Профессиональная компетенция педагогов. Профессиональные компетенции воспитателя ДОУ Никитина Г.В., к.п.н., кафедра Ои ДПиП

В современной педагогической практике актуальным в деле профессиональной подготовки воспитателей дошкольного образовательного учреждения является компетентностный подход.

Исследование профессионально-педагогической компетентности - одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.Н. Введенский, М.И. Лукьянова, А.В. Хуторской, Г.С. Сухобская, О.Н. Шахматова, В.А. Сластенин и многие другие исследователи).

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» система знаний и умений педагога, проявляющаяся при решении возникающих на практике профессионально-педагогических задач.

В словаре по социальной педагогике «компетентность» (от лат. сompetentio - принадлежащий по праву) определяется как обладание компетенцией: обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. В концептуальном словаре-справочнике по педагогической акмеологии профессионально-педагогическая компетентность трактуется как интегративная профессионально-личностная характеристика, включающая достоинства и достижения педагога, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями.

Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности: специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально - психологическая, аутопсихологическая (соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания, и саморазвития). Методическая компетентность охватывает область способов формирования знаний, умений у учащихся.

Н.В. Ипполитова, рассматривая содержательный аспект профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, указывает на то, что он включает такие компоненты, как нравственно-психологическая, методологическая, теоретическая, методическая и технологическая подготовка, которые, находясь взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивают эффективность осуществляемого педагогического процесса. При этом, «методическая подготовка предполагает обеспечение студентов знаниями принципов, содержания, правил, фактов, форм и методов конкретных направлений воспитания и обучения. Методическая деятельность осуществляется как специально-научная деятельность, направленная на получение новых продуктов - новых методов и средств научного исследования».

Данные положения послужили предпосылкой к выделению методической сферы в профессиональной деятельности воспитателей. И, как следствие, развитие методической компетентности воспитателя в процессе профессионально-педагогической деятельности стало одной из приоритетных задач методической службы дошкольного образовательного учреждения.



В настоящее время происходит переоценка методической работы специалистов системы образования. Постепенно создаются новые модели методической службы, отвечающие запросам современного общества. Появляются новые направления и формы. Качественно меняется содержание, проявляется такая тенденция, как вариативность и разноуровневость этой деятельности в зависимости от запросов и готовности образовательных учреждений. Т.А. Загривная и ряд других исследователей выделяет методическую работу как ведущий фактор становления методической компетентности , являющийся важной составляющей профессиональной компетентности педагогов.

А.М. Столяренко, рассматривая методическую сторону работы педагога, указывает на то, что по старой традиции она сводилась к методам, причем чаще всего к методам обучения. «Позже стали говорить о методике работы, методической работе, а в последнее время - все больше и о педагогической технике, педагогических технологиях, методических системах».

Методическая система образовательно-педагогического процесса призвана привести в движение возможности субъектов, средств и условий этого процесса, направить в нужное русло и эффективно реализовать их.

Изучением проблемы формирования методической (научно-методической) компетентности, методической подготовки педагогов занимались отечественные исследователи Т.Э. Кочарян, С.Г. Азаришвили, Т.И. Шамова, Т.А. Загривная, И.Ю. Ковалева, Т.Н. Гущина, А.А. Майер и многие другие. Т.Н. Гущина определяет методическую компетентность как интегральную многоуровневую профессионально значимую характеристику личности и деятельности педагогического работника, опосредующую результативный профессиональный опыт, как системное образование знаний, умений, навыков педагога в области методики и оптимальное сочетание методов профессиональной педагогической деятельности .



И.В. Ковалева рассматривает научно-методическую компетентность как интегральную характеристику деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающую системный уровень функционирования методологических, методических и исследовательских знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в научно-методической и педагогической деятельности в целом.

На основании анализа психолого-педагогической литературы, исследований в области образовательной теории и практики можно сделать вывод о том, что единого взгляда на определение понятия и структуры как профессионально-педагогической, так и методической компетентности не существует.

В структуре методической компетентности ученые выделяют следующие компоненты: личностный, деятельностный, познавательный (когнитивный) и др.

Личностный компонент методической компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы соотносим с умениями, связанными с психологической стороной личности педагога: коммуникативные, перцептивные, рефлексивные.

Деятельностный компонент заключает в себя накопленные профессиональные знания и умения, умение актуализировать их в нужный момент и использовать в процессе реализации своих профессиональных функций. Также он предполагает овладение воспитателем исследовательскими и творческими умениями.

Познавательный компонент основывается на умениях, составляющих теоретическую подготовку воспитателя: аналитико-синтетические (умение анализировать программно-методические документы, выявлять методические проблемы и определять пути их решения, умение классифицировать, систематизировать методические знания); прогностические (умение прогнозировать эффективность выбранных средств, форм, методов и приемов, умение применять методические знания, умения, навыки в новых условиях); конструктивно-проектировочные (умение структурировать и выстраивать процесс обучения, отбирать содержание и формы проведения занятий, подбирать методики, методы и приемы, умение планировать методическую деятельность).

В ходе исследования были определены педагогические условия развития методической компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе его педагогической деятельности:

Развитие ценностного отношения к педагогической деятельности на основе интеграции личностной позиции воспитателя и имеющихся у него общекультурных, психолого-педагогических, методологических и методических знаний, актуализации его индивидуального опыта;

Включение воспитателя в активное творческое взаимодействие в системах «воспитатель - ребенок», «воспитатель - воспитатель», «воспитатель - старший воспитатель (либо другое лицо, осуществляющее сопровождение методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении)», «воспитатель-родитель» на основе «субъект-субъектных» отношений;

Осуществление дифференцированного целостного методического сопровождения деятельности воспитателя, которое имеет аналитический характер, а его результаты - диагностическую направленность, и предусматривает выработку педагогических умений и навыков, необходимых для самостоятельного осуществления педагогической деятельности (самоорганизация, саморегуляция);

Рефлексия педагогических действий на разных этапах деятельности (самоанализ и самооценка).

Развитие методической компетентности - процесс, продолжающийся всю профессионально-педагогическую деятельность воспитателя ДОУ, поэтому определить временные рамки этапов формирования методической компетентности (как, например, в вузе) не представляется возможным. Вместе с тем, исходя из задач методической работы по повышению квалификации педагогических работников и соотнеся этапы с уровнями сформированности методической компетентности, мы выделяем 3 уровня развития методической компетентности воспитателя ДОУ:

- начальный или базовый (развитие происходит на имеющемся уровне методической компетентности в индивидуальном режиме методического сопровождения);

- основной или продуктивный (воспитатель - деятельностный участник методической системы дошкольного образовательного учреждения);

- креативный (процесс развития происходит самостоятельно на основе самореализации, носит исследовательский и творческий характер); при этом процесс развития методической компетентности рассматривается как многоуровневый.

Таким образом, в свете современных требований, развитие методической компетентности воспитателя ДОУ, пройдя путь от обучения простейшим действиям по подбору методов и приемов к работе в рамках целой методической системы, является необходимым условием для развития профессиональной компетентности педагога в целом.

Тема 3. Планирование и организация воспитателем собственной деятельности

Планирование воспитателем собственной деятельности

Воспитатель должен начинать планировать свою деятельность с наблюдения.

Умение наблюдать является одним из важных условий успешной работы педагога с детьми. Оно необходимо воспитателю, поскольку позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому наблюдение за поведением детей должно быть специальной задачей педагога.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом оно не должно становиться самоцелью.

Наблюдение должно быть направлено на то, чтобы вовремя заметить возникшие проблемы, скорректировать собственную деятельность по отношению к ребенку, создать условия для продвижения вперед, помочь ему справляться с трудностями.

Чтобы научиться наблюдать, необходимо, помимо житейских или интуитивных представлений о ребенке данного возраста, иметь научные знания о закономерностях психического развития. В противном случае педагог не сможет во всей полноте реализовать задачи воспитания, заметить возможные отклонения в развитии ребенка или особые способности в какой-то сфере.

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом. Составив четкое представление о своих воспитанниках, он может планировать индивидуальную работу с каждым из них, отслеживать эффективность ее в ходе последующих наблюдений. Например, воспитатель заметил, что какой-то ребенок предпочитает постоянно играть в одиночестве. Следовательно, встает задача пробудить у малыша интерес к сверстникам, к совместной игре с ними, в процессе коррекционной работы провести наблюдение за тем, как меняется отношение ребенка к другим, и на основании этого сделать вывод, продуктивны его педагогические воздействия или нет.

Время наблюдения зависит от того, что именно собирается увидеть воспитатель. Если он хочет уточнить, как ребенок играет или как дети взаимодействуют между собой, лучше всего это сделать во время свободной игры малышей в группе и на детской площадке. Если намерен проанализировать, как ребенок общается со взрослым, следует специально организовать ситуацию взаимодействия, например, предложить малышу вместе с воспитателем собрать матрешку, поиграть с формами-вкладышами или почитать книжку.

Внимательный воспитатель может извлечь полезную информацию для понимания особенностей ребенка даже из короткого эпизода наблюдения, сделать выводы и в случае необходимости провести педагогическую коррекцию или обратиться за помощью к психологу

Пример. В группу заходит незнакомый ребенку взрослый (новый воспитатель). Двухлетний Денис сразу же подходит к нему, протягивает свой мячик, взрослый включается в игру, они несколько раз передают мяч друг другу в руки, затем взрослый подбрасывает его вверх и предлагает малышу сделать то же самое, но мальчик прячет руки за спину, опускает глаза и тихо шепчет: «Я не умею». Взрослый предлагает свою помощь и, держа руки ребенка в своих руках, подбрасывает мячик. Денис виновато смотрит на него и повторяет: «Не могу». Воспитатель успокаивает малыша, еще раз подбрасывает вместе с ним мяч и предлагает ему самому сделать это. Денис пытается повторить образец, но его внимание сосредоточено не столько на мяче, сколько на лице взрослого. Смущенная улыбка сопровождает все его действия.

Этот эпизод длится несколько минут, но опытному наблюдателю позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, Денис доброжелательно относится к взрослым и инициативен в общении, о чем свидетельствует его поведение: он быстро подошел к взрослому, предложил ему начать игру. Следовательно, коммуникативная потребность у него развита хорошо. Во-вторых, мальчик, скорее всего, стеснителен, о чем свидетельствуют его смущенные взгляды и движения. Именно стеснительностью объясняется попытка ребенка уклониться от выполнения нового для него действия, тревожное ожидание оценки взрослого, которое заслоняет собой интерес к игре.

Эти первоначальные выводы подтвердятся, если такое поведение малыша повторится и в других ситуациях. Тогда воспитатель должен сделать для себя вывод о необходимости проведения индивидуальной работы с мальчиком, разработать стратегию работы, направленной на укрепление уверенности ребенка в положительном отношении к нему взрослых, повышение его самооценки, раскрепощение эмоциональной сферы.

Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Способы фиксации зависят от характера наблюдений и от педагогических целей.

При планировании занятий педагоги определяют сразу тему и методы обучения . В одних случаях это будет практическая деятельность детей (например, игры с песком и водой), в других - работа с наглядными пособиями (рассматривание иллюстраций). Следует избегать перегрузки детей информацией - она не должна быть слишком обширной и абстрактной, соблюдать баланс между активными и спокойными занятиями, организованным и свободным временем детей.

В рамках краткосрочного планирования педагоги обсуждают интересы и потребности каждого ребенка, отмечают его успехи, определяют цели для него и всей группы, выстраивают работу с учетом результатов наблюдений воспитателей, на основе которых можно наметить несколько целей обучения для каждого ребенка. Например, для одного это может быть обучение навыкам договариваться со сверстниками во время игры и развитие мелкой моторики, для другого - использование в игре предметов-заместителей и приобщение к изобразительной деятельности. Они обдумывают, какие организовать игры, беседы и занятия, решают, какие изменения следует произвести в группе, в расстановке игрушек и пр. В ежедневный план занятий должно быть включено одно индивидуальное занятие как минимум для двоих детей . Таким образом, не меньше десяти детей смогут участвовать хотя бы в одном индивидуальном занятии в неделю.

Члены коллектива распределяют между собой обязанности и выполнение задач на предстоящую неделю и текущий день. Договариваются, кто подготовит инсценировку сказки с кукольными персонажами, кто организует игры с песком и водой; кто позвонит родителям ребенка, кто проведет родительское собрание. В плане учитываются дни рождения детей, праздники, совместные мероприятия с родителями.

Краткосрочное планирование предусматривает составление распорядка дня, который разрабатывается с учетом возраста детей, количества воспитанников в группе, уровня их развития и индивидуальных потребностей, а также пожеланий родителей, графика их работы. При составлении распорядка дня также следует учитывать сезонность (осенне-зимний и весенне-летний периоды), климатические и погодные условия. Чтобы учесть все эти факторы, распорядок дня должен быть гибким и сбалансированным; это позволит проводить общие процедуры даже тогда, когда в силу каких-то обстоятельств график нарушается. Например, в хорошую погоду провести дополнительную прогулку, в плохую вместо про-гулки организовать игры в помещении. При составлении распорядка дня важно соблюдать баланс между сном и бодрствованием детей, подвижными и спокойными видами деятельности.

В группах раннего возраста и в разновозрастных группах соблюдение баланса составляет особую проблему, так как потребности детей на разных возрастных этапах различны. Младшие больше спят и чаще едят, чем старшие, у детей постарше большая потребность в двигательной активности. Поэтому если в группе находятся дети разного возраста, распорядок дня может включать несколько режимов.

Время прогулок устанавливается с учетом природно-климатических условий. Так, в осенне-зимний период прогулки проводятся реже и короче по времени, чем в весенне-летний. В южных регионах прогулки приурочиваются ко времени, когда спадает жара.

Основные принципы планирования

· Принцип полноты предусматривает деятельность педагогов по всем направлениям развития ребенка - физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического.

· Принцип интеграции тесно связан с принципом полноты и означает, что решение каждой педагогической задачи может быть включено в различные по содержанию занятия по изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности, в игру, в занятия по развитию речи и др.

· Принцип координации деятельности педагогов требует согласованности в планировании с целью оптимизации образовательного процесса (достижения полноты, целостности, системности программного содержания). Так, если в детском учреждении работают специалисты по физическому воспитанию, по изобразительной, музыкальной деятельности, логопеды, каждый из них должен учитывать в планировании своей деятельности содержание и способы его подачи другими педагогами, в том числе воспитателем, работающим в группе.

Например, при подготовке к празднику логопед на занятиях по развитию речи может организовывать игры с элементами драматизации, в которых ребенок действует и говорит от имени персонажа сказки или декламирует строки из стихотворения. На музыкальных занятиях можно решать задачи по физическому развитию - организовывать подвижные игры под музыку, способствующие развитию у детей движений. Игровую деятельность можно обогатить разнообразными сюжетами в соответствии с любой тематикой реализуемой программы.

Необходимым условием успешной работы воспитателя является координация усилий с коллегами: вторым воспитателем, помощником, педагогами, работающими по отдельным направлениям развития детей (преподавателем физкультуры, музыкальным руководителем и др.). Совместное обсуждение, участие в ведении записей, внесение дополнений помогут лучше понять ребенка, разработать совместную программу взаимодействия с ним.

Планирование деятельности педагога необходимо для эффективной реализации педагогического процесса. С его помощью воспитатель ведет подготовку к реализации образовательной программы: определяет педагогические задачи, распределяет их во времени, намечает, когда и какие следует провести мероприятия, продумывает, как организовать среду, какие подобрать материалы, пособия и игрушки. Планирование должно быть долгосрочным и краткосрочным. Первое дает возможность наметить основные мероприятия на год или на несколько лет. Второе производится еженедельно и ежедневно; включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах. Планирование должно строиться на принципах полноты, интеграции, координации, индивидуализации.

Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "право", "правовая компетентность", "правовое сознание", с законами и документами, регулирующими права ребенка. Практическая часть мероприятия проходит в форме деловой игры "О правах ребенка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

« Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями »

Цель:
повысить правовую культуру педагогов ДОУ.

Задачи:
- расширять знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка.

Обогащать воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.

Тема семинара-практикума – «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями». Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна, и вы станете активными участниками мероприятия.

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

Вопрос защиты прав ребенка является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог - главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Уважаемые педагоги, cкажите, какие законы и документы регулируют права ребёнка?» (ответы педагогов).

Основные международные документы по защите прав детей:

1. «Декларация прав ребенка» - принята ООН в 1959 году.
2. «Конвенция о правах ребенка» - принята ООН в 1989 году.
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» - принята ООН в 1990 году.

«Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа - «Конвенции о правах ребенка».

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

  • воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
  • воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
  • подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для отслеживания соблюдения прав детей был создан Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он рассматривает доклады государств о принятых мерах по осуществлению положения Конвенции.

Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:

  • право на охрану здоровья,
  • право на образование,
  • право участвовать в играх,
  • право на сохранение своей индивидуальности,
  • право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

  • Конституция РФ (согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства);
  • Семейный кодекс РФ;
  • Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»;
  • Закон «Об образовании».

В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях.

Основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ.
В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Учреждение обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребёнка, и действующим законодательством Российской Федерации.

Воспитанники Учреждения имеют право на:

Охрану жизни и здоровья;

Защиту от применения методов физического и психического насилия;

Уважение их человеческого достоинства;

Удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

Условия воспитания и образования, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

Развитие их творческих способностей и интересов;

Получение необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

Предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий;

Получение общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.

Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно, на наш взгляд, иметь в виду следующее: у ребенка-дошкольника есть три основные потребности:
- в движении;
- в общении;
- в познании.
Развивающая среда в группе должна эти потребности удовлетворять. Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать самостоятельный выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть непременным условием построения развивающей среды должна являться идея развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель общения.
В контексте обсуждаемой сегодня проблемы - можно констатировать, что решать данную проблему возможно только при соблюдении основных принципов построения развивающей среды. Назовём эти принципы:
- принцип уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка (движение, познание, общение);
- уважение к мнению ребёнка;
- принцип функциональности;
- принцип опережающего характера содержания образования;
- принцип динамичности и статичности.
Научно доказано, что именно специальным образом организованная среда способствует утверждению чувства собственного достоинства, уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства. Она является стимулятором развития потенциальных возможностей ребенка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Мнение воспитателя об уюте, удобстве, комфорте далеко не всегда совпадает с представлением об этом детей. Проведенные исследования показывают, что, если мнения детей учитываются при создании среды, дети чувствуют себя в группе спокойнее, уютнее, считают группу вторым домом, созданным и ими тоже.

Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. Ребёнок должен сознавать свои права и уметь ими пользоваться, задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты.

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении.

Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны: осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций.

Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним.

В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов.

Проводить профилактические мероприятия по предотвращению жестокого обращения с детьми.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Продуктивность работы будет зависеть от принимаемых активных методов обучения (решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.).

Обучая других, учись и сам. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами.

А, сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю устроить деловую игру «О правах ребёнка» . В игре участвуют две команды.

Предлагаю небольшую разминку «Вопрос-ответ» , в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из них предложено три варианта ответов.

1. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
а) таких различий нет; (Согласно ст. 2 все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.

2. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
а) педагоги;
б) родители; (Согласно ст. 18 родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.)
в) члены правительства.

3. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство. (Согласно ст. 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.)

4. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках;
б) может мешать образованию и вредить здоровью; (Согласно ст. 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.

5. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости. (Согласно ст. 40 ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

6. ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет;
б) 18 лет; (Согласно ст. 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет.

Викторина «Права литературных героев»

Каждой команде предлагаются отрывки из произведений, картинки со сказками (слайды) и карточки с правами. Необходимо назвать произведение, соотнести сказку с правом, которое нарушено.

1.« Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане»

(Нарушено право на тайну корреспонденции, незаконное посягательство на честь и репутацию, ст. 16: Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.)

2. «Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что ее братья и сестры так весело собираются к отлету, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы». Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

(Нарушено право на особую защиту неполноценных в физическом отношении детей, ст. 23: неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.)

3.«Матушка, сестры, можно ли мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»

Ш. Перро «Золушка»

(Нарушено право на отдых, ст31: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

4. «Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плетку.Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас.

Га-га-га, гу-гу-гу! - заревел он на Буратино. - Так это ты помешал представлению моей прекрасной комедии? Он схватил Буратино, отнес в кладовую театра и повесил на гвоздь. Вернувшись, погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление».

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

(Нарушено право не подвергаться жестокому обращению, ст 19: защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации).

5. « Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - ещё до свету… Ничем старухе не угодишь - всё не так, всё худо».

Р.н.с «Морозко»

(Нарушено право на защиту от экономической эксплуатации, ст32: право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию).

6.«Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но и куры».

Г.Х Андерсен «Гадкий утенок»

(Нарушено право на индивидуальность, ст. 8: право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи).

Игра «Чудесный мешочек»

Капитаны команд достают по одному предмету из мешочка, остальные члены называют права детей, связанные с этим предметом.

Свидетельство о рождении.

Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

Сердечко.

Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

Домик.

Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

Медицинский полис.

О чем напомнил данный документ? (Ребенок имеет право на медицинское обслуживание и охрану здоровья).

Букварь.

О каком праве напоминает книга? (О праве на образование).

Игрушечный утенок и утка. О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой).

Независимо от того, чья команда набрала большее количество баллов, я думаю, все вы будете теперь лучше знать права ребенка, уважать, и защищать их, внедрять свои знания в практику работы с детьми и родителями.

Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

Мы надеемся, что тема семинара-практикума никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое.

Используемая литература:

2. Журнал « Управление ДОУ» № 6/2003 год.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3/2000 с.62

4.Журнал «Дошкольное воспитание» №8/2001 с.6

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями »

По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку держала, В путь-дорогу умницу свою сопровождала. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают их на свете.

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ. Задачи: Расширять знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка. Обогащать воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.

План семинара – практикума Теоретическая часть Основные международные документы по защите прав детей. Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня. Соблюдение прав ребёнка в ДОУ. Практическая часть Деловая игра «О правах ребёнка» Разминка «Вопрос-ответ». Викторина «Права литературных героев». Игра « Чудесный мешочек».

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Правовая компетентность – качество действий воспитателя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.

Основные международные документы по защите прав детей Декларация прав ребенка - принята ООН в 1959 году; Конвенция о правах ребенка» - принята ООН в 1989 году; «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» - принята ООН в 1990 году.

Декларация прав ребенка В десяти принципах Декларации отражены права детей: на имя; гражданство; любовь; понимание; материальное обеспечение; социальную защиту; возможность получать образование; развиваться физически, нравственно; духовно в условиях свободы и достоинства.

Конвенция о правах ребёнка это правовой документ высокого международного стандарта. Он предъявляет высокие требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее. в 54 ее статьях впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям права.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»; Закон «Об образовании».

Согласно Конституции РФ - материнство, детство и семья находятся под защитой государства

Гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); право ребёнка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56); при этом предусмотрены: лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (69).

Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на уважение их человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, не допускается.

Основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ Воспитанники Учреждения имеют право на: -охрану жизни и здоровья; -защиту от применения методов физического и психического насилия; -уважение их человеческого достоинства; -удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении; -условия воспитания и образования, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; -развитие их творческих способностей и интересов; -получение необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; -предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий; -получение общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Деловая игра О правах ребёнка

Разминка «Вопрос-ответ»

Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав: а) таких различий нет; б) национальная принадлежность; в) состояние здоровья.

а) таких различий нет. Согласно ст. 2, все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.

Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка: а) педагоги; б) родители; в) члены правительства.

б) родители. Согласно ст. 18, родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.

На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей: а) на благотворительные организации; б) на иностранных спонсоров; в) на государство.

в) на государство. Согласно ст. 20, государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.

Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая: а) не указана в официальных справочниках; б) может мешать образованию и вредить здоровью; в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.

б) может мешать образованию и вредить здоровью. Согласно ст. 32, ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.

Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них: а) чувства страха перед наказанием; б) осторожности в реализации своих желаний; в) чувства достоинства и значимости.

в) чувства достоинства и значимости. Согласно ст. 40, ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.

ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет; б) 18 лет; в) 19 лет.

б) 18 лет. Согласно ст. 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Викторина «Права литературных героев»

А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане » Ст. 16: ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» Ст. 23: неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Ш. Перро «Золушка» Ст.31: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Ст. 19: защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Русская народная сказка « Морозко » Ст.32: право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Г.Х Андерсен «Гадкий утенок» Ст. 8: право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

Игра «Чудесный мешочек»

Спасибо за работу!


Профессиональная компетентность педагога ДО

  1. Понятие педагогической компетенции.
  2. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО;

Основные составляющие;

Направления профессиональной компетенции педагога ДО;

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО;

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности;

Шаги к успешной деятельности;

Педагогические умения, как раскрытие структуры профессиональной компетенции педагога.

Список литературы

  1. Понятие педагогической компетенции

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность педагога решать определенный класс профессиональных задач.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Компетенция применительно к профессиональному образованию – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

  1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО

Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которого в дошкольном образовательном учреждении являются педагоги, родители, дети. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников характеризует способность педагога эффективно организовать процесс общения с родителями, с учетом актуальных образовательных потребностей и интересов родителей, современных форм и методов организации общения.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно – образовательной;

Учебно – методической;

Социально – педагогической.

Воспитательно – образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

Обобщение собственного педагогического опыта.

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО

Для определения перспектив успешности педагога ДО необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некоего эталона профессии:

  • Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
  • Благородство духа;
  • Чувство юмора;
  • Острая наблюдательность;
  • Интерес и внимание к другим;
  • Заразительная увлеченность дошкольным детством;
  • Богатое воображение;
  • Энергичность;
  • Толерантность;
  • Любознательность;
  • Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
  • Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
  • Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.

Ниже рассмотрены главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности (табл.1).

Таблица 1

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности

Принципы

Педагогический замысел

«Принцип фейерверка»:

Раскрой себя!

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

Главное – желание сиять!

«Принцип весов»:

Найди себя!

Твой выбор – твои возможности!

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

Побеждай! Пробуй! Планируй!

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

«Принцип успеха»:

Реализуй себя!

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

Шаги к успешной деятельности

С педагогической точки зрения успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и количества в целом.

Обозначим несколько сопутствующих шагов к успешной деятельности педагога.

  1. Перспектива деятельности и дела.
  2. Стимулирование.
  3. Благодарность.
  4. Помощь и поддержка.
  5. Тактичность.
  6. Ответственность.
  7. Творчество.
  8. Умение признавать и исправлять ошибки.
  9. «Живое участие».
  10. Конструктивная критика.

Способы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху :

  • Проектирование;
  • Решение педагогических ситуаций;
  • Активно – игровые методы;
  • Практикумы и тренинги;
  • Профессиональные конкурсы;
  • Индивидуальные и микрогрупповые педагогические исследования;
  • Документальный анализ;
  • Написание творческих работ;
  • Оформление портфолио;
  • Ведение аналитического дневника;
  • Дискуссионный клуб;
  • Часы заинтересованного информационного обмена;
  • Посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом;
  • Разработка и реализация профессиональных программ.

Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают:

  • Мнение администрации;
  • Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп;
  • Сложившееся представление среди коллег, родителей;
  • Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.

Основные же источники определения успешности педагога:

  • Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности;
  • Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе;
  • Успешно проведенные педагогические мероприятия;
  • Обобщение передового профессионального опыта;
  • Публикации в местной печати, СМИ.

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.

Структура профессиональной компетентности воспитателя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа - одна из важнейших задач обучения будущих педагогов педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие педагога ДОУ требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить - действовать - мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности воспитателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных воспитанников; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности дошкольника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи ДОУ со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Но ничего из вышеперечисленного не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Самое главное, по моему мнению, в профессии педагога ДОУ – это любить свою работу и своих воспитанников. Мне очень нравятся слова Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Список литературы:

1.Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание – 2011 г.

2.Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.

3.Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание – 2011 г.

4.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.

5.Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя – 2010 г.


Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве» .

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности .

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно-образовательной;

Учебно–методической;

Социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка [З. С.4]

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

Обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Список литературы:

1. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С.74

2. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С.95.

3. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.

Ольга Щукина
Педагогический совет «Профессиональная компетентность воспитателя»

Место проведения : МКДОУ Быковский детский сад №1 «Тополек»

Цель :

Актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя ;

Активировать форму повышения квалификации педагогов ;

Анализ профессиональной компетентности педагогических работников и общую культуру воспитателей МКДОУ Быковский детский сад №1 «Тополек» .

План педагогического совета

1.1. Доклад « педагогического процесса .

«Профессиональная компетентность воспитателя » .

1.3. Игра «Качества»

2. Советы воспитателям по созданию портфолио.

2.1. Предназначение портфолио

3. Составление графика взаимопосещений

1.1. Профессиональная компетентность воспитателя

1.1. Доклад «Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса .

Докладчик Казип А. П.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность » . На основе анализа различных определений данного понятия с учтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант : профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению , определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности . Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками .

Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию , выражается в виде требований к квалификации педагогов , способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям :

– ;

– учебно-методической;

– социально-педагогической .

Воспитательно -образовательная деятельность компетентности : осуществление целостного педагогического процесса ; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников ; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : планирование воспитательно -образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности : знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс ; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга , воспитания и обучения детей .

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями :

Знание основных документов о правах ребнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями , специалистами ДОУ.

1.2. Интелектуально – творческая игра

«Профессиональная компетентность воспитателя » .

Цель : Активировать форму повышения квалификации педагогов . В игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогических работников и общую культуру воспитателей ДОУ .

На данном этапе работы педсовета нужно организовать аналитическую группу, которая будет оценивать ответы команд и вести саму игру. В эту группу входят заведующий д/с и два воспитателя , остальные воспитатели делятся на три микрогруппы (желтый, красный, синий) .

Каждой микрогруппе задается вопрос по очереди, время на обдумывание 30сек. Отвечает один участник от всей команды.

Аналитическая группа оценивает ответы по следующим критериям.

5 баллов – полный, развернутый, правильный ответ.

3 балла – ответ частично правильный, но не полный.

0 баллов – нет ответа или он неправильный.

Здесь анализируются и проверяются знания педагогов основных законодательных документов в области дошкольного образования (сюда входит знания санитарно – эпидемиологических требований, знание содержания нормативных документов в области образования).

1 БЛОК «Знания санитарно-эпидемиологических требований»

1. Какова предельная наполняемость в яс. группах (от 1 года до 3 лет) (не более 15 человек)

2. Какова предельная наполняемость групп для детей 3-7 лет? (не более 20 человек)

3. Какова предельная наполняемость в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов 3-7 лет? (не более 10 человек)

4. Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (не менее 4-4,5г.)

5. Какова общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста? (12-12,5 ч. из которых 2.0 – 2.5ч. отводится на дневной сон) .

6. Как организуется дневной сон для детей от 1,5 до 3 лет? (однократно, продолжительностью не менее 3 часов) .

7. Сколько времени в режиме дня для детей 3-4 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена? (не менее 3-4 часов)

8. Какова норма проведения занятий в неделю для детей от 1,5-3 лет и какова продолжительность? (не более 10 занятий в неделю : развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные игры и др. продолжительностью не более 8-10 мин.)

9. Каково максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в старшей и подготовительной группах? (не более 3х) .

10. Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (не более 20 минут)

11. Какова продолжительность занятий для детей 7-го года жизни? не более 30 мин.

12. В какие дни недели и в какое время суток необходимо проводить занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей? (в первую половину и в дни наиболее высокой работоспособности детей – вторник, среду).

2 БЛОК «Основные нормативные документы в области образования»

1. Какие нормативные документы мы можете назвать, которые должны находиться в детском саду? (Типовое положение ДОУ, Конституция, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, Конвенция прав ребенка, Закон об образовании, декларация прав ребенка, Устав ДОУ, Родительский договор)

2. Вспомните конвенцию о правах и назовите права ребенка.

На воспитание в семейном окружении

На достаточное питание

На приемлемый уровень жизни

На медицинский уход

Дети – инвалиды – на особую заботу и обучение.

На отдых

На бесплатное образование

На безопасные условия жизни право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Имеют право говорить на своём родном языке, свою культуру.

Выражать свое мнение.

3. Укажите из какого документа следующая вдержка «Родители – первые педагоги ребенка . Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности в младенческом возрасте.

Из Типового положения ДОУ

Из учебника по педагогике

Из Конституции РФ

Из Гражданского кодекса РФ

Из закона РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1.

4. Основным актом, регулирующим отношения семейного права является?

Конституция РФ

Семейный кодекс

Конвенция прав ребенка

Договор между детьми и родителями

5. Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя ?

Умением педагогически мыслить

Умением наказывать детей

Умением узнавать мнение родителей об их ребенке

Умением накладывать связи с бизнесменами.

6. Кто не допускается к педагогической деятельности согласно нормам Трудового кодекса РФ? (лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям)

7. Какова продолжительность рабочего времени педагогических работников , установленная ст. 333 труд. кодекса РФ (не более 36 часов в неделю, в зависимости от должности и специальности, с учетом особенностей их труда продолжительности рабочего времени определяется Правительством РФ).

1.3. Игра «Качества»

Каждому из педагогов необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Каждое качество записывается воспитателями на отдельных листах заранее. Все качества складываются в три мешочка (по количеству микрогрупп) . Каждый участник по очереди вытаскивает листочек и отдает его тому, кто по его мнению обладает этим качеством. В итоге каждый участник получает разное количество листочков, а значит и качеств. В конце игры задается вопрос воспитателям «Как присвоенные качества могут помочь в профессиональной деятельности ?».

2. Советы воспитателям по созданию портфолио

2.1. Предназначение портфолио.

Портфолио предназначается для :

Самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ ;

Оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).

Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются :

Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций );

Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности : воспитательно-образовательной , конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической );

Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений : структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога ; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов ).

Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются :

Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио) ;

Принцип диагностико - прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста , наличие параметров профессиональной деятельности );

Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного , деятельностного, системного подходов);

Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ ).

2. Особенности Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.

Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя , включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности ; это комплект документов , подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада , актуализирующий рефлексию его собственной деятельности. Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.

3. Система оценки индивидуальных достижений воспитателей ДОУ .

В Портфолио представляется и оценивается совокупность показателей : квалификации и профессионализма , продуктивности (результативности) .

Основными требованиями к оценке Портфолио являются :

Единые процедура и технология оценивания;

Наличие динамики профессионального роста и результатов деятельности воспитателя ;

Достоверность используемых данных;

Соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации, критериев их оценки, которые находят отражение в формализованных подтверждающих и иных документах (экспертный лист) .

4. Структура Портфолио

Введение

Портрет

Папка профессиональных достижений

Папка достижений воспитанников

Папка подтверждающих документов

В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе , стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.

В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия » .

В эссе «Я и моя профессия » воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты : мотивы выбора профессии , представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности , этапы профессионального становления , личностные и профессиональные интересы , перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо , дать самоанализ профессиональной компетентности , обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т. д.

«Папка профессиональных достижений » включает в себя следующие материалы : планы воспитательно -образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах , публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений , позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений : аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.

«Папка достижений воспитанников » включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально- педагогической деятельности воспитателя , служить иллюстрацией его профессионального творчества , активности, компетентности .

«Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании , грамоты за успешную реализацию профессионально - педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста , а также уровень его притязаний, официальный статус.

«Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т. п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту .

2.2. Электронное портфолио на www.сайт .

На примере электронного портфолио старшего воспитателя Щукиной О . Н.

3. Составление графика взаимопосещений.

Решение педагогического совета

Продолжить практику взаимопосещений разных образовательных областей.

Продолжить работу семинаров, мастер-классов, направленных на формирование и развитие ключевых компетенций воспитателей .

В конце учебного года воспитатели представляют анализ по самообразованию.



Похожие статьи