Природно-климатические условия в древней индии. Древняя Индия: природные условия, население, основные источники, периодизация истории

В течение многих веков подвергалась набегам разных племен. Естественно, все они оставили свой след в генетическом разнообразии. Именно благодаря смешению различных рас, жители Индии имеют самобытную внешность и культуру. Раньше всего сюда пришли племена Ариев. Они смешивались с тибето-бирманскими народами, проникавшими на территорию современной Индии из-за Гималаев.

Такие разные жители Индии

Что же помогло индийцам сохранить этническое разнообразие? Ответ прост. Все дело в кастовой системе. Именно поэтому на индийских улочках можно встретить самых разных людей, даже европеоидного типа. То есть жители Индии этнически неоднородны. Например, представители арийского типа отличаются кофейным оттенком кожи. Примечательно, что в высших кастах цвет кожи, как правило, светлее.

Индии обычно отличается красивым овалом лица, прямыми волосами (менее густыми, чем у представителей северной и центральной Европы) и слегка изогнутым носом. Их рост, как правило, не превышает 185 см. На примере дардов лучше всего можно сделать вывод о физических данных арийских племен. Это простодушная, открытая раса с карими глазами и прямыми черными волосами.

Чем отличается коренной житель Индии?

Как и любая нация, индийцы не лишены своеобразного шарма. Жители Индии обладают своеобразным душевным складом. Возможно, это связано с древними традициями, которые все еще сильны в Индии, а может быть, с тем, что эта территория в течение многих столетий подвергалась набегам различных завоевателей. Жители Индии эмоциональны, но умело скрывают свои чувства, они порой излишне вежливы, ненадежны. Сильные стороны этой расы - трудолюбие, открытость, чистоплотность, умеренность, уважение к наукам, доброжелательность. Индийцы всегда умеют создать атмосферу непринужденного общения, могут показать собеседнику, что с ним интересно.

Как и жители современные индийцы живут согласно древним писаниям - Ведам. В соответствии с этими текстами, человек должен выражать свою любовь и преданность Богу через свои повседневные действия, а не только через ритуалы. Даже уборка может быть средством служения кому-то из богов, которых в Индии огромное количество. Поклонение им может выражаться и в творчестве, и в повседневных делах, и в воспитании детей, и в общении с другими людьми. Все занятия должны быть ступенью самосовершенствования.

Не называйте индийцев индейцами!

Не менее важным является вопрос о том, как называют жителей Индии. Вопреки распространенному мнению, их нужно называть индийцы, а не индусы. Индусы - это последователи индуизма, господствующей религии в Индии. Не надо путать индийцев с индейцами.

Коренных жителей Северной Америки по ошибке Колумб назвал индейцами, поскольку думал, что приплыл в далекую и таинственную Индию.

Движение за гражданские права в Индии

Индийцы - очень активная нация. В обществе сейчас происходят процессы, направленные на отмену кастовости, улучшение положения женщин. Все это тесно взаимосвязано с реформами в социальной сфере. Главным образом они касаются улучшения положения женщин. Индийцы выступают за легализацию гражданского брака, за повышение брачного возраста как девочек, так и мальчиков. Не менее важный вопрос - расширение возможностей образования для женщин, а также улучшение положения индийских вдов.

В результате подобных процессов было введено несколько изменений. Так, брачный возраст для девушек был определен в 14 лет, для юношей - 18 лет. Если кто-то из брачующихся не достиг 21 года, необходимо письменное родительское согласие. Также запретили близкородственные браки и полигамию. Но плюсы этого закона, к сожалению, не стали достоянием общественности. Благами его смогла пользоваться только незначительная часть Дело в том, что даже сейчас широко распространена практика, когда формально девушка вступает в брак в возрасте 10 лет. Конечно, непосредственную церемонию откладывают до более зрелого возраста невесты - до 12-14 лет максимум. Подобные ранние браки плохо сказываются не только на психическом и физическом здоровье женщин, но и на благополучии индийской расы в целом.

Положение вдов в Индии

Дело еще и в том, что если замужняя девочка-женщина становится вдовой, то больше не сможет вступить в брак. Более того, в семье мужа она до конца своих дней будет обречена выполнять самую тяжелую работу, не должна будет носить новую красивую одежду. Также несчастная вдова не просто получает самую худшую пищу со стола, но и должна соблюдать многодневный пост. Для того чтобы хоть как-то улучшить положение вдов в обществе (среди которых множество детей), необходимо добиться того, чтобы повторный брак не считался чем-то позорным и постыдным. В настоящее время повторное замужество вдовы возможно, только если она принадлежит к низшей касте. В довершение всех бед женщина, чей муж погиб, в индийском обществе не может самостоятельно добывать себе средства к существованию.

Индийское образование

Отдельно стоит отметить систему индийского образования, так как она считается одной из самых крупных в мире. Интересно, что для того, чтобы поступить в вуз, не нужно сдавать никаких экзаменов. Помимо обычных университетов, в Индии также имеются учебные заведения с определенной спецификой, например женский институт в Бомбее. Несмотря на то, что ведущими в сфере образования считаются технические специальности, количество выпускников гуманитарных вузов составляет около 40%. В действительности, технические профессии играют очень важную роль в развитии человеческих ресурсов и С системой образования связан еще и вопрос о том, сколько жителей в Индии. По самым последним данным, около 1 млн.

Занятия индийцев

Основные занятия жителей Индии - традиционно земледелие, скотоводство. Многие задействованы в сфере легкой и которая в настоящее время динамично развивается. Несмотря на это, большая часть населения Индии живет практически за чертой бедности. Дело в том, что еще сравнительно недавно эта страна была Поэтому колониальное прошлое не может не отразиться на жизни индийцев.

Религия: "Шива без Шакти - шава"

Более 80% населения исповедует индуизм - самую массовую и древнюю религию в Азии. Поэтому неудивительно, что культура тесно с ней связана. Основные положения индуизма установились в 6 ст. до н.э. После этого вся культура стала выстраиваться вокруг этой системы.

Индуизм - религия мифологичная. Примечательным является то, что пантеон состоит из великого множества богов. Но самыми почитаемыми считается тринмурти - Вишну-Брахма-Шива. И если Вишну - хранитель мира, Брахма - создатель, то Шива - разрушитель. Но он не просто разрушитель, он еще и начало всего сущего. Боги имеют несколько рук как символ их божественных функций и обязательно изображаются со своими атрибутами. Например, Вишну - с диском, Шива - с трезубцем, Брахма - с Ведами. К тому же Шива всегда изображен с тремя глазами как символами его мудрости. Параллельно с тринмурти почитают и богинь - "шакти". Это не просто женские божества. Они гармонично дополняют супругов, составляя с ними одно целое. Есть даже такое выражение: "Шива без Шакти - шава (труп)". Древнейшим в Индии, параллельно с почитанием тринмурти, является культ животных. Например, для индуса немыслимо ни убийство коровы, ни употребление в пищу говядины. Многие животные в Индии священны.


Географический ареал Древней Индии - это весь Индостан, т.е. территория современных государств - Республики Индия, Пакистана, Непала, Бангладеш и Шри-Ланки. Древнюю Индию обрамовували Гималаи, величественную красоту которых передали на своих полотнах художники Николай и Святослав Реріхи. ее обмывали воды Бенгальского залива, Индийского океана и Аравийского моря. Поэтому в географическом отношении страна принадлежала к числу найізольованіших в древности.

На такой огромной территории природно-климатические условия, разумеется, не могли быть одинаковыми. Здесь сложились три географические зоны: Северо-Западная, Северо-Восточная и Южная.

Северо-Западная Индия охватывала широкую долину р. Инд и ее многочисленных притоков с прилегающими горными районами. В седой древности Инд имел семь основных притоков, однако впоследствии две из них пересохли, поэтому эта территория получила название "Страна пяти год" - Пенджаб. Край нижней течи Инд у назвали Синд. Здесь западный берег реки гористый, а на восток протянулась мертвая пустыня Тар, которая полностью изолировала бассейны обоих великих год, Инда и Ганга, что в значительной мере повлекло неодинаковость исторических судеб Северо-Западной и Северо-Восточной Индии. Разливы Инда, что вытекал из Гималаев, зависели от таяния снегов в горах и поэтому были нестабильными. Влажные муссоны не достигали долины Инда, дождей там выпадало очень мало, летом неистовствовали горячие ветры пустыни, поэтому земля покрывалась зеленью только зимой, когда Инд разливался.

Северо-Восточная Индия была расположена в зоне тропиков, ее климат определялся муссонами Индийского океана. Там вегетация длилась на протяжении целого года, а времен года было, как в Древнем Єгипті, три. В октябре - ноябре, сразу после жатвы, наступала зима, которая напоминала наш "бархатный сезон" в Крыму. Холоднее всего было в январе - феврале, когда температура воздуха снижалась до +5ос, нависали туманы, выпадала утренняя роса. Потом приходило тропическое лето, когда стояла адская жара. В отличие от Египта, где всегда прохладные ночи, в долине Ганга в марте - мае ночная температура воздуха, с почти стопроцентной его влажности, не падала ниже +30...+35 С, а днем временами поднималась до +50с. В такой зной трава обжигала, деревья сбрасывали свои листья, водоемы высыхали, земля казалась опустошенной и запущенной. Характерно, что именно в ту пору индийские крестьяне готовили поля под засев. В июне - августе наступал двухмесячный дождливый сезон. Тропические ливни несли желанную прохладу, возвращали земли красоту, поэтому население встречало их как большой праздник. Однако сезон дождей нередко затягивалось, тогда реки выходили из берегов и затапливали поля и селения, когда же он опаздывал - приходила страшная засуха.

"Когда в нестерпимую жару и духоту,-- делиться своими впечатлениями чешский журналист, - на небе черные тучи громоздятся, которые обещают сильный ливень, и вы часами зря ждете, когда она наконец прольется, а тем временем тучи на небе начинают рассеиваться и вместе с ними исчезает надежда на спасение душ, - вы и сами готовы упасть на колени и умолять кого из мощных индуистских богов, чтобы он сжалился и открыл наконец своей ваджрой "шлюзы небесных прудов".

Плодородный альмапласт, толщина которого в отдельных местах достигает сотен метров, тепличный климат превратили долину Ганга в настоящее царство Флоры. Склоны Гималаев покрывали девственные леса, долины местность -- бамбуковые заросли и мангові рощи, в низовьях Ганга изобиловали тростник, папирус, лотос. Сказочно богатым был и животный мир этого уголка планеты. В джунглях бродили королевские тигры, носороги, львы, слоны и множество другого зверья, поэтому этот регион был сущим раем для древних охотников-лучников.

Река Ганг, которая также вытекала из Гималаев и в 500 км от впадения в Бенгальский залив создала крупнейшую в мире дельту (илистую и непригодную для навигации), имела много притоков, крупнейшей из которых была Джамна. Обе священные реки сливались в одно русло возле современного Ілахабада - своеобразной Мекки индуистов, а до того на протяжении 1000 км текли параллельно.

Надра бассейнов Инда и Ганга были богатые сырьевые ресурсы, особенно на медной и железной руды. Богатейшими залежами металлических руд, которые к тому же залегали почти на поверхности земли, славился юго-восточный Бихар (на востоке бассейна Ганга).

Таким образом, природно-климатические условия в Северной Индии, где появились самые древние индейские цивилизации, были в целом благоприятными для хозяйственной деятельности человека. Вместе с тем идеальными их назвать нельзя. Сказывались и страшные засухи, и не менее катастрофические наводнения, необходима была ирригация, хотя искусственное орошение полей играло в сельскохозяйственном развитии страны гораздо более скромную роль, чем в Єгипті или Месопотамии. Наносили ущерб хлеборобу птицы и грызуны, люди не знали спасения от ядовитого гадюччя, что им кишели джунгли. Кстати, и сейчас индийские кобры ежегодно жалят сотни тысяч людей, причем каждый десятый из ужаленных ними умирает. Однако наиболее изнуряла индейцев неустанная борьба с дикими джунглями и сорняками, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки на непроходимые чащи. Ирригационный характер земледелия и потребность отвоевывать земли в джунглей были теми факторами, которые способствовали сплочению крестьян в трудовой коллектив, делали крестьянские общины на удивление прочными.

Характерно, что древние индийцы очень бережно относились к живой природе, старались не причинять ей вреда и даже преподнесли этот мудрый принцип в ранг религиозного закона, поэтому их хозяйственная деятельность оказалась менее губительной для экологической ситуации, чем других древних народов, прежде всего китайцев.

Иначе сложились природно-климатические условия в Южной Индии, разрезаю от Северной сплошной цепью горных кряжей. В центральной части материка (это крупнейшее на планете плоскогорья называют Деканом) было возможно лишь терасне земледелие. Реки Декану полноводные, пески крупнейших из них, Годавари и Кістані (Кришне), богатые на золото и алмазы. По крайнего юга материка, то его полноводные реки с крутыми берегами и бурным течением не играли существенной хозяйственной роли, поэтому цивилизация в этом регионе появилась позднее.

В древности Индию называли Ар"явартою - "страна ариев". Впоследствии появился также топоним Бхарат, который происходил от имени легендарного героя Бхарата (ош был, по одной версии, сыном царя Душ"янти и небесной красавицы - апсары, по другой - прародителем рода человеческого). В средние века существовала еще одна название Индии - Хіндостан (Хиндустан), европейским вариантом которой и стал топоним Индия. Топоним Хіндостан означает "страна Хинд" и происходит от персидского названия реки Хинд (индейцы называли эту реку Сіндху). В настоящее время в Республике Индия оба названия - Бхарат и Хиндустан - равноправные, хотя первая употребляется чаще.

Богатство индийской природы в ее разнообразии. 3/4 территории страны занимают равнины и плоскогорья. Индия напоминает огромный треугольник, направленный своей вершиной в . Вдоль основания индийского треугольника протянулись горные системы Каракорум, Гин-дукуша и Гималаев.

К югу от Гималаев лежит обширная плодородная Индо-Гангская равнина. Западнее Индо-Гангской равнины протянулась бесплодная пустыня Тар.

Дальше на юг расположено Деканское плоскогорье, которое занимает большую часть центральной и южной . С двух сторон плоскогорье ограничивают горы Восточных и Западных Гат, их предгорья занимают тропические леса.

Климат Индии на большей ее территории субэкваториальный, муссонный. На севере и северо-западе — тропический, где выпадает осадков около 100 мм/год. На наветренных склонах Гималаев выпадает 5000-6000 мм осадков в год, а в центре полуострова — 300-500 мм. В летний период выпадает до 80% всех осадков.

Крупнейшие реки Индии — Ганг, Инд, Брахмапутра берут начало в горах и имеют снегово-ледниковое и дождевое питание. Реки плато Декан имеют дождевое питание. Во время зимнего муссона реки плато пересыхают.

На севере страны преобладают коричнево-красные и красно-бурые почвы саванн, в центре — черные и серые тропические и красноземные латеринтные. На юге — желтоземные и красноземные, развившиеся на лавовых покровах. Прибрежные низменности и долины рек покрыты богатыми аллювиальными почвами.

Естественная растительность Индии очень сильно изменена человеком. Муссонных лесов сохранилось только 10-15% от изначальной площади. Ежегодно площадь лесов в Индии сокращается на 1,5 млн. га. В саваннах растут акации, пальмы. В субтропических лесах — сандал, тик, бамбук, кокосовые пальмы. В горах четко выражена высотная поясность.

В Индии богат и разнообразен животный мир: олени, антилопы, слоны, тигры, гималайские медведи, носороги, пантеры, обезьяны, кабаны, много змей, птиц, рыб.

Мировое значение имеют рекреационные ресурсы Индии: прибрежные, историко-культурные, архитектурные и др.

Индия имеет значительные запасы . Месторождения марганца сосредоточены в центральной и восточной Индии. Недра Индии богаты хромитами, ураном, торием, медью, бокситами, золотом, магнезитами, слюдой, алмазами, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Запасы угля в стране составляют 120 млрд. тонн (штат Бихар и Западный Бенгал). Нефть и газ Индии сосредоточены в долине Асаму и на равнинах Гуджарату, а также на шельфе Аравийского моря в районе Бомбея.

Неблагоприятными природными явлениями Индии являются засухи, землетрясения, наводнения (8 млн. га), пожары, сход снежных в горах, эрозия почв (6 млрд. т теряет страна), опустынивание на западе Индии, сведение лесов.

Данные современной науки позволяют показать важное историческое значение уже в далёкой древности одной из величайших стран мира - Индии, установить истоки её цивилизации.

Уже во второй половине III тысячелетия до н. э. в Индии существовало рабовладельческое общество, была известна письменность, был достигнут относительно высокий уровень культуры.

Первобытно-общинный строй в Индии

Природные условия

Название индия произошло от наименования крупнейшеи реки на северо-западе этой страны. Древние индийцы называли её Синдху; это слово у древних персов звучало - Хинду, а у древних греков - Индос. Страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от неё, в Европе уже в древности стали называть Индией. У самих древних индийцев общепринятого названия для всей страны не было.

Индия расположена в Южной Азии, на Деканском (Индостанском) полуострове и прилегающей к нему с севера части материка. На севере она ограничивается Гималаями - величайшей в мире системой горных хребтов; на востоке-невысокими, но труднопроходимыми горами, отделяющими Индию от стран Индо-Китайского полуострова; на западе - отрогами Гималаев, а также другими горными хребтами. К западу от этих отрогов- находятся пустынные и полупустынные области с горным ландшафтом. Деканский полуостров глубоко вдаётся в Индийский океан, образующий на западе Аравийское море, а на востоке - Бенгальский залив. Берега Индии мало изрезаны, вблизи мало островов, а Индийский океан остаётся бурным значительную часть года. Всё это препятствовало раннему развитию мореплавания. Географическая изолированность Индии затрудняла общение её народов с внешним миром. Однако народы Индии, особенно населяющие северо-западную ее часть, даже в этих условиях поддерживали на протяжении многих тысячелетий разносторонние связи со своими соседями.

В географическом отношении Индия отчётливо делится на две основные части: южную - полуостровную и северную - материковую. На границе между ними находятся горы, состоящие из ряда широтных хребтов (крупнейший из них Виндхья), покрытых в древности дремучими лесами. Эта горная область была существенным препятствием для сообщения между северной и южной частями страны, что содействовало некоторой исторически сложившейся обособленности их друг от друга.

Южная Индия представляет собой полуостров, напоминающий по форме неправильный треугольник, обращённый вершиной к югу. Центральную часть полуострова занимает Деканское плоскогорье, заключённое между Западными и Восточными Гхатами - горами, тянущимися вдоль западного и восточного побережья. Деканское плоскогорье имеет небольшой уклон с запада на восток, поэтому почти все крупные реки Южной Индии текут на восток. Для земледелия здесь наиболее благоприятны прибрежные равнины. Центральная часть полуострова довольно засушлива, так как горы, окаймляющие Деканское плоскогорье, задерживают влажные ветры, дующие с океана. Реки Южной Индии отличаются неустойчивым водным режимом и порожистым течением, что затрудняет их использование для транспорта и искусственного орошения.

Северная (материковая) Индия разделяется пустыней Тар и прилегающими к ней обширными полупустынными пространствами на Западную и Восточную. Наиболее удобные пути сообщения между ними находятся ближе к предгорьям Гималаев.

В западной части Северной Индии находится Пенджаб (Пятиречье) - долина реки Инда и пяти крупных рек, сливающихся вместе и одним речным потоком впадающих в Инд. В связи с засушливостью климата, для того чтобы здесь развивалось земледелие, необходимо искусственное орошение. Правда, районы, непосредственно прилегающие к рекам бассейна Инда, могут орошаться и их разливами

В восточной части Северной Индии находится долина реки Ганг и её многочисленных полноводных притоков. В настоящее время она почти безлесна, но в древности была покрыта густыми лесами. В низовьях Ганга очень влажный климат. Даже такие влаголюбивые культуры, как рис, джут, сахарный тростник, могут здесь выращиваться без применения искусственного орошения. Однако с продвижением на запад атмосферные осадки становятся всё менее обильными, и искусственное орошение оказывается всё более необходимым.

Природные условия Индии чрезвычайно разнообразны: здесь находятся самые высокие в мире горы и огромные равнины, области с исключительным обилием атмосферных осадков и пустыни, обширнейшие степи и непроходимые джунгли, местности с очень жарким климатом и высокогорные районы, где никогда не тают льды и снега. Животный и растительный мир Индии также отличается богатством и многообразием. При этом многие породы животных, например различные виды крупного рогатого скота (зебу, буйволы и др.), легко поддаются приручению и одомашнению. Многие виды растений, в том числе рис, хлопок, джут, сахарный тростник и др., оказалось возможным культивировать ещё в очень отдалённые времена.

Одним из важнейших факторов, определяющих климат всей Индии в целом, являются юго-западные муссоны, начинающие дуть с Индийского океана в июне - июле и приносящие основную массу атмосферных осадков. Поэтому в большинстве областей страны налицо очень благоприятное в хозяйственном отношении сочетание периода максимума солнечного тепла с периодом максимума выпадения осадков.

Особенности географической среды наложили отпечаток на историю народов Индии, способствуя ускорению темпов исторического развития в одних районах и замедлению в других.

Индия по своим размерам больше, чем все ранее упоминавшиеся рабовладельческие страны. Весьма разнообразны природные условия Индии,этнический состав населения и исторические судьбы её различных народов. Это усложняет изучение древнейшей истории этой страны.

Изучение древней истории Индии осложняется также и тем, что мы не имеем ни одного точно датированного письменного источника древнее IV в. до н. э. Только для времени начиная с середины I тысячелетия до н. э. можно установить факты политической истории и с уверенностью назвать имена некоторых исторических деятелей. Археологические данные и материалы преданий, сохранившихся в религиозной литературе, эпосе и т. д., при всей их ценности, ещё не дают возможности разрешить многие важнейшие проблемы древнейшей истории страны.

Население

Индия, являющаяся в настоящее время второй после Китая страной в мире по численности населения, была густо заселена и во времена глубокой древности; известно, что греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал Индию самой населённой в мире страной.

Этнический состав населения современной Индии неоднороден. Народы Северо-Западной Индии по своему физическому облику мало отличаются от народов Ирана и Средней Азии. Народы южной части полуострова существенно отличаются от жителей северо-западной части страны: например, цвет кожи у них значительно темней. Другие народы Индии имеют промежуточные антропологические черты между этими двумя основными. Весьма различно население Индии и по языку. Многочисленные языки народов Индии в большинстве своём принадлежат к двум группам, существенно отличающимся друг от друга,- индоевропейской и дравидской, представляющей собой особую не связанную с другими языковую семью. Языки первой группы преобладают на большей части территории Индии, дравидские языки - только в южной половине полуостровной Индии; имеются изолированные очаги дравидских языков на северо-западе и индоевропейских-на юге. Кроме того, в глухих горных районах живут народности, общепринятой классификации которых по антропологическому и языковому принципу ещё нет.

Как сложилась эта этническая пестрота, пока ещё определить с достоверностью не представляется возможным. Высказываются лишь различные предположения. Так, например, то обстоятельство, что население Северной Индии более похоже по внешнему облику и языку на народы, населяющие Иран и Среднюю Азию, чем на население Южной Индии, привело европейских учёных XIX в. к заключению, что Индия, коренным населением которой, по их мнению, были народы, говорящие на языках дравидской группы, подверглась когда-то вторжению так называемых «ариев»-группы племён, говоривших на языке индоевропейской семьи. На основании этого предположения о приходе индоевропейских племён в Индию была создана так называемая теория «арийского завоевания Индии». Однако, что представляли собою эти племена, откуда они явились и когда, в какой форме происходило их вторжение,- на все эти вопросы ни одна из высказывавшихся гипотез не даёт обоснованного ответа. Индия является одним из древнейших очагов цивилизации.

Археологические данные о древнейшей истории Индии

Основным творцом самобытной и оригинальной индийской куяьтуры, несомненно, было её коренное население. Археологические исследования в Индии начались сравнительно недавно, но они уже дали, особенно в последние десятилетия, чрезвычайно пенные результаты, которые позволяют по-новому осветить некоторые важнейшие вопросы древнейшей истории страны.

Индия была заселена со времён глубочайшей древности. Об этом свидетельствуют находки в различных районах страны орудий, датируемых временем нижнего палеолита (шелльского и ашельского типов). Однако в основных частях речных долин Инда и Ганга пока не обнаружено следов палеолитического человека,это вполне согласуется с исследованиями геологов, показывающими, что эти важнейшие районы современной Индии в период каменного века были заболочены и покрыты джунглями. Освоение их было в то время делом, непосильным для человека.

Лучше и полнее изучен период неолита в Индии. Поселения неолитического человека обнаружены и в речных долинах, хотя здесь они всё ещё встречаются реже, чем в холмистых и горных местностях. В этот период, так же как и в предыдущий, основным материалом, из которого делались орудия труда, был камень. Однако техника обработки камня достигла значительной высоты; неолитические орудия тщательно обтёсывались, а иногда, особенно их рабочие части, и шлифовались. О развитости производства изделий из камня свидетельствует обнаруженная в округе Беллари (штат Мадрас) специальная мастерская по их изготовлению.

Жители неолитических поселений уже занимались примитивным земледелием, умели приручать скот, изготовляли гончарные изделия. Древние индийцы времени неолита умели делать лодки, на которых не боялись выплывать даже в море. Много стоянок неолитического человека обнаружено в пещерах,хотя в это время сооружались и настоящие жилища простейшего типа. В некоторых неолитических стоянках обнаружена роспись на стенах пещер. Наиболее интересные образцы неолитической живописи находятся в пещерах около селения Синганпур (Центральная Индия).

Общественные отношения

Данные о первобытно-общинном строе в Индии сохранились исторических преданиях, мифах, легендах, собранных в древнеиндийской религиозной литературе и в древнеиндийском эпосе на индоевропейском языке - санскрите. Предания эти восходят ко II тысячелетию до н. э., но безусловно сохранили и более ранние данные, в том числе и о населении, говорившем на неиндоевропейских языках. Изучение пережитков первобытно-общинных отношений у некоторых племён и народностей современной Индии также помогает уяснить ход исторического развития страны в далёком прошлом. В преданиях и легендах сохранились смутные воспоминания о периоде собирательства, о том, как человек научился добывать и использовать огонь и какое значение он придавал этому своему достижению.

Сохранились данные, указывающие на существование в Индии родовой общины - ганы. Гана обычно составляла одно поселение - граму и представляла собой единый экономический и общественный организм. Члены ганы были связаны кровным родством, каждый участвовал в производственном процессе и военных действиях на равных основаниях со всеми и имел право на равную с другими долю при распределении продуктов коллективного труда. Глава общины - ганапати, руководивший всеми работами, выбирался собранием общины - сабхой. Военная добыча была собственностью всей общины, а то, что должно было потребляться индивидуально, делилось поровну. Положение женщины в. общине было высоким. Счёт родства вёлся по материнской линии, что свидетельствует о наличии в это время ещё материнского рода.

В названных выше письменных источниках имеются также данные (впрочем, скудные и недостаточно определённые) о племенной организации. Племя - вишь- состояло из нескольких ган. Верховным органом власти в племени было общее собрание всех взрослых членов племени - самати, выбиравшее племенного вождя - раджу, главу племенного ополчения.

Религиозные верования были основаны на поклонении силам природы, а культ заключался в жертвоприношениях богам вместе с различными магическими действиями, представлявшими ритуальное воспроизведение производственных процессов в общине. Во время религиозных праздников произносились гимны, восхвалявшие богов. Религиозным ритуалом руководил глава общины. Профессионального жречества ещё не было. Мёртвых хоронили без гроба или в специальных урнах. Известны и надгробные памятники типа дольменов.

Переход к металлу

Золото было первым металлом, который древние индийцы научились использовать, но оно употреблялось только для производства украшений. Первые металлические орудия труда и оружие, датируемые концом IV и началом III тысячелетия до н. э., сначала изготовлялись из меди, а потом из бронзы. Естественно, что переход к металлическим орудиям произошёл прежде всего в тех районах, в которых имелись залежи медной руды с большим содержанием металла. Древнейшим центром индийской металлургии была, вероятно, область гор Виндхья. Об этом свидетельствуют раскопки в Гунгерии (штат Мадхья Прадеш), обнаружившие древнейший склад разнообразных медных изделий (более 400 сбщйм весом около 360 кг), но древнейшая индийская цивилизация развивалась прежде всего в районах, благоприятных для земледелия, бывшего в то время наиболее прогрессивным видом хозяйственной деятельности. Здесь использование металлических орудий давало наибольший эффект в смысле роста производительности труда и возможностей получения прибавочного продукта.

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона. Почитали и верили в разных богов. Климат древней Индии. Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Это очень интересное государство и народ.

Древнее государство Индия

Местоположение и природа . На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна - Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи. На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых. Центральная и южная части Индии в древности представляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

Образование государств в Древней Индии

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе. Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на три сословия-варны. Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы, учителя, хранители культуры. Вторая варна - кшатрии. Ее составляла военная знать. В третью варну - вайшьи - входили земледельцы, ремесленники и торговцы. В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна - шудры. Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу. С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это дробление называется делением на касты. И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры - ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждого индийца. Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По - древнеиндийски «раджа» означает «царь».) В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263-233 гг. до н. э.). Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Междуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возникла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культура просуществовала до наших дней.

Хозяйственная жизнь

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Климат древней Индии. Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали. Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины. Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья. С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II - I тысячелетий до н. э. новое население Индии - индийцы - вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг. Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Языки и письменность Древней Индии. В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индцев относятся к XXV - XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число-17. В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета - свята (праздник), брахман-рахманы (кроткий). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказания.

Литература

О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев - это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально - мудрость) - священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы. Климат древней Индии. Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, не забываются и по сей день.

Религия Древней Индии

О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды - первые и главные священные книги индуизма. Древний индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель - шестирукий Шива. Его образ подобен древнеиндийскому богу - покровителю скота. Представление о Шиве - доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого человека зависит от правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал распространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма - «Бхагавад-Гита» - «Божественная песня». Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы) Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.

ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ
Раскопки в Махенджо-Даро

В 1921-1922 гг. было сделано большое археологическое открытие. В трех километрах от реки Инд археологи раскопали город. Его длина и ирина составляли 5 км. От разливов реки его защищали искусственные насыпи. Сам город был разделен на 12 примерно равных кварталах. Они имели ровные прямые улицы. Центральный квартал был поднят на высоту 6-12 м. Возвышение, сделанное из глины и сырцового кирпича, обороняли кирпичные квадратные башни. Это была главная часть города.

Общественное устройство индийце по древним законам

Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для каждого из них были установлены определенные занятия. Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов. Брахман всегда первый. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше четвертой части урожая своих подданных. Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям. Но только одно занятие Брахма дал шудрам - служение первым трем со смирением.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще очень много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат.

Индия – одна из древнейших цивилизаций планеты. Культура этой страны повлияла, как на близлежащие страны, так и на удаленные на тысячи километров от Индостана регионы. Индийская цивилизация зародилась ещё в начале 3 тысячелетия до н. э. В археологии её принято называть протоиндийской или хараппской. Уже в то время здесь существовала письменность, города (Мохенджедаро, Хараппа) с продуманной планировкой, развитым производством, централизованным водоснабжением и канализацией. Индийская цивилизация подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства, зародившиеся в Индии различные религиозно-философские системы, оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъемлемой частью современной мировой культуры. Индия – это огромная страна на юге Азии, раскинувшаяся от ледяных пиков Каракорума и Гималаев до омываемых экваториальными водами мыса Кумари, от знойных пустынь Раджастхана до болотистых джунглей Бенгалии. Индия - это и великолепные пляжи на побережье океана в Гоа и горнолыжные курорты в Гималаях. Культурное многообразие Индии поражает воображение всякого впервые прибывшего сюда. Путешествуя по стране, понимаешь, что многообразие - душа Индии. Стоит проехать несколько сот километров, и замечаешь, как изменились местность, климат, еда, одежда и даже музыка, изобразительное искусство, ремёсла. Индия может ослепить красотой, покорить гостеприимством, озадачить противоречиями. Поэтому каждому предстоит открыть свою Индию. Ведь Индия - не просто другой мир, а множество разных миров, объединившихся в одно целое. Только в конституции страны перечислено 15 главных языков, а общее число языков и диалектов, по подсчётам учёных, достигает 1652. Индия родина многих религий – индуизма, сопоставимого с пластом аврамистических религий (иудаизм, ислам, христианство), буддизма, джайнизма и сикхизма. И в тоже время Индия крупнейшая мусульманская страна - третье место в мире по числу последователей (после Индонезии и Бангладеш). Индия – федеративное государство (по конституции – союз штатов). В Индии насчитывается 25 штатов и 7 союзных территорий. Штаты: Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджарат, Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Карнатака, Керала, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия. К семи союзным территориям относятся - Андаманские и Никобарские острова, Чандигарх, Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Дели, Лакшадвип и Путтуччери (Пондишери). Главой государства является президент. Практически исполнительная власть осуществляется премьер-министром. Столица Индии – г. Дели. Площадь республики – 3,28 млн.кв.км. Страна граничит на западе – с Пакистаном, на севере – с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Мьянмой. С юго-запада омывается водами Аравийского моря, с юго-востока – Бенгальским заливом.

Индия - страна с уникальными традициями (Древняя Индия). История Индии - это история целой цивилизации.А культура Индии - это уникальное достижение человечества География Индии обширна. Страна поражает разнообразием природных зон. Индию условно можно разделить на четыре части. Северная Индия - это прежде всего уникальный город Дели (столица государства). Здесь собраны самые невероятные памятники архитектуры, ведущее место среди которых занимают многочисленные религиозные сооружения. Причем в Дели можно встретить храмы буквально всех мировых религий. По количеству музеев город легко обойдет любую столицу мира. Непременно посетите Национальный музей, Археологический музей Красного форта, Национальную галерею современного искусства, Национальный музей естественной истории и др. К вашим услугам будут тысячи торговых точек, уникальные восточные базары с их непередаваемым колоритом, знакомым нам еще из детских сказок, в который непременно стоит окунуться. Если вы предпочитаете отдых у моря, то для вас Западная Индия и Гоа. Именно в этом штате расположены многочисленные пляжи, великолепные отели, масса развлекательных комплексов, казино и ресторанов. Южная Индия - представляет из себя наиболее густонаселенную часть страны, район нахождения сотен древних тамильских храмов, колониальных фортов. Есть здесь и песчаные пляжи. Восточная Индия ассоциируется прежде всего с городом Калькутта, административным центром штата Западная Бенгалия и самым большим городом страны, входящим в десятку крупнейших городов мира. Для поездки в эту страну необходима виза, для оформления которой придется посетить посольство Индии. И еще один совет. Индия - это страна, рядом с которой находится загадочный Непал, не забудьте об экскурсии. Вам уже снится Индия.

Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.



Похожие статьи