Информационное общество появилось с появлением. История развития и современное положение информационного общества. А сколькостоит написать твою работу

В 1999 году была разработана Концепция развития информационного общества в РФ. Ее цель состоит в определении пути построения коммуникационной системы, основных приоритетов, положений и условий государственной политики в сфере связи. В документе обосновывались социально-экономические, культурные и прочие предпосылки для формирования отдельных элементов и установления их взаимосвязи в единой структуре.

Региональная интеграция способствует развитию глобального информационного общества и обеспечивает активное сотрудничество в регионах и между регионами. Региональный диалог должен способствовать совместному наращиванию национального потенциала и согласованию национальных стратегий с целями настоящей Декларации принципов при соблюдении национальных и региональных особенностей.

На пути к информационному обществу для всех, основанному на общих знаниях

Мы обязуемся укреплять сотрудничество в целях поиска общих мер реагирования на вызовы и осуществления Плана действий, в котором будет реализовано видение открытого для всех информационного общества на основе ключевых принципов, включенных в настоящую Декларацию.

История развития информационного общества

Она делится на четыре этапа. На каждом из них общество переходит на качественно новый уровень своего развития. Эти этапы определяют переломные моменты в существовании всего мира. История развития информационного общества началась с появления письменности. Она обусловила качественный скачок в становлении цивилизации. У людей появилась возможность накапливать знания в письменном виде, чтобы передавать их будущим поколениям. На этом этапе возникли качественно новые методы и средства сбора и обобщения данных. История развития информационного общества тесно связана с книгопечатанием. В середине XVI в. начался новый этап, в рамках которого происходили глубокие изменения в культуре цивилизации, организации человеческой деятельности. Книгопечатание считается одной из первых коммуникационных технологий. Люди не просто получили новые средства сбора, накопления, систематизации сведений. Благодаря массовому распространению печатных изданий стали общедоступными. Это, в свою очередь, способствовало более активному целенаправленному и самостоятельному развитию личности. Значение этого этапа состоит в появлении более совершенного способа хранения знаний.

Мы твердо убеждены в том, что мы коллективно вступаем в новую эру огромного потенциала, а именно в информационное общество и расширяем человеческое общение. В этом формирующемся обществе информация и знания могут быть получены, обменены, переданы и переданы по всем сетям мира. Вскоре люди, если мы предпримем необходимые действия, вместе построим новое информационное общество, основанное на общих знаниях и основанное на глобальной солидарности и лучшем взаимопонимании между народами и народами. Мы верим, что эти меры откроют путь к будущему развитию истинного общества знаний.

Переломные этапы

В конце XIX столетия было изобретено электричество. Благодаря этому появилось радио, телеграф и телефон. Эти средства позволили оперативно передавать сведения в любом объеме. Четвертый этап связан с появлением микропроцессорной технологии и созданием персональных компьютеров. На смену электрическим и механическим средствам преобразования данных пришли электронные. Это способствовало миниатюризации устройств, узлов, машин, приборов, появлению программно-управляемых процессов. История развития информационного общества, таким образом, представляет собой достаточно продолжительный процесс, начавшийся еще в далекой древности. На последнем этапе человечество получило средство усиления своей в качестве которого выступает компьютер.

Развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов Республики Беларусь и считается национальной задачей, которая требует совместных усилий правительства, бизнеса и гражданского общества. Между тем информационные и коммуникационные технологии играют роль инструмента, необходимого для развития высокотехнологичного сектора экономики, улучшения институционального и создания благоприятной бизнес-среды.

Были созданы следующие инфраструктурные проекты по информатизации всех сфер жизни. Создана и функционирует государственная система управления открытыми ключами; Создана межведомственная система электронного документооборота, которая является основным методом обмена информацией между государственными учреждениями и организациями. Разработана и внедрена Национальная автоматизированная информационная система, предназначенная для интеграции государственных информационных ресурсов и автоматизации работы государственных учреждений, предоставляющих электронные услуги; Создан Национальный центр электронных услуг, являющийся оператором межведомственных информационных систем, предоставляющих платные и бесплатные электронные услуги государственным учреждениям, организациям и отдельным лицам.

Ситуация в РФ

Развитие информационного общества Российской Федерации началось сравнительно недавно. В течение последних нескольких десятилетий были четко осознаны реальные пути и предпосылки для формирования и совершенствования коммуникационной системы в стране. Развитие информационного общества в России отличается глобальным характером. Оно предполагает неизбежное присоединение государства к мировой коммуникационной системе. Использование духовных и материальных информационных благ может обеспечить гражданам страны достойную жизнь, необходимые условия для совершенствования личности, экономическое процветание. Государство должно присоединиться к развитым державам на правах равного участника с сохранением своей политической независимости, культурных традиций, национальной самобытности. Основные признаки и черты, а также направления развития информационного общества в РФ будут окончательно сформированы до конца первой четверти 21-го века.

Завершено количество крупных промышленных проектов, через которые оказываются услуги в следующих областях. Экономика и торговля Все конкурентные виды процедур государственных закупок проводятся клиентами только с помощью электронной торговой платформы.

Создается Национальная автоматизированная система процедур таможенной декларации, позволяющая участникам международной торговли предоставлять таможенным органам информацию в форме электронных таможенных документов и электронной предварительной информации; разработан и внедрен системный проект по модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры таможенных органов для повышения эффективности и качества информационных услуг, предоставляемых заинтересованным лицам; обеспечивается интеграция с государственными информационными ресурсами министерств и ведомств.

Особенности

Развитие информационных технологий и информационного общества в РФ должно осуществляться в сопровождении с:

  1. Формированием единого коммуникационного пространства в стране как части мировой системы.
  2. Полноправным участием государства в экономической и информационной интеграции народов, регионов и развитых держав.
  3. Становлением и доминированием впоследствии новых основывающихся на массовом применении перспективных программ, средств ВТ и телекоммуникаций.
  4. Созданием и совершенствованием рынка знаний и информации как производственных факторов, дополняющих рынки природных ресурсов, капитала и труда.
  5. Усилением роли коммуникационной инфраструктуры в рамках массового производства.
  6. Повышением качества образования, культурного и научно-технического развития на основе расширения возможностей систем коммуникаций на международном, региональном и национальном уровнях.
  7. Формированием эффективной системы по обеспечению прав социальных институтов и отдельных граждан на свободный доступ, распространение и использование публичных данных как важнейшего условия демократизации.

Все процессы развития информационного общества в РФ должны проходить при непрерывном участии и поддержке государства.

Разработано государственное картографическое интернет-сервис с возможностью установки на любом веб-сайте для бесплатного или платного использования. Образование Разработана республиканская система информационной поддержки сертификации учителей, системы электронного приема в университетах и ​​системы дистанционного повышения квалификации для специалистов и специалистов в области профилактики и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Продолжается работа по развитию республиканской системы медико-санитарной консультации. Трудовая и социальная защита Разработана автоматизированная информационная система Фонда социальной защиты населения для онлайнового предоставления плательщиков персонифицированными документами учета; информационный портал Государственной службы занятости и информационная линия по вопросам социальной защиты.

Предпосылки

Изобретение компьютера - далеко не последний период развития. Информационное общество проходит множество этапов, длительность которых и скорость различна. Необходимость в качественно новых преобразованиях в сфере коммуникации обуславливается изменением характера влияния НТП на человеческую жизнь. К концу XX века существенно увеличилась скорость смены технологического уклада в производстве, технологий предоставления услуг и продукции, управления этими процессами. В начале или даже в середине столетия такие перемены происходили в течение временных промежутков, по своей длительности существенно превышавших продолжительность жизни 1-2 поколений людей, то сегодня эти периоды существенно сократились. Переход на каждый последующий уровень сопровождается кардинальными изменениями образа жизни подавляющего большинства граждан, социально-психологической модели поведения в целом.

Программа состоит из трех подпрограмм. Среди проектов: электронная школа, электронный рецепт, электронный регистр административных процедур и т.д. «Хорошо» в Интернете и в гражданском обществе как глобальном информационном обществе. Распространение Интернета ограничило ожидания. Некоторые утверждают, что мир является киберспортом, который имеет свои собственные нормы использования технологий и общения друг с другом. Технические и институциональные структуры киберпространства и ценности, которые они воплощают, рассматриваются как основные составляющие модели «хорошего» общества, в котором хорошие технические нормы соответствуют хорошим социальным нормам.

Глобализация коммуникационной сферы

В течение нескольких последних десятилетий в России сформировались определенные факторы, которые можно рассматривать как ключевые предпосылки к становлению информационного общества в стране. К ним в первую очередь относят глобализацию коммуникационной системы. Информация в последнее время выступает как общественный ресурс развития. Она используется в таких масштабах, которые вполне сопоставимы с применением традиционных ресурсов (сырья, энергии и пр.). Таким образом, страна вышла на достаточно высокий уровень развития информационного общества за относительно короткий срок.

В статье описывается «хороший» Интернет, изучая развитие его технической, институциональной и нормативной структуры. Ценности науки, скептицизм или оппозиция иерархам, коллективное доверие к ответственному «сетевизне», а также новые, открытые и «демократические». Прошло много времени с тех пор, как Интернет использовался в прошлом, но это был большой успех на протяжении многих лет.

Старые нормативные и институциональные элементы Интернета. Национальные и международные политические инициативы. Не только крупные корпорации и правительства, но и добровольные ассоциации, международные организации, частные консорциумы и сообщество пользователей. Глобальное гражданское общество задумывается как саморегулируемое информационное общество, основой которого является глобальный Интернет.

Рынок телекоммуникаций

Специалисты отмечают, что в России он сформировался и вполне эффективно развивается. Несмотря на спад в экономике, наблюдается расширение парка ЭВМ, ускоренное совершенствование средств и систем телекоммуникаций. Достаточно интенсивно растет число и абонентов открытых мировых систем. Велико в России количество пользователей Интернета. Кроме этого, отмечается успешная телефонизация населения, расширение рынка средств сотовой связи.

С распространением Интернета ожидания о том, что электронные средства массовой информации вызовут глубокие процессы социальных изменений, получили новую пищу. В некоторых случаях даже утверждается, что киберсообщество развивается вне реального общества, которое имеет свои собственные стандарты общения и понимания своих граждан как с технологиями, так и друг с другом. Технические и институциональные структуры киберпространства и воплощенные в них ценности идеализируются как вспомогательные элементы модели «хорошего» общества, в котором соответствуют хорошие социальные и технические стандарты.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

Основными целями в сфере коммуникации и связи выступают:

  1. Интеграция страны в Это должно обеспечить значительное повышение качества жизни граждан, социально-политическую устойчивость всего государства.
  2. Формирование развитой информационной среды в стране.

В ближайшее время переход к новой коммуникационной системе должен рассматриваться в качестве необходимого условия выхода государства из сложившегося экономического кризиса. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации предполагает создание и внедрение инструментов для эффективного преодоления сложностей, имеющих место в духовной, социальной и политической жизни. Формирование коммуникационной среды выступает в качестве фактора интеграции сознания людей вокруг гуманистических ценностей, национальных традиций. Качественно новая система должна стать инструментом укрепления государства, социально-экономического выравнивания качества жизни в регионах страны.

В статье «хороший» Интернет набросается путем анализа развития его технической и институциональной и нормативной структуры. По сей день они по-прежнему влияют на самооценку и внешний имидж интернет-сообщества, хотя Интернет стал социально неоднородным и технически мультимедиальным с развитием Всемирной паутины. Старые нормативные и институциональные элементы сети теперь способствуют глобальному распространению Интернета. Национальные и международные политические инициативы, направленные на создание глобальной информационной инфраструктуры, основаны на модели Интернета.

Участие власти

Информационная стадия развития общества не может быть эффективной в отсутствие поддержки со стороны государства. Правительство страны играет ключевую роль в эффективном обеспечении процедуры становления единой коммуникационной системы. Государство:

  1. Координирует работы разных участников процесса информатизации.
  2. Обеспечивает совершенствование демократических институтов в стране.
  3. Сохраняет политические, правовые, экономические механизмы, регламентирующие порядок деятельности участников.
  4. Создает нормативную базу, методы и формы административного регулирования, адекватные современным условиям и способствующие притоку инвестиций, формированию справедливой конкуренции.
  5. Предоставляет свободу выбора деятельности предпринимательским структурам, которые заинтересованы в развитии производства и расширении отечественного рынка.

При отсутствии у государства эффективных финансовых механизмов, способных обеспечить переход к единой системе, стратегия развития информационного общества реализуется за счет формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в сфере коммуникации и связи.

Это не только крупные компании, но, конечно, не правительства, а добровольные ассоциации, международные организации, частные консорциумы, а также сообщество пользователей, которые хотят продвинуть проект вперед. Глобальное гражданское общество должно быть самоорганизованным информационным обществом с глобальным Интернетом в качестве основы.

В Интернете отдельные духи разделяются. Это правда, что этот электронный коммуникационный и информационный носитель вызовет глубокие социальные изменения, но их конкретное выражение и, прежде всего, их оценка, противоречивы. Это связано также с тем, что Интернет сегодня, как видно из некоторых общих технических спецификаций, вряд ли является единой сетью, которую можно легко обобщить. Тем не менее, настоящие эмпирические исследования по развитию, развитию и текущим проблемам управления сетью, с одной стороны, а также по шаблонам и последствиям использования, включая развитие виртуальных сообществ, с другой стороны, обобщают технические, институциональные и нормативные структуры Интернета.

Инструменты регулирования

Стратегия развития информационного общества в РФ наделяет государство ролью катализатора происходящих перемен. Для этого правительство:

Важный момент

Стратегия построения информационного общества требует активной пропагандистской и психологической поддержки населения. Гражданам должны быть понятны ее программные мероприятия и базовые положения. Населению необходимо разъяснять социальную направленность перехода. Люди должны понимать необходимость построения качественно нового информационного общества. Для этого ее необходимо обосновать и довести до населения через СМИ. При реализации стратегии необходимо также учитывать отечественный и зарубежный опыт, анализировать программно-целевые методы организации деятельности в сфере коммуникации и связи. Все мероприятия должны обладать интегрирующим характером, ориентироваться на объединение различных коммерческих и ведомственных проектов.

Эти структуры и ценности, воплощенные в них, иногда характеризуются как опорные элементы «хорошего» общества, в котором хорошие технические и хорошие социальные характеристики взаимно стабилизируются. Технологически-социологический аспект связан с институциональной перспективой. Можно сказать, кстати, что истории успеха, такие как интернет, особенно те, которые являются американскими, заманчиво прославляют личные новаторские достижения, которые были бесспорными, и подчеркивали важность общественных и институциональных факторов.

Временно относительно далеко идущие события и решения вызвали процессы технического и социального развития, структурные эффекты которых продолжаются и по сей день. Это прежде всего трансцендентальные технические структуры и традиционные нормативные принципы использования и дизайна Интернета, то есть ранние структурные и институциональные элементы, которые имеют в виду, когда в Интернете упоминается добро. Это интересно с технической-социологической точки зрения, поскольку технические факторы классифицируются как нормативно классифицируемые эффекты.

Заключение

Стратегия обладает общегосударственным надведомственным характером. За счет этого обеспечивается возможность для координации усилий всех субъектов, участвующих в этом глобальном переходе. Немаловажно обеспечить смещение процессов от центра страны к периферии. Необходимо широкое привлечение муниципальной и региональной власти к реализации целевых коммуникационных программ.

Лессиг упоминает четыре совокупности факторов - он также говорит о «ограничениях», которые «регулируют» действия актеров, как он говорит. Например, в киберпространстве существуют протоколы для связи между компьютерами и для передачи данных, или это программное обеспечение для их шифрования. Такие технические факторы свидетельствуют о особой эффективности Лессига, поскольку они действуют почти автоматически на поведение. Они являются самоисполняющимися, а эффективность законов и социальных норм также зависит от того, что девиантное поведение фактически санкционировано.

Примерные ответы на профильные билеты

Е.А. Еремин, А.П. Шестаков

Продолжение. Начало см. в № 19–24/2006, 1, 4, 5/2007

Билет № 14

1. Основные этапы становления информационного общества. Информационные ресурсы государства, их структура. Образовательные информационные ресурсы. Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.

Развитие новых информационных технологий и их быстрое проникновение во все сферы жизни породило новое направление в современной информатике - социальная информатика , включающее в себя следующую проблематику:

Примеры поведенческой эффективности технических архитектур в реальном мире многочисленны. Мы входим в здание через двери и не лезем через окно, и мы видим, что мы используем лифт, чтобы добраться до пола, мы не хотим, чтобы он был исчерпан. В киберпространстве мир, который является чисто технически сформированным, где существуют даже технические субъекты, так называемые агенты, особенно эффективен эффект от воздействия технологий. Например, если вы игнорируете определенные правила для адресации электронной почты, электронное письмо не продвигается.

· информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;

· закономерности и проблемы становления информационного общества;

· развитие личности в информационном обществе;

· информационная культура;

· информационная безопасность, а также другие проблемы, близкие к данным.

В последней трети XX в. все увереннее зазвучали голоса специалистов (в первую очередь социологов, философов, информатиков), утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом и большинства его членов ведет к качественному переходу общества в новое состояние.

Само название “информационное общество” впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования, т.е. информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. При этом стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Академик В.А. Извозчиков предложил считать информационным (компьютеризированным) то общество, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика и другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д. (под телематикой понимается обработка информации на расстоянии).

Существуют и иные подходы к определению информационного общества. Тем не менее основные его признаки выделяются достаточно устойчиво. В таком обществе:

· любой его член, группа членов, любая организация или учреждение в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях;

· доступны современные информационные технологии и средства связи;

· создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

Информация всегда играла огромную роль в жизни общества и отдельного индивидуума. Владение информацией, доминирование на информационном поле с древнейших времен было необходимым условием наличия власти у господствовавшей социальной группы.

Развитие средств хранения, передачи и обработки информации в истории человеческого общества шло неравномерно. Несколько раз в истории человечества происходили радикальные изменения в информационной области, которые называют информационными революциями.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления, распространения знаний и передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Внутри этой революции весьма значимым оказался переход от пиктографического и иероглифического письма к алфавитному, что сделало письменность более доступной и в значительной степени способствовало смещению центров цивилизации в Европу.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Появилась возможность не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной; грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом в развитии средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Именно в этот исторический период началось зарождение того процесса, который в наши дни называют глобализацией. Прогрессивные средства передачи информации в значительной мере способствовали бурному развитию науки и техники.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Отметим, что не появление компьютеров в середине XX в., а именно создание микропроцессорных систем обусловило данную информационную революцию. Возникшие вскоре компьютерные телекоммуникации радикально изменили системы хранения и поиска информации. Именно четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, определившим появление нового термина - “информационное общество”.

Парадоксально, но по мере перехода от этапа одной информационной революции к другой нарастали проявления так называемого “информационного кризиса” - явления, важнейшей чертой которого является превышение того уровня объема информации, за которым находится способность человека воспринимать и анализировать ее. До изобретения книгопечатания образованный европеец, знавший три-четыре языка, мог прочесть практически всю европейскую литературу и отследить почти полностью значимую общественно-политическую информацию. В результате второй информационной революции стало невозможно прочитать все имеющиеся книги, а в результате третьей - полностью отследить оперативную информацию. Это и были первые проявления информационного кризиса. Данные процессы небезобидны, так как принятие важных решений требует полного владения информацией по соответствующей проблеме, ее осмысления и анализа.

В полной мере информационный кризис проявился к середине XX в. Потоки информации стали столь огромными, что человек уже не мог воспринимать их и анализировать в полной мере. Это касается даже относительно узких сфер человеческой деятельности. Например, порой бывает проще и экономически целесообразнее выполнить определенную научно-техническую разработку, нежели найти полную информацию о ней. Подобные явления ведут к разобщенности и определенной растерянности специалистов и тех, кто принимает ответственные решения. Возникновение больших потоков информации было обусловлено:

· постоянным увеличением числа периодических изданий по разным областям знаний. Так, если в начале XX в. число ежемесячных физических журналов, чтение которых позволяло научному работнику быть полностью в курсе событий, не превышало десяти, то к концу века их стало выходить на порядок больше; при этом объем каждого выпуска увеличился во много раз;

· чрезвычайно быстрым ростом числа книг, документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты различных видов научной и практической деятельности.

Описанное явление, наступившее в информационной сфере к середине XX в., часто характеризуют как информационный взрыв. По оценкам специалистов, общая сумма знаний менялась на начальном этапе развития цивилизации очень медленно, но уже начиная с 1900 г. период удвоения объема знаний составил 50 лет, с 1950 г. - 10 лет, с 1970 г. - 5 лет, к концу XX в. - 1 год.

Информационный кризис породил ряд негативных явлений. Среди них отмечают:

· противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и постоянно нарастающими информационными потоками;

· существование огромной избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной информации;

· укрепление образовательных, экономических, политических и других социальных барьеров, препятствующих распространению информации.

Одна из задач информационного общества - смягчение последствий информационного кризиса. Следует, однако, отчетливо сознавать, что если внедрение компьютеров и информационных технологий в экономику, промышленность, средства переработки и передачи информации, иные сферы профессиональной деятельности и повседневной жизни человека позволяет решить многие проблемы технически, то в социальном плане это не всегда удается. Свидетельством этого являются, в частности, растущие проявления информационного неравенства на пути продвижения к информационному обществу.

Определимся с понятием информационного ресурса. Ресурс - это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма и частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов: материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые.

Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы . Значимость информационных ресурсов постоянно растет; одним из свидетельств этого является то, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию информационных ресурсов. Юридическая формула, принятая в Федеральном законе России “Об информации, информатизации и защите информации”, гласит: “Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)”. Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Во всех документах и массивах документов, о которых говорилось ранее, в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Эти знания зачастую уникальны; их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения и т.п.

Вместе с тем, как и многие другие юридические формулы, приведенное определение информационных ресурсов сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не все в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационным и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом генерируется дополнительная информация. Вместе с тем необходимо понимать, что информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами - техникой, энергией, сырьем и т.д., информационный ресурс реализуется как нечто материальное.

Любая попытка дать классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы, по тому, к чему относится информация);

· форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.) и другие принципы.

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы сети Интернет можно разделять по их назначению и формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы . Это понятие сформировалось не так давно, в начале 1980-х гг., в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки. Возможный способ их классификации представлен в :

В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и часто накапливаются быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают в себя многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Без сводов законов, кодексов, нормативных актов и других видов правовой информации не может существовать ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

Наряду с национальными информационными ресурсами можно выделить такие категории, как информационные ресурсы предприятия (организации), информационные ресурсы частного лица и т.д. Разумеется, эти категории не обладают той степенью общности, которая отражена на приведенной выше схеме, а зависят от вида организации, специальности и интересов конкретного лица.

Образовательные информационные ресурсы разного рода учебных заведений имеют примерно схожую структуру. Например, информационные ресурсы вуза могут быть согласно классифицированы так

В настоящее время значительное количество образовательных информационных ресурсов располагается в сети Интернет. Для их объединения, классификации существует государственный образовательный портал http://edu.ru .

Несколько слов об информационной этике и праве. Итак, что такое этические нормы? Этика (от греч. e-thos - обычай, нрав, характер) - это учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, государству и т.п. Таким образом, этические нормы есть то, что регулирует поведение людей и их отношения в повседневной жизни, - сложившиеся в данной местности обычаи, традиции и прочие “неписаные законы”, как их часто метко называют. Часто эти нормы и традиции просто не осознаются и выполняются “автоматически”. Скажем, воспитанный мужчина в помещении не будет ходить в шапке, а, здороваясь, прежде чем подать руку, снимет перчатку. Не все даже помнят, что эти действия восходят к рыцарским временам, когда они имели глубокий смысл: снимая защищавший голову шлем, рыцарь показывал свое доверие дому, в который вошел, а рука без перчатки демонстрировала открытость намерений. Все это давно утратило первоначальный смысл, но до сих пор сохраняется в качестве общепринятых обычаев. Некоторые современные молодые люди, правда, демонстративно не соблюдают принятые в обществе нормы поведения, пытаясь подчеркнуть собственную исключительность; к сожалению, кроме наплевательского отношения к окружающим, никаких других отличительных особенностей такие люди чаще всего не имеют, а их невысокий уровень развития не позволяет им это осознать.

Этические нормы могут существенно зависеть от региона, где проживают люди. Например, согласно существующим до сих пор традициям, в некоторых странах женщины должны закрывать свое лицо; можно считать это пережитком, но подобные нормы соблюдаются большинством населения. Хорошим примером этических норм являются традиции в выборе одежды (а иногда, в теплых странах, и сам факт ее наличия). Минимальный наряд, совершенно естественный на пляже, на званом вечере будет воспринят совершенно по-другому. Лауреат Нобелевской премии должен быть в смокинге, и хотя для российских ученых это иногда затруднительно, - положение обязывает!

Подчеркнем, что этические нормы как бы дополняют собой юридические, что позволяет эффективно регулировать повседневные отношения людей.

В информационной деятельности этические нормы тоже постепенно складываются. Особенно отчетливо они проявляются сейчас в Интернете, где юридические законы часто невозможно применять, но определенное понятие о том, “что такое хорошо и что такое плохо”, все же существует и поддерживается.

Для того чтобы представить себе, что нельзя делать в Интернете, заглянем на сайт yandex.ru , а точнее, в его пользовательское соглашение (www.yandex.ru/info/agreement.html ): документ, определяющий среди прочего и ограничения на деятельность пользователей. Там сказано, что последние не должны использовать контент (материал), “который является незаконным, вредоносным, угрожающим, клеветническим, оскорбляет нравственность, нарушает авторские права, пропагандирует ненависть и/или дискриминацию людей по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления в адрес конкретных лиц или организаций”. Особо подчеркивается недопустимость спама и всего, что с ним связано, публикации схем “пирамид”, многоуровневого (сетевого) маркетинга (MLM), “писем счастья”, материалов, содержащих вирусы, и других “вредоносных” кодов, а также направленных на помощь в осуществлении несанкционированного доступа или “взлома” коммерческих программных продуктов. Наконец, запрещается “размещение и пропаганда порнографии и детской эротики, а также реклама интимных услуг”, и, кроме того, нельзя публиковать материалы, “способствующие разжиганию национальной розни, подстрекающие к насилию над каким-либо лицом или группой лиц, либо к бесчеловечному обращению с животными, призывающие к совершению противоправной деятельности, в том числе разъясняющие порядок применения взрывчатых веществ и иного оружия, и т.д.”.

Одним из наиболее грубых нарушений в настоящее время является спам - несанкционированная рассылка электронных писем. Пока он сдерживается в основном этическими нормами, но, учитывая его постоянно растущий объем (по некоторым данным 3/4 всех электронных писем являются спамом), в отдельных странах делаются первые попытки законодательной борьбы с этим негативным явлением.

Перейдем теперь к правовым аспектам информационной деятельности. Они представляют собой довольно сложную область, поскольку творческая деятельность человека вообще трудно поддается формализации. Проблемы такого рода существуют во всех странах, но они решаются по-разному. В нашей стране, к сожалению, их во многих случаях просто игнорируют. Поэтому дальнейшее изложение будет разделено на две части: как должно быть по уже имеющимся у нас юридическим нормам, и как обстоит дело на самом деле.

Очень важно сказать, что автор может по-разному реализовывать распространение своего программного обеспечения. В частности, просто подарить свою программу, включая ее исходный текст, всем пользователям, разрешив применять все это по своему усмотрению. Такой способ распространения называется свободным . Свободные программы в особой охране не нуждаются, поэтому далее в соответствии с вопросом мы должны сосредоточить свое внимание на ПО, которое распространяется коммерческим путем и подлежит правовой охране.
К нему, в частности, относятся практически все широко распространенные продукты фирмы Microsoft.

Как должно быть

Базовые законы, которые являются фундаментом применения программ и баз данных, были приняты достаточно давно: закон № 3523-1 “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных ” - 23.09.92 и закон № 5351-1 (№ 110-ФЗ) “Об авторском праве и смежных правах ” - 9.07.93 с исправлениями и дополнениями от 19.07.95.

Познакомимся с наиболее важными положениями этих законов. Начнем с нескольких определений: это хороший путь, чтобы закон был однозначным и не вызывал разночтений. Основными объектами информационной деятельности на ЭВМ закон признает программу для ЭВМ и базу данных.

Программа для ЭВМ - объективная форма совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения”.

База данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ”.

Программы для ЭВМ или базы данных используются человеком в тех или иных целях. “Использование программы для ЭВМ или базы данных - это выпуск в свет, воспроизведение, распространение и иные действия по их введению в хозяйственный оборот”.

К сожалению, последнее определение “тянет за собой” еще три, что связано с разнообразием способов использования: мы можем пользоваться программами для ЭВМ или базами данных сами, а можем передавать их копии другим.

Выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ или базы данных - это предоставление экземпляров программы для ЭВМ или базы данных с согласия автора неопределенному кругу лиц (в том числе путем записи в память ЭВМ и выпуска печатного текста)”.

Воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных - это изготовление одного и более экземпляров программы для ЭВМ или базы данных в любой материальной форме, а также их запись в память ЭВМ”.

Распространение программы для ЭВМ или базы данных - это предоставления доступа для воспроизведения в любой материальной форме программы для ЭВМ или базы данных, в том числе сетевыми или иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы…”

А теперь, наконец, поговорим своими словами о правовой охране программы и данных. Начнем с того, что они рождаются благодаря автору. “Автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение”, в том числе программа или база данных. Отсюда очевидно, что автор должен обладать определенными правами на “свое детище”; их совокупность кратко называют авторским правом, которое, собственно, и является объектом правовой охраны.

Авторское право на программы для ЭВМ или базы данных возникает в силу их создания - не требуется какой-либо регистрации или иной формальной процедуры. Автор оповещает о своих правах путем указания знака охраны авторского права, состоящего из трех элементов: символа “©” или (“С”), наименования (имени) автора и года первого выпуска программы или базы данных.

Авторское право распространяется на любые программы и базы, как выпущенные, так и не выпущенные в свет (т.е. факт широкого распространения необязателен), независимо от материального носителя, назначения и достоинства.

Не следует смешивать авторское право с правами на их материальный носитель: грубо говоря, запись чужой программы на ваш диск еще не дает вам на саму программу никаких прав.

Программы могут быть написаны на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Пока не доказано обратное, все они считаются результатом творческой деятельности автора.

И еще одно очень важное положение. Авторское право распространяется только на саму программу (не случайно в определении говорится об объективной форме!). Идеи и принципы, включая “идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования”, под авторское право не попадают. Приведу в качестве примера “юридически чистый” принцип создания BIOS-компьютеров. Как известно, в BIOS имеется некоторый набор стандартных функций ввода-вывода, код которых, разумеется, защищен авторскими правами. Но можно поступить следующим образом. Создать две группы специалистов, первая из которых подробно изучит BIOS и опишет его функции, а вторая использует это описание как техническое задание. Поскольку вторая группа даже не знакома с оригинальным BIOS, то результат ее творчества хотя и будет делать то же самое, но никакого нарушения авторского права здесь не будет. Кстати, по аналогичной схеме были сделаны многие модели процессоров AMD, только в качестве источника информации использовалась официальная документация фирмы Intel.

Для случая баз данных правовая охрана распространяется на творческий труд по подбору и организации данных. Сами данные не обязательно являются объектами авторского права того, кто разработал базу. При этом, разумеется, включение в базу материалов не должно нарушать чьих-либо еще авторских прав: нельзя, например, создать базу данных из текстов рассказов писателя без его ведома и т.п. Все входящие в базу данные могут быть использованы независимо от нее.

Авторское право действует с момента создания программы или базы в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Некоторые авторские права могут передаваться по наследству; сейчас мы не будем обсуждать этот аспект, хотя бы потому, что программы живут слишком мало, чтобы пережить автора на 50 лет.

Истечение срока действия авторского права означает его переход в общественное достояние. Такие произведения могут свободно использоваться всеми. Общественным достоянием также считаются те произведения, которым ранее никогда не предоставлялась охрана (например, стихи Пушкина; применительно к программам это едва ли возможно).

Теперь, когда мы получили некоторое общее представление о возникновении и охране авторских прав, рассмотрим более подробно, в чем они состоят. Прежде всего, права бывают личные и имущественные.

Личные права:

· право на имя - право определять, в какой форме указывать имя (свое имя, псевдоним или анонимно);

· право на неприкосновенность (целостность) - т.е. право на защиту как самой программы или базы, так и их названий “от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора”.

Имущественные права состоят в исключительных правах автора на разрешение осуществления следующих действий:

· выпуск в свет;

· воспроизведение в любой форме и любыми способами;

· распространение (определения всех трех понятий были даны ранее);

· иное использование, включая модификацию, перевод с одного языка на другой и т.д.

Подчеркнем, что первая группа прав охраняется бессрочно и не передается по наследству. Вторая же, напротив, обладает ограниченным сроком действия и по наследству передаваться может.

Таким образом, закон предоставляет автору все права, связанные с распространением своего произведения (отметим, что под произведением понимаются не только программы и базы данных, но и литературные, музыкальные и другие произведения, копии фильмов, песен и т.п.). Все перечисленные выше действия без согласия автора незаконны.

Разумеется, автор может передавать свои имущественные права другим лицам, иначе, кроме композитора, никто не смог бы исполнять и даже слушать его музыку. Для этого заключается соответствующий договор с другими физическими или юридическими лицами. Смысл подобных договоров состоит в том, что автор получает причитающееся ему авторское вознаграждение, а за это тот, кто оплатил право на использование произведения, может его воспроизводить для себя, публично исполнять или даже тиражировать (например, фирма звукозаписи).

Существенным отличием от традиционной “пиратской” схемы является то, что тиражирование ведется по договору и, значит, с ведома и согласия автора, причем последний получает с этого четко оговоренное вознаграждение. При пиратском копировании автор даже не ставится в известность, а об авторском гонораре и говорить не приходится… (впрочем, мы несколько забежали вперед - сейчас мы говорим, как все должно быть по закону!).

В искусстве (например, музыке) авторские права реализуются сложнее, чем в использовании программ и баз данных. В последнем случае достаточно просто оплатить право пользования данным экземпляром программы. Строго говоря, при этом должен подписываться договор, но для упрощения процедуры закон допускает “применение особого порядка заключения договоров, например, путем изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных”. Такой договор принято называть лицензией . При этом важно понимать, что в случае несогласия с указанными условиями вы обязаны вернуть продукт, а начало его использования юридически означает признание вами этих условий.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы или базы, вправе без дополнительных разрешений осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы или базы на ЭВМ. При этом (обязательно обратите внимание!) запись и хранение в памяти ЭВМ допускаются в отношении только одной ЭВМ и только одного пользователя в сети, если особо не оговорено иное. Проще говоря, если вы приобрели программу и используете ее на своем компьютере, то, как бы ни уговаривал вас ваш лучший друг, по закону вы не имеете права отдать ему свой компакт-диск для установки.

Обычно для упрощения понимания сути однопользовательского соглашения используется аналогия с книгой. Представьте себе, что вы приобрели в магазине книгу. Вы можете читать ее сами в любое время, когда захотите, и даже дать ее почитать всем друзьям по очереди. Но нельзя сделать так, чтобы и вы, и ваши друзья читали одну и ту же книгу в разных комнатах одновременно! Точно так же обстоит дело и с программой. Добавим только, что, как правило, договор разрешает иметь еще одну, “страховочную” копию, но ее можно использовать исключительно для восстановления программы или базы данных. Такая копия “не может быть использована для других целей и должна быть уничтожена в случае, если дальнейшее использование этой программы для ЭВМ или базы данных перестанет быть правомерным” (например, при передаче программы или базы другому человеку).

Наконец, самое впечатляющее. “Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона…, в том числе ввозит в Российскую Федерацию экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторского права ”. Экземпляры программ для ЭВМ или баз данных, изготовленные с нарушением авторских прав, называются контрафактными . Распространение контрафактной продукции и ее использование преследуется по закону.

Как обстоит дело в реальности

А теперь вернемся на грешную землю. Наиболее наблюдательные читатели, конечно, обратили внимание на тот факт, что законы, о которых говорилось выше, приняты около десяти лет назад. За такое время результаты их применения (если бы они применялись) должны быть уже видны. Увы, особенно похвастаться нечем.

Психология времен холодной войны, когда мы крали программное обеспечение у “проклятых империалистов” и тем самым приближали торжество справедливости, не торопится уходить вместе с происшедшими в мире изменениями. К тому же отношение государства к интеллектуальному труду и, соответственно, к его результатам, мягко говоря, не улучшилось. Зато появились новые мотивы, почему не надо платить за ПО, - экономические. Люди быстро усвоили, что все определяет цена, а надо ли говорить, что цена пиратских дисков с программами на порядки ниже. Да, а еще мы бедные, у нас конечно же нет денег на покупку программ, а Билл Гейтс вон какой богатый (нехороший человек)…

Социологи без труда назовут еще множество причин, почему в нашей стране не соблюдаются авторские права на программное обеспечение. Многие люди просто не задумываются над этим вопросом, пока вокруг такое. И действительно, одна из главных причин - это, несомненно, безнаказанность. Тысячи последних версий Windows и MS Office (а это, как всем известно, коммерческое ПО) работают практически повсеместно, но все ли они установлены законно? Глядя на многочисленные совершенно легальные отделы продажи пиратских компакт-дисков, возникают серьезные сомнения. Некоторые более сознательные пользователи пиратов не поощряют, они устанавливают Windows с лицензионных дисков. Правда, с тех, с которых уже установлено 15–20 копий в их организации, что едва ли более законно.
В общем, создается впечатление, что кто-то выдал нашей стране на продукты Microsoft одну большую лицензию на всех. Кстати говоря, на большинстве пиратских дисков обычно один и тот же регистрационный код - так, может быть, это и есть номер той самой регистрации?

Сейчас, когда пишутся эти строки, в Пермском крае (что для авторов - пермяков - особенно актуально) проходит судебный процесс над директором сельской школы А.Поносовым, обвиняемом в незаконном использовании продуктов Microsoft в учебном процессе. Наши читатели уже наверняка знают, чем закончилась эта печальная история, нам же остается лишь посочувствовать коллеге, который, похоже, даже не сильно понимает, в чем его обвиняют. И немудрено L. Нашли одного конкретного пешехода и судят за переход улицы на красный свет…

Рассмотрим некоторые проблемы информационной безопасности и правовых норм в информационной сфере .

По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.

В России в 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.

К объектам информационной безопасности РФ относятся:

· все виды информационных ресурсов;

· права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;

· система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т.д.;

· информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;

· система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.

Национальные интересы РФ включают в себя:

а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;

б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;

в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;

г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.

Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства , которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:

· появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;

· велико различие уровней доходов семей учащихся;

· значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.

Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности.

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.

Коротко опишем некоторые законы, действующие в этой сфере в Российской Федерации.

Закон “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” дал юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определил, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор (или авторы) имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.

Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося отдельными пользователями и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Эта практика мешает становлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов.

Закон “Об информации, информатизации и защите информации” частично решает вопросы правового регулирования на информационном рынке защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением “персональной” информации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. Закон рассматривает информационные ресурсы в двух аспектах: как материальный продукт, который можно покупать и продавать, и как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Особое внимание обратим на статью 11 закона “информация о гражданах (персональные данные)”. В ней содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на основании решения суда), недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.

В 1996 году в уголовный кодекс был впервые внесен раздел “Преступления в сфере компьютерной информации”. Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших, к сожалению, распространенными:

· неправомерный доступ к компьютерной информации;

· создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

· умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

Отметим, что правовое регулирование в этой сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется в первую очередь соображениями этического порядка. Это значит, в данном случае, что государство не злоупотребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство, в любом его проявлении, низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества мы должны стремиться.

Литература

1. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учебное пособие для педагогических вузов / Под ред. Е.К. Хеннера. М.: Академия, 2004, 848 с.

2. Семакин И.Г. Информатика. 10-й класс / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004, 165 с.

3. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. Изд-во “Академический проект”. М., 2000, 350 с.

4. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990.

2. В готовом текстовом документе отформатировать заголовки различного уровня соответствующими стилями. Выполнить автоматическое формирование оглавления.

Стиль форматирования - набор элементов форматирования (шрифта, абзаца и пр.), имеющий уникальное имя. Любой абзац документа Word оформлен определенным стилем, стандартным или пользовательским.

В Word существует четыре основных вида стилей:

· стили символов;

· стили абзацев;

· стили таблиц;

· стили списков.

Стилевое форматирование имеет ряд преимуществ перед ручным:

· экономит время . Применить стиль как набор элементов форматирования значительно быстрее, чем применять их один за другим;

· способствует единообразию оформления документа . При ручном форматировании одинаковые по смыслу форматирования разделы могут отличаться своими форматами, применение же стиля вносит строгость в оформление документа;

· позволяет быстро изменить вид отдельных элементов во всем документе . В этом случае достаточно внести изменения в стиль, и оформление вступит в силу во всем документе.

Стили абзацев обычно объединяют элементы форматирования символов и абзацев и определяют вид абзаца. При этом должны быть заданы все элементы форматирования для абзаца.

Заголовки являются абзацами. Для их оформления используются специальные стили Заголовок 1 , Заголовок 2 и т.д., которые задают иерархию заголовков в документе. Если стиль необходимо применить к одному абзацу, то достаточно установить курсор в любое место этого абзаца или выделить необходимый фрагмент.

Стиль можно применить одним из способов.

· Панель инструментов Форматирование , список Стиль , выбрать нужный стиль.

· Панель задач Стили и форматирование , выбрать нужный стиль (для отображения панели задач использовать меню Формат-Стили и форматирование (см. рисунок)).

· Установить курсор в абзац-образец, щелкнуть кнопку на панели инструментов Стандартная , применить стиль по образцу к нужному абзацу, переместившись к нему.

Панель задач Стили и форматирование

Для того чтобы оглавление могло быть вставлено автоматически, при создании структуры документа (что уже отмечалось выше) все заголовки определенного уровня должны быть оформлены с помощью соответствующего стиля заголовка. Всего в иерархии заголовков возможно девять уровней.

Затем в соответствующем месте документа (если это оглавление, то в начале, если содержание - в конце) осуществляется вставка оглавления.

Это можно проделать одним из способов: меню Вставка-Ссылка-Оглавление и указатели или через панель инструментов Структура , инструмент Оглавление .

В диалоговом окне необходимо выбрать формат оглавления (т.е. один из вариантов оформления), ориентируясь на образец; заполнитель между последним словом пункта оглавления и номером страницы; задать, если необходимо, количество уровней заголовков в структуре документа, по которым собирается оглавление.


Диалоговое окно Оглавление и указатели, вкладкаОглавление

После этого оглавление можно вставить. Если что-либо в его оформлении не устраивает, вставку можно повторить. Довольно часто по ошибке стилем заголовков оформляют не являющиеся таковыми абзацы. Естественно, что они попадают в оглавление. Необходимо очистить у них формат заголовка, задав нужный стиль, и повторить вставку оглавления или произвести обновление оглавления: панель инструментов Структура ,кнопка Обновить оглавление .

3. Вычислить информационный объем сообщения исходя из вероятностного подхода.

Пример. Какова вероятность угадать в “Спортлото” три числа, если в карточке есть 49 номеров и зачеркивается 6 из них? Каков информационный объем сообщения о том, что угадано 3 числа?

Количество всех возможных способов заполнения карточки можно посчитать как количество сочетаний по 6 из 49:

Так как требуется получить одновременно три верных ответа из шести возможных верных и три ошибочных из общего числа сорока трех ошибочных, то количество верно угаданных трех чисел можно посчитать следующим образом:

Вероятность угадать в “Спортлото” три числа подсчитывается как отношение количества благоприятных событий к общему числу возможных вариантов заполнения карточки:

Информационный объем сообщения о том, что угадано три числа в “Спортлото”, можно посчитать по формуле

бита.

Задачи для решения

1. Сколько бит информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали “даму пик”?

2. Проводятся две лотереи: “4 из 32” и “5 из 64”. Сообщение о результатах какой из лотерей несет больше информации?

3. Какое количество информации о цвете вынутого шарика будет получено, если в непрозрачном пакете хранятся: 30 белых, 30 красных, 30 синих и 10 зеленых шариков?

4. Какое количество информации о цвете вынутого шарика будет получено, если в непрозрачном пакете хранятся: 10 белых, 20 красных, 30 синих и 40 зеленых шариков?

5. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже на третьей сверху полке. Какое количество информации передал библиотекарь Пете?



Похожие статьи