Религиозное объединение - это что такое? Централизованная религиозная организация.

Имущественные права — совокупность вещных и обязательственных прав, основанных на законе или договоре и выражающих отношение религиозной организации к имуществу, используемому для достижения уставных целей. Это права религиозных организаций, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.).

Субъекты имущественных прав

Как уже было нами рассмотрено ранее, религиозное объединение вправе пройти государственную регистрацию и обрести права юридического лица в качестве религиозной организации либо свободно действовать без регистрации в качестве религиозной группы.

Религиозная группа

Действующее законодательство не наделяет религиозную группу правосубъектностью юридического лица, а значит она, не являясь полноценным правовым субъектом, не имеет юридической возможности обладать имуществом. Но религиозные группы, согласно ст. 7, п. 1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», имеют право использовать помещения и другое необходимое для ее деятельности имущество, предоставляемое участниками религиозной группы. Таким образом, субъектами прав на это имущество являются физические лица — участники религиозной группы.

Односубъектный способ обладания имущественными правами и обязанностями означает их принадлежность одному лицу . Например, участник религиозной группы может предоставить ей помещение, которым он обладает на правах собственности, для использования в религиозных целях. Этот способ был весьма распространенным в царской России, когда старообрядческие и сектантские общины до 1905 г. были лишены возможности легального существования. Ввиду отсутствия правосубъектности у религиозной группы она не может заключить с собственником помещения или иного имущества имеющий юридическую силу договор, обеспечивающий ее право пользоваться этим имуществом. Религиозная группа всецело зависит от воли собственника, который в любой момент вправе изъять у нее предоставленное им имущество. Для более надежной защиты интересов религиозной группы от произвола собственника имущества возможен вариант, когда гражданин А. (собственник имущества) заключает с гражданами Б., В., Г. и т. д. (участниками религиозной группы) договор о предоставлении им имущества в возмездное или безвозмездное пользование как физическим лицам. В этом случае собственник имущества может расторгнуть договор только по истечении срока его действия, а досрочно — по обоюдному согласию сторон в случае нарушения условий договора пользователями и в иных предусмотренных законодательством или договором случаях, но не абсолютно произвольным образом. Однако при этом неизбежно возникновение проблемы налогообложения выгодополучателей по данной сделке.

Многосубъектный способ обладания имущественными правами означает, что субъектами права на имущество, используемое религиозной группой, является либо весь коллектив участников, либо некоторые из них. В соответствии с ч. 1 ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Религиозная организация

Религиозные организации как юридические лица являются субъектами права, обладающими имущественными правами. Гражданский Кодекс РФ установил в ст. 48, что «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Таким образом, юридическое лицо определяется через перечисление его обязательных признаков. В результате действий учредителей появляется новый субъект права, являющийся не физическим лицом, а лишенным телесности, «неосязаемым» образованием, которое закон признает самостоятельным участникам гражданских правоотношений. Юридическое лицо — это не здание, в котором оно располагается, и не люди, которые являются его членами, участниками, работниками. Оно действует от своего собственного имени, а не от имени своих участников, и приобретенные им гражданские права и обязанности принадлежат именно ему, а не его участникам.

Часть 3 той же статьи 48 ГК РФ относит общественные и религиозные организации к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Это означает, что имущество религиозной организации не принадлежит его учредителям или участникам, хотя они и имеют предусмотренные уставом организации права участия в управлении ею. Часть 2 статьи 117 и часть 4 статьи 213 ГК РФ также устанавливают, что участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Таким образом, член (участник) религиозной организации, по каким-либо причинам покидающий ее (смена места жительства, конфликт), не вправе требовать вернуть ему обратно имущество, которое он ранее передал в собственность религиозной организации. (Напротив, он может потребовать возвращения ему имущества, которое он предоставил в безвозмездное пользование религиозной организации, оставаясь его собственником). Если религиозная организация ликвидируется, ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в уставе (ч. 4 ст. 213 ГК РФ). Члены (участники) ликвидированной религиозной организации не могут «получить обратно» некогда переданное ими в собственность этой религиозной организации имущество.

Участники (члены) религиозных организаций не отвечают по обязательствам и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов (ч. 2 ст. 117 ГК РФ). Это означает, в частности, что в случае взыскания задолженности с религиозной организации оно не может быть обращено на личное имущество и денежные средства, являющиеся собственностью духовенства, сотрудников, прихожан. Их правом (но не обязанностью!) является добровольное выделение пожертвований из личных средств, чтобы покрыть долги своей религиозной организации. Равным образом, если участник религиозной организации (в том числе священнослужитель, член руководящего органа) имеет долги как физическое лицо (например, неоплаченный взнос в погашение кредита и др.), эта задолженность не может быть взыскана с религиозной организации.

Религиозные организации, выступая в качестве одной из разновидностей некоммерческих организаций, имеют специальную правоспособность. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 49, п. 1 ГК РФ). Применительно к религиозным организациям это означает, что они могут иметь только те гражданские права и нести обязанности, которые связаны с их целью, определенной в ст. 6 ФЗ «О свободе совести…», то есть с совместным исповеданием и распространением веры.

Согласно части 4 статьи 213 ГК РФ, религиозные организации, являясь собственниками приобретенного ими имущества, могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами (уставами). В этой связи имущество, принадлежащее религиозным организациям, должно использоваться ими исключительно для достижения, во‑первых, уставных целей, во‑вторых, тех целей, которые по своему характеру связаны с уставными целями. Использование религиозными организациями имущества в иных, не предусмотренных уставом целях не допускается.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания. Пункт 2 статьи 51 ГК РФ уточняет, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Таким образом, для религиозных объединений, желающих иметь права юридического лица, государственная регистрация является необходимым условием доступа к этому статусу. Религиозная организация начинает существовать не с момента проведения учредительного собрания, а с момента государственной регистрации.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 п. 2 ГК РФ). Основания для ликвидации религиозной организации как юридического лица перечислены в ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (см. главу 6 данной книги). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).

Положения статьи 52 ГК РФ, определившей основные требования к учредительным документам юридического лица, применительно к религиозным организациям конкретизированы в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». Учредительным документом религиозной организации является утвержденный его учредителями (или учредителем) устав.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, создаваемые и действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и уставом религиозной организации. Органы могут быть единоличными (например, настоятель прихода) и коллегиальными (например, Приходское собрание, Приходской совет) (ст. 53 ГК РФ). К числу органов местной православной религиозной организации, в соответствии с типовым уставом, относятся Епархиальный архиерей, Настоятель, Приходское собрание, Приходской совет, председатель Приходского совета, а также Ревизионная комиссия. В местных религиозных организациях других вероисповеданий органы могут именоваться иначе, в соответствии с конфессиональной спецификой.

В соответствии со ст. 56 ГК РФ, юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Однако законодатель отступил от прямолинейного применения принципа равенства перед законом и учел, что богослужебные предметы не должны продаваться за долги религиозной организации во избежание оскорбления религиозных чувств. Согласно ст. 21, п. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, должен быть установлен Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций (ст. 21 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). До настоящего времени такой перечень установлен не был, в том числе по причине редкости возникновения соответствующих ситуаций в правоприменительной практике.

В определении Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 г. № 1406-О-О по жалобе заявителя, оспаривающего конституционность комментируемого пункта закона, сделаны выводы о том, что

«данные положения, устанавливающие судебный иммунитет от обращения взыскания на имущество религиозных организаций, имеющее богослужебное назначение и обеспечивающие тем самым функциональное использование данного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения), ценность которого обусловлена, в первую очередь, характером такого использования, не закрепляют абсолютную имущественную защиту религиозных организаций от требований кредиторов и не лишают последних права требовать обращения взыскания на иное имущество, не имеющее богослужебного назначения.

Как следует из представленных судебных актов, удовлетворяя требования местной религиозной организации о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания и наложению ареста на ее имущество как должника, суды исходили из доказанности материалами дела (списком действующих синагог Федерации еврейских обществ России, показаниями свидетелей, заключениями специалистов и др.) факта использования спорной пристройки к зданию синагоги в богослужебных целях, т. е. для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Таким образом, несмотря на отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации перечня видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, выводы судов в деле заявителя об использовании указанного недвижимого имущества именно в богослужебных целях были сделаны на основе оценки обстоятельств конкретного дела, в том числе функциональных признаков данного имущества и его фактического использования».

Важной особенностью, установленной в части 1 статьи 65 ГК РФ является то, что религиозная организация не может быть признана несостоятельной (банкротом). Это означает, что независимо от размера долговых обязательств религиозной организации и от длительности срока их неисполнения к ней не может быть применена процедура как добровольного, так и принудительного банкротства. (Религиозная организация, имеющая долги, которые она не способна выплатить, вправе принять решение о добровольной ликвидации согласно ст. 14 ФЗ «О свободе совести…». Имущество ликвидированной религиозной организации, кроме имущества богослужебного назначения, будет реализовано на удовлетворение претензий кредиторов.)

Виды имущественных прав религиозных организаций

Право собственности

Владение — это возможность иметь у себя данное имущество, осуществление физической власти над вещью. Владение культовым зданием означает, что религиозная организация-владелец контролирует доступ в него (обладает ключами, руководит сторожами, охранниками). Владение предметами культа и религиозной литературой означает, что они физически пребывают в помещении, принадлежащем религиозной организации.

Пользование означает эксплуатацию вещи, извлечение из имущества его полезных свойств, например чтение книги, работа на компьютере, совершение богослужения в культовом здании. В большинстве случаев пользование имуществом связано с правомочием владения, так как для того, чтобы пользоваться имуществом, им надо владеть.

Распоряжение — это возможность изменить юридическое отношение к вещи собственника посредством изменения его принадлежности, состояния или назначения.

Ст. 209 ГК РФ устанавливает, что

«собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом».

Например, религиозная организация может продать принадлежащее ей на праве собственности имущество, сдать его в аренду, предоставить в безвозмездное пользование, подарить, а также уничтожить пришедшие в негодность вещи.

На собственника возлагается бремя содержания его имущества (ст. 210 ГК РФ). Собственник имущества, охраняемого как памятник истории и культуры, принимает охранное обязательство, не может уничтожать или повреждать его. Также ограничен вывоз культурных ценностей из страны.

Как правило, собственностью религиозных организаций является имущество, самостоятельно созданное или приобретенное ими, а также полученное ими в качестве пожертвования. После принятия Федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в ближайшие годы можно предвидеть интенсификацию передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, национализированного Советской властью (подробнее см. следующую главу).

Право безвозмездного пользования

Гражданский Кодекс РФ раскрывает содержание понятия «безвозмездное пользование» через определение договора безвозмездного пользования в статье 689. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В русском языке слово «ссуда» употребляется также в смысле «заем», поэтому, чтобы избежать двусмысленности, законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях не употребляет введенные ГК РФ термины «договор ссуды», «ссудодатель», «ссудополучатель» применительно к правоотношениям, возникающим при предоставлении религиозным организациям в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Но на языке гражданского права религиозная организация, использующая, например, культовое здание на праве безвозмездного пользования, именуется «ссудополучателем».

Статья 22 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установила, что

«религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно».

Подавляющее большинство имущества религиозного назначения, национализированное Советским государством, вплоть до настоящего времени остается государственной или муниципальной собственностью, включая действующие культовые здания. В советский период законодательство вовсе не предусматривало возможность передачи этого имущества в собственность религиозных обществ. Российское законодательство до 2010 г. говорило о возможности передачи имущества религиозного назначения «в собственность или безвозмездное пользование» религиозным организациям, оставляя выбор варианта на усмотрение правоприменителя. Кроме того, до 2002 г. законодательство об охране памятников истории и культуры не допускало отчуждения имущества, охраняемого как памятник, из государственной собственности.

Религиозная организация, имеющая имущество на праве безвозмездного пользования, имеет права владения и пользования этим имуществом. Однако, в отличие от собственника, она не имеет права распоряжения этим имуществом, т. е. не вправе самостоятельно его продать, сдать в аренду, предоставить в безвозмездное пользование третьему лицу. Положения ГК РФ о праве арендатора с согласия арендодателя распоряжаться арендованным имуществом, в том числе сдавать его в субаренду или передавать в безвозмездное пользование третьим лицам (ст. 615, ч. 2 ГК РФ), не применяются к договору безвозмездного пользования (ст. 689, ч. 2 ГК РФ).

Однако судебная практика допускает право ссудополучателя передавать в аренду третьим лицам имущество, полученное по договору безвозмездного пользования. В определении Высшего арбитражного суда РФ от 29.01.2009 г. № 2128/08 по делу № А48-1314/07-10 указано, что «ст. 36 ГК РФ не содержит норм, запрещающих ссудополучателю с согласия ссудодателя передавать имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, в аренду». В Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.05.2010 г. № А75-2599/2009 сделан вывод о том, что, с учетом отсутствия названного запрета в ГК РФ, «передача ссудополучателем имущества в аренду с согласия ссудодателя не может расцениваться в качестве нарушения закона, а условие договора безвозмездного пользования, предусматривающего такое право ссудополучателя, не является недействительным».

Религиозные организации используют государственное или муниципальное имущество религиозного назначения на праве безвозмездного пользования на основании договора безвозмездного пользования.

В соответствии со статьей 698 ГК РФ ссудодатель (в данном случае — уполномоченный государственный или муниципальный орган, заключивший договор от имени собственника) вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, когда ссудополучатель (религиозная организация):

  • использует вещь не в соответствии с договором или назначением вещи;
  • не выполняет обязанностей по поддержанию вещи в исправном состоянии или ее содержанию; существенно ухудшает состояние вещи;
  • без согласия ссудодателя передал вещь третьему лицу.

Однако, как правило, договора безвозмездного пользования заключались с религиозными организациями в виде «договора безвозмездного бессрочного пользования». Такими, в частности, были заключавшиеся при передаче в безвозмездное пользование религиозных организаций объектов, охраняемых как памятника истории и культуры, охранные договора. (Вопреки распространенному заблуждению, такой типовой договор содержал не только обязательства по охране памятника. Он является договором о передаче имущества в безвозмездное пользование.)

Бессрочное пользование, с точки зрения Гражданского Кодекса, не есть «вечное», «постоянное» право, но означает лишь, что договор заключен без указания срока. Это существенно ухудшает положение религиозной организации. Если договор заключен на определенный срок, собственник может досрочно расторгнуть его только по вышеперечисленным основаниям. Договор же безвозмездного бессрочного пользования собственник вправе расторгнуть в одностороннем порядке в любое время, даже при том, что религиозная организация добросовестно и бережно пользуется предоставленным ей имуществом. Это вытекает из первой части ст. 699 ГК РФ: «Каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения».

Таким образом, в распоряжении властей остается известная свобода усмотрения при принятии решения о пользовании имуществом религиозного назначения. Уже переданное религиозной организации в безвозмездное пользование имущество можно, при наличии соответствующего заявления, передать ей же в собственность, можно, при отсутствии такого заявления, сохранить за ней же на прежнем праве безвозмездного пользования, а можно, воспользовавшись вышеуказанными правовыми основаниями, изъять у религиозной организации, в том числе для последующей передачи другой религиозной организации.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»:

«передача государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозной организации осуществляется в случае, если:

1) данное имущество не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) передача данного имущества в безвозмездное пользование предложена самой религиозной организацией;

3) данное имущество является помещением, находящимся в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона».

Согласно общим правилам ст. 421 ГК РФ «Свобода договора», передача имущества в безвозмездное пользование осуществляется на основании добровольного решения собственника имущества (ссудодателя). Однако в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…» фактически установил в ст. 7, что уполномоченный орган власти обязан удовлетворить заявление религиозной организации о передаче ей в собственность или безвозмездное пользование имущества религиозного назначения при отсутствии определенных в статье 8 того же закона оснований для отказа.

Право аренды

Наиболее типичны случаи аренды религиозными организациями помещений для проведения богослужений, религиозных собраний, культурно-просветительных и образовательных мероприятий, аренда транспорта, техники и оборудования. Кроме того, религиозная организация сама имеет право сдавать в аренду принадлежащее ей на праве собственности имущество (а также сдавать в субаренду имущество, принадлежащее ей на праве аренды, — с согласия собственника (арендодателя)). Получаемые доходы (арендная плата) должны расходоваться на уставные цели религиозной организации. Не являются предметом правового регулирования, но самостоятельно соблюдаются религиозными организациями ограничения канонического характера, например запрет сдавать в аренду освященное культовое здание, имущество богослужебного назначения.

Право оперативного управления

Право оперативного управления может осуществляться религиозным учреждением, создаваемым централизованной религиозной организацией в соответствии со ст. 8 п. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно определению, данному в ст. 120 Гражданского Кодекса РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник (ст. 120 ГК РФ). Поэтому централизованная религиозная организация не отвечает только по обязательствам входящих в ее состав местных религиозных организаций, но она обязана нести ответственность по обязательствам созданных ею религиозных учреждений. Например, епархия в качестве учредителя будет отвечать по обязательствам учрежденного ею монастыря или духовного образовательного учреждения.

Выступая учредителем учреждения профессионального религиозного образования, монастыря или другого религиозного учреждения, централизованная религиозная организация предоставляет ему имущество на праве оперативного управления, оставаясь собственником данного имущества. Учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им (ст. 296 ГК РФ).

Содержание права оперативного управления имуществом значительно у же содержания права собственности. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (ст. 298 ГК РФ). Собственник имущества — учредитель религиозного учреждения вправе изъять у него излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).

Особенности видов прав на земельные участки

Действующий Земельный Кодекс РФ устанавливает, что при предоставлении религиозным организациям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вид права на земельный участок предопределяется видом ее права на здания, строения, сооружения, расположенные на этом участке.

В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ, религиозным организациям, имеющим в собственности в собственность бесплатно.

Религиозным организациям, имеющим в соответствии с Федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

Для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения религиозным организациям земельный участок предоставляется в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений, согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ. По завершении строительства и после оформления права собственности на построенный объект религиозная организация имеет право бесплатно получить в собственность данный земельный участок на основании ст. 36 ЗК РФ.

Религиозная организация также имеет возможность приобрести в собственность возмездно или получить в дар земельный участок от физических или юридических лиц, а также использовать его по договору аренды или безвозмездного пользования. Для сделок такого рода, совершаемых религиозными организациями, не установлено специальных правил, они осуществляются в соответствии с общими нормами ГК РФ и земельного законодательства.

Если находящееся в пользовании или собственности религиозной организации здание отнесено к объектам культурного наследия народов Российской Федерации (к памятникам истории и культуры), то следует иметь в виду, что, в соответствии со ст. 99 ЗК РФ, земля, на которой расположено здание, относится к землям историко-культурного назначения. Земли историко-культурного назначения должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением, не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается. (Земельный Кодекс, однако, не дает однозначного ответа на вопрос, относится ли к землям историко-культурного назначения только земля, занимаемая объектом, прилегающая территория или же охранная зона памятника (последняя может быть значительно больше, чем земельный участок, огражденный храмовой или монастырской оградой.))

Земельный кодекс также устанавливает, что религиозные организации имеют право использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства (ст. 78 ЗК РФ).

Объекты имущественных прав религиозных организаций В соответствии со ст. 21 ФЗ «О свободе совести…», «в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, юридическими лицами, переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей».

религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.

  • - налоги, выплачиваемые крестьянством феод, государству...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Словарь юридических терминов

  • Словарь юридических терминов

  • - форма централизации учета, при которой бухгалтерский учет деятельности нескольких однородных предприятий сосредоточивается в одном централизованном учетном органе...

    Большой экономический словарь

  • - перевозка, при которой предприятие автомобильного транспорта общего пользования обеспечивает доставку грузов от одного грузоотправителя всем грузополучателям или одному грузополучателю от всех грузоотправителей,...

    Большой экономический словарь

  • - "...2. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.....

    Официальная терминология

  • - в РФ одна из форм религиозного объединения...

    Большой юридический словарь

  • - организация, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства...

    Большой юридический словарь

  • - религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении...
  • - форма религиозного объединения, добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица. Государственная...

    Административное право. Словарь-справочник

  • - Г., производимая по согласованию со специально создаваемой в крупных городах организацией, ведущей учет и распределение свободных больничных...

    Большой медицинский словарь

  • - бухгалтерский учет деятельности нескольких предприятий, который проводится в едином централизованном учетном органе...

    Словарь бизнес терминов

  • - по законодательству РФ - религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском...

    Финансовый словарь

  • - "...3...

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - см. Религиозная организация...

    Большой юридический словарь

"Централизованная религиозная организация" в книгах

Централизованная дипломатия

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Централизованная дипломатия – В большинстве случаев послы – передатчики, что им скажут, они только в этих пределах действуют. Я видел, когда мне приходилось действовать в качестве министра иностранных дел, особенно после Сталина, многие удивлялись, что я так

Централизованная канализация

Из книги Обустройство и ремонт дома быстро и дешево. Коммуникации и интерьер своими руками всего за 2 месяца автора Казаков Юрий Николаевич

Централизованная канализация Централизованная канализация бывает двух типов: общесплавная и раздельная.При общесплавной нефильтрованные (дождевые, талые) воды смешиваются с бытовыми водоотходами в канализационной сети.Раздельная подразумевает, что дождевые воды

IV. Организация шпионства в военное время. - Общие основания. - Отправление шпиона (лазутчика) на работу и возвращение его. - Организация шпионства в кампании 1870–1871 гг. - Организация шпионства японцами в войну 1904~1905 гг. - Проект систематичной организации. - Денежные расходы. - Переход шпионс

Из книги Тайные разведки (военное шпионство) автора Клембовский В Н

IV. Организация шпионства в военное время. - Общие основания. - Отправление шпиона (лазутчика) на работу и возвращение его. - Организация шпионства в кампании 1870–1871 гг. - Организация шпионства японцами в войну 1904~1905 гг. - Проект систематичной организации. - Денежные

16. Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (ТСС)

Из книги Тайные общества и секты [Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики] автора Макарова Наталья Ивановна

16. Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (ТСС) Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (ТСС) была основана в I960 г. бразильским адвокатом Плинио Коррера ди Оливейра. Он не скрывал, что кодекс своей секты во многом позаимствовал у

Централизованная поставка горюче-смазочных материалов

Из книги Бюджетный учет. Организация и ведение автора Соснаускене Ольга Ивановна

Централизованная поставка горюче-смазочных материалов Любое учреждение имеет на балансе автомобиль, эксплуатация которого невозможна без горюче-смазочных материалов (ГСМ). Варианты приобретения ГСМ различны, например, самостоятельно путем безналичного перечисления

31. «Обучающаяся организация», «креативная организация» как новые типы трудовых организаций в условиях возрастания роли знаний

Из книги Социология труда автора Горшков Александр

31. «Обучающаяся организация», «креативная организация» как новые типы трудовых организаций в условиях возрастания роли знаний Обучающаяся организация? это организация, непрерывно совершенствующаяся путем обмена информацией, накопления и передачи знаний. Обучающейся

Централизованная дипломатия

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Централизованная дипломатия - В большинстве случаев послы - передатчики, что им скажут, они только в этих пределах действуют. Я видел, когда мне приходилось действовать в качестве министра иностранных дел, особенно после Сталина, многие удивлялись, что я так

Централизованная канализация

Из книги Современный монтаж сантехники и канализации в доме и на участке автора Назарова Валентина Ивановна

Централизованная канализация В зависимости от того, какие сточные воды поступают в канализационную сеть, различают канализацию общесплавную и раздельную. При общесплавной канализации дождевые и талые воды поступают в канализационную сеть совместно с бытовыми

Централизованная настройка телефонов (Autoprovisioning/Endpoint configurator)

Из книги автора

Централизованная настройка телефонов (Autoprovisioning/Endpoint configurator) При установке SIP-телефонов в одной локальной сети с сервером Elastix или при подключении офисов к Elastix через VPN-каналы открывается возможность удаленной централизованной настройки (Autoprovisioning), доступной в меню PBXBatch

Централизованная структура

Из книги Управление проектами для "чайников" автора Портни Стэнли И.

Централизованная структура Традиционная централизованная структура проектной организации предусматривает иерархическое подчинение специализированных подразделений, например, отдел кадров, отдел информации (рис. 6.1) - центральному руководству. Все задачи

I. Централизованная миссия

Из книги Византийское миссионерство [Можно ли сделать из «варвара» христианина?] автора Иванов Сергей Аркадьевич

I. Централизованная миссия В шестом столетии происходит мощное расширение христианского ареала, причем главная роль здесь принадлежит централизованной миссии. Началась ли эта деятельность при Юстиниане I или еще при его предшественниках, Анастасии и Юстине I?

Религиозная философия и религиозная идеология

Из книги Человек среди религий автора Кротов Виктор Гаврилович

Религиозная философия и религиозная идеология Подлинно философское мышление невозможно без внутренней свободы. Особенно это относится к мышлению поисковому, постигающему новые ориентиры. "Новые" – не в смысле небывалые, никому неизвестные, но в смысле открываемые

Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

Религиозная организация "Традиции, семья, собственность" Руководство: Основатель – Плинио Коррера ди Оливейра.Месторасположение центров: Филиалы организации действуют в 20 странах, в том числе в Российской

Религиозная организация

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Религиозная организация Несмотря на то, что в индуизме, как и в индийской культуре в целом, весьма развита тенденция к классификации и систематизации явлений, сам индуизм производит первое впечатление - лишённого чётких границ религиозного комплекса, который как бы

«ТЕЛО ХРИСТА» - РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЛИ ПОДОБНАЯ СЕМЬЕ ОБЩИНА?

Из книги В поисках христианской свободы автора Френц Реймонд

«ТЕЛО ХРИСТА» - РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЛИ ПОДОБНАЯ СЕМЬЕ ОБЩИНА? Когда мы приобретаем такие личные отношения с Богом - через веру в его Сына и принесенную им жертву, мы не остаёмся одинокими. Мы становимся частью «свободного народа», который живет по закону любви,

Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

    вероисповедание;

    совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

    обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Статья 7. Религиозная группа

1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

2. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Статья 8. Религиозная организация

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

9. Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

    Указанные сведения о местных религиозных организациях могут представляться в регистрирующий орган соответствующей централизованной религиозной организацией.

    Непредставление указанных сведений в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.

Статья 9. Создание религиозных организаций

1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Статья 10. Устав религиозной организации

1. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

2. В уставе религиозной организации указываются:

    наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

    цели, задачи и основные формы деятельности;

    порядок создания и прекращения деятельности;

    структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

    источники образования денежных средств и иного имущества организации;

    порядок внесения изменений и дополнений в устав;

    порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

    другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций

1. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Государственная регистрация местной, а также централизованной религиозной организации, состоящей из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, осуществляется органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Федеральный орган юстиции регистрирует централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

4. Государственная регистрация религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, осуществляется органом юстиции, зарегистрировавшим соответствующую религиозную организацию.

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий орган юстиции:

    заявление о регистрации;

    список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

    устав религиозной организации;

    протокол учредительного собрания;

    документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

    сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

    документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.

6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

    заявление о регистрации;

    список учредителей религиозной организации;

    устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

    документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации;

    нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей);

    соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей).

    При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях регистрирующий орган вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящей статьи, регистрирующий орган вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

10. В случае принятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий орган выдает заявителю свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации и вносит сведения о государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

11. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

12. В случае изменения данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган.

Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации

1. Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

    цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;

    создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

    устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

    в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

    учредитель (учредители) неправомочен.

2. В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций

1. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

2. Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации.

    Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом.

3. Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае принятия решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации ее представителю выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.

5. Российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

Статья 14. Ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:

    по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

    по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

2. Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

    нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

    действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

    создание вооруженных формирований;

    пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

    принуждение к разрушению семьи;

    посягательство на личность, права и свободы граждан;

    нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

    склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

    воспрепятствование получению обязательного образования;

    принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

    воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

    побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

3. Органы прокуратуры Российской Федерации, орган, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.

4. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.

) в которую может вступить любой желающий на добровольной основе. В течение своей жизни, каждый из нас может участвовать в том или ином добровольно организованном сообществе. Такие организации, как правило, основаны на совпадении определенных интересов у некоторого круга лиц. Одни лица периодически состоят то в одних, то в других добровольных сообществах, другие – выбрав однажды одно, пребывают в ней постоянно. Религиозные сообщества относятся к тому типу добровольных организаций, где люди остаются надолго, чаще всего – на всю жизнь. Рассмотрим подробнее структуру и виды подобных сообществ.

Правовые основы.

В соответствии со ст. № 6 Федерального закона РФ № 125-ФЗ от 26.09.1997 года « » можно определить, что религиозными организациями в нашей стране признаются сообщества граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в Российской Федерации, организованные добровольно, с целью совместного вероисповедания и распространения своей веры, а также имеющие соответствующие внешние признаки. Такими признаками можно считать:

— наличие религиозной догматики и вероучения;

— проведение религиозных церемоний и обрядов;

— проведение богослужений;

— обучение религии и религиозное воспитание всех желающих;

— другие различные формы распространения вероисповедания.

Данные объединения, в зависимости от той территории, на которую распространяется их деятельность, подразделяются на местные организации и централизованные. Их основные отличительные черты состоят в следующем:

  • Местная религиозная организация должна состоять, как минимум, из десяти участников. Каждый из участников должен достичь возраста 18 лет, а также он должен постоянно проживать в одном городе или поселке.
  • Централизованная религиозная организация, это религиозное сообщество, которое имеет в своем составе три и более местные религиозные объединения.

Также, религиозной организацией может быть признано учреждение или сообщество, которое создано по решению централизованной религиозной организации в соответствии с пунктами своего устава. Данное учреждение должно иметь признаки, а также цели, характерные для религиозных объединений, в числе которых должен быть координирующий или руководящий орган и учреждение, в котором проводится профессиональное образование религиозной направленности.

Официальная регистрация религиозных организаций должна проводиться государственными органами юстиции. В случае если основные цели и проводимая религиозной организацией деятельность противоречат законодательству РФ, а также, если данное сообщество не будет признана как религиозная, в ее регистрации государственными органами может быть отказано.

Вся деятельность религиозных организаций должна проводиться в строгом соответствии с определениями ее Устава. В нем, среди прочего, в обязательном порядке должна присутствовать следующая информация:

  • Наименование сообщества.
  • Фактическое местонахождение.
  • Вид религиозной организации.
  • Вероисповедание.
  • Задачи, цели, а также основные формы деятельности.
  • Структура сообщества.
  • Органы управления организацией, их компетенция, а также порядок их образования.
  • Источники финансирования и получения организацией материальных ценностей.
  • Установленный порядок внесения различных дополнений и изменений в устав.
  • Порядок создания сообщества, а также порядок его реорганизации и ликвидации.
  • В случае прекращения функционирования организации – порядок распоряжения ее имуществом.
  • Другая информация, касающаяся специфики деятельности данного объединения.

Также необходимо отметить, что физические лица (граждане), которые образовали религиозное сообщество с целью религиозной деятельности и дальнейшего преобразования его в религиозную организацию, обязаны своевременно уведомить о ее создании и начале функционирования органы местного самоуправления.

Формы и разрешенные виды и направления деятельности религиозных организаций.

Основными признанными формами созданных религиозных организаций считаются:

  • Религиозные сообщества, в число которых входят общины и приходы.
  • Братство (сестричество).
  • Мужские и женские монастыри (лавры, скиты, пустыни).
  • Миссионерские общества.
  • Учебные заведения духовного (религиозного) направления.
  • Различные религиозные объединения с утвержденными центрами и управлениями.

Различные религиозные организации, в соответствии со своим уставом, имеют право проводить богослужения, а также другие обряды и церемонии религиозной направленности. Кроме этого – проводить религиозное обучение и воспитание своих приемников и последователей.

Законодательство РФ не запрещает религиозным организациям основывать и содержать различные культовые здания, сооружения, а также другие объекты и места, которые специально предназначены для проведения религиозных и молитвенных собраний, проведения богослужений. Необходимые для полноценного функционирования организации здания, помещения, а также различное имущество, должны быть предоставлены в ее распоряжение ее участниками.

Религиозные организации имеют право проводить предпринимательскую деятельность и основывать собственные производственные и торговые предприятия. В числе прочего, им не запрещено: производить, приобретать, а также распространять (импортировать, экспортировать) литературу религиозного направления в соответствии с положениями устава; производить и реализовывать различные аудио и видеоматериалы религиозного содержания, а также иные предметы и символы религиозного назначения. Также такие объединения имеют право осуществлять благотворительную деятельность (благотворительные акции), учреждать культурно-просветительные, образовательные и иные предприятия, в соответствии с целями своей деятельности. Кроме того, объединения религиозной направленности имеют право создавать различные средства массовой информации, а также поддерживать их функционирование и управлять ими.

Религиозные организации

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целяхсовместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Правовое положение религиозных организаций определяется законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также ГК РФ.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями , не противоречащими закону. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями (приходы, общины, монастыри, братства, миссии и т.п.)

Централизованная религиозная организация - создается не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав , утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией . Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначенияне может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Публично-правовые компании . ??? (можно просто почитать)

В п. 3 (а. 11) ст. 50 ГК РФ среди организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации, указана и такая форма, как публично-правовые компании. Однако ни в § 6. «Некоммерческие корпоративные организации», ни в § 7. «Некоммерческие унитарные организации» Главы 4 ГК РФ подобной организационно-правовой формы не содержится.

Но на сайте Минэкономразвития России для общественного обсуждения размещен проект федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с Проектом предлагается создать в РФ публично-правовые компании, которые будут представлять собой новую организационно-правовую форму некоммерческих юридических лиц с исключительно государственным участием. В Проекте содержатся правила учреждения таких компаний, требования к структуре органов управления, а также к их деятельности, общие правила инвестирования временно свободных средств таких компаний.

Отметим также, что в настоящее время государство участвует в гражданско-правовых отношениях как напрямую, например через систему госзакупок, так и опосредованно, являясь участником или учредителем юридических лиц. Наиболее распространены в гражданском обороте следующие организационно-правовые формы юрлиц с государственным участием:

Государственные унитарные предприятия;

Акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству (в некоторых случаях государство является единственным участником акционерного общества);

Государственные корпорации;

Государственные компании.

В настоящее время в России существует семь госкорпораций и одна госкомпания. Предполагается, что указанные юрлица должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы (см. План-график мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании "Автодор", утвержденный Председателем Правительства РФ 29.12.2010 N 6793 п-13).

Авторы Проекта предлагают сделать преобразование в публично-правовые компании одной из возможных форм реорганизации госкомпаний и госкорпораций. Также в публично-правовую компанию может быть преобразовано акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежит государству. Однако в Проекте напрямую не указано, что публично-правовые компании обязательно должны заменить собой госкорпорации и госкомпании. Напротив, в нем содержатся поправки ко многим федеральным законам, позволяющие сделать вывод о том, что публично-правовые образования смогут функционировать наряду с госкорпорациями и госкомпаниями. Например, предлагается внести изменения в Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты

Публично-правовые компании планируется отнести к категории унитарных некоммерческих организаций, которые, с одной стороны, будут наделены публично-правовыми функциями и полномочиями, а с другой - будут участниками гражданско-правовых отношений с иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако в своей деятельности такие компании не будут преследовать цели извлечения прибыли и будут вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такими целями могут быть проведение госполитики , оказание госуслуг, управление госимуществом, реализация особо важных проектов и госпрограмм и др.

Создаваться такие юридические лица будут либо на основании закона , либо на основании решения Правительства РФ.

Компании, созданные на основании закона , не будут иметь учредительных документов . Их правовое положение будет определяться соответствующим законом. Компании, созданные на основании решения Правительства РФ, будут иметь устав , в котором будет указано, какую деятельность и в каком порядке имеет право осуществлять данная компания.

Высшим органом управления публично-правовой компании станет наблюдательный совет , который будет утверждаться Правительством РФ. Наблюдательный совет будет осуществлять общее управление компанией. Например, предлагается наделить его полномочиями по утверждению стратегии деятельности компании, годовых отчетов, порядка использования доходов компании и т.п. Текущую деятельность компании будет осуществлять ее генеральный директор и правление (если решением о создании компании предусмотрено наличие последнего).

В целом структура и правила деятельности публично-правовых компаний не будет существенно отличаться от действующих госкомпании и госкорпораций. Предусматривается отдельное перераспределение полномочий между компаниями и государством. Например, Проектом предусмотрено, что у публично-правовых компаний не будет права самостоятельно создавать и ликвидировать филиалы, а также открывать и закрывать представительства. Эти решения будет принимать Правительство РФ.

Предполагается, что публично-правовые компании будут планировать свою деятельность минимум на три года вперед , для чего будет утверждаться специальный документ - стратегия деятельности компании, который будет находиться в открытом доступе на сайте компании.

Правила инвестирования временно свободных средств для публично-правовых компаний предлагается сохранить в таком же виде, который в настоящее время предусмотрен для госкорпораций и госкомпаний. На данный момент Правительство РФ определяет перечень разрешенных объектов инвестирования, порядок совершения сделок, порядок контроля за инвестированием, правила опубликования отчетов об итогах инвестирования (п. 3.2. ст. 7.1 и п. 9 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Указанный выше Законопроект принят Гос. Думой в первом чтении.




Похожие статьи