Современная стратегия исследования и освоения мирового океана. &37

В наше время почти все открыто и нанесено на карты. Но только почти. Смысл понятия “географическое открытие” во многом изменился. Географическая наука на современном этапе ставит задачей выявление взаимосвязей в природе, установление географических законов и закономерностей.

Одна из важнейших и в то же время сложный проблем современного человечества - комплексное освоение Мирового океана. Решить ее можно только разработав четкую стратегию и определив формы международного сотрудничества в деле освоения океана и сохранения его как целостной экологической системы.

На современном этапе развития науки огромное значение придается исследованию Мирового океана особенно высокоразвитыми странами. Активным развитием национальных океанографических программ выделяются США, Япония, Германия, Франция.

Лидером в исследовании и освоении Мирового океана является США. Так, в 1991 году в США была подготовлена комплексная программа COPS , направленная на:

    создание в течение десятилетия первого поколения действующих систем прогнозирования процессов, происходящих в прибрежных районах океана (экологических, биологических, транспорта донных осадков);

    моделирование, воссоздание и прогноз синоптической изменчивости прибрежной циркуляции;

    создание электронных датчиков, акустических, оптических, радиолокационных спутниковых систем дистанционного зондирования океана, автономных систем наблюдения in situ, численных моделей океанической циркуляции, методов увеличения банков данных, супер-ЭВМ и систем управления банками данных.

Институт океанографии Скриппса продолжает разработку и выполнение проекта АТОК , на реализацию которого Управлением перспективных научных исследований Мирового океана в 1994 году было выделено 56 млн. долл. В течение 30 месяцев были проведены инженерные разработки и исследования в Тихом океане по определению средних значений температуры воды на больших глубинах океана по трассам длиной несколько тысяч миль и картирование этих значений для мониторинга климата.

С 13.02.1995 по 15.01.1996 состоялась 11-месячная кругосветная экспедиция самого большого, оснащенного современным оборудованием океанографического судна “Malkolm Baldrige” Национального управления США по изучению океанов и атмосферы. Экспедицией проведены комплексные исследования с целью получения банков данных о взаимодействии океанов и атмосферы. Планировалось участие судна в международных программах.

Одним из последних крупных проектов, имеющим важное значение для развития физической океанографии в СССР был проект “Помпон-70” , а в 1985 году его часть, которая называлась “Мезополигон” . В результате семь НИС исследовали широкий спектр природных процессов в тропической Атлантике, в Тихом океане. Именно благодаря этому проекту в мире широкое распространение получил так называемый полигонный метод исследований. Его суть заключается в том, что на сравнительно большой акватории океана располагаются суда или автономные буйковые станции, с которых ведутся длительные синхронные наблюдения за состоянием океана (на поверхности и на разных глубинах), а также за атмосферой.

Всестороннее самостоятельное изучение Мирового океана непосильно ни для одной страны. Поэтому практикуется тесное сотрудничество ученых и специалистов разных стран.

На сегодняшний день основными исследовательскими международными программами являются: совместный проект по изучению глобальных потоков в океане (JGOFS), его биохимическая часть (BOFS); эксперимент по изучению циркуляции Мирового океана (WOCE); технологический проект по разработке автономных исследовательских подводных аппаратов (AUTOSUB); глобальная система наблюдения за океаном (GOOS); международный проект ЮНЕСКО по прибрежным экосистемам (КОМАР); программа исследования неживых ресурсов (OSNLR) и некоторые другие.

Особый интерес представляет программа WOCE (6 лет подготовительных работ, США). Руководство экспериментом, к выполнению которого приступили в 1990 году, осуществляется специально организованным комитетом? Наиболее обширная гидрологическая часть программы, рассчитанная на 7-10 лет, предполагает осуществить глобальные наблюдения за циркуляцией Мирового океана (в первые три года - Тихого, затем Индийского и Атлантического океанов).

Наблюдения включают:

    Установку заякоренных измерителей течений;

    Изучение глубоководной циркуляции при помощи поплавков нейтральной плавучести нового типа ALACE (в среднем на глубине 1500 м);

    Глобальные измерения температуры поверхности моря, циркуляции в верхнем слое, атмосферного давления с использованием 530 дрифтеров на акватории 600 км 2 ;

    Измерения уровня моря (прямые и дистанционные);

    Использование микроволновой альтиметрии с ИСЗ ERS-1, TOPEX/POSEIDON, ADEOS.

Раздел программы, посвященный моделированию, предполагает в качестве первого шага разработку вихреразрешающей циркуляции Северной Атлантики. Организуются специальные центры анализа данных.

В частности, в рамках программы WOCE в 1991 году была проведена совместная советско-американская экспедиция в восточной части Черного моря. Шесть дрифтеров, конструкция которых соответствовала требованиям WOCE, были построены МГИ АН УССР и фирмой “Манвил-океан” совместного советско-швейцарского предприятия “Манвил”.

Для программы WOCE важное значение имеет спутниковая система TOPEX/POSEIDON, миссия которой - изучение Мирового океана. Аппаратура разработана совместными усилиями американских и французских ученых. Запуск состоялся 10 августа 1992 года; непрерывные наблюдения начались с конца сентября 1992 года. Получаемые данные анализируются группой из 200 ученых, занимающихся изучением глобальной циркуляции океана, геодезией, геодинамикой, океаническим ветром и волнами. Весьма перспективный метод исследования океана связан с использованием космических средств - орбитальных станций и ИСЗ. Возможно, что только он позволит получить достаточное количество информации о состоянии океана, равное количеству данных о состоянии атмосферы.

Почти до начала XX века человечество имело слабое представление об океанах. Основное внимание уделялось континентам и . Именно они открывались взору путешественников в эпоху Великих открытий и в более позднее время. Об океане за это время стало известно в основном лишь то, что он почти втрое больше, чем вся суша. Под поверхностью воды оставался огромный неведомый мир, о жизни которого можно было лишь догадываться и на основе разрозненных наблюдений строить различные предположения. В гипотезах, особенно фантастических, недостатка не было, однако фантазия оказалась беднее действительности.

Океанографическая экспедиция, проведенная на корвете «Челленджер» в 1872-1876 гг., Получила такое количество новых сведений, что над их обработкой 70 ученых трудились целых 20 лет. Изданные результаты исследования составили 50 больших томов.

Этой экспедицией впервые было обнаружено, что дно океана имеет очень сложный рельеф, что и в глубинах океана существует жизнь, несмотря на царящий здесь мрак и холод. Многое из того, что мы сейчас знаем об океанах, было обнаружено впервые, хотя экспедиция «Челленджера» лишь приподняла край завесы над неведомым миром океанских глубин.

В годы первой мировой войны изучение больших глубин океана стало возможным благодаря применению эхолота. Принцип действия его очень прост. В донной части судна установлен прибор, который посылает в глубину океана сигналы. Они доходят до дна и отражаются от него. Специальный звукоулавливатель подхватывает отраженные сигналы. Зная скорость распространения сигнала в воде, по времени, затраченному на прохождение сигнала до дна и обратно, можно определить глубину океана в данной точке. С изобретением ультразвукового эхолота изучение дна океана значительно продвинулось вперед.В 40-е годы нашего века был изобретен акваланг (от лат. aqua - вода и англ. lung - легкое). Это аппарат, помогающий человеку дышать под водой. В двух баллонах акваланга содержится запас воздуха, позволяющий человеку пробыть в океане на глубине погружения не более 100 метров 1,5-2 часа. Изобретен акваланг французами Ж.И.Кусто и Э.Ганьяном.

При исследовании больших глубин применяют такие подводные аппараты, как батискафы и батисферы. Батискаф (греч. bathus - глубокий и skaphos - судно) - самоуправляемый аппарат для исследования морских глубин. Водоизмещение батискафа до 220 тонн, экипаж состоит из 1-3 человек. Он свободно опускается на дно и поднимается на поверхность. Батискаф состоит из прочного шара - гондолы для размещения экипажа и аппаратуры, системы жизнеобеспечения, средств связи. Легкий несущий корпус заполнен балластом и жидкостью, более легкой, чем вода. Эта жидкость обеспечивает батискафу хорошую плавучесть. На батискафе «Триест» в 1960 году Жак Пикар с помощником погружался в Марианский желоб (см. ) глубиной около 11 000 метров для исследования больших глубин океана.

Батисфера, в отличие от батискафа, представляет собой аппарат, состоящий из стальной кабины, которую на стальном тросе опускают с борта корабля. В современных батискафах и батисферах устраиваются специальные отсеки с иллюминаторами, оборудованные прожекторами. Через специальные камеры ученые могут выходить из аппаратов и путешествовать по . В конце 1965 года был благополучно испытан аппарат французского океанолога Ж.И.Кусто. Этот аппарат содержит приспособления, при помощи которых в случае аварии он может всплыть самостоятельно.

Океан для древнего человека был враждебной стихией. Народы, населявшие побережья морей и океанов, занимались лишь сбором даров моря, выброшенных на берег: съедобных водорослей, моллюсков, рыб. Проходили столетия, и океанический простор все шире открывался человечеству. Мореплаватели древних времен - финикийцы и египтяне, жители островов Крит и Родос, древние народы, населявшие берега Индийского и Тихого океанов, - имели по тем временам неплохое представление о господствующих ветрах, морских течениях и штормовых явлениях, умело используя их для мореходства. Финикийцы были первыми мореплавателями древности (3000 лет до н. э.), сведения о которых дошли до настоящего времени. Сначала они плавали вдоль берега, не теряя из вида сушу. Уже тогда финикийцы, жившие на восточном побережье Средиземного моря, распространили свои владения далеко на запад. Они знали о Красном море, Персидском заливе, берегах Африки, ходили в открытое море без компаса, ориентируясь по звездам. Средством для далеких плаваний могли быть плоты, а затем, по мнению известного норвежского ученого Тура Хейердала, и камышовые лодки. В Месопотамии и древней Индии мореходные лодки из камыша строились довольно внушительных размеров. Центры такого судостроения были, по-видимому, только в Южной Америке, Африке и Индии. Несколько десятилетий назад в Индии, севернее Бомбея, нашли руины морского порта Лотхал. В его восточной части откопали выложенную кирпичом огромную верфь (площадью 218 30 м2). Таких сооружений не обнаружено ни в Элладе, ни в Финикии, этому порту примерно четыре с половиной тысячи лет. На острове Бахрейн обнаружен еще более древний порт. Подобные открытия дали возможность ученым выдвинуть предположение, что первенство мореходства с финикийцами могут оспаривать жители побережья Индийского океана.

В античные времена через Средиземное море пролегали основные пути населявших его берега народов, многие из которых прославились как искусные мореходы. Греки, сменившие в господстве на море финикийцев, во время своих плаваний начали изучать и осваивать прибрежные районы и природу моря. Во время первых плаваний греков до Геркулесовых столбов (Гибралтар) были основаны многие греческие колонии (Массилия - ныне Марсель, Неаполис - ныне Неаполь и др.). Ученый и путешественник Геродот (V век до н. э.) уже утверждал, что Индийский и Атлантический океаны едины, а также пытался дать объяснение сути приливов и отливов. Античные греки заметили, что суда, приближающиеся к Геркулесовым столбам, попадали в зону высоких волн при безоблачном небе и отсутствии ветра. Это явление было устрашающим для древних греков, и лишь отдельные смельчаки могли бросить вызов этой страшной стихии.



В трудах Страбона говорится о единстве Мирового океана. Великий ученый античности Птолемей в своем труде "География" собрал воедино все географические сведения того времени. Он создал географическую карту в конической проекции и нанес на нее все известные тогда географические пункты - от Атлантического океана до Индокитая. Птолемей утверждал о существовании океана на запад от Геркулесовых столбов. Аристотель, учитель Александра Македонского, в своем известном труде "Метеорология" тоже обобщил все сведения, известные в те времена об океане. Кроме того, он проявлял большой интерес к морским глубинам и распространению в них звуковых сигналов. Об этом он рассказывал юному Александру Македонскому и о тех выгодах, которые можно получить, проникнув в водные глубины. До наших дней сохранились ассирийские барельефы, изображающие людей, которые стремятся погрузиться под воду с помощью мехов из козьих шкур. В древних хрониках говорится, что, по совету своего учителя Аристотеля, Александр Македонский провел под водой несколько часов в литой сфере из толстого стекла. После таких экспериментов Александра Македонского появляется профессия водолазов, которые играли большую роль в морских войнах того времени. Сохранились сведения, что в древнем Риме был специальный корпус водолазов. Для связи со своими агентами в осажденных городах римляне направляли водолазов, к руке которых прикреплялись тонкие свинцовые пластины с выгравированными на них депешами. Уже в средние века искусство водолазов было прочно забыто. И только с наступлением эпохи Возрождения и великих географических открытий оно возрождается вновь. Знаменитый Леонардо да Винчи увлекается конструированием дыхательных аппаратов для погружения в морские глубины.

После греков наступает время господства на море римлян. Победив жителей Карфагена, римляне покорили всю восточную часть Средиземного моря и оставили подробное описание завоеванных прибрежных земель. Римский философ Сенека поддерживал гипотезу, согласно которой из первичного Хаоса выделились Земля и воды Океана. Он имел верное представление о балансе влаги на Земле и считал, что испарение равно количеству воды, вливаемому в море реками и дождями. Это заключение позволило ему сделать вывод о постоянстве солености вод Мирового океана.

В раннем Средневековье скандинавские мореплаватели (норманны, или викинги) совершали свои путешествия, хорошо зная о существовании течений в Атлантическом океане, о чем свидетельствуют скандинавские саги.

В средние века в развитии географических и океанографических знаний наступил длительный перерыв. Даже прежние широко известные истины мало-помалу забывались. Так было забыто представление о сферичности Земли, а к Х1 веку довольно совершенные карты Птолемея заменились весьма примитивными. В этот период хотя и совершались морские путешествия (плавания арабов в Индию и Китай, норманнов в Гренландию и к берегам Северо-Восточной Америки), но существенных океанографических открытий или обобщений не было сделано. Арабы вывезли из Китая компас, при помощи которого в мореплавании были достигнуты огромные успехи. Таким образом, период исследований от древних финикийцев до эпохи великих географических открытий может быть назван предысторией научных исследований океана.

Дальнейшее развитие исследований связано с крупными географическими открытиями конца XV - начала XVI века. Готовясь к своему плаванию, X. Колумб первым наблюдал за пассатными ветрами над Атлантикой и проводил наблюдения над течениями в открытом океане. В конце XV века Б. Диаш обогнул мыс Доброй Надежды, назвав его мысом Бурь, и установил, что Атлантический и Индийский океаны соединены между собой. Себастьян Кабот, открывший вторично после норманнов Лабрадор и Ньюфаундленд (1497-1498), был первым, кто сознательно воспользовался течением Гольфстрим. В это время становится известно и холодное Лабрадорское течение. Первым кругосветным плаванием Ф. Магеллана (1519-1522) было практически доказано, что Земля является шаром и все океаны связаны между собой. При этом было определено соотношение суши и океана. Экспедиция Васко да Гама проложила морской путь из Европы в Индию. По пути велись наблюдения за морскими течениями, волновыми процессами и направлениями ветров.

В XVI-XVIII веках совершались многочисленные плавания в различные районы Мирового океана и постепенно накапливались сведения в области океанологии. Следует отметить плавания Витуса Беринга и А. И. Чирикова (1728-1741), в результате которых был (вторично после Семена Дежнева, 1648 г.) открыт Берингов пролив и обследованы обширные пространства северной части Тихого океана, работы Великой Северной экспедиции (1734-1741) в морях Северного Ледовитого океана (Челюскин и др.) и три экспедиции Дж. Кука (1768-1779), обследовавшего Тихий океан от Антарктиды (71 ю. ш.) до Чукотского моря в Арктике. Во всех этих плаваниях были собраны важные сведения о гидрологии Тихого и Северного Ледовитого океанов и их морей.

Великие географические открытия свидетельствуют, что именно океан определяет вид нашей планеты, влияя на природу всех ее частей. С тех пор к океану началось пристальное внимание со стороны ученых, политиков и экономистов.

В XIX веке экспедиционные исследования Мирового океана стали еще более интересными. Ценные океанографические материалы были получены в результате отечественных и зарубежных кругосветных плаваний. Среди них выделяются плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях "Нева" и "Надежда" (1803-1806), производивших глубоководные океанографические наблюдения, определение течений и наблюдения над уровнем моря, и плавания О. Е. Коцебу на кораблях "Рюрик"

(1815-1818) и "Предприятие" (1823-1826). Особо следует упомянуть об экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпках "Восток" и "Мирный" в Антарктиду (1819-1821), открывшей берега Антарктиды и внесшей большой вклад в изучение антарктических льдов (их классификацию и физико-химические свойства).

Но фундаментальные комплексные и интенсивные научные исследования Мирового океана начинаются лишь со второй половины XIX века, когда одна за другой начинают снаряжаться океанологические экспедиции на специальных судах. Это в значительной степени диктовалось практическими соображениями.

Среди экспедиций необходимо отметить значительные работы английских ученых на корвете "Челленджер" в 1872-1876 гг. За три с половиной года английскими учеными было выполнено 362 глубоководных исследования в трех океанах. Собранные на "Челленджере" материалы были настолько обширны, что на их обработку ушло 20 лет и опубликованные итоги экспедиции заняли 50 томов. С этой экспедицией связано начало современных комплексных исследований Мирового океана.

В те же годы комплексные исследования глубин океана, рельефа его дна и донных отложений, физических характеристик водной толщи, донной флоры и фауны были проведены в Тихом океане русским морским офицером К. С. Старицким. А в 1886-1889 гг. русские моряки на корвете "Витязь" под руководством С. О. Макарова проводили новые исследования во всех трех океанах.

Немного позже Россия проявляет интерес к изучению Северного Ледовитого океана, организовав экспедицию под руководством Г. Я. Седова.

В конце XIX века в Берлине на Международном географическом конгрессе был учрежден международный совет по исследованию океанов и морей, в задачу которого входило изучение морских промыслов с целью охраны их от хищнического истребления. Но совет много сделал и для развития науки. Им были изданы международные океанографические таблицы по определению солености морской воды, плотности, по содержанию в ней хлора. Совет установил стандартные горизонты для наблюдения в морях и океанах, распределил Мировой океан на регионы между странами. Кроме того, совет занимался и стандартизацией новых методов исследований в создании научной аппаратуры.

В начале XX века и до Второй мировой войны активные исследования проводятся в полярных широтах и в антарктических водах.

После Второй мировой войны экспедиционные исследования Мирового океана получили новое развитие. Широко известны труды шведской кругосветной экспедиции на судне "Альбатрос"; датской экспедиции на судне "Галатея"; английской на "Челленд-жере-II"; японской на судне "Риофу-Мару", ряд американских исследований на "Дискавери" и исследования, проводимые российскими учеными на судне "Витязь II". В это время в Мировом океане работало около 300 научных экспедиций из различных стран на специально оборудованных судах. Многие морские экспедиции открыли экваториальные противотечения, уточнили границы и режимы уже известных течений, изучили течения Западных Ветров и восточное течение в антарктических водах, открыли глубинное течение Кромвелла в Тихом океане и Ломоносова в Атлантическом, течение Гумбольдта под Перуанским течением. Многочисленные эхолотные промеры позволили получить общую, достаточно подробную картину рельефа дна Мирового океана. Были обнаружены новые хребты (хребет Ломоносова, пересекающий области Северного Ледовитого океана), многие впадины, подводные вулканы. Определено новое значение максимальной глубины Мирового океана, обнаруженное в Марианской впадине и равное 11 022 м. Началось интенсивное проникновение человека в глубины океана для непосредственного их изучения. В середине XX века большое внимание ученых было уделено созданию глубоководной техники. Строятся глубоководные аппараты во Франции, Японии, Англии, Канаде, в Германии, России и в ряде других стран. Значительный вклад в создание подводных аппаратов внес швейцарский физик Огюст Пикар, который в 1953 г. на батискафе собственной конструкции опускался на глубину 3160 м. После смерти О. Пикара его дело продолжил сын - Жак Пикар, который в 1960 г. на батискафе "Триест" вместе с Данном Уолшом совершил погружение в Марианскую впадину. С этих пор началось интенсивное изучение морских глубин.

Для глубоководных погружений необходимо было усовершенствовать дыхательную систему для подводных аппаратов. Это открытие связано с именем швейцарского ученого Ганса Келлера. Он понимал, что в дыхательной системе нужно четко поддерживать необходимое давление кислорода, азота и углекислого газа на том же уровне, что и при нормальном атмосферном давлении. Ученым были рассчитаны тысячи вариантов газовых систем для различных глубин. В конце 1960-х гг. в бывшем Советском Союзе, США появляется целая серия подводных аппаратов для исследований океанических глубин: "Ихтиандр", "Садко", "Черномор", "Пайсис", "Спрут". В конце века подводные аппараты достигают глубины 6000 м (Аргус, Мир, Клиф). В США появляется судно "Атлантис", оборудованное роботами для изучения органической жизни в глубинных слоях. Одновременно (1983-1988) с корабля "Келдыш" проводятся глубинные исследования в Индийском океане: были подняты образцы вулканических отложений из глубины 2000-6000 м. В это же время проводится эксперимент "Полимоде" по изучению в центральной Атлантике океанических подводных вихрей, напоминающих атмосферные циклоны и антициклоны. Размеры этих вихрей имеют в диаметре 200 км и проникают до глубины 1500 м. Полигоном для этого эксперимента был выбран знаменитый "Бермудский треугольник".

Важный вклад в исследование Мирового океана внесли экспедиции всемирно известного ученого, писателя Ж. И. Кусто на судах "Калипсо" и "Альсиона". За 87 лет своей жизни (1910-1997) он сделал много открытий: усовершенствовал акваланг, создал подводные дома и ныряющие блюдца, изучал органическую жизнь в Мировом океане. Им написано более 20 крупнейших монографий, снято более 70 научно-документальных фильмов о жизни в водах Мирового океана. За фильм "Мир без солнца" ученый получил своего первого "Оскара". Ж. И. Кусто был бессменным директором океанографического музея в Монако. Его исследования показали человечеству возможность постройки специальных подводных лабораторий. Еще в 1962 г. им впервые был проведен опыт, получивший название "Преконтинент-I". Два аквалангиста в подводном доме-лаборатории "Диоген", установленном на глубине 25,5 м, проводили опыт и в течение 5 часов в сутки работали в аквалангах на глубине 25-26 м. В 1963 г. Ж. И. Кусто проводит второй эксперимент - "Преконтинент-II" - в Красном море, где было установлено два подводных дома. В результате обобщения ценного опыта двух экспериментов появляется "Преконтинент-III", проведенный в 1965 г. в Средиземном море в районе Монако (мыс Феррам). На глубине 100 м шесть аквалангистов проживают в подводном доме в течение 23 суток. В ходе этого эксперимента исследователи погружались на глубину 140 м. После проходил эксперимент "Преконтинент-IV" с погружением на глубину 400 м.

В 70-80-е гг. XX века Ж. И. Кусто первым поднимает проблему загрязнения Мирового океана. Совершает многочисленные погружения в глубины Мирового океана.

С конца XX века научные исследования проводятся на специально оборудованных судах с использованием новейших измерительных устройств, средств телеметрии, физико-химических меодов, количественного анализа, кибернетических приемов обработки информации при помощи ЭВМ.

Современные исследования Мирового океана отличаются международной координацией полученных результатов исследований, которые стекаются в Международный океанологический комитет (МОК). Ныне в составе научного морского флота всех стран мира, по данным ООН, насчитывается более 500 судов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА

Мировой океан-это не только вода, это целостное природное образование, своеобразный географический объект планетного масштаба. Как всякая тайна океан манил человека Ещё в древности люди пытались проникнуть в его глубины.

ПРОФИЛЬ ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА ПРОФИЛЬ ОКЕАНИЧЕСКОГО ДНА

Первые исследования океана В 1920-е годы появились эхолоты. Это позволило определять океанскую глубину всего за несколько секунд по времени, истекшему между посылом звукового импульса и приемом отраженного дном сигнала. Новейшая система глубоководных промеров «Глория» появилась на судах, начиная с 1987 года. Эта система позволяла сканировать дно океана полосами шириной 60 м. Интенсивное исследование океана началось после Второй мировой войны. Открытия 1950 – 1960 гг., связанные с породами океанической коры, произвели революцию в науках о Земле. Американский лейтенант Дональд Уолш и швейцарский ученый Жак Пикар, в 1960 г. установили мировой рекорд погружения в самом глубоководном районе мира – в Марианском желобе Тихого океана (впадина Челленджера). На батискафе «Триест» они опустились на глубину 10 917 м, а в глубинах океана обнаружили необычных рыб. Но, вероятно, наиболее впечатляющими в более недавнем прошлом были события, связанные с крошечным батискафом США «Элвин», с помощью которого в 1985 – 1986 гг. изучались обломки «Титаника» на глубине около 4 000 метров.

Батискаф «Элвин», США

Океан изучают с помощь самых разнообразных средств – с кораблей, самолетов, из космоса. Применяют также автономные средства. В последнее время исследовательские корабли строятся по специальным проектам. Их архитектура подчинена единой цели – сделать наиболее эффективным использование приборов, опускаемых на глубину, а также применяемых при исследовании приводного слоя атмосферы. На кораблях широко представлена современная вычислительная техника, предназначенная для планирования экспериментов и оперативной обработки полученных результатов. Глубоководные исследования Мирового океана.

В Северо-Ледовитом океане наблюдения за соленостью и температурой воды, направлением и скоростью течений, глубиной океана ученые ведут с дрейфующих станций. Изучение глубин Мирового океана осуществляется с помощью разнообразных подводных аппаратов: батискафов, подводных лодок и т.п.

Современные аппараты: Подводный аппарат SEAL 5000 Глубоководный робот ROV KIEL 6000.

Маленькими шагами, но с большими усилиями ученые приобретают важнейшие знания, но уже стало ясно, что морские глубины сильнее влияют на всю планету, чем когда-либо предполагалось. Огромный мировой океан изучен совсем немного, и его предстоит изучать все более углубленно. Большая загадка в том, какие нас ждут открытия в будущем, которая понемногу приоткрывается перед человечеством благодаря исследованию мирового океана.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Презентацию подготовила: Ширина Динара Наильевна


Привет дорогие читатели! В этом посте главной темой будет исследование мирового океана. Океан очень красив и заманчив, в нем обитает множество различных видов рыб и не только, также океан помогает нашей Земле в выработке кислорода и играет важную роль в ее климате. Но люди, относительно недавно, детально занялись его изучением, и были удивлены результатами... Об этом читайте далее...

– это наука, которая связана с изучением . Также она нам помогает значительно углубить знания и о природных силах , в их числе горообразование, землетрясения, извержения вулканов.

Первые исследователи считали, что океан является препятствием на пути к отдаленным землям. Их мало интересовало, что находятся в глубинах океана, несмотря на тот факт, что мировой океан занимает более 70% поверхности Земли.

Именно по этой причине, еще 150 лет назад господствовало представление о том, что океанское дно – это лишенная любых элементов рельефа, огромная равнина.

В XX веке началось научное исследование океана. В 1872 – 1876 гг. состоялось первое серьезное плавание с научной целью, на борту британского судна «Челленджер», на котором было специальное снаряжение, а его команда состояла из ученых и моряков.

Во многом результаты этой океанографической экспедиции обогатили человеческие знания об океанах и их флоре и фауне.

В глубине океана.

На «Челленджере» для промера океанских глубин были особые лотлини, которые состояли из свинцовых шаров, весивших 91 кг, эти шары были закреплены на пеньковом канате.

Несколько часов могло длиться опускание на дно глубоководного желоба такого лотлиня, а вдобавок ко всему, этот метод довольно часто не обеспечивал нужной точности измерения больших глубин.

В 1920-е годы появились эхолоты. Это позволило определять океанскую глубина всего за несколько секунд по времени, истекшему между посылом звукового импульса и приемом отраженного дном сигнала.

Суда, которые были оснащены эхолотами, измеряли глубину по ходу следования и получали профиль океанского ложа. Новейшая система глубоководных промеров «Глория» появилась на судах, начиная с 1987 года. Эта система позволяла сканировать дно океана полосами шириной 60 м.

Использовавшиеся ранее для измерения океанских глубин, утяжеленные лотлини, часто были оснащены небольшими грунтовыми трубками для взятия с океанского дна проб грунта. У современных пробоотборников большой вес и размер, а погружаться они могут на глубину до 50 м в мягкие донные отложения.

Крупнейшие открытия.

Интенсивное исследование океана началось после Второй мировой войны. Открытия 1950 – 1960 гг., связанные с породами океанической коры, произвели революцию в науках о Земле.

Эти открытия доказали тот факт, что у океанов относительно молодой возраст, а также подтвердили, что породившее их движение литосферных плит и сегодня продолжается, медленно изменяя земной облик.

Движение литосферных плит вызывает извержения вулканов и землетрясения, а также приводит к образованию гор. Изучение океанической коры продолжается.

Судно «Гломар Челленджер» в период 1968 – 1983 гг. находилось в кругосветном плавании. Оно снабжало геологов ценной информацией, буря скважины в океанском дне.

Судно «Резолюшн» Объединенного океанографического общества глубокого бурения выполняло эту задачу в 1980-е гг. Это судно было способно производить подводные бурения на глубинах до 8300 м.

Сейсмические исследования также обеспечивают данными о донных океанских породах: ударные волны, посланные с поверхности воды отображаются от различных слоев породы по-разному.

В результате этого ученые получают очень ценную информацию о возможных месторождениях нефти и о структуре пород.

Для измерения скорости течения и температуры на разных глубинах, а так же для взятия проб воды используются другие автоматические приборы.

Искусственные спутники также играют важную роль: они осуществляют мониторинг океанических течений и температур, которые влияют на .

Именно благодаря этому мы получаем очень важную информацию об изменении климата и глобальном потеплении.

Аквалангисты в прибрежных водах могут без труда нырять на глубину до 100 м. Но на глубины, которые больше, они погружаются, постепенно повышая и сбрасывая давление.

Такой метод погружения успешно используют для обнаружения затонувших судов и на морских нефтепромыслах.

Этот метод дает намного больше возможностей при погружении, чем водолазный колокол или тяжелые водолазные костюмы.

Подводные аппараты.

Идеальное средство для исследования океанов – это подводные лодки. Но большая их часть принадлежит военным. По этой причине ученные создали свои аппараты.

Первые такие аппараты появились в 1930 – 1940 гг. Американский лейтенант Дональд Уолш и швейцарский ученый Жак Пиккар, в 1960 г. установили мировой рекорд погружения в самом глубоководном районе мира – в Марианском желобе Тихого океана (впадина Челленджера).

На батискафе «Триест» они опустились на глубину 10 917 м, а в глубинах океана обнаружили необычных рыб.

Но, вероятно, наиболее впечатляющими в более недавнем прошлом были события, связанные с крошечным батискафом «Элвин», с помощью которого в 1985 – 1986 гг. изучались обломки «Титаника» на глубине около 4 000 м.

Делаем вывод: огромный мировой океан изучен совсем немного и нам предстоит его изучать все более углубленно. И кто знает, какие нас ждут открытия в будущем... Это большая загадка, которая понемногу приоткрывается перед человечеством благодаря исследованию мирового океана.



Похожие статьи