Тесты по организации труда менеджера. Дайте правильное определение функции координации


Тесты по менеджменту

1. Что выступает в качестве объединяющего фактора производства?

а) капитал

б) предпринимательские способности

д) информация

2. Что является источником власти и управления?

а) знания

б) техника

в) собственность

3. Какие виды деятельности принято различать в современном менеджменте?

а) деятельность по управлению техническими средствами

б) управленческая деятельность по координации действий людей, управления факторами производства

в) управленческая деятельность по организации действий на рынке товаров и услуг

г) деятельность по строительству

4. Какие из ниже перечисленных функций управления относятся к общим?

а) мотивация

б) информирование

в) контроль

г) принятие решений

д) прогнозирование

5. Предметом рассмотрения теории управления являются?

а) организационно-управленческие отношения

б) организационно-экономические отношения

в) технологическая документация

а) принципы

б) техника управления

в) функции

г) методы управления

д) цели управления

7. Что определяет статику системы управления?

а) функции

б) структура

в) технология процесса управления

8. Какие из нижеуказанных видов деятельности не относятся к общим функциям управления, выполняемым руководителем?

а) обмен информацией

б) планирование

в) анализ внешней среды

г) нормирование

д) организация

9. Что является предметом управленческого труда?

а) материальные ресурсы

б) информация

в) технология производства

10. Система управления - это:

а) совокупность действий, определяющих направление управленческой деятельности

б) совокупность взаимосвязанных элементов в пространстве

в) субъект управления организацией, имеющей иерархическое строение

11. Организация в менеджменте - это:

а) процесс взаимодействия людей для реализации определенных целей

б) интегрированной целое

в) собрание независимых специалистов

г) объединение экспертов

12. Система характеризуется следующими элементами:

а) входом

б) процессом

г) выходом

13. Внутренняя среда организации - это:

а) люди

б) информационные связи

в) конкуренты

г) законы

14. Основной задачей организации является:

а) совершенствование структуры управления

б) увеличение прибыли

в) внедрение инноваций

г) производство продукции и услуг

15. Что характеризует систему управления?

а) помещение

б) прямые связи

в) обратные связи

г) субъект управления

д) объект управления

е) длительность работы

16. Что такое миссия организации?

а) предназначение фирмы

б) микрокультура фирмы

в) структура управления фирмой

17. Цели в системе управления подразделяются на:

а) качественные

б) количественные

в) комплексные

18. Качественные цели определяются с помощью:

а) метода моделирования

б) метода экспертных оценок

в) метода стоимостного анализа

19. Главная задача формирования целей организации:

а) построение совершенной структуры управления

б) построение функциональных подразделений

в) четкое распределение обязанностей исполнителей и руководителей в подразделениях

20. Что представляет собой понятие «функция управления»?

а) одна из характеристик процесса управления

б) подразделение в системе управления

в) документация в системе управления

21. Планирование - это:

а) управленческая функция

б) сфера деятельности

в) объект управления

22. Регулирование - это:

а) стадия процесса управления

б) управленческая функция

в) норма управляемости

23. Учет - это:

а) сфера деятельности

б) цикл принятия решений

в) управленческая функция

24. Общие функции присущи:

а) крупным корпорациям

б) дочерним компаниям

в) малым предприятиям

25. Специфические функции присущи:

а) производственным предприятиям

б) промышленным предприятиям

в) банкам

26. Мотивация относится к управлению:

а) оборудованием

б) трудовыми ресурсами

в) продуктом

27. Мотивация - это:

а) общая функция

б) специфическая функция

в) социально-психологическая функция

28. Как можно использовать стратегическое планирование для совершенствования управления?

а) повысить оплату труда служащих

б) установить более современные цели и информировать о них служащих

в) усовершенствовать коммуникации

29. Стратегическое планирование - это:

а) процесс выбора целей

б) процесс выбора структуры

в) процесс выбора решений

30. Показатели достижения целей:

а) уровень прибыли

б) общий объем продаж

в) зарубежные инвестиции

31. Стратегические планы разрабатываются:

а) индивидуально

б) в пределах отдельного подразделения

в) общефирменными усилиями

32. Современные организации, как правило:

а) многоцелевые

б) одноцелевые

в) бесцелевые

33. На процесс планирования влияют:

а) внешняя среда

б) внутренняя среда

в) культура фирмы

34. Основой существования организации является:

а) мотивация сотрудников

б) миссия

в) корпоративная культура

35. Корректировка целей производится:

а) до выявления степени достижения целей

б) после выявления достижения целей

в) в процессе выявления достижения целей

36. Реализация целей предусматривает:

а) закрепление целей за каждым исполнителем

б) установление графика выполнения работ

в) контроль выполнения целей

37. Основные требования, предъявляемые к целям:

а) конкретность

б) измеримость

в) достижимость

38. Организация в менеджменте представляет:

а) конкретную форму объединения

б) объединение функций

в) объединение решений

39. Структура управления - это:

а) количество уровней и подразделений

б) количество сотрудников

в) количество управленческих процедур

40. При создании структуры управления учитывают:

а) численность управленческого аппарата

б) норму управляемости

в) прямые и обратные связи

г) должностные инструкции

41. Преобладание горизонтальных связей характерно для:

а) матричной структуры

б) линейной структуры

в) функциональной структуры

42. Квалификационные требования к руководителям в матричной структуре:

а) высокие

б) менее высокие

в) низкие

43. Ориентация на продукт в линейной структуре:

а) сильная

б) слабая

в) никакая

44. Специализация в матричной структуре:

а) высокая

б) низкая

45. Что называется организационными полномочиями?

а) возможность самостоятельно принимать решения

б) право давать указания и приказы подчиненными

в) возможность переложить на других свои обязанности

г) право распоряжаться ресурсами организации

46. Наличие полномочий обязательного согласования означает право:

а) давать советы руководителю

б) отклонять принятые решения

в) корректировать принятые решения

г) добиваться внесения изменений в проекты решений

47. Какому типу полномочий соответствует право отклонять решения линейного руководителя?

а) линейные

б) обязательного согласования

в) параллельные

г) аппаратные

48. Какими причинами вызваны проблемы в процессах делегирования организационных полномочий?

а) психологическими

б) экономическими

в) организационными

г) юридическими

д) верно А и Г

е) верно А, Б, В

ж) всеми перечисленными причинами

49. Принцип единоначатия означает, что:

а) все работники организации подчиняются только ее руководителю

б) работник должен иметь только одного непосредственного руководителя и только от него получать распоряжения

в) менеджер высшего ранга на должен давать распоряжений работникам, минуя их непосредственного начальника

г) верно Б и В

д) в организации должно быть как можно меньше руководителей

50. Что понимается в менеджменте под организационными коммуникациями?

а) технические средства передачи информации

б) процесс передачи информации

в) средства связи, используемые работниками организации

г) процессы обмена информацией между людьми

д) информационные потоки между подразделениями организации

51. Какие из перечисленных утверждений соответствуют истине?

а) необходимость принимать решения возникает в ситуации выбора

б) принятие решений вызывается необходимостью

в) принятие решений связано с изменением целей управления

52. Какие из перечисленных условий соответствуют вероятностным решениям?

а) условия определенности

б) условия неопределенности

в) условия риска

г) условия риска и неопределенности

д) ни одно из перечисленных условий

53. В практике менеджмента большинство решений являются:

а) детерминированными

б) вероятностными

в) формализованными

г) корректируемыми

д) однокритериальными

е) стратегическими

ж) документированными

54. Что понимается под технологией принятия решений?

а) состав и последовательность операций по разработке и выполнению решений

б) методы разработки альтернатив и обоснования решений

в) верно А и Б

г) экспертные методы разработки решений

55. Что означает понятие «чистый риск»?

а) все издержки, связанные с решением, минус вероятностная прибыль

б) вероятность получения убытка или нулевого результата

в) количественная оценка вероятности получения запланированной прибыли, очищенная от случайных колебаний

г) правильных ответов нет

56. Какие из перечисленных видов рынка не относятся к группе инвестиционных?

а) инновационный риск

б) инфляционный риск

в) производственный риск

г) риск ликвидности

д) кредитный риск

е) системный риск

ж) политический риск

57. Является ли формирование в организации специальных резервных или страховых фондов способом снижения уровня риска?

а) да, является

б) является, если размер фонда соответствует величине возможных потерь

в) не является

г) вопрос поставлен не корректно

58. Как называется графическое изображение зависимости вероятности потерь от их величины

а) кривая риска

б) зона риска

в) область риска

г) кривая потерь

59. Интеграция управления - это:

а) координация деятельности

б) реформирование организации

в) объединение усилий всех подразделений организации

г) синтез технологических процессов

60. Внутрифирменная интеграция включает:

а) экономическую интеграцию

б) культурную интеграцию

в) вертикальную интеграцию

г) горизонтальную интеграцию

д) информационную интеграцию

61. Основными инструментами (механизмами) интеграции выступают:

а) инвестиционная деятельность

б) контроль

в) стимулирование

г) деятельность руководства

62. Этика - это:

а) моральные требования с стилю руководителя

б) норма поведения

в) адаптирование к практическим нуждам управления

г) нравственные принципы и нормы поведения к облику личности

63. Какой стиль управления является наиболее эффективным?

а) автократический

б) демократический

в) индивидуальный

г) самоустранение

д) в зависимости от ситуации

64. О каком типе руководителя говорят: «Он подобен устаревшей системе отопления, выделяет энергию, не заботясь об окружающем климате?»

а) руководитель либерал

б) руководитель демократ

в) руководитель автократ

г) руководитель бюрократ

д) руководитель, сочетающий демократический и либеральный стили

е) руководитель, сочетающий автократический (авторитарный) стиль и либеральный

65. Из перечисленных типов выделите три наиболее важных типа руководителя:

а) «Соломон»

б) имитатор

в) трудоголик

г) рационалист

д) новатор

е) профессионал

ж) стратег

з) лидер

и) «рачительный хозяин»

66. Определите вид полномочий: полного, ограниченного, нулевого делегирования, делегирования наоборот.

а) полное делегирование

б) ограниченное делегирование

в) нулевое делегирование

г) делегирование наоборот

67. Шахтеры в очередной раз провели забастовку, добиваясь повышения заработной платы. Какой вариант заработной платы усилит социальную напряженность? Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

. Управленческий труд - это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управленческой пр раке зависит от объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, возникающие в процессе выполнения управленческих функциий.

Управленческая деятельность - специфический вид трудового процесса. Управленческий труд имеет свои особенности по сравнению с трудом производительным, в результате которой создаются материальные ценности. Управление - это пер рш всего работа с людьми, а их трудовая деятельность является объектом управленческого влияния. Это работа творческая, преимущественно умственный, которая осуществляется человеком в виде нервно-психических усилий. Процесс умственной труда состоит из таких элементарных действий или операций, как слушание, чтение, речь, контактирование, наблюдения за действием, мышления, умозаключение тощтощо.

Управленческий труд - труд непродуктивна. Участие в создании материальных благ происходит опосредованно, через труд других лиц. Продуктом управленческого труда является решение, а не товары и услуги, предм метом - информацииія.

. Труд менеджера - это целенаправленный специфический вид умственной деятельности по обеспечению эффективной работы управляемой системы

Рис 12. Характеристика содержания управленческого труда

. Организацию труда менеджера следует понимать как процесс подготовки и осуществления соответствующих мероприятий, направленных на достижение поставленной перед системой целей

. Предметом труда менеджера является информация об объектах управления и внешняя среда

. Объектом труда менеджера является персонал управляемой системы и отношения, складывающиеся в нем в процессе выполнения определенных функций

. Средствами организации труда менеджера является совокупность организационной и учетной техники для получения, фиксации, передачи, копирования, размножения, обработки информации, которая необходима для осуществления процесса управления системами

Труд менеджера отличается от труда других работников аппарата управления системами. Она имеет творческий характер. Менеджер должен постоянно по собственной инициативе искать пути обеспечения эффективной раб боты управляемой системы и мобилизовать на это ее лицоал.

Менеджер - это прежде всего организатор работы той или иной системы. Перед ним всегда стоит задача объединить персонал в единое целое и определить стратегические направления ее деятельности, скоординировать работу в функциональных подразделений и непосредственных исполнителив.

В процессе организации труда менеджер выполняет такие функции, как прогнозирование, организация, планирование, учет, контроль и регулирование. В управляемой системе он является не только организатором, но и воспитателем персонала. Для этого менеджер применяет соответствующие принципы и методы воздействия на людией.

В условиях рыночной экономики резко повышаются требования к менеджерам предприятий. Они должны постоянно работать над собой чтобы демонстрировать в процессе выполнения своих функций высокие профессиональные и лица исти качеі.

Анализ процесса управления предприятием дает возможность выделить две взаимосвязанные составляющие: функционально-технологическую и организационно-человеческую. О функционально-технологического аспекта управления, то он является объектом изучения таких дисциплин, как технология, организация, маркетинг и т.д.. Организационно-человеческий аспект, который является объектом изучения менеджмента, выходит из необходимости целеустремленности, согласование джености работы членов коллективву.

Рассмотрим особенности управленческого труда

Как и любой другой процесс, управленческая работа состоит из следующих основных элементов: предмет труда (то, что подлежит влиянию, обработке), средства труда (то, посредством чего осуществляется воздействие), сам пр роцес - целенаправленная деятельность и результат. Эти элементы позволяют определить характер и особенности управленческого труда независимо от должности управленческого работника, области деятельности и т.д. упрощенной в схему ее можно представить как систему, на входе которойї информация (предмет - то, на что направлен труд), подлежащей внутри системы обработке интеллектом человека посредством технических средств управления - вычислительной и организационной техники (средства труда), а на выходе - качественно новая информация или управленческое решение (результат труда) (рис 13)

Сегодня квалифицированный специалист, занятый управленческой деятельностью, являются огромной ценностью. От того, как он осуществляет организационную и технологическую подготовку производства, оперативное регулирование деятельно ости производственных подразделений и отдельных исполнителей, зависит производительность труда, эффективность использования производственных фондов, себестоимость продукцииї.

Характер деятельности руководителя очень разнообразен. Он выступает в роли организатора, специалиста, администратора, общественного деятеля и воспитателя. Выполняя организационно-административные функции, управленцы и занимаются поиском и подготовкой новых решений. Их труд носит творческий характер, свойственный изобретателям, рационализаторам, новаторам производстватва.

Очень часто различные виды деятельности руководителя выполняются параллельно, прежде всего при применении воспитательной и организаторской работы, а часто и одновременно с творческим трудом руководителя. Состояния организации управлинс ской работы присущи определенные недостатки. Главной причиной является то, что труд высококвалифицированных специалистов не всегда используется по назначению. Так, нормативный объем времени на выполнение каждой функции и фактические затраты на ее осуществление, как правило, не совпадают. Это отражает различие формальной и содержательной структуры труда рабочихиків.

Эффективная работа управленческого аппарата должна обеспечивать надежное функционирование системы управления, которое исключало бы случайные ошибки в информации вследствие необъективности ее подготовки, перепись ски или препятствий при его передаче и использованию.

Быстрый рост и совершенствование производства приводят к резкому росту объема управленческих работ, а темпы роста производительности труда управленческого персонала не могут удовлетворить возрастает аючи потребности производства. Этот разрыв необходимо уменьшить за счет дальнейшего совершенствования методов и форм организационной работы, а также механизации и автоматизации управленческих робет.

Одним из основных вопросов совершенствования организации труда управленческих работников является разработка рациональных форм разделения и кооперации труда. Многие специалисты уделяют значительное внимание вопросу влияния ру вник на морально-психологический климат коллектива. По мере повышения уровня должности руководителя повышаются требования к его профессиональных и личных. Как-тоей.

Следовательно, особенно актуальной задачей является совершенствование процесса подготовки и переподготовки руководящих кадров, усиление контроля за их отбором согласно деловых и личных качеств работников, их. ВВИ ибностей и склонностей к организаторской работе, усиление контроля за воспитательной деятельностью руководящего работника.

В процессе управления его субъекты (менеджеры) решают самые разные проблемы - организационные, экономические, технические, социально-психологические, правовые и т.д.. Это многообразие также является важной особо можность труда менеджера.

Информация является специфическим предметом управленческого труда, в связи с чем она имеет информационную природу. В ней сочетаются творческие, логические и технические операции, связанный с обработкой информации, а обм мин деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер достижения целей управления происходит путем подготовки и реализации совокупного управл. Инск воздействия на коллектив, на его трудовую деятельность, это и является специфическим результатом управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решениення.

Принятие управленческих решений определяется сложной совокупностью факторов внутренней и внешней среды, которые постоянно создают нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, а занимается управленческой деятельностью, качеств. Принимаемые управленцами, зависят от их знаний и опыта, интуиции, личностных свойств. Если при принятии решений застосовуеть ся вся эта совокупность качеств, тогда речь идет об искусстве управленияння.

. Управленческая работа характеризуется:

1 насыщенность действий (преимущественно кратковременных);

2. Разнообразием видов деятельности;

3 фрагментарность деятельности;

4 части вмешательством извне;

5 широких сетью контактов, которые выходят далеко за пределы рабочей группы;

6 преобладанием речевого (устного) общения с окружающими (до 90%)

Анализ управленческой работы свидетельствует о ее функциональную неоднородность. По сравнению с трудом рабочих она имеет свои существенные особенности. Прежде всего это умственный труд. Различают три вида умственной й труда:і: эвристическая, административная и операторская (рис 14)

. Эвристическая труд - творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению она характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, опре значению направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем). По содержанию эвристическая работа повязкам связана с выполнения аналитических их и конструктивных операций и направлена??на разработку и принятие решень.

. Административная работа - вид умственного труда, функциональным назначением которой является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию она весьма разнообразна и включает выполнение различных организационно-административных ативних операций - координационных, распорядительных, контрольных. Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективеів.

. Операторская работа - это труд по выполнению стереотипных (таких, постоянно повторяющихся) операций предусмотренного характера. По содержанию - это информационно-техническая работа, включающая документационного операции (оформление в. Документом, их копирование, размножение, хранение, обработку корреспонденции и т. п.), первично-расчетные и учетные, ввод данных в. ЭВМ, переработка информации по предварительно разработанной программе, в бчислювальни операцииї.

Преимущество тех или иных видов умственных нагрузок значительной мере определяет специфику организации управленческого труда по отношению к методам выполнения работ, видов норм, способов регламентации, условий пр рац.

В разделе на вопрос Предметом труда менеджера являются... заданный автором Ольга Литовченко лучший ответ это Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов. Управление фирмой требует соблюдения определенной технологии разработки, принятия и реализации решений. Специалистам нового времени необходимы глубокие знание по менеджменту. Поэтому правильная организация труда менеджера очень важно. Труд менеджеров должен быть организован так, чтобы потери рабочего времени были минимальны. Однако эффективность труда должна сочетаться с соблюдением норм управляемости, норм условий труда и рациональным планированием рабочего дня.
Особенности труда менеджеров:
1) управленческий труд имеет целенаправленную природу
2) управленческий труд - это работа с людьми
3) предметом и продуктом труда менеджера является информация
4) управленческий труд и произв. труд имеют одну и ту же единую конечную цель. Объединение и координирование совместных усилий людей направлено на достижение конкретных запланированных результатов.
5) У менеджеров интеллектуальный труд. Продукт труда менеджера - решение.
6) Труд менеджеров весьма разнообразен.
7) Управленческий труд является эффективным. Можно говорить об эффекте управления, выраженном системой параметров, характеризующих новое состояние производства, достигаемое в результате управленческих воздействий. Эффект управления проявляется в том, что элементы системы приведены в действие и используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом.

а) информация

б) решение

в) власть

г) обязательство

84. Что означает профессионализм менеджера?

a) знание технологии отрасли;

б) опыт практической работы в отрасли;

в) работу на постоянной профессиональной основе.

г) управленческую подготовку;

85. Кем прежде всего должен быть менеджер?

a) экономистом.

б) специалистом данной отрасли;

в) специалистом по управлению;

г) социологом;

д) психологом;

86. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

а) М. Фоллетт;

б) А. Файоля;

в) Д. Гетти;

г) Ф. Тейлора;

87. На чем основывается научная организация труда?

а) на использовании опыта других менеджеров;

б) на четком разделении труда.

в) на использовании исследований и передового опыта;

г) на строгом соблюдении дисциплины, регламента;

88. Какую функцию менеджмента можно охарактеризовать как процесс обеспечения согласованности действий всех звеньев системы управления:

а) мотивация

б) контроль

в) координация

г) планирование

д) коммуникация

е) организация

89. Функция управления, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы:

а) контроль;

б) организация;

в) мотивация;

г) планирование.

д) коммуникация

е) нет правильного ответа

90. Для какой функции управления главной задачей является формирование структуры организации:

а) планирование.

б) координация;

в) мотивирование;

г) контроль;

д) организовывание;

е) нет правильного ответа

91. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

а) все уровни.

б) низовой;

в) высший;

г) средний;

92. Организационная структура – это

а) искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевым, материальными ресурсами

б) вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей посредством обмена

в) система управления, определяющая состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов

г) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам в различных производственных ситуациях

93. При какой структуре предприятия фирмы ориентируются на производство продукции для определенной группы покупателей?

а) Территориальной.

б) Функциональной.

в) Проектной.

г) Рыночной.

д) Инновационной.

94. В чем заключается основная роль управления в организации?

а) В упорядочении технологических процессов деятельности организации.

б) В обеспечении действий элементов структуры организации.

в) В поддержании баланса между основными процессами жизнедеятельности организации и мобилизации ее ресурсов.

г) В выработке управляющих воздействий.

д) Нет правильного ответа

95. Какая задача, решаемая управлением, является главной?

а) Снижение неопределенности положения организации в своем окружении.

б) Обеспечение внутриорганизационных процессов.

в) Стабилизация структуры организации.

г) Воспитание культуры организации.

д) Определение задач и функций.

96. В чем заключается главная роль организации в управлении?

а) В выборе цели.

б) В создании условий для управляющих воздействий.

в) В подборе функций управления.

г) В упорядочении управления, в создании его как системы.

д) В снятии неопределенности при решении задач.

97. Организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде:

а) Дивизиональная

б) Линейная

в) Функциональная

г) Адаптивная

98. Что включает в себя система управления в элементарном виде?

а) принципы, методы и функции управления;

б) субъект, объект управления и связи;

в) совокупность объектов управления.

г) совокупность органов управления;

а) уклонение

б) сглаживание

в) принуждение

г) компромисс

д) решение проблемы

е) нет правильного ответа

100. На чем основываются социально-психологические методы управления?

а) на воздействии на сознание и социальные условия.

б) на морально-психологическом климате;

в) на законодательных и нормативных актах;

г) на материальном интересе работников;

Главным стержневым элементом во всей работе менеджера остается принятие решения, определение того, какие надлежит выработать меры воздействия, когда, что, как и кому делать. Если предметом и продуктом труда менеджера вообще является информация, сбором, переработкой и передачей которой он занят, то продуктом труда менеджера-руководителя является командная информация, получаемая в процессе принятия решения. Социальная концепция понятия «решение» учитывает как формально-логический подход (любой акт выбора из заданного количества альтернатив по заданному критерию), так и психологический (этап волевого акта, появления психических преобразований), и решение представляет собой процесс и результат выбора (в виде целей, способов действий, оценок, мотивов, установок, подходов).

Социальные решения, принимаемые менеджером, чаще всего носят комплексный характер и включают в себя экономические, политические, организационно-технические и чисто социальные аспекты, касающиеся прежде всего руководства людьми. Все составляющие социального решения отделить друг от друга невозможно. Тем не менее в данном контексте акцент будет сделан на социальном решении как продукте руководящей деятельности. А объектами принятия социальных решений взяты как перспективные задачи развития кадров, относящиеся к области образования, культуры, социальной политики, так и оперативные мероприятия, направленные на их реализацию. Объектами социальных решений также являются целенаправленное руководство, воспитание и образование отдельных работников и группы в целом при подготовке и осуществлении процесса производства.

Менеджер-руководитель, организуя себя и упорядочивая возглавляемую им систему, должен сосредоточить внимание на принимаемых им самим и его подчиненными мерах, обеспечивающих повышение качества решений и создающих условия для их (решений) точного и быстрого выполнения. Он обязан держать в поле своего зрения эти меры, с тем, чтобы воспользоваться ими в случае необходимости. Для обоснования социальных решений менеджер должен знать их важнейшие особенности:

1) они связаны самым непосредственным образом с человеком и его личными интересами и влияют на поведение, образ мыслей, убеждения подчиненных;

2)способствуют реализации конкретных решений в определенных производственных ситуациях, направляя инициативу и активность подчиненных в нужное русло; помогают укреплению группы и развитию личности;

3)не должны противоречить основным правам граждан, гарантируемых конституцией. Т.е. их принятию должен предшествовать анализ возможных последствий;

4)решения, затрагивающие личные интересы подчиненных, заслуживают особого внимания;

5)решения могут быть правильными и ошибочными (или так восприниматься отдельными подчиненными), а также своевременными или запаздывающими, эффективными или половинчатыми, малодейственными;

6)во временном континууме решения располагаются между текущими (тактическими) и перспективными (стратегическими);

7)при принятии решений для формулировки проблемы, поисков вариантов решения, правильной, оценки последствий каждого из вариантов и выбора наилучшего из них необходима многообразная специфическая информация. Особенно важной является информация:

Об экономических, политических и других условиях воспроизводства и использования рабочей силы;

О перспективных целях, объективных и субъективных факторах воспроизводства и использования рабочей силы, развития рынка;

О причинно-следственных взаимосвязях, а также о зависимостях между целями и средствами, необходимыми для их достижения, и стохастических (зависящих от случайных факторов) взаимосвязях как основе прогнозирования последствий экономических, политических, технических, организационных и социальных мероприятий;

О закономерностях, условиях протекания и проявления последствий физиологических, социальных, психологических процессов, влияния эстетических и педагогических факторов (процесс формирования сознания; установки и отношение к работе, процессы формирования групповых и моральных норм и т.д.);

О результатах контроля эффективности проводимых мероприятий.

Несмотря на то, что в современной теории принятия социальных решений больше вопросов, ждущих ответа, чем решенных, тем не менее уже сегодня она может оказать менеджерам-руководителям практическую помощь. Было бы, однако, неправильно советовать во всех случаях придерживаться предлагаемой теорией схемы процесса принятия решений. Применение рекомендаций теории предоставляет менеджеру некоторые преимущества, но имеет и ряд недостатков. Поэтому оптимальный результат получается, когда менеджер знаком с рекомендациями и умело сочетает их с собственными оригинальными действиями, адекватными данной ситуации.

Процесс подготовки и принятия руководящих решений состоит из отдельных этапов и действий менеджера.

Прежде всего - выявление проблемы, определение вариантов решений и их последствий. На этом этапе необходимо соблюсти очень важные требования: своевременности и точности формулирования проблемы; правильности ее описания; формулирования допущений, которым должны отвечать рассматриваемые варианты.

Существует несколько способов установления допущений (ограничений): определение минимальных целей, которые должны быть достигнуты; выявление потребности в ресурсах; исключение нежелательных последствий; установление сроков реализации вариантов решения; формулирование положений, подлежащих обязательному исполнению (законодательные акты, распоряжения и директивы вышестоящих органов и т.п.)

Допущения оказывают существенное влияние на выбор вариантов решения. Для того чтобы исключить те допущения, введение которых может привести к отбрасыванию приемлемого варианта, при их формулировке руководителю рекомендуется:

Избегать неправомерного уменьшения числа вариантов решения, вводя слишком много допущений;

Оставлять только допущения, исключающие заведомо невозможные варианты решений:

Точно формулировать допущения, с тем чтобы их нельзя было истолковать двояко;

Не вводить сомнительных допущений; четко формулировать требования к результатам реализации каждого варианта решения.

Вторым этапом после формирования проблемы и допущений является оценка последствий решения. При прогнозировании последствий целесообразно учитывать следующее.

Во многих проблемных ситуациях не существует однозначной зависимости между возможным действием (вариантом решения) и ожидаемым результатом. Принципиально можно различать три вида проблемных ситуаций:

Детерминированные, когда каждому действию соответствует единственный, точно определенный результат.

Задача выработки решения ставиться так: выбрать действие Н, приводящее к результату Е. В практике социальных решений подобные случаи встречаются редко;

Стохастические, имеющие место в случаях, когда результаты одного и того же действия могут быть различными, а наступление каждого из этих результатов может быть задано лишь с некоторой вероятностью PI, P2, РЗ...

Для решения таких проблем необходимо использовать математический аппарат теории вероятностей и методы математической статистики:

Стратегические, когда одному и тому же действию соответствует несколько различных результатов, вероятность наступления каждого из которых совершенно неизвестна.

Эти ситуации наиболее широко распространены. В них можно лишь перечислить возможные последствия. Они характеризуются большой неопределенностью. Такие ситуации часто имеют место в организациях при воспроизводстве и использовании рабочей силы из-за того, что ожидания, интересы, потребности, мотивы и т.д. людей с трудом поддаются количественной оценке; отсутствуют полные первичные данные социального характера; затруднен анализ всех этих данных; один и тот же вариант решения может дать и благоприятные и нежелательные последствия и т.д.

Далее, во многих случаях последствия не могут быть точно охрактеризованы, а лишь учитываются как вероятности наступления возможных результатов решения (эффективность материального стимулирования, влияние на текучесть кадров и т.п.)

Последствия отдельных вариантов решения разнообразны и крайне различны качественно, что не позволяет использовать единую количественную меру для оценки суммарной эффективности варианта решения.

На третьем этапе вырабатываются критерии, с помощью которых оценивают уровень предпочтительности каждого варианта решения с точки зрения достигаемой цели, необходимых для этого ресурсов и путей достижения цели. Для оценки вариантов социальных решений можно использовать следующие группы критериев:

Критерии цели (например, высвобождение 100 работников);

Критерии средств (ресурсов) (например, капитальные вложения, затраты на переподготовку кадров, затраты на маркетинг и т.д.);

Критерии траектории (пути достижения цели);

Критерии, одновременно учитывающие цели и затраты ресурсов, необходимые для их достижения;

Критерии, характеризующие возможности воспрепятствовать проявлению нежелательных последствий (например, решить проблемы техники безопасности).

Каждый вариант решения должен описываться одними и теми же критериями. Фактически речь идет о сравнении возможных последствий каждого варианта и определении оптимального решения. При этом учитывается фактор риска: готовность к риску, масштабы риска, вера в собственные возможности, чувство ответственности.

Теория решений - достаточно обширная область общей теории управления. Фрагментарным обращением к некоторым аспектам принятия решения в контексте продукта труда менеджера-руководителя мы не претендуем на полное раскрытие теории. С усложнением характера, содержания и продукта труда менеджера-руководителя сегодня встает вопрос: куда эволюционирует роль менеджера-руководителя и каковы в этом процессе перспективы?



Похожие статьи