Принципы поведения работников при ремонте помещений православного храма. Реставрация храма: все необходимые виды работ

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Еще в 2005 году Владимир Путин назвал сохранение культурного наследия страны важнейшим фактором развития и укрепления государства.

Спустя 12 лет слова президента ничуть не потеряли актуальности. Тысячи храмов, в том числе памятники истории и культуры федерального значения, готовы рухнуть. Некоторые уже обрушаются, пока вы читаете эту статью под сообщения СМИ об очередных народных волнениях при реализации программы строительства новых 200 храмов в столице.


О проведении программы консервации первым, еще в СССР, заговорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Парадоксально, но использование советской властью церквей под хозяйственные нужды помогло их во многом спасти. Лучшее состояние сегодня у тех, где были зернохранилища - так как там обеспечивались определенные условия, способствовавшие сохранению интерьеров.

Куда смотрит церковь

Процесс передачи РПЦ церковного имущества, изъятого государством в годы советской власти начался еще в 1991 году. Он проходил на фоне развала сельского хозяйства и вымирания села. С тех пор многие храмы стоят без крыш, с каждым годом разрушаясь все больше.

«До середины 80-х в РСФСР было всего два действующих мужских и ни одного женского монастыря, - говорит директор Центра „Сельская церковь“ Светлана Мельникова - поэтому с начала 90-х патриархия начала восстановление именно обителей. Это требовало огромных средств, и отдельные храмы в небольших городах, а тем более сельские церкви остались без внимания».

На просьбы жителей заняться их храмами, по словам собеседницы, слышались (и продолжают слышаться) оправдания - мол, в деревнях мало верующих, «неперспективный приход».

«Но сельская церковь могла бы служить и часовней, и использоваться, как в европейских странах делают с памятниками истории и культуры, в качестве субъектов туристической инфраструктуры региона, - замечает Мельникова. - Церковь всегда была духовным центром поселения, без нее традиционный уклад не сохранить и не восстановить».

Между тем на рубеже тысячелетий Московский патриархат обратился к президенту с жалобой: процесс передачи собственности церкви идет очень медленно, нужно повлиять.

Летом 2001 года вышло постановление правительства, работа пошла быстрее, однако не настолько, как хотелось бы иерархам.

Процесс активизировался к 2010 году, тогда РПЦ, как сообщал «Коммерсантъ » требовала передачи имущества уже и из музейных фондов, в Госдуму поступил соответствующий законопроект. По стране прошли акции протеста, в основном поддерживаемые интеллигенцией.

Хозяйственный вопрос

Со стороны государства передачей занимается Росимущество. За последнюю пятилетку Церковь получила порядка 300 объектов в половине регионов страны.

При этом из двух возможных форм - собственность и безвозмездное пользование, выбор РПЦ всегда в пользу последнего - в этом случае государство еще и выделяет деньги на содержание храмов.

В каждом регионе средней полосы до полутысячи погибающих храмов. Светлана Мельникова, которая занимается спасением сельских памятников архитектуры уже 27 лет, считает, что в этой трагической ситуации виновато современное лицемерие:

«Когда кивают на годы коммунизма - это понятно, был объявлен атеизм и поэтому одни храмы взрывали за ненадобностью, в других размещали нецерковные учреждения, - говорит общественница. - Сегодня же с экранов многое говорится о наследии, о необходимости его сохранения, а на практике практически ничего не делается для сохранения, может быть, самого важного класса памятников истории и культуры - сельских храмов».

Конечно, делать повсеместную реставрацию, которая стоит от ста миллионов рублей за объект ни бюджету РПЦ, ни даже бюджету страны не по силам. Для неискушенного такие суммы кажется невероятными:

«Правильная реставрация дорогая потому, что проводится с максимальным использованием материалов, из которых было построено здание - говорит архитектор Елена Тальская, возвращавшая к жизни одну из церквей в Калужской области. - Иначе это уже не реставрация, а скорее реконструкция».

Проблема же, по ее словам, в том, что «аутентичные» материалы всегда обходятся дороже, чем «стоковые», обычные из магазина - взять хотя бы кирпич, который столетия назад использовался других размеров, и который необходимо формовать на заказ.

«То же самое можно сказать о лепных элементах, и многом другом. Помимо этого, и сами работы по укреплению фундамента и стен, и необходимые для их проведения предварительные исследования обходятся недешево. Особенно в случаях, когда уже обрушилась крыша и несущие конструкции стали разрушаться, а таких объектов сегодня очень много», - комментирует Тальская.

Именно поэтому важно хотя бы спасти то, что осталось, законсервировать на будущее, до времени, когда «руки дойдут».

Низовое звено - сельские священники - своими силами пытаются находить деньги на спасение храмов. Зачастую к работам привлекается паства, и они проводятся без каких-либо консультаций. Порой это лишь вредит зданию, так как священник считает, что его знаний достаточно, и нанимает любых рабочих, лишь бы дешевле.

«Очень часто решения по реставрации принимаются без совета с профессионалами, и, к сожалению, это часто отражается на имидже Церкви», - говорит председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член Патриаршего совета по культуре Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин.

Положение самого батюшки при этом незавидное. Ему дается одна работающая церковь, и к ней приписывается пара-тройка не действующих, где он появляется в определенные дни, и должен о них заботиться.

Но где взять сельскому священнику пусть даже пару миллионов рублей, необходимых только на консервационные работы для одного храма?

Церковь в надежде на государство и социум

При этом новые церкви продолжат строиться. В Москве реализуется программа «200 храмов». В регионах не такими темпами, но тоже возводят - в центре Твери, в которой стоит несколько нуждающихся в реставрации закрытых храмов, строят еще один.

Новая церковь строится по идее на месте разрушенной. Но не на том самом месте, где когда-то стояла. «Линия улицы тогда проходила на пару десятков метров в стороне, соответственно церковь не загораживала фасад Путевого дворца, возведенного архитектором Никитиным. - отмечает тверской собкор „Ридуса“. - Новодел закрывает его чуть менее, чем полностью».

Кстати, о Твери. Как сообщает собкор «Ридуса», в 2016 году на привокзальной площади был открыт огромный собор, полностью закрывший фасад здания «нового» вокзала. «Специально заходил несколько раз в храм, прихожан ни разу не видел», - отмечает журналист.

Позиция самой Церкви такова - нужно строить храмы там, где есть паства, требующая окормления, это - по-евангельски - забота о верующих. А старыми храмами Церкви надо заниматься по возможности. И вообще - их должно приводить в порядок государство. В одном только Подмосковье стоят десятки прекрасных церквей - памятников архитектуры, которые епархия принимать отказывается, потому, что нет денег.

«По большому счету ответственность за состояние церковных зданий никоим образом не может быть возложена на Церковь, - выразил уверенность Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. - Сама Церковь взывает о помощи как со стороны государства, так и со стороны неправительственных организаций и отдельных благотворителей, поскольку видит в восстановлении храмов общенациональную задачу».

«Есть множество примеров, когда в регионах находились неравнодушные частные лица и коммерческие организации, которые на свои средства поддерживают церковные здания с целью возрождения в них религиозной жизни», - отметил Кипшидзе в беседе с «Ридусом».

С другой стороны, по свидетельству официального представителя РПЦ, «есть множество зданий религиозного назначения, которые расположены в крупных городах и пользуются интересом со стороны туристов, в том числе иностранных». Они, по его словам, «приносят значительный доход, он вполне может быть использован, чтобы восстанавливать те памятники культуры, которые находятся в неподобающем состоянии, в тех случаях, когда на это не хватает своих сил у местных епархий и приходов».

Куда смотрит государство

Раньше этим занималось именно оно. В 60-е годы прошлого века, несмотря на объявленный атеизм, министерство культуры СССР создало Общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое провело паспортизацию всех памятников на территории Союза, в том числе и церквей, многие из которых начали реставрировать.

Очень быстро по количеству членов организация стала второй по численности после комсомола. Миллионы людей платили взносы, на которые было отреставрировано более трех тысяч памятников по всему СССР.


При обществе были созданы и развивались специализированные проектные организации и производственные мощности, работавшие на нужды реставраторов.

Располагалась организация в московском Высоко-Петровском монастыре, что позволило привести его в должный вид одним из первых. Позже были спасены от сноса и отреставрированы ансамбли Троице-Сергиевой лавры, Валаамского, Соловецкого, Иосифо-Волоколамского и монастырей Золотого кольца, Свято-Введенской Оптиной пустыни. Но главное, что было сделано обществом - реестр объектов. Все они были описаны, и на каждый был создан паспорт.

Но на сегодняшний день законодательство поменялось и старые документы стали неактуальны, а где-то и вовсе утрачены.

Сложилась парадоксальная ситуация - табличка на здании «Памятник архитектуры. Охраняется государством» больше ничего не значит.

Ведь если на памятник нет документации, непонятно, как и что оно может охранять.

За прошедшие 25 лет Министерство культуры не озаботилось этим вопросом, пока не «клюнул жареный петух». На запрос «Ридуса» там ответили, что работа ведется в рамках исполнения поручения президента Российской Федерации от 05.01.2013 об обеспечении формирования Единого реестра до 2018 года.

«Главная проблема любого памятника - в его двойном статусе», - уверен Первый заместитель Председателя Центрального совета ВООПик Артем Демидов.

С одной стороны - это достояние государства и общества, с другой - объект недвижимого имущества, который должен использоваться, у которого должен быть владелец, обеспечивающий жизнедеятельность памятника и поддерживающий его сохранность.

«Именно поэтому так важно, чтобы все памятники были должным образом занесены в реестр, получили охранную документацию, а, значит, и однозначные и четко определенные требования к его содержанию», - поясняет Демидов.

Еще хуже, по его словам, обстоят дела с обеспеченностью объектов культурного наследия зонами охраны.

«Так, один из фундаментальных принципов охраны наследия, заложенный еще в „Венецианской хартии“, гласит, что любой памятник неотделим не только от истории, свидетелем которой он является, но и от окружающей среды, где он расположен, - приводит пример эксперт. - Это хорошо видно на примере знаменитой церкви Покрова на Нерли: пойменный луг, по которому к ней ведет дорога, является той самой охранной зоной, где запрещено строительство. Застрой его - и жемчужина древнерусского зодчества потеряла бы свое очарование, потерявшись за другими строениями».

Перераспределение ответственности

В 2008 году на государственном уровне появился тренд «делегирования полномочий», ударивший сразу по многим сферам: Минкульт отдал памятники федерального значения на содержание регионам. Это сопровождалось дотированием каждого из них довольно несерьезными суммами.

Задача по наполнению реестра тоже была передана в регионы. Таким образом, у министерства осталась лишь надзорная функция, которая, как можно судить по многим объектам, не выполняется.

«Было бы разумным вывести из-под юрисдикции Минкульта заботу о недвижимых памятниках культуры и реставрацию - у них своих забот хватает, - уверена Светлана Мельникова. - Эта же сфера не чисто гуманитарная - она требует участия архитекторов, строителей и других „технарей“. Нужна отдельная структура, в виде комитета, например, которая занималась бы только этим вопросом. А у Минкульта сегодня столько задач, что дай Бог справиться со всеми на должном уровне».

В 2016 году на реставрацию памятников было выделено 12,5 миллиардов рублей. Раньше почти все реставрационные тендеры министерства выигрывало 2−3 фирмы, пороги которых потом обивали многочисленные субподрядчики. Чем это закончилось - известно, замминистра Пирумов, кормившийся на этой стезе был арестован вместе с подельниками. Все они дали признательные показания и даже вернули бюджету часть денег, что, впрочем, не дало им возможности покинуть стены СИЗО.

Впрочем, со дня их ареста вся деятельность на объектах реставрации была остановлена, вплоть до заключения новых контрактов.


Правда, дело замминистра все же изменило порядок распределения средств из министерства. Вместо одной организации, занимавшейся этим, будет создано две.

Тяжесть ситуации подкрепляется и малым количеством специалистов на рынке. Например, в Москве всего один колледж, где готовят плотников-реставраторов, способных работать с деревянным зодчеством.

Да и с каменным не все так просто - по закону любые работы на памятнике архитектуры имеет право проводить только лицензированная фирма, в которой работают соответствующие специалисты.

Но на практике реализуется два варианта - либо аттестованные специалисты работают сразу в нескольких конторах, либо лицензии покупаются точно так же, как дипломы и любые иные документы - через интернет.

Соответствующие лицензии имеют более 4 тыс. реставрационных организаций при том, что аттестованных реставраторов, согласно реестру Минкульта, всего около 400 человек.

Возвращаясь же к храмам, на запрос «Ридуса», кроме прочего Минкульт ответил, что взаимодействие с РПЦ осуществляется в рамках специального меморандума, в котором прописано, что финансирование объектов религиозного назначения осуществляется с учетом мнения Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. То есть, Церковь сама запрашивает нужную по своему мнению сумму, а государство уже решает, сколько оно сможет выделить.

Как отмечено выше, эти деньги редко достигают даже храмов в небольших городах, а деревенские церкви продолжают медленно, но верно разрушаться. И если сегодня неважно кто - государство, РПЦ, или общество не найдут способ (читай - деньги) на программу консервации, очень скоро от них практически ничего не останется.

Р еставрация
и некоторые принципы содержания храма

на примере организации реставрационных работ

Доклад на Собрании духовенства Павлово-Посадского церковного округа Московской епархии 5 февраля 2009 года

(скачать в формате Word)

Церковная реставрация храма (храмового комплекса) является процессом воссоздания авторского замысла в современности. Для нас с вами это означает что, приступая к реставрации храма или храмового комплекса, мы должны максимально точно представлять себе всю историю архитектурного развития реставрируемого храма. Такое представление может сложиться на основании серьезного историко-архивного исследования, проведенного компетентным лицом или организацией.

В качестве примера необходимости такого исследования можно привести проект реставрации Богородицерождественского храма Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря. В прошедшем году в Консультативно-экспертный совет при епархиальном отделе по реставрации и строительству Московской епархии был представлен масштабный проект реставрации этого храма, предусматривающий воссоздание древнего храма (1408-1420), но большего по площади, и соединение его гульбищем с храмом Рождества Богородицы (1547).

Проект был выполнен на очень хорошем уровне. Но после продолжительного обсуждения совет принял решение рекомендовать правящему архиерею отклонить этот проект, так как он не учитывал тот первоначальный авторский замысел, который был воплощен при строительстве этого уникального памятника Х VI века и был выявлен при проведении научной реставрации в 60-ые годы ХХ века.

Существует отличие церковной реставрации от исторической. Признавая безусловную ценность научной реставрации, тем не менее, необходимо отметить существующий внутренний конфликт церковного подхода и музейной системы охраны памятников. Самым ярким примером такого рода непростых взаимоотношений является так называемое «совместное использование» уникальных храмов Московского Кремля. Перед каждым богослужением, совершаемым в этих храмах, происходит освящение алтаря, так как в обычные дни алтари используются музейными работниками как служебные кабинеты. При служении литургии Преждеосвященных Даров, Святые Дары освящаются в Елоховском соборе и доставляются в эти храмы перед совершением литургии. После же совершения богослужений, едва патриарх покидает храм, по всему храму мгновенно возникают музейные таблички и ограждения, а в алтари входят музейщицы со своими вещами.

Принципами церковной реставрации является преемственность, каноничность и традиционность архитектурного облика и функциональности храма. Благочинность и удобство совершения богослужений для нас имеют большее значение, чем для музейных работников. Однако не прибегать к их профессиональным знаниям будет слишком самонадеянным. Вопиющим примером такой самонадеянности служит грубый, утилитарный подход настоятеля к реставрации церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной под всемирно известной звонницей Ростовского Кремля. По распоряжению настоятеля, вопреки нормам государственного законодательства и церковной традиции, в церкви, являющейся памятником культуры Федерального значения XVII века, были пробиты пять, никогда не существовавших, дверных проемов, растесан дверной проем входа в церковь, пробиты ниши под окнами для радиаторов отопления, стесаны, в нижней части, утолщения стен. После проведения этих работ церковь навсегда утратила свой изначальный интерьер. Более того, утрачена несущая способность здания. Над церковью находится знаменитая звонница, вес только колоколов, которой более 60 тонн. За самоуправство, приведшее кпричинению ущерба, памятнику истории и культуры всероссийского значения возбуждено уголовное дело по статье 243, часть 2 Уголовного Кодекса Российской Федерации.


Восстановление и благоукрашение храма мы должны рассматривать как форму христианской проповеди, способ воспитания прихожан в Духе Заповедей Божиих, возможность привития любви к храму, воспитание православного вкуса и такта. И напротив, обезображенный безвкусной реставрацией или росписью храм может стать и часто становится препятствием в обретении Богооткровенной, а не народной веры для еще чувствующих фальшь людей.

Проведение реставрации храма (храмового комплекса)

имеет следующие этапы:

1. Историко-архивное исследование с рекомендациями по режиму строительства, выполненное лицом, имеющим соответствующую лицензию;

2. Эскизный проект реставрации в объеме установленном правящим архиереем;

3. Благословение правящего архиерея на реставрацию;

4. Разработка рабочего проекта и согласование его с Министерством культуры МО;

5. Проведение реставрационных работ в строгом соответствии с проектом и под авторским и настоятельским надзором;

6. Акт приемки реставрационных работ;

7. Рапорт правящему архиерею о завершении реставрации.

Роль настоятеля в реставрации храма .

Реставрация сложный процесс, требующий высокого профессионализма и большого количества времени. Настоятелю храма в процессе реставрации уместно ответственно взять на себя функции организатора всех работ, но не прораба-исполнителя. Ответственность настоятеля подразумевает необходимость знания истории церковной архитектуры и иконописи, принципов конструктивных решений храмовых зданий, основ экономики и финансов, наличия художественного вкуса и такта. К сожалению, в настоящее время отдельные священники высказывают, на наш взгляд, довольно сомнительное мнение, что при проведении реставрации или росписи храма каждый настоятель в состоянии отреставрировать или расписать храм на свой вкус, тем самым, отрицая христианскую эстетику как учение о прекрасном, преображенном естестве. Можно напомнить, что подобный вздор еще в XIX веке высказывал в своей статье «Разрушение эстетики» двадцатилетний нигилист Д.И.Писарев (1840-1868), непререкаемый авторитет для Ульянова-Ленина. В частности Писарев утверждал: прекрасное для каждого человека есть то, что соответствует его личному вкусу. Следовательно, эстетика как наука, не может существовать: она должна быть заменена физиологией и гигиеной.

Реставрация храма, основная расходная статья содержания храма.

Стоимость профессиональных и качественныхреставрационных работ принципиально превосходит обычные возможности прихода. Очевидна необходимость концентрации всех материальных возможностей, которыми располагает настоятель (с его авторитетом) и приход в целом.

Можно выделить два основных принципа организации финансирования реставрационных работ:

1. Бюджетное финансирование реставрационных работ памятников культуры имеет свои плюсы и минусы. В данном случае

силами прихода выполняются только определенные бюрократические действия (сбор и правильное оформление документов, а так

же дальнейшее продвижение своей заявки). Проект, смета и собственно реставрационные работы финансируются бюджетом в

соответствии с принципами функционирования и взаимодействия соответствующих государственных органов истроительных организаций. Но необходимо помнить, - «Кто платит тот и заказывает музыку». Отношение к храму и богослужениям во время реставрации могут быть, мягко говоря, не церковными. Сами способы проведения бюджетной реставрации могут существенно помешать проведению богослужений или даже сделать их проведение невозможным на довольно продолжительное время.

2. Проведение реставрации за счет средств прихода; задача, которая в данном случае стоит перед настоятелем существенно превосходит его возможности. В исторической ретроспективе здание храма всегда являлось самым дорогим зданием города и тем более деревни. И подход к его реставрации, в этом смысле, должен быть традиционным. Как мы уже говорили, для успешного решения этой задачи уместно создать реставрационный фонд прихода.

Составляющие реставрационного фонда прихода:

А. Собственные средства прихода - очень важная составляющая всего фонда. Как бы ни была мала сумма собственных накопленных средств прихода по сравнению с масштабом задачи, сам факт наличия таких средств дает моральную возможность обращаться за помощью. Очень важно, глубоко и всесторонне понимать, что, обращаясь за помощью, мы просим помочь нам восстановить храм, а не сделать это за нас.

Б.Привлеченные средства. Поиск средств для реставрации храма должен стать, в определенном смысле, проповедью высоких нравственных христианских принципов. Решая тактическую задачу восстановления храма, всегда имеем стратегическую цель приобретения для Бога «храмов Духа Святого» (1Кор.3:16). В идеале, благотворители могут стать прихожанами наших храмов. Эти средства формируются из:

· Целевых финансовых пожертвований юридических и физических лиц.

· Нефинансовой благотворительной помощи (строительные материалы, строительная и специальная техника и приспособления, транспорт и т.д.).

· Благотворительной помощи проектных и строительных организаций в проведении всего комплекса работ или какой-либо их части.

· Помощи государственных, региональных и муниципальных властей в решении бюрократических вопросов и в привлечении возможных благотворителей. Нам представляется важной духовной задачей стоящей переднастоятелем в данном случае: разбудить совесть конкретных представителей различных властей, раскрыв им нравственную ответственность государственной власти в целом, за разрушение храмов и монастырей.

Расход средств на проведение реставрационных работ.

Договариваясь с исполнителями тех или иных работ нужно знать расценки на работы. Требование Договора об охране памятника культуры о выполнении восстановительных работ только лицензированной реставрационной организацией, нам представляется в настоящее время трудно выполнимым, тем не менее, следует брать на реставрационные работы рабочих после получения достоверной рекомендательной информации о них. Важное качество любого руководителя, в нашем случае настоятеля, как организатора и руководителя реставрационных работ, чувство баланса цена-качество. Необходим внимательный, заинтересованный, но не придирчивый по пустякам, надзор за производством работ. Нужно максимально, но разумно, воздерживаться от предоплат. Не заработанные деньги, особенно в церкви, развращают. Настоятель, предоставляя работу, должен знать в каких условиях будут жить работники, чем и как питаться, эти условия должны быть достойными. Необходимо добиваться, что бы поведение работников, выполняющих те или иные работы в церкви, соответствовало в свою очередь нормам, хотя бы естественного приличия. Настоятель должен провести разъяснительную беседу с работниками о принципах поведения в храме и на территории храма. Работники должны быть прилично и опрятно одеты. Курить в заранее отведенном для этого месте. За недостойное поведение в храме и на его территории необходимо строго спрашивать.

Оплата за выполненные работы должна проводиться строго в оговоренный срок и в заранее установленном размере.

Окончание реставрационных работ.

Еще только приступая к реставрации храма необходимо понимать, что через 3-5, максимум через 7 лет естественно возникнет необходимость в очередной реставрации, поэтому окончание реставрационных работ достаточно условно. Тем не менее, окончание этапа должно быть четко осознаваемо. Это позволит правильно подвести итоги и достойно подготовиться к следующему строительному сезону. Все выполненные работы должны быть внимательно приняты. Окончательные расчеты с исполнителями работ должны проводиться только после устранения всех замечаний и подписания соответствующего Акта. Неоконченные стадии реставрации должны быть профессионально законсервированы. Уместно дать отчет в расходовании средств на реставрацию жертвователям и благотворителям в любой доступной настоятелю форме.

Поданный рапорт правящему архиерею, об окончании реставрационных работ, будет свидетельствовать оцерковном понимании настоятелем, процесса реставрации храма, как послушания.

Протоиерей Сергий Шумилов

Православные храмы отличаются своей красотой и изяществом. К строительству церквей и храмов привлекались лучшие мастера, архитекторы и зодчие своего времени. В строительстве церквей и храмов не существовало какой-либо серийности. Храмы строились не по типовым, а по индивидуальным проектам. В разные века существовали свои архитектурные традиции, в полной мере нашедшие отражение и в строительстве православных церквей и монастырей. По внешнему виду, по архитектурному строению храма с большой вероятностью можно определить не только период постройки, но и с какой местности были родом его строители. Именно поэтому большинство старинных храмов имеют статус памятников истории и архитектуры если не федерального, то, по крайней мере, местного значения. И как любой памятник истории и архитектуры они требуют особого к себе отношения при реставрации. Строительная реставрация это не просто ремонт, это восстановление первозданного внешнего вида и технической целостности зданий с использованием исторических материалов и технологий строительства. Это не простая, а очень ответственная работа, требующая особых знаний и высокой квалификации специалистов: инженеров, мастеров, рабочих. Работники нашей фирмы в различное время принимали участие в реставрации церквей и храмов, подлинных памятниках истории и архитектуры, настоящих шедеврах архитектурного храмового зодчества. На данной страничке выложены материалы по строительной реставрации церквей и храмов.

Обладая большими накопленными знаниями и возможностью получать любую необходимую консультацию у священнослужителей, мы предлагаем к изготовлению любую церковную утварь и изделия церковного назначения, выполненные из металла, керамики, дерева и камня. Потиры, кадильницы, лампады, выносы, аналои, дарохранительницы, подсвечники и многое другое.

При изготовлении этих и других изделий мы соблюдаем традиции «Русского медного литья», берем за основу классические образцы данных изделий, часто воссоздаем старинные образцы, или просто делаем копии существующих. Особо хочется выделить изготовление солеи и подзоров. Солеи и подзоры изготавливаются нами с применением новейших технологий обработки металлов. Издавна изготовление подзоров это очень кропотливый и тяжелый ручной труд. Листовую медь вручную резали на полосы. На полученные полосы наносили рисунок подзора, а потом этот рисунок вырубали с помощью молотков и зубил. Понятно, что при подобной технологии производства невозможно добиться быстроты выхода продукции, а значит и приемлемой цены, но, что самое главное, идентичности рисунка. Современное металлообрабатывающее оборудование позволяет нам идеально вырезать десятки и сотни метров подзоров в кратчайшие сроки, буквально за неделю со дня подписания договора на изготовление. При этом возможно применение любого металла, даже такого, который невозможно обработать традиционным способом. Подзоры, изготовленные традиционным способом, изготавливаются из меди, с последующим покрытием сусальным золотом. При этом применяемое сусальное золото имеет достаточно большую толщину, чтобы защитить медный лист от вредного воздействия внешней среды, а значит, подзоры, изготовленные подобным способом достаточно дороги. Мы предлагаем изготовить подзоры из меди, латуни и «пищевой» нержавеющей стали с последующей полировкой по 9-му классу обработки поверхности и нанесением прочного и стойкого защитного покрытия, имитирующего цвет натурального золота (нитрит титана). Возможно применение и настоящего сусального золота, или его имитатора – потали.

Солеи традиционно изготавливались несколькими способами. Литьем цветных металлов из литьевой латуни или бронзы, или вырезкой из листовой латуни. Солеи, выполненные способом вырезки из листового материала, обладают низкой ценой и 100%-ной повторяемостью рисунка. Это достигается применением современного металлообрабатывающего оборудования, исключающего тяжелый ручной труд. Применяемое нами литье латуни по выплавляемым моделям дает возможность получения высококачественных заготовок, почти не требующих в дальнейшем сложной слесарной обработки.

Только зачистка и полировка. При этом на поверхности изделия возможно нанесение любого орнамента и рисунка, а свободные от рисунка участки могут иметь тончайший гильошированный фон. Подобное латунное и бронзовое литье используется нами и в производстве других церковных изделий, как то: кадильниц, аналоев, подсвечников, лампад, выносов, а так же церковного осветительного оборудования – бра, хоросов и паникадил.

У любого здания есть крыша, а раз есть крыша, то есть и кровля. Существуют различные виды кровли. Вот некоторые из них: жесткая кровля, мягкая кровля, металлическая кровля, деревянная кровля, камышовая кровля и т.д. Металлическая кровля в свою очередь подразделяется на следующие виды: медная кровля, жестяная кровля, второе название кровля из

оцинкованной стали, или просто кровля из оцинковки и стальная кровля, второе название железная кровля. Разнообразие современного рынка кровельных материалов дает возможность практически неограниченного выбора, реализации любых самых смелых и интересных замыслов архитекторов и проектировщиков при строительстве зданий, будь то деревянный загородный дом, кирпичный коттедж, современный многоквартирный дом, или здание промышленного назначения.

Стальная кровля из черной стали применяется на практике все реже и реже и это не случайно, ведь такая кровля требует больших затрат по ее содержанию - ее необходимо красить не реже одного раза за два-три года, а срок службы такой кровли всего 15 лет.

Одним из самых распространенных и, вместе с тем, самых надежных металлических покрытий кровли, является фальцевая кровля, выполненная из оцинкованной стали. В отличие от кровли из черной стали, кровля из оцинковки служит от 25-ти до 30-ти лет, при этом, не требуя расходов на ее содержание. Фальцевое соединение кровельного покрытия может быть выполнено одинарным, или двойным фальцем. Одинарный фальц может быть замкового типа, что существенно упрощает работу, но при этом замковый фальц лучше применять на кровлях, выполненных из твердого материала. На медной кровле замковый фальц не всегда оправдан, так как медь очень пластична, а значит, требует жесткого соединения картин между собой. Картиной называется отдельная часть покрытия кровли с подготовленными необходимым образом кромками для фальцевого соединения.

На сегодняшний день основным видом соединения фальцевой кровли является соединение на двойной фальц. Двойной стоячий фальц, хоть и более сложный в работе, чем одинарный, но в отличие от одинарного фальца, способен обеспечить стопроцентную защиту кровли от протечек. В условиях суровых Российских зим с перепадами температур, когда днем солнце способно нагреть кровлю так, что снег и лед на ней начинают таять, а ночью снова все замерзает, когда зимой и осенью гуляют сильные ветры, когда в межсезонье льют проливные дожди, особое распространение получила фальцевая кровля, выполненная из рулонных материалов. Такая кровля не имеет горизонтальных лежачих соединительных швов. Используя современное оборудование по изготовлению кровельных картин и закатки фальцевого, шва мы можем получить высококачественное кровельное укрытие. При прокатке рулонного материала на кровельные картины могут наноситься дополнительные ребра жесткости, придающие кровельному покрытию дополнительную способность к сопротивлению ветровой нагрузке и защищающие от грохота во время грозы.

Самым лучшим кровельным покрытием можно назвать медную кровлю. Медная кровля способна защищать крышу Вашего >дома более ста лет. Достигается это тем, что медь является высокопластичным материалом. Медная кровля кладется на сплошную обрешетку, что уже само по себе гарантирует надежность и долговечность покрытия. Медная патина защищает древесину обрешетки от гниения. При всех вышеперечисленных достоинствах медная кровля является еше и достаточно ремонтопригодной. Если Вы по каким либо причинам пробили медное кровельное покрытие, его можно просто запаять.

Согласитесь это не самый плохой вариант при ремонте кровли. Являясь не самым дешевым покрытием, медная кровля превосходит другие в практичности и долговечности.

А какую кровлю выбрать вам для Вашего дома? Решайте сами!

Мы готовы выполнить любые Ваши пожелания.

  1. Московская епархия. Епархиальный отдел по реставрации и строительству

    юридические документы, практические советы, методика реставрации и т.п.

  2. Благотворительная межрегиональная организация "Центр Сельская Церковь"

    Консультативные услуги по практическим вопросам восстановления, помощь в консервации сельских церквей.

  3. Консультативно-экспертный центр Клуба Мастеров "Сень", фонд им. Н. А. Львова

    Консультации по всем вопросам связанным с проектированием, реставрацией, строительством и восстановлением деревянных строений (храмов, часовен).

  4. Каталог ресурсов православного интернета.

    Раздел: восстановление и реставрация храмов.

В последнее время в наш адрес все чаще приходят письма с вопросами о том, как восстановить церковь, с чего начать, к кому и куда обращаться. Для ответа на эти важные вопросы мы составили список советов, основанных на реальном опыте сотрудников проекта "Храмы России".

В первую очередь необходимо выяснить, кому юридически принадлежит здание храма. В советское время сельские церкви национализировались и передавались во владение местных сельхоз-предприятий или колхозов.

Возможно, что здание до сих пор находится на балансе местного сельского округа. Возможно, что юридически храм уже передан епархии.

Необходимо встретиться со священником, являющимся благочинным округа, в котором территориально находится храм. Кто именно является благочинным, можно выяснить в епархии. У многих епархий есть сайты в интернете, где можно найти нужные контакты. Кроме того, эти контакты может дать любой священник в соседней действующей церкви.

Прежде чем заниматься восстановлением храма, необходимо получить у благочинного на это благословение . У благочинного можно выяснить, кому именно юридически принадлежит здание храма. Узнать, как епархия относится к вопросу восстановления данной конкретной церкви. В беседе с благочинным можно выяснить и другие вопросы. Более того, он может помочь советом, что и как делать дальше.

До тех пор, пока при церкви не будет открыт приход , епархия не сможет участвовать в восстановлении храма. Епархии необходима уверенность в том, что желание восстановить храм не является секундным порывом, что людям на самом деле нужна эта церковь и что она не будет пустовать.

Для официального открытия прихода необходимо собрать инициативную группу минимум из двадцати человек . Группа может состоять не только из местных жителей, главное чтобы люди реально участвовали в жизни прихода. Имеется в виду отнюдь не материальный вклад, а именно участие в жизни храма, богослужениях и т.п. Информацию о том, как правильно зарегистрировать приход, также можно получить у благочинного.

Официальная регистрация прихода решает еще один важный вопрос - для прихода может быть открыт банковский счет. Такой счет полезно иметь для возможности получения благотворительных пожертвований от юридических лиц.

Торжественное богослужение в Успенском храме в день первой уборки здания.
Село Федоровское Конаковского района Тверской области.

Финансовый вопрос остается самым трудным, по крайней мере, на первичном этапе. Для начала имеет смысл попытаться подключить местную администрацию. Есть определенная вероятность того, что с их стороны может быть оказана поддержка, пусть не финансами, но материалами или техникой, как для восстановительных работ, так и для очистки здания от мусора.

Нужно быть готовым к тому, что процесс реставрации здания и возвращения его к нормальному виду, может растянуться на долгое время. Самым первым шагом в восстановлении церкви является консервация здания. Много сделать сразу невозможно, но необходимо попытаться остановить или хотя бы замедлить процессы разрушения.

Вырубить деревья на крыше и стенах, очистить от битого кирпича и т.п. В первую очередь восстанавливаются или ремонтируются кровли, окна, двери, укрепляются конструкции церковного здания - стены, фундаменты, своды. Церковное здание, таким образом, выводится из аварийного состояния.

Существуют специальные организации, профессионально занимающиеся консервацией и восстановлением церквей. Одна из них - межрегиональная общественная благотворительная организация "Центр Сельская Церковь ".

Центр занимается проведением срочных противоаварийных работ, оказывает содействие в восстановлении погибающих сельских храмов. Существует эта организация на благотворительные пожертвования. Именно туда стоит обратиться за помощью на самом начальном этапе. Специалисты Центра, квалифицированные инженеры и архитекторы, смогут помочь в работе над консервацией зданий, проведением противоаварийных работ и дадут профессиональную консультацию по вопросам дальнейшей работы.



Здание до и после проведения очистки кровли и стен в мае 2007 года сотрудниками Центра Сельская Церковь.
Успенская церковь в Федоровском Конаковского района Тверской области.

Необходимо довести информацию о возрождении храма до жителей окружающих сел и деревень. Для этого желательно оформить небольшой информационный стенд или доску объявлений, где бы вывешивались сведения о ходе дел, объявления о субботниках по уборке, богослужениях, если таковые проводятся. Можно разместить там же информацию об истории храма, самого села и т.п. Желательно там же оставить контактный адрес или телефон. Стенд желательно разместить на видном месте.


Информационный стенд на дороге в селе Федоровском Конаковского района Тверской области.

Основной смысл такого стенда - показать людям, что дело движется, пусть даже и медленно. Это будет вселять в людей уверенность и поможет общему делу возрождения храма. Кроме того, такой стенд может привлечь добровольных помощников и потенциальных меценатов.

Изменившаяся в последние 2-3 столетия мощность культурного слоя привела к искажению первоначальных пропорций Храма - нижняя его часть, включая первый ярус и цоколь, оказалась ниже современной дневной поверхности на 3,5 м. Создавшаяся обстановка обусловила переувлажнение, химические и физические процессы разрушения кладки стен Храма. К тому же стремительная урбанизация прилегающей территории заблокировала Храм со всех сторон.

Наиболее часто используемый метод сохранения памятников архитектуры в подобных условиях сводится к снятию культурного слоя до уровня первоначальных или близких к ним отметок. При этом во многих случаях требуется перекладка подземных коммуникаций, положение и концентрация которых часто исключает всякую возможность понижения дневной поверхности до уровня первоначальных отметок. Именно такая обстановка сложилась на территории, примыкающей к Храму Всех Святых на Кулишках.

В связи с аварийным состоянием памятника архитектуры в июле 2002 года были приглашены сотрудники Межобластного Научно-Реставрационного Художественного Управления и за счет средств Храма проведено обследование здания. Установлены гипсовые маяки снаружи на стыке колокольни и Храма, наклеены на осетровом клее бумажные маячки на волосяные и более крупные трещины внутри церкви, в приделе Св. Николая, в галерее, в местах стыка с колокольней (киоск, кабинет Владыки, в сторожке, у винтовой лестницы и др.), были взяты пробы на содержание влаги. Проводились наблюдения за состоянием маяков и визуальным мониторингом колокольни.

По состоянию на 2002 год зафиксировано отклонение колокольни от оси на запад на один градус. Из установленных маячков на трещинах внутри Храма порвались до 40% те, что находились на стыке Xрама и колокольни, либо поблизости. Дальние наклейки в арках, парусах и сводах Храма не лопнули. Все фасадные маяки треснули и разошлись. Подвижка фундаментов продолжалась, что делало Храм аварийно-опасным. Динамика деформации дает основание для беспокойства за сохранение памятника.

По результатам обследования ГУП «НИИМосстрой» было выдано заключение № 30/з от 2005 г., в котором указано, что в местах сопряжения стен колокольни со стеной Храма произошло расширение трещин. Ширина раскрытия трещин в верхней части достигала примерно 25 мм. Трещины шириной раскрытия до 8 мм просматриваются в своде и в стенах кабинета епископа. Трещины проходят сверху вниз с постепенным частичным затуханием.

В подвальном помещение Храма, в классе воскресной школы, деформированы полы. Неравномерность осадки достигает до 10 см. Наряду с этим, произошло раскрытие шва до 10 мм между нижней ступенью лестницы и полом.

В 2007 году под руководством доктора геолого-менерологических наук, профессора Е. М. Пашкина ЗАО «Инженерная геология исторических территорий» (ЗАО «ИГИТ») выполнила инженерно-геологические изыскания на участке церкви Всех Святых на Кулишках с целью оценки современного состояния фундаментов и грунтов основания.

По результатам были сформулированы следующие выводы и рекомендации:

1. Состояние фундаментов церкви Всех Святых на Кулишках характеризуется как неудовлетворительное.

2. Основными опасными процессами, оказывающими негативное влияние на состояние здания, являются процессы, связанные с длительной консолидацией техногенных грунтов, проникновением поверхностной и капиллярной влаги в конструкции сооружения.

Для обеспечения безопасной эксплуатации здания необходимо:

1. Обеспечить устойчивость здания памятника архитектуры спомощью устройства вдавливаемых свай, созданияжелезобетонного ростверка с разборкой ослабленногофундамента устройством железобетонной плиты по всей площади Храма в качестве диска жесткости.

2. Для сохранности существующего свайного поля в основанииздания недопустимо понижать уровень «грунтовых вод».

На основании проведенных исследований в 2008 году проектной организацией ООО «Реконфисс-Ярославль» был разработан «Проект усиления фундаментов и основания объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Всех Святых на Кулишках», согласованный Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (13 февраля 2009 г. письмо № 05.-4.-208).

Проектом предусмотрено выполнение следующих мероприятий:

1. Устройство технологического этажа высотою 1600 мм по всему пятну здания в отметках 123,39-124,99 м.

2. Создание верхнего диска жесткости в отметке 125,24 м (перекрытие по всему пятну здания соединенное с верхним монолитным поясом по несущим стенам).

3. Создание нижнего диска жесткости в отметке 123,39 м. Диск жесткости включает в себя пол технологического этажа по всему пятну здания толщиною 200 мм, армированный объемным каркасом с рабочей арматурой А-Ш диаметром 14 мм, который соединен с нижним монолитным поясом по несущим стенам. Пояс армирован рабочей арматурой А-Ш диаметром 14…20 мм.

4. Усиление существующих фундаментов железобетонными сваями диаметром 250 мм по технологии статического погружения. Сваи выполнены с предварительным напряжением, которое обеспечивает их включение в работу и обеспечивает надежный контакт «свая-ростверк».

5. Устройство пластового дренажа под всем пятном здания, а также гидроизоляция пола технического этажа.

Во время проведения данных работ ГП МО «Мособолтрест» с сентября по декабрь 2009 года осуществлял изучения состава, строения и свойств пород, слагающих фундаменты и грунтовое основание.

В результате установлена чрезмерно высокая до 90% влажность материала фундаментов и стен, деструкция песчано-известкового раствора, а также частичное преобразование известняка в белую глину. В отчёте отмечено, что существующие условия взаимодействия стен нижнего яруса Храма и грунтового массива несовместимы с нормативными требованиями по обеспечению сохранности строительных конструкций.

В 2009 году сотрудниками МГСУ были проведены работы по дополнительному обследованию фундаментов и стен Церкви Всех Святых на Кулишках (арх. №3289/437-09). В результате работ было установлено, что состояние фундаментов здания церкви неудовлетворительное, а состояние стены нижнего яруса обладают ограниченной работоспособностью. Рекомендовано произвести замену существующих фундаментов, а для создания нормальных условий по сохранению наружных стен подклета и всего здания осуществить его подъем на 4,0 м.

По договору № 09-015 от 12 марта 2009 года компанией ООО «Археологические изыскания в строительстве» проводились археологические изыскания.

Обследования велись периодически, по мере разборки фундаментов и удаления грунта из подвальной части церкви, с периодичностью 1-2 недели: 02.09.2009, 10.09.2009, 17.09.2009 , 22.09.2009, 24.09.2009, 07.10.2009, 14.10.2009, 29.10.2009, 13.11.2009, 02.12.2009. Фотофиксацию работ можно посмотреть в разделе « Фотоматериалы» .

Работы по реконструкции фундамента здания Церкви согласно утверждённого проекта выполнила организация ООО «Реконфисс-Ярославль». В этот же период ЗАО «ИГИТ» проводил геодезический мониторинг осадок здания. По состоянию на 2010 год все маячки находятся в хорошем состоянии, что в свою очередь говорит о стабилизации здания.

К моменту начала реставрационных работ были собраны все разрешающие документы, каждый этап был согласован с правительственными органами.

1 июня 2007 года МОСКОМНАСЛЕДИЕ выдало разрешение № 16-02-2856/7 - (3)1 на проведение работ по обследованию фундаментов и грунтов основания храма и колокольни. Согласно письму-заявки от 16.04.2007 № 0012-565/7 и п. 4 акта проверки порядка сохранения и использования объекта, отнесенного к недвижимому культурному наследию от 27ж.12.2006 № 16-24/Шх-64-а1. Работы производились: ЗАО «Инженерная геология исторических территорий» (ИГИТ), ген. Директор Е. М. Пашкин, лицензия МК РФ от 24.12.2003., №1042.

1 августа 2007 года Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия выдало разрешение № 4-17-510 на проведение ремонтно-реставрационных работ по укреплению фундаментов. Согласно проекту усиления фундаментов указанного памятника, согласованному письмом Россвязьохранкультуры от 26.07.2007 № 4/1682. Разрешение выдано организации: ЗАО «Инженерная геология исторических территорий» (ЗАО «ИГИТ»), ген. Директор Е. М. Пашкин, лицензия МК РФ от 24.12.2003., №1042.

21 августа 2007 года МОСКОМНАСЛЕДИЕ выдало разрешение № 16-11/0013-1253/7 на проведение работ по усилению фундаментов Храма и колокольни и выведению объекта из аварийного состояния. Согласно инженерно-геологических изысканий и обследований фундаментов и грунтов; проекта усиления фундаментов (согл. Письмом от 21.08.2007 № 16-02-631/7-(1)-1 и разрешения на производство работ в соответствии с охранным статусом. Разрешение выдано организации: ЗАО «Инженерная геология исторических территорий» (ЗАО «ИГИТ»), ген. Директор Е. М. Пашкин, лицензия МК РФ от 24.12.2003., №1042.

5 марта 2008 года МОСКОМНАСЛЕДИЕ выдало разрешение № 16-11/0013-102/8 на проведение работ по усилению фундаментов храма и колокольни и выведению объекта из аварийного состояния. Согласно инженерно-геологических изысканий и обследований фундаментов и грунтов; проекта усиления фундаментов (согл. Письмом от 21.08.2007 № 16-02-631/7-(1)-1 и разрешения Россвязьохранкультуры на производство работ). Разрешение выдано организации: ЗАО «Инженерная геология исторических территорий» (ЗАО «ИГИТ»), ген. Директор Е. М. Пашкин, лицензия МК РФ от 24.12.2003., №1042.

14 сентября 2010 МОСКОМНАСЛЕДИЕ выдало разрешение № 16-11/009-796/10 на проведение противоаварийных работ по устройству закрытого технологического зазора вдоль восточного, южного и западного фасадов здания церкви и колокольни с сохранением крыльца западного входа. Согласно рабочей документации «Противоаварийные работы. II этап. Устройство технологического зазора. Шифр 707-08/1» (согласовано Москомнаследием письмом от 16.02.2010 № 16-02-2856/7-(58)-1 от 13.09.2010) под археологическим надзором. Работы проводятся ООО «Реконфисс-Ярославль» лицензия Росохранкультуры от 23.03.2007., № РПК 1561, срок действия до 23.03.2012г. Ответственные за научное руководство, надзор: Научный консультант ООО «Реконфисс-Ярославль» д.г.-м.н., профессор Е. М. Пашкин, Ген. Дир. ООО «Археологические изыскания в строительстве» Ю. А. Пипко.

Предложение по подъему памятников было поддержано: на заседании Научно-методического Совета УГКОИП г. Москвы (Протокол № 36 от 04.10.1995); Управлением по охране культурного наследия Министерства культуры РФ (№ 1147/14-24 от 24.12.94); нашло положительную оценку в Протоколе встречи г-на Ресина В. И. с представителями общественности города 13.09.95, в котором было отмечено, что предложение о подъеме зданий заслуживает серьезного рассмотрения.

По результатам обследования было рекомендовано проведение неотложных работ инженерному укреплению здания. В противном случае техническое состояние конструкции колокольни Храма может привести к непредсказуемым последствиям вплоть до их обрушения. Данные изменения потребовали принятия безотлагательных мер.



Похожие статьи