Крупные машиностроительные заводы россии. Машиностроение российской федерации

Машиностроение как отрасль экономики существует уже несколько столетий. В истории страны сохранилось имя первого русского механика и разработчика токарного станка Андрея Константиновича Нартова, жившего в XVIII в. Но расцвет машиностроения наступил после начала широкого применения электрической энергии в производстве. Это позволило строить заводы в самых разных уголках страны, а не только вблизи рек, которые были главными источниками энергии для промышленности.

Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов этой отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость.

Весь процесс производства машин и механизмов можно условно разделить на три стадии.

На первой - делают заготовки будущих деталей из самых разнообразных материалов: чугуна, стали, цветных металлов, пластмасс, стекла, резины и др.

На второй - обрабатывают заготовки; в результате получаются детали для сборки машин и механизмов. Для этого применяют токарные, сверлильные, фрезерные, строгальные, долбёжные, шлифовальные станки.

На третьей, завершающей стадии производства готовые детали поступают на сборку. Существует два вида сборки - конвейерная и стендовая.

Если производят массовую, стандартную и относительно лёгкую продукцию (автомобили, телевизоры, часы), то её собирают на движущемся конвейере. Сложную в изготовлении или тяжёлую (атомный реактор, морское судно) - собирают на стенде (станке), куда по мере необходимости подвозят детали и узлы.

Готовую продукцию испытывают, и только после этого её продают заказчику. Многие виды уникальны и настолько сложны в изготовлении, что завод берёт на себя обязательство обслуживать эту машину до момента полного износа и поставлять для ремонта все необходимые запчасти.

На современных машиностроительных заводах широко используют такие формы организации производства, как специализация и кооперация. Каждое предприятие специализируется на изготовлении определённого вида и количества деталей и узлов. Затем они поступают на головной завод, где их собирают в готовые машины и механизмы (кооперация). Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.

Машиностроение выпускает самую разнообразную продукцию: и шагающий экскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет - всего несколько штук в год.

В современном машиностроении существует около сорока подотраслей. Каждая из них по-своему интересна и необходима, у каждой своя география размещения и особенности производства. Например, в состав автостроения входят подотрасли по производству грузовых автомобилей, легковых автомобилей, автобусов, прицепов, мотоциклов и мопедов, велосипедов, автотракторного электрооборудования, а также двигателей.

Всё машиностроение с экономической точки зрения можно разделить на металлоёмкое, потребляющее очень много металла, и трудоёмкое, в котором главную роль играет труд человека, чаще всего - высококвалифицированных специалистов. При размещении производства металлоёмкое машиностроение должно ориентироваться на поставщиков металла, а трудоёмкое - на трудовые ресурсы.

Каждая страна с развитым машиностроением имеет свою специфическую структуру этой отрасли. Российское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное.

Энергетическое машиностроение

Энергетическое машиностроение производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Паровой котёл на тепловых электростанциях, предназначенный для сжигания угля, весит тысячи тонн и достигает высоты десятиэтажного дома. Такие гигантские и сложные изделия выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы.

Изготовление турбин и генераторов требует как труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, так и уникального оборудования, которое производят известные машиностроительные центры в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.

Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске.

Россия производит высококлассное современное энергетическое оборудование, способное конкурировать на мировых рынках.

Авиационное машиностроение

Российская авиационная промышленность выпускает технику самого высокого класса.

Современный самолёт и вертолёт - плод усилий работников многих предприятий совершенно разного профиля. Для изготовления фюзеляжа необходимы сплавы лёгких цветных металлов - алюминия с магнием и титаном. Лопасти вертолёта делают из углеродных волокон и стеклопластика.

Авиационная техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые помогают лётчику управлять машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения.

Авиационная промышленность России опережает другие страны в разработке многих типов самолётов и вертолётов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и некоторых авиационных приборов. В мире широко известны российские фирмы "Сухой", МИГ, "Бериев", "Туполев", "Камов", "Миль", "Ильюшин". Многие страны мира закупают самолёты и вертолёты российского производства. Так, в 1996 г. Россия продала в другие страны авиационной техники более чем на 1,5 млрд долларов.

Московский регион - один из самых крупных в мире производителей авиационной техники. В столице и её ближайшем окружении располагаются НИИ, КБ, опытные заводы и заводы по серийному производству летательных аппаратов. В нашей стране центры самолётостроения находятся в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге. Моторы для самолётов и вертолётов делают в Москве, Рыбинске, Перми, Омске, Казани, Ульяновске, Уфе. А заводы в Ростове-на-Дону, Арсеньеве, Казани, Кумертау специализируются на производстве вертолётов.

Транспортное машиностроение

Транспортное машиностроение имеет для нашей страны стратегическое значение. Так исторически сложилось, что долгие годы активно развивалось железнодорожное машиностроение, которое обеспечивало грузовые перевозки и перевозку пассажиров. Производство индивидуальных транспортных средств развито слабее, поэтому Россия отстаёт от многих стран мира по качеству легковых машин, мотоциклов, мопедов, велосипедов.

Производство автомобилей в отечественном транспортном машиностроении занимает первое место. Для изготовления автомобиля нужны стальной лист, чугунное, стальное и цветное литьё, разнообразные изделия из резины, лаки и краски, искусственная кожа и многое другое. Недаром автомобильную промышленность считают одним из локомотивов современной экономики, так как вместе с ней развивается производство смежных отраслей.

В нашей стране традиционно существуют так называемые головные заводы, которые сами производят часть деталей и узлов, а частично получают их от других заводов и затем собирают легковые и грузовые автомобили.

Ведущее место в производстве автомобилей принадлежит двум экономическим районам - Центральному и Поволжскому. В Центральном - "сердце машиностроения" расположено в Москве. В столице разместились два завода - ЗИЛ и "Москвич". ЗИЛ совместно с Мытищинским машиностроительным заводом выпускает самосвалы, с Брянским автомобильным заводом - тяжёлые грузовики, с Ликинским и Курганским заводами - автобусы.

В Поволжье находятся такие известные автомобильные заводы-гиганты, как Волжский (в Тольятти), Ульяновский (в Ульяновске), Камский (в Набережных Челнах). Камский - самый крупный в мире завод, производящий грузовые автомобили.

В Волго-Вятском районе автомобили производит знаменитый Горьков-ский автомобильный завод. С этим гигантом сотрудничают в производстве автобусов промышленное предприятие в Павлове (на Оке), вездеходов - в Заволжье и Арзамасе, самосвалов - в Саранске.

Легковые автомобили производят также в Ижевске, а грузовые - в Ми-ассе и Кургане. В 90-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону и Калининграде.

Для автомобильной промышленности России большое значение имеет сотрудничество с Белоруссией, особенно в производстве большегрузных, сверхмощных автомобилей. Российские заводы поставляют в Белоруссию дизельные моторы и топливную технику, а взамен получают знаменитые БелАЗы для работы в карьерах.

Известно, что основную массу пассажиров и грузов перевозит железнодорожный транспорт. Магистральные электровозы и тепловозы произво-. дятся в Коломне и Новочеркасске. Грузовые вагоны изготавливают в Нижнем Тагиле, Брянске, Абакане, Но-воалтайске, пассажирские - в Твери, Торжке, Санкт-Петербурге.

После того как распался СССР, Россия лишилась многих морских портов, большого числа судов и центров морского и речного судостроения. Поэтому сейчас приходится заново создавать всё это.

Крупнейшим центром морского судостроения России по праву считается Санкт-Петербург. Заводы северной столицы располагают передовыми технологиями; здесь строят самые сложные морские суда (атомные ледоколы). Среди других центров морского судостроения выделяются Выборг, Северодвинск, Комсомольск-на-Аму-ре, Астрахань. В Выборге построен первый в мире плавучий космодром для запуска ракет. В Северодвинске находится верфь, где строят атомные подводные ракетоносцы.

Морские и речные суда производят заводы в Рыбинске, Зеленодоль-ске, Волгограде, Навашине, Городце.

Таким образом, Россия не только имеет все виды транспортного машиностроения, но и может обеспечивать себя транспортными средствами.

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение ориентировано на производство техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В конце XX в. сельскохозяйственное машиностроение испытывает большие трудности: во-первых, у крестьян нет денег на закупку машин и механизмов в прежних масштабах, а во-вторых, на российском рынке появилась импортная сельхозтехника высокого качества. В особенно тяжёлом положении находится производство техники для фермерских хозяйств, которым нужны небольшие дешёвые машины. В России много тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов. Самые мощные колёсные тракторы "Киро-вец" изготавливают на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие - во Владимире. Существуют и другие центры тракторного машиностроения. Они расположены в Волгограде, Липецке, Рубцовске.

Зерноуборочные комбайны производят заводы в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске и Туле, картофелеуборочные машины - в Рязани, кормоуборочные - в Люберцах, льноуборочные - в Бежецке.

Машиностроительные заводы расположены практически во всех районах России. Самыми крупными центрами машиностроения являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск.

Конкуренция на мировом рынке продукции машиностроительной индустрии крайне жёсткая, так как эта продукция высоко прибыльная, наукоёмкая и быстро обновляется. В современном мире не так много стран, способных самостоятельно производить высококачественную продукцию в области машиностроения. Так что у России есть шанс занять свою нишу на мировом рынке, хотя к концу XX в. ей это сделать пока не удалось.

Наша страна производит машиностроительную продукцию, которая пока ещё сохраняет свою конкурентоспособность на мировых рынках. Это самолёты, отдельные виды вооружений, станков, приборов.

Среди заводов России лидерами являются компании машиностроительной отрасли. Самые большие по размеру выручки производственные компании: АВТОВАЗ, КАМАЗ, УРАЛВАГОНЗАВОД, Автодизель, ГАЗ, Ижорские заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения.

 
  • Постпродажное обслуживание клиентов (сервисные центры, помощь на дорогах).

    Бесплатная помощь на дорогах предоставляется для клиентов, приобретших LADA в период с 01 марта по 31 декабря 2016 года.

  • Производство коммерческих моделей, автомобилей специального назначения (например, пожарно-спасательных, скорая помощь и т.д.);
  • Изготовление запасных частей
  • Кадровая политика: свыше 20000 сотрудников

    Общественная деятельность:

    • Хоккейный клуб в г.Тольятти;
    • Официальный спонсор Российской серии кольцевых гонок

    Для ознакомления с историей бренда в г.Тольятти открыт музей, собравший в себя коллекцию наиболее значимых моделей, выпущенных Волжским заводом.

    В 2017 году на премии Автомобиль года России продукция группы получила свои награды:

    Vesta - победитель среди малого класса

    Largus Фургон - победитель среди мини-фургонов

    Информация размещена на официальном сайте премии http://autogoda.ru .

    Для размещения информации о новых моделях и акциях на сайте Yuotube создан собственный канал

    Машиностроение главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Аналогичные показатели для НИС, для других развивающихся стран доля промышленности — 15-20%, в НРС — менее 10%. Ведущие тенденции — рост объема производства при углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение потребительских свойств конечной продукции. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции — 45-48%.

    Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

    Полный объем тяжелого машиностроения (горно-шахтное, металлургическое, научно-прессовое оборудование и др.) представлен в ведущих развитых странах. Лидерами в станкостроении являются Япония, Германия, США, Англия, Швеция и Швейцария. На долю развивающихся стран приходится менее 10% выпуска станков (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Индия).

    Из недр электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная индустрия, являющаяся в настоящее время наиболее динамичной отраслью, продукция которой используется во всех сферах (ежегодно реализуется продукции на более чем 1 трлн. долл.). В объеме производимой продукции на долю электронных машин и ПК приходится около 50%, электронных компонентов (микросхемы, диски, процессоры и т. п.) — 30%, бытовой электроники — 20%. Электроника развивается в направлении миниатюризации изделий, повышения их надежности, долговечности и качества. В разработке новых процессоров, микросхем и компьютерных систем, а также программного обеспечения лидерами являются США и Япония. В производстве комплектующих и бытовой электроники заметную роль играют Республика Корея, страны Юго-Восточной Азии.

    Транспортное машиностроение развивается в направлении совершенствования конструкций, повышения экономичности двигателей и уменьшения токсичности выбросов, использования новых материалов, компьютеризации обслуживания и управления, повышения надежности и безопасности. В производстве автомобилей ведущими компаниями являются: «Дженерал Моторс» (около 9 млн. автомобилей в год), «Форд» (7 млн.), «Тойота»
    (5 млн.), «Фольксваген» (4,5 млн.), «Нисан» (3 млн.), «Фиат» (2,8 млн.). Из развивающихся стран собственное автомобилестроение налажено в Южной Корее, Бразилии, Турции и Индии. Быстрыми темпами растет автомобилестроение в Китае.

    В мировом судостроении и производстве железнодорожного подвижного состава наряду с развитыми странами все более заметную роль играют развивающиеся страны. В судостроении на долю Японии и Ю. Кореи приходится более 50% мировой сборки морских судов.

    Крупнейшей авиакосмической промышленностью (по объему производимой продукции и технологических разработок) располагают США (около 75% производства авиатехники развитых стран) и Россия. Из других стран авиакосмическим производством выделяются Франция и Англия.

    Факторы размещения машиностроения

    Машиностроительный комплекс (МК) представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей машиностроения, специализирующихся на производстве средств транспорта, военной техники и оружия, средств производства и различных предметов потребления. МК чрезвычайно сложен по своей структуре и состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью.

    Машиностроение — ведущий комплекс промышленности, обеспечивающий оборудованием все другие комплексы. В 2007 г. на вид экономической деятельности “Производство машин и оборудования” пришлось 6% объема отгруженных товаров собственного производства страны, здесь было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых в промышленности, функционировало более 22 тыс. предприятий или более 5% предприятий обрабатывающих производств.

    Машиностроение — одна из отраслей отечественной промышленности, значительно пострадавшая от экономического кризиса. Основные причины кризиса отечественного машиностроительного комплекса:

    • демилитаризация экономики;
    • возросшая в 1990-е гг. конкуренция зарубежных средств производства и предметов потребления;
    • резкое сужение рынка сбыта продукции отрасли в самой России и в остальных странах — основных ее потребителях;
    • прогрессирующий моральный и физический износ оборудования машиностроительных предприятий.

    Начиная с 1999 г. положение в отечественном МК стало улучшаться. В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для , легкой промышленности, медицинской техники и оборудования. Второе — развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

    Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Почти 90% продукции МК производится в европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий МК в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.

    Находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

    Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию . Специализация — сосредоточение на производстве отдельных видов продукции или услуг. Она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции — машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий.

    Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.

    Отрасли машиностроения, как крупные потребители металла (сырья), имеют широкие связи прежде всего с . Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

    Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.

    Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией.

    Отрасли машиностроения

    Отрасли машиностроения в зависимости от особенностей производимой продукции и факторов размещения предприятий делят на пять групп.

    Тяжелое и энергетическое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и малой трудоемкостью. Продукция производится в незначительных количествах, иногда поштучно. Оно включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

    Предприятия этой группы ориентированы на металлургические базы. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления.

    Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центре (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре).

    Горно-шахтное оборудование выпускают на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

    Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

    Энергетическое машиностроение развивается в центрах с высокой культурой производства. Паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин, а Екатеринбург — еще и теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают на Северном Кавказе (Волгодонск) и Северо-Западе (Колпино). Производство паровых котлов организовано в Подольске, Белгороде, Таганроге и Барнауле.

    Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускаются небольшими сериями и размещаются вне металлургических баз. Крупными производителями являются Центральный (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземный (Воронеж), Поволжский (Ульяновск), Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.

    Транспортное машиностроение занимается производством различных видов транспортных средств — автомобилей, железнодорожного подвижного состава, судов.

    Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье (Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Набережных Челнах. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.

    В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

    В последние годы появились новые предприятия по сборке автомобилей из иностранных комплектующих. На Северном Кавказе в Ростове было осуществлено производство корейской Daewoo, в Калининграде на судостроительных заводах “Балтика” и “Янтарь” осуществляется сборка другой южно-корейской марки автомобилей Kia, в Елабуге — General Motors. Во Всеволожске (Ленинградская область) завершено строительство завода Ford.

    Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье.

    Железнодорожное машиностроение состоит из локомотивостроения и вагоностроения, которое исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а затем переместилось к металлургическим базам.

    Локомотивостроение включает производство тепловозов и электровозов. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) — электровозов.

    Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей — в Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотермические — в Брянске; трамвайные — в Усть-Катаве (Челябинская обл.) и Санкт-Петербурге; для метрополитена — в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда — в Демихово (Московская область).

    Судостроение делится на морское и речное. Размещение морского судостроения отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, обеспеченность трудовыми ресурсами. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на Балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта — в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

    Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Лене (Усть-Кут Иркутской обл.), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа “река-море” и пассажирских теплоходов.

    Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

    Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

    Тракторостроение ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы — во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные — в Чебоксарах.

    Станкостроение и точное машиностроение занимается производством различных видов станков, приборов, аппаратов, электронной техники. Это наиболее трудоемкие в машиностроении производства, требующие к тому же высокой квалификации работников. Большое значение имеет также близость научных и конструкторских центров. Поэтому предприятия размещаются, как правило, в районах с высокой технической культурой. Станкостроение в своем размещении ориентируется на крупные города, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Главными центрами являются Москва, Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Электротехнику выпускают в Саранске, Чебоксарах, Новосибирске. Важным центром электронной промышленности является Зеленоград.

    Металлообработка — особая отрасль машиностроения, которая занимается ремонтом машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Предприятия этой группы небольшие, а выполняемые операции не отличаются технической сложностью и наукоемкостью. Поэтому размещение отличается повсеместностью, так как главным фактором является потребительский.

    Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. В целом предприятия МК размещаются повсеместно, однако наибольшая их концентрация характерна для старопромышленных районов европейской части России — Центрального, Приволжского, Уральского (табл. 3.5). За их пределами выделяются Санкт-Петербург и Новосибирск.

    Территориальная специализация машиностроения Российской Федерации*

    Федеральные округа** Специализация машиностроения
    Центральный Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное машиностроение. Электроника
    Приволжский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, речное судострое-ние). Производство оборудования для нефтяной и газовой, нефтеперерабатывающей промышленности, химии органического синтеза, целлюлозно-бумажной промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
    Уральский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное). Оборудование для металлургической промышленности, горно-шахтное оборудование, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефте-химической промышленности. Энергомашиностроение. Станкостроение
    Северо-Западный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса
    Южный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
    Сибирский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, железнодорожное машиностроение). Про-изводство горно-шахтного оборудования
    Дальневосточный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность)

    Основные металлургические базы России

    Черная и цветная металлургия.

    Металлургический комплекс включает в свой состав черную и цветную металлургию. Черная металлургия является одной из основных отраслей промышленности, так как металл остается основным конструкционным материалом и находит широкое применение во многих отраслях экономики.

    1.Уральская база - дает примерно половину всего российского металла. Крупнейшие предприятия находятся в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Челябинске, Новотроицке. На Урале есть также множество предприятий значительно меньших размеров, специализирующихся на выпуске качественных сталей.

    2. Центральная металлургическая база - старейший район развития черной метал- лургии в России. Новолипецкий, Новотульский, Старооскольский комбинаты.

    3. Сибирская - черная металлургия начала здесь развиваться в 30-х годах 20 века со строительством Урало-Кузнецкого комбината. Основой формирования этой базы являются угли Кузбасса и железные руды Сибири (Горная Шория, Хакасия, Ангаро-Илимский бассейн). Сейчас здесь работают два крупных комбината - Кузнецкий и Западно-Сибирский в городе Новокузнецке, они дают около 10% всего металла страны.

    Россия является вторым после Японии экспортером стального проката. Отрасль является экологически очень грязной.

    Цветная металлургия - это производство алюминия, цинка, меди, никеля, титана и других металлов. В России производится свыше 70 разнообразных металлов и элементов. Во многом отрасль работает на экспорт, поэтому падения производства не испытала.

    Алюминиевая промышленность .

    Центры выплавки алюминия - Волгоград, Новокузнецк, Братск, Красноярск, Надвоицы, Кандалакша.

    Россия обладает двумя главными конкурентными преимуществами: наличием крупных производств (таких гигантов как Братск и Красноярск нет ни в одной стране мира) и огромным количеством самой дешевой в мире электроэнергии ГЭС. Строится алюминиевый завод в г. Тайшет Иркутской области.

    Медная промышленность в основном сконцентрирована на Урале - Ревда, Красноуральск, Медногорск. Наиболее крупными являются медно-никелевые комбинаты в Норильске и Мончегорске.

    Свинцово-цинковая промышленность развита в районах распространения полиметаллических руд - Владикавказ, Челябинск, Дальнегорск.

    Таким образом, наибольшее развитие цветная металлургия получила в Красноярском крае, Челябинской и Мурманской областях.

    Продукция машиностроения - машины, оборудование, приборы, инструменты, транспортные средства - обеспечивают техническое перевооружения всех остальных отраслей производства, комплексную механизацию и автоматизацию производства. Поэтому машиностроение играет роль ускорителя НТП в различных отраслях экономики. Низкий удельный вес машиностроения связан с высокой долей добывающих отраслей в структуре промышленности России и низкой конкурентоспособностью продукции машиностроения на мировых рынках.



    Машиностроение имеет очень разветвленную отраслевую структуру. По особенностям размещения выделяется несколько групп отраслей.

    1. Тяжелое машиностроение - производство горного и металлургического оборудования, оборудование для энергетической, химической, строительной индустрии. Факторами размещения тяжелого машиностроения являются потребительский и сырьевой. Наиболее крупные заводы тяжелого машиностроения размещены в металлургических районах России - на Урале, в Кузбассе. Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск.

    Энергетическое машиностроение – производство турбин, генераторов, электродвигателей - ориентируется кроме металла на высококвалифицированные кадры и размещено в крупных городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Волгодонске.

    2. Общее машиностроение.

    Сельскохозяйственное машиностроение - ориентируется явно на районы потребления, в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства района. В России практически выпускается весь перечень с/х машин, в которых нуждается сельское хозяйство. Не производятся только узкоспециальные, например свекло- и виноградоуборочные комбайны.

    Зерновые комбайны выпускают на Северном Кавказе - Ростов, Таганрог, Красноярск, Орел, Биробиджан. Льноуборочные комбайны производят в Бежецке Тверской области, картофелеуборочные в Рязани. Очень крупные центры по выпуску разнообразной сельскохозяйственной техники находятся в Воронеже (зерноочистительная), Грязях Липецкой области (противоэрозионная техника), Люберцах, Рязани.

    3. Среднее машиностроение.

    Тракторостроение. Крупные гусеничные тракторы сельскохозяйственного назначения выпускают в Волгограде, Рубцовске (Алтайский). Колесные тракторы - в районах возделывания пропашных культур – в Липецке, во Владимире -тракторы малой мощности.

    Трелевочные тракторы - Петрозаводске, Санкт-Петербурге. Крупные промышленные тракторы – в Санкт-Петербурге, Чебоксарах. Челябинске

    Петербургский тракторный – мощные «кировцы»

    Доля российских тракторов составляет на рынке не более ¼.

    Автомобилестроение – для этой отрасли характерен высокий уровень кооперирования, поэтому оно ориентируется на районы развитого машиностроения.

    Основные центрами производства легковых автомобилей являются:

    Тольятти –здесь расположен Волжский автозавод, самый крупный в России, производящий легковые машины «Жигули» . В городе Набережные Челны выпускают наиболее популярные грузовые машины «КАМАЗы». Крупные автомобильные заводы расположены в Ульяновске, Нижнем Новгороде (ГАЗ). Ижевск – «Иж-авто».

    В Москве находятся два крупных завода – «ЗИЛ». Автобусы выпускают в Ликино-Дулево (Московская область), Павлово и Кургане. В Энгельсе находится крупнейший в Европе и единственный в нашей стране троллейбусный завод.

    Грузовые автомобили выпускают 4 предприятия: Зил, Газ, Камаз и Урал (Миасс).

    В последние годы появились заводы по сборке иномарок (Калининград, Санкт-Петербург и др.)

    4. Точное машиностроение и приборостроение - выпускает приборы, инструменты, средства автоматизации, теле- и радиоаппаратуру, вычислительную технику.

    Поэтому, именно эта отрасль играет роль ускорителя НТП. В своем размещении предприятия точного машиностроения ориентируется на районы с высокой технической культурой производства, размещаются в наиболее крупных городах и развитых центрах машиностроения: Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Воронеже.

    Литература:

    1. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. - М., 2006.

    2. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России – М., -2004.

    3. Экономическая география России (под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова).- М., 2005.

    4. Экономическая география России (под ред. Т.Г. Морозовой).- М., 2004.

    Машиностроение и металлообработка включают такие крупные подотрасли, как энергетическое, электротехническое, автомобильное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроительную и инструментальную промышленность и др. Отрасль определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации, обеспечивает функционирование ведущих отраслей экономики – , транспорта и связи, агропромышленного комплекса, оборонных отраслей, строительства, а также наполнение потребительского рынка.

    Машиностроение – основа технического оснащения всех отраслей промышленности и показатель развития экономики страны. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и др.), производительность труда, технический прогресс, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства, материальное благосостояние народа.

    В СССР машиностроение занимало 1-е место в промышленности по объёму выпускаемой продукции, стоимости основных производственных фондов и численности рабочих, занятых на предприятиях.

    С 1991 г. начался период общего спада производства, в т. ч. и в . Медленное формирование новой законодательной базы, переход к свободным рыночным ценам, отказ от действующей в СССР системы заказов, разрыв кооперационных связей между бывшими республиками СССР и социалистическими странами, входившими ранее в Совет экономической взаимопомощи, сдерживали развитие машиностроения. Но уже в 1995–2000 гг. выпуск продукции отрасли увеличился в сопоставимых ценах на 14,7%.

    Позитивные изменения, проявившиеся после кризиса 1998 г, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и внутренняя социально-экономическая стабильность обусловили положительную динамику развития отрасли. Постепенный подъём производства в отрасли связан, в первую очередь, с увеличением спроса на отечественную продукцию.
    Произошли изменения и в структуре производства. Уменьшилась доля , что связано со снижением темпов роста (103,3%) по отношению к среднеотраслевым (120%), возросла доля тяжёлого, энергетического, транспортного, химического, нефтяного машиностроения, электротехнической промышленности и приборостроения.

    Прекратился спад производства в станкостроительной и инструментальной промышленности в основном за счёт увеличения поставок оборудования на экспорт, расширение номенклатуры и освоения новых видов высокопроизводительного конкурентноспособного оборудования и инструментов, пользующихся спросом.

    Основными факторами, обусловившими рост производства в отрасли, явились:

    • существенный рост инвестиционного спроса;
    • продолжение процессов импортозамещения;
    • проведение работ по оптимизации мощностей;
    • реструктуризация активов предприятий;
    • начало модернизации и перевооружения производственного аппарата в промышленности и самом машиностроении;
    • освоение новых видов техники;
    • возросшие объёмы поставок на экспорт многих видов машиностроительной продукции;
    • возрастание конкурентных преимуществ отечественной продукции, в основном по параметрам цена - качество.

    Предприятия электротехнической промышленности производят энергетическое оборудование, электромоторы, разнообразные кабели и провода, электротермическое оборудование и др. – всего свыше 35 тыс. видов продукции. Этим оборудованием комплектуется большая часть выпускаемых в стране машин и механизмов, промышленных предприятий разных отраслей экономики.

    Производство энергетического оборудования - одна из наиболее активно действующих подотраслей машиностроения. Предприятия оснащены уникальным оборудованием и могут производить практически любые современные виды генерирующего оборудования для электростанций разного типа. Они имеют экспортные заказы и производят оборудование для потребителей внутри страны.

    Для транспортного машиностроения характерен большой тираж производства готовой продукции, ориентация на потребительский рынок, а также влияние на обороноспособность страны, уровень развития сельского хозяйства и т. п.

    В 1990-е гг. география российского автомобилестроения заметно трансформировалась: появились заводы по выпуску легковых автомашин в Ростовской, Ленинградской и Калининградской областях, изменилась структура производства автомашин в других регионах. В то же время, по-прежнему, ключевым для отрасли регионом, где выпускается почти 3/4 легковых автомобилей, остается Самарская область.

    Размещение самых первых крупных предприятий российской автомобильной промышленности было приурочено к развитым машиностроительным центрам. В 1924 г. заработал завод в Москве (АМО ЗИЛ), а в 1929 - 1932 гг. было построено предприятие в (ГАЗ). До сих пор на ГАЗ приходится больше половины выпуска грузовых автомашин в России. На том же заводе производятся «Волги», вследствие чего Нижегородская область стабильно находится на втором месте по выпуску легковых автомашин.
    Заметный сдвиг в географии российской автомобильной промышленности произошел в годы Великой Отечественной войны, когда оборудование с московского завода было эвакуировано на Урал и , где теперь действуют УралАЗ (город Миасс, область) и УАЗ (город Ульяновск). После войны появились и новые заводы легковых автомобилей - в столице создан Московский завод малолитражных автомобилей (позднее АЗЛК, выпускавший до своего банкротства автомобили «Москвич»), затем «Ижмаш» в Ижевске, СеАЗ в Серпухове (автомобили особо малого класса «Ока») и др.

    Больше 2/3 выпуска автобусов приходится на Нижегородскую область, где наряду с малогабаритными автобусами предприятия, расположенного в Павлово, выпускаются микроавтобусы «ГАЗель» на Горьковском автозаводе.

    На Нижегородскую область приходится и значительная доля производства грузовиков (около 60%). Около 15% производства грузовиков приходится на Республику Татарстан («КАМАЗ»).

    Морское судостроение сконцентрировано преимущественно в прибрежной зоне. Основные мощности отрасли сосредоточены на Балтике.Важнейший центр морского – город , где находятся несколько судостроительных заводов и предприятия по производству судовых двигателей, навигационного и другого оборудования. Санкт-Петербург - также важнейший центр по подготовке кадров моряков. Заводы морского судостроения есть в Выборге и . В Азово – Черноморском бассейне судоремонтные заводы действуют в Туапсе и Новороссийске. Во внутренних районах Европейской части России морское судостроение представлено в Ярославле, Зеленодольске, в бассейне - в Астрахани и . На Дальнем Востоке главный центр морского судостроения - Комсомольск-на-Амуре, менее крупные - Николаевск-на-Амуре и . Судоремонтные заводы имеются в Советской Гавани, Находке, Петропавловске-Камчатском, Большом Камне и других портах. В Северном бассейне важнейший центр морского судостроения - Северодвинск; судостроительные заводы работают в Североморске и Архангельске, судоремонтные - в Кандалакше, Новодвинске, Мурманске.

    Речное судостроение рассредоточено по бассейнам основных судоходных рек.

    Важнейшие подотрасли сельскохозяйственного машиностроения - тракторостроение и комбайностроение.

    Предприятия приборостроения и электроники, входящие в оборонно-промышленный комплекс, способны производить малыми сериями уникальную по качеству и возможностям элементную базу, на основе которой собирают системы управления ракетами, управляющие комплексы для вооруженных сил и др.

    Инновационная деятельность предприятий машиностроения в последнее время была направлена на расширение ассортимента продукции, улучшение качества продукции и услуг, сохранение традиционных рынков сбыта. Более высокая инновационная активность проявляется на крупных предприятиях (с численностью персонала от 1000 до 5000 чел.).
    С 2000 г. в машиностроении начался прирост численности работающих, которая возросла практически во всех отраслях машиностроения.

    Главная цель развития отрасли - трансформация в совокупность хозяйствующих субъектов, гибко реагирующих на изменения конъюнктуры рынка, способных производить конкурентную технику и на этой основе обеспечивать процессы модернизации технической базы производства и роста его объёма опережающими, по сравнению с другими отраслями промышленности, темпами.



    Похожие статьи