Краткое сообщение о многообразии рыб. Многообразие рыб: форма, размер, цвет

Рыбы – класс позвоночных животных, живущих в водоемах. Характерные черты рыб:

  • Обтекающая форма;
  • присутствие сердца с двумя камерами;
  • жабры для дыхания;
  • плавники и чешуя, покрывающие тело.

Разнообразие рыб огромно: от маленьких тропических видов, до акул с весом 12 тонн. Одни обитают в поверхностных водах океана, другие живут на глубине более 2км, одни пресноводные, иные населяют солёные воды. Эти факторы и повлияли на развитие, и эволюцию рыб, таким образом сформировав многообразие рыб, известных человеку.

Особенности надкласса Костных рыб

Характерные признаки костных рыб:

  • Костные или жаберные крышки — покрывают жаберные щели;
  • костный скелет;
  • покрыты ганоидной чешуей;
  • плавательный пузырь;
  • иногда имеются легкие;
  • оплодотворение только внешнее (икра);

Костистые рыбы — многообразная группа и насчитывает 22000 представителей. Местами их обитания служат все водоемы Земли.

Отряды Костных и их характеристика


Отряд Осетровые . Позвоночник в основном состоит из хрящевой ткани, кости только в черепе. Характерным для них является наличие чешуи (довольно толстые чешуйки), расположенной пятью рядами: один на спине, два располагаются по бокам, два в брюшной области. Головной отдел вытянут, с небольшим выступом, который помогает в поиске пище на дне (разные виды беспозвоночных). Встречаются в морях — Каспийском и Черном, а во время нереста уходят к прилегающим к ним устьям рек. Самая большая из Осетровых — белуга, масса которой около 1000кг.

Отряд Карпообразные . Почти все обитают в пресной воде, характерно отсутствие зубов. Недостаток компенсируется глоточными зубами, которые служат для перетирания еды. Карпообразные — это карась, лещ, сом, а также пираньи и пр.

Сельдеобразные . Все являются морскими обитателями, живут в больших стаях, питаются мелкими рачками. Вид сельдеобразные имеют округлый, приплюснутый с боков, на теле располагается мелкая серая чешуя. Известными представителями отряда являются анчоусы, шпроты, килька и др.

Отряд Тресковые . Почти все тресковые живут в морях, только налим является пресноводным. Отличительная черта представителей отряда — наличие усика в области подбородка. Особенно ценится печень трески, как источник витамина В.

Отряд Кистеперые . Науке известен лишь один представитель — латимерия. Размер тела латиметрии — около 1,5м. Встречается в Индийском океане. Вид исчезает в течении 100 миллионов лет и скорее всего исчезнет.

Особенности надкласса Хрящевых

  • Скелет состоит из хрящевой ткани;
  • отсутствуют крышки жаберных щелей;
  • у всех представителей отсутствует жаберный пузырь.

Отряды Хрящевых и их характеристика


Отряд Акулы . Все плавники (первый, второй спинной, грудной, брюшной, хвостовой) расположены горизонтально, хвостовой плавник особенно массивный. В головном отделе располагаются внешние жаберные щели, ноздри, голова имеет вытянутый вид – рострум. Акулы дышат через рот, также из-за отсутствия плавательного пузыря, они постоянно передвигаются, чтобы не уйти на дно.

Оплодотворение внутреннее, для акул характерно живорождения или откладывание яиц. Среди акулоподобных встречаются как маленькие представители, длиной всего лишь 17 см, так и китовая акула, длинной 12 метров. Практически все акулы хищники и представляют опасность для человека. Некоторые из них питаются только кальмарами или планктоном (большеротая, гигантская, китовая).

Отряд Скаты . Привычное место обитания – дно моря, тело их сплющено в спиннобрюшном отделе, плоское, в виде ромба. Хвостовая часть видоизменилась в жгут. Размеры скатов колеблются от 4см, до крупных, например морской дьявол, с массой около 2.5 тонн.

Скаты для защиты от врагов могут использовать электрический заряд (напряжение около 70 Вт), мелких животных они способны убить или парализовать. Крупные представители могут быть опасны и для человека. Как и акулам, скатам свойственно живорождение, рождают потомство от 1-3 до 20-25 детенышей.

>>Многообразие рыб. Класс костистые рыбы. Общие черты рыб

§ 43. Многообразие рыб. Класс костистые рыбы. Общие черты рыб

Класс костные рыбы

Костные рыбы бывают пресноводными и морскими, имеют частично окостеневший или костный скелет. Жаберные щели прикрыты крышкой. Обычно имеется плавательный пузырь , но у некоторых он не развивается. Большинство рыб (более 19000 видов) относится к классу костных рыб 82 Познакомимся с некоторыми отрядами костных рыб.

Отряд Осетровые .

У осетровых (!) большая часть скелета хрящевая, кости имеются лишь в голове. Отличить их можно сразу по своеобразному виду и расположению чешуи: толстые, ромбовидные чешуйки проходят по телу пятью рядами - один на спине, два по бокам и два на брюшке. Передняя часть головы вытянута в более или менее длинный выступ - рбструм. Этим рострумом они копаются на дне в поисках пищи, добывая спрятавшихся там различных беспозвоночных.

Большинство осетровых проходные рыбы .

Так, осетр, достигающий массы 30 кг, обитает в Черном и Каспийском морях, а на нерест идет во впадающие в них реки. Так же поступает и белуга - наиболее крупная из осетровых, массой до 1 000 кг. Пресноводный вид осетровых - стерлядь, массой 3-6 кг, обитает в различных реках нашей страны в европейской ее части и в Западной Сибири. Все осетровые имеют мясо превосходного качества и очень ценную черного цвета икру.

Отряд Карпообразные - преимущественно пресноводные рыбы 82 . К ним относят сазана, карася плотву, леща и много других промысловых рыб. Карпообразные питаются растительным кормом и различными беспозвоночными животными. На челюстях зубов у них нет (или они развиты слабо), зато в глубине глотки имеются глоточные зубы, служащие для измельчения пищи.

Отряд Сельдеобразные .

Главные представители этого отряда - сельди. Большинство из них живет в море и держится большими стаями, совершающими странствования в поисках пищи и для икрометания. Сельди питаются мелкими рачками, живущими в толще воды, и имеют важное промысловое значение.

Отряд Тресковые .

Большинство тресковых - морские рыбы. Отличительный признак их - наличие усика на подбородке.

Держатся они возле дна, но не лежат на нем, а постоянно передвигаются в поисках пищи. Питаются донными беспозвоночными и более мелкими рыбами. Обитают в холодных морях. В северных морях СССР встречаются такие рыбы, как треска (массой до нескольких килограммов, а отдельные особи - более 20 кг) и более мелкие - пикша, салака, навага. Единственный пресноводный представитель тресковых, распространенный в пресных водах почти по всей стране, - это налим массой 3-5 кг, отдельные особи - до 20 кг. Налим, хотя живет в средней полосе в относительно теплых водах, сохранил привычки своих холодноводных родственников. Так, летом, когда все остальные наши пресноводные рыбы наиболее активны, налим, наоборот, забирается куда-нибудь поглубже, в ямы, под коряги, где похолоднее, и здесь проводит неподвижно все лето. Оживляется он лишь поздней осенью, а нерестится в декабре или январе.

Все тресковые - денные промысловые рыбы 82 . Особую ценность представляет их печень, из которой добывается содержащий витамин Б медицинский рыбий жир.

Отряд Кистеперые.

В настоящее время существует только один представитель этого отряда - латимерия (!). Это крупная рыба длиной до 1,5 м, встречающаяся в Индийском океане у берегов Африки. Все остальные кистеперые, которые жили и в море, и в пресных водах, вымерли 70-100 млн. лет назад. Строение скелета и мускулатуры парных плавников кистеперых рыб очень напоминает строение конечностей наземных позвоночных животных. Однако об этом еще будет сказано в дальнейшем 92 .

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Урок биологии в 7 классе.

Тема: «Многообразие рыб»

Цель : показать многообразие рыб, черты их приспособленности к жизни в разнообразных условиях водной среды. Определить признаки основных классификационных групп рыб.

Познавательный аспект:

  • формировать первоначальные знания классификации рыб;
  • определить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы.

Развивающий аспект:

  • развитие способностей самостоятельно отыскивать решения к поставленной учебной проблеме;
  • развитие поисковой мыслительной деятельности учащихся.

Воспитательный аспект:

  • воспитание толерантности, уважения к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
  • воспитание к общебиологической культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор , экран, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Не хожу. И не летаю.

А попробуй догони.

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!!

О ком эта загадка? (о рыбах)

Сегодня мы продолжим изучение Надкласса Рыбы.

Повторение изученного материала по следующим вопросам:

  • Какую форму тела имеют рыбы? Можно ли по форме тела рыбы определить, на какой глубине обитает рыба?
  • Чем покрыто их тело? Почему чешую называют паспортом и медицинской книжкой рыбы?
  • Для чего рыбе плавники?
  • Для чего им плавательный пузырь? У всех ли рыб есть плавательный пузырь?
  • Что такое боковая линия?
  • Кровеносная система замкнутая или незамкнутая? Сердце есть? Какое?
  • Чем защищен головной мозг? Где находится спинной?
  1. Изучение новой темы:

Итак, рыбы обладают всеми признаками позвоночных животных.Но если млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий вместе взятых насчитывается не более18 тыс. видов, то число видов рыб превышает 22тыс.

Возникает проблема – как не потеряться в таком многообразии рыб? Как отличить рыб друг от друга? По каким признакам?

Рыбы это водные животные, условие их обитания, пища, внешние особенности разные. Учитывая это, учёные предложили особую систематику. Что изучает наука систематика? Что же нам еще нужно изучить, что бы больше узнать о рыбах??

Тема урока.

Надкласс рыбы состоит из двух классов: хрящевых и костных рыб. Попробуем составить схему «Классификация рыб».

НАДКЛАСС РЫБЫ

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

КЛАСС

КОСТНЫЕ

РЫБЫ

Характерные признаки:

ПОДКЛАСС

КОСТИСТЫЕ

ПОДКЛАСС

КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ

ПОДКЛАСС

ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

ПОДКЛАСС

КИСТЕПЕРЫЕ

Представители:

Акулы, скаты, мантии

  • Заполнить таблицу. Работа в группах

задание группе №1 Костно-хрящевые

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Костно-хрящевых, или осетровых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

задание группе №2 Двоякодышащие рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Двоякодышащих рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

задание группе №3 Кистеперые рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Кистеперых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Наклеить отобранные признаки на лист.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

задание группе №4 Костистые рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Костистых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

  • Проверка таблицы:

НАДКЛАСС РЫБЫ

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

КЛАСС

КОСТНЫЕ

РЫБЫ

Характерные признаки:

чешуя плакоидная, имеет зубообразные выросты, 5-7 пар жаберных щелей, жаберных крышек нет, нет плавательного пузыря, скелет хрящевой, сохраняется в течение всей жизни

ПОДКЛАСС

КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ

ПОДКЛАСС

КОСТИСТЫЕ

ПОДКЛАСС

ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

ПОДКЛАСС

КИСТЕПЕРЫЕ

Жаберные крышки имеются, вдоль тела 5 рядов крупных костяных пластин, между ними-мелкие. Скелет-костно-хрящевой.хорда-сохраняется в течение всей жизни. Есть плав.пузырь

Чешуя мелкая костная, скелет-костный, у большинства имеется плавательный пузырь.

Чешуя костная крупная, имеют легкие. Образовавшиеся из плавательного пузыря, сохраняется хорда и не развиваются тела позвонков.

Плавники (особенно парные!!!) похожи на мясистые лопасти покрытые чешуей. Скелет в основном хрящевой, имеется хорда,плавательный пузырь развит плохо

Представители:

Акулы, скаты, мантии

Представители:

осетры, белуга, стерлядь, севрюга

Представители:

сельди, сардины, кета, горбуша, плотва, лещи, сазан

Представители:

австралийский рогозуб,

Представители:

Латимерия

  • IV. Закрепление материала: (за правильный ответ - 1балл)

Упражнение №1 Найдите лишних в ряду:

  • Лещ, пескарь, плотва, сазан, осётр .
  • Сельдь , гигантская акула, манта, скат.
  • Сельдь, сардина, лещ, акула .

Упражнение №2 Выберите правильные суждения:

1) у акул и скатов - хрящевой скелет;

2) все хрящевые рыбы дышат жабрами, прикрытыми жаберными крышками;

3) У двоякодышащих рыб хорда сохраняется всю жизнь. Тела позвонков не развиваются.

4) Представителем двоякодышащих является австралийский рогозуб.

5) Латимерия - представитель Хрящевых рыб.

Результаты рефлексии:

оценка «5» - 6 баллов

оценка «4» - 5 баллов.

оценка «3» - 4 баллов

V. Выводы. Итог урока.

Домашнее задание:

подготовить доклад и презентацию по промысловым рыбам


Хрящевые рыбы. Первые рыбы появились на нашей планете примерно 340-360 миллионов лет назад. Наиболее древние из современных рыб - хрящевые живут почти исключительно в море. Они получили свое название потому, что их скелет целиком хрящевой. Тело их покрыто особыми чешуйками. У большинства хрящевых рыб жаберные щели открываются наружу самостоятельно. Таким образом, снаружи видно с каждой стороны тела по 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет. К хрящевым рыбам относятся, например, акулы - стремительные хищники моря, челюсти которых вооружены острыми кинжаловидными зубами. Крупные акулы нападают нередко и на человека.

Другая группа хрящевых рыб приспособилась к донному образу жизни. Это скаты. В связи с этим тело скатов стало сжатым в спинно-брюшном направлении и роль главного органа движения получили сильно увеличенные грудные плавники.

Костно-хрящевые, или осетровые, рыбы имеют хрящевой скелет, но у них имеются и некоторые кости. В позвоночнике осетровых на всю жизнь сохраняется хорда, которую под именем вязиги употребляют в пищу. У них есть плавательный пузырь, жаберная крышка. Некоторые осетровые (например, белуга) могут достигать нескольких метров длины. Вместо сплошного чешуйчатого покрова у них вдоль тела проходит 5 рядов крупных костных бляшек «жучек». Осетр, стерлядь, севрюга и другие рыбы этой группы питаются червями, моллюсками и другими беспозвоночными, которых отыскивают среди донного ила с помощью небольших усиков, расположенных впереди рта. Несколько месяцев в год осетровые проводят в море (например, в Азовском, Черном или Каспийском), а для икрометания входят в реки.

Двоякодышащие рыбы. В Африке, Австралии и Южной Америке живут немногие представители удивительной группы пресноводных рыб, когда-то очень многочисленных и распространенных по всему миру. Их назвали двоякодышащими по той причине, что плавательный пузырь у них играет роль легкого. Обычно они дышат, как все рыбы, но при пересыхании водоемов зарываются в ил и проводят засушливое время в спячке, дыша атмосферным воздухом. Скелет их, подобно скелету осетровых, преимущественно хрящевой, но имеет отдельные кости. Одна из двоякодышащих рыб - африканский чешуйчатник.

Кистеперые. Считали, что кистеперые рыбы вымерли за 50 - 100 миллионов лет до нашего времени. Неожиданно в 1938 году в Индийском океане, близ южной оконечности Африки, был пойман первый экземпляр латимерии, принадлежащей к кистеперым рыбам. Теперь известно уже несколько десятков экземпляров этой крупной (около 1,5 м длины) рыбы, пойманных между Мадагаскаром и Африкой. Интересно строение их грудных плавников, очень напоминающих переднюю конечность наземных позвоночных. Большинство вымерших кистеперых были пресноводными, имели дополнительное воздушное дыхание, и именно от них произошли первые наземные позвоночные.

Костистые. Наибольшего развития достигают рыбы, весь скелет которых состоит почти из одних костей. Поэтому их называют костистыми. В истории Земли они возникли сравнительно недавно, около 180 миллионов лет назад. У более древних представителей костистых на всю жизнь сохраняется связь плавательного пузыря с кишечником, а большинство плавниковых лучей мягкие. К числу этих рыб принадлежат, например, сельди. Большинство из них живет в море и держится большими стаями, совершающими странствования для икрометания. Питаются сельди мелкими, взвешенными в воде организмами.

В наших пресных водах обитает много карповых рыб: плотва, лещ, карась, чехонь, уклейка и многие другие. Эти рыбы питаются растительным кормом и беспозвоночными. Зубы в челюстях у них развиты слабо или совсем отсутствуют. Зато в глубине глотки у них имеются особые приспособления для измельчения пищи.

Острые зубы челюстей помогают хищной щуке хватать рыб, лягушек и даже птиц. Другой крупный хищник (1-2 м длины) наших пресных вод - сом имеет челюсти, покрытые множеством небольших, очень острых зубов. В углах рта он имеет усики. Сома иногда называют «акулой пресных вод»: он нападает даже на человека.

Среди морских рыб большое промысловое значение имеют тресковые, одним из признаков которых служит непарный усик на подбородке. В наших пресных водах встречается представитель тресковых - налим.

Самые молодые рыбы в истории Земли - такие костистые, у которых плавательный пузырь во взрослом состоянии не сообщается с кишечником, а лучи в плавниках колючие. Их называют колючеперыми. К ним относятся окунь, судак, ерш и др.

Класс: 7

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться с многообразием рыб; выявить признаки основных классов рыб; сформировать умения сравнивать и определять наиболее распространённые отряды рыб; воспитывать бережное отношение к природе

Задачи:

Образовательные: раскрыть многообразие рыб, изучить признаки классов и отрядов рыб.

Развивающие:

  • научиться узнавать изученных рыб,
  • уметь сравнивать особенности строения рыб,
  • уметь работать с материалом,

Воспитательные: формировать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на охрану животных, рациональное природопользование,

Оборудование: презентация «Многообразие рыб», таблицы «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Тип Хордовые. Класс Рыбы», проектор, компьютер, фотографии рыб, табл. систематические группы рыб.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Объяснение материала

Учитель - Ребята сегодня мы с вами отправимся на корабле знаний в открытое море, заходя в реки и каналы, мы будем спускаться под воду и знакомится с водными обитателями, а именно с рыбами. Отдать швартовый, в путь!

Пока доплываем до первого погружения давай те подумаем кого мы можем встретить на нашем пути. Перед вами схема назовите основные классы и отряды рыб (слайд 3). Мы плывем в научное путешествие поэтому должны записывать свои наблюдения.

Учитель раздает таблицы и маленькие фотографии рыб.(приложение 1)

Ну вот мы и доплыли до места, все в батискаф и погружаемся. Ой, ой, ой кто это перед нами (слайд 4).

Ученики - Это акула. Быстрая и мощная рыба с хрящевым скелетом, обитающая в морях и океанах. У нее нет плавательного пузыря и она лишена нейтральной плавучести. Эта рыба имеет острую чешую, которою называют плакоидной, а так же опасные зубы, у нее внутреннее оплодотворение и ей присущ процесс живорождения.

Учитель – молодцы, посмотрим некоторые виды акул (слайд 6) (слайд 7)

А вот и китовая акула (слайд 8). Она медленно движется вперед, разинув огромную пасть. По мере того как вода попадает в жабры, мелкая рыбешка и планктон запутываются в "ворсинчатых матах", закрывающих жаберные щели. Эти гребневидные сита называются жаберными тычинками. Животному остается только глотать пищу. Ой смотрите кто это? (слайд 8,9)

Ученики – Это скат. Эти рыбы занесены в перечень опасных животных, а в общем они безобидные и безвредные. У некоторых грозный и свирепый вид, некоторые могут уколоть, отравить или оглушить человека, но не было случая, чтобы кто-нибудь из них совершил неспровоцированное нападение на людей. Большинство их имеет плоское тело, а их грудные плавники расплющились, расширились и превратились в "крылья", представляющие одно целое с головой и боками.

Учитель – возвращаемся на корабль и проверим, что мы узнали. Зачитывается таблица.

Впереди пресноводный пролив, а это, что за рыба? (слайд 12)

Ученик – Осетр. Немногочисленная группа рыб. В строении осетрообразных сохранились древние признаки, подчеркивающие их сходство с хрящевыми рыбами. В течение всей жизни у осетрообразных сохраняется хорда, скелет костно-хрящевой. Тело удлиненное, голова начинается с уплощенного рыла, с нижней стороны которого имеются две пары усиков и рот в виде поперечной полулунной щели. Челюсти лишены зубов. В кожном слое по бокам вдоль тела и на хребте располагается пять рядов крупных костных бляшек, между ними хаотично разбросаны мелкие костные пластинки. Грудные и брюшные плавники прикрепляются к телу горизонтально. Хвостовой плавник неравнолопастный, напоминает хвост акул. Есть плавательный пузырь.

Представители семейства осетровых встречаются в основном в северном полушарии умеренных широт Европы, Северной Азии и Северной Америки. Во взрослом состоянии большую часть жизни эти рыбы проводят в морях. Байкальский осетр, американский озерный осетр и стерлядь считаются пресноводными рыбами. (слайд 12)

Мясо осетровых ценится за прекрасные вкусовые качества. В пищу оно употребляется свежим, соленым, копченым. Икра осетровых - очень ценный питательный продукт.

Учитель – мы опять в море смотрите как блестит вода, кто это? (слайд 14,15)

Ученики – Это сельдеобразные. Рыбы этого отряда обладают вытянутым телом, слегка сжатым с боков. Окраска спинки темно-синяя или зеленоватая, брюшко белое с серебряным отливом. Парные и непарные плавники мягкие. Боковая линия незаметна. Длина тела обычно 5-75 см, иногда бывают до 5 м.Большинство сельдеобразных обитает в морях, есть и проходные - перемещающиеся для размножения из морей в реки и наоборот.

Немногие представители отряда обитают в пресных водоемах. Питаются планктонными беспозвоночными. Крупные особи, как правило, - хищники, поедающие мелких рыб.

Отряд состоит из трех семейств. Наиболее известны рыбы из семейства сельдевых, относительно мелкие или средних размеров, длиной обычно 35-45 см, реже - более. Обитают сельдевые преимущественно в морях. Промысловое значение имеют океаническая (атлантическая, балтийская, беломорская, тихоокеанская) сельдь, сардина, иваси. Наиболее мелкими рыбами из имеющих промысловое значение являются килька и тюлька, обитающие в Балтийском, Черном и Каспийском морях.

Учитель – почти достигли цели нашего путешествия, но кто это впереди?

(слайд 16,17)

Ученик – это семга, из отряда лососевых. Общеупотребительные в быту названия «лосось» и «форель» вопреки стереотипу не соответствуют ни одному виду рыб. Это собирательные названия либо целого семейства или подсемейства (характерно для имени «лосось»), либо большой группы видов, объединённых одним свойством (форель).

Собственно лососем считается сёмга вообще, или сёмга во время нереста. С другой стороны, термин «лосось» присутствует в названии более десятка разных видов рыб из разных подсемейств, а также в названии двух родов - Благородные лососи и Тихоокеанские лососи.

Все рыбы лососевых пород промыслового значения: семга, Каспийский, Черноморский, Аральский лососи, белорыбица и другие - находятся под особой охраной Министерства рыбной промышленности РФ, поэтому ловля любого лосося и любым способом, в том числе и спиннингом, может производиться лишь с особого на то разрешения, выдаваемого Министерством или местными органами, регулирующими рыболовство, или на местах, специально отведенных для ловли спортивным способом.

Рыбы лососевых пород относятся или к проходным, которые живут в море и только на время нереста входят в реки для икрометания, или к пресноводным, которые живут в реках и в море совершенно не уходят. Лососи - рыбы севера. Но некоторые из них водятся в Черном, Каспийском и Аральском морях. Это объясняется геологическим прошлым названных морей, которые некогда были соединены с Северным Ледовитым океаном.

Семга очень красива: тело ее стройное, удлиненное, с мелкой ярко-серебристой чешуей, среди которой, выше боковой линии, разбросаны в небольшом количестве Х-образные темные пятнышки; спина ее темная, с синим стальным отливом; брюхо белое; хвостовой и спинной плавники темно-серые, а остальные несколько светлее. Рот у семги большой, челюсти хрящевато-костистые с довольно крупными зубами и очень сильные. Семга в море питается мелкой рыбой и вырастает до 1,5 м длиной, нагуливая до 32 кг и больше прекрасного по вкусу мяса. Отличительным признаком семги, как и всех вообще лососевых, служит жировой плавник, помещающийся на спине около мощного хвоста.

Учитель – но вот мы почти дома, впереди пресная вода, какая красивая рыба – прямо из сказки – золотая рыбка. И это кто? (слайды 18,19,20)

Ученик – карп. Карп -рыба семейства карповых - это культурная (одомашненная) форма сазана. Карп - стайная рыба, желто-зеленого и коричневого цвета. Характерными признаками карпа являются два уса с каждой стороны верхней челюсти. Окраска тела у этой рыбы может варьировать в зависимости от места обитания. Его спина обычно темного, даже черного цвета с зеленоватым отливом, бока - желтоватые и светловатое брюхо. Слегка выемчатый спинной плавник - темно-серый, брюшные, грудные и анальный плавники - светло-серые с фиолетовым оттенком, хвостовой - красно-бурый.

Карпы - очень неприхотливые, хотя и теплолюбивые рыбы (выносит температуру до 35 °С, живёт в прудах с небольшим количеством кислорода, (выносит значительное загрязнение), карьерах, оросительных и дренажных каналах, реках. Если карп попадает в реку, то предпочитает держаться в тихих заросших заводях с медленным течением. Речные карпы имеют более вытянутое тело и пойманные на крючок оказывают большее сопротивление по сравнению с сородичами из стоячих водоемов.

В водоемах России наиболее распространенными представителями карпообразных являются плотва, елец, жерех, линь, усач, лещ, рыбец, уклейка, чехонь, сазан, карась, амур, все имеют большое промысловое значение. Ряд видов искусственно разводят в прудовых хозяйствах.

Учитель – а теперь спросим рыбаков – знаете ли вы следующих рыб, которые сейчас проплывают мимо нас.(слайд 21,22)

Ученики – окунь. Отряд Окунеобразные - самая многочисленная по видовому составу группа рыб (рис. 5). Распространены они в водоемах всех материков и в океанах. Характерная особенность окунеобразных - наличие двух спинных плавников с острыми колючками. Плавательный пузырь у некоторых из них отсутствует. Длина тела от 1 см до 5 м и масса от менее грамма до 1000 кг и более. Почти все рыбы отряда окунеобразных съедобны и являются объектами промысла, а также любительского лова. Мелкие рыбы этой группы прекрасно живут и размножаются в аквариумах.

Учитель – молодцы, еще немного и мы дома, ой, ой смотрите кто там почти на берегу. Да еще и синяя, пойдем знакомится. (слайд 23,24)

Ученики – да это же латимерия. В рождество 1938 года рыбаки, занимавшиеся промыслом в Индийском океане, у берегов Южной Африки" обнаружили среди рыб поднятых тралом с глубины 69 метров, очень странное существо. Размером и весом оно было с невысокого человека - длина составляла 1,5 -1,8м, а вес - 57 кг. Великолепного синеватого оттенка с металлическим блеском рыба была покрыта крупной толстой чешуей и имела мощные, веслообразные плавники. Когда капитан наклонился, чтобы получше рассмотреть это существо, оно разинуло пасть, полную острых зубов, и впилось ему в руку. Никто из находившихся на судне не видел Подобного животного. Когда судно пришвартовалось в одном из доков Ист-Лондона, это существо отнесли в местный музей. Известный ихтиолог тотчас понял, что это самая важная находка, которую удалось "сделать в море ученым. Он определил, что это один из экземпляров рыб, которая в течение миллионов лет скрывалась в глубинах морей, в сотнях метров от поверхности. Назвали ее в честь хранительницы музея, которая сообщила ему о находке, мисс Кортни Лэтимер. В 1952 году из глубин моря между Африкой и Мадагаскаром был извлечен еще один целакант. Позднее в этом же районе было поймано более дюжины таких живых ископаемых, представителей ветви, давно считавшейся вымершей, - ветви, которая соединяет между собой позвоночных обитателей суши и моря.

3. Закрепление

Учитель – мы вернулись из путешествия, давайте подведем итоги, что у нас получилось (Проверка таблицы). А теперь давайте подведем итоги перед вами карточки с внешним видом рыб – добавьте те часть тела, которых не хватает и определите к каким классам и отрядам они относятся. (приложение 2).

Посмотрите, фильм, который мы сняли за время путешествия, камера снимала только те моменты, которые мы из-за нашей большой исследовательской деятельности мы упустили из виду.(слайд 25).

4. Рефлексия.

Молодцы потрудились на славу, каждый из вас при посадке на корабль получил 3 рыбки – веселую, грустную и задумчивую, перед вами 3 аквариума отпустите рыбок в тот аквариум, который больше всего подходит к вашему настроению на данном уроке.

5. Домашнее задание: повторить п.22,23

Список литературы:

  1. В.В. Латюшин В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» -М. Дрофа 2009
  2. В.В. Латюшин Г.А. Уфимцева «Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин В.А.Шапкина «Биолигия. Животные. 7 класс» -М. Дрофа, 2008
  3. А.В.Онищенко «Биология в таблицах и схемах» СПБ ООО «Виктория плюс» 2010
  4. http://www.learnbiology.ru/19.htm
  5. http://www.zooeco.com/0-rib/0-ribi3-1.html
  6. http://images.yandex.ru
  7. http://900igr.net
  8. http://ru.wikipedia.org
  9. http://fish-book.ru


Похожие статьи