Контрольная работа: Роль политической системы в развитии общества. Политическая система и ее роль в жизни общества

1. Какова структура политической жизни общества?

Структура политической системы.

Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

2. Перечислите основные виды власти. На конкретных примерах покажите их взаимосвязь.

Существует несколько основных видов власти - политическая, экономическая, военная, информационно-идеологическая.

Экономическая власть представляет собой контроль над материальными и финансовыми ресурсами.

Военная власть обеспечивает контроль над военно-техническими и людскими ресурсами, нужными для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны.

Информационно-идеологическая власть связана с контролем над потоками информации, влиянием на процессы формирования представлений и убеждений людей.

Осуществление политической власти требует концентрацией ресурсов, нужных для управления обществом, в руках определенных людей или групп людей, объединенных в политические институты: государство, политические партии и др. Политическая власть включает в себя также использование экономических, военных, информационно-идеологических средств, необходимых для достижения политических целей. Понятно, что в мире, где сталкиваются противоположные социальные интересы, и нередки острые конфликты с применением военной силы, политическая власть должна опираться и на военную силу. Одной ее, правда, недостаточно для проведения эффективной политики. Нужна также власть над экономическими ресурсами и над сознанием людей. Это не означает, что вся экономика или духовная жизнь общества поглощаются политикой. Очень многое в них протекает по собственным законам. Более того, экономическая, социальная и духовная жизнь общества оказывают огромное обратное воздействие на политику.

4. В чем главная особенность политической власти?

Главная особенность политической власти заключается в верховенстве, т.е. обязательности ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их. В этом проявляется её и моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

5. Охарактеризуйте роль политической системы в жизни общества.

Политическая система общества играет особую роль в общественной жизни в силу того, что политические решения, принимаемые государством законы имеют общеобязательный характер. Политическая система – единственная из всех общественных систем, которая имеет законное право наказывать, принуждать к исполнению принятых решений.

6. Между кем складываются в обществе политические отношения?

В обществе политические отношения складываются между объектами и субъектами политики. К субъектам относятся – государство и его институты, политические элиты, лидеры, политические партии. К объектам – индивид, социальная группа, масса, класс и т. д.

7. Проиллюстрируйте примерами основные функции политической системы общества.

1. Функция целеполагания – определение целей, путей общественного развития; организация деятельности общества на выполнение целей экономического и социального развития.

2. Функция интеграции – объединение общества для решения важнейших задач; согласование интересов государства и социальных общностей.

3. Функция регламентации – установление законов, управляющих жизнью общества, обеспечение выполнения законов и связанных с ними норм; оценка выполнения политическими субъектами установленных норм и законов.

4. Функция коммуникации – обеспечение связи и обмена информацией между различными элементами политической системы.

5. Функция контроля – оценка выполнения людьми и организациями установленных норм и законов.

8. Руководствуясь текстом параграфа, составьте структурно логическую схему «Политическая система общества».

Почему люди независимо от их социального статуса проявляют живой интерес к политике? Почему, скажем, рядовому инженеру или врачу, рабочему или сельскому труженику небезразлично, кто работает в высшем органе государственной власти? Почему много часов сидят у экранов телевизоров, наблюдая за парламентскими дебатами, обсуждают законопроекты, участвуют в референдумах, ходят на митинги?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

О политической деятельности и политическую идеологию.

Вы знаете, что политика должна деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших социальных групп.

Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равнодушие к политическим проблемам явление нечастое, видно, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и ее судьба.

По мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но на более высоком уровне. Такое общение дает мощный импульс развитию личности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАК СИСТЕМА

Политическая жизнь на первый взгляд кажется бесконечной цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредвиденных явлений и событий. Осмыслить его люди пытались, как вы знаете, еще в глубокой древности. Однако только в XX в. пришло понимание политики как единого, сложно организованного механизма политической системы. В ее структурных элементов (компонентов) относятся: 1. Организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения). 2. Нормативный (политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи и традиции). 3. Культурный (политическая идеология, политическая культура). 4. Коммуникативный (с лат. Communicatio - связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).

В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование - это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, договоров и т.п.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, то есть политическое управление. Цель его - обеспечить стабильность и развитие общества, предоставить совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение политической системы как целостного механизма реализации политической власти и политического управления.

Каждый элемент политической системы имеет свои особенности и вносит определенный вклад в осуществление общей цели. Рассмотрим подробнее их сущность и роль.

ГОСУДАРСТВО - ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Понятие "государство" употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с обществом и трактуется как государственно-организованная сообщество - союз людей, проживающих на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается как политическая организация, которая отличается от других, скажем, политических партий определенным признакам.

Главная черта государства - суверенность, то есть верховная власть внутри страны и независимость в отношениях с другими странами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, распространяется на все население, на все негосударственные организации. Во-вторых, она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех законы и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы. В-третьих, государство масс в распоряжении особые органы и учреждения, в том числе принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

Наличие монопольных прял и мощных организационных, финансовых, военных рычагов излияния на общество ставит государство в особое положение. Она выступает главным институтом политической системы.

Основные направления деятельности государства по руководству обществом воплощены в ее функциях (подумайте, какие общественно значимые функции прошлого присущи государству на различных этапах общественного развития. Как и почему они видоизменялись?).

Сегодня в наиболее значимых функций демократических государств относятся: обеспечение экономического развития, социальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластие (внутренние), а также оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами (внешние). Функции, как известно, характеризует внутреннюю экономическую, социальную, правовую и т.д.) и внешнюю политику государства. Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и тому подобное; социальная функция - в предоставлении социальных гарантий молодежи, пожилым людям, инвалидам и т.

Итак, речь идет вовсе не о грубом вмешательстве государства в повседневную жизнь людей, не об подчинение общества государству, нередко случалось в истории разных стран (приведите примеры). Напротив, указанные функции являются своеобразными обязательствами государства перед обществом и находят отражение в структуре и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат - это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.

К государственным органам относятся: законодательные (представительные), исполнительные, судебные. Каждый наделен компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), властными полномочиями (правом действовать от имени государства в пределах своих полномочий) и решает конкретные задачи. Так, законодательные органы (парламенты: Верховная Рада в Украине, Конгресс в СШЛ. Национальное собрание во Франции) разрабатывают и принимают законы, нормы которых регулируют общественные отношения и закрепляют государственную политику. Например, положения Конституции Украины закрепили основы экономической политики, ориентированной на развитие рыночного хозяйства. Следующие нормативные акты предоставили общей Политической линии конкретный характер. Исполнительные органа (правительства) исполняют законы. Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, что ведет надзор за исполнением законов, входящих в состав правоохранительных органов.

Подчеркнем, что повседневная практическая работа по преобразованию принятия законодательных решений принадлежит исполнительным (управленческим) органам. Организацию выполнения закона они обычно сопровождают мерами распорядительного характера. Например, реализуя требование Закона Украины "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Правительством Украины были установлены невыгодные для монополистов налоговые ставки, введены ограничения на производство отдельных видов продукции и тому подобное. Свои распоряжения исполнительные органы закрепляют в подзаконных нормативных актах и контролируют их выполнение. Кроме того, опираясь на нотариат, налоговую полицию, службы госбезопасности, они осуществляют ряд правоохранительных функций: обеспечение правопорядка, законности, интересов общества, прав и свобод граждан.

Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их выполнения, контроль за исполнением. Поэтому управленческие органы называются государственным аппаратом в узком смысле. При этом подчеркивается их административный (исполнительно-распорядительный) характер.

В настоящее время во всех индустриально развитых странах мира государственно-административный аппарат представляет собой мощную и разветвленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями, специализированных комитетов, комиссий и тому подобное. По имеющимся данным, в нем занято 8% населения - государственных служащих. Среди них есть должностные лица (руководители, начальники), которые благодаря занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями.

Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров), они не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют стабильный костяк государственного аппарата. От профессиональных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, правовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управления. Поэтому сегодня во многих странах мира проводится довольно жесткий конкурсный отбор людей на государственную службу.

Подчеркнем, что государство, будучи главным институтом политической системы, призванная выражать и защищать интересы не узкого круга лиц (политической элиты), а общезначимые социальные интересы и потребности граждан.

Политика как сфера деятельности включает в себя отношения, возникающие между отдельными государствами, классами, другими социальными группами, и народностями. В центре политики находятся , которые непосредственно связаны с завоеванием, использованием и удержанием власти в государстве. Острота политической борьбы на этапе развития общества такова, что ставит политику в первый ряд наиболее насущных проблем, решаемых цивилизацией.

Политические деятели и те общественные силы, которые за ними стоят, активно участвуют во всех происходящих в социуме процессах, включая экономику и культуру. Органы государственного управления, осуществляя политическую программу правящих кругов, принимают и реализуют решения, имеющие для внутренней государства и для налаживания взаимоотношений между странами в рамках мирового сообщества.

Основные механизмы политического влияния – это контроль над всеми сферами деятельности общества, а также меры убеждения и принуждения. Важную роль в выполнении политических функций государства играют законодательные органы и структуры, ведающие исполнением законов. Обществу, стремящемуся сохранить свою демократическую природу, приходится искать компромисс между подчинением граждан требованиям государства и свободным изъявлением своей воли оппозиционными группами населения.

Роль политики в жизни общества

Будучи общественным явлением, политика призвана выполнять ряд социальных функций. Через нее общественные группы выражают и осуществляют свои коренные интересы. Участвуя в политических событиях, общественные движения, партии и другие организации сплачиваются для своих целей, главной из которых является борьба за власть.

Через политику достигает интеграции. Принимая участие в политических акциях, граждане получают возможность приобщиться к разрешению социальных конфликтов. Без политической активности масс любое может превратиться в закостенелый организм, не способный к изменениям. Участие в политике для граждан и социальных групп – школа социализации и способ проявить свою гражданскую позицию.

Фундаментальной основой политики считается общества в самоорганизации и регуляции своей деятельности. Общество, будучи неоднородным по своему составу, делится на множество групп, интересы и мотивы действий которых чаще всего не совпадают. Задача политиков и общественных деятелей как раз и заключается в том, чтобы увязать взаимоисключающие тенденции и разумные решения, позволяющие учесть насущные потребности всех слоев общества.

Вакуоль – это клеточный органоид, окруженный одной мембраной и имеющийся в наличии у некоторых эукариотических организмов. Несмотря на сходство в строении, вакуоли могут выполнять самые разные функции.

Пищеварительная вакуоль

У человека имеется – удобный орган, где переваривается пища, расщепляется на простые соединения, которые после усваиваются организмом и используются на его нужды. Однако у крошечных – простейших и губок - желудка, разумеется, нет. Его роль играет фагосома, также называемая пищеварительной вакуолью – пузырек, мембраной. Он образуется вокруг твердой частицы или клетки, которую организм решил в пищу. Возникает пищеварительная вакуоль и вокруг заглоченной капли жидкости. Фагосома сливается с лизосомой, активизируются ферменты и начинается процесс пищеварения, который длится около часа. В ходе переваривания среда внутри фагосомы меняется с кислой на щелочную. После того как все питательные вещества извлечены, непереваренные остатки пищи выводятся из тела через порошицу или клеточную мембрану.

Переваривание твердой пищи называется фагоцитоз, жидкой – пиноцитоз.

Сократительная вакуоль

У многих и некоторых представителей губок имеется сократительная вакуоль. Основная функция этого органоида – регуляция осмотического давления. Через клеточную мембрану вода поступает в клетку губки или простейших, и периодически с равным промежутком времени жидкость выводится наружу с использованием сократительной , которая, разрастаясь до определенного момента, затем начинает сокращаться с помощью имеющихся в ней эластичных пучков.

Существует гипотеза, что сократительная вакуоль принимает участие и в клеточном дыхании.

Вакуоль в растительной клетке

У растений также имеются вакуоли. В молодой клетке, как правило, их присутствует несколько штук небольшого размера, однако по мере роста клетки они увеличиваются и сливаются в одну крупную вакуоль, которая способна занимать 70-80% всей клетки. Растительная вакуоль содержит в себе клеточный сок, в состав которого входят , сахара и органические вещества. Основная функция этого органоида – поддержание тургора. Также вакуоли участвуют в водно-солевом обмене, расщеплении и усвоении питательных веществ и утилизации соединений, которые могут оказать вред клетке. Зеленые части растений, не покрытые древесиной, сохраняют свою форму благодаря прочной клеточной стенке и вакуолям, которые поддерживают форму клеток неизменной и не допускают деформации.

Видео по теме

Еще недавно в мире существовали две сверхдержавы: США и СССР, возглавлявшие крупные военно-политические блоки. Роль СССР на мировой политической арене была очень весомой. Однако в декабре 1991 года по целому ряду причин Советский Союз распался. Его правопреемница Россия прошла через тяжелые испытания, и ее влияние заметно упало. Многие уже поспешили «списать» ее со счетов. Однако впоследствии роль России постепенно стала расти, и теперь она снова является влиятельным «игроком» на международной арене.

На чем основано влияние России в мировой политике

Лучшие умы человечества столетиями мечтали о справедливом и гармоничном мире, где не будет войн и вражды, где все уважительно относятся друг к другу, строго соблюдая взаимные интересы. Увы, реальность по-прежнему такова, что считаются в первую очередь с сильными и влиятельными государствами. Хотя Россия по своей мощи и влиянию пока еще не достигла прежнего уровня СССР, она располагает 2-м по величине (после США) арсеналом термоядерного оружия и средствами его доставки, крупными золотовалютными резервами, громадными залежами самых разнообразных полезных ископаемых – нефти и газа, четвертью всех мировых запасов древесины и пресной воды. Одно это делает ее очень влиятельной силой в мировой политике.

Какие острые политические вопросы невозможно решить без участия России

Сейчас в мире много проблем, которые нельзя решить без непосредственного участия российского государства. Например, на Украине бушует кризис, начавшийся как из-за ошибок прежнего руководства этой страны, так и вследствие попыток Запада вывести Украину из зоны геополитического влияния России. К сожалению, дело фактически дошло до гражданской войны со значительными человеческими жертвами, и с каждым днем обстановка становится все напряженнее. Россия жизненно заинтересована в благополучном завершении этого кризиса (хотя бы потому, что Украина граничит с нею), и без ее активного участия разрешить его вряд ли удастся. В настоящее время Россия принимает у себя поток беженцев с Украины, помогает им освоиться в стране.

Все большее и большее в мировом масштабе приобретает борьба за энергоресурсы, их беспрепятственную поставку потребителям. Тут роль России как одного из основных поставщиков топлива (нефти и газа) в различные регионы мира, благодаря чему может работать , трудно переоценить. А ведь именно экономика во многом определяет политику государства.

Россия – один из «ключевых» игроков в неспокойном ближневосточном регионе, где продолжается арабо-израильское противостояние и по-прежнему уносит жертвы в Сирии. Благодаря взвешенной, но твердой позиции России, удалось избежать иностранной интервенции в Сирии, что неминуемо еще больше обострило бы ситуацию, сделав ее неуправляемой.

Социализация – это важнейший процесс, связанный с усвоением и воспроизведением человеком социальных норм. Это многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако особую актуальность социализация имеет для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Неразрывно связаны

Стоит сказать, что воспитание и неразрывно связаны друг с другом. Воспитание – органичная составляющая процесса становления личности. Оно заключается в целенаправленной передаче знаний, правил поведения, этических норм от старшего поколения к младшему.
Еще несколько десятилетий назад, когда термин «социализация» не был еще распространен, его заменяли словом «воспитание». Однако в настоящее время психологи и социальные педагоги пришли к выводу, что социализация – это более широкое понятие, включающее в себя в том числе процесс воспитания.

Вообще если говорить о сущности воспитания как составляющей части личности, то для его успешной реализации обществом предусмотрены всевозможные педагогические практики. Они сложились годами опытным путем, методом проб и ошибок.

Без воспитания полноценной личности невозможно представить ее в целом. Как ни крути, но человек не может жить вне социума, общества себе подобных. А не имея определенного уровня воспитания, невозможно сосуществовать в этом обществе с другими индивидами.

От воспитания к самовоспитанию

Воспитание строится от внешнего к внутреннему. То есть вначале родители подают ребенку , показывают ему, как стоит вести себя в той или иной ситуации. Он запоминает, копирует поведение взрослых людей, при этом еще внутренне не осознает, почему какие-то действия можно совершать, а иные – нет. Это воспитание во внешней форме.

В идеале с взрослением ребенка и его вхождением в общество внешняя воспитанность переходит во внутреннюю, которая становится этичной нормой жизни. Таким образом воспитание перерастает в самовоспитание.

Однако ребенок приобретает воспитание не только путем «вдалбливания» в него общепринятых норм. Он получает представление о воспитании стихийно, из того самого социума, в который он уже попал. Зачастую это происходит неосознанно. Родителям стоит знать, что социум, в котором ребенок получает первые и главные представления, примеряет всевозможные социальные роли, чрезвычайно важен для него. Потому и все полученное из него хорошее равно как и дурное рискует закрепиться в воспитании подрастающего человека прочно.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание – это основная составляющая процесса . Наряду с таким важным элементом как воспитание, социальные педагоги выделяют такие его компоненты, как обучение, взросление, адаптация и пр.

Видео по теме

Источники:

  • В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка в 2019

Социальная сфера – обширное и многозначное понятие, которое рассматривается с разных сторон представителями различных наук. С точки зрения социологии ее можно рассматривать как совокупность определенных общественных отношений.

В социологии, как и в других гуманитарных науках, существует по несколько определений того или иного явления. Прежде чем рассматривать социальную сферу как разновидность общественных отношений, нужно выбрать для данного словосочетания наиболее подходящую формулировку. Термин включает в себя все отношения, возникающие в процессе человеческой жизни при рассмотрении человека как единицы социума (межличностные, межнациональные, рабочие связи).

Все значения понятия «социальная сфера» связаны, хотя и оцениваются разнопланово. С точки зрения социологии и социальной философии – это область общественной жизни, которая включает отдельные социальные группы (по профессии, национальности, полу и т.д.) и многообразие связей между ними.

Политология и экономика определяют понятие социальной сферы как совокупность организаций, предприятий и отраслей, которые осуществляют деятельность, повышающую уровень жизни населения (например, коммунальное обслуживание, службы социального обеспечения, здравоохранение). С такой точки зрения это не самостоятельная сфера функционирования общества, а область, соединяющая политику и экономику, в которой происходит перераспределение ресурсов государства.

Общественные отношения в социальной сфере предполагают, что человек в процессе самоопределения и общения с другими индивидами приписывает себя к определенным группам населения, которые в свою очередь взаимодействуют между собой. Занимая определенное место в социуме, человек привязан одновременно ко многим группам (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, место жительства, социальное положение).

Общественные отношения в пределах указанных групп позволяют описать структуру социума: пол, возраст, семейное положение отражают демографическую структуру; место жительства – поселенческую структуру; национальность – этническую структуру. Также можно выделить структуру образовательную и профессиональную, а социальное происхождение и положение создают сословно-классовую структуру, к которой относят касты, классы, сословия и т.д.

Многообразие отношений между группами населения, классами, организациями, обеспечивающими человеку подобающий уровень жизни, создают основу социальной сферы и являются инструментом воздействия на нее, способным тормозить либо ускорять процесс развития не только данной области, но и общества в целом.

Политическая система - совокупность взаимодействий различных субъектов, связанных с осуществлением политической власти. Политическая система состоит из различных элементов и существует благодаря их взаимодействию.

Инструкция

Политическую систему можно структурировать по различным основаниям. Так, выделяют ее элементы на различных политических ролей (или функций) субъектов. Это, в частности, социализирующая, адаптирующая, регулирующая, экстракционная, дистрибутивная, реагирующая функции.

Согласно институциональному подходу структура политической системы изменяется исходя из выделения потребностей, который обслуживает определенный институт. Так, целью государства является представление общественных интересов, партии выражают интересы определенных классов и социальных групп.

Наибольшее распространение в политической науке получил системный подход. В его рамках выделяют институциональную, нормативную и коммуникативную подсистему. Вместе они образуют целостную политическую систему. Ключевое в политической системе принадлежит институциональной (или организационной) системе. Она включает в себя совокупность государственных и негосударственных институтов и норм, которые влияют на политическую жизнь общества. Определяющее место в политической системе принадлежит государству, которое концентрирует в своих руках властные и материальные ресурсы, имеет право на принуждение к своей воле, а также распределяет ценности в обществе. Кроме государства в институциональную подсистему политические и неполитические институты: политические партии, лоббистские группировки, гражданское общество, СМИ, церковь и пр.

Нормативная подсистема включает социально-политические и правовые нормы, которые регулируют политическую жизнь и процесс осуществления политической власти. Сюда входят традиции , базовые ценности, существующие в обществе, т.е. все то, на что опираются властные институты при выполнении своих ролей. Нормативную подсистему можно подразделить на формальный и компонент. К формальному относят нормы конституционного, административного и финансового права, он определяет ключевые игры в обществе. Неформальный аспект выражается через совокупность субкультур, ментальностей, приоритетных ценностей, убеждений и стандартов. Часто его выделяют в состав отдельной культурной подсистемы. Она имеет важное значение для функционирования политической системы, так как чем более однородным является общество по культурному , тем выше эффективность работы политических институтов.

Опираясь на формальные и неформальные нормы, политические субъекты вступают во взаимодействие, т.е. в коммуникацию друг между другом. В ходе политической коммуникации происходит обмен сообщениями, которые имеют важное значение для хода политики. Различают «горизонтальную» и «вертикальную» коммуникации. В первом случае коммуникации между субъектами, которые находятся на одном уровне в социальной лестнице. Например, между элитами или рядовыми гражданами. Во втором случае речь идет о коммуникациях между различными элементами политической системы. Например, между гражданами и политическими партиями. Функции коммуникации могут выполнять СМИ, и другие информационные каналы: например, личные между людьми.

Видео по теме

Некоммерческая организация (НКО) - это организация, которая не занимается извлечением коммерческой прибыли и направляет все свои усилия на улучшение жизни граждан. Однако у российских НКО заявляемые цели часто расходятся с реальными делами.

По ту сторону ширмы

На деле, НКО часто занимаются задачами, преследующими политические цели. Так, советник президента России Сергей Глазьев в одном из своих выступлений заявил, что НКО, финансируемые западными фондами, тратят десятки миллионов долларов на антигосударственную деятельность.

Еще недавно реальная ситуация с НКО была скрыта от общественности. В СМИ заявлялось, что российские некоммерческие организации борются исключительно за развитие в стране гражданского общества. При этом большая их часть финансировалась на средства, выделяемые американскими агентствами.

Не все НКО одинаково полезны

Главную роль в появлении и развитии аффилированных с Государственным департаментом США некоммерческих организаций играл и играет фонд под названием USAID. Он был создан еще в начале 1960-х годов как государственная структура, международному развитию.

На деле же USAID проводит политику так называемой «мягкой силы», направленную на постепенное изменение государственного строя и ослабление потенциала стран. USAID распределяет бюджетные деньги не самостоятельно - для этого у него есть ряд структур, самой яркой из которых является Национальный фонд в поддержку демократии (NED).

НКО действуют не только в России. Так, Джордж Сорос - основатель некоммерческого фонда «Свободное общество» признался, что принимал активное участие в финансировании сил, свергнувших на Украине законного президента. Украинское отделение Фонда Сороса существовало на протяжении многих лет, снабжая деньгами некоммерческие организации, под вывеской которых прятались разного рода деструктивные сообщества. При этом Сорос действовал рука об руку с USAID и NED.

Благодаря своим подконтрольным некоммерческим организациям, USAID, NED, IRI и другие структуры, реализующие политику «мягкой силы», совершили ряд «цветных революций» - в Сербии, Грузии, на Украине и в других странах.

Безусловно, существуют и конструктивные некоммерческие организации, усилия которых действительно направлены на решение ряда социальных вопросов, борьбу с произволом чиновников, бюрократией, болезнями, низким уровнем жизни и т.д. Но большинство современных НКО, которые существуют, благодаря грантам, получаемым от иностранных фондов, на деле представляют собой структуры, созданные для манипуляции общественным мнением и продавливания антигосударственных решений. Именно поэтому в России финансируемые из-за границы и занимающиеся политикой НКО теперь должны добровольно признавать статус иностранных агентов.

Система выборов в России , как и в любом другом демократическом государстве, является важнейшим элементом политической системы. Она регламентируется избирательным правом – сводом норм, законов, обязательных для исполнения всеми субъектами Российской Федерации. Избирательная система отражает принципы и условия формирования государственных органов, а также устанавливает порядок и организацию процесса выборов прямые , всеобщие выборы, осуществляемые тайным голосованием. Оно призвано обеспечить свободу предвыборной агитации и равные права всех кандидатов, участвующих в . При проведении избирательной компании.Особенностью выборного процесса России является смешанный принцип системы представительства. В ней используется как мажоритарный, так и пропорциональный способ выдвижения кандидатов. При мажоритарном подходе один от одного избирательного округа абсолютным или относительным большинством голосов. Но в этом случае меньшинство не имеет своего представительства в органах власти.Использование пропорциональной схемы позволяет меньшинству получать места в и иметь представительство адекватное численности этого меньшинства. При ней устанавливается соответствие между количеством голосов, отданных за ту или иную партию, и количеством мест, которые представители этой партии получат в парламенте. Существенным недостатком этой системы является то, что теряется связь между электоратом и конкретным депутатом, представителем победившей в выборах партии.Пропорциональная прекрасно зарекомендовала себя в тех , где существует давно сформировавшаяся многопартийная система. Поскольку в России этот процесс еще не завершен и новые партии постоянно возникают на политическом поле, в последнее время идет речь о том, чтобы пока остановиться на выборов .

Политическая система общества -- одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные средства наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Основное положение политической системы в структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского), типом государства (монархия, республика) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных и нестабильных, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных т. п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т. п.

В обществе политической системы каждый человек выполняет определенную общественно-политическую роль, реализует политику. Осуществляют власть политические институты, действуя в тесной связи с другими социальными институтами, соблюдая установленные законы, нормы. Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты -- основные компоненты конструирования политической системы. Устойчивые виды политической деятельности, участие в выборах в органы политической власти, лоббизм, партийная деятельность и др. Виды политической деятельности определяют и наличие устойчивых политических ролей, осуществляемых социально по установившимся в обществе законам и продиктованным потребностями господствующих социальных слоев и групп.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

. Сопоставьте формационный и локально-цивилизационный подходы к общественно-историческому развитию. Заполните таблицу. Линии

сравнения

Формационный подход

Локально-цивилизационный подход

Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества

Направленность исторического развития

Трактовка понятия «прогресс»

Видение современного мира

Народ времени нет.. Если кому не трудно помогите

В ряде зарубежных стран - Австрии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Испании, многих государств Латинской Америки - выборы являются обязательными. За неучастие в выборах предусмотрен штраф, а в Греции и Турции - лишение свободы.

1) Чем, по вашему мнению, объясняются строгие меры наказания за неучастие в выборах в отдельных странах?
2) Подберите аргументы в подтверждении тезиса: "Участие в выборах - обязанность каждого гражданина".

Читайте также

B4 . Характеристика политической системы общества требует рассмотрения её отдельных компонентов. Что из перечисленного относится к нормативной

подсистеме политической системы общества?

1)политические традиции

2)партийный устав

3)политические идеалы

4)партийная программа

6)политическая культура

А16. Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

А.В состав политической системы общества могут входить общественные организации.

Б.В политическую систему общества входят органы государственной власти.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А12. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В процессе социализации происходит процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А17. Конституция РФ является юридическим документом прямого действия. Это означает, что

1) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина

2) в её основу положены ратифицированные гос-вом международные документы

3) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи

4) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения.

А20. Верны ли следующие суждения об отрослях права?

А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогооблажения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А16. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?

А. Одним из направлений развития гражданского общества в современной России является создание попечительских советов при школах.

Б. Граждане могут отстаивать свои интересы посредством таких институтов гражданского общества, как суд и прокуратура.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

Вы находитесь на странице вопроса "Какова роль политической системы в современной жизни общества? ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Еще Аристотель назвал политику особым искусством управления народами и государствами. С того времени значимость этого компонента жизни общества, буквально пронизывающего все его сферы, вплоть до бытовой, практически никто не отрицал. Функции имеют собственные закономерности, но при этом могут быть поняты только во взаимодействии с другими аспектами социальной активности людей. Будучи совокупностью, то есть объединением связанных между собой элементов, имеющих стойкую целостность, эта система очень сложна, ее деятельность является целенаправленной, и она имеет структурно-подчиненные части.

Функции политической системы присущи одному из подвидов совокупности, которую мы называем обществом (другими такими подразделениями являются экономика, духовная жизнь, и так далее). Они имеют определенные особенности, как, например, участие в решении проблем общесоциального характера, интеграции и распределении материальных и иных ценностей. Кроме того, к политическим видам деятельности относятся монополия на власть и государственное принуждение в национальном масштабе, а также использование в этих целях особого аппарата.

Функции политической системы связаны еще и с ее сложным внутренним строением. Ведь она состоит из различных партий, организаций, норм и стандартов, принципов и идеалов, разнообразнейших коммуникационных механизмов, благодаря которым социальные группы и отдельные люди могут общаться с властью. Последняя затрагивает интересы как огромных масс общества, так и определенных кланов (страт, семей, и так далее), причастных к руководству государством, или же тех, кто главенствует в экономике и влияет на основные ресурсы. Это управление налагает обязанности на всех без исключения. Оно может совершаться прямо, благодаря действиям доминирующих в данной стране социальных сил, и опосредованно, через различные движения и их лидеров.

Признаки определяются именно благодаря существованию и работе особой группы, специфической прослойки людей, профессионально занятых управлением в масштабах государства. Современная философия и политология имеют по большому счету два подхода к определению и анализу менеджмента общества и народа.

Первый из них (инструментальный) представляет такую структуру как некий теоретический и идеальный конструкт, дающий возможность определять и описывать свойства разных явлений в области политики, считая ее своего рода способом анализа. Таким образом, любая целостная взаимосвязь между людьми со специфическими интересами (неважно, государство, партия или движение) представляет собой самостоятельную сущность. Второй же пытается анализировать отношения власти и подчинения в конкретном обществе между группами и индивидами, а также описывать такие сложные сопутствующие явления, как культура, и так далее.

Исходя из этих методик, при анализе различных моделей государств следует учитывать как системные политические функции различных явлений, так и сложившиеся между ними устойчивые связи. Они охватывают множество сфер: взаимоотношение общества и среды; организационные особенности различных элементов (собственно властная группа и различные движения и объединения, принимающие участие в социальной жизни); нормативные основы жизни различных институций, согласованность или конфликты, возникающие между ними; процессы, происходящие вследствие деятельности того или иного режима; культурно-творческие и идеологические составляющие; роль всей системы в жизни страны или на международной арене, как и ее отдельных элементов.

Функции политической системы говорят нам о том, что это сложное и многообразное явление, без которого жизнь общества была бы невозможна. Оно имеет множество внутренне организованных связей, и делится на структуры и части с разными свойствами. Ученые спорят между собой по поводу того, какова их суть, но это лишний раз дает нам возможность убедиться, что существует общее мнение насчет главного предназначения этой системы. Прежде всего, это постановка целей общества - с далеким и близким прицелом, а также его властная и политическая интеграция. Затем мобилизация ресурсов, регулирование режима социальной активности, и, наконец, легитимизация - то есть стремление к достижению такого уровня реальной жизни, которое бы соответствовало принятым нормам и стандартам. Исполняя их эффективно, система будет в целом позитивно воздействовать на жизнь страны, в которой она работает.



Похожие статьи