Проблемы в системе российского образования. Тема: Образование и его проблемы на современном этапе. Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему прот

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев общества




В последние годы возрождение интереса к общественным наукам является неотъемлемой чертой программ обучения учителей. Это отчасти признание популярности таких исследований среди студентов, отчасти отражение их актуальности во времена быстрых социальных и образовательных изменений и отчасти функция более широкого предложения квалифицированных социологов, доступных для их обучения. В настоящее время также становится доступным значительный объем исследовательских материалов по таким проблемам, как динамика и корреляция детского обучения, языковое развитие, различия в индивидуальной обучаемости и ответ на преподавание, а также образовательные возможности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • 1. Образование и его проблемы на современном этапе
  • 2. Образование и его цели
  • 3. Образование как общечеловеческая ценность
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время важнейшей сферой общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняется.

Общество стало меняться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений определяла будущую жизнь, детям предстояло во многом повторить жизнедеятельность своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями и в общечеловеческих ценностях, и в образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах.

Влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование, как в мире, так и в нашей стране направлено

Эти надежды теперь ближе к реализации. Профессиональные и практические исследования составляют третий важный элемент в программе подготовки учителей. «Практика преподавания» всегда была важной, изначально проводившейся в типовой или демонстрационной школе при обычной школе или колледже, позже в школах по соседству, а в последнее время в различных школах, колледжах и общинах. Модельную и демонстрационную школу часто критиковали за нереальность своих учебных установок; некоторые типовые школы, связанные с университетами, как правило, становились академически ориентированными и перестали играть экспериментальную роль.

Тенденция к изменению роли науки в обществе и смену научных парадигм. Уровень развития науки определяется мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам общества, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знание об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.

Образование как общечеловеческая ценность

Но, если есть преимущества в практике в более типичных школах, существуют также трудности в связи с разнообразием опыта, достигнутого таким образом, с целью и содержанием курса колледжа, особенно когда существуют расхождения между методами и подходами, преподаваемыми в колледжах и тех что студент сталкивается в школе. В некоторых странах опытные преподаватели рассматривают работу учительских учреждений с некоторым презрением. Иногда утверждается, что колледжу и университетскому персоналу не хватает недавнего опыта работы в школе, который необходим, если обучение должно быть в полной мере эффективным.

Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. Одной из важнейших черт НТП стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становится решающим условием существования современных обществ.

Человечество стремится уйти от единой социальной программы развития, т.к. любая самая совершенная универсальная программа экономического и социокультурного развития чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки.

Влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование, как в мире, так и в нашей стране направлено:

1) на формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта во всех сферах собственной жизнедеятельности;

2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

3) рост культурного плюрализма и самобытности человека;

4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

1. Образование и его проблемы на современном этапе

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Традиционно образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле слова означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде определенного объема систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В этом случае говорят об образованном человеке.

Процедуры назначения и испытательные требования

Также разрабатываются курсы, в которых периоды обучения, обучения и оплачиваемой работы в школах чередуются друг с другом, чтобы составить четырех - или пятилетнюю программу. Вообще говоря, в таких федеративных странах, как Соединенные Штаты, и каждое государство или провинция устанавливает свои собственные требования к сертификации, что неизбежно делает многое для формирования содержания и организации программ обучения учителей. Разнообразие таких правил часто означает, что учителя, получившие образование и обучение в одной провинции или штате, не имеют права преподавать в школах в других местах без удовлетворения дополнительных требований.

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей общечеловеческий опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредство этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять повышать свою образованность. Следовательно, главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляется в способности самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

На формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта во всех сферах собственной жизнедеятельности

В других странах, таких как Англия и Франция, требования определяются на национальной основе. Однако ответственность за рекомендацию о предоставлении статуса квалифицированного учителя может быть делегирована. В Англии эта ответственность осуществляется региональными консорциумами колледжей, местными органами образования, университетами и интересами учителей, известными как организации по организации занятий, которые были созданы после.

В настоящее время можно назвать, по крайней мере, три основных проблемы современной системы образования. Первая - это качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее. Поэтому путем разрешения этой проблемы является новая философия опережающего образования, что возможно при соблюдении двух условий: фундаментализации образования и применении инновационного обучения. Если получать знания, которые актуальны в момент обучения, то к окончанию вуза или через пару лет они будут полностью устаревшими, и к тому же не возникнет целостного видения системы профессиональных знаний.

Существуют также значительные различия между странами в том, как учителя назначаются на свои первые должности после окончания колледжа или университета. В небольшом числе стран студенты имеют совершенно свободный выбор среди всех школ того типа, в котором их обучение дает им право преподавать, и они направляют свои заявления непосредственно в школу, в которой они хотят служить. Более распространенная картина заключается в назначении на службу местного, государственного или провинциального органа власти, который затем помещает учителя в школу, где существует подходящая вакансия.

Вторая проблема - прагматическая ориентация, для которой характерна система образования, не содействующая развитию личности. Основным путем решения этой проблемы может явиться «развивающее» образование, при котором идет развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий. В результате такого образования каждый человек имеет возможность выработать наиболее оптимальный для него способ приобретения знаний и умение в будущем не только пользоваться этими знаниями, но и преобразовывать, пополнять их в соответствии с изменяющимися условиями. И последняя, третья проблема - недоступность качественного образования для каждого обучающегося. Самым продуктивным в решении этой проблемы является информационная поддержка образования: телекоммуникационные технологии, доступность базы данных и, кончено, дистанционное образование.

В некоторых местах существует тенденция к тому, чтобы учителя могли быть помещены в школы в более отдаленных или менее желательных областях. В странах, которые имеют универсальную военную службу, например в Израиле, иногда возможно, чтобы обученные учителя удовлетворяли военные требования, будучи составлены в школу по выбору правительства.

Другим аспектом разнообразия требований сертификации является степень, в которой учителям разрешается заниматься работой по предметам, отличным от тех, которые они специализируются в колледже или университете. Вообще говоря, там, где существуют национальные и государственные правила, они, как правило, интерпретируются либерально в периоды нехватки учителей и более строго, когда улучшается предложение учителей; часто учитель может обеспечить дополнительную квалификацию, необходимую для выполнения большего разнообразия работы, принимая университетские летние сессии или другие виды курсов повышения квалификации.

2. Образование и его цели

Образование является одной из основных категорий педагогики. Конечно, образование изучает не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика - это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Педагогика изучает образование в единстве всех составляющих его частей, в связи с этим образование является основным объектом изучения данной научной дисциплины. Существует несколько точек зрения, касающихся целей образования.

Обучение на работе предполагает больше, чем курсы, конференции и другие организованные учебные программы. Такие усилия относятся к гораздо более широкой системе коммуникации, посредством которой все, кто участвует в образовательном предприятии, учителя, администраторы, научные работники, специалисты по разработке учебных программ, преподаватели-преподаватели, поддерживают связь друг с другом и с разработками в соответствующих областях. Поэтому следует рассмотреть средства массовой информации, которые доступны для обучения без отрыва от производства, а также институциональные механизмы, посредством которых такое обучение предоставляется.

Краевский В.В. отмечает, что цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как демократического правового государства с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства, можно выделить конечную цель образования по отношению к каждому человеку.

Образование и его проблемы на современном этапе

Печатные материалы являются наиболее очевидным видом коммуникационной среды среди учителей. Во всех странах существуют как общие, так и специальные образовательные журналы и газеты; образовательные учреждения разных типов выпускают собственные бюллетени, электронные таблицы и бюллетени. Объем материала, опубликованного в этой форме, значительно увеличился. В некоторых странах книги, журнальные статьи и исследовательские отчеты систематически анализируются и распространяются, а в некоторых школах есть свои библиотечные и информационные услуги.

Цель заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. В образовании существует иерархия целей - от общественной цели, до цели отдельного урока.

Б.Т. Лихачев говорит как о внешней, так и внутренней направленности целей образования.

Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев общества.

Вместе с тем в современном меняющемся мире умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильное соответствие реальным вещам и происходящим процессам. Меняется техника, технология, совершенствуется связь, поэтому современный ученик должен быть не только «держателем» акций знаний, но и их активным творческим пользователем. Ему необходимо овладеть не только методами и способами постоянного обновления своих знаний, но и умениями взламывать и устранять в своем сознании закостеневшие шаблоны и стереотипы привычного мышления и действительности, всего того, что мешает человеку идти в ногу со временем.

Вторая группа средств массовой информации для обучения без отрыва от работы включает в себя лекции и связанные с ними виды индивидуального обучения и обсуждения. В настоящее время проводится более широкое использование семинаров, рабочих групп, дискуссий и других групповых мероприятий, требующих более высокого уровня индивидуального участия. Наряду с этими методами, начало было сделано с использованием тематических исследований и симуляционных материалов. Среди преимуществ таких методов - высокая степень их личной вовлеченности, которую они поощряют, «реализм» рассматриваемых проблем, сокращение дидактического элемента и возможности возникновения вопросов теории и принципа в обсуждении фактического обучения и административные инциденты.

Поэтому в сознании ребенка необходимы постоянные умственная деятельность и движение мысли, в поведении - постоянное движение всех сущностных сил, взаимодействие с конкретными предметами реального мира и людьми.

В связи с этим внутренняя целевая направленность образования заключается в овладении прочными знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности.

Сохраняева Т.В. в статье «Ценности образования на фоне меняющегося образа человека» выделяет следующие цели образования:

1. Сохранение традиционных ценностей общества и подготовка индивида к восприятию норм, выработанных социумом;

2. Развитие личности.

Таким образом, рассмотрев несколько точек зрения относительно целей образования, можно сказать, что все исследователи отмечают, что образование служит развитию разносторонней личности.

3. Образование как общечеловеческая ценность

Для того чтобы воспитать гармонически развитую личность, гуманного человека, нужно определить, что же такое общечеловеческие ценности. Ценности могут быть как материальными, так и духовными. Образование ориентируется на формирование духовных ценностей. При этом в течение всей жизни человека отношение к ценностям пересматриваются, изменяются, это зависит от самосовершенствования человека, саморазвития и ряда других факторов. Но в обществе существует некая база, основа ценностей, сложившаяся на протяжении всего развития общества и человек как субъект данного социума должен следовать и учитывать эти ценности.

Мультимедийные подходы к исследованиям в условиях эксплуатации поощряются системами закрытого и широковещательного телевидения в рамках отдельных школьных систем и местных районов. Работа, которую профессиональные и специализированные ассоциации уже давно проводили с целью объединения учителей для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, в настоящее время расширяется такими событиями, как создание центров учителей в Великобритании. Они помогают распространять широкий спектр новых образовательных практик и идей, в том числе тех, которые основаны на совете школ по учебным программам и экзаменам, контролируемым учителями.

Ценности - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности.

В Северной Америке, Австралии, Соединенном Королевстве, Германии и некоторых других европейских странах курсы по кредитованию теперь доступны для учителей по телевидению, радио и заочному обучению. Использование более широкого круга средств массовой информации диверсифицировало институциональные условия, в которых обеспечивается обучение учителей без отрыва от производства. Университеты, колледжи, учительские центры и дома учителей теперь входят в те места, где учитель может продолжить свое образование и добиваться повышения его квалификации.

Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Учитывая большее число учителей в штатах многих школ, существует также возможность для школьного обучения без отрыва от производства. Новая идея или принцип могут найти более приемлемое признание в группе единомышленников, чем тогда, когда она должна пробиваться против организационного консерватизма конкретной школы. Дискуссии в отделе, рабочие группы сотрудников и другие формы школьных совещаний позволяют подробно обсуждать вопросы учебной программы и организации, облегчать создание младших членов профессии и помогать ограничить изоляцию учителя в классе.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются, прежде всего, социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.

Школьное обучение без отрыва от производства имеет важное значение для признания того, что существует разрыв между идеями, методами и подходами, которые приобретают учителя в результате их обучения и применения этих идей и подходов в рамках социальной системы школы, С ростом и междисциплинарной работой и переосмыслением роли учителя как организатора и менеджера учебных ресурсов, а не сольного исполнителя на классе, важность преодоления этого разрыва будет приобретать все большее значение.

Будущие изменения в педагогическом образовании

Наступающие десятилетия, вероятно, будут иметь продолжение развития и изменений в педагогическом образовании. Послесреднее и высшее образование может скоро достигнуть от трети до половины населения во многих развитых странах. Учитель должен приспособиться к новым событиям в образовательной технологии, росту человеческого знания и проблеме создания соответствующей и соответствующей учебной программы из огромного количества доступных материалов. Будет новое понимание того, как дети развиваются и учатся.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

Таким образом, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

1. Развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

2. Формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

3. Обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

4. Овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

5. Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека.

Постановка цели образования в такой формулировке предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого. Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако, существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма.

Заключение

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.

Список литературы

1. Бордовская Н.В. Педагогика - СПб., 2000

2. Коротов В.М. Введение в педагогику - М., «УРАО», 1999

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики - М., 2003

4. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций - М., «ЮРАЙТ - М», 2001

5. Радугин А.А. Психология и педагогика - М., 2000

6. Рассадина Т.А. Традиционные ценности в жизни общества // Социально - гуманитарное знание, № 3, 2004

7. Сохраняева Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека // Социально - гуманитарное знание, № 6, 2002

8. Столяренко А.М. Психология и педагогика - М., 2001

9. Харламов И.Ф. Педагогика - М., 1994

Подобные документы

    Образование как органическая часть жизнедеятельности личности. Роль и значение информационных технологий в жизни человечества. Основные цели и задачи современного образования, его важнейшие проблемы. Культурно-гуманистические функции образования.

    реферат , добавлен 22.01.2014

    Роль образования в развитии современного общества. История развития и становления образования в России. Анализ нынешнего состояния системы образования в Российской Федерации. Образование в цифрах на федеральном уровне в современном российском обществе.

    реферат , добавлен 19.05.2014

    Основные направления развития современного образования. Изменение целей образования в современном мире. Основные тенденции образования в современном мире. Проблемы использование новых технологий в обучении. Образование в условиях глобализации.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2003

    Образование как общечеловеческая ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс, его содержание и структура, значение в современном обществе, используемые методики и приемы. Единство и взаимоотношение образования и самообразования.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Мониторинг как средство повышения качества образования (на примере г. Южно-Сахалинска). Управление реализацией ПНП "Образование" на территории муниципального образования. Роль и задачи реформирования системы школьного образования в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2013

    Анализ и оценка экономического образования на современном этапе в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях. Связь экономической науки и образования, проблемы экономического образования в России и пути реформирования системы преподавания.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2009

    Главная задача педагога. Его личностные и профессиональные качества. Требования, предъявляемые к нему. Происхождение педагогической профессии. Изменение ее роли с переходом общества в информационную эпоху. Процессы, происходящие в образовании в XXI в.

    презентация , добавлен 22.01.2016

    Проблемы современной системы образования в России. Реформирование российского образования до перестройки, во время и после нее. Экономическая и политическая трансформация общества. Процессы социальной дифференциации. Проблемы профессиональной ориентации.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Понятие "Доктрины образования". Образование как вид инвестиций в человеческий капитал. Российское образование в ХХ веке. Проблемы участия России в Болонском процессе. Идеал учащегося народа и модель образования ХХI века в форме образовательного общества.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Понятие личности. Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности. Образование, самовоспитание и самообразование помогают процессу формирования личности.

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Факультет педагогики и практической психологии

Кафедра педагогики и методик начального образования

Реферат

На тему: «Образование и его проблемы на современном этапе»

Выполнила

студентка I-курса, гр. 11-Н

отделения начального образования

Шильнева Любовь Юрьевна

Руководитель:

к.п.н.,доц. Шатохина Ирина Владимировна

Ростов-на-Дону

2013План

Введение

Образование и его проблемы на современном этапе

Образование и его цели

Образование как общечеловеческая ценность

Заключение

Список литературы

Введение

Общество стало меняться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений определяла будущую жизнь, детям предстояло во многом повторить жизнедеятельность своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями и в общечеловеческих ценностях, и в образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах.

Тенденция к изменению роли науки в обществе и смену научных парадигм. Уровень развития науки определяется мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам общества, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знание об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.

Образование как общечеловеческая ценность

Но, если есть преимущества в практике в более типичных школах, существуют также трудности в связи с разнообразием опыта, достигнутого таким образом, с целью и содержанием курса колледжа, особенно когда существуют расхождения между методами и подходами, преподаваемыми в колледжах и тех что студент сталкивается в школе. В некоторых странах опытные преподаватели рассматривают работу учительских учреждений с некоторым презрением. Иногда утверждается, что колледжу и университетскому персоналу не хватает недавнего опыта работы в школе, который необходим, если обучение должно быть в полной мере эффективным.

Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. Одной из важнейших черт НТП стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становится решающим условием существования современных обществ.

Человечество стремится уйти от единой социальной программы развития, т.к. любая самая совершенная универсальная программа экономического и социокультурного развития чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки.

Влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование, как в мире, так и в нашей стране направлено:

) на формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта во всех сферах собственной жизнедеятельности;

) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

) рост культурного плюрализма и самобытности человека;

) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

Мною поставлена цель выявить роль и значение образования в социуме в последнее время.

1. Образование и его проблемы на современном этапе

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Традиционно образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле слова означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде определенного объема систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В этом случае говорят об образованном человеке.

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей общечеловеческий опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредство этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять повышать свою образованность. Следовательно, главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляется в способности самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

На формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта во всех сферах собственной жизнедеятельности

В других странах, таких как Англия и Франция, требования определяются на национальной основе. Однако ответственность за рекомендацию о предоставлении статуса квалифицированного учителя может быть делегирована. В Англии эта ответственность осуществляется региональными консорциумами колледжей, местными органами образования, университетами и интересами учителей, известными как организации по организации занятий, которые были созданы после.

В настоящее время можно назвать, по крайней мере, три основных проблемы современной системы образования.

Первая - это качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее. Поэтому путем разрешения этой проблемы является новая философия опережающего образования, что возможно при соблюдении двух условий: фундаментализации образования и применении инновационного обучения. Если получать знания, которые актуальны в момент обучения, то к окончанию вуза или через пару лет они будут полностью устаревшими, и к тому же не возникнет целостного видения системы профессиональных знаний.

Вторая проблема - прагматическая ориентация, для которой характерна система образования, не содействующая развитию личности. Основным путем решения этой проблемы может явиться «развивающее» образование, при котором идет развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий. В результате такого образования каждый человек имеет возможность выработать наиболее оптимальный для него способ приобретения знаний и умение в будущем не только пользоваться этими знаниями, но и преобразовывать, пополнять их в соответствии с изменяющимися условиями.

И последняя, третья проблема - недоступность качественного образования для каждого обучающегося. Самым продуктивным в решении этой проблемы является информационная поддержка образования: телекоммуникационные технологии, доступность базы данных и, конечно, дистанционное образование.

Образование и его цели

Образование является одной из основных категорий педагогики. Конечно, образование изучает не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика - это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Педагогика изучает образование в единстве всех составляющих его частей, в связи с этим образование является основным объектом изучения данной научной дисциплины. Существует несколько точек зрения, касающихся целей образования.

Краевский В.В. отмечает, что цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как демократического правового государства с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства, можно выделить конечную цель образования по отношению к каждому человеку.

Б.Т. Лихачев говорит как о внешней, так и внутренней направленности целей образования.

Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев общества.

Вместе с тем в современном меняющемся мире умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильное соответствие реальным вещам и происходящим процессам. Меняется техника, технология, совершенствуется связь, поэтому современный ученик должен быть не только «держателем» акций знаний, но и их активным творческим пользователем. Ему необходимо овладеть не только методами и способами постоянного обновления своих знаний, но и умениями взламывать и устранять в своем сознании закостеневшие шаблоны и стереотипы привычного мышления и действительности, всего того, что мешает человеку идти в ногу со временем.

Поэтому в сознании ребенка необходимы постоянные умственная деятельность и движение мысли, в поведении - постоянное движение всех сущностных сил, взаимодействие с конкретными предметами реального мира и людьми.

В связи с этим внутренняя целевая направленность образования заключается в овладении прочными знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности.

Сохраняева Т.В. в статье «Ценности образования на фоне меняющегося образа человека» выделяет следующие цели образования:

Сохранение традиционных ценностей общества и подготовка индивида к восприятию норм, выработанных социумом;

Развитие личности.

Таким образом, рассмотрев несколько точек зрения относительно целей образования, можно сказать, что все исследователи отмечают, что образование служит развитию разносторонней личности.

Образование как общечеловеческая ценность

Для того чтобы воспитать гармонически развитую личность, гуманного человека, нужно определить, что же такое общечеловеческие ценности. Ценности могут быть как материальными, так и духовными. Образование ориентируется на формирование духовных ценностей. При этом в течение всей жизни человека отношение к ценностям пересматриваются, изменяются, это зависит от самосовершенствования человека, саморазвития и ряда других факторов. Но в обществе существует некая база, основа ценностей, сложившаяся на протяжении всего развития общества и человек как субъект данного социума должен следовать и учитывать эти ценности.

Ценности - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности.

Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются, прежде всего, социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.

Школьное обучение без отрыва от производства имеет важное значение для признания того, что существует разрыв между идеями, методами и подходами, которые приобретают учителя в результате их обучения и применения этих идей и подходов в рамках социальной системы школы, С ростом и междисциплинарной работой и переосмыслением роли учителя как организатора и менеджера учебных ресурсов, а не сольного исполнителя на классе, важность преодоления этого разрыва будет приобретать все большее значение.

Будущие изменения в педагогическом образовании

Наступающие десятилетия, вероятно, будут иметь продолжение развития и изменений в педагогическом образовании. Послесреднее и высшее образование может скоро достигнуть от трети до половины населения во многих развитых странах. Учитель должен приспособиться к новым событиям в образовательной технологии, росту человеческого знания и проблеме создания соответствующей и соответствующей учебной программы из огромного количества доступных материалов. Будет новое понимание того, как дети развиваются и учатся.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

Таким образом, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

Развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

Обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

Овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека.

Постановка цели образования в такой формулировке предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстведемократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого. Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако, существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма.

образование информационный технология

Заключение

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.

Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений,

Во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт

В-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.

Основные проблемы профессионального самоопределения на современном этапе...

Код. 518656. Название. Основные проблемы профессионального самоопределения на современном этапе развития общества.
Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование.




Похожие статьи