Характеристика экономическо географического положения. Основные черты современной географии религий. Отношение к ареалам

Рассмотрение ЭГП – канва характеристики города. В формировании его функциональной структуры надо видеть реализацию тех или иных сторон географического положения. Намечая направления дальнейшего развития, следует основываться на еще не использованных резервах ЭГП.

Чтобы представить город во всей сложной системе связей, столь важной для его развития, часто используются предложенные Н.Н.Баранским понятия макро-, мезо- и микроположения (“игра масштабами”, по выражению классика отечественной экономической географии И.М.Майергойза). Умение совмещать территориальные уровни положения города очень важно.

Географическое разнообразие Колумбии обусловлено его расположением и геологией. Хотя Колумбия находится в географических тропиках, ее климатические модели далеки от равномерного тропического климата. Страна делится на три цепи гор Анды: Западную, Центральную и Восточную Кордильеру. Эти цепи, которые протекают примерно в северном направлении, приводят к умеренной зоне горных долин и плато. Восточная и Центральная кордильеры разделены рекой Магдалена, которая достигает Карибского моря в порту Барранкилья.

Центральные и западные горные хребты разделены рекой Каука. Восточная часть Колумбии, простирающаяся на юг и восток от Боготы, состоит из горячих, влажных лугов, падающих в дренажные бассейны Ориноко и лесной Амазонки. Типы местности страны включают плоские берега, равнины, высокогорья, леса, джунгли и Андские плато.

Главным фактором, определяющим возникновение города в данном месте, является транспортно-географическое положение . Это исключительно важная особенность ЭГП городов подтверждается, в частности, большим числом ныне крупных центров, возникавших у перехода через реку (“город мост”): Новосибирск, Красноярск.

Жизненно важная для городов связанность с дорожной сетью подтверждается ролью их, как ворот, открывающих пути в районы: Ростов-на-Дону, Владикавказ, Дербент. Во многих городах ворота являются известным символом (Владимир, Киев, Любек, Бомбей).

Даже в регионах страны географические характеристики весьма неоднородны. Рассмотрим пример Андского региона. Этот регион включает в себя вершины высотой более восемнадцати тысяч футов и долины на высоте одной тысячи футов над уровнем моря. В пределах Андского региона уровни температуры сильно варьируются от среды в восемьдесят градусов по Фаренгейту в тропических зонах до низкого уровня в двадцать градусов по Фаренгейту в населенных частях кордиллеров. Несмотря на то, что в Андском регионе характерны два ежегодных сухих и дождливых сезона, существует высокая вариабельность количества осадков в зависимости от экспозиции и возвышения.

Санкт-Петербург. С одной стороны, здесь Атлантический океан глубже всего вдается в территорию русской равнины; с другой стороны, здесь же проходят внутренние водные пути, которые легко усовершенствованы путем соединения каналами рек озерного бассейна с Волгой, а дальше... Важность для нашей страны выходов к Балтийскому морю была вполне осознана еще при Иване Грозном. Все эти выгоды положения вскрылись очень быстро с того момента, когда устье Невы со всем прибалтийским побережьем вошло в состав Российского государства; сюда в устье Невы была перенесена столица, и столица эта стала быстро развиваться.

В некоторых долинах уровни осадков незначительны, в то время как в других осадках может достигать 140 дюймов в год. География и производительность: прямые каналы. Первым звеном, выделенным прямыми каналами, является влияние географии на появление и производительность первичных форм производства, таких как сельское хозяйство, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, рыболовство и лесное хозяйство. В свою очередь, этот эффект может быть получен по ряду причин. Мы давно понимаем влияние наклона местности, наличия воды и типа почвы, среди других факторов, на производительность сельского хозяйства.

Возьмем еще Волгоград. этот город находится как раз там, где Волга и Дон ближе всего подходят друг к другу. Положение обусловило не только создание на этом месте города в древние времена (Археологические раскопки показали, что около Волгограда существовал большой город еще в давние времена, до прихода сюда русских), но и дальнейшее его развитие и его современную промышленную структуру.

Например, тропические почвы имеют низкое качество, потому что большая часть их минерального содержания смывается настоящими дождями. По оценкам Гэллапа, продуктивность земель в мокрых умеренных зонах в два раза превышает продуктивность земли во влажных тропических зонах. Некоторые авторы также подчеркнули, что природные условия сильно влияют на различные способы производства, такие как смена культивирования, земледелие или земледельческое хозяйство. Например, Батлер объясняет широкую распространенность выпаса овец в западных регионах Соединенных Штатов как «ограниченным ливнем, так и большим расстоянием до рынков».

Такой исторически важный центр, как Константинополь, теперешний Стамбул, своим ростом обязан пересечению торговых путей - морских из Черного в Средиземное море и сухопутных - из Передней Азии в Европу. Исторические судьбы Константинополя в качестве столицы Восточной Римской империи и затем империи Турецкой целиком связаны с его положением и со значением тех путей, на перекрестке которых он находится.

Некоторые другие авторы выдвинули идею о том, что географические характеристики могут помочь определить темпы роста технологических изменений, а также распространение существующих технологий. Наконец, расположение и развитие горного, рыболовного и лесного хозяйства, по-видимому, в корне обусловлено географическими пожертвованиями.

Прямые каналы также подчеркивают возможность того, что география может повлиять на производительность труда благодаря ее воздействию на работу, здоровье и питание. Ранние авторы, в первую очередь Аристотель и Монтескье, считали, что трудовые усилия были выше в холодном, а не в жарком климате. Совсем недавно Маршалл писал.

Формирование территориальной структуры хозяйства и ее трансформация, сооружение новых транспортных магистралей, освоение новых ресурсов, основание новых городов – все это может существенно влиять на ЭГП города. Таким образом, ЭГП – категория в большой степени историческая (примеры: Астрахань, Псков). Иногда определенные функции передаются городу с более выгодным ЭГП (примеры: Бразилиа, Астана).

Фактически, Гэллап и Сакс считают, что уровень дохода на душу населения в странах, не входящих в малярий, составляет примерно в пять раз больше дохода на душу населения в странах с малярией. Наконец, согласно прямым каналам, может быть связь между географией и производительностью из-за существования внешних эффектов и вторичных эффектов от кластеризации, агломерации, а также от близости к рынку. Новая экономическая география подчеркивает, как эти внешние эффекты и побочные эффекты могут быть функцией транспортных расходов и размера рынка при наличии несовершенной конкуренции и растущей отдачи.

Уже упоминавшийся способный советский географ И.М.Майергойз разработал следующую принципиальную структуру ЭГП города:

А. Основные территориальные отношения:

1. Отношение к элементам общественного производства:

- промышленно-географическое – положение относительно источников энергии, основных видов громоздкого сырья (лес, металл), сгустков обрабатывающей промышленности;

Несколько авторов изучили взаимосвязь между пространственной экономикой региона и его географическими особенностями. Например, Меллингер, Сакс и Гэллап оценивают, что. У нас есть набор данных колумбийских муниципалитетов, которые являются юрисдикционными эквивалентами округов в Соединенных Штатах. подробно описывает источники данных. представляет сводную статистику переменных, используемых в оценке.

Официальная колумбийская статистика дохода на человека доступна только на уровне департаментов. Каждый из 32 колумбийских департаментов состоит из нескольких муниципалитетов. Коэффициент корреляции между нашей мерой дохода на душу населения, агрегированной отделами, и официальным показателем.

- аграрно-географическое – положение относительно продовольственных баз, баз сельскохозяйственного сырья;

- транспортно-географическое – положение относительно морских путей, других магистральных путей, транспортных узлов;

- сбыто-географическое - положение относительно рынков сбыта товаров производственного назначения (угля, черных металлов), рынков сбыта потребительских товаров;

Этот показатель, рассчитанный Национальным административным департаментом статистики Колумбии, измеряет процент населения, чьи основные потребности в жилье, здравоохранении и образовании ниже установленного порога. Более высокое значение индекса означает, что более высокий процент населения не удовлетворяет свои основные потребности.

Что касается географических характеристик, мы сначала рассматриваем климатические переменные. Мы ожидаем, что климатические переменные будут влиять как на сельскохозяйственную, так и на производительность труда из-за их возможного влияния на типы, размер и качество культур, а также на здоровье, питание и усилия рабочей силы. Мы рассматриваем квадраты высоты, температуры и осадков, чтобы обеспечить нелинейные эффекты климата на производительность, как это было предложено эмпирическими оценками Мастера и Макмиллана.

- демо-географическое – положение относительно трудовых ресурсов, научно-технических кадров;

2. Отношение к ареалам:

- внутриареальное (центральное, эксцентричное, периферийное) - положение относительно административных ареалов, интегральных экономических ареалов, прочих ареалов (угольных бассейнов, ареалов определенной с/х специализации, расселения определенной национальности и т.п.);

Мы также рассматриваем показатели относительной крутизны местности. Как было установлено экономическими географами, равнины и луга являются гораздо более продуктивными для сельского хозяйства, чем горные и крутые ландшафты. Следовательно, мы ожидаем, что эти переменные будут влиять на доход, влияя на производительность сельского хозяйства. Кроме того, относительная крутизна местности может иметь значение для производительности в соответствии с прямыми каналами из-за ее влияния на транспортные расходы.

Далее мы включаем следующие переменные местоположения. Расположение региона может повлиять на транспортные расходы и эффективный размер рынка. Расстояние до крупных рек может быть показателем гидрологического потенциала муниципалитета, помимо того, что оно соотносится с типом и качеством почвы. Магдалена и ее главный приток, Каука, были самым важным средством речного транспорта. Река Каука начинается в западной части страны и присоединяется к Магдалине в низинах северной Колумбии. После этого мы прилагаем карту основных рек Колумбии.

- межареальное - положение относительно тех же объектов, что и внутриареальное положение.

Центральное положение в рамках определенной государственной территории имеет большое значение не только для Москвы, но и для ряда других столиц. Примерами могут служить Мадрид, Париж, Берлин, Прага. Центр здесь, конечно, надо понимпть не в строго математическом, геометрическом смысле этого слова. Центральное положение удобно сравнительной близостью от разных частей государственной территории, в центре неизбежно пересекаются дороги, соединяющие между собой переферийные точки территории.

Некоторые из рассмотренных нами географических особенностей, таких как высота или дождь, являются первой природой в смысле неизменности существования людей. Некоторые другие, такие как расстояние до рынков или плотность населения, не являются первыми, потому что они являются следствием прошлого человеческого поведения. Можно было бы утверждать, что некоторые переменные, не относящиеся к первому, могут отражать прошлый эффект переменных первого порядка. Если это правильно, это наблюдение не повлияет на справедливость наших эконометрических результатов, а скорее послужит их интерпретации.

С того момента, как данный город стал столицей, на его пользу идет все то, что идет на пользу его государства, в том числе и выгоды в положении не только самого города, но и всего государства.

Б. Производные территориальные отношения – отношения к линиям и фокусам:

- на грузопотоках - положение относительно внутрирайонных связей, межрайонных связей, внешнеэкономических связей;

Во всяком случае, мы делаем правдоподобное предположение о том, что все рассматриваемые переменные предопределены в отношении текущих уровней дохода. Регрессии без институтов. Имеются ли все прямые каналы географии? Какую часть отклонения дохода на душу населения можно отнести к этим каналам? Таблицы и настоящие регрессии нашей меры развития против нашего набора географических переменных с использованием обычных наименьших квадратов. Первые два столбца каждой таблицы используют наш прокси логарифм дохода на человека.

Мы используем фиксированные эффекты на уровне департаментов, чтобы контролировать источники изменений в развитии, которые со временем постоянны в колумбийских департаментах. Мы не включаем высоту и температуру в ту же регрессию, потому что они почти коллинеарны: коэффициент корреляции Мы представляем только регрессии, которые используют высоту. Все результаты не зависят от использования температуры вместо высоты. Поскольку эффекты географии могут быть нелинейными, рассматриваются квадратичные термины для высоты, осадков, расстояния до рынков и расстояния до рек.

- на пассажиропотоках – преимущественно внутренних;

- взаиморасположение - положение относительно своей локальной системы городов (в том числе пригородной зоны), своей территориальной системы городов, городов других территориальных систем (особенно столиц).

В. Интегральные территориальные отношения (отношения отношений) – отношение к территориям различного масштаба (с учетом интенсивности связей с ними):

Что мы можем извлечь из этих регрессий? В регрессиях говорится, что географические характеристики являются значительными детерминантами дохода на одного человека с уровнем доверия от девяноста до девяноста девяти процентов. Например, при первой регрессии всех переменных, но осадки значительны на уровне девяносто процентов доверия. Действительно, за исключением квадрата осадков, каждый из географических признаков, включенных в оценку, статистически значим в некоторых спецификациях.

Есть некоторые свидетельства того, что доход на душу населения является вогнутой функцией высоты. Результаты также подразумевают, что более плоские ландшафты связаны с более высокими уровнями развития. Кроме того, наши регрессии говорят нам о том, что преобладающее влияние более низких расстояний на реки и рынки заключается в увеличении дохода, но эффект от этих географических особенностей является квадратичным.

- микроположение – положение относительно одного или нескольких административных районов, планировочного микрорайона;

- мезоположение – положение относительно крупного экономического района;

- макроположение - положение относительно экономического региона или нескольких экономических районов;

- мегаположение - положение относительно группы экономических регионов, государств, континента.

Каков порядок влияния географии на доход на душу населения? Простые расчеты предполагают значительные экономические последствия. Рассмотрим регрессию как иллюстрацию. Этот регресс указывает на то, что муниципалитет с общей высотой по сравнению с средним муниципалитетом, эквивалентный 893 метрам, будет иметь доход на 15 процентов выше. Чтобы проиллюстрировать важность переменных местоположения, рассмотрим теперь регрессию. Эта регрессия предполагает, что увеличение стандартного отклонения на расстоянии до рынков, примерно 91 километра, приведет к получению на шестьдесят процентов меньшего дохода на человека.

В применении к Москве в ее микроположении самое важное: положение ядра – Кремля на берегу Москвы-реки между устьями Неглинки и Яузы и ее положение у места ближайшего схождения рек Москвы и Клязьмы; к мезоположению следует отнести положение Москвы в центре междуречья Оки и Волги и, наконец, к макроположению - ее центральное положение на Восточно-Европейской равнине.

Также согласно этим регрессиям, если муниципалитет находится на расстоянии двенадцати километров от главной реки, его доход на человека будет примерно на семнадцать процентов ниже. Институциональная изменчивость в Колумбии. Основной недостаток предыдущих оценок заключается в том, что они не рассматривают возможность различий в институциональном качестве в колумбийских регионах. Это пренебрежение не является тривиальным, поскольку Колумбия демонстрирует большую региональную изменчивость в эффективности институтов.

Институциональные различия колумбийских регионов уходят корнями в историческую эволюцию страны. Как и в других колониальных опытах в Северной и Южной Америке, испанские поселенцы решили создать постоянное место жительства в регионах с благоприятными географическими характеристиками. Колонизаторы высоко ценили районы умеренного климата и плоские ландшафты и избегали экстремальных условий тропиков или андских склонов и более высоких возвышенностей. В бывших регионах административная структура и политические институты напоминали административную структуру испанской столицы.

Выделяют следующие типы ЭГП:

§ центральное;

§ периферийное;

§ пограничное;

§ транзитное;

§ приморское;

§ глубинное

· соседство

· положение по отношению к инфраструктурным объектам

· по берегу моря

· к источникам сырья

· к аграрным территориям (поставляющим продовольствие)

Формула Лаппо: рыночный эффект

Маергойз: после баранского – ЭГП облагадет тремя атрибутами:

1. пространственный атрибут – оценка соседства, положение к источникам сырья, к рынку сбыта, поставщикам продовольствия.. (в Майергойзе стр 20)

2. потенциальный вероятный характер – ЭГП изменчиво

3. дистанционное положжение – Маергойз выделил несколько видов:

· геодезическое – в градусах

· географическое – удаленность в км, отрицательный фактор

· экономическое расстояние – расстояние во времени и в стоимости – не совпадает абсолютно (есть пункты ддо которых самолет летае, а есть до которых нет; в Одинцово из Минска – сначала в Москву, затем в Одинцово на поезде; одно и то же расстояние геогр может различаться в экономическом плане в 4 раза: с востока в центральные р-ны сырье, Омск-Новоб каждые 2 минуты идет состав, не воткнешься, нет места, дорого, стоимость перевозки в ту сторону в 4 раза меньше; какой критерий оптимальности заложен, такие получаются и расчеты; Казань идеальное ЭГП (короткое расстояние до всяких центров, одни заводы 2000 смежников сокращают производственные затраты; и Самара)

Виды ЭГП: нтегральное, транспортно-географическое, агрогеографическое, по отношению к поставщикам продовольствия

Н.Н. Баранский предложил такое краткое определение "под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда".

По масштабу пространственного охвата территориальное разделение труда можно подразделить на шесть различных уровней .

1. Всемирное разделение труда , охватывающее (в той или иной степени) все государства мира.

2. Международное разделение труда в рамках того или иного объединения государств. Разделение труда между странами, входящими в те или иные объединения, более устойчиво, чем в рамках мирового разделения труда.

3. Межрайонное разделение труда , которое регулярно и, как правило, в течение длительного времени осуществляется между экономическими районами страны и является основой ее хозяйственного развития как целого. Экономические районы разных стран не одинаковы по своим размерам, хозяйственной мощи, величине грузопотоков между ними. Лишь немногие страны можно рассматривать как "однорайонные".

4. Внутрирайонное разделение труда , то есть территориальное разделение труда внутри экономического района страны, которое складывается между входящими в состав района республиками (краями, областями).

5. Внутриобластное разделение труда (разделение труда внутри административно-политических подразделений страны - областей, краев, республик, штатов, воеводств и т.д.), то есть территориальное разделение труда между специализированными частями области, между ее центром (или основными центрами) и остальной ее хозяйственно освоенной и вовлеченной в разделение труда территорией.

6. Локальное разделение труда , то есть территориальное разделение труда внутри части области, между городом и его пригородами, между несколькими городами, местностями и т.д.

Виды территориального разделения труда :

1. Генеральное (всеобщее) разделение труда, которое возникает и практически осуществляется между экономически целостными территориями (странами и экономическими районами). Таково, например, генеральное разделение труда между основными (крупными) экономическими районами нашей страны. При генеральном разделении труда рассматриваются взаимоотношения районов страны в целом , во всей сложности экономических переплетений экономических связей между ними.

2. Разделение труда между отдельными центрами (промышленными узлами, большими городами), при котором можно не принимать во внимание разделение труда на территориях, расположенных между ними , и эти центры выделяются из целостной "ткани" экономических районов.

3. Разделение труда, возникающее в том или ином пространственном "поле" вокруг экономического центра (города, комбината, крупного сборочного машиностроительного завода). При этом "поля" , на которых разбросаны те или иные тяготеющие к данному центру точки, могут перекрещиваться, не совпадать с экономическими районами . К их числу, например, относятся "поля", возникающие вокруг крупных автомобильных заводов с пунктами, где расположены кооперирующиеся с ними заводы подетальной специализации.

4. Постадийное разделение труда, при котором территориально разобщены и находятся в разных пунктах или местностях стадии того или иного единого производственного процесса (лов рыбы > первичная обработка рыбы > консервирование рыбы; заготовка древесины > лесопильное производство > деревообработка > мебельная промышленность).

5. Фазовое территориальное разделение труда, заключающееся в том, что одна и та же продукция (например, фрукты) поступает в центры поступления в течение года из разных мест . При этом по периодам года места сбора фруктов смещаются из жарких областей в более холодные, где они созревают значительно позже. Такое пространственное смещение фаз производства товарной продукции, при относительной стабильности центров и районов потребления, получило в результате работ К.И. Иванова название "географические конвейеры ".

6. Эпизодическое разделение труда, когда страны решили обменяться какими-либо товарами по каким-то политическим или экономическим соображениям, хотя это и не соответствует традициям, необходимости и т.д.

Эти шесть видов территориального разделения труда не исключают один другого, могут одновременно накладываться друг на друга .

3 основные группы факторов:

Первая группа – природно-географические и экономико-географические факторы:

· Неравномерность в обеспечении стран природными ресурсами, различия в почвенно-климатических условиях

· Географическое положение (особенно ЭГП) страны

· Величина тер-рии и ее конфигурация

· Численность насерения и размеры трудовых ресурсов…

Маленькие по тер-рии страны активнее участвуют в МТР, нежели большие, из-за отсутствия многих видов полезных ископаемых, относительной узости внутреннего рынка. Большие страны если еще и имеют многочисленное население, получают немалые возможности для развития общественного разделения труда внутри страны. По мере совершенствования мировых производственных сил в ходе НТР роль географических различий уменьшается (хотя полностью преодолеть их воздействие никогда не удасться).

Вторая группа – результаты научно-технического прогресса человечества.

Развитие техники, и прежде всего совершенствование орудий труда, оказывают решающее влияние на то, как распределяется труд в обществе, а также между странами. Под воздействием НТР происходит постоянное расчленение научно-технической и производственной деятельности на отдельные стадии и фазы, которые выделяются в самостоятельные отрасли, концентрируются в виде особых специализированных производств, «прикрепляются» к определенным тер-риям, меняя (иногда весьма существенно) их специализацию. Ныне самыми эффективными являются предприятия, рассчитанные на массовый выпуск продукции (максимальное сокращение материало и энергоемкости производства, повышение фондоотдачи, создают наилучшие возможности для использования передовых достижений науки и техники). Но далеко не в каждой стране и тем более не в каждой отрасли ее народного хоз-ва существуют для этого благоприятные предпосылки:емкий внутренний рынок, способный поглотить продукцию крупного предприятия; нужные сырье и материалы; кадры ученых и специалистов нужного профиля…Поэтому возникает необходимость разделения труда между странами, международной специализации и кооперирования производства, обмена производимой продукцией. Современная НТР, будучи интернационализированной по своей природе, настоятельно требует объединения усилий всех стран, в том исле крупных гос-в, на основе углубляющегося разделения труда.

1.1 Характеристика экономико-географического положения России

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающие моря, судоходные реки, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных отношений вызывает необходимость использования категории политико-географическое (геополитическое) положение.

Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонентов. Главными компонентами ЭГП являются:

транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети;промышленно-географическое - положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз;агрогеографическое - положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции;рыночное (или сбыто-географическое) - положение относительно рынков сбыта продукции;демографическое (или демогеографическое) - положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров;рекреационно-географическое - положение относительно мест отдыха и туризма.

Экономико-географическое положение России - это отношение какого-либо места, района или города к внешней среде, имеющей то или иное экономическое значение. Компоненты экономико-географического положения - транспортно-географическое, промышленно-географическое, агропромышленное, рыночное и т.д. Транспортно-географическое положение страны, то есть положение относительно важнейших международных транспортных путей, в Российской империи и СССР характеризовались тем, что имелось четыре достаточно обширных выхода в Мировой океан: Балтийский, сформировавшийся в основном в XVIII в., Черноморский (со второй половины XVIII в.), Северный (в европейской части в XVI в., в азиатской - в XVIII-XX вв.), Тихоокеанский (XVIII-XX вв.). После распада СССР транспортно-географическое положение России, как и ее экономико-географическое положение в целом, существенно ухудшились. Был резко ограничен выход в океан со стороны Балтийского и Черного морей, европейская часть страны на 250-1250 км отдалилась на восток от развитых стран. Россия фактически вернулась к границам XVII - начала XVIII в.

Россия (Российская Федерация) - самое крупное по площади государство на земном шаре (17,1 млн. км2). Располагается Россия в северной части материка Евразия. Европейская часть России (около 1/3 территории страны) занимает большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины, а также Урал, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Азиатская часть России (около 2/3 территории) включает Сибирь и Дальний Восток.

Протяженность России с запада на восток - 9 тыс. км. Крайняя западная оконечность находится недалеко от г. Калининграда (19о38’ в.д.), а крайняя на материке восточная точка - мыс Дежнева (169о40’ з.д.). Но самая восточная точка территории РФ находится в Беринговом море на острове Ратманова (морская граница с США).

Таким образом, почти вся территория России расположена в восточном полушарии, лишь острова Врангеля и Чукотского полуострова относятся к западному полушарию.

Протяженность страны с севера на юг составляет около 4 тыс. км. Северная материковая оконечность России (мыс Челюскин) находится на полуострове Таймыр (77о43’ с.ш. и 108о14’ в.д.). Самая же северная точка РФ (81о49’ с.ш.) расположена на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Крайняя южная точка России находится на гребне Главного Кавказского хребта (41о12’ с.ш.). Здесь же, на Кавказе, расположена самая высокая точка РФ - г. Эльбрус (5642 м.)

Протяженность территории России обусловила и разнообразие рельефа: европейская часть страны имеет совсем иной вид, чем азиатская, велики и различия по регионам. 70% России занимают равнины, среди которых особенно выделяются Восточно-Европейская равнина (в пределах которой встречаются небольшие, до 250-400 м., возвышенности) в западной части России, и Западно-Сибирская равнина - к востоку от Урала. Разделены они Уральским хребтом, большую часть которого составляют горы высотой 800-1200 метров. Между Енисеем и Леной расположено Среднесибирское плоскогорье, расчлененное густой сетью речных долин. Горные области с сильно пересеченным рельефом преобладают на востоке (Алданское нагорье, Верхоянский хребет, Становое нагорье) и на юге республики (Северный Кавказ, Алтай, Саяны и др.), а также вдоль тихоокеанского побережья.



Похожие статьи