Что такое айкью (IQ) человека? Как формируется IQ человека? Поиск наследственных причин IQ.

30/01/2015

Вся западная наука основана на стремлении сделать знания о мире и человеке максимально объективными. Что значит этот человек худой, а этот - толстый? Сообщите нам вес и рост каждого, объем талии и бедер, возраст и пол, средний вес в популяции и еще десяток цифр. Без них любые выводы недопустимо субъективны! Ученые стремятся со всех сторон измерить человека, представить в виде таблиц, коэффициентов, констант и уравнений. Не довольствуясь определением простых физических параметров (силы, давления, объема, температуры, плотности и др.), они пытаются измерить сложные психофизиологические феномены, такие как боль, эмоции, качество жизни, сексуальная привлекательность и др. Не обошлось и без попыток «объективно» оценить интеллект человека. Различные варианты тестов для определения так называемого коэффициента интеллекта (intelligence quotient - IQ) применяют уже около ста лет, однако и сегодня нет единого мнения о том, поддается ли интеллект измерению, а если поддается, то годятся ли для этого тесты IQ?

Проблема точной оценки способностей человека к мышлению и познанию будоражила ученые умы с древнейших времен, но активная работа в этом направлении началась лишь в XIX в., когда быстро приобрела популярность френология. Приверженцы этого учения, измеряя циркулем и линейкой параметры черепа, делали выводы о характере и способностях человека. В результате многочисленных экспериментов, основные постулаты френологии были опровергнуты, однако многие идеи и наблюдения позднее были позаимствованы нейропсихологами, антропологами и эволюционистами.

Принципиально иным подходом к оценке умственных способностей человека стало тестирование с использованием специально подобранных вопросов и задач. Впервые тесты на определение уровня интеллекта появились в VII в. в Китае. Чиновники сдавали обязательные экзамены, по результатам которых определяли главным образом способности и степень овладения конфуцианской доктриной. Чем лучше результат, тем выше получаемая должность.

В 1890 г. «интеллектуальные тесты» впервые были использованы в экспериментах по психологии. Идея принадлежала американскому психологу Джеймсу М. Кеттелу (1860–1944), мечтавшему преобразовать психологию в точную науку. В качестве образца Кеттел предложил 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Он полагал, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов.

Альфред Бине: у истоков IQ

Когда во Франции на рубеже XIX–XX вв. ввели всеобщее обязательное начальное образование, стало очевидно, что часть детей в силу разных причин не способна обучаться по стандартным программам и должна быть направлена в специальные школы. Остро встал вопрос о методе быстрого выявления «безнадежных» учеников. Решение проблемы предложил основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии Альфред Бине (1857–1911). В 1905 г. совместно с коллегой, психологом и педагогом Теодором Симоном (1873–1961), Бине разработал и опубликовал в «Психологическом ежегоднике» шкалу для определения уровня умственного развития детей. Тест состоял из 30 задач, для решения которых, по мнению авторов, детям нужно было проявить те же психологические качества, что и для школьного обучения: способность к суждению, память, воображение, способность комбинировать слова в предложения, выполнять простейшие количественные операции с предметами и т.д. Задачи располагались по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте 3–11 лет и незначительного количества слабоумных.

Коэффициент интеллекта (IQ) - количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста

Спустя три года Бине и Симон пересмотрели тест. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания, и постарался изъять из теста все задания, требующие специального обучения. В группе нормальных детей психологи с помощью тестов попытались выделить разные уровни интеллектуального развития. С этой целью они ввели понятие «умственный возраст» (или «умственный уровень»). Задачи в тестах подбирались таким образом, чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых считается нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка; несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости, либо одаренности.

Классика IQ-тестирования

В 1916 г. тест Бине - Симона был переработан группой психологов в Стэнфордского университета (США) под руководством Льюиса Термена (1877–1956), после чего «шкала интеллекта Стэнфорд–Бине» стала отличаться от первоначальных тестов Бине. В частности, в качестве итогового показателя был введен коэффициент интеллекта (IQ) и применен критерий оценки тестирования - статистическая норма.

Понятие IQ было предложено в 1912 г. немецким психологом Вильямом Штерном (1871–1938). Согласно Штерну, IQ = (умственный возраст/хронологический возраст) × 100. Если количество задач, решенных ребенком, точно соответствует статистической норме для его возраста, то есть его умственный и хронологический возраст совпадают, то IQ = 100. Вычисленный таким образом коэффициент интеллектуальности в отличие от «умственного возраста» Бине позволял легко классифицировать нормальных детей по степени умственного развития. Принято считать, что значения IQ в интервале от 84 до 116 соответствуют возрастной норме выполнения теста; значения выше 116 указывают на одаренность ребенка, ниже 84 - на умственную отсталость.

Со временем шкала Стэнфорд–Бине была переработана для использования как у детей, так и у взрослых. На ранних возрастных уровнях тесты требуют главным образом зрительно-моторной координации, способности понимать инструкцию, узнавать предметы и др. На высших возрастных уровнях в наибольшей степени представлены тесты, в которых использовано словесное содержание заданий: объяснение значения слов, аналогии, завершение предложений, определение абстрактных понятий, интерпретация пословиц. Следует обратить внимание на то, что IQ не зависит от возраста; ребенок и взрослый могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует их возрасту. На Западе шкала Стэнфорд–Бине занимает одно из ведущих мест среди тестов интеллекта и до сих пор является стандартом при оценивании достоверности результатов других психометрических тестов.

Все тесты IQ, созданные в первом десятилетии ХХ в., позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Однако в век индустриализации и «конвейера» это было недопустимо. В США во время Первой мировой войны появилась новая форма IQ-испытаний - групповое тестирование. В 1917 г. вооруженные силы США начали использовать IQ-тесты для отбора и распределения новобранцев в различные рода войск в зависимости от их умственных способностей. Экзамен прошли более двух миллионов человек. Определение IQ «на потоке» потребовало упрощения всей системы инструктирования, проведения и оценки результатов тестирования; теперь тестирование мог провести любой, были бы чистые бланки с заданиями да список верных ответов. Вскоре групповые IQ-тесты взяли на вооружение университеты и частные компании, которые стали использовать их при отборе абитуриентов и потенциальных сотрудников.

Что обусловливает IQ? После длительных споров большинство ученых согласились с тем, что IQ зависит от генов на 60–80%, а от внешних условий - на 20–40%. IQ не имеет отношения к багажу полученных знаний, поэтому под «внешними условиями» обычно подразумевают не образование, а факторы, которые могут повлиять на развитие и продуктивность мозга: питание (особенно в раннем детстве), образ жизни, травмы, стрессы и др.

В 1939 г. была опубликована первая версия шкалы, созданной (а не адаптированной, как шкала Стэнфорд–Бине) специально для взрослых. Ее автором был американский психолог Давид Векслер (1896–1981), и называлась она шкалой Векслера–Бельвью. В отличие от шкалы Стэнфорд–Бине, задания в этом тесте не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастания сложности. Тест содержит уже известные ранее типы заданий, однако Векслер дополнительно повысил объективность диагностики за счет ограничения времени выполнения теста, а также учета нормативных показателей - среднего значения тестового показателя выполнения умственных задач для всех представителей данной возрастной группы. Тест Векслера до настоящего времени широко используют для оценки уровня интеллектуального развития и определения структуры психического дефекта у детей и взрослых. Данный метод позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры.

IQ - в народ

В 1962 г. увидела свет книга английского психолога Ганса Айзенка «Узнай свой IQ». Она мгновенно стала бестселлером, была переведена на множество языков и за полвека выдержала десятки переизданий. В книге Айзенк предложил собственный вариант IQ-тестов, и теперь каждый желающий мог оценить собственный интеллект и сравнить с интеллектом друзей и коллег! Сегодня в сети Интернет можно за минуту отыскать десятки вариантов IQ-тестов, а полвека назад книга Айзенка произвела настоящий фурор.

Известно восемь вариантов IQ-теста Айзенка, предназначенных для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала и различных способов формулировки задач. При такой структуре, по мнению Айзенка, индивидуальные склонности испытуемых не исказят результатов теста. Так, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну. Пять тестов Айзенка рассчитаны на общую оценку интеллекта, еще три - на специальную оценку вербальных, математических и визуально-пространственных способностей. Кроме того, Айзенк разработал несколько усложненных тестов и назвал их «разминкой для интеллектуалов». IQ-тесты Айзенка завоевали огромную популярность, однако профессионалы - психологи, неврологи, педагоги, кадровики - предпочитают более точные методики: упомянутые выше тесты Стэнфорд–Бине, Векслера или, например, тест, предложенный в 1953 г. немецким психологом Рудольфом Амтхауэром.

Обвиняемый: IQ

Сколько существуют IQ-тесты, столько не утихают споры об их достоинствах, недостатках, объективности, морально-этической допустимости и т.п. Например, в СССР - стране провозглашенного всеобщего равенства - еще в 1936 г. IQ-тесты были осуждены, так как «распределяли детей по категориям и в результате этого ограничивали их возможности». В США волна увлечения IQ-тестированием нарастала до 1970-х - до того момента, пока не разбилась о гранит прославленной американской политкорректности. Все началось с серии статей и книг известных американских психологов, где анализировались статистические данные IQ-тестирования в стране. Сразу в нескольких публикациях было заявлено, что коэффициент интеллекта представителей негроидной расы в среднем на 10 пунктов отстает от IQ представителей европеоидной и монголоидной рас. Разразился скандал, ученых обвинили в расизме, а IQ-тесты - назвали коварным инструментом апартеида. Споры о некорректности использования тестов, составленных белыми, для оценки интеллекта черных, а также о возможных социальных причинах расовых различий IQ продолжаются до сегодняшнего дня. Репутация IQ-тестов была подорвана. На законодательном уровне сфера их применения ограничена в США и ряде стран Европы. Теперь низкий IQ там не является основанием для отказа в приеме на работу, университет или колледж. А во многих странах запрещено проводить тесты при приеме на работу.

Тем не менее IQ-тесты по-прежнему популярны среди психологов, которые используют их в своей профессиональной деятельности, а также «на бытовом уровне». Высокий интерес к методикам «измерения» интеллекта сохраняется на постсоветском пространстве, куда они попали сравнительно недавно.

Наверное, многие хотя бы из любопытства пытались пройти IQ-тест или тестировали своих детей, и, конечно же, отметили ряд очевидных недостатков IQ-тестов. Прежде всего, на величину итогового IQ влияет опыт в прохождении тестов. Когда человек хорошо знает, что его ждет и как лучше распределить между заданиями силы и время, результат обычно становится заметно лучше. Результаты выполнения теста зависят от самочувствия испытуемого, его настроения и даже пола человека, дающего задания. Большинство тестов дается «на время», что угнетает испытуемого, особенно ребенка. На результаты тестирования влияет мотивация. Если человеку все равно, каков будет результат, он не станет стараться и получит низкий балл. Точно так же неадекватный результат «светит» испытуемому, который от волнения не может сконцентрироваться, спешит и из-за этого допускает больше ошибок.

Тесты устроены так, что ошибка расценивается как неспособность тестируемого выполнить задание. На самом же деле, если человеку вовремя указать на ошибку, он вернется и, возможно, исправит ее - именно так бывает в жизни. Следует также отметить, что IQ вычисляют лишь по конечному результату, без учета качественного своеобразия умственной деятельности человека, что также следует отнести к серьезным недостаткам IQ-тестов.

Что все-таки измеряют IQ-тесты?

Существует множество шкал для определения коэффициента интеллекта, однако, как и у первых тестов Бине, их основная задача - прогнозировать способность испытуемого к обучению. Успешно ли она выполняется? Поиск корреляции между успеваемостью и IQ свидетельствует об отсутствии прямой зависимости между этими показателями. Люди с низким IQ действительно имеют низкую успеваемость. В то же время те, у кого IQ средний или даже высокий, могут учиться как отлично, так и из рук вон плохо. Приблизительно такие же отношения между IQ и творческими способностями. Обладатели очень низкого IQ редко одарены творческим талантом, тогда как среди людей со средним или высоким IQ встречаются как творческие гении, так и бесталанные. Исследования показывают, что большинство (но не все!) успешных людей имеют высокие показатели IQ, однако это не означает, что все обладатели заоблачных IQ добьются успеха или хотя бы попытаются это сделать.

Что принято называть интеллектом? Определений множество, но большинство из них сводится к тому, что интеллект - это способность человека к познанию, пониманию и разрешению проблем. Чтобы получить высокий балл при прохождении IQ-теста, нужно уметь сосредотачиваться и выделять главное, обладать хорошей памятью, обширным словарным запасом, воображением, абстрактным мышлением и усидчивостью. Безусловно, все эти качества полезны, однако не вполне отражают способность человека к познанию и пониманию, тем более - к разрешению проблем, зато делают его удобным для учителей, а зачастую - и для работодателей!

Кстати, чтобы избежать бесконечных вопросов и споров о том, что именно характеризует IQ, психологи ввели термин «психометрический интеллект». Это то, что измеряют IQ-тесты. А еще они любят в шутку повторять: «ваш IQ отражает лишь ваше умение проходить IQ-тесты… и больше ничего!».

Наука не стоит на месте, и человеческий интеллект находит все более сложные и, возможно, более точные методы «измерения» самого себя. Современные психологи активно разрабатывают дифференцированный подход к оценке интеллекта. Кто умнее: нобелевский лауреат по физике, который стесняется спросить у прохожего дорогу, или хороший педагог, который ничего не изобретает сам, но блестяще учит детей? Гениальный шахматист, который держит в голове тысячи партий, но не умеет приготовить даже яичницу, или гениальный скульптор, который не прочел ни одной книги, но руки его творят чудеса? Чтобы разобраться с этим, психологи выделили несколько видов интеллекта: теоретический, практический, социальный и др. Ни один из них не совпадает с психометрическим, и для оценки каждого разработаны специальные тесты.

Подготовила Татьяна Ткаченко

На фото (слайдер) : модель проводящих путей человеческого мозга, полученная методом трактографии – визуализации с помощью диффузионно-взвешенной магнитно-резонансной томографии.

“Фармацевт Практик” #03′ 2010

Знать свой IQ (айкью) считается важным для современного человека. Десятки тестов и методик дают возможность нам приоткрыть завесу своих же способностей. Поговорим же в нашей статье, что такое айкью, каковы пути исследования данного показателя человеческого мышления, кто нам помог узнать больше о своем мозге. Также немного поговорим об известных айкью-тестах и о том, какие данные действительно можно из них почерпнуть.

Что такое айкью (IQ): определение

Интеллект человека, выражаемый в показателе IQ, - это способность к познанию, а также совокупность всех его познавательных способностей.

Интеллект определяет успешность деятельности человека, его способность решать задачи быстро, опираясь только на свои знания.

Изучение IQ наукой

Ученые с тридцатых годов ХХ века предпринимали попытки научно определить уровень интеллекта. Решением проблемы изучения и измерения уровня интеллекта на протяжении всего ХХ века занимались такие ученые, как В. Штерн, Р. Стенберг, А. Бине, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Д. Векслер и другие. Определить, что такое айкью человека, какие показатели нужно учитывать, - все это было обьектом изучения.

Психологи-практики выдвигали различные гипотезы и проводили эксперименты по изучению интеллекта:

  • определение взаимосвязи между процессами, происходящими в головном мозге человека, и его ответными реакциями на них;
  • зависимость от размера и веса головного мозга;
  • сопоставление уровня интеллекта родителей и их детей;
  • взаимообусловленность уровня интеллекта и социального положения человека;
  • зависимость уровня интеллекта от возраста индивида.

Также ученые разрабатывали тестовые методики по определению уровня интеллекта. С того времени стал актуален вопрос о том, что такое номер айкью - количественный показатель, дающий представление о мыслительных способностях.

Методики измерения интеллекта

Изначально тесты содержали только упражнения по лексике. Сегодня подобные методики включают такие упражнения: неарифметический счет, логический ряд, дополнение фигур геометрии, распознавание частей объекта, запоминание фактов и чертежей, действия с буквами и словами.

В научном мире был принят и адаптирован термин «intelligencequotient». Впервые это понятие ввел В. Штерн (1912 год), предложив обозначить число, которое получается при делении возраста ума испытуемого на его В шкале Стенфорда-Бине (1916 год) термин «IQ» был впервые упомянут.

Аббревиатура "IQ" широко используется и в российской литературе, но отечественные ученые переводят это понятие не дословно (в переводе с английского - «количество интеллекта»), а как «коэффициент интеллекта».

IQ - показатель, который определяется после проведения IQ-теста. Коэффициент - величина, выражающая процентное соотношение умственного возраста индивида к биологическому. Определить, что такое уровень айкью, - значит выяснить, насколько человек может применять те или иные возможности своего мозга.

Причем показатели должного уровня интеллекта в определеном возрасте рассчитываются по среднестатистическим показателям людей такого же возраста, что испытуемый.

Значение результатов тестов

Среднеуровневый IQ соответствует 100 единицам. Это средняя цифра между 90 и 110 единицами, которые обычно получают 50% испытуемых людей. 100 единиц соответствует половине решенных в тесте задач, соответственно, максимальный показатель равен 200 единицам. Значения ниже 70 единиц часто квалифицируется как умственная недостаточность, а выше 140 - как гениальность.

IQ - относительный показатель, отражающий уровень выполнения конкретного теста интеллекта. Такой тест не может служить всеобъемлющим показателем интеллектуальных способностей.

Тесты интеллекта не могут показать уровень эрудированности личности, а лишь ее способности мыслить, причем преимущественно определённым образом. Определяется более развитый вид мышления данного человека: логическое, образное, математическое, вербальное. По тому, какой вид мышления менее развит, можно определить желательное способностей.

Конечно, высокий уровень IQ отнюдь не является гарантией успешности в жизни. Огромное значение в жизни человека имеют целеустремлённость, решительность, трудолюбие, наличие четких целей и мотивации к достижению успеха. Не стоит забывать и о наследственности, генетических данных, врожденных задатках и таланте, а также о значимом влиянии социального окружения и семьи.

Заключение

В нашей статье мы рассмотрели один из интереснейших вопросов психологии, который волнует современного человека - что такое айкью, каковы методики измерения интеллекта и какую информацию реально можно из них почерпнуть.

Вывод, который стоит сделать из имеющихся знаний об айкью человека, - это то, что цифровые данные, которы дают тесты, вовсе не последняя инстанция, дающая оценку вам как личности. Мыслительные процессы настолько сложны, что никакой тест не сможет дать материал, чтобы оценить их возможности в полной мере. Будем же собой и не перестанем развиваться!

(англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов.

Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудиции). Коэффициент интеллекта является попыткой оценить фактор общего интеллекта.

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким образом, чтобы 50% людей имели IQ между 90 и 110 и по 25% — ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников американских вузов составляет 115, отличников — 135-140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.

История

Понятие коэффициента интеллекта ввел Уильям Штерн в 1912 году. Он направил внимание на серьезные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частного от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

В наше время интерес к тестам IQ вырос во много раз, из-за чего появилось большое количество различных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень трудно и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты IQ

Каждый тест состоит из множества разных задач, где уровень сложности постепенно растет. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задачи других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучше результаты он демонстрирует. Самым известным тестом является тест Айзенка. Более точными являются тесты Векслера, тест Равена Тест Амтхауэра. При использовании теста Равена, критическим считается уровень в 70 баллов. Ниже этого уровня клинические психологи классифицируют умственную отсталость. На данный момент не существует единого стандарта на тесты IQ.

Тесты делятся по возрастным группам и показывают развитие человека, согласно его возрасту. То есть ребенок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, поскольку развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы от 18 лет и предусматривает максимальный уровень IQ в 180 баллов.

Важно заметить, что большинство тестов, которые можно найти в сети Интернет и претендующих на измерение IQ, разработанные некомпетентными организациями и лицами и обычно значительно завышают результаты. Все исследования, которые доказывают связь IQ и интеллекта, общей способности к решению задач, академического и профессионального потенциала и других социальных последствий, относятся к результатам профессиональных IQ тестов, таких как тест Векслера, и тому подобное.

Влияние на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в прогнозе IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003). До последнего времени наследственность преимущественно изучалась на детях. Различные исследования показали наследственность в границах между 0,4 и 0,8 в США, что означает, в зависимости от исследования, от чуть меньшей половины до заметно более половины разницы в IQ, среди наблюдаемых детей зависела от их генов. Остальное зависело от условий существования ребенка и ошибки измерения. Наследственность в пределах от 0,4 до 0,8 предполагает, что IQ «значительно» наследственное.

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными. Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта среди взрослого населения, так и среди детей.

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, которые призваны выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute) начинает проект по полногеномное поиска ассоциаций у людей с высокими умственными способностями. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут еще сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребенка. Были обнаружены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например, размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и прочее. Такое воздействие приносит коэффициента интеллекта долю в 0.2- 0.35. Но чем старше становится ребенок, тем слабее эта зависимость проявляется, и практически полностью исчезает к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же оточувальни факторы.

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследование 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ.

Другое исследование более 13000 детей показало, что кормление грудью может повысить интеллект ребенка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жесткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий, был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ, были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых, отмечена неуравновешенность ("bias" испытуемых по языковому составляющей, подчеркнутые другие методологические проблемы, и в целом достоверность результатов поставлена ​​под сомнение.

Групповые различия

Пол

Большинство исследователей считает, что в целом средний развитие интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. В то же время у мужчин более выраженный разброс: среди них более очень умных, так и очень глупых; то есть среди людей с очень высоким или очень низким интеллектом больше мужчин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности разных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков — в области вербальных способностей.

Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится всего одна женщина.

Раса

Исследование среди жителей США показали наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования так называемого «научного расизма», однако по некоторым исследованиям он постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. Вследствие эффекта Флинна, средний IQ негров в 1995 соответствует среднему IQ европеоидов в 1945 Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~ 10% выше IQ, нож не белыми. В Великобритании чернокожие воспитанники интернатов имеют более высокий IQ, чем белые.

Страна

Были выявлены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и ее экономическим развитием, ВВП, демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ. Например, недостаток йода приводит к снижению IQ в среднем на 12 баллов. Люди с высоким IQ обычно имеют более низкую смертность и реже страдают заболеваниями.

Возраст и IQ

Хотя сам IQ означает редкость интеллектуальных способностей в своей возрастной группе, умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего идет медленный спад.

IQ взрослых людей в гораздо более значительной степени определяется генетикой, по сравнению с окружающей средой, чем IQ детей. Некоторые дети сначала опережают сверстников в IQ, но потом их IQ выравнивается по сверстников.

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большим баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценкам составляет около 0,5. Тесты IQ является одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Успех в научной деятельности

Некоторые исследования показали, что целеустремленность и оригинальность играют высшую роль в достижении успехов в науке. Однако, доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 — максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Производительность труда

Согласно Франко Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предвестником будущей производительности является общее интеллектуальные способности. При прогнозе производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с умственными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследование, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. Преимущественно, возможность предсказания эффективности по IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что поскольку IQ объясняет лишь 29% различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности, и тому подобное., Вероятно, имеют такую ​​же или большую важность, но в данный момент не существует столь же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Прибыль

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больше IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррей обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, независимо от семьи и социального класса, в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет-0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объяснены различия в преступности составляют менее 4%. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсен цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70 — 90 независимо от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80 — 90.

Формула IQ

В различных тестах на определение уровня интеллекта используют различные формулы для подсчета одна из них выглядит так: IQ = РО / МИН × 100,

где РВ умственный возраст, а ХВ хронологический возраст. Например, человеку 20 лет, умственный возраст которой составляет 22 года, имеет IQ 22/20 × 100 = 110.

Критика IQ

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны ученых. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена ​​некорректно или авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

«Я … решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается только угадать ответ — на логику опираться бессмысленно ».

Исходя из этого можно отметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивного мышления, но и к индуктивного. Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых задачах ответы не вытекают однозначно с задания, и нужно выбрать наиболее разумную или простой ответ. Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

«Если человек ответил так же, как и Айзенк, то она тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоская человек сто раз задумается, прежде чем ответить … Существует бесчисленное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадает с авторским. Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает "правильную" ответ на тесты, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые рассуждают так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную посредственность ».

Советский психолог Лев Семенович Выготский в своих работах показал, что текущий IQ ребенка мало что говорит о перспективах дальнейшего обучения и умственного развития. В связи с этим он ввел понятие «зона ближайшего развития». Похожий шутку говорит, что тесты на IQ на самом деле проверяют способность человека решать эти тесты. Это недалеко от истины. По сути от испытуемого требуется решение определенных задач определенным образом. Чем на самом деле умнее человек, тем больше вариантов решений, альтернативных предложенным создателями теста, она сможет предложить.

Понятие «коэффициент интеллекта» ввел немецкий психолог Уильям Штерн. Он использовал IQ как акроним для термина Intelligenz-Quotient - коэффициент IQ представлял собой балл, полученный по итогам ряда стандартизированных тестов, проводимых под руководством психолога с целью определить уровень интеллекта.

Пионеры исследований разума

Вначале психологи сомневались в том, что человеческий ум можно, тем более точно, измерить. В то время как интерес к измерению интеллекта насчитывает тысячи лет, первый тест на IQ появился лишь недавно. В 1904 году правительство Франции попросило психолога Альфреда Бине помочь установить, какие ученики, скорее всего, будут испытывать затруднения в школе. Необходимость установить интеллект школьников возникла, чтобы все они могли получить обязательное начальное образование. Бине попросил коллегу Теодора Симона помочь ему создать тест, в котором бы основное внимание уделялось практическим вопросам: памяти, вниманию и решению задач - вещам, которым детей в школе не учат. Некоторые отвечали на более сложные вопросы, чем их возрастная группа, и поэтому, на основе данных наблюдений, появилась ныне классическая концепция ментального возраста. Результат работы психологов - шкала Бине - Симона - стала первым стандартизированным IQ-тестом.

К 1916 году психолог Стэнфордского университета Льюис Терман адаптировал шкалу Бине - Симона для использования в США. Измененный тест получил название «шкала интеллекта Стэнфорд - Бине» и на несколько десятилетий стал стандартным тестом проверки интеллекта в Соединенных Штатах. В Стэнфорд - Бине для представления индивидуального результата используется число, известное как IQ - коэффициент интеллекта.

Как подсчитать интеллект?

Коэффициент интеллекта первоначально определялся путем деления ментального возраста лица, проходившего тест, на его хронологический возраст, и умножения частного на 100. Само собой разумеется, что это работает (или лучше всего подходит) только для детей. Например, ребенок с ментальным возрастом 13,2 года и хронологическим 10 лет обладает IQ 132 и имеет право вступить в Менсу (13,2 ÷ 10 х 100 = 132).

Во время Первой мировой войны в армии Соединенных Штатов были разработаны несколько тестов для отбора новобранцев, пригодных для выполнения особых видов работ. Армейский тест «Альфа» был письменным, а «Бета» проводился для неграмотных рекрутов.

Этот и другие тесты IQ также применялись для проверки новых иммигрантов, прибывавших в США с острова Эллис. Их результаты использовались для фабрикации ложных обобщений об «удивительно низком интеллекте» иммигрантов из Южной Европы и евреев. Эти результаты в 1920 г. привели к появлению предложений «расово мотивированного» психолога Годдарда и других Конгрессу ввести ограничения на иммиграцию. Несмотря на то что тесты проводились только на английском языке, а подавляющее большинство иммигрантов его не понимало, правительство Соединенных Штатов депортировало много тысяч достойных людей, которые были помечены как «непригодные» или «нежелательные». И происходило это за десятилетие до того, как в нацистской Германии заговорили о евгенике.

Психолог Дэвид Векслер был недоволен, по его мнению, ограниченными тестами Стэнфорд - Бине. Главной причиной этого была единственная оценка, его акцент на ограничение времени, а также тот факт, что тест был разработан специально для детей, и поэтому не подходил для взрослых. В результате в течение 1930-х годов Векслер разработал новый тест, который был известен как Шкала интеллекта Векслера - Белвью. Впоследствии тест был пересмотрен и стал известен как шкала интеллекта Векслера для взрослых, или WAIS. Вместо одной общей оценки, тест создавал общую картину сильных и слабых сторон испытуемого. Одним из преимуществ такого подхода является то, что он также предоставляет полезную информацию. Например, в некоторых областях и низкие в других говорят о наличии специфических нарушений обучаемости.

WAIS стал первым тестом психолога Роберта Векслера, а WISC (шкала интеллекта для детей Векслера) и Дошкольная шкала интеллекта Векслера (WPPSI) были разработаны позже. Взрослый вариант с тех пор трижды подвергался пересмотру: WAIS-R (1981), WAIS III (1997) и в 2008 году WAIS-IV.

В отличие от тестов, основанных на хронологической и психической возрастной шкалах и стандартах, как в случае со Стэнфордом - Бине, все версии WAIS рассчитываются путем сравнения результата тестируемого лица с данными других испытуемых той же возрастной группы. Средний балл IQ (по всему миру) составляет 100 баллов с 2/3 результатов в «нормальном» диапазоне от 85 до 115. Нормы WAIS стали стандартом в тестировании IQ, и поэтому их использует тест Айзенка и Стэнфорд - Бине, за тем исключением, что стандартное отклонение в нем не 15, а 16. В тесте Кеттелла отклонение равно 23,8 - он часто дает очень лестные IQ, что может ввести неосведомленных людей в заблуждение.

Высокий IQ - высокий интеллект?

Коэффициент интеллекта для одаренных определяется с помощью особых тестов, которые обеспечивают психологов множеством полезной информации. У многих из них средний балл зафиксирован на уровне 145-150, а полный диапазон - между 120 и 190. На результаты ниже 120 тест не рассчитан, а более 190 баллов очень трудно интерполировать, хотя это и возможно.

Паул Койманс из Нидерландов считается основоположником IQ-тестов верхнего диапазона, и он является создателем большинства оригинальных, а теперь классических, тестов этого типа. Также он основал и администрирует общества супервысокого IQ: «Глия», «Гига» и «Грааль». Среди самых известных и популярных тестов Койманса - «Тест для гения», «Тест Немезиды» и «Тест множественного выбора Койманса». Присутствие, влияние и участие Паула являются обязательными условиями, это неотъемлемая часть духа сверхвысоких тестов IQ и его сообществ в целом. Другие классические гуру тестов на высокий интеллект - Рон Хоэфлин, Роберт Лато, Лоран Дюбуа, Мислав Предавец и Джонатон Уай.

Существуют различные типы мышления, которые по-разному проявляются на разных уровнях. Люди имеют разные навыки и уровень интеллекта: вербальный, типовой, пространственный, концептуальный, математический. Но также существуют различные способы их проявления - логический, латеральный, конвергентный, линейный, дивергентный и даже вдохновенный и гениальный.

Стандартный и повышенный тест на IQ выявляют общий фактор интеллекта; но в тестах высокого уровня он определяется различными способами.

Часто говорят о высоких баллах IQ, которые называют IQ гениев, но что на самом деле обозначают эти числа и как они складываются? Какая оценка IQ является признаком гениальности?

  • Высокий IQ - это любой балл выше 140.
  • IQ гения - более 160.
  • Великий гений - оценка равна или превышает 200 баллов.

Высокий IQ прямо связан с успехами в учебе, но оказывает ли он влияние на успех в жизни в целом? Насколько гении удачливее людей с более низким IQ? Некоторые эксперты считают, что по сравнению с другими факторами, включая эмоциональный интеллект, коэффициент интеллекта имеет меньшее значение.

Разбивка баллов IQ

Итак, как именно интерпретируются оценки IQ? Средний балл IQ-теста равен 100. 68 % результатов IQ-тестирования попадает в пределы стандартного отклонения от среднего значения. Это значит, что у большинства людей IQ находится между 85 и 115.

  • До 24 баллов: глубокое слабоумие.
  • 25-39 баллов: тяжелая умственная неполноценность.
  • 40-54 балла: умеренное слабоумие.
  • 55-69 баллов: легкая умственная неполноценность.
  • 70-84 балла: пограничное психическое расстройство.
  • 85-114 баллов: средний интеллект.
  • 115-129 баллов: уровень выше среднего.
  • 130-144 балла: умеренная одаренность.
  • 145-159 баллов: высокая одаренность.
  • 160-179 баллов: исключительная одаренность.
  • более 179 баллов: глубокая одаренность.

Что означает IQ?

Когда говорят о тестах на интеллект, коэффициент интеллекта называют «баллами одаренности». Что же они представляют собой при оценке IQ? Чтобы понять это, важно прежде всего разобраться в тестировании в целом.

Сегодняшние тесты на определение коэффициента интеллекта основаны главным образом на оригинальных тестах, разработанных в начале 1900-х годов французским психологом Альфредом Бине для выявления студентов, нуждающихся в дополнительной помощи.

На основании своих исследований Бине разработал концепцию умственного возраста. Дети некоторых возрастных групп быстро отвечали на вопросы, на которые обычно давали ответы дети более старшего возраста - их ментальный возраст превосходил хронологический. Измерения интеллекта Бине основывались на средних способностях детей определенной возрастной группы.

IQ-тесты предназначены для измерения способности человека решать задачи и рассуждать. Оценка коэффициента интеллекта является мерой подвижных и кристаллизованных умственных способностей. Баллы показывают, насколько хорошо был пройден тест по сравнению с другими людьми в данной возрастной группе.

Понимание IQ

Распределение оценок IQ отвечает кривой Бэлла - колоколоподобной кривой, пик которой соответствует наибольшему количеству результатов теста. Колокол затем опускается с каждой стороны - по одну сторону находятся баллы ниже среднего, а с другой - выше.

При этом равно среднему баллу и рассчитывается путем добавления всех результатов с последующим делением их на общее количество баллов.

Стандартное отклонение является мерой изменчивости в популяции. Низкое стандартное отклонение означает, что большинство точек данных очень близки одному и тому же значению. Высокое стандартное отклонение указывает на то, что точки данных, как правило, удалены от среднего значения. В тестировании IQ стандартное отклонение равно 15.

IQ увеличивается

С каждым поколением IQ увеличивается. Это явление носит название эффекта Флинна, названного в честь исследователя Джима Флинна. С 1930-х годов, когда стандартизированные тесты получили широкое распространение, исследователи отмечают устойчивый и значительный рост оценок результатов тестов у людей во всем мире. Флинн предположил, что это увеличение связано с улучшением наших возможностей решать проблемы, мыслить абстрактно и использовать логику.

Согласно Флинну, прошлые поколения в основном имели дело с конкретными и специфическими проблемами их непосредственного окружения, а современные люди больше думают об абстрактных и гипотетических ситуациях. Не только это, но и подходы к обучению за последние 75 лет изменились кардинально, и больше людей занимается, как правило, умственным трудом.

Что измеряют тесты?

Тесты IQ оценивают логику, пространственное воображение, словесно-логическое мышление и визуальные способности. Они не предназначены для определения знаний в конкретных предметных областях, так как тест на интеллект не является чем-то, что можно выучить для того, чтобы улучшить свой счет. Вместо этого, данные тесты оценивают способность использовать логику для решения проблем, распознавать закономерности и быстро устанавливать связи между различной информацией.

Хотя часто можно услышать, что выдающиеся личности, такие как Альберт Эйнштейн и Стивен Хокинг, обладают IQ, равным 160 или выше, или же некоторые кандидаты в президенты имеют специфические IQ, эти числа являются просто оценочными. В большинстве случаев нет никаких доказательств того, что эти известные лица когда-либо проходили стандартизированный IQ-тест и тем более предавали его результаты огласке.

Почему средний балл равен 100?

Психометристы используют процесс, известный как стандартизация, чтобы сравнивать и интерпретировать значения баллов IQ. Этот процесс осуществляется путем проведения теста на репрезентативной выборке с использованием его результатов для создания стандартов или норм, с помощью которых можно сравнить индивидуальные оценки. Так как средний балл равен 100, специалисты могут быстро сопоставить индивидуальные оценки со средним показателем, чтобы установить, попадают ли они в нормальное распределение.

Системы классификации могут варьироваться от одного издателя к другому, хотя многие, как правило, следуют одной системе оценок. Например, по шкале интеллекта взрослых Векслера и в тесте Стэнфорд - Бине баллы в диапазоне 85-115 считаются «средними».

Что именно оценивают тесты?

Тесты на определение коэффициента интеллекта предназначены для оценки кристаллизованных и подвижных умственных способностей. Кристаллизованный включает знания и навыки, приобретенные в течение всей жизни, а подвижный - способность рассуждать, решать проблемы и осмысливать абстрактную информацию.

Подвижный интеллект считается независимым от обучения и имеет тенденцию к снижению в более зрелом возрасте. Кристаллизованный же прямо связан с обучением и опытом и постоянно увеличивается со временем.

Тест на интеллект проводится лицензированными психологами. Существуют различные виды тестов, многие из них включают ряд субтестов, предназначенных для оценки математических способностей, языковых навыков, памяти, навыков рассуждения и скорости обработки информации. Их результаты затем объединяются, формируя общий балл IQ.

Важно отметить, что, хотя часто говорят о среднем, низком и гениальном IQ, единого теста на уровень интеллекта не существует. Сегодня используется множество различных тестов, в т. ч. Стэнфорд - Бине, шкала интеллекта взрослых Айзенка и тесты познавательных способностей Вудкока - Джонсона. Каждый из них отличается тем, что именно и каким образом оценивается, и как интерпретируются результаты.

Что считается низким IQ?

IQ, равный или ниже 70 баллов, считается низким. В прошлом такой коэффициент интеллекта считался эталоном для умственной отсталости, интеллектуальной недееспособности, характеризующейся значительными когнитивными нарушениями.

Сегодня, однако, IQ сам по себе не используются для диагностики интеллектуальной инвалидности. Вместо этого критерием данного диагноза является низкий IQ с доказательствами того, что эти когнитивные ограничения существовали в возрасте до 18 лет и касались двух или более адаптивных областей, таких как коммуникация и самопомощь.

Около 2,2 % всех людей имеют балл IQ ниже 70.

Так что это значит - иметь средний IQ?

Уровень IQ может быть хорошим общим показателем способности рассуждать и решать проблемы, но многие психологи предполагают, что тесты не открывают всей правды.

Среди нескольких вещей, которые они не способны измерить, - практические навыки и таланты. Человек со средним IQ может быть великим музыкантом, художником, певцом или механиком. Психолог разработал теорию множественного интеллекта, предназначенную для устранения этого недостатка.

Кроме того, исследователи обнаружили, что IQ может меняться с течением времени. Исследование интеллекта подростков с разрывом в 4 года дало результаты, значения которых варьировались на 20 пунктов.

Тесты IQ также не касаются оценки любознательности и того, насколько хорошо человек понимает эмоции и владеет ими. Некоторые эксперты, включая писателя предполагают, что эмоциональный интеллект (EQ) может быть даже более важным, чем IQ. Исследователи обнаружили, что высокий IQ действительно может помочь людям во многих областях жизни, но гарантии жизненного успеха не дает.

Так что беспокоиться об отсутствии гениальности не стоит, так как подавляющее большинство людей гениями не являются. Подобно тому как высокий уровень IQ не гарантирует успеха, средний или низкий IQ не гарантируют неудачи или посредственности. Другие факторы, такие как тяжелый труд, стойкость, настойчивость и общее отношение являются важными частями головоломки.

Неудачные попытки определить сущность интеллекта привели к стрем-лению понять его через интеллектуальное выполнение. Это означает, что вопрос «Что такое интеллект?» был переформулирован так: «Какой тип пове-дения называется интеллектуальным?» Чтобы ответить на этот вопрос, нуж-но создать ситуации, предоставляющие выбор - поступить интеллектуально или неинтеллектуально, а затем наблюдать индивидуальные различия между людьми, выбирающими интеллектуальный и неинтеллектуальный способы выполнения. По мнению многих психологов начала XX в., интеллектуальные тесты создают именно такие ситуации, в которых правильным может быть только один выбор из нескольких альтернативных. Интеллектуальный тест представляет собой модель того типа проблем, где возможно интеллектуаль-ное выполнение. Поэтому некоторые психологи (А. Бине, Ч. Спирмен, Л. Термен и др.) стали называть интеллектом то, что измеряется интеллектуаль-ными тестами. Коэффициент интеллектуальности (IQ) стал синонимом ин-теллекта.

Впервые понятие уровень интеллекта использовал знаменитый римс-кий философ и оратор Марк Туллий Цицерон: под интеллектом он подразу-мевал совокупность умственных способностей, присущих конкретному чело-веку. Классическое понятие уровня интеллекта известно уже почти целый век. Его создатель – французский психолог Альфред Бине, который вместе со своим сотрудником Теодором Симоном опубликовал первую серию тестов для измерения уровня интеллекта. А. Бине исходил из предположения, что уровень интеллекта (как врожденная способность) остается постоянным в те-чение жизни и направляется на решение разных задач. Через несколько лет после этого психологи Уильям Штерн и Льюис Терман усовершенствовали тесты Бине, введя в 1912 г. понятие «коэффициент интеллекта».

В. Штерн обратил внимание на некоторые недостатки умственного возрас-та как показателя в шкалах, предложенных Бине. Основной недостаток заключался в том, что одна и та же разница в «умственном возрасте» двух индивидов для разных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чем меньше хронологический возраст ребенка, тем существеннее сдвиги, происходящие в его умственном развитии в течение каждого года жизни. Поэтому Штерн предложил определять не абсолютную меру интеллекта (раз-ность между умственным возрастом (УВ) и хронологическим возрастом (ХВ)), а относительную (частное, получаемое при делении УВ на ХВ). Коэффициент интеллекта впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 г.

Таким образом, коэффициент интеллекта или IQ не является постоян-ной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды. Коэф-фициент интеллекта или IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достижений в обучении.


Понятие коэффициент интеллекта или IQ характеризует результат тес-тов интеллекта. Исторически IQ был обозначен как пропорция умственного развития и хронологического возраста умноженная на 100. Сейчас IQ изме-ряется иными способами, но все еще по шкале в 100 единиц со стандартным отклонением 16.

Этот показатель определяется в результате арифметического деления на основании балла, полученного человеком, выполнившим тест на интел-лект. Этот балл называется умственным возрастом и делится на хронологи-ческий возраст экзаменуемого, после чего умножается на сто. У большинства людей он колеблется в границах 85 – 115 пунктов.

Существует стандартизированные значения или уровни IQ:

· IQ в диапазоне 65 – 85 означает низкий уровень интеллекта;

· IQ в диапазоне 85 – 100 означает нормальный уровень, нижняя граница нормы;

· IQ в диапазоне 100 – 115 означает нормальный уровень, верхняя грани-ца нормы;

· IQ в диапазоне 115 – 130 означает высокий уровень развития интел-лектуальных способностей;

· IQ в диапазоне 130 – 160 означает, что у человека умственная одарен-ность.

Добавим, что по мнению многих психологов в значительной мере на форми-рование уровня интеллекта влияют как наследственность, так и условия ок-ружающей среды. Считается, что при достижении 16 лет интеллект у челове-ка расти уже не может. На каком-то этапе начали обращать внимание на ог-раниченность классического определения интеллекта – оказалось, что даже если знать интеллектуальный потенциал конкретного человека, всё равно нельзя предсказать, сможет ли он добиться успеха на работе или в личной жизни.

Неоднократно случалось, что люди с очень высоким уров-нем интеллекта никак не могли приспособиться к своему окружению, тогда как их коллеги с средними умственными способностями оказывались преуспевающими.



Похожие статьи