Урок с применением активных методов обучения.

Подобный урок необходимо проводить в конце учебного года, используя резервный час, предусмотренный программой В.В. Бабайцевой. Поскольку процесс обучения подходит к концу, то школьники устают от традиционных уроков, а уроки обобщения изученного за год материала после проведения контрольных работ не вызывают положительного отклика. Поэтому предлагаю провести урок игра – соревнование , где с помощью нестандартной формы происходит процесс повторения и обобщения материала, дополнительная работа по наиболее сложным темам морфологии за 6 класс, а также развитие словарного запаса школьников за счет повторения некоторых тем по лексике, изученных в 5 классе.

Итак, предлагаю урок – игру «Пиратские войны».

Цели урока:

  • обобщение знаний, умений, навыков, полученных при изучении лексики и морфологии за 5-6 класс;
  • формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний на практике;
  • развитие внимания, быстроты реакции, культуры речи, расширению словарного запаса, формированию чувства ответственности за результаты своего труда;
  • воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

Тип урока: повторение и обобщение знаний по изученному в 6 классе.

Технология : на игровой и групповой основе.

Оборудование:

Морская карта мира, жетоны – «золотые дублоны», флаги и гербы 4 государств (Англия, Испания, Франция, Голландия), карточки с заданиями.

Ход урока:

Ребята, учебный год подходит к концу, поэтому те знания, которые мы получили за этот год, попробуем реализовать сегодня в необычной форме. Представьте, что наш класс перенесся в Эпоху великих географических открытий, и вы не ученики 6-ого класса, а представители четырех великих морских держав Англии, Франции, Голландии и Испании. (школьники должны быть заранее предупреждены, что урок будет нестандартным, темы, которые будут повторены в ходе игры были заданы для повторения. Класс заранее был поделен на четыре группы, каждая группа занимает один из 4 столов в классе).

Настала эпоха великий открытий, в борьбе за новые территории четыре известные вам державы выступают на путь войны. Четыре пиратских судна, промышлявших на просторах Атлантического океана получают каперства той или иной страны, вступая на путь покорителей новых земель.

Вашим первым заданием, дорогие пираты, является получение каперства от одной из стран, а также подтверждение верности выбранной вами стране (представители от каждой команды случайным образом вытягивают из шляпы гербы и флаги своей страны и получают карточку с заданием).

Тот, кто быстрее и качественнее выполняет первое задание, получает 10 золотых дублонов. Команда, занявшая второе место получает 5 дублонов.

Задание 1 «Присяга на верность»: на карточках предлагается по 10 английских, голландских, испанских или французских пословиц, командам предлагается подобрать аналогичный вариант пословицы из русского языка.

Цель: пополнить или актуализировать словарный запас учащихся.

Временной лимит: 7-8 мин.

Иностранный вариант Русский вариант (предполагаемые ответы учеников)
Англия
Кот в перчатках мышей не поймает Без труда не вытащишь и рыбки из пруда
Слезами горю не поможешь
Восток ли, запад ли, а дома лучше всего В гостях хорошо, а дома лучше
Не переходи моста, пока ты до него не добрался Наперед не загадывай; Не дели шкуру неубитого медведя; Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь
Почеши мне спину, тогда я твою почешу Услуга за услугу
Гнилое яблоко портит соседние яблоки Паршивая овца все стадо портит
Разбалтывать (сплетничать) за стенами школы Выносить сор из избы
Убить двух птиц одним камнем Убить двух зайцев одним выстрелом
Сначала дело, потом развлечения Делу время, потехе час. Сделал дело, гуляй смело
Франция
В несчастье узнают настоящих друзей Друг познается в беде
Терпенье всё пересилит до конца Терпенье и труд все перетрут
Фрукты никогда не падают далеко от дерева Яблоко от яблони не далеко падает
Если любишь масло, его надо сбить Любишь кататься- люби и саночки возить
Кто идёт потихоньку, тот точно дойдёт Тише едешь – дальше будешь
Любовь – для всех возрастов Любви всех возрасты покорны
Старая дружба не заменяется Старый друг лучше новых двух
Скорбь не вылечивает зла Слезами горю не поможешь
Каждый - архитектор своей судьбы Всяк кузнец своего счастья
Лучше стоит потерять деньги, чем друга Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Испания
Большая лодка – большие пространства Большому кораблю – большое плавание
Больше живешь, больше учишься Век живи, век учись
Стоять на ногах нет смысла/причины В ногах правды нет
Кто не осмелится не пересечет море Волков бояться – в лес не ходить
Время – золото Время – деньги
Остерегайтесь спокойной воды В тихом омуте черти водятся
Нрав и облик до могилы Горбатого (и) могила (не) исправит
Умирают только раз
Все хорошо в свой час Дорога ложка к обеду.
Друг [что остается другом] в нужде – истинный друг Друзья познаются в беде
Голландия
Если кота нет дома, мыши танцуют на столе Кот из дому - мыши в пляс.
Лучше одна птица в руке, чем десять в небе Лучше синица в руках, чем журавль в небе
Думай перед тем, как делать, и когда делаешь – тоже думай Семь раз отмерь, а один отрежь
Перо (для письма) сильнее меча Что написано пером то не вырубишь и топором!
Крыть крышу блинами Деньги куры не клюют
Лучше ни одного врача, чем сразу три У семи нянек дитя без глазу
Без прилежания нет награды Без труда не вытянешь и рыбку из пруда
Человек может умереть лишь один раз Двум смертям не бывать, а одной не миновать
Либо добьюсь, либо себе шею сверну Либо пан, либо пропал
Бесполезно лить слезы над пролитым молоком Слезами горю не поможешь

(Отсутствие ответа или он оказывается неправильным лишает команду 1 дублона)

Задание 2: «Пиратское требование».

Цель: обобщить и актуализировать знания по морфологии; развить навыки устной и письменной речи

Временной лимит: 7-8 мин.

Команды должны составить отчет правителям 4-х государств о ходе завоеваний, ориентируясь на схему сиквейна. Команда, первая отправившая письмо – сиквейн и не допустившая ошибок в нем, получает 10 дублонов.

Схема:

Существительное! (1 слово)

Прилагательное (2 слова)

Глагол (3 слова)

Простое предложение (4 слова)

Существительное! (1 слово)

(Например: Франция! Великая и могучая. Завоевывает, побеждает, награждает. Пусть славится великий король! Слава!)

Задание 3: «Посчитай дублоны, пират!».

Цель: работа над культурой речи, повторить склонение числительных.

Временной лимит : 5 мин.

Командам необходимо правильно просклонять числительные, чтобы получить право на завоевание. Команда, первая выполнившая упражнение получает 5 дублонов (неправильный ответ – штраф в один дублон).

Карточка с заданием: «Пират Черная борода, найдя сундук с 562 093 дублонами, приобрел фрегат стоимостью около 250 600 дублонов, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 дублонов, прибавив к найденным 562 093 дублонам еще кое-что из личных сбережений. Собравшимся на новом корабле у Черной бороды 187 гостям было предложено роскошное угощение».

Задание 4: «Письмо в бутылке».

Однажды в море пираты увидели, что рядом с бортом их корабля плавает бутылка, в которой лежало таинственное послание. Развернув письмо пираты поняли, что это стихотворение какого – то поэта, который решил прославиться таким путем. Но к сожалению, вода уничтожила некоторые буквы, а некоторые слова были написаны неправильно.

Цель : повторить правила орфографии, обобщение знаний.

Временной лимит : 6 мин.

Вставьте буквы и исправьте ошибки в словах, выделите условия такого написания. Команда, первая закончившая испытание получает 10 дублонов.

Карточка:

Жил ст..рик на р..звесистой ве..ке.

У нИго были вол..сы ре..ки.

Но галчата н..пали

И сАвсем общ..пали

Ст..рика на р..звесистАй ве..ке.

Жил мальчик вбл..зи Фермопил.

КАторый так жу..кА в..пил,

Что глохли все тётки,

И глохли сИле..ки.

И сып..лась пыль со стропил.

Одна стару..ка из Лока

сИбя развл..кала неплахА:

всё утро сидела

и в дуТку дудела

на куст..ке ч..ртоп..лоха.

Подведение итогов:

Но приходит время возвращаться в столицы своих государств, правители прислали вам срочные депеши о возвращении в родные порты. Для выявления победителя капитаны корабля могут с гордостью показать сундуки, набитые золотом, Великому Пирату (учитель-словесник).

Спасибо отважным пиратам за приключение. Попутного ветра Вам и до новых встреч! Спасибо за урок!

Выставление отметок и вручение победителям сладких призов (шоколадные монеты).

Наталья Назарова
Конспект урока для 6 класса по русскому языку «Текст»

Учитель русского языка и литературы – Назарова Н. А.

МБОУ «Средняя школа №4 имени А. М. Горького»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Предмет : русский язык .

Русский язык . 6 класс . Москва. Просвещение, 2016 г.

Тема урока : Текст .

Тип урока : урок развития речи .

Цели урока :

Формировать понятие слова «текст » .

Учить составлять и анализировать текст .

Продолжить развивать устную и письменную речь.

Повторить знание по теме «состав слова» и орфограммы в корне слов.

Привить бережное отношение к хлебу.

Формы обучения : индивидуальная, групповая, фронтальная.

Информационно-технологические ресурсы : мультимедийный проектор, экран, компьютер, тексты из книг : М. А. Алексеева «Битва за урожай» ; Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» , В. А. Солоухин «Каравай заварного хлеба» , карточки с заданиями. Наглядные пособия.

Ход урока.

Организационный момент.

Творческая разминка.

Слайд №1. На экране отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» :

Он видит, как в поле отец разрыхляет,

Как в влажную землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, в амбар отвезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Можно ли назвать этот отрывок текстом ? (Можно. Объединены одной темой. Все предложения связаны по смыслу) ;

Поясните значение слов : жатва, амбар, серпами, цепами;

Выпишите из текста слова и подберите к ним проверочные :

(бросает – брось, зерно – зёрна, зеленеть – зелень, зелёный, наливает – лить, серпами – серп, снопы – сноп, отвезут – вёз, цепами – цепь, испекут – печь).

Беседа :

Кто из вас знает, как убирают хлебные поля в наше время?

Делятся впечатлениями

Кто догадался, как называется тема урока ?

Называют тему урока

Вы правильно догадались. Тема нашего урока «Текст » . Речь пойдёт о хлебе.

Записывают число, тему урока .

Слайд №2.

Рассмотрим иллюстрацию из книги С. Иванова «Блокадный Ленинград» . (Пожилой человек держит на ладони кусочек хлеба)

Какое впечатление произвело на вас увиденное?

Какое значение в жизни этого человека имел кусочек хлеба?

Жалость к человеку.

Худой, измождённый, голодный.

Бережно держит хлеб, боится съесть всё сразу.

Для него это источник энергии, это питание, это жизнь.

Во время войны люди умирали от голода. У ленинградцев особое, бережное отношение к хлебу.

Словарная работа.

Подберите к слову хлеб однокоренные слова, запишите и выделите корень :

Хлеб, хлебный, хлебопашец, хлебушко,

Хлеба, хлебозавод, хлебница, нахлебник.

Какие трудности возникли при написании слов?

Что обозначает слово нахлебник?

При помощи чего образовали новые слова?

Вспомните, что ещё кроме хлеба можно выпекать из муки? (наглядный материал)

Записывают в тетрадь.

(хлебопашец, хлебозавод, хлебушко)

(Человек, живущий за счёт других) .

При помощи суффиксов, приставок и сложением корней.

(Пироги, лепёшки, блины, булочки, калачи, ватрушки, батоны, и т. д.)

Физминутка Выполняют элементарные

физические упражнения

Самостоятельная работа

Выполнение работы по вариантам :

I вариант

К слову хлеб запишите синонимы :

(краюха, каравай, буханка, булка)

II вариант

К данным словам запишите антонимы :

(белый – чёрный, свежий – чёрствый, мягкий – твёрдый)

Работа в парах.

Используя синонимы и антонимы, составьте предложения, чтобы получился текст .

В первой паре ученик зачитывает следующий текст .

Мы часто слышим от покупателей, что хлеб продают не свежий, а чёрствый, булочки вчерашние, баранки твёрдые, а я думаю, что хлеб не бывает чёрствый. Чёрствыми бывают люди. Хлеб нужно любить всякий.

(Дети доказывают, что они написали текст , потому что предложения объединены одной темой и совпадают по смыслу).

Объясните значение словосочетания «Чёрствый человек» ?

Ответьте на вопрос, чем отличаются словосочетания «чёрствый хлеб» и «чёрствый человек» ? Отвечают на поставленный вопрос.

Работа с учебником.

Открывают учебник (стр. 34, §13) .

Прочитайте сообщение о тексте .

Что узнали нового о тексте ? (Текст – это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью. Текст может иметь заглавие).

Выполнение устного задания упражнение №61. Отрывок текст И . Тургенева.

Задание : Прочитайте и озаглавьте текст .

(Лес поздней осенью, Осенний лес, Лес осенью, Описание осеннего леса)

Творческая разминка.

Слайд №3.

На экране предложения, где нарушена последовательность.

Задание : Записать предложения, чтобы получился текст .

Комбайнёры убирают зерно.

Там колосится спелая рожь.

За околицей находятся колхозные поля.

Там колосится спелая рожь.

Комбайнёры убирают зерно.

Они до срока торопятся убрать хлеба.

Записывают в тетрадях, зачитывают и доказывают, что текст составлен правильно .

Чем отличается работа современного колхозника (фермера) от некрасовского крестьянина?

(В то время был тяжёлый ручной труд, а сейчас выполняют работу машины) .

Работа в группах.

Слайд №4.

На экране отрывок из книги М. Алексеева «Битва за урожай» .

Задание по группам.

1 группа : выпишите слова с безударной гласной и объясните орфограмму.

2 группа : выпишите слова с непроизносимыми согласными и объясните орфограммы.

3 группа : выпишите слова с корнем хлеб, и объясните значения слов.

От каждой группы отвечает по одному человеку.

Задание каждой группе.

Вспомните и запишите пословицы и поговорки о хлебе.

«Хлеб – мерило всех ценностей» .

«Хорошо трудиться и хлеб уродится» .

«Где пашет сошка, там хлеба крошка» .

«Хлеб поспевает – колхозник не гуляет» .

«Урожай хлебушка – калачу дедушка» .

«Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре» .

«Без соли, без хлеба – худая беседа» .

«Хлеба ни куска – везде тоска» .

«Хлеб всему голова» .

«Хлеб в пути не тяжесть» .

Поясните смысл написанных пословиц. (Поясняют значение пословиц) .

Сравните пословицы, которые вы вспомнили с пословицами на наглядном материале.

Домашнее задание.

§13. Написать рассказ «Как хлеб приходит в наш дом» .

Рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов урока .

Чем занимались на уроке ?

Что узнали нового и полезного для себя?

(Узнали много нового о хлебе, какой бывает хлеб, о тяжёлом труде крестьянина-хлебороба, о бережном отношении к хлебу.

Познакомились с текстом .

Узнали, чем отличается текст от группы предложений.

Как правильно составлять текст .

Повторили орфограммы).

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного материала» Цель урока: повторить и обобщить изученный по теме материал, объяснять изученные орфограммы, совершенствовать культуру речи; развивать умение распознавать прилагательные; воспитывать интерес к учебному предмету. Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы, карточки с заданием, ребусы. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока: интерактивный (русский язык, русская литература, украинская литература). Методы и грамотности», приемы: инсценизация «Минутка перевода», произведений, «Ловушка», прием работа с «Минутка таблицей, интерактивная игра «Микрофон». Эпиграф: «Понимание – начало согласия». Спиноза ХОД УРОКА І. Организационный этап. ІІ. Объявление темы и цели урока. ІІІ. Актуализация опорных знаний. 1. Упражнение «Закончи предложение».  В русском языке частей речи есть …  Я знаю такие самостоятельные части речи …  Мне известны такие служебные части речи …  Служебные части речи от самостоятельных отличаются … ІV. Мотивация учебной деятельности. 1.Работа с эпиграфом.  Как вы понимаете слова Спинозы?  Нужны ли они вам в жизни и почему? 2. «Слово учителя. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» есть такая сцена: один из героев, Правдин, спрашивает дворянского недоросля (подростка) Митрофанушку, что он знает по грамматике. Давайте посмотрим инсценизацию отрывка из этого произведения и решим, есть ли среди нас «митрофанушки». Митрофанушка. Много. Существительна да прилагательна… Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофанушка. Дверь? Котора дверь? Правдин. Котора дверь? Да вот эта! Митрофанушка. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофанушка. Потому, что она к своему месту приложена. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ненавешена: так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофанушка. И ведомо. В конце урока мы подведем итоги и я, надеюсь, «митрофанушек» среди нас не будет. 3. Сравнение стихотворного правила с правилом в учебнике. На доске вывешивается плакат со стихотворением. Читает учитель, а потом ученики. Имя прилагательное Мы с тобой дружны, Признаки предметов Знать мы все должны: Солнечное лето, Праздничная ель, Вкусные конфеты, Машенькин портфель. 4.Минутка грамотности. Записать стихотворение под диктовку, найти прилагательные, определить, к каким разрядам они относится. Красная рябина, горькая рябина, Ты характер русский русская судьбина. Распрямившись, хрустнешь: вся в огне насквозь… Обжигает губы яростная гроздь. 5.Интелектуальная минутка.  Назовите степени сравнения имен прилагательных. Как они образуются? 6. Прием «Ловушка». Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения, исправленный вариант запишите. Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетради. (Неправильные слова написана на доске учителем перед уроком). Строгее, хуже, хорошее, толстее, сухее, твердее, самый наилучший, более луче. 7.Работа с таблицей. с к р и п у ч и й я н в а р с к и й в ч е р а ш н и й с и н е в а т ы й п е р р о н н ы й г р у п п о в о й к о с т и с т ы й т е х а с с к и й г л а з а с т ы й я б л о н е в ы й г л у б и н н ы й г р е ч е с к и й Заполните клетки по горизонтали именами прилагательными, образованными от слов скрипеть, январь, вчера, синий, перрон, группа, кость, Техас, глаз, яблоня, глубина, Греция. Если вы правильно образуете прилагательные, то в вертикальной строке посередине прочитаете хорошо знакомое вам слово. 8. Игра «Внимание! Правила».  О каком правиле орфографии напоминает этот текст. Расскажите правило на эту орфограмму. Выпишите слова к данному правилу. Мой друг, к окошку подойди, Коснись поверхности стеклянной. Здесь оловянный шпингалет И подоконник деревянный.  Объясните правописание частицы не в следующих отрывках из произведения А.С. Пушкина. Плакаты с отрывками вывешиваем на доске. 1. И орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые. 2. В третий раз закинул он невод Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкою, золотою. 9. Составьте и запишите четыре предложения на орфограмму «Написание частицы не с именами прилагательными». 10. Инсценировка лингвистической сказки «Образование притяжательных прилагательных». Однажды к Синтаксису пришли словосочетания «пиджак отца», «платок бабушки», «хвост лисы». Вперед выступило слово «пиджак»: - Уважаемый Король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться. - Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависят от того слова, рядом с которым они стоят, - вмешалось слово «отец», Помогите нам, замените нас прилагательными. Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а, не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию. - Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, - сказала она. Но есть ли у короля Словообразования нужные нам суффиксы? Пригласили короля Словообразования. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса – -ов и –ин, да несколько окончаний. Присоединили –ов к основе сова «отца» - получили прилагательное «отцов». Присоединили –ин к основе слова бабушки – получилось «бабушкин». А как же быть с существительным «лисы». И рискнул тогда король Словообразования вместо суффикса подставить окончание –ий «лисий».а чтобы притяжательные прилагательные не догадались о его незадачливости, повелел король считать – ий суффиксом. Так возникла новая группа имен прилагательных. 11. Практическое задание. От выделенных существительных образуйте притяжательные прилагательные. Молоко коровы, шкура барана, чешуя рыбы, перья птиц, лапа медведя, собака охранника, сеть рыбака. V. Рефлексия. 1. Интерактивная игра «Микрофон»  На сегодняшнем уроке я узнал…  Как вы считаете, есть ли среди нас «митрофанушки»? VІ. Оценивание. VІІ. Домашнее задание. Напишите небольшой рассказ на тему «Как прекрасен наш мир», используя прилагательные, определить разряды используемых прилагательных.

Учитель русского языка и литературы Филиппова И.Ю.

Тема урока.

Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи (2 часа)

Цели урока:

обучающие:

познакомить учащихся с понятием «фразеологизм», отличием его от свободных сочетаний слов; фразеологизм как член предложения; знакомство учащихся с «Кратким фразеологическим словарём русского языка»; активизация познавательной деятельности учащихся (обучение работе со справочной литературой); повторить ранее изученный материал (синонимы, антонимы); работа по орфоэпии.

развивающие:

формирование познавательных интересов учащихся при изучении данной темы; расширение словарного запаса через употребление в речи фразеологизмов; умение пользоваться фразеологическим словарём; развитие мышления; стимулирование активности учащихся на уроке по необходимости – их корректировка; развитие умения анализировать и обобщать.

воспитательные:

воспитывать интерес к русскому языку; пробудить любознательность школьников; воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за порученное дело, аккуратности, добросовестности; воспитание чувства управлять своими эмоциями.

Используемые педагогические технологии: технологии проблемного обучения, игровые технологии; групповые технологии; здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания - упражнение 82 (фронтально).

    Теоретическое повторение (фронтальный опрос учащихся).

Вопросы к классу:

    Какие слова являются устаревшими? Где о них можно узнать? Какую пометку они имеют в словаре?

    Каковы причины появления слов в языке?

    Каким термином называют новые слова.

    Объяснение нового материала.

1.Слово учителя.

Фразеология- раздел науки о языке, изучающий условные словосочетания слов. Во фразеологии чаще всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим «перлам, самородкам и самоцветам русого языка», по образному выражению профессора А.И.Ефимова.

2. Работа с учебником, выполнения задания под звёздочкой; страница 37.

3. Слово учителя, введение понятия «фразеологизм».

Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом.

Материал для беседы.

У вас возникла мысль о крайней необходимости что-либо совершить. Эту мысль можно выразить непременно или словосочетанием слов, например: сколько бы труда это мне ни стоило. Как возникло у вас в сознании это сочетание слов? Вы воспроизвели в памяти лишь отдельные слова (сколько, труд, это, мне, стоить и т.д.), а связали их между собой, свободно расположить эти слова можно и в другом порядке:

Сколько бы это ни стоило мне туда.

Сколько труда это бы мне ни стоило.

Для выражения этой мысли можно подобрать и другие слова.

Каких бы усилий это мне ни стоило.

Какие бы трудности при этом ни возникали.

Все эти варианты одной и той же мысли выражены свободными сочетаниями слов. Но существует оборот, во что бы то ни стало, который точно и выразительно определяет крайнюю степень необходимости чего-либо совершить. Это и есть фразеологический оборот, или фразеологизм. Фразеологизм обычно не терпит не только перестановки слов и замены их, но и вставок внутрь, он как бы «словонепроницаем». Важным признаком фразеологизмов является наличие в нём не менее основных ударений:

Во что бы то ни стало

Любой ценой

Откуда ни возьмись

4. Синтаксическая роль фразеологизма .

В предложении фразеологический оборот является одним членом, единым по своей синтаксической роли.

Под лежачий камень вода не течёт.

Ни мало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.

Запись предложений на доске и в тетрадях

V .1. Тренировочное упражнение в нахождении фразеологизмов в предложениях. (Постановка проблемы –разграничение свободных сочетаний слов и фразеологизмов – проблемные технологии ).

1. Запись на доске предложений в два столбика : в левый со свободными сочетаниями слов, в правый - с фразеологизмами.

    Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк.

    Я не нашёл себе места и встал в проходе.

    Эта деревня не за горами, а за тем лесом.

    Ни днём, ни ночью гости не приехали.

    За едой малыш прикусил язык и заплакал.

2 вариант

    Путешественники изучали Зауралье вдоль и поперёк.

    Отец не находил себе места от волнения.

    Весне уже не за горами.

    Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

    Алексей чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Задача учащихся: найти фразеологизмы, используя известные их признаки (поисковый метод).

2.Задание : учащимся предлагается составить пары предложений со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами, используя выражения, записанные на доске:

В нескольких словах, попасть не в бровь, а в глаз, намылить голову (шею), со дна моря достать, с треском провалиться.

На выполнение работы отводится пять минут. Проверка работы фронтальная, учащиеся доказывают, что ни в одном случае - это свободное сочетание, а в другом- фразеологические обороты.

    Знакомство учащихся со словарями, обучение работе со справочной литературой.

    «Краткий фразеологический словарь русского языка» (авторы Е.А.Быстрова, А.П.Окунёва, Н.М.Шанский).

    «Школьный фразеологический словарь русского языка» (авторы Жуков В.П., Жуков А.В.)

    Толковый словарь академии наук СССР.

    Задание классу (работа учащихся в мини-группах по 3-4 человека):

Опираясь на статью фразеологического словаря, объясните значение следующих фразеологизмов.

    Бить баклуши.

    Короче воробьиного носа.

    Сваливать с больной головы на здоровую.

    Откладывать в долгий ящик.

    Прослушивание ответов учащихся.

    Устная обучающая работа «В двух словах» (индивидуальное задание готовил ученик- ассистент учителя).

Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие, образные выражения- фразеологизмы. Послушаете описания различных случаев из жизни. Попытайтесь подобрать фразеологизм, который кратко и образно выразил основной смысл описанного.

    Вадим не многословен, говорит не часто, но замечания его всегда бьют в цель. Как говорит Вадим? (редко, да метко).

    Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае? (лёгок на помине).

    Егор напроказничал, но каким- то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (вышел сухим из воды).

    Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки, расскажем о нём всему классу. Что мы сделаем? (выведем его на чистую воду).

Ученик- ассистент записывает на доске фразеологизмы, затем учащиеся составляют с ними предложения и записывают их (развитие течи учащихся).

    Задания занимательной направленности. ( Использование игровых технологий для стимулирования интереса к овладению определённой суммой знаний).

    «Загадки-складки»

Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают их (отгадка- фразеологизм).

    Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой…..(водой не разольёшь).

    Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк.

И так устали мы в дороге,

Что еле…..(волочили ноги).

    Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь……(медвежью услугу).

    Игра «Кто быстрее?» Задание классу: подобрать по 10 (можно больше) примеров-фразеологизмов с общим для них словом (существительным), записать их, с любыми из них составить и записать 3 предложения.

Класс разделён на 6 групп, каждой группе – своё слово (на экране проецируются слова-задания для каждой группы нос, глаз, нога, голова, язык, зуб).

Возможные варианты ответов: задирать нос, клевать носом; мозолить глаза, смотреть чужими глазами; унести ноги, ног под собой не чуять; потерять голову, голова идёт кругом; язык проглотил, острый на язык; говорить сквозь зубы, положить зубы на полку.

    «Почему мы так говорим?» (Индивидуальное задание готовил ученик- ассистент).

Первый ученик.

«Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится»,- говорят о народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет своё основание, часто с глубокой древности. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

Почему, например, говорят: «Дело в шляпе»? Известно, что в старину всякие важные спорные дела решались жеребьёвкой: в шляпу бросали монеты, кусочки свинца и другие мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится, у того «дело в шляпе», то есть никто уже не сможет у него отнять законного права на то, из-за чего возник спор. Позднее так и стали выражаться в просторечии, когда улажено какое-либо дело.

Второй ученик . Что означает выражение «Остаться с носом»?

Мы часто говорим: остаться с носом, то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчётах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп (на Востоке - «калым»). Если жениху отказывали, он оставался с носом.

Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

    Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой ( работа в парах - групповые технологии).

Выполнение упражнения №86 (нахождение в тексте фразеологизма) – 5 минут.

    Творческий диктант.

1.Попутное повторение изученного на предыдущих уроках материала: синонимы, антонимы (фронтальный опрос).

2.Запись в тетради ответов.

Задание №1: подобрать к фразеологизмам синонимы.

Бить баклуши (бездельничать), кот наплакал (мало), висеть на телефоне (много разговаривать), вешать нос, голову (тосковать, грустить), водить за нос (обманывать), с головой ушёл в работу (много работы), мчаться во весь дух (быстро).

Задание №2: подобрать к выражениям фразеологизмы- антонимы.

Приносить пользу (приносить вред), не давать покоя (оставлять в покое), выйти из себя (взять в себя в руки), вступить встрой (выйти из строя), одержать победу (потерпеть выражение), взяться за оружие (сложить оружие).

    1. Загадки- шутки « Что это?» (здоровьесберегающие технологии использованы с целью стимулирования у учащихся познавательных интересов).

    Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, не в своё дело. (Нос).

    Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши).

    Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Что это? (Ветер).

    Полминутки для шутки.

Художник-иностранец любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологических оборотов. Вот что вышло (на экран проецируются рисунки-шутки).

Вопрос классу: В чём ошибка художника? Объясните. (Создание проблемной ситуации – технология проблемного обучения ).

    Орфоэпическая работа. «Говори правильно».

(на доске записывается таблица)

Голова идёт кругом (ударение на у).

Заткнуть за пояс.

Как снег на голову.

Зуб на зуб не попадает.

По первое число вписывать (не «под первое»).

    Задание классу.

В поэме А.Т.Твардовского «За далью - даль» есть строки:

И все от корки до корки,

Что в книгу вписано вчера,

Все с нами в силу поговорки

На счёт пера

И топора…

Задание классу : объясните, какую русскую поговорку имел в виду автор, каков её смысл? (Что написано пером, того не вырубишь топором).

Какой ещё фразеологизм использован в этих словах? (От корки до корки).

    Творческая работа «Окончи фразеологизм». Работа выполняется в трёх вариантах (групповые технологии используются для организации совместных действий учащихся, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов) . Фразеологизмы проецируются на доске.

I Вариант (каждый ряд- вариант)

Золотые (руки)

Изо дня (в день)

Ломать (голову)

Лакомый (кусок)

Калачом (не заманишь).

II Вариант

Спустя (рукава)

Волчий (аппетит)

Несолоно (хлебавшие)

Кто в лес (кто по дрова)

Чужим рукам жар загребать

III Вариант

От всего (сердца)

Кривить (душой)

Мастер (на все руки)

По головке (не погладят)

Не сводить (глаз).

С двумя фразеологизмами составить и записать предложения (чередование устных и письменных видов деятельности учащихся).

Проверка задания по вариантам. (Если учащиеся лают неправильные ответы, класс вносит в них корректировки).

    Выборочный диктант «Глупые сороки».

Задание: из прочитанного учителем текста выбрать и записать фразеологические выражения.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом ещё Крылов писал. Уже, видно, пронюхала о находке, вот уже кружится, другая, третья…

Того и гляди, утащат среди бела свет из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём ни бывало подальше от греха . Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

Проверка работы : два ученика сдают тетради на проверку, один ученик зачитывает выписанные из текста фразеологизмы, три ученика- ассистента проверяют работы одноклассников (групповая работа ).

    Работа по развитию письменной речи учащихся.

Задание классу : написать мини-сочинение, используя любой из фразеологизмов, над которыми мы сегодня работали на уроке (на выполнение задания отводится 5-7 минут).

Проверка задания : прослушивание 3-4 работ учащихся, внесение (по необходимости) коррективов. (В конце 2-го урока все учащиеся сдают работы на проверку).

    Подведение учителем итогов урока, выставление учащимся оценок за урок.

Учитель.

Знание фразеологии - необходимое условие глубокого овладения родным языком.

Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством языка характеризует степень владения человеком своей речью (как устной, так и письменной).

    Задание на дом: п. 17, правило, упражнение №89.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Путешествие в словообразование"

Конспект урока по русскому языку

в 6 классе на тему:

"Путешествие в словообразование"

Тема: "Путешествие в словообразование"

Тип: закрепление

Цели:

1. закрепить материал, пройденный на предыдущем уроке;

2. научить детей самим на практике образовывать слова разными способами;

3. дать понятие словообразовательной цепочке

4. повторить орфографию (правописание приставок на з----/с-, буквы О и А в корне -раст-, -рос-, проверяемы согласные в корне слова, непроверяемые безударные гласные в корне слова, буквы Ы/И в словах на И, правописание приставок при-/пре-, корни с чередованием -тер-/-тир-, -лаг-/-лож-, -гор-/-гар-, -мир-/-мер-).

План урока:

1. Орг. момент - 1 мин.

2. Повторение пройденного материала - 15 мин.

3. Закрепление - 15 мин.

4. Итог урока- 3 мин.

Ход урока

Ребята! Запишите число и классная работа в свои тетради. (сл.1)

Я предлагаю вам отправится в путешествие, (сл.1)цель его - исследовать страну, имя которой Словообразование, мы будем учиться ориентироваться на местности в этом лингвистическом краю. Компасом будут служить ваши знания…

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете это высказывание?

Это высказывание я понимаю так: для того чтобы правильно написать слова, нужно обязательно знать из каких частей оно состоит, то есть знать как оно образовалось.

Правильно. Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать.

Что такое словообразование?

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Что такое морфема?

Это значимая часть слова.

Какие морфемы вы знаете?

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова?

Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова - окончание.

На доске вы видите способы словообразования. Давайте к каждому из них подберем пример (сл.2)

Способы образования

Приставочный

Суффиксальный

Лесничество -лесник

Героизм - герой

Приставочно-суффиксальный

Безветрие- ветер

Бескозырка- козырёк

Бессуффиксный

Говор-говорить

Сторож - сторожить

Сложение основ

Языкознание

Лесопарк

Переход из одной части речи в другую

Заводская столовая из столовая комната

Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт - остров Морфемика(сл.3), чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд “Душа слова” и угадать, о какой части слова идет речь. А так же ответить на вопрос: «Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями»?

(сл.4) Встретились части речи да стали рассказывать о себе:

“Слово в моем представлении - это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце - это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие - таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем? (корень)Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)

Другая часть слова сказала: “Я - голова слова! Я все время думаю, как помочь сердцу лучше выразить синтаксическое значение. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем - попробуй, догадайся! А если впереди встану Я, многое становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово “с головой”!”. Какая часть может считаться головой слова?

Приставка.

“ А Я - это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?”, - заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа - школьник.) “Да что здание - целый город. Город - горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький!”. Что это? (суффикс)

Последняя часть слова грустно промолвила: “А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни “нарядить” слово, все равно оно будет обозначать то же самое”.

“ Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи”, - успокоили ее другие. “Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться. Какую часть слова можно считать “одеждой”?

Окончание.

Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?

А бывает так, что суффикс управляет корнем?

Чередование

А приставка может изменить корень?

Правописание И\Ы после приставок.

А вы помните правописание таких слов? Давайте проверим. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. (сл.5) К доске у нас пойдет Марина.

Проверка (сл. 6)

Приберу, разыгралась, вытирать,

примирились, расположились,

прирастать, коснуться, загорать

Марина не допустила ни одной ошибки, что мы ей поставим?

Жители острова предлагают вам решить шарады. Это загадка, в которой слово, подлежащее отгадыванию, состоит из нескольких составных частей, каждая из которых является самостоятельным словом.

(Командам раздаются карточки)

(Сочинение)

Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ,

Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА,

Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ.

(Преподавание)

Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,

Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,

Целым я излагаю событий ход.

(Рассказчик)

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,

(Расписание)

Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы.(Вызвать к доске).

Находясь на острове Морфемы , мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. Для этого нам надо выполнить задание 2 (сл.7) Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.

Какие слова мы называем родственными?

Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.

Жители деревни предлагают вам следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” (сл.8) Свой ответ нужно обосновать.

Молвил слон, подставив бок:

Прислонись ко мне, сынок?

Прислонясь к слону, слонёнок

Отдохнул, набрал силёнок,

(Я. Козловский)

Слова слон и слоненок однокоренные, потому что слоненок образован от слона суффиксальным способом. А вот слово прислонясь не является однокоренным, потому что они разной семантики.

Дождик льёт - кругом вода,

Мокнут столб и провода.

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Слова вода и водопровод однокоренные, провода, подвода и завод не однокоренными.

Дети, а знаете ли вы, что такое подвода?

Повозка, телега, обычно грузовая, приводимая в движение конной тягой.

Правильно, продолжим…

Если б дали берёзе расчёску

Изменила б берёза причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

(И. Токмакова)

Все слова однокоренные, корень -чес-

Вы кто такие?

Я - гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?

А я ваша тётя - гусеница.

Гусь, гусыня, гусята - однокоренные, гусеница не является.

Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: “Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаенный смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонек!” (сл.13)

Продолжим наше путешествие. (сл.14)А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете?

Они показывают словообразовательную модель.

Что такое словообразовательная модель?

Схема, по которой построено слово.

По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт командам нужно выполнить задание. Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.

Сотрудник

безделица

Все успешно справились с заданием. Но у нас случилось горе. Деревня достаточно большая и некоторые родственники не могут понять, какое место они занимают в словообразовательной цепочке.

Посмотрите на пример (сл. 15). Что вы заметили в наших словообразовательных цепочках?

Каждое следующее слово отличается лишь одной приставкой или одним суффиксом от предыдущего.

Молодцы. Но мы ведь все знаем, что некоторые слова образуют несколько словообразовательных цепочек. Давайте поработаем у доски. Аня поможет нам это сделать.

На слайде мы видим ряд слов (выделенных желтым). Мы должны вставить их в нашу схему. От слова «лист» все образовалось. Давайте продолжим и морфемы, с помощью которых мы это смогли сделать.

листочек

листовой

листик

2) глупыш, свежесть, ежевечерний

3) куда-либо, кое-как, заборчик

4) силач, вредитель, лисий

2. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) развесёлый, дошить, подоконник

2) утомление, прескверный, сыграть

3) подполковник, накрепко, пригород

4) сочувствие, слева, забежать

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) бездонный, всмотреться, переувлажнить

2) разбежаться, контратака, израсходовать

3) докрасна, по-русски, подснежник

4) нахлебник, сверхинтересный, подземный

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) удар, сушь, час

2) насыпь, загар, выходка

3) ширь, чернь, безбилетник

4) просека, отказ, дичь

5. В каком ряду все слова образованы способом сложения?

1) тёмно-синий, углекоп, оргстекло, навсегда

2) дымоход, спецмашина, умалишённый, сегодня

3) пылесос, предгрозовой, сенокосилка, сейчас

4) сверхмощный, хлебозавод, сорвиголова, сталевар

6. В каком ряду все слова являются сложносокращёнными?

1) ООН, ЦСКА, профком, белозубый

2) главк, ФСБ, спецназ, нелегал

3) МГУ, РФ, вуз, местком

4) РГПУ, светотень, РАН, юрфак

7. В каком из предложений нет слова, образованного способом перехода из одной части речи в другую?

1) По улице шел военный.

2) Ученик решил пример путём подстановки.

3) Школьная столовая закрылась на ремонт.

4) Из окна были видны белые облака.

8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке сказать — предсказать — ... — предсказательница?

1) сказание

2) предсказывать

3) предсказатель

4) предсказывание

Хорошо, и с этим заданием все справились. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.

Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько неисследованных территорий. Наш путь мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?

Мы повторили способы образования слов, поговорили о родственных словах, составили словообразовательную цепочку, и ответили на вопросы.

Предлагаю вернуться к нашему эпиграфу: “Если знаешь части слова, то напишешь их толково” Как вы понимаете эти слова? Нужно ли знать части слова и как оно образовано, чтобы написать его правильно?

Теперь самым активным я выставлю оценки. Подайте свои дневники. Все остальные свободны.

Приложение 1. (карточки)

Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно,

Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно,

Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,

Вместе на темы различные пишешь.

Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ

Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА

Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ

Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,

Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,

Приставка та же, что в слове РАСХОД,

Целым я излагаю событий ход.

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень

Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,

В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте,

В целом по мне на уроки пойдёте.



Похожие статьи