Искусство красноречия – что это? Что такое ораторское искусство и как ему научиться.

Вот один казус на тему искусство красноречия. Как-то молодой священник спросил свою слишком честную бабушку, как ей его первая проповедь, на что та отвечала:
- Я заметила в ней только три недостатка!
Во-первых, ты читал. Во-вторых, читал не очень хорошо, а в-третьих, эта проповедь вообще не достойна того, чтобы её читали!

Как избежать таких комментариев в адрес своей речи и, напротив, порадовать слушателей и самому удовольствие от своего искусства красноречия? Говорят, что если ты украл одну идею, то это - плагиат, а если много идей, то это образование, не так ли? Почему бы не воспользоваться чужими идеями о том, что делает речь талантливой? Что советуют люди, прошедшие тысячи публичных выступлений? Какие находки сделали они на ораторском поприще? Вот некоторые подсказки начинающим ораторам. Если вас интересует искусство красноречия, то никогда не говорите «в заключение», «и последнее» до тех пор, пока от финальной реплики вас отделяет не более минуты! Слушатели изнывают, когда после этих слов речь длится ещё полчаса! Зачем губить себя? Только гениальный оратор в силах удерживать внимание аудитории более часа. Вот несколько простых правил, и хотя искусство красноречия – это нечто большее, тем не менее.

Интрига. Стоит Вам сказать: «Однажды со мной произошло…», «Помню странный случай…», «Я знаю нечто, неизвестное слушателям, но необходимое им…», «Как-то раз…», как слушатели почувствуют интерес. Все эти фразы содержат интригу, без которой публичное выступление так же пресно, как мясо без соли. Интригуйте! Великие ораторы были мастерами интриги.

Экспрессия. Публичная речь - один из путей, при помощи которых вы дарите часть себя людям. Экспрессию иначе называют внутренней работой речи. Будьте эмоциональны, ведь эмоциональность — антипод занудства! Искусство красноречия – это искусство эмоциональности. Ещё читать об

Под искусством красноречия (ораторское искусство) понимается умение овладеть вниманием аудитории с целью психологического воздействия на неё. Такие качества всегда в мире ценились очень высоко. Мастерства в этой сфере можно достичь путем сочетания таких качеств, как:

Умение грамотно говорить;
подавать информацию свободно и непринужденно;
а также владение техникой управления внимания аудитории.

Методы и технологии такого искусства изучает наука риторика. Овладеть ораторским мастерством может каждый, тут главное – желание и кропотливая работа над самим собой и своей речью.

Кстати, если вы решили овладеть ораторским искусством, знайте – очень хвалят студию Ларисы Соловьевой, и судя по отзывам типа « » - можно сделать вывод, что там действительно работают профессионалы своего дела.

Ораторское мастерство: особенности

Искусство оратора заключается в особом построении своей речи таким образом, чтобы воодушевить слушателей своим настроем и заинтересованностью предметом, вызвать в них отклик на его слова, побуждая к определенным действиям. С этой целью создается определенное психологическое воздействие силой характера либо экспертностью говорящего.

Основные качества ораторской речи включают в себя искусство слова, свободное владение техникой подачи информации, умение удержать внимание тех, к кому направлено такое слово. То есть, не достаточно просто уметь грамотно говорить, так как люди по истечении определенного промежутка времени могут отвлечься, необходимо уметь удержать интерес к излагаемой информации. А этого можно достичь при помощи языковых и вербальных средств общения.

Существуют несколько видов такого умения

В частности, это естественное красноречие. Оно, как правило, проявляется в обычной жизни, без искусственного создания необходимых условий и не требует специальной подготовки. Например, при пожаре люди выскакивают из дома и криками привлекают окружающих и жильцов дома на помощь. Или, попав в эмоционально напряженную ситуацию, человек может начать говорить громко и возвышенно, взбудораженный внешним раздражителем. В таких случаях присутствуют непроизвольные эмоции, созданные под влиянием каких-либо факторов.

Другой разновидностью является ораторское искусство. Это искусственно приобретенные навыки. Так, выступая с трибуны, оратор должен уметь управлять собой, в результате применения ораторских методик. Технологии ораторского искусства берут истоки из Древней Греции и Рима. Уже тогда особое внимание уделялось приемам подачи устного слова. В настоящее время технологии подачи информации отвечают реалиям современного мира и поддерживаются вспомогательными средствами для более полноценного воздействия на людей.

Но надо учитывать, что для успешного выступления необходим правильный психологический настрой выступающего, так как только его заинтересованность предметом выступления, убежденность в его правильности и увлеченность им могут привести к успешной подаче материала. Если оратор не воодушевлен излагаемой информацией, ему вряд ли удастся зажечь ею других, его речь не вызовет эмоций и не принесет желаемых результатов при изложении. Для того, чтобы речь имела яркость, необходимо уметь ею управлять, а также собой - не зависимо от окружающих обстоятельств.

Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассмотрен с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи.

Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним придется отнести связи с общественностью (своеобразная новая риторика в области политической и деловой коммуникации, поскольку «пиар» решает проблемы убеждения и связи клиента или организации с общественной средой, проведения в жизнь проектов и решений), менеджмент и администрирование (решение деловых вопросов, как показывает содержание этих наук, речевыми средствами), различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины.

Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования. Впрочем, подобным же образом многие авторы пишут о том, что «связи с общественностью» имели место еще в античное время, переосмысляя классические учения о речи на новый лад.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах. Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике.

Риторика

Дефиниции риторики включают следующие идеи:

1) Риторика – фундаментальная теория и искусство речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества, а искусство понимается как определенное умение, техническая “выучка”, практическая “ловкость” владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. Эта дефиниция восходит к классическому определению риторики К.П.Зеленецким: «Предмет риторики есть речь».

2) Риторика – искусство мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни.

Основой риторики всегда были философия и этика, вне этой духовно-нравственной основы невозможно представить и современные методики преподавания риторики или иных многочисленных речевых технологий. Без философско-этической базы обучение риторике превращается в «праздноговорение». Этим тезисам соответствуют как мысли Цицерона о связи красноречия с философией, так и положения классика русской риторики Н.Ф.Кошанского о том, что «грамматика занимается только словами, риторика – мыслями».

3) Риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д. Все перечисленные качества могут быть взяты под сомнение, т.к. всякая «красивая» или «убедительная» речь может быть обращена, что называется, «во зло»… Тем не менее, каждая эпоха рождает свой риторический (коммуникативный) идеал. Поэтому возможно говорить о том, что риторика формирует через стиль речи стиль жизни. В соответствии со стремлением человека к совершенному Слову целесообразно назвать риторику учением о совершенной речи.

4) Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего – его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом. Соответствие этому требованию позволяет воспитать такого человека, для которого язык (слово, уста) становятся подлинной «стеной» и «оградой», а общество, в котором он живет и трудится, становится благоденствующим вследствие правильно организованных речевых связей.

5) Риторика – учение обо всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов. Задача филологической науки, нормализующей общественно-речевую практику, – описание и отбор текстов культуры, т.е. тех текстов, которые являются образцовыми и могут быть включены в обучение, обеспечивая связь поколений и эффективную творческую деятельность общества.

Объективное место риторики и ее соотношение с другими речеведческими дисциплинами невозможно понять, не осознав истории речевых наук в России. В ХХ век Россия вступила с развитым языковедением, большим пиитетом перед художественной литературой, которая называлась изящной словесностью, и этот образ научного предмета (русский язык и литература) сохранился до начала третьего тысячелетия. В этом наша филологическая традиция, однако уже давно ведущие филологи отмечали парадоксальную ситуацию: реально науки, которая занималась бы практической речью, нормализующей общественно-речевую практику, не было. Между тем, заполнить эту лакуну в филологическом образовании общества пытались в разное время с разным успехом разные речевые науки.

Предмет «Культура речи»

Так, начиная с 20-х годов ХХ столетия, получает развитие предмет «культура речи». Интерес к вопросам речевого искусства в двадцатые годы был особенно велик – достаточно напомнить об Институте живого слова, открытом в 1918 году, сборниках «Русская речь», многочисленных работах по ораторскому искусству (А.В.Миртов, Б.Казанский, В.Гофман и др.), где авторы стремились «учить говорить весь народ».

Культура речи – чисто русский феномен, национальный термин, введенный в русскую науку в 20-30-е годы Г.О.Винокуром, В.В.Виноградовым, С.И.Ожеговым. Он отсутствует в иностранных филологиях в силу специфичности проблем, рождаемых самой конструкцией русского языка. Культура речи понималась у нас только как учение о литературной норме – и добавлять в нее идеологическо-содержательные компоненты было опасно. Свидетельством тому – прекращение всяких исследований по ораторскому искусству, начиная, по крайней мере, с 30-х годов.

Когда в современные вузовские программы был введен предмет «культура речи», то авторы новых учебников естественно понимали предмет культуры речи в соответствии с традицией, в которой главным термином культуры речи считалась языковая норма. Большинство современных программ по преподаванию данной дисциплины, введенной ныне во все вузы России, ограничено нормативной тематикой. Между тем, для большинства педагогов и учащихся смысл предмета «культура речи», конечно, состоит в развитии культуры языковой личности в целом, формировании образа ритора (говорящего или пишущего) как высококвалифицированного профессионала-речевика.

Чтобы осуществить переход к культуре речи, как учению об эффективной речи общества и личности, необходимо уяснить, что такое культура в отношении к речи и что такое общественная речь. Понятия риторика и культура сопоставляются не случайно. Главная идея филологии – устроение жизни и совершенствование человека через язык. Язык интересует филолога не просто как система знаков, а как перспективное приложение к его практическому применению.

В составе классических наук и искусств риторика как учение об убедительной и эффективной речи коррелируется с грамматикой («основание словесных наук» и общее учение о правильности речи), логикой (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний, однако одной логики недостаточно для искусства убеждения), поэтикой (учение о художественной речи и «вымыслах», но, в отличие от поэтики, риторика исследует реальную прозаическую речь).

До середины XIX века наукой, объединяющей филологические (словесные) дисциплины, была словесность как учение о развитии дара слова и всей совокупности словесных произведений речевой культуры. В середине XIX века после критики революционеров-демократов и рождения «новой Науки о Слове» из риторики выделяется стилистика – как учение о средствах речевого воздействия. ХХ век оставил на месте классической риторики и словесности лишь художественную литературу и предложил новый предмет – культуру речи как учение о нормах литературного языка, а в школе – аспект развитие речи.

Анализ новых теорий и дисциплин, появившихся в конце ХХ века через развитие речевых технологий, показывает, что они исторически восходят к риторике, часто затрагивают аналогичные проблемы и пользуются ее терминологией. Каждая национальная филология предлагает свой набор речевых дисциплин. Так, диктующие стиль современного общения американские научные технологии предлагают теорию коммуникации (подчас с ложной, но привлекательной идеей развития в человеке «коммуникабельности»), предмет речь (speech) позволяет как учиться способам аргументирования и стилистического распространения речи, так и вырабатывать личный стиль с продвижением в жизни собственной «темы». Сила американской филологии, а отсюда и особая влиятельность американизма, как образа жизни и человеческого поведения, связана с риторикой как основой американской философии. Американский корабль при унитарности американской идеологии движется столкновениями риторических идей и позиций разных ораторов-писателей.

Обращенность к вопросам языкового образования позволила и японской нации занять главенствующие позиции в образе современного мира. Японская теория языкового существования ставила целью достижение эффективных коммуникаций в каждой сфере общественного бытия и, прежде всего в области деловых отношений – результатом такого речевого воспитания нации явилось изменение всего облика государства, интенсификация деятельности и подъем всех областей экономики.

Неудачи нашей перестройки во многом связаны с отсутствием в сознании нации идеи устройства мира через язык. Революционные изменения в обществе невозможно начинать, не определив значения слов как главных понятий, в которые общество должно поверить и, главное, понять – что будет значить то или иное слово, т.е. понятие.

Служа инструментом выражения мысли, орудием организации деятельности, риторика является сегодня «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий. Идея «общности» риторики и логики для всех областей деятельности высказана еще в античности, в средневековье риторика определяется как «царица наук и художеств», поэтому и в настоящее время много говорится о профессиональной риторике, выстраивающей теории общения для разных специальностей. Основные профессии в обществе всегда были «речевыми» и воспитание специалиста строится, обычно, как подготовка профессионального ритора. Поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, священника, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.

Цель риторики и культуры речи – совершенствовать через стиль речи стиль жизни. Стиль жизни формируется стилем речи. В стиле речи – богатство или бедность мысли, вкус или безвкусица слова, изящество или убожество звукоизвлечения. Цель преподавания риторики и культуры речи – научить анализировать и создавать все виды современной словесности.

Многие беды современного нашего Отечества в ХХ веке – от того, что слушать и различать смысл прозаических слов никто не научил. Так, в частности, рождался сладостный обман перестройки. Экономические реформы были начаты вне словесного обеспечения. Причина экономических неудач – в словесной необразованности и риторической неорганизованности общества.

Стиль речи создает общественный настрой. Основания такого настроя – в скрытых помыслах и страстях, в той словесной ауре, которая предлагается обществом через образцы речекультурной деятельности в СМИ, системе образования, семье и других социальных институтах. Современное общество, наделенное свободой слова, мягко говоря, распоясалось. Модные телеведущие искренне обсуждают проблему сквернословия, спрашивая авторитетных филологов: «Не все ли равно, как сказать?..» Последние спорят о том, «равны» ли все слова, мол, все слова имеют право на существование. Слова существуют действительно, но культура состоит в том, чтобы себя ограничивать и устанавливать запреты. В новой демократической культуре оказались снятыми запреты, в том числе на отбор средств выражения. В результате запретов, многообразия слов и ситуаций, которые могут быть обслужены различными словами, человек расцветает, потому что работает над культивацией в себе человеческого начала.

Новые речевые технологии создают почву для стилевых поновлений. Типы общения в Интернете, по электронной почте, мобильной телефонной связи предлагают существенно новый стиль русской речи. Эта речь не может не основываться на культурной традиции, но, сколь бы ни был новаторски и креативно настроен пользователь, он не может не опираться на факты предшествующей культуры. Что касается оценок этой «текущей деятельности» (фильмов, песен, книг), пока не вошедшей в культуру, то они должны быть организованы с опорой на культурную традицию, понятия вкуса, элементарной этики и нравственности. Дурны не сами по себе компьютеры и телевидение, а то, как их использует человек.

Ответственностью филолога в обществе создается обстановка нравственной оценки речевых поступков. Человек должен нести ответственность за каждое произносимое слово. Поэтому, на мой взгляд, именно с этим особым разделом риторической науки – риторической этикой – должны быть ознакомлены школьники и студенты. Новое поколение всегда желало жить по-новому – решение этих культурных противоречий возможно, если «новое поколение» основывает свои новации на знании культуры, а «консервативные» носители (старшее поколение) умеет радостно принимать новое. И все-таки дело учителей – быть в состоянии направить вкусы молодежи. Поэтизация криминала и романтизация пороков, блатной и уголовной жизни – все это семиотический фон, на котором иные авторы пытаются сегодня сформировать стиль мысли, стиль слова, стиль жизни.

Риторика сопоставляется с множеством неречевых наук: философией, этикой, психологией. Философия и профессиональная образованность всегда были и остаются интеллектуальной основой общения. Вне этики риторика становится искусством манипулирования общественным мнением.

Психология всегда соединялась с риторикой: еще Платон требовал от риторики знания «видов человеческих душ», а психология общения не может не затрагивать вопросов речевого воздействия. Рассматривая множество сегодняшних книг по этике бизнеса, культуре делового общения, видим, что их содержание и практические советы прямо берутся из современных риторических или стилистических идей, потому что обычно касаются правил ведения делового диалога, переговоров, построения речи в тех или иных ситуациях делового общения [Кузин 2000].

В качестве примера перспективных для учебного процесса методологических идей укажем на освоение первого раздела риторического канона – изобретения мыслей на основе топосов, как способов аргументирования, создания и развития содержания речи. Топика позволяет понять, что процесс создания замысла речи не стихиен, а управляется определенными возможными приемами, которые современная риторики определяет как «смысловые модели» порождения высказывания. Классический состав топосов (определение, род и вид, целое и части, свойства, причина и следствие, сравнение, пример, свидетельство и др.) позволяет учащемуся представить возможные мыслительные ходы создателя речи.

Другое толкование общих мест (топосов) – как ценностных категорий, на основе которых происходит согласие с аудиторией и ее убеждение. Систематизация топосов показывает картину сегодняшних моральных и социальных ценностей, общую систему понятийных категорий, знание которых позволяет развертывать доказательство.

Русская риторика получила в последнее десятилетие фундаментальное и разветвленное развитие, которое до сих пор не было предметом научного обобщения. Попытаемся сделать это хотя бы вкратце.

В 1997 году была образована Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики, ежегодно проводящая международные конференции в одном из ведущих вузов страны. В настоящее время в Ассоциацию входят более 400 членов.

За истекшие годы можно говорить, по крайней мере, о следующих риторических научно-педагогических школах и направлениях, сложившихся в России:

1) школа Московского университета, созданная на кафедре общего и сравнительно-исторического образования акад. РАО Ю.В.Рождественским (1926-1999), продолженная трудами проф. А.А.Волкова – см. библиографию в работе Ю.В.Рождественского «Теория риторики»;

2) педагогическая школа МПГУ (Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А. и др.) – см. прежде всего учебный комплекс для школ «Риторика» (1-10 классы);

3) Пермская школа риторики, образованная на базе ЗУУНЦ (Западно-Уральского учебно-научного центра) под руководством С.А.Минеевой. Центр выпустил множество книг и учебных пособий, программ по риторике. Ежегодно проводятся летние курсы по подготовке преподавателей риторики (проведены уже 26 школ).

4) Красноярская школа риторики и стилистики под руководством проф. А.П.Сковородникова (см. стилистические труды основателя школы и его многочисленных учеников);

5) Саратовская школа стилистики, риторики и культуры речи под руководством проф. О.Б.Сиротининой (работы по русской разговорной речи, исследования «хорошей речи» и мн. др.);

6) Воронежская школа под руководством проф. И.А.Стернина и его многочисленных учеников (см. последнюю дополненную книгу «Практическая риторика»);

7) Екатеринбургская школа стилистики, риторики и культуры речи (Купина Н.А., Матвеева Т.В., Маров В.Н. и др.).

Этот перечень будет далеко не полон, если не упомянуть имена и труды проф. О.И.Марченко (Санкт-Петербург), проф. Л.Г.Антоновой (Ярославль), проф. А.А.Ворожбитовой (Сочи), Т.Г.Хазагерова (Ростов-на-Дону) и мн. др. Защищено множество докторских диссертаций по риторике. Тем более странно, что при всем этом в номенклатуре специальностей ВАКа до сих пор не находится места риторике. Поэтому «риторы» становятся докторами то «философских» (Ч.Б.Далецкий, О.И.Марченко), то «культурологических», то педагогических наук, хотя очевидно, что деятельность науки о речи относится, прежде всего, к филологии и лингвистике.

Нельзя не сказать о популяризации риторики, поскольку очень многие профессионалы и разные слои населения чувствуют необходимость в риторической учебе. Поэтому возникают различные курсы, а различные тренинги так или иначе затрагивают вопросы практического владения публичной речью и искусством диалога. Появился ряд популярных книг – см., например, учебники «Риторика» и «В погоне за Цицероном» Д.Н.Александрова; «Цицероном может стать каждый» И.А.Мальхамовой. Такие книги нельзя не приветствовать, несмотря на ряд очевидных неточностей и популяризаторских упрощений.

Перспективы развития русских учений о речи очевидны. Реализоваться они могут только в случае нашей осведомленности и объективного знакомства с классическим наследством русской филологии и интенсивного труда на современной ниве отечественного общественно-речевого образования.

«Журнал «Виноград» воспитывает «вкус» сердца» – отозвалась о журнале Екатерина Градова.

Православный образовательный журнал «Виноград» – издание для всех, кто интересуется русской культурой и образованием.

Авторы ставят перед собой цель заполнить пробелы, образованные в результате утраты духовно-нравственных корней. Журнал поможет читателям разобраться в вопросах образования, а также восприятия отечественной духовной культуры.

Разделы журнала: филология, история, естествознание, воспитание, искусство.

Тема сентябрьского номера журнала «Виноград» – “Друзья моих детей”. Как мы должны себя вести, когда ребенок начинает больше тянуться к своим друзьям, чем к своим родителям? Можно ли повлиять на выбор ребенком друзей? Как быть ребенку, если он не похож на остальных детей? Что происходит с нашими детьми, когда они находятся в кругу своих сверстников?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Искусство - высокая, может быть, даже высшая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности: в литературе, музыке, живописи, танце, архитектуре, но искусство человеческого общения - это особо сложная и весьма ответственная сфера бытия. Слово имеет безграничную власть над человеком, над обществом. Лишь позже, в зрелые годы, мы начинаем понимать, что за словом должен стоять и поступок, дело... Но "вначале было Слово...", и слово, речь могут вдохновить, позвать на подвиг, а могут и убить. Но вспомните о речах вождей мирового пролетариата или борцов за чистоту арийской расы - сколько миллионов жизней уничтожено и искалечено ими!

Многочисленные тесты, опросы, эксперименты доказали, что человека больше всего волнуют два вопроса: его здоровье и вопрос о том, как разбираться в людях, как воздействовать на них, как руководить ими, их поступками? Интерес к своему здоровью понятен, и именно эту слабину души человеческой так успешно эксплуатируют колдуны, шаманы, "народные целители" и экстрасенсы всех мастей. А вот с умением разбираться в людях дело обстоит сложнее, хотя на обладание этим искусством претендуют все! Что тут сложного? Мудро замечено, что любой человек немного недоволен своей внешностью, но вполне удовлетворен своим умом. А раз человек умен, то оценить другого, посплетничать о нем - любимое и увлекательное занятие для развития аналитических талантов, и этого достаточно для самоутверждения (cogito, ergo sum - я мыслю, следовательно, я существую). Но проблема, увы, очень сложна, и понять человека, убедить его, повлиять на его поступки совсем непросто.

У руководителя любого ранга, который ежедневно, ежечасно общается с людьми, нет ничего, кроме Слова и знания принципов и методов искусства управления. Но это большая сила, если ты Мастер. Америка, да и весь мир были ошеломлены выводами Технологического института Карнеги: если специалист в области промышленного производства достиг крупных успехов, то своими достижениями он обязан на 15% своим специальным знаниям, а на остальные 85% - своей способности руководить людьми, таланту руководителя, знанию человеческой природы. Итак, задача руководителя - создать такие условия, чтобы коллектив трудился с максимальной отдачей. Кажется, что самый простой и понятный способ - разумная система материального вознаграждения. Но оказывается, что действительные побуждения к труду, мотивация деятельности весьма сложны, а временами их трудно определить. Важно понять основные модели мотивации, т. е. способы побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей (собственная мотивация) и для достижения целей организации (корпоративная мотивация). Не хотелось бы сужать рамки искусства управления только его утилитарными функциями - методы этого искусства одинаково применимы для любых жизненных ситуаций: взаимоотношений в семье, выступлений на совещании или шутливых поздравлений на дне рождения друга, умения вести спор (а может быть, умения избежать его?), умения убедить сотрудника, и даже весь коллектив, отдавать работе максимум усилий или сказать девушке такие слова, что ее сердце дрогнет. При активном целенаправленном формировании морального облика человека объективно необходимы определенные воспитательные воздействия на его сознание, психику. Все возможные виды воздействия условно можно разделить на две группы: убеждающие и принуждающие. Оба этих вида используются в современной педагогике, в том числе и военной.

1. Искусство красноречия в античной Греции

убеждение воздействие управление

Учение красноречия возникло из обобщения и систематизации тех приемов и методов ведения полемики, споров и диспутов, которые получили широкое распространение в античной Греции с ее развитой политической жизнью и борьбой разных партий за влияние на массы. В этих условиях умение убеждать людей, приводить убедительные аргументы против своих оппонентов, подкреплять их фактами, воздействовать не только на разум, но и чувства и эмоции слушателей, приобретало исключительно важное значение. Вот почему в античной Греции разработка проблем риторики начиналась задолго до того, когда были созданы надежные логико-методологические, психологические и нравственные основы и принципы, на которые должен опираться убедительный спор, диалог, диспут или полемика. Точнее говоря, эти принципы и методы формировались постепенно в процессе обобщения и систематизации тех приемов, доводов и способов ведения полемики или диспута, которые практиковались в публичной речи.

Анализируя эти речи, древние греки одними из первых задались целью объяснить, в чем заключается убедительная сила речи: почему с одной речью мы соглашаемся, а с другой -- нет, почему одна из них убеждает нас и заставляет признать доводы оратора, а в другой обнаруживаем изъяны, как в доводах, так и в самом построении речи? Первыми начали исследовать эти проблемы софисты, многие из которых были также учителями риторики как особого искусства красноречия, хотя само это искусство возникло задолго до появления софистов. Привлекательной чертой софистической риторики был демократический дух, стремление помочь всякому, желающему научиться искусству красноречия, умению убедительно и аргументировано спорить со своими противниками. Софисты обращали также внимание на воспитание у своих учеников стремления к свободе высказывания своих мнений и умения их защищать, невзирая на какие-либо авторитеты. Много занимались они и специальными вопросами произнесения и построения речей.

Однако со временем софистическая риторика выродилась в своего рода словесное фехтование, задачей ее стало не искание и обоснование истины, а достижение победы в словесном состязании любой ценой. Для этой цели использовались любые приемы и средства, начиная от преднамеренного нарушения законов и правил логики, получивших впоследствии название логических софизмов, и кончая различными психологическими уловками и недопустимыми с нравственной точки зрения методами ведения полемики. Заманчивая цель -- выйти победителем в любом споре-привлекала в многочисленные школы риторики большое число учеников, что давало возможность организаторам и учителям школы зарабатывать большие деньги. Таким образом, несмотря на известные заслуги в распространении и пропаганде знаний о приемах ведения полемики и искусстве красноречия, софистическая риторика к концу V в. до н.э. пришла в упадок и сошла с исторической сцены. Это и неудивительно, ибо она не стала анализировать и разрабатывать те приемы, методы и традиции, которые сформировались в реальной практике ведения полемики в публичных выступлениях лучших ораторов своего времени. В то время как эти ораторы, выступая в народных собраниях, общественных форумах и судах, стремились найти истину и тем самым убедить своих слушателей, в школах риторической софистики старались научить находить такие приемы и уловки в ведении полемики, с помощью которых можно было победить в споре ценой различных логических ухищрений, подтасовки фактов, психологического воздействия на оппонента и т.п. некорректных и недопустимых способов. Такая риторика, поэтому вряд ли имеет что-либо общее с подлинным искусством красноречия, которое ставит своей главной целью с помощью хорошо аргументированной, эмоционально окрашенной и стилистически безупречной речи, прежде всего, убедить слушателей в истинности выдвигаемых в ней положений.

2. Понятие убеждения

Собственный политический опыт граждане приобретают, участвуя в выборах в Государственную Думу и органы местного самоуправления, народные суды, в работе органов местного самоуправления в качестве депутатов, во всенародных обсуждениях проектов важнейших решений Государственной Думы, постановлений Правительства РФ, а также принимая участие в работе различных съездов, конференций, совещаний, в деятельности общественных организаций и политических партий, в осуществлении народного контроля за работой органов власти и управления.

Проводя воспитательную и агитационно-пропагандистскую работу, государство воспитывает у граждан уважение к правилам поведения в обществе.

Важное место среди мер убеждения занимает широкая система наград и поощрений. Материальное и моральное поощрение граждан является важнейшим стимулом повышения сознательности масс.

Использование разнообразных форм убеждения имеет решающее значение в непосредственной борьбе с правонарушениями. Убеждение здесь повышает уровень правосознания граждан, воспитывает уважение к российским законам и нетерпимость к их нарушению. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.

Убеждение - это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности и правовой дисциплинированности, добросовестного соблюдения всеми гражданами правовых норм российского общества. Это процесс последовательно осуществляемых действий, которое включает в себя такие элементы, как овладение вниманием, внушение, разжигание интереса, возбуждение желаний, стимулирование действий .

В обществе большинство граждан добровольно подчиняется юридическим нормам, если понимает цели и задачи государства, одобряет их, сознательно, активно участвует в их осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения государство добилось желаемого воздействия на сознание и волю людей и у них сформировалось необходимое понимание, внутренняя убежденность в целесообразности юридических предписаний.

Применение мер убеждения - это часть большой идеологической работы, осуществляемой государственными и общественными организациями. Убеждение как метод административной деятельности, метод непосредственной борьбы с правонарушениями представляет собой активное и систематическое воздействие на сознание и поведение людей.

В административной деятельности государства убеждение служит достижению ряда конкретных целей:

воспитание у граждан внутренней потребности и стойкой привычки правомерного поведения;

предотвращение возникновения стимулов антиобщественного поведения, предотвращение противоправных поступков;

воздействие на правонарушителей.

Необходимость достижения названных целей предполагает использование различных форм убеждения, целой системы мер воздействия на сознание и поведение граждан.

Важное место занимает воспитательная работа среди населения. В процессе охраны общественного порядка сотрудники органов внутренних дел знакомятся с населением и учитывают особенности отдельных его групп - профессия, занятия, возраст и т.п. С учетом этого они и строят воспитательную работу.

Широкое использование находит также агитационно-пропагандистская деятельность, которая состоит в том, чтобы убедить граждан в необходимости правомерного поведения. Органы внутренних дел, используя беседы, прессу, радио, кино, телевидение, разъясняют характер и содержание установленных государством правил поведения и тем самым популяризируют законы, указы и другие нормативные акты, регламентирующие общественный порядок.

Важное место в деятельности милиции занимает информирование государственных органов, общественных организаций и населения о состоянии охраны общественного порядка на обслуживаемой территории.

Метод убеждения находит одно из своих конкретных выражений в поощрении органами внутренних дел граждан, активно участвующих в охране общественного порядка. Моральные и материальные стимулы повышения активности населения в борьбе с правонарушениями играют не меньшую роль, чем в других областях деятельности государства.

В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Пределы использования убеждения как средства воздействия на правонарушителей обусловливаются прежде всего природой правонарушения, степенью его общественной опасности, личностью нарушителя. Вместе с тем существует ряд условий, при которых, воздействуя на правонарушителей, можно ограничиться мерами убеждения. Эти условия следующие:

правонарушение является малозначительным и в силу этого не представляет большой общественной опасности (например, небольшой пропуск срока для обмена паспорта по истечении срока его действия);

малозначительное правонарушение совершено лицом впервые, случайно (малозначительное нарушение правил пользования городским транспортом, допущенное человеком, прибывшим из сельской местности);

меры убеждения достаточны для пресечения противоправного поведения и воздействия на правонарушителя (разъяснение участковым уполномоченным недопустимости пользования в ночное время музыкальными инструментами, если это мешает покою и отдыху граждан).

3. Убеждение как новая форма влияния

Чтобы оказывать влияние на другого, человеку нет необходимости быть способным наказывать или поощрять, иметь чары харизмы или иметь выдающиеся знания. Одним из самых эффективных способов влияния является убеждение -- эффективная передача своей точки зрения. Как и разумная вера, убеждение основано на власти примера и власти эксперта. Разница состоит лишь в том, что исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать -- он или она "продает" исполнителю то, что нужно сделать. Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает зависимость от исполнителя. Например, если руководитель службы маркетинга хочет реорганизовать отдел сбыта, было бы разумно, если бы он или она признали, что сотрудники отдела сбыта, способны так противостоять изменениям, что это существенно повлияет на выпуск продукции. Таким образом, даже при условии, что руководитель может обладать полномочиями для внедрения новой организационной структуры без совещания с подчиненными, все же правильней и практичней было бы устроить собрание, выслушать все мнения и объяснить, почему перемены желательны. Активно добиваясь согласия, руководитель оказывает очень сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель в свою очередь испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния путем убеждения возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель ощущает, что к нему или к ней переходит доля власти руководителя. Убеждение влияет тем, что доводит до сознания потенциального исполнителя, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит его или ее собственную потребность, какой бы она ни была.

4. Эффективное убеждение

Стараясь оказывать влияние на других, люди занимаются, выражаясь фигурально, "продажей", хотя и не так явно, как при продаже страховых полисов. Это особенно верно для организаций, в частности, когда у человека нет формальной власти над другим или когда он не может предложить никаких вознаграждений. Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов.

Руководитель должен заслуживать доверие. Его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень слушателя: она не должна быть слишком сложной, но и не должна быть упрощенной. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его слушателей. Дело только выиграло бы, если бы черты характера и поведение руководителя нравились бы его подчиненным. Многие аргументы и попытки "продать" что-то потерпели крах только потому, что потенциальному покупателю не понравилась именно личность продающего, а не его товар или услуга.

5. Убеждающие воздействия

Процесс убеждения человека включает в себя четыре убеждающих воздействия:

1 информирование;

2 разъяснение;

3 доказательство;

4 опровержение.

Информирование в процессе убеждения может быть реализовано различными методами. Среди них особое место занимает рассказ.

Рассказ представляет собой живое и образное изложение сути дела. Рассказ строится двумя путями:

· индуктивным (когда идут от общих положений к отдельным фактам) и

· дедуктивным (когда идут от отдельных фактов к обобщениям).

При индуктивном изложении воспитатель в начале рассказа должен поставить вопрос, ответом на который и станет весь последующий рассказ. Педагогическая практика показывает, что когда изложение предваряется вопросом, то основное сообщение воспринимается более активно.

При дедуктивном изложении вопрос ставится после сообщения главной мысли. Если вопрос поставить перед сообщением главной мысли, то следующая затем аргументация оказывается излишней.

Психологи считают, дедуктивный метод более действенным в отношении холериков, а для флегматиков предпочтительнее индуктивный метод. Такая зависимость не абсолютна, однако довольно высока: холерику присущ быстрый темп психической деятельности, отсюда он отдает предпочтение обобщениям; флегматик же, имея замедленный темп, склонен воспринимать сначала отдельные факты, а потом уже обобщения.

Разъяснение. Выделяют следующие основные виды:

· инструктивное;

· повествующее;

· рассуждающее.

Инструктивное разъяснение проводится тогда, когда от человека требуется запомнить, что и как нужно делать. При таком разъяснении задействуется не столько мышление человека, сколько его память. Такой прием не нравится творческим натурам и лицам с художественным типом мышления. Для человека с алгоритмическим типом мышления, привыкшим к строгим указаниям, инструктирование не порождает противодействия.

Повествующее разъяснение сродни рассказу, может быть использовано воспитателем при изложении фактов в виде живого повествования, которое приводит к определенным выводам. Лишь некоторые личности предпочитают такой вид разъяснений.

Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что военнослужащий должен сам ответить на поставленный воспитателем вопрос "за" или "против". Вопрос призван побудить военнослужащего самого дать ответ. Нельзя требовать ответа, в этом случае рассуждающее разъяснение теряет смысл и превращается в инструктирующее. Преимущество рассуждающего разъяснения в том, что военнослужащий в процессе поиска ответа ощущает собственную значимость. Такой вид разъяснения предпочитают личности творческие и инициативные. Они предпочитают активное участие в общении. Для военнослужащих такого личностного типа важно активизировать их мыслительную деятельность.

Доказательство строится на законах логики:

· законе тождества;

· законе противоречий;

· законе исключающего третьего;

· законе достаточного основания.

Суть закона тождества в том, что каждая мысль в процессе рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Закон тождества следует учитывать в условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий.

Закон противоречия проявляется в том, что два суждения, из которых в одно м утверждается нечто, а в другом то же самое отрицается, не могут быть оба истинными.

Закон исключенного третьего проявляется в том, что из двух отрицающих друг друга суждений одно непременно истинно, другое - ложно, а третьего - не дано. Из этого закона следует, что нельзя быть одновременно согласным с двумя взаимоисключающими утверждениями.

Закон достаточного основания. Суть закона заключается в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями) истинность которых проверена практикой.

Опровержение в логическом плане обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая воспитываемому лицу свою мысль, командир тем самым опровергает другую, то есть ту, которой придерживается его собеседник. С позиции психологии воспитатель в ходе опровержения создать, тем не менее, условия для нахождения решения, не ущемляющего достоинства собеседника. В этом случае воспитатель одерживает "красивую победу".

Люди могут поддаваться убеждению в разной степени. Специалисты отмечают что убеждению практически не поддаются:

1. Люди с ограниченной фантазией, не наделенные богатством воображения и не способные к яркому, эмоциональному воображению.

2. Внутренне ориентированные личности, для которых собственные переживания значат куда больше, чем переживания других.

3. Неконтактные люди, проявляющие признаки отчужденности, слабой эмоциональной привязанности к другим, с выраженным предпочтением к обособленной деятельности, имеющие слабую связь с формальными и неформальными группами.

4. Люди с явно выраженной агрессивностью или потребностью во власти над другими.

5. Лица, проявляющие открытую враждебность к людям, окружающим их в повседневной жизни.

6. Крайнюю степенью сопротивляемости убеждению обнаруживают индивиды с параноидальными тенденциями (с бредовыми идеями) и "криминальные психопаты" (люди с ярко выраженными антисоциальным поведением)

Список литературы:

1. Попов Л.Л. Убеждение и принуждение. М., "Московский рабочий", 1968

2. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М.: Наука, 1991. 215 с.

3. Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998. 208 с.

4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбИВЭСЭП, 1999. 496 с.

5. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 191 с.

6. Шейнов В. П. Искусство убеждать - М.: Изд. "ПРИОР", 2001 - 304 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение понятия и основных задач ораторского искусства - формы красноречия, одного из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей. Культура ораторской речи. Способы установления контакта с аудиторией.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия. Краткое описание ораторов гомеровской Греции. Сократ и Платон как создатели теории "подлинного красноречия". Сочинение Аристотеля под названием "Риторика" и ораторское искусство Демосфена.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Внеязыковое влияние воздействующей и убеждающей речи, произносимой профессионалом-оратором с целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения. Политическая деятельность и искусство красноречия Цицерона, его риторические трактаты.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Исследование ораторского искусства как одного из специфических видов человеческой деятельности. Зарождение риторики как науки в Древней Руси. Изучение правила речевого воспитания и поведения в сохраненных сочинениях. Развитие культурно-речевых традиций.

    доклад , добавлен 16.12.2015

    Сущность ораторского искусства и речи. Определение, предмет и содержание современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Особенности древнерусского красноречия. История развития риторики в работах русских ученых по ораторскому искусству.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2010

    История развития ораторского искусства. Роль красноречия в Древнем мире, пути развития ораторских качеств. Законы и принципы риторики. Основные этапы публичного выступления. Требования, предъявляемые к оратору, согласно правилам классической риторики.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2013

    Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом. Разнообразие жанров ораторского искусства. Владение техникой говорения. Виды речей. Подготовка оратора.

    доклад , добавлен 31.10.2008

    Ознакомление с разными трактовками понятия аргументации в логике, риторике и лингвистике. Сущность красноречия как особого вида искусства. Рассмотрение структуры и семантико-прагматических свойств аргументативных высказываний в политическом дискурсе.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2012

    Определение современной риторики и ее предмета. Общая и частная риторика. Особенности античного риторического идеала. Расцвет древнерусского красноречия. Особенностb публичной речи. Роды и виды ораторского искусства. Деловое общение и коммуникации.

    шпаргалка , добавлен 22.12.2009

    Теория риторики Марка Туллия Цицерона. Основные виды речи по Аристотелю: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Горгий как крупнейший учитель красноречия в V веке до н.э. Основные концепции ораторского произведения по Исократу.

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.



Похожие статьи