Что отличает живой организм от неживого. Гипотезы происхождения жизни. Функции спинного мозга

Билет № 19

Функции спинного мозга

рефлекторной функцией Проводниковая

БИЛЕТ№20


Имеются веки и слеза.

Развивается обоняние.

Активны ночью.

Строение Функции
Продолговатый мозг
Средний мозг
Мозжечок
Промежуточный мозг
Передний мозг


БИЛЕТ№21

Общество - это система, для которой нет системы, которая ее понимает и для которой невозможно понять извне, а только самонаблюдение, самоанализ и самоочищение своих операций. Автореферентная система с большим количеством «нетривиальных» компонентов будет иметь большое количество стабильных состояний, которые зависят только от ее внутренней структуры, которую мы можем представить как организованной в иерархию уровней связи между ними. Эта «плетенная» иерархия не просто производит саморегуляцию, а самореференцию, потому что между языками разных уровней не существует двунаправленного соответствия.

Какое влияние симпатического и парасимпатического отделов вегет нерв системы на деятельность внутренних органов

Вегетативная, или автономная, нервная система яв­ляется частью всей нервной системы в организме. Вегетативная нервная система работает независимо от нашего сознания. Она регулирует просвет сосудов, секрецию желез внешней секреции, работу внутренних органов. На основании функциональных отличий вегетативная нервная система делится на две части: симпатическую и парасимпатическую Также ВНС делится на центральный и периферический отделы .

Понятие «самоорганизация» тесно связано с самореференцией, что является даже необходимым условием; это характеристика, которая отличает живые системы от машин, предназначенных для достижения конкретных целей. Теперь необходимо понять, что такое учебный процесс, то есть, как самоорганизующаяся система может перемещаться из одного состояния в другое в пределах богатого множества устойчивых состояний и может воспроизводить эту организацию без изменений, взаимодействуя с окружающей средой изменчивым и непредсказуемым снаружи.

Тот же вопрос может быть задан, если человек переходит от индивидуума к виду и по шкале времени от дуги индивидуальной жизни до целого ряда последовательных поколений, что касается эволюционного процесса. Варела выделяет две концепции обучения: традиционно-представительский взгляд, согласно которому. Организмы - это системы, динамическая эволюция которых создает соответствие между внешним миром и его внутренним представлением и что, наоборот, организмы являются автономными системами, на которых внешний мир действует только как возмущение.

Оба отдела вегетативной нервной системы обеспечива­ют иннервацию внутренних органов. Большинство ор­ганов имеет двойную иннервацию, т.е. обеспечивается волокнами симпатической и парасимпатической не­рвной системы. Причем оба отдела работают согласо­ванно и чаще являются антагонистами

БИЛЕТ№22

1▪Хламидомонада-особенности строения и жизнедеятельности

Поведение этих процессов - это проявление переходов между состояниями внутренней когерентности, структурированных независимо, потому что они генерируются рекурсией самореферентных колец, которые соединяют компоненты системы. Это не означает, что система изолирована, но вселенная его возможных состояний не зависит от внешнего мира, а порождается самоподдерживающимся условием, налагаемым на рабочие режимы его различных компонентов по их взаимным связям. Следует также уточнить, что два видения, этимономические и автономные, не являются взаимоисключающими, но обязательно должны быть интегрированы.

Хламидомонада является представителем царства Растения, поскольку способна к самостоятельному синтезу органических веществ на свету и содержит зеленые пластиды в клетке. Принадлежит к группе Зеленых водорослей, которая в целом насчитывает до 15 тысяч видов. Встретить ее можно в небольших пресных водоемах. Чаще всего они хорошо прогреты. Данная водоросль не очень привередлива к чистоте воды, поэтому активно размножается и в загрязненной среде.

Традиционный представительский подход заключается в том, чтобы предположить, что нервная система функционирует из информационного содержимого инструкций, исходящих из окружающей среды, путем разработки лояльного представления самой окружающей среды. Другой подход состоит в том, чтобы думать, что нервная система по существу определяется различными состояниями внутренней когерентности, которые являются следствием ее взаимосвязи. Ключом к такой структурированной системе является синтез и разнообразие его самообслуживания, а не характер возмущений, которые их модулируют.

Строение: Несмотря на то, что данная водоросль представлена только одной клеткой микроскопических размеров, она имеет достаточно сложное строение, способное осуществлять все необходимые процессы жизнедеятельности.

Хламидомонада имеет клетку овальной, а иногда и грушевидной формы. На ее переднем крае располагается два жгутика. Это органеллы движения. Клеточная оболочка содержит пектиновые вещества и гликопротеин. Эти углеводы придают прочность наружному слою организма. Подобно другим клеткам, внутри находится цитоплазма - внутреннее полужидкое содержимое, придающее форму и осуществляющее обмен веществ. Большую часть водоросли занимает хлоропласт. Он имеет чашевидную форму. Иногда его также называют хроматофором. На нем расположен пиреноид - образование белковой природы, вокруг которого откладываются питательные вещества. Также в цитоплазме находится светочувствительный глазок - своеобразный "орган чувств". Он называется стигма.

Тот же дискурс может быть связан с эволюционизмом: в традиционном видении окружающая среда является направляющей нитью, которая позволяет понять динамику преобразований поколения из поколения в поколение. В связи с операционным замыканием предполагается, что различные способы внутренней когерентности популяции животных представляют собой проводящую нить, которая позволяет понять филогенетические превращения. Последовательность возмущений, сопровождаемая реорганизацией, направленной на поддержание внутренней согласованности населения, порождает, таким образом, разнообразие, то есть противоположность оптимизации адаптации.

БИЛЕТ№23

1▪Что такое цветок.Опишите типичное строение цветка. Каково значение цветка в жизнедеятельности растений

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из генеративной почки. Но как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Цветок имеет главные и второстепенные органы. Главные органы цветка – пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение.

Следовательно, истинная вера в дарвинизм сотрясается, согласно которой детали морфологии организма представляют собой совокупность признаков, которые являются результатом оптимальной адаптации к определенным условиям окружающей среды. Он забывает, что блок не функционирует как сумма функций, а как единое целое. Последний результат - это модификация современной чувствительности и эпистемологии, которая перемещает смысл знания от образования образа мира к формированию мира посредством процесса взаимного описания организма и окружающей его среды, которые сосуществуют одновременно.

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. Пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца.

По мнению некоторых, сложность возникает из-за отношения субъекта и объекта, а не от внутренней структуры наблюдаемого объекта. Это «квантовый» и, следовательно, вероятностный подход, где сложность состоит из недостающей информации, необходимой для исчерпывающего и полного объяснения формирования системы и ее функционирования. Эта недостающая информация тем больше вероятность того, что система пришла к чисто случайному способу организации. В особенно простых системах очевидное прямое соответствие между редуктивным и символическим объяснением.

Пыльник расположен на тычиночной нити. Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях - цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка. Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку.

Однако для сложных систем правило, которое связывает два, не может быть задано; мы могли бы даже сказать, что системы сложны, для которых это правило не является. В двух словах мы не можем бинувикуально соответствовать микроскопическим состояниям системы с когерентным поведением, выделенным макроструктурами. Слойная структура означает, что для сложных природных и искусственных систем нет совпадений между языками нижнего и верхнего слоев, но они все еще связаны. На практике законы, регулирующие динамику элементарных сущностей, которые составляют нижний уровень, накладывают ограничения на низкую совместимость на эволюцию величин верхнего уровня, а последние сверху выбирают динамические микроскопические состояния, упорядочивая их на классы со значением которые у них не было бы индивидуально в своем собственном праве.

Билет № 19

Охарактеризуйте признаки живых организмов. Каковы основные отличия живых организмов от нежив. тел природы

Признаки живых организмов:

1.Единство химического состава - все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы , но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород.

Взаимодействие между уровнями приводит к потере границ между собой, и эта переплетенная иерархия означает, что ни один уровень не может считаться выше другого. На этом этапе, учитывая, что не может быть другого описания сложности, отличного от того, что наблюдателя, мы должны спросить себя, являются ли уровни организации реальными или связаны с тем, что мы сократили реальность на разных уровнях в результате методов наблюдения которые мы имеем. В невозможности глобального видения системы наш мозг объединяет данные отдельных наблюдений; однако остается вопрос о том, как должны быть представлены стыки между слоями.

2. Обмен веществ - главный признак живого обмен веществ и энергии с окружающей средой

Все живые тела природы являются открытыми системами, т. е. такими системами, в которые из окружающей среды непрерывно поступают вещества, содержащие энергию и строительный материал, а также различная информация. В результате процессов жизнедеятельности из живых тел в окружающую их среду выделяются конечные продукты распада и энергия.

Поэтому мы можем признать, что в артикуляциях создается каждый новый смысл, или мы можем попытаться обнаружить новую технику, которая дает доступ к данной артикуляции; поэтому мы создаем новый уровень и открываем бесконечную цепочку, которая не приводит нас к какому-либо действительному выводу. В этой иерархической системе наблюдатель представляет собой более высокий уровень организации, который включает в себя все элементарные системы, которые его составляют. Наблюдатель является фундаментальным, все начинается с наблюдателя.

Если мы ищем наблюдателя в мозге, мы ничего не находим, только нейроны обмениваются электрохимическими сигналами в инертном, бессознательном механизме. В этой книге анализируются характеристики жизни, как они варьируются от одного организма к другому, как они развивались и как они взаимодействуют, чтобы живые существа могли выжить и размножаться. Эволюция является центральной темой для биологии, и поэтому она также будет для этой книги. Благодаря различиям в способности выжить и воспроизводить, живые системы развиваются и адаптируются к многим средам планеты.

3.Питание - потребление и использование питательных веществ (белки, углеводы и жиры), необходимых для роста, восстановления тканей и получения энергии. У разных видов живых существ это происходит по-разному.

4.Выделение - любой организм выделяет продукты своей жизнедеятельности в окружающую среду.

5. Рост и развитие - Все живые существа растут. Постоянное увеличение количества клеток и размеров тела называется ростом.

Процесс эволюции породил огромное разнообразие форм жизни, которые можно наблюдать сегодня на Земле. Список, который мы опишем в этом параграфе, представляет основные темы, которые вы найдете в книге; однако простой список не может справиться с невероятной сложностью и разнообразием жизни. Более того, в некоторых фазах своего существования форма жизни может не отображать все эти особенности.

Например, семена пустынного растения могут оставаться неактивными в течение многих лет без извлечения энергии из окружающей среды, корректировки их собственной внутренней среды или воспроизведения; но они живы, так как они принадлежат к виду, чьи люди выполняют эти функции. Что особенного в жизни? Пример редукционизма Рене Декарта История философии предлагает множество примеров, способных информировать обсуждения, связанные с вопросами, темами и проблемами, которые актуальны как для философии, так и для конкретных научных областей.

6. Раздражимость - ответная реакция на раздражения, характерна для всех живых

Любая биологическая система, будь то клетка, организм или сообщество организмов, способна избирательно реагировать на различные воздействия, оказываемые на нее снаружи или изнутри. Это свойство организмов получило название - раздражимость. Ответные реакции живого на различные воздействия служат показателями его чувствительности и обеспечивают возможность его приспособления и выживания в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды организмов.

Объяснение характера жизни - такая тема. Хотя нынешние дебаты уделяют внимание влиянию научных результатов на наше понимание феномена жизни, само определение жизни относится к континууму между философией и наукой, стремлению уловить происхождение жизни и возможности создания искусственной жизни как теоретические, так и практические вопросы. В этой статье мы подходим к анализу точки зрения одной из важнейших философских авторитетов современной философии Рене Декарта. Анализируя его подход к природе жизни, мы стараемся изменить его прием и интеллектуальное наследие не очень хорошо оценили часть его работ.

7. Размножение- способность воспроизводить и передавать генетическую информацию своему потомству.

8. Наследственность и изменчивость. Наследственность проявляется в способности организмов передавать свои признаки и свойства из одного поколения в другое. Она непосредственно связана с их размножением и обусловлена химическим строением молекул ДНК,

Ключевые слова: Жизнь, философия, философия биологии, Рене Декарт, механизм, редукционизм. Декарт механикаНачало поворотного движения Очерк декарта, посвященный механическим следованиям, посвященным действию в защиту прав человека. На стр. 66 кажется, что вы делаете большую разницу между живым и неодушевленным, чем между часами и машинами, с одной стороны, и ключом или мечом или другими не движущимися инструментами на другом.

А также главная причина формирования его частей, по-видимому, является ключевым следствием существующего понимания Декарта живого существа как машины. В первом абзаце ясно, что живое человеческое тело следует понимать иначе, чем живое тело животного, при условии, что оно достаточно долго для изучения и ознакомления с его структурой органа. Чтобы существо было живым, душа не нужна. Напротив, согласно Декарту, это ошибка, ложный вывод, основанный на.

9. Движение. Все живое может двигаться и менять свое положение.

10▪Дыхание - это химическая реакция, которая происходит внутри клетки. Это процесс высвобождения энергии из пищевых веществ во всех живых клетках.

11▪Чувствительность - способность обнаруживать изменения в окружающей среде. Все живые существа способны реагировать на такие раздражители, как свет, температура, вода, гравитация и так далее.

Каждый опыт с детства показывает, что многие из наших движений подчиняются воле, которая является одной из сил души, что заставляет нас поверить, что душа является принципом за всеми движениями. И незнание анатомии и механики способствовало этому, потому что, если учесть только внешность человеческого тела, мы бы никогда не подумали, что у него достаточно органов или пружин, чтобы двигаться со всеми различными способами, по которым мы видим его движение. И мы были убеждены в этой ошибке, что мертвые тела имеют те же органы, что и живые тела, потому что они были ничем иным, как душами, но в них не было никакого движения.

Совокупность этих признаков отличает живые организмы от тел неживой природы. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение. Также отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.

Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы).

2▪ Строение и функции спинного мозга

Спинной мозг входит в состав центральной нервной системы и имеет прямую связь с внутренними органами, кожей и мышцами человека. По своему виду спинной мозг напоминает шнур, занимающий место в позвоночном канале. Его длина составляет около полуметра, а ширина обычно не превышает 10 миллиметров. Расположен спинной мозг в позвоночном канале от I шейного позвонка до I - II поясничных, .На передней и задней сто­ронах спинной мозг имеет глубокие продольные борозды. Они делят его на правую и левую половины. На попереч­ном срезе можно увидеть узкий центральный канал, прохо­дящий по всей длине спинного мозга. Он заполнен спин­номозговой жидкостью. Спинной мозг состоит из белого вещества, находящегося по краям, и серого вещества, рас­положенного в центре и имеющего вид «крыльев бабочки». Белое вещество образовано аксонами нейронов, собран­ными в проводящие пути. Серое вещество - тела нейро­нов. В передних рогах располагаются двигательные нейро­ны, в задних рогах - вставочные нейроны. Спинной мозг состоит из 31 сегмента. От каждого сег­мента отходит пара спинномозговых смешанных нервов, начинающихся двумя корешками: передним и задним. В пе­редних корешках проходят двигательные волокна, а чувст­вительные волокна входят в спинной мозг через задние ко­решки и оканчиваются на вставочных и исполнительных нейронах. Спинномозговые нервы направляются к соответ­ствующим мышцам и органам тела. Задние корешки имеют утолщения - нервные узлы - скопления тел нейронов.

Функции спинного мозга

Спинной мозг наделён двумя важнейшими функциями - рефлекторной и проводниковой . Наличие простейших двигательных рефлексов (отдёргивание руки при ожоге, разгибание коленного сустава при ударе молоточком по сухожилию и т.д.) обусловлено рефлекторной функцией спинного мозга. Связь спинного мозга со скелетными мышцами возможна благодаря рефлекторной дуге, являющейся путём прохождения нервных импульсов. Проводниковая функция заключается в передаче нервных импульсов от спинного к головному мозгу при помощи восходящих путей движения, а также от головного мозга по нисходящим путям к органам различных систем организма.

БИЛЕТ№20

1▪Особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса Земноводные в связи с выходом на сушу

ЗЕМНОВОДНЫЕ – это многоклеточные хордовые животные.

Череп сплющенный и широкий, с широким основанием и широко расставленными глазницами, между которыми располагается передний конец головного мозга. В черепе, много хряща, а окостенений мало.
Позвонков в позвоночнике у лягушки 7. У большинства бесхвостых земноводных рёбра редуцированы, поэтому грудная клетка отсутствует. Пояс передних конечностей, или плечевой пояс, у земноводных лежит в толще мускулатуры туловища, связывающей его с осевым скелетом.
Плечевой пояс служит опорой для передних конечностей и местом прикрепления управляющих ими мышц. Задняя конечность имеет удлиненную трубчатую кость, которая является бедром.

Особенности, появившиеся после выхода на сушу:

Конечности наземного типа. Увеличилась нагрузка на позвоночник.

Изменился характер передвижения.

Имеются веки и слеза.

Имеется среднее ухо и барабанная перепонка.

Ноздри сообщаются с ротовой полостью. Дыхание кислородом воздуха - легкие

Развивается обоняние.

Слизь защищает от высыхания., обезвреживает от бактерий, растворяет атмосферный кислород.

Активны ночью.

2▪Строение и функции головного мозга

Строение Функции
Продолговатый мозг Состоит из серого вещества и белого – пучков миелиновых нервных волокон. Кроме того, выделяется ретикулярная формация, нейроны которой посылают импульсы в спинной мозг, поддерживая его в действующем состоянии - Рефлекторная: а).защитные (кашель, моргание, слезовыделение, рвота); б).пищевые (сосание, глотание, соковыделение пищеварительных желез);
Средний мозг Ножки мозга образованы нервными волокнами, между которыми содержатся скопления нейронов – ядра среднего мозга. Четырехолмие Рефлекторная: а).регуляция тонуса скелетных мышц; б) первичная обработка зрения, слуха; миниатюрные движения
Мозжечок Состоит из коры, которая представлена несколькими слоями нервных клеток и ядер. Разделяется на два развитых полушария. Поверхность коры имеет складчатое строение. Координация движений и регуляция мышечного тонуса, ц. аппетита
Промежуточный мозг Состоит из большого количества взаимосвязанных ядер. Таламус, гипоталамус Проводит возбуждение от всех рецепторов в кору, участвует в поддержании гомеостаза, регуляции вегетативных функций
Передний мозг Продольная борозда разделяет передний мозг на правое и левое полушария. Мозолистое тело. Сверху они покрыты корой, которая имеет борозды и извилины. Доли: затылочная, лобная, височные, теменные. Обеспечивает сложное поведение; координирует деятельность всех органов и систем организма, центры всех рецепторных систем

Введение

Грандиозное многообразие окружающего нас мира распадается на две большие области: неживую и живую природу. Природа -- материальный мир Вселенной, в сущности -- основной Объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания. Основные естественные науки, посвященные изучению неживой природы, -- это астрономия, физика и химия. Исследованием живой природы занимается биология (от греч. bios -- жизнь и logos -- учение, наука).

Представленная работа посвящена теме "Отличие живой природы от неживой".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер.

Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к теме различия живой и неживой природ в современной науке. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:

1. Провести анализ живой природы

2. Провести анализ неживой природы

3. Раскрыть сущность теории биологической эволюции

4. Изучить гипотезы происхождения жизни

5. Сравнить живую и неживую природу и выявить различия

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 5 глав, заключение и список литературы.

Живая природа

Живая природа -- совокупность организмов. Делится на пять царств: бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которые составляют биосферу. Основной атрибут живой материи -- генетическая информация, проявляющаяся в репликации и мутации. Развитие живой природы привело к появлению человечества.

Интерес к познанию живой природы возник у человека очень давно, еще в первобытную эпоху, и был тесно связан с его важнейшими потребностями: в пище, лекарствах, одежде, жилье и т.п. Однако только в первых древних цивилизациях люди стали целенаправленно и систематически изучать живые организмы, составлять перечни животных и растений, населяющих разные регионы земли. Наука, занимающаяся изучением живой природы, получила название биология. В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе. Причем существуют различные классификации последних. Например, по объектам исследования биологические науки подразделяются на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию и антропологию.

По уровню организации живых объектов выделяются следующие науки:

· анатомия, посвященная изучению макроскопического строения животных;

· гистология, исследующая строение тканей;

· цитология, изучающая клетки, из которых состоят все живые организмы.

По свойствам, или проявлениям живого, биология включает в свой состав:

· морфологию -- науку о структуре, или строении живых организмов;

· физиологию, которая изучает их функционирование;

· молекулярную биологию, исследующую микроструктуру живых тканей и клеток;

· экологию, рассматривающую образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой;

· генетику, которая изучает законы наследственности и изменчивости живых организмов.

Все эти классификации в известной степени условны и относительны и пересекаются друг с другом в различных пунктах. Такая многоплановость комплекса биологических наук во многом обусловлена необычайным многообразием живого мира.

К настоящему времени учеными обнаружено и описано более одного миллиона видов животных, около полумиллиона видов растений, несколько сотен тысяч видов грибов, более трёх тысяч видов бактерий. Причем мир живой природы исследован далеко не полностью. Число пока еще не описанных видов живого оценивается, по меньшей мере, в один миллион. Кроме того, огромное количество видов живых организмов давно вымерло. По современным научным данным за все время развития жизни на Земле существовало колоссальное количество различных видов живых существ -- приблизительно пятьсот миллионов.

Понятно, что живая природа представляет собой качественно новый, более высокий уровень организации материи, или виток мировой эволюции, поднявшийся на необыкновенную высоту по сравнению со ступенью неживой природы. В чем же заключается столь радикальное отличие живой природы от неживой? Интуитивно все понимают, что такое живое и что -- неживое. Однако при попытке определить сущность живого возникают трудности. Оказывается, ответить на вопрос о том, что такое жизнь, довольно непросто.

Например, широко известно определение, предложенное немецким философом XIX в. Фридрихом Энгельсом, согласно которому жизнь -- это способ существования белковых тел, важной особенностью которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. Тем не менее, живая мышь, например, и горящая свеча с физико-химической точки зрения находятся в одинаковом состоянии обмена веществ с внешней средой, равно потребляя кислород и выделяя углекислый газ, но в одном случае -- в результате дыхания, а в другом -- в процессе горения. Данный пример показывает, что обмениваться веществами с окружающей средой могут и неживые объекты; т.е. обмен веществ является хотя и необходимым, но недостаточным критерием определения жизни. То же самое можно сказать и о белковой природе живых объектов. Так американский ученый Ф. Типлер в своей книге «Физика бессмертия» говорит следующее: «Мы не хотим привязывать определение жизни к молекуле нуклеиновой кислоты, потому что можно вообразить себе существование жизни, которая к этому определению не подходит. Если к нам в космический корабль явится внеземное существо, химическую основу которого составляет не нуклеиновая кислота, то нам все равно захочется признать его живым» Цит. по: Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ, 1997. С. 159..

Таким образом, невозможно указать только на один какой-нибудь главный, или основополагающий признак, по которому различаются объекты живой природы и неживой. Поэтому современная биология при определении и описании живого исходит из необходимости перечисления нескольких принципиальных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность этих свойств может дать представление о специфике жизни. К таким свойствам, или признакам, относятся следующие:

· Живые организмы характеризуются гораздо более сложным устройством, чем неживые тела.

· Любой организм для поддержания своей жизнедеятельности получает энергию из окружающей среды. Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию.

· Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Если, например, вы толкнете камень, то он пассивно сдвинется с места, а если толкнуть животное, то оно отреагирует активно: убежит, нападет, изменит форму и т.д. Способность реагировать на внешние раздражения -- это всеобщее свойство живых существ, как растений, так и животных.

· Живые организмы могут не только изменяться, они также и усложняются. Так, например, у растения появляются новые ветви, а у животного-- новые органы, значительно отличающиеся и по внешнему виду, и по устройству от тех, которые их породили.

· Все живое размножается. Причем потомство и похоже на родителей, и в то же время чем-то от них отличается.

· Сходство потомства с родителями обусловлено еще одной важной особенностью живых организмов -- способностью передавать потомкам заложенную в них наследственную информацию, которая содержится в генах (от греч. genos -- происхождение) -- мельчайших и очень сложно утроенных частицах, находящихся в ядрах клеток живых организмов. Генетический материал направляет развитие организма. Вот почему потомки похожи на родителей. Однако наследственная информация в процессе жизни организма, а также во время передачи несколько искажается или меняется. В связи с этим потомки не только похожи на родителей, но и отличаются от них.

· Живые организмы хорошо приспособлены к среде своего обитания. Строение птицы, рыбы, лягушки, дождевого червя полностью соответствует тем условиям, в которых они живут. Этого никак нельзя сказать о неживых телах: камню, например, «все равно», где находиться -- он может лежать на дне реки или валяться в поле, или летать вокруг Земли в качестве ее естественного спутника. Однако если мы заставим, например, птицу жить в речных глубинах, а рыбу -- в лесу, то эти живые существа, конечно же, погибнут. Говоря проще, основные отличия живого от неживого заключаются в том, что все живые организмы питаются, дышат, растут и размножаются, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут и не размножаются.

Исследуя живой организм, биохимик отвечает на ряд вопросов:

1. Из каких химических соединений состоит клетка, ткань, орган или организм в целом?

2. Как взаимосвязаны эти химические соединения, как они образуются и взаимопревращаются?

3. Каким образом регулируются взаимопревращения веществ?

4. Чем биохимически отличается изучаемая клетка, ткань, орган от других клеток, тканей, органов, чем определяется выполнение ими их специфических функций ворганизме?

5. Как связаны превращения веществ с превращениями энергии?

В живой природе также можно выделить основные структурные уровни, или ступени сложности. Первый из них -- это молекулярный уровень, представляющий собой предельно малые объекты живого, а именно молекулы ДНК, в которых заключена наследственная информация живых организмов. Следующий уровень является клеточным, за ним следуют органно-тканевый и организменный уровни. Далее идут популяционно-видовой и биогеоценотический, или экосистемный уровни. Биогеоценоз (экосистема)-- это участок Земли со всеми живыми организмами, которые его населяют, и неживой среды их обитания; говоря иначе, со всеми компонентами составляющей его живой и неживой природы. Примерами биогеоценозов, или экосистем могут служить лес, озеро, поле и т.п. Завершающей ступенью в иерархии уровней организации живого мира является биосфера, которая представляет собой всю совокупность живых организмов Земли вместе с окружающей их природной средой.

О том, каковы современные научные представления об эволюции и происхождении живой природы, мы поговорим позже.



Похожие статьи