Работа над своим голосом и речью. Основные причины проблем с речью

Путь к успеху

А теперь перейдем к практическим занятиям. Для того чтобы


альные упражнения, держа во рту камешки, громко декламировал

стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь

до н. э.) - афинский государственный деятель и великий оратор. От

ся, картавил, к тому же имел дурную привычку подергивать во время

речи плечом и вообще не умел держаться перед публикой. После дол-

гих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал превосход-

ным оратором. В наше время нет необходимости набивать рот ка-

мешками, стараясь исправить недостатки своей речи. Для работы над

ности мы используем более современные приемы. Таким образом, не

будем полагаться на случай, а воспользуемся возможностью вме-

шаться и взять бразды правления в свои руки.

Первым делом тренируем гласные. Однако не в алфавитном по-

рядке, как нас учили в школе. Начнем спускаться вниз по звуковой

лестнице:

и - е - а - о - у

Почему именно в такой последовательности? Частота колебаний

звука «и» составляет 4000 Гц, а частота колебаний звука «у» - только

Процедура выполнения каждого упражнения одинакова: сначала-

медленно выдохните, затем спокойно глубоко вдохните. Следите за

тем, чтобы дыхание у вас было равномерным и спокойным. При вдо-

хе стенка живота должна выпячивается вперед, а при выдохе втягива-

ется, становясь плоской. Не допускайте ошибок в момент вдоха, ста-

раясь захватить как можно больше воздуха так, чтобы увеличился

объем грудной клетки.

Часто можно наблюдать, как при дыхании у людей поднимаются

и опускаются плечи. Это неправильно. Старайтесь, чтобы вдыхаемый

воздух попадал в живот, в самый центр вашего организма.

Лягте поудобнее на спину, положите руку на живот для того,

чтобы проверять, поднимается ли он при вдохе и опускается ли при

выдохе. При выдохе представляйте себе, что вы «выпускаете пар»,

«снимаете» с себя все, что вас угнетает, сердит и раздражает. С каж-

дым вдохом заботы и тревоги ваши рассеиваются, вы чувствуете себя

свободнее и комфортнее. Делая еще один глубокий вдох, ощутите,

что вы поглощаете положительную энергию вселенной.


А теперь начнем нашу психогенную дыхательную тренировку.

Выдохните, глубоко вдохните, приложите к голове кончики пальцев и

произносите звук «и» до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Что вы

при этом заметили? Поверхность вашей головы вибрирует. Получает-

ся, что, произнося гласную «и», вы можете стимулировать деятель-

ность своего головного мозга.

Сделайте спокойный вдох, приложите кончики пальцев к шее и

протяжно произнесите «эээээ». На что вы обратили внимание? Коле-

бания в области горла. Таким образом вы проделываете при помощи

ультразвука глубокий массаж горла и одновременно облагораживаете

Подобным образом произносите звук «аааа». Это упражнение

благотворно воздействует на область грудной клетки. При произно-

шении звука «ооооо» усиливается кровоснабжение сердца, а упраж-

нение со звуком «ууууу» оказывает положительное воздействие на

нижнюю часть живота.

Эти простые упражнения не только делают более благозвучным

центры в организме. Они не только укрепляют голосообразующие ор-

ганы, но и способствуют сохранению здоровья. Гармонично звуча-

Выполняя эти упражнения, старайтесь произносить гласные как

достаточно сильные колебания. Помните, что чем ниже и глубже го-

лос у человека, тем больше он производит впечатление человека

уравновешенного и серьезного. Чем выше тон голоса, тем больше он

кажется человеком раздражительным и несолидным.

По мере регулярного выполнения упражнений вы будете заме-

вскоре вы научитесь воздействовать на свое настроение при помощи

лий станете более уравновешенным и рассудительным. Видите, как

просто дать ход такому положительному взаимодействию. Выполняя

ничным и выразительным.

Часто выступающего перед публикой оратора просят говорить

погромче. Он поначалу прилагает для этого определенные усилия,


вычном тоне. Такое может произойти только с тем, кому неизвестна

ся говорить правильно.

Но нельзя не вспомнить и еще одну причину, по которой трудно

понять речь многих ораторов. В чем же она заключается? Многие вы-

ступающие неправильно используют акустические возможности по-

мещения, в котором они выступают. Оратор должен их учитывать.

Хороший оратор, знающий законы акустики и правильно исполь-

зуя их, может говорить совсем тихо, и, несмотря на это, каждое его

слово будет отчетливо слышно даже в последнем ряду. Разборчивость

речи, уважаемый читатель, зависит не только от степени громкости,

Где лучше всего выполнять упражнения для развития голоса?

Лучше всего в помещении, где есть эхо, чтобы воздействие голоса на

сознание было максимальным, чтобы вы привыкли к звучанию своего

Для того чтобы осознать процесс образования звука, проделайте

второе упражнение, представляющее собой цепочку гласных «и - э

А - о - у». Произнесите отдельный гласный звук, дождитесь, по-

ка услышите в виде эха его отзвук. После этого перестаньте его про-

износить и начните произносить следующий звук. Следите за тем,

чтобы в помещении ощущались производимые вашим голосом коле-

бания. Произнеся очередной звук, выдохните, затем равномерно и

глубоко вдохните.


иииии - эээээ - ааааа

иииии - эээээ - ааааа

Повторите.

иииии - эээээ - ааааа

иииии - эээээ - ааааа

Еще раз.

иииии - эээээ - ааааа


- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу


Нам нужно производить колебания.

Но как возникают колебания?

Если захватить пальцами струну и отпустить ее, возникнет звук.

От чего зависит качество звука? От того, из чего сделана струна, от


степени ее натяжения, от резонансного захвата, от силы, с которой мы

захватили и отпустили струну.

Что мы этим хотим сказать? Что качество звука зависит не только

теле говорящего.

Выполняя следующее упражнение на развитие голоса, будем

произносить звук «м». Если при выполнении упражнения на звук «а»

рот у нас широко открыт, то звук «м» мы произносим с закрытым

ртом. Образующиеся при этом колебания не выходят за пределы тела.

Упражнение на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо,

второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы го-

лосовые связки сильно напряглись.

После выполнения этого упражнения хорошенько откашляйтесь,

обязательной частью упражнения, является одновременно великолеп-

ной профилактической мерой, предупреждающей простудные заболе-

Особое внимание следует уделить звуку «р» по причине того,

1. Четко артикулируемый звук «р» улучшает произношение.

2. И что еще важнее: звук «р» придает нашему голосу силу,

энергичность и направленность. Речь, в которой «теряется»

звук «р», производит впечатление небрежной. Такая манера

говорить, как правило, свойственна людям слабохарактер-

ным. Последите за тем, как произносят звук «р» хорошие

ораторы, дикторы и выдающиеся личности. Вы заметите, что

у явно преуспевающих людей звук «р» сочный и раскати-

Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную

подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними

зубами и «порычите» как трактор. При выполнении упражнения сме-

ло утрируйте звуки, но только при выполнении упражнения!

Это упражнение помогает выработать хорошую дикцию. А те-

перь сделаем еще один шаг вперед. Выдохните, затем медленно глу-

боко вдохните и утрированно произнесите:

и – р – э – р – а – р – о – р – у – р

Проделайте дважды и такое упражнение:


пррр - эррр - аррр - оррр - уррр - иррр - эррр -аррр - оррр - уррр.

А теперь, наоборот, намеренно раскатисто произнося звук «р»:

ррри - рррэ - ррра - ррро - ррру - ррри - рррэ -ррра - ррро - ррру.

После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раска-

тистым «р» (только в целях тренировки) прочитайте следующие сло-

РРРОЛЬ - РРРУЛЬ - РРРИНГ - РРРАЗ -

РРРЕЗЬ - РРРОГ - РРРАД - РРРУБЛЬ -

РРРИТМ - РРЕЛЬС - РРИС - РРРАБ - РРРОМ

Слов, начинающихся со звука «р», достаточно много, вы вполне

можете произносить и любые другие, какие вам понравятся. Звук «р»

может быть и в середине слов:

ПАРРРА - ПРРРИВЕТ - ТРРРАВА - КРРРЫ-

ЛО - СИРРРЕНЬ - МОРРРОЗ - АРРРФА -

ПРРРАВИЛО - ПРРРОБКА

Теперь произнесите слова, заканчивающиеся на звук «р»:

КОВЕРРР - ПОВАРРР - ЗАБОРРР - СЫРРР -

ТОВАРРР - АМБАРРР - ДОГОВОРРР -

ШАРРР - МОТОРРР

Настойчиво и регулярно выполняя предложенное упражнение, вы

в скором времени значительно укрепите свой голос и улучшите дик-

цию. Эти упражнения, несмотря на свою простоту, очень эффектив-

ны. Благодаря им вы станете говорить четко и внятно, приобретете

шать окружающие и который поможет вам производить на них бла-

гоприятное впечатление уверенного в себе и энергичного человека

Задумывались ли вы когда-нибудь, какая сила заключается в го-

лосе и речи? Одним словом можно «уничтожить» человека, одним

предложением можно сделать человека несчастным. Однако, исполь-

зуя тот же инструмент, можно совершить и много добрых дел. Только

от вас зависит, как вы будете пользоваться своим голосом. Заявив

«этому вы никогда не научитесь», вы превращаете человека в неудач-

ника. Но с тем же успехом вы можете указать ему путь к успеху, за-

верив его: «вы с этим обязательно справитесь». Сказав односложное

«да», вы в состоянии осчастливить своего спутника жизни. Разве не


Итак, ежедневно, лучше всего по утрам, выполняйте предложен-

ные фонетические упражнения. Уже через короткое время вы с удив-

лением обнаружите в себе большую внутреннюю свободу, научитесь

в прямом смысле этого слова свободно дышать. Вы ощутите, как вас

пронизывает чудодейственная сила, ибо дыхание - это жизнь, дыха-

ние - это энергия. Так несите в себе постоянно заряд этой замеча-

тельной силы.

Никогда не забывайте: человек, который работает над своим го-

лосом, одновременно работает над своей личностью. Человек, изме-

вовал свой характер.

Желаю вам добиться больших успехов в занятиях психогенной


Часть VIII

ОСНОВЫ

ПОСТРОЕНИЯ

ВОПРОСОВ


Основы построения вопросов


Похожая информация.



Ни для кого ни секрет, что умение красиво говорить , правильно и логично отстаивать свою точку зрения необходимо каждому человеку, ну а уж публично выступающему, вдвойне. Умение убеждать людей-дар от природы или приобретенное умение и как добиться успехов в убеждении собеседника? Вот пожалуй один из самых насущных вопросов на сегодняшний день, который рано или поздно встает перед каждым, кто пришел в инфобизнес , кто пришел в профессию, связанную с необходимостью выступать перед аудиторией. Уверенно говорящий собеседник всегда располагает к себе с ним приятно общаться, хочется быть максимально открытым в такой беседе.
Развивать навыки красивой речи необходимо всегда. Делать это можно как самостоятельно так и посещая тренинги, вебинары по ораторскому мастерству.

Сегодня я хочу поговорить о доступных для каждого упражнениях по технике речи. Самое главное для успешного их использования в своей практике-это желание и регулярное практическое применение. Результат, поверьте мне, не заставит себя ждать.

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

Уж казалось бы, знаем этот прием со школьной скамьи. А вот применяем ли его? Почему? Да потому, что нам кажется этот прием скучным и неинтересным. Так вот я предлагаю этот комплекс упражнений делать "шутя". Покривляйтесь перед зеркалом, пошутите над собой любимой или любимом во время этого упражнения. И процесс не покажется вам таким скучным! Самый простой комплекс я приведу в данной статье, надеюсь, что Вам он будет полезен.

Повторять каждое упражнение необходимо не меньше десяти раз. Кстати, эта гимнастика способствует расслаблению, что очень важно перед важным выступлением на публике: 1.Поднимите бровки вверх. 2.Сдвиньте бровки к центру. 3.Втяните обе щечки. 4.Надуйте щечки одновременно, а затем по очереди. 5.Понадавливайте на щеки языком. 6.Проводите языком по кругу за закрытыми губами. 7.Пощелкайте языком. 8.Надавливайте языком губы по очереди верхнюю и нижнюю. 9.Покусывайте кончик язычка. 10.Вытяните губки в трубочку и улыбнитесь, но без зубов. 11.Вытяните губки в трубочку, широко улыбнитесь. 12.Широко откройте рот, а затем закройте. 13.Широко откройте рот, закройте сначала наполовину, и только потом полностью.

Но еще раз напомню, заменяя любое упражнение на "кривляние" перед зеркалом вы подарите себе кучу эмоций и будете делать артикуляционную гимнастику с удовольствием.
Упражнение 2.Скороговорки.
Возьмите любую подборку скороговорок , и начните ежедневно произносить их, начиная с медленного темпа и постепенно убыстряя его, так чтобы скороговорки вы произносили не "съедая" звуки и слоги, постепенно скорость их прочтения будет достаточно быстрой, а произношение четки, правильным. Пусть этот процесс так же доставит вам удовольствие. Для этого можете поэкспериментировать с пробкой от шампанского-читайте скороговорки с пробкой, зажатой во рту и без нее.
Ниже привожу подборку скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

3) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

11) Течет речка, печет печка.

12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

Так же вы можете найти различные подборки скороговорок в Группе В Контакте и в Одноклассниках.

Упражнение 3. Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет.
Очень интересное упражнение. Когда я делала его впервые, то мне оно не казалось очень простым. Многие могут описать простой предмет лишь двумя тремя словами, а необходимо процесс описания растянуть на 4-5 минут, при этом не повторяться. Очень интересное упражнение-развивает воображение и логику и ассоциативное мышление.Параллельно вы учитесь избегать мусорные слова, нежелательные повторы, следите за своей речью. Превратите данное упражнение в этакий энерджайзер речи и вы непременно получите заряд энергии.
Упражнение 4.Чтение вслух.
Чтение вслух хорошо отрабатывать на произведениях стихотворной формы. Вы можете использовать стихи любимых вами поэтов. Попробуйте прочитать одно и то же стихотворение по разному: с разными эмоциями, например, или в различном темпе или, делая акцент на какой-либо части речи, и вы увидите как по- разному заиграет текст в вашем исполнении всякий раз.
Упражнение 5.Пересказ.
Для пересказа хорошо использовать басни или притчи или любой жанр прозы, любимый вами.Здесь же поупражняйтесь в выделении ключевых слов. Можете выписать их из текста, они послужат вам замечательным ориентиром-шпаргалкой при пересказе.Возьмите любую статью из журнала, понравившуюся вам и перескажите ее, например, добавляя частицу не к каждому глаголу, который вы произносите в процессе пересказа. Думаю, что вы непременно улыбнетесь.

Конечно, упражнения приведенные мною в данной статье-не догма, и должна вам сказать, что на самом деле много различных упражнений и приемов существует. Но иногда под ногами лежит то , что мы не замечаем, а ведь приемы описанные в данной статье использовать очень несложно и вы можете это делать как дома, так и на работе во время обеденного перерыва, к примеру, или во время приготовления обеда или прогуливаясь с ребенком на детской площадке.Главное, чтобы процесс работы над речью доставлял Вам удовольствие.

С Вами была Елена Клейменова.Всяческих благ.

Основные этапы работы над речью

(в классических риториках)

Как видно из изложенного, в классической риторике боль­шое внимание уделялось докоммуникативной фазе публичной речи, предварительной работе над выступлением. В современной науке об ораторском искусстве эта установка получила свое под­тверждение и развитие.

Выбор проблемы и темы выступления;

Определение целевой установки;

Подбор материалов;

Изучение и анализ отобранного материала;

Разработка плана выступления;

Работа над композицией;

Написание текста выступления;

Овладение материалами выступления.

Выбор проблемы и темы выступления ‒ один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Любое выступление должно быть направлено на разрешение какой-то проблемы. Проблема ‒ это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема ‒ это сторона, аспект избранной для обсуждения проблемы. Например, проблема «Как улучшить благо­состояние нашего народа». Тема выступления: «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа».

Выбор проблемы и темы выступления не всегда зависит от воли оратора. Нередко проблему и тему выступления предлагают оратору организаторы мероприятия или диктуют сложившиеся обстоятельства. В этом случае оратор должен подумать о том, как конкретизировать предложенную тему, выделив в ней опреде­ленный круг вопросов для освещения.

Если же оратору дана возможность самостоятельного выбо­ра проблемы и темы выступления, то рекомендуется учитывать следующие обстоятельства:

1) выбирать надо такие проблему и тему, которые соответс­твуют знаниям и интересам оратора;

2) выбранные проблема и тема должны соответствовать инте­ресам аудитории. Зная характер аудитории, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в дан­ный момент, что вызовет у них наибольший отклик.

Когда проблема и тема выбраны, то следует позаботиться об интересной, значимой формулировке темы. Удачная форму­лировка темы выступления положительным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Формулировка темы должна отвечать целому ряду требований:

1) тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможнос­ти кратко. Длинные формулировки, включающие незнако­мые слова и выражения, могут вызвать отрицательное отно­шение к предстоящему выступлению;

2) выбранная формулировка должна отражать содержание выступления;

3) эта формулировка также должна привлечь внимание слуша­телей, заинтересовать их.

Необходимым условием успешной подготовки является точное определение цели выступления . Эффективность речи определяется степенью реализаций ее целевой установки . Цель ‒ это то, к чему стремится выступающий, какого результата от своего выступления он хотел достичь: поставить ли новую про­блему; опровергнуть чужую точку зрения; настроить людей на определенную линию поведения и т. п. Так, в выше обозначенной нами теме выступления «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа?» оратор может поставить такую цель: убедить людей заниматься частным предпринимательством. Или же эту тему можно раскрывать таким образом, чтобы убедить людей не мешать частным предпринимателям, а, наоборот, подде­ржать их усилия. Реализация этого призыва, например, актуальна для предпринимателей-фермеров, которые встречаются с нега­тивным отношением к ним окружающего населения.

Подбор материалов для выступления . Содержание выступ­ления, как отмечалось выше, играет важнейшую роль для его эффективности. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по выбранной теме. Откуда же оратор должен почерп­нуть этот материал? Если это опытный оратор, оратор со стажем публичных выступлений, то он обращается к собственным знаниям и опыту, к своему архиву. Архив, как правило, содержит необходимую фактологическую базу для подготовки конкретного выступления. Новые же идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи можно найти, обратившись к:

Официальным документам;

Справочной литературе (энциклопедиям, энциклопедичес­ким словарям, словарям по различным отраслям знаний);

Научной и научно-популярной литературе;

Статьям из газет и журналов;

Материалам, помещенным в Интернете;

Передачам радио и телевидения;

Результатам социологических опросов;

Художественной литературе;

Личным контактам, беседам, интервью;

Размышлениям и наблюдениям.

6. Наиболее распространенной структурой устного публично­го выступления считается трехчастная, включающая в себя сле­дующие части: вступление, основную часть и заключение .

Цель вступления ‒ заинтересовать аудиторию, привлечь внимание слушателей к теме выступления. Во вступлении оратор решает важную психологическую задачу ‒ подготовить слуша­телей к восприятию данной темы. В связи с этим во вступлении, как правило, подчеркивается актуальность темы, ее значение для данной аудитории, формулируется цель выступления.

Во вступлении различают зачин и завязку . Цель зачина - подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, при­влечь внимание. Опытные ораторы используют в качестве зачина пословицы и поговорки, крылатые выражения, интересные при­меры. Эффективным средством завоевания внимания слушателей являются вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в мыслительную деятельность, активизируют слушателей. Завязка направлена на переход к изложению основной части выступления. В ней оратор стремится заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждаемого вопроса, познакомить ауди­торию с пунктами плана.

Начинающему оратору следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего особого начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой в данный момент самого оратора.

Наиболее ответственной является основная часть речи. В ней излагается основной материал, формулируются и доказываются содержательные положения, слушатели подводятся к необходи­мым выводам.

Структура основной части зависит от избранного оратором метода изложения материала. В ораторском искусстве традици­онно используются следующие методы изложения материала:



Индуктивный

Дедуктивный

Аналогии

Концентрический

Ступенчатый

Исторический.

Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретных слу­чаев, фактов, а затем подводит слушателей к обобщенным выводам.

Дедуктивный метод , напротив, изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то общие положения, а затем разъясняет их смысл на каких-то кон­кретных примерах, фактах.

Метод аналогии состоит в сопоставлении, проведении параллелей между различными явлениями, фактами, событи­ями. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей.

Концентрический метод ‒ расположение материала вок­руг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод ‒ последовательное изложение одно­го вопроса за другим. Рассмотрев какую-то подтему, оратор уже больше к ней не возвращается.

Исторический метод ‒ это изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в данном явлении, предмете, лице с течением времени.

Каждый из методов изложения имеет свои сильные и слабые стороны. Выбор того или иного метода определяется коммуника­тивной ситуацией. Однако рекомендуется использование в одном и том же выступлении различных методов. Это позволяет сделать структуру основной части оригинальной и интересной для слу­шателей. Какими бы методами ни пользовался оратор, его речь должна быть аргументированной, доказательной, убедительной. Солидная аргументация ‒ один из ключевых моментов эффек­тивности публичной речи.

Завершающая часть выступления - заключение - в зна­чительной мере определяет эффективность речи. Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т. е. лучше запоминается то, что излагается в начале и в конце сообщения. Поэтому в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммируются наиболее важные положения, делаются выводы, а также ставят­ся перед слушателем задачи, которые вытекают из содержания выступления. В связи с этим особое значение приобретают пос­ледние слова оратора, или как их называют на профессиональном уровне - концовка . Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова - усилить эффект выступления: мобилизовать слушателей, воодушевить их, при­звать к активной деятельности, к конкретным поступкам или определенной линии поведения.

7. Работа над композицией текста может происходить, что называется, «в уме». Оратор сосредоточенно составляет текст выступления в своем уме, не прибегая к записям. В каких-то ситуациях это единствен­ная форма подготовки и овладения материалом. Однако если есть такая возможность, то всю подготовительную работу следует проводить в письменной форме - готовить полный письменный текст речи.

Процесс овладения этим текстом может свестись к простому заучиванию . В отдельных случаях это оправданно. Речь на митин­ге, любое приветствие на торжественном мероприятии, на банкете и т.д. не следует читать «по бумажке». Хотя и в этих случаях неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправиль­ное словоупотребление могут снизить эффективность речи и даже навредить оратору. Поэтому и в таких случаях речь лучше сначала написать, откорректировать, а потом заучить.

Короткую речь можно просто заучить, а длинный доклад, лекцию заучить трудно. В этом случае необходимо так подгото­вить текст, чтобы можно было произносить речь, не читая текста, а только с «опорой на текст» .

Процесс овладения текстом для такого выступления предполагает работу с ним по следующим стадиям:

1) Составить полный текст.

2) Осмыслить и пересказать его своими словами.

3) Разметить текст, подчеркнуть основные положения речи.

4) Пронумеровать основные вопросы.

5) Выделить фамилии, названия, статистические данные, нача­ло и конец цитат, обозначить примеры и т. п.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться с аудиторией.

1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета.

2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (И. П. Пав­лов, К. А. Тимирязев, многие профессора Московского университета) репетировали лекции перед зеркалом по несколько раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями.

3. Репетировать речь нельзя по «кускам», а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание вы будете при следующей репетиции. Такая тактика позволяет воспроизвести ситуацию реального выступле­ния. Если запутались, не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, даже если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести про­пущенное в удобное место, сказав: «Чуть было не забыл, ... Вы еще спросите, ...» - добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчи­вость, даже используется в качестве специального ораторского приема, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии ауди­тории к говорящему.

4. Готовясь к речи, вы можете составить «шпар­галку» - несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Не обязательно все запомнить ‒ смотрите в «шпаргалку»!

5. Перед тем как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного ‒ разверну­тый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: вы должны заранее обдумать основные элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и «шпаргалку».

6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи ‒ аудиторию, помещение.

7. Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Здесь есть опасность: всякая заученность мешает эффек­ту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запо­минания: ваша цель ‒ запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушате­лями, а не читать наизусть.

8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет полу­чаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.

9. На листке плана оставьте широкие поля ‒ на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответс­твующий раздел. На основной части листка напишите фактичес­кую часть («шпаргалку») к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки. Произнесите речь «на ходу».

Центральную роль при произнесении речи играет установ­ление контакта, овладение вниманием аудитории. Только наличие полного контакта обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, ока­зания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

В заключение суммируем положение общей риторики, посвященные речевому поведению оратора:

1. «Слушателя надо уважать!» - советует риторика.

2. «Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует», - рекомендует риторика.

3. «Уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора – заразительны: они передаются слушателям», - обобщает риторика.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит эффективность ораторской речи?

2. Из чего складывается искусство хорошего оратора?

3. Какими личностными характеристиками должен обладать оратор?

4. Что относится к основным навыкам оратора?

5. Расскажите об основных этапах при подготовке к публичной речи?

6. Какова структура устного публичного выступления?

7. Как освоить текст публичного выступления?

8. Какие существуют факторы, обуславливающие контакт с аудиторией?

Красивая четкая речь не только приятна слуху, а потому вызывает расположение к человеку, умеющему хорошо говорить. В некоторых случаях обойтись без этого навыка совершенно невозможно. К примеру, трудно представить диктора центрального телевидения, который неспособен отчетливо выговаривать звуки.

Хорошая артикуляция будет полезна любому, кто вынужден говорить много, для широкой аудитории: лектору, учителю, политику, ютуберу. Регулярно выполняя упражнения для дикции можно достигнуть заметных успехов уже в первые недели занятий.

Дикция не имеет отношения непосредственно к голосу, его врожденным характеристикам. Дикция – это то, что можно и нужно «ставить» путем регулярных тренировок и специальных упражнений. Под «правильной дикцией» понимают соответствующее принятым нормам языка отчетливое и звучное произнесение всех фонем. В большой степени оно зависит от корректной постановки положения органов артикуляции (губ, языка), от умения правильно дышать. Оказывает свое влияние выразительность, богатый эмоциональный окрас речи.

Внимание! Для достижения длительного эффекта тренировка дикции должна войти в привычку, поскольку без регулярного повторения упражнений навык быстро утрачивается.

Невнятное произношение, проглоченные звуки – про такого человека говорят «у него во рту каша». Смысл сказанных слов тяжело понять, утрачивается необходимая выразительность, побудительный накал. В профессиях, которые требуют частого говорения на публику, это просто недопустимо.

Если голос не является рабочим инструментом, владение навыком красивой речи не менее полезно. Умея четко, внятно и доступно излагать свои мысли вслух, гораздо проще расположить к себе делового партнера, работодателя, добиться победы в конкурсе или получить желанное место в кастинге.

Виды упражнений для развития дикции и четкости речи

С чего следует начинать, как улучшить дикцию и четкость речи? Существует несколько разнообразных методик, позволяющих добиться потрясающего успеха при тщательном и регулярном выполнении упражнений. Среди них:

  1. – вероятно, самый известный, распространенный способ борьбы с дефектами речи, заключающийся в быстром повторении фраз и стишков, составленных таким образом, чтобы тренировать четкость артикуляции труднопроизносимых звуков и звуковых сочетаний.
  2. Чистоговорки – имеют схожую функцию со скороговорками, их произнесение также способствует развитию и закреплению навыка произношения сложных фонем, однако они отличаются формой, представляя собой набор рифмованных строк.
  3. – набор логопедических упражнений для разработки подвижности губ, языка, с целью «научить» их принимать правильное, для четкого произнесения слогов, положение.
  4. Дыхательная гимнастика – выносливость легких и голосовых связок, равномерность дыхания оказывают большое влияние на речь в целом, поэтому, при освоении навыков правильного говорения, нельзя пренебрегать тренировкой этих инструментов.

Важно! Выполняя упражнения для дикции и тренировки голоса, полезно записывать процесс занятий на диктофон. Эта мера нужна для того, чтобы контролировать правильность выполнения, фиксировать ошибки, проблемные места, над которыми еще предстоит работать.

Особенности упражнений и как их правильно выполнять

Следует помнить, что начало работы над произношением и во взрослом возрасте сопряжено с рядом затруднений. Избавиться от привычек, сложившихся годами, изменить всю систему речи до основания достаточно трудно.

Специалисты рекомендуют начинать с развития артикуляции, тренировки выносливости мышц, приучения органов речи к постановке в правильном положении, улучшения тембра и тональности голоса. Для этого прекрасно подойдут следующие упражнения, которые можно выполнять в любое время и в любом месте, чем чаще – тем лучше:

  • в качестве разминки, разогрева рекомендуется издавать длительное протяжное мычание;
  • элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики содержат упражнение, во время которого следует издавать разнообразные звуки, ударяя себя ладонями в грудь;
  • четко, с выражением, делая паузы, прочитывать стихотворные строки, изменяя тональность голоса – повышая и понижая ее попеременно;
  • прочитывать тексты стихотворений и прозы одновременно с выполнением прыжков через скакалку, во время бега, стараясь сохранять дыхание по возможности ровным;
  • проговаривать слова и целые предложения, растягивая лицевые мышцы в улыбке, выдерживать четкость произношения;
  • читать вслух, предварительно зажав между зубов небольшой продолговатый предмет, например, авторучку, во время упражнения стремиться к четкому произнесению слогов и звуков;
  • хорошо помогает развитию артикуляции, тренировке мышц использование небольших округлых предметов (к примеру, грецких орехов), вложенных за одну или обе щеки во время прочтения стихов и художественных текстов.

Большое внимание следует уделять ежедневной гимнастике органов речи, так как поставить речь и дикцию самостоятельно без этого невозможно:

  1. распахнув рот максимально широко, перемещать нижнюю челюсть вперед, назад и по сторонам;
  2. с открытым ртом выпятить на максимальную длину язык, сложив его «жалом»;
  3. слегка раздвинув челюсти, широко улыбнуться, провести языком по верхнему и нижнему ряду зубов, дотрагиваясь кончиком до каждого зуба последовательно;
  4. напряженным кончиком языка коснуться изнутри обеих щек, сначала с открытым, затем с закрытым ртом;
  5. из приоткрытого рта высунуть «лопаткой» максимально расслабленный язык;
  6. сложив на груди руки, податься вперед, в наклонном, слегка согнутом положении проговаривать гласные звуки максимально низким тоном: «о», «ы», «у». Закончив тянуть один звук, распрямиться и снова нагнуться для выполнения следующего захода.

Важно! Длительность одного упражнения составляет не менее 10 секунд. В течение одного занятия выполняется по 4-5 подходов.

Формирование правильного произношения нераздельно связано с дыханием, поскольку без него невозможна сама речь. Воздушная струя, касаясь напряженных связок, издает звук, форму которому человек придает уже другими органами речевого аппарата. Поэтому ответ на вопрос, как улучшить дикцию, в том числе, включает в себя тренировку легких, развитие диафрагмы.

Умение дышать – неотъемлемая часть жизни, однако далеко не все умеют делать это правильно. Приведенный ниже комплекс занятий поможет укрепить голос, придать ему более приятный, мелодичный тембр:

  • принять удобное положение тела – лежа, стоя или сидя, прижать левую ладонь к животу, правую – к нижней части грудины сбоку, втянуть воздух носом, контролируя расширение диафрагмы руками, медленно выдохнуть до конца;
  • медленно плавно вдохнуть носом, задержать воздух на пару секунд, выдохнуть через рот;
  • коротко вдохнуть, на выдохе, максимально растягивая, произнести любой длящийся гласный звук;
  • счет на выдохе от 1, стараясь произнести максимальное количество цифр без спешки;
  • выдыхая произносить сочетания гласных звуков, например: «оооооооууууу», «ааааыыыы».


Так как развить дикцию за один день невозможно, приступая к тренировкам, следует запастись терпением. В самом начале полезно будет составить план занятий, очертить круг проблем, которые придется устранить ради получения желанного эффекта. По мере улучшения речи исправлять и дополнять изначальный набросок новыми деталями.

Не стоит пренебрегать любой возможностью для выполнения упражнений, поскольку именно в их регулярности кроется залог успеха.

Декламация стихов, произнесение скороговорок и чистоговорок помогут быстро «разогреться» перед выступлением, когда предстоит продолжительная и важная беседа. Их необходимо выучить и проговаривать вслух хотя бы несколько раз в день.

Неоценимую помощь в и правильным произношением окажут курсы актерского мастерства или риторики.

Занятия по сценической речи, подкрепленные упражнениями на дикцию, помимо всего прочего, придадут звучности и обаяния голосу, сделают его более выразительным.

Ораторами не рождаются, ими становятся. Как научиться говорить красиво? На этот вопрос ответил еще древнегреческий оратор Демосфен. Демосфен не имел никаких данных для красноречивой речи: он не выговаривал половину букв, легкие его были очень слабыми, в добавку его плечо нервно подергивалось.

Демосфен поставил себе цель стать оратором: набирал морских камушков в рот и произносил речи, развивал навыки громкой речи на берегу моря. Морской воздух входил в его легкие, благодаря чему они становились мощнее и мощнее. Над плечом он фиксировал острый меч, и при каждом подергивании плеча меч вонзался в него, причиняя дикую боль. Вскоре нервные подергивания прошли.

То, что его имя дошло до нас сквозь века, доказывает, что его старания по становлению оратором не прошли зря. И вы можете повторить его опыт. Чтобы научиться красиво говорить, важны постоянные тренировки и знание теории.

Для того чтобы грамотно разговаривать, человек должен владеть следующими навыками:

  1. Навыки отбора литературы;
  2. Навык изучения выбранной для написания речи литературы;
  3. Навыки составления плана выступления;
  4. Навыки написания речи. На этом пункте стоит остановиться подробней. При составлении текста важно адаптировать его под устную речь. Исключаются слова, об которые вы можете запнуться, длинные и заумные предложения преобразуются в краткие и передающие основной смысл предложения;
  5. Навыки самообладания. Прежде чем думать, как научиться говорить ярко, красиво и грамотно, нужно поработать над своим психическим состоянием. Один из известных ораторов, к примеру, учился правильно говорить перед статуями. Так он готовился к заведомому безразличию публики, и при выходе на публику его волнение уходило;
  6. Навык ориентации по времени. Для защиты, к примеру, диссертаций, отводиться определенное время. Для того чтобы закончить говорить вовремя, важно написать текст для выступления, который будет длиться на минуту меньше, чем положено. К примеру, если на речь отводится 7 минут, текст должен уложиться в 6 минут;
  7. Применение технических средств. Чтобы красиво выступить перед аудиторией, лучше дополнить свои слова визуальными образами: презентациями, графиками и пр;
  8. Навыки контакта с аудиторией. Какой бы замечательной ни была ваша речь, правильно говорить вы не научитесь до тех пор, пока не будете уметь строить контакт со слушателями. Вовремя подшутить, сделать паузу, подчеркнуть мысль мимикой и артикуляцией – все это имеет значение в ораторском искусстве;
  9. Навыки отвечать на вопросы слушателей. К ним лучше тоже подготовиться, так как в живом режиме сложно отвечать интересно и непринужденно.

6 характеристик хорошей речи

Чтобы правильно и красиво разговаривать на публике, важно помнить следующие ключевые моменты:

  1. Громкость голоса. Должна быть оптимальной. Не нужно говорить громко. Это может оказать действительно нервирующее действие на аудиторию. Чтобы при средней громкости вас было нормально слышно, важно выполнять одно простое правило: не боятся шире раскрывать рот. При произнесении ударных звуков между зубами должно проходить 2 пальца, при безударных – один;
  2. Интонация. Чтобы научиться красиво говорить, помните о том, что тема разговора или выступления должна цеплять слушателя, не давать ему отвлечься. И информационное наполнение здесь – это еще не все. Важно правильно, уместно менять интонацию, выделять голосом основные моменты, вопросительные места;
  3. Темп и ритм речи. Для того чтобы грамотно разговаривать, выполняйте упражнения на развитие темпа речи. Никаких специальных техник тут нет. Можете поэкспериментировать с темпом, размеренностью речи, записывая ее на диктофон. Ищите оптимальный темп речи, чтобы она не была слишком быстрой или слишком медленной;
  4. Жесты. Артикулировать правильно – важнейший шаг к тому, чтобы научиться говорить красиво. Отточить жесты поможет только одно упражнение – тренировки перед зеркалом;
  5. Мимика. И здесь опять же важна уместность и соответствие моменту разговора или выступления;
  6. Имидж. Внешний вид – это важно. Сколько бы вы не учились красиво излагать свои мысли, если вы явитесь на серьезное мероприятие в джинсах, к вам и отнесутся соответствующе.

Как быстро научиться говорить красиво, четко и правильно? Даже если вы знаете всю теорию наизусть, без тренировок у вас вряд ли получиться грамотно разговаривать. Упражнения очень важны и лучше, если они будут регулярными.

Упражнения для того, чтобы правильно выступать перед публикой

Классика

Основное упражнение, позволяющее постичь, как научиться красиво говорить, не изменилось со времен Демосфена. Оно общее и для студентов театральных училищ, и для будущих управленцев. В рот следует набрать орешки и произносить скороговорки, пытаясь сделать это правильно и внятно.

Но не спешите набирать в рот орешки. Это упражнение очень важно, но не менее важным является коррекция индивидуальных проблем с речью. Грамотно в наше время, к сожалению, не говорят даже дикторы на центральных каналах. Будет хорошо, если вы все-таки попробуете поискать записи советских дикторов (которые, как раз, говорили правильно) и возьмете их речь за образец.

Проверка ошибок

Чтобы ваше публичное выступление было грамотно, нужно сначала определить, где вы допускаете ошибки в разговоре. В каждой области существуют свои нарушения речи. К примеру, москвичи акают, а в Пермском крае «съедают» слова. Хорошо, если о ваших ошибках вам скажет посторонний человек, желательно иногородний, так как вы можете не чувствовать нарушений речи, которые повсеместны в вашем кругу. Как научиться грамотно и красиво строить разговор или произносить публичную речь? Необходимо помнить о своих ошибках, и корректировать их в соответствии с принятыми нормами.

33 Егорки

Во время произнесения речи нужно держать дыхание, особенно если говорить вам придется долго. Для тренировки дыхания существует интересное упражнение «33 Егорки». Для его выполнения нужно произнести текст: на дворе, на пригорке стоят 33 Егорки. Затем приступаем к пересчету Егорок: раз Егорка, два Егорка и так далее. Егорок должно быть столько, насколько у вас хватит воздуха. Нужно стремиться добраться до 33-х Егорок. Упражнение позволит вам не выдохнуться и после получасовой речи оставаться в форме.

Для того чтобы научиться грамотной речи, нужно знать нормы русского языка. Словарь с ударениями – лучший друг оратора. Выполняйте упражнения с произнесением слов, в которых вы допускаете ошибки, для выработки автоматизма. Поищите распространенные речевые ошибки. Обязательно разберитесь с ударением в словах, ведь слово «квартал» с ударением на 1-ом слоге испортит впечатление и от мастерской речи.

Вспомогательная литература

Для того чтобы научиться говорить, вы можете поискать следующие книги, в которых есть упражнения, рекомендации, правила:

«Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн».

«Выступление в стиле TED».

Книга с материалами по особенностям построения речи, правилам подачи материала;

Книга по убеждающей речи, которая поможет и управленцам, и менеджерам;

Книга, в которой вы, может быть, и не отыщите рекомендаций именно для ораторов, но стоит почитать в качестве вспомогательной литературы.

Книг по развитию речи много. Чтобы не затеряться в них, помните о том, что есть не так уж и много основных упражнений, и вряд ли современные авторы изобрели нечто принципиально новое. Выберите несколько упражнений, которые подходят именно вам (к примеру, правильная постановка ударений, развитие дыхания, скороговорки), и начните их выполнять регулярно. Тренировки позволят вам достичь не только высот в ораторском искусстве, но и успехов в бытовом общении, ведь красивая и завораживающая речь – большая редкость, и это жирный плюс и для личной жизни, и для любых социальных взаимодействий.



Похожие статьи