Зачем нужна внутренняя мотивация и как ее обрести? Что такое мотивация: основные виды и характеристики.

Зачем беспокоиться о своей мотивации? Зачем тратить время, узнавая об этом предмете и его специфических особенностях, и как это может работать на вас? Ответы на эти вопросы нужно получить прежде, чем вы погрузитесь в изучение своей внутренней мотивации и сможете получать те награды, которые приносит управление этим состоянием.

Что такое мотивация?

Как правило, под этим подразумевают внутренние импульсы, побуждающие к выполнению каких-либо действий. Это внутреннее чувство, которое заставляет вас делать что-то. От умывания по утрам до преследования самых заветных жизненных целей и мечтаний, побуждение лежит в корне каждого действия, которое вы предпринимаете.

Без этого мир бы замер. Ничто не сможет заставить человека работать над изменениями, как в отношении самого себя, так и окружающего мира.

На персональном уровне отсутствие мотивации делает невозможным прогресс в любых сферах жизни. Ваше здоровье, карьера, финансы, отношения … ничто не может развиваться без внутренних стимулов.

Зачем этим управлять?

Однако у каждого человека есть определенные успехи в этих областях. Люди предпринимают какие-то действия каждый день. Причина тому — мотивация. Но есть одна проблема. Стимулирование, которое заставляет человека предпринимать действия, как правило, не используется полноценно. Обычно этот механизм работает как бы на автопилоте и потому не может предложить награды и выгоды, способные изменить жизнь.

Изучая, как управлять вашими внутренними побуждениями, вы можете улучшить любую область своей жизни до уровня, который раньше нельзя было даже представить. Когда вы знаете, какие шаги нужно предпринять и каких избежать – вы буквально обладаете властью, которая может заставить вас делать все, что нужно для создания жизни, о которой вы мечтаете.

Все это становится возможным через изучение принципов мотивации.

С чего начать?

Первый шаг к управлению побуждением самого себя — после понимания его истинной силы — это принятие решения. В первую очередь необходимы цели. Вы когда-нибудь встречали человека, который был бы сильно мотивирован, но не имел понятия относительно того, к чему он стремится? Это не только маловероятно, но и фактически невозможно. Использование мотивации возможно только когда вы имеете достаточно ясное представление о желаемом результате.

Отсюда главный вопрос, на который нужно ответить, такой: «Чего вы хотите?» Ответ должен быть настолько конкретным, насколько это вообще возможно. Столь конкретным, что любой посторонний человек будет в состоянии прочитать вашу цель и понять без всяких сомнений, к каким результатам приведет ее достижение. Когда вы добьетесь такой ясности, это станет благодатной почвой для роста и укрепления мотивации.

Способность побуждения себя к выполнению действий чрезвычайно важный жизненный навык. Мало что может сравниться с ним во влиянии на вашу жизнь. Управляя этим процессом вы сделаете реальностью ту жизнь, о которой мечтаете.

Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание Камаровская Елена Витальевна

Почему важна мотивация?

Почему важна мотивация?

Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов окажется в своей комнате за письменным столом. Если же через десять минут заглянуть к нему, окажется, что он уже занят абсолютно другим делом. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадках или грызет карандаш. Родители начинают делать замечания, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок все чаще стонет: «Школа – это каторга!», и родителям все труднее находить доводы против этого утверждения.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Не только показатель умственного развития ребенка отвечает за школьные успехи и неудачи, но и целый букет различных факторов. Успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

Исследования показывают: в школе с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками в возрасте полового созревания, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок математики становится утомительным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться, велик: они соблазняют своих отпрысков денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, просят, ругают – и часто приходят в отчаяние. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя». А его родители, к сожалению, не могут «запустить» усилием своей воли.

Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить.

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции «внешнего стимулятора». Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

Откуда берется внутренний стимул познавать новое, если для этого требуется приложить много усилий? Как запустить этот механизм в ребенке, который считает, что учиться в школе скучно? В этой части книги мы объясним, как формируется и работает мотивация и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Из книги Как воспитывать ребенка до детского сада автора Бирюков Виктор

Совет 47 Социализация еще как важна Придется жить в обществе С домашним воспитанием связана одна проблема, которую следует своевременно разрулить. Назовем ее проблемой социализации, т. е. вхождения нового человека в общество, в мир людей.Согласитесь, что до детсада малыш

Из книги Как дети добиваются успеха автора Таф Пол

6. Мотивация Проблема с техниками самоконтроля – такими, которые применяли наиболее дисциплинированные дети в эксперименте с зефиром, – состоит в том, что они работают лишь тогда, когда ребенок знает, что он хочет. Долгосрочные цели, к которым, как надеялась Дакворт,

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Часть 1 Мотивация Почему важна мотивация? Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

Что такое мотивация? Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. И действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Почему важна хорошая память? Тот факт, что во время изучения любого школьного предмета большую роль играет отношение к нему ребенка, мы уже выяснили. Если тема урока школьнику нравится, он занимается с увлечением и выполняет домашние задания с радостью. Новые слова на

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Мотивация к учебе Ранее считалось, что основной мотив для детей 6–7 лет, поступающих в школу, – это желание учиться. Они понимают, что школа поможет им в реализации этого желания. Есть еще мотивы, по которым ребенок стремится в школу: желание новой обстановки, новых

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

Глава 2 Мотивация Методы, которые мы используем Можно контролировать других людей, но нельзя изменить их. Люди меняются только сами. То, во что мы верим и считаем правильным, направляет наше мышление. Мысли моделируют восприятие, а восприятие управляет

Из книги Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры автора Фурман Бен

Внешняя и внутренняя мотивация Мотивация – это искусство заставить людей сделать то, что вам нужно, потому что они этого хотят. Дуайт Дэвид Эйзенхауэр В этом разделе мы поговорим о двух типах мотивации. Правда в том, что никому не дано мотивировать другого. Люди

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

Внешняя мотивация Нельзя недооценивать роль внешней мотивации в «вылепливании» личности ребенка. Примеры, которые родители и другие образцы для подражания дают ребенку, играют важнейшую роль в воспитании. Это доказывают первые слова малыша, опыт ребенка в формировании

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Внутренняя мотивация Абрахам Маслоу ясно изложил концепцию внутренней мотивации: «Невозможно понять жизнь человека, если не принять во внимание самые высокие его стремления. Тяга к развитию, самоактуализации, здоровью, поиск идентичности и автономности, желание

Из книги автора

Почему так важна тщательная диагностика Мы уже отмечали, что не всем детям своевременно ставится диагноз. Также ясно, что не все активные и невнимательные дети страдают этим заболеванием. Но что абсолютно необходимо, так это назначение своевременного лечения, что

Из книги автора

81. Ваша уверенность очень важна Как только вы установили для ребенка новый режим сна и связанные с этим правила, вполне вероятно, что малыш начнет испытывать пределы вашей твердости по максимуму: ваша задача – достойно выдержать все провокации! Дети очень чувствительно

Из книги автора

Из чего складывается мотивация Откуда берется желание научиться чему-то? Почему дети с удовольствием осваивают одно сложное умение, но не проявляют никакого интереса к другому?Желание освоить какой-либо навык зависит от многих факторов. Но в первую очередь от того,

Из книги автора

Из книги автора

Глава 1 Почему важна подготовка На первый взгляд кажется, что самое главное в процессе семейного устройства детей – это найти семью, которая захотела бы принять к себе конкретного ребенка. Но, наверное, не случайно все народные сказки заканчиваются свадьбой героев. На

Мотивация персонала - это эффективная система методов для повышения производительности труда.

Понятие и сущность термина

Мотивация песонала включает в себя совокупность стимулов, которые определяют поведение конкретного индивида. Следовательно, это некий набор действий со стороны руководителя, направленный на улучшение трудоспособности работников, а также способы привлечения квалифицированных и талантливых специалистов и их удержания.

Каждый работодатель самостоятельно определяет методы, которые побуждают весь коллектив к активной деятельности с целью удовлетворения собственных потребностей и для достижения общей поставленной задачи.

Мотивированный сотрудник получает удовольствие от работы, к которой привязан душой и телом, и испытывает радость. Насильственным образом этого достичь нельзя. Признание достижений и поощрение работников - непростой процесс, требующий учета количества и качества труда, и все обстоятельства возникновения и развития мотивов поведения. Поэтому для руководителя крайне важно выбрать правильную систему мотивации в отношении подчинённых, причем к каждому требуется особый подход.


Система мотивации персонала: понятие, разработка

Это комплекс мероприятий, направленный на внутренние ценности и потребности подчиненных, стимулирующих не только к работе в целом, но и прежде всего к усердию, инициативности и желанию трудиться. А также к достижению поставленных целей в своей деятельности, к самосовершенствованию профессионального уровня, и повышению общей эффективности предприятия.

Система мотивации персонала состоит из двух компонентов.

Компенсационная система

Она включает в себя следующие составляющие:

  1. Оплату труда.
  2. Выплаты при нетрудоспособности.
  3. Страхование работника.
  4. Плату за сверхурочную работу.
  5. Компенсацию при потере места.
  6. Оплату, равнозначную получаемому доходу.

Рассмотрим другой компонент.

Не компенсационная система

В нее входят такие методы:

  1. Улучшение душевного состояния и расположения духа, различные комплексы программ для повышения квалификации, интеллекта, эрудиции, самосовершенствования.
  2. Мероприятия, направленные на поднятие самооценки и собственного достоинства, на удовлетворение от своей работы.
  3. Сплочение и поощрение коллектива посредством проведения кооперативов.
  4. Постановка целей и задач.
  5. Контроль над их выполнением.
  6. Предложение занять лидирующую позицию.

Эти методы не предполагают никаких выплат.

Шаги по внедрению системы мотивации в компании

  1. Постановка целей и задач, определение четкой миссии предприятия.
  2. Организация рабочей группы.
  3. Работа над планом по внедрению системы стимулирования персонала.
  4. Его утверждение.
  5. Разработка программ вознаграждения за достижение поставленных целей.
  6. Создание вышеприведенных систем мотивации персонала.
  7. Подготовка документации.
  8. Внедрение мотивационных мероприятий и необходимая корректировка.
  9. Анализ работы подчиненных предприятия.

Внедрять эту систему нужно постепенно, чтобы работники не испугались предстоящих перемен, а могли привыкнуть к ним, найти положительные стороны и повысить трудовую эффективность.


Виды мотивации персонала

    Материальная. Предусматривает вознаграждение в денежном эквиваленте, в качестве услуг и материальных объектов. Она применима в отношении одного работника или группы, ко всей организации крайне редко, потому что считается малоэффективным методом.

    Нематериальная. Работник получает эмоциональные выгоды, это устранение комплексов, душевное равновесие, признание собственных достоинств и др. Она применима к одному работнику, и всему коллективу, так как помогает формировать отношение каждого индивида к организации.

    Положительная мотивация характеризуется применением положительных стимулов.

    Отрицательная мотивация основана на отрицательных стимулах.

    Внешняя. Благоприятное или неодобрительное воздействие на персонал, которое ведет к желаемому результату. В качестве награды предполагается, благо или наказание;

    Внутренняя. Предполагает самостоятельное развитие мотивации у работника. Осуществление определенных задач приносит им моральное удовлетворение. Но при этом персонал может оставаться в поиске выгоды. Внешних мотивационных рычагов при внутренней мотивации недостаточно, для получения желаемого блага.

Внешняя мотивация персонала призвана развивать и активизировать внутреннюю мотивацию. Добиться этого можно путем постоянной оценки применяемых способов, а также при помощи специальных методов.


Мотивация и стимулирование персонала: в чем их отличие

Мотивация труда - это побуждение работника к эффективной деятельности. А стимулирование - это внешнее воздействие на специалиста с целью заставить его работать еще лучше, повысить его производительность.

Примеры мотивации персонала

В качестве примеров можно привести такие действия руководства:

  1. Шесть сотрудников, имеющих лучшие результаты за выполненную работу по итогам, подведенным за квартал, будут награждены премией в размере двойного оклада.
  2. Фото лучшего работника вывесят на доске почета предприятия;
  3. К зарплате предусмотрена надбавка в размере 2% от личных продаж.

Теперь приступим к рассмотрению другого термина.

Примеры стимулирования

Здесь уже отмечается совершенно иной подход. Например:

  1. Кто не выполнит план по реализации в этом месяце, будет лишен премии.
  2. Вы не покинете рабочего место, пока не закроете годовой отчет.
  3. Кому не нравятся условия работы, можете класть на стол заявление об увольнении, незаменимых людей нет.

На примерах видно, что мотивация и стимулирование персонала походит на народный метод «кнута и пряника». Это значит, что мотивация пробуждает внутреннее желание работника работать, а стимулирование заставляет его трудиться, если такового желания нет.

Но делать акцент на стимулировании все же не стоит, потому что большинство людей именно по этой причине ненавидят свою работу и вынуждены оставаться из-за безвыходности. В отдельных случаях ее можно применять, если подчиненный совсем плохо справляется со своими прямыми обязанностями.

Часто работодатели прибегают к стимуляции потому, что это не требует затрат, да и проще. Но работники от данного метода прибывают в состоянии стресса. Следствие этого - плохая трудоспособность и частые увольнения, что приводит к текучке кадров, а это большой минус для предприятия.

Поэтому необходимо сочетать эти методы, но упор делать на мотивацию. Тогда у руководителя получится создать эффективно работающий слаженный коллектив, сотрудники которого будут бороться в условиях здоровой конкуренции.

Основные группы методов мотивации

Методы мотивации персонала подразделяются на две группы. Это:

  1. Материальная мотивация (денежное вознаграждение).
  2. Нематериальная мотивация персонала.

Чтобы избежать проблемы увольнения квалифицированных кадров, мотивация труда персонала должна включать разные методы и нематериальные тоже.

В каждой группе можно рассмотреть преимущественно важные методы мотивации персонала:


Нематериальная мотивация

Она включает более широкий спектр методов:

  1. Рост по карьерной лестнице. Работник старается работать лучше остальных, чтобы получить желаемое продвижение по должности, а это и увеличение вознаграждения, и другой статус.
  2. Хорошая атмосфера в коллективе. Дружная сплоченная команда служит дополнительной мотивацией для эффективной производительности труда.
  3. Трудоустройство и полный соцпакет, согласно действующему Законодательству, являются значимым аспектом в поиске работы, а при ее получении хорошей мотивацией.
  4. Организация культурных и спортивных мероприятий. Как правило, совместное времяпрепровождение всего коллектива способствует сплочению и хорошему рабочему микроклимату, а также дает прекрасную возможность для качественного отдыха и расслабления.
  5. Престиж предприятия. Работа в компании, название которой у всех на слуху также послужит стимулом для продуктивного сотрудничества;
  6. Возможность обучение за счет предприятия. Этот прекрасный шанс позволяет повысить уровень квалификации.
  7. Одобрительное слово от руководителя. Похвала управляющего дорого стоит. Компании все еще используют в этих целях фактические доски почета и виртуальные на официальных сайтах предприятия.

Формы мотивации персонала

К ним относятся:

  1. Заработная плата.
  2. Система льгот внутри предприятия: премирование, доплаты за стаж, оплата проезда до работы и обратно, страхование здоровья и так далее.
  3. Моральное поощрение подчиненных.
  4. Повышение квалификационного уровня рабочих и продвижение по служебной лестнице.
  5. Развитие доверительных взаимоотношений между коллегами, устранение психологических и административных барьеров.

Мотивация деятельности персонала является очень важным аспектом для любого руководителя, если он заинтересован в том, чтобы работники работали с наибольшей отдачей. А те, в свою очередь, имеют разные цели и видение работы в компании: одного интересуют только деньги, другого - карьера, третьего - иной аспект. А руководитель ломает голову, каким образом пробудить интерес у работников.

Однако, как правило, не все предприниматели и руководители имеют опыт по внедрению описанной выше системы. Поэтому поиск подходящих путей эффективной мотивации занимает много времени и происходит через метод проб и ошибок.

А грамотный и высококвалифицированный персонал - это половина успеха любой организации. Часто случается, что новый специалист в первые два месяца старается и горит огромным желанием работать, хотя имеет мало опыта и знаний. А владев ими и пройдя испытательный срок, он становится ленивым и менее активным.

Это говорит о том, что любому персоналу присуща одна закономерность - периодический спад мотивации, а следовательно, и снижение эффективности труда работников. Руководители, которые владеют таким оружием, как управление мотивацией персонала, могут не только вовремя замечать угасание интереса подчиненных к работе, но и молниеносно реагировать и принимать соответствующие меры.

К каждому человеку нужен индивидуальный подход, необходимо знать, к какому психотипу он относится. А в этом поможет разобраться соционика - концепция типов личности и взаимоотношений между ними.

Эта наука позволяет узнать, как мыслит человек, как воспринимает информацию и как поступит в той или иной ситуации. Она помогает определить совместимость людей в коллективе. А заодно и более грамотно изучить такой вопрос, как мотивация персонала.


Соционика

Соционика располагает четкой характеристикой всех типов интеллекта, а также описывает возможные модели поведения этих типов в деловой среде и делит их на четыре группы (основных стимула):

  1. Престиж (власть, статус). Люди из этой группы стремятся к росту по карьерной лестнице и признанию окружающих. Это и есть их главная цель. Если руководитель не планирует вертикального продвижения сотрудников, его можно перевести на смежную, более интересную должность, тем самым человек получит моральное удовлетворение от оценки его значимости в компании.
  2. Уникальность (признание заслуг, увлекательное занятие). Люди из этой стимульной группы не выносят монотонной работы, они способны на большее. Новые технологии и свободный график - для них прекраснейшая мотивация для свежих идей и проектов, открытий или изобретений. Охотно повышают свой квалификационный уровень и становятся незаменимыми специалистами.
  3. Благосостояние. Люди этого типа стремятся к удовлетворению собственных желаний. Оптимальным методом управления персоналом для них станет убеждение того, что их интересы с компанией совпадают стопроцентно. Подтверждением этого будет предоставление всевозможных льготных кредитов, к примеру. Очень любят получать новые знания и охотно делятся ими с другими. Из этих специалистов выходят замечательные консультанты.
  4. Самодостаточность (безопасность). Для людей данной группы важен комфорт в быту и благосостояние. Благоприятная атмосфера и удобство рабочего места, плюс хорошая оплата труда и предоставление полного социального пакета для них лучший метод управления мотивацией персонала.

Если правильно и точно определен ТИМ (тип «информационного метаболизма», социотип), нет сомнений, к какой группе относится работник, можно подобрать необходимые стимулы, которые длительный срок будут работать продуктивно.

Конечно, общая система стимулирования для всех работников организации сквозь призму соционики представляется малоэффективной. Четыре - это минимальное количество способов побуждения, для крупной компании их должно быть шестнадцать (по числу ТИМов). И при всем этом деньги - самый универсальный стимул.

Сегодня рынок труда обладает дефицитом квалифицированных специалистов. А для успешного развития компании необходим стабильный эффективный коллектив. Все вышеприведенные инструменты мотивации персонала помогут руководителю узнать цели каждого работника, решить проблему текучки кадров. Это также позволит сэкономить драгоценное время и средства на поиск и адаптацию новых специалистов, а также поможет сформировать крепкий надежный коллектив профессионалов и единомышленников.

«Мне не хватает мотивации» — часто приходится слышать от людей, которые не могут что-то сделать, в силу какого-то внутреннего сопротивления, например, лени. Но когда говорят о мотивации, обычно имеют ввиду стимул. Чем же отличаются эти понятия? Действительно ли людям так необходим стимул, чтобы что-то делать? Давайте попробуем разобраться. В этой статье я попытаюсь разоблачить мифы о мотивации, которыми просто кишит интернет и популярная литература.

Миф 1. Мотивация и стимулирование это одно и то же

Люди путают понятия мотивации и стимулирования, смешивают их и под первым понимают второе. Вопрос тут не в споре об определениях. Как что называть не так уж важно. Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы не объединять две принципиально различные вещи в одном определении, не путать их друг с другом. Потому что мотивация есть всегда, а стимулы создаем мы сами; в мотивации нет ничего плохого и противоестественного, тогда как погоня за стимулами может сделать нас безвольными и несамостоятельными. То есть, разница есть и она существенна.

Понятия стимула и мотивации взяты мной несколько произвольно и, вероятно, то, что я под ними понимаю, не совсем соответствует академическим терминам. Но я не думаю, что сильно погрешу против научной истины, если, для лучшего понимания, опишу два разных по смыслу явления разными понятиями.

Итак, мотивация, это разумный и естественный побудительный мотив наших действий, например, мы хотим заниматься спортом ради нашего здоровья и развития полезных в жизни качеств. Это то что нас мотивирует. А вот стимуляция это создание какого-то стимула, ради того, чтобы снизить сопротивление на пути достижения какой-то цели (или свести это сопротивление к нулю). Например, мы желаем заниматься спортом, но мы ленивы и не можем себя заставить. Мы нанимаем тренера, который будет стимулировать нас (звонить нам если мы не пришли на тренировку, постоянно говорить нам: «давай, слабак, ты сможешь…»). Мы устанавливаем фотографию Шварцнегерра, таким образом, чтобы она маячила перед носом и постоянно напоминала нам о возможном результате наших занятий. Это все стимулирование.

Если мотивация это какое-то стремление, отражающее вполне естественное желание, то стимул это, как правило, нечто искусственное, кратковременное, то, что создаем мы сами или то, что для нас создают обстоятельства. Стимул не помогает быстрее достичь цели, он просто делает ее достижение более простым, заставляет нас постоянно «хотеть» этой цели, подстегивает нас, о чем-то нам напоминает. Стимул скорее относится к средству, тогда как мотивация отражает цель. Вы, предположим, работаете в поте лица, чтобы заработать больше денег, открыть собственное дело и покинуть стены офиса. Это мотивация. Ваш начальник постоянно подгоняет вас, отчитывает или хвалит, премирует или штрафует, чтобы вы лучше работали. Это стимул. Стимул это нечто из разряда «кнута и пряника».

Стимул, также, существует в таких обстоятельствах, которые характеризуются отсутствием выбора. Если к вашему виску подставляют дуло и говорят «работай», то это стимулирование. В данном случае ваше сопротивление работе сводится до нуля. У вас нет выбора. Под давлением жесткого стимула может работать каждый, но стоит этот стимул убрать у многих опустятся руки.

Так вот, когда говорят, мне не хватает мотивации чтобы чем-то заниматься спортом, например, обычно имеют ввиду «у меня недостаточно стимула», ведь мотивации не может не быть, она есть у всех! Так как здоровье — абсолютное благо, желание лучше себя чувствовать — естественное желание любого человека!

Поэтому фразы «мотивация для похудения» или «мотивация для успеха» логически не верны и являются, в некотором роде, тавтологиями, так как похудение и успех, а точнее то, каких результатов мы ждем от этого процесса (красота, здоровье, привлекательность, материальный достаток, финансовая независимость) и есть наша мотивация!

Почему нам сложно себя заставлять делать то, чего мы не хотим делать?

Но людям, порой, тяжело «подпитываться» исключительно долгосрочной целью, маячащей где-то далеко на горизонте. В самом деле, здоровье, хорошее самочувствие, сильные мышцы, деньги появятся не сразу, стоит нам только начать двигаться к этому, это будет когда-то не скоро. Временная удаленность такой цели делает ее практически невидимой, она стремительно меркнет на фоне незначительных, но текущих желаний: поесть, поспать, «забить» и повалять дурака. Я писал об этом в другой своей статье (), здесь немножко повторю.

В этом заключается мудрость и глупость нашего тела. Наши инстинкты не обладают «чувством перспективы», они «настроены» таким образом, что реагируют только на сиюминутные раздражители. Мудрость здесь заключается в своевременности и оперативности подачи сигналов о потребностях тела. Глупость же состоит в том, что без контроля со стороны разума слепые инстинкты, порой, не в состоянии «понять», что для нас хорошо, а что плохо. Наш организм будет требовать сигареты, «дозы», хотя ум понимает, что это ему только вредит. Но тело ничего не знает о возможном вреде и оно будет просить того, чего оно хочет.

Поэтому многим из нас сложно или , например. Ведь наш организм, на уровне инстинктов не находит целесообразным всю эту физическую активность или отказ от сигарет, ведь она не направлена на получение какой-то мгновенной выгоды для нас, для нашего тела, это не отвечает никакой текущей потребности. Поэтому организм будет протестовать.

Для того, чтобы как-то «обойти» эту преграду и придуманы различные стимулы.

Миф 2. «Для того, чтобы заставить себя делать что-то полезное, мне нужен стимул»

Многие не могут или, скорее, думаю что не могут обходиться без стимулов и постоянно их ищут, а их отсутствием оправдывают свое бездействие. Чтобы заняться чем-то таким, что лежит по ту сторону удовлетворения текущих потребностей им требуется стимул. Но что происходит, когда этот стимул исчезает? Это случается в силу объективных причин (у вас кончились деньги на персонального тренера) или — в силу внутренних (многие стимулы испытывают «инфляцию» и если сначала суровый вид личного тренера вдохновлял вас на занятия, то теперь уже нет).

А происходит следующее, в отсутствии стимула у вас опустились руки, вы бросили свои занятия. Какой важный вывод можно сделать касательно этого? А такой, что вы стали зависимы от стимулирования , без которого вы уже ничего не можете! А стимул — это всегда явление преходящее, временное, которым человек пресыщается (любой руководитель знает как тяжело постоянно стимулировать своих сотрудников, постоянно приходится придумывать что-то новое, не ослаблять хватку, поэтому компании ищут людей с мотивацией (карьерный рост, профессиональное развитие и т.д.)), поэтому быть зависимым от него просто глупо и невыгодно. То стимул есть, то его нет.

Когда вы гонитесь за стимулами, вы только поощряете свою неспособность делать что-то самостоятельно, вопреки своему нежеланию; вы усугубляете свой недостаток самоорганизации: вам становится сложно работать, когда над вами не стоит начальник, который бы контролировал вас, вы лишаетесь воли и самостоятельности. (многие люди объясняют этим свое неумение работать дома или иметь свое дело…; можно назвать это как синдром «зависимости от надзирателя»)

Умение преодолевать внутреннее сопротивление — мера развитой воли и самоорганизации!. А если вы не научитесь перешагивать через себя без всяких стимулов, то у вас не будет получаться ставить перед собой долгосрочные цели и выполнять их.

Вывод: не нужно гнаться за стимулами! Это не значит, что стимулов необходимо избегать, так как они будут появляться сами собой, и в этом нет ничего плохого. Это значит, что не следует пребывать в маниакальном поиске стимулов, зависеть от них, оправдывать свою лень их отсутствием!

Например, вы пришли в тренажерный зал, начали выполнять упражнения. Помимо вас в зале находятся люди, которые, судя по всему, посещают зал давно. Вы чувствуете, что на вас обращены оценивающие взгляды матерых «качков» (на самом деле, чаще всего это просто навязчивая мысль с элементом паранойи, но в контексте этого примера, это не важно) и поэтому испытываете стимул выполнять упражнения правильно и не сачковать.

Нет ничего плохого в том, что что-то подстегнуло вас заниматься лучше, такое случается. Но вот все люди покинули помещение, оставив вас одного. Вот тут то и кроется важный момент. Если вы были зависимы от стимула, то тогда сразу бы начали сачковать, ведь на вас уже никто не смотрит. Но принцип состоит в том, чтобы продолжать заниматься в том же духе, просто сейчас это стало сложнее, чем пару минут назад: сопротивление возросло и требуется бОльшее усилие воли, для того, чтобы продолжать упражнение. Вы не останавливаетесь и проводите тренировку правильно.

Можно воспользоваться тем, что мы начали говорить о тренажерном зале и сделать весьма уместное сравнение. В отсутствии стимула наша воля «поднимает больший вес», чем тогда, когда стимулирование есть, следовательно, лучше развивается.

Поэтому выкиньте из головы все советы, вроде «ходите в тренажерный зал друзьями, тогда у вас не будет стимула пропускать занятия». А что будет если друзья «забьют»? У вас сразу пропадет все стремление, только потому что кто-то передумал ходить? Не ставьте себя в зависимость от сторонних факторов! Вы должны заниматься спортом не потому что, если вы не будете этого делать вам станет стыдно перед кем-то, а затем, чтобы иметь здоровое, крепкое тело, дольше жить и меньше болеть! Я говорю здесь о спорте, потому что эти примеры весьма уместны в контексте мотивации.

Не ждите, что всегда все будет даваться легко. Иногда, действительно, многое идет без усилий, на каком-то «вдохновении» и это зависит от настроения. Но необходимо настроится на то, что будут периоды, когда делать чего-то ну совсем не хочется. Невозможно быть вдохновленным постоянно. И именно в те моменты, когда вы делаете что-то через самое большое «не хочу», ваши личностные навыки получают самое сильное развитие.

Не зацикливайтесь на стимулировании. Пускай на полезную деятельность вас толкает именно мотивация, ваше естественное желание развития, а не какой-то кнут или пряник. Ведь умение пренебрегать сиюминутными желаниями в пользу долгосрочной цели, планировать свое будущее и приносить ему в жертву настоящее, это то, что отличает человека от животного. Животное не умеет жертвовать потребностями тела, если ему чего-то хочется, оно к этому идет. Но человек имеет возможность отказывать себе в своих желаниях, руководствуясь разумом и реализуя его требования посредством воли.

Развитая и самостоятельная личность уверенно продолжает движение к своей цели даже тогда, когда морковка, маячащая перед носом, исчезает, а ноги останавливаются и не хотят идти дальше. Пускай это движение теперь затруднено: ноги с огромной неохотой делают короткие шаги, шаркая ступнями по земле, а тело ноет и сопротивляется. Зато, в такие моменты, расцветает и торжествует ваша воля, которой удалось вырваться из пленительных оков вашего тела, и утвердиться во власти разума над плотью, постоянного над преходящим, свободы над пленом…



Похожие статьи