Урок обществознания на тему "Социальная структура и социальные отношения" (11 класс). Разработка урока-исследования: "Социальная структура

Социальная структура - это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

Основные элементы структуры: статусы, роли, социальные группы – составляющие горизонтальной линии соц. структуры; слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию – составляющие вертикальную линию. Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу

Статус - социальное положение человека в обществе. Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль - на способ поведения.

Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие. Социальная группа - своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа - это еще и та среда, где возникают и развиваются коллективные процессы.

Социальные статусы связаны между собой социальными и межличностными отношениями. Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязательства - совокупность ограничений, касающихся прежде всего поведения.

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необходимости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию); крометого, они маркируют род войск. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ, или имидж.

ИМИДЖ - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Манера, или способ поведения, в связи со своим статусом называется социальной ролью.

Виды социальной мобильности : горизонтальная и вертикальная

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем.



Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений . Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Типы социальных отношений

По субъекту (носителю) социальных отношений последние подразделяются на следующие типы: индивидуальные (личностные); межличностные; внутригрупповые; межгрупповые; международные.

По объекту социальных отношений можно классифицировать как экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые.

По характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения подразделяются на отношения: 1)сотрудничества; 2)взаимопомощи; 3)соперничества; 4)конфликта; 5)субординации (начальник-подчиненный).

Арендный блок

Социальная дифференциация –- это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объёму и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

Виды дифференциации Экономическая:Уровень дохода; Уровень жизни; Бедные, богатые, средние слои

Политические: Управляющие и управляемые; Политические лидеры и массы Профессиональные: Профессии; Род деятельности и занятия; Престижность

Социальные группы –- это относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общетсва.

Социальные группы Большие Малые Сословия;Классы;Социальные слои;Этнические общности;Профессиональные группы Семья;Школьный класс;Спортивная команда;Компания друзей;Бригада рабочих

Сословия –- это большие группы людей, различающиеся по правам и обязанностям, закрепленным в обычае или законе и передающимся по наследству.

  • Князья;
  • Духовенство;
  • Крестьяне;
  • Горожане;
  • Рабы.

Современные теории в описании социально структуры Классовая теория (В. И. Ленин)Теория стратификации

Классами называются большие группы людей, которые различаются:

По месту в системе общественного производства По отношению к средствам производства (главный признак)По роли в общественной организации труда По способам получения и размерам располагаемого общественного богатства

Теория возникновения классов:

Биологическая Классы существуют в силу вековечного биологического или психологического неравенства людей, биологически неполноценные неизбежно попадают в подчинение к сильным, избранным Распределительная Классы существуют в силу различных источников и размеров полученных доходов (рента, прибыль, зарплата)Организационно-техническая Классы существуют в силу разделения людей на «организаторов» и «исполнителей», т. е. в силу их различной роли в общественной организации труда Насилия Разделения общества на классы произошло в результате политического, военного насилия Марксистско-ленинская Классовое деление – результат появления (различными путями) частной собственности, которая приводит к имущественному неравенству

Теория стратификации (страты) –- это социальные слои, которые различаются:

  • По уровню и источника дохода;
  • По уровню образования;
  • По профессиям;
  • По бытовым условиям;
  • По социальному престижу;
  • По качеству жизни.

В основе: общественное распределение результатов труда (т. е. социальных благ)

Вариант социальной стратификации Высший класс Экономическая и политическая элита Средний класс Учёные, инженеры, менеджеры, юристы, экономисты Низший класс Работники физического труда, безработные, люмпены

Феодалы – Это крупные землевладельцы. В России их называю помещиками:Духовные (сословие духовенство);Светские (сословие дворяне).Крестьяне:Как класс феодального общества (зависимые или крепостные крестьяне);Как профессиональная группа (работники на земле, земледельцы).Буржуазия (капиталисты) –- это класс собственников средств производства, использующих наёмный труд:Владельцы мануфактур, фабрик, заводов;Купечество;Владельцы банков и ценных бумаг;Владельцы земли. В России их называют кулаками (куркулями).Пролетариат (с греч. лишённый всего) –- это наёмные рабочие:Промышленный;Сельский, или батраки;Пролетарии умственного труда.Интеллигенция –- это социальная прослойка, слой людей умственного труда:Гуманитарная;Научная;Военная;Творческая;Инженерно-техническая. Маргиналы –- это социальный слой людей, выпавших из своей традиционной социальной среды (временно или навсегда):Отрицательная (кандидат наук чистит снег);Положительная (кандидат наук – менеджер).Люмпены (пауперы) –- это люди без определённого места жительства, без постоянного дохода, без постоянного занятия (бомжи, попрошайки, бедняки).

Социальная мобильность –- это переход людей из одних социальных групп в другие.

Социальная мобильность Горизонтальная Вертикальная Это переход в группу одного уровня Это переход с одной ступени социальной иерархии (лестницы) в другую Переезд из одного города в другой, повторный брак и т. д.Вверх: от рабочего до владельца завода Вниз: от хозяина завода до наёмного управляющего

Чем выше социальная мобильность, тем общество более открыто.

Социальные лифты –- это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой.

Социальные лифты (П. Сорокин)Армия Церковь Школа (образование)Г. К. Жуков, Наполеон, Дж. Вашингтон Патриарх Никон, Папа Григорий VIIМ. В. Ломоносов, М. Лютер Дополнительные социальные лифты Средство массовой информации (СМИ)Партийная или общественная деятельность Заключение брака с представителями высшего классаА. Кашпировский, А. РазинА. Гитлер, И. В. Сталин, Ш. де Голль П. Ковалёва-Жемчугова, Екатерина I

Социальная структура –- это внутреннее устройство общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих человеческих общностей и отношений между ними.

Социальные отношения –- это многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Номенклатура –- это привилегированный, господствующий и правящий, эксплуататорский класс, осуществляющий диктатуру в иерархических обществах и владеющих коллективной собственностью.

Бюрократия –- это особая социальная группа чиновников, осуществляющих государственную власть.

Элита –- это высший, привилегированный слой (слои) социальной структуры общества, осуществляющий государственную, социально-экономическую и культурную политику.

Виды элит Политическая Экономическая Интеллектуальная Осуществляет власть и организует государственное управление Осуществляет влияние на власть материальными возможностями, участвует в принятии решений Развивает науку и культуру, оказывает идеологическое и моральное влияние на власть

Общество. Обществознание. Сознание и деятельность. Духовная жизнь общества. Социализация личности. Политика и политическая культура. Право и правовая культура. Экономика. Основные определения и понятия в сжатом содержании. Краткое содержание.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Социальные отношения являются важной формой проявления относительно устойчивых социальных связей между индивидами и социальными группами и анализируются прежде всего в контексте их противопоставление отношениям естественным.

Социальные связи объединяют индивидов в целостную социальную систему, а отношения предстают как система взаимозависимостей индивидов в процессе их поведения в обществе, направленной на удовлетворение социальных потребностей. Они составляют систему социальных связей, основу которых составляет обмен информацией в рамках социального взаимодействия. Регулятором социальных отношений является морально-этическое измерение общественного сознания, или общественные и индивидуальные ценности.

Важной составляющей социальных отношений являются властные отношения, которые предусматривают систему субординационных связей в обществе, закрепляются на уровне власти и авторитета и требуют соответствующего регулирования в сфере социальной безопасности индивида. В этом контексте уместно вспомнить такой существенный измерение социальных отношений, как свобода и ответственность за социально значимые поступки. Существенным измерением общественных отношений является социально-трудовые отношения, содержание и сущность которых раскрывается на уровне распределения социальных благ. Одну из главных ролей играют в обществе социально-групповые, статусные отношения, обусловленные внутренней стратификацией общества.

Соответственно, социальные отношения являются отношениями, раскрывающие социальные связи между общественными стратами и группами, а также между индивидами, которые являются представителями этих групп. Поэтому они в основном возникают в форме отношений господства и подчинения, отношений социального неравенства. Основными факторами такого неравенства становятся, как правило, тендерные и возрастные особенности, интеллектуальные способности, профессиональные роли, социальный статус, отношения собственности и т.п.. Классификация социальных отношений предполагает наличие в современном обществе таких их видов, как горизонтальные (в пределах одной общественной группы) и вертикальные социальные отношения (субординационные связи между различными общественными группами).

Существуют различные критерии различения социальных отношений, так, например, по степени социальной регламентации различают формальные (официальные) и неформальные общественные отношения. В зависимости от способа общения различают опосредованные и непосредственные социальные отношения и т.п.. Важными составляющими общественных отношений являются индивидуальные мотивы и потребности, которые существенно усложняют социальные связи и могут привести к возникновению социального конфликта. Последний, в свою очередь, способствует мобилизации межгрупповых противоречий в социальных отношениях, которые могут развиваться и на уровне общественных групп, и на уровне институтов.

Современные социально-философские исследования в области конфликтологии свидетельствуют как деструктивные, так и интегративные функции социальных конфликтов. Более того, считается, что конфликт является одной из важнейших форм социальных отношений, поскольку его динамика способствует ценностно-нормативном развития социальной системы в направлении закрепления или разрушения той или иной формы общественных связей. С помощью актуализации различных мотивов, интересов и потребностей происходит поиск путей оптимизации, уравновешивания и стабилизации индивидуальных и групповых интересов. Поэтому, с одной стороны, по логике К. Маркса, конфликт можно считать временным состоянием общества, преодолевается, а с другой стороны, по Л. Козером и Р. Дарендорфом, так же можно рассматривать и как нормальное состояние социальной системы, что обусловлено противоречивой природой общественной жизни и необходимости его обновления.

Урок обществознания в 11 классе.

Тема. Социальная структура и социальные отношения

Цели и задачи:

Оборудование: презентация, пакет документов.

Тип урока: повторительно – обобщающий урок.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Сообщение темы, цели урока.

Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на празд­ник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих ве­ликолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презритель­но морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или, по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья. Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: «О, господин, что ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?» А вельможа, продол­жая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает» (слайд 1).

О чем эта притча?

Учитель: Мы продолжаем изучать социальную структуру, отношения; и сегодня на повторительно-обобщающем уроке должны повторить и закрепить ваши знания по этой теме. Запишите в тетрадях число, тему урока (слайд 2).

Цели урока: (слайд 3)

1) закрепить знания учащихся о социальной стратификации, социальной мобильности, со­циальных «лифтах», способствующих социальным перемещениям человека,

2) развивать умения осуществлять комп­лексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами, тестами;

3) формировать отношение к проблемам социального неравенства, вырабатывать гражданскую позицию.

III . Словарный диктант (слайд 4 – 7)

Учитель: Проверим знание обществоведческих терминов. Термины и определения вы видите на слайде, нужно их объяснить. Отвечаем грамотно, полным ответом.

Социальная стратификация – разделение общества на слои – страты.

Социальное неравенство – неравномерное распределение доходов, власти, престижа, образования, прав и обязанностей между различными группами населения.

Социальный статус – положение и место человека в обществе.

Генетически унаследованный статус - приписываемый.

Статус, достигаемый индивидом в процессе своей жизни, - достигаемый (приобретаемый).

Мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе.

Горизонтальная мобильность – переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.

Переход индивида из одной социальной группы в другую – вертикальная мобильность.

Социальный подъем индивида – восходящая мобильность.

Социальное падение индивида - нисходящая мобильность.

«Социальные лифты» - пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх.

Индивид, утративший свой социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, занимающий промежуточное положение между устойчивыми группами – маргинал.

Люмпены – люди, опустившиеся на дно жизни (бомжи, бродяги и др.)

IV . Чтение образца эссе.

Вы дома пробовали, тренировались писать эссе на тему

Философия «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (Монтень)

Мы всегда критично относимся к чужому эссе, послушайте внимательно образец эссе.

Такое понятие, как добро, является ключевым в сфере отношений между людьми в гражданском обществе. К нему также можно отнести гуманность, справедливость, уважение к другим людям. Все эти качества определяют степень нравственности конкретного человека, уровень его культуры.

Вообще, социализация любого человека начинается с освоения им социальных норм, присущих данному обществу. Это обычаи, традиции, политические, эстетические, религиозные нормы.

Усвоение моральных норм также является важной ступенькой социализации личности. Воспитание нравственных принципов человека, его культуры происходит сначала в образовательных учреждениях, где учитель указывает на должное поведение учеников, предпринимает какие-либо санкции в отношении учеников, нарушающих дисциплину.

Именно в школьном коллективе у человека вырабатываются такие качества как добро, понимание, ответственность за свои поступки. Социализация личности, освоение ею социальных норм (в т.ч. моральных) продолжается в течение всей жизни человека и проявляется во всех сферах его деятельности, чем бы он не занимался. А степень его культуры оказывает влияние на окружающих людей и порой на все человечество в целом.

Так, например, в науке нравственность играет немалую роль. Ученый, создавая что-либо новое, должен задумываться не только над положительным эффектом своего открытия, но и на возможные отрицательные последствия. Так, некий ученый, создатель атомной бомбы, после проведения испытаний своего изобретения осознал жестокость этого оружия, по отношению ко всему человечеству. Именно поэтому во всей своей последующей деятельности он проводил активную агитацию против использования атомного оружия в мире.

Этот пример показывает, к каким последствиям может привести негуманная деятельность людей с низкой культурой. И это соблюдение моральных норм отражается не только при взаимодействии людей (общение, национальные взаимоотношения), но и жизни общества в целом.

Поэтому любой человек, по моему мнению, должен соблюдать нравственные принципы, включающие такие понятия, как добро, уважение, справедливость, гуманность.

Ведь при таком условии человек будет чувствовать себя комфортно и будет развиваться гармонично с обществом, не нарушая социальных норм, а наоборот, способствуя общему развитию данного общества и его культуры в особенности.

В силу выше приведенных аргументов я полностью согласна с высказыванием Монтеня.

Вспомним критерии оценивания эссе – задания С 9 (слайд 8).

V . Домашнее задание (слайд 8).

Написать эссе «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон.

Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку, обязательно будет признан обществом. Ваше дело – принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае вы должны использовать ключевые для данной темы социологические термины, найти примеры, подтверждающие вашу мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

VI . Практическая часть (слайды 9-23)

1) Выполнение заданий части А, В.

1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной стратификацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

2. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит:

1) армию

2) церковь

3) школу

4) все перечисленное

3. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

4) пограничные слои и группы

4. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

5. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

1) дети

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

9. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам - это:

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

10. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

11. Что является примером горизонтальной социальной мобильности?

1) повышение по служебной лестнице

2) разжалование офицера в солдаты

3) получение второй рабочей специальности

4) понижение в должности.

12.Выберите пример восходящей социальной мобильности.

1) Актер перешел из одного театра в другой

    Футбольный тренер перешел из одной команды в другую

    Помощник режиссера получил приглашение занять должность главного режиссера

    Офицер был разжалован в рядовые

13. Социальный статус личности – это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) оценка занимаемой индивидом позиции

4) характеристика социальных качеств личности

14. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям, приведенным во втором.

Понятие Определение

1.Горизонтальная мобильность А. Перемещение из одной страты

в другую.

2.Социальная дифференциация. Б. Положение человека в

обществе.

3.Социальный статус. В. Разделение общества на

группы, занимающие разное

положение.

4.Вертикальная мобильность. Г. Переход индивида из одной

группы в другую,

расположенную на одном

и том же уровне

Ответ: 1-Г 2-В 3-Б 4-А

Физминутка (релаксация, зарядка для глаз) (слайды 24-27).

Все мы родом из детства, а в детстве мы все любим сказки. И прежде чем мы будем выполнять следующее, немного сказочное задание, сядьте удобнее, расслабьтесь, выполним физминутку – зарядку для глаз.

2) Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок.

Работа выполняется в парах с помощью «мозгового штурма». Затем представители каждой пары рассказывают о своих сказочных персонажах, опираясь на заполненную таблицу.

Сказка Шарля Пьеро «Золушка».

Старуха из сказки А.С. Пушкина «Золо­тая рыбка».

Герой сказки А.Н. Толстого «Приключе­ния Буратино» Карабас-Барабас.

Принцесса из сказки Г.Х. Андерсена «Сви­нопас».

Социальная мобильность героев сказок

Характеристика

исходного

социального

статуса героя

Вид социальной

мобильности,

совершенной в сказке

Характеристика

измененного

социального статуса

Личностные черты и

качества; социальные

«лифты», способствующие

данной мобильности

Золушка – низкий социальный статус, прислуга.

Восходящая вертикальная мобильность.

Жена принца – высший социальный статус.

Терпение, трудолюбие, доброта; «лифт» - удачный брак.

Старуха - крайне низкий социальный статус крепост­ной крестьянки, имела очень скудное имущество.

Восходящая вертикальная мобильность

Достигнув высокого положения в обществе, стреми­тельно вернулась к исходному статусу.

Благодаря не собственным усилиям, а волшебной силе золотой рыбки, а скатилась вниз из-за соб­ственной жадности и алчности.

Карабас-Барабас - вла­делец кукольного театра, довольно состоятельный и знатный человек.

Бедный человек, так как разорился и потерял весь свой капитал

Жадность, жестокость, не выдержал конкуренции с до­брым и веселым Буратино.

Принцесса занимала второе место на вершине общества после своего отца-короля. В буду­щем ей был уготован королевский трон.

Нисходящая вертикальная мобильность.

Маргинал и прак­тически люмпен -нищенка, изгнанни­ца.

Прин­цесса не соответствовала своей социальной роли, проявив низкий уровень культуры и примитивные интересы, вызвав тем са­мым презрение принца и гнев отца.

Вывод учителя: Здесь мы наблюдаем интерес­ную ситуацию: с одной стороны честные, добрые герои совершают восходящую со­циальную мобильность благодаря упорно­му труду, доброму сердцу, красоте внут­ренней и внешней. Другая группа сказоч­ных персонажей - ленивые, хитрые, глу­пые - повышают свой социальный статус благодаря наглости и обману. Проведем параллель с сегодняшним днем: и тот и другой варианты имеют место и в современном мире. Однако за на­рушение правовых норм неотвратимо на­ступает юридическая ответственность. Ни­сходящая социальная мобильность, то есть понижение социального статуса, в сказках происходит в результате алчности, жаднос­ти, глупости.

В качестве «социальных лифтов» могут выступать образование и квалификация, а также необходимые личностные черты - трудо­любие, целеустремленность; армия, бизнес, государственная служба, наука, спорт, брак по расчету.

Какой канал социальной мобильности вы считаете самым подходящим для себя? Ответ аргументируйте.

Главное, что вы должны запомнить, что существующий соци­альный статус реально повысить, если сильно к этому стремиться. Но можно тра­тить свое время на осуждение недостаточно умных начальников, беско­нечно сетовать на несправедливость обще­ственного бытия - и это время будет неза­метно уходить. Да, в нашем обществе, как и в любом другом, достаточно несправед­ливости, но есть и справедливость (ведь аб­солютно справедливых или несправедливых обществ не существует). Человек из низов общества благодаря образованию, трудолюбию и це­леустремленности достигает социальных вершин - и таких примеров вокруг нас, как и в сказках, множество.

3) Составьте план по теме «Социальная структура и социальные отношения». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах. Напоминаю, что это новое задание С 8 в ЕГЭ 2010 г. ( 1 учащийся работает у доски, остальные в тетр.)

    Социальная стратификация и социальное неравенство.

    Социальная мобильность и ее виды:

А) горизонтальная мобильность;

Б) вертикальная (восходящая и нисходящая) мобильность;

В) индивидуальная мобильность;

Г) групповая мобильность.

3. «Социальные лифты» как пути перемещения людей в обществе:

А) армия;

Б) церковь;

В) образование;

Г) семья.

4. Тенденции в развитии социальных отношений:

А) люмпены;

Б) маргиналы и др.

4) Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Принадлежность к группе.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и восприни­мающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы нахо­дятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в тече­ние многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь крат­ковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологиче­ские или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно разли­чимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны вы­полнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... При­надлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информа­цией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я- концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Р. Бэрон.

С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

Ответы: С1.

Признаки:

Наличие общей цели;

Наличие устойчивых отношений;

Взаимозависимость людей друг от друга;

Осознание людьми принадлежности к одной группе.

С2. Причины объединения людей в группы:

Помогают удовлетворить важные психологиче­ские или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности;

Помогают в достижении ряда целей;

Обеспечивают информацией.

С3. 1) Для данной группы характерна общность цели – благополучно добраться до места назначения.

2) Может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти.

3) Может иметь место взаимодействие. Оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается.

4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.

С4. «Я-концепция» - совокупность представлений человека о самом себе. Войдя в престижную группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную группу повышает самооценку человека.

VII . Итоги урока.

Я думаю, что урок не прошел даром. В конце урока мне хотелось бы услышать от вас, сможете ли вы воспользоваться в будущем полученными знаниями сегодня на уроке. Ответы учащихся.

Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех.

Одного спросили:

Что ты делаешь?

    Тащу в город эту проклятую ношу.

Второго спросили:

Что ты делаешь?

    Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:

Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.

(После рассказа притчи, сделать выводы: нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам и окружающим, или, по крайней мере, нужно осознавать необходимость получаемых знаний, которые пригодятся вам при сдаче экзаменов, ЕГЭ либо в течение дальнейшей жизни).

VIII . Оценки работы учащихся на уроке.

Урок окончен. Спасибо за внимание, за работу. Вы свободны.

МОУ «Новооренбургская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок на тему

Учитель истории и обществознания: Санаева О.Т.

2009-2010 уч.г.

Разработка урока-исследования:

"Социальная структура. Социальные отношения" (2 часа)

Цели урока:

    содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений.

    способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Задачи урока:

    рассмотреть различные социальные структуры общества;

    определить тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе;

    обсудить проблему соотношения “социальное неравенство” и “социальная несправедливость”

Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.

Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии.

План изучения нового материала:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

а/ причины социальных изменений;
б/ социальная мобильность и “социальные лифты”

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Мотивация к восприятию нового материала.

“Свобода, равенство, братство!” Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Французский маркиз всем отличался от французского крестьянина: правами, обязанностями, образом жизни. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

Ранжирую ответы учащихся, сообщаю цели урока, обращаю внимание учеников на подготовленные к их работе листы самоконтроля, базовые понятия, документы. /Инструментарий урока/

Базовые понятия по теме “Социальное развитие общества”

    Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.

    Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)

    Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемое нормами, традициями, обычаями и направленными на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

    Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.

    Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти.

    Социальные нормы – совокупность правил, формально или неформально принятых в группе или обществе.

    Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса.

    Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

    Каналы или “лифты” мобильности – пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх.

I. Учитель. На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

Работаем с базовыми понятиями №1,2

Существует два основных подхода к выделению этих групп. Первый – деление общества на противостоящие друг другу конфликтные группы – классы. Само понятие “класс” впервые зафиксировано в английском словаре XVII века, но в дальнейшем это понятие стали связывать с именем создателя новой общественной теории К.Марксом. В.И.Ленин, продолжая развивать эту теорию, дает в работе “Великий почин” определение классов.

Учащиеся работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Сравните два исторических документа и ответьте на вопросы:

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии

“Истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” /Работа вышла в свет в 1848г/

2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

Классы – это большие группы людей, которые различаются:

    по месту в исторически определенной системе общественного производства;

    по отношению к средствам производства;

    по роли в общественной организации труда;

    а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” /Работа была написана В.И.Лениным в 1919 г.

Вопросы к документам:

    Что объединяет эти документы?

    Выделите понятия, содержащиеся в документах.

    На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Чем определяются жизненные шансы? Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий.

Работаем над определением “страта” и анализируем документ № 3.

“с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”

    Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

    Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

    Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

    Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

    Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

    Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.

Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества?

Для закрепления изученных вопросов составляем сравнительную таблицу.

II. Обсуждаем проблему соотношения “социального неравенства” и “социальной несправедливости”.

Учитель: Вспомните сказки различных народов мира. В сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило “каждому столько, сколько другому” Как же этот спор разрешается в реальной государственной практике?

Работа с документом № 4

“Справедливость и рынок” Об этом спорят!

Сторонник либеральной рыночной экономики Ф.Хайек считае, что выражение “социальная справедливость” в рыночной экономике вообще лишена смысла. Дело в том, что оно употребляется как синоним выражения “справедливое распределение”. Но в идеальной рыночной экономике никто ничего не распределяет, агенты рынка действуют исходя из своих интересов. Кроме того, в рыночной экономике (да и вообще в человеческом обществе) нет критериев, на основании которых можно было бы объективно судить об эффективности вклада каждого в “общий” результат. А если нет таких критериев, то нельзя говорить “О справедливом вознаграждении”

Начало рынка связано с отказом наших предков от групповых обязательств, т.е. заботы о соплеменниках. “Когда первые неолитические коммерсанты пересекали Ла – Манш на барках, нагруженных кремнием, чтобы, продав его, загрузиться вином и янтарем, то они при этом заботились не о том, как лучше обеспечить других, а о том, как больше заработать”, - пишет Хайек. Тем не менее, есть класс людей, который подвержен большому риску в условиях рынка – больные, сироты, нищие, инвалиды и др. Гарантировать им прожиточный минимум “на уровне, ниже которого не позволяет пасть чувство человеческого достоинства” - необходимая задача общества, так как “систему, не желающую заботиться о немощных, будут сотрясать волны народного негодования”

Вместе с тем в этом случае речь идет не об установлении “социальной справедливости”, а об ограничениях, вынужденно накладываемых на экономику и приводящих к снижению эффективности рынка и уменьшению общего результата”

Высказывание учащимися собственных суждений по проблеме.

III. Учитель.

Причины социальных изменений. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп.

Работа с базовыми понятиями: социальная мобильность (вертикальная и горизонтальная), маргинал, каналы или “лифты” мобильности. Приводим исторические примеры.

Тесты на закрепление материала.

1. Что входит в понятие социальной структуры общества:

    классовый состав общества;

    социально – профессиональная структура населения;

    демографический состав населения;

    все указанное выше?

2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что – социальной группы (2)?

    экологическое объединение;

    пенсионеры;

    молодежь;

    трудовой коллектив;

    городское население;

    ученики нашего класса;

    спортивная команда.

3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

    изменение профессии: рабочий стал инженером;

    переезд из одного города в другой без изменения профессии;

    повышение квалификации в рамках одной профессии;

    понижение в должности.

4. Маргиналами называются:

    социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

    опустившиеся на социальное “дно” выходцы из разных классов;

    представители малооплачиваемых слоев населения;

    разорившиеся предприниматели.

5. Переход людей из одной социальной группы в другую называется:

    социальным неравенством;

    социальной мобильностью;

    социализацией;

    социальной адаптацией.

Второй урок проводится в форме деловой игры “Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить”

Цель игры: выявить наиболее типичные ситуации, ведущие к нарушению связи личности и общества и государства; утверждать мысль о необходимости верховенства закона; развивать умение участвовать в дискуссии; обнаруживать и формулировать проблемы, вырабатывать совместные решения, использовать силу общественного мнения.

Воспитывать учащихся в духе уважения к правам личности, готовности к разрешению конфликтных ситуаций правовыми средствами.

Эпиграф к уроку: “Заговори, чтоб я тебя увидел” Сократ.

Прошу учеников высказать свои суждения по поводу мысли Сократа. Напоминаю детям правила дискуссии.

Организация игровой деятельности:

Игра состоит из трех частей.

Формирование небольших групп учащихся класса

Предварительная подготовка групп по материалам периодической печати, данным социологического опроса.

Обсуждение двух проблем: “Общество, в котором мы живем” и “общество, в котором нам хотелось бы жить”

Группы учащихся для деловой игры: “Предприниматели”, “Производители материальных благ”, “Интеллигенция””, “Пенсионеры”, “Группа риска”, “Правительство”

При подведении итогов игры их анализ показывает, что в результате дискуссии различные “социальные слои” пришли к сходным выводам. Общественные ожидания сводятся к следующему:

    демократическая, правовая основа;

    экономическая и политическая стабильность;

    высокий уровень образования, науки и культуры;

    сохранение генофонда нации;

    защита прав человека и права собственности;

    укрепление основ общественной нравственности;

    благоприятная экологическая среда;

    сохранение мира и укрепление национальной безопасности;

    искоренение преступности.

“Правительство” принимает решения по удовлетворению потребностей общества и интересов выделенных социальных групп. Они опираются на правовые документы, в первую очередь Конституцию Р.Ф.

Игра помогает понять учащимся проблемы общества, необходимость отказа от старых стереотипов мышления, перехода к плюрализму идеологий; перехода к гражданскому демократическому обществу; усовершенствованию демократического общества, его политического устройства; совершенствования законодательной базы.

Подведение итогов урока. Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

Какой этап урока понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?



Похожие статьи