Марианна Цой и Наталья Разлогова. Любимые женщины Виктора Цоя

Главный рок-музыкант России конца восьмидесятых вовсе не был искушен в отношениях с женщинами. Когда музыканты «Кино» давали свои первые концерты на квартирниках, Виктору Цою было всего 19 — и музыка занимала все его мысли.

Знакомство на квартирнике


На одном из таких квартирников он и познакомился с Марианной Родованской. 5 марта 1981 года было ее днем рождения — девушке исполнялось 23 года, но она чувствовала себя гораздо старше этой рок-тусовки. Марианна успела выйти замуж и развестись, работала на относительно нормальной работе (заведовала цехами постановочной части в цирке) и в тот вечер не собиралась идти на квартирник — но почему-то пошла. Цой ей понравился. Он тоже отличался от других, и не только внешностью. На фоне других музыкантов он меньше пил, меньше говорил и казался старше своих 19 лет. Сказалось корейское происхождение: немногословность мужчин — их отличительная особенность, которую Витя перенял от отца. Уходя с вечеринки, Марианна написала свой телефон помадой (ручки не нашлось) на клочке бумаги и вручила ее Цою. Он позвонил. Их первые свидания были совершенно невинными: они просто гуляли по Ленинграду и много разговаривали. Марианна с ужасом ждала момента, когда Виктор начнет играть ей свои песни — боялась разочароваться. Впечатление оказалось прямо противоположным: музыка Цоя ей не только понравилась, но и показалась весьма перспективной для зарабатывания денег.


С этим у «Кино» были большие проблемы. Максимум, что получал Цой в начале карьеры — 15 рублей после каждого квартирника. «Когда я начинал заниматься рок-музыкой, в последнюю очередь я думал о деньгах, — рассказывал он потом. — Тогда было понятно, что, кроме серьезных неприятностей, за это ничего не получишь. Мы были значительно беднее, чем могли бы быть, работая на каких-то работах…» Но Марианна умудрилась это исправить. Из цирка она принесла для рокеров списанные немыслимые костюмы, придумала их имидж и стала активно администрировать концерты. Популярность «Кино» росла, а их отношения с Витей крепли. В один прекрасный день он представил девушку родителям, поставив перед фактом: они собираются вместе жить, а потом пожениться. «Марьяна была импульсивной, напористой, к тому же необыкновенно деятельной, — вспоминал отец Цоя, Роберт. — Валя (мама музыканта) считала, что Марьяна Витьку охмурила, сама на себе женила. Невестка об этом знала, и наши отношения были весьма натянутыми».


В 1985-м, через год после свадьбы, Марианна исполнила мечту Цоя о сыне. Рождение Саши совпало с пиковой популярностью группы «Кино»: они гастролировали по СССР, Европе и США, Цоя стали приглашать на съемки в кино. В 87-м он поехал в Москву сниматься у Владимира Соловьева в фильме «Асса». И там встретил Наталью.

Три неразлучных года


Наталья Разлогова работала на картине ассистентом режиссера, но вообще была девушкой довольно интеллигентной. Дочь дипломата, детство она провела во Франции, закончила филфак МГУ, изучала лингвистику. С Виктором Цоем — рок-музыкантом, окончившим ПТУ — у нее, на первый взгляд, не было ничего общего. Но именно с этой девушкой, по воспоминаниям близких, он по-настоящему перестал чувствовать себя одиноко. Марианне он сразу во всем признался, заявив с присущей ему прямотой, что полюбил другую. Но развода не последовало. По одной версии, Цой не хотел этого сам из-за сына. По другой — с окончательным разрывом тянула Марианна, а Виктор хотел официально оформить отношения с Натальей.


В какой-то момент Цой решил познакомить обеих своих женщин — и закатил по этому поводу банкет в ресторане. «Он не понимал, насколько мне было больно в тот момент. Удивительно то, что мы с этой дамой абсолютно разные. Я даже представить не могла, что Вите может понравиться такая девушка. Насколько я не владею собой, настолько она собой владела. Я — это бочка с порохом. Она — абсолютная скала», — вспоминала Марианна. Тем не менее, скандалов она не закатывала. Цой с Натальей поселились в Москве и провели последние три года жизни музыканта, практически не расставаясь. Летом у пары была традиция — отдыхать в Юрмале у друзей Натальи. Туда они и отправились в августе 1990 года. С собой Цой взял сына Сашу — в день, когда он за ним приехал, Марианна видела его в последний раз.

После Цоя


15 августа 1990 года Виктор Цой погиб, заснув за рулем своего «Москвича». На похоронах в начале траурной процессии стояли обе его женщины: молчаливая Наталья и Марианна, обнимающая сына.

Они остались верны себе и после его смерти: официальная вдова посвятила себя изданию памятных дисков и книг, установке памятников Цою и сохранению его наследия. Своего мужа Марианна пережила всего на 15 лет: в 2005 году она скончалась от рака. Наталья же 20 лет хранила молчание. Она вышла замуж, эмигрировала в Америку и лишь к пятидесятилетию со дня рождения Виктора Цоя вновь напомнила о себе. Оказалось, что все эти годы она готовила документальный фильм «Цой — «Кино», который вышел в 2012 году.

Практически не общаясь с прессой, Наталья делает исключение для поклонников группы «Кино». С ними она иногда встречается и отвечает на вопросы, пытаясь стать связующим звеном между фанатами и их погибшим кумиром.


15 августа 1990 года не стало Виктора Цоя. С тех пор прошло 25 лет, но песни «Кино» по-прежнему популярны. Как создавались суперхиты, как зовут девушку из песни «Восьмиклассница», кто был первым слушателем «Звезды по имени Солнце» и кому Цой пел: «Малыш, ты меня волнуешь», Woman’s Day рассказали друзья погибшего музыканта и реальные женщины – героини его песен.

«Восьмиклассница», 1982 год

«Пустынной улицей вдвоем

С тобой куда-то мы идем.

И я курю, а ты конфеты ешь…»

Даже близкие друзья Цоя не знали ее имени. И считали красивый образ фантазией рок-музыканта. Но реальная восьмиклассница все-таки существует и по-прежнему живет в городе на Неве. О своем знакомстве с Виктором Цоем известный петербургский дизайнер Дженни Яснец рассказала нашему журналисту.

«Впечатление он производил: высокий, стильный, весь в черном, – вспоминает свою первую встречу с Цоем Дженни Яснец, в ту пору студентка Ленинградского художественного училища им. Серова. – Нас познакомил общий друг – художник Андрей Медведев, он готовил меня к поступлению. Я уже училась на первом курсе, поступила после восьмого класса, и Медведев сказал: «Вот моя ученица, восьмиклассница». Познакомились, поболтали. Цой пригласил нас на концерт. Мы с моей подругой Ульяной Цейтлиной (ныне известная светская львица. – Прим. Woman’s Day) ходили в Ленинградский рок-клуб, хотя это не приветствовалось, он был почти под запретом. И людей часто забирали оттуда в милицию.

Мне было 15 лет, Виктору – 20. И, наверное, в первый момент я показалась Цою ребенком, на мне были детские сандалии, раскрашенные темперой. А потом появилась «Восьмиклассница». Песня мне очень понравилась, и только спустя много лет я узнала, что она про меня. Андрей Медведев рассказал, как Цой принес ему кассету с записью и сказал, что песня посвящена Дженни.

Про «трояк по географии», как в тексте песни, я Цою, конечно, не жаловалась и в кино его не звала. Хотя мы потом с Виктором дружили. Помню, Цой вместе с женой Марьяной приходили ко мне на день рождения и подарили стеклянные серьги. Думаю, что совпадение с героиней песни у меня в 15 лет было только одно: в ту пору родители требовали, чтобы я появлялась дома ровно в десять. А я вечно опаздывала. Вот и получился такой поэтический образ: девочка-восьмиклассница, которую ждет мама», – говорит Дженни Яснец.

«Мои друзья идут по жизни маршем», 1981 год

«Мой дом был пуст,

Теперь народу там полно.

В который раз

Мои друзья там пьют вино…»

Это была первая песня, которую Виктор Цой, тогда еще совсем юный, далекий от славы и переполненных стадионов, исполнил для своих друзей и знакомых.

«Жили мы в ту пору весело, пива и портвейна тоже хватало, – вспоминает начало восьмидесятых петербургский музыкант и близкий друг Цоя Максим Пашков. – Могли собраться компанией и голышом загорать в Парке Победы, это на юге Петербурга, у родителей Цоя там квартира была по соседству. Милиция за нами охотилась. В отделение могли забрать просто за внешний вид, мы же все были панками: торчащие волосы, зеленые губы. Хотя и среди нас Витя выделялся: он называл себя хиппи-панком и всегда носил длинные волосы и булавку в галстуке. Милиционерам это не нравилось. Мы постоянно от них бегали. Однажды нас всех взяли, а Цой спасся: прыгнул в подземный переход на Невском проспекте – с самого верха, сломал ногу, но добрался домой. Потом ходил с палочкой».

Виктора Цоя Максим Пашков знал с детства – вместе они учились в одной художественной школе в центре Петербурга, тогда еще Ленинграда, на углу улицы Ломоносова и канала Грибоедова.

«Нам было 12 лет, когда мы познакомились, – вспоминает Максим. – Собственно я и учил Витю играть на гитаре. Первые аккорды ему показал отец Роберт Максимович , но получалось у Цоя не очень. Сначала мы думали, что станем художниками, но потом по уши провалились в рок-н-ролл. Я создал группу «Палата № 6», пригласил в нее Цоя. А так как на бас-гитаре всего четыре струны, мы подумали, что ее Вите будет проще освоить. Купили в комиссионке инструмент за 40 рублей. И началось. Хотя первое время сочинял и пел только я. Он иногда предлагал свои рифмы ну и гитарные пассажи какие-то.

И, конечно, я помню, как Витя, волнуясь, исполнил мне свою первую песню. Он очень быстро краснел, просто мгновенно ставился бордо. А тут раз – и песня! Мне она сразу понравилась».

На видео Максим Пашков исполняет песню Цоя «Мои друзья идут по жизни маршем» на концерте в клубе «Котельная «Камчатка», 2008 год.

«Когда твоя девушка больна», 1987 год

«День как день,

Только ты почему-то грустишь.

И вокруг все поют,

Только ты один молчишь...»

На экраны фильм Рашида Нугманова вышел в 1989 году, и на «Иглу» люди шли, чтобы посмотреть на Цоя. Его популярность просто зашкаливала. Никто даже не удивился, когда на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признали лучшим актером СССР. А кто же, если не он! И мало кто знает, что с «Иглой» связано рождение еще одного суперхита Виктора Цоя – «Когда твоя девушка больна».

Эту песню он посвятил Марине Смирновой, непрофессиональной актрисе, сыгравшей в «Игле» вторую главную роль – девушки-наркоманки Дины, возлюбленной Моро (так звали героя Виктора Цоя. – Прим. Woman’s Day).

Когда «Игла» вышла на экраны, зрители решили, что и в реальной жизни у Виктора Цоя с Мариной любовь. Но это была искренняя дружба. Тем более у Смирновой был роман с другим участником группы «Кино» – гитаристом Юрием Каспаряном.

«Я часто болела, а Юрий бегал вокруг меня с лекарствами. Витя не мог его никуда вытащить из-за меня. Тогда и родилась песня «Когда твоя девушка больна», которая стала хитом того времени. Эта песня и роль в фильме «Игла» – единственное, что мне осталось от Вити», – говорит Марина Смирнова.

Наверное, тогда на съемках она, молодая и красивая, могла бы закрутить роман с Цоем, но выбрала другого. Да и рок-музыкант был в ту пору женат, хотя его брак был скорее условным.

«Малыш», 1987 год

«Когда я вижу, как ты танцуешь,

Малыш, ты меня волнуешь.

Когда ты смотришь так серьезно,

Малыш, я тебя люблю...»

Эта песня не вошла ни в один из официальных альбомов группы «Кино», и поклонники долгое время считали, что она посвящена единственному ребенку рок-музыканта – сыну Саше.

Но на свет Саша Цой появился 26 июля 1985 года, а песня была записана не то в конце 1987-го, не то в 1988 году – точных данных на этот счет нет. И близкие друзья Виктора Цоя связывают ее не с рождением сына, а с последней и, возможно, самой главной любовью Виктора Цоя – Натальей Разлоговой, московской журналисткой, сестрой известного кинокритика Кирилла Разлогова.

С Натальей Виктор Цой познакомился именно в 1987-м, это произошло на съемках фильма «Асса», где Разлогова была ассистентом второго режиссера. У Цоя в фильме была очень яркая, хотя и эпизодическая роль: он появлялся в финале как музыкант по имени Виктор, фактически играя самого себя.

Чувства к Наталье Разлоговой оказались настолько сильными, что Цой ушел из семьи, прожив со своей знаменитой супругой Марьяной неполных четыре года. Пара довольно долго встречалась, но до загса Виктор и Марьяна дошли не сразу, поэтому и брак оказался коротким.

«В 1989 году Цой официально познакомил меня с этой девушкой, – вспоминала потом Марьяна. – Закатил банкет в ресторане по такому важному поводу. Он не понимал, насколько мне было больно в тот момент. Удивительно то, что мы с Наташей оказались разные. Насколько я не владею собой, настолько она собой владела. Я – это бочка с порохом. Она – скала. Но даже после расставания мы продолжали общаться с Цоем. И однажды он мне сказал: «У нас есть сын, поэтому мы все равно останемся семьей. Когда нас не станет, давай загадаем, чтобы нас похоронили рядом как родных людей».

Так и случилось. Виктор Цой погиб в августе 1990-го, а 27 июня 2005 года, 15 лет спустя, ушла из жизни Марьяна. Ее похоронили на том же Богословском кладбище, где и Виктора Цоя. Друзья позаботились, чтобы могилы бывших супругов были расположены очень близко друг к другу.

Наталья Разлогова еще в 90-е годы уехала жить в США и вскорости вышла замуж за своего коллегу – журналиста Евгения Додолева. А песня осталась. В 2000 году трибьют на нее записал Илья Лагутенко, после чего «Малыш» обрел невероятную даже для многих хитов Цоя всероссийскую популярность. Хотя с суперхитами «Кино», «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце», все равно не сравнился. Они и сейчас вне конкуренции.

Наталья Науменко – бывшая жена , музыканта группы . Была непосредственной свидетельницей расцвета русского рок-н-ролла и рока. В их коммунальной квартире на Боровой собирались музыканты, впоследствии ставшие легендами: , Алексей Рыбин и другие. В 2018 году на экраны выходит кино «Лето», рассказывающее о малоизвестных фактах из жизни Виктора Цоя, Майка Науменко и Натальи.

Детство и юность

Родилась Наталья Васильевна Науменко 21 января 1960 года в Ленинграде. Ее девичья фамилия Россовская.

Наталья – человек непубличный, в ее биографии масса пробелов. Все ее интервью посвящены знаменитому бывшему мужу, а о своей жизни до Майка она предпочитает умалчивать. О ее детстве, родителях и образовании ничего не известно.

Карьера

Когда Наташа познакомилась с Майком и они решили пожениться, ей пришлось пойти в «Теплоэнерго», так как работникам организации выдавали комнаты. Для миниатюрной девчонки все было в новинку. Неведомые механизмы немыслимых размеров на котельной вселяли страх, который ей пришлось перебороть. Она работала оператором газовой котельной, попросту кочегаром.

В 1997 году Алексей Рыбин издал книгу «Право на рок», в нее вошли воспоминания Натальи о жизни с Майком. Ее часть получила заглавие «Отель под названием “Брак”».

Личная жизнь

Со своим будущим мужем – музыкантом и лидером группы «Зоопарк» Михаилом Науменко – девушка познакомилась, когда ей было 19 лет. Впервые она увидела его в коммунальной квартире на Васильевском острове, Наталье его представил ее двоюродный брат Вячеслав. Через месяц они вновь увиделись на свадьбе Славы, Майк много шутил, а после пригласил девушку на репетиции в Большой Театр Кукол, где на тот момент он работал.


Наталья Науменко и Майк Науменко в молодости

Вскоре молодой человек сделал девушке предложение, но со свадьбой решили повременить, так как в первую очередь следовало решить квартирный вопрос. Наталья забеременела, ей пришлось лечь в больницу. А как только ее выписали, Майк сразу же повел девушку в ЗАГС. Он хотел узаконить их отношения. Поэтому к свадьбе не готовились, все прошло быстро и сумбурно.

В июле у Натальи родился сын. Изначально они планировали назвать мальчика Марком, в честь Марка Болана. Но как только малыш появился на свет, все сразу же стали отговаривать новоиспеченных родителей от этого имени. Поэтому долго тянули и определялись, а в итоге дали сыну имя Евгений.


Жили крайне бедно, но, как и все в молодости, своей бедности не осознавали. Тем более, что тогда все в стране жили примерно одинаково. В их коммунальной квартире постоянно были гости, среди них и лидер Виктор Цой.

В отличие от Майка, которому было сложно найти общий язык с младенцем, Виктор частенько помогал Наталье. Он с такой легкостью управлялся с маленьким Женей, будто вырастил уже как минимум троих детей.

Существует версия, что между Натальей и Виктором был роман. В 2007 году женщина по просьбе Александра Житинского, который писал книгу о Цое, предоставила писателю свои дневниковые записи. Но изначально Наташа договорилась с Житинским, что ее воспоминания будут ему в помощь, а не для публикации.


Позднее он уверил ее в том, что все выглядит благородно и следует все оставить в книге так, как написала она. Женщина согласилась. В интервью «Аргументам и Фактам», которое Наталья дала в 2018 году, она сказала, что ей намного проще было бы жить, если бы она не поддалась на уговоры Житинского, а «теперь расхлебывает».

В то время Цой постоянно пропадал в доме у Науменко, между Наташей и Витей складывались дружеские и доверительные отношения. Они много разговаривали, хотя в компании Цой прослыл вечным молчуном. Однажды, перед 22-летием девушки, она попросила Майка сделать ей подарок – разрешить поцеловать Цоя. И хотя муж удивился подобному вопросу, но позволил.

В день ее рождения Майк был на работе: ушел на сутки и на торжестве отсутствовал. Тогда и случился их первый поцелуй, но не последний. Правда, женщина описывает их отношения как «детский сад», даже целовались будто одноклассники на школьном вечере. По словам Натальи Науменко, в течение непродолжительного периода у них была нежная дружба, но не более. Хотя Майк считал, что такие дружеские отношения намного опаснее, чем все остальное.


С Майком Наталья прожила 10 лет. Развелись супруги 15 августа 1991 года. Сделали это без скандалов и ненужных выяснений отношений. Вместе с сыном женщина переехала в Москву. 27 августа 1991 – через 12 дней после официального развода – Майк скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Но вот обстоятельства, при которых оно произошло, до сих пор остаются невыясненными.

Наталья Науменко сейчас

В 2018 году на Каннском фестивале режиссер Кирилл Серебренников представит фильм «Лето». События картины разворачиваются летом 1981 года в Ленинграде. В центре сюжета жизнь Виктора Цоя, Майка Науменко и Натальи. Женщину сыграла , известная зрителю по блокбастеру «Притяжение». Роли музыкантов достались и .


Однако еще до показа вокруг картины разгорелся скандал. – основатель , прочитав сценарий, сообщил, что это все ложь от начала и до конца. По его словам, герои картины Серебренникова не имеют ничего общего с теми людьми, которых он знал лично.

Режиссер-документалист Александр Липницкий тоже скептически отнесся к картине. Он считает, что сюжет «высосан из пальца». В свое время он делал документальную ленту о группе «Кино», разговаривал с Александром Житинским.


Из их беседы он понял, что между Наташей Науменко и Виктором Цоем были легкие романтические отношения, на уровне флирта. Липницкий отметил, что не очень верит вообще во всю эту историю с романом, и даже если это правда, то она явно не тянет на сюжет картины.

Наталья же на вопрос о сложившейся ситуации вокруг фильма ответила неоднозначно. То, что она увидела на съемочной площадке, ей понравилось, режиссеру Кириллу Серебренникову она верит. Но высказывать свое мнение о картине, не видя ее, не считает правильным.

Звезда по имени Солнце

Авария, в которой разбился Виктор Цой, оставила очень много вопросов, на которые мы так и не узнали ответов

Даже в печальном рейтинге рано ушедших из жизни выдающихся поэтов и музыкантов Виктор Цой поставил своеобразный рекорд - ушел из жизни в 28 лет, и опередил его, пожалуй, только Лермонтов, проживший на два года меньше. В том злополучном августе 90-го Цой с пятилетним сыном отдыхал в Прибалтике. Возвращаясь с рыбалки, он не справился с управлением, и на 35 километре трассы Слока - Талси под Тукумсом вылетел на встречную полосу, где столкнулся с "Икарусом". Скорость, с которой ехал "москвич" Цоя (130 км/час), не оставила ему ни единого шанса выжить. Удар был настолько сильным, что его хоронили в закрытом гробу. Экспертиза показала, что музыкант был абсолютно трезв, - согласно официальному заключению следствия, Виктор Робертович Цой просто заснул за рулем... Виктора давно уже нет, но песни его живы. Их энергетика и сегодня настолько сильна, что мурашки бегут по коже.

ОТЕЦ ВИКТОРА ЦОЯ РОБЕРТ: "НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ У СЫНА БЫЛА ОДНА - НАТАЛЬЯ: ОН ХОТЕЛ ЖЕНИТЬСЯ НА НЕЙ, НО НЕ УСПЕЛ"

Никак не могла предположить среднестатистическая советская семья Цоев - инженер Роберт Максимович и учительница физкультуры Валентина Васильевна, что их единственный сын станет в СССР культовой фигурой. Мальчик, внешне похожий на папу, был настоящим маминым сыном - она не только любила, но и понимала его, как никто. Валентина Васильевна пережила Виктора на 19 лет.

- Роберт Максимович, судя по фотографиям, ваш сын был очаровательным ребенком.

Детские фото Виктора обошли все газеты и журналы, где-то я даже видел его снимок чуть ли не в годовалом возрасте. Когда ему исполнился год и четыре месяца, мы вынуждены были отдать сына в ясли - жене Валентине Васильевне пришлось выйти на работу, потому что я в то время был еще студентом. В яслях Витюша все время плакал, успокоить его можно было, только взяв на руки, поэтому почти все время он проводил на руках у воспитательницы. Рос, как все, особых хлопот нам не доставлял. Года в три-четыре мы уже спокойно выпускали его на улицу, где у него были друзья-приятели, и он исчезал на полдня. Обратно домой загоняли его с трудом.

- Трудно представить Виктора Цоя паинькой и отличником. Школьные учителя на него не жаловались?

Учился он средне, звезд с неба не хватал, но и до двоек не скатывался, был твердым хорошистом. Только класса с восьмого у него стали появляться тройки. Но вел Витя себя хорошо, без хулиганских выходок, во всяком случае, в школу нас никогда не вызывали. Вообще-то, сначала мать-учительница взяла его в свою школу. Но после окончания начальных классов мы перевели сына в другую - поближе к дому, в нашем Московском районе. Виктор был этому только рад, ему не очень нравилось находиться под постоянным материнским контролем.

- Кому он обязан своей любовью к музыке?

Думаю, мне. Я с детства увлекался игрой на гитаре и, уже будучи взрослым, часто потренькивал на ней - правда, игрой в полном смысле этого слова мое "исполнение" трудно было назвать. А Виктор слушал и лет в 10-12 тоже увлекся. Я ему показал первые аккорды, а дальше он уже начал играть сам. Бывало, закроется в ванной и что-то там наигрывает, мелодию подбирает.

Конечно, сыну хотелось иметь свою гитару, и вскоре она у него появилась - с этим связана целая история. Я ведь страстный рыбак, поэтому мы с Валентиной Васильевной отпуск обычно проводили где-нибудь на берегу реки. Уезжали на месяц, а Виктора оставляли одного, но под присмотром бабки и тетки - матери и сестры жены. На питание ему оставляли 100 рублей, по тем временам вполне приличные деньги. И вот стоило нам уехать, как он тут же побежал и купил какую-то крутую гитару за 120 целковых (20 сэкономил из тех денег, что мы давали ему в школу), о которой давно мечтал. А потом с хлеба на воду весь месяц перебивался...

Потом сын уже ездил на рыбалку вместе с нами, но обязательно брал с собой кого-нибудь из приятелей. Они рыбачили на другом берегу реки, у него там даже был любимый камень, который местные жители до сих пор называют "камнем Цоя".

- Кем вы хотели видеть сына?

Мать была уверена, что Виктор станет художником, он ведь с детства - лет с шести, наверное, - очень хорошо рисовал. Несколько лет параллельно с общеобразовательной занимался в художественной школе и был там на хорошем счету. Его картины даже на художественной выставке в Нью-Йорке выставлялись. Кстати, окончательно он живопись так и не бросил, даже в разгар своей музыкальной карьеры много рисовал, иногда просто в перерывах между выступлениями. У меня до сих пор хранятся все его картины и зарисовки.

В одном из интервью Виктор сказал: "Сейчас родители считают, что я занимаюсь своим делом. Но, наверняка, они так думали не всегда". Поначалу вы не приняли его увлечение музыкой?

Не то чтобы не приняли, просто не верили, что это у него серьезно. Думали, очередное увлечение, которое скоро пройдет. А уж того, что у него, помимо музыкального, еще и поэтический талант проявится, даже представить себе не могли.

Сейчас есть мнение, что он был не только выдающимся композитором и исполнителем, но и поэтом. Его даже иной раз называют классиком: дескать, если популярность человека через 20 лет после его смерти не уменьшается, а возрастает, как это происходит с Виктором, значит, его с полным правом можно причислить к этой категории. Он ведь долго шел к своему призванию - был и банщиком, и лодочником-спасателем у нас тут на прудах, и кочегаром.

- От последнего места работы вы, наверное, в особый восторг не пришли?

Меня больше расстраивало, когда он вообще не работал. В те времена ведь как было: не трудишься где-то, значит, тунеядец, а за это могли и посадить. А Виктор, когда его из Художественного училища имени Серова выгнали "за неуспеваемость", поначалу устроился на завод штамповщиком, но долго там не продержался, а потом два года вообще не работал - лежал на диване. Его знаменитая песня "Бездельник" посвящена именно тому времени.

Я тогда очень переживал, а мать как-то спокойно к этому отнеслась, ни разу его не попрекнула. Сказала: "Не хочешь - не работай. Делай то, к чему душа лежит". А душа у него всегда лежала к музыке. Думаю, ей материнская интуиция подсказала, что из него будет толк. Виктор вообще был ближе к матери, чем ко мне. Во-первых, она проводила с ним больше времени, я-то постоянно пропадал на работе. Во-вторых, не секрет, что я один раз уходил из семьи, - так сказать, грехи молодости. В общем, Валюша оказалась права: я думал, что Виктор два года бездельничал, а оказалось, что все это время он творил.

- Известность накрыла вашего сына моментально...

Но, увы, длилась она недолго - всего пять лет. Когда в 88-м на экраны вышла "Игла", его имя уже гремело на весь Советский Союз. Ну а после альбомов "Группа крови" и "Звезда по имени Солнце" он вообще был нарасхват.

- С внуком Александром часто общаетесь?

К сожалению, реже, чем хотелось бы. Ему 25 лет, у него свои дела, ему не до нас. Он пытался заниматься музыкой, как отец (кто-то даже снял его опыты на пленку), но без особого успеха. Зато он стал классным компьютерщиком, работал полгода в Москве на Первом канале - Константин Эрнст его туда приглашал. Нельзя сказать, что он - копия Виктора, но сходство, конечно, есть. И даже не столько в чертах лица, сколько в манерах - например, он точно так же, как и его отец, вскидывает подбородок. Вот только вымахал - уж и не знаю, в кого! - под два метра ростом. Все наши родственники просто диву даются.

- Не женат?

Нет пока, хотя девушек у него было очень много. В этом смысле он совсем не похож на отца, которого в юности особо не интересовали ни выпивка, ни женский пол. У Виктора до тех пор, пока Марьяна его на себе не женила, толком никого и не было. Потом сразу же родился Сашенька, к тому же все его время забирала музыка. Настоящая любовь у него была одна - Наталья, он хотел на ней жениться, но не успел. Ни Марьяны, ни Валентины Васильевны уже нет в живых: жена Виктора умерла пять лет назад, а моя Валюша - в ноябре прошлого года...

РЕЖИССЕР ФИЛЬМОВ "ИГЛА" И "ИГЛА. РЕМИКС" РАШИД НУГМАНОВ: "К СВОЕЙ СЛАВЕ ОН ОТНОСИЛСЯ С ИНТЕРЕСОМ И ОДНОВРЕМЕННО С ОПАСКОЙ"

Рашид Нугманов сделал то, что до него не удавалось ни одному кинорежиссеру, - в главной роли в его новой картине "Игла. Ремикс" сыграл человек, которого уже 20 лет нет в живых. Закончить картину режиссер планирует к 15 августа, а на экраны она выйдет в середине сентября.

Рашид Мусаевич, со времени выхода на экраны картины "Игла" прошло 22 года, почему вы решили вернуться к этой теме?

Потому что в этом году исполняется 20 лет со дня гибели Виктора Цоя, а он по-прежнему популярен и востребован новым поколением молодых людей. Они заслуживают того, чтобы увидеть своего героя на большом экране, как это довелось в свое время их старшим братьям и сестрам, а у кого-то, возможно, отцам и матерям.

- Как вы определяете жанр новой картины - сиквел, римейк, расширенная версия?

Ни то, ни другое, ни третье. Мой фильм - ремикс, то есть особая форма произведения, когда к оригинальному материалу прибавляется новый, этот термин я заимствовал из музыки и перенес в кинематограф. Источников нового материала у меня три - мои архивные материалы съемок с Виктором, досъемки с Петром Мамоновым, Александром Башировым, Мариной Смирновой и другими актерами и современная комиксная графика.

- По слухам, в картине прозвучит песня на неизвестное стихотворение Цоя.

Стихотворение широко известно, неизвестна музыка, поскольку Виктор никогда не записывал и не исполнял со сцены эту песню. Она называется "Дети минут". Музыку написала группа "Ю-Питер". Спел ее Слава Бутусов, а Юрий Каспарян записал соло на гитаре.

- Гражданская жена Цоя Наталья Разлогова принимала участие в работе над "Иглой. Ремикс"?

Мы дружим с Наташей все эти годы, и разумеется, она была свидетелем всех этапов создания картины. Ее мнение для меня крайне важно.

- Почему она не общается с прессой?

Ей просто недосуг. К тому же Наташа сама много публикуется, под разными псевдонимами.

- Что вам чаще всего вспоминается в связи с первой картиной?

В 1987 году фильм "Игла" уже был в производстве на киностудии "Казахфильм": снимать его должен был совсем другой режиссер, но у него не приняли кинопробы. И когда в августе я приехал в Алма-Ату на каникулы после третьего курса ВГИКа, мне неожиданно предложили принять картину.

Я согласился с тремя условиями: во-первых, приглашаю сниматься своих друзей, во-вторых, вольно обращаюсь со сценарным материалом и, в-третьих, оператором будет мой брат Марат Нугманов, тоже студент третьего курса. Студия приняла мои условия, и я сразу же позвонил своим друзьям - Виктору, Мамонову, Баширову - и мы сразу погрузились в работу. Кстати, обстановка на площадке была по-настоящему теплой, можно сказать, мы жили одной дружной семьей.

Вы не побоялись включить в картину сцену драки с использованием карате, хотя в Советском Союзе этот вид борьбы, мягко говоря, не приветствовался?

Виктор много занимался восточными единоборствами, его кумиром был Брюс Ли. Вполне естественно, что он продемонстрировал свою пластику в фильме. И какое нам было дело до того, что борьба не приветствовалась идеологами от власти? Рок-музыка им тоже не нравилась, но это не помешало Виктору стать звездой.

- Думали ли вы тогда, что картину ждет такой оглушительный успех?

Можете мне не верить, но я понимал, что нашел золотую жилу. Я лишь гадал: выпустит ли Госкино фильм в прокат или положит на полку как антисоветский? Все-таки история, в которой главный герой спасает свою девушку от наркомании, для кинематографа того времени была, мягко говоря, нетипичной.

- Как долго вы знали Цоя?

В общей сложности пять лет - мы познакомились зимой 1985 года в Ленинграде и до его гибели оставались друзьями. Возможно, кому-то Виктор казался замкнутым и холодным, но мы знали его как очень открытого и веселого человека. Помню, мы часто смеялись во время съемок первой "Иглы". Самым сложным для нас оказался, как ни странно, эпизод встречи Моро с человеком на дрезине в степи. Мы должны были снять проезд дрезины с холма, где стоял Моро, через его спину. Но движения актера были настолько нелепы, что Виктор никак не мог удержаться от смеха. Солнце быстро садилось, а мы так и не сумели снять ни одного "серьезного" дубля. В конце концов, пришлось снимать проезд отдельно.

Виктор не любил оставаться один, но и большие компании малознакомых людей не привлекали его надолго. Он предпочитал, чтобы рядом с ним были друзья. Принято считать, что гении не приспособлены к повседневной жизни, к быту. На мой взгляд, это заблуждение. Во всем, что касается жизни и быта, Виктор прекрасно ориентировался...

- Цой был готов к славе, которая на него обрушилась?

Он относился к ней с интересом и одновременно с опаской. Как любому нормальному человеку, ему льстило признание огромного количества людей. Но Виктор также чувствовал дискомфорт, который неизбежно влечет за собой слава. Ведь следом за любовью и поклонением всегда следует тенью зависть, недоброжелательство, непонимание, а иногда и необъяснимая ненависть...

- В вашей картине герой Цоя погибал, и многие впоследствии увидели в этом некий знак...

Все это чепуха, досужие вымыслы и бабкины суеверия. Я считаю, что никакие мистические совпадения, никакие литературные произведения типа "Мастера и Маргариты" или "Макбета" не способны повлиять на жизнь человека. Все эти так называемые "сценарии" возникают в головах мистически настроенных людей уже после случившегося, задним числом. А виной тому человеческая слабость, вечный страх перед будущим и скоротечностью собственной жизни. Кроме того, главный герой в "Игле" не умирает, а встает с колен и продолжает свой путь.

- Сняв "Иглу. Ремикс", вы обещали ответить на вопрос: "Цой жив?".

Для меня Виктор никогда не умирал.

БЫВШИЙ ДИРЕКТОР ГРУППЫ "КИНО", ПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ БЕЛИШКИН: "ТАКИЕ ЛЮДИ ПРОСТО ТАК ЗА РУЛЕМ НЕ ЗАСЫПАЮТ"

Юрий Белишкин занимался организацией первого в Советском Союзе рок-фестиваля в 1974 году. После гибели фронтмена группы "Кино" он какое-то время работал с "ДДТ", а потом, по его собственным словам, завязал с музыкой, потому что ему стало "скучно, тоскливо и неинтересно". Сегодня Юрий Владимирович занимается КВНом, пишет книги афоризмов и неизменно участвует в организации и проведении фестивалей и вечеров памяти Виктора Цоя.

- Юрий Владимирович, как долго вы были директором группы "Кино"?

Тесно мы общались года полтора. Помню, как впервые встретился с Виктором... За мою долгую жизнь подобного впечатления на меня никто больше не производил. Как правило, рок-н-ролльщики - люди, мягко говоря, не очень опрятные, а Виктор был стройный, красивый, ухоженный. Будь я женщиной, сразу бы в него влюбился. Еще не зная, что это Цой, я обратил на него внимание: надо же, какой необыкновенный молодой человек идет! И надо сказать, что за все время нашего с ним знакомства он меня не разочаровал.

Виктор очень дорожил временем, посвящая его творчеству. У него не было ни многодневных запоев, ни так называемой творческой рассеянности - он был очень организованным: на все встречи приходил вовремя, никогда не опаздывал ни на вокзал, ни в аэропорт, даже если вылетать надо было в пять утра. А еще Цой никогда не пел под фанеру - ему бы такое и в голову не пришло.

- О Викторе слагают легенды и рассказывают байки...

Самый нелепый слух о нем, который я когда-либо слышал, - будто вывел Цоя в люди: нашел в кочегарке, отмыл и сделал звездой - его последний продюсер Юрий Айзеншпис. Да Айзеншпис работал с ним только последние полгода! Виктор к тому времени уже самостоятельно собирал стадионы. Если бы он просто вышел на улицу и сказал, что сейчас будет петь, вокруг него тут же собралась бы многотысячная толпа.

- И никаких признаков звездной болезни?

У него не было ни звездной болезни, ни мании величия - в отличие от представителей горячо нелюбимой мною нынешней эстрады. Года четыре назад журнал, главным редактором которого был Леонид Парфенов, опубликовал "тройки" выдающихся людей разных времен. В "тройку" ХХ века вошли Гагарин, Высоцкий и Цой. Действительно, последним явлением в искусстве прошлого века был Виктор, а дальше - пропасть, пустота.

Машина, на которой разбился Цой, - "москвич", пусть даже и последней модели - не идет ни в какое сравнение с автомобилями, на которых ездят современные звезды. Виктор был равнодушен к материальным благам?

Он действительно не придавал им особого значения. Он не покупал себе золотых цепочек, печаток, фирменных тряпок. Как ни пафосно это звучит, но для него самым главным была его музыка. А время тогда было другое, "москвич" считался вполне приличной машиной. Виктор купил этот автомобиль на деньги, которые получил за несколько концертов. Как потом оказалось, у "москвича" была ненадежная рулевая система.

- Если не ошибаюсь, у Цоя тогда как раз начался период бытовой неустроенности?

Да. Девушка, с которой он жил, была москвичкой, и Виктор, имевший прописку в Ленинграде, уехал в Москву, где не имел даже квартиры. Нужно было заново обустраиваться на новом месте, а у него на все это просто не хватало времени. Я думаю, в конечном счете именно Москва его и погубила - если бы он туда не переехал, вы бы брали интервью у него, а не у меня.

Вы один из немногих, кто считает, что авария под Тукумсом - не несчастный случай, а чей-то злой умысел. Почему?

100 процентов, что это не случай. Такие люди, как Виктор, просто так за рулем не засыпают. К сожалению, следствие, которое должно было установить, что же действительно произошло, провели поверхностно. Родные и близкие Виктора настолько были придавлены горем, что не настояли на серьезном расследовании. Почему-то не сделали это и люди, которые с ним тогда работали, в частности, тот же Айзеншпис. А ведь там было очень много вопросов, на которые мы так и не узнали ответов.

- Но в таком случае закономерен вопрос: кому была выгодна смерть музыканта?

Вы хотите, чтобы я назвал вам фамилию? Такие вещи даже близким людям не говорят. Как же я могу, совершенно не зная вас, доверить вам это! Послушайте его последний "Черный альбом", вспомните о смерти Майкла Джексона и проведите параллели. Ответ будет очевидным.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter



Похожие статьи