Становление современной биологической науки. Основные этапы развития биологической науки

Московский Гуманитарно-Экономический институт

Кировский филиал

Факультет Экономики и управления

по дисциплине:

«Концепция современного естествознания»

«Основные этапы развития биологии»

Студента 2 курса заочного отделения

Борнякова Александра Владимировича

Срок обучения 6 лет.

Набор 2005 г.

Начиная с небольшой структурированной бластулы, гаструляция описывает будущий план тела, а трибластические животные - три эмбриональных листочка - эктодермы, мезодермы и энтодермы - необходимы для культивирования и дифференциации тканей. С продолжением развития эктодерма приведет к внешнему эпителиальному покрытию, эпидермису, а также к нервной системе; энтодермика будет самой внутренней буклеткой, из которой выводятся пищеварительная система и дыхательная система; мезодерма будет продуцировать мышечную и соединительную ткани, что приводит к скелету, стенке тела, но также к сердцу, дерме, почкам, соматическому компоненту гонад, крови.

Научный руководитель

Южанина Елена Николаевна

г.Киров 2007 г.

1. Введение.

2. Биология как комплексная наука.

3. Этапы развития биологии.

4. Заключение.

Список литературы

Введение

В последнее время при изучении истории развития науки все острее встает проблема рациональной реконструкции ее исторического развития, связанная с различием между нашим пониманием происходивших в прошлом научных исследований и тем, как сами естествоиспытатели понимали свои открытия. Господствовавшая долгое время кумулятивистская модель развития науки, т.е. изложение содержания знаний в их историческом развитии, подвергается критике, так как в ее рамках знания вырываются из их исторического контекста и включаются в систему современных представлений, то есть предполагается существование некой общей для всех рациональности. В последнее время широкое распространение получила концепция революционной смены фундаментальных программ познания, и на место единой для всех приходят разные исторические типы рациональности. Изучая этапы становления идеи развития в биологии от античных до наших дней, необходимо попытаться создать рациональную реконструкцию, с одной стороны, и в то же время учитывать различия типов рациональности со сменой эпох.

Хотя существует множество вариантов гаструляции, они проводятся через несколько типов клеточных движений. Среди них сходящееся, эволюционно сохраняющееся растягивающее движение имеет важное значение для построения дорсальной оси позвоночника. С сходящимся расширением эмбрион теряет сферическую форму, приобретает переднюю ось и образует собственный позвоночник. Нейруляция - это процесс, посредством которого нейронная пластинка, плоский листочка клеток спинной эктодермы, образует нервную трубку, изначальную из всей центральной нервной системы.

Сама биологическая эволюция в настоящее время является научно установленным фактом, в котором никто из естествоиспытателей не может сомневаться. Несмотря на ее кажущуюся законченность, и в настоящее время возникает немало споров, касающихся как происхождения различных биологических видов, так и самой жизни на Земле.

Очень разнообразными были представления о происхождении жизни у античных философов. Особо стоит отметить одного из первых философов фазиса - Анаксимандра с его гениальной догадкой о зарождении жизни в воде и последующем переселении живых существ на сушу. Великим систематизатором античных биологических знаний был и Аристотель. В средние века господствовала теория креационизма, согласно которой все сущее было творением высшего существа. С того момента, когда на Западе победило христианство, принятый без оговорок авторитет библии в течение долгих веков тормозил всякие независимые и самостоятельные исследования и искания в области эволюционизма. Дословное изложение генезиса исключало возможность перехода одной формы жизни в другие. Каждый вид был обязан своим существованием акту творения, а в настоящее время существуют только те формы жизни, которые уцелели из вод потопа благодаря Ноеву ковчегу.

Нейруляция включает в себя ряд морфогенетических движений, точно организованных, как в одной и той же нервной пластинке, так и в окружающей эктодерме. В этом процессе нейронная пластинка оборачивается вдоль средней вентральной канавки и вдоль двух симметричных боковых канавок, сначала создавая нейронный душ и, таким образом, позволяя дорзальное закрытие нервной трубки. Клетки, выстилающие линию укупорки - клетки нервного гребня - мигрируют в разные места, чтобы вызвать появление различных тканей.

Тот же генетический код - разная мотивация. Сотрудники Международной лаборатории когнитивных исследований и психогеники в ТД уже несколько лет изучают влияние генов и окружающей среды на эмоции и мотивацию, которые лежат в основе развития детских способностей к обучению.

Все изменилось с приходом так называемого Нового времени: благодаря технической революции и Просвещению начинается бурное развитие биологии. В XVIII веке, к господствующей теории происхождения жизни, добавили теорию неизменности видов великого Карла Линнея, согласно которой растения и животные, сотворенные Богом, скорее всего до сотворения человека, пребывают неизменно такими же, размножаясь путем самопроизводства, а затем и теория - Бюффона, который одним из первых в развернутой форме изложил концепцию трансформизма, то есть ограниченной изменчивости видов и происхождения видов в пределах относительно узких подразделений (от одного единого предка) под влиянием среды.

«Даже зрелые близнецы, у которых есть полный генетический код, и которые растут в семье, учатся в одном классе, могут сильно различаться в поисках знаний», - сказала Джулия Ковас, глава Российского журнала международный центр исследований человеческого развития, открытый в Томске.

«Близнецы-близнецы, т.е. те, кто появился из двух разных яиц и не похожи на генов, имеют еще меньшее сходство в своей мотивации». Эти факты свидетельствуют о том, что гены важны, но не определяют мотивацию, а воздействие окружающей среды в основном индивидуально. Согласно учениям это означает, что одни и те же гены могут проявляться по-разному в подобной среде.

XIX век характеризовался бурным развитием биологической мысли: возникли теории катастрофизма Кювье, униформизма Лаейеля, великий предшественник Дарвина Ламарк выдвинул теорию о влиянии внешней среды, и самого Дарвина, которому удалось объединить все лучшее из существовавших в то время теорий.

После смерти Дарвина в его учении выделились относительно самостоятельные направления, каждое из которых по-своему понимало, дополняло и совершенствовало его воззрения.

Всемирный проект по изучению близнецов. Близнецов в мире не так много: по словам Коваса, они составляют около 1% населения. Ученых интересуют те, кто живет вместе в одной семье и учится в одной школе. Благодаря им можно изучать такие явления, как «математическое беспокойство» или нежелание изучать математику.

Необходимость изучения раннего развития детей в разных культурах и контекстах заставляет исследователей расширять свое сотрудничество друг с другом. Почему так важно изучать мотивацию и успеваемость детей во всем мире и сравнивать данные из разных стран? «Имеются данные о том, что более низкие возможности детей в образовании, например, в области математики, могут привести к экономическому спаду на национальном уровне», - говорит Ковас.

XX век ознаменовался созданием синтетической теории и переходом к популяционной концепции эволюции. Новейшей теорией является системная теория нобелевского лауреата Пригожина, согласно которой развитие любой биологической системы связано с эволюцией систем более высокого ранга, в которые она входит в качестве элемента, при этом предполагается рассмотрение взаимодействий "сверху - вниз" от биосферы к экосистеме, сообществам, организмам и т.д.

Поэтому важно понимать механизмы мотивации детей в этой области. Кроме того, если наши исследования даже помогают детям достичь того, чего они хотят, тогда эти изменения вызовут кардинальные позитивные изменения в обществе, - сказал Ковас. Ученые начинают свое исследование именно путем изучения способностей детей в области математики. Они собираются следить за развитием детей с момента их зачатия до школьного возраста. Этот проект уникален для России: так много масштабных исследований детской психологии, многие факторы в стране не практикуются.

Термин биология (от греч. биос -жизнь, логос -наука) введен в начале XIX в. независимо Ж.-Б. Ламарком и Г. Тревиранусом для обозначения науки о жизни как особом явлении природы. Биология - наука о жизни, ее формах и закономерностях развития. Предметом ее изучения является многообразие вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строение (от молекулярного до анатомо-морфологического), функции, происхождение, индивидуальное развитие, эволюция, распространение, взаимоотношения друг с другом и окружающей средой.

Мы изучаем множество факторов, которые влияют на личность человека, включая биологические, социальные, пренатальные и постнатальные. Наука уже давно доказала, что ранние процессы очень важны для дальнейшего развития, - сказал Ковас в «Русском журнале».

На первом этапе исследования будут задействованы 600 семей из Томска, ожидающих ребенка. В половине семейств концепция является результатом искусственного оплодотворения. В будущем ученые планируют увеличить выделение до нескольких тысяч. Ожидается, что в проект войдут семьи из разных регионов России.

Биология исследует общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ и энергии, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляцию, движение и др.

Развитие этой науки шло по пути последовательного упрощения предмета исследования. Этот путь познания - от сложного к простому - часто называют "редукционистским". Редукционизм, доведенный до своего логического завершения, сводит познание к изучению элементарнейших форм существования материи. Это относится и к живой, и к неживой природе. При таком подходе законы природы пытаются познать, изучая вместо единого целого отдельные его части. Другой подход основан на "виталистических" принципах. В этом случае "жизнь" рассматривают как совершенно особенное и уникальное явление, которое нельзя объяснить только действием законов физики и химии. Основная задача биологии как науки состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы, исходя из научных законов, не забывая при этом, что целому организму присущи свойства, в корне отличающиеся от свойств частей, его составляющих.

Биология Слово биологии происходит от наук - биос - жизни и логотипов - доктрины. Под биологией понимается естественная наука, которая занимается изучением живой природы. Он исследует структуру и функцию живых организмов на всех уровнях, их взаимоотношения и отношения между живыми и неживыми. Он стремится узнать суть жизни и ее наследие. Биологические знания имеют большое значение для человеческого общества, особенно в области питания, здоровья и охраны природы.

Человек познал практический опыт и опыт, задавая вопросы о животных и растениях, которые имели для него большое значение или о его использовании. Доказательством является изобразительное изображение мамонта в указанном сердце. Дальнейшие знания касаются потребностей человека. для сельского хозяйства или права.

Биология как комплексная наука

Современная биология представляет комплекс, систему наук. Отдельные биологические науки или дисциплины возникли вследствие процесса дифференциации, постепенного обособления относительно узких областей изучения и познания живой природы. Это, как правило, интенсифицирует и углубляет исследования в соответствующем направлении. Так, благодаря изучению в органическом мире животных, растений, простейших одноклеточных организмов, микроорганизмов, вирусов и фагов произошло выделение в качестве крупных самостоятельных областей зоологии, ботаники, протистологии, микробиологии, вирусологии. Изучение закономерностей, процессов и механизмов индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости, хранения, передачи и использования биологической информации, обеспечения жизненных процессов энергией является основой для выделения эмбриологии, биологии развития, генетики, молекулярной биологии и биоэнергетики. Исследования строения, функциональных отправлений, поведения, взаимоотношений организмов со средой обитания, исторического развития живой природы привели к обособлению таких дисциплин, как морфология, физиология, этология, экология, эволюционное учение. Интерес к проблемам старения, вызванный увеличением средней продолжительности жизни людей, стимулировал развитие возрастной биологии.

Древняя Индия достигла большого уровня хирургии, с наибольшим знанием, полученным вскрытием человеческого тела. На эти концепции также повлияли Гиппократы, которых называют отцом болезни. Среди других известных античных художников принадлежали Аристотелю. Он оставил более 300 писаний, описанных многими организмами. Он попытался построить живую систему.

В своих работах другие авторы приносят больше практических рекомендаций, чем научные знания. Обширная работа «Природа природы» была написана Плинием Старшим. Мы можем понять эту работу как энциклопедию познания природы. Диоскориды, с его резюме рыси, стали образцом для создания трав в эпоху Возрождения.

Для уяснения биологических основ развития, жизнедеятельности и экологии конкретных представителей животного и растительного мира неизбежно обращение к общим вопросам сущности жизни, уровням ее организации, механизмам существования жизни во времени и пространстве. Наиболее универсальные свойства и закономерности развития и существования организмов и их сообществ изучает общая биология.
Сведения, получаемые каждой из наук, объединяются, взаимо - дополнения и обогащая друг друга, и проявляются в обобщенном виде, в познанных человеком закономерностях, которые либо прямо, либо с некоторым своеобразием (в связи с социальным характером людей) распространяют свое действие на человека.

Персональный врач Марко Аурелио Гален из Пергана создал книги об анатомии. После падения крестоносцев ушло много уроков забывания. Для раннего христианства древность язычества была древней. Наибольшее влияние на церковь оказала Европа. Правящая власть лелеет знание через Библию.

Если тайны наблюдений буквально не соответствуют Библии, они не соответствуют действительности. Такой подход привел к открытому конфликту официальной религии с естественными науками. В средние века арабы пришли на плот. Они создали широкую сеть контактов со старой культурой, и они не мешали ей - если это не противоречит исламу. Они взяли некоторую древнюю философскую мудрость, воспитали оригинальные идеи математики и астрономии. Однако, наблюдая за живой природой, они вышли из взглядов Аристотеля и Галена.

Этапы развития биологии

Интерес к познанию мира живых существ возник на самых ранних стадиях зарождения человечества, отражая практические нужды людей. Для них этот мир был источником средств к существованию, так же как и определенных опасностей для жизни и здоровья. Естественное желание узнать, следует ли избегать встречи с теми или иными животными и растениями или же, наоборот, использовать их в своих целях, объясняет, почему первоначально интерес людей к живым формам проявляется в попытках их классификации, подразделения на полезные и опасные, болезнетворные, представляющие пищевую ценность, пригодные для изготовления одежды, предметов обихода, удовлетворения эстетических запросов.

Они обычно ходили в медицину, чтобы построить больничную сеть, где они вышли из школ медицины и библиотек. Среди самых важных арабов был Ибн Снах Авиценна, который был лектором, философом и философом. В Европе были построены университеты, в том числе факультеты медицины, но практической анатомии или хирургии не было сделано. Но правила должны быть сломаны, поэтому вскрытие было сделано тайно.

Альбертина Магнус и Роджер Бэкон были одними из самых важных европейцев, которые требовали наблюдения и экспериментов как наиболее важный метод наблюдения и наблюдения. Как известно, этот период принес новые идеи и мировоззрение. Человек хотел знать все неизвестное и получить новую информацию. В это время существовало табу о естественном образовании. Он начал формировать современные биологические дисциплины как самостоятельные дисциплины. Для открытия новых результатов открытие книжной печати в таблице имело огромное значение.

По мере накопления конкретных знаний наряду с представлением о разнообразии организмов возникла идея о единстве всего живого. Особенно велико значение этой идеи для медицины, так [как это указывает на универсальность биологических закономерностей для всего органического мира, включая человека. В известном смысле история современной биологии как науки о жизни представляет собой цепь крупных открытий и обобщений, подтверждающих справедливость этой идеи и раскрывающих ее содержание.
Важнейшим научным доказательством единства всего живого послужила клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена (1839). Открытие клеточного строения растительных и животных организмов, уяснение того, что все клетки (несмотря на имеющиеся различия в форме, размерах, некоторых деталях химической организации) построены и функционируют в целом одинаковым образом, дали толчок исключительно плодотворному изучению закономерностей, лежащих в основе морфологии, физиологии, индивидуального развития живых существ.

Леонардо Да Винчи, который был художником, изобретателем и ученым, который вмешивался в развитие биологической науки. Сам он, как художник, интересовался анатомией человека, и он даже провел 30 вскрытий. Даже удовольствие от его привязанности было в столе. анатомии повышенного интереса исследователей. Андреас Весалиус, родившийся в Брюсселе, является основателем научной анатомии. Он провел секретное, а затем публичное вскрытие с целью доказать, что взгляды старых медицинских властей устарели. Он является автором первого современного учебника по анатомии человека в комплекте с фотографиями.

Открытием фундаментальных законов наследственности биология обязана Г. Менделю (1865), Г. де Фризу, К. Корренсу и К. Чермаку (1900), Т. Моргану (1910-1916), Дж. Уотсону и Ф. Крику (1953). Названные законы раскрывают всеобщий механизм передачи наследственной информации от клетки к клетке, а через клетки - от особи к особи и перераспределения ее в пределах биологического вида. Законы наследственности важны в обосновании идей единства органического мира; благодаря им становится понятной роль таких важнейших биологических явлений, как половое размножение, онтогенез, смена поколений.

В Джесси Ян Есениус провел первое публичное рассечение в Праге во время изучения анатомии человека и начал применять физиологические аспекты. У испанского медика Мигеля Серчета была проблема с кровообращением, описывающая, как он избавился от углекислого газа. Но англичанин Уильям Харви понял систему круга своих исследований, и поэтому видение Галена заключалось в том, что кровь терялась в тканях.

Даже биогенетический закон возник. Благодаря великому развитию военного мира европейцы были поражены множеством неизвестных растений и животных. Адам Злужанский из Злужджан был частью отделения ботаники от медицины, он прямо заявил, что ботаника является частью природы. Отто Бранфелс был одним из самых важных ботаников. Он впервые опубликовал иллюстрированный атлас растений. Травы стали очень популярными среди людей, самой известной была трава Пьетро Андреа Маттиоли. Гаспар Баухин собрал траву, чтобы растения собрались в соответствии с системой описаний листьев, цветов, попугаев и других органов.

Представления о единстве всего живого получили основательное подтверждение в результатах исследований биохимических (обменных, метаболических) и биофизических механизмов жизнедеятельности клеток. Хотя начало таких исследований относится ко второй половине XIX в., наиболее убедительны достижения молекулярной биологии. Она стала самостоятельным направлением биологической науки в 50-е гг. текущего столетия, что связано с описанием Дж. Уотсоном и Ф. Криком (1953) строения дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК).

Он определил понятия рода и вида и попытался устранить путаницу в ботанической ерунде. Коннект Геснер опубликовал обширный материал - «География животных с иллюстрациями Дирра» и профессор Улисс Алдванди создали монументальную зоологическую энциклопедию. Из-за влияния производства, развития технологий и, прежде всего, развития математики, физики и механики появились открытия многих физических инструментов, таких как телескопы или микроскопы. Появляющиеся научные общества - Академия. Роберт Хук, английский ученый, который помог улучшить микроскоп.

Молекулярная биология уделяет главное внимание изучению в процессах жизнедеятельности роли биологических макромолекул (нуклеиновые кислоты, белки), закономерностей хранения, передачи и использования клетками наследственной информации. Молекулярно-биологические исследования раскрыли универсальные физико-химические механизмы, от которых зависят такие всеобщие свойства живого, как наследственность, изменчивость, специфичность биологических структур и функций, воспроизведение в ряду поколений клеток и организмов определенного строения.

Он изучал микроструктуры и считается открытием растительных клеток. Другой англичанин Неемия Грю установил исследование растительной ткани. Другим важным исследователем был Марчелло Мальпиги, который стал основателем микроскопической анатомии. Его имя было связано с легкими, кровеносными сосудами, почками и т.д. антоний Ван Левенгук, будучи самоучкой, построил свой собственный микроскоп и наблюдал за тем, что было возможно. Он обнаружил кровеносные капилляры, простейшие и бактерии.

Франческо Реди изучил анатомию насекомых, отбросил теорию самопосадки. В таблице. период жизнеспособности - существование жизненной силы отличает живые организмы от неживой природы. Альбрехт фон Халлер изучил функцию нервов и мышц, физиологию как самостоятельный субъект. Объясняя понятия дремлющего и чувствительного, он дал правильное объяснение механизма дыхания и жизни человека. Карл фон Линней, физик, ботаник, ботаник, систематика, представил и применил биномиальную номенклатуру.

Клеточная теория, законы наследственности, достижения биохимии, биофизики и молекулярной биологии свидетельствуют в пользу единства органического мира в его современном состоянии. То, что живое на планете представляет собой единое целое в историческом плане, обосновывается теорией эволюции. Основы названной теории заложены Ч. Дарвином (1858). Свое дальнейшее развитие, связанное с достижениями генетики и популяционной биологии, она получила в трудах А.Н. Северцова, Н.И. Вавилова, Р. Фишера, С.С. Четверикова, Ф.Р. Добжанского, Н.В. Тимофеева-Ресовского, С. Райта, И.И. Шмальгаузена, чья плодотворная научная деятельность относится к текущему столетию.

Эволюционная теория объясняет единство мира живых существ общностью их происхождения. Она называет пути, способы и механизмы, которые за несколько миллиардов лет привели к наблюдаемому ныне разнообразию живых форм, в одинаковой мере приспособленных к среде обитания, но различающихся по уровню морфофизиологической организации. Общий вывод, к которому приходит теория эволюции, состоит в утверждении, что живые формы связаны друг с другом генетическим родством, степень которого для представителей разных групп различается. Свое конкретное Выражение это родство находит в преемственности в ряду поколений фундаментальных молекулярных, клеточных и системных механизмов развития и жизнеобеспечения. Такая преемственность сочетается с изменчивостью, позволяющей на основе этих механизмов достичь более высокого уровня биологической организации.

Современная теория эволюции обращает внимание на условность грани между живой и неживой природой, между живой природой и человеком. Результаты изучения молекулярного и атомного состава клеток и тканей, строящих тела организмов, получение в химической лаборатории веществ, свойственных в естественных условиях только живому, доказали возможность перехода в истории Земли от неживого к живому. Не противоречит законам биологической эволюции появление на планете социального существа - человека. Клеточная организация, физико-химические и генетические законы неотделимы от его существования, так же как и любого другого организма. Эволюционная теория показывает истоки биологических механизмов развития и жизнедеятельности людей, т. е. того, что может быть названо биологическим наследством.
В классической биологии родство организмов, относящихся к разным группам, устанавливали путем сравнения организмов во взрослом состоянии, эмбрионального развития, поиска переходных Ископаемых форм. Современная биология подходит к решению этой задачи также путем изучения различий в нуклеотидных последовательностях ДНК или аминокислотных последовательностях белков. По главным своим результатам схемы эволюции, составленные на основе классического и молекулярно-биологического подходов, совпадают.

Выше было сказано, что первоначально люди классифицировали организмы в зависимости от их практического значения. К. Линней (1735) ввел бинарную классификацию, согласно которой для определения положения организмов в системе живой природы указывается их принадлежность к конкретному виду и роду. Хотя бинарный принцип сохранен в современной систематике, оригинальный вариант классификации К. Линнея носит формальный характер. Биологи до создания теории эволюции относили живые существа к соответствующему роду и виду по их подобию друг другу, прежде всего близости строения. Эволюционная теория, объясняющая сходство между организмами их генетическим родством, составила естественно-научную основу биологической классификации. Приобретя в эволюционной теории такую основу, современная классификация органического мира непротиворечиво отражает, с одной стороны, факт разнообразия живых форм, а с другой - единство всего живого.

Идея единства мира живых существ находит свое подтверждение также в экологических исследованиях, относящихся главным образом к XX в. Представления о биоценозе (В.Н. Сукачев) или экологической системе (А. Тенсли) раскрывают универсальный механизм обеспечения важнейшего свойства живого - постоянно происходящего в природе обмена веществ и энергии. Названный обмен возможен только в случае сосуществования на одной территории и постоянного взаимодействия организмов разного плана строения(продуцентов, консументов, деструкторов) и уровня организации. Учение о биосфере и ноосфере (В.И. Вернадский) раскрывает место и планетарную роль живых форм, включая человека, в природе, так же как и возможные последствия ее преобразования.

Каждый крупный шаг на пути познания фундаментальных законов жизни неизменно оказывал влияние на состояние медицины, приводил к пересмотру содержания и понимания механизмов патологических процессов. Соответственно пересматривались принципы организации лечебной и профилактической медицины, методы диагностики и лечения.

Так, исходя из клеточной теории и разрабатывая ее дальше, Р. Вирхов создал концепцию клеточной патологии (1858), которая на долгое время определила главные пути развития медицины. Эта концепция, придавая особое значение в течении патологических состояний структурно-химическим изменениям на клеточном уровне, способствовала возникновению в практическом здравоохранении патологоанатомической, прозекторской службы.

Применив генетико-биохимический подход в изучении болезней человека, А. Гаррод заложил основы молекулярной патологии (1908). Этим он дал ключ к пониманию практической медициной таких явлений, как различная восприимчивость людей к болезням, индивидуальный характер реакции на лекарственные препараты.

Успехи общей и экспериментальной генетики 20-30-х годов стимулировали исследования по генетике человека. В результате возник новый раздел патологии - наследственные заболевания, появилась особая служба практического здравоохранения -медико-генетические консультации. Молекулярная и современная клеточная биология создают ранее не известные возможности предупреждения и лечения болезней, зависящих от наличия вредных мутаций, с применением методов генетической инженерии. Достижения в названной области науки привели к появлению целой отрасли производства, работающей на здравоохранение, медицинской биотехнологии. Зависимость состояния здоровья людей от качества среды и образа жизни уже не вызывает сомнений ни у практикующих врачей, ни у организаторов здравоохранения. Закономерным следствием этого является наблюдаемая в настоящее время экологизация медицины.


Заключение

Значение биологии как науки исключительно велико, так как познание исторического развития органического мира, начиная от молекулярного уровня до биогеоценотического, играет определяющую роль в формировании материалистического мировоззрения и понимания коренных философско-методологических проблем (форма и содержание, целостность и целесообразность, прогресс и т.д.). Кроме того, биология способствует решению жизненно важных практических задач. Так, в частности, быстрые темпы роста населения планеты, постоянное уменьшение территорий, занятых сельскохозяйственным производством, привели к глобальной проблеме современности - производству пищи. Эту задачу способны решать такие науки, как растениеводство и животноводство, базирующиеся на достижениях генетики и селекции. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и пород домашних животных, что позволит интенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворить потребности населения планеты в пищевых ресурсах.

Достижения современной биологии нашли практическое применение в промышленном биологическом синтезе аминокислот, кормовых белков, ферментов, витаминов, стимуляторов роста и средств защиты растений, органических кислот и др.

С помощью методов генной инженерии биологами созданы организмы с новыми комбинациями наследственных признаков и свойств, например растения с повышенной устойчивостью к заболеваниям, засолению почв, способностью к фиксации атмосферного азота и др. Кроме того, генная инженерия положена в основу разработки принципов биотехнологии, связанной с производством биологически активных веществ (инсулин, антибиотики, интерферон, новые вакцины для профилактики инфекционных заболеваний человека и животных).

Теоретические достижения биологии широко применяются в.медицине. Именно успехи и открытия в биологии определили современный уровень медицинской науки. В частности, генетические исследования позволяют разрабатывать методы ранней диагностики, лечения и.профилактики многих наследственных болезней человека (альбинизм, гемофилия, бесплодие и др.). С ними во многом связан и дальнейший прогресс медицины.

Решение таких важных проблем современности, как охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и повышение продуктивности растительного мира, возможны только на основе биологических исследований. Они предусматривают выявление и устранение отрицательных последствий воздействия человека на природу (загрязнение среды многочисленными вредными веществами), определение режимов рационального использования резервов биосферы. Кроме того, задачей биологии является обеспечение сохранности биосферы и способности природы к самовоспроизведению.

Вторую половину XX столетия справедливо называют веком биологии. Такая оценка роли биологии в жизни человечества представляется еще более оправданной для приближающегося XXI в. К настоящему времени наукой о жизни получены важные результаты в области изучения наследственности, фотосинтеза, фиксации растениями атмосферного азота, синтеза гормонов и других регуляторов жизненных процессов. Уже в реально обозримом будущем могут быть решены задачи обеспечения людей продуктами питания, необходимыми медицине и сельскому хозяйству биологически активными веществами и энергией в достаточном количестве, несмотря на рост населения и сокращение природных запасов топлива. Исследования в области генной инженерии, биологии клетки, синтеза ростовых веществ открывают перспективы замещения дефектных генов у лиц с наследственными болезнями, стимуляции восстановительных процессов, контроля за клеточным размножением и, следовательно, воздействия на злокачественный рост.

Биология относится к ведущим отраслям естествознания. Так, например, высокий уровень ее развития служит необходимым условием прогресса медицины.


Список литературы

1. Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания М. 2003г.

2. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера М. 1999г.

3. Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. М 1994г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» в г. Нижнем Тагиле

кафедра: ОНД

На тему: «Развитие биологии в 1980-2000 гг.»

по дисциплине Концепции современного естествознания

Выполнил:

студент гр. № УП-115 (НТЗ)

Ванденко Ирина Эдуардовна

Нижний Тагил 2015г.

Все хорошо знают, что биология -- это наука о жизни. В настоящее время она представляет совокупность наук о живой природе. Биология изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами. С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Сначала от этого зависела его жизнь. Первобытным людям необходимо было знать, какие живые организмы можно употреблять в пищу, использовать в качестве лекарств, для изготовления одежды и жилищ, а какие из них ядовиты или опасны. С развитием цивилизации человек смог позволить себе такую роскошь, как занятие наукой в познавательных целях. Исследования культуры древних народов показали, что они имели обширные знания о растениях, животных и широко их применяли в повседневной жизни.

Современная биология -- комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук -- прежде всего физики, химии и математики.

Основные направления развития современной биологии. В настоящее время условно можно выделить три направления в биологии.

Во-первых, это классическая биология. Ее представляют учёные-натуралисты, изучающие многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют все, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их. Неправильно думать, что в классической биологии все открытия уже сделаны. Во второй половине XX в. не только описано много новых видов, но и открыты крупные таксоны, вплоть до царств (Погонофоры) и даже надцарств (Архебактерии, или Археи). Эти открытия заставили ученых по-новому взглянуть на всю историю развития живой природы, Для настоящих ученых-натуралистов природа -- это самоценность. Каждый уголок нашей планеты для них уникален. Именно поэтому они всегда среди тех, кто остро чувствует опасность для окружающей нас природы и активно выступает в ее защиту.

Второе направление -- это эволюционная биология. В XIX веке, автор теории естественного отбора Чарльз Дарвин начинал как обычный натуралист: он коллекционировал, наблюдал, описывал, путешествовал, раскрывая тайны живой природы. Однако основным результатом его работы, сделавшим его известным ученым, стала теория, объясняющая органическое разнообразие. биология наука ученый клеточный

В настоящее время изучение эволюции живых организмов активно продолжается. Синтез генетики и эволюционной теории привел к созданию так называемой синтетической теории эволюции. Но и сейчас еще есть много нерешенных вопросов, ответы на которые ищут ученые-эволюционисты.

Созданная в начале XX века нашим выдающимся биологом Александром Ивановичем Опариным первая научная теория происхождения жизни была чисто теоретической. В настоящее время активно ведутся экспериментальные исследования данной проблемы и благодаря применению передовых физико-химических методов уже сделаны важные открытия и можно ожидать новых интересных результатов. Новые открытия позволили дополнить теорию антропогенеза. Но переход от животного мира к человеку и сейчас еще остается одной из самых больших загадок биологии.

Третье направление -- физико-химическая биология, исследующая строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов. Это быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношении. Можно с уверенностью говорить, что в физико-химической биологии нас ждут новые открытия, которые позволят решить многие проблемы, стоящие перед человечеством.

Развитие биологии как науки. Современная биология уходит корнями в древность и связана с развитием цивилизации в странах Средиземноморья. Нам известны имена многих выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии. Назовем лишь некоторых из них.

Гиппократ (460 -- ок. 370 до н. э.) дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней. Его считают основоположником медицины.

Аристотель (384--322 до н. э.) делил окружающий мир на четыре царства: неодушевленный мир земли, воды и воздуха; мир растений; мир животных и мир человека. Он описал многих животных, положил начало систематике. В написанных им четырех биологических трактатах содержались практически все известные к тому времени сведения о животных. Заслуги Аристотеля настолько велики, что его считают основоположником зоологии.

Теофраст (372--287 до н. э.) изучал растения. Им описано более 500 видов растений, даны сведения о строении и размножении многих из них, введены в употребление многие ботанические термины. Его считают основоположником ботаники.

Гай Плиний Старший (23--79) собрал известные к тому времени сведения о живых организмах и написал 37 томов энциклопедии «Естественная история». Почти до средневековья эта энциклопедия была главным источником знаний о природе.

Клавдий Гален в своих научных исследованиях широко использовал вскрытия млекопитающих. Он первым сделал сравнительно - анатомическое описание человека и обезьяны. Изучал центральную и периферическую нервную систему. Историки науки считают его последним великим биологом древности.

В средние века господствующей идеологией была религия. Подобно другим наукам, биология в этот период еще не выделилась в самостоятельную область и существовала в общем русле религиозно-философских взглядов. И хотя накопление знаний о живых организмах продолжалось, о биологии как науке в тот период можно говорить лишь условно.

Эпоха Возрождения является переходной от культуры средних веков к культуре нового времени. Коренные социально-экономические преобразования того времени сопровождались новыми открытиями в науке.

Самый известный ученый этой эпохи Леонардо да Винчи (1452-- 1519) внес определенный вклад и в развитие биологии. Он изучал полет птиц, описал многие растения, способы соединения костей в суставах, деятельность сердца и зрительную функцию глаза, сходство костей человека и животных.

Во второй половине XV в. естественнонаучные знания начинают быстро развиваться. Этому способствовали географические открытия, позволившие существенно расширить сведения о животных и растениях. Быстрое накопление научных знаний о живых организмах вело к разделению биологии на отдельные науки.

В XVI--XVII вв. стали стремительно развиваться ботаника и зоология.

Изобретение микроскопа (начало XVII в.) позволило изучать микроскопическое строение растений и животных. Были открыты невидимые для невооруженного глаза микроскопически малые живые организмы -- бактерии и простейшие.

Большой вклад в развитие биологии внес Карл Линней, предложивший систему классификации животных и растений.

Карл Максимович Бэр (1792--1876) в своих работах сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложившие научные основы эмбриологии.

В 1808 г. в работе «Философия зоологии» Жан Батист Ламарк поставил вопрос о причинах и механизмах эволюционных преобразований и изложил первую по времени теорию эволюции.

Огромную роль в развитии биологии сыграла клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира и послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Чарлза Дарвина. Авторами клеточной теории считают зоолога Теодора Шванна (1818--1882) и ботаника Маттиаса Якоба Шлейдена (1804--1881).

На основе многочисленных наблюдений Чарлз Дарвин опубликовал в 1859 году свой основной труд «О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В нём он сформулировал основные положения теории эволюции, предложил механизмы эволюции и пути эволюционных преобразований организмов.

В XIX веке, благодаря работам Луи Пастера (1822--1895), Роберта Коха (1843--1910), Ильи Ильича Мечникова в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология.

XX век начался с переоткрытия законов Грегора Менделя, что ознаменовало собой начало развития генетики как науки.

В 40--50-е годы XX века в биологии стали широко использоваться идеи и методы физики, химии, математики, кибернетики и других наук, а в качестве объектов исследования -- микроорганизмы. В результате возникли и стали бурно развиваться как самостоятельные науки биофизика, биохимия, молекулярная биология, радиационная биология, бионика и др. Исследования в космосе способствовали зарождению и развитию космической биологии.

В XX веке появилось направление прикладных исследований -- биотехнология. Это направление, несомненно, будет стремительно развиваться и в XXI веке.

В настоящее время биологические знания используются во всех сферах человеческой деятельности: в промышленности и сельском хозяйстве, медицине и энергетике. Чрезвычайно важное значение имеют экологические исследования. Мы, наконец, стали осознавать, что хрупкое равновесие, существующее на нашей маленькой планете, легко разрушить. Перед человечеством встала грандиозная задача -- сохранение биосферы с целью поддержания условий существования и развития цивилизации. Без биологических знаний и специальных исследований решить ее невозможно.

Таким образом, в настоящее время биология стала реальной производительной силой и рациональной научной основой отношений между человеком и природой.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика науки биологии. Этапы развития биологии. Открытие фундаментальных законов наследственности. Клеточная теория, законы наследственности, достижения биохимии, биофизики и молекулярной биологии. Вопрос о функциях живого вещества.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2012

    Обзор социально-культурного контекста истории развития биологии с древнейших времен до наших дней. Основные пути ее становления и развития как целостной системы знаний, формирование фундаментальных идей, концепций, теорий, методов исследований и приборов.

    методичка , добавлен 27.03.2011

    Методология современной биологии. Философско-методологические проблемы биологии. Этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Понятие биологической реальности. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни.

    реферат , добавлен 30.01.2010

    Теоретические основы, предмет, объект и закономерности биологии. Сущность, анализ и доказательство аксиом теоретической биологии, обобщенных Б.М. Медниковым и характеризующих жизнь и отличающуюся от нее нежизнь. Особенности генетической теории развития.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Концепция биологии как особой естественной науки. Объектом изучения традиционной или натуралистической биологии является живая природа в ее естественном целостном состоянии. Современная биология и физико–химический метод. История эволюционного учения.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

    Зарождение биологии как науки. Идеи, принципы и понятия биологии XVIII в. Утверждение теории эволюции Ч. Дарвина и становление учения о наследственности. Эволюционные воззрения Ламарка, Дарвина, Менделя. Эволюция полигенных систем и генетический дрейф.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011

    Биология как наука, предмет и методы ее изучения, история и этапы становления и развития. Основные направления изучения живой природы в XVIII в., яркие представители биологической науки и вклад в ее развитие, достижения в области физиологии растений.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2009

    Влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии на всех этапах урока. История возникновения понятия "наглядности", как дидактического принципа обучения. Классификация наглядных пособий по биологии и методика их применения на уроках.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2009

    Эволюция ботаники ХІХ века: развитие морфологии, физиологии, эмбриологии, систематики растений. Теории распространения растений по земному шару. Становление таких наук как - геоботаника, фитоценология, палеоботаника. Перспективы развития биологии в ХХІ в.

    контрольная работа , добавлен 10.01.2011

    Понятие увеличительных приборов (лупа, микроскоп), их назначение и устройство. Основные функциональные и конструктивно-технологические части современного микроскопа, используемого на уроках биологии. Проведение лабораторных работ на уроках биологии.



Похожие статьи