Социологические парадигмы. Парадигма, предмет и структура социологического знания

Социологические парадигмы

Понятийный аппарат социологии зависит от того, что считается предметом социологии как науки. Современная социологическая наука представлена несколькими парадигмами, которые олицетворяют ту или иную методологическую стратегию.

Понятие ʼʼпарадигма ʼʼ означает совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определœенный период времени.

Широкое распространение понятие ʼʼпарадигмаʼʼ получило благодаря работе американского историка физики и философа Томаса Куна ʼʼСтруктура научных революцийʼʼ. Господство парадигмы (некоторой модели), согласно Куну, есть период ʼʼнормальной наукиʼʼ, когда происходит накопление знаний в ее рамках (прогресс науки). Смена парадигм представляет собой научную революцию, когда происходит кризис господствующей парадигмы и она ʼʼвзрываетсяʼʼ изнутри под давлением ʼʼаномалийʼʼ (проблем, неразрешимых в рамках данной парадигмы). Вследствие этого создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис решается победой одной из них и началом нового ʼʼнормальногоʼʼ периода, и весь процесс повторяется заново.

Парадигма 1 → Нормальная наука → Аномалии →Кризис → Революция → Парадигма 2

Кун отрицал преемственность в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга. Прогресс, по Куну, – понятие, имеющее смысл только для ʼʼнормальнойʼʼ науки, где критерием прогресса выступает количество решенных проблем.

Парадигмальный статус науки характеризуется наличием одной или нескольких парадигм. В случае если наука не обладает парадигмальным статусом, то это означает, что она еще не выделила свой предмет среди других наук и потому не может считаться самостоятельной. Наука может иметь допарадигмальный, монопарадигмальный статус и мульти-, полипарадигмальный статус.

Объект социологии в социологической парадигме – социальная реальность и ее основные элементы. Критериями различия парадигм социологии являются: 1) содержательно отличные друг от друга основные социологические категории, 2) структурные элементы социальной реальности, соответствующие основным категориям, 3) интерпретация взаимодействия элементов социальной реальности. Парадигма может включать в себя несколько теорий.

В современной социологии выделяют несколько парадигм. Выделяют, к примеру,

Ø Парадигма ʼʼсоциального поведенияʼʼ (или поведенческая парадигма). Теории: бихевиоризм, теория социального обмена. Предметная область: неосознанное поведение индивидов как соответствующая реакция на определœенные внешние стимулы; особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения. Методы: эксперимент.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: бихевиоризм, теория социального обмена.

Бихевиоризм. Предмет исследований в бихевиоризме – факторы психической деятельности, не контролируемые сознанием и рассматриваемые как основные. В отличие от психоанализа бихевиоризм рассматривает не бессознательные, а условные реакции. Условная реакция - ϶ᴛᴏ целостный паттерн поведения, а не просто физиологический ответ организма. Условные реакции формируются как по принципу классического обусловливания, так и по принципу оперантного обусловливания, в последнем случае условные связи возникают между поведением и его последствиями. Важной категорией бихевиоризма является стимул , под которым принято понимать любое воздействие на организм со стороны среды, в т.ч. и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Представители: Д.Б. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, Д.Г. Мид.

Теория социального обмена. Теория социального обмена - одно из влиятельных направлений в западной социологии, рассматривающее обмен как основу социальных взаимодействий, на которой вырастают структурные уровни общественной жизни. Теория социального обмена опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать отношения, в случае если они считают, что вознаграждения, которые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты. Согласно этой теории, наше общественное поведение во многом обусловлено ожиданиями, что наши поступки по отношению к другим людям будут вознаграждены тем или иным образом. Отношения между людьми основаны на взаимовыгодном обмене. Представители: П. Блау, Дж. Хоманс.

Ø Парадигма ʼʼсоциальных фактовʼʼ (фактуалистская парадигма). Теории: структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта͵ теория систем. Предметная область: социальная реальность сводится к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам. Внимание акцентируется на изучении их природы и взаимодействия, но исследуется также их воздействие на индивидуальное мышление и действие. Методы: историческое сравнение, опросные методы.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта͵ теория систем.

Ø Парадигма ʼʼсоциальных определœений (дефиниций)ʼʼ (или дефиниционистская парадигма). Теории: теория социального действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Предметная область: внутри- и межсубъективность, и как результат – действие (социальная реальность рассматривается сквозь призму способа понимания, определœения людьми социальных ситуаций, влияния на последующее действие и взаимодействие). Методы: наблюдение, опросные методы.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: теория социального действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.

Социологические парадигмы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социологические парадигмы" 2017, 2018.

5. Основные парадигмы социологии

Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун . Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова , который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель , в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье , А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном .

Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм . Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом . Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

ЛЕКЦИЯ № 2. Становление и основные этапы развития социологии

1. Особенности донаучного изучения общества

Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.

Несомненно, что взгляды этих ученых нуждаются в рассмотрении, так как до сих пор не сложилось единого теоретического направления в социологии, и их изучение может оказать значительную помощь в этом процессе. Более того, отбрасывать богатый теоретический материал, созданный на донаучном уровне социологии, было бы просто глупо.

В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.

Свою теорию социальной стратификации предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Нетрудно видеть, что и в современности это теоретическое положение не потеряло своей актуальности.

Пристальное внимание к проблемам социальной стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка.

Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль. Она также складывалась под влиянием мировой религии – ислама. Вторым источником формирования арабской общественной мысли стали концепции Платона и Аристотеля.

Центральными темами стали проблемы государства и власти. Значительные теоретические разработки появились в вопросе эволюции общества и прежде всего государства. Особенностью арабской политической мысли стали исследования различных социальных общностей. Так, один из самых видных мыслителей арабского Средневековья Ибн-Халдун пристально изучал поведение больших социальных групп, составляя «анатомию человеческого общества».

Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация . Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.

Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли , а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.

В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания.

В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др.

Отличительной особенностью этого периода общественной мысли стала пестрота спектра теорий и концепций. Одной из таких рациональных социальных теорий стала общесоциологическая теория, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом .

Основоположники указанной концепции полагали, что процесс социального развития общества основывается на материалистических и социально-революционных принципах.

Другим направлением рациональных теорий стал позитивизм. Основоположники этого подхода на первое место ставили духовные аспекты социальной жизни.

Важной тенденцией, определивший развитие социальной мысли, стал произошедший переход от дисциплин физико-математического цикла к биологии, которая оказала значительное влияние на социальную философию (эволюционная теория, органицизм и др.).

2. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки

Итак, социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.

На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм.

Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).

Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.

А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».

Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии:

1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;

2) создание специализированных периодических изданий;

3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;

4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;

5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.

Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия.

3. Социологическое воззрение О. Конта

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.

Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека : теологической, метафизической и позитивной.

Первая, теологическая , или фиктивная , стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.

Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий.

Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда .

Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология.

Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка.

Именно изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике. Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам.

Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

Это обуславливается его представлением общества как единого, органического целого, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.

В рамках этих же воззрений Конт противопоставлял своим концепциям концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

Основываясь на естественном характере общественных явлений, Конт выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации.

Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных парадигм - исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления - структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.

Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй - Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы.

Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх). Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Многие исследователи считают социологию мультипарадигмальной наукой, в которой сосуществуют различные парадигмы. Так, американский социолог Д. Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного (рис. 1.4).

Значение этой модели в том, что она позволяет, во-первых, установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности (рис. 1.5), во-вторых, служит основанием классификации изучаемых явлений, в-третьих, требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.

Практически все названные парадигмы в той или иной мере представлены в отечественной социологической литературе. Преодолев идеологическое и теоретико-методологическое засилье марксизма, социология в нашей стране развивается в основном за счет восприятия западных социологических концепций. Когда Томас Кун предложил использовать понятие «парадигмы», он имел в виду некую когнитивную модель, взаимодействующую социальным измерением науки. Эта когнитивная модель последовательно проходит состояния «нормальной науки» и «научной революции». В дальнейшем контекст использования понятия «парадигма» значительно расширился. Оно стало рассматриваться не как когнитивная, а, наоборот, как социальная характеристика, обозначающая «согласие установок» ученых. Отсюда вытекает предположение о высокой степени консенсуса, присущей «парадигматическим наукам» -- например, физике и химии, а социология и политология находятся, в соответствии с этой точкой зрения, на допарадигматической стадии развития.

Первая из наиболее распространенных парадигмальных установок -- в своем крайнем выражении -- натурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек -- природа». Теоретической схемой, описывающей процессы развития в натуралистских концепциях, является отношение «организм -- среда», а носителем этих процессов -- человек, как только природный индивид.

Признавая существенное влияние окружающей среды на развитие психических структур, натурализм решающее значение придает наследственным механизмам, врожденным задаткам, телесной организации -- генетической программе в целом. Среда, в силу своей чуждости организму, представляет собой хотя и важное, но лишь внешнее обстоятельство в прижизненном становлении психики.

Вторая парадигмальная установка (наиболее характерная для советской психологии) -- это социоморфизм, категориальной рамкой которого является соотношение «человек -- общество»; здесь человек рассматривается прежде всего как социальный индивид; его сущность -- не в природе и не в нем самом, а в обществе. Здесь само устройство общества есть источник, основа и объяснительный принцип происхождения и строения человеческой психики. Общий смысл развития здесь -- это социализация индивида, формирование («отливка») внутреннего мира человека по определенной, социально заданной норме, образцу или мерке.

Внутри естественнонаучного подхода к изучению природы психических явлений необходимо выделить и такую частную, но чрезвычайно важную для всякой науки парадигмальную установку, как гносеалогизм, которая полагает, что познавательное отношение человека к миру является исходным и фундаментальным, определяющим или обеспечивающим любые другие его отношения. Психология развития в данной парадигме сведена к познавательному развитию, к возникновению и становлению когнитивных структур, механизмов, стилей, обеспечивающих расширяющееся взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта. При этом конечные причины становления познавательных структур находятся вне собственно психологии человека. Под социально-психологической парадигмой понимают подход к изучению, рассмотрению психического в человеке. Можно рассматривать парадигмы с точки зрения материалистического и идеалистического подхода к изучению психики человека. Материалистическая парадигма закрепилась в отечественной психологии. Исходя из того, что бытие определяет сознание, а психика - это свойства мозга, то есть материи (Фрейд, Маркс, Леонтьев, Выготский). На основании материалистической теории психического был разработан деятельностный подход к развитию и становлению психики человека: бытие определяет сознание, значит, деятельность первична, а психика вторично. Метод исследования максимально объективен и независим от испытуемого.

Можно рассматривать парадигмы с точки зрения экспериментального и экспириентального подхода к изучению психики человека. Экспериментальная парадигма, ориентирована на выявление всеобщей закономерности. В исследованиях задействуется большое количество людей. То есть, ее не интересует исключение из правил, мало интересуют индивидуальные различия. Испытуемый - это объект исследований. Экспериментатор активно вмешивается в жизнь испытуемого для достижения истины. Исследователь активен. Используются методы естественных наук, количественный анализ (математическая статистика).

Экспериментальная парадигма характеризуется особым подходом к человеку как к личности и индивидуальности, а не как к биологическому виду. Каждый человек уникален и исследователь озабочен наличием не закономерностей, а состоянием конкретного человека. Лежит в основе гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс, Р. Мэй). Характерно бережное отношение к клиенту, максимальное невмешательство во внутреннее состояние. Сам клиент - исследователь. Метод - только качественная обработка результатов.

Таким образом, мы видим, что социально-психологические парадигмы отечественной и зарубежной психологии имеют в своей основе единые философские начала, позволяющие их классифицировать по различным подходам к познанию психического.

Что такое социология?

Социология и другие науки

3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ………………………………10

4. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ………………………………..13

5. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ ……………………………………………...18

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….21

7. ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………...23

ВСТУПЛЕНИЕ

Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 году и продолжавшиеся в течении всего ХIХ века, послужили импульсом для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно упорядоченной жизни. Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует искать новые основы для наведения порядка в обществе.

Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, к примеру Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложили альтернативные варианты социального устройства.

Представим «социологические портреты» некоторых ученых, заложивших основы социологии и внесших вклад в ее развитие.

Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин «социология» от латинского – socium,societas (общество) и греческого – logos (изучение).В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) он устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.



На первой , теологической стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил.

На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира.

Что касается третьей стадии, позитивной, то Конт характеризует ее так: « человеческий Ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений», чтобы заниматься лишь «открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходства между ними».

Карл Маркс (1818-1883) – политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учений Маркса – идея материалистического понимания истории.

Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства (например, сельского хозяйства или промышленности). На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты (см. гл. 6 и 8).

«… Всякая историческая борьба… в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов и вместе с тем и их столкновение между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства определяемого ими обмена. ]

Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества.

В России процесс становления социологии был обусловлен ходом социального развития русского общества. Период правления Александра III в России связан с началом великих реформ. Именно в этот период зарождаются основы русской социологии. Как отмечал Н.О. Лосский, «в конце ХIХ и начале ХХ века значительная часть русской интеллигенции

Высвободилась из плена… болезненного моноидеизма. Широкая публика стала проявлять интерес к религии… идее нации и вообще… к духовным ценностям.

В России были популярны марксистские идеи. Это объясняется прогрессистскими настроениями общественного сознания и верой в науку. Русская социология конца ХIХ – начала ХХ в. не только находилась на уровне мировой науки в целом, но по некоторым направлениям предопределила ее развитие.

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Что такое социология?

Зачем существует социология, когда уже и так есть столько наук об обществе?

В самом деле, общество и человека изучает множество наук – история, политология, экономика, психология, философия… Зачем понадобилось придумывать еще одну?

У каждой из перечисленных наук свой предмет и свои задачи. Цель исторической науки состоит в познании прошлого всего человечества или конкретных обществ. Она также дает описание того, что происходило с отдельными людьми, группами людей и народами в определенном месте и в определенный период.

География – это наука, которая изучает человека и его деятельность на земном пространстве. Ведь пространство, в котором мы живем, представляет собой перекресток и место действия различных социальных факторов: индивида, семьи, группы, предприятия, сообщества и государства. С одной стороны, география входит в область естественных наук, а с другой – в область гуманитарных.

Предметом изучения политических наук является государство и власть. Политологи исследуют то, каким образом власть влияет на жизнь людей. Власть – это способность определять поступки и действия других людей. Важнейшим предметом исследования политологии является государство как аппарат реализации власти.

Экономика изучает то, как организованные в общество люди используют дефицитные ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Экономисты исследуют рыночные механизмы с тем, чтобы иметь возможность прогнозировать денежно-кредитную и бюджетную политику государства.

Антропология занимается исследование обществ прошлых веков и культурной деятельности индивидов в существовавших ранее и современных обществах.

Психология изучает взаимодействие факторов, влияющих на функционирование человека, с целью объяснить человеческое поведение в целом.

Социология – это изучение социальной реальности как таковой. Предметом ее исследования является общество; она дает объяснение всех типов человеческого поведения под социальным углом зрения. Социология возникла как результат конфликта дисциплин, которые сформировались до ее появления. Для того, чтобы ей развиваться, ей необходимо было отделиться от философии, психологии и истории.

Психология и социология .

Изучение взаимоотношений индивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии. В связи с этим важно понять разницу между этими двумя дисциплинами. Психология изучает основные виды психической деятельности человека, а также базовые элементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения. Ранее психологи утверждали, что социальные явления можно объяснить только посредством психологического исследования. Сегодня обе дисциплины имеют свои отдельные предметные области.

Создается впечатление, что социологию пытаются отделить от психологии на том основании, что первая занимается изучением групп, институтов и общества, а вторая изучением индивида и его развития.

Действительно, психологов интересует поведение индивида, его проблемы и личностные проблемы (помешательство, тревога, депрессия и т.д.). Однако социологи ищут в этих типах поведения определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловлены социальными нормами, а также структурами и развитием общества.

Поэтому было неправильно считать, что поведение человека является то индивидуальным, то социальным. Психология и социология – это просто два разных подхода к изучению индивида в обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда как вторая уделяет тому общему, что связывает индивида с другими индивидами.

История и социология .

Историки изучают общества прошлых веков, восстанавливая с помощью документов события, которые отмечали основные этапы эволюции этих обществ вплоть до нашего времени. Современная историческая наука уделяет больше внимания истории народов и великих изменений, оказавших влияние на общества. В ХIХ веке история и социология находились в конфликтных отношениях. Каждая из этих дисциплин претендовала на то, что может создать полную картину прежних и существующих обществ. В целом, историк рассматривает каждое историческое событие как уникальное, в то время как социолог основное внимание уделяет изучению обществ и открытию общих исторических законов.

Чтобы лучше понять эти интеллектуальные споры, необходимо иметь в виду, что социология зародилась как изучение законов функционирования обществ. При изложении этих законов необходимо было отвлечься от отдельных значительных событий, происходящих в обществе.

Затем история постепенно перестает заниматься известными личностями и принимает на вооружение методы общественных наук для изучения основных экономических, политических и культурных феноменов обществ, которые существовали прежде, и тех,

которые находятся на стадии становления. Действительно, многие социологи обращаются к истории, чтобы лучше понять обстановку, в которой происходит взаимодействие между акторами. С другой стороны, многие историки пользуются социологическими понятиями, такими, как социальные классы, культура, социализация, семья и эволюция общества. Несмотря на столкновения, порою довольно жестокие, в истории и социологии есть много общих точек соприкосновения.

Философия и социология .

Если перечисленные нами выше науки исследуют конкретные факты и выводят из них закономерности, то философия, издавна занимающаяся человеком и его жизнью в мире других людей, стремится найти общий закон человеческого бытия. Что первично, чем определяется существование человека на земле, откуда он приходит и куда идет, на что он может надеяться и во что верить,- на все эти вопросы пытается ответить философия. В частности, социальная философия стремится выявить единый закон существования человеческого общества. Ее основные проблемы таковы: как и почему возникло общество, какая сила определяет его жизнь, развивается ли оно или деградирует, какова направленность его развития, свободен ли человек в обществе или обретает свободу лишь вне его, каковы законы развития общества и являются ли они едиными для всех конкретноисторических обществ, в чем историческая задача человеческой жизни, как члены общества должны относиться друг к другу и т.д.

В отличии от философии, социология не ставит перед собой задачи открыть единый закон жизни общества. Это одна из множества конкретных наук об обществе, имеющая практическую базу и строящая свои выводы на основании фактических данных, полученных в результате эмпирических исследований. Однако она сохраняет генетическую связь с философией. Это проявляется в том, что наиболее общий уровень социологических исследований смыкается с уровнем социальной философии, и тогда возникают концепции и обобщения, очень близкие к философским.

Итак, социология изучает тот же объект, что и остальные гуманитарные науки – человеческое общество. Однако в отличие от всех других наук, ее предмет составляет сама ткань эмпирической социальной жизни.

Может ли социология называться наукой?

Для того чтобы иметь право называться наукой, социология должна обладать сущностными признаками научного знания: объективностью и нейтральностью.

Социология занимается интерпретацией человеческих действий. Это гуманитарная наука. Объект, изучаемый гуманитарными науками, наделен сознанием. С помощью сознания индивидуум может изменять свое поведение, развивать речь и передавать свои ценностипоколениям, живущим в другую эпоху. Так что социолог, сам обладающий сознанием и являющийся носителем ценностей, вступает в контакт с «объектом», который может иметь совсем иные ценности. В интерпретацию собранных сведений могут вкрадываться ошибки и искажения. Почему утверждают, что объект изучения в гуманитарных науках трудно поддается точному и объективному анализу? Потому, что на социолога могут повлиять культура, профессиональная ориентация и определенные теоретические установки.

В заключении можно сказать, что для понимания того, как на нас воздействует общество, необходимо как можно более полно учитывать собственные ценности. Объективность состоит не в утверждении, что все точки зрения одинаково равноправны,- ведь из ряда фактов социологи все равно отдают предпочтение какому-то одному.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

Понятие «парадигма» имеет множество значений, но применительно к науке означает «общий угол зрения на изучаемые феномены». В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями.

Парадигма социальных фактов, связанная с именем Э.Дюркгейма и школой функционализма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная и независящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов – социальных структур и институтов, которые и выступают предметом изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А.Рэдклифф-Брауна и Б.Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон) и теория конфликта (Р.Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.

Парадигма понимания, или социологии действия, основы которой заложены М.Вебером и В.Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия – индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит понимание, и социолог должен докопаться до него, постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А.Шюца, этнометодология Г.Гарфинкеля, символический интеракционизм Т.Лукмана и Г.Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.

Парадигма социального поведения, представленная социальным бихевиоризмом Б.Скиннера и теориями социального обмена Дж.Хоманса и П.Блау. Эта парадигма получила распространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, то есть детерминировано простыми биологическими реакциями, и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с именами К.Маркса и его последователей. Здесь социальная реальность понимается как совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее, роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, поскольку единственным фактором развития общества считаются социально-экономические структуры, взаимодействующие между собой согласно внутренней логике естественноисторичечкого процесса. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могут действовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия структур.

Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции З.Фрейда, согласно которой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняется происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств.

Существует и другая классификация социологических парадигм, о которой упоминает российский социолог В.П.Култыгин. Здесь парадигмы выделяются по методологическому критерию, и их всего три: натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.

Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, приближающихся к методу естественных наук. Типичными представителями такой парадигмы являются, например О.Конт, Г. Спенсер. В рамках этой парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы.

Интерпретирующая парадигма основывается на признании принципиального различия между предметом и методами естественных и социальных наук. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» М.Вебера и унаследовавшие те же методы этнометодология и феноменологическая социология.

Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности. Представителями оценивающей социологии являются К.Маркс, К.Поппер, А.Этциони, Ч.Райт Миллз.

Все науки основываются на разных системах по степени
«открытости», т. е. способности включать в себя
одну, две или несколько общепризнанных теорий. Так, естественные науки (химия, физика, биология и др.), как правило, имеют одну общепризнанную теорию, которая достаточно очевидно прослеживает взаимосвязи изучаемых явлений. Хотя в истории этих наук неоднократно происходила замена одной теории на другую, все же какая-то одна теория в определенный исторический момент являлась общепризнанной для большинства ученых. Что же касается социологии и ряда других наук, то они всегда включали в себя несколько теорий, очевидно, потому, что взаимосвязь изучаемых ими предметов и явлений не носит столь жесткого характера.

С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких теориях, а к настоящему времени их число значительно возросло. В зависимости от своих науч­ных ориентации и идейных пристрастий группы социологов руководствуются разными теориями, каждая из которых имеет, как правило, свои методологические и методические принципы. Совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специфическим категориальным аппаратом и признающихся группой ученых, называется парадигмой. Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение.

Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на две большие группы. Первую образуют структурные парадигмы, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне. Вторую составляют интерпретивные парадигмы, которые делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне.

К основным макросоциологическим парадигмам относятся структурный функционализм и марксизм. Социологи-функционалисты рассматривают общество как систему взаимозависимых составляющих его структур, которые вместе образуют единое целое. Согласно их взглядам, такие институты, как государство, семья, религия и другие, являются не столько самостоятельными образованиями, сколько частями социальной системы, вносящими, свой вклад в функционирование всего общества. Представители этой парадигмы в основном занимаются исследованием того, какой вклад разные части общества вносят в интеграцию социальной системы. Для них весьма характерно изучение, например, функций государства по управлению обществом, функций семьи по социализации подрастающего поколения или функций религии по укреплению базовых ценностей общества.

В социологии много конфликтных парадигм, которые рассматривают общество как единое целое, исходя из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами, и одни извлекают для себя пользу за счет других. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта, вызывающий определенную степень нестабильности. Конфликтные парадигмы различаются основой, по которой происходит деление общества на группы, и природой конфликта, возникающего как результат этого деления. Весьма распространена марксистская парадигма. К. Маркс рассматривал общество как целостную социальную реальность. Так, экономические, политические, правовые и религиозные институты могут быть поняты, только взятые во взаимозависимом единстве, хотя, по его мнению, экономические факторы оказывают первостепенное влияние и в значительной степени определяют другие аспекты общества. Несмотря на различие между функционалистами и марксистами, о чем будет сказано ниже, обе парадигмы требуют рассмотрения общества как целого, взаимодействия его институтов, а также деятельности различных социальных групп.

Наиболее известные микропарадигмы - концепция социального действия М. Вебера и современные парадигмы - символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Сторонники парадигмы социального действия сходятся во мнении, что социологам в первую очередь необходимо понять и интерпретировать поведение людей и раскрыть значения, которые сами люди ему придают. Дж. Г. Мид, основоположник символического интеракционизма, считал, что люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, которые не просто обозначают предмет или явление, но и предполагают определенную реакцию на них. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в социальной среде, ибо у них нет ни инстинкта языка, ни инстинктов поведения в обществе.

Представители феноменологической парадигмы основное внимание сосредоточивают на внутренней работе человеческого сознания - на способах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явлений. Чтобы понять социальную жизнь, по мнению феноменологов, необходимо изучить способ, с по­мощью которого люди по категориям дифференцируют конкретные явления.

Этнометодология - сравнительно новая социологиче­ская парадигма, которая делает акцент на изучении мето­дов, используемых людьми, для воспроизводства социаль­ного мира. По мнению этнометодологов, социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества сами активно придают ей смысл. Иными словами, в противоположность тем социологам, которые исходят из объективности социального мира, существую­щего независимо от интерпретаций людей, этнометодологи утверждают, что социальные реалии - суть конструк­ции и интерпретации самих людей.

Разграничение социологических теорий на макро- и микротеории весьма условно. Между ними нет непреодо­лимой границы. Так, и в структурном функционализме, и в марксистской парадигме можно встретить элементы, ха­рактерные для концепции социального действия.

В истории социологической мысли всегда предприни­мались попытки ликвидировать разрыв между макро- и микросоциологическими парадигмами. М. Вебер был пер­вым, кто пытался сделать это. Очевидных же результатов в этом плане добился Л. Сорокин, создав так называемую интегральную социологию, которая изучает общество, его явления, взаимоотношения индивида и групп людей с об­ществом с позиций анализа сосуществования множества социокультурных систем, находящихся в сложном движе­нии - по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания). Методологическая основа его парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов ин­туитивный, эмпирический и рационалистический методы. При этой парадигме анализ общества на макро- и микро­уровнях практически утрачивает свою специфичность. То же характерно и для неофункционалистской парадигмы, которую представляют Ю. Хабермас, Н. Луман, Дж. Александер и другие. Неофункционалисты в исследовании со­циальных реалий стремятся учитывать точки зрения раз­ных социальных сил и результаты их действия, полагая, что тем самым можно понять эволюцию общества. Особый акцент при этом делается на выявлении рациональности в коммуникативных действиях членов общества.

В последнее время такие социологи, как П. Уиллс, А. Гидденс и другие, предприняли попытки преодолеть разрыв между структурными и интерпретивными пара­дигмами. Так, Гидденс, полагая, что ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга, считает, что именно социальные действия людей создают и воспроизводят структуры, которые в конечном счете можно рассматривать как образцы поведения людей, су­ществующие в какой-то период человеческой истории.



Похожие статьи