Образовательный портал. Конструктивный подход в разрешении проблем целостности личности

, 161.83kb.

  • Филатов Олег Павлович, профессор, доктор физико-математических наук рабочая программа , 114.22kb.
  • Практикум по психологии , 4549.93kb.
  • Л. В. Щербакова практикум по аналитической химии барнаул 2004 министерство образования , 957.22kb.
  • Практикум: «Оценка и повышение эффективности комплекса маркетинга» Анализ и «чистка» , 62.07kb.
  • ^

    Глава 7. Конструктивный подход в системном познании личности

    §7.1. Конструктивный подход в разрешении проблем целостности личности

    Во многих научных теориях, в том числе в теории эволюции личности, необходимо в методологическом плане опираться на понятие целостности. Это понятие является неотъемлемой чертой научного мышления, хотя оно не всегда упоминается в контексте решения задач, где рассматриваются особенности взаимоотношений целого и части. Кроме того, о целостности чаще говорится применительно к сфере конкретных исследований, что, однако, не свидетельствует о разрешении проблемы целостности в методологическом отношении. Очевидно, что понятие целостности одинаково необходимо как на уровне методологическом, так и на уровне конкретных исследований.

    Главным вопросом при этом является то, какие именно объекты являются элементарными и как они соотносятся между собою в целостной структуре, представляющей все эти объекты вместе. Например при определении элементарной структуры в эволюции человеческих индивидов, с одной стороны, мы судим об этом процессе, исходя из потребностей и возможностей индивидов, но, с другой стороны, нельзя объяснить адаптацию человечества только на уровне составляющих его индивидов. Н. В. Тимофеев-Ресовский, рассматривая подобную проблему в теории биологической эволюции, отмечает, что объяснение эволюционных преобразований должно строиться на уровне такой целостности, как популяция, выступающей в форме «...совокупности индивидов, населяющих в достаточном количестве определенную территорию, в пределах которой осуществляется та или иная степень., свободного и случайного скрещивания и перемешивания» .

    С другой стороны, представители бихевиоризма абсолютизируют значение элементарной структуры «стимул-реакция», вследствие чего поведение не только отдельных людей, но и всего человечества объясняется путем сведения самых разнообразных явлений его развития к функционированию указанных структур в их различных сочетаниях. Понимая, очевидно, что такое сведение является неадекватным, Э. Толмен, представитель следующего поколения бихевиористов, уже предлагает понимать связь «стимул-реакция» не элементарно, а как сложное образование, имеющее собственную структуру. Э. Толмен фактически пытается таким образом разрешить проблему взаимоотношения части и целого, хотя и не приходит к радикальному выводу о пересмотре всей концепции бихевиоризма.

    В социальной и культурной антропологии XIX - XX веков проблема целостности также является наиболее сложной. Все основные течения этой науки: эволюционизм, функционализм и диффузионном по-разному приходили к ответу на вопрос, что есть исходная целостность. Эволюционизм исходит из того, что целым является этнографическая общность. Смена общностей представляется в таком случае простым замещением одной общности другой: от предыдущих стадии развития в новой его стадии остаются одни только несущественны элементы, так называемые «пережитки».

    Диффузионизм, наоборот, исходит из того, что развитие человечества представляет процесс распространения, диффузии отдельных культурных черт или элементарных структур. Понятно, что здесь на первом плане находится не целостность, а частности, несмотря на то, что антропологи-диффузионисты пытаются придать им объективное значение. Это достигается, по их мнению, тем, что частные признаки рассматриваются как существенные - в противопоставлении признаками случайным.

    С точки зрения функционалистов, любой элемент культуры выполняет в ней существенно важные функции, а поэтому сама культура - это единство всех ее элементов. Если функциональные потребности в сфере культуры изменяются, то возникают новые существенные функции, и механизм диффузии оказывается совершенно излишним. Концепция функционализма кажется наиболее предпочтительной, но в ней обнаруживается недостаток другого плана: целое здесь есть сумма составляющих его элементов. А такой подход вызывает вопросы в связи с тем, что на самом деле целостность вряд ли сводится к простой совокупности некоторых элементов.

    Если целое понимается суммативно, то оно не представляет собою интегративного образования, например такого, как личность человека. Личность не может пониматься как механическое соединение одинаковых по своему значению и смыслу частей. Суммативные концепции личности, построенные путем сведения целого к сумме отдельных его частей, являются абсолютно редукционистскими, поскольку вообще всякое сведение одного к другому и есть редукционизм. При этом сам по себе редукционизм не должен иметь ни положительной, ни отрицательной оценки: этот метод сведения является очень распространенным в науке и в обыденной человеческой практике.

    Но в науке, где постоянно применяется аналитический подход, требующий последовательного расчленения некоторой целостности, очень часто утрачивается интегративное понимание этой целостности. Итегративность - это характеристика целостности, выражающаяся в приобретении ею, в результате установления многозначных связей ее элементов, новых свойств, которыми ни один из этих элементов в отдельности не обладает. Значит, интегративная целостность не обладает свойством редукции: интегративная психика человека, например, не может быть понята как простое соединение составляющих ее психических образований.

    Последнее утверждение противостоит распространенному мнению о целостности как о таком образовании, которое определяется формулой: «целое больше суммы частей». По этому поводу И. В. Блауберг и Б. Г. Юдин предлагают совершенно точный ответ: «...это выражение логически уязвимо, поскольку оно указывает лишь на количественную сторону дела ("больше") и неявно исходит из предположения об аддитивности свойств целого: целостность здесь представляет своеобразный остаток от вычитания суммы частей из целого» . «Логически уязвимой» является и обратная формулировка: «целое меньше суммы частей». Но как первая, так и вторая формула одинаково часто встречаются при определении существа исходных позиций исследователей, занимающихся проблемами целостности. Важно только хорошо представлять, что эти формулы нельзя понимать буквально в количественном их смысле.
    ^

    §7.2. Дифференциация форм системного конструирования

    Процесс научно-теоретического конструирования концепций некоторых исследуемых объектов может осуществляться различными путями, на основе различных исходных формулировок. Возможно, что такое конструирование не всегда будет приводить к адекватным результатам. В целом эти результаты могут быть классифицированы следующим образом.

    1. Инструктивное следование исходной формулировке, когда результат не приносит ничего нового и не продвигает вперед научное познание исследуемого объекта. Исследователи в данном случае действуют не творчески, а инструктивно, алгоритмически, а поэтому естественно возникают сомнения по поводу продуктивности указанной формулировки.
    2. Деструктивное преувеличение смысла исходной формулировки, когда объем ее понимания неоправданно расширяется за счет привлечения все новых и новых примеров, якобы свидетельствующих в ее пользу. Таким образом, исходная формулировка приводится к абсурду: исследователи, действуя как бы из лучших побуждений, на самом деле приходят к разрушительному, деструктивному для этой формулировки финалу.
    3. Реконструктивное использование исходной научной идеи, когда она тщательнейшим образом воспроизводится, несмотря на изменившиеся условия познания развивающегося объекта. В этом случае научная идея как бы «тормозит» дальнейшее познание этого объекта, несмотря на титанические, творческие попытки «подогнать» изменяющийся объект под ранее сложившуюся концепцию.
    4. Конструктивный подход в применении исходной концепции, состоящий в том, что каждый раз, в новой ситуации исследования развивающегося объекта, рассматриваются его различные аспекты, различным образом конструируются новые представления о нем - вплоть до того, что исходная идея полностью перестраивается так, как этого требует объект познания. При этом происходит своеобразная «трансформация» исходных представлений о целостности объекта, и поэтому при конструктивном подходе никогда нельзя заранее утверждать абсолютную ценность этих представлений. Конструктивный подход базируется не на абсолютной, а на соотносительной идее целостности исследуемых объектов.
    С точки зрения конструктивного подхода, нельзя провести абсолютное разграничение между процессами развития и функционирования, поскольку нельзя заранее определить статус целого в смысле того, развивается оно или функционирует. Поэтому, например, нельзя однозначно утверждать, что личность как целостность всегда является развивающейся: личность вполне может не более чем функционировать, если она рассматривается как социальная реальность.

    Подобным образом Э. Кассирер вполне конструктивно оценивает значение интуитивно очевидного, поскольку оно всегда зависимо от ситуации, оно является «интеллектуально данным», то есть такой данностью, которая выглядит непосредственной, но фактически опосредована предшествующей интеллектуальной деятельностью. Поэтому можно согласиться с мнением И. Блауберга и Б. Юдина, которые не считают необходимым противопоставление рационального и интуитивного познания: «...следует говорить о двух взаимодополняющих, предполагающих друг друга сторонах единого процесса познания, чем о двух его сферах, разделенных непроходимой перегородкой. В конечном счете мы принимаем противопоставление интуитивного и рассудочного способов познания как характеристику относительно (выделено мной. - О. Е.) обособленных этапов мыслительной деятельности...» .

    Конструктивный подход является, по существу, практическим воплощением методологического принципа «бритвы Оккама», согласно которому не следует, по словам И. Ньютона, умножать количество сущностей без необходимости, но и не следует, добавим, останавливаться перед открытием новой сущности, если это действительно становится необходимым. Точно так же, анализируя проблему целостности, нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать значения редукционистской установки, потому что эта установка может быть соответственно либо отброшена по ходу исследования, либо, наоборот, со всей тщательностью сохранена.

    Таким образом, с точки зрения конструктивного подхода к проблеме системного, целостного исследования объекта, вполне равноправно могут применяться как ирредукцнонистская, так и редукционистская установка: «...редукционизм имеет смысл и значение, поскольку он вводит процесс исследования данного объекта в контекст всей "прилегающей" науки, т. е. в некоторый ряд, в систему уже сложившегося научного знания, при этом проблема выявления специфики данного объекта как целостности приобретает большую определенность и целенаправленность. Объект выступает не как абсолютная уникальность, не имеющая предикатов, но как нечто сопоставимое с другими объектами, хотя и не тождественное какому-либо из них» . Но признание специфики научного объекта как целого только тогда становится полным, когда редукция оказывается уже несостоятельной. В этом случае выявляется регулирующее значение интуиции исследователя, содержание которой соотносится им с практикой его деятельности. Как только оказывается, что редукция себя исчерпала, исследователь немедленно, если он мыслит конструктивно, замещает редукцию ирредукцией, хотя, возможно, он попытается еще периодически их совмещать. Однако следует отметить, что в современном научном познании человека как личности все более распространяются ирредукционистские представления, включающие личность в социум и, кроме того, представляющие эту личность как целостное интегративное образование, несводимое к составляющим ее высшим психологическим функциям.

    Методы ирредукционистского исследования отрицают принцип аддитивности, согласно которому целое определяется суммой частей. Здесь вводится иной принцип - сверхаддитивности, или супераддитивности, состоящий в том, что целое больше суммы частей, хотя, с точки зрения конструктивного подхода, этот принцип нельзя считать абсолютно характеризующим ирредукционистскую установку. Он может применяться и в контексте редукции, когда, например, осуществляется генетическое исследование развития, ориентированное на установление закономерностей проявления особенностей начального состояния объекта в его последующих состояниях.

    Доминирование целого по отношению к составляющим его элементам должно быть доказано в каждом конкретном исследовании. Возможно, что в процессе доказательства это доминирование в конце концов исключается, вплоть до того, что на место супераддитивности ставится - субаддитивность, то есть принцип: «целое меньше суммы частей». В этом случае ясно, что эта целостность необъяснима на основе знаний о ее компонентах. Таким образом, конструктивный подход в понимании целостности утверждает относительную независимость ее познания от познания отдельных ее компонентов, или относительную независимость целого от частей. Нельзя однозначно утверждать, что развитие или изменение отдельных частей целого прямо свидетельствует об изменении этого целого. И наоборот, части целого относительно независимы в своих изменениях от изменений целого. Более того, например, углубленное рассмотрение компонентов структуры личности в их развитии постоянно приводит к тому, что эту целостную структуру приходится перестраивать с учетом вновь обнаруженных закономерностей изменения указанных компонентов. Или, например, отдельный человек как личность может рассматриваться как часть некоторой социальной общности. Но, с другой стороны, этот же самый человек может принадлежать одновременно еще нескольким общностям, поэтому он, этот человек, как «часть» оказывается более существенным образованием, чем указанные общности, вне его теряющие свое значение. Общность, таким образом, оказывается понятием относительно ограниченным по сравнению с личностью: на место супераддитивности, обычно имеющейся в виду социальной психологией, становится субаддитивность, характеризующая социально-психологическую общность.

    В современной психологии личности целое должно логически предшествовать его компонентам. Целостность личности - это та система отсчета, которая постоянно должна присутствовать в исследовании отдельных психологических образований, потому что такая ирредукционистская установка по своему смыслу более гуманистична, в то время как редукция скорее является установкой «академической». Конечно, при этом не следует каждый компонент личности рассматривать только с точки зрения его функционального значения по отношению к личности как целому. Если это ограничение не будет учитываться, то компоненты личности будут описаны как бы исчерпывающим образом, в результате чего они приобретут абсолютную телеологическую определенность. Значит, конструктивный подход к исследованию личности заключается в соблюдении определенной меры ирредукции и редукции:

    Понятие целостности при конструктивном подходе может быть использовано как методологический принцип, определяющий, каким образом должно строиться, конструироваться исследование любого объекта, особенно такого, как личность. Мера объективности и адекватности научного исследования личности, определенная на основе конструктивного понимания целостности, позволяет, с одной стороны, исключить сведение личности к ее психике или деятельности, а с другой стороны, предупредить объяснение развития личности одними только социально-культурными условиями (условиями социализации). Конструктивный подход в понимании целостности при осуществлении системных исследований личности позволяет объяснить ее развитие прежде всего на основе собственной психологической активности человека. Внешние и внутренние обстоятельства развития личности имеют смысл только лишь при условии всестороннего исследования характера активности этой личности.

    Рис. 7.1. Взаимоотношение (ир)редукции и (не)аддитивности в связи с типами системного конструирования

    Основные темы и понятия главы 7

    1. Конструктивный подход и проблема целостности.
    2. Значение понятия целостности в теории эволюции личности.
    3. Взаимоотношение целого и части.
    4. Системная характеристика эволюции личности.
    5. Понятие целостности в гештальт-психологии.
    6. Понятие целостности в бихевиоризме.
    7. Функционализм и понятие целостности.
    8. Проблема целостности в социально-культурной антропологии.
    9. Формы системного конструирования.
    10. Понятие ирредукции.
    11. Понятие редукции.
    12. Типы конструирования целостности.
    13. Конструктивный смысл взаимоотношения ирредукции и редукции.
    14. Понятия «аддитивность», «неаддитивность», «субаддитивность».
    15. Методологический принцип целостности в антропологии личности.

    Основные темы и понятия главы 6

    1. Понятия эволюции и развития личности с точки зрения ее активности.

    2. Основные принципы конструирования структуры личности.

    3. Методы познания развивающейся личности: диалектико-логический и феноменологический.

    4. Понятия сознания и самосознания как формы активности развивающейся личности.

    5. Основные элементы логической структуры развивающейся личности.

    6. Структура темперамента в логике эволюции личности.

    7. Структура характера.

    8. Структура способностей.

    9. Структура мотивации.

    10. Активно-реактивный смысл понятия «общность» в логической структуре эволюции личности.

    11. Психология саморазвития личности: новорожденность и младенчество.

    12. Детство в эволюции личности: эгоцентризм и децентрация.

    13. Отрочество и юность в эволюции личности: активность самоактуализации и аккультурации.

    14. Взаимоотношение понятий «развивающаяся общность» и «активность» в эволюции личности.

    Глава 7. Конструктивный подход в системном познании личности

    Во многих научных теориях, в том числе в теории эволюции личности, необходимо в методологическом плане опираться на понятие целостности. Это понятие является неотъемлемой чертой научного мышления, хотя оно не всегда упоминается в контексте решения задач, где рассматриваются особенности взаимоотношений целого и части. Кроме того, о целостности чаще говорится применительно к сфере конкретных исследований, что, однако, не свидетельствует о разрешении проблемы целостности в методологическом отношении. Очевидно, что понятие целостности одинаково необходимо как на уровне методологическом, так и на уровне конкретных исследований.

    Главным вопросом при этом является то, какие именно объекты являются элементарными и как они соотносятся между собою в целостной структуре, представляющей все эти объекты вместе. Например при определении элементарной структуры в эволюции человеческих индивидов, с одной стороны, мы судим об этом процессе, исходя из потребностей и возможностей индивидов, но, с другой стороны, нельзя объяснить адаптацию человечества только на уровне составляющих его индивидов. Н. В. Тимофеев-Ресовский, рассматривая подобную проблему в теории биологической эволюции, отмечает, что объяснение эволюционных преобразований должно строиться на уровне такой целостности, как популяция, выступающей в форме «...совокупности индивидов, населяющих в достаточном количестве определенную территорию, в пределах которой осуществляется та или иная степень., свободного и случайного скрещивания и перемешивания» .

    С другой стороны, представители бихевиоризма абсолютизируют значение элементарной структуры «стимул-реакция», вследствие чего поведение не только отдельных людей, но и всего человечества объясняется путем сведения самых разнообразных явлений его развития к функционированию указанных структур в их различных сочетаниях. Понимая, очевидно, что такое сведение является неадекватным, Э. Толмен, представитель следующего поколения бихевиористов, уже предлагает понимать связь «стимул-реакция» не элементарно, а как сложное образование, имеющее собственную структуру. Э. Толмен фактически пытается таким образом разрешить проблему взаимоотношения части и целого, хотя и не приходит к радикальному выводу о пересмотре всей концепции бихевиоризма.

    В социальной и культурной антропологии XIX - XX веков проблема целостности также является наиболее сложной. Все основные течения этой науки: эволюционизм, функционализм и диффузионном по-разному приходили к ответу на вопрос, что есть исходная целостность. Эволюционизм исходит из того, что целым является этнографическая общность. Смена общностей представляется в таком случае простым замещением одной общности другой: от предыдущих стадии развития в новой его стадии остаются одни только несущественны элементы, так называемые «пережитки».

    Диффузионизм, наоборот, исходит из того, что развитие человечества представляет процесс распространения, диффузии отдельных культурных черт или элементарных структур. Понятно, что здесь на первом плане находится не целостность, а частности, несмотря на то, что антропологи-диффузионисты пытаются придать им объективное значение. Это достигается, по их мнению, тем, что частные признаки рассматриваются как существенные - в противопоставлении признаками случайным.

    С точки зрения функционалистов, любой элемент культуры выполняет в ней существенно важные функции, а поэтому сама культура - это единство всех ее элементов. Если функциональные потребности в сфере культуры изменяются, то возникают новые существенные функции, и механизм диффузии оказывается совершенно излишним. Концепция функционализма кажется наиболее предпочтительной, но в ней обнаруживается недостаток другого плана: целое здесь есть сумма составляющих его элементов. А такой подход вызывает вопросы в связи с тем, что на самом деле целостность вряд ли сводится к простой совокупности некоторых элементов.

    Если целое понимается суммативно, то оно не представляет собою интегративного образования, например такого, как личность человека. Личность не может пониматься как механическое соединение одинаковых по своему значению и смыслу частей. Суммативные концепции личности, построенные путем сведения целого к сумме отдельных его частей, являются абсолютно редукционистскими, поскольку вообще всякое сведение одного к другому и есть редукционизм. При этом сам по себе редукционизм не должен иметь ни положительной, ни отрицательной оценки: этот метод сведения является очень распространенным в науке и в обыденной человеческой практике.

    Но в науке, где постоянно применяется аналитический подход, требующий последовательного расчленения некоторой целостности, очень часто утрачивается интегративное понимание этой целостности. Итегративность - это характеристика целостности, выражающаяся в приобретении ею, в результате установления многозначных связей ее элементов, новых свойств, которыми ни один из этих элементов в отдельности не обладает. Значит, интегративная целостность не обладает свойством редукции: интегративная психика человека, например, не может быть понята как простое соединение составляющих ее психических образований.

    Последнее утверждение противостоит распространенному мнению о целостности как о таком образовании, которое определяется формулой: «целое больше суммы частей». По этому поводу И. В. Блауберг и Б. Г. Юдин предлагают совершенно точный ответ: «...это выражение логически уязвимо, поскольку оно указывает лишь на количественную сторону дела ("больше") и неявно исходит из предположения об аддитивности свойств целого: целостность здесь представляет своеобразный остаток от вычитания суммы частей из целого» . «Логически уязвимой» является и обратная формулировка: «целое меньше суммы частей». Но как первая, так и вторая формула одинаково часто встречаются при определении существа исходных позиций исследователей, занимающихся проблемами целостности. Важно только хорошо представлять, что эти формулы нельзя понимать буквально в количественном их смысле.

    1

    Развивая технологии жизнедеятельности, человек связывается с природой более сложными связями. Утилитарный подход к природе требует формирования нового отношения к ней. Сегодня особо актуальными являются вопросы формирования экологической культуры на всех ступенях образовательной системы. Воспитание экологической культуры у младших школьников – насущная проблема. Конструктивный подход в педагогике – это совокупность приемов (способов), позволяющих проникнуть и изучить суть явлений окружающего мира. Он включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающихся. Конструктивный подход к организации и проведению экологически направленных занятий с детьми с опорой на принцип непрерывности, деятельностный и личностно ориентированный подходы позволят повысить эффективность педагогических усилий по формированию экологической воспитанности у младших школьников.

    конструктивный подход

    экологическая воспитанность младших школьников

    экологическая культура

    1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996.

    2. Курносова С. А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе // Педагогика. – 2008. – № 2 (55). – С. 42-47.

    3. Несговорова Н. П. Экологическое образование. Введение в предмет: уч. пособ. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. – 163 с.

    4. Несговорова Н. П. Теоретико-методологические основания подготовки педагогов-экологов. – М.: Курган: Сфера, 2011. – 160 с.

    5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 445 с.

    Человеческое общество не стоит на месте, оно развивается. С развитием деятельности растут проблемы, обусловленные напряженностью возникающих экологически непростых ситуаций в различных уголках Земли. В современном мире возрастает количество глобальных и региональных экологических проблем. Растет число экологических катастроф. На ум приходит лишь один вопрос: Кто в этом виноват? Развивая технику и технологии жизнедеятельности, человек, с одной стороны, все дальше отдаляется от природы, а с другой, все теснее с нею связывается.

    В настоящее время у всего населения, в том числе и у учащихся, преобладает утилитарный подход к природе, отношение к ней не включено в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений, поэтому и формируется пассивно-потребительский уровень экологической культуры. Сегодня особо актуальными являются вопросы формирования экологической культуры на всех ступенях образовательной системы.

    Природа является источником не только материального, но и духовного удовлетворения человека, отвечая естественным интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

    В педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания -отношения - поведение». При этом более актуальными для школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с природным объектом, а также разнообразная деятельность в ней .

    Начальная школа - важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практико-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

    Недостаточность и неполнота исследований, посвященных изучению состояния, и низкие результаты экологического воспитания детей младшего школьного возраста определили проблему исследования: выявить педагогически действенные формы и методы формирования экологической воспитанности детей младшего школьного возраста, разработать соответствующие практические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ и дополнительных образовательных учреждений .

    Базой исследования стали общеобразовательные школы города Кургана: МБОУ СОШ № 42, МБОУ СОШ № 32, МБОУ СОШ № 11, а также учреждение по дополнительному образованию детей города Кургана - Детский (подростковый) центр «Луч-П» (Луч и подросток). В исследовании приняли участие 121 обучающийся младших классов данных школ. Исследование проводилось с 2009 г. по 2012 год.

    Цель исследования: выявить педагогические условия и разработать методическую систему педагогического сопровождения формирования экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности.

    Основная задача: обосновать, разработать и реализовать учебно-воспитательную программу занятий кружка для формирования экологической воспитанности младших школьников.

    Объект исследования - образовательный процесс в младшем звене общеобразовательной школы и дополнительного образовательного учреждения.

    Предмет исследования - формирование экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка эколого-биологического направления в общеобразовательной школе и дополнительном образовательном учреждении.

    Основным принципом, на который опирается исследование, является один из важнейших принципов экологического образования - принцип непрерывности, смысл которого заключается во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. При этом первоочередной задачей педагога является развитие личности обучающегося. Для достижения данной задачи необходимо выстраивать занятия так, чтобы обучающимся было интересно, а занятия были познавательными и активно деятельностными. Каждое занятие должно быть четко сконструировано.

    Деятельностный и личностно-ориентированный подходы легли в основу нашей разработки конструктивного подхода в образовании детей младшего школьного возраста.

    Конструктивный подход - это отношение человека к объекту действий, при котором субъект пытается понять суть объекта: превратить «вещь в себе» в «вещь для нас». Его следует отличать от неконструктивного подхода, отличающегося тем, что субъект при работе с объектом пытается выразить собственное отношение или собственные априорные представления о явлении и не интересуется его сутью . В то же время конструктивный подход - это совокупность приемов (способов), позволяющих проникнуть и изучить суть явлений окружающего мира. Он включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающихся .

    Конструктивный подход ориентирован на подбор методик, отвечающих таким условиям, как:

    Таким образом, конструктивный подход в образовании позволяет расширить границы понимания окружающего мира по средствам занятий-конструкций (игр-конструкций). Конструкции способствуют всестороннему развитию личности обучающихся, ориентируют на экологическую деятельность, следовательно, формируют экологическую воспитанность.

    В наше время остро стоит вопрос о воспитании культурной, высокоморальной, гуманной, всесторонне развитой личности. Современная личность должна включать в себя следующие качества: образованность, воспитанность, как в социальном плане, так и в экологическом.

    А что означает «воспитанный человек», и что такое «воспитанность»?

    Воспитанный человек - это тот человек, который умеет себя вежливо и культурно вести как в социокультурной, так и в природной среде. Следовательно, воспитанность - это уровень культуры, выраженной в хороших манерах, умении себя вести, благонравии, интеллигентности, благовоспитанности, предупредительности.

    Экологическая воспитанность - это показатель экологической культуры, умение вести себя гуманно как с окружающими людьми (в социальной среде), так и с окружающей природной средой.

    Экологическая воспитанность - это качество интегральной личности, оно является необходимым основанием развития экологической культуры детей (рис.1).

    Экологическая воспитанность личности включает в себя:

    Рис. 1. Компоненты экологической воспитанности

    Формирование экологической воспитанности детей младшего школьного возраста лучше всего осуществлять через игровую деятельность. Дети младшего школьного возраста добровольно и с интересом играют в игры различного характера.

    В процессе исследования нами разработаны несколько видов конструкций занятий, каждая из которых соответствует, в первую очередь, возрасту учащихся.

    Конструкция «Ступеньки» предназначена для детей 1-2 классов. С опорой на личностно-ориентированный и деятельностный подход позволяет уделять внимание каждому ученику, тем самым способствовать усвоению ЗУН каждого ученика, его развитию, смотивировать и заинтересовать каждого ребенка (рис. 2).

    Учитель в данной конструкции выступает в роли наставника и консультанта.

    Рис. 2. Конструкция «Ступени»

    Базовая ступень опирается на личностно-ориентированный и деятельностный подходы. На основе данных подходов строятся занятия, которые позволяют педагогу ориентироваться конкретно на каждого ученика, учитывать возможности, способности и интересы каждого обучающегося.

    Ступень взаимодействия - это ступень отношений между учителем и учеником, так как в учебно-воспитательном процессе немалую роль играет взаимодействие учителя и ученика. Ее задача состоит в создании паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении совместной деятельности.

    Высшая ступень - ступень игры. Представляет собой игровую деятельность с постепенным введением элементов усложнения, но посильных для каждого ученика.

    В начальной школе со второго - третьего класса (в зависимости от программы школы) можно постепенно вводить исследовательскую (проектную) деятельность обучающихся. Проектная деятельность позволит ученикам лучше разбираться в вопросах охраны окружающей среды, а также способствует развитию экологического мировоззрения, сознания, экологически сообразного поведения и деятельности.

    Конструкция «Этажи» предназначена для организации занятий с детьми 3-4 классов (рис.3).

    Базой данной конструкции служит та же основа, что и в конструкции «Ступени». В основе лежит личностно-ориентированный и деятельностный подход, также доверительные отношения учителя и ученика.

    Реализация конструктивного подхода. Апробация проведена в школах города с детьми младших классов.

    Программа кружка «Махаон» является авторской, комплексной, образовательной, развивающей мышление, воображение, фантазию и творческие способности каждого обучающегося. Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей детей. Деятельностный и личностно-ориентированный подход к планированию занятий определяет содержание программы.

    Основной формой занятия в кружке «Махаон» является игра. Игра позволяет развить интерес к познавательной деятельности в области охраны окружающей среды на примере родного края. В качестве педагогического сопровождения предлагаются конструкции занятий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.

    Рис. 3. Конструкция «Этажи»

    Рис. 4. Степень заинтересованности в экологических играх, проведенных на занятиях кружка среди начальных классов школ города Кургана

    В конце занятий проводилась рефлексия. По результатам рефлексии можно сказать, что большинству ученикам понравилась форма занятия, и они активно принимали участие в играх и выполняли предложенные им задания (рис.4).

    Ученикам первых классов понравились игры чуть больше (88,2 %), чем остальным (второ- и третьеклассникам). Возможно, учащиеся первых классов более заинтересовано изучают материал и посредством игры накапливают новые знания и умения.

    Рис. 5. Распределение интереса к определенной игре среди учащихся начальных классов школ города Кургана

    По результатам диагностики видно, что больше всего понравилась экологическая тропа «В гостях у природы» (52 %) (рис. 5).

    По полученным результатам можно сделать вывод, что применение игр на занятиях позволяет увлечь детей в экологическую деятельность, развить познавательный интерес к природе, а также сформировать экологическую воспитанность личности.

    Применение игр с проектной деятельностью в начальной школе позволяет сформировать четкое представление о природных объектах и явлениях, также развить образное мышление и фантазию.

    Рецензенты:

    Криволапова Н.А., д.п.н., профессор, первый проректор - проректор по науке и инновационной деятельности государственного автономного образовательного учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологии», г. Курган.

    Савиных В.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.

    Библиографическая ссылка

    Несговорова Н.П., Богданова Е.П., Савельев В.Г. КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10325 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Вы можете построить свои дом так, что все желательные вам действия окажутся естественными и удобными, а нежелатель­ные станут просто невозможными, и потому их не будет.

    После того как трехлетний ребенок потерял ва­режки в четырнадцатый раз, его мама задумалась:

    «Как это глупо, вечно искать старые или без кон­ца покупать новые варежки. Разве у меня нет дру­гих дел, кроме как возиться с ними?» Она выдви­нула ящик с шитьем, достала крепкую тесемку и пришила к ней варежки. И с тех пор варежки, на руках или нет, всегда возвращались домой вместе с ребенком. Непрерывные хлопоты и поиски закончились.

    Где-то когда-то в каком-то банке один кассир при­вязал ручку к своему окошку. Одним простым реше­нием он избавил себя от бесконечных краж ручек и жалоб, что нечем писать.

    Одной хозяйке приходилось вставать на стул каж­дый раз, когда требовалось включить свет в подвале (переключатель действовал так, что для включения света предусматривалась цепочка, за которую дерга­ли, перед тем как войти в подвал. Но та находилась слишком высоко). Ушибив голень в очередной раз, она привязала к цепочке шнурок от ботинка и с тех пор включала свет без всякого труда.

    Вот примеры того, что мы называем конструктив­ным подходом, Они показывают, как можно, приме­нив смекалку, добиться желаемого результата, Подоб­ными способами можно побудить кого-то к чему-то или оттолкнуть кого-либо от каких-то действий, даже когда нас нет рядом. Все происходит само по себе.

    Люди могут бороться с потоком проблем месяцами или даже годами, в то время как одно простое конструк­тивное решение может покончить со всеми проблемами.

    Конструктивный подход избавит даже от мух

    Можете ли вы, например, поверить, что какие-то 28 центов могут избавить от многочасовой беготни взад-вперед, а также от эмоционального срыва и воз­можного ухудшения здоровья

    Однажды летом на ферме, где мы выросли, выдался напряженный день, Мама варила варенье. На сладкое слетелись мухи со всего двора. Если дверь с предохра­няющей от них сеткой оставалась открытой хотя бы на пару секунд, мухи тут же устремлялись на кухню. Даже одну-две из них непросто было отогнать от ва­ренья. Как вы думаете, сколько раз мать повторила нам, чтобы мы закрывали дверь? И сколько раз мы вспомнили о ее наставлениях? Это была пустая трата времени и нервов. Дверь вызывала одно раздражение.

    Так что настало самое время применить конструктив­ный подход.

    Папа вернулся из города с небольшой черной пру­жиной стоимостью 28 центов и закрепил ее на кухон­ной двери. У нас просто не осталось ни единого шанса оставить дверь незакрытой. Теперь сама ее конструк­ция решала проблему с мухами. Будь то стопор для двери, предохраняющий облицовку стены от ударов дверной ручкой, или протекторы на ножках мебели для защиты от протирания ковра, или коврик, на ко­тором остается грязь с ваших ботинок еще до того, как вы успеете войти в дом, - все это конструктивный подход. Одним словом, конструктивный подход - все то, что вы можете заранее построить, изобрести или установить для предотвращения беспорядка и возникновения проблем.

    Машина, которая не может завестись, если дверь не захлопнута, - тоже проявление конструктивного подхода. Если не хотите, чтобы люди здесь сиде­ли, уберите отсюда стулья. Конструктивный под­ход - это просто.

    В общественных местах конструктивный подход помогает решать даже те проблемы, против которых бессильны и указатели, и объявления по радио. Парки отдыха, аэропорты и коммерческие центры затрачива­ют всего несколько долларов на приобретение малень­кой цепочки для ограждения или пары столбиков с табличками на них, и вдруг люди начинают понимать, что именно надо делать, и делают это без принужде­ния, сами. Теперь нет нужды без конца выкрикивать указания, регулируя людские потоки. Данный метод сам наводит порядок, и он дешевле и более эффекти­вен, чем любые другие методы.

    В жилых домах такой подход может избавить от уборки, обслуживания, загромождения помещений, ремонтов, напряженности в семейных отношениях, нервных расстройств и уныния. Например, вы можете регулировать хождение чле­нов семьи по дому, добавив или убрав стену. Стены - самый зримый фактор конструктивного подхода. Но не забывайте и о мебели. Расставив мебель определен­ным образом, вы можете поощрить хождение в одной зоне и совсем исключить его в другой.

    Конструктивные хитрости

    Одна хозяйка, перерыв в очередной раз весь ку­хонный шкаф в поисках томатной пасты и найдя ту лишь у задней стенки, решила, что у нее на кухне все должно быть под рукой. И поставила по шкафчи­ку в каждый угол - наступил порядок!

    Другая хозяйка устала бороться с беспорядком но столике рядом с входной дверью. Убрала стол — исчезло место, куда можно класть всякий хлам.

    Конструктивный подход - это, как правило, про­стые решения. Например, вы устанавливаете ваш телефон или кладете нож чуть-чуть выше, чем мо­жет достать ребенок. А если он не может достать, то не сможет сломать или nopезаться.

    Если вещь вообще не двигается, то вам и не при­дется без конца возвращать ее на свое место. Если рамки с фотографиями привинчены к стене, с ними не будет хлопот: их не надо поправлять, поднимать,

    Конструктивный подход - это не дополнительный элемент, облегчающий в доме уборку, это необходи­мость. Он контролирует действия членов семьи и ме­шает им устраивать беспорядок: более того, он делает это, даже когда вас нет рядом. Последнее очень важ­но, потому что многие комнаты сохраняют чистоту и порядок, лишь пока вы за всем следите. Стоит вам отвернуться, и все труды идут насмарку.

    Конструктивный подход организует жизнь так, что окружающие вас веши могут использоваться только правильным образом, они обслуживают себя сами.

    Вы когда-нибудь замечали, находясь в гостинице или мотеле, как все аккуратно там выглядит и как все удобно? Почему? В следующий раз присмотритесь внимательнее. Неужели в номерах так опрятно толь­ко потому, что убирается в них кто-то другой?

    Современные гостиницы и мотели - отличный пример конструктивного подхода. Вся обстановка в них износостойкая, мебель имеет правильные и обте­каемые формы. Там мало безделушек и украшений, в них нет ненужных вещей. Потому в номере ничто и не может оказаться не на своем месте. Это побуждает и самих клиентов поддерживать надлежащий порядок. Светильники размещены непосредственно на потолке

    Встроенная мебель - хороший пример конструктивного подхода в действии кровать и даже корзина для бумаг - встроенные. И вовсе не для того, чтобы клиент не украл их, а для того, чтобы уменьшить работу по их ежедневному об­служиванию. Если, например, горничной придется по­правлять светильники каждый день, это займет допол­нительное время. А владельцы мотелей хорошо знают, кто оплачивает время горничных. Мы не предлагаем вам завести в доме обстановку мотелей, но вы можете применить некоторые из принципов конструктивного подхода.

      КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА - стремление психолога консультанта не столько избавить клиента от переживаний по поводу проблемы, с которой клиент столкнулся, сколько, сохранив или умножив энергию клиента, направить ее на решение данной проблемы (в конструктивное русло) … Словарь терминов по психологическому консультированию

      Одно из осн. понятий математики, совр. формальной логики и теории алгоритмов. Конструктивными наз. объекты, построение или рассмотрение к рых возможно в рамках абстракции потенциальной осуществимости при противопоставлении ее абстракции… … Философская энциклопедия

      - (англ. constructive alternativism) философская установка, сформулированная Джорджем Келли, согласно которой реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании «конструктивных альтернатив» (то есть различных… … Википедия

      Направление методологии специально науч. познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их… … Философская энциклопедия

      Направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем (См. Система). С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке… …

      Аппликативный подход к написанию программы состоит в систематическом осуществлении применения одного объекта к другому. Результатом такого применения вновь является объект, который может участвовать в применениях как в роли функции, так и в роли… … Википедия

      Бихевиоральный подход в социальной работе. - В целом для всех видов бихевиоральной психотерапии, начиная с теории Скиннера, включая модели Бандуры, Бека, Эллиса, Лазаруса и др., общими являются следующие характеристики: ее цель – помочь человеку стать способным реагировать на жизненные… … Словарь-справочник по социальной работе

      Лингвистика, языковедение, наука о Языке. Объектом Я. является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве непосредственного предмета Я. в разные эпохи выдвигались … Большая советская энциклопедия

      Теория суперструн Теория … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная дыра (значения). Изображение, полученное с помощью телескопа «Хаббл»: Активная галактика M87. В ядре галактики, предположительно, находится чёрная дыра. На сни … Википедия

      CHF - (Швейцарский франк) Национальная валюта Швейцарии, история появления, развития Информация о швейцарском франке, истории появления и развитияю месте франка в современной экономике Содержание денежная единица. Швейцарский Франк - это(код по… … Энциклопедия инвестора

    Книги

    • Etapas 7. Libro Del Alumno + Libro De Ejercicios (+ Audio CD) , Equipo Entinema. This book contains the Student Book, Workbook, and Audio CD. Etapas– курс испанского языка, отличительной чертой которого является модульность. Подходит для учебных планов любой…
    • Тотальный террор - не случайность. Это СПРУТ Уолл-стрита и пятой колонны США в России , Бобровник В.. В отличие от других стран, террор против России носит системный, тотальный характер. Книга раскрывает механизм осуществления тотального террора и его место во внешней политике и экономике…


    Похожие статьи