Социология молодежи как отрасль социологического знания. Социология молодёжи

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей.

Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности).

Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социаль-ных отношений.

Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сфе-рах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и при-чин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д.

Со-циология молодежи формировалась и развивалась на базе демографи-ческого разделения возрастных когорт для исследования социально-демографической группы, которая находится в процессе социализации и подготовке к замещению уходящего поколения и воспроизводству социальной структуры общества. Возрастные рамки юности и молодо-сти, специфика процесса социализации определяется конкретно-историческими условиями общества и его культурными традициями. В разных странах и культурах процесс социализации протекает неравномерно. Поэтому границы молодежного возраста в различные временные интервалы и при определенных социально-экономических условиях развития страны определяется по-разному. Например, в начале XX века этот возраст определялся от 10-12 до 20 лет, а в на-стоящее время от 17 до 28-30 лет.

Выдвижение социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к молодежной революции 60-х годов XX века, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике. Та же ситуация происходит и сегодня, когда после десятилетия реформ социологи начинают проводить исследования по изучению наиболее болезненных точек молодежного поведения таких как политический экстремизм, безработица, наркомания, подростково-молодежная преступность, кризисная социализация молодежи.

Как отмечает профессор В.Т. Лисовский, всплеск общественного интереса к молодежным проблемам сегодня связан с кризисом в российском обществе, который породил новый конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционным для любого общества рас-хождением «отцов» и «детей»во взглядах на одежду и прическу, музы-ку, танцы и манеры поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсут-ствует.

Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исто-рической ситуации в подавляющем большинстве утратили практиче-ское значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не приемлемы ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития. Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества.

В рамках советской и российской социологии молодежи можно выделить как характерные для мировой социологии, так и специфические «советские» черты. К числу последних можно отнести следующие: рассмотрение молодежи как компонента социальной структуры и элемента мобильности в связи с проблемами образования рынка труда и демографическими проблемами. Существенно слабее в российской социологии, чем в западной разработана проблемы поколенческих и культурных изменений молодежной субкультуры, политического про-теста и экстремизма, которые стали рассматриваться лишь в 90-е годы XX века.

Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям: по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные индустриальным странам; проблемы, присущие отдельным регионам; проблемы, характерные для отдельно взятой страны; по временному признаку можно рассматривать так называемые «вечные» проблемы, например, взаимоотношения поколений, и проблемы, порожденные конкретной эпохой; по системному признаку могут быть исследованы общие проблемы молодежи, присущие данному обществу и его уровню развития, касающиеся разных групп населения, и чисто молодежные проблемы, свойственные именно этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе.

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социология молодежи тесно соприкасается с такими областями, как исследования детства, семьи и брачно-семей-ных отношений, возрастных кризисов и межпоколенческих отношений.

В советской социологии длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоив-ших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выпол-нению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупно-сти возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологиче-ски универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

Возрастные границы молодежного возраста;

Специфика социального статуса;

Ролевые функции и особен-ности поведения;

Характеристики социально-демографической группы;

Социально-психологические характеристики;

Процесс социализации в конкретный исторический период;

Са-моидентификация и самоопределение молодежи как социальной груп-пы.

Мир молодежи — особый мир, познать кᴏᴛᴏᴩый стремятся ученые разных областей научного знания — психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории, культурологии, социальной психологии и др.

Молодежная проблематика со времен Сократа и Аристотеля будет особо актуальной.

Социология молодежи — ϶ᴛᴏ отрасль социологии, предметом кᴏᴛᴏᴩой будет молодежь как особая социальная группа. В любом обществе существует и пробудет проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда способны к взаимопониманию. Суть извечного конфликта поколений ϲʙᴏдится к тому, что в условиях социокультурной динамики формируются различные миры «отцов» и «детей», часто не находящие точек соприкосновения. Но «молодежь не хуже и не лучше среднего и старшего поколения, ее культура не лучше и не хуже иных культур... Молодежь — ϶ᴛᴏ принципиально иное социальное образование, ни с кем не сравнимое, а всякие сравнения оказываются некорректными». Эти слова характеризуют сущность межпоколенческих противоречий, возникающих в различных обществах и в различные времена.

Обычно наиболее активной стороной конфликта поколений выступает молодежь. Молодым часто ϲʙᴏйственно острое неприятие того образа окружающего мира, кᴏᴛᴏᴩый предлагают им родители, учителя и вообще люди старшего поколения. Это неприятие сопряжено с уверенностью в том, что действительность можно и крайне важно переделать. В противоположность молодежи взрослым, имеющим значительный жизненный опыт, доподлинно известно, что мир переделать трудно, и поскольку к зрелому возрасту они добились определенных успехов и заняли те или иные статусные позиции, им более всего хочется сохранить действительность без существенных перемен.

Взрослые и молодежь часто затрудняются в поиске общего языка, кᴏᴛᴏᴩый дал бы возможность более или менее конструктивного диалога. Взаимное отчуждение находит выражение в повышенно критическом, подчас неоправданно враждебном отношении представителей смежных поколений друг к другу. Молодые склонны винить поколение ϲʙᴏих отцов во всех несовершенствах общества и исторических ошибках, а взрослые обвиняют молодежь в легкомыслии и иждивенческом отношении к жизни. Внешним обликом, одеждой, прической, увлечениями, манерой вести себя многие молодые стремятся обозначить ϲʙᴏе отличие от «мира взрослых», подчеркнуть ϲʙᴏе право на другое видение мира и понимание ϲʙᴏего места в нем. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в современном обществе молодые люди тяготеют к идентификации себя как членов особой социальной группы, в известной степени противостоящей «миру взрослых».

В традиционных обществах не существует молодежи как особой социальной группы. Подростки как мужского, так и женского пола, пройдя ритуал инициации в довольно раннем (по нашим представлениям) возрасте, сразу становятся равными по статусу другим взрослым ϲʙᴏего пола. Современное общество в ϶ᴛᴏм смысле организовано совершенно иначе: молодой человек в течение значительного времени, будучи формально равноправным членом общества, далеко не сразу становится таковым реально. По϶ᴛᴏму применительно к современному обществу говорят о молодежи как социальной группе, относительно отличающейся от взрослой части населения.

Возрастные границы выступают основным группообразуюшим критерием применительно к молодежи. Различные общества в истории человечества по-разному понимали и понимают социальный возраст индивида. К примеру, в традиционных обществах молодые индивиды проходили ритуальную инициацию в совершенно детском с нашей позиции возрасте — примерно в 12-13 ле г, после чего считались взрослыми мужчинами и женщинами и могли вести ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий образ жизни. Отметим тот факт - что в современной социологии молодежи среди ученых не выработано единого мнения по поводу возрастных рамок молодежи. К примеру, в российской действительности приняты границы социальной группы молодежи 15-29 лет. При ϶ᴛᴏм целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи распадается на временные этапы, кᴏᴛᴏᴩым ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют такие типы молодежи: подростки — до 18 лет, собственно молодежь — 18-24 лет и молодые взрослые — 25-29 лет.

В социологической классификации молодыми считаются те, кто еще не имеет полного статуса взрослых в общественной или личной сфере, однако и детьми их уже не назовешь, из-за чего их положение будет в какой-то степени маргинализованным, неопределенным в обществе, что рождает множество проблем молодежного характера.

К. Манхейм очень тонко подметил эту характеристику молодежного возраста, отмечая, что «быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером».

На современном этапе развития общества понятие молодости несколько трансформировалось, что связано с учетом некᴏᴛᴏᴩых социально-психологических характеристик помимо биологических, вследствие чего в ряде нормативных документов России на законодательном уровне период молодости продлен до 35 лет (например, при определении понятия «молодая семья»)

Молодежные проблемы невозможно рассматривать в отрыве от общественных и глобальных мировых процессов, поскольку молодежь не будет саморазвивающейся системой и включена во все многообразие структур и отношений общества, будучи его неотъемлемой частью.

Современное сложное и дифференцированное общество выдвигает усложнившиеся требования к образованию, знаниям, навыкам и умениям ϲʙᴏих членов. По϶ᴛᴏму социальная адаптация и социализация молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала занимают длительное время. Специфика молодежи как особой социальной группы в современном обществе состоит по сути в том, что все ее члены в ϲʙᴏей жизни находятся в процессе формирования ϲʙᴏей социальной личности, раскрытия и реализации ϲʙᴏего социального потенциала. Важно знать, что большинство молодых людей, в первую очередь студенты и учащиеся, не имеет собственного социального статуса, и их место в статусной структуре общества определяется социальным положением родителей или ϲʙᴏим будущим статусом, связанным с получением профессии. При всем этом, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала и реально занимаемым положением в статусной структуре, то молодой индивид часто помимо основного занятия включен в структуру неформальных отношений, участвуя в молодежных движениях, субкультурных образованиях, политических, религиозных или иных организациях, и ϶ᴛᴏт неформальный статус имеет для него существенное значение.

Наконец, молодежь в силу того, что она находится в процессе становления (социального, психологического, мировоззренческого), в большей степени, чем другие возрастные группы, подвержена различным социально-экономическим, политическим, идейным, культурным влияниям, более непосредственно и активно реагирует на них, что способствует поддержанию высокого уровня неопределенности ее социального поведения, подвижности ценностных ориентаций. Все данные специфические особенности молодежи как социальной группы определяют в целом ее сложный, проблемный характер. Сегодня социология молодежи — ϶ᴛᴏ отдельная частносоциологическая дисциплина, отпочковавшаяся от общей социологии относительно недавно, в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Необходимость конституирования социальной науки о молодежи в отдельную отрасль была осознана мировым научным сообществом в результате потрясения, вызванного массовыми молодежными волнениями конца 1960-х гг. Стоит заметить, что они определили радикальный пересмотр обществом отношения к молодежи, признание се в качестве отдельной, мощной, трудноуправляемой социальной силы, требующей внимания к ϲʙᴏим невыдуманным, объективно существующим, весомым проблемам.

Предметная область социологического исследования молодежи достаточно широка:

  • общие социально-групповые характеристики молодежи — границ и структуры ее как группы, основные тенденции динамики, социально-демографические показатели;
  • основные качественные параметры существования молодежи в обществе — условия и особенности прохождения процесса социализации;
  • специфика образа жизни и моделей поведения молодых людей в зависимости от их принадлежности к различным социальным стратам;
  • реальные статусные позиции и социальные роли молодежи в структуре общества;
  • характер и направленность социальной мобильности;
  • особенности и динамика изменений ценностных ориентаций и поведенческих мотиваций молодых, в т.ч. в контексте межгенерационного взаимодействия;
  • возможности самореализации молодежи применительно к конкретным социокультурным и политико-экономическим условиям.

Среди направлений и концепций, оказавших серьезное влияние на развитие социологии молодежи, можно выделить следующие:

  • концепция рассмотрения молодежи как возрастной группы, в рамках кᴏᴛᴏᴩой молодежь ϲʙᴏдится к маргинальному слою общества, ожидающему полноценного статуса по достижении взрослого возраста;
  • концепция, в рамках кᴏᴛᴏᴩой молодежь исследуется с позиции охвата определенного жизненного цикла с упором на психофизические ϲʙᴏйства молодости, предстающей биологической реальностью и в ϲʙᴏю очередь являющейся также результатом социально-исторических и социокультурных процессов;
  • структурно-функциональный подход к исследованию молодежи (В. Райх, Г. Маркузе), в рамках кᴏᴛᴏᴩого молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретаются социальный статус и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие социальные роли;
  • культурологический подход, представители кᴏᴛᴏᴩого (П. Бергер, Т. Лукман и др.) стремятся осмыслить мир молодежи в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих индивидов, отражающимися в определенных типах культуры;
  • исследование молодежи в рамках теории общественного воспроизводства (В. И. Чупров), кᴏᴛᴏᴩая акцентирует внимание на функционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальными функциями — вопроизводственной, инновационной, трансляционной.
  • рискологичсский подход (Ю.А. Зубок), кᴏᴛᴏᴩый приобретает актуальность в условиях, когда риск становится всеобщим основанием современности;
  • концепция социального конструирования реальности, основанная на принципах взаимосвязи объектно-субъектных характеристик молодежи и окружающей ее социальной реальности, определяющих групповую специфику молодежи, а также сам процесс конструирования ею социальной реальности;
  • концепция повседневности (Е. Омельченко, Е.Лукьянова и др.), изучающая разнообразные социальные практики молодежи (труда, досуга, потребления, формирующиеся вне взрослого контроля) как следствия различных значений и смыслов, значимых индивидуальных и групповых стратегий;
  • социально-воспроизводственный подход, предложенный в конце 1980-х гг., в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩым социальная сущность молодежи определяется становлением ее субъектности в общественном воспроизводстве и выбудут ее основные социальные функции: воспроизводственная, инновационная, трансляционная.

На базе социально-воспроизводственного подхода были разработаны такие известные в отечественной социологии молодежи концепции, как: социальной интеграции молодежи, ее гражданской идентификации, управления конфликтами в молодежной среде, воспроизводства малого предпринимательства в России. В концепции общественного воспроизводства молодежь будет основным источником воспроизводства общества и одновременно его отражением во всех проявлениях на экономическом, политическом, культурном уровне. Будучи неотъемлемой частью социума, молодежь испытывает на себе все общественные и глобальные изменения, процессы, воспроизводя интернализированные ценности и образцы поведения в ϲʙᴏей социальной деятельности.
По϶ᴛᴏму исследование молодежи, ее системы ценностей, социального потенциала и самочувствия, духовного мира крайне важно проводить в контексте социального развития и динамики социума в целом.

Современная молодежь, реализуя ϲʙᴏи основные функции как социальной группы — воспроизводственную и инновационную, становится субъектом общественного производства и общественной жизни, обеспечивая тем самым и собственное развитие, и развитие общества.

При ϶ᴛᴏм общество не может быть индифферентно к процессу развития молодежи, определяющему и общественное развитие, так как от характера общественного воспроизводства во многом зависит возникновение альтернатив развития молодежи. Через общественные институты общество может поддерживать одни альтернативы развития молодежи и препятствовать другим, формируя направленность общественного развития молодежи. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что молодежь, являясь субъектом общественного воспроизводства, в то же время зависит от самого общества, от вектора общественного развития и выбора, кᴏᴛᴏᴩый предоставляет данное общество его молодым субъектам.

Отметим тот факт - что в современном российском обществе, претерпевающем период системной социетальной трансформации, молодежь будет одной из наиболее социально незащищенных групп и в первую очередь испытывает на себе как позитивные, так и негативные эффекты происходящих перемен.

Результаты крупномасштабного социологического исследования «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», проведенного Институтом социологии РАН, позволяют разбить молодежь на ряд групп согласно их жизненным притязаниям:

  • «семейные» (13%) — молодые люди, кᴏᴛᴏᴩые говорят в первую очередь о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей;
  • «труженики» (17 %) — та часть молодежи, кᴏᴛᴏᴩая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом;
  • «предприимчивые» (20 %) — россияне в возрасте от 17 до 26 ле г, кᴏᴛᴏᴩые утверждают, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка;
  • «гедонисты» (10 %) — молодые россияне, кᴏᴛᴏᴩые в первую очередь рассчитывают иметь много ϲʙᴏбодного времени и проводить его в ϲʙᴏе удовольствие;
  • «максималисты» (19 %) — молодые люди, кᴏᴛᴏᴩые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Данная группа не будет более молодой, чем другие, и ее стремления нельзя назвать юношеским максимализмом. Возрастное распределение внутри нее ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует распределению среди молодежи в целом;
  • «карьеристы» (6 %) — молодежь, кᴏᴛᴏᴩая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в ϲʙᴏе удовольствие или быть самому себе хозяином. По сути они в чем-то схожи с «предприимчивыми». Но если для последних бизнес — больше работа и возможность обеспечить себе безбедное существование, то для первых ϶ᴛᴏ еще и возможность реализации честолюбивых планов — стать известными, обладать властью и т.д.;
  • «отчаявшиеся» (5 %) — молодежь, кᴏᴛᴏᴩая не видит в себе сил достичь тех или иных успехов;
  • «тщеславные» (1 %) — молодые люди, кᴏᴛᴏᴩые рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.

Предмет социологии молодежи содержит в себе изучение влияния преобразований в целом и в различных аспектах на социодинамику молодежи, образ и стиль ее жизни и модели поведения, изменения в ее системе ценностей, степень открытости общества для восходящей мобильности. Материал опубликован на http://сайт
Исключая выше сказанное, социология молодежи занимается исследованием проблем молодежи как мощного ресурса социально-политической активности, как социальной группы, обладающей наиболее высоким потенциалом протеста и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим уровнем инициативности, что особенно актуально в переломные периоды жизни общества.

Сегодня в России из-за значительного имущественного и социального расслоения принадлежность к той или иной страте практически всецело определяет жизненные перспективы и возможности самореализации молодых людей.
С одной точки зрения, уже можно говорить о сформировавшейся очень узкой замкнутой элитной группе «золотой молодежи», высокий статус и неограниченные материальные, социальные, образовательные возможности кᴏᴛᴏᴩой отражают эксклюзивное положение в обществе их родителей, принадлежащих к реальной политической, экономической, управленческой элите. С другой стороны, в стране увеличивается число молодых людей, обладающих в силу бедности и низкого социального статуса родителей чрезвычайно узким диапазоном реальных возможностей и жизненных перспектив и сознающих ϶ᴛᴏ, вследствие чего у данных молодых людей усиливаются социальная пассивность и индифферентность, а иногда — пессимизм и агрессивность.

Согласно результатам упомянутого исследования, сегодня отношение молодежи к жизни в России напрямую зависит от материального положения. Чем выше молодежь оценивает ϲʙᴏе материальное положение, тем больше ей нравится сегодняшняя жизнь в стране. Так, 87 % россиян в возрасте 17-26 лет, кᴏᴛᴏᴩые оценивают ϲʙᴏе материальное положение как благополучное, жизнь в России в целом нравится и только 13 % не нравится. Стоит сказать, для молодежи с плохим материальным положением ситуация противоположна: 60 % говорят, что сегодняшняя жизнь в стране им в целом не нравится, и только 40 % молодых людей говорят об обратном.

Безусловно, у молодежи удовлетворенность жизнью не ϲʙᴏдится исключительно к материальным благам.

Семья будет бесспорной ценностью для всех поколений россиян. О том, что в их жизненных планах нет такого пункта, как создание семьи и наличие детей, говорят не более 4 % и старшего, и младшего поколения россиян. Но для первых задача создания прочной семьи и воспитания хороших детей уже могла быть реализована в силу возраста (69 % и 72 % ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно), а для молодежи — ϶ᴛᴏ скорее еще цель, кᴏᴛᴏᴩую они планируют достичь (см. рис. 3.3)

При всем этом анализ представлений о том, что будет главным при создании семьи, среди различных возрастных когорт молодого поколения свидетельствует о том, что самая младшая возрастная когорта (до 20 лет) существенно большее значение придает материальным факторам при создании семьи, а старшие молодежные когорты (24-26 лет) несколько чаще отдают предпочтение таким позициям, как согласованность семейных и личных жизненных планов.

Отметим, что семья для молодежи остается одной из немногих традиционных ценностей, относительно кᴏᴛᴏᴩой существует практически полное единомыслие.

Так, в Краснодарском крае ее важность в ϲʙᴏей жизни признали почти 90 % опрошенной молодежи; 3/4 опрошенных считают, что семейные отношения — непременное условие счастья, и 4/5 отметили, что условием семейного счастья будут дети

Рисунок № 3.3. Жизненные установки разных поколений россиян в приватной сфере (2007), %:

1 — уже добился, чего хотелось; 2-пока не добился, но считаю, мне ϶ᴛᴏ по силам; 3 — хотелось бы, но вряд ли смогу добиться ϶ᴛᴏго; 4- в моих жизненных планах ϶ᴛᴏго нет

Исследователи из Санкт-Петербургского государственного университета пришли к аналогичным выводам в ходе социологического опроса среди молодежи в возрасте до 30 лет Санкт-Петербурга, Москвы и городов Ленинградской и Московской областей: среди главных жизненных ценностей молодежи оказались семья, друзья и здоровье, затем следуют такие ценности, как интересная работа, деньги и справедливость. В среде студенческой молодежи приоритетной ценностью также будет семья (исследование ценностей студенческой молодежи было проведено в г. Твери в 2006 г.): 78 % опрошенных молодых людей выбрали семью в качестве важнейшей ценности. В ϶ᴛᴏм исследовании 36 % отметили значимость ценности «самореализация» и 34 % — «гармонии с собой и людьми», что говорит о направленности молодежи на базовые, духовные, нематериальные ценности.

Молодая семья как предмет отдельного социологического анализа в социологии молодежи и социологии семьи занимает значительное место, хотя само определение молодой семьи еще не получило однозначной трактовки. Молодые семьи можно классифицировать по следующим основаниям:

  • по степени полноты — полная/неполная;
  • по степени благополучия — маргинальная, кризисная, благополучная, процветающая;
  • по экономическому благосостоянию — бедная, обеспеченная, состоятельная;
  • по форме брака — зарегистрированная/незарегистрированная.

При ϶ᴛᴏм под молодой семьей понимается семья в первые 8-10 лет после заключения брака, в кᴏᴛᴏᴩой оба супруга, имеющие детей, не достигли возраста 30-35 лет и состоят в первом браке, а также семья, в кᴏᴛᴏᴩой возраст одного из супругов не превышает 30-35 лет при наличии несовершеннолетнего ребенка.

Такой тип семьи, как студенческая семья, имеет также ϲʙᴏю специфику, проявляющуюся в сложности существования студенческой семьи в силу учебной деятельности, неопределенного социального статуса и положения супругов в обществе, а также в особенностях восприятия супружеских и семейных отношений.

Молодежный рынок труда, трансформация трудовых ценностей и трудовой мотивации молодежи в современной России рождают чрезвычайно актуальные проблемы. В результате трансформации российского общества и сопровождающих ϶ᴛᴏт процесс масштабных изменений в социально-экономической сфере сформировалась достаточно обширная социальная общность — незанятая молодежь, кᴏᴛᴏᴩая в силу специфики возрастных социально-психологических характеристик оказалась недостаточно подготовленной к современным рыночным условиям, что во многом обусловило одну из основных проблем на рынке труда современного российского общества — острую нехватку высококвалифицированных специалистов. Неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие выпускаемых вузами специалистов потребностям общества привело к тому, что почти половина выпускников вузов вынуждена менять ϲʙᴏю специализацию, причем кардинально, и новая профессия зачастую существенно отличается от полученной в вузе.

Трансформация трудовых ценностей и трудовой мотивации современной российской молодежи демонстрирует то, что происходит во всем обществе. За последнее десятилетие трудовые ценности российского населения существенно изменились, в частности повысилась значимость таких ценностей, как надежное место работы, хороший заработок, удобный график работы, возможность чего-то достичь, но понизилась значимость таких ценностей, как работа, уважаемая широким кругом людей, а также возможность инициативы, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие работы способностям и ответственная работа. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что повысилось значение достиженческой стороны трудовых ценностей, тогда как то, что составляет ценность труда, определяет его ценностное содержание (работа в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со способностями, возможность инициативы, работа, уважаемая широким кругом людей), утратило значение многих россиян. Названные тенденции в трансформации трудовых ценностей российского населения характерны для представителей различных тендерных, профессионально-должностных, социально-демографических и поколенческих групп, что опровергает распространенное мнение о том, что ценностные изменения в сознании и поведении россиян на современном этапе носят преимущественно межпоколенный характер и изменения происходят только в среде молодого поколения.

Социализация молодежи связана с множеством проблем. Содержание и направленность процесса социализации определяются двумя основными тенденциями:

  • типизацией, кᴏᴛᴏᴩая может быть определена как способ уϲʙᴏения личностью проявляющихся в реальном мире объективных мыслительных форм культуры — ценностей, норм, идей и их преобразования в субъективно-идеальный мир;
  • индивидуализацией, характеризующей процессы преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформации субъективного мира личности в объективные формы внешнего социального мира.

Социализация представляет собой процесс формирования гармонично и всесторонне развитой личности, способной к сознательной и активной деятельности в обществе на базе уϲʙᴏенного им социального опыта.

В процессе социализации общество воспроизводит себе подобных с характерным уровнем сознания, мышления, культуры, поведения и т.д., причем процесс социализации не всегда протекает успешно, особенно в обществах трансформационного типа, к кᴏᴛᴏᴩым относится современная Россия.
Стоит отметить, что основной проблемой современного российского общества в контексте социализации молодых поколений будет отсутствие социализационной нормы, кᴏᴛᴏᴩая определяется как результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие. Отметим тот факт - что в современных условиях быстрых перемен и социальной трансформации общественные идеалы утрачивают ϲʙᴏй универсальный облик, перестают играть роль идеалов, формируются новые модели и стили поведения и жизни, иначе говоря, происходит трансформация социализационной нормы.

В условиях, когда государство и общество перестало формировать заказ на конкретный тип личности, отсутствуют определенные идеологические и нормативные стандарты нате или иные качества личности, социализация российской молодежи характеризуется плюралистичностью моделей, слабой предсказуемостью, неопределенностью, хаотичностью и испытывает сильное влияние западной культуры, ее стиля жизни, кᴏᴛᴏᴩые внедряются в сознание молодежи России прежде всего через телевидение и Интернет. В данных условиях ответственность за формирование личности ложится на семью как первичную группу, в кᴏᴛᴏᴩой индивид проходит первичную социализацию. Проблема социализации личности и роли институтов социализации в ϶ᴛᴏм процессе приобретает в России острую актуальность.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что предметная область социологии молодежи весьма широка, но междисциплинарные границы, отделяющие ее от предметных областей других отраслей социологической науки, зыбкие, гак как социальные процессы, затрагивающие молодежь, охватывают и другие категории населения и группы, и рассматривать их изолированно в рамках изучения молодежи можно исключительно условно.

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

С. В. Полу тин, О. Н. Полякова

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Рассматриваются этапы становления социологии молодежи, являющейся сегодня одним из важнейших и стремительно развивающихся научных направлений, намечаются ее перспективы, в частности в образовательной деятельности.

Ключевыге слова: социальная проблема; возрастная дискриминация; профессиональные стратегии; социологические исследования; молодежная субкультура.

В настоящее время социология молодежи стала самостоятельной областью социологического знания. В России эта сравнительно молодая наука, исследующая молодежь как социальную общность, выделилась из общего русла социологии в первой половине 1960-х гг. - во время хрущевской оттепели. Догматический застой в общественных науках в предшествовавший период сказался и на развитии научного исследования молодежи: согласно марксистской идеологической схеме крупномасштабные социальные изменения, обусловленные пролетарской революцией, и перераспределение собственности решают все конкретные социальные проблемы и делают ненужным детальное изучение особенностей жизни молодого поколения.

Начало объективного исследования социальных проблем молодежи было положено немногочисленным рядом работ российских авторов, содержащих критический анализ положения вещей в системе высшего образования. Критика вызвала негативный резонанс в министерских кругах, так как обществу тех лет нужна была приукрашенная картина действительности. Первые социологические опросы среди молодежи давали преувеличенно оптимистические результаты, поскольку опрашиваемые, воспитанные на идеологической догматике, старались отвечать «как учили». Однако вскоре проблемы молодежи стало невозможно игнорировать.

1960-е гг. стали временем пика социальной активности молодого поколения, осознавшего свое отличие от поколения

взрослых и противопоставившего себя ему. Эпицентр событий находился в западных странах, где возникла и стремительно развивалась, обретая все большую популярность, молодежная субкультура. Ширилось движение хиппи, провозгласивших своими главными ценностями пацифизм и индивидуальную свободу. Деятельность леворадикальных политических группировок привела в 1968 г. к крупномасштабным волнениям молодежи - так называемой молодежной революции. Несмотря на существование множества барьеров, эти веяния оказывали влияние и на советскую молодежь, которая все сильнее выражала свое нежелание жить по образцу старшего поколения, скованного схемами и догмами. Образование молодежной субкультуры в Советском Союзе выражалось в растущей популярности западной эстрадной музыки, возникновении запретных и полузапретных музыкальных групп, литературного и художественного андеграунда, в расцвете бардовской песни в противовес официозной и заидеологизиро-ванной советской эстраде.

В 1970-х гг. за рубежом начинают предприниматься настойчивые, но еще достаточно декларативные попытки рассматривать социологию молодежи как официально санкционированную область обществознания. В настоящее время она является одним из важнейших и интенсивно развивающихся научных направлений. Предмет ее изучения имеет комплексный характер, охватывая широкий ряд социальных проблем, связанных с молодежью как возрастной категорией.

© Полутин С. В., Тюлякова О. Н., 2010

К ним относятся место и роль молодежи в социальной структуре современного общества, процесс социализации и формирование личности молодого поколения, ценностные ориентации молодежи, социальное самочувствие и образ жизни, формирование профессиональных стратегий, проблемы безработицы и трудоустройства среди молодежи, социальные ожидания и социальная мобильность, анализ потребностей и интересов молодых представителей различных социальных слоев, особенности социального поведения молодежи, причины ее социальной активности и пассивности, социально-психологические особенности, перспективы участия молодежи в социальном управлении и самоуправлении, проблемы молодежной и студенческой семьи.

Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций и профессиональных стратегий;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Социология молодежи тесно связана с отраслевыми социологиями (социологией воспитания, города, искусства, культуры, личности, права, религии, свободного времени, труда и т. д.). Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно - как особой социальной группы с присущими ей признаками и свойствами. Следует отметить, что проблемы молодежи России и ее регионов во многом вызваны теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбаниза-

цией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости. Вместе с тем они имеют и свою специфику, поскольку опосредованы российской действительностью и той политикой, которая проводилась и проводится по отношению к молодежи.

В современной России идет обновление подходов к социальным проблемам молодежи, к исследованиям молодежной проблематики. «Показателями этого являются и принятие Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, и попытки создать на федеральном уровне самостоятельный орган, координирующий молодежную политику, и поддержка государством многочисленных молодежных организаций» . Обществом осознаются наличие глубоких проблем в области социального положения молодежи и необходимость их исследования и решения. Растет понимание того, что «молодежный фактор» во многом определяет направленность грядущих в обществе процессов, возможность социальной стабилизации и экономического роста .

Рассматриваемая отрасль социологии изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, их социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Она интересуется также теми проблемами социальной жизни, которые относятся к общесоциологическим и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак) либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности и т. д.).

Объектом исследования данной науки является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений. Ее задачами выступают из-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

учение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий молодых людей, формирования у них активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности включения молодежи в социальное управление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду или безработице.

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук: психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, истории, социологии. Для понимания специфики социологии молодежи целесообразно определить ее место в ряду других, граничащих с ней отраслей социологии. Интересуясь возрастной дифференциацией общества, социология молодежи соприкасается с такими областями, как исследования детства, пожилых людей, жизненного цикла разных поколений. Они имеют общую проблематику (возрастные границы, возрастная дискриминация, смена поколений, специфика переходного социального статуса, последовательность жизненных событий), а также методику возрастных исследований, направленную на изучение изменяющегося во времени объекта (ретроспективная, профессиональная стратегия, повторные или панельные исследования, событийный анализ). Однако юность как предмет исследования не может быть сведена только к возрастным границам жизненного цикла, так как существует еще и социальный аспект процесса взросления, рассматриваемый в понятиях теории социализации. Таким образом, социология молодежи пересекается с социологией образования, культуры, семьи, затрагивая проблемы воспитания, социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов самоидентичности, обусловленных переходом из одного статуса в другой.

Как уже отмечалось, выделение социологии молодежи в отдельное направление относится ко времени «молодежной революции» 1960-х гг. На этой волне стали популярными идеи К. Мангейма о новых поколениях как источнике социального прогресса, М. Мид о типах культурного контакта поколений на разных этапах исторического развития; появились разнообразные трактовки межпоко-ленного конфликта и молодежной культуры. Позднее, с изменением ситуации на рынках труда и ростом численности молодых людей с высоким уровнем образования, в западных странах акценты в исследованиях молодежи опять переместились в сторону социально-экономических проблем (образования, политического выбора молодежи, рынка труда, молодежной субкультуры и профессиональной ориентации).

В советской социологии проводившиеся в 1960-е гг. исследования молодежи имели иной социальный контекст. Во-первых, в процессе общего возрождения социологических исследований на волне политической «оттепели» данная область развивалась главным образом в опросах общественного мнения. Этому способствовало создание многочисленных социологических групп при обкомах и горкомах комсомола, изучавших общественное мнение молодежи по «актуальным проблемам» современности. Во-вторых, интерес к молодежной проблематике со стороны государства направлялся потребностью удержать молодое поколение в рамках коммунистических идеалов. В те годы множество публикаций и диссертационных работ было посвящено «молодежной революции» на Западе. Такие исследования широко приветствовались, так как партийное руководство стремилось избежать подобных явлений в Советском Союзе.

Противоречия развития социологии молодежи в те годы заключались в том, что в идеологии государства превалировало отношение к молодежи лишь как к объекту воспитания, целью которого было формирование личности «молодого строителя коммунизма». Следова-

тельно, центральную тему исследований составлял вопрос о социалистических идеалах молодого поколения и приверженности молодежи революционным традициям отцов. Воспитание молодежи сводилось к усвоению господствующих в обществе норм и ценностей, идеологических постулатов дедов и отцов. Молодежная субкультура и неформальные молодежные движения рассматривались как формы девиантного поведения, а ок-тябрятско-пионерские организации и комсомол - как инструменты официальной партийной политики. Такая формула прочно утвердилась в советской педагогике и политико-воспитательной работе. Советская геронтократия инфантилизи-ровала общество: недоверие к молодежи выразилось в искусственном продлении возрастных рамок юности (и соответственно принадлежности к комсомолу как молодежной организации) до 28 лет. На сегодняшний день молодым можно считать человека до 35 лет.

В конце 1970-х- 1980-е гг. социальный заказ государства социологам выразился в исследовании проблем коммунистического воспитания молодежи. Именно так и определялась в постановлении Президиума Академии наук СССР в 1968 г. одна из задач вновь созданного Института конкретных социальных исследований.

Преобразование российского общества в 1990-е гг. вызвало к жизни новые направления в области молодежных исследований, касающиеся проблем рынка труда, безработицы, социальной защиты молодых людей. В течение ряда лет под руководством В. Т. Лисовского разрабатывалась комплексная научная программа «Молодежь России», направленная на формирование социальной политики в отношении молодежи. Суть концепции программы заключается в определении и реализации приоритетных направлений формирования успешного, ответственного молодого поколения, и сре-

ди них «Гражданское воспитание молодежи», «Включение молодежи в социально-экономическую жизнь страны», «Эффективное взаимодействие с молодыми людьми в информационном пространстве» и т. д. В реализации программы принимают участие социологи из разных регионов страны.

Социология молодежи в настоящее время столкнулась с возникновением новых социальных групп: безработных, бездомных, военных наемников, профессиональных военных, участвовавших в подавлении беспорядков на территории собственной страны. В центре внимания социологов оказались проблемы молодежного рынка труда, миграции и трудовой эмиграции, «утечки мозгов», потребительского и гендерного поведения молодежи.

Современной российской социологии молодежи предстоит осмысление проблем социальной защиты этой категории населения, рынка труда, социального неравенства и растущих различий в жизненных шансах отдельных групп молодежи, ее образования и политического участия.

Междисциплинарный характер социологии молодежи будет усиливаться. Наблюдающееся объединение социологического подхода с психологическим, этнографическим, демографическим и антропологическим - не просто дань моде, а способ дальнейшего развития социального знания в образовательной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотин, И. Региональная молодежная политика в социологическом измерении / И. Болотин, Л. Гегель // Высш. образование в России. - 2008.- № 12. - С. 157-159.

2. Волков, Ю. Г. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария и др. ; под ред. Ю. Г. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 576 с.

Социология молодежи как отрасль социологического знания

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности). 1

Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений.

Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни. 2

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д.

Социология молодежи формировалась и развивалась на базе демографического разделения возрастных когорт для исследования социально-демографической группы, которая находится в процессе социализации и подготовке к замещению уходящего поколения и воспроизводству социальной структуры общества. Возрастные рамки юности и молодости, специфика процесса социализации определяется конкретно-историческими условиями общества и его культурными традициями. В разных странах и культурах процесс социализации протекает неравномерно. Поэтому границы молодежного возраста в различные временные интервалы и при определенных социально-экономических условиях развития страны определяется по-разному. Например, в начале XXвека этот возраст определялся от 10-12 до 20 лет, а в настоящее время от 17 до 28-30 лет. 3

Выдвижение социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к молодежной революции 60-х годов XXвека, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике. Та же ситуация происходит и сегодня, когда после десятилетия реформ социологи начинают проводить исследования по изучению наиболее болезненных точек молодежного поведения таких как политический экстремизм, безработица, наркомания, подростково-молодежная преступность, кризисная социализация молодежи.

Как отмечает профессор В.Т. Лисовский, всплеск общественного интереса к молодежным проблемам сегодня связан с кризисом в российском обществе, который породил новый конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей»во взглядах на одежду и прическу, музыку, танцы и манеры поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не приемлемы ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития. Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. 4

В рамках советской и российской социологии молодежи можно выделить как характерные для мировой социологии, так и специфические «советские» черты. К числу последних можно отнести следующие: рассмотрение молодежи как компонента социальной структуры и элемента мобильности в связи с проблемами образования рынка труда и демографическими проблемами. Существенно слабее в российской социологии, чем в западной разработана проблемы поколенческих и культурных изменений молодежной субкультуры, политического протеста и экстремизма, которые стали рассматриваться лишь в 90-е годы XXвека. 5

Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям: по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные индустриальным странам; проблемы, присущие отдельным регионам; проблемы, характерные для отдельно взятой страны;по временному признаку можно рассматривать так называемые «вечные» проблемы, например, взаимоотношения поколений, и проблемы, порожденные конкретной эпохой;по системному признаку могут быть исследованы общие проблемы молодежи, присущие данному обществу и его уровню развития, касающиеся разных групп населения, и чисто молодежные проблемы, свойственные именно этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе. 6

Молодежь является объектом изучения многих социально-гумани­тарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социология молодежи тесно соприкасается с такими областями, как исследования детства, семьи и брачно-семей­ных отношений, возрастных кризисов и межпоколенческих отношений.

В советской социологии длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». 7

Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

· возрастные границы молодежного возраста;

· специфика социального статуса;

· ролевые функции и особенности поведения;

· характеристики социально-демографической группы;

· социально-психологические характеристики;

· процесс социализации в конкретный исторический период;

· самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.

Предмет и основные направления исследований

Отечественная социология молодежи тесно связана с мировой социологией молодежи и базируется на нескольких исследовательских направлениях.

Психоаналитическое направление основывается на идеях З. Фрейда, Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на развитие личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. Преодолев биологизм Фрейда, исследователи изучали этот процесс с учетом влияния разнообразных социальных факторов, а не только психофизиологических. Исследователи разрабатывали теорию «эдипова комплекса», помогающую объяснить проблемы межпоколенческих конфликтов, агрессивности и массовых выступлений молодежи на Западе, в основе которых лежал бунт молодежи против старшего поколения, существующих норм и порядков. Л. Фойер утверждал, что «конфликт поколений – универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба…История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями». 8

В этом же контексте работали отечественные социологи Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн и другие. Накопленный опыт и знания послужили толчком в 70-е годы к комплексному исследованию социализации молодежи, ее различных социальных групп. Благодаря аналитическому подходу удалось приоткрыть глубинные пласты молодежного сознания, понять особенности молодой личности, способствовать ее самореализации и преодолению социального отчуждения. Дальнейшее развитие данного направления было связано с освоением принципов «понимающей социологии», что позволило полнее раскрыть индивидуальность молодого человека. 9

Структурно-функциональное направление, с точки зрения которого молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами с целью приобретения соответствующего социального статуса и исполнения определенной социальной роли. Сторонники этого направления делают акцент на анализе межпоколенческого взаимодействия (Ш. Айзенштадт, автор знаменитой работы «От поколения к поколению»), «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликте поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон). Особое внимание уделялось тенденциям формирования молодого пополнения различных социальных классов и слоев социалистического общества, проблемам освоения молодыми людьми социальных ролей. Значительный вклад в это направление внесли социологи В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, его социальное положение, трудовую и общественную активность, а также проблемы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения.

Культурологическое направление, для которого характерно рассмотрение социальных явлений под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Социологи этого направления стремятся осмыслить мир молодежи через процесс отражения в определенных типах культуры,преобладающим становится анализ молодежных субкультур, молодежного образа и стиля жизни, жизненных планов молодежи. Достоинством этого подхода является возможность системного изучения проблем разных поколений молодежи.

Поколение – это целостная социально-демографическая группа, характеризующаяся схожими условиями социализации и формированием жизненного опыта, общностью выполняемых ролей и функций, доминирующими ценностями и установками, социально-психоло-гическими характеристиками, образом жизни. Классическим образцом культурологического направления являются работы немецкого социолога К. Маннгейма. Исследуя феномен поколенческого единства К. Маннгейм раскрыл механизм социального наследования и передачи материального и культурного опыта от старших младшим поколениям.

Смена поколений – универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого «а) в культурном процессе появляются новые участники, тогда как б) старые участники этого процесса постепенно исчезают; в) члены любого данного поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса; и г) необходимо поэтому постоянно передавать накопленное культурное наследие; д) переход от поколения к поколению есть последовательный процесс». 10

Взаимное отчуждение, конфликты между поколениями возможны в периоды смены социального устройства общества, кризисов и социальных перемен. Они в свою очередь порождают кризис сложившегося механизма преемственности в передаче культуры, ценностей, социального опыта.

Современные исследователи выделяют различные типы поколений:

- Демографическое поколение – реальные возрастные когорты, группы сверстников, родившиеся в одно и то же время;

- Генеалогическое – охватывают генеалогическое дерево родственников, происходящих от общего предка (прабабушка, бабушка, мать, дети; прадед, дед, отец, дети);

- Символическое – поколение современников, живущих в определенное историческое время, связанное общими историческими событиями, объединенное общностью судьбы, схожими переживаниями.

- Историческое поколение – выделяют на основе шага поколения (среднего возраста между родителями и детьми). Выделяют поколение детей, родителей, прародителей.

- Хронологическое поколение – возрастная группа, живущая и активно действующая в конкретный период времени.

Знаменитый американский антрополог Маргарет Мид, изучая закономерности социализации детей в архаичных культурах, сделала вывод об отсутствии там специфических конфликтов подросткового возраста, характерных для современного общества. Связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и типом семейной организации, Маргарет Мид разграничила три типа культур и три типа механизма преемственности: 11

постфигуративная культура – преобладает в традиционном обществе, ориентированном на опыт прежних поколений и традиции. Дети перенимают традиции, обычаи, установки и ценности своих родителей, изменения в обществе происходят медленно и незаметно;

кофигуративная культура – характерна для современных обществ с преобладанием нуклеарных семей с одним-двумя детьми. Дети прежде всего осваивают ценности и нормы своих сверстников и референтных групп. Ценности молодежной субкультуры оказывается для них более значимыми, чем ценности родителей, и оказывают серьезное влияние на формирующуюся личность;

префигуративная культура – формирующаяся культура будущего, когда дети вырабатывают новые ценности и нормы поведения. Старшие поколения прислушиваются к молодежи, а порою и учатся у нее.

Своими исследованиями М. Мид показала зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития общества и подчеркнула, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и интерпретацию современной ситуации и культурного наследства молодежью, что оказывает позитивное влияние на старшее поколение.

Социологи, изучающие состояние отношений «отцов» и «детей» выделяют различные их виды: сотрудничество (отношения основанные на принципах взаимоуважения и взаимопонимания);соперничество (отношения основанные на конкурентной борьбе младших и старших поколений);воздействиевзрослых на молодежь (отношения основанные на социальном контроле взрослых за молодежью, когда молодежь рассматривается взрослыми как объект и субъект воспитательного воздействия);сосуществование (изолированные друг от друга культуры взрослых и молодежи, характеризующиеся взаимонепониманием).

Идеи и методологию данного подхода применили в исследовании молодежных проблем В. Боровик, В. Добрынина, Л. Коган, В. Култыгин, В. Немировский, Е. Слуцкий, В. Харчева и др. 12

Развитие отечественной социологии молодежи

Дальнейшее развитие социологии молодежи связано с изучением молодежи как субъекта общественной жизни, ее интересов и потребностей. В социологии молодежи в 60-80- е гг. XXвека прочно установилсяпроблемный подход , и исследователи чаще ориентировались на объективный анализ ситуации в молодежной среде. Это направление заложило реальную основу для становления социологии молодежи как особой научной отрасли. Авторы коллективной монографии «Социология в России» выделили несколько наиболее известных школ в отечественной социологии молодежи: 13

Комсомольские исследования молодежи (И.М. Ильинский и др) – исследования эффективности работы комсомола по формированию нравственности и коммунистическому воспитанию молодежи, ее активной жизненной позиции.

Исследования В.Н. Шубкина (Новосибирск, Москва) – изучение социальных ожиданий молодого поколения, профессиональных ориентаций и выбора профессии, жизненных планов и путей молодежи в социалистическом обществе.

Исследования Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича (Свердловск, Москва) – изучение жизненных планов молодежи, роли образования как фактора социальных перемещений (социальной мобильности) и межпоколенческой мобильности.

Школа лонгитюдных исследований (М.Х. Титма и др.) – изучение жизненного пути поколения на отрезке от 17 лет до завершения социального становления на основе периодически повторяющихся опросов возрастной когорты 1965-1967 гг. рождения, выявление региональной и поселенческой дифференциации процессов жизненного самоопределения молодежи.

Ленинградская школа (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова и др.) – изучение психологии юношеского возраста и молодежной субкультуры, типов жизнедеятельности молодежи (особенно – студенческой, развития личности молодого человека). Основателем ленинградской школы является В.Т.Лисовский, руководитель первой лаборатории исследования проблем молодежи в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. Результаты исследований лаборатории под руководством В.Т. Лисовского получили отражение в более чем 200 работах, опубликованных в России и за рубежом. В 1995 году под редакцией профессора В.Т. Лисовского был опубликован первый учебник по социологии молодежи.

Исследования молодежной субкультуры – изучение неформальных объединений и асоциальных молодежных группировок, отношения молодежи к ним и к явлениям субкультуры (Т.Б. Щепанская, Е.Л. Омельченко).

Социология молодежи сегодня: проблемы и перспективы. Преобразования российского общества вызвало к жизни новые направления в области молодежных исследований, касающихся проблем трудоустройства молодежи и рынка труда, безработицы, актуальных направлений молодежной политики, политической социализации молодежи, социальной защиты молодых семей, стиля жизни молодых людей. Эти и другие проблемы успешно исследуются в Центре изучения занятости Института социологии РАН (Л. Колягина), новые формы потребительского поведения молодежи – сфера интересов В. Магуна, проблематика бездомных – В. Журавлева. Проблемы материального благосостояния и социальной защиты молодежи находят отражение в работах В.И. Чупрова в Институте социально-политических исследований РАН, изучение социально-дифференцирующих функций среднего и высшего образования продолжается В.Н. Шубкиным в Институте социологии РАН. В институте социологии РАН изучаются разные типы жизненных траекторий представителей новых социально-профессиональных групп (предпринимателей, безработных и т.д.), особенности жизненных карьер женщин и мужчин, новые типы идентификаций.

В течение ряда лет в СПбГУ разрабатывается комплексная программа «Молодежь России», направленная на формирование социальной политики в отношении молодежи. В настоящее время социологи лаборатории исследования проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ под руководством А.А. Козлова анализируют проблемы гражданственности и патриотического воспитания молодежи, сущность и факторы молодежного экстремизма.

Социологические концепции изучения молодежи. Теория социального наследования Мангейма. Культурологическая концепция М.МИД

Начало активной разработки социологических теорий молодежи относится к 30-40-м гг. XX в. Рассмотрим в соответствующей последовательности наиболее значительные подходы в изучении социальных проблем молодежи: психоаналитический, структурно-функциональный, субкультурный и культурологический.

1. Психоаналитический подход. В основе социологических теорий, изучающих молодежные проблемы в рамках данного подхода, лежит выводимая из психоанализа концепция жизненного пути личности. Она базируется на идеях З. Фрейда, развитых его последователями (Р.Бенедикт, Э.Фромм, Л.Фойер, Л.Шелефф, Э.Эриксон, Д.Рисмен и др.). Сторонники психоаналитического подхода разрабатывали теорию «эдипова комплекса», в соответствии с которой объясняются природа межпоколенных конфликтов, причины агрессивности молодежи и прочие формы сублимации свойственной ей энергии.

Отечественные авторы также развивают данное направление. Так, по И. Кону, одной из важных психологических особенностей молодежного возраста является гетерохронность (разноуровневое развитие). Кон отмечает, что часто именно эта особенность является причиной основных противоречий юношеской психологии. Гетерохронность может рассматриваться на двух уровнях: межиндивидуальном – когда молодые люди одного возраста резко отличаются по уровню как физиологического, так и интеллектуального развития; внутрииндивидуальном – когда по степени развития отличаются разные стороны личности.

2) Структурно-функциональный подход к изучению молодежи был разработан американским социологом Т. Парсонсом во время второй мировой войны в ходе дискуссии о роли возрастных групп в обществе. Исследовательский интерес Парсонса сконцентрировался вокруг мировоззрения, ценностей, поведения, стилей потребления культурных образцов различных групп молодежи. Идея американского социолога заключалась в том, что молодежная культура (в том числе и преступная, как одна из ее форм) имеет социальную функцию снятия напряжения между молодежью и обществом и решает таким образом проблемы, возникшие в результате изменения структуры американского общества. Задача же социологов, изучающих молодежные проблемы, - определить и показать, каким образом молодежная культура способствует поддержанию социального порядка.

Еще один представитель данного направления – Ш.Айзенштадт. В работе «От поколения к поколению» (1956) он выделил функции молодежных сообществ. Важность молодежной культуры, по его мнению, состоит в кодах поведения, одевания, стиля. С этих перспектив все формы молодежной культуры (от студенческого клуба до уличных группировок) имеют схожие функции:

Позитивная адаптация молодежи в обществе;

Присвоение первичного статуса;

Облегчение эмансипации от родителей;

Передача специфических ценностей и представлений;

Удовлетворение потребностей в общении.

3) Субкультурный (конфликтно-радикальный, классовый) подход, выступил в качестве альтернативы структурно-функционального подхода в рассмотрении молодежи, и активно разрабатывался в 60-70-х гг. ХХ века. С точки зрения приверженцев данного подхода, главная ошибка структурных функционалистов заключалась в том, что молодежь рассматривалась как однородная масса, не имеющая классовых измерений; предполагалась одинаковость жизненного опыта и проблем, переживаемых молодежью.

Представители субкультурного подхода обратили внимание на девиантное поведение различных групп молодежи; они исходили из положения, что классовая принадлежность играет ключевую роль в социализации молодого поколения, будучи связанной с социальной стратификацией и степенью доступа к материальным благам.

Обобщающей работой субкультурного подхода в социологии молодежи является коллективная монография Бирмингемского центра современных культурных исследований «Сопротивление через ритуалы. Молодежные субкультуры в поствоенной Англии» (1976). При всей различности, субкультурные движения, по мнению бирмингемских социологов, одинаковы в своем ритуальном сопротивлении господствующей культуре. Если для молодежи рабочего класса - это классово чуждая культура, то для молодежи среднего класса - это изживающая себя, «обуржуазившаяся» массовая культура, ведущая к упадку общества в целом.

Субкультурный подход, господствовавший в западной социологии молодежи до начала 1980-х гг., по мнению критиков, драматизирует моменты субкультурного сопротивления, так как в поле зрения исследователей попадает лишь зрелищные аспекты молодежной культуры. Рассмотрение «обычной» молодежи, составляющей большинство в любом обществе, в более ординарном контексте работы, досуга, школы, семьи подрывает большинство основных положений данного подхода.

4) Культурологический подход. В настоящее время наиболее распространенным методом изучения социальных проблем молодежи является культурологический подход. Среди классических образцов использования культурологического подхода в изучении молодежи – работы К.Манхейма, М.Мид, С.Фриса (S.Frith). Социальные проблемы молодежи в рамках культурологического подхода социологи связывают не столько с индивидуальным психологическим опытом, сколько с опытом социальным. Поэтому одним из основных понятий данного подхода является поколение. Поколение , по К. Манхейму – это интегрированная группа современников, существующая как результат общего социального опыта, переживания определенного периода жизненного цикла цивилизации. Через общее переживание происходит объединение современников, занимающих одно и то же место в пространстве и времени в социально значимую группу. В постоянно модернизирующемся обществе каждое поколение отличается от тех, что были до и будут после. Социальный опыт (война, технологические изменения, циклы подъема и спада в экономике) является одним из важнейших факторов, различающих поколения. По мнению К.Манхейма, при изучении молодежи важно учитывать «опыт поколения», то есть те социально-экономические и общественно-политические условия, в которых происходило взросление данного поколения.

М. Мид в социологическом анализе молодежи также исходит из категории «поколение». Она рассматривает человеческую историю как смену трех типов культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями: постфигуративные, где дети учатся у своих предшественников (родителей); кофигуративные, где дети и взрослые учатся у своих сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей.

О.Н. Безрукова

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Санкт-Петербург


О.Н. Безрукова

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Санкт-Петербург


ББК С57.3.

Печатается по постановлению Ученого совета факультета социологии С.- Петербургского государственного университета

Рецензент: док. соц. н., проф. Козлов А.А. (факультет социологии СПбГУ)

Безрукова О.Н.

Б-39 Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 35 с.

Рассматриваются основные методологические, методические подходы изучения молодежи как социального феномена, описаны исследовательские стратегии в западной и отечественной социологии молодежи, проанализированы социальные проблемы молодежи в изменяющемся обществе, раскрыты направления молодежной политики и социальной работы с молодежью.

Для студентов, специализирующихся по кафедре социологии политических и социальных процессов факультета социологии СПбГУ, студентов и преподавателей иных гуманитарных дисциплин.


Социология молодежи как отрасль социологического знания

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности).

Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений.



Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д.

Социология молодежи формировалась и развивалась на базе демографического разделения возрастных когорт для исследования социально-демографической группы, которая находится в процессе социализации и подготовке к замещению уходящего поколения и воспроизводству социальной структуры общества. Возрастные рамки юности и молодости, специфика процесса социализации определяется конкретно-историческими условиями общества и его культурными традициями. В разных странах и культурах процесс социализации протекает неравномерно. Поэтому границы молодежного возраста в различные временные интервалы и при определенных социально-экономических условиях развития страны определяется по-разному. Например, в начале XX века этот возраст определялся от 10-12 до 20 лет, а в настоящее время от 17 до 28-30 лет.

Выдвижение социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к молодежной революции 60-х годов XX века, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике. Та же ситуация происходит и сегодня, когда после десятилетия реформ социологи начинают проводить исследования по изучению наиболее болезненных точек молодежного поведения таких как политический экстремизм, безработица, наркомания, подростково-молодежная преступность, кризисная социализация молодежи.

Как отмечает профессор В.Т. Лисовский, всплеск общественного интереса к молодежным проблемам сегодня связан с кризисом в российском обществе, который породил новый конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей»во взглядах на одежду и прическу, музыку, танцы и манеры поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не приемлемы ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития. Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества.

В рамках советской и российской социологии молодежи можно выделить как характерные для мировой социологии, так и специфические «советские» черты. К числу последних можно отнести следующие: рассмотрение молодежи как компонента социальной структуры и элемента мобильности в связи с проблемами образования рынка труда и демографическими проблемами. Существенно слабее в российской социологии, чем в западной разработана проблемы поколенческих и культурных изменений молодежной субкультуры, политического протеста и экстремизма, которые стали рассматриваться лишь в 90-е годы XX века.

Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям: по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные индустриальным странам; проблемы, присущие отдельным регионам; проблемы, характерные для отдельно взятой страны; по временному признаку можно рассматривать так называемые «вечные» проблемы, например, взаимоотношения поколений, и проблемы, порожденные конкретной эпохой; по системному признаку могут быть исследованы общие проблемы молодежи, присущие данному обществу и его уровню развития, касающиеся разных групп населения, и чисто молодежные проблемы, свойственные именно этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе.

Молодежь является объектом изучения многих социально-гумани­тарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социология молодежи тесно соприкасается с такими областями, как исследования детства, семьи и брачно-семей­ных отношений, возрастных кризисов и межпоколенческих отношений.

В советской социологии длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

· возрастные границы молодежного возраста;

· специфика социального статуса;

· ролевые функции и особенности поведения;

· характеристики социально-демографической группы;

· социально-психологические характеристики;

· процесс социализации в конкретный исторический период;

· самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.



Похожие статьи