Интерактивная игра "природные сообщества". Растительный и животный мир беларуси Растительный мир Беларуси

Данная презентация поможет провести урок по биологии по ФГОС в 5 классе. Тема урока: "Природные сообщества". На уроке рассмотрены различные виды природных сооюбществ, причины их образования. Предусмотрена работа в группах, рефлексия в виде теста.

Просмотр содержимого документа
«Презентация"Природные сообщества" 5 класс.»


ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

(БИОЦЕНОЗ).




Исследуя химический состав тел

неживой живой природы,

учёные определили, что и живая и

неживая природа

состоят из одних и тех же

химических веществ


Неживая природа

Живая природа

Движение веществ в природе.

Солнечная энергия.

Углекислый газ.

Кислород.

Вода (испарение).


Растение, затем, поедается животным, а тот,

в свою очередь, другим животным.

Так растения передадут вещества животным,

которые получили

из неживой природы.


ЦЕПЬ ПИТАНИЯ - трофические (пищевые) взаимоотношения между организмами, в котором каждое предыдущий организм служит пищей для последующего.



Пищевая цепь-

Составьте цепь питания




Круговорот веществ в природе

  • движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу.

Неживая природа

Производители

Разрушители

Потребители


Природное сообщество-

совокупность живых организмов обитающих на одной территории взаимосвязанных друг с другом.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ.

1.Особые природные условия(температура, свет, вода и.т.д.)

2. Особый растительный и животный мир(флора и фауна)

  • Производители;
  • Потребители;
  • Разрушители.

3. Цепи питания.



Игра «Третий лишний»


Работа в группах.

  • Определите о каком сообществе идёт речь?
  • Составьте цепь питания.
  • Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.


Природное сообщество – дубрава.

  • Растение- заяц- лиса.
  • Растение- мышь- сова.

Природное сообщество-пустыня.

  • Кактус- верблюд.
  • Растение- джейран- шакал.

Природное сообщество- водоем.

Растение- карась- щука.


Природное сообщество – луг.

Растение-кузнечик- синица- ястреб.



Проверь себя.

0-1 ошибка- 5 (Молодец!)

2-3 ошибки – 4 (Хорошо!)

4-5 ошибок- 3

Более 6 ошибок- нужно подучить!


Рефлексия:

Все понравилось, материал понял,

Комфортно чувствовал себя на уроке!

Материал не понял, на уроке было не комфортно!


Параграф 20 , задания в рабочей тетради

Составьте кроссворд «Природное сообщество», выбрав одно из сообществ: луг, поле, болото, река.

Домашнее задание

План конспект урока по экологии в 3 классе. Пред мет Человек и мир

Тема урока: Что такое природное сообщество? Что такое экология?

Цели урока:

— формировать представление о природном сообществе, понятии “экология”, систематизировать и обобщить знания о взаимосвязях в природе;

— развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия нарушения человеком равновесия в природе;

— создать условия для формирования убеждения в том, что в природе все взаимосвязано, что нарушения человеком природного равновесия может привести к гибели всего живого, в том числе и человека, что каждый человек в ответе за сохранение природных связей.

Оборудование: рисунки растений леса, карточки для моделирования связей в лесу, карточки с заданиями, таблица “Охраняемые территории”, выставка книг о национальных парках и заповеднике Республики Беларусь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся выбирают самостоятельно для выполнения любое задание из любого уровня.

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
1. Назови букву с правильным ответом.Болото – это:А) участок земли, где растения растут в условиях излишнего увлажнения;Б) участок земли, где главными являются деревья. 1. Ответь на вопрос.К каким условим жизни приспособлены растения болота? 1. Ответь на вопрос.Что испытывают растения болота в условиях избыточного увлажнения?
2. Подчеркни среди перечисленных растений растения болота: клюква, черника, голубика, багульник, сосна, торфяной мох. 2. Раздели перечисленные растения на группы: клюква, голубика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна. 2. Раздели перечисленные растения на возможные группы: клюква, голобика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна, береза, лещина.
3. Узнай по описанию растение: Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с крупными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока. 3. Подчеркни, какие из названных признаков принадлежат клюкве.Листья мелкие, крупные, кожистые, мягкие, сверху блестящие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли короткие, длинные ните­видные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, сладкие. 3. Узнай растение по описанию, исправь ошибки в описании. Крупные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри черные ; листья круп­ные , овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом.
4. Закончи предложение. На болоте можно встретить таких птиц, как сова, … 4. Закончи предложение.У многих болотных птиц длинные … 4. Закончи предложения.А) Приспособлением у птиц к жизни на болоте являются: …Б) Большинство болотных растений имеют мелкие листья, что является приспособлением к меньшему …
5. Вставь пропущенное.Растение – комар – … – аист 5. Как связаны между собой эти живые организмы: растение, уж, лягушка, аист, комар. 5. Как связаны между собой эти живые организмы: журавль, лягушка, комары, растения, мошки, цапля.

Задания первого уровня оцениваются в 1 – 2 балла, 2 –го уровня в 3 – 4 балла; третьего – в 5 – 6 баллов. Для оценки результатов можно пользоваться следующей таблицей:

Количество баллов Отметка Количество баллов Отметка
1 1 11 — 14 6
2 – 3 2 15 — 18 7
4 – 6 3 19 — 20 8
7 — 8 4 21 — 25 9
9 — 10 5 26 – 30 10

Количество заданий можно уменьшить, вместо одного из представленных в таблице, ученики предлагают составленные ими вопросы или задания по теме.

3. Изучение нового материала

Ответы на вопросы учебника.

Игра «Ищи связи»

На доске или на карточках написаны пары слов, между которыми ученики ищут связи:

Водоем – рыба; лес – деревья, дерево – дятел, шишка – дятел, белка – куница, дуб – мышь, лес – гриб, луг – бабочки; болото – лягушка; дуб – сойка; озеро – беззубка, цветок — бабочка.

— Сделайте вывод, какие виды связей здесь отражены (объяснять связи в каждой паре объектов не нужно).

На основании игры актуализируются знания о том, что между растениями и животными существуют «квартирные» и пищевые связи.

Формулировка темы урока

— Какие природные дома названы в этой игре?

На доске выставляются карточки со словами: лес, луг, болото, водоем .

— Эти природные дома называются природными сообществами.

На доске над уже выставленными карточками появляется карточка Природные сообщества .

— Как вы понимаете слово «сообщество»?

— Рассмотрите рисунки в учебнике, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (работа в парах) и установите, как связаны между собой изображенные организмы.

Вывод: растения и животные связаны между собой пищевыми связями.

— В лесу также все растения и животные живут сообща. Давайте это докажем. Смоделируем уже знакомые нам лесные «этажи».

На доске рисунки лесных растений, расположенные в три ряда (если нет рисунков, записываются названия растений). Ученики опознают растения в верхнем ряду (первый ярус) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправляют. Аналогично проверяются два следующих ряда.

— Могли бы растения жить в лесу, не располагаясь в разных ярусах?

— Сделайте вывод, почему одни растения растут в верхнем ярусе, другие во втором и третьем?

— Таким образом, ярусность – это приспособление растений к совместному проживанию.

Дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах)

На карточках (а также на доске) ученикам предлагается следующая схема:

— С помощью карандаша прочертите связи, существующие между указанными объектами.

Обсуждение полученных результатов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с помощью заготовленных карточек, на доске мелом прочерчиваются связи).

— Что вам напоминает получившийся рисунок?

— Какой вывод позволяет сделать получившаяся паутинка?

— Рассмотрите в учебнике рисунок пищевой сети в дубраве и ответьте на вопрос учебника.

Вывод: в природном сообществе цепи питания переплетаются между собой и образуют единую пищевую сеть.

— И снова возвращаемся к схеме на доске и рассуждаем над вопросом: Что будет, если в лесу исчезнут все насекомоядные птицы?

По мере ответов учащихся, учитель убирает со схемы карточки с названиями растений и животных.

На доске появляется схема.

— Прокомментируйте схему с помощью текста учебника:

В процессе комментария схема дополняется обобщающими материалами:

— Что будет, если растения не будут получать питательные вещества, достаточно воды, света и тепла?

— Что будет, если исчезнут растения?

— Что будет, если исчезнут растительноядные животные?

— Что будет, если исчезнут микроорганизмы, жуки-могильщики?

— Почему нужно знать существующие в природе связи и почему нельзя их нарушать?

— Вывод свой сравните с текстом учебника.

Чтение текста учебника

— В чем значение науки экологии для человека?

— Итак, экология отвечает нам вопрос, почему и как нужно охранять природу, существующие в ней связи.

— На основе таблицы выясните, чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков:

Охраняемые территории

Работа по заданиям под рубрикой «Порассуждай» (работа в парах).

4. Закрепление изученного

— Прочитайте вывод учебника.

Задание для желающих: подготовить сообщение об одном из национальных парков или заповеднике Республики Беларусь.

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


«Заповедники Беларуси» - Грубых слов не говорите, только добрые дарите! Нарочанский национальный парк. Природные богатства Беларуси. Полесский радиационно-экологический заповедник. Заповедники и национальные парки Беларуси. занесение растений и животных в Красную книгу. Припятский национальный парк. Здесь запрещены лишь некоторые виды хозяйственной деятельности.

«Город Пинск» - В настоящее время используется только для нужд МЧС. В 1581 г. город получил Магдебургское право и свой герб. Костел Карла Баромея и монастырь францисканцев (вид сверху). На долю промышленных предприятий приходится почти 98 % экспорта. Область: Брестская. Спорт. Геральдика. Главная площадь города. В 2006 году в Пинске открыт Полесский драматический театр.

«Животные Беларуси» - Безответственность, непросвещенность и равнодушие владельцев. Проблема бездомных животных весьма актуальна в городе Минске. Так было раньше, а что же сегодня, в наши дни? Почему необходимо менять тактику в решении проблемы бездомных животных в Беларуси? В 1987 году была издана Европейская конвенция по защите домашних животных.

«Конституционный суд Беларуси» - Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследования. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Предмет исследования. Конституция Республики Беларусь возлагает на Конституционный Суд важнейшие функции и задачи. Акты Конституционного суда Республики Беларусь занимают уникальное положение в системе правовых актов страны.

«Сувениры из Беларуси» - Смачна есцi! Транзитная страна. Любимый Минск. Рисунок представляет собой часы, на циферблате которых есть только 2 цифры - 20 и 14. Вы никогда не видели столько синего и зеленого! Belarus - the best part of your way! Беларусь – места для поцелуев! We can smile, BY the way, our smiles in the hearts!

«Белоруссия» - Основные богатства Белоруссии – леса, луга, мягкий климат. Другая отрасль комплекса – лесная. Основное направление химико-лесного комплекса – производство полимеров. С сельским хозяйством тесно связана пищевая промышленность. Недостающий металл завозится из России. В земледелии более половины посевных площадей занимают зерновые культуры, а 1/3 – кормовые.

Всего в теме 21 презентация

Республика Беларусь находится в Восточной Европе. Границы этой Республики проходят через Литву, Польшу, Латвию, Россию и Украину.

Каждый город Беларуси исторически важен для всего мира. Приезжая сюда, туристы стараются посетить каждый уголок этой страны: Минск, Гомель, Полоцк, Витебск, Брест. Эти города хранят немало исторических тайн. Древние постройки являются достопримечательностью каждого из них - Брестская крепость, Беловежская пуща, Городненщина, различные дворцы и национальные парки.

Растительный мир Беларуси

Белорусская флора достаточно красива и разнообразна. Лесная растительность преобладает над остальными видами растений. Здесь можно увидеть широкие сосновые леса, а также небольшие участки, занимаемые остальными лесными формациями.

Лесообразующими деревьями являются: сосна, ольха серая, береза и дуб. Также на лесных просторах растут клены, липы, ясени и осины.

Прибужское Пополесье славится тем, что на его территориях встречаются песчаные луга и пойменные леса. Такая растительность очень редка в Беларуси. Как правило, они представляется таежными лесами, можжевеловыми редколесьями и вересковыми пустошами.

В поймах рек можно увидеть сохранившиеся эвтрофные и степенные луга.

Земли Прибужского Полесья подходят для произрастания различных сосудистых растений - чистоуста величавого и щитолистника обыкновенного. Также здесь растет мытник лесной и омела австралийская.

Из субарктических видов встречаются толокнянка и багульник, из понтических - клевер горный, лапчатка серебристая, тимофеевка степная, овсяница полесская. Представителями бореальных видов являются: кочедыжник женский, вахта трилистная, голубика, черника, брусника, плаун годичный, ива ломкая и ель обыкновенная. Неморальные виды представляются грабом обыкновенным, вязом гладким и шершавым, липой.

Растительность болот также разнообразна. Здесь растут разнотравно-осоковые, злако-осоковые и крупноосоковые виды. Основными болотными растениями являются: ива, ольха черная, березы пушистые, а также багульник, клюква, мирт болотный, гипновые мхи.

В Беларуси растет немало лекарственных растений, основными представителями которых являются: шалфей, календула, облепиха, мать-и-мачеха, валерьяна лекарственная, шиповник, мята перечная, подорожник, медуница лекарственная, чабрец, бессмертник и сабельник болотный.

Ядовитые белорусские растения - красавка обыкновенная, вех, болиголов пятнистый, ландыш майский и волчье лыко.

Интересным является насекомоядное растение - альдрованда пузырчатая.

Животный мир Беларуси

Белорусская фауна также отличается многообразием видов.

Леса являются самыми населенными экосистемами Республики. Основными представителями лесов являются: лоси, кабаны, благородные олени, косули. Также здесь можно увидеть зайцев, ежей, ласок и куниц. Редкий представитель Красной книги Беларуси Европейский зубр.

Но не все животные лесов встречаются часто. Из редких видов можно выделить рысь, барсука и бурого медведя., куница. Из редких и охраняемых видов животных встречаются: зубр (обитатель Беловежской пущи).

В широколиственных лесах водятся зеленый и белоспинный дятлы, клинтухи, мухоловки белошейки и малые мухоловки, клесты-еловики, снегири, кедровки, мухонные сычи и другие.

В районах рек и озер встречаются выпи, крачки белощекие черные и белокрылые, серощекие поганки.

В камышах и тростниковых зарослях можно увидеть малого погоныша, усатую синицу и соловьиного сверчка.

В водных районах водится редкий вид уток - белоглазая чернеть. Редким видом птиц, обитающим на лугах, является большой веретенник.

Хищными представителями пернатых являются: орлан-белохвост, скопа, беркут, чеглок.

Среди рукокрылых представителей Беларуси чаще всего встречаются: широкоушка европейская и ночница Наттерера.

Основными обитателями болот являются черепахи, камышовые жабы, лягушки, ящерицы, ужи и гадюки.

Мир беспозвоночных очень широк, однако мало изучен. Известно, что в дуплах деревьев водится восковик- отшельник, а на болотах - бабочка черный аполлон и большой сплавной паук.



Похожие статьи