Управление политическими конфликтами. Управление политическим конфликтом

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

В процессе работы над темой «Политические конфликты и пути их разрешения» представляется целесообразным иметь в виду следующее: конфликт является объектом комплексного научного исследования. Философия, социология, политология, общая и прикладная психология, право и другие науки в соответствии со своим предметом, своими познавательными средствами и приемами изучают различные аспекты конфликта как феномена общественной жизни.

Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов – один из многочисленных мифов.

Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).

Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе». С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

Современные представления о политическом конфликте – результат длительной эволюции идей о конфликтах в сферах общественной жизнедеятельности. Теории конфликтов в основном сложились в XIX-XX веках, их авторы выражали три основных подхода к пониманию и роли конфликтов в обществе:
первый – признание принципиальной неизбежности и неустранимости из жизни, ведущей роли конфликтов в общественном развитии; это направление представляют Г.Спенсер, Л.Гумплович, К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин и др.;
второй – неприятие конфликтов, проявляющих себя как войны, революции, классовая борьба, социальные эксперименты, признание их аномалиями общественного развития, вызывающими нестабильность, нарушение равновесия в социально-экономической и политической системах; сторонниками данного направления являются Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин;
третий – рассмотрение конфликта в качестве одного из многих видов социального взаимодействия и социальных контактов наряду с конкуренцией, солидарностью, кооперацией, партнерством; выразители этого направления Г.Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др.

Реальная жизнь намного сложнее любых схем и предполагает такое взаимодействие индивидов, групп, организаций, институтов, в процессе которого имеют место сотрудничество, соперничество, несовпадение интересов, ценностей, ненависть, борьба, конфликт. Роль конфликтов в том, что они наиболее остро сигнализируют власти и обществу о возникающих разногласиях, противоречиях и стимулируют практические действия по своевременному преодолению имеющихся проблем.

Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. По мнению Р.Дарендорфа, автора конфликтной модели общества, главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.

Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.

Значение и места конфликта в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности. О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле. Конфликты полифункциональны :

  • выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
  • способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;
  • стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;
  • обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.

Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:

  • сходство причин , вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;
  • сфера проявления : экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;
  • уровень формирования и проявления : на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;
  • время действия : затяжные, скоротечные.

Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем : конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.

Перейдем ко второму вопросу «Пути и методы разрешения конфликтов». Политическая наука значительное внимание уделяет поиску форм, методов, средств контроля за протеканием конфликта, выработке эффективных технологий управления им. При многообразии субъектов конфликта, их целей и позиций управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач:
a) предупредить возникновение конфликта, либо воспрепятствовать его разрастанию и распространению;
б) вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения опасности внезапного развития неконтролируемых процессов;
в) локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества;
г) учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень открытости политической системы, уровень сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения в конфликт, эмоциональные аспекты поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества.

Решение указанных задач конкретизируется в соответствии с основной установкой – либо на урегулирование, либо на разрешение конфликта. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.

Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.

Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:

  1. Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
    • достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
    • соглашение, основанное на взаимных уступках;
    • истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
    • обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
  2. Примирение на основе принуждения, в основе которого:
    • явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
    • изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;
    • уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Рассмотрим третий вопрос «Политические конфликты в современном российском обществе: истоки, динамика развития, особенности регулирования».

Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации – реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-зкономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.

Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;
б) деформация–смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;
в) расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;
г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;
е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.

Политические конфликты в сегодняшней России имеют такие особенности: во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти; во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти; в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.

Определим основные виды политических конфликтов в России:
- между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства;
- между элитами финансово-промышленных групп;
- внутрипарламентский;
- между партиями;
- внутри государственно-административного аппарата.
В современных условиях конфликты в России – единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Конфликт, политический конфликт, противоречие, субъекты конфликта, конфликтная ситуация, функции, типология конфликтов, стадии (этапы, фазы) возникновения и развития конфликта, управление, регулирование, разрешение конфликта, переговоры, посредники, консенсус, согласие, компромисс, арбитраж.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Общая характеристика концепции политических конфликтов

1.1 Сущность и значение политических конфликтов

1.2 Типология политических конфликтов

1.3 Этапы возникновения и развития политических конфликтов

2. Сущность управления политическим конфликтом

3. Механизм управления политическим конфликтом

3.1 Роль "третьей стороны" в осуществлении механизма политического конфликта

3.2 Стратегии управления политическим конфликтом

3.3 Нормы управления политическим конфликтом

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.

Социальные процессы, протекающие в общественной жизни, лишены абсолютной стихийности своего развития, они всегда подвержены определенному организующему началу, воплощающемуся в управлении. В соответствии с этим конфликт как процесс специфических отношений между социальными субъектами управляем.

Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов. С другой стороны, политика - средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

Реальное политическое сообщество людей всегда формируется через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность. В целом политический конфликт и представляет собой не что иное, как разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Глубинная причина конфликтов в обществе - противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон - объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).

Устранить конфликты из нашей жизни невозможно. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р. Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.

1. Общая характеристика концепции политических конфликтов

1.1 Сущность и значение политических конфликтов

Проблема политического конфликта - одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами. Однако прежде, чем ставить вопрос об управлении политическим конфликтом, следует для начала разобраться в его сущности как определенного социального явления.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Из-за неопределенности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различий во взглядах и иных форм несовпадения позиций, чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов.

Важно также и то, что конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса.

Таким образом, можно утверждать, что только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

Значение и места конфликта в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности.

Конфликты полифункциональны. Они выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества; способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери. Конфликты также стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур, а также обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.

1.2 Типология политических конфликтов

В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:

С точки зрения зон и областей их проявления выделяются внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий;

По степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно говорить о институализированных и неинституализированных конфликтах, характеризующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры;

По их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и прочее. Среди конфликтов данного типа можно выделить “глубоко” и “неглубоко укорененные” (в сознании людей) конфликты, антагонистические и неантагонистические конфликты, разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или, соответственно, сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;

С точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об открытых, выраженных во внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов, и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий;

По временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон - долговременные и кратковременные конфликты. Так, возникновение и разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельно короткого времени, но может быть соотнесено с жизнью целых поколений;

В соотнесении со строением и организацией режима правления выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).

Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соперничества и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.

1.3 Этапы возникновения и развития политических конфликтов

Конфликтные отношения зарождаются, когда складывается атмосфера напряженности между оппозиционными сторонами, выражающая наличие определенного предмета спора и конкуренции, несовпадения позиций политических субъектов. Первый этап - этап возникновения конфликта характеризуется столкновением интересов, оценкой сторонами своих ресурсов, принятием решения о вступлении в конфликт.

Следующий этап - этап развития конфликта. На данной стадии более отчетливо проявляются силы, поддерживающие каждую из конфликтующих сторон или противостоящие им; становится очевидным, расширяется или сужается область распространения спора, какова степень его интенсивности и т.д. Таким образом, увеличивается число факторов, которые необходимо отслеживать для сохранения контроля над развитием конкурентных отношений. Субъекты конфликтного взаимодействия предпринимают действия (санкции, угрозы, идеологическое воздействие, мобилизация имеющихся ресурсов), направленные на достижение поставленных целей, реагируют на действия противоположной стороны.

Заключающий этап - этап окончания конфликта. Это наиболее сложная фаза, т.к. от результата окончания спорных отношений зависит заново складывающийся баланс политических сил. На завершающей стадии участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем уступок, дальнейшие намерения, линию последующего поведения. Варианты окончания конфликта могут быть следующими: достижение примирения сторон, рутинизация конфликта (сохранение прежней интенсивности), снижение или напротив нарастание взаимооппозиционности сторон, непримиримость сторон. Конфликт может оказаться и неразрешимым, тогда создается положение, которое ведет не к окончанию, а к "круговому движению". Такая ситуация предполагает совершенствование или поиск новой стратегии и тактики контролирования, управления конфликтом. Примирение участвующих в конфликте сторон может носить характер полного или частичного урегулирования (т.е. изменения поведения одной или нескольких сторон без исчерпания предмета спорных отношений) Конфликт может разрешиться и сам по себе, например, из-за утраты актуальности спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов и др.

2. Сущность управления политическим конфликтом

Под управлением конфликтом современная наука понимает целенаправленное, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов.

При определении понятия "управление конфликтом", необходимо учитывать противоречивость влияния конфликтов на общество: с одной стороны, оно носит деструктивный характер (дезинтеграция, разрушение системы, затраты ресурсов на противоборство), с другой - конструктивный (стимул созидательной деятельности). Если бы мы понимали конфликт только как патологическое явление в обществе, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Управление конфликтом включает в себя прогнозирование конфликтных ситуаций, предупреждение одних и стимулирование других столкновений, прекращение и подавление, регулирование и разрешение конфликтов.

При всем многообразии подходов к определению сущности управления конфликтом мы не можем не отметить, что управление - это вид социальной деятельности. В данном случае она предполагает управление деятельностью структурно организованных социальных систем, институтов. Поэтому важно подчеркнуть, что в управление политическим конфликтом входит:

Во-первых, деятельность тех или иных субъектов политики - участников конфликта (основных и неосновных), а также "третьей стороны", способствующей его урегулированию;

Во-вторых, комплексное воздействие конкретного органа управления государства, международного сообщества, общественно-политического объединения и т.д. на управляемую систему через специфические механизмы социального взаимодействия.

Поэтому представляется, что с точки зрения влияния на социальные процессы объектом управления политическим конфликтом является деятельность субъектов политики, задействованных в той или иной мере (роли) в конфронтационном процессе представляющая собой направленное воздействие на процессы социального взаимодействия в целях разрешения социально-политических противоречий, гармонизации текущих общественных отношений.

Таким образом, можно структурно представить управление политическим конфликтом как совокупную деятельность по управлению субъектами политики и деятельность по управлению процессами взаимоотношений, возникающих между ними, с целью устранения конкретных социально-политических противоречий - источников конфликта, либо гармонизации его хода для рационального достижения целей участников текущего политического процесса.

3 . Механизм управления политическим конфликтом

Более глубокий анализ содержания процесса управления политическим конфликтом возможен посредством рассмотрения механизма его осуществления. Под механизмом управления конфликтом, в данном контексте, мы понимаем системную совокупность норм, средств и методов управленческой деятельности того или иного субъекта управления политическим конфликтом по достижении им намеченной цели.

Цель управления политическим конфликтом зависит от субъекта управления конфликтом и заключается в оптимизации текущего политического процесса в интересах субъекта управления.

В свою очередь, достижение этой цели возможно через достижение промежуточных целей, а именно: предотвращение, интенсификация (эскалация) или урегулирование конфликта. Вместе с тем понимание оптимизации текущего политического процесса, в свою очередь, также сугубо субъективно и всемерно зависит от субъекта управления. Отсюда следует, что анализ целей управления необходимо проводить дифференцированно с одновременным определением основных субъектов управления и используемых ими методов.

Субъектом управления конфликтом может быть как сам субъект конфликта, так и "третья сторона".

Так же как и в случае определения субъектов конфликта, здесь выделяются основные и неосновные (скрытые) субъекты управления. Неосновные субъекты управления - это такие субъекты политического процесса, которые не являются непосредственными участниками данного конфликта и не включаются в его управление в качестве официальной "третьей стороны".

В то же время они своими скрытыми от общественности действиями непосредственно влияют на ход и исход конфликта. Зачастую такие действия направлены на интенсификацию (эскалацию) конфликта, так как в случае заинтересованности этого субъекта в урегулировании конфликта он открыто оказывает свои посреднические или другие услуги.

3.1 Роль "третьей стороны" в осущес твлении механизма политического конфликта

Это понятие имеет особую значимость, так как исследование действия механизма управления современным политическим конфликтом немыслимо без учета деятельности тех сил, которые представлены "третьей стороной". Важно подчеркнуть, что это понятие употребляется только в том случае, если "третья сторона" вмешивается в конфликт с целью его урегулирования. Любое другое вмешательство для оказания помощи (политической, экономической, собственно военной и др.) одному из участников делает "третью сторону" участником конфликта, то есть в зависимости от степени участия - основным или неосновным субъектом конфликта.

Сегодня роль "третьей стороны" не сводится только к деятельности государства или его отдельных структур. Наряду с ними в данном качестве выступают: специально объединённые для урегулирования конфликта группы государств; международные и региональные организации; церковь; институты и организации гражданского общества; отдельные влиятельные лица и др.

Исходя из вышеизложенного, а также из сущностного определения процесса управления политическим конфликтом, можно утверждать, что в современном историческом процессе существует такой "обобщённый" субъект управления, как мировое сообщество в целом. Действительно, взаимосвязь и взаимообусловленность современного мирового развития во многом определяют направления предотвращения потенциальных вооружённых политических конфликтов. Ну а если предотвращение является действенным актом управления конфликтной ситуацией, то постоянно развивающееся мировое сообщество можно с уверенностью отнести к субъекту ("третьей стороне") управления конфликтом.

Важнейшим методом деятельности "третьей стороны" по урегулированию конфликта является примирение противоположных сторон на основе сближения их позиций и интересов, где основными её действиями выступают убеждение и оказание помощи в поисках мирного решения.

Главной формой примирения выступают переговоры - процесс принятия совместного решения двумя или более конфликтующими сторонами.

Наряду с вышеперечисленными действиями "третьей стороны" по управлению конфликтом, поиск соглашения подразумевает использование и других действий. Этот процесс зачастую представляет собой очень сложный, длительный и непрерывный обмен требованиями и контртребованиями, предложениями и встречными предложениями. Сложность поиска соглашения объясняется не только многообразием субъективных интересов и идей, но и необходимостью своевременного реагирования на постоянно меняющиеся и противоречивые объективные обстоятельства.

До перехода к переговорам довольно распространены такие методы, как принуждение, оказание давления и ограничение конфликтных действий. При реализации этих методов используются: отказ от предоставления экономической помощи в случае эскалации или расширения конфликта; применение политических, экономических, юридических и других санкций к участникам конфликта; введение миротворческих вооружённых сил для разъединения противоборствующих сторон; осуществление военных операций и другие.

Всё это интенсивно применяется в ситуациях вооружённого конфликта, как правило, на первой (стабилизационной) фазе урегулирования с целью побудить конфликтующие стороны прекратить насилие. Но к этим методам нередко прибегают одновременно с посредничеством для того, чтобы заставить стороны более активно искать пути мирного решения. Принудительные и ограничительные меры иногда применяются и после достижения договорённости с тем, чтобы обеспечить выполнение соглашений (например, в зоне конфликта остаются миротворческие силы).

3.2 Стратегии управления политическим конфликтом

В современной политической литературе выделяют следующие типы стратегии управления конфликтом:

Соперничающий - ведение конфликта с использованием наиболее острых форм противоборства, исключающее компромисс и подразумевающее навязывание противоположной стороне предпочтительного для себя решения;

Проблемно-решающий (корпоративный) - совместный поиск решения проблемы, которое удовлетворяло бы обе стороны. В отличие от соперничающего типа эта стратегия подразумевает наличие общих интересов и возможность достижения компромисса;

Уступающий - одностороннее снижение уровня своих требований, первоначально выносимых в качестве конечных целей конфликта;

Избегающий - физический или психологический "уход" из ситуации конфликта, подразумевающий уклонение одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации;

Бездействующий - пребывание в состоянии конфликта без каких-либо действий по его интенсификации или урегулированию.

Абсолютного доминирования одной из стратегий в практике, как правило, не встречается. Постоянно меняющаяся объективная обстановка, а также создание в результате функционирования конфликта новой социально-политической ситуации заставляют субъектов конфликта использовать сочетание типов стратегии. Обычно такое сочетание начинается с проблемно-решающего поведения, безрезультативность которого пускает в ход соперничающую стратегию, возможная неэффективность которой возвращает стороны к корпоративным действиям и т.д. вплоть до окончательного разрешения конфликтного противоречия.

Сущностные особенности той или иной стратегии позволяют выделить присущие каждой из них способы, методы действий конфликтующих сторон, выработанные и подтверждённые постоянной практикой их применения при урегулировании политических конфликтов. Среди них методы "избегания", "откладывания", "социального исключения" и "примирения".

Метод "избегания", то есть уклонения одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации, когда происходит как бы игнорирование противоположной стороны. Одна сторона "не замечает" присутствия другой. Последователи этого метода предпочитают не замечать даже предельно острые столкновения интересов противоборствующих сторон, призывают не драматизировать ситуацию, полагая, что их призывы к мирному решению проблем могут решить спорные вопросы полюбовно. Они признают существование конфликта, но это признание не является для них основанием для реальных действий.

Этот метод не может привести к окончательному разрешению конфликта, так как основания, причины его в этом случае не устраняются. Обычно "избегание" применяется для оттягивания времени перехода конфликта из первой стадии в стадию практических действий, накопления сил, подбора других методов и форм достижения своих коренных целей или урегулирования конфликта.

Метод "откладывания" конфликта. Это своего рода уход со сцены открытой политической борьбы, оставление победителю в его полное владение своей территории, сдача своих позиций. "Откладывание" зачастую используется в предвидении явного поражения и, как правило, бывает вынужденным, продиктованным неблагоприятно складывающимися обстоятельствами. Как и при "избегании", здесь не может быть окончательного решения конфликта. Сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации (внутренней и внешней) в её пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.

Метод "социального исключения", уничтожения (подавления) противника. Наиболее распространённая форма этого метода - вооружённое насилие, применяемое как во внутриполитической борьбе, так и на международной арене. Этот метод в наибольшей степени присущ соперничающему типу стратегии, так как именно острые формы насилия соответствуют стремлению одержать безусловную победу над противником.

Другой формой социального исключения является законодательное (юридическое) запрещение, то есть когда одна из сторон вынуждена уйти с открытой арены политической борьбы в связи с постановкой её "вне закона". "Запрещённая" сторона (стороны) в этом случае, как правило, переходят к использованию метода "откладывания" и другому типу стратегии, например, к "избегающему" или "уступающему".

Обе формы этого метода зачастую не являются средством разрешения конфликта, тем более, если эти конфликты проходят не на межличностном, а на более широком уровне.

Таким образом, рассмотренные методы, применяемые субъектами конфликта, не приводят к полному разрешению конфликта. Со временем он разгорается вновь и зачастую ещё с большей интенсивностью. Только примирение на основе переговорного процесса в состоянии полностью устранить противостояние или хотя бы свести его к минимуму, предотвратить его дальнейшее разрастание. Наиболее же эффективно переговорный процесс проходит с участием "третьей стороны".

3.3 Нормы управления политическим конфликтом

Анализ норм управления политическим конфликтом проводится по двум направлениям: нормы, которыми руководствуются субъекты конфликта, и нормы "третьей стороны". Вместе с тем при обоюдном направлении управления конфликтом на его урегулирование нормы как субъектов конфликта, так и "третьей стороны" могут совпадать.

Нормы управления политическим конфликтом подразделяются на формализованные и неформализованные.

Анализ неформализованных норм, являющихся едиными как для субъектов конфликта, так и для "третьей стороны", необходимо осуществлять с точки зрения ценностного подхода, так как именно система ценностей составляет смыслообразующую сферу общественной деятельности и соответственно всех социальных отношений. Именно морально-этические нормы являются базисом переговорной культуры, лежащей в основании цивилизованного разрешения объективно возникающих в обществе противоречий. В свою очередь, степень развития этой культуры во многом определяет уровень конфликтогенности каждого конкретного общества.

Таким образом, моральные и этические нормы, здравый смысл, обычаи и традиции урегулирования конфликтов являются важнейшим элементом формирования культуры ненасильственного разрешения (управления) конфликтных ситуаций и способствуют разрешению противоречий путём переговоров, посредничества и других аналогичных процедур. Если общество стремится к высокому уровню согласия, к тому, чтобы разрешать конфликты мирным путём, то оно должно позаботиться о формировании переговорной культуры, являющейся важнейшей нормой управления конфликтом.

Фактически невозможно говорить о каких-либо формализаванных нормативных актах, регулирующих управленческую деятельность субъектов конфликта, направленную на его интенсификацию. Вместе с тем существует немало правовых документов, выступающих в качестве норм ведения боевых действий в ходе политического конфликта. Именно их правомерно рассматривать как нормы управления динамикой конфликта.

Важнейшим элементом в системе норм управления политической конфронтацией является политико-правовая регламентация окончания конфликта. В частности, окончание войны с политико-правовой точки зрения означает прекращение состояния войны, то есть восстановление между воюющими сторонами мирных отношений с вытекающими отсюда важными международно-правовыми последствиями.

Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий. Согласно международно-правовым нормам к таковым относятся: перемирие и капитуляция.

Наиболее частым способом прекращения военных действий является перемирие. Оно может быть частным (на отдельном участке фронта) или общим (по всему фронту); срочным и бессрочным. Срочное перемирие может быть прервано с истечением установленного в нём срока, наступлением оговоренного в соглашении о перемирии условия или события. При бессрочном перемирии воюющие могут возобновить военные действия в любое время, но должны заранее предупредить об этом другую сторону. Существенное нарушение перемирия одной из сторон даёт право другой отказаться от него и возобновить военные действия. Перемирие может заключаться по требованию и под контролем Совета Безопасности ООН.

Военные действия могут прекращаться также на основе капитуляции. В отличие от перемирия при капитуляции прекращение военных действий происходит на условиях, поставленных победителем. Капитуляция может быть простой, или обычной, местной (отдельной крепости, района) и общей. Она может быть безоговорочной, которая подписывается без всяких условий и оговорок со стороны побежденного.

В большинстве случаев ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны. Для юридического прекращения такого состояния государства прибегают к различным международно-правовым средствам и формам. Это может быть односторонний акт, являющийся результатом инициативы одной стороны.

Прекращение состояния войны может быть результатом двусторонней декларации. политика конфликт переговоры примирение

Специальной международно-правовой формой, предназначенной для прекращения состояния войны, является мирный договор. В нем наиболее полно и всесторонне решаются вопросы, связанные с восстановлением мирных отношений: территориальные вопросы, судьбы мирных жителей, вооружённых сил побежденного государства, военнопленных, возмещение ущерба (репараций), ответственность военных преступников.

Заключение

Реальная жизнь намного сложнее любых схем и предполагает такое взаимодействие индивидов, групп, организаций, институтов, в процессе которого имеют место сотрудничество, соперничество, несовпадение интересов, ценностей, ненависть, борьба, конфликт. Роль конфликтов в том, что они наиболее остро сигнализируют власти и обществу о возникающих разногласиях, противоречиях и стимулируют практические действия по своевременному преодолению имеющихся проблем.

Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Непрерывное выявление и урегулирование конфликтов - условие стабильного и поступательного развития общества.

Если воспринимать конфликт лишь как патологическое явление, дезорганизующее общество, разрушающего его социальную систему и материальную базу, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации (подавлению), скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением общественной жизни, одним из средств разрешения объективно возникающих противоречий, являющихся движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему. Эта проблема становится многоплановой, требующей учитывать его как негативно разрушительное, так и позитивно-конструктивное воздействие при определении его сущности и механизма управления конфликтом.

Таким образом, политический конфликт, как и любой другой социальный процесс, регулируется. Длительность и интенсивность конфликта во многом зависят от способности субъектов конфликта оптимально управлять им. Оптимальное управление оказывает решающее значение на выполнение конфликтом позитивных социально-стабилизирующих функций. Но в любом случае конфликт при разрешении объективно возникающих противоречий обязательно имеет негативные социальные и психологические последствия, а зачастую ведет к разрушениям социальной инфраструктуры, гибели людей. В связи с этим особую актуальность приобретает поиск путей предотвращения политических конфликтов и их практическое применение.

Список использованн ой литературы

1. Козырев Г.И. Об особенностях политического конфликта / Г.И. Козырев // Вестник МУ. Серия 12: Политические науки. - 2007. - № 4. - С. 68-79

2. Пугачев В.П. Введение в политологию: учебник для вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 477 с.

3. Васильев А.В. Основные проблемы государственного управления политическими конфликтами в регионах России / А.В. Васильев // Вестник Башкирского университета. - 2007. - № 1. - С. 34-68

4. Козырев Г.И. Политическая конфликтология: учебное пособие для студ. вузов / Г.И. Козырев. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 432 с.

5. Политические конфликты и пути их разрешения [Электронный ресурс] / Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого. - 2007. - Режим доступа: http://www.tspu.tula.ru/res/other/politolog/lec14.html

6. Василик М.А. Политология [Электронный ресурс]: словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2007. - 328 с.; Библиотека Гумер. - 2007. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dict/10.php

7. Коваленко Б.В. Политическая конфликтология: учебное пособие для вузов / Б.В. Коваленко, А.И. Пирогов, О.А. Рыжов. - М.: Ижица, 2005. - 400 с.: ил. - (Серебряная сова).

8. Овчаренко А.Н.. Стратегическое управление в политической деятельности: теоретико-методологические основы: теоретико-методологические основы: дис. д-ра полит. наук: 23.00.02 / Овчаренко Анастасия Николаевна. - М., 2007. - 329 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Столкновение, противоборство политических субъектов. Распределение властных полномочий и ресурсов. Объект и предмет политического конфликта. Источники политических конфликтов. Управление политическими конфликтами. Этапы формирования и развития конфликта.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    Понятие, субъект и роль конфликта. Причины и стадии развития политических конфликтов. Классификация политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов. Значение и места конфликта в политической жизни. Функции конфликтов.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Сущность, значение, источники политических конфликтов. Формы и способы контроля над протеканием конфликтов, выработка эффективных технологий управления ими. Этапы формирования и развития конфликта. Политические конфликты в современном российском обществе.

    доклад , добавлен 01.12.2009

    Сущность и атрибутивные признаки субъектности элит в современных политических процессах, факторы функционирования. Основные причины конфликтов и технологии стабилизации политических процессов на Северном Кавказе в деятельности политических элит России.

    диссертация , добавлен 18.07.2014

    Понятие и сущность политического риска. Уровни политических рисков и оценка их на национальном уровне. Понятие политического риска как вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2009

    Сущность и значение конфликтов, возникновение в политикесоциальной и политической жизни общества напряженности, противостояния, неприязни и ненависти. Источники и типология политических конфликтов, общее и особенное в технологиях их урегулирования.

    реферат , добавлен 07.10.2009

    Государственное управление - ключевое звено в структуре политического процесса. Социально-политические конфликты: структура и содержание. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Технологии контроля и управления политическими конфликтами.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2011

    Структура, виды и функции политической системы. Методы принятия политических решений. Политическая пропаганда и манипулирование. Технологии манипулирования и информационного обмана. Сущность, значение и этапы возникновения политических конфликтов.

    контрольная работа , добавлен 19.09.2010

    Конфликт как социально-политическое явление, причины возникновения. Специфические черты современных этнополитических конфликтов. Стадии развития политических конфликтов. Достижение консенсуса как наиболее благоприятный результат разрешения конфликта.

    доклад , добавлен 21.12.2011

    Разрешение конфликтов в трудовых коллективах. Сущность и особенности внутриполитических конфликтов. Роль и место международных конфликтов в общественной жизни. Истоки, динамика развития и особенности регулирования политических конфликтов в России.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ Права и управления

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политический менеджмент»

Управление политическим конфликтом

Студент гр. Пл 07-01 __________Н. Д. Гильфанова

Преподаватель

канд. полит. наук, доцент __________ В. А. Бурлаков

Владивосток 2010

Введение…………………………………………………………………………………………...3

1 Общая характеристика концепции политических конфликтов……………..…………………4

1.1 Сущность и значение политических конфликтов...……………………………..……4

1.2 Типология политических конфликтов………………………………………………....5

1.3 Этапы возникновения и развития политических конфликтов…………………….....6

2 Сущность управления политическим конфликтом….……………………………….………....6

3 Механизм управления политическим конфликтом……………………...………………..…….8

3.1 Роль «третьей стороны» в осуществлении механизма политического конфликта…8

3.2 Стратегии управления политическим конфликтом………………………...………..10

3.3 Нормы управления политическим конфликтом………………..………....................12

Заключение……………………………………………………………………………………….14

Список использованных источников…………………………………………………….…......15

Введение

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.

Социальные процессы, протекающие в общественной жизни, лишены абсолютной стихийности своего развития, они всегда подвержены определенному организующему началу, воплощающемуся в управлении. В соответствии с этим конфликт как процесс специфических отношений между социальными субъектами управляем.

Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов. С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

Реальное политическое сообщество людей всегда формируется через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность. В целом политический конфликт и представляет собой не что иное, как разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).

Устранить конфликты из нашей жизни невозможно. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р.Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.

1 Общая характеристика концепции политических конфликтов

1.1 Сущность и значение политических конфликтов

Проблема политического конфликта – одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами. Однако прежде, чем ставить вопрос об управлении политическим конфликтом, следует для начала разобраться в его сущности как определенного социального явления.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Из-за неопределенности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различий во взглядах и иных форм несовпадения позиций, чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов.

Важно также и то, что конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса.

Таким образом, можно утверждать, что только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

Значение и места конфликта в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности.

Конфликты полифункциональны. Они выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества; способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери. Конфликты также стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур, а также обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.

1.2 Типология политических конфликтов

В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:

С точки зрения зон и областей их проявления выделяются внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий;

По степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно говорить о институализированных и неинституализированных конфликтах, характеризующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры;

По их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч. Среди конфликтов данного типа можно выделить “глубоко” и “неглубоко укорененные” (в сознании людей) конфликты; антагонистические и неантагонистические конфликты, разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или - соответственно - сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;

С точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об открытых (выраженных во внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий;

По временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон - долговременные и кратковременные конфликты. Так, возникновение и разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельно короткого времени, но может быть соотнесено с жизнью целых поколений;

В соотнесении со строением и организацией режима правления выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).

Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.

1.3 Этапы возникновения и развития политических конфликтов

Конфликтные отношения зарождаются, когда складывается атмосфера напряженности между оппозиционными сторонами, выражающая наличие определенного предмета спора и конкуренции, несовпадения позиций политических субъектов. Первый этап – этап возникновения конфликта характеризуется столкновением интересов, оценкой сторонами своих ресурсов, принятием решения о вступлении в конфликт.

Следующий этап – этап развития конфликта. На данной стадии более отчетливо проявляются силы, поддерживающие каждую из конфликтующих сторон или противостоящие им; становится очевидным, расширяется или сужается область распространения спора, какова степень его интенсивности и т.д. Таким образом, увеличивается число факторов, которые необходимо отслеживать для сохранения контроля над развитием конкурентных отношений. Субъекты конфликтного взаимодействия предпринимают действия (санкции, угрозы, идеологическое воздействие, мобилизация имеющихся ресурсов), направленные на достижение поставленных целей, реагируют на действия противоположной стороны.

в современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля за протеканием конфликтов, выработке эффективных технологии управления ими. к контролю за конфликтом стремятся даже те силы, которые заинтере­сованы не в урегулировании, а в перманентном его обострении, консервации, что, по их расчетам, могло бы породить ситуацию, которую можно использовать более эффектив­но, чем противники. В этом случае оппозиционные силы могут постоянно оспаривать предлагаемые властями правила игры, ставя их перед необходимостью ужесточать свои требования, что дает повод обвинить их в недемократизие. В свою очередь и правящие элиты нередко выдвигают неприемлемые условия для сотрудничества с оппозицией, на­деясь на истощение ее сил или на компрометацию в глазах общественного мнения (как не стремящейся к общественному согласию).

Однако в большинстве случаев политические силы стремятся к контролю за конфлик­тами именно с целью их урегулирования. При этом в качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и, условно говоря, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (например ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Особым значением для политической жиз­ни обладают те случаи, когда стремление управлять развитием конфликта исходит со стороны правящих структур, центральных властей государства.

Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологий регулиро­вания конкурентных взаимоотношении неизбежно опирается на решение ряда универ-сальных задач:

Воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию и переходу в та­кую фазу и такое состояние, которые значительно увеличивают социальную цену за его урегулирование;

Вывести все теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия,избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые не-возможно будет правильно и опера­тивно отреагировать;

минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого течением политиче­
ского конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы несдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которыхбудет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию. Эти универсальные це­ли, лежащие в основании стратегии управления конфликтами, неизбежно конкретизи­руются в соответствии с основной установкой - либо на урегулирование, либо на разре­шение спорных ситуаций, урегулирование, в частности, предполагает снятие остроты
противоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболее не­гативных последствий конфликта (для себя, государства, общества в целом). Оно может быть полным или частичным. Однако в любом случае достигаемый между сторонами компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя тем самым определенную вероятность нового обострения уже урегулированных отношении. Разрешение же кон­фликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, исключило опасность рецидива разногласий. для управления конфликтами политический субъект должен учитывать наиболее прин­ципиальные внешние и внутренние факторы их формирования и протекания, к характе­ристикам, влияющим на формы и методы деятельности субъекта управления, можно от­нести: степень открытости политической системы (отражающие, к примеру, наличие или отсутствие в ней «предохранительных клапанов», способных защитить правящие структуры от наиболее агрессивных форм политического протеста); уровень сплочен­ное-*™ конфликтующих групп и интенсивность внутренних взаимоотношений их чле­нов; характер вовлеченности широких социальных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональную насыщенность политического поведения групп и граждан и их способ­ность к самоограничению своих властных притязаний и т.д.



для выработки технологий контроля за конфликтом особенно важен учет субъектом управления не общих (условно говоря - макрополитических) факторов его протекания, а специфики цепей, выбираемых в соответствии с особенностями этапа его формирования и развития, как правило, в науке выделяются этапы возникновения, развития и оконча­ния политических конфликтов, в то же время особенности поведения субъекта управле­ния конфликтом могут как определяться постановкой комплексных задач, учитываю­щих специфику каждого этапа в целом, так и записеть от более узких, специализиро­ванных целей, которые он ставит перед собой на каждом этапе в отдельности, поэтому в науке могут разрабатываться технологические модели поведения лидеров, прави­тельств, государств и прочих

субъектов управления конфликтами не только применительно ко всем (или отдельным) этапам их протекания (например «трехпериодная модель» М. Брегера деятельности пра­вительств в условиях международного кризиса), но также и касающиеся отдельных сто­рон или аспектов их деятельности внутри каждого из этапов (в частности тактика пере­говорного процесса).

37.Анализ какого-либо политического конфликта (по выбору студента)

Чеченский конфликт несомненно может быть решен посредством «урегулирования», если под этим понимать стратегию сторон конфликта, направленную на определенное компромиссное решение спора, которое, хотя и не полностью соответствует целям каж­дой из сторон, позволяет им достичь некоторых, если не всех, первоначальных целей". Вместе с тем, стратегия урегулирования, предполагающая достижение конфликтующи­ми сторонами компромисса на основе баланса их сил, характерна лишь для статусной модели конфликтного поведения, органичной, как это уже подчеркивалось,для сообще­ства, вступившего в зрелую стадию модернизации. Для традиционных же сообществ, ориентированных на гегемонистскую модель поведения, альтернативой решения кон­фликта путем урегулирования остается стратегия "покорения" (завоевания) или, если ни одна сторона не обладает необходимыми ресурсами для этого, происходит "заморажи­вание" конфликта на неопределенный, как правило -длительный, период, начало контактов России с Чечней восходит ко второй половине 16 века, когда на че­ченских землях появляются первые русские крепости и казачьи городки, устанавлива­ются дипломатические связи местных феодалов с Москвой. Так, в 1588-1589 гг. состоя­лось первое чеченское посольство в Москву, направленное от князя Ших-мурзы Окот-ского. обладавшего политическим влиянием в большей части Чечни. Первый этап, про­должавшийся ло конца 17 века, характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей с горскими князьями

38.взаимоотношения бизнеса и политики в СССр и России в конце 90-х гг. хх века-начала XXI В.

«Бизнес» и «политика» как самостоятельные сферы жизнедеятельности общества, воз­можные аспекты их взаимодействия и взаимовлияния. Проблема государственного ре­гулирования рыночных процессов. Экономическая и политическая элиты: структура и соотношение. «Бизнес» как совокупность групп интересов. Типология групп, артикули­рующих интересы бизнеса: по уровню организованности, по целям, типология ресурсов влияния: организационные, материальные, идеологические и т.д. Исторические особен­ности отношения государства к частной собственности в России, власть и собственность в СССР. Проблема автономии групп интересов от государства, трансформация отноше­ний власти и собственности как фундаментальная проблема постсоветского развития. Предпосылки институционализации политического и экономического плюрализма. Не­достаточная транспарентность российского бизнеса и его отношений с государством как исследовательская проблема

Теперь обратимся к рассмотрению некоторых проблем практической или прикладной конфликтологии, и в первую очередь к понятию «управление конфликтом».

Под управлением конфликтом обычно понимают целенаправленное воздействие на основные параметры конфликта: на конфликтную ситуацию (генерирующую конфликтогенные факторы), на предмет и субъекты конфликта, приводящее к изменению уровня конфликтности или его разрешению.

Как правило, целью управленческого воздействия на конфликт является его урегулирование или его разрешение. Следует, однако, отметить, что понятие «управление конфликтом» может рассматриваться и в аспекте провоцирования или интенсификации конфликта.

Под урегулированием обычно понимают прекращение конфликта или значительное снижение его интенсивности. При этом претензии сторон друг к другу, как правило, сохраняются, часто принимая скрытую форму, или удовлетворяются частично.

Разрешение конфликта предполагает его завершение, сопровождающееся обоюдным удовлетворением претензий.

После урегулирования или разрешения конфликта наступает постконфликтная ситуация. Постконфликтная ситуация, возникшая в результате урегулирования конфликта, как правило, менее стабильна, чем в случае его разрешения.

Рассмотрим общие принципы управления конфликтом и типы управленческих стратегий. (Отметим, что данные принципы, как и типы управленческих стратегий, относятся не только к управлению политическими конфликтами, но и практически к большинству социальных конфликтов.)

Прежде всего это институциализация конфликта - установление норм и процедур регулирования конфликта. Она включает:
прекращение насилия;
сокращение участников;
принятие сторонами определенных правил разрешения конфликта;
принятие контроля со стороны третьих лиц.

Следующим принципом можно назвать легитимацию процедуры разрешения конфликта - введение обязательных норм взаимодействия конфликтующих сторон.

Редукция конфликта, т. е. его последовательное ослабление в результате перевода на более мягкий тип противоборства, также может быть рассмотрена как принцип управления конфликтом.

Важную роль в управлении конфликтом, в эффективности управленческого воздействия на конфликт и конфликтную ситуацию играет управленческая стратегия. Среди типов управленческих стратегий выделяют:
1) нормативную или морально-правовую стратегию. Разрешение конфликта происходит на административно-правовой или этической основе с применением норм права и морали, с привлечением суда, арбитража;
2) реалистическую стратегию - она ориентирована на любые эффективные средства (насилие, шантаж, угрозы, торг и др.);
3) интегративную - ориентирована на сотрудничество, на поиск общих целей и ценностей, которые бы могли перевести конфликт в менее конфликтную плоскость.

К эффективным методам управления конфликтом в государственно-административной сфере обычно относят:
1) арбитраж должностного лица или органа, координирующего деятельность конфликтующих структур;
2) использование административного ресурса - возможности администрации разнопланово воздействовать на конфликтную ситуацию, переструктурировать ее, внести коррективы в регулирующие отношения нормы, влиять на сближение позиций и интересов конфликтующих субъектов и т. п.;
3) подключение к конфликту органов политического управления, заинтересованных в разрядке, в снятии напряженности в системе, реализующей политические решения государственной власти.

Эффективным управленческим воздействием на высокоуровневые политические конфликты является использование конституционных и парламентских процедур. Применение конституционных норм, как правило, разрешает споры, возникающие между ветвями власти.

Конфликты в парламентской деятельности разрешаются тремя основными способами:
навязыванием воли одной или нескольких групп депутатов другим участникам;
компромисс;
консенсус (согласие с учетом мнения меньшинства).

Для разрешения внутрипарламентского конфликта палаты могут создавать согласительную комиссию и по результатам ее работы выносить спорную проблему на новое рассмотрение.

Другой способ разрешения - парламентские дебаты.

Эффективным методом разрешения трудовых конфликтов и предотвращения перехода их в политические является социальное партнерство. Оно включает систему мероприятий, обеспечивающих сотрудничество наемных работников (представляемых, как правило, профсоюзами), работодателей, (объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей) и государства (в лице органов исполнительной власти).

Точнее, это понятие означает компетентное регулирование социально-трудовых конфликтов на разных уровнях.

Предметами социального партнерства являются: занятость населения; условия труда; заработная плата; социальные гарантии (отпуска, рабочее время, разного рода доплаты); защита социально уязвимых слоев; экология; трудовые споры; гарантии профсоюзной деятельности и др. Основным конструктивным актом в системе социального партнерства выступают соглашения и коллективные договоры.

Деятельность по управлению конфликтом включает: исследование, диагностику предконфликтных и конфликтных ситуаций; возможные в ходе конфликта воздействия на конфликтантов, на предмет, на условия конфликта (ситуации и факторы, стимулирующие конфликтные отношения); переговорный процесс, обеспечивающий урегулирование или разрешение конфликта и мониторинг постконфликтных ситуаций в целях выявления и нейтрализации или ослабления новых конфликтогенных факторов.

Управление конфликтом, как правило, начинается с диагностики конфликта. Под диагностикой понимается исследование конфликта с целью выявить основные силы, факторы и условия, продуцирующие конфликтную ситуацию.

Конечная цель диагноза - найти пути разрешения конфликта, сделать конфликт управляемым.
Есть смысл начинать диагностику с выдвижения рабочей гипотезы происхождения конфликта. Это отправная точка исследования. На основании имеющейся у исследователя информации в общих чертах формулируется гипотеза.

Наибольшую ценность в диагностике конфликта представляют факты о причинах, следствиях или взаимосвязях компонентов конфликтной ситуации. Как правило, выбирается несколько жизненно важных для существования конфликта фактов и факторов.

Целесообразны следующие виды группировки собранной информации:
внешние факторы;
внутренние факторы;
факторы, стимулирующие конфликт;
факторы, тормозящие развитие конфликта;
характер и специфика конфликтных действий;
их интенсивность;
уровень идеологизации конфликта;
субъективный фактор;
объективный фактор.

Вполне понятно, список может быть продолжен. Длина его зависит от исследовательских задач. Необходима также информация по ситуациям конфликтного взаимодействия (время, характер, частота, тенденции, скорость, причины, следствия и др.); по непосредственным значимым участникам (социальный статус, возраст, пол, национальность и т. д.), а также по эффективности воздействия на конфликтную ситуацию факторов внешней среды (на интенсификацию конфликта, на последствия, на возможность разрешения).

Назовем некоторые источники, дающие возможность получить фактологическую информацию о конфликте. Обычно это непосредственные события (поддающийся наблюдению процесс); документы; СМК; участники событий. К методам получения информации относятся составление вопросников, работа с документами, беседы. Важно иметь в виду, что для ускорения работы с информацией ее следует делить на первичную (оригинальную) и вторичную (уже известную). Начинать работу следует с изучения вторичной информации. В противном случае возможно бесполезное дублирование и потеря средств и времени. Собранная по конфликту информация анализируется и систематизируется.

Основная задача - установить наличие специфической взаимосвязи различных факторов и событий, изучить ее характер. Выявить взаимосвязи, которые имеют существенный, а не случайный характер. Затем проводится причинно-следственный анализ. Его цель - выявить причинные связи между условиями и событиями. На основании собранной информации определить, могла ли предполагаемая причина в действительности привести к наблюдаемому результату. Если устранение одной предполагаемой причины не приводит к исчезновению наблюдаемого эффекта, это свидетельствует о том, что не выявлена основная причина.

Возникновение конфликта, как правило, имеет несколько причин, хотя одна может быть более важной, чем другие. Но бывает и обратное. Одно условие становится причиной многих следствий. Например, наличие на предприятии политической или этнической группировки может быть причиной множества кадровых и деловых проблем.

Процесс диагностики всегда ориентирован на будущее. Это нацеливает аналитика на сбор и анализ информации не только о существующей реальности, но и на данные о ситуации, которая пока не существует. Многие будущие взаимосвязи и события могут быть предсказаны. Важен анализ тенденций. Особенно достоверность фактов о будущих тенденциях.

Одним из распространенных методов диагностики является алгоритм структурного анализа конфликта.
1. Выявить конфликтующие стороны (конфликтантов). Кроме того, в конфликте могут участвовать неявные конфликтанты, сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, случайные потерпевшие. Важны социально-психологические характеристики конфликтантов и других участников конфликта.
2. Зону разногласий. Это понятие несколько более широкое, чем предмет конфликта. Бывают конфликтные ситуации, когда предмет конфликта не просматривается. Это так называемые нереалистичные конфликты.
3. Предмет конфликта. Предметом конфликта может быть любой элемент действительности, находящийся на пересечении интересов социальных субъектов. Предмет конфликта всегда конкретнее указывает его причину.
4. Представление о ситуации. Значение этой структурной единицы конфликта определяется теоремой Томаса: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям». Как индивид или группа представляют конфликтную ситуацию, таково; и их конфликтное поведение.
5. Мотивы поведения. Это обычно стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию своих интересов. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Бывают ситуации, когда истинные мотивы скрываются конфликтантами.

6. Конфликтные действия. Обычно под этим понимается наблюдаемое поведение. Часть конфликтных действий может осуществляться скрыто. Тогда мы говорим о предполагаемых действиях. Однако они также являются предметом анализа. Обычно к основным видам конфликтных действий относят:
1) создание прямых или косвенных помех сопернику;
2) невыполнение обещаний другой стороне;
3) нанесение прямого или косвенного ущерба имуществу или репутации соперника;
4) угрозы;
5) физическое или моральное насилие и др.

Следует учитывать, что бывают ситуации, когда сторона, осуществляющая конфликтные действия, не считает, что ущемляет или нарушает чьи-то интересы.

Поскольку конфликт есть всегда взаимодействие, то очевидно: конфликтные действия одной стороны ведут соответственно к изменению поведения другой.

Далее исследуются условия и последствия конфликта. Результаты исследования используются для разработки управленческой стратегии, конкретных методик и процедур, обеспечивающих эффективное воздействие на причины и параметры конфликта, прекращение насилия, конфронтации, переход конфликта в стадию переговоров, компромиссных решений.



Похожие статьи