Географическая карта как объект и источник информации. Источники географической информации

25.12.2016 18:50

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и знадачи географии приосовении СПО. Методы географических исследовании. Источники геогрфической информации.


«Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России»

Стартовое тестирование по экономической географии России

Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

1.Швеция. 2 Норвегия 3 Литва 4Монголия 5 Финляндия 6 Армения 7 Китай 8 Белоруссия 9 Туркмения

Город России с населением более 1 миллион человек:

1.Мурманск 2 Нижний Новгород 3 Магадан 4 Сочи 5 Серпухов 6 Киев 7 Орел 8 Южно-Сахалинск 9 Минск

Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

1Канско-Ачинский 2 Кузнецкий 3 Подмосковный 4 Донецкий

Центр черной металлургии полного цикла в России:

1Мурманск 2 Санкт-Петербург 3 Москва 4 Магнитогорск

Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в экономическом районе:

1.Северный 2 Северо – Кавказский 3 Центральный 4 Центрально-Черноземный

Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории

экономических районов России:

1Северо – Кавказский 2 Уральский 3Дальневосточный 4Северный

Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

1Отделка 2Производство суровья 3 Производство волокна 4Производство пряжи

Три центра нефтеперерабатывающей промышленности, расположенные на Волге:

1 Москва 2 Саратов 3 Пермь 4 Ярославль 5 Смоленск 6 Хабаровск 7 Волгоград 8 Рязань 9 Архангельск

Определите субъект РФ по его краткому описанию: «Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

1.Приморский край 2 Мурманская область 3 Иркутская область 4Ханты-Мансийский автономный округ

Ответы: 1-2,3,4,5,7,8; 2-2; 3-2; 4 -4, 5-2, 6-2,3; 7 8-2,4,7; 9 -4

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Просмотр содержимого документа
«Тема урока Распечатать»

Тема урока . Введение. Источники географической информации.

Цели: создать условия для представления географии и в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Задачи:

Предметные: показать особое положение географии в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений: отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость, работать с разнообразными источниками информации.

Оборудование : атлас, тетрадь, учебник.

Тип урока : изучение нового материала.

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Орг.момент.

начало урока, проверка студентов по списку.

Тетрадь, учебник, атлас.

II . Актуализация знаний.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, требований к уроку географии. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. Домашнее задание невозможно выполнять без атласа. Далее даются требования к работе с атласом к.к. и учебником.

знакомятся с атласом, учебником и контурными картами.

Целеполагание

Тема урока « Введение. Источники географической информации»

Какова цель урока?

Записываем тему и цель урока.

Введение. Источники географической информации.

Предполагаемые предложения: знакомство с дисциплиной, с источниками географической информации.

Мотивация

«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может» Михаил Васильевич Ломоносов.

Согласны ли вы с этим утверждением.

Предполагаемые предложения:

Изучение нового материала:1-й этап

1 Г еография как наука, ее роль и значение в системе наук.

География –

Экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

. формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий

Главные задачи с временной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям .
Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

Запись в тетрадь: Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

2. Методы географических исследований.

В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ. Какие методы исследования вам известны?

Описательный метод использовали при описании объектов(как река, формы рельефа, природные зоны). Метод наблюдения – наблюдения за явлениями природы, предсказывалась погода. ведущий метод в географии . Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Статистический метод -основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления. -география рассматривает изменения во времени, например, Позволил выявить динамику мирового хозяйства и положение отдельных стран на временной шкале развития. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего.

Географический прогноз . Геоинформатика – Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС) Аэрокосмический метод – метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро или космические снимки и дешифрование полученных изображении.. Дешифрование это обработка аэро – и космических данных для определения изображений. Например, на снимке лесные пожары для повышения контраста снимка зеленый цвет заменен на красный.

.Источники географической информации.

Ответ: картографический и тд

Знакомство с методами и заполняют таблицу.

Запись в тетрадь: географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, телевидение, интернет и др

Физминутка

Знакомство со структурой учебника

.Практическая работа «

Задание 1

Задание 2.

Ответьте на вопросы :

Тестирование по географии России.

Домашнее задание

Самостоятельная работа:

Релаксация

Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на уроке?

Фронтальный опрос.

    Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

    Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

Ответ: Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

    Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

Ответ: Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

    Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:- экспериментальные- моделирование- дистанционные (аэрокосмические)- географический прогноз- геоинформационные системы

    Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

Ответ:Да, предвидение будущего состояния геосистем.

С помощью строки ввода ПОИСК можно искать объекты самых разных типов, размещенные в столице: улицы и дома, учреждения, театры и музеи, учебные заведения, гостиницы, станции метро и многое другое. ГИС поможет вам найти место на карте, подскажет адрес и выдаст много дополнительной полезной информации. Практическая работа: работа в сети Интернет «Поиск городов на электронной карте России», «Достопримечательности городов России» (на выбор). Можно использовать карту в Браузере Google(см инструкцию)

Задание 1.

) изучите таблицу 14 на стр.388 Приложения учебника

2) определите, какая информация в ней отражена

3) установите, как проранжированы данные

4) в каких единицах измерения представлены данные

5) сформулируйте возможные выводы к этой таблице

Задание 2.

1) рассмотрите рис.10 на стр.62 учебника (график)

2) определите, какая информация в нем отражена

3) определите, какие данные отложены по оси OX, OY, в каких единицах

4) установите, как изменяется показатель, каковы темпы изменения на разных временных промежутках

5) какой вывод можно сделать, изучив этот рисунок

Задание 3.

1) рассмотрите рис.14 на стр.63 учебника (столбиковая диаграмма)

2) определите, какая информация в нем отражается, о чем она

3) назовите вид диаграммы

4) как предъявлена информация в диаграмме

5) сформулируйте возможные выводы к рисунку

Самоанализ урока.

Введение. 1 час.

Тема «География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации».

(ведущие содержательные идеи)

Уникальная роль географии как науки в формировании представлений о взаимодействии природы, человека и общества, образов конкретных территорий.

Географическая система научных знаний и характерные методы географических исследований.

Комплексное использование разнообразных источников географической информации – учебных, справочных, научно-популярных, Интернет-ресурсов и т.д.

Задачи урока

Предметные – углубление представлений об учениях, теориях, законах и закономерностях, гипотезах современной географической науки.

Расширение и углубление представлений о методах географических исследований и источниках географической информации.

Метапредметные : совершенствование учебно-информационных умений:

отбирать нужные источники информации,

оценивать и анализировать их особенности и значимость,

работать с разнообразными источниками информации.

Основные требования к подготовке учащихся

Приводить примеры современных географических исследований и давать оценку их значения.

Доказывать фактами взаимосвязь географических наук.

Приводить примеры законов, теорий, понятий или терминов из разных курсов школьной географии, объяснять их особенности и различия.

Давать оценку различным источникам географических знаний.

Уметь работать с различными источниками географических знаний.

Называть типично географические методы исследований.

Высказывать коротко и доказательно свои аргументы, высказываться в логике поставленного вопроса.

Ход урока.

    Организация класса.

    Проверка домашнего задания.

(фронтальная беседа)

Что изучает экономическая и социальная география мира?

Какие науки сочетает в себе социально-экономическая география?

В чем заключается главное направление современного этапа развития социальной и экономической географии?

В решении каких вопросов принимают участие географы?

3. Изучение новой темы.

Современные методы географических исследований.

Что такое «метод»?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь: Метод – это способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов познания действительности.

В географии применяются универсальные и специальные методы исследования.

Какие методы исследования вам известны?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Традиционные методы:

    Картографический – ведущий метод в географии(разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения.

Работа по картам атласа:

-Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю.

-По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?

-По карте «Экологические проблемы мира» назовите региона мира, где преобладает радиоактивное загрязнение, деградация пастбищ, почвенная эрозия.

    Статистический – обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.

Работа с таблицами в приложении учебника.

-Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.

    Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.

На примере Российской Федерации проследить изменения происходящие с территории страны.

    Математические методы позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.

-Если ежегодно площадь пустыни Сахара ежегодно увеличивается на 13 тыс. квадратных километров, на сколько увеличится площадь пустыни через 5, 10 лет?

Современные методы:

    Географический прогноз- предвидение будущего состояния геосистем и др.

-Если не сократить вырубку экваториальных лесов в Южной Америке, какими могут быть последствия?

-Если не уменьшится количество углекислого газа какими могут быть следствия парникового эффекта?

2. Геоинформатика привела к созданию геоинформационных систем, которые занимаются созданием электронных карт, различающихся и языку, национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции и др. стран мира.

3. Космические методы исследования - спутниковые и навигационные системы, при помощи которых можно определить свое местоположение и выбрать наиболее короткий маршрут.

Источники географической информации.

Назовите известные вам источники географической информации?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Основные источники географической информации: визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение, радио, интернет и др.

(привести примеры)

    Итог урока.

- На какие две группы поделены все методы исследования?

Перечислите традиционные методы исследования.

Современные методы исследования.

Какие источники географической информации являются самыми доступными и какую информацию можно получить с их помощью?

    Оценки. Дом. задание: изучить конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«план урока Распечатать»

Тема урока: « »

Цели: создать условия для представления географии и в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС

1.География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

2

Задание: Выпишите из текста традиционные и современные методы исследований.

Методы географических исследований

Традиционные методы

Современные методы

Основными методами географических исследований являются: Метод описания- один из основных методов географии. Все описания территории базировались на методе наблюдения .

Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Всё на Земле развивается исторически, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества. Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д. Математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества. Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Географические информационные системы. Современные исследования невозможно представить без информационных технологий. ГИС – Географические информационные системы- это компьютерная база, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, на нанесенными на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому их информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС.

По назначению они подразделяются на ресурсно – кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

ГИС- это особая система, способная на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получение на этой основе новую географическую информацию.

3.Источники географической информации. Географическая карта, Статистические материалы, Геоинформационные системы. http://maps.yandex.ru http://maps. google . com / http://maps. google . com /

4. Практическая работа Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Задание 1 . Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса. 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт? 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт? С какой целью в данный атлас включены физические карты?

Задание 2. Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе. Ответьте на вопросы : 2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте? 2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?

Домашнее задание : Самостоятельная работа обучающихся Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации. 1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

    Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия - Москва; Украина - Киев; Белоруссия - Минск; … - Кишинев; Грузия - …; … - Баку; Армения - …; Казахстан - …; … - Бишкек; Туркмения - Ашхабад; Таджикистан - …; … - Ташкент; Эстония - …; … - Рига; … - Вильнюс.

1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств, на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду. 1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы.

Мы тесно связаны с географией – природа, которая нас окружает, отдых, путешествия в разные места планеты.

География по-прежнему открывает удивительный мир:

    знакомит с обычаями и традициями разных народов,

    на дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты,

    льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра,

    учёные открывают новые виды животных и растений в лесах Амазонки, а также исследуют потепления климата и загрязнения окружающей среды.

УРОК 1. ВВЕДЕНИЕ Источнии географической информации
ЦЕЛЬ: сформировать представление о науке география.

ЗАДАЧИ:

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны: знать/понимать задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география»; уметь называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: методы географической информации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
География как наука, методы географической информации. Правила работы с УМК.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями.

РЕСУРСЫ
Учебник с. 5–6
Атлас

Первый урок курса должен сформировать у студентов представление о науке география,

Значительное внимание требует знакомство

При работе с учебником важно научить правильно использовать текстовые и внетекстовые компоненты (аппарат ориентировки, иллюстрации: рисунки, картосхемы, фотографии; вопросы и задания и др.). На странице 6 учебника предложена инструкция. Совместно с учащимися необходимо четко проработать все указания, сделать необходимые акценты. Для учащихся данного возраста характерно стремление пересказать текст учебника дословно. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения от учителя требуется особое внимание к работе над словом, к обучению школьников логически объяснять, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание темы своими словами и т.п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они осознанно овладели содержанием понятий, приемами их применения.

Знакомство со структурой учебника и приемами работы с ним, географическим атласом, тетрадью-тренажером можно провести на примере формирования понятия «география».

Работа с атласом на первом уроке не запланирована в содержании урока, но важно предусмотреть его применение. Для этого в ходе урока вводятся основные номенклатурные единицы, которые уже известны учащимся из дисциплины «Природоведение».

На уроке выполняется практическая работа. Ознакомление

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

« Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может»

М.В.Ломоносов.

Тема урока:

Введение. Источники географической информации .


  • География – древнейшая наука на Земле. В наши дни из описательной науки превратилась в науку конструкционного характера.
  • Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.
  • В экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

  • Весь процесс обучения направлен на достижение цель:

Формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

. Главные задачи современной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.





2.Методы географических исследований

Методы географических исследований - способы получения географической информации

Методы географических исследований

Традиционные методы

Современные методы


  • Это различные виды наблюдений, позволяющие получить первичные сведения об объектах и явлениях.

  • Является важнейшим методом в географии. Позволяет изучить пространственное размещение объекта .

Статистический метод

  • основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления.

  • Позволил выявить динамику мирового хозяйства и положение отдельных стран на временной шкале развития. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего.


Геоинформатика

Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС)

Географический прогноз предвидение будущего состояния геосистем и др .







4. Практическая работа « Ознакомление с географическими картами различной тематики»

  • Задание 1 . Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса.
  • 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?
  • 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?
  • С какой целью в данный атлас включены физические карты?

Задание 2.

Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе.

Ответьте на вопросы :

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?


Домашняя работа Самостоятельная работа :

« Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы».

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации. 1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.


  • Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия - Белград; Хорватия - …; Черногория - …; … - Скопье; … - Любляна; Босния и Герцеговина - … .
  • Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия - …; … - Братислава.
  • 1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств, на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду. 1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы .



Что такое ГИС?

ГИС – это набор компьютерного оборудования, географических данных и программного обеспечения для сбора, обработки, хранения, моделирования, анализа и отображения пространственной информации.

ГИС – это среда, которая связывает географическую информацию (где что находится) с описательной (что собой это представляет).

В отличие от обычных бумажных карт ГИС предоставляет в ваше распоряжение множество слоев разнообразной общегеографической и тематической информации.


Как хранится информация в ГИС?

Вся исходная информация хранится в отдельных слоях в цифровом виде на компьютере.

И все эти географические данные рассортированы по слоям, причем каждый слой представляет свой тип объектов (тему).

Одна из таких тем может содержать все дороги на определенной территории, другая – озера, а третья – все города и другие населенные пункты на той же территории.

  • http:// www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.html

ГИС можно рассматривать в трех видах:

Вид базы данных: ГИС является уникальным типом базы данных о нашем мире – географической базы данных. Это «Информационная система для географии».

Вид карты: ГИС – это набор интеллектуальных карт и других графических видов, которые показывают объекты и их взаимоотношения на земной поверхности. Карты можно сформировать и использовать как «окно в базу данных» для поддержки запросов, анализа и редактирования информации. Эти действия называются геовизуализацией.

Вид модели: ГИС – это набор инструментов для преобразования информации. Они позволяют формировать новые географические наборы данных из уже существующих, применяя к ним специальные аналитические функции – инструменты геообработки. Другими словами, путем объединения данных и применения некоторых правил вы можете создать модель, помогающую найти ответы на поставленные вопросы.

  • http://www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.html


4. Что можно делать с помощью ГИС?

  • Делать пространственные запросы и проводить анализ
  • проводить поиск в базах данных и осуществлять пространственные запросы
  • выявлять территории подходящие для требуемых мероприятий;
  • выявлять взаимосвязи между различными параметрами (например, почвами, климатом и урожайностью с/х культур);
  • выявлять места разрывов электросетей

http://moslesproekt.roslesinforg.ru/activity/023gil-inform


ГИС-технологий в картографии

Это источник объективной информации для обновления и составления различных тематических и топографических карт всего масштабного ряда с минимальными временными, трудовыми и экономическими затратами.


Использование космической съемки и ГИС-технологий для экологического мониторинга

Это наиболее простой и рентабельный способ оперативных мониторинговых наблюдений за состоянием природной среды.


Использование космической съемки и ГИС-технологий в лесном хозяйстве

Это оперативное получение полной и объективной информации о состоянии лесных массивов на разных уровнях управления лесами - от участка аренды лесного фонда и лесничества до уровня субъекта Российской Федерации или всей страны.



Интерактивные карты мира, стран, городов

Интерактивной картой можно управлять:

Увеличивать/уменьшать масштаб

Сдвигать по всем географическим направлениям

По интерактивной карте можно получать информацию:

О расстоянии между объектами при помощи меток

Находить объекты по указанному адресу

Находить ближайших станций метро к указанному адресу

Демонстрация практического использования различных интерактивных карт: сравнение карт и изображений со спутника, измерение расстояний, определение ближайших строений к указанному адресу и т.п.

http://maps.yandex.ru

http://maps. google . com /

http://maps. google . com /


Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации .

Современные исследования невозможно представить без информационных технологий.

1. ГИС – Географические информационные системы- это компьютерная база, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, на нанесенными на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому их информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС.

По назначению они подразделяются на ресурсно – кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

ГИС- это особая система, способная на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получение на этой основе новую географическую информацию.



Статистические материалы – один из основных источников географической информации .

Используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.


  • К картографическим источникам относят карту Карта-особая форма информации и приобретения знаний о пространственном размещении явлений природы и общества, их состоянии, свойствах и изменениях во времени.
  • Эта форма широко используется в обыденной жизни общества и совершенно необходима для многих отраслей науки и практики.

Географические карты можно классифицировать по различным признакам.

На тематических картах подробно отображаются всего одно или несколько явлений. Примеры тематических карт: карта растительности, климатическая карта, геологическая карта, почвенная карта, политическая карта и т. д.

На общегеографических картах с одинаковой подробностью изображают как природные объекты и явления (рельеф, реки, озера, растительность), так и социально-экономические (населенные пункты, дороги, промышленные предприятия). На них подписывают названия: океанов, рек, морей, заливов, проливов, озер, рек; материков, островов, мысов; равнин, гор, хребтов; населенных пунктов и т. д. Названия населенных пунктов изображаются справа от условного знака, параллельно южной рамке или вдоль ближайшей параллели. Названия рек помещают посередине русла или вдоль его оси, а морей, островов и государств — внутри контуров, располагая в направлении большей протяженности.

Рис. Классификация географических карт

Карты также различают по охвату территории. Классификация карт по размерам изображенной на них территории включает следующие группы: 1) карты звездного неба; 2) карты планет и Земли; 3) карты полушарий; 4) карты материков и океанов; 5) карты морей, заливов, проливов; 6) карты стран; 7) карты крупных природных регионов; 8) карты республик, краев, областей, административных районов; 9) карты городов; 10) карты городских районов.

Существует классификация карт по назначению , учитывающая разнообразие сфер человеческой деятельности. Например, научно-справочные карты предназначены для выполнения научных исследований и получения справочной информации, туристические карты — для получения информации об интересных объектах местности, кафе, гостиницах, технические карты — для решения инженерных задач. Учебные карты — главное наглядное пособие при изучении географии, а также экономики, истории и других учебных дисциплин.

Подразделяют карты на группы и по масштабу. Выделяют мелкомасштабные карты с масштабом мельче 1: 1 000 000, предназначенные для изучения больших территорий, сред немасштабные карты с масштабом от 1: 200 000 до 1: 1 000 000 и крупномасштабные карты с масштабом 1: 200 000 и крупнее.

Крупномасштабные карты — это топографические карты.

Напомним вам, что по своему содержанию карты могут быть:

  • общегеографическими;
  • тематическими.
Тематические карты

Карты растительности, например, изображают распространение и состав растительности разных территорий. Есть также карты полезных ископаемых, карты лесов, карты рельефа, синоптические карты, карты промышленности, на которых показаны крупные города — промышленные центры и их специализация. Все эти карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность. Именно поэтому их называют тематическими. Например, политическая карта даст в первую очередь представление о размещении стран, их границах.

Общегеографические карты

Карты общегеографические отображают разнообразные элементы земной поверхности — рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и др. Например, физическая карта России.

По охвату территории различают карты мира, отдельных материков, стран и их частей (регионов).

Политическая карта мира

Политическая карта мира — один из самых важных картографических источников в курсе географии мира, так как на этой карге показаны разные страны, их столицы, пути сообщения и другая полезная информация.

Посмотрим на политическую карту. Кроме границ государств на политической карте вы видите крупнейшие города и столицы стран, пути сообщения и морские порты, наиболее крупные гидрографические объекты (моря, реки, озера, заливы, проливы). Могут быть показаны и некоторые другие географические объекты, например рельеф.

На политической карге мира вы найдете более 230 стран и территорий.

Границы государства формируются довольно долго. Они могут изменяться по разным причинам: историческим, политическим, экономическим, культурным, природным.

Для того чтобы знать политическую карту мира или отдельных материков и их частей, необходимо постоянно обращаться к ней, тренироваться в определении географического положения тех или других стран или регионов, следить за изменениями, происходящими в мире.

Наиболее сложной является политическая карта Западной Европы. Давайте вместе с вами определим географическое положение стран этого региона (табл. 1).

Таблица 1. Страны Западной Европы

Население (2007 г.)

Столица(ы)

84 тыс. км 2

8,3 млн чел.

70 тыс. чел.

Андорра-ла-Вьеха

30,5 тыс. км 2

10,6 млн чел.

Брюссель

1 тыс. чел.

Великобритания

244 тыс. км 2

61 млн чел.

Германия

356 тыс. км 2

82,3 млн чел.

Бонн, Берлин

132,0 тыс. км 2

11,2 млн чел.

43 тыс. км 2

5,5 млн чел.

Копенгаген

Ирландия

70 тыс. км 2

4,4 млн чел.

Исландия

103 тыс. км 2

290 тыс. чел.

Рейкьявик

504 тыс. км 2

45,3 млн чел.

301 тыс. км 2

59,3 млн чел.

Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн)

34 тыс. чел.

Люксембург (Великое Герцогство Люксембург)

2,6 тыс. км 2

463 тыс. чел.

Люксембург

397 тыс. чел.

Валлетта

33 тыс. чел.

Нидерланды

41 тыс. км 2

16,4 млн чел.

Амстердам

Норвегия

324 тыс. км 2

4,7 млн чел.

Португалия

92 тыс. км 2

10,7 млн чел.

Лиссабон

Сан-Марино

28 тыс. чел.

Сан-Марино

Финляндия

337 тыс. км 2

5,3 млн чел.

552 тыс. км 2

61,7 млн чел.

Швейцария

41 тыс. км 2

7,5 млн чел.

450 тыс. км 2

9,1 млн чел.

Стокгольм

Карта часовых поясов — интересная, а главное, полезная карта (рис. I).

Для удобства отсчета времени всю поверхность Земли разделили на 24 часовых пояса. Время каждого часового пояса отличается от последующего на один час. Нумерация поясов от 0 до 23 ведется с запада на восток от Гринвичского меридиана. Во всех пунктах, находящихся в пределах одного пояса, считается одно и то же поясное время. Москва, например, находится во втором часовом поясе.

Однако мы в Москве живем не по поясному, а по декретному времени (от лат. decretum — указ, постановление). Кроме того, вы знаете, что в России стрелки часов переводят вперед (летнее время) или назад(зимнее время) на один час с целью наиболее рационального использования светлой части суток и экономии электроэнергии. Поэтому Москва, находясь во 2-м часовом поясе, практически живет по времени 3-го часового пояса. Другими словами, когда в Москве 13 часов (Московское время), то в Париже — 11 часов (Среднеевропейское время), в Лондоне — 10 часов (Гринвичское время).

Рис. 1. Карта часовых поясов мира

Посмотрите на каргу часовых поясов. Границы часовых поясов проведены не точно по меридианам. Для удобства учтены границы государств, районов, штатов и других административно-территориальных образований в пределах одной страны. В России, например, 11-й и 12-й часовые пояса объединены в один.

И воздушный транспорт, телефонная и телеграфная связь на территории страны работает, как правило, по единому времени. В России, например, — по московскому времени.

Если вы внимательно посмотрите на карту часовых поясов, то заметите, чем примечателен 180-й меридиан. По нему проходит условная линия перемены дат. Ее зигзаг в районе Чукотского полуострова не случаен. Дело в том, что по обе стороны от этой линии часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки. Если бы линия перемены дат пересекала Чукотку, ее жителям пришлось бы вести свой собственный календарь, опережающий общероссийский на один день.

Если вы когда-нибудь решите совершить кругосветное путешествие и отправитесь от мыса Дежнева на восток, пересекая линию перемены дат, не забудьте один и тот же день посчитать дважды. И наоборот, двигаясь с востока на запад, — пропустить один день.

Статистические материалы — один из основных источников географической информации

— это наука, изучающая совокупность массовых явлений с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи количественных (статистических) показателей. Население — это как раз такое массовое явление. К статистическим показателям относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение и показывают размеры географических явлений. Например, Россия располагает самой большой территорией в мире — более 17 млн км 2 , что почти вдвое превышает территорию таких стран, как Китай, США или Канада. Однако по численности населения Россия уступает многим странам. В 2007 г. се население составляло 142 млн чел. — восьмое место в мире.

Таблица 2. Численность населения крупнейших стран мира (млн чел.)

Относительная величина выражает результат сопоставления (сравнения) статистических показателей друг с другом. Они позволяют обнаружить определенные изменения географических явлений, их тенденцию.

Коэффициенты — показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений, например коэффициент специализации или естественного прироста населения.

Для того чтобы научиться работать со статистическими материалами, надо в первую очередь представлять, как они организованы и построены (упорядочены).

Статистическая таблица представляет собой систему вертикальных и горизонтальных граф (столбцов и строк), снабженных заголовками и заполненных в определенном порядке цифровыми данными. В ней располагаются статистические данные, необходимые для характеристики изучаемого географического явления и его составных частей. Заголовки горизонтальных строк статистической таблицы соответствуют статистическому «подлежащему», а верхние заголовки ее вертикальных столбцов — статистическому «сказуемому».

Посмотрим, например, на статистическую табл. 3 «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей 1926-2002 гг.».

Таблица 3. Изменение доли экономических районов в населении России поданным переписей 1926-2002 п., %

Российская Федорация, в том числе районы:

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Черноземный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Калининградская область

В статистическом подлежащем дается перечисление тех частей и групп изучаемого явления, которые количественно характеризуются в сказуемом. В данном случае — это экономические районы России. В сказуемом таблицы приводятся величины изучаемого явления — доля населения, проживавшего в экономических районах РФ за ряд лет.

Таким образом, любая статистическая таблица включает три обязательных элемента:

  • общий заголовок таблицы;
  • статистическое подлежащее;
  • статистическое сказуемое.

Статистические материалы могут быть представлены не только в статистических таблицах, но и в наглядной форме: в диаграммах, графиках, картах, картосхемах.

Статистические карты — это в первую очередь картограммы и картодиаграммы. Давайте вместе с вами, пользуясь табл. 4, составим на контурной карте картограмму, показывающую плотность населения экономических районов России:

  • запишем название картограммы («Плотность населения экономических районов России»);
  • выпишем название источника, на основании которого мы будем строить картограмму (статистическая таблица «Плотность населения экономических районов России»);
  • выпишем относительные статистические показатели, которые мы будем изображать, предварительно округлив их значения до целых чисел;
  • разобьем показатели на группы по принципу равных интервалов. Наиболее простой способ разбивки — деление разницы самого большого (63) и самого малого значения (1) показателя на 5. В нашем случае (63 — 1 = 62 « 60: 5 = 12) интервал будет равен 12, а группы показателей будут следующими: 1 — 12; 12-24; 24-36; 36-48; 48-60 и более 60 чел./км 2 ;
  • составим в тетради легенду картограммы, где более темные тона цвета (или более густая штриховка) изображают большую интенсивность явления; светлые оттенки (или редкая штриховка) — меньшую. Для изображения цветом лучше брать оттенки одной краски: от более светлых к более темным;
  • покажем на контурной карте границы экономических районов России;
  • перенесем легенду картограммы на контурную карту в «Условные обозначения»;
  • выполним картограмму.

Построение графиков и диаграмм на основе статистических показателей имеет математическую основу, которая хорошо вам известна.

На основании их графиков мы можем сделать вывод о том, что вплоть до 90-х гг. XX в. в расселении населения России сохранялась историческая тенденция освоения новых земель и российских окраин.

С 1990-х гг. наблюдается обратная тенденция сокращения населения в северных и восточных регионах России, прежде всего Дальневосточном и Северном.

Диаграммы показывают объемы и структуру географических явлений. Они могут быть круговые, точечные, линейные, площадные, объемные и др. (рис. 2). Напомним, что при построении круговых диаграмм начальным считается радиус, направленный на листе бумаги вверх, т. е. «северный». Именно от него по часовой стрелке на глаз откладываются показатели (из расчета I % = 3,6 град.), характеризующие географическое явление, например расселение населения Земли в зависимости от близости морей.

Рис. 2. Расселение населения Земли в зависимости от близости побережья морей и океанов

Масштаб диаграммы зависит от: а) размера листа; б) величины исходных показателей; в) разницы между наибольшим и наименьшим значениями показателей; г) количества диаграммных знаков.

Для определения масштаба столбиковой диаграммы, например, необходимо сначала установить, какими могут быть самый большой и самый маленький столбики. Основание диаграммы определяется по формуле Х= А: М, где X — основание диаграммы; А — используемый нами статистический показатель; М — основание масштабности, которое показывает, сколько единиц этого показателя приходится на 1 кв. мм плошади диаграммы. Составляется она так. Сначала проводится осевая линия — основание диаграммы, а затем восстанавливаются перпендикуляры с учетом масштаба.

Составление картодиаграммы на контурной карте сводится к построению диаграмм в границах определенной территории, например в границах крупных регионов России, экономических районов, субъектов РФ.

Половозрастная пирамида позволяет наглядно анализировать соотношение полов по возрастным группам населения. Строится она следующим образом. По вертикальной оси через равные промежутки откладывается возраст (в виде возрастных интервалов; например, 0-5, 5-10, 10-15 и т. д.), а по горизонтальной оси — влево — численность (или доля) мужчин, а вправо — женшин (в одинаковом масштабе). Для каждой возрастной группы строят свою линейную диаграмму и как бы «нанизывают» их друг за другом снизу вверх — от основания пирамиды до ее вершины (рис. 3). По форме такой пирамиды можно определить особенности возрастной структуры населения, выявить особенности соотношения полов в различных возрастных группах. Считанные с половозрастных пирамид количественные данные о соотношении полов и возрастных групп населения могут быть использованы для дальнейших расчетов обобщающих демографических показателей (например, коэффициентов демографической нагрузки населения), их анализа и сравнения.

Рис. 3. Половозрастные пирамиды

Возникает вопрос, как обновлять статистические материалы, ведь они довольно скоро устаревают. Для этого существуют статистические сборники, справочники, периодические издания, ресурсы Интернета.

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации

Геоинформационные системы (ГИС) — это компьютерная база данных, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, нанесенным на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому из информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС. По назначению они подразделяются на ресурсно-кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

Таким образом, геоинформационные системы (ГИС) — это особые системы, способные на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получить на этой основе новую географическую информацию. Весьма эффективно, например, использование учебных ГИС при сопоставлении тематических карт различного содержания на одну и ту же территорию, будь то страна или регион; при установлении различных географических связей.

Обратим ваше особое внимание на возможности и ресурсы Интернета, которые могут быть использованы вами в процессе изучения курса. Они включают в себя:

  • образовательные ресурсы WWW (Всемирная паутина);
  • E-mail (электронная почта);
  • телеконференции.

Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:

  • для поиска дополнительной и обновленной (в том числе статистической) информации к урокам в процессе подготовки;
  • для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, деловых игр, учебных конференций и т. п.).

Электронная почта может быть использована:

  • для обмена учебными творческими работами со своими сверстниками из других школ, регионов нашей страны;
  • для взаимного обмена информацией в процессе решения задач дистанционного обучения и телекоммуникационных проектов.

Телеконференции могут быть полезными:

  • при участии в различного рода образовательных и познавательных телекоммуникационных проектах.

Дисциплина: География
Тема: «Введение. Источники географической информации».
Практическое занятие № 1.

Тип занятия: Изучение нового
Вид занятия: Лекция - визуализация
Количество часов: 2 часа

Цель занятия: Формирование представление об источниках географической
информации.

Задачи:
Дать представление о роли и месте современной географической информации в решении проблем развития человеческой цивилизации.
Сформировать представления обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоение нового учебного курса.
Продолжить формировать навыки тестирования и конспектирования лекций.
Оценить объем и уровень остаточных географических знаний обучающихся для определения степени готовности аудитории к изучению нового материала.

Оборудование, наглядность, ТСО – ноутбук, плазменный телевизор, презентация, контурная карта, атлас,

Ход занятия:

Организационный момент.
Постановка цели и задач.
Требования к организации учебного процесса.
Лекция визуализация.
География как наука.

Географическая карта – особый источник информации о
действительности.
Статистические материалы.

География как наука.

География - одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории – природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) т социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук.

Традиционные и новые методы географических исследований.

Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.

Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и анализ пространственных (пространственно-координированных) данных.
Структура ГИС:
Данные (пространственные данные):
- позиционные (географические): местоположение объекта на земной поверхности, его координаты в выбранной системе координат;
- непозиционные (атрибутивные, или метаданные) - описательные текстовые, электронные документы, данные графического типа, включая фотографии объектов, трехмерные изображения объектов, видеоматериалы и т.д.
Аппаратное обеспечение (ЭВМ, компьютерные сети, накопители, сканеры, дигитайзеры и т. д.);
Программное обеспечение (ОС, приложение и надстройки к нему);
Технологии (методы, порядок действий и т. д.);
Операторы, администраторы, пользователи.

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Задание № 1 (Прочитайте текст. Составьте схему «Источники географической информации»)
География – наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много.
Во-первых - географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, назвал географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во вторых, это литература, причем самая разнообразная – справочная, научная, научно-популярная и даже художественная. В- третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В- пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки.
Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущие неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно этот процесс идет не легко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь географию.

Географическая карта – особый источник информации действительности.

Географическая карта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] модели [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в уменьшенном виде.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Статистические материалы.

Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации.

Статистические материалы это массовые количественные данные о важных указатели жизни [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и соотношения между ними. Статистическими есть данные переписей населения, сбора налогов, расчета земель.

Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России

Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

Швеция.
Норвегия
Литва
Монголия
Финляндия
Армения
Китай
Белоруссия
Туркмения

Город России с населением более 1 миллион человек:

Мурманск
Нижний Новгород
Магадан
Сочи
Серпухов
Киев
Орел
Южно-Сахалинск
Минск

Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

Канско-Ачинский
Кузнецкий
Подмосковный
Донецкий

4. Центр черной металлургии полного цикла в России:

Мурманск
Санкт-Петербург
Москва
Магнитогорск

5.Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в
экономическом районе:

Северный
Северо - Кавказский
Центральный
Центрально-Черноземный

6.Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории
экономических районов России:

Северо – Кавказский
Уральский
Дальневосточный
Северный

7.Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

Отделка
Производство суровья
Производство волокна
Производство пряжи

Ответ: 3,4,2,1

8.Три центра нефтеперерабатывающей промышленности,
расположенные на Волге:

Москва
Саратов
Пермь
Ярославль
Смоленск
Хабаровск
Волгоград
Рязань
Архангельск

9.Определите субъект РФ по его краткому описанию:
«Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

Приморский край
Мурманская область
Иркутская область
Ханты-Мансийский автономный округ

10.Установите соответствие между экономическими районами России и центрами производства легковых и грузовых автомобилей:

Экономические регионы Центры производства
России легковых и грузовых автомобилей

Волго-Вятский А. Серпухов
Поволжский Б. Набережные челны
Центральный В. Ижевск
Уральский Г. Нижний Новгород
Д. Таганрог

Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Номер вопроса
Ответ

1
2,3,4,5,7,8

10
1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

6.Фронтальный опрос.

Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.
Ответ:
- экспедиционный
- описательный
- картографический
- сравнительный
- математический
- статистический
- исторический

Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?
Ответ:
Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?
Ответ:
Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:
- экспериментальные
- моделирование

- географический прогноз
- геоинформационные системы

Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:
Ответ:
Да, предвидение будущего состояния геосистем.
Геосистемы – это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической оболочки) до элементарной геосистемы (физико-географической фации)
определение В. Б. Сочавы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

1. Анализ карт различной тематики.

В результате выполнении заданий практической работы каждый из вас должен изучить этапы формирования современной политической карты мира; современные процессы изменения политической карты мира, основные международные организации стран, усвоить особенности размещения некоторых видов природных ресурсов по регионам.
Вы должны закрепить и развивать следующие умения:
- составлять карты (картосхемы), диаграммы по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений;
- отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;- выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций;
- оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию;

Оборудование: ресурсы интернета, географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, цветные карандаши, ручка.
Задания для работы:
Задание 1.
Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карты.
Ответ:
Политическая карта
Государственное устройство
Минеральные ресурсы суши
Агроклиматические ресурсы
Земельные и лесные ресурсы
Ресурсы гидросферы
Население
Размещение населения
Народы
Религии
Индекс человеческого развития
Валовой внутренний продукт (ВВП)
Структура экономики
Добывающая промышленность
Электроэнергетика
Обрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство
Транспорт
Внешнеэкономические связи
Интеграционные объединения
Территориальная структура хозяйства
Политические и экономические карты стран
Глобальная демографическая проблема
Глобальная экологическая проблема
Глобальная продовольственная проблема
Районы политической нестабильности
Всемирное наследие человечества

Задание 2.
Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.
Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ – начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия – Москва; Украина – Киев; Белоруссия – Минск; Молдавия – Кишинев; Грузия – Тбилиси; Азербайджан – Баку; Армения – Ереван; Казахстан – Астана; Киргизия – Бишкек; Туркмения – Ашхабад; Таджикистан – Душанбе; Узбекистан – Ташкент; Эстония – Таллинн; Латвия – Рига; Литва – Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия – Белград; Хорватия – Загреб; Черногория – Цетинье; Македония – Скопье; Словения – Любляна; Босния и Герцеговина – Сараево.

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия – Прага; Словения – Братислава.
Задание 3.
Составьте картосхему ранее существовавшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), на которой покажите границы вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц.
Ответ:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Таким образом, сегодня на территории, принадлежавшей бывшей Югославии, существует шесть независимых государств: Республика Сербия (столица Белград)Федерация Босния и Герцеговина (столица Сараево) Республика Словения (столица Братислава) Республика Македония (столица Скопье) Республика Черногория (столица Цетинье, Подгорица) Республика Хорватия (столица Загреб)
(Со столицами в Черногории небольшая путаница. В конституции страны её официальной столицей назван город [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он исторически был центром веры и государственности, здесь располагалась королевская резиденция. В 1946 году столицу перенесли в Титоград, которому в 1992 году вернули прежнее название – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. После обретения Черногорией независимости в 2006 году, звание столицы вновь перешло к Цетинье, но при этом большинство государственных учреждений осталось в Подгорице. Чтобы не перевозить правительство страны, решено было внести соответствующие изменения в статус городов.
Так что теперь в Черногории две столицы, для которых придуманы новые определения. Официальная и культурная столица Цетинье, в которой живут президент и митрополит страны, а фактическая деловая и политическая столиц Подгорица).

Задание 4.
Для выполнения задания используйте контурную карту мира.
На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.

Ответ:
Страны «Большой семерки» - США (столица – Вашингтон), Япония (столица – Токио), Германия (столица – Берлин), Франция (столица – Париж), Великобритания (столица – Лондон), Италия (столица – Рим), Канада (столица – Оттава), (с 1994 г. в заседаниях группы участвует Россия).

Задание 5.
Для выполнения задания используйте данные таблицы №1.
Постройте круговую диаграмму соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Для этого сумму запасов железных руд первой пятерки надо принять за 100%, а затем вычислить долю каждой страны и отметить соответствующий сектор в круговой диаграмме. Отдельные секторы необходимо выделить определенными цветами или видами штриховки. Составьте легенду к диаграмме.

Таблица №1. Разведанные запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Место в мире

Регион
Запасы,
млрд т

1
Бразилия
Латинская Америка
34

2
Россия
Европа, Азия
27

3
Канада
Северная Америка
26

4
Китай
Азия
25

5
Австралия
Австралия
21

6
Украина
Европа
21

7
США
Северная Америка
17

8
Казахстан
Азия
15

9
Индия
Азия
13

10
ЮАР
Африка
9

Ответ:
Запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Задание 5.
Предложите варианты критериев разделения десяти стран, указанных в таблицу №1, на группы по объемам разведанных запасов железных руд. Запишите свои предложения.
Ответ:
Можно определить следующие критерии:
- страна имеющая самый большой запас железной руды
- страна имеющая самый маленький запас железной руды
- страны имеющие одинаковый объем запаса железной руды
- какой из регионов имеет самый большой запас железной руды
- какой из регионов имеет самый маленький запас железной руды

7.Домашнее задание.
Приобрести атлас и контурную карту по Географии для 10 класса, цветные карандаши.
Выучить записи в тетради.

8. Подведение итогов.
9. Внеаудиторная самостоятельная работа
Сообщение «Статистические материалы», «Виды географических карт».

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115

Географические методы

Традиционные

Экспедиционный
- картографический
-сравнительный
-математический
-статистический
-исторический

Экспериментальные
- моделирование
- дистанционные (аэрокосмические)
- географический прогноз
- геоинформационные системы

скачанные файлыДиаграмма 1ђЗаголовок 115

С помощью условных знаков показывающее расположенные на ней объекты или относящиеся к ней процессы и явления.

Способы изображения объектов на карте

Для изображения на карте объектов используют , которые показывают как географическое расположение объекта, так его некоторую характеристику. Объяснение того, как читать условные обозначения, обычно содержится в легенде карты.

Способ качественного фона подразумевает окрашивание территории с определенной характеристикой в определенный цвет. Таким образом, составляются климатические карты, карты природных зон и т.д.
Способ ареала также подразумевает окрашивание территории в определенный цвет, но в данном случае территории могут перекрываться, в этом случае они окрашиваются полосками разных цветов. Так изображаются карты расселения определенных народов, обитания животных и т.д.

Картограммы — еще один способ изображения объектов, при котором определенные территории (чаще всего — страны) окрашиваются в различные цвета в зависимости от степени проявления того или иного признака. При этом в легенде карты приведена диаграмма, на которой указано, какой цвет, какому показателю соответствует. Так составляются карты обеспеченности природными ресурсами, энергией, карты использования земель и все подобные карты.

Метод изолиний подразумевает отражение информации с помощью линий, соединяющих точки на карте с одинаковыми показателями. Наиболее часто используемые изолинии: изотермы (одинаковая температура), изобары (одинаковое давление), горизонтали (одинаковая высота/глубина). Этот метод используется на физических и климатических картах.

Метод знаков движения подразумевает отражение направления движения с помощью стрелок — например, движения , течений и т.д.

На одной карте могут применяться сразу несколько методов изображения информации. Например, на физической карте метод знаков движения используется для показа морских течений, метод изолиний и картограмм — для отображения абсолютных высот.

Масштаб и его виды

Любая карта составляется с использованием масштаба. Масштаб это отношение длины отрезка на карте к его длине в действительности. Чаще всего масштаб задается в виде дроби, например, 1/20 000, что означает, что 1 см на карте соответствует 20 ООО см, т.е. 200 м на карте. Чем меньше знаменатель дроби, тем крупнее считается масштаб. Вообще масштаб принято разделять на крупный, средний и мелкий. Крупный масштаб -1/200000 и крупнее, его используют при составлении топографических карт и . Средний масштаб (1/200000 — 1/1000000) используют для создания обзорно-топографических карт. Мелкий масштаб (1/1000000 и мельче) используют для создания общегеографических карт.

Измерение расстояний по карте

Расстояния по карте можно измерять с помощью градусной сетки и с помощью масштаба. Если точки находятся на одном меридиане или параллели, удобно воспользоваться . Длина дуги в 1° на любом меридиане и на экваторе известна — 111 км. Длина параллелей уменьшается при движении от экватора к полюсам, существуют таблицы, с помощью которых можно узнать длину дуги в 1° на любой параллели. Таким образом, если две точки находятся на одной широте или долготе, расстояние между ними удобно измерить с помощью градусной сетки.

Расстояние между двумя любыми точками можно вычислить с помощью масштаба, измерив расстояние на карте линейкой и умножив его на величину масштаба. Если нужно измерить длину кривой (например, длину реки или дороги), можно воспользоваться циркулем-измерителем или влажной ниткой. Нитку выкладывают на карте по всему течению реки, повторяя все изгибы. Затем нитку выпрямляют и измеряют. Циркуль устанавливают на небольшое расстояние, а затем «шагают» по всем изгибам реки, считая шаги. После этого подсчитывают расстояние, отмеренное циркулем по карте, и с помощью масштаба находят действительное расстояние между двумя точками.

Практическая работа №1.

Тема: « Ознакомление с географическими картами различной тематики».

Цель работы

1. усвоить, что географическая карта является, с одной стороны, важнейшим источником географической информации, а с другой стороны, методом географического исследования.

2. закрепить следующие умения:

Отбирать необходимую информацию с представленной для анализа географической карты;

Отбирать критерии для сравнения полученной информации в ходе анализа географических карт.

Время выполнения работы 2 часа.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1 . Для проведения задания изучите оглавление географического атласа за 10 класс.

1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?

1.2. Разделите все каты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?

Задание 2. Внимательно рассмотрите политическую карту мира в географическом атласе. Ответьте на вопросы:

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира?

2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира?

Задание 3. Для выполнения используйте политическую карту мира.

3.1. Определите самую крупную по площади территории стран мира.

3.2. Перечислите страны, территории которых омываются водами Северного Ледовитого океана.

3.3 Запишите единственное в мире государство, занимающее территорию целого материка.

3.4 Отметьте самые крупные страны по площади в контурной карте и подпишите их.

Практическая работа №2.

Тема: Географические карты различной тематики и их прак­тическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Цель работы:

1. Усвоить этапы формирования политической карты мира, причины и факторы формирования и последующего распада крупных колониальных империй, особенности размещения природных ресурсов в колониальных владениях крупнейших империи, сущность современных процессов изменения политической карты мира.

2.Закрепить и развить следующие умения:

Составить карты (картосхемы) по предложенным комплексным заданиям.

Отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Для выполнения задания используйте текст учебника §1, заполните таблицу. Для каждого региона указать 3-3 страны или территории. входящие в состав определенной империи, если такие есть.

Колониальные империи нового этапа формирования политической карты мира.

Задание 2. На контурной карте мира разными цветами покажите колониальные империи и входившие в их состав страны или территории. Цвета окраски внесите в условные обозначения.

Практическая работа № 3

Тема: Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

Цель работы:

1. Изучить современное положение стран на политической карте мира, усвоить деление крупных регионов мира на субрегионы.

Наносить информацию на контурные карты по предложенным заданиям с применением традиционных картографических обозначений.

Отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи.

Оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию.

Время выполнения работы: 2 часа

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используйте для выполнения задания карты учебника и региональные карты атласа.

1.1. На контурной карте мира разной фоновой окраской покажите регионы мира: Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Латинскую Америку, Австралию, Океанию.

1.2. Определите крупнейшие по площади территории государства регионов, обозначьте столицы этих стран и подпишите названия столиц.

Задание 2. Используйте для выполнения задания карты субрегионов (Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Латинскую Америку, Австралию, Океанию). И текст учебника.

2.1. На контурной карте какого либо региона (по заданию или на ваш выбор) с помощью фоновой окраски покажите субрегионы, на которые принято делить данные регионы. Цвет фоновой окраски нанесите в условные обозначения.

Практическая работа №4.

Тема : «Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития».

Цель работы:

1. Усвоить социально – экономические различия между развитыми и развивающимися странами мира; критерии выделения отдельных подгрупп внутри развитых и развивающих стран мира; названия подгрупп развитых и развивающихся стран мира.

2. Закрепить и развивать следующие умения:

Отбирать из учебника информацию, необходимую для выполнения задания;

Оценивать и объяснять экономические и социальные показатели отдельных стран и регионов мира.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используя материалы подраздела 1.2 учебника, заполните таблицу.

Характеристика социально – экономических особенностей групп развитых стран мира

Задание 2 . Используя материалы подраздела 1.2 учебника, заполните таблицу.

Характеристика социально – экономических особенностей групп развивающихся стран мира

Практическая работа №5.

Тема: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основ­ными видами природных ресурсов.

Цель работы:

2. Закрепить и развить следующие умения:

Сравнивать и анализировать различные статистические материалы.

Время выполнения работы:2 часа.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используя карту минеральных ресурсов географического атласа мира для 10 класса, сравнить обеспеченность минеральных ресурсах США и Италии.

2.1. Выпишите с помощью условных обозначений и общепринятых знаков виды полезных ископаемых, добываемых на территории изучаемых стран. Используйте при этом последовательность описания пяти основных категорий минеральных ресурсов, представленных в учебнике (стр. 26, Состав минеральных ресурсов). Полученные материал запишите в виде таблицы.

Обеспеченность минеральными ресурсами США и Италии.

Задание 2. Сравните обеспеченность США и Италии разными категориями минеральных ресурсов. Запишите свои выводы.

Практическая работа № 6.

Тема: Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

Цель работы:

1. Усвоить содержание понятий «природные ресурсы», «ресурсообеспеченность», «природно-ресурсной потенциал», изучить виды природных ресурсов, потребность человеческого общества в различных природных ресурсах.

2. Закрепить и развить следующие умения:

Работать с различными источниками географической информации.

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Сравнивать и анализировать различные статистические материалы.

Время выполнения работы:2 часа.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используя карту минеральных ресурсов географического атласа мира, сравните обеспеченность минеральными ресурсами (страны выберите сами). Заполните таблицу:

Выпишите виды полезных ископаемых, добываемых на территории изучаемых стран, впишите 5 основные категории минеральных ресурсов.

Задание 2. Используя таблицу, отметь на контурной карте, страны с добычей нефти и природного газа.

Нефть Природный газ.
Страна регион Запасы млрд.т. Страны регион Запасы млрд.т.
Саудовская Аравия Азия 36,0 Россия Европа, Азия 47,57
Ирак Азия 15,2 Иран Азия 23,0
Кувейт Азия 13,3 Катар Азия 14,40
ОАЭ Азия 13,0 Саудовская Аравия Азия 6,22
Иран Азия 12,3 ОАЭ Азия 6,01
Венесуэла Латинская Америка 11,2 США Северная Америка 5,02
Россия Европа, Азия 6,7 Алжир Азия 4,52
Ливия Африка 3,8 Венесуэла Латинская Америка 4,18
Мексика Латинская Америка 3,8 Нигерия Африка 3,51
США Северная Америка 3,7 Ирак Азия 3,40
Китай Азия 3,3 Туркмения Азия 2,86
Нигерия Африка 3,2 Индонезия Азия 2,62
Катар Азия 2,0 Австралия Австралия 2,55
Норвегия Европа 1,3 Пакистан Азия 2,12
Алжир Африка 1,2 Узбекистан Азия 1,87
Бразилия Латинская Америка 1,2 Казахстан Азия 1,84
Казахстан Азия 1,1 Нидерланды Европа 1,77
Азербайджан Азия 1,0 Канада Северная Америка 1,69
Канада Северная Америка 0,8 Малайзия Азия 1,37

Задание 2.1 Используйте данные таблицы, постойте диаграммы Различного вида, выберите сами).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07



Похожие статьи