Как общаются современные люди. Зачем общение человеку? Для чего люди общаются между собой

1.Вступление.

2.Осноная часть:

а) средства общения;

б) умение правильно общаться;

в) слова великих людей об общении;

г) функция общения.

3. Заключение

Какова роль общения в жизни человека? Что мы понимаем под этим понятием?

Общение сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Содержание общения – информация, которая передается от одного живого существа другому. Цель общения отвечает на вопрос: «Ради чего существо вступает в акт общения?». Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том

случае, если субъектами общения являются люди. Средства общения: способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Умеете ли вы ОБЩАТЬСЯ?

Уверена, что все скажут: « Да, конечно ». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное: “Привет! - Пока!”. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли.

Им вполне достаточно видеть друг друга. Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы. Итак, что же всё-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.

Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник- Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:

"...Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были мы диких зверей..."

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что "межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим". Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?

Как известно, необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание. Психолог и социолог И.С. Кон пишет, что "люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет ее, как правило, относят к прошлому". Эта своего рода тоска по настоящей дружбе, по искренности общения в прошлом является преувеличенной. Ведь в наше время можно наблюдать множество проявлений подлинной дружбы людей, их искренности и самопожертвования. Ярким примером могут служить проявления дружбы в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Но и сейчас трудно себе представить человека, не испытывающего дружеских чувств к близким людям, к товарищам по профессии, по общим склонностям, интересам, устремлениям.

Может показаться, что с понятием общения, хорошо известным каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов.

Элементарная функция общения - достижение взаимоотношения, причем для начала - на самом внешнем, предварительном, формальном уровне. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест... Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пользуются рукопожатием. Лапландцы трутся носами. Самоанцы обнюхивают друг друга. Латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.

Вступая в контакты с другими людьми, мы далеко не всегда сознаем, что пользуемся при этом знаками - единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами - народами и расами. Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Отсюда ясно, насколько универсален этот источник взаимного понимания или, напротив, непонимания людей.

Но если так обстоит дело в сфере самых элементарных коммуникативных навыков, то насколько же велика возможность взаимного непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, сплав мыслей, настроений и чувств, которыми один человек обменивается в процессе общения с другими!

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранения, наука, искусство, политика, идеология и др.

Какова же исходная точка любого общения, рождающего взаимопонимания или, напротив, непонимание, неприятие? Может быть, это - встреча, рукопожатие, приветствие, знакомство? Все вроде бы ясно. Чтобы вступить в общение, людям надо для начала увидеть друг друга, встретиться. Как же иначе?

Мы видим, что роль общения в жизни человека огромна! Невозможно представить не дня без общения. Оно необходимо человеку как воздух!

Список использованной литературы:

1 . Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996, с.56.

2 . Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида, психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976, с.125.

3 . Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994, с.231.

4 . Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. МГУ, 1987,с.75.

5 . Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Политиздат, 1988,с.121.

6 . Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга - М.: Знание, 1986,с.54.

7 . Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общение. - М.: Знание, 1990,с.287-288.

8 . Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986,

9 . Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,197,с.90

Финансовый университет при Правительстве РФ

Кафедра «Прикладная психология»

Доклад

по дисциплине «Психология»

на тему: “Роль общения в жизни человека”

Выполнила:

Студентка группы СЦ1-1

Иванова А.О.

Научный руководитель:

Орлова Елена Александровна

Москва, 2011

Какова роль общения в жизни человека? Что мы понимаем под этим понятием?

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Содержание общения – информация, которая передается от одного живого существа другому. Цель общения отвечает на вопрос: «Ради чего существо вступает в акт общения?». Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Средства общения: способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Умеете ли вы ОБЩАТЬСЯ?

Уверена, что все скажут: « Да, конечно ». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное: “Привет! - Пока!”. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли.

Им вполне достаточно видеть друг друга. Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы. Итак, что же всё-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не «зашумлять» каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.

Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник- Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:

"… Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были мы диких зверей..."

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: "… действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что «межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим». Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?

Как известно, необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание. Психолог и социолог И.С. Кон пишет, что «люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет ее, как правило, относят к прошлому». Эта своего рода тоска по настоящей дружбе, по искренности общения в прошлом является преувеличенной. Ведь в наше время можно наблюдать множество проявлений подлинной дружбы людей, их искренности и самопожертвования. Ярким примером могут служить проявления дружбы в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Но и сейчас трудно себе представить человека, не испытывающего дружеских чувств к близким людям, к товарищам по профессии, по общим склонностям, интересам, устремлениям.

Может показаться, что с понятием общения, хорошо известным каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов.

Элементарная функция общения - достижение взаимоотношения, причем для начала - на самом внешнем, предварительном, формальном уровне. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест… Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пользуются рукопожатием. Лапландцы трутся носами. Самоанцы обнюхивают друг друга. Латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.

Вступая в контакты с другими людьми, мы далеко не всегда сознаем, что пользуемся при этом знаками - единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами - народами и расами. Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Отсюда ясно, насколько универсален этот источник взаимного понимания или, напротив, непонимания людей. Но если так обстоит дело в сфере самых элементарных коммуникативных навыков, то насколько же велика возможность взаимного непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, сплав мыслей, настроений и чувств, которыми один человек обменивается в процессе общения с другими!

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранения, наука, искусство, политика, идеология и др.

Какова же исходная точка любого общения, рождающего взаимопонимания или, напротив, непонимание, неприятие? Может быть, это - встреча, рукопожатие, приветствие, знакомство? Все вроде бы ясно. Чтобы вступить в общение, людям надо для начала увидеть друг друга, встретиться. Как же иначе?

Мы видим, что роль общения в жизни человека огромна! Невозможно представить не дня без общения. Оно необходимо человеку как воздух!

Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996

2. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. МГУ, 1987

3. Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общение. - М.: Знание, 1990

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,197

Обзор материала

Цель: Целью нашей работы является исследование степени влияния социальных сетей на процесс общения в современном обществе.

Задачи:

Выявить, как часто учащиеся среднего и старшего школьного возраста, а также родители и учителя учащихся пользуются социальными сетями;

Проанализировать, с какой целью представители выше указанных групп посещают социальные сети;

Узнать, какие плюсы и минусы видят участники опроса в общении в социальных сетях;

Установить, считают ли опрошенные общение в сети достойной заменой реального общения;

Сравнить результаты опроса между представителями разных возрастных категорий;

Методы: анализ различных источников по данной проблеме, анкетирование учащихся, родителей и учителей гимназии, сопоставление информации.

Предмет исследования: общение людей разных возрастных категорий в социальных сетях

Участники исследования: 105 человек в возрасте от 11 до 50 лет (учащиеся 6, 10 классов, родители и учителя).

Гипотеза: в современном обществе на общение в интернет-пространстве тратится все больше времени, что постпенно вытесняет из нашей жизни живое общение между людьми.

Актуальность: В современном мире люди не могут обходиться без общения. Любая общественная деятельность не обходится без него. Личность человека складывается в процессе общения. Общение помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь человека. Через общение с другими людьми мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми.

Процесс коммуникации в современном мире стремительно развивается, предоставляя нам всё новые, улучшенные возможности. Интернет открывает в этом смысле значительные перспективы, позволяя человеку общаться в любой момент и с любой аудиторией. Для реализации этих возможностей были созданы социальные сети, которые занимают всё большее место в жизни современного общества. Социальные сети плотно вошли в нашу жизнь. Рассуждать на тему хорошо это или плохо можно долго. Если задуматься о том, что раньше их не было вообще, то сейчас представить день без посещения личной страницы в Интернете практически невозможно, складывается мнение об определенной степени зависимости. Возникает вопрос: заменили ли сети живое общение между людьми? Данный вопрос и определил выбор темы исследования и её актуальность. Мир вокруг становится более динамичным, а одним из главных ресурсов развития на сегодняшний день становятся коммуникация и информация. Наше исследование демонстрирует, что социальные сети - не только возможность создания новых знакомств и поддержания отношений, это один из способов отстраниться от реальной жизни на неопределённое время. Социальные сети – это предпосылки создания той виртуальной реальности, с которой возможно нам придется делить реальную жизнь в будущем. Чтобы не запутаться в происходящем, стоит задуматься о плюсах и минусах общения в социальных сетях уже сейчас.

Теоретическая часть.

Буквально 5-7 лет назад не многие знали о существовании социальных сетей, сегодня же они прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Практически у каждого сейчас есть своя страничка в интернете.

Термин «социальная сеть» был введен социологом Дж. Барнсом в 1954 году. Ученый развил подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними - в виде линий.

Что такое социальная сеть сейчас? В первую очередь, это сайты, разработанные с целью познакомить и собрать людей с общими интересами, дать им возможность общаться на различные темы, выкладывать и обсуждать фото и видео, добавлять друг друга в друзья или недруги, загружать и слушать музыку поиск давно потерянных друзей, родственников.

Первые социальные сети появились на западе. Самые популярные из них это Facebook, Twitter, MySpace, Badoo, Flickr, Last.fm, LinkedIn, XING, Bebo, Match.com, YouTube, MyAnimeList, HabboHotel, Google+, Tagged.com, Avaaz, Friendster.Вскоре и в России стали появляться аналоги, такие как ВКонтакте, Одноклассники.ru,Мой Мир@mail.ru, Гайдпарк, В кругу друзей, Привет.ру, Мой Круг и т.д.

Можно сказать, что социальная сеть сегодня – это, в первую очередь, инструмент для общения оn-line, который нам предлагает Интернет, и у каждого выбор, пользоваться им или нет. Социальные сети как форма коммуникации с самого своего появления стали оказывать огромное влияние на жизнь современного человека. Сегодня человечество фактически не представляет себе жизнь без общения в той или иной социальной сети.

В подтверждение выше приведенных тезисов представляем результаты проведенного анкетирования среди учащихся гимназии, а так же родителей и учителей.

Вопрос. С какой целью вы заходите в социальные сети?

Социальные сети используются в основном для общения и изучения новостей. Молодые люди 15-17 лет (50%) заходят в социальные сети для того,чтобы послушать музыку. Подавляющее большинство опрошенных 30-50 лет (81%) сообщили, что социальные сети используются ими для общения, хотя ребята 11-12 лет проводят время в сети ради развлечения (52%). Для работы и учебы интернет используют 81% респондентов 30-50 лет и 71% подростков 15-17 лет.

Подавляющее большинство респондентов заметили, что чаще всего заходят в социальную сеть «Вконтакте». Вместе с тем, часть опрошенных сообщили, что чаще всего заходят в социальную сеть «Instagram», «Одноклассники», «Twitter», «Facebook» [приложение 1].

Социальные сети, появившись не столь давно, безусловно, привлекают к себе подростков. По данным некоторых исследований, подростки являются преобладающей составляющей аудитории социальных сетей .

Социальная сеть - интерактивный многопользовательский сайт, контент (содержание) которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном че­ловеке, по которой аккаунт (страницу) пользователя смогут найти другие участники сети. Проще говоря, социальная сеть выступает неким социальным пространством, в котором общение как деятельность представлена не в традиционной «живой» форме, а приобретает черты простой коммуникации. Социальные сети способствуют, во-первых, организации социальных коммуникаций между людьми, и во-вторых, реализации их базовых социальных потребностей. Электронная коммуникация стала неотъемлемым компонентом активности в социальных сетях. Очень популярно стало сейчас знакомство в сети, так как общение в сети Интернет способствует снижению психологического барьера. Ведь гораздо проще и легче «добавить в друзья» или прокомментировать фотографию, чем подойти на улице и познакомиться. Информация представленная на странице пользователя заменяет ступени знакомства, так как сразу становятся известны интересы, увлечения и т.д. Получается, что первое впечатление складывается при просмотре страницы в социальной сети, но ведь не редко случается так, что информация оказывается вымышленной .

Мир виртуальной жизни, организованный социальными сетями, позволяет реализовать бессоз­нательные мотивы и помогает человеку прожить те сценарии, которые он, возможно, никогда не осмелится прожить в реальной жизни, позволяет ощутить себя в желаемом образе. Главными причинами, которые служат основой формирования нового интернет-образа и интернет-поведения, являются неуверенность в себе, неудовлетворённость собой, заниженная самооценка, желание вырваться из социального вакуума. Пользователь социальных сетей сам конструирует свой образ, собирая его подобно мозаике из своих фантазий, представлений о себе, мнений других, ожиданий социума. В социальных сетях Я-другой соз­дается по образу и подобию собственного Я.Эта новая, «идеальная» личность, созданная в виртуальном мире, очень скоро начинает влиять на реального человека. Это объясняется тем, что в социальных сетях пользователи видят только «виртуальную» сторону личности и начинают реа­гировать именно на нее.

Таким образом, социальные сети представляют человеку неограниченные возможности общения в реальном времени, становятся платформой проявле­ния креативности личности и в связи с этим трансформации личности благодаря киберсоциализации. Человек, который пробует себя в различных виртуальных образах, не только примеряет на себя желаемую маску и отрабатывает определенную модель поведения, он еще и изменяет свой внутренний мир. Человек в процессе нахождения в социальных сетях получает новый социальный опыт, становится активной частью виртуальных событий. Тем самым происходит творческая организация жизни человека, а именно возникновение креативной личности в социальных сетях.

2. СПОСОБЫ И ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ В СЕТИ

Общество в целом и отдельный человек не могут обойтись без общения. Общение – это сложная, многофункциональная и многогранная составляющая человеческой жизни. Без общения невозможно взаимодействие социальных групп направленное на совместную трудовую деятельность, обмен опытом и навыками. Не меньшую роль играет общение в процессе формирования социальной личности, установки межличностных отношений, формирования человеческих индивидуальностей.

Подростковый возраст - возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и группы, значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно в общении. Современная интернет-среда, позволяет подростку реализовывать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным.Именно в сетях отражаются реальные интересы современных подростков, идёт активный обмен информацией, так как там они не подвластны контролю со стороны взрослых. А для многих из них социальные сети являются необходимым условием для жизни, многие школьники уже не представляют своё существование без Интернета.

Однако средства коммуникации не стоят на месте и развиваются оченьбыстро. На протяжении всей истории эти средства совершенствовались и изменялись: от следов на земле и наскальных рисунков до телевидения и интернет-технологий. Вся жизнь современного общества наполнена компьютерными технологиями. Глобальная сеть Интернет занимает в процессе информатизации общественной жизни особое место. Как новая информационная сеть и система коммуникации, используемая для осуществления различных видов деятельности, Интернет предполагает специфические способы общения и способствует социальному взаимодействию индивидов и социальных групп .

Среди первых способов общения в сети Интернет была электронная почта. Почта - это конечно хорошо, но для того чтобы было с кем переписываться, надо найти тех, кто будет интересен для общения. Основными местами для знакомства традиционно являются форумы и чаты.Форумы хороши всем, и, прежде всего, взвешенностью помещаемых на нем мнений, но ритм жизни в них несколько замедленный. Для тех, кто хочет общаться более интенсивно, существуют чаты.Чаты бывают тематическими, но все же, как правило, это просто место, где собираются люди пообщаться на совершенно разные темы. Все бы хорошо в форумах или чатах, да много внимания они отнимают, не позволяя уделять достаточного времени другим делам – например работе.И тут незаменимы программы типа ICQ. ICQ (аська) - это интернет-пейджер, удобное и простое общение с теми пользователями, которые, как и вы, находятся сейчас в Интернете. В последние время приобрел огромную популярность способ общения в Интернет при помощи социальных сетей. И вряд ли Марк Цукерберг и другие разработчики подобных ресурсов, работая над их созданием, рассчитывали на столь ошеломляющую популярность собственных детищ.

Интернет-опосредованные коммуникации наделены элементами обратной связи, представляют собой открытое и неограниченное общение людей, находящихся физически не рядом. Это ведёт к формированию и постоянному росту обществ, объединяемых общностью взглядов, интересов и целей, не учитывающих социальные, культурные, политические и другие различия между участниками. Интернет-общение – лёгкий способ наладить контакт. Межличностное взаимодействие происходит в условиях анонимности, раскрепощённости, отсутствия невербальной информации, ненормативности и некоторой безответственности участников общения. Человек в сети может проявлять большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

Также для общения характерен свой социалект. Социалектом называют совокупность языковых особенностей, присущих какой-либо социальной группе – профессиональной, сословной, возрастной и т.д. В связи с чем в рамках данного направления можно изучать социалект детского интернет-общения, профессиональный «язык» тех, кто работает на компьютерах, литературный язык, в целом компьютерный сленг и т.д.

Неологизмы, наиболее употребляемые в Сети, условно можно разделить на следующие группы: компьютерные термины, интернет-сленг, компьютерный сленг или жаргон, молодежный сленг.

Лексический запас электронного языка постоянно попол­няется, в результате чего формируется индивидуальная коммуникативная гибкость. Характерной особенностью сетевого общения является возможность обратной свя­зи и своеобразное построение диалога: импровизация, ремарки, разговорная речь, шутливые реплики, иронические восклицания, цитаты и, как следствие, частое использование сленга, интернет-сленга (мемы). Распространивши­еся в сети Интернет мемы стали причиной формирования различных субкультур­ных сообществ, которые являются частью базовой культуры, но отличаются от нее языком, манерой поведения и т.д..Примерами мемов мо­гут быть музыкальные мелодии, анекдоты, шутки, модные тенденции, автомобиль­ные марки, картинки, смайлы, т.е. все что угодно.Каждый из сленгов, используемых в интернете, имеете свою историю происхождения. Взять к примеру смайлики, которые были изобретены в 1979 году Кевином Маккензи.

Интернет-язык распределён по возрастным и профессиональным категориям. Сленг заменяет подрастающему поколению сложные лингвистические конструкции, которые они еще не очень хорошо освоили. Кроме того, молодежи свойственно искать способы отличаться от других, отгораживаться от взрослых, иметь свои секреты, противопоставлять скучным традиционным устоям новые игровые формы, поэтому именно им принадлежит большинство лингвистических экспериментов и нововведений.

3.ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ.

Не секрет, что общение в виртуальном пространстве имеет свои особенности, скрывающие как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам бесконтактного общения, безусловно, относятся возможность пренебречь дальностью расстояния, разделяющего пользователей, что позволяет общаться с любым человеком из любого уголка планеты, конфиденциальность, способствующую реализации глубинных психологических потребностей человека, позволяющую ему проявить стороны характера, не востребованные в реальной жизни, возможность при помощи личного общения проникать в культуру других народов и рас, и многое другое. Общение в Интернет бесценно для людей с ограниченными возможностями, позволяя им получать полноценное образование, работу, общаться с людьми.

На вопрос «Какие есть плюсы у социальных сетей?» , наши респонденты дали следующие варианты ответов:

· Можно общаться со всеми своими друзьями. Причем полностью бесплатно и в любое время.

· Можно посмотреть, кто сейчас находится на сайте и написать ему.

· Можно публиковать свои фотографии, делиться информацией, ссылками, музыкой.

· Возможность быстро получать последнюю актуальную информацию. Это могут быть новости своей страны или мира, архитектуры, в городе, события у друзей и т.д.

· Есть множество приложений, которые помогают расслабиться. Это flash игры, тесты, опросы и т.д.

Оборотной стороной общения при помощи всемирной паутины является возможность доступа широких масс (в том числе детей) к нежелательной информации, способной нанести вред как данным пользователей (разнообразные вирусы), так и их моральным устоям (разного рода нецензурная информация). Кроме того, неконтролируемое «сидение» в сети чревато возникновением, так называемой интернет-зависимости, причем подвергается ей не только молодежь, но и вполне сложившиеся и успешные взрослые люди.

Приведём вопросы проведённого анкетирования и его результаты.

Вопрос. Как часто вы заходите в социальные сети?

38% респондентов отметили, что заходят в социальные сети ежедневно 4 и более раз в день, причём подавляющее большинство составили подростки 15-17 лет.

24% опрошенных отметили, что заходят в социальные сети 2-4 раза в день [приложение 2].

Вопрос. Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

Результаты опроса показали, что больше всего времени в социальных сетях (более 4 часов в день) проводят подростки 15-17 лет (37 % опрошенных), а менее всего (меньше 1 часа в день) взрослые (71% опрошенных) [приложение 3].

Вопрос. Как долго вы можете обходиться без социальных сетей?

Полностью не могут отказаться от социальных сетей 14% респондентов, а вот подавляющее большинство людей 30-50 лет (57%) могут вообще обходиться без социальных сетей. 84% опрошенных могут обойтись без социальных сетей 1-2 дня [приложение 4].

Говоря об активности подростков в социальных сетях, отметим, что активное участие в социальных сетях принимают не только подростки, но и взрослые люди. Большинство опрошенных нами подростков использовали социальную сеть «ВКонтакте», тогда как доминирующей сетью взрослых является сеть «Одноклассники», «Мой мир», «Facebook». Однако, если для подростков данный вид интернет-активности является важнейшей частью их коммуникации, «жизненно необходимым» видом «связи с миром», то для взрослых данный ресурс не имеет столь важного значения, хотя и рассматривается ими как сфера межличностного общения и место проведения интересного досуга.

Зависимость от интернета может привести к тяжёлым проблемам в семье и учёбе. Исследователи отмечают, что лиц, зависимых от интернета, преследует чувство одиночества, им так же свойственны стыдливость, депрессия, социальное уединение. У лиц, зависимых от интернета, уровень социальной активности значительно ниже, чем у тех, у кого такой зависимости нет. Исследования показывают, что пользователи интернета, в случае, если не имеют доступа к сети, становятся расстроенными и беспокойными, излишне восприимчивыми и обидчивыми .

Некоторые темы и сайты в интернете с точки зрения родителей и более старого поколения считаются нетрадиционными. На них существуют определённые запреты, поскольку они не соответствуют религиозным традициям и морали, принятым взглядам. Таким образом, интернет способствует разладу между родителями и детьми .

В социальных сетях участились так называемые «фейковые аккаунты», которые используют не всегда с безобидной целью. Находящаяся на странице информация может оказаться ложью. Однако любопытство берёт верх, поэтому молодые люди засиживаются допоздна, стараясь не упустить обновления новостей, и постепенно впадают в зависимость. Подобный феномен чреват отрешением от внешнего мира, дезориентацией в реальной жизни. Человеку становится дискомфортно вне сети .

Однако вышеперечисленное ни к коей мере не умаляет положительного влияния, которое Интернет оказывает на современного человека. Просто каждый из нас должен обозначить собственную четкую грань между миром виртуальным и объективной реальностью, помня о том, что ни одна социальная сеть не заменит общения с близким и дорогим человеком.

Интернет, наряду с реальной жизнью, открывает подростку широкое поле возможностей, расширяя пространство для удовлетворения его изменившихся потребностей и стремлений. Причем открываются они абсолютно всем, вне зависимости от личностных характеристик, социального статуса и других особенностей. В отличие от реального мира, социальный мир ограничивает его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.), информационный мир принципиально безграничен. Такая особенность Интернета как анонимность позволяет пользователям Интернета создавать сетевую идентичность, которая может отличаться от реальной идентичности.

Мы решили выяснить, какую пользу от общения в социальных сетят видят наши респонденты.

Вопрос. Как вы считаете, приносят ли социальные сети реальную пользу людям? 50% респондентов считают, что социальные сети приносят реальную пользу людям. 12% опрошенных считают, что социальные сети не приносят реальную пользу людям. 38% респондентов затрудняются ответить [приложение 5].

Вопрос. Как вы считаете, какую главную пользу приносят социальные сети?

Подавляющее большинство респондентов отметили, что наибольшую пользу социальные сети приносят в общении с людьми. С этим ответом согласились 78% ребят 11-12 лет, 66% подростков, 67% взрослых. Самым непопулярным оказался ответ игры, так считают только 17% всех опрошенных (ими оказались ребята 11-12 лет).

Вывод: Поколение прошлое, настоящее и будущее… Мы - представители разных времён. И учащиеся, и их родители, и учителя сегодня являются представителями разных поколений. То, что люди из разных поколений по-разному смотрят на вещи, - неоспоримый факт. Для нас же важно полное взаимопонимание в совместной деятельности, которое достижимо с помощью внутренних коммуникаций.

Внутренние коммуникации менялись, меняются и будут меняться. Потому что меняются взгляды, ценности и потребности целевой аудитории. Для поколенияY – так социологи называют людей, родившихся с 1981 по 2003 год, источником информации в большей степени является Интернет, формат материала – картинки, фото, видео и короткие текстовые сообщения. Поколение Y потребляет информацию в любое время суток, потому что смартфоны и планшеты – это неотъемлемая часть образа жизни. Это как ключи, без которых не выйти и не войти в дом. Только в данном случае планшеты и смартфоны – это ключ в бездонный мир онлайн .

Сегодня у исследователей нет однозначного ответа на вопрос, являются ли социальные сети однозначно положительным явлением или, наоборот, они скорее вредныдля общения между людьми. Да и вряд ли его удастся найти. Ведь противоречия свойственны нашему общению и в реальной жизни. Социальный психолог Сьюзан Ньюман говорил: «Мы только начинаем осмыслять, как «лайки» и «твиты» влияют на нашу психику. Все новое и неизученное вызывает отторжение именно поэтому – потому что еще не выработаны правила, традиции, нет четких границ между «можно» и «нельзя». И определить их можно только опытным путем».

Наш опыт исследования показал, что отвечая на вопрос: «Какое общение вы предпочитаете?» , 86% респондентов отметили, что предпочитают прямое общение, 14% опрошенных предпочитают общение в социальных сетях [приложение 6].

На вопрос: «Какой вариант общения для вас является лучшим: прямое общение или через социальную сеть?», 46% опрошенных отметили, что им легче общаться в жизни,10% респондентов признались, что им легче общаться в социальной сети, 44% опрошенных отметили, что для них не имеет значения, является ли общение прямым или опосредованным [приложение 7].

Таким образом, проанализировав результаты опроса мы пришли к выводу, что, действительно, XXI век стал веком сетевым. Много людей, независимо от возраста и рода занятий используют Интернет и социальные сети для общения с другими людьми, люди старшего поколения используют сети для работы или учебы. Изучив данные опроса мы пришли к выводу, что больше всего времени в социальных сетях проводят подростки 15-17 лет.

Однако, 86% всех опрошенных предпочитают прямое, живое общение общению в социальных сетях, и это не может не радовать, т.к. это значит, что мы ещё долго сможем смотреть людям в глаза, когда общаемся с ними, чувствовать прикосновение. А значит в конце фразы «современное общение людей- общение в сети» мы все ещё можем поставить знак вопроса.

Вывод: интернет-общение должно дополнять жизнь, а не быть основой всей нашей деятельности. Социальные сети могут принести много пользы. Но злоупотребление общественными сетями может привести к зависимости, потери внимания, трате времени, отчуждению и отупению. Социальные сети - это и хорошо и плохо. В наших силах брать от них только хорошее и отсеивать плохое. Для того, чтобы социальные сети не нанесли вред здоровью и психике, каждый человек должен регламентировать свое времяпрепровождение в виртуальном пространстве.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

Реферат на тему:

«РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА»

г. Нижний Новгород 2010 г

    1. Общение в широком смысле слова, виды общения, роль общения;

    2. Техника и приёмы общения;

    3. Понятие коммуникативных способностей;

1.Общение в широком смысле слова, виды общения, роль общения .

Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться о роли общения в нашей жизни? Для чего мы общаемся? Зачем нам так необходимо общение? Давайте выясним это…

Общение в широком смысле слова - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологически существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения) .

Особенно большое значение для психического развития человека имеет

его общение со взрослыми на ранних этапах жизни. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие человека начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в его жизни и благодаря которому человек получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуального развития.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное

общение, которое можно определить как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом. Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, вербального и невербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

2.Техника и приемы общения.

наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и, навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и средства общения.

Техника общения - это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло(если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект

общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого pacстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил 3. Фрейд.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и

приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

    Понятие коммуникативных способностей.

Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и

исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным," рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.

Итак, общение – важнейшая и неотъемлемая часть нашей жизни. Так что живите, развлекайтесь, развивайтесь и общайтесь!

Список использованной литературы:

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.ru

человека (3)Реферат >> Психология

И людьми, окружающими человека . Чувства выполняют в жизни и деятельности человека , в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль . В отношении...

Общение является центральной базовой категорией и проблемой психологической науки и рассматривается ею всесторонне: как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность. Общение можно определить как наиболее широкую категорию для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия.

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох.

Так, Конфуций(551-479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения , что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469-339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания общения.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе и делового общения. Так одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение психологии делового общения предполагает осмысление с позиции сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем.

Немало для психологии межличностного общения дают исследования психологии масс Г.Лебона (1841-1931). Живя в обществе, человек сталкивается с влиянием «толпы» и оказывается участником массовых собраний. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

Куртом Левиным (1890-1947) была создана «теория поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг с другом. К заслугам К.Левина относят глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей, изучение таких проблем, как стили руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п.


Существенное влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ З.Фрейда (1856-1939) и его последователей. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека. Влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Однако они «дают о себе знать», продолжают действовать без ведома человека. Отсюда проблема «неосознанных побуждений», которые определенным образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом проблемы бессознательного открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных отношений и общения между собой.

Последователи З.Фрейда, прежде всего А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм, В.Райх, и некоторые другие обосновали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов. Так, А.Адлер (1870-1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, семье, социальных объединениях и т.д. К.Юнг (1875-1961) развил концепцию о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп.

Символический интеракционизм (Т.Мид, А.Роуз, Т.Шибутани и др.), принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или «значимые действия», в качестве которых могут выступать вербальные и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, интонация голоса, жесты, другие движения и действия. Т.Сорбин, Р.Линтон, Э.Гоффман и др. сводят межличностное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется содержание и направленность общения социальных субъектов.

Отечественные психологи рассматривают категорию общения в рамках деятельностного подхода и культурно-исторической теории. С.Л. Рубинштейн (1889-1960) проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. Психика человека развивается только в процессе взаимодействия с обществом, в процессе его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация).

Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Л.С. Выготскому (1896-1934). Он разработал культурно-историческую теорию развития психики и считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения.

Идеи С.Л. Рубинштейна и Л.С.Выготского получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леонтьева, Г.М. Андреевой, А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева и др., где речь идет о понимании образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние; мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям «направленность, избирательность и стремительность» и т.п. все это имеет прямое отношение к психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о «психических» или «психологических» отношениях между людьми.

Психологические отношения как система осознанных избирательных связей личности с предметами внешнего мира вытекают «из всей истории развития человека», выражают его личный опыт и внутренне определяют действия и переживания. Как элементы психологических отношений характеризуются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интересы, цели и т.д.

Коммуникация – процесс передачи информации, осуществляемый с помощью знаков, речи, символов, предполагающий понимание людьми друг друга.

Взаимодействие – специально организованный процесс, который протекает в соответствии с определенными правилами и нормами (простейшим примером является рукопожатие).

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или « чистое» восприятие.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимном переживании и взаимопонимании. Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитой личностью, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе, «дети-маугли», выросшие среди животных, лишь внешне походили на человека, у них не развито было прямохождение, тонкие манипуляции кистью руки, отсутствовала человеческая мимика, наблюдалась общая неразвитость психических процессов и речи.

Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека; наконец общение служит самоопределению личности. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, институте, на улице. Это так называемая микросреда . Благодаря общению в микросреде и происходящим здесь контактам каждый из нас познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т.д. Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа , где протекает жизнь каждого из нас.



Похожие статьи