Зависимости и их влияние на человека. Индивидуальные особенности личности при зависимом поведении

Что такое игромания, кто ей подвержен, как развивается и влияет на жизнь зависимость от азартных игр. Признаки расстройства личности, способы борьбы и методы лечения этого психического заболевания.

Содержание статьи:

Игромания или лудомания (лат.), гемблинг (анг.) - это расстройство психики, характеризующееся неконтролируемой тягой к игре на деньги. Со временем изменения в поведении во многом определяют дальнейшую жизнь личности. По Международной классификации болезней (МКБ) считается «патологическим влечением к азартным играм». Приравнивается к зависимости от алкоголизма и наркомании.

Описание и механизм развития игромании


В зависимость чаще попадают мужчины, меньше - женщины, но у них болезненное влечение протекает в более тяжелой форме. Широко распространена в мире. Больше всего таких людей в Гонконге, США и Канаде. В России - не более 2%, в Украине такая статистика не ведется.

На деньги можно играть где угодно и во что угодно, даже в шахматы и шашки. Серьезные игроки предпочитают казино, ипподром или бильярд. Для большинства самыми доступными стали карты, всевозможные лотереи, игровые автоматы.

Особый, вызывающий тревогу специалистов и родителей вид зависимости, - компьютерные игры, в которые массово вовлекаются через интернет подростки. Деньги на них тратятся не такие большие, но вред неустоявшейся детской психике они наносят огромный.

Рассмотрим, как развивается зависимость игромания:

  • Увлечение . Многие любят азартные игры, наверное, не найдется такого человека, который хоть раз в своей жизни не играл в карты на деньги. Кто-то не придал этому большого значения, для него это осталась всего лишь легкой забавой, развлечением на досуге. Веселым препровождением времени, когда необходимо встряхнуться, испытать гамму ярких чувств, которых так не хватает в будничной жизни. Этого вполне достаточно, чтобы снять усталость и отвлечься от житейских забот. Большинство таких людей самодостаточны и способны контролировать свои эмоции.
  • Зависимость . Некоторые зацикливаются на азарте, бурно переживают свой проигрыш. Лукавая мысль, что можно отыграться, заставляет снова садиться за стол. А если еще выпадет большой куш, тут уж радости нет предела, правда, чаще всего он быстро спускается. Человек опять на мели, а так хочется вновь поймать удачу. Денег уже нет, нужно занимать или еще каким-то неправедным способом их находить, чтобы снова замаячила призрачная надежда на выигрыш. Появляется психологическая зависимость от игры.
  • Патология . Человек постепенно втягивается в порочный круг игромании. Она становится сплошной головной болью. Скандалы в семье не заставляют отказаться от игры, защитный психологический тормоз уже не срабатывает, не помогает остановиться. Происходят серьезные изменения в психике и организме. Безобидное на первый взгляд увлечение переходит в патологическую форму зависимости.

Важно! Чтобы вовремя остановиться, нужно уметь контролировать свои эмоции. Игроман зацикливается не на самом проигрыше, а на желании отыграться. Умейте держать себя в руках!

Основные причины появления игромании


Причины, по которым человек становится зависимым от азартных игр, имеют социальное происхождение и кроются в психологических особенностях личности.

Рассмотрим основные причины игромании:

  1. Социальные корни игромании . Во многих странах азартные игры официально разрешены, однако в специально отведенных местах. Игорный бизнес способствует развитию пагубной страсти, вовлечению в него многих людей. Другим не менее важным фактором стало увлечение компьютерными играми. Особую опасность представляют они для молодежи. Об этом уже говорят психологи и медики, высока вероятность, что подростки, проводящие много времени за «азартным» компьютером, зачастую игнорируя даже учебу, станут игроманами.
  2. Психологические причины зависимости . Основной причиной является лабильная психика, ее неустойчивость сказывается на поведении любителя азартных игр. Желание непременно отыграться после крупного проигрыша подогревает мысль, что это всего лишь временная полоса неудач, обязательно повезет. Надежда на крупный выигрыш незаметно овладевает натурой. Всепоглощающая страсть захватывает полностью, негативно сказывается на отношениях в семье, возникают проблемы на работе. Походы в казино или другие «игровые» места резко увеличиваются, в разы возрастают суммы проигранных денег. Социальная значимость личности заметно снижается, но это ее совсем не тревожит, так как уже сформировалась патологическая зависимость от азартных игр.
  3. Одиночество . Человек - существо социальное, потому всегда стремится к общению, а игра - это один из способов коммуникации. Она может доставить массу ярких эмоций и скрасить жизнь. Возможность выиграть большие деньги на первых порах не представляется важной. В сочетании с психологическими особенностями своего характера такая личность может стать заядлым игроманом.
  4. Неудовлетворенность . Возникает от череды жизненных неудач, связанных, прежде всего, с неуверенностью в себе. Человек стремится уйти в ирреальный мир, компьютерные игры представляют ему такую возможность. Окунувшись в атмосферу иллюзии, он чувствует себя сильным, смелым, удачным, чего так не хватает в реальности. Другой причиной может стать маленькая зарплата. Денег хронически не хватает, а, допустим, на тотализаторе есть вероятность сорвать куш.
  5. Вредные факторы . Курение, алкоголизм, наркомания не являются определяющими, но в известной мере могут подтолкнуть к зависимости от игромании.
  6. Сексуальная неудовлетворенность . Если в силу каких-либо причин сексуальная жизнь не ладится, организм мало вырабатывает «гормона радости» - эндорфина. Однако его выделяется много, когда испытывается сильное возбуждение при игре. Человек может находиться в состоянии эйфории, это ему нравится, а потому вполне может стать игроманом.

Признаки зависимого человека


Таких много, они перекликаются с симптомами алкоголизма и наркомании.

Среди наиболее заметных выделяют:

  • Беспредметная раздражительность и нервозность;
  • Повышенная возбудимость;
  • Вспыльчивость, когда отрывают от игры;
  • Сужение круга интересов - молодой человек, если учится, может прогуливать занятия;
  • Равнодушие к просьбам близких людей, связано с невозможностью оторваться от компьютера;
  • Не следит за собой, небрежно одет;
  • Вечные долги, ведущие к конфликтам в семье;
  • Выманивание денег у близких и знакомых;
  • Нередко из дома выносятся вещи, на работе совершаются растраты, что приводит к конфликту с законом;
  • Авантюризм, когда принимается необдуманное решение;
  • Коварность, ради достижения своей цели уже ни перед чем не останавливается, скрывая свои плохие поступки под личиной доброжелательности.
Рассмотрим степени одержимости игромана по нарастанию симптомов:
  • Начальная стадия. Человек играет периодически и не зацикливается на игре.
  • Появление зависимости. Игра становится смыслом жизни. Начинаются крупные проигрыши, появляются большие неоплаченные долги.
  • Упадок духа. На этой стадии разрываются связи с семьей и друзьями. Репутация окончательно испорченная, теряется работа. Человек не в состоянии адекватно оценить свои поступки, свою вину в случившемся перекладывает на окружающих. Нарастает паника, нередко начинаются приступы раскаяния, но заканчиваются безрезультатно.
  • Безнадежность. Последняя самая опасная стадия, когда зависимый начинает сильно пить и возможны попытки суицида. Личность деградирует, возникают приступы безумия, как результат - психиатрическая лечебница.

Важно! Когда появляются первые внешние признаки, что человек бездумно играет, близким следует незамедлительно уговорить его обратиться к психологу.

Способы борьбы с зависимостью от игромании


Игроман так же тяжело поддается лечению, как больной алкоголизмом и наркоманией. Уговорить его обратиться за помощью к специалисту нелегко, но за него стоит бороться. И тут крайне важна поддержка семьи. Не суровый окрик и злорадство, вот, мол, доигрался, а я же тебе говорил(а), что твои игры до хорошего не доведут, а только неназойливое, мягкое и внимательное отношение поможет близкому человеку избавиться от вредной привычки.

Можно попытаться обойтись без врачебной помощи. Однако попытка отпоить какими-либо успокаивающими настоями трав не будет успешной, так как нужно бороться не с последствиями, а с причиной. Она же кроется в ослабленном организме и подорванной психике.

Рассмотрим по-настоящему действенные способы, которые помогут избавиться от игромании:

  1. Группа Анонимных игроков . Если не наступила патологическая форма зависимости, человек может ходить в такое общество. Такие сообщества давно уже существуют наряду с объединениями Анонимных алкоголиков и наркоманов. Там с проблемными людьми работают по американской программе двенадцати шагов. Главное в ней - это суметь встать над своей ложной гордыней, посмотреть правде глаза, чтобы признаться самому себе, и в кругу таких же, как сам, громко сказать: «Да, я зависимый от игромании». Через подобные группы прошли тысячи подвластных своим порокам, и многие вернулись к нормальной жизни. Однако, если нет упорной работы над собой по предложенной программе, надеяться на чудо не стоит. Только постоянные занятия и общение с находящимися на пути выздоровления могут привести к положительному результату.
  2. Медикаментозное лечение . При патологических формах игромании зависимого от нее помещают в стационар. Назначается медикаментозное лечение. Чтобы облегчить состояние пациента, ему назначают антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики. Главная задача - посредством лекарств привести больного в адекватное состояние, когда он придет в себя, подключается психотерапевт и происходит коррекция всех психических процессов пациента по уже рассмотренным схемам.
  3. Психотерапия . Если болезнь зашла далеко, как лечить игроманию, может посоветовать только психолог или врач-психиатр. Проведя всестороннее исследование, они назначат специальный курс лечения. Он заключается в проведении специальных сеансов.
Помощь в борьбе с игроманией окажут такие методы психотерапии:
  1. Гештальт-терапия . Основное внимание в ходе психотерапевтических процедур уделяется непосредственным переживаниям пациента. С помощью психолога он получает возможность осознать свои мысли и чувства. Это помогает найти душевное равновесие и гармонию с окружающим миром. Человек приходит к пониманию, что раньше он исповедовал ложные ценности, которые сделали его жизнь проблемной.
  2. Когнитивно-поведенческая психотерапия . Делает упор на анализе настоящих проблем, возникших от образа мышления человека. Какие у него мысли, такие он накручивает себе проблемы. Чтобы избежать негатива, психотерапевт стремится закрепить в сознании пациента новый центр позитивных образов. Схематично это можно показать так: исследование самых ярких мыслей прошлого, почему они возникли, избавление от старых стереотипов мышления и закрепление новых, установка, что они могут привести к внутренней гармонии и успеху, фиксация достигнутых результатов.
  3. Гипносуггестивная терапия . Это лечение гипнозом, когда гипнотизер вводит человека или группу людей в состояние транса, а потом внушает нужные установки. Такой способ хорошо помогает при разных психических расстройствах, например, снижает уровень тревоги при депрессии.

Важно! Чтобы любой из психотерапевтических методов был успешным, прежде всего необходимо желание самого человека.


Как бороться с игроманией - смотрите видео:


Зависимость от игромании имеет социальные корни, однако приводят к ней внутренние мотивации и установки, а также особенности психики личности. Причин, почему человек увлекается азартными играми, много, но все они в конечном итоге заканчиваются тяжелой формой регрессии, имеющей отчетливо выраженную патологию. Вред игромании заключается в том, что она наносит огромный ущерб здоровью, чтобы индивид смог вернуться к нормальному образу жизни, ему необходимо пройти длительный курс реабилитации, который может стать успешным только при действенной поддержке семьи и близких.

Аддиктивное (зависимое) поведение - поведение, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ или постоянной фиксации своего внимания на определенных предметах или видах деятельности (активностях), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Суть зависимого поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия.

Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью, а человек становится беспомощным перед своим пристрастием.

Современному человеку приходится принимать все возрастающее количество решений в единицу времени. Нагрузка (психологическая, эмоциональная, физическая) на системы адаптации очень велика.

Обычный человек, сталкиваясь с трудностями старается или бороться, или приспосабливаться к ситуации. А зависимый человек ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от проблем.

Периодически все люди испытывают психологический дискомфорт Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения. У зависимых людей создается субъективное впечатление, что, таким образом, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций.

1. Вещества, изменяющие, психическое состояние:

  • Алкоголь
  • Табак
  • Наркотики
  • Токсические вещества
  • Лекарственные препараты и др.

2. Виды деятельности:

  • Азартные игры
  • Компьютер
  • Мобильный телефон
  • Еда и др.

Каждый вид имеет свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям.

У людей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и др. веществами, развивается интоксикация, наряду с психологической зависимостью появляются разные формы физической и химической зависимости, что связано в свою очередь с нарушением обмена веществ, поражением органов и систем организма, изменения в развитии личности.

При вовлеченности в какую-то деятельность развивается психологическая зависимость, более мягкая по своему характеру.

Но все эти виды объединяют общие механизмы формирования.

Какие последствия могут возникнуть и чем опасно зависимое поведение для человека?

Такое поведение опасно тем, что устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Близкие, дружественные отношения с людьми постепенно становятся ненужными, неинтересными, нарушаются контакты, увеличивается количество конфликтов.

Употребление веществ или определенная деятельность становится самой важной целью жизни.

Это опасно не только для самого человека, но и для тех, кто его окружает. Поглощается время, силы, энергия и эмоции до такой степени, что становится невозможным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатию, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям.

Отношения с людьми начинают казаться слишком непредсказуемыми, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи. Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию. Страшно то, что манипулятивный стиль переносится в сферу межличностных контактов. Таким образом, во взаимодействии аддиктивной личности с миром происходит специфическая переориентация: “одушевляются” предметные отношения с аддиктивными агентами и “опредмечиваются” межличностные отношения.

Зависимость отнимает время, силы, энергию, эмоции, увлечения, удовольствие от общения с людьми, дружбу, любовь, теряется способность сопереживать, желание развиваться, совершенствоваться. При этом формируются, закрепляются определенные особенности личности .

Характерные черты аддиктивной личности

Поведение аддиктов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общих особенностей:

Сниженная переносимость трудностей обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Это сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью, что влечет за собой частые конфликты.

Скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение “в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными”.

Стремление говорить неправду . Лживость аддиктов имеет первой причиной страх перед последствиями правдивого признания, второй - непроизвольное следование привычному "лживому" стереотипу поведения. Необязательность наркоманов - другая, отдельная от лживости характеристика аддиктивной личности, связанная именно с неспособностью и нежеланием переносить какие бы то ни было трудности, то есть гедонистической установкой.

Стремление обвинять невиновных , даже если известно, что человек на самом деле не виноват.

Уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.

Стереотипность, повторяемость поведения . Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.

Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.

Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.

Почему же возникает зависимость?

  • Подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам.
  • Стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников.
  • Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комфортность, неустойчивость характера).
  • «Протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов).
  • Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания.
  • Подчинение давлению и угрозам.
  • Любопытство.

Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью

1.3 Зависимое поведение как психологический феномен

Учение о зависимостях, или аддиктология, сформировалось на стыке психологии и медицины; определенный вклад вносят также педагогика и социология. Наряду с поиском и совершенствованием средств борьбы с развивающимися по эпидемической модели традиционными видами зависимостей, такими, как наркотическая (включая токсикоманию), алкогольная или табачная, наблюдается отчетливая тенденция к выработке более широкого представления о зависимости. Фактически ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения состояния сознания .

Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений .

На настоящий момент в научной литературе нет единого признанного определения психологической зависимости. Зависимость и аддикция принадлежат к числу относительно новых для отечественной науки терминов - немногим более десяти лет назад они фигурировали в составленном А.Е. Личко и Н.Я. Mamma "Словаре современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России" . За рубежом эти термины употребляются значительно шире.

В условиях терминологической разноголосицы одни авторы понимают аддикцию как заболевание, а зависимость как сопутствующие формы поведения, другие придерживаются противоположного мнения, третьи не различают данные термины или делают это непоследовательно .

В отличие от зарубежных исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения, в отечественной литературе аддиктивное поведение чаще означает, что болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости .

Существует и другой подход - рассмотрение аддиктивного поведения в более широком смысле. Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции .

Механизм формирования зависимости включает два базовых компонента. Он может быть запущен любым из них:

1) Диссоциация внутренней реальности (расщепление, разделение). Этот компонент связан с тем, каким образом человек переживает отдельность самого себя, собственное своеобразие. Нарушения восприятия своей уникальности берут начало с того времени, когда человек отрицает часть самого себя. Это та область его внутренней или внешней реальности, которая по тем или иным причинам оказывается для него неприемлема, дискомфортна. Возникает так называемая диссоциация, разделение самого себя на "Я" и "не Я". Это уменьшает явления дискомфорта, боли. Такой механизм формируется с детства с целью выжить, обеспечить свою сохранность. Например, отторгается отсутствие любви со стороны родителей, болезни, уничижающие оценки и т.п.

В результате человек теряет контакт с той частью реальности, которую отвергает, перестаёт ей доверять. Он отказывается воспринимать не только сигналы, извещающие о дискомфорте, но и сигналы о потребностях. Т.е. часть реальности человека оказывается изгнанной, её голос игнорируется, она лишается возможности сообщить о своих целях и своём состоянии.

2) Изоляция внутренней реальности. Каждый человек стремится к отношениям, к тому, чтобы открыть свою реальность другому и разделить себя, свою жизнь с любимым человеком. На пути сближения с другими людьми человек рано или поздно осознаёт, что он имеет свою собственную миссию, которую нельзя разделить ни с кем. Это означает одиночество при негативном восприятии. Для избегания одиночества человек пытается слиться, раствориться с другими. Так он не только и не столько приобретает общность с кем-либо, он, прежде всего, разрушает собственную уникальность. Он уничтожает свою реальность, чтобы освободиться от миссии - главной причины одиночества. Для этого нужно передать свою реальность во власть другому человеку. Но слияние и диссоциация приводят к полной зависимости в формировании собственной реальности от того, что человеку предлагает выбранный партнер или группа. Человек лишается настоящих отношений, он следует навязанным требованиям. Всё, что человек получает - ощущение потери, одиночество, изоляцию. Он начинает искать, что могло бы заполнить эту пустоту. И для "залатывания дыр" реальности чаще всего используется психоактивное вещество или зависимое поведение. При этом уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного "бегства", когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные .

Причины возникновения зависимости

Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния. Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к зависимому поведению.

Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции. Американские ученые также выделяют такой фактор как генетическая предрасположенность к различным формам аддиктивного поведения, передающаяся по наследству .

Под социальными факторами, влияющими на развитие аддиктивного поведения, понимаются дезинтеграция общества и нарастание изменений с невозможностью к ним своевременно адаптироваться. Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие заботы с предоставлением детей самих себе .

К психологическим факторам относятся личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни .

Ведущую роль в формировании аддиктивного поведения играют определенные психологические особенности человека: снижение переносимости трудностей в повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление обвинять других; попытки уйти от ответственности в принятии решений; стереотипность поведения; зависимость, тревожность. Эти черты в различных сочетаниях встречаются в преморбидном периоде, что позволяет считать их фактором, предрасполагающим к развитию аддикции. Для аддиктов характерно стремление к контролю, эгоцентризм, дуализм мышления, желание произвести ложное впечатление отсутствия проблем и благополучия, ригидность, задержка духовного развития .

К макросоциальным факторам, влияющим на развитие аддиктивного поведения, относятся дезинтеграция общества и нарастание в нем изменений, к которым некоторые члены общества не способны адаптироваться. Среди микросоциальных факторов, способствующих возникновению аддиктивного поведения, выделяют семейные и внесемейные взаимодействия, которые определяют индивидуальные реакции, особенности общения, систему предпочтений индивида. Их влияние может быть как конструктивным (поддерживают развитие личности, способствуют продуктивному общению, взаимопониманию), так и деструктивным (способствуют фиксации на страхе, комплексе вины и неполноценности) .

Развитию аддикций способствует такой фактор, как отсутствие четких границ между членами семьи, что приводит к неопределенности круга обязанностей, уходу от ответственности и стремлению избавиться от чувства вины с помощью аддиктивного поведения. Человек в повседневной жизни в любой ситуации стремится к психологическому комфорту, а если это стремление не осуществляется, может появиться та или иная зависимость. В основе практически всех зависимостей лежит внутриличностный конфликт или противоречия, с которыми личность не может справиться, не прибегая к уходу от реальности . Поэтому зависимость представляет собой личностное нарушение.

Провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения также считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста .

В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «состояние напряжения...

Взаимосвязь невротичности личности со стрессоустойчивостью и воображением у юношей и девушек

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте...

Влияния демонстрации агрессии в СМИ на подростков

Зависимость типов психологических защит личности от темперамента

психологический защита личность темперамент Термином «темперамент» еще в античной науке обозначали индивидуально-психологические различия. Гиппократ, как представитель древнегреческой медицины, считал...

Индивидуальные особенности личности при зависимом поведении

Исследование связи самооценки и позитивного мышления учащихся

Понятие самооценки как особого феномена в психологии сформировалось не сразу. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы «Я» в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был У. Джеймс. В понимании У...

Коррекция внимания в подростковом возрасте

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны...

Существуют различные аспекты изучения ксенофобии как психологического настроя личности по отношению к людям других национальности. Ниже подробно рассмотрим их отдельные характеристики...

Образ представителей другой нации у лиц, склонных к ксенофобии

Что бы там ни говорили, как психологический феномен ксенофобия удобна. Как показали в своей концепции философы-прагматисты, человек всегда мыслит так, как ему выгодно. Ксенофобия психологически выгодна...

Особенности мотивации в подростковом и юношеском возрастах

Мотивамция (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность...

Профилактика делинквентного поведения подростков

Одной из форм отклоняющегося поведения подростков является делинквентное поведение. Но часто делинквентное поведение путают с девиантным...

Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: Кто я?, Какой я?, В чем смысл моего существования, моей жизни? Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека существует потребность в самопознании...

Смысловая теория памяти

Социально–психологические особенности личности руководителей высшего звена

Теоретический анализ взаимосвязи между отцом и ребенком младшего школьного возраста

Исследования, проводимые в области исследования воспитания детей в семье, уделяют огромное значение отношениям ребенка и матери, роли матери, влияние материнства на развитие личности женщины, влияние матери на развитие ребенка...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение признаков (компенсаторное превознесение себя в воображении, стремление к замкнутости, потребность в успехе) игромании как прогрессирующей болезни. Определение влияния патологического влечения к азартным играм на состояние близких людей.

    реферат , добавлен 28.03.2010

    Причины азартно-игровой зависимости у подростков. Психологические особенности личности с игровой зависимостью. Психологическая характеристика подросткового возраста. Профилактика игровой зависимости среди подростков в общеобразовательных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Выдвигание гипотезы о взаимосвязи личностных особенностей и параметров досуга человека. Изучение проблемы игромании, природы ее развития и гендерных различий в восприятии азартных игр. Определение психопатологических свойств компьютерной зависимости.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Гэмблинг как вид информационной, нехимической, психологической зависимости. Типология игровых аддиктов, мотивационные основы и стадии зависимости. Система психотерапевтических методов лечения игромании и формирование адекватных социальных установок.

    презентация , добавлен 18.09.2010

    Основные понятия и стадии развития игровой зависимости. Характеристика когнитивно-поведенческой и гипносуггестивной психотерапии, метода гештальт терапии как основных способов лечения и реабилитации зависимых от азартных и компьютерных игр людей.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Девиантное поведение личности. Природа аддиктивного поведения. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения. Основные этапы профилактической деятельности. Комплексная профилактика аддиктивного поведения.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Характеристика видов аддикции. Типология компьютерных игр. Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения. Причины и механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков. Психодиагностические методы исследования личности подростка.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2013

    Проблема развития Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью в различных направлениях психологии. Зависимое поведение как психологический феномен. Рекомендации психолога по профилактике и преодолению игровой компьютерной зависимости.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2013

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра психологии

Контрольная работа по дисциплине

«Психология зависимого поведения»

по направлению 030300 – Психология

Тема: Методы психологической диагностики зависимости

Проверила:

В. В. Калина

2015 г.

Выполнила:

студентка группы № 1561 зо

М. Л. Сепп

« » ___________ 2015 г.

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Общая характеристика зависимого поведения………………………………...4

2.Методики применяемые при диагностике зависимостей……………………..6

3.Сложности и способы повышения эффективности диагностирования зависимостей………………………………………………………………………9

4.Сильные и слабые стороны методов лечения зависимостей………………..13

Результаты самообследования зависимостей…………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы……………………………………………23

Введение

Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), и поведенческой (от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т.д.). Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу. Человек теряет контроль над употреблением активного вещества. Образ жизни зависимого человека специфичен, все большую роль в его жизни занимает употребление активного вещества (или деятельность, в которую он вовлечен – азартные игры, шопинг). Прекращение вызывает «синдром отмены», которое сопровождается раздражительностью, тревогой, тошнотой, болью и желанием принять психоактивное вещество, чтобы избавиться от негативных ощущений.

В другом значении зависимость (англ. dependence - зависимость) – стремление полагаться на другого человека (или других людей) для получения удовлетворения, безопасности, достижения своих целей. Для ребенка зависимость от взрослых, которые за ним ухаживают – естественный этап развития, необходимый для постепенного развития самостоятельности. О патологической зависимости говорят в том случае, когда человек не способен принимать даже простые самостоятельные решения. Такой человек чувствует себя беспомощным и нуждается в постоянной поддержке окружающих.

  1. Общая характеристика зависимого поведения.

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение личности» выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимостей .

Зависимость – это поиск идентичности, поддержки, защиты и (или) разрешения извне. Объектом З. может быть другой человек, социальная организация, такая как расширенная семья, общественная, религиозная группа, трудовой коллектив и т. д. [Подопригора С. Я. Краткий психологический словарь. стр. 84].

Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.

С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками, имея в виду пьянство, переедание, азартные игры и другие пристрастия. В современной медицинской литературе широко используется такой термин, как патологические привычки. Понятие зависимость также заимствовано из медицины, является относительно новым и популярным в настоящее время.

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации ». [Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения. стр. 71] .

Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, Друзьям, супругам... В некоторых случаях наблюдаются нарушения нормальных отношений зависимости. Например, аутические, шизоидные, антисоциальные расстройства личности возникают вследствие катастрофически недостаточной привязанности к другим людям.

Склонность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает проблемные симбиотические отношения, или зависимое поведение.

Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение . В переводе с английского addiction склонность, пагубная привычка . Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги) . Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение » заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта » или «аддиктивную личность ».

Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости , как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища ; 4) игры ; 5) секс ; 6) религия и религиозные культы .

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения :

    химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

    нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

    гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

    сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);

    религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность . Перечислим фазы одного цикла :

    наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;

    усиление желания и напряжения;

    ожидание и активный поиск объекта аддикции;

    получение объекта и достижение специфических переживаний;

    расслабление;

    фаза ремиссии (относительного покоя).

Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки – совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление – образом жизни.

Пожалуй, одним из самых негативных проявлений аддиктивной установки является анозогнозия – отрицание болезни или ее тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость («я – не алкоголик»; «если захочу, брошу пить») осложняет его взаимоотношения с окружающими и существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой.

Таким образом, зависимое (аддиктивное) поведение – это аутодеструктивное поведение , связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. [Змановская Е. В. Девиантология. стр. 117].



Похожие статьи