Крымские татары религия. Крымские татары — история происхождения

Арсен Бекиров
Со стороны крымскотатарский народ кажется монолитным, но общаясь с татарами, часто можно услышать: «У Заремы свекор „тридцатка“, а свекровь керченская ногайка» или «мой папа бахчисарайский тат, а мама ускут». Это названия субэтнических групп - этаких «народов внутри народа».
Считается, что крымскотатарский народ состоит из трех субэтнических групп: степняков (ногаев), горцев (татов) и южнобережных (ялыбойлю). Депортация ослабила, но не стерла различия: симпатия к «своим» проявляется и на бытовом уровне, и в бизнесе, и в политике.
«У славян это явление называется кумовством. Оно в той или иной мере свойственно всем народам», - говорит политолог Алиме Апселямова.

Одни - политики, другие - ученые
В руководстве крымскотатарского меджлиса ведущая роль у выходцев с Южнобережья. Глава меджлиса Мустафа Джемилев и его правая рука Рефат Чубаров считают родным селом Ай-Серез (Междуречье, около Судака). Из тех же мест и муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Впрочем, Джемилев отрицает, что подбирал соратников по месту рождения.
«Я узнал, что у Рефата корни из Ай-Сереза только после того, как он стал моим первым замом», - говорит крымскотатарский лидер. Хотя его оппоненты утверждают, что Джемилев и Чубаров - дальние родственники.
Степняков‑ногаев выделяет тяга к образованию и наукам. Например, ректор Крымского инженерно-педагогического университета Февзи Якубов родился в Черноморском районе. Ногаями являются также многие руководители КИПУ - большая часть деканов и проректоров. Якубов утверждает, что фактор землячества для него не имеет значения, но при этом признает - отношения между субэтническими типами влияют на атмосферу в коллективе.
«Бывает, что человек некомпетентен, а потом ходит и рассказывает, что таты или отузы не дали ему работать», - рассказывает ректор.

Ногаи - выходцы из степи
Ногайский тип крымских татар сформировался в степных районах полуострова. В ногаях смешалась кровь половцев, кыпчаков и частично ногайцев - народа, который сейчас живет на Северном Кавказе. Во внешности большинства степняков есть элементы монголоидности: их отличает небольшой рост и узкие глаза. По языковым и фольклорным особенностям степные крымские татары делятся на три группы: выходцы из северо-западного Крыма (нынешние Сакский, Черноморский и Раздольненский районы), жители центральной степи и восточные ногаи - преимущественно выходцы из Ленинского района. Последние считают себя «настоящими» степняками, в отличие, например, от евпаторийских ногаев, среди которых немало светлокожих с каштановыми или темно-русыми волосами.
 Особенности: среди крымских татар распространено убеждение, что мужчины-ногаи отличаются рассудительностью и спокойным нравом. Женщины, наоборот, более темпераментны и частенько управляют своими мужьями.

Таты - дети гор
Таты до депортации жили в горных и предгорных районах Крыма. Крымские татары называют эту территорию «орта йолакъ» - средняя полоса. В них смешаны гены чуть ли не всех племен и народов, населявших Крым с древних времен: тавров, скифов, сарматов, аланов, готов, греков, черкесов, хазар и других. Внешне таты похожи на жителей Восточной Европы, в том числе, украинцев. Историки до сих пор спорят о происхождении слова «таты» - по одной из версий, так во времена крымского ханства называли перешедших в мусульманскую веру христиан.
 Особенности: бахчисарайские таты считаются интеллигентными, балаклавские - упрямыми и вспыльчивыми.

Ялыбойлю - южные парни
Так называют уроженцев Южного берега Крыма, но на самом деле настоящие ялыбойлю жили на участке от Фороса до Алушты. У обитателей судакского региона - ускутов - есть свои особенности.
Южнобережные татары - это потомки греков, готов, турок, черкесов и генуэзцев. Внешне ялыбойлю похожи на греков и итальянцев, но встречаются голубоглазые и светлокожие блондины.
 Особенности: считается, что южнобережных отличает предприимчивость и деловая хватка.

Этнографические типы есть у многих народов. Например, среди украинцев выделяют бойков, полищуков, литвинов, лемков

Семьи не препятствуют смешанным бракам. Правда, если случаются семейные ссоры, муж и жена могут упрекнуть друг друга в «ялыбойских понтах» или «ногайской стервозности»

«Различия - это вовсе не показатель разобщенности народа. Наоборот, наличие четко выраженных этнических групп указывает, что крымские татары являются развивающимся этносом», - считает культуролог Ветана Вейсова

Как они говорят
Диалекты ногаев и ялыбоев различаются примерно так же, как русский и украинский язык. В основу литературного крымскотатарского языка лег язык татов - он объединяет признаки «северного» и «южного» говора.

Этногенез крымских татар

В современном мире насчитывается около 800 наций. Все они имеет свою историю, гипотезы и теории происхождения. Есть своя история и у крымскотатарской нации, формировавшейся на протяжении тысячелетий на территории крымского полуострова. И видимо не случайно в средневековой Европе население причерноморских степей и Крыма прямых потомков тавров, кимме­рийцев, скифов, сарматов, аланов, эллинов, готов, гуннов, хазар, кыпчаков и многих других древних народов, именовали одним общим именем – татары.

Историография гипотез этногенеза крымскотатарского народа

О происхождении крымских татар ведутся бесконечные споры и дискуссии. В головах многих ученых мужей основательно засело твердое убеждение, о том, что крымские татары – потомки золотоордынцев осевших на полуострове в первой половине XIII века. Этот миф появился сразу же после аннексии Крыма Россией в 1783 году и уже с этого времени надежно вошел в официальную российскую историографию, а затем благополучно перекачивал и в советскую. Более того, этот же миф до сих пор продолжает тиражироваться в научной литературе. Это один из ярчайших примеров когда наука пересекается с политикой. Когда историю неугодного народа умышленно замалчивали, переписывали, да и собственно целенаправленно старались передать в негативном свете.

И все же нельзя сказать, что этногенезом не занимались ранее. Конечно же предпринимались первые шаги, но в царские, а после в советские времена, это было сделать достаточно сложно, в силу того, что всякие попытки сразу же пресекались. И тем не менее крымские ученые в 30-40 годах XX столетия сделали первые попытки к изучению этногенеза коренного народа Крыма. Но после депортации крымских татар в 1944 году этот процесс прерывается. Более того, начинается целенаправленное уничтожение материально-духовной культуры крымских татар, в Крыму массово переименовывается историческая топонимика. И собственно наступает период полного забвения народа, так как советская власть буквально наложила табу на изучение истории крымских татар, а его представителям в местах депортации долгое время вообще запрещалось обучение в высших гуманитарных учебных заведениях.

Естественно, что такая ситуация со временем способствовала появлению односторонних гипотез о происхождении крымскотатарского народа, а это закладывало фундамент изначально ложных далеких от истины предположений происхождения крымских татар. Другими словами фальсификаторы, минуя весь многовековой этногенетический процесс, протекавший в Крыму в домонгольский период, за исходную точку отсчета происхождения крымских татар брали события, связанные с ордынским периодом, который, по существу является лишь этапом многовекового, сложного исторического процесса. Надо полагать, что основанием для подобного утверждения послужило сходство этнонима «татары». А это самое большое заблуждение.

И не смотря на то, что сегодня реконструировать процесс формирования крымскотатарского этноса еще достаточно сложно, отметим, что за последние 20 лет изучения этого вопроса были сделаны существенные шаги и появились первые монографии, которые собственно и опираются на письменные, археологические, антропологические материалы.

Этнические предки крымских татар

Как бы, ни стремились опровергнуть автохтонность, т. е. коренную принадлежность крымских татар к Крыму, а факты все чаще расходятся с притянутыми утверждениями. Сегодня ряд современных исследователей находят корни крымскотатарской нации в археологических культурах бронзового и железного веков – Ямной, Катакомбной, Срубной и Кизил-Кобинской некогда развивавшихся в Северном Причерноморье и Крыму.

Тавры

Итак, представители Кизил-Кобинской культуры – тавры бесспорно являются аборигенами крымского полуострова. Вся история тавров связана только с Крымом, здесь она началась и здесь закончилась, не выходя за его пределы. Именно тавры и стали одним из главных компонентов складывавшегося коренного народа Крыма.

Тавры – а именно так именовали их ближние и дальние соседи, согласно археологическим исследованиям известны с X века до н. э., они заселяли горный и предгорный районы полуострова и бесспорно оставили свой след в культуре народов Крыма, в том числе материальной. Нередко, скифские, эллинские, а затем и крымскотатарские селения поднимались буквально на фундаменте таврских городищ и крепостей. К сожалению, практически ничего не известно о языке, на котором говорили тавры.

Киммерийцы

Но и у тавров были свои предки – носители Срубной культуры. Как показали недавние археологические материалы, керамический комплекс и погребальный обряд тавров генетически связаны с позднесрубными крымскими памятниками. Кроме этого есть предположение, что некоторые позднесрубные племена перешли к кочевому образу жизни и стали известны древним авторам под именем киммерийцев.

Таким образом, киммерийцы и тавры имеют общие родственные корни. Но при этом они никогда не смешивались между собой. Киммерийцы известны с X по VII век до н. э. И если тавры никогда не выходили за пределы полуострова, то киммерийцы занимали обширную степную территорию между Доном и Днестром, степную часть Крыма и Тамани.

Следы киммерийцев сохранились в топонимике Крыма: Киммерия, Боспор Киммерийский (ныне г. Керчь), Киммерик (древнее поселение на западных склонах горы Опук, южное побережье Керченского полуострова) и пр., однако, как не парадоксально, историкам до сих пор не известно, как киммерийцы называли сами себя, так же неясна проблема языка киммерийцев. Этот древний народ дает нам некоторые отрывочные представления о духовном мире, типе хозяйственной деятельности, искусстве, о развитии предскифской культуры в целом. Киммерийцы освоили железо, и следует отметить, это были хорошие воины. Известно, что на закате своей истории, они дважды вторгались в Малую Азию и некоторое время даже владычествовали над большой частью ее территории. Историческая роль киммерийцев, безусловно, выдающееся. Прежде всего они содействовали скачкообразному развитию экономики древнего населения. Ведь именно через них распространилось не только в Крыму, но во всем Северном Причерноморье, орудия труда, инструменты и оружие. Они не изобрели технологии ковки стали, а лишь заимствовали у передовых культур эпохи.

Некоторые исследователи утверждают, что в первой половине VII века до н. э. часть этого народа покинула территорию Северного Причерноморья, в силу начавшихся природных катаклизмов (засуха). Но на полуострове к этому времени потомки киммерийцев уже успели стать составной частью таврского и скифского народа, частью генофонда Крыма и ближайших областей.

Скифы

В VII в. до н. э. в Крыму появился наиболее известный в древней истории племенной союз – скифы. В отличие от тавров и киммерийцев, прародиной скифов был Алтай – колыбель тюркских народов. Об этом свидетельствуют уникальные находки скифских мумий в Алтайском крае (наиболее известная найденная в 1993 году мумия скифской принцессы Кадын). Исследователями уже доказано, что скифы были тюрками. Территория скифов охватывала довольно большой ареал от Алтая до Северного Причерноморья. Благодаря этому они приняли участие в формировании многих индоевропейских народов. В Крыму скифские племена расселились не равномерно. На востоке границей их обитания становиться керченское побережь­е, на западе скифы расселились вдоль прибрежной полосы от устья Бельбека до Калос-Лимена (Черноморское), а на юге заняли Главную гряду крымских гор. В степной части скифы селились не охотно, но это им не помешало потеснить киммерийцев к предгорью. А вот что касается тавров, которые жили в облюбованных скифами районах полуострова, то здесь дело обстояло иначе. И скифы и тавры мирно сосуществовали. Поначалу поселения были отдельными, но очень скоро начинается активный процесс межэтнического взаимодействия. Постепенно тавры входят в состав населения скифских городищ, и в исторической науке появляется этнический термин «тавроскифы», или «скифотавры». Более восьмидесяти городищ и небольших селищ располагались: на Тарханкутском полуострове, близ современной Евпатории, вдоль тор­говых путей и в восточ­ной части Крыма – юго-восточной и за приделами полуострова на материке. В IV веке до н. э. появляются крупные города. Всего их было четыре: но столицей был Неаполь-Скифский (район Петровской балки в Симферополе) площадью 20 га, на месте таврского городища Керменчик. Кроме этого почти в каждой долине возвышались примитивные укрепления, ко­торые уже к VIII веку н. э. преобразятся в каменные крепости и замки их возведут уже смешавшиеся потомки тавров и скифов. Яркие образцы, дошедшие до нас – Эски-Кермен, Мангуп, Кыз-Кермен, Тепе-Кермен, Бакла, и др. пережившие и эпоху средневековья. Во II веке до н. э. возникает Позднескифское государство. Скифский царь Скилур на рубеже III-II века до н. э. расстроил и укрепил столичный Неаполь-Скифский. Примечательно, что в этом городе на окраинах были кварталы, в которых некоторое время обособлено жили еще не смешавшиеся тавры.

Здесь стоит отметить, что тавры и киммерийцы на протяжении столетий смешивались со скифами, но были и отдельные группы, и надо полагать многочисленные группы, которые еще некоторое время оставались в стороне от процесса ассимиляции. Однако именно эти отдельные группы тавров и киммерийцев уже ко II веке до н. э. полностью переняли язык скифов, а это был древнетюркский язык, и культуру.

К слову историк Татищев опираясь на недошедшие до нас документальные источники, говоря о крымских татарах отмечает, что «татары – остатки древних скифов, и оных история к ясности татарской небесполезна». Другими словами признавал, что далекими предками коренного народа Крыма являлись скифы.

Эллины

Приблизительно в VIII веке до н. э. на крымском полуострове появляются маленькие поселения рыбаков и торговцев, принадлежавшие эллинам из Милета самого могущественного и богатого из городов в Малой Азии. А уже через сто лет, на месте небольших факторий возни­кают города с эллинским населением. На берегу об­ширной бухты в 600 г. до н. э. милетцы основывают город Феодосия, и затем в самом узком месте Керченского пролива разрастается красавец Пантикапей. На юге и юго-западе эллины облюбовали древние стоянки тавров. На одной из них в 422 году до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской (Малая Азия, на южном побережье Чёрного моря), закладывается город Херсонес. А вскоре, невзирая на соседство тавров, селятся в небольшой, уютной бухте Сюмболон Лимен (совр. Балаклава). И так от самой крупной фактории Керкинитиды, возникшей за сто лет до Херсонеса до Колоса Лимена близ Тарханкута. Постепенно они подчиняют своему влиянию всю береговую полосу.

Первые межэтнические контакты между колонистами и местным крымским населением были исключительно экономические и достаточно сдержанные. Эллины считали коренное население «варварами», им чужда была их культура и естественно они их опасались, так как туземцы превосходили их как по численности, так и в военной мощи. Собственно эллины так никогда и не продвинулись вглубь полуострова, они всегда жили в прибрежной полосе.

Более интенсивные интеграционные процессы между колонистами и местное население (а это как мы видели тавро-скифы и киммерийцы) проходили в восточной части Крыма.

Здесь около 480 до н. э. возникло Боспорское царство объединившее множество античных городов на Керченском и Таманском полуостровах. Со временем, в городах стали селиться местные жители, преимущественно знать, которая и впитала богатую эллинскую культуру. Нужно оговориться, что скифы и сами были достаточно культурным и образованным народом.

Как видно интеграция с эллинами не шла большими темпами, к примеру, как у скифов с киммерийцами и таврами, последних по численности становилось все меньше и меньше. Они постепенно растворялись в скифах и хлынувших в III веке до н. э. с материка на полуостров сарматах.

Сарматы

Антропологически сарматы – по утверждению ученых ираноязычные кочевники принадлежали к европеоидной ветви, хотя и со слабыми, неявно выраженными монголоидными чертами. По предположению античных авторов они делились на роксолан, языгов, алан, последние сыграли в Крыму наиболее значимую роль. Исторической родиной этого союза народов были степные районы Южного Урала и Западного Казахстана.

Сарматы занимают степи Северного Причерноморья, вытесняя оттуда скифов. Во II–I вв. до н. э. часть их проникает в Крым и вступают в борьбу со скифами и Боспором.

Отличительной особенностью у сарматов был матриархат – женщины были и в составе конницы и занимали высокие жреческие посты. Истории известна сарматская царица Амага именно она во главе своей армии сражалась против скифов. Отважная женщина сумела захватить дворец царя скифов. Казнила самого царя, а его власть передала сыну убитого, приказав ему править справедливо.

Этот исторический эпизод становиться переход­ным периодом в истории Крыма – скифами еще правит царь, но он зависим от новой политической силы, от сарматов. Позднее сарматы заключают со скифами временные союзы для совместной борьбы с общим врагом Херсонесом.

Известно, что сарматов ис­пользовали в своих походах римляне, да и те же боспорцы. Однако крайняя переменчивость, нестабиль­ность международного положения в Северном При­черноморье содействовала частым метаморфозам в политике сарматов в целом, а также и отдельных их племен (аланов, сираков, савроматов) в частности. Поэтому в истории этого воинственного племени нередкими были и мирные периоды; так, уже с III в. до н. э. от­мечен приток сарматов-переселенцев на Боспор. А на рубеже тысячелетий они проникают в Центральную часть крымского полуострова. О миграции племени говорят археологические находки. К примеру, в районе Неа­поля Скифского были обнаружены как сарматский ин­вентарь, так и материальные признаки сарматского погре­бального обряда.

Мирное проникновение сарматов в горные и предгорные области полуострова продолжается на протяжении II – IV веков н. э. Они за­селяют как свободные земли, так селятся в старые поселения, смешиваясь с аборигенами, отчего вскоре их будут называть не иначе как «скифо-сарматы». Под натиском нового народа – готов они покидают давно обжитые, уютные и плодородные долины Альмы, Булганака, Качи и уходят в горы. Отныне скифо-сарматом предстояло навсегда осесть между Первой и Второй грядами Крымских гор. Так возникли новые города-кре­пости; самый известный на горном обрывистом плато в верховьях Чурук-Су, позже на­званный Джуфут-Кале; а также поселок Суук-Су.

Культура, идеология и язык сарматов были близки скифам, поэтому интеграционный процесс этих народов шел быстро. Они взаимно обогащали друг друга, сохраняя вместе с тем, черты своей индивидуальности.

Сарматов постигла судьба других, больших и ма­лых племен и народов, оказавшихся в плавильном котле Крыма. Они окончательно раство­рились в местном населении. В частности, керченские сарматы, растворились в боспорянах. А те в свою очередь влились в не прекращавшейся процесс формирования этногенеза коренного народа Крыма.

Римляне

В I веке н. э. на крымском полуострове появились римские легионеры. Преимущественно это были воины. Нельзя сказать, что их история тесно переплелась с местным населением. Но римляне находились в Крыму достаточно долго, до IV века н. э. После себя она оставили крепости – форпосты, прекрасные римские дороги и первых христиан (III век). Конечно же римляне оказывали влияние на крымчан в экономике и культуре. Наиболее заметным влияние римской культуры было там, где население было смешанным, то есть в городах (Херсонес).

Остается сказать, что с уходом римских войск не все легионеры и цивильные римляне захотели покинуть Крым. Кто-то был уж связан родственными узами с аборигенами. А постепенно и они растворились в массе основного населения полуострова, вливая в жилы местного населения еще одну струйку, уже римской крови.

Готы

В III веке на полуострове появились восточногерманские племена – готы. По данным археологии, готы заняли прежде всего Восточный Крым, расселились, главным образом на территории Боспора и вдоль Южного берега Крыма, вытеснив оттуда в горы население отдельных местностей, в том числе и жителей римских крепостей (Ай-Тодор и Альма-Кермен). Они почти вплотную подошли к Херсонесу, но город не взяли. Готы еще долгое время на полуострове оставались полувоенным субэтносом. Здесь сложилась готское государство, расположенное в самом сердце Крыма на плато Мангупа. В среде крымских готов активно распространяется христианство, и связано оно с именем известного готского епископа Ульфилы (311-383 г.) сыгравшего в нем основную роль.

Примечательно, что крымские готы достаточно долго жили в Крыму в своем княжестве Мангуп почти не смешиваясь с местным населением. В XIII-XIV веках в истории готов большую роль начинают играть генуэзцы. Последние с 1266 года основали свои фактории в городе Кафе. А в 1380 году готы договорились с ханом Великой Орды Мамаем о разделе влияния в Крыму. Готы получили весь южный берег Крыма вплоть до Фуны (близ совр. Алушты), включая Каламиту, Херсонес и Чембало. Правда ряд крепостей на этой территории принадлежал генуэзцам. Но этот всплеск былого величия Готии был последним. В 1475 году Готия, с центром Мангуп, пала под натиском турков. И все же следует отметить, что в городах Готии, все же проживало смешенное население. А вот основная масса готов-крестьян, в отличие от горожан, не подверглась к XV веку ни эллинизации, ни тюркизации она продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру и свой язык еще несколько столетий.

Яркий пример, можно наблюдать и сегодня, потомки крымских готов – крымские татары ряда селений Крыма, резко отличались от жителей соседних деревень, антропологически, они высокого роста, имеют светлый цвет глаз и светлый цвет волос, ну и собственно другими признаками, характерными для скандинавов. Это относилось к таким деревням как Никита Ялтинского района, Кучюк-Таракташ, Коккоз, и это при том, что перечисленные села находились друг от друга на довольно большом расстоянии. То есть след готов виден и сегодня от Коккоза, и Озебаша, до Ускута.

Гунны (средневековье)

В V веке н. э. начинается эпоха Великого переселения народов. Прекращает существовать античная цивилизация и Европа вступила в ранее средневековье. С утверждением новых государств формируются смешанные по этническому составу феодальные отношения и на полуострове образуются новые политико-административные и торгово-ремесленные центры.

Следом за готами, в IV веке н. э. на полуостров обрушилась волна новых мигрантов. Это были тюрки – известные в истории как гунны. Они оттеснили готов в горные и предгорные районы полуострова.

Гунны прошли долгий путь в тысячи километров от Монголии и Алтая до Европы и осели в Крыму, открыв впоследствии дорогу хазарам, кыпчакам и ордынцам.

Гунны в представление не нуждаются, достаточно упоминать их легендарного вождя Аттилу. Сумев во главе огромной армии завоевать большую часть известного тогда мира, он заставил покорить своей воле гордую Византию и неприступную Западную Римскую империю. Объединил под своей властью многие народы, лидеры которых стали его верными союзниками и соратниками. При нем государство гуннов расширило свои границы от Каспийского (Гуннского) моря на востоке, включая Северное Причерноморье, до Альп и Балтийского моря на западе. И, конечно же, благодаря Аттиле гуннская кровь влилась в «плавильный котел» на протяжении тысячелетий формировавший крымскотатарский этнос.

На страницах мировой истории гунны или хунны, как их именовали китайские источники, появились за семь веков до рождения знаменитого полководца. Уже тогда об этом тюркском народе говорили, как о непобедимом. Сложился он в IV-м веке до нашей эры на территории современной Монголии. Позже в результате союза тюркских племен сложилось новое государство – Великий тюркский каганат, куда с приходом на полуостров гуннов и вошел Крым. Примечательно, что доминирующей идеологией этой державы был культ единого бога – Тенгри.

Собственно именно с гуннов в Крыму и начался активный тюркский период. Как мы помним первыми тюрками в Крыму были скифы, но возможно именно гунны принесли на полуостров веру и культ бога Тенгри. И с этого времени на ровне с христианством в Крыму распространяется тенгрианство.

Периодизация тюрков в Крыму:

Гуннский период (IV – 30-е VI),

Тюрко-булгарский период (540 г. – 1/1 X в.). Характеризуется продолжавшейся интеграцией тюркских племен в аборигенную среду Крыма.

Хазарский период (2/2 VII – 2/2 X в.). Отмечен процессом слияния тюркских и нетюркских племен и формированием европеоидного средневекового этноса полуострова.

Ордынский период (2/2 VIII – 1/1 XVII) Происходит исламизация крымских тюрков и формирование южнобережной, горной и степной этногрупп крымских татар.

Крымское ханство (1/2 XV – конец XVIII в.) Это период развитой государственности крымских татар.

При чем тенгиранство, имело здесь значительно большее распространение у населения полуострова и за его пределами (Северное Причерноморье).

Судя по источникам, гунны не селились в городах, они свободно кочевали по степному Крыма и Северному Причерноморью. На некоторое время они даже овладели Боспорским царством, но после смерти Атиллы, империя гуннов стала распадаться. Что касается того, внесли ли свой вклад гунны в культуру местного населения Крыма: готскую, скифскую, таврскую, то исследователи склоняются к тому что если и внесли, то незначительно. А вот что касается вопроса антропологии, то здесь можно сказать что, да – гунны внесли свою лепту. Преимущественно это проявилось на территории гуннского расселения (степь и даже Южный берег в районе Алушты).

За гуннами последовали авары, но их пребывание не оставило глубокого следа. Они сами очень скоро растворились в местном населении.

Болгары

В VII веке в Крым под давлением хазар проникают болгары – одно из тюркских этносов. В Крыму болгары жили этническими общинами. В то же время нельзя сказать, что крымские болгары вели замкнутый образ жизни. Они расселились почти на всей территории полуострова как и все тюрки были общительны, и свободны от предрассудков. Они интенсивно смешивались как с аборигенами, так и с такими же как они недавними крымчанами.

Хазары

В VII веке на территории современного Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, северо-западного Казахстана, Приазовья, восточного Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра раскинулось государство – Хазарский каганат – одно из мощнейших тюркских государств в средние века. Антропологически хазары – тюркские племена в подавляющей массе относились к монголоидам. В конце VII века хазары продвинулись к Азовскому морю, а затем, подчинили своей власти почти все Северное Причерноморье и степную часть Крыма, а на рубеже VIII века продвинулись к ареалу расселения готов на юге полуострова, и оставили значительный след. Как и все тюрки изначально они поклонялись единому богу Тенгри. Но как известно Хазарский каганат, был уникальным государством, здесь не было единой государственной религии, в каганате мирно уживались представители трех мировых моно религий: иудаизм, христианство и ислам. После распада каганата, часть аристократии исповедовавших иудаизм осели в Крыму. Называли себя они караиты. Собственно по одной из существующих теорий именно с X века на полуострове начинает формироваться нация более известная как караимы.

Печенеги

В X веке в степном Крыму хазар потеснили печенеги. Господствовали они в Северном Причерноморье около 100 лет. Но и они были разбиты киевским князем Ярославом Мудрым в 1036 году. Часть печенегов ушла в Венгрию и Болгарию и там растворилась в среде местного населения, другая часть еще около 882 года осела на полуострове и приняла участие в этнических процессах, происходивших среди населения Крыма. Они оттеснили тюрко-булгар в предгорье и тем самым усилили процесс тюркизации горцев. В последствии печенеги окончательно ассимилировали в тюрко-алано-булгарско-кипчакской среде предгорья. На складывавшуюся крымскую культуру печенеги не могли оказывать значительного влияния. Они имели европеоидные черты с незначительной примесью монголоидных черт.

Кыпчаки

Во второй половине XI века в Крыму появились кыпчаки – одно из многочисленных тюркских племен, которых на Руси называли половцы, а на западе команы. Они заняли весь полуостров, кроме его горной части.

Согласно письменным источникам кыпчаки были по большей части светловолосыми и голубоглазыми людьми.

(Расселение кыпчаков в X – XI веке огромная территория обитания от Тянь-Шаня до Дуная носило общее название Дешт-и-Кыпчак).

Удивительная особенность кыпчаков, в том, что не они в последние ассимилировались, а ассимилировались в них. То есть, они являлись ядром, к которому, как к магниту, притягивались остатки племен печенегов, болгар, алан, и других, принимая их культуру. Некоторые авторы уверены, что кыпчаки являлись «основной массой тюркоязычного населения Крыма, как до монгольского периода, так и после него». Их столицей на полуострове становится город Сугдея (совр. Судак). К XIII веку, они окончательно слились с местным населением, перешли от тенгрианства в ислам.

Затем, в 1299 году, в заперекопские земли и в Крым ворвались войска ордыского темника Ногая. С этого времени полуостров входит в состав Джучиев улус Великой Орды, без особых потрясений, фактически не изменив сложившегося в начале XIII века структуры населения, без перемен в хозяйственном укладе, без разрушения городов. После этого и завоеватели, и побежденные зажили на крымской земле мирно, практически без конфликтов, постепенно привыкая к друг другу.

В образовавшееся таким образом пестрой демографической мозаике, где каждый мог продолжать заниматься своим делом и сохранять собственные традиции, кыпчакская материальная культура не затерялась (половецкие бабы – изображение усопших родственников). Они и сегодня еще есть в топонимике Крыма.

Язык кыпчаков исследователи относят к огузо-кыпчакской подгруппе. Тогда как современный крымскотатарский язык представляет собой западную ветвь огузо-кипчакской подгруппы тюркских языков. На основе разговорного языка кыпчаков Крыма в 1294/95 году появился и первый из сохранившихся письменный памятник кыпчакского или команского языка знаменитый словарь: «Кодекс Куманикус», созданный как пособие для приезжих купцов в их общении с местным населением Крыма. Сегодня оригинал этого словаря хранится в Венеции.

И в заключении о кыпчаках скажем, что именно с их приходом в Крыму и начался заключительный многовековой тюркский период Крыма. Именно кыпчаки и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения Крыма.

Когда в XVI веке в крымские степи стала проникать значительная масса заперекопских ногайцев потомки кыпчаков стали первыми, с кем ногайцы столкнулись и с кем начали довольно интенсивно смешиваться. В результате их физический облик изменился, приобретя выраженные монголоидные черты.

Турки

Итак, с XIII века на полуострове уже присутствовали почти все этнические компоненты, все составляющие, другими словами прародители из которых только спустя несколько столетий сложится новая нация – крымские татары.

Примечательно, что еще до возникновения Османской державы на полуострове появляются переселенцы из Малой Азии, это были выходцы тюркского племени, сельджуки, которые оставили следы своего пребывания в Крыму, как части его населения говорившего на турецком языке. Этот этнический элемент сохранялся век за веком, частично смешиваясь с единоверным и довольно близким по языку крымскотатарским населением – процесс неизбежный для любых иммигрантов. Собственно контакты с сельджуками, а после и турками-османами с XIII и на протяжении последующих веков не прекращался в силу того, что будущие государства Крымское ханство и Османская империя всегда были союзниками.

Генуэзцы

Говоря об этническом составе Крыма трудно обойти стороной итальянцев. А если быть более точными, венецианцев и генуэзцев. Первые венецианцы появились на полуострове уже в конце XI века. В XIII веке они установили торговые связи с Солдеей (Судаком). В след за Венецией в Крым стала слать своих торговых и политических агентов Генуя. Последняя впоследствии окончательно вытеснила Венецию из Крыма. Генуэзские фактории, процветали и при крымских татарах, и в первые годы независимой крымскотатарской державы – Крымское ханство. Они пали лишь в июне 1475 года когда на берег вышли османские янычары. Главный город генуэзских факторий в Крыму была Кафа, основное население которого были крымские татары. Конечно же благодаря этим факториям в молодой этнос крымских татар добавилась и итальянская кровь. Так как не все генуэзцы после разгрома османами их факторий покинули Крым. Некоторые из них перебрались и во внутренние области Крыма. Многие пустили здесь свои корни и со временем полностью растворились в крымских татарах.

Таким образом, довольно сложно, на протяжении веков складывался этногенез современных крымских татар, в котором приняли участие нетюркские и тюркские предки. Именно они определили особенности языка, антропологический тип и традиции культуры этноса.

В период Крымского ханства наблюдались и локальные интеграционные процессы. К примеру, известно, что в первые годы Крымского ханства, сюда переселялись целыми родами черкессы, которые к концу XIX веке растворилась в крымских татарах.

Современные крымские татары состоят из трех субэтнических групп: южнобережные (ялы бойю), горные, предгорный Крым (таты), степные (ногъаи).

Что касается этнонима крымские татары, а точнее татары, то он появился в Крыму только с приходом ордынцев, то есть, когда Крым вошел в состав Джучиевого улуса Великой (более известной как Золотой) Орды. А как выше было сказано к этому времени уже почти сформировалась новая нация. Именно с тех пор татарами стали называть жителей Крыма. Но это ни в коем случае не означает, что крымские татары являются потомками ордынцев. Собственно именно этот этноним унаследовало и молодое Крымское ханство. Особо хотелось бы подчеркнуть, что крымские татары не имеют одного корня, к примеру с казанскими татарами. Это два разных народа, как по своему этногенезу, так и по культуре, традициям и собственно менталитету.

На сегодняшней день процесс этногенеза крымских татар еще не завершен.


Похожая информация.


Одной из наиболее популярных тем борцов с тоталитаризмом в период перестройки, которые с упоением занимались разоблачением кровавого сталинского режима и имперских амбиций СССР, была тема судьбы крымских татар. Не жалея красок и эмоций расписывались жестокие и бесчеловечные методы работы карательной машины сталинского режима, которая обрекла безвинный народ на необоснованные страдания и лишения в результате депортации в мае 1944 года. Сегодня, по прошествии более двух десятков, когда первоначальная эйфория перестроечных разоблачений сменилась желанием спокойно и взвешенно разобраться в той или иной проблеме, на депортацию крымских татар можно посмотреть как на историческую проблему, отбросив идеологическую и политическую шелуху. Отделить, так сказать, зерна от плевел.

Кто такие крымские татары?

Крымский полуостров с благодатным климатом и плодородными землями во все века притягивал к себе народы со всех сторон света. Запад, восток, север – все стремились к теплым южным берегам, где не надо было так убиваться для добычи пропитания. В разное время на полуострове жили скифы, сарматы, греки, римляне, готы, гунны, печенеги, половцы. Древние русичи с незапамятных времен занимали восточную часть полуострова, входя в состав Тьмутараканского княжества, существовавшего в Х-ХII веках. И носил название этот почти райский уголок Таврида. В 1223 году впервые на земле древней Тавриды появляются татары-монголы, захватив и разграбив город Судак. В 1239 году они делают полуостров татарским улусом и дают ему название – Крым. Крымские татары – это один из осколков Золотой Орды.

Крымское ханство

Но Золотая Орда распадается в 1443 году, и на территории полуострова образуется Крымское ханство. Независимым оно было очень недолго. Уже в 1475 году хан Менгли-Гирей признает себя вассалом Османской империи. Все важные стратегические пункты ханства возглавляют турки, они же и являются фактическими хозяевами Крымского ханства. Все местные правители являются слугами турецкого султана – он назначает и смещает их, платит им жалованье. Крымские татары Абсолютно не привыкшие к труду земледельцев, которых татары считают рабами, они предпочитают обеспечивать свою жизнь разбойными набегами на ближайших соседей. В конце концов, это становится местной экономикой, прибыльным бизнесом. Не надо возводить новые города, строить школы, театры. Проще налететь разбойной ордой на соседей, разрушить, сжечь, убить ненужных, а нужных забрать в плен и продать в рабство. Представитель польского короля Мартин Броневский, пробывший несколько месяцев в Крыму в 1578 году, оставил такую характеристику крымских татар: «Этот народ хищный и голодный, он не дорожит своими клятвами союзникам, но имеет в виду одни свои выгоды, живёт грабежами и постоянною изменническою войною». Такое поведение вполне устраивало Османскую Порту в ее захватнической политике по отношению ко всему христианскому миру Восточной Европы.

Крымское ханство с его воинственными подданными было передовым отрядом, готовое отправиться куда угодно за выгодной добычей. Если османские правители упрекали потомков Чингисхана за излишнюю инициативу по части грабежей, те отвечали, что не могут более ста тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли, прокормиться без набегов. Именно в них они видят службу падишаху. Только за вторую половину 16 века крымские татары совершили на Московское государство 48 набегов. В первой половине 17 века они угнали в плен более 200 тыс. русских. Украинские земли, входившие в состав Речи Посполитой, не меньше страдали, а иногда и больше. С 1605 по 1644 год было совершено не менее 75 набегов кровожадных соседей. Всего за три года, с 1654 по 1657, Украина потеряла более 50 тысяч человек благодаря набегам крымских татар. Ежегодно из Крыма вывозили 20 тысяч рабов и не менее 60 тысяч пленников использовались в самом ханстве в качестве рабов.

Русское государство не желало терпеть у своих границ разбойничье гнездо и много раз давало не только внушительный отпор, но и делало многочисленные попытки ликвидировать крымско-татарскую угрозу. Это было сложно, ведь за спиной Крымского ханства стояла могущественная Османская империя.

Крымские татары в составе Российской империи

Наступили времена, когда Российское государство одержало верх не только над гнездом разбойников и работорговцев, но и над могущественной Турцией. Произошло это в ходе русско-турецкой войны, которую Турция начала с Россией в 1768 году. В январе 1769 года 70-ти тысячное татарское войско попыталось совершить свой последний в истории набег на Россию, но нарвалось на русские полки и было не только остановлено, но и отброшено. Русская армия, преследуя татар, занимает укрепленную линию Перекопа, и успешно продвигается по полуострову. Хан Селим-Гирей III бросил все и бежал в Стамбул, а оставшиеся татарские вельможи поспешно изъявили покорность. Новый хан Сахиб-Гирей подписал в Карасубазаре в 1772 году договор с князем Долгоруковым. по этому договору объявлялся независимым ханством под покровительством России. Османская империя подтвердила этот договор Кючук-Кайнарджийским миром в 1774 году, но исподтишка инспирировала антирусские восстания в Крыму. Поэтому в 1783 году, после отречения последнего крымского хана Шагин-Гирея, Крым, на основании Манифеста императрицы Екатерины II, был присоединен к России.

Судя по историческим документам население присоединенной территории Крыма никогда не ущемлялось в правах, а иногда получало их даже больше, чем коренное русское население российского государства. Местная крымская знать получила все права российского дворянства. Представителям мусульманского духовенства была гарантирована неприкосновенность. Воинская повинность на крымских татар не распространялась. Тем не менее, большая часть крымских татар перебралась в Турцию, а оставшиеся в Крыму нанесли не один удар в спину «русским гяурам», которые разрушили привычный образ жизни разбойников и работорговцев.

Депортация крымских татар

Первый раз это произошло во время Крымской войны 1853-1856 годов. Как только войска неприятелей начали высадку на территорию Крыма, значительная часть татарского населения поддержала врагов России. При этом они кинулись притеснять, грабить и убивать христианское население, проявляя при этом необыкновенную жестокость. Справедливого возмездия крымские татары за своё предательское поведение избежали благодаря излишней либеральности . Поэтому точно так же они поступили уже в 20 веке во время революционных событий 1917 года. Добившись от Временного правительства разрешения на создание крымско-татарских воинских частей, получив оружие, они не торопились оказаться на передовой. А предпочли встречать немецкие войска разгулом грабежей по отношению ко всему христианскому населению.

Проходит чуть более 20 лет, и уже во время , крымские татары встречают немецкие войска с радостью и восторгом, идут не только по призыву, но и добровольно служить в немецкие карательные батальоны, организуют отряды самообороны от партизан, участвуют в казнях, превосходя немцев жестокостью. Немецкие источники сообщали, что на службе Адольфу Эфенди было около 20 тысяч крымских татар. Теперь мулла обязательно читает три молитвы: 1-я молитва: за достижение скорой победы и общей цели, а также за здоровье и долгие годы фюрера Адольфа Гитлера. 2-я молитва: за немецкий народ и его доблестную армию. 3-я молитва: за павших в боях солдат немецкого вермахта.

Но возмездие за предательство вылилось в депортацию татарского населения, которое было осуществлено в мае 1944 года. Все татарское население Крыма было переселено в качестве спецпереселенцев в Узбекистан. Спецпереселенцам разрешали взять личные, бытовые вещи и продовольствие до 500 кг на семью. Каждый эшелон сопровождали врач и две медсестры с запасом лекарств, в пути было организовано горячее питание и обеспечение кипятком. В перечень продуктов входило мясо, рыба, мука, крупы, жиры. Так что ни о какой голодной смерти, на которую, якобы были обречены спецпереселенцы, речи быть не могло. В бытность нахождения у власти Сталина все распоряжения выполнялись очень скрупулезно.

Возвращение

Массовое возвращение крымских татар произошло в 1989 году, на волне перестроечных движений. В данное время в Крыму проживает около 250 тысяч крымских татар. С 1991 года действует Курултай – национальный парламент крымских татар. Исполнительным органом является Меджлис – национальное правительство.

Повод к размышлению

За всю мировую историю Россия практически никогда не являлась нападающей стороной, но страны, начинавшие войну против нее первыми, обвиняли ее в агрессии…

Крымские татары (крымскотат. qırımtatarlar, къырымтатарлар, ед. ч. qırımtatar, къырымтатар) или крымцы (крымскотат. qırımlar, къырымлар, ед. ч. qırım, къырым) - народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков.

Подавляющее большинство крымских татар - мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

Досье

Самоназвание: (крымскотат.) qırımtatarlar, qırımlar

Численность и ареал: Всего 500 000 человек

Украина: 248 193 (перепись 2001)

  • Республика Крым: 243 433 (2001 г.)
  • Херсонская область: 2 072 (2001 г.)
  • Севастополь: 1 858 (2001 г.)

Узбекистан: от 10 046 (перепись 2000) и 90 000 (оценка, 2000 г.) до 150 000 чел.

Турция: от 100 000 до 150 000

Румыния: 24 137 (перепись 2002)

  • жудец Констанца: 23 230 (перепись 2002)

Россия: 2 449 (перепись 2010 г.)

  • Краснодарский край: 1 407 (2010 г.)
  • Москва: 129 (2010 г.)

Болгария: 1 803 (перепись 2001)

Казахстан: 1 532 (перепись 2009)

Язык: крымскотатарский

Религия: Ислам

Входит: в Тюркоязычные народы

Родственные народы: крымчаки, караимы, кумыки, азербайджанцы, туркмены, гагаузы, карачаевцы, балкарцы, татары, узбеки, турки

Расселение Крымских татар

Крымские татары проживают в основном в Крыму (около 260 тыс.) и прилегающих районах континентальной Украины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане (90 тыс., оценки от 10 тыс. до 150 тыс.), России (4 тыс., в основном в Краснодарском крае), Болгарии (3 тыс.). По данным местных крымскотатарских организаций, диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 5-6 млн человек, однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения.

Этногенез Крымских татар

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII-XVII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар у кипчакских племён, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма - составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков.

Исторические предпосылки

Основные этносы, населявшие Крым в древности и средневековье - тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки, готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, адыги (черкесы), малоазийские турки. На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде.

К середине XIII века Крым был завоёван монголами под предводительством хана Бату и включён в состав основанного ими государства - Золотой Орды.

Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до того Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи.

Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама. Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малик Аштер и Газы Мансур.

История Крымских татар

Крымское ханство

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы.

С начала XVI века Крымское ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до XVIII века преимущественно наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского, украинского и польского населения.

В составе Российской империи

В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией.

В то же время политика российской имперской администрации характеризовалась определенной гибкостью. Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымско-татарское духовенство и местная феодальная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.

Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы.

Революция 1917 года

Крымские татарки на открытке 1905 года

Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. В революцию 1905 года в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания политических прав, создания современных учебных заведений.

В феврале 1917 года крымскотатарские революционеры с большой подготовленностью наблюдали за политической обстановкой. Как только стало известно о серьёзных волнениях в Петрограде, уже вечером 27 февраля, то есть в день роспуска Государственной Думы, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком.

В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип.

Крым под немецкой оккупацией

Депортация

Обвинение в сотрудничестве крымских татар, а также других народов, с оккупантами стало поводом для выселения этих народов из Крыма в соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года. Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область.

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление.

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших.

Возвращение в Крым

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в «оттепель», крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка»).

Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года).

Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица, проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлков.

Ученые ведут бесконечные споры и дискуссии о происхождении крымских татар. Сегодня исследователи находят корни крымскотатарского народа в археологических культурах бронзового и железного веков, некогда развивавшихся в Северном Причерноморье и Крыму.

Представителями одной из таких культур - Кизил-Кобинской - являются тавры, аборигены крымского полуострова.

Об этом идет речь в материале историка, телеведущей ATR Гульнары Абдуллы, опубликованном изданием 15 минут .

Именно тавры, которые известны с X века до н. э., и стали одним из главных компонентов складывавшегося коренного народа Крыма. Они заселяли горный и предгорный районы полуострова и, бесспорно, оставили свой след в материальной культуре народов Крыма. Общие родственные корни с таврами имеют киммерийцы, известные с X по VII век до н. э. При этом они никогда не смешивались между собой. Киммерийцы занимали обширную степную территорию между Доном и Днестром, степную часть Крыма и Тамани. Некоторые исследователи утверждают, что в первой половине VII века до н. э. часть этого народа покинула территорию Северного Причерноморья из-за сильной засухи. Но на полуострове к этому времени потомки киммерийцев уже успели стать составной частью таврского и скифского народа, частью генофонда Крыма.

В VII в. до н. э. в Крыму появился наиболее известный в древней истории племенной союз - скифы. В отличие от тавров и киммерийцев, прародиной скифов был Алтай - колыбель тюркских народов. В Крыму скифские племена расселились не равномерно, заняли восточное, западное побережье и Главную гряду крымских гор. В степной части скифы селились неохотно, но это им не помешало потеснить киммерийцев к предгорью. А вот что касается тавров, то с ними скифы мирно сосуществовали и по этой причине между ними происходил активный процесс межэтнического взаимодействия. В исторической науке появляется этнический термин «тавроскифы» или «скифотавры».

Около VIII века до н. э. на крымском полуострове появились маленькие поселения рыбаков и торговцев, принадлежавшие эллинам из Милета − самого могущественного и богатого из городов в Малой Азии. Первые межэтнические контакты у колонистов и местного крымского населения были исключительно экономические и достаточно сдержанные. Эллины так никогда и не продвинулись вглубь полуострова, они осели в прибрежной полосе.

Более интенсивные интеграционные процессы проходили в восточной части Крыма. Интеграция с эллинами не шла большими темпами, к примеру, как у скифов с киммерийцами и таврами, последних по численности становилось меньше. Они постепенно растворялись в скифах и хлынувших в III веке до н. э. с материка на полуостров сарматах, которые заняли степи Северного Причерноморья, вытесняя оттуда скифов. Отличительной особенностью сарматов являлся матриархат - женщины были и в составе конницы, и занимали высокие жреческие посты. Мирное проникновение сарматов в горные и предгорные области полуострова продолжалось на протяжении II–IV веко в. н. э. Вскоре их назвали не иначе как «скифо-сарматы». Под натиском готов они покинули крымские долины Альмы, Булганака, Качи и ушли в горы. Так скифо-сарматам предстояло навсегда осесть между Первой и Второй грядами Крымских гор. Культура, идеология и язык сарматов были близки скифам, поэтому интеграционный процесс этих народов шел быстро. Они взаимно обогащались, вместе с тем сохраняя черты своей индивидуальности.

В I веке н. э. на крымском полуострове появились римские легионеры. Нельзя сказать, что их история тесно переплелась с местным населением. Но римляне находились в Крыму достаточно долго, до IV века н. э. С уходом римских войск не все римляне захотели покинуть Крым. Кто-то был уже связан родственными узами с аборигенами.

В III веке на полуострове появились восточногерманские племена - готы. Они заняли Восточный Крым, расселились главным образом вдоль Южного берега полуострова. В среде крымских готов активно распространялось христианство арианского толка. Примечательно, что крымские готы достаточно долго жили в Крыму в своем княжестве Мангуп, почти не смешиваясь с местным населением.

В V веке н. э. началась эпоха Великого переселения народов. Прекратила существование античная цивилизация, Европа вступила в ранее средневековье. С утверждением новых государств формировались феодальные отношения, а на полуострове образовывались новые политико-административные центры, смешанные по этническому составу.

Следом за готами, в IV веке н. э. на полуостров обрушилась волна новых мигрантов. Это были тюрки - известные в истории, как гунны. Они оттеснили готов в горные и предгорные районы полуострова. Гунны прошли долгий путь в тысячи километров от Монголии и Алтая до Европы и осели в Крыму, открыв впоследствии дорогу хазарам, кыпчакам и ордынцам. Гуннская кровь гармонично влилась в крымский «плавильный котел», на протяжении тысячелетий формировавший крымскотатарский этнос. Гунны принесли на полуостров веру и культ бога Тенгри. И с этого времени наряду с христианством в Крыму распространилось тенгрианство.

За гуннами последовали авары, но их пребывание не оставило глубокого следа. Они сами очень скоро растворились в местном населении.

В VII веке в Крым под давлением хазар проникли булгары - один из тюркских этносов. В Крыму они жили этническими общинами, но замкнутый образ жизни не вели. Расселились почти на всей территории полуострова. Как и все тюрки, они были общительны и свободны от предрассудков, поэтому интенсивно смешивались как с аборигенами, так и с такими же, как они недавними «крымчанами».

В конце VII века к Азовскому морю продвинулись хазары (тюркские племена, в подавляющей массе относившиеся к монголоидам), подчинив своей власти почти все Северное Причерноморье и степную часть Крыма. Хазары уже на рубеже VIII века продвинулись к ареалу расселения готов на юге полуострова. После распада своего государства − Хазарского каганата − часть аристократии, исповедовавшая иудаизм, осела в Крыму. Называли себя они «караиты». Собственно, по одной из существующих теорий, именно с X века на полуострове начала формироваться нация, более известная как «караимы».

Около 882 года на полуострове осели и приняли участие в этнических процессах, происходивших среди населения Крыма, еще одни тюрки - печенеги. Они оттеснили тюрко-булгар в предгорье и тем самым усилили тюркизацию горцев. Впоследствии печенеги окончательно ассимилировали в тюрко-алано-булгарско-кипчакской среде предгорья. Они имели европеоидные черты с незначительной примесью монголоидных.

Во второй половине XI века в Крыму появились кыпчаки (в западной Европе известные как куманы, в Восточной Европе как половцы) - одно из многочисленных тюркских племен. Они заняли весь полуостров, кроме его горной части.

Согласно письменным источникам, кыпчаки были по большей части светловолосыми и голубоглазыми людьми. Удивительная особенность этого народа в том, что не они ассимилировались, а ассимилировались в них. То есть, они являлись ядром, к которому, как к магниту, притягивались остатки племен печенегов, булгар, алан и других, принимая их культуру. Столицей кыпчаков на полуострове стал город Сугдея (совр. Судак). К XIII веку они окончательно слились с местным населением, перешли от тенгрианства в Ислам.

В 1299 году, в заперекопские земли и в Крым вошли войска ордынского темника Ногая. С этого времени полуостров вошел в состав Джучиевого улуса Великой Орды, без особых потрясений, фактически не изменив сложившегося в начале XIII века структуры населения, без перемен в хозяйственном укладе, без разрушения городов. После этого и завоеватели, и побежденные зажили на крымской земле мирно, фактически без конфликтов, постепенно привыкая друг к другу. В образовавшейся таким образом пестрой демографической мозаике каждый мог продолжать заниматься своим делом и сохранять собственные традиции.

Но именно с приходом кыпчаках в Крыму начался заключительный многовековой тюркский период. Именно они и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения полуострова.

Когда в XVI веке в крымские степи стала проникать значительная масса заперекопских ногайцев, потомки кыпчаков стали первыми, с кем ногайцы столкнулись и с кем начали довольно интенсивно смешиваться. В результате их физический облик изменился, приобретя выраженные монголоидные черты.

Итак, с XIII века на полуострове уже присутствовали почти все этнические компоненты, все составляющие, другими словами - существовали прародители, из которых сложится новая нация - крымские татары.

Примечательно, что еще до возникновения Османской державы на полуострове появились переселенцы из Малой Азии, это были выходцы тюркского племени, сельджуки, которые оставили следы своего пребывания в Крыму, как части его населения, говорившего на турецком языке. Этот этнический элемент сохранялся век за веком, частично смешиваясь с единоверным и довольно близким по языку крымскотатарским населением - процесс неизбежный для любых мигрантов. Собственно, контакты с сельджуками, а после - и турками-османами с XIII и на протяжении последующих веков не прекращались в силу того, что будущие государства - Крымское ханство и Османская империя - всегда были союзниками.

Говоря об этническом составе Крыма, трудно обойти стороной венецианцев и генуэзцев. Первые венецианцы появились на полуострове уже в конце XI века. Вслед за Венецией в Крым стала слать своих торговых и политических агентов Генуя. Последняя впоследствии окончательно вытеснила Венецию из Крыма. Генуэзские фактории процветали и в первые годы независимой крымскотатарской державы - Крымского ханства, но в 1475 году они были вынуждены возвратиться в Италию. Но не все генуэзцы покинули Крым. Многие пустили здесь свои корни и со временем полностью растворились в крымских татарах.

На протяжении веков довольно сложно складывался этногенез современных крымских татар, в котором приняли участие нетюркские и тюркские предки. Именно они определили особенности языка, антропологический тип и традиции культуры этноса.

В период Крымского ханства наблюдались и локальные интеграционные процессы. К примеру, известно, что в первые годы Крымского ханства сюда переселялись целыми родами черкесы, которые к концу XIX века растворилась в крымских татарах.

На сегодня современные крымские татары состоят из трех основных субэтнических групп: южнобережные (ялы бойю), горные, предгорный Крым (таты), степные (ногъаи).

Что касается этнонима «крымские татары», а точнее татары, то он появился в Крыму только с приходом ордынцев, то есть, когда Крым вошел в состав Джучиевого улуса Великой (более известной как Золотой) Орды. А как выше было сказано, к этому времени уже почти сформировалась новая нация. Именно с тех пор татарами стали называть жителей Крыма. Но это ни в коем случае не означает, что крымские татары являются потомками ордынцев. Собственно, именно этот этноним унаследовало и молодое Крымское ханство.

На сегодня этногенез крымских татар еще не завершен.



Похожие статьи