Территориальный стаж. Трудовой стаж

Трудовой стаж - понятие,
виды, значения

ВВЕДЕНИЕ - 3

1. Понятие трудового стажа, его виды и значение - 3

2. Общий трудовой стаж - 5

3. Специальный трудовой стаж - 9

4. Непрерывный трудовой стаж - 10

5. Страховой стаж - 13

6. Исчисление трудового стажа - 14

7. Доказательство трудового стажа - 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 16

ЛИТЕРАТУРА - 17

Введение

Состояние действующей системы законодательства, регулирующего социальное обеспечение в нашей стране представляет собой одну из острейших проблем в сложившихся социально-экономических условиях. На протяжении длительного времени система социального обеспечения в стране переживает кризис, при этом доходы большой части населения хронически отстают от уровня цен.

Поэтому социальная значимость вопросов трудового стажа определяется тем, что он затрагивает жизненно важные интересы огромной части населения Российской Федерации, в число которых входят престарелые, инвалиды, члены семей, потерявших кормильца и др.

Актуальность вопросов трудового стажа обусловлена также тем, что в определенный момент жизни каждому приходится сталкиваться с проблемами, связанными с этим правовым институтом, в их числе, проблемы исчисления стажа, наличие большого количества нормативно-правовых актов, содержащих нормы регулирующие этот институт, что осложняет его изучение, и т. п.

Поэтому в настоящей работе в виде системы, опирающейся на действующие законы, будут рассмотрены понятие трудового стажа, особенности различных его видов, а также тенденции развития законодательства в данной области права.

1. Понятие трудового стажа, его виды и значение

Применительно к социальному обеспечению трудовой стаж можно определить как исчисленную по установленным правилам продолжительность прошлой трудовой и иной общественно полезной деятельности гражданина, протекавшей в определенных законом общественных формах, с которой связываются правовые последствия в области социального обеспечения.

Юридическое значение трудового стажа состоит в том, что он является одним из юридических фактов, с которым связывается возникновение правоотношений по социальному обеспечению (пенсионных правоотношений и в некоторых случаях правоотношений по обеспечению пособиями) и которое влияет на содержание правомочий субъектов правоотношений, поскольку от него зависят размеры пенсий и пособий (например, при начислении надбавок к пенсиям за продолжительность общего и непрерывного видов стажа: при назначении пособий по социальному страхованию).

Под трудовым стажем следует понимать не только трудовую, но и иную общественно полезную деятельность, независимо от имеющихся в ней перерывов, где и когда она протекала, с которой закон связывает определенные правовые последствия. Важно подчеркнуть, что помимо трудовой и иной общественно полезной деятельности в трудовой стаж включаются и другие периоды, указанные в законе (например, периоды: лишения свободы в случаях необоснованного привлечения к уголовной ответственности , времени пребывания на оккупированной территории и другие). В трудовой стаж может включаться как оплачиваемая, так и неоплачиваемая деятельность (период отпуска без сохранения заработной платы ; период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет; престарелым, если он нуждается в постоянном постороннем уходе по заключению медицинского органа, и т. д.).

Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристики. Первая - отражает общую продолжительность трудовой деятельности, вторая - является показателем не только продолжительности, но и характера трудовой деятельности по квалифицирующим признакам (тяжесть труда, вредность условий труда, местность, в которой протекала трудовая деятельность, непрерывность труда). Исходя из этого трудовой стаж подразделяется на общий стаж (количественная характеристика) и специальный и непрерывный (качественная характеристика).

Период творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов, приравнивается к указанной выше работе. Стаж творческой деятельности исчисляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

В первоначальной редакции ст. 90 Закона предусматривала, что служба в составе Вооруженных Сил СССР, пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн, служба в органах государственной безопасности и внутренних дел (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому) включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 Закона.

Законом РФ от 01.01.01 г. редакция указанной статьи приведена в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, в частности, с существованием России как самостоятельного государства. Теперь, как предусмотрено ст. 90 Закона, в общий трудовой стаж может засчитываться военная служба в составе Вооруженных Сил не только бывшего СССР, но и Российской Федерации, а также в составе Объединенных Вооруженных Сил СНГ. Указано, что учитывается служба в других, помимо Вооруженных Сил, воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством РФ (это, например, Федеральная пограничная служба, внутренние войска, железнодорожные войска, войска гражданской обороны). Установлено, что учитывается служба в министерствах и ведомствах РФ, в которых законом предусмотрена военная служба.

Под исполнением обязанностей военной службы понимается, в частности, также нахождение военнослужащего на лечении; следование к месту службы, лечения и обратно; нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестное отсутствие - до признания военнослужащего безвестно пропавшим или объявления умершим в установленном законом порядке. Исполнением обязанностей военной службы считается прохождение военных сборов (см. п. 1 ст. 36 Закона РФ от 01.01.01 г. «О воинской обязанности и военной службе // ВВС РФ. 1993. № 9. Ст. 325). Соответственно такие периоды засчитываются в общий трудовой стаж как военная служба.

По правилам статьи 90 учитывается, в частности:

служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (органы общественного порядка) в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должности стажеров); служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания; служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях); время работы офицеров и лиц начальствующего состава в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе либо в кадрах (действующем резерве) Министерств внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и бывшего СССР; время перерыва в службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе.

Не прерывает трудовой стаж, но не засчитывается в него:

а) время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре, если перерыв между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу не превысил сроков, установленных настоящими Правилами в зависимости от причины увольнения, а перерыв между днем окончания учебы либо досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу не превысил трех месяцев. У окончивших учебное заведение (аспирантуру, клиническую ординатуру) или досрочно отчисленных из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) до 1 июля 1973 г. и поступивших на работу до 1 октября 1973 г. непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва между днем окончания учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) или досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу;

б) время пребывания за границей членов семьи рабочих, служащих и военнослужащих, направленных для работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР за границей или в международных организациях либо для прохождения службы, если перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев;

в) межсезонный перерыв, если работник на данном предприятии, в учреждении, организации проработал предыдущий сезон полностью, заключил трудовой договор о работе в следующем сезоне и возвратился на работу в срок, установленный договором.

Настоящее правило применяется в тех отраслях народного хозяйства, где действующим законодательством допускается суммирование периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа;

г) время нахождения в лечебно-трудовом профилактории при условии, если перерыв между днем освобождения из лечебно-трудового профилактория и днем поступления на работу не превысил одного месяца;

д) время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы.

Во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для проезда к новому месту жительства.

Если в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил справку об этом, выданную лечебным учреждением за подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности. В случае же установления работнику инвалидности в течение этого срока непрерывный трудовой стаж исчисляется в порядке, предусмотренном подпунктом "б" п. 4 настоящих Правил.

Продолжительность непрерывного трудового стажа рабочих и служащих устанавливается администрацией предприятия, учреждения, организации в соответствии с записями в трудовых книжках или на основании других надлежаще оформленных документов.

Контроль за правильностью установления администрацией непрерывного трудового стажа осуществляется профсоюзными организациями.

5. Страховой стаж

Страховой стаж застрахованного лица, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Проблемы применения на практике страхового стажа рассматриваются в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 790 (с изм. и доп. от 01.01.01 г., 30 мая 1997 г.)

В частности, концепцией предусматривается не разрушение, а сохранение и укрепление оправдавшей себя государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения. С введением в государственную систему пенсионного обеспечения так называемых социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой пенсионной системы.

В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии. Сфера распространения социальных пенсий ограничивается и достаточно длительное время будет ограничиваться социально-экономическим развитием общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию за свой (или кормильца) стаж работы.

Однако по мере развития рыночной экономики контингент лиц, не имеющих трудового (страхового) стажа, будет расширяться, а роль социальных пенсий возрастать. Государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительного круга нетрудоспособных, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.

Минимальный страховой стаж может быть установлен в перспективе в размере одного полного года работы. Соответственно трудовая пенсия будет по своему размеру пропорциональной этому стажу. При таком подходе отпадает необходимость сохранения института пенсий при неполном трудовом стаже.

Размер трудовой пенсии по старости, как и по действующим нормам, будет определяться с учетом трудового (страхового) стажа и заработка. Однако сам механизм исчисления пенсии должен быть приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия.

С учетом базовой пенсии эту цену можно установить на уровне 1 процента заработка за каждый год трудового (страхового) стажа. В результате средний совокупный размер вновь назначаемых базовой и трудовой пенсий составит 55-60 процентов заработка работника вместо 45-47 процентов (фактическое соотношение средней пенсии к средней заработной плате) в настоящее время. Это существенно выше, чем в странах с высокоразвитой экономикой. В будущем этот уровень может быть перекрыт путем создания дополнительных профессиональных пенсионных систем.

6. Исчисление трудового стажа

Периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в статье 94 Закона, и особых правил исчисления выслуги лет (статья 83 Закона).

При подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке:

полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности - за год работы. Перечень соответствующих сезонных работ утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

в лепрозориях и противочумных учреждениях - в двойном размере;

в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы (статья 41 Закона) - в тройном размере;

в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) - в тройном размере;

во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, - в двойном размере;

в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере; военная служба по призыву - в двойном размере. Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке засчитывается в общий трудовой стаж в тройном размере.

1. Федеральным законом от 01.01.01 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346) статья 94 Закона была дополнена правилом о том, что при подсчете трудового стажа в льготном порядке, а именно в двойном размере, должна исчисляться военная служба по призыву. Это правило применяется с учетом Указания Минсоцзащиты РФ от 01.01.01 г. № 1-4-У (БНА РФ. 1995. № 7). К проходящим военную службу по призыву отнесены сержанты, старшины, солдаты и матросы, призванные на такую службу, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта. Военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой. При этом следует иметь в виду, что, как предусмотрено комментируемой статьей, в двойном размере в общий трудовой стаж включается любая военная служба в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., как срочная, так и сверхсрочная.

Когда законодательством предусмотрен более льготный порядок зачета в трудовой стаж времени военной службы применяется более льготный подсчет. Если военная служба по призыву проходила в районах Крайнего Севера, она учитывается не в полуторном, а в двойном размере. При этом суммирования льгот по исчислению стажа не производится, поскольку это не предусмотрено пенсионным законодательством.

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, приравниваются к военнослужащим по контракту. Поэтому правила льготного исчисления военной службы по призыву на них не распространяются.

Период военной службы женщин исчисляется с учетом письма Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ от 01.01.01 г. № 13/3-925. Согласно этому письму, служба бывших военнослужащих-женщин в должностях солдат, матросов, сержантов и старшин может быть засчитана в общий трудовой стаж в двойном размере в период по 5 августа 1976 г. С этой даты они были приравнены к военнослужащим сверхсрочной службы, и соответственно их военная служба с указанной даты не может рассматриваться как служба по призыву.

В тех случаях, когда по имеющимся в пенсионном деле документам трудно определить, проходила ли военная служба по призыву или по контракту, уточняющие сведения могут быть запрошены через соответствующие органы, располагающие необходимыми данными (военкоматы , органы внутренних дел и др.).

2. Распоряжением Совета Министров СССР от 01.01.01 г. были установлены льготы по исчислению общего трудового стажа лицам из числа гражданского персонала, командированного в Республику Афганистан с 1979 по 1989 г. В правоприменительной практике вопрос о возможности предоставления таких льгот решается отрицательно, исходя из того, что в связи с введением в действие Закона при назначении пенсий союзное законодательство не применяется (см.: Пенсия. 1997. № 1(4). С. 24).

Между тем п. 1 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.01.01 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривает, что в связи с введением в действие указанного Закона с 1 марта 1991 г. на территории России не применяется Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР» и постановление о порядке введения этого Закона в действие. Такая формула не дает основания для отказа от применения иных нормативных правовых актов СССР, если они не противоречат российскому законодательству.

7. Доказательство трудового стажа

Согласно ст. 96 Закона "О государственных пенсиях в РФ" трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.

Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), указанный в части первой статьи 89 Закона, может устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясение, наводнение, ураган, пожар и т. п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов по другим причинам (например, вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и т. п.).

Заключение

В современной России установлены особенности исчисления трудового права для отдельных категорий работников (военнослужащие, жители крайнего севера, фермеры и пр.)

К сожалению, в настоящее время законодатель не предусмотрел всех особенностей в решении данного вопроса. Это связано с постоянным изменением действующего законодательства в области права социального обеспечения, расширением круга вопросов, затрагивающих непосредственно институт трудового стажа.

Поэтому данный вопрос требует более внимательного изучения с учетом тенденций дальнейшего развития.

Литература

1. , Кондратьева к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», М., 1997

2. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов под ред.

3. Советское право социального обеспечения: учебник под ред.

4. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионная реформа. Библиотека журнала «Социальная защита», 1996.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Введение

2.1 Общий трудовой стаж

2.2 Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан РФ

2.3 Специальный стаж и его юридическое значение

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

Введение

законодательство стаж страховой трудовой

Актуальность исследования. Стаж как важнейший компонент фактического состава, с которым связано возникновение правоотношений по социальному обеспечению, прочно занял свое место в ряду юридически значимых обстоятельств. С наличием стажа определенной продолжительности связывается не только возникновение права на различные виды социального обеспечения (денежные и натуральные), но и исчисление размера денежных выплат. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении показывают, что роль стажа остается значимой и будет впредь оказывать влияние на уровень социального обеспечения граждан. На протяжении последних десятилетий стаж как правовое понятие не остается неизмененным, а демонстрирует новые грани проявления своей сущности.

Начало 2015 г. ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2013.- № 52 (часть I).- Ст. 6965. (далее - Закон о страховых пенсиях) и появлением новелл в действующих законах, которые можно рассматривать как новый этап развития представлений о стаже. Происшедшие изменения демонстрируют повышение юридической значимости стажа в праве социального обеспечения, усложнение данного понятия, появление его новых видовых особенностей. Вместе с тем такое развитие не приводит к формированию общего подхода к пониманию самого стажа и не способствует выделению четких критериев его классификации.

Изложенное предопределяет актуальность настоящего исследования.

Целью исследования является анализ видов стажа в действующем законодательстве и их юридического значения.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие стажа в законодательстве о социальном обеспечении;

Дать общую характеристику видов стажа в действующем законодательстве Российской Федерации;

Представить характеристику отдельных видов стажа в российском законодательстве таких как общий трудовой стаж, страховой стаж и специальный стаж, а также их юридического значения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в праве социального обеспечения.

Предметом исследования является стаж и его значение для общественных отношений, складывающихся в праве социального обеспечения.

Методологической основой исследования служит диалектический метод познания, логический, анализа, синтеза, дедукции и индукции.

Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов: Д.В.Вихрова, Р.Н.Жаворонкова, Ю.Б.Корсаненковой, А.В.Менкенова, Т.К.Мироновой, Г.В.Сулеймановой и других исследователей, а также нормативно-правовые акты, материалы судебной практики.

Практической основой исследования выступили материалы судебной практики, включая высшие судебные инстанции, а также отечественное законодательство Российской Федерации.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемых источников и литературы.

Глава 1. Понятие и виды стажа в законодательстве Российской Федерации

1.1 Понятие стажа в законодательстве о социальном обеспечении

Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении вызывает повышенный интерес. Вместе с тем исследование законодательных новаций представляет научный интерес в контексте более общего анализа современных особенностей понимания стажа для целей социального обеспечения и уточнения его видового разнообразия. В этой связи актуальным представляется обращение к международным правовым актам, содержащим нормы о социальном обеспечении.

Термин «стаж» широко употребляется в международных правовых актах. В частности, он встречается во многих конвенциях Международной организации труда См. например, Конвенции МОТ № 25, 35 - 40, 44, 45, 48, 53, 56, 57, 74, 83, 101, 102, 110, 118, 121, 125, 128, 130, 132, 146, 157, 158, 168, 188 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда.- Т. I: 1919 - 1956; Т. II: 1957 - 1990.- Женева: Международное бюро труда, 1991. (далее - МОТ). Вместе с тем в конвенциях МОТ не содержится определения понятия стажа. Однако интерпретация содержания данного понятия в его международно-правовом значении, как правило, не различается, поскольку указаны основные признаки данного понятия. Согласно ст. 1 Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952), термин «стаж» означает либо период, в течение которого уплачивались взносы, либо стаж работы, либо продолжительность проживания в данной стране, либо какое-то сочетание этих условий Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Вместе с «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности») (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // СПС КонсультантПлюс..

Приведенное положение показывает, что в международных правовых актах применяется достаточно объемная по своему содержанию интерпретация понятия стажа. Она включает понимание стажа в его традиционном общем смысле - как продолжительности работы и иной деятельности, так и в особом смысле, который связывается с периодом уплаты взносов и его продолжительностью. При этом необходимо констатировать, что уплата взносов выделяется как специфический критерий, характеризующий понятие стажа. Различные виды стажа могут либо включать данный критерий, либо он может отсутствовать. Исходя из этого, в конвенциях МОТ применяются термины «периоды страхования»; «периоды работы по найму»; «периоды профессиональной деятельности»; «периоды уплаты членских взносов»; «периоды, в течение которых не уплачивались членские взносы» Конвенция № 157 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 21.06.1982) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.- С. 1971 - 1982; Конвенция МОТ № 48 «Об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи» (Женева, 22 июня 1935 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева, Международное бюро труда, 1991.- С.361 - 369..

Специальный смысл понятию стажа придает его понимание в конвенциях МОТ как критерия, определяющего длительность проживания в стране, с которым связывается право на отдельные виды социального обеспечения Конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.- С. 1330 - 1337; Конвенция МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.- С.1581 - 1599..

Ввиду того, что правовое содержание понятия стажа является критерием наличия или отсутствия права на различные виды пенсий, пособий, других денежных выплат и непосредственно влияет на исчисление их размеров, необходимо в этой части проанализировать российское законодательство о социальном обеспечении.

Определение стажа как родового понятия в российском законодательстве о социальном обеспечении отсутствует. Отсутствие единого определения стажа не препятствует весьма широкому использованию различных терминов, включающих слово «стаж». В частности, в российском законодательстве о социальном обеспечении встречаются такие термины, как «стаж»; «трудовой стаж»; «общий трудовой стаж»; «страховой стаж»; «стаж на соответствующих видах работ»; «стаж государственной гражданской службы»; «стаж службы (выслуга лет)»; «выслуга лет (трудовой стаж)»; «стаж государственной службы»; «стаж муниципальной службы»; «страховой (трудовой) стаж»; «трудовой (страховой) стаж», «профессиональный стаж» и др. Такое разнообразие терминов при отсутствии четких и однозначных определений большинства понятий, обозначаемых указанными терминами, свидетельствует о недостаточной проработке понятийного аппарата института стажа в праве социального обеспечения. Даже в тех случаях, когда в законах закрепляется легальное определение какого-либо вида стажа, это определение чаще всего не является единым для законодательства о социальном обеспечении в целом.

В последние годы наибольшую юридическую значимость в праве социального обеспечения приобрел страховой стаж. Следует отметить, что термин «страховой стаж» применяется для обозначения данного понятия в общем смысле (без привязки к конкретному виду обязательного социального страхования), а также для обозначения страхового стажа в рамках конкретного вида такого страхования (например, в системе обязательного пенсионного страхования).

В ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» сформулировано общее определение: «страховой стаж» - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ.- 1999.- № 29.- Ст. 3686.. Согласно ст. 3 Закона о страховых пенсиях, «страховой стаж» - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2013.- № 52 (часть I).- Ст. 6965..

Зачастую в действующем законодательстве о социальном обеспечении термином «страховой стаж» обозначается такой вид стажа, как «общий страховой стаж». Следовательно, один и тот же термин «страховой стаж» обозначает три различных понятия.

Наличия в законодательстве формулировки понятия страхового стажа, даже с учетом его разного смыслового наполнения, недостаточно, так как право на досрочное пенсионное обеспечение по старости связано с понятиями «стаж на соответствующих видах работ» и «стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Обе указанные разновидности относятся к такому виду стажа, как «специальный страховой стаж». Данный термин в законодательстве о социальном обеспечении вообще не используется.

Понятие страхового стажа применяется также в институте пособий и иных денежных выплат - это «страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам». Содержание данного понятия раскрывается через перечисление включаемых в указанный стаж периодов Статья 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ.- 2007.- № 1 (1 ч.).- Ст. 18..

До 2002 г. право на пенсионное обеспечение определяла установленная продолжительность «трудового стажа» с выделением двух его видов - общего и специального трудового стажа. В современном российском законодательстве о социальном обеспечении понятия «трудовой стаж» и «общий трудовой стаж» по-прежнему применяются.

Если обратимся к понятию «общий трудовой стаж», то увидим следующее. Во-первых, в ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 52 (1 ч.).- Ст. 4920. (далее - Закон о трудовых пенсиях) понятие общего трудового стажа формулируется в целях определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав. Несмотря на то, что данное определение начинается со слов: «Под общим трудовым стажем понимается», фактически данное понятие раскрывается через перечисление периодов работы, иной общественно полезной деятельности и других периодов до 01.01.2002, которые включаются в общий трудовой стаж. Можно было бы согласиться с таким подходом к формулированию понятия, если бы эта статья не содержала два определения общего трудового стажа (п. 3 и 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях). В этой связи проблема неоднозначности понимания общего трудового стажа усугубляется включением различного набора периодов в каждом из определений.

Во-вторых, иное понимание общего трудового стажа предусматривает новая редакция ч. 2 ст. 13 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 04.11.2014) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ.- 1993.- № 9.- Ст. 328. (далее - Закон от 12.02.1993), согласно которой в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета государственных пенсий до 2002 г.; б) страховой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета трудовых пенсий до 2015 г.; в) страховой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом о страховых пенсиях. Таким образом, в Законе от 12.02.1993 в общий трудовой стаж включается и трудовой, и страховой стаж.

Следует отметить, что отсутствует не только единое понятие общего трудового стажа. Одним из видов стажа является специальный трудовой стаж, в который, как правило, включаются понятия «выслуга лет» и «стаж государственной гражданской службы». Общего определения понятия «специальный трудовой стаж» законодательство не содержит (данный термин не применяется вообще), как нет и определения понятия «выслуга лет».

Ряд законов устанавливает особые требования к различным периодам, суммарная продолжительность которых дает дополнительные права по социальному обеспечению отдельным категориям лиц. Например, особую разновидность стажа составляют периоды работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, дающие право на установление доплаты к пенсии этим лицам Федеральный закон от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 49.- Ст. 4561.. Специфическое юридическое значение имеет стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с которым связано право граждан на получение жилищных субсидий при выезде из указанных районов и местностей и осуществляется определение размера этих субсидий Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (ред. от 17.07.2011) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 43.- Ст. 4188..

До 01.01.2015 в законодательстве о социальном обеспечении право на отдельные виды социального обеспечения не связывалось с конкретной продолжительностью проживания в стране. С указанной даты вступило в силу положение, согласно которому право иностранных граждан и лиц без гражданства на социальную пенсию по старости стало обусловливаться требованием постоянного проживания на территории РФ не менее 15 лет (ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 51.- Ст. 4831.). Данное законоположение свидетельствует о том, что понятие стажа по российскому законодательству о социальном обеспечении стало более объемным и приблизилось к его международно-правовому пониманию.

Требование постоянного проживания при определении права иностранных граждан и лиц без гражданства на различные виды социального обеспечения и ранее было зафиксировано в законодательстве о социальном обеспечении. Например, в соответствии со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, право на трудовую пенсию имели иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ. Аналогичное положение предусмотрено ст. 4 Закона о страховых пенсиях. Понятие «постоянное проживание» обусловлено получением вида на жительство, что предполагает определенный период проживания в стране Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 30.- Ст. 3032.. Однако впервые в ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении установлена минимально необходимая продолжительность проживания в стране, определяющая право на получение конкретного вида пенсии.

Итак, необходимость четкого разграничения различных видов стажа и закрепления в законодательстве соответствующих им дефиниций обусловлены потребностями не только теории, но и практики правового регулирования в сфере социального обеспечения. Недостаточная разработанность в законодательстве понятийного аппарата отраслевого института стажа требует внимания ученых и специалистов как в части формирования общего понятия стажа, так и в части выделения критериев дифференциации различных его видов.

В российской науке права социального обеспечения на уровне самостоятельных исследований вопросы стажа рассматривались Д.Г. Вихровым и А.В. Менкеновым Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения: дисс. ... канд. юрид. наук.- М., 2013.- 257с.; Вихров Д.Г. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения: дисс. ... канд. юрид. наук.- М., 2001.- 160с.. Различные аспекты, касающиеся стажа, затрагивались при рассмотрении ряда научных проблем в диссертационных исследованиях и монографической литературе Благодир А.Л. Право социального обеспечения: система отрасли/ А.Л.Благодир.- Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С.168; Бутенко Е.И. Особенности юридических фактов в праве социального обеспечения России (теоретический аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук.- СПб., 2010. С18, 22-23 и др., а также в отдельных публикациях Сулейманова Г.В. Некоторые вопросы правового регулирования порядка исчисления трудового стажа в целях пенсионного обеспечения / Г.В.Сулейманова // Северо-Кавказский юридический вестник.- 2014.- № 1.- С. 83 - 87; Чупрова Е.В. Предотвращение ограничения конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в процессе совершенствования законодательства РФ / Е.В.Чупрова // Вестник Академии Ген. прокуратуры РФ.- 2014.- № 1(39).- С. 14 - 20; Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан РФ / Ю.Б.Корсаненкова // Вестник РГГУ.- 2013.- № 3(104).- С. 123 - 129; Филиппова И.А. Трудовой стаж как категория права социального обеспечения и трудового права / И.А.Филиппова // Вестник Нижегородского университета.- 2011.- № 3-1.- С. 267 - 273; Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности / Р.Н.Жаворонков // Журнал российского права.- 2011.- № 3.- С. 64 - 70 и др.. Вопросы, связанные с понятием стажа и его классификацией, находят отражение в учебниках и учебно-методической литературе по праву социального обеспечения Право социального обеспечения России: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова.- М.: Проспект, 2014. С. 138 - 166; Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для бакалавров / Г.В.Сулейманова.- М.: Юрайт, 2013. С. 119 и др..

Определения стажа, содержащиеся во многих учебниках и научных публикациях, свидетельствуют о том, что авторы, как правило, используют термин «трудовой стаж» в качестве обобщающего, собирательного понятия. Формулировки определений различных видов стажа чаще всего совпадают с их легальными определениями либо имеют небольшие отличия. В составе общего понятия «трудовой стаж» выделяется такой его вид, как «страховой стаж».

С указанным подходом к пониманию трудового и страхового стажа сложно согласиться. Между понятием трудового стажа, сформировавшимся в советский период развития науки права социального обеспечения, и современным понятием страхового стажа имеются весьма существенные различия. Понятие страхового стажа (в отличие от трудового стажа - общего и специального) связано с уплатой страховых взносов, и это - важнейший отличительный признак. Страховой стаж - не просто периоды работы и иной деятельности, с которыми связано право на различные виды социального обеспечения, а еще и уплата в течение этих периодов страховых взносов. Поэтому данный вид стажа следует рассматривать не как вид трудового стажа, а как самостоятельный вид стажа в праве социального обеспечения Миронова Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении / Т.К.Миронова // Актуальные проблемы российского права.- 2015.- № 7.- С. 101 - 106..

Закон о страховых пенсиях предусматривает, что в страховой стаж могут засчитываться отдельные периоды (военная служба, периоды ухода за малолетними детьми и др.), в течение которых не осуществляется уплата страховых взносов в Пенсионный фонд. Но этот же Закон содержит условие, согласно которому либо до соответствующего периода, либо после него должен быть период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов. Кроме того, за счет средств федерального бюджета Пенсионному фонду компенсируются расходы, связанные с зачетом указанных периодов в страховой стаж Статья 17 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 51.- Ст. 4832.. Средства федерального бюджета учитываются в качестве своего рода «страховых взносов» за отдельные не страховые периоды и определяют пенсионные права отдельных категорий граждан, которые в этом случае приобретают статус застрахованных лиц Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 23.- Ст. 3266..

Отграничение понятия страхового стажа от трудового стажа позволяет показать их различную правовую природу, разные юридические последствия наличия того или иного стажа. При этом не имеет значения тот факт, что многие периоды, указанные в законе, могут включаться как в страховой, так и в трудовой стаж. Определяющим фактором для приобретения права на отдельные виды социального обеспечения в первом случае является уплата страховых взносов (работодателем за застрахованное лицо либо самим застрахованным), а во втором - отсутствие такой обязанности либо отсутствие юридического значения уплаты взносов (даже если она осуществляется).

Учитывая положения международных правовых актов и следуя тенденции охвата общим понятием стажа всех периодов, с которыми связываются правовые последствия в праве социального обеспечения, можно сформулировать общее определение стажа.

Стаж в праве социального обеспечения как юридически значимое обстоятельство (юридический факт) - это суммарная продолжительность работы и иной деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, других предусмотренных законодательством периодов, а также в установленных случаях период проживания в стране, если с указанными периодами связано право на различные виды социального обеспечения и (или) они влияют на размер соответствующих денежных выплат Миронова Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении / Т.К.Миронова // Актуальные проблемы российского права.- 2015.- № 7.- С. 101 - 106..

1.2 Виды стажа в действующем законодательстве Российской Федерации

В действующем законодательстве Российской Федерации, как уже было отмечено, в предыдущем параграфе, как правило, выделяют следующие виды стажа:

Общий трудовой стаж;

Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан РФ;

Специальный стаж.

Более подробно указанные виды стажа будут нами рассмотрены в следующей главе. В рамках же настоящего параграфа представим краткую характеристику указанных видов стажа.

Говоря об общем трудовом стаже, стоит отметить, что данное понятие довольно распространено на обывательском уровне, но в законодательстве на сегодняшний день такой термин отсутствует. Общий трудовой стаж применяется при конвертировании старых пенсионных прав и сказывается только на определении страховой части пенсии. Под общим трудовым стажем понимается (ст. 30 Закона о трудовых пенсиях) суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.

В такую деятельность включаются:

Периоды работы в качестве рабочего, служащего, в том числе работа по найму за пределами территории РФ, члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов: писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

Период прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 04.11.2014) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ.- 1993.- № 9.- Ст. 328.;

Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

Период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

Периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Страховой стаж - это суммарная длительность тех периодов, когда человек был трудоустроен и на него поступали страховые взносы в ПФ РФ. Такое определение дает Закон о трудовых пенсиях. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ.- 1999.- № 29.- Ст. 3686. определяет его как общую продолжительность выплаты страховых взносов или налогов, не привязывая к трудовой деятельности.

Помимо периода работы по договору, существуют и прочие включаемые в страховой стаж периоды (согласно Закона о трудовых пенсиях). Это:

Период военной службы либо приравненной к ней;

Период получения пособия по временной нетрудоспособности;

Период ухода за малышом до 1,5 лет (не больше 4,5 лет в сумме);

Период получения пособия по безработице;

Период участия в оплачиваемых общественных работах;

Период переселения в другой регион по направлению Центра занятости, дабы трудоустроиться;

Период пребывание в тюрьме, если в последующем невиновность окажется доказанной;

Период ухода за стариками старше 80 лет, инвалидами, в том числе - детства;

Период нахождения супругов военных в местности, где невозможно трудоустроиться (не больше 5 лет);

Период нахождения за границей супругов граждан, работающих в консульствах и дипломатических миссиях.

После прочтения этого списка становятся понятны различия трудового и страхового стажа: страховой понятие более широкое, он включает в себя весь трудовой и несколько прочих периодов. То есть общий трудовой стаж обычно меньше, чем страховой.

Страховой стаж учитывается не только при назначении пенсии - нужен страховой стаж для больничного листа. Исчисление пособия зависит от продолжительности стажа: оно может быть и 60, и 100% от заработка.

Страховой стаж и для пособий, и для получения пенсии делится на: общий и специальный. Первый - тот период, когда уплачивались страховые взносы. Специальный страховой стаж - это периоды работы в неблагоприятных условиях (вредные, тяжелые), на территориях с особым статусом уплаты страховых взносов либо в особых природных условиях.

И, наконец, специальный стаж - это стаж для отдельных видов работ, являющийся условием досрочного назначения трудовой пенсии, связанной с условиями труда Маслова Т.А. Ваша пенсия в Ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее / Т.А.Маслова.- М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012.- Вып. 10. С.42..

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях право на досрочную трудовую пенсию имеют:

Проработавшие требуемый период на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;

Осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;

Осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

Некоторые другие лица.

Иными словами, специальный стаж - это период общественной или трудовой деятельности в особых условиях, таких как, вредные производства, работа в тяжёлых климатических условиях и территориях, которые подвергались радиоактивному излучению. После этих периодов трудовой деятельности устанавливается льготная пенсия, а также пенсия за выслугу лет.

В целом же, исходя из того, что под стажем считаем целесообразным понимать суммарную продолжительность работы и иной деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, других предусмотренных законодательством периодов, а также в установленных случаях период проживания в стране, если с указанными периодами связано право на различные виды социального обеспечения и (или) они влияют на размер соответствующих денежных выплат, то, соглашаясь с Т.К.Мироновой, полагаем целесообразным классифицировать стаж на три основных вида: 1) трудовой стаж; 2) страховой стаж; 3) период проживания. В каждом из основных видов выделяется общий и специальный стаж. Специальный стаж может иметь более дробное внутривидовое деление, в зависимости от конкретных периодов, определяющих право на различные виды денежных выплат либо влияющих на получение отдельных натуральных видов обеспечения.

Подводя итоги проведенного в рамках настоящей главы исследования, можно сформулировать следующие основные выводы.

Новейшие изменения в законодательстве о социальном обеспечении дают основание утверждать, что понятие стажа должно рассматриваться в более широком плане и соответствовать его международно-правовому значению. В международных правовых актах по вопросам социального обеспечения термин «стаж» обозначает достаточно объемное по своему содержанию понятие, которое включает периоды, связанные или не связанные с уплатой взносов, а также продолжительность проживания в стране. Следуя тенденции охвата общим понятием стажа всех периодов, с которыми связываются правовые последствия в праве социального обеспечения, общее определение стажа можно сформулировать следующим образом: «Стаж в праве социального обеспечения как юридически значимое обстоятельство (юридический факт) - это суммарная продолжительность работы и иной деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, других предусмотренных законодательством периодов, а также в установленных случаях период проживания в стране, если с указанными периодами связано право на различные виды социального обеспечения и (или) они влияют на размер соответствующих денежных выплат». Исходя из данного определения, предлагается классификация стажа, согласно которой стаж можно разделить на три основных вида: 1) трудовой стаж; 2) страховой стаж; 3) период проживания. Каждый из основных видов стажа включает общий и специальный стаж. Специальный стаж может иметь более дробное внутривидовое деление, в зависимости от конкретных периодов, определяющих право на различные виды денежных выплат либо влияющих на получение отдельных натуральных видов обеспечения.

Таким образом, проблема более широкого подхода к пониманию стажа и выработке критериев его классификации, являясь в основе своей теоретической, имеет непосредственный выход на правоприменительную практику. Научно обоснованная разработка понятийного аппарата института стажа в праве социального обеспечения на основе общего понятия стажа будет способствовать преодолению разобщенности и бессистемности законодательства о социальном обеспечении, исключению случаев дублирования терминов и понятий. Позитивным результатом этого будет совершенствование содержания правовых норм и практики их применения.

В целом в настоящее время выделяют следующие виды стажа: общий трудовой стаж; страховой стаж и специальный стаж.

Глава 2. Характеристика отдельных видов стажа в российском законодательстве и их юридическое значение

2.1 Общий трудовой стаж

Трудовой стаж имеет важное значение для обеспечения многих конституционных прав граждан, и, в первую очередь, права пенсионного обеспечения.

Из-за большого количества законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения, разобраться в них не всегда может даже специалист. Тем более, если учесть, что за последние годы смысл положений пенсионного законодательства неоднократно менялся после проверки их Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Основному закону страны.

Кроме того, можно констатировать излишнюю динамичность как современного пенсионного законодательства, так и тесно связанного с ним законодательства, касающегося уплаты взносов, из которых формируются пенсионные права застрахованных лиц - будущих пенсионеров. При этом зачастую изменения, происходившие за годы после вступления в силу 1 января 2002 года нынешнего пенсионного законодательства, были отнюдь не «косметическими».

Конечно же, учитывая длящийся характер пенсионных правоотношений, вряд ли это положительно сказывается на процессе понимания гражданами того, что же ждет их при выходе на пенсию, каков будет ее размер и отчего он зависит, можно ли как-то влиять на свои пенсионные права и есть ли в этом смысл.

К тому же в законотворческом порыве нередко забывается необходимость соблюдения так называемого принципа правовой определенности, важность которого в пенсионной сфере неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ в своих решениях.

Общий трудовой стаж, как уже отмечалось в предыдущей главе, это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов.

Ранее общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002 г. В настоящее время для назначения страховой пенсии по старости требуется страховой стаж. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 8, ч. 1, 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Тем не менее, понятие общего трудового стажа не утратило юридического значения и продолжает применяться. В частности, от общего трудового стажа зависит размер пенсии по старости или по инвалидности, а также пенсия по случаю потери кормильца. Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин - не менее 20 лет (п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).

Так, право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, категории которых перечислены в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, если они уволены по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигли на день увольнения 45-летнего возраста. Общий трудовой стаж при этом должен быть 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Это установлено п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

В указанный общий трудовой стаж включаются (ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1):

Трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях);

Страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом о трудовых пенсиях до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях;

Страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом о страховых пенсиях.

Существует два ключевых момента для включения в стаж:

Профессиональная деятельность должна осуществляться только на территории РФ;

Необходимо, чтобы происходили выплаты в Пенсионный фонд РФ.

Стоит заметить, что в общий стаж можно включить период работы, который осуществлялся за пределами страны, но при условии:

Что этот пункт обязательно должен быть прописан в международном договоре;

Осуществлялись взносы в Пенсионный фонд РФ.

В общий трудовой стаж входят следующие периоды:

Период, когда одним из родителей осуществляется постоянный уход за ребенком до момента достижения им полутора лет. Нужно учесть, что есть ограничение - не больше четырех с половиной лет в целом для каждого из родителей. Важно отметить, что ранее до 1 января 2014 года в стаж входил период равный не более трех лет. Следовательно, с увеличением данного срока размер трудовых пенсий, который установлен до 1 января 2014 года, подлежит перерасчету;

Период временной нетрудоспособности, в течение которого поступали выплаты по обязательному социальному страхованию (больничный);

Служба в Вооруженных силах РФ и приравненная к ней;

Время, когда гражданин находился под стражей или в местах лишения свободы по причине необоснованного привлечения к уголовной ответственности;

Период, когда гражданин состоит на учете в службе занятости и при этом получает пособие по безработице;

Период участия в общественных работах, которые подлежат к оплате;

Время переезда или переселения с целью трудоустройства в другую местность при условии, что это осуществляется по направлению службой занятости;

Время проживания супругов военнослужащих-контрактников в местах, где они не смогли трудоустроиться по причине отсутствия такой возможности. При этом важно отметить, что в общей сложности этот период должен составлять не более пяти лет;

Период времени, когда осуществляется постоянный уход за инвалидом первой группы, за пенсионером, чей возраст свыше восьмидесяти лет. При этом важно подчеркнуть, что уход должен осуществляться только трудоспособным человеком;

Период нахождения за границей жен/мужей работников, которые направлены осуществлять профессиональную деятельность в дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации. В общей сложности данный период не должен превышать пять лет.

Нельзя не отметить следующий важный момент, касающийся периода обучения студентов по очной форме обучения. До 1 января 2012 года очное обучение наравне с работой входило в общий трудовой стаж, необходимый для исчисления пенсии. Но в связи с действующей пенсионной программой, периоды учебы не считаются рабочей деятельностью, так как уплата страховых взносов в Пенсионный фонд страны не происходит, а значит, данный период не будет входить в расчет будущей пенсии.

Таким образом, к периодам, которые не входят в общий трудовой стаж относятся следующие:

Обучение, различные курсы по подготовке/ переподготовке кадров;

Период проживания граждан в оккупированных районах во время ВОВ;

Пребывание в концлагерях во время ВОВ;

Проживание в период блокадного Ленинграда;

Время по уходу родителями и иными законными представителями за ВИЧ - инфицированными несовершеннолетними детьми.

Подтверждение трудового стажа может осуществляться двумя способами:

На основании записей в трудовой книжке установленного образца. При утере трудовой книжки можно предоставить договор, приказ о принятии на работу, а также выписки о произведенных отчислениях из зарплат;

Подтверждение путем свидетельских показаний двух и более свидетелей. Данным способом можно воспользоваться, например, при утере документов во время масштабного стихийного бедствия.

Осуществление подсчета общего стажа гражданину необходимо в первую очередь в момент выхода на пенсию по старости. По российскому законодательству полный трудовой стаж составляет 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. При условии полностью выработанного стажа, размер будущей пенсии будет рассчитываться по среднему заработку работника, и равняться 55% от нее.

Таким образом, всем пенсионерам, которые продолжают осуществлять профессиональную деятельность, производят корректировку коэффициента стажа.

Подсчет трудового стажа можно осуществлять двумя способами: простым; льготным. При простом способе подсчет можно вести вручную, но более удобным способом является использование специальной компьютерной программы. При подсчете ручным способом лучше всего и удобнее производить расчет, когда все данные сведены в столбик. Подсчет ведется по каждому отдельному месту работы гражданина. Для этого необходимо из даты увольнения работника вычесть дату его первого рабочего дня и приплюсовать один день. Итогом будет сумма всех полученных результатов. Стоит заметить, что целый год стажа составляет 12 календарных месяцев, а месяц состоит только из 30 дней. Важно иметь в виду, что если в трудовой отсутствуют точные даты записи, то началом и окончанием периода принято считать середину месяца (15 число) или середину года - 1 июля.

Опираясь на законодательство, каждому гражданину для получения базовой пенсии по старости нужно иметь хотя бы пять лет стажа. Если трудовая деятельность будет более пяти лет, то для расчета пенсии применяется следующая формула: к базовой пенсии прибавляется результат отношения всех выплат, которые были произведены гражданином в пенсионный фонд к общему количеству месяцев, в течение которых государство обязуется выплачивать пенсию (228 месяцев).

В рамках рассматриваемого вопроса нельзя также не отметить, что наряду с понятием общего трудового стажа ранее применялось и продолжает применяться понятие непрерывного трудового стажа, под которым понимается продолжительность работы на одном предприятии (в учреждении, организации) без перерыва или на разных предприятиях, если при переходе с одного предприятия на другое непрерывность стажа сохранялась в установленном порядке.

Вместе с тем, с 1 января 2007 г. непрерывный стаж утратил свое юридическое значение. Теперь с назначением государственной пенсии он никак не связан и имеет значение только для получения следующих пособий и дополнительных благ:

Пособия по временной нетрудоспособности;

Надбавок к заработной плате;

Надбавок к пенсии;

Единовременного вознаграждения;

Пособия по социальному страхованию;

Дополнительного отпуска;

Исчисления выслуги лет, необходимо для присвоения очередного специального звания, а также некоторые другие блага.

Эти блага являются своеобразной мерой поощрения за то, что работник не меняет в течение длительного времени одного места работы, за длительные взаимоотношения с работодателем. Они повышают стабильность в сфере труда и обеспечивают устойчивость трудовых отношений, хотя и противоречат коммерческим интересам большинства работодателей. Но стоит учесть, что такие издержки не будут бесполезными.

Иными словами, в настоящее время непрерывный трудовой стаж учитывается, например, при определении размера причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ.- 2007.- № 1 (1 ч.).- Ст. 18..

Также непрерывный трудовой стаж применяется в ряде случаев, в частности при определении права на получение различных доплат и надбавок к заработной плате, предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям работников.

Например, предусмотрена надбавка за продолжительность непрерывной работы работникам учреждений здравоохранения, находящихся в ведении ФТС России, и здравпунктов. Указанная надбавка устанавливается и выплачивается в Порядке, утвержденном Приказом ФТС России от 13.11.2008 № 1412 Приказ ФТС РФ от 13.11.2008 № 1412 «Об утверждении Порядка выплаты работникам учреждений здравоохранения, находящихся в ведении ФТС России, и здравпунктов надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2009.- № 4..

Интересно заметить, что размер пособия по временной нетрудоспособности в процентах к заработку зависел ранее в России от продолжительности как общего, так и непрерывного стажа. Постепенно все большее значение придавалось непрерывному трудовому стажу, а общий стаж терял значение. При этом требования к продолжительности непрерывного стажа постоянно возрастали. В 2006 г. размер пособия по отношению к заработку составлял: при непрерывном трудовом стаже восемь лет и более - 100% заработка, от пяти до восьми лет - 80%, от трех до пяти лет - 60%, до трех лет - 50% заработка. Предусматривались более высокие размеры пособий, не зависящие от длительности непрерывного трудового стажа: в размере 100% заработка работникам, имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 (для учащихся - 18) лет, и в размере 60% заработка - работникам, не достигшим 18 лет Захаров М.Л. Законодательство о страховых пособиях: современное состояние и тенденции дальнейшего развития / М.Л.Захаров // Журнал российского права.- 2016.- № 3.- С. 64 - 79..

Затем эти нормы изменяются. Во-первых, непрерывный трудовой стаж заменяется страховым стажем той же продолжительности; во-вторых, исключается правило об установлении пособия в размере 100% заработка тем работникам, которые имеют на иждивении трех и более детей до достижения ими соответствующего возраста (16 или 18 лет). Вместе с тем для всех работников, имеющих страховой стаж до трех лет, пособие повышается с 50 до 60% заработка.

Поводом к решению о замене непрерывного стажа на страховой послужила жалоба гражданина В.П. Корнилова и определение по его жалобе, принятое Конституционным Судом РФ 2 марта 2006 г. Заявитель жаловался на то, что требования длительного непрерывного стажа ограничивают, ущемляют права молодых работников, не могущих в силу своей молодости выработать длительный непрерывный стаж. Конституционный Суд РФ определил, что прежние нормативные акты СССР в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа в силу правовых позиций, выраженных Судом ранее, с 1 января 2007 г. не могут применяться как противоречащие Конституции РФ, ее ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 и утрачивают силу. Суд предложил федеральному законодателю урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового порядка регулирования в срок до 1 января 2007 г.

Законодатель свел данное предписание к замене одного стажа, непрерывного, на другой стаж - страховой, не изменив ничего по существу. Между тем Суд, принимая решение, констатировал, что «размер страхового обеспечения, поставленный в зависимость от продолжительности непрерывного трудового стажа, объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность работников, при том что они могут подвергаться заболеваниям не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие такой непрерывный трудовой стаж, который дает право на получение пособия по временной нетрудоспособности в максимальном размере, и что на время болезни они в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения заработка». Что изменилось при замене непрерывного стажа соответствующей продолжительности на страховой стаж той же продолжительности? По большому счету ничего. Молодые работники объективно, в силу возраста не могут иметь длительный стаж, как непрерывный, так и страховой. Стаж в восемь лет можно заработать к 25 - 28 годам, начав трудовую деятельность в 18 - 20 лет.

Решили как всегда - без каких-либо обоснований и чтобы не потребовалось дополнительных расходов. Не учли главного - мотивированную часть соответствующего решения Конституционного Суда РФ, т.е. причину необходимости отказа от требования определенной длительности любого стажа, лишающего молодых работников права получать полноценное пособие наравне с другими работниками.

Подобные документы

    Понятие страхового стажа, его юридическое значение и порядок подтверждения. Доказательства, принимаемые для определения стажа, до регистрации в качестве застрахованного лица. Порядок исчисления трудового стажа, его основные виды – календарное и льготное.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Понятие и юридическое значение трудового стажа, его основные виды. Исчисление страхового, общего трудового и специального стажа. Определение размера пособия по временной нетрудоспособности. Способы подтверждения трудового стажа в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2012

    Исследование значения трудового стажа в системе пенсионного обеспечения. Изучение понятия специального трудового стажа. Отличительные признаки непрерывного трудового стажа. Характеристика нормативных актов, регулирующих порядок исчисления трудового стажа.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2014

    Понятие трудового стажа. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж. Исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями труда, работникам летного состава гражданской авиации, педагогическим и медицинским работникам.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2011

    Специальный, страховой, непрерывный трудовой стаж. Объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Исчисление страхового стажа и его доказательства. Назначение пенсии по старости, пособия по нетрудоспособности, пенсии по выслуге лет.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Понятие, юридическое значение, характеристики и виды трудового (страхового) стажа и выслуги лет. Виды деятельности, засчитываемые в стаж и правила исчисления стажа для разных отраслей. Принципы персонифицированного учета граждан Республики Беларусь.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Понятие трудового стажа: виды. Общий трудовой стаж. Специальный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж. Страховой стаж. Доказательства трудового (страхового) стажа. Доказательства, принимаемые для определения стажа.

    реферат , добавлен 11.03.2004

    Понятие и значение трудового стажа в праве социального обеспечения. Правовое регулирование трудового стажа в Российской Федерации. Трудовые книжки, их ведение, хранение, изготовление и учет. Подтверждение трудового стажа по свидетельским показаниям.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2016

    Понятие общего трудового стажа. Периоды, его составляющие, его количественная и качественная характеристика. Юридическое значение непрерывного трудового стажа, условие его установления и сроки сохранения. Основания для несохранения непрерывного стажа.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Юридическое понятие специального трудового стажа. Дифференциация условий пенсионного обеспечения по старости. Проблемы специального трудового стажа в судебной практике. Сохранение пенсионных льгот. Исчисление периодов работы с особыми условиями труда.

На основании суммарного трудового стажа происходит начисление пенсии. Какие периоды, кроме отраженных в трудовой книжке, учитываются при исчислении стажа. Что такое страховой, специальный и льготный стаж. Что не относится к трудовому стажу.

Суммарный трудовой стаж – основание для начисления пенсии. Кроме периодов работы, отраженных в соответствующем документе ( , и т. п.), к трудовому стажу прибавляются периоды, когда человек занимался деятельностью, причисляемой к страховому стажу согласно законам РФ.

С правовой точки зрения трудовой стаж состоит из количественной и качественной части.

  • Количество – годы, месяцы и дни официальной трудозанятости.
  • Качество – работа во вредных или тяжелых условиях и прочие нюансы.

На трудовую пенсию в РФ имеют право женщины после 55 лет и мужчины с 60 лет при минимальном страховом стаже в 5 лет.

Виды трудового стажа

Существовавшее ранее понятие «непрерывный трудовой стаж» отменено, в настоящее время при расчете стажа учитываются:

  • Страховой стаж.
  • Льготный (специальный) стаж.

Страховой стаж

Суммарная продолжительность трудовой или другой, приравненной к ней общественно полезной деятельности. Во все периоды работы с доходов должны быть . Наличие достаточного страхового стажа дает право на получение трудовой пенсии.

С 2015 года в РФ принята новая формула для определения размера трудовой пенсии, основным значением которой стал страховой стаж. Пенсии начисляются:

  • По возрасту.
  • По инвалидности.
  • По потере кормильца.
  • При досрочном выходе на пенсию, разрешенном по достижении определенного возраста.

Специальный трудовой стаж

Общая длительность определенного вида труда. По этому критерию рассчитывают пенсии:

  • По возрасту, с учетом особых условий (Крайний Север и т. п.).
  • По выслуге лет.

Этот вид стажа учитывается также при начислении добавок и нерегулярных вознаграждений.

Что учитывается при подсчете

Порядок исчисления трудового стажа регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ ».

За период до 1 января 2002 года учитывается время официального трудоустройства, зафиксированное в трудовой книжке. Трудовая деятельность может подпадать под одно из следующих определений:

  • Работа на предприятии любой формы собственности.
  • Служба в военизированной охране.
  • Работа в организациях спецсвязи.
  • Горноспасательные работы.
  • Творческая деятельность.
  • Индивидуальное предпринимательство.
  • Служба в армии.
  • Пребывание в местах лишения свободы сверх положенного срока (при пересмотре дела или отмене постановления).
  • Время нетрудоспособности, включая получение инвалидности 1 и 2 степени в результате травмы, полученной на рабочем месте.

В трудовой стаж входят также периоды:

  • Получения пособия по безработице в службе занятости.
  • Ухода за членом семьи по причине его болезни или инвалидности.
  • Для жен военнослужащих – периоды переезда на новое место службы с невозможностью трудоустройства.

К трудовому стажу не относится:

Вся информация о перечисленных страховых взносах содержится в единой базе Пенсионного Фонда, страховой стаж исчисляется автоматически. От размера отчислений на лицевом счете напрямую зависит сумма будущей пенсии.

Подтверждающие документы

Законодательство позволяет доказать трудовой стаж документами или свидетельскими показаниями.

В подавляющем большинстве случаев основным документом становится трудовая книжка. Граждане имеют право представить в Пенсионный Фонд справки с места работы, из государственных органов или архива.

Если по каким-либо причинам запись не внесена в трудовую книжку или содержит ошибки, факт трудоустройства подтверждается трудовым договором, выпиской из приказа, лицевым счетом или ведомостью о начислении зарплаты.

Договор гражданско-правового характера также становится достаточным основанием для зачисления трудового стажа. Если из условий договора невозможно определить продолжительность стажа, срок определяется по периоду отчисления обязательных страховых платежей.

Социальными выплатами подтверждается работа по патенту или регистрационному удостоверению до 1 января 1991 года. Справку о перечислении платежей можно получить в архиве или финансовом органе. Начиная с 1996 года, информация находится в территориальном отделении Пенсионного Фонда и в налоговой службе. Так же должны действовать главы фермерских хозяйств.

Индивидуальные предприниматели, работавшие по УСНО и , получают свидетельство, подтверждающее расчеты с бюджетом, в налоговых органах. На основании этого свидетельства работа ИП включается в трудовой стаж.

Творческие работники, получавшие гонорары, но не состоящие в штате предприятия, должны принести справку о перечислении взносов в бюджет.

Частные нотариусы, адвокаты и детективы также подтверждают свой трудовой стаж справками о перечислении страховых взносов.

Для военнослужащих, сотрудников пенитенциарных учреждений и органов внутренних дел необходимы следующие документы:

  • Военный билет
  • Справка из комиссариата
  • Выписка из архива
  • Трудовая книжка
  • Другие документальные подтверждения службы

В трудовой стаж входит время ухода за ребенком до полутора лет. Подтверждающими документами станут:

  • Свидетельство о рождении
  • Паспорт родителя, ухаживавшего за ребенком
  • Свидетельство о заключении брака
  • Справка о том, что родитель проживал с ребенком до полутора лет (выдает жилищная инспекция)
  • Справка о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (выдает работодатель)

Могут быть предоставлены и другие документы, ясно свидетельствующие о том, что уход за ребенком осуществлял именно этот родитель. Поскольку период может быть включен в трудовой стаж только одного из родителей, необходима справка о том, что второй этим правом не воспользовался.

Обоснование трудового стажа на основании свидетельств

Этот порядок может быть использован только в случае, если человек не зарегистрирован в информационной системе Пенсионного Фонда. При рассмотрении вопроса о будут учтены причины, приведшие к утрате документов. К числу таких обстоятельств могут быть отнесены пожары, землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия, вследствие которых документы были безвозвратно утрачены. Стаж работы должны подтвердить не менее двух свидетелей, работавших вместе с гражданином.

Чтобы стаж был зачтен, кроме свидетельства двух человек, нужно подготовить:

  • Документ из администрации населенного пункта, на территории которого произошло стихийное бедствие. В выписке из протокола должна быть указана дата, место и время, а также характер происшествия.
  • Работодатель или государственный орган выдает справку о том, что документы не подлежат восстановлению.
  • Архив подтверждает, что на его хранении нет документации для восстановления документов.

Трудовой стаж, принятый на основании свидетельских показаний, не может быть больше остального стажа.

Льготный стаж для работавших в районах Крайнего Севера

Люди, работавшие на Крайнем Севере, имеют право выйти на пенсию досрочно: женщины в 50 лет, мужчины в 55. Обязательное условие для назначения льготной пенсии: 15 лет работы в условиях вечной мерзлоты или 20 лет на приравненных территориях. При этом общий страховой стаж должен составлять для женщин 20 лет, для мужчин – 25.

Дополнительное снижение пенсионного возраста предусмотрено для тех, кто трудился в тяжелых условиях, например, на добыче полезных ископаемых.

Льготным стажем считается также работа во вредных условиях:

  • Под землей, в горячем цеху и др.
  • Вредным для женщин считается работа машинистом, трактористом и в текстильной промышленности при наличии тяжелых условий труда.
  • В метрополитене и на железной дороге (машинисты).
  • В рудниках и шахтах – водители технологического транспорта.
  • В геологической разведке.
  • На лесозаготовках.
  • В портах (докеры-механизаторы).

Полный список вредных работ изложен в законодательстве.



Похожие статьи