Акт на доп работы образец плюс минус. Выполнение подрядчиком работ, не входящих в смету: анализ специфики правовых последствий на примере строительного подряда и подряда для государственных нужд

В строительстве нередко неожиданно возникают объемы работ, которые были ранее не учтены проектом и сметой. Например, при устройстве фундамента здания уровень грунтовых вод оказывается значительно выше проектных отметок, и в этих условиях появляется необходимость устройства дополнительной гидроизоляции фундамента. В этом же случае может возникнуть необходимость укрепления грунта при разработке котлована под фундамент или устройство водоотвода.

Международная организация труда поощряет трехсторонние дебаты, в состав которых входят представители правительства, работников и работодателей со всего мира, чтобы проверить пробелы в стандартах, которые устанавливают минимальные стандарты для искоренения принудительного труда в мире. Тем не менее эти важные инструменты защиты прав человека были разработаны в контексте, отличном от нынешнего, в котором глобализация экономики способствует быстрому экономическому прогрессу, в то же время она способствует возвращению к архаичным формам суперэксплуатации работы и концепции новых.

Виды дополнительных работ могут быть самые разные, но обойтись без их выполнения для исполнения основного строительного договора невозможно. Поскольку производство таких работ проектом не запланировано, а финансирование их сметой не предусмотрено, должно быть основание для составления дополнительной сметы на такие виды работ. Таким основанием является акт на дополнительные работы.

Эти рабочие могут быть оскорблены на рабочих местах как несопоставимые, как в быту, в сельском хозяйстве, строительстве, в гостиничном бизнесе или во многих других секторах экономики, которые настаивают на сохранении ненадежных условий труда и неуважении к самым элементарным и основных прав человека. В эту дискуссию включены дискуссии о механизмах предотвращения, защиты жертв и компенсации за причиненный вред, а также адекватное установление связи между принудительным трудом и торговлей людьми.

Исторический контекст Важно отметить, что конвенции 29 и являются старыми и, в некотором роде, устаревшими инструментами. Первый из них был специально разработан в историческом контексте деколонизации африканских и азиатских стран в отношении европейских стран и очень сильно связан с этой конъюнктурой. В старых колониях было обычным находить остатки различных видов принудительного труда, подневольного состояния и рабства. Идея заключалась в разработке переходных рамок для экономики, основанных на свободном от заработной платы труде, в то время как страны освобождались от европейской матрицы.

На основании именно этого акта увеличивается сметная стоимость проекта. Акт на дополнительные работы оформляет уполномоченная комиссия, состоящая из заинтересованных сторон. Ее задачей является подтверждение того факта, что полное выполнение основного договора строительства невозможно без проведения определенных дополнительных работ.

Сохранена только основная концепция принудительного труда, которая была расширена одним и тем же Комитетом с целью достижения новых и современных форм подчинения работника этому типу эксплуатации. Эта концепция включает все формы рабства в соответствии с основными международными документами по этому вопросу и торговлю людьми в соответствии с Дополнительным протоколом к ​​Конвенции Организации Объединенных Наций против организованной преступности, более известную под именем итальянского города в котором он лечился, Палермо.

Аналогичным образом в Конвенции не упоминается о средствах борьбы с принудительным трудом и о путях достижения полного искоренения. Также не существует какой-либо меры защиты жертв или компенсации за нанесенный ущерб. Именно национальная практика и юриспруденция в конечном итоге обогатили конфронтацию принудительного труда в течение всех этих лет. Аналогичным образом, Конвенция 105 не содержит средств правовой защиты о том, как бороться с принудительным трудом, дополняя только существующую концепцию, чтобы охватить практику представления работников, совершаемых самим государством, в качестве одной из форм политического наказания.

Основные положения акта на дополнительные работы

Основой такого акта становятся причины, по которым в первоначальной проектно-сметной документации не были учтены все необходимые виды работ. Кроме того, в акте перечислен полный перечень работ, который нужно будет выполнить дополнительно к основным, которые отражены в документации.

Противостояние и профилактика Сегодня ситуации деколонизации и принудительного труда, налагаемые государством, очень незначительны или почти отсутствуют. Подавляющее большинство принудительного труда находится в частном секторе, исходя из комплексных схем аутсорсинга и часто в какой-то момент встраивается в крупные глобальные производственные цепочки. Практика в области принудительного труда сильно варьируется от страны к стране, и Бразилия всегда упоминается как ссылка, за всю историю борьбы, продемонстрированную за последние 18 лет.

Кроме названия, даты и места подписания, акт включает перечень уполномоченных представителей для составления указанного акта: представителей заказчика и подрядчика, главного инженера проекта и представителя проектной организации.

После полного наименования объекта следует полный перечень дополнительных объемов работ, которые не были учтены проектно-сметной документацией с указанием причин выполнения работ. Причины должны быть расписаны максимально подробно, но технически сжато.

Однако, несмотря на то, что многие страны уже имеют развитые структуры конфронтации, подавляющее большинство до сих пор не предпринимает каких-либо мер по защите жертв, предотвращению возникновения эксплуатационных ситуаций или какого-либо компенсационного механизма за нанесенный ущерб, что делает ратификацию Конвенции 29 является пустым актом.

К этому факту добавлена ​​роль главного героя, которую движение против движения людей представляет во всем мире в последнее десятилетие. Благодаря международному вступлению в силу Палермского протокола этот вопрос приобрел колоссальные последствия, и исключительно связанные с ним вопросы, такие как эксплуатация рабства и принудительного труда, затмеваются.

Далее следуют расчеты стоимости выполняемых дополнительно работ. В табличной форме приводятся наименования работ, единицы их измерения, стоимость единицы и общая стоимость. Далее, в зависимости от формы акта, затраты могут быть расписаны по статьям: зарплата рабочих, эксплуатация машин, материальные ресурсы.

После указанной общей суммы к дополнительной оплате сверх сметной стоимости следуют подписи членов комиссии: заказчика, подрядчика, проектной организации (главный инженер проекта).

Таким образом, благодаря надлежащему профессиональному обучению и правильному вхождению на формальный рынок труда, гарантируется, что работник будет иметь лучшую квалификацию и, таким образом, сможет избежать подпольных сетей ухода и, следовательно, рабского труда. Возможности Новый документ мог бы более эффективно решать этот вопрос и направлять его непосредственно на строго трудовые и некриминальные вопросы. Это было бы чрезвычайно полезно, особенно для стран, которые испытывают трудности с решением проблемы.

Комитет экспертов играет ключевую роль в обновлении содержания всех документов, и государства-члены должны поощрять поглощение этой международной «квази-юриспруденции» труда новыми и более современными инструментами. Аналогичным образом, новый стандарт должен четко и правильно установить четкую взаимосвязь между торговлей людьми и принудительным трудом и, более того, полностью принять толкование Комитета экспертов, которое подходило к обеим концепциям. При объединении этих концепций Комитет эффективно заявляет, что все существующие меры по предупреждению, защите и компенсации жертвам торговли людьми также должны быть гарантированы жертвам принудительного труда, поскольку эти два явления связаны между собой и даже даже запутаться.

Ниже заказчиком подтверждается необходимость проведения дополнительных работ на указанную сумму с указанием источника финансирования (как правило, резерв средств на непредвиденные работы и затраты).

Акты на дополнительные работы не имеют строго утвержденной формы и могут быть составлены произвольно. Необходимо при этом обратить внимание на то, чтобы в акте были максимально подробно отражены работы, которые предстоит выполнить дополнительно.

Бразилии не составит большого труда ратифицировать новую новую конвенцию, которая предусматривала бы обсуждение всех обсуждаемых вопросов, поскольку мы добились больших успехов, и у нас есть разумный набор мер для защиты и компенсации жертв. Вместе с тем важно, чтобы, независимо от принятого документа, он должен вводить обязательные меры, направленные на государства-члены. Мы знаем реальный объем рекомендаций, которые в конечном итоге работают в качестве предложений для государств-членов, которые, таким образом, не вынуждены действовать более эффективно.

Поскольку акт на дополнительные работы является неотъемлемой частью договора на выполнение работ, к основному договору должен быть составлен дополнительный договор на производство работ, отраженных в акте. Если такой договор не будет составлен, то принимающая сторона имеет право не принимать и не оплачивать такие работы.

Акт оформляется в трех экземплярах: по одному для каждой из сторон, принимающих участие в комиссии.

Если Конференция посчитает, что рекомендации будет достаточно, мы упустим прекрасную возможность переориентировать дискуссию по вопросу о принудительном труде в текущую повестку дня на приоритетный уровень рабочей силы и больше ориентироваться на предупреждение и защиту жертв. Каковы права работников, нанятых в Бразилии для работы за границей? Более десяти тысяч бразильских мужчин и женщин работали в строительстве дорог, мостов, электростанций и инфраструктуры в Анголе, Ираке и других странах Ближнего Востока.

П. Для предоставления услуг за рубежом. В трудовой жалобе автор заявил, что получил меньше компенсации, чем соглашение. Решение первой степени было связано с возникновением запросов автора, получением разницы в зарплате и рефлексами. Региональный суд по трудовым вопросам 3-го региона оставил в силе решение и отклонил апелляцию компании.

Объем и сложность выполнения строительных работ по договору подряда рождают ряд неоднозначных фактических ситуаций, разрешение которых зависит от соблюдения юридических формальностей.

В частности, особый интерес представляют случаи выполнения подрядчиком работ, не учтенных в смете, особенно если подобного рода работы являются необходимыми для завершения технологического процесса. Анализ правового регулирования позволяет сделать вывод, что в подобных случаях приоритетными являются интересы заказчика, поскольку подрядчик обязуется в установленный договором срок построить определенный объект либо выполнить иные строительные работы именно по заданию заказчика. Проиллюстрируем это на примере анализа правовых норм и судебной практики, связанных с применением положений о строительном подряде и подряде для государственных нужд, для чего последовательно рассмотрим ряд вопросов:

Таким образом, он пришел к выводу, что трудовой договор автора должен регулироваться критерием наиболее благоприятной правовой нормы - бразильской или иностранной. Существует дополнительная работа при работе более 9 часов в день или 38 часов в неделю. Дополнительная работа дает работнику положительное сальдо. В большинстве случаев он должен быть компенсирован компенсационным отдыхом.

Дополнительная работа строго регламентируется. Ежедневные и еженедельные рабочие лимиты могут быть превышены в случае ненормального увеличения работы в непредсказуемые и нерегулярные сроки с предварительного разрешения профсоюзной делегации и инспекции труда. Работники должны быть уведомлены по крайней мере за 24 часа до публикации. И беременные рабочие не могут работать сверхурочно.

  1. обязанности подрядчика в случае обнаружения в ходе строительства необходимости осуществления дополнительных работ, не учтенных в смете (в статье делается общий вывод о применении положений (далее - ГК РФ) к подрядным работам для государственных нужд с учетом особенностей, установленных специальным законодательством. Поэтому, несмотря на логику изложения материала (последовательное обсуждение порядка применения статьи 743 ГК РФ, а затем специфики государственных контрактов), выводы иллюстрируются такими примерами из судебной практики, которые равным образом применимы как к обычному строительному подряду, так и к подрядным работам для государственных нужд. - Прим. авт.);
  2. влияние специфики контрактов для государственных нужд на содержание указанной обязанности и последствия ее (не)исполнения;
  3. возникает ли неосновательное обогащение на стороне заказчика в случае принятия неоплаченных им дополнительных работ, выполненных без согласования с ним.

ОБЯЗАННОСТИ ПОДРЯДЧИКА В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ В ХОДЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕОБХОДИМОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ УЧТЕННЫХ В СМЕТЕ

Подрядчик обязан осуществлять строительные работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем и содержание работ, и со сметой, определяющей цену работ (абзац первый пункта 1 статьи 743 ГК РФ).

Сколько сверхурочных мы можем сделать?

Сверхурочная работа должна оставаться в следующих пределах: 11 часов в день, 50 часов в неделю, 65 часов в квартал. В случае дополнительной работы, добавка в размере 50% выплачивается при обычном вознаграждении. Доплата увеличивается до 100% за дополнительную работу по воскресеньям и праздничным дням. Дополнительная оплата также обусловлена ​​тем, что сверхурочные работали в нарушение закона. Надбавки выигрывают от выгодного налогового режима.

Восстановление вместо дополнительной зарплаты?

Сборы могут быть заменены компенсационными днями отдыха, если это было установлено Коллективным трудовым договором. Любой час, уплаченный в 150%, дает право на по крайней мере полчаса отдыха. Любой час, уплаченный в 200%, дает по крайней мере один час отдыха. Сверхурочная работа должна быть восстановлена ​​в течение 3 месяцев.

Как следует из пункта 3 статьи 743 ГК РФ, в случае обнаружения в ходе строительства необходимости осуществления дополнительных работ, не учтенных в технической документации, проведение которых требует увеличения сметы, подрядчик обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в установленный срок подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика, если только последний не докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

Являются ли строители дорог и жилищ действительно уязвленными или сбитыми с толку жадными людьми, которые избавляются от «ненужных» изменений во время строительства бедного государства? Это в основном то же самое, что если вы решили купить 12 новичков для семьи, и вы все равно помните своего двоюродного брата и получите 3 дополнительных. Дизайнеры не могут диктовать строительные компании, их всегда требуют инвесторы или обстоятельства, такие как различные геологические условия, чем предполагалось в проекте, - сказал Инг.

Петр Свобода, управляющий директор Пражской дорожной строительной ассоциации. Любой, кто когда-либо строил или реконструировал что-то, знает, что теория и практика - это две разные вещи. Это то же самое, что при ремонте ванной комнаты, даже если вы заменяете электропроводку, хотя исходный проект предполагает, что с ними все в порядке. Но если мастерство раскрывает разводы и находит, что они больше не безопасны, тогда вы, конечно, заплатите новые. Ощущение, что можно обрабатывать идеальный проект, в котором здание не изменится даже в ходе строительства, а только те, кто никогда не был в каком-либо здании.

В силу прямого предписания закона подрядчик, не выполнивший указанные выше обязанности по уведомлению заказчика о необходимости проведения дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, и, соответственно, по приостановке работ в случае неполучения ответа, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ).

Виньетки возникают, если инвестор не подготовит строительство должным образом или если другие препятствия встречаются необоснованным подрядчиком, для которого здание не может продолжать в соответствии с планом. Некоторые поставщики абсолютно необходимы для окончательного результата строительства, некоторые могут даже стоить, например, здания. применение инноваций подрядчиком. Для строений грузового транспорта существует значительная вариация естественных условий и длительное время между подготовкой проекта и фактической реализацией.

Порядок оформления подрядных отношений обусловливает следующую специфику получения подрядчиком согласия заказчика на осуществление дополнительных работ, не учтенных в смете.

Подрядчик обязан осуществить только те работы, которые отражены в технической документации и, как следствие, в смете, являющихся неотъемлемой частью договора. Следовательно, формально в силу статьи 743 ГК РФ подрядчик получает право осуществить дополнительные работы не ранее чем в техническую документацию и смету будут внесены соответствующие изменения посредством оформления дополнительного соглашения к договору либо как минимум внесения дополнений в соответствующие приложения к договору, уточняющие техническую документацию и смету.

Например, судом кассационной инстанции удовлетворено требование об оплате дополнительных работ, поскольку, несмотря на отсутствие дополнительного соглашения, работы сторонами согласованы в уточненной редакции приложения к контракту, а их стоимость - в сводном сметном расчете (Постановление ФАС Северо-Западного округа от ).

Таким образом, принимая во внимание требования разумности и добросовестности, а также важность обеспечения баланса интересов сторон в рамках договорного процесса, с процедурной точки зрения для оформления соответствующих изменений целесообразно как минимум в уведомлении о необходимости проведения работ указать перечень таких работ, их объем и цену. В противном случае уведомление становится беспредметным и не может иметь юридического значения в принципе. Кроме того, в письменном согласии заказчик должен конкретно и недвусмысленно выразить волю на готовность принять и оплатить определенные виды дополнительных работ по указанной цене, а равно волю на готовность внести соответствующие изменения в договор непосредственно либо в приложения к нему, то есть уточнить техническое задание.

Без внесения на основе подобного письменного согласия соответствующих изменений в проектно-сметную документацию существует риск признания того, что заказчик не выразил своего согласия на проведение дополнительных работ, а подрядчик, приступивший к их выполнению ранее внесения изменений в проектно-сметную документацию, действовал на свой собственный риск. (Правда, анализ судебной практики Северо-Западного округа позволяет сделать вывод, что в настоящее время такие риски по крайней мере не являются существенными. Например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от требование о взыскании оплаты за дополнительные работы удовлетворено, поскольку, несмотря на отсутствие подписанного сторонами дополнительного соглашения по дополнительным работам, последние выполнены подрядчиком с согласия заказчика. - Прим. авт.)

Чтобы исключить подобный риск и для целей поддержания договорной дисциплины желательно изначально указывать в договоре, с какого момента согласие заказчика на принятие и оплату работ считается выраженным и имеющим юридическое значение, а также до конца доводить процесс оформления достигнутых договоренностей.

Единственное исключение из приведенных выше правил статьи 743 ГК РФ образует случай, когда проведение дополнительных работ вызывается экстренной необходимостью, то есть ситуацией, при которой приостановление работ привело бы к гибели или повреждению уже полученных результатов. Вопрос о том, имела ли место подобная экстренная ситуация, является вопросом факта, решать который может лишь суд, оценив все обстоятельства конкретного дела. При этом бремя доказывания наличия данной ситуации в соответствии с пунктом 4 статьи 743 ГК РФ возлагается на подрядчика.

И здесь важно учитывать то, что подрядчик является профессионалом, который должен заранее прогнозировать характер и объем подлежащих выполнению работ. По нашему мнению, это означает следующее. Даже если подрядчик сможет доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможности гибели и повреждения результата в случае приостановления работ, заказчик может нейтрализовать действие данного правила, если обоснует, что подобная опасность возникла ввиду профессиональной небрежности подрядчика, который должен был и мог выявить необходимость проведения дополнительных работ на той стадии, когда приостановление всего цикла подрядной деятельности не могло создать подобную угрозу.

Общий подход к применению положений статьи 743 ГК РФ не изменится, даже если фактически выполненные дополнительные работы, не учтенные в проектно-сметной документации, были включены в акт приемки, то есть когда заказчик, не выразивший согласия на дополнительные работы, все-таки их принял.

Во-вторых, любое изменение условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 ).

В-третьих, согласно части 4.1 (а равно части 7.2) статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного закона (в частности, речь идет о государственных контрактах стоимостью от 500 миллионов рублей и выше, о случаях изменения цен на услуги субъектов естественных монополий). Иными словами, закон ограничивает свободу волеизъявления сторон относительно изменения цены государственного контракта (и, как следствие, его предмета), значительно сужая правовые возможности подрядчика на получение оплаты дополнительных работ.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что отношения сторон по государственному контракту на выполнение подрядных строительных работ регулируются ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 94-ФЗ. Это означает, что вопрос о действиях подрядчика в случаях обнаружения необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в смете, должен определяться на основании положений статьи 743 ГК РФ, но с поправкой на специфику формирования цены в государственном контракте. Эта специфика выражается в том, что смета признается твердой и может быть изменена только в случаях, прямо указанных в Законе N 94-ФЗ.

Фактически это означает, что подрядчик может рассчитывать на получение согласия заказчика на проведение дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, в крайне ограниченных случаях. Не вдаваясь в вопрос о том, насколько обоснован такой подход к регулированию государственных контрактов, следует признать, что зачастую изменение государственного контракта даже по соглашению сторон в виде включения дополнительных работ и, как следствие, увеличения стоимости сметы будет юридически невозможно. Теоретически такую ситуацию можно рассматривать как особый риск подрядчика при осуществлении предпринимательской деятельности в случае, если он выступает стороной государственного контракта.

Специальным правовым средством, позволяющим минимизировать данный риск, является возможность приостановки работ. Правда, нельзя не отметить, что в условиях невозможности изменения цены государственного контракта ситуация становится тупиковой, так как подрядчик все равно не сможет рассчитывать на оплату дополнительных работ, если только стороны не заключат новый контракт (с учетом специфики заключения государственных контрактов это представляется маловероятным или по крайней мере требующим значительного времени. - Прим. авт.) либо не пересмотрят объем заказанных работ на предмет выявления ненужных работ, которые могут быть заменены дополнительными.

В целом анализ судебной практики позволяет подтвердить сделанные выводы.

Например, судом кассационной инстанции было отказано в иске о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение ремонтных работ, поскольку дополнительные работы не предусмотрены локальными сметами и не согласованы с администрацией. В обоснование сделанных выводов суд особо отметил следующее.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 ).

Как установлено пунктом 1 статьи 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Статьей 9 (часть 4.1) Закона N 94-ФЗ определено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 данного Закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 названной статьи. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта.

Как усматривается из материалов дела, истцом без согласования с ответчиком был изменен перечень работ по контракту. Из представленной в материалы дела переписки сторон следует, что выполненные работы по ремонту системы отопления и монтажу системы вентиляции не соответствуют локальным сметам N 1 и 4. Уменьшение стоимости работ с одновременным изменением их вида, направленное, по мнению общества, на экономию, противоречит требованиям действующего законодательства (Постановление ФАС Северо-Западного округа от ).

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ БЕЗ ПОЛУЧЕНИЯ СОГЛАСИЯ ЗАКАЗЧИКА

В силу прямого указания пункта 4 статьи 743 ГК РФ подрядчик лишается права на оплату фактически выполненных дополнительных работ, пусть и включенных в акт приемки, если они выполнены без согласия заказчика.

Даже если не считать указанные выше последствия в виде лишения права на оплату работ гражданско-правовой санкцией за нарушение подрядчиком обязанности по получению согласия заказчика, в подобного рода ситуациях возникновение неосновательного обогащения на стороне заказчика также исключено в случаях, когда не учтенные в смете дополнительные работы, являясь неотъемлемой частью основных работ, входящих в предмет контракта, были приняты по акту приемки. Так, согласно пункту 1 обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает только в тех случаях, когда лицо без установленных законом оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица. Однако в случае со строительным подрядом соответствующее правовое основание имеется. Им в силу закона является указание пункта 4 статьи 743 ГК РФ о том, что подрядчик лишается права на оплату работ.

Следует отметить, что сделанный вывод находит подтверждение в судебной практике. В частности, можно сослаться на следующие судебные акты.

Суд кассационной инстанции, отказывая во взыскании неосновательного обогащения, указал на следующее. Исходя из смысла пункта 1 статьи 1102 ГК РФ, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединения к нему новых ценностей или сохранения того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.

Предъявляя иск, истец ссылался на то, что Правительство Москвы неосновательно обогатилось за счет истца, выполнившего работы на объекте в большем объеме, чем было предусмотрено государственным контрактом. Пунктом 3 статьи 743 ГК РФ установлено, что подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. Истцом не представлено доказательств необходимости выполнения работ, о взыскании стоимости которых предъявлены ис ковые требования по данному делу, и доказательств согласования их выполнения (Постановление ФАС Московского округа от 02.09.2011 по делу N А40-62571/08-22-543).

В удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения было отказано, поскольку не согласованные с заказчиком дополнительные работы считаются выполненными подрядчиком в рамках муниципального контракта. Такой вывод суд сделал, установив, что подрядчик по муниципальному контракту выявил несоответствия аукционной документации относительно готовых фундаментов и системы отопления, которые привели к увеличению объемов строительно-монтажных работ и их стоимости, однако об увеличении объема и стоимости строительно-монтажных работ заказчика не уведомил (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2011 по делу N А27-1404/2011).

ВАС РФ было отказано в пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения ввиду того, что спорные работы не были предусмотрены условиями заключенных между истцом и ответчиком государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту помещений ответчика (Определение ВАС РФ от ).

Подводя итог всему сказанному выше, можно отметить следующее. В силу прямого предписания закона подрядчик, не выполнивший указанные в пункте 3 статьи 743 ГК РФ обязанности по уведомлению заказчика о необходимости дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, и, соответственно, по приостановке работ в случае неполучения ответа, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, что подтверждается судебной практикой.

Формально в силу статьи 743 ГК РФ подрядчик получает право осуществить дополнительные работы не ранее чем в техническую документацию и смету будут внесены соответствующие изменения посредством оформления дополнительного соглашения к договору либо внесения изменений в соответствующие приложения к нему. Анализ судебной практики позволяет говорить о том, что риск оспаривания законности осуществления дополнительных работ сугубо по формальному основанию (не внесены соответствующие изменения в договор или приложения к нему) существует, хотя не является существенным. Тем не менее для исключения спорных ситуаций необходимо изначально в договоре особое внимание уделить процедуре получения и оформления согласований на выполнение дополнительных работ, а равным образом до конца доводить процесс фиксации достигнутых договоренностей.

Отнесение на подрядчика всех расходов на выполнение дополнительных работ без согласия заказчика можно рассматривать как разновидность гражданско-правовой санкции за ненадлежащее выполнение подрядчиком обязанностей и, по сути, нарушение волеизъявления сторон.

Отношения сторон по государственному контракту на выполнение подрядных строительных работ регулируются ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 94-ФЗ. Специфика правового регулирования государственных контрактов такого рода выражается в том, что цена признается твердой и не может быть изменена без соответствующего указания закона. Это означает, что подрядчик может рассчитывать на юридическое оформление согласия заказчика на проведение дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, только в исключительных случаях. В условиях действующего правового регулирования данное обстоятельство теоретически может рассматриваться в качестве особого предпринимательского риска подрядчика, выполняющего работы по государственному контракту.

Лишение права на оплату работ, не включенных в смету и выполненных без согласия заказчика, прямо предусмотрено законом (пункт 4 статьи 743 ГК РФ). Даже не принимая во внимание специфику изменения цены в государственном контракте, говорить о возникновении на стороне заказчика неосновательного обогащения, если дополнительные работы приняты им по акту приемки, невозможно, поскольку получение заказчиком результатов таких работ без оплаты прямо предусмотрено законом. В таких случаях презюмируется, что объем выполненных работ не превышает объем работ, изначально согласованных в контракте.

Сергеев А.П., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Терещенко Т.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета.



Похожие статьи