Презентацию на тему международные отношения между странами. Цели Содружества: – осуществление сотрудничества между






Международные отношения Международные отношения государств – одна из основ, на которых строится современное общество. Сегодня, именно от взаимоотношений между государствами зависит само существование цивилизации. Современные международные отношения представляют собой сложную систему политических, экономических, культурных и прочих связей. На сегодняшний день существует несколько общемировых тенденций развития международных отношений.


Европейский союз В основе Европейского Союза лежит сотрудничество, зародившееся между европейскими государствами после Второй мировой войны с целью гарантировать мир и способствовать экономическому и социальному прогрессу в рамках единого союза. Этот процесс развивался постепенно. Сначала упор был сделан на экономическом сотрудничестве, для разработки общей политики в сфере торговли и сельского хозяйства. Позже начало развиваться сотрудничество в политической сфере, в таких областях, как внешняя политика, сотрудничество в целях развития. Первыми институтами Европейского Союза являются Совет Министров, Европейская Комиссия, Европейский Парламент и Европейский Суд. 9 мая 1950 года произошло событие исторической важности. Французский министр иностранных дел Робер Шуман предложил Федеративной Республике Германии и другим странам Европы объединиться во имя осуществления мирных целей. На январь 1995 года в число 15 государств-членов входили Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Испания, Швеция, Португалия, Соединенное Королевство.


Россия и США В настоящее время отношения между Россией и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, космические исследования. Развал Советского Союза, экономический и социально- политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно- политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США. В 2003 Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украины(«Оранжевая революция»). Борьба за влияние между Россией и США охватила все постсоветское пространство. В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение.


Россия и США Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России. В 2005 двусторонний товарооборот достиг 19,2 млрд. долларов, при этом российский экспорт составил 15,3 млрд. а импорт 3,9 млрд. Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд. долл. В США работают российские компании «Лукойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.


Россия и США Комиссия Медведева - Обамы, официально известная как двусторонняя Российско- американская Президентская комиссия, была провозглашена 6 июля 2009 года президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и президентом США Бараком Обамой во время визита президента Обамы в Москву. Она призвана содействовать улучшению связи и сотрудничества между правительствами России и США. В соответствии с заявлением о целях Комиссии, согласованным между двумя сторонами в октябре 2009 года, Комиссия создана для «определения направлений сотрудничества и осуществления совместных проектов и действий, направленных на укрепление стратегической стабильности, международной безопасности, экономического благосостояния и на развитие связей между российским и американским народами. В основе деятельности Комиссии лежат базовые принципы дружбы, сотрудничества, открытости и предсказуемости, и мы полны решимости урегулировать разногласия открыто и честно, в духе взаимного уважения и признания точек зрения друг друга».


Россия и ЕС Российская Федерация является одним из наиболее важных партнеров ЕС. Приоритетная задача Европейского Союза – создание крепкого стратегического партнерства с Россией на прочной основе взаимного уважения. Россия – самый большой сосед ЕС, ставший еще ближе с расширением Союза в 2004 и 2007 годах. В европейской стратегии безопасности от 2003 года подчеркивается, что Россия является ключевым игроком в геополитической сфере и сфере безопасности, как на глобальном, так и на региональном уровне. Россия и все страны ЕС являются членами Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совета Европы. ЕС и Россия уже ведут совместную работу по широкому спектру вопросов, включая модернизацию российской экономики и ее интеграцию в мировую экономику, вопросы безопасности, международные проблемы. ЕС и Россия ведут широкий диалог по политическим вопросам, касающимся всего мира, включая разрешение конфликтов на Ближнем Востоке, в Афганистане, на Западных Балканах и в Судане, а также предотвращение распространения оружия массового поражения и соответствующих технологий, как в ситуации с Ираном и Северной Кореей.


Россия и Греция Актуальность развития и поддержания Россией внешнеторговых отношений сводится к главному вопросу, какие рынки считать приоритетными и благоприятными сегодня, а также те, выход, на которые являются стратегически важным. С этой точки зрения развитие внешнеэкономических отношений России и Греции является в высшей степени необходимым. Греция традиционно является одним из главных импортеров российских товаров (как сырьевой направленности, так и высокотехнологичных), что ставит ее в преференциальные условия в торговых отношениях с Россией. С другой стороны, Греция является членом ЕС, что позволяет России находить пока те немногие пути выхода на рынки Европы. Таким образом, выстраивая эффективные торгово-экономические отношения с Грецией, Россия, в какой-то мере, форсирует развитие экономических отношений с Европейским Союзом.


Россия и Франция Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г., когда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. 28 октября 1924 года были установлены дипломатические отношения между СССР и Францией. В ноябре 2007 года на XII м заседании Межправкомиссии было подписано совместное Заявление об объявлении 2010 года Годом России во Франции и Годом Франции в России. Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Достаточно сказать, что обстановка в Европе и мире во многом определялась именно российско-французскими отношениями в течение всей их многовековой истории. Основополагающий документ отношений между Россией и Францией – Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско- французских отношений значительно обогатилась – заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего взаимодействия. Все более насыщенными становятся российско- французские политические контакты. Проводимые на регулярной основе встречи глав государств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений.


Россия и Испания в 20-м веке в российско-испанских отношениях были длительные перерывы, и когда эти отношения были восстановлены в 1977 году, этот акт был частью тех преобразований, которые происходили в Испании в рамках её перехода от диктатуры к демократии, в процессе обретения Испанией нового международного статуса. Основополагающим документом российско-испанских отношений является Договор о Дружбе и сотрудничестве, который был подписан между нашими странами в 1994 году, но, разумеется, договорно- правовая база наших отношений этим договором не исчерпывается. У нас существует очень широкий круг соглашений, которые создают основу для развития двустороннего сотрудничества в самых различных областях. Наши отношения в целом складываются благоприятно, и это находит проявление прежде всего в том, что между нашими странами ведется активный политический диалог, в том числе на высшем уровне. Выбор России в качестве первой страны для посещения со стороны Испании, возглавившей Евросоюз в 2010 году, "является доказательством желания Евросоюза установить рамки для стратегического сотрудничества с Россией",


Россия и Великобритания История взаимоотношений Великобритании и России В них не всегда царила гармония, однако они куда более продолжительны и богаты, чем думают многие. Узы между британским и российским царствующими домами были переплетены с торговыми контактами. Торговые отношения между двумя странами начались более 400 лет назад. Британия и Россия вместе вели воину против нацистской Германии. Уникальная особенность британской помощи Советскому Союзу состояла в том, что она поддерживала традицию морских и торговых отношений. После Второй мировой воины развитие отношений тормозила «холодная война» однако двусторонние контакты продолжались, включая и визиты на высоком уровне. Маргарет Тэтчер в 1984 году назвала Михаила Горбачева человеком, с которым она может «вести дела». Установившееся между ними в 80-е годы взаимопонимание помогло проложить путь к позитивному состоянию отношении между двумя странами. После распада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились, однако в 2000-х годах снова ухудшились из-за разногласий по экстрадициям. Это разногласие развилось до депортации четырех российских дипломатов Великобританией, вскоре последующее депортацией четырех английских дипломатов Россией. Несколько отделений консульства Великобритании и одна организация культурного сотрудничества были вынуждены закрыться. C 2007 года Россия вновь начала дальние патрули бомбардировщиками ТУ-95. Эти патрули неоднократно проходили в близости от воздушного пространства Великобритании, где их сопровождали британские истребители. Однако существуют и положительные аспекты развития российско-британских отношений. Между Россией и Великобританией активно развивается сотрудничество в энергетической сфере. В сентябре 2003 г. в Лондоне на Энергетическом форуме были подписаны Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики, Меморандум между двумя странами о строительстве Североевропейского газопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря будет поступать в Германию, Нидерланды, Великобританию и другие страны.


Россия и Германия Сотрудничество России с Федеративной Республикой Германии был и остается одним из главных приоритетов в российской внешней политике и экономике. Достаточно проследить количество визитов Президента России в Германию и оценить статистические данные по экономическому сотрудничеству. В целом наши экономические отношения развиваются стабильно, по восходящей линии. Создан надежный и эффективный механизм координации сотрудничества в этой сфере. Успешно действуют совместная Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества, смешанная Комиссия по научно-техническому сотрудничеству. Разумеется, в наших отношениях есть еще много неиспользованных резервов. По мере того, как политическая и социально-экономическая ситуация в России меняется к лучшему, мы все более ощущаем растущий интерес германского бизнеса к расширению своего присутствия и своей деятельности в нашей стране. За последние несколько лет в сотрудничестве между многими российскими регионами и землями ФРГ был сделан качественный рывок вперед. Сегодня эта форма экономического взаимодействия – одна из самых продвинутых и перспективных. Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Пришедшая в 2005 году к власти Ангела Меркель относится к России более скептически. Она дала понять, что возвратит главную внешнеполитическую ориентацию Германии на Соединённые Штаты, а к России необходимо относится более дистанцированно, хоть и прагматично. В качестве одной из немногих западных стран, Германия в лице своего министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера критикует планы США по базированию ПРО в Восточной Европе и призывает их к консультациям с Россией.


Россия и страны Прибалтики Став независимыми, бывшие республики Прибалтики стали требовать, чтобы их официально называли «странами Балтии».После распада СССР отношения России со странами Балтии складывались весьма непросто. Обилие исторических обид и взаимных претензий препятствовало нахождению взаимопонимания в национальной, культурной, политической, экономической сферах., В отличие от стран, входящих в СНГ, прибалтийские республики предпочитают демонстрировать свою независимость от России чисто политическими методами. Однако у этих отношений есть чрезвычайно любопытный политический подтекст. На портовых и прочих транспортных работах занято в основном лишенное прибалтийского гражданства русскоязычное население. Объясняется это кадровой политикой советских времен. Тогда было принято, чтобы на транспорте работали не литовцы, латыши и эстонцы, а приезжие из внутренних регионов России. Бесспорным лидером с отрицательным рейтингом оказалась Эстония. Министр иностранных дел этой страны Сийм Каллас По его утверждениям, Россия ожидает, что Эстония предоставит русскоязычному населению гражданство, откажется от идеи вступления в НАТО, установит с Россией безвизовые отношения и заключит с ней широкомасштабный договор о конфедерации. "В этом случае отношения Эстонии и России наладятся, только что останется от независимого эстонского государства?" грустно подытожил Каллас.


Россия и страны Прибалтики Несмотря на наличие предпосылок к потеплению российско- прибалтийских отношений, для достижения «дружбы» необходимо преодолеть дефицит доверия. Россия и Литва долго спорили, что должно быть первым – утверждение российской стороной договора о границе или достижение окончательной договоренности о порядке транзита в Калининградскую область через литовскую территорию, Аналогичным образом «в ожидании первого шага» буксует российско- эстонский диалог. Специалисты по политической психологи знают: первый шаг делает сильный. Сегодня, на фоне укрепления международных позиций России, Москва может позволить себе роскошь сделать такой первый шаг, и он не будет воспринят как проявление слабости.


Россия и страны Скандинавии Север Европы традиционно отождествлялся с пятью странами - Данией, Исландией, Норвегией, Швецией и Финляндией и характеризовался в целом значительной устойчивостью, высоким (хотя и с различиям для отдельных стран) уровнем развития. До недавнего времени отношения России и Швеции можно было назвать почти образцовыми. Развитая страна Северной Европы не думала вступать в НАТО и воздерживалась от резких антироссийских высказываний. Но после прихода к власти осенью 2006 года правоцентристской коалиции всё изменилось, и наиболее ярко это проявилось во время агрессии Грузии в Южной Осетии. Ещё раньше камнем преткновения в российско-шведских отношениях является проект газопровода "Северный поток" по дну Балтийского моря. Основные аргументы против идут со стороны экологов. Однако в первую очередь действия Стокгольма объясняются экономическими интересами в регионе и желанием не допустить того, чтобы Россия стала "царицей Балтики". Отношения между Россией и Швецией в последние годы далеки от идеала. Впрочем, России приходилось выслушивать критику и от представителей других скандинавских стран. Но Финляндия и Норвегия куда больше ориентированы на экономические связи с Россией, чем Швеция. И потому их власти не могли позволить себе столь же резкие высказывания, как шведские. Россия не слишком интересна Швеции как торговый партнёр. РФ поставляет на Запад в основном энергоносители, а Швеция покрывает свои энергетические потребности преимущественно за счёт поставок из Норвегии, последовательно вытесняя углеводороды другими источниками энергии. В итоге на Россию приходится четыре процента шведского импорта и два процента экспорта. В то же время, несмотря на политические трудности, товарооборот между двумя странами в период с 2000 по 2008 гг. вырос в пять раз.


Россия и страны Скандинавии 30 декабря 1991 года Финляндия признала Россию в качестве государства-правопреемника СССР. В январе 1992 года был заключен российско- финляндский Договор об основах отношений. В настоящее время между Россией и Финляндией действует около 90 межгосударственных и межправительственных документов, регламентирующих практически все сферы двустороннего взаимодействия. Поддерживаются регулярные контакты между руководителями министерств иностранных и внутренних дел, экономического развития и торговли, транспорта, таможенных и пограничных ведомств. Активны межпарламентские связи. В парламенте Финляндии действует Группа дружбы с Россией, в Государственной Думе образована Группа по связям с Парламентом Финляндии. Торгово-экономическое сотрудничество России и Финляндии носит взаимовыгодный характер, рост товарооборота сохраняет положительную динамику. Большая часть российского экспорта в Финляндию состоит из сырья и энергоносителей – порядка 88%. На готовые изделия приходится около 11,5%, на машины и оборудование – 1,5%. В российском импорте из Финляндии более половины составляют машины, оборудование и транспортные средства, доля сырьевых товаров – 22%, примерно 13% – химические товары, около 4% – продукты питания. Одной из основ всего комплекса двусторонних отношений является энергетическое сотрудничество России и Финляндии. Россия является надежным поставщиком энергоресурсов в Финляндию, в том числе на 100% удовлетворяет потребности этой страны в природном газе, почти на 70% – в сырой нефти, на треть – в каменном угле и на 10% – в электроэнергии.


Россия и страны Скандинавии Используя свое географическое положение, Норвегия все больше претендует на роль связующего звена или «моста» между Западной Европой и Россией. Подтверждением такого рода устремлений является инициированное Норвегией сотрудничество в Баренцевом/Евроарктическом регионе. Между Москвой и Осло остается не до конца урегулирован вопрос морской границы, из-за чего в Баренцевом море существует так называемая «серая зона». Интересно, что в начале 80-х Советский Союз попытался начать в ней хозяйственную деятельность и даже начал бурение, однако, столкнувшись с протестом Норвегии, прекратил работы. Понятно, что позиции нашей страны после краха СССР резко ослабли и нельзя было всерьез рассчитывать на закрепление этой территории за Россией. Противоречия между странами объективны, никто не хочет уступать, прекрасно понимая, что эпоха дешевых и доступных углеводородов постепенно заканчивается. Но заинтересованные стороны стремятся вести беседу за столом переговоров, и дискуссия пока не переходит дипломатические рамки. К одной из основных особенностей структуры российского экспорта, отличающей его от поставок в большинство других стран Европы, относится крайне незначительная доля в вывозе в Норвегию энергоносителей (нефти и нефтепродуктов, угля), а также полное отсутствие в нем природного газа. Импорт из Норвегии существенно отличается от российского экспорта: в 1997г. его основными позициями были продовольственные товары, прежде всего, рыба и рыбопродукты – 52%, машины и оборудование – 15%, химические товары – 9%. Однако рост импорта из Норвегии, был обусловлен увеличением поставок рыбы. (соотношение количества экспортных товарных позиций к импортным выражается пропорцией 1:3).


Россия и Япония За прошедшие годы российско-японские отношения поступательно развивались, наполнялись новым содержанием. Они характеризуются обоюдной приверженностью универсальным демократическим ценностям, отсутствием идеологической и военной конфронтации, глубокой взаимной заинтересованностью в сотрудничестве на международной арене. На высшем уровне согласованы базовые принципы развития связей: взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. В последнее время наблюдается заметная активизация двусторонних торгово-экономических связей. В гг. объем российско- японского товарооборота возрос более чем в два раза и достиг рекордного за историю двусторонних отношений показателя в 8,85 млрд.долл. Японо- российские внешнеторговые и экономические отношения в последнее время находятся в стадии расширения. Общая сумма внешней торговли выросла примерно на 31,5% по сравнению с предыдущим годом и составила 694,2 млрд.иен. Объём импорта из России вырос в сравнении с предыдущим годом на 19,6% и составил примерно 490,2 млрд.иен, а экспорт товаров в Россию вырос на 72,6% и составил 204 млрд.иен.


Россия и Китай 2 октября 1949 года СССР первым установил дипломатические отношения с КНР Китай считает отношения с Россией образцом политического партнерства. С таким заявлением выступил министр иностранных дел Ян Цзечи. В плане двусторонних отношений российская сторона придает первостепенное и исключительно важное значение установившейся системе регулярных ежегодных встреч Президента РФ и Председателя КНР, Российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. Успешно реализуются подписанные главами пяти государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана Шанхайское (апрель 1996 года) и Московское (апрель 1997 года) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско китайской границы. Китай по итогам 2008 года занял третье место среди внешнеторговых партнеров России (после Германии и Нидерландов), его доля в российском внешнеторговом товарообороте составила 7,6%, при этом на Китай пришлось 4,6% экспорта России (7 место) и 13% импорта России (2 место).


Россия и страны Ближнего Востока Ситуация для возвращения России на Ближний Восток сложилась самая подходящая: в отличие от прежних времен, когда страны региона делились на друзей Кремля и Белого дома. У Москвы установились более или менее ровные отношения практически со всеми вплоть до Израиля. Российская Федерация установила, что «приоритетной задачей России должно стать восстановление и укрепление своих позиций, прежде всего экономических, в этом богатом и важном для наших интересов районе мира». Россия, пытающаяся восстановить свое былое влияние в регионе и подтвердить свой статус великой державы, равной США по силе, должна демонстрировать свою заинтересованность в проблемах Ближнего Востока, особенно когда там происходят такие важные события как переворот в Газе. В противном случае ее будут воспринимать как второстепенного игрока на ближневосточной арене, где США, ЕС и ООН играют важнейшую роль. Руководство Израиля все еще стремится, хотя и без особой надежды, заручиться поддержкой России в иранской проблеме и уговорить Россию не продавать Сирии и Ирану современных вооружений. Хотя важнейший фактор, определяющий российскую ближневосточную политику - интересы российского ВПК. Продажи оружия за границу ежегодно приносят России миллиарды долларов.


Россия и страны Латинской Америки Россия поддерживает дипломатические отношения со всеми 33 государствами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). В гг. восстановлены отношения с Гренадой, установлены - с Сент-Винсентом и Гренадинами, Сент-Кристофером и Невисом, Багамскими островами, Сент-Люсией. Проводится линия на укрепление дружественных связей с государствами региона, наращивание взаимодействия на мировой арене, развитие торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического и культурного сотрудничества. Развивается политический диалог. Важное значение имел официальный визит Президента России В.В.Путина на Кубу (2000 г.) - первый на высшем уровне в Латинскую Америку - и в Мексику (2004г). Продвижению сотрудничества с ведущими партнерами в регионе способствовали официальные визиты в Россию президентов Чили П.Эйлвина (1993 г.) и Р.Лагоса (2002 г.), Аргентины К.Менема (1998 г.), Венесуэлы У.Чавеса (2001 г.), Бразилии Ф.Э.Кардозо (2002 г.). Россия, в т.ч. в рамках "восьмерки", оказывает политическую поддержку процессу мирного урегулирования вооруженного конфликта в Колумбии. Поддерживаются контакты с Венесуэлой и Мексикой как ведущими производителями нефти в интересах обеспечения стабильности нефтяного рынка и защиты экономических интересов России. На рынки Латинской Америки выходит крупный российский бизнес. Российское компании успешно действуют в сфере поставок оборудования для ГЭС в Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии, участвуют в разработке нефтяных месторождений в Колумбии, работают совместные предприятия по сборке автомобилей в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Эквадоре. Расширяются гуманитарные и культурные связи. Крупным проектом культурного сотрудничества стало открытие в Бразилии первой зарубежной школы Государственного академического Большого театра (г. Жоенвиль) и школы им. П.И.Чайковского в г. Форталеза.

НАФТА Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.

Цели НАФТА: 1) Устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами – участницами. 2) Создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли 3) Привлечение инвестиций в страны – члены соглашения 4) Обеспечение защиты и охраны прав интеллектуальной собственности 5) Создание единого континентального рынка НАФТА

ЛААИ (ЛАИ) Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) - объединение экономического сотрудничества 12 государств Латинской Америки. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа ЛАИ - Договор Монтевидео (1980 год). Штаб-квартира ассоциации находится в Монтевидео, Уругвай.

Страны-члены: Страны-члены разделены на три группы: более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика), среднего уровня (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили) менее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор), и Куба. ЛААИ

АСЕАН Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно.

АСЕАН Цели АСЕАН: В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: «(I) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (II) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».

АСЕАН Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины (10 стран) Расположение секретариата: Джакарта

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная (региональная) экономическая организация. АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57 % мирового ВВП и 48 % объёма мировой торговли (2007). АТЭС

21: Австралия, Бруней, Вьетнам, Сянган (КНР), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Южная Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, о. Тайвань, Филиппины, Чили, Япония АТЭС

Цели и задачи АТЭС: Главные цели организации - обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества. В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий. АТЭС

ШОС Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном,Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику. Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. ШОС

ШОС 6+4: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан + Индия, Иран, Монголия, Пакистан. Штаб – квартира: Пекин

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР. СНГ

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основными целями организации являются: *сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях *сотрудничество в обеспечении мира и безопасности *взаимная правовая помощь *мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации СНГ

члены СНГ ассоциированный член СНГ государство, покинувшее СНГ фактический член СНГ государство, участвующее в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя СНГ

Основные военно-политические альянсы современной системы международных отношений

Россия и Великобритания. История взаимоотношений Великобритании и России В них не всегда царила гармония, однако они куда более продолжительны и богаты, чем думают многие. Узы между британским и российским царствующими домами были переплетены с торговыми контактами. Торговые отношения между двумя странами начались более 400 лет назад. Британия и Россия вместе вели воину против нацистской Германии. Уникальная особенность британской помощи Советскому Союзу состояла в том, что она поддерживала традицию морских и торговых отношений. После Второй мировой воины развитие отношений тормозила «холодная война» однако двусторонние контакты продолжались, включая и визиты на высоком уровне. Маргарет Тэтчер в 1984 году назвала Михаила Горбачева человеком, с которым она может «вести дела». Установившееся между ними в 80-е годы взаимопонимание помогло проложить путь к позитивному состоянию отношении между двумя странами. После распада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились, однако в 2000-х годах снова ухудшились из-за разногласий по экстрадициям. Это разногласие развилось до депортации четырех российских дипломатов Великобританией, вскоре последующее депортацией четырех английских дипломатов Россией. Несколько отделений консульства Великобритании и одна организация культурного сотрудничества были вынуждены закрыться. C 2007 года Россия вновь начала дальние патрули бомбардировщиками ТУ-95. Эти патрули неоднократно проходили в близости от воздушного пространства Великобритании, где их сопровождали британские истребители. Однако существуют и положительные аспекты развития российско-британских отношений. Между Россией и Великобританией активно развивается сотрудничество в энергетической сфере. В сентябре 2003 г. в Лондоне на Энергетическом форуме были подписаны Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики, Меморандум между двумя странами о строительстве Североевропейского газопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря будет поступать в Германию, Нидерланды, Великобританию и другие страны.

    Слайд 2

    Международные отношения в условиях современного мира

    Современный мир - мир конкуренции. Лучшей иллюстрацией этого служит развитие событий за несколько лет XXI века. Страны с высокоразвитой экономикой оттесняют менее развитых конкурентов с тех перспективных мировых рынков, где это оказывается им по силам. Но конкурируют не только экономики - идет соревнование между проектами будущего мирового устройства, между различными точками зрения на пути развития, между формами организации международной жизни и принципами отношений между странами.

    Слайд 3

    После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели, весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия и Южная Осетия. Возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий.

    Слайд 4

    Начало Истории

    8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры России Президент Б.Н.Ельцин и Госсекретарь Г.Э.Бурбулис, Украины - Президент Л.М.Кравчук и Премьер В.Фокин и Белоруссии -- Председатель Верховного совета БССР С.И.Шушкевич и Председатель Совмина В.Кебич объявили о прекращении деятельности СССР «как субъекта международного права и геополитической реальности». Было заявлено об образовании Содружества Независимых Государств, открытого для присоединения бывших членов Союза и иных государств.

    Слайд 5

    Состав

    11 декабря заявили о присоединении к СНГ Киргизия и Армения. 13 декабря по инициативе Назарбаева произошла встреча глав Казахстана и 4 республик Средней Азии в Ашхабаде. Они также выразили согласие войти в СНГ, но при условии абсолютного равенства с сторонами, подписавшими Беловежские соглашения. Признанием заслуги Назарбаева было решение собраться всем в столице Казахстана Алма-Ате. Там 21 декабря 1991 г. главы 9 республик: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Декларацию об образовании Содружества Суверенных Государств. Вновь был подтвержден вывод Беловежских соглашений: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Позднее к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Молдавия - всего в СНГ вошло 12 республик из прежних 15. За бортом остались только республики Прибалтики.

    Слайд 6

    Цели создания союза

    – осуществление сотрудничества между государствами-членами в политической, экономической, правовой, культурной, экологической, гуманитарной и других областях, сотрудничества в деле обеспечения международного мира и безопасности, а также достижения разоружения; – создание общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов; – взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни народов, обеспечение коллективной безопасности; – мирное разрешение споров и конфликтов между странами-участниками; – содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении по территории стран, входящих в Содружество.

    Слайд 7

    Общая информация

    Отношения между государствами-членами СНГ основаны на принципах уважения суверенитета, самоопределения и территориальной целостности стран и невмешательства в их внешнюю политику и внутренние дела, нерушимости существующих границ, неприменения силы и разрешения споров мирными средствами, а также верховенства международного права. Общая территория государств, входящих в состав СНГ (без учета территории Туркменистана) – 21,6 млн. кв. км., население – св. 275 млн. чел. (2006). Штаб-квартира Содружества находится в г.Минск (Беларусь). В странах СНГ сосредоточено ок. 10% мирового промышленного потенциала и почти 25% разведанных мировых запасов природных ресурсов. Рабочим языком СНГ является русский язык. Содружество имеет собственную официальную символику и флаг.

    Слайд 8

    Современные изменения

    В августе 2005 Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя 12 августа 2008 года, после начала вооруженного конфликта в Южной Осетии президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе Грузии из СНГ В 2008 году Афганистан заявил о своем желании вступить в СНГ

    Слайд 9

    Интеграционные процессы в СНГ

    Интеграционные процессы в СНГ проходят в условиях глубокого системного социально-экономического кризиса. Существенно ослабли хозяйственные связи между государствами Содружества. резко сократилась роль государств Содружества в динамично растущей мировой экономике. Упрочить свое положение в глобальной экономике страны СНГ могут лишь путем формирования регионального объединения государств, способного стать составной частью мирового постиндустриального центра в виде его четвертого регионального компонента наряду с ЕС, НАФТА и АТЭС. В противном случае они будут неизбежно вытеснены на отсталую периферию с господством добычи невоспроизводимых минерально-сырьевых ресурсов и производства низкотехнологичной, трудоемкой и ресурсоемкой продукции. В последние годы интеграционные процессы в СНГ идут параллельно с возникновением и активным развитием региональных объединений стран Содружества.

    Слайд 10

    Союзное государство: Россия и Белоруссия

    Наиболее тесные экономические связи еще с советских времен сохранили Россия и Беларусь. 8 декабря 1999 г. они подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (вступил в силу 26 января 2000 г.). Идет активная работа по формированию общей правовой базы, единого валютного, хозяйственного, оборонного, гуманитарного пространства. В Союзе предполагаются к учреждению единые Конституция и законодательство, президент, парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта(предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль), армия, паспорт и т. п. В настоящее время символы Союзного государства - флаг, герб и гимн не утверждены. Президент и единый Парламент Союза, возможно, будут избираться всеобщим голосованием.

    Слайд 11

    Евразийское экономическое сообщество

    10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан Узбекистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон. В августе 2006 на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, - Белоруссии, России и Казахстана. Страны-участники: Республика Беларусь (200 1) Республика Казахстан (2001) Республика Киргизия (2001) Российская Федерация (2001) Республика Таджикистан (2001) Республика Узбекистан (2006) Страны-наблюдатели: Армения (2003) Молдавия (2002) Украина (2002)

    Слайд 12

    Центрально-Азиатское сотрудничество

    Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) образовано 28 февраля 2002 года Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном взамен Центральноазиатского экономического сообщества. Заявленная Цель - создание единого экономического пространства в центральноазиатском регионе. 18 октября 2004 года в Душанбе на саммите ЦАС Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации. На саммите была подтверждена безусловно главенствующая роль, которая будет принадлежать России как инвестиционному донору и посреднику в разрешении конфликтных ситуаций. 6 октября 2005 в Петербурге на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т. е. фактически решено упразднить ЦАС.

    Слайд 13

    ГУАМ

    ГУУАМ - организация, противопоставляющая себя региональным объединениям с участием России. Создавалась при активной поддержке «внешних сил», в частности, США. Ее участники - Грузия, Украина, Узбекистан(вышел в 2005), Азербайджан и Молдова - заявляют об общности стратегических интересов и координируют свою внешнеполитическую деятельность. Практикуются согласованные выступления представителей стран ГУУАМ в ООН и ОБСЕ. ГУАМ - военно-политический блок, созданный в октябре 1997 республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

    Слайд 14

    Организация Договора о коллективной безопасности

    Углубленное военно-политическое сотрудничество между странами СНГ развивается в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. В настоящее время в нем участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Цель ДКБ - предотвратить, а при необходимости ликвидировать военную угрозу суверенитету и территориальной целостности государств-участников. Члены ОДКБ: Республика Армения Республика Белоруссия Республика Казахстан Киргизская Республика Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан

    Слайд 15

    Единое экономическое пространство

    В 2003 году главы России, Беларуси, Казахстана и Украины заявили о намерении создать единое экономическое пространство (ЕЭП «четырех») с перспективой учреждения Организации региональной интеграции. Создание Единого экономического пространства призвано скоординировать усилия по сближению заинтересованных государств Содружества и представляет собой реальный шанс изменить ситуацию к лучшему. Прагматический экономический интерес очевиден для всех стран-участниц. Преобладающая часть российского товарооборота со странами Содружества - торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, главными партнерами РФ в СНГ. Действительно, на эти государства и Россию приходится 94 % ВВП и 88 % общего товарооборота Содружества. Концепция ЕЭП предполагает, что, помимо единого пространства для движения товаров, необходимо создать единое пространство для движения капиталов, услуг и рабочей силы. Сегодня на этом пространстве действует изрядное число барьеров, причем каждое государство проявляет высокую степень изощренности, возводя их на абсолютно легитимных основаниях и защищая отечественный бизнес.

    Слайд 16

    Дезинтегрирующие факторы

    К факторам, препятствующим интеграции постсоветских республик, прежде всего, относятся разновекторность и различная степень продвинутости экономических и политических преобразований в странах Содружества. День за днем в ходе реформ государства СНГ теряют сходные черты политико-правовых структур и экономической политики, параллельно накапливая все новые различия. Увеличивается внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья за счет уменьшения объемов экспорта и импорта во взаимной торговле государств-членов Содружества. При этом СНГ превращается в ресурсный сегмент мирового рынка, в условиях которого обострится конкуренция между новыми независимыми государствами, как экспортерами сырья. Эти качественные характеристики экономики постсоветских государств также не способствуют углублению взаимодействия. К дезинтегрирующим факторам политического характера относят, прежде всего, авторитарные мотивы в поведении руководителей государств, недостаточно активную деятельность в направлении сплочения Содружества и повышения эффективности его институтов, расхождения в подходе к вопросам сотрудничества.

    Слайд 17

    В СНГ складывается ситуация: попытка сохранить единое экономическое пространство без единого государства либо надгосударственных структур, в условиях системной ломки, оказалось безрезультатной. Распад СССР и трансформационная рецессия вызвали мощные дезинтеграционные тенденции. В этих условиях реализация соглашений, во многом скопированных с основополагающих документов Евросоюза, была и остается невозможной. Использование опыта ЕС должно означать не заимствование, а изучение основных закономерностей интеграционного процесса, форм организации взаимодействия, с тем, чтобы выработать адекватную стратегию развития, учитывающую особенности современного состояния стран СНГ.

    Слайд 18

    Заключение

    В основу дальнейшего развития интеграционных процессов стран СНГ должны быть положены следующие принципы: - полное равноправие стран-участниц СНГ; - обеспечение гарантированного функционирования суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства; добровольность участия в интеграционных процессах; - опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы; - взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, которая включает свободу передвижения рабочей силы и капитала, объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран; - поэтапность, разноуровневый и разноскоростной характер интеграции, недопустимость ее искусственного формирования; - наличие эффективных механизмов решения спорных вопросов, противоречий. Необходимость первого тезиса не вызывает сомнений - только при условии равноправия, открытости и доверия возможно эффективная интеграция. Как и требование сохранения суверенитета, взаимовыгодности, ориентация на собственные силы логичны и взаимообусловлены. Подлинная интеграция возможна лишь на основе добровольности, по мере созревания объективных условий.

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

Cлайд 2

Международный политический процесс – это взаимодействие и противодействие разнокачественных субъектов мирового сообщества по поводу определённых объектов международных отношений. Три составляющих структуры современного международного политического процесса: 1. Субъекты международного политического процесса (суверенное государство и общественные организации, создаваемые для решений двухсторонних и многосторонних отношений на дипломатическом уровне: ЕС, СНГ, НАТО,ООН).

Cлайд 3

Структура современного международного политического процесса: 2. Объекты международного политического процесса (конкретные международные, экономические и политические процессы государства либо группы государств). Международные объекты могут быть: двухсторонние между конкретными государствами; многосторонние, затрагивающие группы стран. 3. Нормативно – правовая база международного политического процесса (значимую роль играют институты дипломатии, составляющие основные принципы международного права, которое в 40 – 50-е годы XX в. зафиксированы в уставе ООН:

Cлайд 4

Принципы международного права суверенное равенство государств; неприменение силы и угрозы сил в международных отношениях; территориальная ценность государств; мирное разрешение международных споров; невмешательства во внутренние дела; всеобщее уважение прав человека; сотрудничество и взаимопомощь; добросовестное выполнение международных обязательств.

Cлайд 5

Мировая политика - совокупная деятельность государств на международной арене. Международные отношения - система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и взаимоотношений между государствами и народами. На развитие международных отношений влияет такой важный фактор как мировая политика. Арена международных отношений не может называться мирной, пока хоть на одном из ее участков идет война или вооруженные столкновения, конфликты.

Cлайд 6

Международные отношения включают в себя конкретные виды отношений между государствами политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. Первостепенность политических международных отношений заключается в том, что любая проблема, ставшая предметом государственной политики, приобретает политический характер и находит выражение в межгосударственных политических отношениях.

Cлайд 7

Среди положительных тенденций развития современных международных отношений можно назвать следующие: 1. Процесс деидеологизации международных отношений. - С распадом двухполярной мировой системы, прекратилось идеологическое противостояние, разделявшее народы и государства на два враждующих лагеря. Железный занавес, разделявший народы социалистического и капиталистического лагерей, пал с началом перестройки в СССР, а вместе с ним ушла идея классовой борьбы. Культивируется идея мирных международных отношений и мирного сосуществования, в основе которых будет находиться консенсус при всем многообразии типов социально-экономического государственного устройства.

Cлайд 8

2. Следствием процесса деидеологизации международных отношений является переход от конфронтации к партнерству и сотрудничеству: народы и правительства понимают целесообразность и взаимную выгодность сотрудничества государств в различных областях торговли, экономической взаимопомощи, развития культурных отношений, научных обменов и т.д. В недалеком прошлом господствующее положение в мире занимали две сверх державы - США и СССР. С распадом СССР на мировой арене осталась осталась одна сверхдержава - США. Это чревато диктатом со стороны сверхдержавы более слабым странам и ущемления их собственных интересов.

Cлайд 9

Поэтому в современном мире возникла и набирает силу тенденция к формированию международной системы взаимного сдерживания, что позволит рассредоточить силы и влияние в мировой политике. 3-я тенденция современных международных отношений - демократизация и гуманизация мировой политики. Мировое сообщество пришло к пониманию того, что международные отношения должны оцениваться с точки зрения общечеловеческих приоритетов, права каждого человека на жизнь, свободу и нормальные условия существования. С этой точки зрения главной ценностью становится личность, а не государство и его интересы.

Cлайд 10

4-я тенденция-расширение сферы международных отношений, участниками которых уже становятся не только государственные чиновники, но и политические партии, общественные движения, церковные, культурные, спортивные организации, повседневные общения людей через Интернет. 5-я тенденция - осознание общих для всего человечества, глобальных проблем, ставших жизненно важными проблемами мировой политики и международных отношений. В их числе: проблема мировой безопасности; экологическая, демографическая, сырьевая, энергетическая, продовольственная, освоение космического пространства и Мирового океана, ликвидация опасных болезней.

Cлайд 11

Геополитика - область политики, исследующая международные отношения в контексте географического расположения стран (возникло в нач. 20 в.). Изучение мировой политики и международных отношений в рамках геополитического направления предполагает акцентирование на территориальных и демографических условиях, а также силовых потенциалах различных стран при исследовании глобальных и национальных интересов, приоритетов внешней политики государств.

Cлайд 12

Основные понятия геополитического направления геополитическое пространство, геостратегический регион, геополитический регион, государственная территория. Геополитическое пространство - совокупность государственных территорий всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой. Геостратегические регионы - большие пространства, включающие помимо территорий регионообразующих стран, зоны их контроля и влияния, поэтому их численность ограничена.

Cлайд 13

Частью геостратегического региона являются геополитические регионы – характеризующиеся тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями и своей компактностью по сравнению с геостратегическим регионом. В геополитических исследованиях большое значение уделяется категории «граница», под которой в политологии понимают определенные рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница – это не просто линия размежевания госуд.территорий, она обеспечивает жизнеспособность и безопасность государства, определяет ареал формирования национального самосознания.

Cлайд 14

Геополитические исследования позволяют прогнозировать и моделировать возможные варианты развития международных отношений и формирования мирового порядка. В современных геополитических условиях специалисты в области международной политики прогнозируют три возможных варианта развития международных отношений. 1. будущий мир предстает как биполярная антагонистическая модель, где место СССР как великой некапиталистической державы, противостоящей Америке на мировой арене, займет социалистический Китай.

Cлайд 15

Возможные варианты международных отношений: 2. мир будет представлять собой однополюсно-авторитарную систему во главе с США, которые останутся единственной сверхдержавой мира, и этот мир будет экономически и политически подчинен интересам США. 3. Неконфронтационная демократическая система мирового сообщества народов, в основе которой будет соблюдение всеми норм международного права и установление баланса экономических и политических возможностей между государствами.

Cлайд 16

Глобализация в мировом порядке Термин возник в 60-е гг. XX в. Конец XX - начало XXI века появились глобальные мировые проблемы: международный терроризм, новые виды болезней, уносящие жизни тысяч людей (СПИД, «куриный грипп») и др. Глобализация - исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы. Наднациональные (глобальные) единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая семерка»), континентальные объединения (Европейский Союз), всемирные международные организации (ООН), прослеживаются контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и ИНТЕРПОЛа.

Cлайд 19

В экономическом плане процесс глобализации выражается понятием «мировая капиталистическая экономика»: усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений, наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, (которые обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства): Это компании: «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола», «Дженерал Моторс», утратившие национальные корни и действующие по всему миру.

Cлайд 20

На глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которая называется мировым сообществом. Различают две формы системы – мировые империи – цивилизация как глобальные системы - (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

Похожие статьи