Графический образ - это совокупность точек, линии, фигуры, с помощью которых изображаются статистические данные. Графическое изображение статистических данных

Графический образ - это то, что роднит все геоизображения и объединяет их в систему. Этот хорошо известный, хотя и трудно­определимый, феномен является эффективным средством моде­лирования и коммуникации, он легко постигается человеком в чувственном опыте, но чрезвычайно сложен для формализации.

В философии и гносеологии образ понимается как результат отражательной (познавательной) деятельности человека. При чув­ственном познании образ дается в ощущениях, представлениях, а в процессе мышления - в форме понятий, суждений, умозаклю­чений. Материальной же формой воплощения образа служат раз­личные знаковые и копийные модели. В русском языке слово «об­раз» означает не только идеальную форму отражения объектов в человеческом сознании («идеальный образ» в философской трак­товке), но еще и вид, облик, наглядное представление об объек­те, его внешность, фигуру, очертание, подобие объекта и его


изображение. В такой трактовке «образ» почти синонимичен «изоб­ражению», более того, в русском языке это однокоренные слова, а в английском и французском - понятия «образ», «изображе­ние», «отображение» вообще обозначаются одним словом - тга&е.

В математике образом некого элемента а считается элемент Ь, в который данный элемент а отображается. При этом а называют прообразом элемента Ь. Иногда функции многих переменных тоже интерпретируются как образ л-мерного пространства. В задачах рас­познавания образов речь идет о выделении некоторой обобщен­ной характеристики, о группировке совокупности объектов в за­данный класс-образ.

Математический подход дает ключ к пониманию графического образа как некоторого характерного рисунка, конфигурации, струк­туры, запечатлевшей реально существующие природные или со­циально-экономические объекты. Впрочем, рисунок геоизображе­ния может передавать и абстрактные структуры, теоретические построения, концептуальные модели.

Иначе говоря, графический образ на геоизображении - это

структура, которая отображает реальную или абстрактную гео­структуру (геосистему), являющуюся ее прообразом. Это мо­дель (знаковая или иконическая), дающая вид, очертание, подо­бие геосистемы, изображение ее. Географы, геологи, почвоведы и другие специалисты в облас­ти наук о Земле подчеркивают, что форма, морфология геосисте­мы непосредственно связаны с ее генезисом, а сама структура гра­фического образа отражает качественные и количественные ха­рактеристики объекта. Графический образ заключает в себе такую пространственную информацию, которую трудно адекватно вос­произвести в вербальной или цифровой форме.

Изучение роли графических образов в мышлении, и особенно в формировании пространственных знаний и представлений, ста­ло предметом многих психологических и психофизических иссле­дований в картографии. Картографический образ трактуется как пространственная знаковая структура (комбинация, композиция), воспринимаемая читателем или читающим устройством.



Картографические образы создаются известными графическими средствами: формой знаков, их размерами, ориентировкой, цветом, оттенками цвета, внутренней структурой. Аналогично этому на сним­ках графический (фотографический) образ создается за счет фор­мы, структуры, текстуры изображения, его цвета и тона. Но не только


298 Глава XVI. Геоизображения


Понятие о распознавании графических образов 299

Знаки и графические изобразительные средства формируют гра­фический образ, огромную роль играет пространственная комби­нация знаков, их взаимное расположение, размещение их в про­странстве, взаимная упорядоченность, объединение или взаимное наложение и другие отношения. По словам А. Ф. Асланикашвили, функцию отображения пространства картографический знак вы­полняет своей «игрой», своим пространственным «поведением». Без этой «игры» знак ничего не отображает, кроме самого себя.

Всякий графический образ обладает свойствами (рисунком), отличными от свойств (рисунка) сформировавших его отдельных знаков. Читатели карт, снимков и производных от них геоизобра­жений сравнительно легко ориентируются в тысячах образов, уме­ло выбирая из множества знаковых комбинаций именно те, кото­рые наполнены нужным содержанием, и отбрасывая и исключая из рассмотрения заведомо пустые, бессмысленные комбинации.

Важно отметить, что все графические образы, существующие на картах и других геоизображениях, не есть нечто абстрактное или умозрительное. Пространственные графические комбинации можно оценить картометрически и представить в количественном выражении, указав направления, расстояния, площади, объемы и т.п. Это, в частности, обеспечивает возможность математическо­го моделирования геоизображений, а на более высоком уровне - автоматического распознавания графических образов.

Представления о графических образах получили наибольшее развитие в картографии. Она оказалась наиболее продвинутой в этом отношении, поскольку картосоставление всегда нацелено именно на оптимизацию картографических образов, а использо­вание карт - на их выявление (распознавание, преобразование) и анализ. С этим непосредственно связано понимание сущности кар­тографической информации. Теоретические исследования показа­ли, что картографическая информация есть результат взаимодей­ствия картографических образов и читателя карты.

Таким образом, картографическая информация - это не на­грузка карты, не количество знаков, не вероятность их появления или степень разнообразия, а результат восприятия картографичес­ких образов. Более того, информация возникает лишь в системе «карта - читатель карты» или «карта - распознающее устройство». Это можно представить в виде выражения: КЗ -> КО ^> КИ, т.е. картографические знаки (КЗ) формируют пространственные кар­тографические образы (КО), а те, в свою очередь, служат источ­ником картографической информации (КИ).


Графическое изображение статистических данных.

План

1. Понятие о статистическом графике. Элементы статистического графика.

2. Классификация видов графиков.

3. Диаграммы сравнения.

4. Структурные диаграммы.

5. Диаграммы динамики.

1. Понятие о статистическом графике. Элементы статистического графика.

Впервые о технике составления статистических графиков упоминается в работе английского экономиста У. Плейфейра «Коммерческий и политический атлас», опубликованной в 1786 г. и положившей начало развитию приемов графического изображения статистических данных.

C татистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблиц в виде графика производит более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковывать, значительно облегчает понимание статистического материала, делает его наглядным и доступным.

При построении графического изображения следует соблюдать ряд требований. Прежде всего график должен быть достаточно наглядным, так как весь смысл графического изображения как метода анализа в том и состоит, чтобы наглядно изобразить статистические показатели. Кроме того, график должен быть выразительным, доходчивым и понятным. Для выполнения вышеперечисленных требований каждый график должен включать ряд основных элементов : графический образ; поле графика; пространственные ориентиры; масштабные ориентиры; эксплуатацию графика.

Графический образ (основа графика) – это геометрические знаки, т.е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Графическими являются те образы, в которых свойства геометрических знаков – фигура, размер линий, расположение частей – имеют существенное значение для выражения содержания изображаемых статистических величин, причем каждому изменению выражаемого содержания соответствует изменение графического образа.

Поле графика – это часть плоскости, где расположены графические образы. Поле графика имеет определенные размеры, которые зависят от его назначения.

Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распространенной является система прямоугольных координат.

Для построения статистических графиков используется обычно только первый изредка первый и четвертый квадраты. В практике графического изображения применяются также полярные координаты. Они необходимы для наглядного изображения циклического движения во времени. В полярной системе координат (рис.2) один из лучей, обычно правый горизонтальный, применяется за ось координат, относительно которой определяется угол луча. Второй координатой считается ее расстояние от центра сетки, называемое радиусом. В радиальных графиках лучи обозначают моменты времени, а окружности – величины изучаемого явления. На статистическихкартах пространственные ориентиры задаются контурной сеткой (контуры рек, береговая линия м

Рис. 2 . Полярная система координат

Орей и океанов, границы государств) и определяют те территории, к которым относятся статистические величины.

Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика – это мера перевода числовой величины в графическую.

Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала имеет большое значение в графе и включает три элемента: линию (или носитель шкалы), определенное число помеченных черточками точек, которые расположены на носителе шкалы в определенном порядке, цифровое обозначение чисел, соответствующих отдельным помеченным точкам.

Носитель шкалы может представлять собой как прямую, так и кривую линии. Поэтому различают шкалы прямолинейные (например, миллиметровая линейка) и криволинейные – дуговые и круговые (циферблат часов).

Масштабом равномерной шкалы называется длина отрезка (графический интервал), принятого за единицу и измеренного в каких – либо мерах.

Графические и числовые интервалы бывают равными и неравными.

По большей части используют равномерные шкалы, когда равным графическим отрезкам соответствуют равные числовые значения.

Примером неравномерной шкалы может служить логарифми­ческая шкала, которая используется при большом размахе уров­ней показателя и в центре внимания находятся, как правило, не абсолютные, а относительные изменения.

Последний элемент графика – экспликация . Каждый график должен иметь словесное описание его содержания. Оно включает его содержание; подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика.

2. Классификация видов графиков.

Виды графиков. В зависимости от поля статистические графи­ки делят на статистические диаграммы и статистические карты .

Диаграммы в свою очередь бывают следующие:

Сравнения и отображения;

Структурные;

Динамики;

Специальные.

Статистические карты отражают статистико-географический разрез данных, показывают размещение явления, процесса на территории. Их делят на картограммы и картодиаграммы .

Диаграммы сравнения и отображения . Диаграммы сравнения и отображения графически показывают соотношение различных статистических совокупностей или единиц статистической сово­купности по какому-либо варьирующему признаку. Эти диаграммы в большинстве случаев показываются на поле графика диаграммой казусов, гистограммой и полигоном.

Структурные диаграммы. Структурные диаграммы позволяют сопоставить статистические совокупности по составу. Это преж­де всего диаграммы удельных весов, характеризующих отноше­ние отдельных частей совокупности к ее общему объему. По виду они делятся на столбиковые и секторные.

Диаграммы динамики . Диаграммы динамики используются для показа изменений явлений во времени. Такое изменение мо­жет быть представлено столбиковой или полосовой диаграммой, в которой каждый столбик или полоса отражают величину явле­ния на определенную дату или за определенный промежуток вре­мени. Иногда целесообразно применять круговые и квадратные диаграммы, в которых величину явления отображают круги или квадраты, значения радиусов и сторон которых про­порциональны квадратным корням из абсолютных признаков.

Диаграммы (графики) связи . Диаграммы связи строятся с по­мощью кривых, показывающих связь между признаками, один из которых результативный (зависимый), второй - факторный (не­зависимый) (рис 3).

Рис. 3. Зависимость расхода кормов на одну корову в год от продуктивности

Огива Гильтона и кумулята . Огивой называют графическое изображение ряда распределения в порядке возрастания или убывания варьирующего признака. Здесь, как правило, по оси ординат откладывают значения признака, а по оси абсцисс – единицы совокупности (по рангам).

По огиве можно наглядно судить о минимальных и макси­мальных значениях признака, по ее крутизне - о равномерности распределения и однородности единиц совокупности (табл. 3, рис. 4).

Таблица 3

Распределение рабочих бригад № 21 и № 32 АО «Авангард» по уровню квалификации (разрядам) и рангам на 1 июля 1998 г.*

Бригада № 21

Бригада № 32

табельный №

табельный №

* Пример условный.

Рис. 4 . Распределение рабочих бригад № 21(a) и № 32(6) АО «Авангард» по уровню квалификации (разрядам) и рангам на 01.07.1998 г.:

а) равные интервалы

Рис. 4. Продолжение

б) неравные интервалы

Кумулята - это график, изображающий ряд накопленных ча­стот. Здесь по оси абсцисс откладывают значения признака, а по оси ординат - нарастающие итоги частот (рис. 5).

Рис. 5. Кумулята распределения населения Тверской области по среднедушевому денежному доходу в 1996 г.

Картограммы. Картограммы, или статистические карты, ил­люстрируют содержание статистических таблиц, подлежащим которых являются административное или географическое деле­ние совокупности. Здесь в качестве поля графика выступают гео­графические карты, на которых размещаются статистические таблицы (центрограммы), используются различная окраска или фон, условные символы (рис. 6).

Рис. 6. Схема природно-экономического районирования Тверской области.

3. Диаграммы сравнения.

Диаграммы сравнения и отображения графически показывают соотношение различных статистических совокупностей или единиц статистической сово­купности по какому-либо варьирующему признаку.

Эти диаграммы в большинстве случаев показываются на поле графика диаграммой казусов, гистограммой и полигоном.

Диаграмма казусов . Диаграмма казусов представляет собой отображение варьирующего признака в той последовательности, в которой он записан. Здесь по оси абсцисс размещают единицы совокупности, а по оси ординат - значения признака. Например, на рис. 7 с помощью диаграммы казусов показано поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по районам центральной зоны Тверской области (районы: 1- Калининский, 2-Калязинский, 3-Кимрский, 4-Конаковский, 5-Кувшиновский, 6-Лихославльский, 7-Максатихинский, 8-Рамешковский, 9-Спировский, 10-Торжокский).

Рис. 7 Динамика поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по районам центральной зоны Тверской области.

Гистограмма. Гистограммой называют график, на котором ряд распределения изображается в виде смежных столбиков. Приме­няется, как правило, для изображения интервальных рядов рас­пределения. Здесь по оси абсцисс откладывают интервалы при­знака, а по оси ординат - частоты.

При построении гистограмм разрыва шкал не допускается. В случае если сравниваемые совокупности различны по размеру, то на оси ординат откладываются не частоты, а относительные частоты (удельные веса или доли всей совокупности). (рис. 8)

Рис. 8 Распределение населения по размеру среднедушевого
денежного дохода в 2010 г. за I квартал.

Полигон . Полигоном называют график, на котором ряд рас­пределения изображают в виде линейной диаграммы. Применя­ется, как правило, для изображения дискретных рядов распреде­ления. Здесь по оси абсцисс откладывают значения варьирующе­го признака, а по оси ординат - частоты (частости).

На рис. 9 изображен полигон распределения затратна охрану окружающей среды по РФ в 2009 году по данным табл. 4.

Рис. 9 Распределение затратна охрану окружающей среды по РФ в 2009 году.

Затраты на охрану окружающей среды по Российской Федерации в 2009 году
(в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

Условное обозначение

Затрачено млн, руб

В % к итогу

охрана атмосферного воздуха

очистка сточных вод

обращение с отходами

защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод

сохранение биоразнообразия и среды обитания

4. Структурные диаграммы.

Структурные диаграммы позволяют сопоставить статистические совокупности по составу. Это преж­де всего диаграммы удельных весов, характеризующих отноше­ние отдельных частей совокупности к ее общему объему. По виду они делятся на столбиковые (рис.10) и секторные (круговые) (рис. 11).

1990 г. 1996 г.

Рис. 10. Структура производственных основных фондов сельскохозяйственных предприятий Тверской области

Крестьянские

(фермерские) хозяйства

Рис. 11. Валовая продукция сельского хозяйства Тверской области в 1996 г.

Пользуясь секторными структурными диаграммами, надо по­мнить, что 1 % соответствует 3,6°. В структурных диаграммах удельные веса или сама структура выделяются с помощью штри­ховки или раскраски.

5. Диаграммы динамики.

Диаграммы динамики используются для показа изменений явлений во времени. Такое изменение мо­жет быть представлено столбиковой или полосовой диаграммой, в которой каждый столбик или полоса отражают величину явле­ния на определенную дату или за определенный промежуток вре­мени (рис 12, 13).

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 Год

Рис. 12. Реальная зарплата рабочих и служащих РФ (1990 г. - 100%)

0 200 400 600 800 1000

Рис. 13. Производство зерна по Тверской области (в первоначально оприходованном весе)

Иногда целесообразно применять круговые и квадратные диаграммы, в которых величину явления отображают круги или квадраты, значения радиусов и сторон которых про­порциональны квадратным корням из абсолютных признаков (рис. 14).

Рис. 14 . Посевные площади крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области, тыс. га

В большинстве случаев динамика процесса отображается ли­нейной диаграммой (рис. 15).

Рис. 15. Доля сельского хозяйства в ВПП РФ, в 1989-1997 гг.

Одним из видов диаграмм являются радиальные, которые используются для отображения явлений, периодически пов­торяющихся во времени (например, сезонных колебаний, рис. 16).

Рис. 16. Яйценоскость кур n-й птицефабрики по месяцам года в среднем за 1995 - 1997 гг.

Для построения радиальных (лепестковых) диаграмм круг разбивается на части по числу периодов. Радиус круга на каждый период определяет величину (абсолютную или относительную) явлений.

Список литературы.

    Бендина Н.В. «Общая теория статистики» (конспект лекций). - М.: ПРИОР, 1999.

    Гришин А. Ф. «Статистика».-М.: Финансы и статистика, 2003

    Гусаров В.М. «Теория статистики». - М.: Аудит,1998.

    Елисеева И. И. «Статистика».-М.: Проспект, 2009.

    Ефимова М.Р., петрова Е.В., Румянцев В.Н. «Общая теория статистики». - М.: Инфра-М, 1998.

    данных ... пользоваться именно ей. Таблица 5 Сводная таблица по прогнозным значениям... Поэтому создание новых статистических моделей для изучения...

  1. Статистические расчеты кондитерского рынка

    Контрольная работа >> Экономика

    ... таблице . Построить графическое изображение . Написать текст экономических выводов. Решение: 1. Выполним расчеты в таблице 1 и 2. Таблица 1. Исходные и расчетные данные ... Решение оформить в таблице . Построить графическое изображение . Написать текст...

  2. Статистические таблицы и графики (3)

    Контрольная работа >> Социология

    Статистические таблицы и графики Статистические таблицы . Статистические таблицы - это наиболее рациональная форма представления результатов статистической сводки и группировки. Значение статистических таблиц ... графического изображения статистических данных ...

  3. Анализ и обобщение статистических данных экономики Республики Калмыкия

    Курсовая работа >> Экономика

    Представлено графическое изображение моды для ряда распределения, представленного в таблице 3.2. Рис. 6.1 Графическое определение моды... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ и обобщение статистических данных – заключительный этап статистического исследования, конечной целью...

Графический образ - это совокупность точек, линии, фигуры, с помощью которых изображаются статистические данные.

Графики являются способом наглядного изображения результатов статистической сводки. Οʜᴎ при правильном построении обладают выразительностью, доступностью, способствуют анализу явлений.

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

В случае если нужны дополнительные разъяснения, то к таблице могут даваться примечания, в которых оказываются источники данных, даются пояснения и формулы, в случае если таблица содержит данные, полученные расчетным путем.

Отсутствие данных об явлении должна быть обусловлено различными причинами и по-разному отмечается в таблице;

Графы и строки полезно нумеровать. Графы подлежащего принято обозначать заглавными буквами алфавита А, В и т. д., а графы сказуемого - цифрами в порядке возрастания.

Информация, располагаемая в графах таблицы, завершается итоговой строкой.

5. Графы и строки должны содержать единицы измерения. При этом используются общепринятые сокращения единиц измерения.

6. Группы по изучаемому признаку лучше располагать в порядке убывания или возрастания его значений при сохранении логической связи между подлежащим и сказуемым.

7 Цифровой материал в таблицах следует представлять в серединœе граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой, четко соблюдая при этом их разрядность.

8. Числа целœесообразнее по возможности округлять. Округление чисел следует проводить с одинаковой степенью точности.

а) если данная позиция вообще не подлежит заполнению (нет осмысленного содержания), то ставится знак ʼʼхʼʼ;

б) если явление существует, но по какой-либо причинœе отсутствуют сведения, то ставится многоточие ʼʼ...ʼʼ или ʼʼнет свед.ʼʼ, или ʼʼн. св.ʼʼ;

в) если отсутствует явление, то клетка заполняется тире ʼʼ-ʼʼ.

г) для отображения очень малых чисел используют обозначения (0,0) или (0,00), что предполагает возможность наличия числа.

Графиком в статистике называют условные обозначения числовых величин и их соотношений в виде различных геометрических образов – точек, линий, плоских фигур и т.п.

Каждый график должен включать следующие элементы: графический образ; поле графика; масштабные ориентиры и систему координат и экспликацию (словесное описание его содержания)

Поле графика представляет собой пространство, в котором размещаются геометрические знаки.

Масштабные ориентиры придают геометрическим знакам количественную определœенность и определяются масштабом (- это мера перевода числовой величины в графическую) и масштабной шкалой (линия, точки которой бывают прочитаны как определœенные числа). Шкала состоит из носителя шкалы и ряда помеченных на ней точек, расположенных в определœенном порядке. Носитель шкалы должна быть представлен прямой (шкала прямолинœейная) или кривой линией (шкала криволинœейная (круговые и дуговые)).

Графический образ - это совокупность точек, линии, фигуры, с помощью которых изображаются статистические данные. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Графический образ - это совокупность точек, линии, фигуры, с помощью которых изображаются статистические данные." 2017, 2018.

Существует различное определение термина «образ». В широ-сом понимании - это форма отражения объективной действи­тельности в сознании человека. В более узком понимании - это сонкретный облик целостного предмета, явления, сформирован-1ый в результате взаимодействия впечатлений, процессов вос-фиятия, воображения и мышления.

Графический художественный образ - это такая форма отра­жения действительности, которая создается средствами графики процессе художественного творчества.

Процесс формирования художественного образа совпадает с

вправлением развития процесса познания: от чувственно-кон-

сретного восприятия через обобщение к постижению сущности

звления. Внутренним качественным своеобразием художествен-

ого образа является его тесная связь с образным мышлением

ак особым чувственно-эмоциональным, ассоциативным, что поз-

оляет рассматривать его через конкретные психологические ха-

актеристики.

Изображая предметы, явления природы, художник делает их бъектом своего познания, т. е. предметом изучения является для его вся окружающая действительность, материальный мир. По-


скольку необходимость познания внешних явлений в конечном сче те обусловливается задачами художественной практики, постоль ку ценность объектов рисования не исчерпывается их утилитар но-практической значимостью, они становятся значимыми каи источники образного познания окружающего мира, эстетического восприятия и формирования творческого начала.

«Образование художественного образа, - пишет В. П. Коп нин, - происходит действительно по общим законам движения познания. А если так, то художник исходит не из готовой идеи которую воплощает потом в чувственный образ, а из эмпириче­ского материала, из наблюдений над жизнью людей в природе и обществе... Далее он идет.к обобщениям, к познанию сущности явлений, но отличным от научного познания путем. Наука от чувственно-конкретною через абстрактное идет к конкретному в мышлении, к познанию целого в абстракциях, искусство же не порывает с чувственно-конкретным, оно поднимает его до обоб­щения большого гносеологического, специального и эстетиче­ского значения» 2 .

Исходным положением марксистско-ленинской философии яв­ляется признание существования объективной реальности, вечно движущейся и развивающейся материи, которая отражается в нашем сознании в виде образов. В. И. Ленин раскрывает содер­жание теории отражения следующим образом: «...Вне нас и неза­висимо от нас существуют предметы, вещи, тела, ... наши ощуще­ния суть образы внешнего мира» 3 .

Любое познание начинается с восприятия предметов или ю совокупности, которые представляют определенное явление, про цесс. Затем познается сущность следующего порядка: выделяете» структура предмета, устанавливаются отношения между состав ляющими его элементами, осознается связь предмета с другим» явлениями, процессами. От того, что человек выделит в предмет* как основное, зависит и сама возможность наиболее полного ert познания. В «Философских тетрадях» В. И. Ленин писал: «Пой нание человека не есть... прямая линия, а кривая линия, беско нечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отры вок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную, целую, пряму"к линию...» 4 И из этого следует, что человеческое познание не"мё жет сразу всесторонне охватить явление во всех его противоре чиях. Человек познает сначала одни стороны явлений, процессов предметов, затем последовательно переходит к познанию друг"и; сторон. Поэтому требование адекватности отражения с изабр"а жением должно быть присуще понятию «образ». Только при это\ условии образ, идеально формирующийся в голове, становйтс» познавательным образом. Художественный образ может сформи роваться только в результате процесса образного мышления; еп развитие происходит на основе изучения правил изображения и формирования умений и навыков работы с изобразительным материалом, освоения классического наследия прошлого. Так


воспринимая простейший натюрморт для рисования, состоящий, например, из крынки и яблока, рисующий видит не только харак­терные особенности данной крынки и данного яблока, но он одно­временно мысленно сопоставляет складывающийся образ поста­новки с известными ему подобными предметами, уже отраженны­ми в произведениях изобразительного искусства. Вспоминая свои зрительные оценки и воспроизводя изобразительные знания и умения, приобретенные при рисовании, например цилиндра и шара, студент формирует у себя наиболее полный образ изобра­жаемых предметов, эстетически их оценивает, выявляет наиболее рациональные формы его материального воплощения.

Чтобы в сознании сформировался образ, который будет воп­лощен в рисунке, недостаточно воздействия лишь объекта на органы чувств человека, необходимо наличие целенаправленной деятельности со стороны самого субъекта. Искусство является образным отражением существующей материи, содержание своих, произведений оно черпает из объективной действительности, поэ­тому активная целенаправленная деятельность художника фор­мирует изобразительные формы ее отражения.

Формирование художественного образа представляет собой неразрывное единство объективных и субъективных начал. Объективное исходит из существующей независимо от сознания человека действительности, субъективное связано с эмоциональ­но-образным восприятием художника, его мировоззрением, мас­терством. Труд художника, направленный на изучение основ изобразительного мастерства, требует углубленного восприятия окружающей действительности. Изучение окружающего мира, в свою очередь, формирует у него художественно-образные идеи, которые материализуются в художественных образах." В этом процессе художник вступает во взаимоотношения не только с предметами изображения, но и со специфическими выразитель­ными изобразительными возможностями материала.

Образ предмета в рисунке может быть разным в зависимости от установки, индивидуальных суждений, полноты представления о предмете, знания технических возможностей материалов, умений и навыков владения ими. Если же рисунок получается неубедительным, а рисующий не замечает своих ошибок, значит, он продолжает видеть его теми же глазами, что и предмет, т. е. он не смог соотнести восприятие трехмерного пространствен­ного предмета с проекционным восприятием его графического изображения на бумаге. Это значит, что, воспринимая предмет для изображения, необходимо всегда соотносить его с изобрази­тельными и выразительными возможностями рисунка (линии, тона).

В этом случае необходимо учиться правильному наблюдению и анализу модели. Необходимо помнить, что никакой художест­венный образ не может формироваться в отрыве от овладения элементарной техникой рисунка, композицией, от эстетического воспитания. Это единый процесс. Степень оформленности образа


П. Д. Корин. Портрет Коненкова

определяется эстетической оценкой предмета, верностью передг чи сущности изображаемого, правдивостью, оптимальной оргг низацией композиционных средств, научными знаниями перепев тивы, теории теней, анатомии.

Художественный образ формируется в процессе анализа обобщения совершенно конкретных предметов, людей, событий где единичное передается во всей сложности, многогранности подчиненности образной идеи изображения.

Характерной чертой любого художественного образа являет*. его целостность, которая возникает в результате осознани, ю


определенных, существенных для данного объекта взаимосвязей, вследствие чего рождается новый смысл, не свойственный отдель­но взятым элементам. Отсюда видно, что внутренним качествен­ным своеобразием художественного образа является его тесная связь с образным мышлением.

Формируя у себя образ воспринимаемого объекта, художник познает его постепенно, переходя на более высокие уровни об­общения. При этом он познает прежде всего объективные харак­теристики модели через чувственное и логическое познание, а затем уже определяет художественную форму отображения сформированного в сознании образа в конкретном графическом материале. Познание средств выражения происходит во взаимо­действии с совершенствованием мысленного образа и представ­ляет собой процесс постепенного приближения к раскрытию сущности изображаемого.



Похожие статьи