактор сказывается на размещении промышленности минеральных удобрений?

10. Назовите принципы территориальной организации лесозаготовительной промышленности.

11. Какие сферы и отрасли образуют АПК страны?

12. Дайте характеристику «пшеничного пояса» России.

13. Назовите ареалы возделывания волокнистых технических культур в России.

14. Чем определяется размещение типов разведения крупного рогатого скота в России?

15. Какие виды услуг вам известны?

17. Дайте оценку транспортной освоенности территории России.

18. Дайте характеристику основных топливных баз России.

19. Дайте характеристику Уральской металлургической базы.

20. Назовите главные отрасли сельскохозяйственной специализации природных зон России.

Основные факторы, влияющие на размещение предприятий пищевой промышленности. Особенности размещения отдельных отраслей пищевой промышленности

При размещении предприятий пищевой промышленности по территории страны необходимо учитывать ряд факторов , важнейшими из которых являются:

Характер перерабатываемого сырья и готовой продукции;

Возможные сроки хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

Природные и естественноисторические условия;

Численность населения и его сосредоточение по районам страны;

Уровень жизни;

Местные традиции, обычаи, вкусы и привычки населения;

Общественные формы организации производства (концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование);

Развитие транспортной сети;

Транспортные средства;

Способы транспортировки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, требующие специальных условий и изменяющиеся с развитием технического прогресса;

Прочие факторы.

Все предприятия пищевой промышленности, исходя из принципов их размещения, делятся на три группы.

К первой группе относятся предприятия, перерабатывающие транспортабельное сырье и вырабатывающие нетранспортабельную или скоропортящуюся продукцию. Это в основном предприятия, занимающиеся вторичной переработкой сырья (хлебозаводы, кондитерские фабрики, заводы вторичного виноделия, пивобезалкогольные, макаронные предприятия, чаеразвесочные, табачные фабрики и др.). Например, транспортные расходы на перевозку кондитерских изделий в 1,5 – 3 раза выше, чем на перевозку сырья (сахара, патоки, муки). Продукция пивоваренной промышленности, с учетом бутылочной тары, по массе в 10 раз, а безалкогольной – в 15-17 раз превосходит сырье. При производстве вина в бутылках общая масса тары (бутылок и ящиков) в 1,5 раза превышает массу самого вина. Обратная транспортировка тары также вызывает большую загрузку транспорта и увеличение транспортных расходов. Кроме того, сроки реализации продукции предприятий этой группы (тортов и пирожных, хлебобулочных, пивобезалкогольных изделий) составляют от нескольких часов до нескольких суток.

Такие предприятия целесообразно размещать в местах потребления продукции.

Ко второй группе относятся предприятия, перерабатывающие нетранспортабельное или скоропортящееся сырье и вырабатывающие транспортабельную продукцию. Это предприятия, занимающиеся первичной переработкой сельскохозяйственного сырья (сахаропесочные, спиртовые, маслоэкстракционные заводы, заводы первичного виноделия, предприятия по ферментации табачного и чайного листа и др.), а также соляная промышленность, производство минеральных вод и добыча рыбы.


Перерабатываемое на этих предприятиях сырье является скоропортящимся, подверженным активным биологическим процессам и нетранспортабельным. Например, для выработки 1т сахара-песка требуется 9 т сахарной свеклы. На 1 т готовых продуктов (крахмала или патоки) расходуется более 6 т картофеля; на производство 1т растительного масла - более 2т семян подсолнечника или более 5т семян хлопка. На 100 дал (эквивалентно 1т) расходуется в среднем около 1,5 т винограда, а на 100 дал коньячного спирта – 12 т винограда. Продолжительное хранение, транспортировка перегрузка сырья связаны с ухудшением качества и потерями. Так, виноград должен быть переработан в течение 2-4 часов после его сбора, молоко - в течение 2 суток, некоторые виды овощей – 1,5 суток. Многие из этих производств являются большими потребителями воды, топлива и требуют размещения вблизи водоемов или железных дорог.

Такие предприятия целесообразно размещать в местах производства сырья.

К третьей группе относятся предприятия, перерабатывающие транспортабельное сырье и вырабатывающие транспортабельную продукцию (например, мукомольные, крупяные предприятия) или предприятия, перерабатывающие нетранспортабельное сырье и вырабатывающие нетранспортабельную продукцию (например, консервные заводы, мясокомбинаты). Такие предприятия могут размещаться как в местах потребления продукции, наибольшего сосредоточения населения или, если население рассредоточено, его плотность невелика, - в местах производства сырья. Например, мелькомбинаты функционируют как в крупных городах, так и в местах производства зерна.

Строительство мясокомбинатов в крупных городах целесообразно потому, что при убое скота достигается комплексное использование сырья. Мясо в сыром и переработанном виде используется на месте строительства предприятия, шкуры передаются на обработку на предприятия кожевенной промышленности, кости – на производство желатина, отходы – на производство кормов для животных или мясокостной муки, при предприятиях создаются цехи ширпотреба для производства различных изделий из рогов животных и пр. Вместе с тем, такие предприятия строятся и в местах выращивания скота.

От правильного решения вопросов размещения предприятий во многом зависит эффективность их эксплуатации.

С учетом рассмотренных особенностей размещения предприятий пищевой промышленности производится выбор района и площадки для строительства новых предприятий, а формы организации общественного производства определяют возможный тип и структуру предприятия.

Расчеты обоснования мощности и выбора района строительства предприятий начинают с определения потребности населения, др. отраслей народного хозяйства и животноводства (для комбикормовой промышленности) в продукции данной отрасли.

Затем устанавливается возможный объем продукции отрасли на действующих и уже строящихся предприятиях с учетом использования имеющихся резервов.

Выявляется дефицит продукции в одних районах и излишки – в других. Составляется шахматная ведомость межрайонных перевозок, которая показывает направление и объем перевозок из районов с излишком продукции в районы с ее недостатком. На основе баланса производства и потребления продукции выявляются районы с дефицитом продукции данной отрасли. Величина дефицита продукции с учетом коэффициента использования мощности позволяет определить необходимость наращивания производственных мощностей путем расширения, реконструкции, технического перевооружения действующих предприятий или нового строительства. Все расчеты по обоснованию мощности и выбора районов строительства выполняются на перспективу в 5, 10, или 15 лет.

Для районов, где предполагается строительство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, дополнительно составляются балансы производства и использования сырья (картофеля, овощей, фруктов, винограда и пр.).

При составлении балансов производства и переработки сырья следует учитывать следующие условия:

Возможность и целесообразность производства данного вида сырья по природно-климатическим условиям;

Возможность и эффективность производства других видов культур;

Обеспеченность трудовыми ресурсами;

Необходимость сокращения транспортных перевозок готовой продукции.

Например, производство сахарной свеклы возможно повсеместно, в большинстве районов Российской Федерации, а производство винограда, цитрусовых, некоторых видов овощей и фруктов возможно только в южных районах. Поэтому нецелесообразно занимать площади в южных районах под посевы сахарной свеклы.

Важную роль в выборе района строительства (при прочих равных условиях) играют транспортные расходы. Сначала по принципу наименьших транспортных расходов выделяют 2 – 4 пункта, затем по этим пунктам на основе сравнительного анализа капитальных и текущих затрат (по минимуму приведенных затрат) по инженерным коммуникациям и др. работам отбирают лучшие площадки для строительства. Сопоставив полученные данные в разрезе основных показателей экономической эффективности по всем вариантам размещения предприятия, выбирают экономически выгодный район и площадку для строительства предприятия.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите факторы, влияющие на размещение предприятий пищевой промышленности.

2. Какие принципы определяют классификацию предприятий пищевой промышленности при размещении?

3. Приведите конкретные примеры, подтверждающие обоснованность этих принципов.

4. Покажите последовательность расчетов для выбора районов строительства пищевых предприятий.

5. Какие условия следует учитывать при выборе районов для строительства предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье?

Тесты по теме

1.К предприятиям, тяготеющим к местам производства продукции, относятся

а) сахарно-песочные заводы

б) кондитерские фабрики

в) заводы первичного виноделия

г) чаеразвесочные фабрики

д) хлебозаводы

5. К предприятиям, тяготеющим к местам производства сырья, относятся

а) сахарно-рафинадные заводы

б) заводы первичной переработки молока

в) предприятия по ферментации чайного листа

г) пивобезалкогольные заводы

д) макаронные фабрики

е) спиртовые заводы

6. Мелькомбинаты по принципу размещения предприятий строятся

а) только в местах производства сырья

б) только в местах потребления продукции

в) как в местах производства сырья, так и в местах потребления продукции

>> Пищевая и легкая промышленность

§ 30. Пищевая и легкая промышленность

Третье звено АПК составляют пищевая и легкая промышленность.

Пищевая промышленность. Основное назначение пищевой промышленности - производство продуктов питания. Практически все потребляемое людьми продовольствие проходит промышленную обработку. Поэтому роль пищевой промышленности постоянно возрастает. Ее развитие позволяет устойчиво обеспечивать людей пищевыми продуктами в течение всего года. Пищевые концентраты, консервы, замороженные овощи и фрукты не портятся при перевозке и долгом хранении. Без их производства освоение территорий со сложными природными условиями, неблагоприятными для сельского хозяйства , было бы невозможно. Все это особенно важно для России, где производство многих видов сельскохозяйственной продукции сезонно.
Пищевая промышленность тесно связана с сельским хозяйством. Отрасли, входящие в ее состав, подразделяются на две группы по характеру используемого сырья (рис. 57).

Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди. Этому способствует разнообразие используемого сырья и повсеместное потребление пищевых продуктов. Тем не менее в размещении пищевой промышленности имеются определенные закономерности.

Отрасли первой группы тяготеют к районам производства сельскохозяйственного сырья. При получении многих видов продуктов вес исходного сырья сильно снижается. Это связано или с его обезвоживанием (сушка фруктов, чая), или с возникновением значительных отходов при переработке. Например, для получения 1 т сахара нужно переработать 7 т сахарной свеклы. Кроме того, многие сельскохозяйственные продукты портятся при длительной транспортировке (молоко, фрукты и др.). Поэтому сырье нужно перерабатывать как можно скорее и перевозить на расстояние не более 50-60 км. Но при этом еще необходимо, чтобы количество сырья, получаемого с окружающей территории, соответствовало мощности установленного на перерабатывающих заводах оборудования. Избыток сырья ведет к его потерям, недостаток - к простою дорогостоящей техники. Таким образом, география рассматриваемых отраслей зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.

Особое место среди отраслей первой группы занимает рыбная промышленность. В ее состав входят добыча рыбы, морепродуктов, морского зверя и их переработка.

90% вылова рыбы приходится на морской промысел (10% - на речной и озерный). За последние 25 лет улов рыбы сократился с 5 до 3,5 млн т. Морской промысел ведется флотом специальных судов (траулеров, сейнеров), численность которого постоянно снижается. Кроме того, районы рыболовства все более удаляются от берегов. Запасы рыбы в 200-мильной экономической зоне России не в состоянии удовлетворить ее потребности. Около 70% рыбы и морепродуктов дает Дальний Восток, 3/4из них идет за рубеж. Поэтому Россия увеличивает вылов рыбы в зонах иностранных государств, с которыми она имеет соответствующие договоры. При этом большая часть рыбоперерабатывающих предприятий находится на суше (Тихоокеанское побережье, Мурманск, Калининград).

Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителям готовой продукции. Сырье, используемое ими, уже прошло первичную переработку. Перевозить его выгоднее, чем готовую продукцию (так, в шестидесятитонный вагон умещается всего 40 т макарон, мукой же, идущей на их изготовление, он может быть загружен полностью). Предприятия этой группы создают непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.

? Приведите примеры таких предприятий, существующих в вашем населенном пункте.

Некоторые отрасли пищевой промышленности в равной степени ориентируются и на сырье, и на потребителя. Мясокомбинаты, расположенные в Сибири, Поволжье, на Европейском Юге, производят мясные консервы, ведут заморозку мяса. Мясные изделия изготавливают и в районах потребления. Такой же двойственностью характеризуется размещение молочной и мукомольной промышленности.

Хотя продукты питания производятся во всех районах страны, среди них можно выделить явных лидеров: Центральный район О/б)» Уральский, Поволжский, Северный Кавказ (по 1/10).

Легкая промышленность. Географические проблемы развития легкой промышленности связаны с некоторыми ее особенностями. Во-первых, продукция легкой промышленности непосредственно влияет на уровень жизни людей, но также она широко используется и в других отраслях: химической , электротехнической, авиакосмической и пр. Во-вторых, это трудоемкая отрасль, в которой заняты преимущественно женщины (75% всех работающих ). В-третьих, размеры предприятий легкой промышленности, как правило, невелики и они не требуют много энергии и воды.

Правильное размещение предприятий легкой промышленности позволяет решить ряд важных задач: 1) удовлетворять материальные потребности людей с учетом особенностей спроса в отдельных частях страны; 2) расширять сферу приложения женского труда, что особенно важно в районах тяжелой индустрии; 3) строить промышленные предприятия в районах, не имеющих крупных энергетических, водных и других ресурсов.

По особенностям размещения все отрасли легкой промышленности можно объединить в три группы (рис. 58).

Одна из основных отраслей - текстильная промышленность. Она использует преимущественно сельскохозяйственное сырье. Но все более широкое применение синтетических красителей, химических волокон удешевляет и ускоряет производство тканей и ослабляет зависимость легкой промышленности от сельского хозяйства. С добавлением химических волокон изготавливается большая часть хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, льняных тканей.

Процесс изготовления ткани состоит из нескольких стадий. Предприятия первичной переработки сырья рационально размещать ближе к его источникам, так как отходы переработки достигают у льна 80%, у шерсти - 50% от первоначального веса. Шерстомойные фабрики построены на Северном Кавказе, льнообрабатывающие - на Северо-Западе России. Особенно важны завершающие, отделочные стадии. Именно от них зависит спрос на ткани у населения. Эти стадии тяготеют к центрам высокой художественной культуры, обладающим кадрами квалифицированных художников (Москва, Санкт-Петербург).


Продукция текстильной промышленности используется в швейной промышленности, предприятия которой имеются практически в каждом крупном городе.

Вопросы и задания


1. Назовите факторы размещения пищевой и легкой промышленности.
2. Какие факторы влияют на территориальную организацию третьего звена АПК?
3. По карте атласа определите основные районы размещения предприятий по первичной переработке шерсти и льна. Как их география соотносится с географией соответствующих отраслей сельского хозяйства?
4. Подумайте, как будет изменяться география пищевой промышленности при расширении производства продуктов питания нового поколения: замороженного хлеба, вторых и десертных блюд и т. п.

Внимание! Проблема!

1. Потребление некоторых продуктов питания в России резко сократилось (табл. 30) по многим причинам. Россия перешла из состояния частичной продовольственной зависимости к практической потере продовольственной независимости.

2. Длительное время отечественная легкая промышленность развивалась в условиях закрытой экономики, что отрицательно сказалось как на ее оснащенности техникой, так и на качестве выпускаемой продукции. Продукция российской легкой промышленности, как правило, неконкурентоспособна из-за низкого качества и дороговизны. В связи с этим, а также из-за снижения уровня жизни и платежеспособного спроса населения производство основных видов продукции легкой промышленности резко сократилось.

3. В легкой промышленности России существуют серьезные проблемы с обеспеченностью сырьем. За счет собственных ресурсов на 90-95% может удовлетворяться потребность в шерсти и льноволокне, искусственных волокнах, кожевенном и меховом сырье. Однако качество значительной части отечественного сырья низкое. Россия импортирует весь потребляемый хлопок, 50% синтетических волокон и 25% химических нитей.

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Календарно-тематическое планирование по географии, видео по географии онлайн , География в школе скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Пищевая промышленность - совокупность предприятий, занятых производством сырья, материалов и продуктов, направленных на удовлетворение пищевых потребностей населения. Агропромышленный комплекс - сложный конгломерат предприятий и организаций, цель которых произвести, переработать и довести до конечной кондиции продукты. Продуктивность и степень развития сельского хозяйства оказывает непосредственное влияние на качество и продуктивные возможности различных отраслей пищевой промышленности.

Основные элементы пищевой промышленности России

Приоритетное направление в стране - животноводство. Данная отрасль дает около 65% ценного сырья, из которого в последующем и изготавливают всевозможные продукты питания.

Существует два основных направления:

  1. Мясомолочный сегмент;
  2. Молочное скотоводство.

Климат и кормовая база приемлемы только в европейской части государства, где и сконцентрированы основные центры производства. Почти 70% всего мясного сырья восполняется за счет свиноводства. Свинина - затратный продукт, но всегда отменного качества и затребована среди потребителей.

Отрасли пищевой промышленности России

Объекты, производящие продукцию, зависят от сырьевой базы и потребительских факторов. Выделяют три основных направлений в пищевой промышленности страны:

  1. К источникам сырья тяготеют предприятия молочного сектора, крахмала, патоки, сахара, консервов растительного происхождения. К примеру, на юге расположился крупный концерт АСТОН, где производят масло. В Кавказском районе активно производят сахар;
  2. Объекты хлебобулочного производства расположились на территории всей страны относительно равномерно. Привязка осуществляется по потребительскому принципу;
  3. Мукомольные производства располагаются только рядом с местами, где добывается сырье. Аналогичным образом обстоят дела с мясной и рыбной отраслью.

Развитие отраслей пищевой промышленности

В дореволюционной России были сформированы первые предприятия для последующего развития пищевой промышленности. Наиболее развитыми считались мукомольная, сахарная, маслобойная, спиртовая и ликероводочная линия производства. Все сегменты развивались довольно активно.

Первый удар по экономике пришелся на период Первой Мировой войны. В то время продуктивность всех сфер упала в 3 - 5 раз. Несколько десятилетий понадобилась для того, чтобы все отрасли восстановились в полной мере. Для производства высококачественного сырья формировались колхозы, сельскохозяйственные кооперативы.

В ходе Отечественной войны пищевая промышленность снова пришла в упадок. Однако в послевоенный период сельское хозяйство и прерогативные отрасли начали восстанавливать одними из первых. Страна стремительно росла и развивалась. Пищевая промышленность с трудом удовлетворяла запросы населения. Растущая бесхозяйственность и некорректное распределение ресурсов привело к тому, что к началу 90-х годов народное хозяйство теряло до 40% готовой продукции и исходных материалов.

Легкая и пищевая промышленность стран мира

Пищевая и пищевкусовая промышленность сложные по своей структуре. В настоящее время по всему миру сформировалось несколько основных групп. Базовые производства, которые предлагают продукцию для дальнейшей переработки (мукомольная, сахарная, молочная, рыбная, мясная) представлены в виде сельскохозяйственных формаций, мест для убоя скота и ловли рыбы. Подобная продукция может, как идти сразу же на рынок, так и транспортироваться на более сложные в плане технологических процессов предприятия.

В пищевой и пищевкусовой промышленности по всему миру сложились мощнейшие концерны, которые производят качественную продукцию «с именем». К примеру, «Нестле», «Кока-кола», «Юнилевер» и много других.

Каждая корпорация владеет огромным количеством предприятий, разбросанных по всему миру. Каждая страна формирует комплекс предприятий промышленного сектора согласно особенностям своей экономики, потенциала страны, климата и различных ресурсов.

На сегодняшний день странами с наиболее совершенной пищевой промышленности считаются: Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Канада, Франця, Германия, Италия, Испания, Польша, Чили, Китай. Отдельно стоит упомянуть страны, которые занимаются реализацией товаров экзотического характера (чай, табак, жемчуг, экзотические сорта рыбы, морепродуктов, фруктов, припав, овощей). Самые знаменитые из них: Уганда, Индия, Китай, Япония, Исландия, Таиланд, Танзания, Перу, Мозамбик.

Стоит упомянуть тот факт, что производства в этих странах построены на довольно примитивных принципах. Большинство продукции создается на базовых производствах, а затем транспортируется в регионы, где наблюдается самый высокий спрос на товары данного типа.



Похожие статьи