Золотое сечение в проектировании и строительстве. Основы дизайна. Правило золотого сечения. Применение в дизайне логотипов

Современный веб-дизайн включает в себя 2 особенности, которые должны быть четко соблюдены: эстетика и верная область применения. Если следовать данным понятиям, веб-дизайн можно считать успешным.

Что касается эстетики, здесь имеется ввиду, что рисуя тот или иной образ предмета, мы используем множество различных манипуляций: создание сетки, макета, используем типографические приемы для того чтобы получить хорошую структурность предмета. Немаловажно сохранять ощущение гармоничности, порядка и визуального равновесия при любой графической обработки. В этом нам помогут «Золотое сечение» и «Правило трех».

Как использовать золотой раздел в дизайне

Вы здесь: вы можете создавать золотые прямоугольники, треугольники, эллипсы, пентаграммы и спирали. Думайте вне коробки или в этом случае вне золотого прямоугольника. Надеюсь, некоторые из вышеперечисленных убедили вас в эстетических качествах пропорций золотого сечения. Теперь, как вы на самом деле применяете эти принципы в своем дизайне и когда можете их использовать?

Вышеизложенное относится к разделению вашей страницы по горизонтали, используя золотой коэффициент. Разделение страницы по вертикали - другое дело. В дизайне печати вы можете контролировать высоту и ширину страницы. В веб-дизайне высота страницы имеет тенденцию меняться в зависимости от содержимого. Вы можете установить абсолютную высоту, если хотите, хотя это обычно непрактично.

Наверняка, ранее вы слышали об этих понятиях. А, быть может, имеете представление, в каких конкретно проектах они могут использоваться. «Золотое сечение» и «Правило трех» применяется для того чтобы изменить изображение и представить его в лучшем виде, нежели оно есть на самом деле. Подобные технологии помогают усовершенствовать даже самую примитивную картинку.

Правило третей: упрощенное золотое сечение

Рассмотрим снова последовательность Фибоначчи, особенно ранние числа в серии. Используя числа 2 и 3 из серии, мы получаем простое приближение золотого сечения, которое приводит нас к правилу третей. Это похоже на то, что мы делали выше, без всякой математики.

Золотое сечение – основа гармоничного пространства

Правило третей часто применяется к изображениям, чтобы создать больший интерес. Деля изображение на третье, как горизонтально, так и вертикально, вы создаете сетку из 9 прямоугольников. Вы хотите изображения вокруг центрального прямоугольника, идеально в любом из четырех углов этого прямоугольника. Это создает напряжение и добавляет интерес и энергию к вашему составу.

Давайте подробнее остановимся на данных особенностях и узнаем, в каких областях веб-дизайна их можно применить.

Что такое «Золотое сечение» и как оно появилось?

Данный термин на первый взгляд может быть непонятен. Почему именно «Золотое»? Для чего применять эту технологию? На сегодняшний день до сих пор остается загадкой, кто придумал «Золотое сечение», откуда возникло это название. Однако известно, что технология используется уже на протяжении 2400 лет. Стоит также отметить, что золотое сечение применяется в различных отраслях науки: в астрономии, математике, архитектуре, музыке, живописи и многих других.

В исходном изображении маяк расположен по горизонтали, и это едва ли отличный образ. Обрезанное изображение, хотя и не тот, кто выиграет какие-либо награды, намного сильнее оригинала. Наведите указатель мыши на изображение, чтобы увидеть сетку «правило трети».

Применение в веб-дизайне

Снова с веб-дизайном мы, возможно, не сможем сделать это для всего нашего, так как наша высота, скорее всего, является переменной. Однако правило третей может быть особенно эффективным при использовании для обрезки изображений для максимального воздействия.

Золотое сечение образовано на примере простого математического уравнения, которое показывает отношение. В наиболее простой математической форме данное отношение выглядит следующим образом:

Как вы можете видеть, это является уникальным уравнением, которое разделяет отношения между двумя размерами и пропорциями линий. В десятичном исчислении b деленное на a ​​равно 1.618033 … в случае если а>b. В приведенном ниже примере допустим, что b равен 5. Тогда уравнение будет выглядеть следующим образом:

Вы также можете использовать правило третей для размещения элементов в разделе фиксированного размера вашего макета, такого как макет одиночной страницы одного столбца, описанный выше. Фи, последовательность Фибоначчи и золотое соотношение видны снова и снова в природе, а также в искусстве, архитектуре, музыке и дизайне.

Независимо от того, генетически ли мы склонны находить золотые пропорции, или мы просто обучили себя истории, чтобы найти ее, нет никаких отрицательных золотых разделов, которые появляются снова и снова в природе и многих искусственных структурах. В следующий раз, когда вы планируете создать сетку для дизайна веб-сайта, подумайте о золотом разделе и о том, как вы можете его использовать. Вы не хотите произвольно вводить золотые пропорции в свой дизайн, однако они могут сделать для приятных пропорций.


Возможно, ранее вы уже слышали о последовательности Фибоначчи. Как же на самом деле это работает? Например, имеется ряд чисел, в котором любое заданное число создается посредством сложения двух предыдущих. Начиная с 0, то последовательность такая 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34… итд:

Считаю принцип золотого сечения основой в планировании идеального помещения. Но есть ещё несколько заслуживающих внимания правил

Подумайте о том, чтобы использовать их для геометрических и органических конструкций, особенно тех, которые связаны с ритмом и несколькими элементами. Ваши посетители могут не знать, почему они находят ваш сайт привлекательным, но они, скорее всего, ответят положительно на пропорции золотого сечения в вашем дизайне.

Из моей книги «Основы дизайна». Когда вы действительно думаете об этом, одним из самых крутых аспектов архитектуры является способность иметь здания настолько разные - настолько разнообразные по размеру, форме и стилю - и все же так похожи по своему ядру. Независимо от того, кто проектирует здание, он построен из чертежа. Независимо от того, какая структура выглядит, как только она закончена, она все еще собирается из коллекции натуральных материалов. Независимо от того, какова конечная цель здания, золотое соотношение, скорее всего, использовалось для определения его пропорций.

Письменное выражение представлено в виде формулы: xn = xn-1 + xn-2 .

Последовательность тесно связана с золотой пропорцией, потому что если вы берете какие-либо две последовательные цифры и делите на предыдущую, дробь окажется очень близкой к золотой пропорции. По мере увеличения значения числа, дробь становится еще ближе к золотой пропорции. Например, 8/5 1,6 , 34/21 это 1,619 и так далее.

Он встречается во всем: от формы нашей вселенной, от структуры облаков и даже от пропорций человеческого тела. Люди включили его во все: от математики, художественной работы и музыки. С такими разнообразными приложениями, это должно быть не удивительно, что это отношение уходит корнями в основополагающие принципы архитектуры. Продолжайте выяснять, как архитекторы используют преимущества золотого отношения в своей работе. Вы можете оказаться в своем окружении таким образом, который у вас никогда не было.

Как и в любой отрасли, архитектура не была бы такой, какой она есть сегодня, не полагаясь на прошлое. Хотя есть некоторые разногласия по поводу точного происхождения, многие люди считают, что использование отношения датируется вплоть до Великих пирамид в Египте. Его также можно найти во многих других самых известных зданиях мира, в том числе: Парфенон, Нотр-Дам из Лаонского собора, и он Тадж-Махал.

«Золотая спираль». Прямоугольник

Итак, вы наверняка, встречали подобные уравнения. Но для чего дизайнеры используют геометрию в своих проектах? Зачем необходимо наложение фигур? Схема называется «Спираль Фибоначчи». Она на самом деле довольно проста и является наиболее оптимальной для многих геометрических фигур. Спираль создается при помощи четверти кругов, которые нарисованы внутри массива квадратов на основе последовательности Фибоначчи.

Каждый раз, когда вы просматриваете здание с равномерно разнесенными столбцами, это кивок отношения и его владение с древними греками. Каждый раз, когда вы смотрите на дом с вершиной и наклонной крышей, что позволяет зимним снегам легко упасть, это также благодаря расчетам отношений. Мы думаем, что вы будете удивлены, сколько их там. Как правило, мы тяготеем к зданиям, которые выглядят сбалансированными. Хотя «современные» чудеса строительства могут быть интересными, мы склонны записывать их для повседневного использования, потому что они воспринимаются как менее функциональные, чем их более условно структурированные аналоги.

На диаграмме ниже представлен образец:


Получается что каждый последующий радиус больше предыдущего на число близкое к золотому сечению. Полученная спираль применяется во многих областях, чаще в рисовании и архитектуре, но ее можно также наблюдать и в природных явлениях.

Один из простейших способов придать чувство равновесия структуре - это основать его на принципах золотого прямоугольника. Чтобы просто объяснить это, золотой прямоугольник означает любую форму, которая может быть полностью разделена на квадрат и прямоугольник, который при объединении устанавливает соотношение 1: Поскольку длины и ширина этих форм соответствуют рациону, теория утверждает, что вы должны продолжить деление полученных прямоугольников на меньшие и меньшие сегменты, сохраняя при этом пропорции отношения.

Если архитектор хочет сделать структуру большей или меньшей для удовлетворения потребностей своих клиентов, если они следуют принципам, изложенным в соотношении, они имеют возможность правильно изменять пропорции здания с помощью нескольких простых вычислений.

«Правило трех»

Данное правило является одним из вариантов золотой спирали и часто используется при кадрировании фотографий, видео. Используется для обрезки кадров и придания им эстетического вида. Чтобы применить «Правило трех», необходимо разделить изображение на 9 равных частей. Провести 2 горизонтальных линии и 2 вертикальных. Немаловажно расположить их ровно. Смысл заключается в том, чтобы выровнять фокус с крайним левым вертикальным разделителем. Горизонт или «точка схода» должны быть на уровне с горизонтальным разделителем.

Конечно, не все здания будут идеально прямоугольными. Независимо от того, естественный ландшафт, существующие границы лотов или личный стиль диктует, что структура принимает другое образование, архитекторы должны быть способ разместить массив фигур. К счастью, с помощью нескольких дополнительных поправок к золотому прямоугольнику архитекторы могут легко применить отношение к любой форме, которую они могут придумать.

Помимо золотого прямоугольника, вот несколько основных арендаторов, которые архитекторы имеют в виду. Коннетирует равнобедренный треугольник, в котором меньшая сторона находится в золотом соотношении со своей соседней стороной. Логарифмическая спираль: может быть создана путем принятия существующего золотого треугольника и деления пополам углов, чтобы сделать еще один золотой треугольник и продолжаться бесконечно. «Золотой треугольник». . Используя комбинацию золотого прямоугольника, золотого треугольника и логарифмической спирали, архитекторы могут создавать различные формы, которые варьируются от пентаграмм до икосаэдра, которые имеют 30 точек и выше.


Применение «Золотой спирали»

Как было уже отмечено, последовательность Фибоначчи тесно связана с золотой пропорцией. Применение золотого сечения выполняется при помощи прорисованной спирали. На изображении представлен пример использования данного метода. Итак, мы видим прямоугольник, основа которого простирается от правого запястья женщины к ее левому локтю.

Однако важно отметить, что эти измерения часто используются как приближения или эмпирические правила, а не жесткие и быстрые цифры. Практические ограничения на материалы, рабочие места и человеческие расчеты часто затрудняют точное соответствие этого соотношения.

Он создает эстетически привлекательные здания

Архитектура - это не только форма и функция. Это также касается внешнего вида. Так же, как элементы дизайна, которые вы включаете в свой дизайн интерьера, задают тон для комнат в вашем доме, то, как выглядит здание, влияет на его окрестности. Добавьте к этому личное удовлетворение, которое должен чувствовать архитектор, когда их работа хорошо воспринята, и неудивительно, что это соотношение играет определенную роль.

Прямоугольник расширяется вертикально, пока не достигнет макушки. Если мы нарисуем квадраты внутри золотого прямоугольника, все важные части женщины находятся на краях внутренних квадратов: ее подбородок, глаза и губы. Леонардо Да Винчи множество раз использовал золотое сечение в своих работах. Ниже примеры золотой спирали в природе и космосе.

Исследования показали, что, когда дело доходит до традиционной привлекательности, мы подсознательно тяготеем к другим, чьи пропорции наиболее близко соответствуют золотому соотношению. Имея это в виду, такое стремление полагать, что мы будем тяготеть к зданиям, пропорции которых соответствуют этому соотношению?

Что такое «Золотое сечение» и как оно появилось?

Архитекторы сохраняют золотое отношение, когда приходит время. Он используется при определении таких функций, как правильное определение макета зданий, пространство вне окон и определение того, где дверь должна быть помещена в комнату. Хотя эти пропорции считаются второстепенными для структурной целостности здания, соблюдение этого соотношения увеличивает шансы, что люди найдут здание эстетически приятным.


Применение в веб-дизайне

Многие дизайнеры допускают ошибку, полагая что посредством обычного деления или умножения на 1,61… можно получить гармоничную пропорцию. Это далеко неправда, это всего лишь основа процесса. Невозможно просто использовать тот или иной номер и получить магическую пропорцию. Однако существуют определенные способы, которые помогают получить золотое сечение. Некоторые художники склонны думать, что теория о золотом сечении является мифом. Приведем еще один пример, как работает золотое сечение. Возьмем прототип сайта и рассмотрим применение золотого сечения на нем.

Расстановка мебели будет сбалансированной

Приложения золотых соотношений простираются далеко и широко. Он встречается в природе, включается в великие произведения искусства и даже используется в маркетинговых кампаниях, чтобы влиять на наши варианты покупки. Неудивительно, что архитекторы также склонны к подсознательному влиянию на наше мнение о своей работе. Они используют его для создания баланса и высоты зданий, создания неясных форм и создания красивых макетов. Взгляните на здания в вашем родном городе. Вы, несомненно, сможете выбрать несколько собственных примеров.

Выглядит довольно просто, не так ли? Да, на самом деле так и есть. Дизайн основан на 960-пиксельной сетке. Оформление представлено с помощью золотой пропорции. Если использовать 1 золотую спираль которая охватывает 960px видно как располагался заголовок, логотип итд.

Применение «Золотой спирали»

Каковы ваши мысли об использовании отношения в архитектуре? Считаете ли вы, что это действительно влияет на наше восприятие? Последовательность Фибоначчи и Золотое Средство показывают необычайное явление, которое происходит по всей природе, искусству, музыке и математике. Также известное как Золотое Соотношение или Золотое сечение, Золотое Средство - это математическое соотношение, которое художники, архитекторы и музыканты использовали для создания своей художественной формы на протяжении веков.

Понимание последовательности Фибоначчи

Последовательность Фибоначчи - это серия чисел, которая демонстрирует увлекательный численный образец, который первоначально был обнаружен Леонардо Пизано Биглолло. Известный как Фибоначчи, Леонардо был итальянским математиком 13-го века, который популяризировал систему индусско-арабских чисел в Западном мире и представил Европе последовательность чисел Фибоначчи.


Двигаем нашу спираль ниже и опираемся на ее размеры


Получается некий каскад спиралей в котором основные элементы дизайна вписаны в прямоугольники с золотой пропорцией


Сетка основанная на золотом сечении имеет ряд пропорциональных отношений внутри него, которые выполнены четко пропорционально внутри прямоугольника. В нижней части этой статьи, я прикрепил PSD файл, который содержит мой пример, вы можете попробовать использовать его в своем проекте для экспериментирования с золотым сечением.

В тот момент, когда мы смотрим на картину, в нашем мозге работает правое полушарие. Та же самая ситуация со стенами квартиры – когда мы смотрим на них работает «техническое» полушарие. Это полушарие ищет четкие пропорции и одинаковые элементы. Если «техническое» полушарие не находит для себя ничего интересного, то к работе приступает левое «гуманитарное» полушарие. Оно отвечает за фантазию, ассоциации и прочую лирику. Если опытный художник нарисует наивысшей красоты картину, на которой будет все что угодно на свете красивое, но воображаемая линия симметрично поделить картину, то она никому не понравится. Никто не заметит в ней ничего привлекательного, потому как «гуманитарное» полушарие даже не включится в работу.

Правило золотого сечения говорит: никаких кратных делений и никаких ровных линий. Только иррациональность и ассиметрия. Если нужно что-то поровну поделить, отмерьте чуть больше половины.

Основы дизайна. Психология восприятия визуальной информации

В сознание человека поступает только результат, так сказать не разбор по косточкам, а сразу, нравиться или нет, уютно или нет, удобно или нет. Причем, для осознания результата голова проделывает огромную аналитическую работу.

При рассмотрении мы всегда осматриваем её с верхнего левого угла, в правый нижний. Все и всегда, левши или правши, осматривают картину именно так. Затем уже осматривает всю картину, причем сначала с ярких моментов, а затем с моментов несущих смысловую нагрузку.

Рассмотрим этот момент на примере геометрических фигур.


Эти примитивные геометрические фигуры могут быть весьма драматичны, в зависимости от их положения. Картина из-за положения кружочка и квадрата может приобретать любую эмоциональную нагрузку.

А все из-за того, что мы начинаем осматривать картину из верхнего левого угла в нижний правый. Фигуры воспринимаются по очереди.

В первой квартире квадрат нависает над маленьким кружочком, Его сейчас как — будто раздавит. В таком случае шарик нам как бы жарко. Квадрат здесь кажется злым и опасным.

А на втором рисунке шарик как — бы улетает от квадрата. И квадрат теперь нам кажется спокойным и основательным.

Основы дизайна. Энергия и ее отсутствие


Одна в мажоре, другая в миноре. Одна неактивно висит, другая энергично и стремительно тянется вверх.

Основы дизайна. Мажор-минор

Каждый из нас знает, что такое минор и мажор. Вот только это сложно объяснить словами. Как тогда выразить эту эмоциональную энергию в интерьере? Такую энергию лучше всего проявлять цветом. Холодные оттенки – это минор. Теплые тона – мажор. А вот сочетанием разных тонов и цветов можно передать уже более глубокие и богатые эмоциональные состояния.

Кроме того, эмоции может носить и форма.

Картина с «минорным» состоянием будет иметь линию горизонта, опускающуюся сверху вниз. Мажорная линия, напротив, будет всегда подниматься.


Есть такое убеждение, что арабы читают картины с правого нижнего угла в левый верхний угол. И все зрительные эмоции и информация воспринимается ими с точностью до наоборот.

А теперь представьте себе, рядом с нами живут люди, воспринимающие мир абсолютно противоположно.

Стоит предположить, что с музыкой дело у них обстоит также, и эти минорные песни могут их бодрить.

Цвет и форма неразрывно связаны между собой. В живописи многие художники специально используют эти приемы для передачи душевного и эмоционального состояния, а при проектировании дизайна специально ограничивают эмоциональные составляющие. В среде, которая постоянно стимулирует эмоциональное состояние жить невозможно. Это как в любимом анекдоте.

Кроме того, некоторые, все — таки, стараются использовать такие выразительные средства и наполнить интерьер насыщенным и богатым вкусом. А некоторые такими приемами добиваются утонченности стиля.

Нужно отметить следующее. Прежде чем приступить к ремонту его нужно продумать полностью, от и до. Единственное, цвет пола лучше утверждать после выбора корпусной и мягкой мебели, для соответствия цвета. Кухне касается тоже самое. Пусть лучше подготовительный этап продлиться дольше, зато результат будет намного лучше. Если не продумать все точно, то можно совершить неприятную ошибку.

Бывали даже случаи, когда после покупки мебели людям приходилось переклеивать обои, так как мебель становилась просто невидимой.

Основы дизайна. Недекоративная роль живописи в интерьере

Если над дизайном будет работать истинный профессионал, то можно просто сотворить чудо. Смотря на приятный интерьер можно быть стимулированным на подвиги и трудовые постижения. Сила взгляда действительно огромна, но не стоит вдаваться в эту тему слишком подробно. Можно поэкспериментировать в метро, например, заставить силой взгляда посмотреть на вас соседа по вагону.

Вот это и является главным правилом дизайнерского проекта. Конечно, в статье мы не рассмотрели все аспекты подробно, но общее представление обрисованы и азы получены. Если вас заинтересовало все выше написанное, то есть смысл прочитать книгу «О духовном искусстве» Василия Кандинского. Это один из немногих трудов по живописной теории и более подробном рассмотрении всех дизайнерских аспектов. Кстати, такой труд на бумажном носителе найти в настоящее время практически невозможно.



Похожие статьи