К изучению финансового статуса русских монастырей в xvi-xvii веках (по актовому материалу). Вопросы в начале параграфа

Задание № 22. Как вы думаете, почему авторы учебника рассказ о купцах Фуггерах назвали «Век Фуггеров»? Предложите свое название.

В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объединившая под своей властью пол-континента и пользовавшаяся неограниченной поддержкой папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап. «Серые кардиналы 16 века».

Внимательно рассмотрите рисунок (с. 46 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера-купца и банкира вы можете сделать?

Пользуясь расположением Габсбургов и римских пап, Фуггеры имели возможность беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших торговых центрах Европы. Недаром крах Фуггеров совпадает с крахом Габсбургов, когда в 17 веке первенство в торговле переходит к англичанам и голландцам.

Задание № 23. О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»:

а) Париж; б) Кельн; в) Антверпен ; г) Лондон?

Задание № 24. Установите соответствие между термином и его значением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

Задание № 25. Мода эпохи Возрождения сменилась испанской модой, затем законодательницей моды в Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них. Объясните, в чем особенности представленных направлений моды.

Задание № 26. Как вы знаете, в XVI-XVII вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то какое меню на один день составили бы вы для крестьянской семьи, семьи бедного горожанина, семьи буржуа или богатой аристократической семьи?

Задание № 27. Прочитайте отрывок из книги историка Н. М. Карамзина (1766-1826) «Письма русского путешественника» и подчеркните разным цветом черты средневекового города (в тексте выделены красным цветом ) и черты, присущие городам Нового времени (синим цветом ). Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в XVII-XVIII вв. Для ответа используйте текст учебника (§ 4-6) и иллюстрации.

Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне река Сена с картинными домиками и садами; на левой, за пространною зеленою равниною гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами... Дорога широкая, ровная, гладкая, как стол, и ночью бывает освещена фонарями. Застава есть небольшой домик, который пленяет вас красотой архитектуры своей. Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок... с маленькими цветущими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой - лавку.Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут веселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей траве, пьют вино и поют водевили... ...Взор ваш стремится вперед, туда, где на большой, осьмиугольной площади возвышается статуя Людовика XV, окруженная белым мраморным балюстрадом. Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сада Тюильри, примыкающие к великолепному дворцу: вид прекрасный... Здесь гуляет уже не народ, как в полях Елисейских, а так называемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю. Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, замки, храмы - красивые берега Сены, гранитные мосты, на которых толпятся тысячи людей, стучит множество карет - взгляните на все и скажите, каков Париж. Мало, если назовете его первым городом в свете, столицею великолепия и волшебства. Останьтесь же здесь, если не хотите переменить своего мнения; пошедши далее, увидите... тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетою; подле блестящей лавки ювелира - кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов, - зажмете нос и закроете глаза. ...Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов... Горе бедным пешеходцам, а особливо, когда идет дождь! Вам надобно или месить грязь на середине улицы, или вода, льющаяся с кровель ... не оставит на вас сухой нитки. Карета здесь необходима, по крайней мере для нас, иностранцев, а французы умеют чудесным образом ходить по грязи не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет.

Задание № 28. Как вы понимаете выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»? Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте в каждую подпись недостающее ключевое слово, помогающее определить социальное положение данной семьи.

Питание европейцев зависело от имущественного положения.

Возвышение великокняжеской власти .

Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель - единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей. Иван III всячески стремился подчеркнуть своё особое положение.

В 1467 году умерла первая жена Ивана III - тверская княжна Мария. В 1472 году он женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Как мы знаем, Византийского государства уже не существовало. Поэтому, женившись на греческой царевне, московский князь становился как бы преемником византийской династии. Он сделал гербом своего государства двуглавого орла - символ Византийской империи.

Печать Ивана III (вид с двух сторон) с первым изображением герба России в виде двуглавого орла Иван III принял новый титул - государь всея Руси. Он провозгласил себя самодержцем, подчёркивая тем самым, что он держит землю сам, т. е. не подчиняется никакой другой власти (имелась в виду прежде всего власть ордынских ханов). На торжественных приёмах Иван III стал появляться со скипетром и державой - символами верховного правления. Его голову венчала великокняжеская корона - шапка Мономаха, он окружал себя пышным двором. Появились придворные чины конюшего, постельничего. В придворных церемониях Ивана III на византийский манер начинают именовать титулом царя. Вводится ритуал целования государевой руки.

Органы управления государством .

С появлением единого государства в Москве формируются центральные органы власти. Во главе государства стоял великий князь, государь и самодержец всея Руси. Только он имел право издавать законы, Боярин. Художник вести переговоры с другими государствами, объявлять войну, заключать мир, чеканить монету. Он возглавлял наиболее значительные военные походы.

Великий князь «держал совет» с Боярской думой, которая состояла из представителей старинных боярских родов. С включением новых земель в состав Московского государства в Боярскую думу стали входить и князья прежде независимых княжеств. Боярская дума состояла из представителей двух думных чинов: бояр и окольничих, которых назначал великий князь. Численный состав думы был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих.



Существовали два общегосударственных учреждения, которые исполняли великокняжеские распоряжения: дворец и казна. Дворец, возглавлявшийся дворецким, первоначально ведал землями великого князя - дворцовыми. Затем дворецкие стали рассматривать земельные споры, вершили суд. После присоединения новых земель к Московскому государству или ликвидации удельных княжеств для управления этими землями создавались местные дворцы: новгородский, тверской, нижегородский и т.д. Казну возглавлял казначей. Он контролировал взимание налогов и таможенных сборов (пошлин). В казне хранились государственная печать, государственный архив. Казна занималась и вопросами внешней политики.

Вся территория страны делилась на уезды. Границы уездов совпадали с границами прежних удельных княжеств, а потому все они были разных размеров. Уезды делились на более мелкие единицы: волости и станы. В уезд великий князь присылал своих управителей - наместников, в станы и волости - волостелей. Они собирали налоги, следили за исполнением княжеских указов, чинили суд и расправу. Наместники и волостели не получали за свою работу жалованье. Они оставляли себе судебные пошлины и определённую часть налогов. Такой порядок содержания должностных лиц за счёт местного населения назывался кормлением.
Внутри Московского государства продолжали существовать уделы, которые выделялись только братьям и сыновьям великого князя. Но права удельных князей были сильно урезаны, и они во всём подчинялись великому князю.

Люди назначались на все должности в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали их предки. Такой порядок назывался местничеством. Суть местничества заключалась в следующем: чем раньше правители тех или иных княжеств переходили на службу к московскому князю, тем более почётные должности они получали. Более того, данные места закреплялись за их прямыми потомками. Местничество препятствовало незнатным по происхождению, но одарённым людям в их продвижении по государственной службе.

В 1497 году Иван III издал Судебник - первый свод законов единого государства. В нём были собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве. Но теперь они становились обязательными на всей территории Русского государства. Кроме того, в Судебнике были закреплены важные изменения, которые произошли в распределении земельной собственности и во взаимоотношениях между землевладельцами и крестьянами.

Преобразования в войске.

Изменения в порядке владения землёй. Создание единого государства сопровождалось увеличением численности войска. Обеспечить его боеспособность можно было только одним путём - предоставить воинам на время службы земельные владения. Когда в руки Ивана III попали обширные новгородские и тверские земли, то он стал переселять («испомещать») на них людей, которые находились у него на службе. Такие люди, испомещённые на новые земли, стали называться помещиками, а их владения - поместьями.

В отличие от вотчины, поместье - это условное держание, т. е. земля давалась человеку под условие несения им службы московскому князю и не передавалась по наследству. Помещик не имел также права ни продать, ни подарить свою землю. Земельные владения были небольшими и не шли ни в какое сравнение с огромными боярскими вотчинами.

Вместо дружин была создана единая военная организация - московское войско, основу которого составляли помещики. По требованию великого князя они должны были являться на службу вооружёнными, на коне да ещё привести с собой определённое количество вооружённых людей из числа своих холопов или крестьян - «конно, людно и оружно».

Появление поместного землевладения и его быстрый рост были связаны со стремлением московских князей увеличить слой людей, на которых они могли бы опираться. Благосостояние помещиков, размеры их владений целиком зависели от государя. Поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти, в существовании единого государства.

Значительную часть земельных владений в Московском государстве составляли боярские вотчины. Боярские роды владели своими землями не одну сотню лет. Их предки получили эти владения за службу от первых владимирских или московских князей. Сохранили свои земли и многие князья и бояре бывших самостоятельных княжеств. Вотчинники были менее зависимы от московского князя, чем помещики, и не всегда соглашались с его политикой.

Происходил рост церковного землевладения. Монастыри, митрополит, епископы усиленно скупали земли вотчинников, получали их как плату за долги. Но чаще всего церковь получала земли в дар. Люди того времени считали, что, подарив имущество церкви, можно замолить тем самым грехи и избежать ада.

Ограничение свободы крестьян.

Появление казачества. Создание единого государства на первых порах улучшило положение крестьян. Прекращение усобиц и военных действий на территории страны привело к подъёму крестьянских хозяйств. Потеряли силу запреты на переход крестьян из одного княжества в другое.

Вспомните, какие повинности традиционно несли крестьяне на Руси.

Со второй половины XV века на всей территории Московского государства окончательно утвердилось пашенное земледелие с трёхпольным севооборотом. При таком порядке земледелия крестьянин делил поле на три участка. Первый участок он засевал яровыми культурами, второй - озимыми, а третий участок отдыхал под паром, т. е. оставался незасеянным. Трёхполье не приносило быстрых и богатых урожаев, но оно обеспечивало устойчивую урожайность в течение длительного времени. К тому же такая система не требовала коллективного труда и позволяла бережно относиться к земле.

С распространением трёхполья изменился набор выращиваемого зерна. Наиболее распространённой озимой культурой стала рожь, а яровые поля засевали в основном овсом. Заметно сократились посевы пшеницы, ячменя, проса. Довольно широко распространилась имеющая ценнейшие питательные свойства гречиха. Усовершенствовались земледельческие орудия труда. На смену сохе приходил кое-где плуг.
Многие крестьяне поначалу не осознали, что земля, на которой они вели своё хозяйство, перешла в разряд поместий. Ведь собственником земли по- прежнему оставалось государство в лице великого князя.

Однако вскоре началось наступление на права крестьян. Помещики были заинтересованы в том, чтобы заставить крестьян при помощи закона работать на своей земле. Ведь ранее крестьяне были вольны уйти от одного владельца земли к другому, когда им вздумается. В крупных боярских и монастырских вотчинах крестьянам жилось вольготнее, чем в небольших поместьях, хозяевам которых постоянно были нужны деньги на жизнь и на военные нужды. Идя навстречу пожеланиям помещиков, Иван III установил в Судебнике 1497 года единый для всей страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. При этом, уходя от помещика, крестьянин должен был заплатить ему пожилое - плату за проживание на земле. Сумма пожилого в конце XV - начале XVI века была примерно 1 рубль с человека. На эти деньги в то время можно было купить хорошую лошадь, 100 пудов ржи или 7 пудов мёда.

Выясните, чему равен 1 пуд в килограммах.

Введение Юрьева дня было первым законодательно закреплённым ограничением крестьянской свободы. Крестьяне, проживавшие на землях помещиков и вотчинников, стали называться владельческими.

В первой половине XVI века поместная система охватила почти все уезды страны. Только в русском Поморье (землях по берегам Белого моря, Онежского озера, по Северной Двине, Печоре, Каме и Вятке) на обширных государственных (чёрных) землях проживали в основном черносошные, т. е. лично свободные, крестьяне. Крестьяне, жившие на землях, принадлежавших самому великому князю, назывались дворцовыми. По своему положению они были близки черносошным.

Со второй половины XV века за линией сторожевых укреплений на южной и юго-восточной окраинах Русского государства стали скапливаться беглые крестьяне и бывшие жители посадов, которые называли себя «вольными людьми» - казаками. Казаки селились в основном по берегам крупных рек - Дона, Днепра, Волги, Яика (ныне река Урал), Терека - и их притоков. Наиболее важные дела обсуждались на общем сходе (собрании) казаков. Во главе общины стояли выборные атаманы и старшины.

Таким образом, в ходе формирования Русского единого государства власть великого князя московского стала значительно усиливаться. Великий князь опирался на служилых людей, раздавая им в качестве платы за службу земельные пожалования. С ростом числа поместий происходит ограничение крестьянской свободы, прикрепление крестьян к земле.

Проверяем свои знания

1. Как и почему изменился характер княжеской власти в первой половине XVI века?
2. Расскажите о политическом устройстве Русского государства в первой половине XVI века. По материалам параграфа составьте сравнительную таблицу изменений, происшедших в системе управления к этому времени.
3. Какие изменения произошли в системе землевладения? Установите связь между политическими процессами, происходившими на Руси, и изменениями в системе землевладения.
4. В чём вы видите причины ограничения крестьянской свободы? По картине С. В. Иванова «Юрьев день» составьте устный рассказ об ограничении свободы крестьян.
5. Какие категории русского крестьянства появились в это время?

Подробное решение параграф § 12 по истории для учащихся 7 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 7 класс можно найти

Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались ее отношения с властью?

Церковь в Российском государстве в XVI в. играла большую роль. В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали. Во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и обрела статус патриаршества.

Стр. 95

Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения произошли в ней в XV в.?

В XV в. возглавлял Русскую православную церковь митрополит, территориальными отделениями - епархиями руководили архиереи. Главные вопросы решались на Соборе русских епископов. В XV в. Русская православная церковь стала автокефальной, т. е. самостоятельной.

Стр. 97

Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи.

Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были как бы министрами священных дел и обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писания и даже богослужения. В церковно-политическом отношении такое главенство стало принятым обозначать как цезарепапизм, слияние церковной и светской высшей власти при доминировании государства.

Стр. 97

Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.

У верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам. В средневековой Европе еретиков сжигали на костре.

Стр. 100. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какую роль играл приходской храм для округи?

2. Что составляло основу экономического могущества церкви?

Основу экономического могущества церкви составляли земельные владения, вклады прихожан.

3. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор?

Суть спора между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения церковью землей и отношениями с государством. Решился этот спор подчинением церкви государству.

4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Стр. 100. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Выясните местонахождение ближайшего от вашего дома монастыря. Проведите историческое исследование и узнайте, когда и кем он был основан. Подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом монастыре и его основателе.

Воскресенский мужской монастырь

Дата основания 1849

Историческое исповедание Православный (единоверческий)

Современный адрес Челябинская обл., Саткинский р-н, д. Иструть

Краткое описание

Единоверческий монастырь, учрежденный в 1849. Первым настоятелем назначен иеромонах Иоанн (Власий Гордеев), в прошлом беглопоповец из старообрядцев Уфимской губернии. Был сравнительно немноголюден и небогат, однако играл важную роль в жизни уральских единоверцев, с 1918 - место жительства единоверческого епископа Саткинского. Закрыт в 1924, постройки заняты пионерлагерем, позже психбольницей.

В 1991 постройки переданы верующим, вновь открыт в 1993.

Казанский женский монастырь

Дата основания 1865

Современный адрес Челябинская обл., г. Троицк, ул. Гагарина, 3

Краткое описание

Женская община в Троицке возникла в середине XIX в., официально открыта в 1852, размещена при часовне на городском кладбище.

Статус монастыря получила в 1865.

В начале ХХ в. – многолюдная обитель с обширным хозяйством.

После революции постройки заняты военной частью, окончательно ликвидирован в 1927. Восстановлен в 1996.

2. Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и мирян, а также церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.

Примеры взаимоотношений церкви и мирян

Приходской храм для округи играл большую роль: все важные события в жизни прихожан проходили в нем – крещение, венчание, отпевание покойников, учили грамоте, проводили сходы и т. д.

Примеры взаимоотношений церкви и власти

«Василий III покровительствовал Иосифу Волоцкому и вышедшему из его обители Даниилу. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками»

Спор между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения церковью землей и отношениями с государством решился подчинением церкви государству.

Для светской власти была важна поддержка церкви потому, что светская власть не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.

Эти отношения носили взаимопроникающий характер. Люди глубоко верили в Бога и православие было необходимо. Церковь была неотъемлемой частью жизни людей и государства.

3. Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман?

Архитектурные религиозные сооружения православных христиан называются соборами, храмами, церквями. Архитектурные религиозные сооружения мусульман называются мечетями.

4. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о митрополите Филиппе. На основе собранной информации сделайте сообщение перед одноклассниками. В чем вы видите нравственный подвиг этого человека?

Филипп (в миру Колычев Федор Степанович) (1507 - 1569, Тверь) - церковный деятель. Происходил из знатного боярского рода. Служил при дворе Елены Глинской и в 1537 после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество.

В 1548 стал игуменом и приобрел репутацию замечательного администратора. При нем было построено множество хозяйственных сооружений: сеть каналов, соединившая 72 озера и обслуживавшая водяные мельницы, кирпичный завод, поварни, склады и т.д.

В среде духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. Стремясь опереться на церковный авторитет, Иван IV Васильевич Грозный предложил занять престол митрополита Филиппа, который соглашался на это при условии отмены Иваном Грозным опричнины. Царь сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в опричнину ("в царьской домовой обиход не въступатися"), но зато получал право "советования" с государем, включавшее и возможность "печалования" за опальных.

Недолгий перерыв в терроре Ивана Грозного завершился новой серией убийств, и Филипп не стал молчать. Весной 1568 в Успенском соборе Филипп публично отказал царю в благословении, осудив опричные казни. Направленная в Соловецкий монастырь комиссия не смогла отыскать материалы, доказывавшие, что игумен Филипп вел порочную жизнь. Тем не менее, в ноябре 1568 г. послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в "скаредных делах" и низложили. Отправленный в заточение в Тверской Отроч-Успенский монастырь, Филипп, отказавшись благословить новгородский опричный погром, был задушен М. Скуратовым-Бельским. В 1652 был канонизирован Русской православной церковью.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

Стр. 100

Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?

В XVI в. продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства. В условиях присоединения к России новых территорий и народов важной задачей становилось сохранение их культурной самобытности. Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.

Стр. 101

Назовите известных вам деятелей русской культуры XIV–XV вв.

Деятели русской культуры XIV–XV вв.

Литература: Сильвестр (священник московского Благовещенского собора), его книга «Домострой» - обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа.

Афанасий Никитин (купец), его книга описание путешествия «Хождение за три моря»

А. Курбский (военачальник, политический деятель) – письма к Ивану Грозному

Живопись: Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный

Стр. 102

Вспомните чему учили в мектебе, а чему – в медресе?

В мектебе обучали детей чтению, письму, грамматике и исламу.

Медресе - мусульманская духовная семинария, здесь изучали ислам.

Стр. 102

Кто считается родоначальником книгопечатания в Европе? Когда в Европе была создана первая печатная книга?

Ио́ганн Генсфляйш цур Ладен цум Гу́тенберг (между 1397 и 1400, Майнц - 3 февраля 1468, Майнц) - немецкий первопечатник. В середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю.

Стр. 111. Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. Каковы были особенности развития российской культуры XVI в.?

Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи. В произведениях культуры отражались исторические события, в них (произведениях) преобладала героическая тематика. Но в то же время все больше проявлялся интерес к человеку, его внутреннему миру.

2. Почему были важны культурные контакты России с другими странами?

Культурные контакты России с другими странами были важны потому, что за счет этих контактов происходило обогащение культуры, развивалось искусство, изменялась жизнь людей.

3. Что объединяло героев былин и эпосов различных народов?

Героев былин и эпосов различных народов объединяли любовь к Родине интерес к собственной истории.

4. Какие темы были характерны для литературных произведений в XVI в.? Перечислите названия этих литературных произведений.

Для литературных произведений в XVI в. были характерны темы обоснования царской власти в России.

Названия литературных произведений: Сказания о князьях владимирских, Сказание о царе Константине, Сказание о Магмете-салтане, История о великом князе московском

5*. Используя материалы для самостоятельной работы и Интернет, определите, какой новый строительный материал пришел в это время на смену природному камню. Из какой страны в Россию была привезена технология его изготовления?

Пришел на смену природному камню кирпич. В Россию была привезена технология его изготовления из Византии.

Строители из Византии привезли и раскрыли секрет производства кирпича. Приехали они вместе с другими мастерами, учеными и священниками в 988 году после крещения Руси. Первым кирпичным сооружением стала здесь десятинная церковь в Киеве. Первые кирпичные строения в Москве появились в 1450 году, и лишь через 25 лет возвели первый завод в России (1475 г.), производивший кирпич. До этого кирпичи делали преимущественно при монастырях. В 1485 началась перестройка Московского Кремля, где и применили кирпич. Строительством кремлевских стен и храмов руководили итальянские мастера.

Стр. 111. Работаем с картой

Найдите на карте территории (примерные) расселения народов, у которых героями эпоса были нарты.

Территории (примерные) расселения народов, у которых героями эпоса были нарты: Кавказ – Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария.

Стр. 111. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как было организовано обучение в школах XVI в.?

Обучение в школах XVI в. было организовано при церквах и монастырях. Учили грамоте, письму, арифметике на церковных книгах, учебники появились только во второй половине XVI в.

2. Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?

Для развития культуры начало книгопечатания имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и, значит, доступнее для людей.

3. Выясните, сколько лет прошло от создания И. Гуттенбергом первой печатной книги в Европе до создания И. Федоровым первой печатной книги в России.

От создания И. Гуттенбергом первой печатной книги в Европе (1450) до создания И. Федоровым первой печатной книги в России (1564) прошло 114 лет.

4. Как представлена русская история в «Степенной книге»? Как в ней объясняются причины исторических событий?

Русская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням (степеням) исторической лестницы к Богу. Причины исторических событий в ней объясняются Божьим промыслом и мудрым правлением князей и государя Ивана IV.

5. В каком литературном произведении XVI в. русская история рассматривается как часть всемирной?

Русская история рассматривается как часть всемирной в литературном произведении XVI в. «Хронограф» неизвестного автора.

6. Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?

Главная идея Домостроя – подчинение царской власти, а в семье – ее главе, мужу, отцу. Его идеи в современной жизни не актуальны. Царской власти нет, а между мужчинами и женщинами – равноправие.

7. Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?

Укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи плодотворно: развернулось строительство в присоединенных городах, в самой Москве построены церкви и храмы, развивается гражданское строительство. В честь взятия Казани построен Покровский собор (храм Василия Блаженного) как символ единения государства. Живопись развивается также активно, хотя и представлена, как и раньше, иконописью и храмовой росписью. Объяснялось это просто: строительство церквей требовало их росписи и украшения их иконами.

8. В повседневной жизни народов России XVI в. выделите общие и особенные черты. Как формировалась самобытная культура различных народов России? Каким образом складывалась единая российская культура?

В повседневной жизни народов России XVI в. есть общие и особенные черты. Общим было следующее: трудовой распорядок жизни, наличие обрядов, праздников, быт сохранял черты прошлого.

Самобытная культура различных народов России формировалась на основе сохранения культурных традиций. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.

9. Опираясь на текст материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности, подтвердите существование культурных связей России со странами Европы.

Существование культурных связей России со странами Европы подтверждается следующим: со второй половины XVI в. появляется традиция обучать молодых людей за границей. При Посольском приказе открыта школа для подготовки дипломатов и переводчиков, в которую приглашались специалисты из-за границы. Для строительства храмов, церквей приглашаются зодчие из Италии.

ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Какие реформы были проведены в России в XVI в.? Как было организовано государственное управление?

Реформы Избранной рады:

Налоговая политика (увеличение размера пожилого при переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день)

Правопорядок (ужесточение наказаний для разбойников, наказания за взятки)

Ограничение прав наместников

Административно-управленческая политика:

Боярская дума – высший орган власти в стране, все законы утверждаются Боярской думой,

Окончательное оформление системы центральных органов управления – приказов: Посольский, Челобитный, Разрядный, Поместный

Военная реформа

2. Что такое опричнина? В чем состоял ее смысл? Каковы были последствия опричнины для истории России?

Опричнина – выделение земель России во владение государя. В опричнину вошли земли – часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др., потому что были самыми богатыми областями в России.

Последствия: ущерб, нанесенный России опричниной, был огромен и привел к хозяйственному упадку страны.

3. Как расширилась территория России в XVI в.? Какие задачи внешней политики были решены в тот период? Какие задачи внешней политики остались нерешенными?

Территория России в XVI в. расширилась во основном на юге и юго-востоке, востоке. Внешнеполитические задачи, стоявшие перед Россией в XVI в.: борьба с Великим княжеством Литовским за западнорусские земли, получение выхода к Балтийскому морю и подчинение остатков Золотой Орды – татарских ханств на южных и восточных границах. Решена была задача подчинения остатков Золотой Орды – татарских ханств на южных и восточных границах России.

Войны с Литвой закончились присоединением к Москве черниговских и новгород-северских земель, но были потеряны после Ливонской войны. Задача внешней политики: получение выхода к Балтийскому морю осталась нерешенной.

4. Каковы результаты правления Ивана Грозного для России? Как повлияла личность этого правителя на судьбы России?

После правления Ивана IV Россия находилась в плачевном состоянии: в 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде. Между боярами был раздор.

Личность этого правителя на судьбы России повлияла не лучшим образом. Во время его правления оформилась неограниченная власть царя. Всякое несогласие со своим мнением Иван Грозный жестоко подавлял, что вырабатывало у подданных рабскую психологию. При таких условиях о развитии государства на основе гуманизма было затруднительно

5. Можно ли назвать Россию конца XVI в. многонациональным государством? Как проходил процесс включения различных народов в его состав? Что изменилось в жизни этих народов после их вхождения в состав России?

Россию конца XVI в. можно назвать многонациональным государством. Процесс включения различных народов в состав России проходил по-разному: Казанское, Сибирское ханства были завоеваны, Астраханское ханство, Ногайская орда вошли мирным путем.

В жизни этих народов после их вхождения в состав России мало что изменилось относительно религии, традиций, обычаев, но обеспечена безопасность на юге и юго-востоке, открыты пути для прямых торговых и политических контактов с восточными странами.

6. Укажите важнейшие достижения и особенности культуры России XVI в. Чем культура этого периода отличалась от культуры Древней Руси и культуры XIV-XVвв?

Развернулось строительство в присоединенных городах, в самой Москве построены церкви и храмы, развивается гражданское строительство. В честь взятия Казани построен Покровский собор (храм Василия Блаженного) как символ единения государства.

Живопись развивается также активно, хотя и представлена, как и раньше, иконописью и храмовой росписью. Объяснялось это просто: строительство церквей требовало их росписи и украшения их иконами.

Развивалась литература, музыка.

Появились печатные книги, развивалось просвещение и образование.

Культура этого периода отличалась от культуры Древней Руси и культуры XIV-XVвв. появлением новых стилей во всех направлениях культуры: архитектуре, живописи, музыке, литературе.

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Когда произошли революции в Англии и Северной Америке? К каким изменениям в политической, экономической и общественной жизни они привели? Что вы можете сказать об экономическом и политическом развитии Франции в XVI–XVIII вв.?

Английская революция XVII века - процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. Первая гражданская война началась 22 августа 1642 г., когда Карл I приказал поднять свое знамя над замком Ноттингем, а закончилась революция в 1645 г., когда Кромвель создал "Армию нового образца", одержавшую победу в сражении при Нэсби. Гражданская война завершилась полной победой парламента. Революция открыла путь к промышленному перевороту в Англии и капиталистическому развитию страны. Происходила в 1640-1650-х годах.

Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (парламент против короля), вылившегося в гражданскую войну, а также религиозной войны между англиканами, католиками и колеблющимися шотландскими пуританами с одной стороны, и английскими пуританами с другой.

Американская революция – политические события в британских колониях Северной Америки в 1775-1783 годах, закончившиеся образованием США. Они были вызваны нежеланием колоний подчиняться интересам метрополии. Война за независимость является частью и завершающим этапом революции. Американской революцией был установлен республиканский способ правления, наследственная монархия была отвергнута. В конституции Соединённых Штатов был воплощён ряд принципов, гарантирующих значительную степень народного суверенитета. Революционными правительствами штатов были отменены такие феодальные законы, как закон о наследовании земли без права отчуждения и закон, устанавливающий право первородства, по которому вся земля доставалась лишь одному наследнику. Данные меры, интегрируя землю в капиталистический товарооборот, способствовали прогрессу в плане раскрепощения экономики и расширения социальной подвижности. Война дала толчок развитию промышленности.

Во Франции в XVI-XVII вв. не существовало единой национальной экономики. Франция была страной, где сочетались разные типы экономического развития. Прежде всего в это время это аграрная страна, с хорошими природными условиями. К середине XVIII в. развивались капиталистические отношения, наблюдался подъём промышленного производства, торговли, увеличивалось число мануфактур. Активно развивалась торговля. В период с 1720 по 1770 г. в сельском хозяйстве произошёл некоторый подъём, связанный с распространением новых культур. В политическом плане Франция представляла собой абсолютную монархию

Вопросы в параграфе

Вопрос. Докажите, что на иллюстрации изображена мануфактура.

На иллюстрации изображена мануфактура, потому что:

Изображено крупное производство по сравнению с кустарными мастерскими;

Используется ручной труд;

Присутствует разделение труда на отдельные специализации.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Начните выписывать: а) термины, характеризующие политическую систему Франции; б) названия различных политических сил.

а) термины, характеризующие политическую систему Франции:

Колониальная держава;

Сеньориальный строй;

Монархия;

Сословный строй.

б) названия различных политических сил: - монарх; - аристократия; - третье сословие

Вопрос 2. Сравните развитие промышленности и торговли во Франции во второй половине XVIII в. с развитием промышленности и торговли в Англии в это же время, а затем сделайте вывод.

Франция. В середине XVIII в. в стране наблюдался подъём промышленного производства, торговли, увеличивалось число мануфактур (металлургических, хлопчатобумажных и др.). Процветало производство предметов роскоши - дорогих тканей, фарфора, ювелирных изделий. Королевская власть поощряла строительство крупных мануфактур.

Самым большим торговым, финансовым и промышленным центром страны был Париж. Но к 70-м гг. XVIII в. страна ещё не пережила промышленного переворота, машины применялись редко.

Англия. Активно развивалась торговля, многие богатые купцы вели международную торговлю. В колониях купцы владели плантациями, рабами, заводами, занимались работорговлей. В то же время в сельской местности сохранялся сеньориальный строй. Большая часть земли не являлась частной собственностью ни дворян, ни крестьян. Сохранялись многочисленные традиции, например коллективный выпас скота, натуральные и денежные повинности лично свободных крестьян.

Вопрос 3. Используя материал параграфа и документ, составьте рассказ «Жизнь французского крестьянина».

Жизнь французского крестьянина. К 70-м гг. XVIII в. из 25-миллионного населения Франции 22 млн составляли крестьяне. Несмотря на то что они уже были лично свободными и имели участки земли, они не являлись её собственниками. Земля принадлежала сеньорам, и за это крестьяне несли в их пользу повинности (денежные или натуральные). Сеньор имел исключительное право владеть мельницей, хлебопекарней, давильней для винограда. Сохранились и исключительные права сеньоров на ловлю рыбы и охоту, при этом они могли охотиться и на крестьянских полях, уничтожая урожай.

В период с 1720 по 1770 г. в сельском хозяйстве произошёл некоторый подъём, связанный с распространением новых культур, например картофеля, ставшего обычной пищей в крестьянских семьях. Это способствовало росту населения.

К середине XVIII в. во французской деревне появились богатые крестьяне. Они брали землю в аренду, отправляли продукты на рынок, но таких было немного, и всё это не меняло общего состояния бедности. Крестьяне платили многочисленные налоги: католической церкви - десятину, государству - подушную подать и другие налоги. Денег не хватало.

Домом крестьянам чаще всего служила жалкая хижина, а иногда и полуземлянка без окон и печной трубы. Как и прежде, пища их была скудной, а болезни - частыми.

Многие крестьяне превращались в нищих и бродяг. Нередким явлением стали «хлебные бунты» и выступления против налогового гнёта.

Вопрос 4. Подумайте и обсудите с одноклассниками, совпадало ли имущественное положение человека с его сословной принадлежностью. Какие противоречия существовали между сословиями во Франции?

Имущественное положение человека с его сословной принадлежностью не всегда совпадало. Примером может быть третье сословие. В него входили крестьяне, простые горожане (ремесленники, наёмные работники, подёнщики), являвшиеся бедными слоями общества, а также к этому сословию относились предприниматели, банкиры, судовладельцы, купцы, хозяева мануфактур, чиновники, юристы, среди них было очень много богатых людей. Основным противоречием было то, что первые два сословия(духовенство и дворянство) не платили налоги и имели много прав, а третье сословие налоги платило и при этом фактически не имело никаких прав. Также противоречием было то, что крестьяне не имели собственности на землю, земля принадлежала сеньорам.

Вопрос 5. Расскажите, в результате каких событий Генеральные штаты стали Учредительным собранием. Объясните значение этого события.

Причиной преобразования Генеральных штатов в Учредительное собрание стал кризис королевской власти Франции. Депутаты третьего сословия, которые считали главной задачей реформирование системы управления. На заседании Генеральных штатов разгорелся спор по поводу того, как будут голосовать депутаты - все вместе или же каждое сословие отдельно. Депутаты третьего сословия настаивали на совместном голосовании. Депутаты третьего сословия объявили себя представителями всей нации - Национальным собранием, постановления которого не может отменить даже сам король. В ответ на это король велел закрыть зал заседаний. Тогда депутаты третьего сословия собрались в зале для игры в мяч и дали клятву не расходиться, пока не создадут конституцию для Франции.

Национальное собрание 9 июля 1789 г. провозгласило себя Учредительным собранием. Значение данного события велико, оно показало, что в активную политическую жизнь вступило третье сословие, требующее реформ.

Вопрос 6. Почему именно взятие Бастилии считается началом революции?

Взятие Бастилии считается началом революции, потому что Бастилия ассоциировалась с аристократией, королевской властью и одновременно являлась символом угнетения, заточения. Падение крепости стало символом разрушения старого режима. После падения Бастилии король отводит войска и прислушивается к мнению собственного народа.

Вопрос 7. Начните составление таблицы «Основные события Великой французской революции».

Основные события Великой французской революции:

5 августа 1789 г. - началась неделя, в ходе которой Учредительное собрание приняло ряд декретов (законов) об уничтожении сеньориальных привилегий.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как вы думаете, почему не удалась предпринятая Тюрго попытка реформ?

Деятельность Тюрго встретила сильное сопротивление не только со стороны духовенства и дворянства, возмущенных тем, что проекты Тюрго возлагали на них часть налогового бремени, но и со стороны провинциальных парламентов, которые считали Тюрго врагом парламентских вольностей и прав. Резкая оппозиция привилегированных сословий заставила Тюрго подать в отставку.

Вопрос 2. Назовите причины революции во Франции.

Причины революции во Франции:

Абсолютная монархия;

Феодально-абсолютистская система, тормозившая развитие рыночных отношений;

Банкротство государства, оказавшегося не способным расплатиться с чудовищными долгами без того, чтобы не отказаться от системы привилегий, основанной на знатности и родовых связях. Попытки реформировать эту систему вызвали резкое недовольство со стороны дворян;

Беспорядок в системе управления;

Архаичная система сословных привилегий;

Рост третьего сословия, требовавшего реформирования политической и экономической жизни страны, требовавшего своих прав.

Вопрос 3. Роялист А. Ривароль писал: «Когда хочешь не допустить ужасов революции, надобно совершить её самому; она была так нужна Франции, что стала неминуемой». Объясните это суждение.

Революция всегда происходит кроваво, потому что это слом старых порядков, в ходе которого в какой-то момент наступает хаос. Поэтому Ривароль, будучи роялистом, и говорит, что надо было проводить революционные процессы «сверху», чтобы держать их под контролем и не допустить разгула насилия. Неминуемой революция стала, потому что накопившиеся противоречия между складывающейся буржуазией и старыми феодально-сословными порядками уже нельзя было разрешить иным путем, кроме как революционным.

Решение домашней работы по всеобщей истории за 7 класс.
Готовые ответы к заданиям рабочей тетради за 7 класс "История Нового времени. 1500-1800", авторов Юдовская А. Я. и Ванюшкина Л. М.
Страница содержит ответы к 1 главе тетради "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.", в которую входят шесть параграфов. Можно найти решенные задания, заполненные контурные карты, таблицы и кроссворды.

Задание № 1.
Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в XV-XVI вв. смогли свершиться Великие географические открытия. Укажите их роль.
Ответ на задание:
Порох; шелк; каравелла; фарфор; винт; новые источники энергии ветряные мельницы, каменный уголь; компас; огнестрельное оружие; бумага; книгопечатание; ворот.
Каравелла обладала высокой маневренностью, малой осадкой, отличными мореходными качествами и обладала достаточной грузоподъемностью. Компас был необходим для определения местонахождения и прокладки курса. Огнестрельное оружие давало огромное преимущество европейцам над туземцами.
Книгопечатание способствовало распространению в Европе книг и карт.

Задание № 2.
Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.
Ответ на задание:
1. Хронометр (часы) для определения времени;
2. Арбалет - холодное оружие дальнего боя;
3. Шпага - холодное оружие ближнего боя;
4. Астролябия и компас - астрономические приборы для ориентирования и определения точного времени;
5. Географическая карта - изображение земной поверхности.
Задание № 3.
Выберите правильный ответ. Впервые мушкет был применен:
Ответ: б) в 16 веке испанцами.

Задание № 4.
Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей этот рассказ?
Заполненный текст:
Жизнь Христофора Колумба полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 1451 г. в итальянском городе Генуя в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие - что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70-80-е гг. XV в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Атлантический океан.
Для осуществления планов нужны были деньги и Христофор Колумб в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в 1492 г. испанские короли Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор и снабдили деньгами для организации экспедиции. Началось тяжелое плавание.
В 1492 г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали Сан-Сальвадор, а затем были открыты еще два острова, которые носят названия Куба и Гаити.
В результате последующих трех экспедиций были открыты Пуэрто-Рико, Ямайка, побережье Южной Америки и Центральной Америки. До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка. В 19 веке французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может писать своего имени на своем открытии...»

Задание № 5.
Объясните выражения: «Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном», «Этот человек - мешок с перцем», «Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл», «Корабль плыл по «морю Мрака». В каких случаях они применялись?
Объяснение:
Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном». Так говорили о Португалии и ее жителях, занятия большинства которых были тесно связаны с морем.
«Этот человек - мешок с перцем». Так называли очень богатого человека. В то время мешок перца ценился дороже золота и был мерилом достатка. «Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл». Основную массу завоевателей Нового Света составляли оставшиеся не у дел после реконкисты солдаты, разорившиеся идальго, бедняки. Все они стремились в новые земли за золотом.
Корабль плыл по «морю Мрака». «Морем мрака» европейцы называли Атлантический океан.

Задание № 6.
Выберите правильный ответ. Революция цен - это:
Правильный ответ: б) падение цен на золото и вздорожание всех других товаров.

Задание № 7.
Заполните таблицу «Великие географические открытия».
Причины Великих географических открытий. Представители каких слоев населения Европы были заинтересованы в открытии новых земель и цели, которые они преследовали. Последствия Великих географических открытий.
Задание № 8.
На контурной карте разным цветом нанесите маршруты наиболее важных экспедиций XV - середины XVII в., обозначьте их годы.

Задание № 9.
Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.
БОГ, СЛАВА И ЗОЛОТО! Девиз первооткрывателей и покорителей новых земель (конкистадоров). «Бог» - обращение в христианство туземцев, «Слава» -за свои открытия получачи титулы и известность, «Золото» - жажда наживы.

Задание № 11.
Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах?
1. Формирование наций и национальных государств.
2. Создание государственной церкви или подчинение существующей.
3. Создание постоянных профессиональных армий.
4. Создание единой экономики (политика, налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.)

Задание № 12.
Выскажите свое суждение, отличался ли абсолютизм от деспотической власти, если отличался, то чем.
При деспотии монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Абсолютизм способствовал единению государства и формированию единой нации, деспотизм - нет (примеры Персии и Османской империи). При абсолютизме сохранялись представительские институты, определенные гражданские права, чего не было при деспотизме. При этом главное сходство - неограниченная власть монарха - приобретаю разные формы даже в Европе, от классического во Франции и «мягкого» в Англии до деспотизма в Испании.

Задание № 13.
Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу. Какие положения цехового устава положительно влияли на развитие производства в XIII-XIV веках, а какие отрицательно в XV веке.
Из устава цеха парижских ткачей.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на 4 года службы.
Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Положения цехового устава, положительно влиявшие на развитие производства в 13-14 веках:
1) ограничение производства
2) правовое положение ремесленников
3) требования к качеству продукции
4) требования к квалификации ремесленников

Положения цехового устава, отрицательно влиявшие на развитие производства в 15-16 веках:
1) ограничение производства
2) правовое положение работников
3) жесткое регламентирование рынка

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формой развития мануфактурного производства. Ответ запишите.
Наибольшая связь существует со смешанной формой развития мануфактуры, когда отдельные элементы конечного продукта изготовляли мелкие ремесленники с узкой специализацией, а сборку осуществляли уже в мастерской предпринимателя.

Задание № 14.
Подъем торговли связан с развитием бирж. Подумайте, какая связь существовала между этими процессами. Почему развитие бирж относится к 16 веку?
Ответ на вопрос:
В 16 веке происходит значительное увеличение объема товарной массы и капитала, связанное с открытием новых земель. Все это требовало организации, где могли бы происходить крупные оптовые сделки, что дало толчок образованию бирж, где встречались купцы, банкиры, поставщики и заказчики. Биржи же способствовали росту международной и оптовой торговли.

Задание № 15.
Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».
Каковы были размеры предприятия, кто работал, какие орудия труда применялись, кому принадлежала продукция и существовало ли разделение труда?
Задание № 16.
Напишите сочинение на тему «Покупатели и продавцы на рынке». Ваша работа должна заканчиваться фразой: «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». При подготовке используйте текст и иллюстрации учебника (с. 37 и др).
Рано утром наш купец открыл свою лавку на городском рынке. Торговая он тканями Лавка занимала весь первый этаж дома. Сам он не стоя7 за прилавком, а только приглядывал за своими продавцами, рассыльными и поденными работниками, которых с утра был полон рынок и которые только и искали возможность заработать лишний пенни и брались за любую работу. Людской поток шумно наполняв городскую площадь. Купец заприметил своего знакомого дворянина, пробовавшего на своих землях разводить овец. Поприветствовав друг друга, знакомые перешли к делу Оказалось, что дворянину нужно было много ткани для праздника, который он устраивал. Но, к сожалению, в данный момент он испытывал трудности с деньгами и не мог расплатиться за ткань сразу. Выслушав дворянина, наш купец сказал: «Хорошо, я отпущу тебе ткань в долг.» Довольный дворянин промолвил: «И вправду говорят, лучше иметь друзей на рынке, чем золото в сундуке!»

Задание № 17.
В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование - станки, шрифты и т. д. Обычно даже в небольшой типографии работало около 30 человек, и каждый имел свою специальность - наборщик, печатник, корректор и др. К какому виду производства относится типография? Объясните почему. При ответе используйте рисунок.
Решение задания:
Типография представляет собой централизованную мануфактуру по следующим признакам: весь производственный процесс происходит в одном помещении, узкая специализация труда, широкое использование наемного труда, большое число работников, использование дорогого оборудования.

Задание № 18.
Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»? Запишите диалог продавца и покупателя.
Ответ на вопрос:
На биржах часто вели торговлю контрактами па поставку товаров в будущем, когда самого товара нет в наличии. Причем оплата производилась не только «живыми» деньгами, но и расписками (вексель). Продавец: «Продаю партию перца, которая придет через полгода!» Покупатель: «Покупаю, но расплачусь векселем».

Задание № 19.
Какие из перечисленных ниже положений являются признаками зарождения капитализма:
Ответы:
а) развитие мануфактур
в) увиличение числа наемных работников
д) рост числа предпринимателей.

Задание № 20.
Укажите, какие из перечисленных слоев населения относились к буржуазии:
Ответы:
а) купцы
б) банкиры
г) владельцы мануфактур

Задание № 21.
Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства(Ответы: а,в,г,д):
а) наличие свободной рабочей силы в лице освободившихся от крепостной зависимости крестьян и разорившихся мелких ремесленников:
б) появление первых механических машин, приводимых в движение энергией &ды; ер*
в) развитие морской торговли и рост городов увеличили спрос на изделия ремесла;
г) приток золота и серебра из Нового Света обеспечил купцам-прсдприниматс-лям необходимые денежные средства для организации мануфактур:
д) цеховые правила мешали применению технических изобретений в ремесленных мастерских:
е) правительства европейских стран насильно отправляли работать на мануфактуры нищих и бродяг.

Задание № 22.
Как вы думаете, почему авторы учебника рассказ о купцах Фуггерах назвали «Век Фуггеров»? Предложите свое название.
Ответ на вопрос:
В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объединившая под своей властью пол-континента и пользовавшаяся неограниченной поддержкой папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап. «Серые кардиналы 16 века».

Внимательно рассмотрите рисунок (с. 46 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера-купца и банкира вы можете сделать?
Ответ на вопрос:
Пользуясь расположением Габсбургов и римских пап, Фуггеры имели возможность беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших торговых центрах Европы. Кстати, крах Фуггеров совпадает с крахом Габсбургов, когда в 17 веке Испания утратила главенствующее положение в Европе, а первенство в торговле переходит к Англии и Голландии.

Задание № 23.
О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»:
Ответ: в)Антверпен

Задание № 24.
Установите соответствие между термином и его значением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.1. Фермер А. Денежная единица Нидерландов
2. Откупщик Б. Дворянский титул во Франции
3. Шевалье В. Крестьянин-предприниматель, использующий наемный труд и технику.
4. Гульден Г. Человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога
Д. Налог, который во Франции государство собирало с крестьян
Ответ на задание: 1-в, 2-г, 3-б, 4-а

Задание № 25.
Мода эпохи Возрождения сменилась испанской модой, затем законодательницей моды в Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них. Объясните, в чем особенности представленных направлений моды.
а) мода эпохи Возрождения характеризовалась свободными нарядами, богато украшенными вышивкой и драгоценностями, появлением берета (рисунки 5, 7);
б) испанская мода - это дань чопорности и строгости, отказ от декольте, открытых рукавов (рисунки 6, 9);
в)венецианская мода - отдушина и бунт против испанской строгости, предвестница барокко (рисунок 3)
г)французская мода (рококо) - пышность, камзолы, жилеты, парики, фантастические прически дам, кринолины, открытое декольте, обилие кружев, воланов и узоров (рисунки 1, 2, 4, 8).

Задание № 26.
Как вы знаете, в XVI-XVII вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то какое меню на один день составили бы вы для крестьянской семьи, семьи бедного горожанина, семьи буржуа или богатой аристократической семьи?
Ответ на вопрос:
16-17 века, а) меню крестьянина: хлеб из ржи или овса, чечевичная похлебка или каша, лук, вода; меню бедного горожанина: чечевичная похлебка или каша (или овсяная), хлеб ржаной или овсяный, рыба, лук, вода; в) меню буржуа или аристократа: овощи, мясо, фрукты, рыба, вино, пряности. 18 век. а) и б) не изменились значительно, может только картофель начинал входить в обиход; в) меню зажиточных слоев населения дополнили чай, кофе, шоколад, белый хлеб, сахар.

Задание № 27.
Прочитайте отрывок из книги историка Н. М. Карамзина (1766-1826) «Письма русского путешественника» и подчеркните разным цветом черты средневекового города в тексте выделены красным цветом) и черты, присущие городам Нового времени (зеленым цветом). Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в XVII-XVIII вв. Для ответа используйте текст учебника (§ 4-6) и иллюстрации.

Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне река Сена с картинными домиками и садами ; на левой, за пространною зеленою равниною гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами... Дорога широкая, ровная, гладкая, как стол, и ночью бывает освещена фонарями. Застава есть небольшой домик, который пленяет вас кра-ертой архитектуры своей . Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок... с маленькими цветущими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой - лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут вёселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей пьют вино и поют водевили...
...Взор ваш стремится вперед, туда, где на большой, осьмиугольной плошали возвышается статуя Людовика 15, окруженная белым мраморным балюстрадом . Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сала Тюильри, примыкающие к великолепному дворцу : вид прекрасный... Здесь гуляет уже не народ, как в полях Елисейских, а так называемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю . Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, З^йки, храйы - красивые берега Сены, гранитные моста, на которых толпятся тысячи людей, сгучит множество карет - взгляните на все и скажите, каков Париж. Мало, если назовете его первым городом в свете, столицею великолепия и волшебства. Останьтесь же здесь, если не хотите переменить своего мнения; пошедши далее, увидите... тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетою; подле блестящей лавю^г ювелира - кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов , - зажмете нос и закроете глаза.
...Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов... Горе бедным пешеходцам, а особливо, когда идет дождь! Вам надобно или месить грязь на середине улицы, или вода, льющаяся с кровель ... не оставит на вас сухой нитки. Карета здесь необходима, по крайней мере для нас, иностранцев, а французы умеют чудесным образом ходить по грязи не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет.

Задание № 28.
Как вы понимаете выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»? Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте в каждую подпись недостающее ключевое слово, помогающее определить социальное положение данной семьи.

Питание европейцев зависаю от имущественного положения.
а) ужин в семье буржуа
б) ужин в бедняцкой семье
в) ужин в знатной аристократической семье
Тестовые задания к § 1-6.

Задание № 1.

Выберите правильный ответ.
1.1. Крупнейшим европейским городом к началу XVII в. стал: в) Лондон
1.2 Место заключения сделок между банкирами, торговцами, негоциантами в XVI-XVII вв.: в) биржа
1.3. Средства, вкладываемые в производство для получения прибыли: в) капитал
1.4. Автор сочинения «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах»: в) Георгий Агрикола
1.5. Основные черты Нового времени в XVI- XVII вв. - это:
в) развитие мануфактурного производства
д) рост торговли и товарно-денежного хозяйства
ж) численный рост буржуазии и усиление предпринимательской деятельности
з) рост влияния городов в экономической жизни Европы.

Задание № 2.
Согласны ли вы со следующими утверждениями?
2.1.1522 г. - начало первой экспедиции Христофора Колумба для поиска новых путей в Индию (нет).
2.2. Стюарты - французская королевская династия (нет).
2.3. Резиденция - место постоянного пребывания главы государства (да).

Задание № 3.
Установите соответствие между датой и событием. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.1. 1492 год А. Начало экспедиции Магеллана
2. 1497 год Б. Начало экспедиции Васко да Гама
3. 1519 год В. Начало экспедиции Христофора Колумба
4. 1600 год
Ответ на задание: 1-в, 2-б, 3-а, 4

Задание № 4.
О ком идет речь?
Он родился в 1643 году и вступил на престол, когда ему не было еще пяти лет. Управление государством сосредоточилось в руках его матери и кардинала Мазарини...

Речь идет о короле Франции Людовике 14 де Бурбон, прозванном Король-Солнце.

Задание № 5.
Сгруппируйте по определенным признакам.
а) Франциск I; б) Генрих VIII; в) парламент; г) Людовик XIV; д) Генеральные штаты; е) Яков I Стюарт.
Вариант А(Монархи-представительская власть): А,Б,Г,Е - В,Д
Вариант Б(Франция - Англия): А,Г,Д - Б,В,Е

Задание № 6.
Задание с развернутым ответом.
Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы.
Кольбер мэру и эшевенам Оксерра
Король приказал перенести мануфактуры кружев и саржи2 из Лондона в ваш город, где они и были учреждены. Но жители Оксерра до сих пор пренебрегали тем, чтобы посылать своих детей в дома, где были основаны эти мануфактуры, для того чтобы их детей там обучали...
Я убежден, что если вы наложите на них штраф, а с другой стороны, будете давать награды тем, которые выполняют свои обязанности, и предоставите им освобождение от налогов, как это было постановлено, то вы... докажете народу, что это является его подлинным интересом...
6.1. Как вы думаете, с какой целью могущественный Людовик XIV лично занимался такой «низменной» проблемой, как учреждение мануфактур?
6.2. Какой вывод о характере государственной власти и господствующем экономическом учении можно сделать на основе анализа данного текста.
6.3. Какое суждение о правах человека во Франции можно сформулировать на основе приведенного источника?

6.1. «Когда работаешь для государства - работаешь для себя. Благо одного составляет славу другого» (Людовик XIV).
6.2. При Людовике XIV во Франции абсолютизм достиг своего пика, а в экономике господствовала идея меркантилизма, убежденным сторонником которой был Кольбер.
6.3. «Праву подданных нет, есть одни обязанности» (Людовик XIV).



Похожие статьи